Российские аудиторские стандарты. Стандартизация аудиторской деятельности. Международные аудиторские стандарты

В России, где в настоящее время происходит переход от жестко регулируемой континентальной системы бухгалтерского учета к англо-американской, разработка аудиторских правил (стандартов) ведется самостоятельно с учетом положений международных стандартов аудита.

Работа над современным вариантом системы общероссийских аудиторских стандартов началась в нашей стране в 1995 г. С самого начала эта система создавалась как национальный аналог системы Международных аудиторских стандартов, разрабатываемых МФБ.

В Российской Федерации согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 разработку федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляет федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности (ФОГРАД). Утверждает федеральные правила (стандарты) Правительство Российской Федерации. Поскольку федеральные правила находятся в процессе разработки и утверждения, действуют правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные ранее Минфином России; их действие заканчивается по мере утверждения федеральных правил.

Федеральные правила (стандарты) базируются на международных стандартах аудита.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности -- это, как отмечается в законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации, единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: Крикунов А.В. Организация российского аудита: итоги и перспективы. // Аудиторские ведомости. 2009г. № 2

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (см. таблицу)

Таблица 1

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Наименование

Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

Документирование аудита

Планирование аудита

Существенность в аудите

Аудиторские доказательства

Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности

Внутренний контроль качества аудита

Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом

Аффилированные лица

События после отчетной даты

Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

Согласование условий проведения аудита

Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита

Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита

Понимание деятельности аудируемого лица

Аудиторская выборка

Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях

Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников

Особенности первой проверки аудируемого лица

Аналитические процедуры

Особенности аудита оценочных значений

Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника

Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица

Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами

Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация

Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности

Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность

Использование результатов работы другого аудитора

Рассмотрение работы внутреннего аудита

Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации

Компиляция финансовой информации

Использование аудитором результатов работы эксперта

Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности

Контроль качества услуг в аудиторских организациях.

Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях,

а также правила (стандарты) аудиторских организаций (фирм) и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они являются.

Приказом Минфина РФ от 20 мая 2010 г. N 46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности», зарегистрированным 7 июля 2010 г., полномочия Правительства РФ по порядку утверждения федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД) переданы Минфину России. В связи с этим утвержден ряд новых ФСАД.

Один из них определяет требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности. В заключение аудитор выражает свое мнение о достоверности отчетности. Оно формируется на основе полученных аудиторских доказательств. Аудитор должен оценить, в частности, обоснованность принятой учетной политики, а также является ли информация, отраженная в бухотчетности, надежной, сопоставимой, понятной и уместной. Следует выяснить, дает ли отчетность достоверное представление об имевших место хозяйственных операциях и событиях.

Отдельный ФСАД посвящен аудиторскому заключению, содержащему модифицированное мнение о достоверности отчетности. Оно может быть выражено в следующих формах: с оговоркой, отрицательное, отказ от выражения мнения. Аудитор обязан модифицировать свое мнение, если он пришел к выводу, что бухотчетность в целом содержит существенные искажения. Второй случай - у него отсутствует возможность получить достаточные доказательства того, что такие искажения отсутствуют. Определено, что понимается под существенным искажением отчетности.

Третий ФСАД устанавливает требования к дополнительной информации, включаемой в аудиторское заключение. Цель - привлечь внимание пользователей отчетности к отраженному в ней обстоятельству, которое, по мнению аудитора, настолько важно, что является основополагающим для понимания отчетности ее пользователями. Другое обстоятельство -- не отраженное в отчетности, но которое может способствовать пониманию пользователями аудита, ответственности аудитора или содержания аудиторского заключения.

Различаются не только подходы к аудиту, но и содержание аудиторских стандартов. Сравнение международных стандартов аудита и российских необходимо для:

аудиторский стандарт

На основе действующих международных стандартов аудита разработан ряд отечественных аналогов.

В целом стандарты можно подразделить на несколько групп: Крикунов А., Профессиональный комментарий о федеральном законе Об аудиторской деятельности. //Финансовая газета. 2008 г. - №40, с. 12.

  • 1) российские правила (стандарты), имеющие аналоги среди международных стандартов аудита;
  • 2) российские правила (стандарты), имеющие существенные отличия от международных стандартов аудита;
  • 3) российские правила (стандарты), не имеющие аналогов в системе международных стандартов аудита;
  • 4) международные стандарты, не имеющие аналогов в системе российских стандартов аудита.

Значительная часть российских стандартов аудита тождественна или в существенных аспектах близка к международным стандартам аудита. Имеющиеся расхождения обусловлены:

  • 1) различиями в подходах к аудиту;
  • 2) формальными различиями - стиль и оформление документов, подробности изложения; практические примеры и т.п.;
  • 3) реформой международных стандартов аудита.

Тринадцать документов из числа международных стандартов аудита и положений о международной аудиторской практике в настоящее время не имеют российских аналогов. Это связано с тем, что российские регламентирующие документы еще находятся в стадии разработки, и подготовка всего пакета стандартов еще не завершена.

Кроме того, следует учитывать, что практика аудита, опираясь на накопленный в мире опыт, имеет в различных странах, в том числе в России, свои особенности, связанные со спецификой каждой страны, системой ее государственного самоуправления и многими другими факторами.

Развитие стандартов бухгалтерского и финансового учета оказывает влияние на эволюцию стандартов аудита. Более того, продвижение в России международных стандартов аудита зависит от внедрения и применения в учетной практике международных стандартов финансовой отчетности. Это проявляется в содержании документов, разработанных с целью гармонизации бухгалтерского учета и аудита в соответствии с международными стандартами. 1 июля 2004 г. была одобрена Приказом МФ РФ Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В работе над Концепцией приняли участие Минэкономразвития, Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк, Федеральная служба по статистике, Миннауки, МНС РФ. Концепция была обсуждена с профессиональными общественными бухгалтерскими и аудиторскими объединениями, научными организациями, вузами, коммерческими организациями. В документе учтен мировой опыт и рекомендации ряда международных организаций. Концепция связывает дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности в стране с активизацией использования МСФО непосредственно хозяйствующими субъектами и в регулировании учета и отчетности.

Реализация Концепции осуществляется по специальным планам, охватывающим все выделенные направления развития бухгалтерского учета и отчетности. При этом изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе переход на МСФО, предполагается проводить постепенно с учетом потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.

Основными направлениями развития бухгалтерского учета и отчетности, согласно принятой Концепции, являются: Панкова С.В., Панкова Н.И. Реформирование системы федеральных стандартов аудиторской деятельности и их сближение с МСА // Аудиторские ведомости. -2009

  • 1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  • 2) создание инфраструктуры применения МСФО;
  • 3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
  • 4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • 5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Качество бухгалтерской информации зависит от того, насколько эффективно осуществляется контроль качества бухгалтерской отчетности. Концепция гласит: «Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита выступает одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности.

Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются:

  • а) качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;
  • б) четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;
  • в) непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;
  • г) единые квалификационные требования к аудиторам, независимо от того, в какой отрасли или сфере экономики они ведут деятельность;
  • д) высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;
  • е) контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны, прежде всего, профессиональных общественных объединений;
  • ж) эффективная система государственно-общественного надзора за аудиторскими организациями и аудиторами».

С целью развития института аудита как основного элемента системы контроля качества бухгалтерской отчетности в План мероприятий по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ включены не только задачи по бухгалтерскому учету, но и по аудиту. К таким задачам относятся: Крикунов А.В. Организация российского аудита: итоги и перспективы. // Аудиторские ведомости. 2009г. № 2

  • 1. Подготовка изменений и дополнений к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», в том числе введение обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности по МСФО.
  • 2. Разработка проектов федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности на основе международных стандартов аудита и представление их в Правительство РФ.
  • 3. Разработка предложений по совершенствованию правил независимости аудиторских организаций и аудиторов в соответствии с мировым опытом.
  • 4. Разработка предложений по введению единых квалификационных требований к аудиторам, в том числе в области аудита финансовой отчетности, подготовленной по МСФО.
  • 5. Повышение уровня контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов, в том числе обеспечение единых подходов к содержанию, формам и методам такого контроля.

В результате осуществления ряда мер по данным направлениям система бухгалтерского учета и отчетности будет отвечать реальным и современным потребностям рыночной экономики, а бухгалтерская и аудиторская профессия выйдут на качественно новый этап своего развития.

Аудиторская деятельность всегда ведется по строгим правилам, определяющим единообразные порядок, принципы, методы и иные характеристики проверки. Такие правила разрабатываются и утверждаются на различных уровнях. До недавнего времени российские аудиторы работали по нормам, определяемым федеральными стандартами аудиторской деятельности. Однако с 2017 года ситуация изменилась.

Иерархия аудиторских правил

Аудиторские стандарты подразделяются на три уровня:

  • международные стандарты, утверждаемые Международной Федерацией Бухгалтеров (МФБ, IFAC);
  • федеральные стандарты, принятые Правительством РФ и Минфином России;
  • внутренние стандарты объединений аудиторов.

Правительством РФ были приняты 34 федеральных аудиторских правила, Минфином - 8. Все они до недавнего времени регулировали порядок работы аудиторов.

Обязательно ли применение ФСАД

С 2017 года согласно законодательству об аудиторской деятельности все аудиторские проверки в нашей стране должны проводиться по правилам международных стандартов. Исключение составляют проверки отчетности за 2016 год, договор на осуществление которых был заключен заранее, до 1 января 2017 года.

Закон определяет, что обязательными для соблюдения являются именно международные стандарты, а не федеральные. Также аудиторы могут следовать стандартам, выработанным их профессиональными объединениями, но лишь в том случае, если эти стандарты не противоречат международным, а дополняют их.

Чем отличаются международные и федеральные правила

Российские правила аудита изначально основывались на международных. И некоторые из них практически идентичны первоисточнику. Однако есть часть российских стандартов, в которых не отражены изменения, произошедшие с течением времени в аналогичных стандартах МФБ. Это, безусловно, нарушает положение о том, что никакие правила, применяемые при аудите, не должны противоречить международным.

Приходится также признать, что при разработке федеральных стандартов аудиторской деятельности не была принята присущая стандартам МФБ четкая структура кодификации правил, позволяющая увидеть их взаимосвязь.

Также не была принята за основу логика изложения каждого аудиторского правила МФБ, состоящего из нескольких стандартных разделов.

Такое положение вещей сильно затруднило изучение и понимание российских стандартов, не сформировало целостной системы, которая бы легко обновлялась по аналогии с международными стандартами.

Еще одним отличием совокупности федеральных стандартов стало то, что российские аудиторские правила, изначально призванные сделать информацию о потенциальном объекте инвестиций одинаково понятной как для российского, так и для иностранного бизнеса, зачастую базируются на положениях российского, а не международного права, используют формы документов, характерные для российских условий.

Все эти недостатки послужили одной из причин отказа от федеральных стандартов аудиторской деятельности в пользу международных.

Как отразится на бизнесе переход к международным правилам проверок

Теперь аудиторские проверки будут регулироваться 48 международными стандартами. Аудиторское заключение будет включать в себя не только сведения о правильности отражения результатов деятельности в финансовой отчетности, но и мнение аудитора об особенностях ведения бизнеса и рисках аудируемого предприятия.

Для формирования такого отчета аудитору придется изучать, а проверяемому лицу представлять большие объемы документации и информации.

Результат опубликования такого отчета с раскрытием в нем рисков и особенностей повысит информированность потенциальных инвесторов и повлияет на их желание участвовать в бизнесе. Банки, основываясь на данных такого «расширенного» заключения, смогут проще выявлять рисковых клиентов.

Аудиторские стандарты подразделяются на международные и национальные. разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ). В предисловии к МСА отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует о возможности использования национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В связи с этим целесообразно разрабатывать национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг для более полного учета особенностей национальных систем законодательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектов финансово-хозяйственной деятельности организаций.

В предисловии к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг отмечено, что страны - члены МФБ могут применять МСА в качестве своих национальных стандартов. С этой целью Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) подготовил текст заявления, который может быть основой для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их использования в конкретной стране.

Существует три варианта использования МСА и национальных стандартов. Первый вариант предусматривает применение только МСА. Второй - создание и использование национальных стандартов аудита. И наконец, третий, так называемый комбинированный вариант предполагает как разработку национальных (по основным направлениям), так и использование международных стандартов (по общим проблемам).

Россия в области аудиторской деятельности выбрала второй вариант, связанный с разработкой полной гаммы национальных стандартов. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" национальные стандарты подразделяются на две группы: федеральные и стандарты саморегулируемой организации аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, содержащиеся в Законе N 307-ФЗ. Они разрабатываются в соответствии с МСА и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов.

Стандарты саморегулируемой организации аудиторов устанавливают требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям федеральных стандартов, если это обусловливается особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих аудиту услуг. Такие стандарты не могут противоречить федеральным стандартам, не должны создавать препятствий для осуществления аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами их профессиональной деятельности. Они являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами саморегулируемого объединения аудиторов.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе разрабатывать для своих нужд регламенты, инструкции, собственные стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности саморегулируемого аудиторского объединения, членами которого они являются.

Главенствующую роль в организации внешнего аудита, особенно обязательного, в Российской Федерации, безусловно, должны играть федеральные стандарты. В настоящее время таких стандартов 34, один из которых (N 15) отменен (точнее, объединен со Стандартом N 8). Таким образом, действуют 33 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности.

В части развития и совершенствования федеральных стандартов на ближайшую перспективу можно сформулировать две основные задачи. Первая задача - обновление действующих федеральных стандартов в связи с возникающими изменениями в экономике, нормативно-правовом регулировании и т.д. Вторая задача - создание новых стандартов (примерно 7 - 10) для получения полного спектра федеральных стандартов.

Общим недостатком действующей системы федеральных стандартов является отсутствие их внутренней классификации по группам, которые соответствовали бы целям выполнения аудита и сопутствующих услуг. Наличие такой классификации позволило бы пользователям (аудиторы, бухгалтеры, студенты) легко ориентироваться в назначении и использовании стандартов. Заметим, что внутренняя классификация имеется в МСА, а также присутствовала в 37 российских стандартах первого поколения (см., например, Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и Международные стандарты аудита, 2001. - М.: МЦРСБУ, 2002).

Исходя из имеющегося опыта представляется целесообразной следующая классификация федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (см. таблицу).

Классификация действующих федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности

N Правила
(стандарта)

Наименование
стандарта

Группа 1. Основные принципы

Цель и основные
принципы аудита
финансовой
(бухгалтерской)
отчетности

Введение, цель аудита, общие принципы
аудита, объем аудита, разумная
уверенность, ответственность за

Группа 2. Ответственность аудиторов

Согласование условий
проведения аудита

Введение, договор оказания аудиторских
услуг, повторяющийся аудит, изменение
аудиторского задания, приложение
Пример письма о проведении аудита

Обязанности аудитора
по рассмотрению
ошибок и
недобросовестных
действий в ходе
аудита

Введение, ошибки и недобросовестные
действия; ответственность представителей
собственника и руководства аудируемого
лица; обязанности аудитора; аудиторские
процедуры при обстоятельствах,
указывающих на возможные искажения
финансовой (бухгалтерской) отчетности
Влияние искажений финансовой
(бухгалтерской) отчетности на
аудиторское заключение, документирование
факторов риска и дополнительных
аудиторских процедур, официальные
заявления и разъяснения руководства,
сообщение информации, неспособность
аудитора завершить аудиторское задание
Приложение N 1. Примеры факторов риска,
связанных с искажениями в результате
недобросовестных действий

Обязанности аудитора
по рассмотрению
ошибок и
недобросовестных
действий в ходе
аудита

1. Факторы риска, связанные с
искажениями в результате

(бухгалтерской) отчетности
особенностям руководства аудируемого
лица и его влиянию на контрольную среду
Факторы риска, относящиеся к состоянию
области деятельности аудируемого лица
Факторы риска, относящиеся к
характеристикам хозяйственной
деятельности и финансовой стабильности
2. Факторы риска недобросовестных
действий, связанные с искажениями в
результате незаконного присвоения
активов
Факторы риска, связанные с
подверженностью активов присвоению
Факторы риска, связанные со средствами
контроля
Приложение N 2. Примеры модифицирования
аудиторских процедур в качестве реакции
на оценку факторов риска, связанных с
искажениями в результате
недобросовестных действий
1. Профессиональный скептицизм
2. Распределение обязанностей среди
членов аудиторской группы
3. Учетная политика
4. Средства внутреннего контроля
5. Модификация характера, временных
рамок и объема процедур
6. Особенности процедур, относящихся к
конкретному остатку по счету
бухгалтерского учета, группе однотипных
хозяйственных операций и предпосылке
подготовки финансовой (бухгалтерской)
отчетности
7. Меры по поиску искажений в результате
недобросовестного составления финансовой
(бухгалтерской) отчетности
8. Меры по поиску искажений, возникающих
в результате присвоения активов
Приложение N 3. Примеры обстоятельств,
указывающих на возможные
недобросовестные действия или ошибку

Учет требований
нормативных правовых
актов Российской
Федерации в ходе
аудита

Введение; ответственность руководства
аудируемого лица за соблюдение
нормативных правовых актов Российской
Федерации; рассмотрение аудитором
соблюдения законодательства Российской
Федерации аудируемым лицом; процедуры,
применяемые при выявлении фактов
несоблюдения нормативных правовых актов
Российской Федерации; сообщение о
несоблюдении нормативных правовых актов
Российской Федерации; отказ от
аудиторского задания
Приложение. Примеры фактов, которые
могут указывать на несоблюдение
аудируемым лицом нормативных правовых
актов Российской Федерации

Группа 3. Планирование и документирование аудита

Документирование
аудита

Введение, форма и содержание рабочих
документов, конфиденциальность,
обеспечение сохранности рабочих
документов и право собственности на них

Планирование аудита

Введение, планирование работы, общий
план аудита, программа аудита, изменения
в общем плане и программе аудита

Существенность в
аудите

Введение, существенность, взаимосвязь
между существенностью и аудиторским
риском, существенность и аудиторский
риск при оценке аудиторских
доказательств, оценка последствий
искажений

Оценка аудиторских
рисков и внутренний
контроль,
осуществляемый
аудируемым лицом

Стандарт включает содержание двух ранее
принятых Стандартов - N 8 и N 15.
Установлены единые требования к
пониманию деятельности аудируемого лица
и среды, в которой она осуществляется
Процедуры оценки рисков и источники
информации о деятельности аудируемого
лица
Оценка существенного искажения
информации
Сообщение информации, полученной по
результатам аудита, руководству
аудируемого лица и представителям
собственника
Информация о документации

Применимость
допущения
непрерывности
деятельности
аудируемого лица

Введение; факторы, оказывающие влияние
на непрерывность деятельности; действия
аудитора по планированию и проверке
применения допущения непрерывности
деятельности аудируемого лица;
дополнительные аудиторские процедуры в
случае выявления факторов, касающихся
допущения непрерывности деятельности
аудируемого лица; выводы аудитора и
аудиторское заключение; подписание или
утверждение финансовой (бухгалтерской)
отчетности значительно позже отчетной
даты

Аудиторская выборка

Введение; определения, используемые в
настоящем Правиле (Стандарте)
аудиторской деятельности; аудиторские
доказательства; учет риска при получении
аудиторских доказательств; отбор
элементов для тестирования с целью
получения аудиторских доказательств;
статистический и нестатистический
подходы к выборочной проверке,
построение выборки, объем выборки; отбор
подлежащей проверке совокупности
элементов; проведение аудиторских
процедур; характер и причина ошибок;
экстраполяция (распространение) ошибок;
оценка результатов проверки элементов в
отобранной совокупности
Приложение N 1. Примеры факторов,
совокупности для тестирования средств
внутреннего контроля
Приложение N 2. Примеры факторов,
влияющих на объем отобранной
совокупности для проверки по существу
Приложение N 3. Характеристика методов
отбора совокупности

Группа 4. Внутренний контроль качества аудита

Внутренний контроль
качества аудита

Введение, требования по обеспечению
качества аудита в ходе аудиторской
проверки; обязанности руководителя
аудиторской проверки по обеспечению
качества проведения аудита; этические
требования; принятие на обслуживание
нового клиента или продолжение
сотрудничества с клиентом по конкретному
аудиторскому заданию; формирование
аудиторской группы; выполнение задания;
мониторинг

Контроль качества
услуг в аудиторских
организациях

Введение; обязанности руководства
аудиторской организации по обеспечению
качества услуг, оказываемых аудиторской
организацией; этические требования;
принятие на обслуживание нового клиента
или продолжение сотрудничества; кадровая
работа; выполнение задания; мониторинг;
документирование

Группа 5. Аудиторские доказательства

Аудиторские
доказательства

Введение, достаточные надлежащие
аудиторские доказательства, процедуры
получения аудиторских доказательств

Получение
аудиторских
доказательств в
конкретных случаях

Введение, присутствие аудитора при
проведении инвентаризации материально-
производственных запасов, раскрытие
информации о судебных делах и
претензионных спорах, оценка и раскрытие
информации о долгосрочных финансовых
вложениях, раскрытие информации по
отчетным сегментам финансовой
(бухгалтерской) отчетности аудируемого
лица

Получение аудитором
подтверждающей
информации из
внешних источников

Введение; связь процедур внешнего
подтверждения с оценкой рисков;
предпосылки подготовки финансовой
(бухгалтерской) отчетности, в отношении
которых могут быть получены внешние
подтверждения; подготовка запроса для
внешнего подтверждения; позитивные и
негативные внешние подтверждения;
пожелания руководства аудируемого лица;
особенности лиц, предоставляющих ответ
на запрос; процедура внешнего
подтверждения; оценка результатов
полученных ответов; получение внешних
подтверждений до отчетной даты

Особенности аудита
оценочных значений

Введение; особенности расчета оценочных
значений; аудиторские процедуры при
аудите оценочных значений; общая и
детальная проверка процедур, применяемых
руководством аудируемого лица;
использование независимой оценки;
проверка последующих событий; оценка
результатов аудиторских процедур

Аналитические
процедуры

Введение, сущность и цели аналитических
процедур, аналитические процедуры при
планировании аудита, аналитические
процедуры как разновидность аудиторских
процедур проверки по существу,
аналитические процедуры как общая
обзорная проверка финансовой
(бухгалтерской) отчетности, надежность
аналитических процедур, действия
аудитора при отклонении от ожидаемых
закономерностей

Группа 6. Использование работы третьих лиц

Использование
результатов работы
другого аудитора

Введение; назначение основного аудитора;
процедуры, выполняемые основным
аудитором; сотрудничество между
аудиторами; вопросы, требующие
рассмотрения при составлении
аудиторского заключения; разделение
ответственности

Рассмотрение работы
внутреннего аудита

Введение, объем и цели внутреннего
аудита, взаимоотношения между внутренним
аудитом и внешним аудитором, понимание и
предварительная оценка внутреннего
аудита, сроки взаимодействия и
координации, оценка эффективности
внутреннего аудита

Использование
аудитором
результатов работы
эксперта

Введение, определение необходимости
использования результатов работы
эксперта, компетентность и объективность
эксперта, объем работы эксперта, оценка
результатов работы эксперта, ссылка на
результаты работы эксперта в аудиторском
заключении

Группа 7. Выводы и отчеты в аудите

Аудиторское
заключение по
финансовой
(бухгалтерской)
отчетности

Введение; основные элементы аудиторского
заключения; аудиторское заключение;
модифицированное аудиторское заключение;
обстоятельства, которые могут привести к
выражению мнения, не являющегося
безоговорочно положительным

Аффилированные лица

Введение, наличие связанных сторон и
раскрытие информации о них, проверка
операций со связанными сторонами,
заявление руководства аудируемого лица,
выводы аудитора, аудиторское заключение

События после
отчетной даты

Введение; события, произошедшие до даты
подписания аудиторского заключения;
отражение событий, произошедших после
даты подписания аудиторского заключения,
но до даты предоставления пользователям
финансовой (бухгалтерской) отчетности;
отражение событий, обнаруженных после
предоставления пользователям финансовой
(бухгалтерской) отчетности;
осуществление эмиссии ценных бумаг

Особенности первой
проверки аудируемого
лица

Введение, аудиторские процедуры при
первой проверке аудируемого лица,
особенности аудиторского заключения при
первой проверке аудируемого лица.
Приложение. Примерный фрагмент
завершающей части аудиторского
заключения, включающего оговорку в связи
с неучастием аудитора в инвентаризации
материально-производственных запасов

Сообщение
информации,
полученной по
результатам аудита,
руководству
аудируемого лица и
представителям его
собственника

Введение; надлежащие получатели
информации; информация, которую следует
сообщать руководству аудируемого лица и
представителям его собственника; сроки
сообщения информации руководству
аудируемого лица и представителям его
собственника; формы сообщения информации
надлежащим получателям;
конфиденциальность; нормативные правовые
акты Российской Федерации в части
предоставления аудитором информации

Заявления и
разъяснения
руководства
аудируемого лица

Введение, признание руководством
аудируемого лица ответственности за
финансовую (бухгалтерскую) отчетность
аудируемого лица, использование
аудируемого лица в качестве аудиторских
доказательств, документальное оформление
заявлений и разъяснений руководства
аудируемого лица, действия аудитора при
отказе руководства аудируемого лица
представить заявления и разъяснения
Приложение. Образец письма-представления

Прочая информация в
документах,
содержащих
проаудированную
финансовую
(бухгалтерскую)
отчетность

Введение, доступ к прочей информации,
рассмотрение прочей информации,
существенные несоответствия,
существенное искажение фактов,
доступность прочей информации после даты
аудиторского заключения

Учет особенностей
аудируемого лица,
финансовую
(бухгалтерскую)
отчетность которого
подготавливает
специализированная
организация

Введение; вопросы, рассматриваемые
аудитором аудируемого лица; заключение
аудитора специализированной организации

Сопоставимые данные
в финансовой
(бухгалтерской)
отчетности

Введение, соответствующие показатели,
сопоставимая финансовая (бухгалтерская)
отчетность
Приложение. Примеры аудиторских
заключений
Пример А. Аудиторское заключение,
абз. 1 п. 9 Федерального правила
(стандарта) N 26
Пример Б. Аудиторское заключение,
составляемое в случаях, приведенных в
абз. 2 п. 9 Федерального правила
(стандарта) N 26
Пример В. Аудиторское заключение,
составляемое в случаях, приведенных в
п. 19 Федерального правила (стандарта)
N 26
Пример Г. Аудиторское заключение,
составляемое в случаях, приведенных в
п. 13 Федерального правила (стандарта)
N 26
Пример Д. Аудиторское заключение,
составляемое в случаях, приведенных в
пп. "б" п. 21 Федерального правила
(стандарта) N 26

Группа 8. Сопутствующие аудиторские услуги

Основные принципы
федеральных правил
(стандартов)
аудиторской
деятельности,
имеющих отношение к
услугам, которые
могут
предоставляться
аудиторскими
организациями и
аудиторами

Введение; основные принципы финансовой
(бухгалтерской) отчетности; основные
принципы аудита и сопутствующих аудиту
услуг; уровни уверенности,
обеспечиваемой аудитором; аудит;
сопутствующие аудиту услуги,
ненадлежащее использование имени
аудитора
Приложение. Сравнительная характеристика
аудита и сопутствующих аудиту услуг

Выполнение
согласованных
процедур в отношении
финансовой
информации

Введение, цель выполнения согласованных

согласованных процедур в отношении
финансовой информации, определение
условий выполнения согласованных
процедур в отношении финансовой
информации, процедуры и доказательства,
подготовка отчета
Приложение. Пример отчета о фактах,
отмеченных при выполнении согласованных
процедур по проверке кредиторской
задолженности

Компиляция
финансовой
информации

Введение, цель компиляции финансовой
информации, общие принципы выполнения
компиляции финансовой информации,
определение условий компиляции
финансовой информации, процедуры,
подготовка отчета о выполнении
компиляции финансовой информации
Приложение. Примеры отчетов о компиляции
финансовой информации
1. Отчет о компиляции финансовой
(бухгалтерской) отчетности
2. Отчет о компиляции финансовой
(бухгалтерской) отчетности с текстом,
привлекающим внимание к существующим
отступлениям от основных принципов
составления финансовой (бухгалтерской)
отчетности

Обзорная проверка
финансовой
(бухгалтерской)
отчетности

Введение, общие принципы выполнения
обзорной проверки, условия проведения
обзорной проверки, процедуры и
доказательства, подготовка заключения по
результатам обзорной проверки
Приложение 1. Примерный перечень
процедур, которые могут быть проведены в
ходе образной проверки финансовой
(бухгалтерской) отчетности
Приложение 2. Пример заключения по
результатам обзорной проверки с
выражением безоговорочного
положительного мнения
Приложение 3. Примеры заключений по
результатам обзорной проверки,
содержащих мнение, не являющееся
безоговорочно положительным

Группа 9. Образование и подготовка кадров

Стандарты находятся в стадии разработки

Таким образом, нами сформировано 9 групп стандартов.

Первая группа включает один стандарт и в дополнение к Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" здесь рассмотрены цель и основные принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности .

Вторая группа включает три стандарта и посвящена ответственности аудиторов и аудиторских организаций.

Третья группа содержит 6 стандартов и используется в повседневной работе аудиторов в части оформления процедур по планированию и документированию аудиторской деятельности . В рамках этой группы саморегулируемым аудиторским объединениям целесообразно разработать внутрифирменные стандарты для своих членов. Такие стандарты должны содержать различные таблицы, формы документов, краткие инструкции для проведения работ по планированию и документированию. Особенно они будут полезны начинающим аудиторам.

Четвертая группа включает два стандарта и посвящена вопросам качества выполнения заданий по аудиту и качеству услуг самих аудиторских организаций.

Пятая группа содержит пять стандартов, посвященных важнейшим аспектам аудита: методам сбора аудиторских доказательств, аналитическим процедурам, аудиторской выборке, использованию оценочных показателей в бухгалтерском учет е и др.

Шестая группа включает три стандарта, в которых рассматриваются вопросы, связанные с использованием для проведения аудита результатов работы эксперта , работы внутреннего аудитора и другой аудиторской организации (аудитора).

Седьмая группа охватывает 9 стандартов, посвященных составлению отчетов и выводов , разработке важнейшего аудиторского документа - заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядку оформления информации по результатам проведения аудита (отчета аудитора, письменной информации), особенностям первой проверки аудируемого лица и др.

Восьмая группа является сравнительно новой и включает четыре стандарта, один из которых посвящен анализу понятия "Сопутствующие аудиторские услуги ", а три стандарта содержат требования к выполнению таких услуг , как выполнение согласованных процедур в отношении финансовой отчетности, компиляция финансовой информации; обзорная проверка бухгалтерской отчетности.

Девятая группа находится в стадии разработки.

Сопоставление приведенной классификации с МСА позволит составить адекватную программу подготовки новых, наиболее необходимых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности для Российской Федерации.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качеств аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 подразделяются на:

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными дли аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

Профессиональные аудиторские объединения, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

В настоящее время в РФ действуют 23 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности. Перечень стандартов и нормативных актов, которыми они утверждены, представлен в табл. 3.

Таблица 3

Перечень аудиторских стандартов

Нормативный документ Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 Правило (стандарт) № 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности Правило (стандарт) № 2. Документирование аудита Правило (стандарт) № 3. Планирование аудита Правило (стандарт) № 4. Существенность в аудите Правило (стандарт) № 5. Аудиторские доказательства Правило (стандарт) № 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности
Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 № 405 Правило (стандарт) № 7. Внутренний контроль качества аудита Правило (стандарт) № 8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом Правило (стандарт) № 9. Аффилированные лица Правило (стандарт) № 10. События после отчетной даты Правило (стандарт) № 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2004 № 532 Правило (стандарт) № 12. Согласование условий проведения аудита Правило (стандарт) № 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита Правило (стандарт) № 14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита Правило (стандарт) № 15. Понимание деятельности аудируемого лица Правило (стандарт) № 16. Аудиторская выборка
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2005 №228 Правило (стандарт) № 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях Правило (стандарт) № 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников Правило (стандарт) № 19. Особенности первой проверки аудируемого лица Правило (стандарт) № 20. Аналитические процедуры Правило (стандарт) № 21. Особенности аудита оценочных значений Правило (стандарт) № 22.Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника Правило (стандарт) № 23.Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица

До принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ аудиторы руководствовались 38 правилами (стандартами), которые были созданы на протяжении 1996 - 2000 гг. и одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской «Федерации. В настоящее время при проведении аудиторских проверок возможно применение некоторых из этих стандартов, если они не имеют аналогов среди указанных федеральных правил (стандартов). На это указывает п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

а) соблюдению требований внешних аудиторских правил (стандартов);

б) уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;

в) использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов;

г) увеличению объема выполняемых аудиторских

Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг.

Внутренние (внутрифирменные) стандарты целесообразно разработать по следующим направлениям работы:

Структура фирмы, технология организации, выполняемые функции и другие особенности ее функционирования;

Расшифровывание, дополнение и уточнение положений российских правил (стандартов);

Методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;

Организация сопутствующих аудиту услуг;

Образование и переподготовка кадров.

Международные аудиторские стандарты, разработанные в 1994 г., включают 45 стандартов и подразделяются на следующие 10 групп: вводные замечания, ответственность, планирование, внутренний контроль, аудиторские доказательства, использование работы других (третьих) лиц, выводы и отчеты в аудите, специализированные области, задания, положения по международной практике аудита.

Международные стандарты аудита разрабатывает Комитет по Международной аудиторской практике, являющийся постоянным комитетом Совета Международной Федерации Бухгалтеров, в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в СМФБ представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.

Международные стандарты аудита (МСА) стали выпускаться в 70-е гг. XX в. и часто претерпевали изменения. В настоящее время они имеют трехзначную нумерацию. Ежегодно в МСА вносятся изменения, хотя и незначительного характера.

Для регулирования аудита МСА используют 153 профессиональных ассоциации из 113 стран. Некоторые страны официально приняли МСА в качестве национальных стандартов. Большинство стран, в том числе Россия, применяют МСА как методологическую основу создания национальных стандартов. Подобный подход обеспечивает учет мирового опыта аудиторской деятельности, сопоставимость результатов аудита, выполненного в различных странах, способствует повышению качества аудиторской деятельности и профессионального уровня аудиторов.

МСА действуют при любом проведении независимого аудита и по мере необходимости могут применяться при оказании сопутствующих аудиту услуг.

В то же время МСА не превалируют над национальными. Помимо общих МСА существуют и специальные - стандарты и нормы прогнозов, планов, этики т.д.

В мировой практике принято, что требования к организации и проведению аудита, оказания аудиторских услуг закрепляются в так называемых стандартах аудиторской деятельности. Аудиторские стандарты устанавливают не только единые базовые правила проведения и единые требования к качеству и надежности аудита, но и определяют масштаб аудиторской деятельности, вопросы методологии, виды отчетов аудиторов, базовые принципы, которым должны следовать аудиторы. Использование аудиторских стандартов позволяет обеспечить определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки.

С изменением экономических условий аудиторские стандарты периодически пересматриваются с целью максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

В настоящее время существует система аудиторских стандартов, в рамках которой стандарты подразделяются на международные и национальные.

Международные стандарты аудита (МСА) разрабатываются, внедряются и продвигаются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) - международной профессиональной бухгалтерско-аудиторской организацией, объединяющей членов более 160 национальных бухгалтерско-аудиторских организаций из 125 стран мира, в том числе и из России. Такие стандарты определяют основополагающие методы аудита, обеспечивают его соответствие возрастающим многочисленным требованиям в области международной аудиторской деятельности.

Основной целью Международной федерации бухгалтеров является создание глобальной системы стандартов, которая включает следующие основные элементы:

  • - Кодекс этики профессиональных бухгалтеров МФБ;
  • - международные стандарты аудита;
  • - международные стандарты образования;
  • - Международные аудиторские стандарты государственного сектора.

Российская Федерация в Международной федерации бухгалтеров представлена двумя объединениями: Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных Аудиторов» (полноправный член организации) и Некоммерческое партнерство «Российская Коллегия аудиторов» (член-наблюдатель организации).

Главной задачей функционирования этих объединений является всестороннее содействие внедрению и применению Международных аудиторских стандартов в нашей стране.

Необходимо заметить, что международные стандарты не превалируют над национальными стандартами.

В России сложилась и применяется система стандартов аудиторской деятельности, разработанная на базе Международных стандартов аудита. Данная система представлена следующими тремя направлениями.

1. Федеральные стандарты аудиторской деятельности. Представляют собой нормативно-правовые документы, которые регламентируют требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации. Данные стандарты утверждаются Правительством РФ и являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, носящих рекомендательный характер.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности как правовая категория впервые появились в нашей стране в Федеральном законе от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». До их появления в нашей стране применялись только Правила (стандарты) аудиторской деятельности первого поколения (ПСАД), которые обязательному применению подлежали до сентября 2002 г. Переход от них к федеральным стандартам обусловил во многом тот факт, что они не являлись правовыми актами.

С сентября 2002 г. до января 2009 г. происходила разработка и утверждение Правительством РФ федеральных стандартов второго поколения (ФПСАД). В этот период шла постепенная замена стандартов первого поколения на второе поколение, но до конца она так осуществлена и не была.

С января 2009 г. и по настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 г. (ред.от 01.12.2014 г) №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Министерством финансов РФ ведется разработка и утверждение федеральных стандартов третьего поколения (ФСАД). Данные стандарты постепенно должны заменить стандарты первого и второго поколения.

В настоящий момент обязательному применению подлежат федеральные стандарты второго и третьего поколения, а стандарты первого поколения носят рекомендательный характер.

2. Внутренние стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов (СРО). Такие стандарты, разрабатываемые СРО для своих членов, в обязательном порядке должны определять требования к аудиторским процедурам, дополнительные к тем, что устанавливают федеральные стандарты, если это обусловлено особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Кроме того, эти стандарты не могут противоречить федеральным стандартам и не должны создавать препятствия для аудиторских организаций и аудиторов, осуществляющих аудиторскую деятельность.

Помимо стандартов аудиторской деятельности каждая саморегулируемая организация принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, представляющий собой свод правил поведения, который обязаны соблюдать аудиторские организации, аудиторы в процессе аудиторской деятельности.. Данный кодекс должен быть одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ.

В настоящее время разрабатываются кодексы этики на основе так называемого модельного документа - «Кодекса этики аудиторов России» (одобрен Советом по аудиторской деятельности 31 мая 2007 г., протокол №56), который в свою очередь, основывается на базе «Кодекса этики профессиональных бухгалтеров» в редакции 2006 г., принятом Международной федерацией бухгалтеров. Также, саморегулируемые организации аудиторов разрабатывают и утверждают в обязательном порядке для своих членов Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, которые также подлежат одобрению Советом по аудиторской деятельности.

3. Внутренние (внутрифирменные) стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов - это принятые и утвержденные аудиторской организацией документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, с целью обеспечения его эффективности. Такие стандарты рекомендовано разрабатывать на основе требований ПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций». К настоящему времени, практически все аудиторские организации имеют пакеты внутрифирменных стандартов аудита.

Внутрифирменные стандарты базируются на действующих законодательных и нормативно-правовых актах РФ, которые регулируют аудиторскую деятельность, а также учитывают рекомендации СРО аудиторов.

При разработке внутренних стандартов необходимо учитывать ряд следующих требований:

  • - целесообразность, т.е. стандарты должны иметь практическую пользу.
  • - преемственность и непротиворечивость - обеспечение согласованности и взаимосвязи с другими стандартами, опора на ранее принятые стандарты каждого последующего стандарта.
  • - логическая стройность, подразумевающая обеспечение четкости, целостности и ясности изложения формулировок.
  • - полнота и детализация - логически дополнять и развивать принципы и положения и полностью охватывать важные вопросы данного стандарта.
  • - единая терминологическая база, позволяющая иметь одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.

Аудиторская организация самостоятельно устанавливает перечень, сроки, порядок разработки и внедрения в практику внутренних стандартов.

К таким стандартам могут относиться принятые и утвержденные в установленном порядке стандарты, инструкции, методические разработки и пособия и другие документы, раскрывающие внутренние подходы к осуществлению аудиторской деятельности. В качестве дополнительных к ним могут разрабатываться приложения, выполняющие вспомогательную роль и разъясняющих отдельные положения внутренних стандартов.

Внутрифирменные стандарты являются частью системы внутреннего контроля и организационно-распорядительной документации. Они в обязательном порядке утверждаются приказом руководителя аудиторской организации, а в случаях, когда это предусмотрено - советом учредителей или другим уполномоченным органом.

Поэтому, можно сделать вывод, что наличие системы внутрифирменных стандартов является необходимым показателем профессионализма аудиторской организации.



Документы