Структура системы управления финансами предприятия. Орган управления финансовой системой

Сущность финансового менеджмента в условиях рыночной экономики.

Финансовый менеджмент это система управления движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами. Это наука движения денежных потоков.

Денежные потоки – это отражение поступления и выбытия денежных средств на счетах бухучета.

Финансовый менеджмент состоит из 2-х взаимосвязанных подсистем:

1. Управляющая подсистема или субъект управления, который включает в себя финансовую администрацию.

2. Управляемая подсистема или объект финансового менеджмента, который включает в себя денежный оборот, источники финансовых ресурсов и сами финансовые ресурсы, а также финансовые взаимоотношения.

Функции финансового менеджмента

Функции финансового менеджмента определяют формирование структуры управляющей системы. Они делятся на 2 направления:

1. Функции субъекта - это общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия на отношения работников в процессе хозяйствования. Они складываются из сбора, передачи и хранения информации, систематизации, выработки и принятия решения:

Планирование;

Прогнозирование;

Организация;

Регулирование;

Координирование;

Стимулирование;

Контроль.

2. Функции объекта – организация денежного оборота, снабжение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами, снабжение основными и оборотными фондами (здания, сооружения), организация финансовой работы.

Характеристика управляющей подсистемы

1. Организационная структура системы управления финансами. Она различна на каждом предприятии, в зависимости от размеров предприятия и видов его деятельности и форм собственности.

Общие черты, характерные для системы управления финансами:

Выделяется заместитель директора по финансам, в ведении которого находятся 2 подразделения:

1) финансовый отдел во главе с финансовым менеджером, в ведении которого находятся:

Финансовый анализ и планирование;

Финансирование инвестиций;

Управление денежной наличностью;

Кредитная политика;

Управление налогами.

2) бухгалтерия во главе с главным бухгалтером, в его ведении находятся:

Финансовый учет;

Управленческий учет;

Составление отчетности;

Информационное обеспечение деятельности;

Организация внутреннего аудита.

2. Кадровое обеспечение формируется на основе организационной структуры системы управления, а должностные обязанности определяются в зависимости от объемов и видов деятельности предприятия.


ДП- денежные потоки

Технические средства управления финансами
ДП

ИП
ИП

3. Финансовые инструменты. Он представляют собой контракты, по которым происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.

Финансовые активы включают:

Денежные средства;

Ценные бумаги;

Контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид активов, контрактное право обмена финансовыми инструментами на потенциально выгодных условиях.

Финансовые обязательства включают:

Контрактные обязательства выплатить денежные средства или предоставить какой-либо другой вид финансовых активов;

Обмен финансовыми инструментами на потенциально невыгодных условиях (вынужденная продажа дебиторской задолженности);

Все финансовые инструменты делятся на первичные и вторичные:

Первичные:

Денежные средства;

Ценные бумаги;

Кредиторская и дебиторская задолженность.

Вторичные (производные):

Финансовые опционы (срочные сделки, которая заключается по текущие цене с поставкой продукты через определенные промежутки времени).

Фьючерсы;

Форвардные контракты;

Процентные и валютные свопы (ценные бумаги с правом на покупку партии ценных бумаг).

4. Методы финансового управления:

Прогнозирование;

Планирование;

Налогообложение;

Страхование;

Самофинансирование;

Кредитование;

Системы расчетов;

Система финансово помощи и санкций;

Система амортизационных отчислений;

Система стимулирования.

5. Информационное обеспечение:

Бухгалтерская отчетность (как своя, так и контрагентов);

Сообщения финансовых органов (носят нормативный характер);

Информация товарных фондовых валютных бирж;

Любая прочая информация.

6. Техническое обеспечение системы управления финансами (самостоятельный элемент), оно является косвенным показателем уровня принятия финансового решения:

Компьютерная сеть или обеспечение отдельными компьютерами;

Программное обеспечение.

Любой хозяйствующий субъект можно рассматривать как некую социально-экономическую систему, инициирующую потоки ресурсов и преобразующую их в продукцию или услуги, предложение на рынок и реализация которых обеспечивают достижение основных целей, определяющих и оправдывающих сам факт создания данного субъекта. Финансовые ресурсы играют при этом огромную, если не решающую, роль. На момент основания предприятия, а также в первые годы его функционирования приоритетное значение имеет инвестиционный аспект управления финансами; в дальнейшем относительно большее значение приобретают вопросы оптимизации финансирования текущей деятельности, в частности анализ и прогнозирование денежных потоков, эффективное управление финансовой структурой компании и др. Иными словами, после того как предприятие стабилизировало свою деятельность и вышло на так называемый нормальный режим работы, приоритет отдается обеспечению, в том числе финансовому, ритмичности и бесперебойности в достижении основных целей (чаще всего основная цель заключается в генерировании прибыли).

С позиции практического управления финансами субъекта хозяйствования ключевым является умение более или менее обоснованно отвечать на ряд ключевых вопросов:
Удовлетворены ли стратегические инвесторы деятельностью предприятия, направлением и динамикой его развития, положением в конкурентной среде?
Каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее: (а) платежеспособность фирмы, (б) ее финансовую устойчивость с позиции перспективы, (в) экономически эффективную, рентабельную работу в среднем и (г) ритмичность платежно-расчетных операций?

Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента как системы эффективного управления финансовой деятельностью предприятия. Одна из наиболее распространенных интерпретаций финансового менеджмента такова: он представляет собой систему отношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов. Возможна и более широкая его трактовка, расширяющая предмет этого научного и практического направления -с финансовых ресурсов до всей совокупности отношений, ресурсов, обязательств и результатов деятельности предприятия, поддающихся стоимостной оценке. Учитывая, что любые действия по реализации финансовых отношений (в частности, в приложении к коммерческой организации) немедленно сказываются на ее имущественном и финансовом положении, напрашивается следующий очевидный вывод: финансовый менеджмент можно трактовать как систему действий по оптимизации финансовой модели фирмы. (Заметим, что наилучшей моделью является бухгалтерский баланс фирмы.) Можно продолжить конкретизацию приведенного определения. Очевидно, что наилучшей финансовой моделью фирмы является ее отчетность и ее сущностное ядро - бухгалтерский баланс. А потому возможно и такое определение: финансовый менеджмент - это система действий по оптимизации баланса хозяйствующего субъекта.

Логика функционирования системы управления финансами предприятия представлена на рис. 1.6. Приведем краткую характеристику основных элементов данной системы (некоторые из них в последующих разделах книги будут описаны более подробно).

Как известно из теории систем, любая система управления состоит из двух ключевых элементов - субъекта управления и объекта управления; субъект воздействует на объект с помощью так называемых общих функций управления (например, анализа, планирования, организации, учета, контроля, регулирования), руководствуясь при этом системой целей, стоящих перед хозяйствующим субъектом.

В приложении к управлению финансами предприятия субъект управления, или управляющая подсистема, может быть представлена как совокупность пяти базовых элементов: (1) оргструктуры управления финансами, (2) кадров финансовой службы, (3) финансового инструментария, (4) информации финансового характера и (5) технических средств управления финансами.

Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены разными способами, в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Как отмечалось выше, для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел.

Финансовые методы, приемы, модели представляют собой основу инструментария, практически используемого в управлении финансами. Их общая характеристика будет приведена в гл. 5.

Финансовые инструменты - это относительно новое понятие в теории финансов, однако значимость его стремительно возрастает, поскольку они являются основой любых операций компании на финансовых рынках: идет ли речь о привлечении капитала (в этом случае осуществляется эмиссия акций или облигаций), операциях спекулятивного характера (приобретение ценных бумаг с целью получения текущего дохода, операции с опционами), финансовых инвестициях (вложения в акции), операциях хеджирования (эмиссия или приобретение фьючерсов или форвардов), формировании страхового запаса эквивалентов денежных средств (приобретение высоколиквидных ценных бумаг). Сущность и виды финансовых инструментов обсуждаются в гл. 3.

Информация финансового характера, или информационная база, является основой информационного обеспечения системы управления финансами на любом уровне, поскольку всякое обоснованное, неспонтанное решение базируется на некоторых данных. Информационная база весьма обширна и включает обычно любые сведения финансового характера; в частности, сюда относятся бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, данные товарных, фондовых и валютных бирж, несистемные сведения. Информационный аспект управления финансами будет рассмотрен в гл. 9.

Технические средства управления финансами являются самостоятельным и весьма важным элементом финансового менеджмента. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек, клиринговые расчеты и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ. Все крупные предприятия ведут свою бухгалтерию с использованием специализированных пакетов (например, 1С-бухгалтерия). Для выполнения текущих аналитических расчетов финансовый менеджер может воспользоваться также стандартным программным обеспечением, в частности различными электронными таблицами.

Как показано на рис. 1.6, объект системы управления финансами предприятия представляет собой совокупность трех взаимосвязанных элементов*, отношения, ресурсы, источники (обязательства) - именно этими элементами и пытаются управлять менеджеры.

Под финансовыми отношениями мы будем понимать отношения между различными субъектами (физическими и юридическими лицами), которые влекут изменение в составе активов и (или) обязательств этих субъектов. В основе финансовых отношений лежит система договоров. Эти отношения должны иметь документальное подтверждение (договор, накладная, акт, ведомость и др.) и, как правило, сопровождаться изменением имущественного и (или) финансового положения контрагентов. Слова «как правило» означают, что в принципе возможны финансовые отношения, которые при их возникновении не отражаются немедленно на финансовом положении в силу принятой системы их реализации (например, заключение договора купли-продажи). Финансовые отношения многообразны; к ним относятся отношения с бюджетом, контрагентами, поставщиками, покупателями, финансовыми рынками и институтами, собственниками, работниками и др. Управление финансовыми отношениями основывается, как правило, на принципе экономической эффективности.

Вторым элементом объекта финансового менеджмента являются финансовые ресурсы (точнее, ресурсы, выражаемые в терминах финансов). Эти ресурсы представлены в активе баланса; иными словами, они весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным признакам. В частности, это долгосрочные материальные, нематериальные и финансовые активы, производственные запасы, дебиторская задолженность и денежные средства и их эквиваленты. Естественно, речь идет не о материально-вещественном их представлении, а о целесообразности вложения денежных средств в те или иные активы и их соотношении. Задача финансового менеджмента - обосновать и поддерживать оптимальный состав активов, т. е. ресурсного потенциала предприятия, и по возможности не допускать неоправданного омертвления денежных средств в тех или иных активах.

Управление источниками финансовых ресурсов - одна из важнейших задач финансового менеджера. Источники представлены в пассивной стороне баланса предприятия. Основная проблема в управлении источниками средств заключается в том, что, как правило, не бывает бесплатных источников; поставщику финансовых ресурсов надо платить. Поскольку каждый источник имеет свою стоимость, возникает задача оптимизации структуры источников финансирования в долгосрочном и в краткосрочном аспектах.

Функционирование любой системы управления финансами осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся законы, указы Президента РФ, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

Управление финансами – это комплекс мероприятий, совокупность стратегий и приемов, направленных на достижение высоких финансовых результатов и повышение эффективности финансовой системы в целом.

Термин имеет несколько ступеней:

Управление финансами государства;
- управление финансами предприятия;
- управление личными финансами.

Управление финансами имеет два основных аспекта:

- инвестиционный . Здесь основной вопрос: «В каком количестве и куда вкладывать свои средства?»;

- финансовый : «Где взять на совершение тех или иных вложений?».

Цели управления финансами

Грамотное финансовое управление – это 90% успеха. Главное здесь – определиться с целями:

1. Увеличение дохода за фиксированный промежуток времени (как правило, за один год). Любое финансовое управление (вне зависимости от структуры) должно ставить целью увеличение прибыли. В свою очередь доход формируется с учетом двух основных аспектов:

Эффективности работы компании (ее хозяйственной деятельности);
- четкой реализации стратегии развития.

Дополнительный доход предприятия способствует повышению уровня прибыли руководителей. Как следствие, появляется заинтересованность в дальнейшем развитии структуры. При этом основная задача – точный с учетом расходов, понесенных в период производства и продажи той или иной продукции (услуги) компании. Данное правило носит название «принцип начисления». При его четком соблюдении можно рассчитывать на повышение уровня рентабельности продукции, а также рост эффективности использования текущих ресурсов компании.

2. Повышение цены акционерного капитала . Еще одна задача – повысить стоимость предприятия, выраженную в ценных бумагах. Те акционерные общества, акции () которых вращаются на бирже, могут оценить свою компанию по простой формуле. (не номинальная стоимость акции , как думают многие, а именно рыночная) умножается на общее число акций. Итоговый результат – это стоимость чистых активов и по совместительству цена самой компании.

Акционерам, в свою очередь, важно не просто получать по ценным бумагам (в виде дивидендов), но и видеть рост эмитента. прекрасно осознает, что чем лучше развивается , тем больше он сможет заработать на продаже акции в дальнейшем.


3. Гарантия платежеспособности (ликвидности). предприятия – это не единственная задача управления финансами. Важно контролировать и регулировать течение входящих и исходящих средств. Особое внимание уделяется таким аспектам:

Контроль сроков дебиторской задолженности;
- оценка платежеспособности компаний;
- своевременное погашение обязательств;
- контроль возможностей компании осуществлять инвестиционную деятельность;
- контроль вывода средств из оборота (если это требуется для поддержания высокого уровня обеспечения).

Функции управления финансами

К основным функциям управления финансами можно отнести:

- финансовое прогнозирование . У финансовых руководителей есть возможность оценить общее состояние финансовых ресурсов на предприятии, их состояние и перспективы. При этом прогнозирование – это всегда первый этап перед составлением более глобального документа – финансового плана;

- . Основная задача управления – собрать необходимую информацию, оптимизировать ее и на основе полученных данных принять правильное решение. Такая функция позволяет найти выход даже из самой сложной ситуации;

- контроль состояния денежных средств и их учет выступает в качестве обратного звена в общей цепи управления. Основные задачи – предоставление информации о правилах, нормах и перспективах применения финансов, а также четкого соблюдения действующих законов;

- оперативное регулирование капитала помогает быстрее реагировать на сложные ситуации и принимать верные решения. Оперативное регулирование дает шанс менять целевую направленность и перераспределять текущие ресурсы. На уровне государства управление финансами лежит на Министерстве финансов, а на уровне предприятия – на соответствующей финансовой службе;

- планирование финансовых ресурсов подразумевает четкое определение параметров системы, источников поступления капиталы и их размеров, путей расходования средств, уровня дефицита, потенциальной прибыли и расходов.

Органы управления финансами

Для руководителя каждого предприятия одна из первостепенных задач – организовать работу финансового сектора и назначить на свои места хороших специалистов. Как правило, управление и организация финансов компании – это задача специально созданных отделов, у руля которых находятся свои руководители. В зависимости от структуры и сферы деятельности компании задачи и зона ответственности таких руководителей может различаться. Чаще всего обязательства финансовых управляющих формируются следующим образом:

Финансовый директор несет ответственность за планирование бюджета компании и проведение его анализа;


- главный бухгалтер занимается контролем и учетом капитала предприятия;

Генеральный директор берет на себя функции общего финансового управления, а также возлагает организаторские функции.

Несмотря на разделение полномочий, организация финансовой деятельности – это задача всех структур. Соответственно, и ответственность также несут все.

В мировой практике работают немного иные подходы. Считается, что основные финансовые «нити» должны находиться в руках финансового директора, в том числе и бухгалтерская служба. Но в России, как правило, главный бухгалтер непосредственным образом подчинен генеральному директору.


Ниже по иерархии создаются дополнительные отделы, которые способствуют эффективному управлению всей финансовой структурой. В дальнейшем подразделения могут быть подчинены либо бухгалтеру, либо напрямую финансовому руководителю. При этом компания самостоятельно может определять, по какой структуре будет производиться работа, а также каким будет уровень подчинения финансовых служб и отделов.

Чаще всего разделение обязанностей происходит таким образом:

1. Генеральный директор занимается организацией работы финансовой службы, назначает на должность (или снимает с нее) финансовых руководителей, контролирует финансовую деятельность компании, ставит задачи и цели управления финансами. Кроме этого, генеральный директор участвует в организации работы финансовых отделов, отвечает за своевременную подачу налоговой отчетности, а также правильность ее оформления.

2. Финансовый директор берет на себя задачу финансового прогнозирования и планирования, производит финансовый анализ, определяет размер дивидендов по ценным бумагам, проводит общий анализ предприятия (в сфере финансов), определяет пути получения необходимых ресурсов, производит управление акционерными (заемными) средствами, управляет ликвидностью и принимает конкретные финансовые решения для устранения текущих проблем.
Одновременно с этим финансовый директор управляет инвестициями, запасами, валютными операциями и ценными бумагами, занимается страхованием рисков, организует работу финансовых отделов компании.

3. Главный бухгалтер выполняет следующие задачи – анализирует расходы и
доходы компании, ведет бухгалтерский учет и учет расходов, собирает необходимую информацию и готовит финансовые отчеты, контролирует своевременность перевода налоговых платежей, осуществляет на небольшие промежутки времени.

Отчеты компании, как составляющая часть управления финансами

Любое предприятие ведет финансовую отчетность и готовит следующие отчеты – бухгалтерский баланс, отчет об изменениях капитала, отчет о доходах и расходах, отчет о движении капитала. Кроме этого, финансовая отчетность может дополняться аудиторским заключением (показывает, насколько в отчете соответствует реальной действительности), а также пояснительной запиской о применяемых методах учета.

К основным функциям отчетности можно отнести:

1. Баланс компании дает полную информацию о положении компании и позволяет:

Определить текущее финансовое состояние компании;
- оценить структуру источников капитала;
- дать реальную оценку деловой активности;
- показать рентабельность и эффективность ресурсов;
- оценить текущую имеющихся в распоряжении активов.

2. позволяет оценить, как меняется суммарный объем средств предприятия с учетом имеющихся доходов и расходов, не связанных с работой структуры. Основная задача отчета – шаг за шагом скорректировать остаток средств за . Цель достигается это за счет вычитания выплаченных дивидендов, а также итоговой суммы переоценки вложений и основного капитала. Итоговое действие – прибавление дополнительного выпуска ценных бумаг, а также дохода за выбранный период времени.

Основные задачи такого отчета:

Оценка изменений акционерного капитала компании;
- проверка корректности выбранных размеров дивидендов,
- проведение оценки деятельности компании в отношении распределения дохода (здесь учитывается, созданию каких фондов уделяется особое внимание, а также каким образом платятся дивиденды);
- оценка изменений объемов средств компании за счет получения эмиссионной прибыли и переоценки фондов.

3. дает информацию, как меняется финансовое положение компании. Задачи такого документа:

Оценить способность компании формировать ;
- дать оценку основным направления деятельности структуры – инвестиционной, операционной и финансовой;
- определить реальные нужды компании и объем недостающих финансов.

Учет при управлении финансами

Для контроля деятельности компании применяется три основных вида учета:


- управленческий . Представляет собой систему внутреннего учета и обработки информации по деятельности компании. Составляет для руководителей различного звена. На основе данных из отчетов принимаются решения о эффективности работы компании в целом и дальнейших шагах по оптимизации;

- финансовый . Этот вид учета проводится по строгим правилам. Основное назначение – сбор и предоставление данных внешним пользователям компании. Все операции выполняются с учетом требований ПБУ Российской Федерации;

- налоговый . Основное направление деятельности в этом случае – определение налоговой базы компании, а также ее обязательств по выплате налогов. Здесь все расчеты ведутся с учетом Налогового кодекса Российской Федерации.

Оценка управления финансами

Модель финансового управления компании включает в себя несколько основных аспектов – финансовую, эмиссионную, дивидендную и инвестиционную политику, управление ценными бумагами, а также структуру принятия решений.
При оценке эффективности управления должны быть выделены – методика и объекты оценки, а также критерии функционирования и эффективности объектов контроля.

К основным объектам оценки и признакам эффективности можно отнести:

1. Управление оборотными средствами и капиталом . Характеризуется рентабельностью, фондоотдачей, ростом периода службы средств деятельности, снижением затрат на производство, применением качественных методов расчета.

Организационная структура финансовой системы - это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами. Необходимость распределения и перераспределения ВВП является объективным явлением, а формы и методы финансовых отношений, отражают установленную в мировой практике внутреннюю структуру финансовой системы. Вместе с тем, движение денежных потоков осуществляется не сам по себе, а руководствуется определенными управленческими структурами, юридическими и физическими лицами. Это субъективная сторона построения финансовой системы, которая, имея определенные закономерности, отражает условия конкретной страны.

В основе выделения органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране осуществляют органы государственной власти и управления.

До организационного состав финансовой системы входят:

а) органы управления:

o Министерство финансов;

o Государственная налоговая администрация;

o Контрольно-ревизионная служба;

o Казначейство;

o Счетная палата;

o Аудиторская палата;

o Комитет по надзору за страховой деятельностью;

o Государственная комиссия из ценных бумаг и фондового рынка;

o Пенсионный фонд;

o Фонд социального страхования;

o Государственный инновационный фонд;

б) финансовые институты:

o Национальный банк;

o Коммерческие банки;

o Страховые компании;

o Небанковские кредитные учреждения (ломбард и т.д.);

o Межбанковская валютная биржа;

o Фондовые биржи;

o Финансовые посредники на рынке ценных бумаг.

Финансовые органы и институты могут быть сгруппированы в четыре блока.

Первый блок составляют органы, которые функционируют в сфере бюджета государства. Это прежде всего Министерство финансов Украины и его обособлені подразделения - государственное казначейство и контрольно-ревизионная служба. К этой же группе относится государственная налоговая администрация, которая в 1996 г. выделилась из состава Министерства финансов.

Второй блок составляют контрольно-регулирующие органы - Счетная палата Верховной Рады Украины, Государственная комиссия по ценных бумаг и фондовому рынку, Комитет по надзору за страховой деятельностью, Аудиторская палата и аудиторские фирмы.

Третий блок составляют финансовые институты, которые работают на финансовом рынке: Национальный банк Украины и коммерческие банки, межбанковская валютная биржа, фондовые биржи и финансовые посредники, страховые компании.

До четвертого блока входят органы управления целевыми фондами: Пенсионный фонд Украины, Фонд социального страхования, Государственный инновационный фонд.

Существует довольно сложная схема взаимосвязи органов управления финансовой системой с ее отдельными сферами и звеньями (табл. 10.1).

Как видно из приведенного распределения полномочий финансовых органов и институтов, основное внимание в системе управления сосредоточена на бюджете государства. Это вполне естественно, поскольку именно в нем концентрируются финансовые потоки и связи.

Отдельные сферы и звенья не имеют соответствующих финансовых органов или институтов управления. Финансы субъектов хозяйствования руководствуются финансовыми службами в составе структур управления предприятий и организаций, хозяйственных обществ и холдинговых компаний, министерств и ведомств.

Основной задачей органов управления финансовой системой является обеспечение слаженности в функционировании отдельных сфер и звеньев финансовых отношений. Это достигается четким разграничением функций и полномочий между финансовыми органами и институтами.

Центральное место в управлении финансами занимает Министерство финансов. Именно на него возложены задачи общего руководства всей финансовой системой страны. Основными его функциями являются:

Таблица 10.1. в

o проработки основ и направлений финансовой политики государства и разработка мероприятий по их реализации;

o организация бюджетного процесса, составление проекта Государственного бюджета и его исполнение после утверждения Верховной Радой Украины;

o осуществление мероприятий по мобилизации средств через систему государственного кредита и управления государственным долгом;

o организационное регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования через установление правил осуществления финансовых операций, форм финансовых документов, порядка и стандартов ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

o организация функционирования рынка ценных бумаг;

o обеспечение финансовых отношений государства с другими странами, международными организациями и финансовыми институтами;

o организация и осуществление финансового контроля в стране. Министерство финансов имеет разветвленную региональную структуру:

министерство финансов Республики Крым; областные и городские (Киева и Севастополя) финансовые управления; районные и городские (городов республиканского и областного подчинения) финансовые отделы.

В состав Министерства финансов входят два обособленных подразделения: контрольно-ревизионная служба и государственное казначейство.

Контрольно-ревизионная служба специализируется на осуществлении финансового контроля.

Во-первых, она является органом ведомственного контроля в системе Министерства финансов, осуществляя ревизии финансовых органов по вопросам составления и исполнения бюджета.

Во-вторых, она является органом государственного контроля за эффективным и целевым использованием бюджетных ассигнований непосредственно у распорядителей бюджетных средств.

в-третьих, контрольно-ревизионная служба проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций государственного сектора. Контрольно-ревизионная служба имеет региональную структуру, идентичную системе Министерства финансов. Однако ее региональные органы не должны системы двойного подчинения, поскольку, осуществляя финансовый контроль в регионе, они не могут быть зависимыми от местных органов власти и управления, деятельность которых контролируют.

Государственное казначейство создано с целью обеспечения полного и своевременного выполнения Государственного бюджета. Поскольку объекты финансирования из централизованного бюджета государства расположены на всей территории страны, то осуществлять их обслуживание из единого центра - Министерства финансов, крайне сложно. Казначейство имеет такую же региональную структуру, как и Министерство финансов. Разграничение полномочий между региональными органами в части финансирования расходов осуществляется по признакам значения того или иного объекта финансирования и места его расположения.

Государственная налоговая администрация была создана в составе Министерства финансов, однако, с конца 1996 г. она была преобразована в самостоятельный финансовый орган. Основная ее задача заключается в реализации налоговой политики государства. На налоговую администрацию возложены следующие основные функции:

o разработка проектов налогового законодательства;

o проведение массово-разъяснительной работы среди плательщиков налогов;

o учет плательщиков налогов и поступлений их в бюджет;

o контроль за правильностью исчисления налогов и других обязательных платежей и своевременностью их уплаты;

o наложения штрафных санкций и административных взысканий на нарушителей налогового законодательства;

o международное сотрудничество в сфере налогообложения.

Счетная палата Верховной Рады Украины создана с целью осуществления вневедомственного контроля за составлением и исполнением Государственного бюджета, выработки и анализа бюджетной политики государства, контроля в сфере государственного кредита и денежно-кредитной политики. Она выступает в роли экспертного органа Верховной Рады, давая соответствующие заключения и рекомендации по вопросам финансовой деятельности органов управления, показателей ликвидности и платежеспособности и др.) и размеров обязательных резервов. Важной его функцией в банковской системе является обеспечение проведения межбанковских расчетов и кредитования коммерческих банков, то есть он выступает банком банков. НБУ проводит значительные работы по обслуживанию правительства. Он выполняет агентские услуги по размещению государственных ценных бумаг и обслуживание государственного долга, организовывает кассовое выполнение бюджета, проводит международные расчеты государства. НБУ осуществляет валютное регулирование и устанавливает официальные курсы валют или валютные коридоры.

Коммерческие банки формируют банковскую систему и выполняют следующие основные функции:

o аккумуляция временных свободных средств юридических и физических лиц;

o проведение безналичных расчетов;

o кассовое обслуживание наличного обращения;

o кредитования;

o агентские и иные услуги клиентам банка

В условиях рыночной экономики коммерческие банки выступают сердцевиной финансовой системы, выполняя роль кровеносной сети в экономике. Концентрируя значительную массу финансовых ресурсов и направляя кредитные потоки, они играют управляющую роль в развитии каждой страны. Поэтому экономическая и финансовая мощь страны определяется, прежде всего, потенциалом ее банковской системы.

Межбанковская валютная биржа проводит торги по покупке-продаже иностранных валют. Цены, которые формируются на этой бирже, характеризующих рыночный курс валют, то есть тот, который складывается под влиянием спроса и предложения, как на национальную, так и на иностранные валюты. Влияние НБУ на рыночный курс национальной валюты осуществляется через участие в торгах путем скупки той или иной валюты или валютных интервенций.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку организует функционирование рынка ценных бумаг. Она проводит регистрацию выпуска ценных бумаг и регулирует их круговорот. Обеспечивает формирование инфраструктуры рынка, выдает лицензии финансовым посредникам, которые осуществляют операции с ценными бумагами. Комиссия осуществляет контроль за деятельностью субъектов рынка ценных бумаг - эмитентов, инвесторов, финансовых посредников, фондовых бирж - согласно действующего в этой сфере законодательства.

Фондовая биржа проводит операции с ценными бумагами. Основное ее назначение - организация функционирования вторичного рынка. Однако, с одной стороны, через нее может осуществляться и первичное размещение ценных бумаг, а с другой стороны, и вторичный рынок может функционировать вне

Счетная палата может проводить также ревизионную работу в различных звеньях финансовой системы. Однако, в отличие от контрольно-ревизионной службы, которая осуществляет детальный контроль за соблюдением финансового законодательства, Счетная палата осуществляет контроль с позиций макроэкономического финансового регулирования и действенности финансовой политики.

Комитет по надзору за страховой деятельностью организует функционирование страхового рынка. Он проводит лицензирование страховых компаний и выдает им лицензии на осуществление отдельных видов страхования. Комитет осуществляет контроль за деятельностью страховых компаний согласно страхового законодательства, а также разрабатывает методические рекомендации по страхованию.

Страховые компании заключают договора на страхование, принимают страховые платежи и выплачивают страховые возмещения, инвестируют временно свободные средства. Они разрабатывают формы, виды и условия страхования, устанавливают размеры страховых тарифов, начисляют положенные выплаты клиентам.

Аудиторская палата организует независимый финансовый контроль. Она выдает лицензии юридическим и физическим лицам на право осуществления аудиторской деятельности и контролирует соблюдение требований законодательства по аудиторского контроля.

Аудиторские фирмы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и дают свои заключения относительно законности и правильности осуществления финансовых операций, соответствия ведения бухгалтерского учета установленным требованиям, достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности. Аудиторский контроль имеет целью оказание консультативной помощи, по его результатам принимаются решения о наложении штрафных санкций и административных взысканий. Вместе с тем аудиторские фирмы несут ответственность за правильность аудиторского заключения, поскольку после их проверок налоговая, бухгалтерская и финансовая отчетность проверяется соответствующими органами финансового контроля.

Национальный банк Украины (НБУ) является основным финансовым институтом в сфере денежного рынка. Именно он осуществляет эмиссию денег, которые выступают инструментом финансовых отношений, и регулирует денежное обращения в стране. Важная задача НБУ - организация эффективного функционирования кредитной системы. Он проводит регистрацию коммерческих банков и выдает лицензии на отдельные виды банковских операций (например, валютные операции). НБУ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков установлением экономических нормативов (минимального размера уставного фон-биржей. В связи с этим различают биржевой и внебиржевой оборот ценных бумаг.

Финансовые посредники на рынке ценных бумаг выполняют роль связующего звена между эмитентами ценных бумаг и инвесторами.

С одной стороны, по поручению эмитентов они проводят выпуск и размещение ценных бумаг на финансовом рынке.

С другой стороны, они проводят операции по покупке ценных бумаг на основании соглашений с инвесторами. Деятельность финансовых посредников основывается на их информированности и глубоких знаниях рынка ценных бумаг.

Пенсионный фонд создан с целью аккумуляции и рационального размещения средств, предназначенных для пенсионного обеспечения. Он выполняет начисления пенсий и проведения выплат. Пенсионный фонд, как орган управления, имеет соответствующие полномочия по контролю за полнотой и своевременностью уплаты взносов предприятий в фонд.

Фонд социального страхования и Государственный инновационный фонд выполняют аналогичные функции в отношении соответствующих целевых фондов.

В условиях рыночной экономики эти ограничения в значитель­ной степени снимаются (отменяются лимиты, снижается роль централизованного снабжения и др.), а эффективное управление предполагает оптимизацию ресурсного потенциала предприятия. В этой ситуации резко повышается значимость эффективного управ­ления финансовыми ресурсами. От того, насколько эффективно и целесообразно они трансформируются в основные и оборотные средства, а также в средства стимулирования рабочей силы, зависит финансовое благополучие предприятия в целом, его владельцев и работников. Финансовые ресурсы в этих условиях приобретают первостепенное значение, поскольку это - единственный вид ресур­сов предприятия, трансформируемый непосредственно и с мини­мальным временным лагом в любой другой вид ресурсов. В той или иной степени роль финансовых ресурсов важна на всех уровнях управления (стратегический, тактический, оперативный), однако особое значение она приобретает в плане стратегии развития предприятия. Таким образом, финансовый менеджмент как одна из основных функций аппарата управления приобретает ключевую роль в условиях рыночной экономики.

Финансы субъекта хозяйствования выполняют три основные функции:

формирование, поддержание оптимальной структуры и нара­щивание производственного потенциала предприятия;

обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности;

обеспечение участия хозяйствующего субъекта в осуществлении социальной политики.

1.2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.2.1. СТРУКТУРА И ПРОЦЕСС ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Любой бизнес начинается с постановки и ответа на следующие три ключевые вопроса:

каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед пред­приятием цели и задачи?

где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

как организовать текущее и перспективное управление финан­совой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и фи­нансовую устойчивость предприятия?

Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента, являющегося одной из ключевых подсистем общей системы упра­вления предприятием. Логика ее функционирования представ­лена на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Структура и процесс функционирования системы финансового управления на предприятии

Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от раз­меров предприятия и вида его деятельности Для крупной компа­нии наиболее характерно обособление специальной службы, ру­ководимой вице-президентом по финансам (финансовым дирек­тором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел (рис. 1.3).

Рис.1.3. Организационная структура управления предприятием

На небольших предприятиях роль финансового директора обы­чно выполняет главный бухгалтер. Главное, что следует отметить в работе финансового менеджера, это то, что она либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением ему аналитической информации, необходимой и полезной для принятия управленческих решений финансового ха­рактера. Вне зависимости организационной структуры фирмы финансовый менеджер отвеча­ет за анализ финансовых проблем, принятие в некоторых случаях решений или выработку рекомендаций высшему руководству.

Приведенная на рис. 1.3 схема нетиповая, а состав ее элемен­тов может варьировать в зависимости от национальных особен­ностей организации бизнеса в той или иной стране, вида компа­нии, ее размера и прочих факторов. Так, в ФРГ высшим органом управления крупной компанией является наблюдательный совет, включающий владельцев компании, а также представителей ее работников и независимых экспертов. Наблюдательный совет назначает совет директоров, осуществляющих коллективное ру­ководство оперативной деятельностью компании; один из дирек­торов при этом выполняет функции спикера.

Существуют различные подходы к трактовке понятия «финан­совый инструмент». В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому проис­ходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.

Финансовые активы включают:

денежные средства;

контрактное право получить от другого предприятия денеж­ные средства или любой другой вид финансовых активов;

контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях;

акции другого предприятия.

К финансовым обязательствам относятся контрактные обяза­тельства:

выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию;

обменяться финансовыми инструментами с другим предпри­ятием на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторс­кой задолженности).

Финансовые инструменты подразделяются на первичные (де­нежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или произ--водные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контрак­ты, процентные свопы, валютные свопы).

Существует и более упрощенное понимание сущности понятия «финансовый инструмент». В соответствии с ним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта), кредитные инст­рументы (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).

Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложе­ние, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых сан­кций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залого­вые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, ли­зинг. Составным элементом приведенных методов являются спе­циальные приемы финансового управления: кредиты, займы, про­центные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финан­сового характера:

бухгалтерская отчетность;

сообщения финансовых органов;

информация учреждений банковской системы;

информация товарных, фондовых и валютных бирж;

прочая информация.

Техническое обеспечение системы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Мно­гие современные системы, основанные на безбумажной техноло­гии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ.



Закрытие ИП