Финансово промышленная группа крупная. Финансово-промышленные группы в России (аналитический обзор). Финансово-промышленные группы. Их сущность и развитие

И (система участия) на основе договора. Финансово-промышленные группы создаются в целях технологической или для реализации и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

В индустриально развитых странах финансово-промышленные группы стали организовываться на рубеже XIX и XX вв. в результате процессов сращивания производственного (промышленного, транспортного, торгового) и банковского капитала. Для большинства стран становление и развитие финансово-промышленных групп осуществлялось эволюционным путем и привело к превращению финансово-промышленных групп в ведущее звено мировой экономической системы. В бывшем СССР при высоком уровне концентрации промышленности банковская система страны, отличавшаяся централизованным построением, не создавала условий для интеграции промышленного и банковского капитала, характерной для развитой рыночной экономики. С началом рыночных реформ на постсоветском пространстве возник вопрос о необходимости организации форсированного процесса формирования финансово-промышленных групп.

Исторические прецеденты в разрешении подобных проблем были: после 2-й мировой войны финансово-промышленные группы в сжатые сроки создавались в Японии и Южной Корее, причем для их становления в этих странах имели большое значение государственная поддержка и участие.

Основные принципы создания финансово-промышленных групп:

  • индивидуальный характер проекта формирования каждой финансово-промышленной группы на основе единой нормативно-правовой базы;
  • многообразие путей формирования (включая добровольность вхождения участников в состав финансово-промышленной группы, разнообразие форм консолидации пакетов акций и возможность формирования финансово-промышленных групп из числа казенных предприятий);
  • использование различных форм интеграции финансового, промышленного и торгового капитала на основе взаимной заинтересованности в результатах совместной деятельности в качестве определяющего условия формирования;
  • первоочередное создание финансово-промышленной группы на базе технологически и кооперационно связанных промышленных предприятий, выпускающих сложную наукоемкую продукцию, обеспеченную платежеспособным спросом и конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках, а также товары для государственных нужд;
  • целесообразное образование ряда (как правило, не менее трех) финансово-промышленных групп на одном отраслевом (или региональном) товарном рынке или наличие на нем конкурентов по соответствующим видам продукции;
  • государственное содействие и поддержка создания и функционирования финансово-промышленных групп, инвестиционные проекты и программы которых отвечают целям и приоритетам социально-экономической политики (формы государственной поддержки финансово-промышленных групп с учетом, как общей экономической ситуации, так и специфики деятельности конкретной финансово-промышленной группы определяются на основе договора о партнерстве и взаимных обязательствах между финансово-промышленной группой и государственным органом исполнительной власти);
  • использование при формировании финансово-промышленных групп как рыночных, так и внерыночных способов консолидации пакетов акций, принадлежащих государству (применение внерыночных способов допускается с целью сохранения государственного контроля за соответствующими производствами);
  • возможность создания межгосударственных финансово-промышленных групп с учетом направленности сложившихся и проектируемых договорных отношений и особенностей целевых товарных рынков;
  • создание на основе финансово-промышленных групп новых инвестиционных механизмов развития промышленного производства, обеспечивающих и снижение нагрузки на ;
  • социально-экономическая обоснованность проектов создания финансово-промышленных групп, подтверждаемая экспертизой.

Состав участников и организационно-правовые формы финансово-промышленных групп могут быть разнообразными с учетом этапов полного цикла воспроизводства, финансового и научно-производственного потенциала предприятий, их роли в овладении конкретными сегментами рынка. Основные варианты состоят в объединении участников финансово-промышленных групп вокруг: промышленного предприятия, научно-исследовательской или конструкторской организации, коммерческого банка, торговой фирмы.

Финансово-промышленные группы могут различаться:

  • по формам производственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, );
  • по отраслевой принадлежности (межотраслевые, отраслевые);
  • по масштабам деятельности (международные, государственные, региональные);
  • по степени диверсификации (многопрофильные, монопрофильные).

Формирование финансово-промышленных групп в добровольном порядке может производиться в форме учреждения участниками финансово-промышленных групп открытого типа, на которое по договору между участниками возлагаются функции головной компании. Эти функции может выполнять и один из участников финансово-промышленных групп, получающий контроль над остальными участниками.

При объединении юридических лиц в финансово-промышленные группы ее участники делегируют на договорной основе вопросы принятия решений, распоряжения собственностью и доходами, что ведет во многих случаях к подчинению интересов участников интересам объединения.

Финансово-промышленная группа не является юридическим лицом.

Участниками финансово-промышленной группы являются юридические лица, осуществляющие любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством, и производящие товары (работы, услуги), а также банки и (или) небанковские кредитно-финансовые организации. Участниками финансово-промышленной группы могут быть иные организации, участие которых в соответствии с законодательством обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе. Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности — резиденты и нерезиденты, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания. Участники финансово-промышленной группы для координации своей хозяйственной деятельности и ведения дел учреждают центральную компанию, являющуюся юридическим лицом, либо с согласия всех участников финансово-промышленной группы наделяют полномочиями по координации их хозяйственной деятельности и ведению дел финансово-промышленной группы одного из участников этой финансово-промышленной группы. В этом случае головное предприятие, кроме своей деятельности как субъекта хозяйствования, обладает полномочиями центральной компании.

Участие юридического лица более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.

Дочерние предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только в случае, если их предприятие-учредитель является участником данной финансово-промышленной группы.

В 90-х гг. ХХ в. в результате масштабных процессов приватизации государственных предприятий в России начался распад промышленных и производственных объединений, что привело к дезинтеграции экономики. Одной из основных предпосылок для законодательного регулирования объединений юридических лиц в форме финансово-промышленных групп стало признание необходимым функционирования в экономике нашей страны наряду с малыми и средними предпринимательскими структурами крупных производственно-хозяйственных комплексов. Поскольку именно крупные структуры обеспечивают конкурентоспособность продукции предприятий наукоемких промышленных отраслей и активизируют процессы инвестирования в сферы реальной экономики.

Финансово-промышленные группы (далее - ФПГ) зачастую называют «особыми экономическими зонами», так как они позволяют минимизировать многие риски, получить выгодный налоговый режим. ФПГ довольно привлекательны и для иностранных инвесторов. В России сейчас имеется около 100 официально зарегистрированных финансово-промышленных групп («Интеррос», «Нижегородские автомобили», «Мостатнафта», «Магнитогорская сталь», «Сибагромаш» и др.), а неофициальных групп - в несколько раз больше (например, «Альфа-груп»). По своей сути многие предпринимательские объединения соответствуют всем признакам финансово-промышленной группы, но не являются таковыми, поскольку не проходили процесс государственной регистрации.

Финансово-промышленные группы создаются во всех государствах - участниках СНГ, но в западной экономике эта особая организационная разновидность объединений отсутствует. Зарубежными аналогами отечественных ФПГ можно считать связанные предприятия или концерны в Германии, группы товариществ во Франции, холдинговые компании в Великобритании и США. Суть таких образований в том, что это объединение участников, не обладающее статусом юридического лица, которое основано на экономической субординации и контроле одного участника над другими.

В настоящее время основным нормативным актом, регламентирующим организацию и деятельность ФПГ, является Закон о финансово-промышленных группах.

Финансово-промышленная группа представляет собой совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Из легального определения финансово-промышленной группы следует, что она не является одной из организационно-правовых форм юридических лиц. Невозможность придания ФПГ статуса юридического лица обусловлена стремлением сохранить за их участниками правосубъектность юридического лица, обеспечивающую ведение предпринимательской деятельности. Несмотря на отсутствие у ФПГ как комплексного образования совокупности прав и обязанностей, присущих юридическому лицу, можно отметить отдельные элементы правосубъектности ФПГ в отношениях, регулируемых антимонопольным и налоговым законодательством.

Во-первых, участники группы, задействованные в сфере производства, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, т.е. единым субъектом налоговых правоотношений.

Во-вторых, в ст. 20 НК РФ содержится понятие «взаимозависимые лица», которыми, в том числе, могут быть организации, если одна из них участвует в уставном капитале другой и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Выделение категории взаимозависимых лиц оказалось необходимым для возможности осуществления налоговыми органами контроля за ценообразованием в операциях, совершаемых между взаимозависимыми лицами. Применение «трансфертного ценообразования» между участниками предпринимательских объединений дает возможность занижать налогооблагаемую базу, что, конечно, не отвечает интересам государства. Следовательно, налоговые органы контролируют взаимозависимых лиц как единого субъекта.

С точки зрения антимонопольного законодательства участники группы, даже если они являются формально автономными (независимыми) юридическими лицами, представляют собой составные части общей структуры, управляются из единого центра и занимаются предпринимательской деятельностью для достижения интересов группы в целом. Поэтому в антимонопольном законодательстве ФПГ признается единым хозяйствующим субъектом.

По формам производственно-хозяйственной интеграции различают «вертикальные», «горизонтальные» финансово-промышленные группы и конгломераты. По статистике в России большинство зарегистрированных ФПГ отличаются вертикальным типом объединения (группы «Аэрофин», «Оборонительный стиль»). Горизонтальная интеграция предполагает объединение предприятий, ориентированных на выпуск однородной продукции (группы «Росстрой», «БелРусАвто»). Конгломераты считаются наиболее устойчивой формой объединения, которое имеет предприятия в разных, не связанных между собой, отраслях бизнеса, для того чтобы не зависеть от экономического положения в отдельной отрасли (группа «Объединенная промышленно-строительная компания»).

По отраслевой принадлежности принято выделять отраслевые и межотраслевые группы; по степени диверсификации бизнеса - монопрофильные и многопрофильные; по масштабам деятельности - региональные, межрегиональные и межгосударственные (транснациональные). Финансово-промышленные группы считаются транснациональными, если среди их участников есть юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ, либо имеющие подразделения на территории этих государств, либо осуществляющие там капитальное строительство. Транснациональная компания, созданная на основе межправительственного соглашения, приобретает статус межгосударственной ФПГ.

Участники финансово-промышленной группы могут построить свои взаимоотношения двумя путями: либо как взаимодействие основного и дочерних обществ, либо как взаимодействие на условиях полного или частичного объединения своих материальных и нематериальных активов. В первом случае мы имеем дело с фактически холдинговой моделью, когда основное (материнское) общество имеет возможность через принадлежащий ей пакет акций (долей) дочерних обществ, т.е. в силу преобладающего участия в их уставном капитале, руководить деятельностью каждого из них. Можно сказать, что ФПГ первого вида представляет собой предпринимательское объединение, основанное на «системе участия», экономической субординации и корпоративном контроле. В таком объединении основное общество выполняет функции центральной компании, через которую, по сути, и ведется деятельность группы в целом.

ФПГ второго вида является добровольным договорным предпринимательским объединением независимых друг от друга юридических лиц. По статистике большинство зарегистрированных (официальных) ФПГ создаются именно по типу объединений на основе договора; их иногда именуют «мягкими нехолдинговыми корпорациями», или «договорными холдингами». Финансово-промышленная группа этого вида создается путем заключения участниками группы договора о создании ФПГ, в соответствии с которым учреждается центральная компания. То есть центральная компания, по сути, представляет собой дочернее или зависимое общество по отношению ко всем участникам ФПГ. По своей юридической природе договор о создании ФПГ является разновидностью договора простого товарищества (ст. 1041-1054 ГК РФ).

Действующим законодательством предусмотрен ряд ограничений на участие в составе финансово-промышленной группы.

Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия могут входить в состав ФПГ на условиях, определяемых собственником имущества. Финансово-промышленная группа предполагает объединение материальных и нематериальных активов, но унитарное предприятие, не обладая правом собственности на закрепленное за ним имущество, не может самостоятельно распоряжаться своими активами, ему требуется согласование своих сделок с собственником имущества. Однако несмотря на данные ограничения, в России более 10% от общего числа участников всех зарегистрированных ФПГ являются предприятиями государственного сектора экономики.

Дочерние общества могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом. Решения, действия, сделки дочерних хозяйственных обществ могут быть достаточно жестко предопределены основными (материнскими) компаниями. Поэтому не исключена ситуация, при которой дочернее общество будет вынуждено выбирать между обязательными для него, но противоречащими друг другу, решениями руководящих органов ФПГ и основной (материнской) компании. Таким образом, данное ограничение обусловлено стремлением обеспечить должную управляемость при исполнении решений в системе ФПГ ее участниками.

Законодательство запрещает юридическому лицу участвовать более чем в одной финансово-промышленной группе. Данное ограничение предотвращает монополизацию рынка, поскольку группы с одинаковым составом участников не создают условий для свободной конкуренции. Однако очевидно, что участники ФПГ вправе входить в состав других видов объединений, например банковских групп.

Общественные и религиозные объединения не могут быть участниками финансово-промышленных групп, поскольку цели деятельности этих организаций (с учетом ограничений на занятие предпринимательством) не предполагают возможности их участия в производственно-финансовых комплексах.

Независимо от того, по какому типу организована финансово-промышленная группа (холдинг или договорное объединение), в ее составе выделяют обязательных и инициативных (необязательных) участников. Обязательными участниками в составе финансово-промышленной группы являются предприятия, действующие в сфере производства, а также банки и кредитные организации. Предприятиям производственного профиля отводятся функции по изготовлению и выпуску товарной продукции либо оказанию услуг, на банки или кредитные организации возлагается роль инвестиционных структур.

В качестве необязательных участников в ФПГ могут входить инвестиционные фонды, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, а также любые другие организации.

Первым этапом создания финансово-промышленной группы является разработка ее локальных актов. Во всех видах ФПГ к обязательным локальным документам относится организационный проект группы, т.е. пакет документов, содержащий необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности ФПГ. В организационный проект, как правило, входят пояснительная записка и технико-экономическое обоснование будущей деятельности ФПГ.

При договорном типе объединения в финансово-промышленную группу к локальным документам относятся также договор о создании ФПГ и устав центральной компании. Договор о создании ФПГ является разновидностью договора о совместной деятельности (простого товарищества). Наряду с существенными условиями, обязательными для договора простого товарищества, в нем должны содержаться сведения о наименовании ФПГ, порядке и условиях учреждения центральной компании, порядок образования, объем полномочий совета управляющих ФПГ, порядок внесения изменений в состав участников, объем, порядок и условия объединения активов, цель объединения участников, срок действия договора. Другие условия договора о создании финансово-промышленной группы устанавливаются участниками, исходя из целей и задач конкретной ФПГ, с учетом отраслевой, региональной и прочей специфики.

Регистрирует финансово-промышленную группу центральная компания, которая, будучи отдельным юридическим лицом, создается и регистрируется раньше, чем сама группа. Регистрацию группы проводит Министерство экономического развития и торговли РФ в отдельном государственном реестре.

Для регистрации центральная компания финансово-промышленной группы подает заявку на регистрацию, договор о создании ФПГ (договор не требуется, если группа образуется как совокупность основного и дочернего обществ), нотариально заверенные копии свидетельств о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров каждого из участников, включая центральную компанию, организационный проект, нотариально заверенные и легализованные документы иностранных участников группы. Помимо этого, необходимо представить заключение Федеральной антимонопольной службы, подтверждающее, что создание финансово-промышленной группы не приведет к ограничению конкуренции на товарных или финансовых рынках.

После экспертизы представленных документов проводится государственная регистрация финансово-промышленной группы.

Современные финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой диверсифицированные многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, упрочения технологических и кооперационных связей, роста экономического потенциала их участников. Развитие финансово-промышленных групп становится перспективным путем формирования современного крупного производства.

Характерной чертой современного этапа развития финансово-промышленных групп является их многоотраслевая направленность, что позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Вместе с тем, несмотря на устойчивую тенденцию к диверсификации деятельности, наблюдается создание и функционирование финансово-промышленных групп с выраженной специализацией. Речь идет прежде всего о формировании финансово-промышленных групп на основе технологически связанных предприятий. Благодаря этому максимально концентрируются материальные и финансовые ресурсы на каком-либо одном или нескольких направлениях, дающих наибольший эффект, и отсекаются второстепенные, малоэффективные сферы деятельности. Такой подход достаточно оправдан в случаях формирования ФПГ на основе предприятий наиболее передовых, наукоемких отраслей, определяющих приоритетные направления научно-технического прогресса (например, в топливно-энергетическом комплексе, электронной промышленности и ряде других). Он позволяет, не нарушая отраслевой специализации, расширять сферу функционирования ФПГ за счет проникновения в смежные сферы деятельности.

Разновидности финансово-промышленных групп и критерии их образования представлены на рис. 25.1. Характер деятельности ФПГ, степень их универсализации предопределяются экономической целесообразностью, с одной стороны, и степенью развитости рыночных отношений в стране, с другой. Как показывает опыт, в настоящее время сохраняется устойчивая тенденция к универсализации ведущих ФПГ.


Рис. 25.1.
Классификация финансово-промышленных групп

Создание финансово-промышленных групп осуществляется несколькими способами: по инициативе участников, по решению государственных органов, по межправительственным соглашениям. Наиболее распространенным является добровольное объединение капиталов отдельных участников и учреждение акционерного общества, представляющего собой вновь созданную организационную структуру со всеми экономико-правовыми полномочиями и соответствующей юридической и хозяйственной ответственностью. Вторым способом является добровольная передача участниками создаваемой финансово-промышленной группы пакетов своих акций в управление одному из участников группы, как правило, банку или финансово-кредитному институту. Третий способ состоит в приобретении одним из участников группы пакетов акций других предприятий и организаций, которые в результате этого становятся участниками финансово-промышленной группы. Подобное приобретение пакетов акций не всегда носит добровольный характер и может быть органически связано с процессами слияний и поглощений одних компаний другими.

Тенденции формирования финансово-промышленных групп отражают закономерности развития мирового производства и носят универсальный характер. К таким закономерностям относятся: концентрация капитала (слияния и поглощения, создание стратегических альянсов); интеграция промышленного и финансового капитала; диверсификация форм и направлений деятельности. В этом же ряду находятся глобализация деятельности (распространение товаров и услуг, создание дочерних структур на наиболее привлекательных зарубежных рынках), интернационализация капитала (рост транснациональных компаний, привлечение зарубежных инвестиций и т. д.). Необходимо выделить и секьюритизацию активов компаний, использование новейших информационных технологий, распространение международных стандартов регулирования национальных рынков (капитала, товаров, услуг, труда).

Международная финансово-промышленная группа представляет собой структуру, состоящую из головной компании и отделений, филиалов, дочерних обществ в других странах. Чем выше степень интернационализации капитала ФПГ, тем при прочих равных условиях, большее число зарубежных отделений входит в ее структуру. Характерно, что за рубеж выносятся не только производственные подразделения финансово-промышленных групп, как это наблюдалось ранее, но и их финансовые звенья, что способствует ускорению проведения финансовых операций группы, позволяет использовать особенности рыночной конъюнктуры в различных странах с максимальным эффектом (разные курсы валют, неодинаковые темпы инфляции, налоговые льготы и т. д.).

ФПГ - крупные интегральные структуры разных видов, в которых финансовые институты играют не меньшую роль, чем производственные. Они организуются как по принципу горизонтальной - объединение многопрофильных производств (рис. 25.2) , так и вертикальной интеграции -


Рис. 25.2.
Ассоциативная форма объединений организаций

(горизонтальный тип интеграции)

по технологическим цепочкам (рис. 25.3) . Создание ФП Г подразумевает объединение «под одной крышей» трех структур: финансовой - банк, инвестиционная компания, пенсионный фонд, консалтинговая фирма, брокерские конторы, внешнеэкономические, информационно-рекламные подразделения; производственной - производственные предприятия; коммерческой - внешнеторговые компании, товарно-сырьевая биржа, страховая, транспортная и сервисные фирмы.


Рис. 25.3.
Вертикально интегрированная финансово-промышленная группа с одним ведущим звеном

В развитых странах банки являются центрами финансово-промышленных структур (рис. 25.4) . Работая на определенный круг предприятий, банк хоро-


Рис. 25.4.
Условное организационное строение «банковских» ФПГ

шо осведомлен о процессах движения их фондов. В случае возникновения каких-либо проблем он тут же принимает необходимые меры, ведь результаты того или иного производственного процесса затрагивают его собственные экономические интересы. С другой стороны, нормативно-правовая система предполагает ответственность банка перед обществом: при ухудшении финансового положения предприятия - участника ФПГ банк принимает активное участие в санации, т. е. проведении структурных изменений и определенных денежных вливаний, требующих от банка устойчивого финансового положения. Финансовая устойчивость может быть различной и складывается под воздействием комбинации многих факторов, но только она создает благоприятный климат для интеграции банковского и промышленного капитала. Уровень финансовой устойчивости банка определяет уровень его «компетенции» как участника ФПГ. В вертикальных ФПГ, функционирующих по принципу замкнутой технологической цепочки, а также горизонтальных объединениях картельного типа банк предназначается сугубо для внутренних расчетов.

Создание и функционирование ФПГ дает возможность решать вопросы более эффективного инвестирования предприятий за счет привлечения внутренних и внешних инвестиций путем получения кредитов, размещения выпусков ценных бумаг, концентрации средств участников группы в целях производства конкурентоспособной продукции. Современной финансово-промышленной группе присущи оперативность и маневренность в управлении потоками финансовых ресурсов как между головной компанией и филиалами, так и между самими филиалами (подразделениями). Выбор варианта финансирования какой-либо операции - из центра (головной компании) или на уровне филиалов - предопределяется общей стратегией фирмы, а также тактическими предпочтениями в области организации внутренних финансовых потоков. Расширение масштабов финансово-промышленных групп за счет роста числа зарубежных подразделений может осуществляться посредством увеличения прямых заграничных инвестиций. Это может быть финансирование строительства новых производственных мощностей за границей или покупка контрольного пакета акций действующих предприятий.

Финансово-промышленные группы имеют ряд преимуществ перед другими субъектами рынка в экономическом и финансовом отношении:

Происходит укрепление технологической цепочки от добычи сырья до выпуска конечной продукции, усиливается интегрированность производства;

Диверсификация деятельности придает большую устойчивость предприятиям группы и повышает конкурентоспособность их продукции;

Создаются реальные предпосылки и возможности для структурной перестройки производства;

Появляются перспективы аккумулирования значительного капитала для достижения поставленных производственных и финансовых целей;

Возникают реальные возможности маневрирования финансовыми ресурсами как в рамках самой ФПГ, так и вне ее, расширения масштабов деятельности и сфер влияния;

Происходит перераспределение капитала между различными подразделениями ФПГ в соответствии со стратегическим выбором группы;

Увеличивается финансовая мощь группы, ее финансовая устойчивость и способность с максимальной эффективностью использовать авансированный капитал.

Организационное построение ФПГ отличается децентрализацией управления при одновременном повышении эффективности организационных структур отдельных звеньев, входящих в группу, четким распределением полномочий и ответственности, надежными механизмами принятия согласованных управленческих решений. За счет включения научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделений в структуру ФПГ, а следовательно, их приближения к непосредственному потребителю сокращаются сроки внедрения научно-технических разработок в производство. Благодаря наличию единой маркетинговой службы устраняются разрывы в снабженческо-сбытовой цепочке, что способствует ускорению оборота капитала.

Принятие экономически целесообразных инвестиционных решений имеет существенное значение для устойчивости финансового положения группы в целом. Поэтому в структуре ФПГ, как правило, имеются специальные аналитические подразделения, в состав которых входят высококвалифицированные эксперты, отвечающие за оценку инвестиционных проектов и обоснованность принятия решений.

Среди направлений деятельности, способствующих оживлению инвестиционных процессов, большую роль призваны сыграть:

♦ формирование в рамках ФПГ инвестиционных компаний, создаваемых по принципу прямого финансирования, т. е. под долевые ценные бумаги. Чтобы повысить заинтересованность в этом процессе кредитуемых организаций, необходимо предусмотреть возможность последующего выкупа ценных бумаг;

♦ создание за счет средств всех участников ФПГ венчурных фондов, задачей которых является финансирование наиболее рискованных инвестиционных проектов;

♦ широкое использование механизма создания совместных и дочерних предприятий с целью органического соединения финансовых ресурсов членов ФПГ.

Для повышения эффективности ФПГ целесообразным является решение следующих задач:

Активно включать в состав ФПГ не только крупные, но и средние и даже мелкие предприятия, превращая их в крупных сателлитов и развивая тесные кооперационные связи;

Расширять механизм создания в рамках ФПГ дочерних и совместных предприятий, в том числе и с привлечением иностранного капитала;

Расширять концерновую основу создания ФПГ, что позволит на надежной экономической базе восстанавливать технологические цепочки и развивать кооперирование предприятий;

♦ разнообразить виды и формы деятельности финансовых организаций в рамках групп, включая в их состав не только универсальные, но и специализированные банки, инвестиционные фонды и финансовые компании, позволяющие широко привлекать временно свободные финансовые ресурсы с уменьшением риска потерь;

♦ расширить участие государства в инвестировании проектов в рамках ФПГ, но не через прямое выделение бюджетных ассигнований, а через межбанковский кредит;

♦ активизировать создание региональных ФПГ с привлечением средств местных бюджетов и региональных отделений банков.

Опыт показывает, что в последнее время резко усилилась мотивация предприятий к вхождению в финансово-промышленные группы. Это связано с возможностью обеспечить акционерный контроль над предприятиями и финансово-кредитными учреждениями в интересах налаживания выгодных технологических и хозяйственных связей. Многих привлекает перспектива совместной реализации приоритетных федеральных и региональных программ, получения необходимой государственной поддержки, ресурсов на пополнение оборотных средств и техническое перевооружение производства, освоения долгосрочных и перспективных инвестиционных проектов.

Стимулами к созданию финансово-промышленных групп в настоящее время служат:

♦ стремление осуществить реальные инвестиции в производство в результате объединения с финансово-кредитными учреждениями;

♦ государственные гарантии под внешние инвестиции;

♦ возможность получить государственную поддержку, предусмотренную законодательством;

Действующие ФПГ отличаются широкой диверсификацией: они охватывают около 100 направлений промышленной деятельности. Приоритетными направлениями являются: производство легковых автомобилей; самолетостроение; выпуск чугуна и металлопродукции; производство железорудного концентрата; цветная металлургия (производство никеля, меди, алюминия); выпуск металлопроката, трубное производство; выпуск химической продукции и др.

Формирование российских ФПГ происходит на основе холдинга или объединения капиталов (системы участия). Холдинг предполагает наличие материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольными пакетами акций других. Это достигается двумя путями:

1) созданием новых предприятий с решающим правом голоса в структуре управления ФПГ;

2) скупкой контрольных пакетов акций действующих предприятий напрямую или через дочерние структуры.

Идея создания холдинговой компании состоит в таком соединении различных видов бизнеса, чтобы между ними возникла синергия или усилилось их взаимное влияние. Одной из разновидностей подобного объединения является формирование под контролем банка промышленно-финансовой группы холдингового типа. В этом случае предприятия как бы обретают эффективного собственника, способного обеспечить их устойчивое развитие и располагающего необходимыми для этого ресурсами. Для координации инвестиционной деятельности группы образуется единая холдинговая компания, осуществляющая контроль через советы директоров банков и предприятий. Существует ряд разновидностей холдингов: государственные холдинг-структуры; холдинги в интегрированных компаниях; холдинги в конгломератах; банковские холдинг-структуры.

Российские ФПГ формируются главным образом путем объединения крупных предприятий, уже имеющих доминирующее или значимое положение в определенных сегментах рынка, но постепенно утрачивающих его, по крайней мере по отношению к западным производителям. Объединяясь в финансово-промышленные группы, предприятия получают возможность контролировать определенные секторы экономики. Однако вхождение в состав ФПГ в основном крупных предприятий отрицательно сказывается на гибкости и динамичности их структуры управления.

В целом ряде случаев финансово-промышленные группы в России создаются по инициативе государственных органов и являются отражением селективной политики государства в области структурной перестройки экономики. Государство стремится сделать ФПГ опорными пунктами промышленной политики, чтобы, влияя на их деятельность, осуществлять макроэкономическую политику. Кроме того, ФПГ является структурой, позволяющей в силу особого положения на рынке перераспределять инвестиционные средства из развитых отраслей в отстающие (при условии соблюдения принципов взаимодействия между ФПГ и государством). Чтобы ФПГ реально выполняли функцию структурообразующего элемента современной российской экономики, необходимо исходить из следующих принципов государственной политики:

Создание благоприятной среды и особая селективная поддержка образования ФПГ в соответствии со стратегическими направлениями промышленной и социальной политики, задачами подъема и выравнивания уровня жизни в различных регионах;

♦ обеспечение публично-правового характера деятельности ФПГ, ее гласности;

♦ разработка особого механизма воздействия и сотрудничества государства и ФПГ, основанного не столько на предоставлении льгот и прямых дотаций государства, сколько на системе соблюдения взаимных прав и обязательств.

Нередко по инициативе местной администрации и под ее контролем создаются финансово-промышленные группы для решения социально-экономических проблем региона (рис. 25.5) . Местная администрация при этом предусматривает систему мер финансовой поддержки ФПГ:

♦ освобождение полностью или частично от налогов на имущество;

♦ льготная аренда или передача во временное безвозмездное пользование имущества, являющегося собственностью области;

♦ передача в доверительное управление пакетов акций (находящихся в региональной собственности) предприятий, технологически связанных с основной деятельностью группы, но не входящих в ее состав;

♦ предоставление инвестиционного налогового кредита.

Основными источниками финансирования деятельности финансово-промышленной группы выступают инвестиционные кредиты банков-участников, финансирование из бюджета по целевым программам, кредиты и прямые инвестиции банков, не являющихся участниками данной ФПГ, собственные средства предприятий.

Мировой опыт свидетельствует, что финансово-промышленные группы, включающие промышленные предприятия, исследовательские организации, торговые фирмы и банки, многие ассоциативные структуры, основанные на


Рис. 25.5.
Условное организационное строение «региональных» ФПГ

внутренних договорных отношениях, стали своеобразным каркасом рыночной экономики целого ряда стран. Именно на этом уровне организации производственного потенциала обеспечиваются рациональные партнерские, договорные связи с государственными органами, осуществляется подготовка, координация и контроль выполнения корпоративных планов и программ совместной деятельности ряда хозяйствующих субъектов. При этом активизируются привлечение внешних инвесторов, разработка и реализация корпоративной стратегии деятельности на фондовом рынке, выполнение других управленческих функций, связанных с реализацией и защитой интересов акционеров.

  • Предмет и система курса
    • Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования
      • Соотношение понятий «предпринимательская деятельность», «экономическая деятельность», «хозяйственная деятельность», «коммерческая деятельность»
      • Формы и виды предпринимательской деятельности
    • Понятие предпринимательского права и его место в структуре российского права
    • Принципы предпринимательского права
      • Основные принципы предпринимательского права
    • Методы предпринимательского права
    • Правоотношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности
  • Источники предпринимательского права
    • Понятие и виды источников предпринимательского права
    • Обычаи делового оборота как источник предпринимательского права
    • Применение норм международного права
    • Роль судебной практики в правовом регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности
  • Правовой статус отдельных субъектов предпринимательской деятельности
    • Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды
    • Индивидуальная форма предпринимательства
      • Правоспособность индивидуального предпринимателя
      • Лицензирование индивидуальной формы предпринимательства
    • Коллективные формы предпринимательства
    • Субъекты малого предпринимательства
      • Предпринимательские объединения
        • Классификация холдингов
        • Способы создания холдингов. Система участия
    • Финансово-промышленные группы
    • Иные формы предпринимательских объединений
    • Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности
  • Создание и прекращение деятельности субъектов предпринимательства
    • Порядок и способы создания субъектов предпринимательства
    • Государственная регистрация субъектов предпринимательства
    • Реорганизация субъектов коллективного предпринимательства
    • Ликвидация субъектов коллективного предпринимательства
  • Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
      • Критерии банкротства
      • Признаки банкротства
    • Правовой статус участников правоотношений несостоятельности (банкротства)
    • Правовой статус кредитора
    • Правовой статус арбитражного управляющего
    • Арбитражный суд как участник правоотношений несостоятельности (банкротстве)
    • Процедуры несостоятельности (банкротства)
      • Наблюдение. Понятие наблюдения. «Нейтральность» процедуры
      • Финансовое оздоровление
      • Внешнее управление. Цели и основания введения внешнего управления
      • Конкурсное производство
      • Мировое соглашение. Мировая сделка в банкротом и исковом процессах
  • Правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Правовые формы принадлежности имущества субъектам предпринимательской деятельности
    • Правовой режим отдельных видов имущества
      • Правовой режим денежных средств
      • Правовой режим ценных бумаг
      • Правовой режим прибыли
  • Приватизация государственного и муниципального имущества
    • Понятие и основные цели приватизации
    • Законодательство о приватизации
    • Субъекты и объекты приватизационных правоотношений
    • Порядок и способы приватизации
  • Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания и пределы
    • Методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
  • Государственное регулирование функциональных видов экономической деятельности
    • Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
      • Субъекты конкуренции
      • Антимонопольное законодательство
      • Понятие и виды монополий
      • Монополистическая деятельность субъектов конкуренции
      • Антимонопольные органы
      • Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
    • Техническое регулирование
      • Технические регламенты
      • Стандартизация
      • Подтверждения соответствия
      • Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
    • Государственное регулирование ценообразования
      • Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности
      • Законодательство о цепах и ценообразовании и основные направлении его совершенствования
      • Публично-правовой режим осуществления ценообразования
    • Государственное регулирование инновационной деятельности
      • Источники правового регулирования инновационной деятельности
      • Субъекты и объекты инновационной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инновационной деятельности
    • Государственное регулирование инвестиционной деятельности
      • Субъекты инвестиционной деятельности
      • Объекты инвестиционной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инвестиционной деятельности
      • Особенности отдельных форм осуществлении иностранными инвесторами деятельности на территории Российской Федерации
    • Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
      • Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности
      • Субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления внешнеэкономической деятельности
  • Государственное регулирование отраслевых видов предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование банковской деятельности
      • Понятие и структура банковской системы Российской Федерации
      • Источники правового регулирования банковской деятельности
      • Правовое положение кредитных банковских организаций
      • Публично-правовой режим осуществления банковской деятельности
    • Государственное регулирование биржевой деятельности
      • Источники правового регулирования биржевой деятельности
      • Субъекты биржевой деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления биржевой деятельности
    • Государственное регулирование страховой деятельности
      • Источники правового регулирования страховой деятельности
      • Субъекты страховой деятельности (страхового дела) и участники страховых отношений
      • Объекты страхования
      • Публично-правовой режим осуществления страховой деятельности
    • Государственное регулирование профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Источники правового регулирования профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Субъекты профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Публично-правовой режим осуществления профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
    • Государственное регулирование аудиторской деятельности
      • Виды аудита
      • Источники правового регулирования аудиторской деятельности
      • Субъекты аудита
      • Публично-правовой режим осуществления аудиторской деятельности
    • Государственное регулирование оценочной деятельности
      • Источники правового регулирования оценочной деятельности
      • Субъекты и объекты оценочной деятельности
      • Публично-правовой режим оценочной деятельности
  • Предпринимательский договор
    • Предпринимательский договор: понятие, виды и сфера применения
    • Особенности порядка заключения предпринимательского договора
    • Особенности изменения и расторжения предпринимательского договора
    • Исполнение предпринимательского договора: понятие, принципы
  • Ответственность в сфере предпринимательской деятельности
    • Понятие, виды и основания для применения ответственности
    • Неустойка: понятие, виды и порядок взыскания
    • Убытки: понятие, виды и порядок взыскания

Финансово-промышленные группы

Анализ современных тенденций в сфере экономики показывает, что интеграция финансового (банковского) капитала и промышленного потенциала - объективная закономерность возникновения и развития мощных финансово-промышленных объединений. В промышленно развитых странах указанная интеграция практически завершена, созданы и успешно действуют на внутреннем и внешнем рынках немногочисленные (по сравнению с другими предпринимательскими структурами) транснациональные компании (ТНК), финансово-промышленные группы (ФПГ), а также иные финансово-промышленные объединения.

Так, в результате союза банковского и промышленного капиталов США были созданы крупные финансовые объединения в виде семейных групп (Морганов, Рокфеллеров, Меллонов и др.). Интересна практика срастания крупнейших концернов и банков в ФРГ (например, финансовые группы «Дойче Банк», «Дрезднер Банк», «Коммерц Банк»), Крупные финансовые объединения действуют во Франции и других европейских государствах.

По оценкам Президента ассоциации финансово-промышленных групп России О. Н. Сосковца, в настоящее время официальный статус ФПГ получили более 80 групп. В их состав вошли на добровольной основе 1000 промышленных предприятий и организаций, более 80 финансово-кредитных институтов. Общая численность занятых приближается к 4 млн. человек. Группы обеспечили прирост выпуска продукции на 3,5%, объем реализованной продукции - на 5%, экспорта - на 10%, инвестиций - на 6%. Такова статистика, за которой скрывается положительная динамика развития финансово-промышленных групп в России.

В связи с этим одно замечание: ФПГ - это, образно говоря, штучный товар, а потому здесь не следует увлекаться количественными показателями. Наша страна уже пережила биржевой и банковский бум.

Законодательство о ФПГ . Проблема становления и развития финансово-промышленных объединений в Российской Федерации связана не только с политическими, социально-экономическими, но и с юридическими вопросами. Сравнительно недавно (30 ноября 1995 г.) в России был принят Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» (далее - закон о ФПГ), который устанавливал правовые основы создания, деятельности и ликвидации ФПГ. С его принятием утратил юридическую силу Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации». В связи принятием Федерального закона от 22 июня 2007 г. № 115-ФЗ прекратил действие Закон о ФПГ. Что означает на практике данный поворот событий?

Во-первых, законодатель отказался от идеи существования специального закона о ФПГ (равно и Закона о холдингах) по разным причинам. Закон о ФПГ, несмотря на свою молодость, был предметом критики со стороны не только юристов, но и экономистов. Так, В. Д. Рудашевский справедливо отмечал, что названный Закон должен быть актом прямого действия, однако из его 22 статьей половина содержит отсылку к административным актам, решениям субъектов Федерации и международным соглашениям практически по всем вопросам, имеющим принципиальное значение. Имелись и конкретные пробелы и недостатки Закона.

Во-вторых, Закон о ФПГ сыграл свою роль в условиях перехода России к рыночной экономике. Затем он оказался невостребованным. В него не было внесено ни одного изменения и дополнения. Как говорится, закон сделал свое дело, закон может уходить на покой!

В-третьих, ст. 15 Закона предусматривала меры государственной поддержки деятельности ФПГ. Среди них - предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ, а также государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций. Банком России смогли предоставляться банкам - участникам ФПГ льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.

Правительством РФ, исполнительными органами субъектов Федерации могли предоставляться иные льготы для участников ФПГ. Государственная поддержка деятельности ФПГ - следующее направление совершенствования законодательства.

В реальной деятельности государство не выполняет взятые обязанности по государственной поддержке ФПГ. Ситуация с финансово-промышленными группами напоминает положение с малым бизнесом. В действующем законодательстве о малом предпринимательстве провозглашен ряд мер по государственной поддержке и стимулированию малого бизнеса. Однако здесь больше законодательной риторики и пафоса.

В-четвертых, в реальной экономике России холдинговые структуры заметно «прибавили в весе» и вытеснили ФПГ из рядов предпринимательских объединений. В какой-то степени этому способствовала имеющаяся путаница в статусе холдинга и ФПГ. Простой пример: холдинги не регистрируются, а ФПГ подлежали регистрации в установленном Законом о ФПГ порядке. Сейчас они (холдинги и ФПГ) поставлены в равное положение. Имело место смешение холдингов и ФПГ по другим точкам пересечения. Например, при создании ФПГ нередко использовалась холдинговая модель построения и управления группой лиц.

В-пятых, судя по быстроте приятия закона об утрате юридической силы Закона о ФПГ, бизнес-сообщество России согласно с таким решением, если не больше. Можно с уверенностью сказать, что подконтрольные крупному бизнесу общественные образования пролобировали в Государственной Думе заключительный акт ликвидации Закона о ФПГ.

Тем не менее, считаем, что с утратой Закона о ФПГ зарегистрированные финансово-промышленные группы России продолжают существовать. Следовательно, их статус и особенности нуждаются в раскрытии.

Далее, нельзя исключать варианта, при котором законодатель найдет замену ФПГ другим предпринимательским объединением. Даже при отсутствии Закона о ФПГ не исключена возможность появления (создания) новых групп в условиях рыночной экономики. По нашему мнению, российская экономика еще не готова к использованию только рыночных регуляторов. Так, в промышленно развитых странах законодатель не стремится «зарегулировать» статус предпринимательских объединений и в целях поддержания свободы рыночных отношений старается придать правовым конструкциям гибкость и эластичность. Наш вариант совершенствования законодательства о ФПГ - это принятие закона о предпринимательских объединениях, в нем целесообразно поместить как правила общего порядка, так и нормы об отдельных видах объединений (холдингах, ФПГ, пупах, концернах и др.).

Теперь коротко рассмотрим основные признаки ФПГ.

1. ФПГ - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании такой группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации соответствующих целей. ФПГ не является юридическим лицом и не может рассматриваться в качестве объединения юридических лиц в контексте ст. 121 ГК РФ. С точки зрения ст. 121 коммерческие и некоммерческие организации могут добровольно объединиться в ассоциации (союзы) этих организаций. Юридическими лицами являются участники финансово-промышленной группы, а также центральная компания ФПГ, образованная всеми ее участниками.

2. Финансово-промышленная группа - это организация в форме предпринимательского объединения, в состав которого входят юридические лица (обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций), созданная участниками группы, как правило, на договорной основе либо по холдинговой модели путем объединения промышленного потенциала и финансового (банковского) капитала в целях защиты общих интересов, координации действий его участников, реализации инвестиционных и иных проектов и программ и проведения единой экономической политики, а также направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Спор о субъектном составе ФПГ будет схоластичен до тех пор, пока государство в лице компетентных органов четко не определит свою позицию в отношении этих особых субъектов предпринимательской деятельности: ФПГ - это либо «штучный товар», либо «товары массового производства». В первом случае субъектный состав ФПГ должен быть заметно ограничен. Участниками группы могут быть, на наш взгляд, только коммерческие организации. При таком подходе в составе ФПГ нет места некоммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам (гражданам). Напротив, во втором случае ФПГ превращается в продукт широкого применения, в создании и деятельности которого могут принимать участие все, кто захотел.

3. До отмены Закона о ФПГ существовала обязательная регистрация финансово-промышленной группы по решению полномочного государственного органа. ФПГ приобретали статус группы с момента государственной регистрации. В настоящее время такая регистрация отменена.

4. В составе ФПГ ведущую роль играет центральная компания группы, учрежденная всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющаяся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел группы. Иначе говоря, центральная компания - это, как правило, материнская компания (основное хозяйственное общество).

Классификация финансово-промышленных групп . ФПГ можно подразделить на виды с учетом разных критериев.

В зависимости от способа их формирования можно выделить группы, созданные:

  1. по классической холдинговой модели;
  2. «системе участия» на договорной основе;
  3. смешанному принципу с использованием элементов холдинговой модели и «системы участия» на договорной основе.

ФПГ первого вида представляют собой предпринимательское образование, основанное на «системе участия», экономической субординации и корпоративном контроле. ФПГ второго вида есть добровольное договорное предпринимательское образование. Именно эта классификация имеет принципиальное значение для понимания правовой природы финансово-промышленных групп.

По характеру специализации и кооперации ФПГ можно классифицировать на вертикальные, горизонтальные и диверсифицированные группы. ФПГ вертикального типа представляют собой совокупность предприятий-участников, участвующих в выпуске одной и той же продукции, но на разных стадиях производства. Примером такой группы может служить ФПГ «Магнитогорская сталь». Для групп вертикального типа характерно наличие широких хозяйственных связей между участниками.

В горизонтальных ФПГ предприятия-участники осуществляют производство на одних и тех же стадиях или производят одну и ту же продукцию. Здесь уже нет тесных кооперационных связей в целях обеспечения производства конечной (готовой) продукции. Консолидирующим началом в этих ФПГ выступает выработка и реализация участниками группы согласованной маркетинговой политики, организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по фундаментальным направлениям обновления выпускаемой продукции и т. д.

Диверсифицированные ФПГ- это группы, в состав которых входят, с одной стороны, однопрофильные либо связанные между собой предприятия, с другой - предприятия, которые не взаимодействуют с другими участниками группы, а также между собой. Примером данного вида группы является ФПГ «Интеррос», включающая предприятия металлургии, химической промышленности, машиностроения, транспорта и др.

По процедуре создания выделяют: группы, созданные в добровольном порядке; группы, образованные по инициативе федеральных органов исполнительной власти либо соответствующих органов субъектов Федерации.

С учетом так называемого центра формирования ФПГ различают: группы, сформированные одной компанией, во главе которой могут быть промышленное предприятие, кредитно-инвестиционная организация, научно-исследовательский институт, торговая компания.

По признаку размещения и регистрации участников финансово-промышленные группы подразделяются на транснациональные, национальные (федеральные) и региональные.

Наряду с основными видами ФПГ в литературе выделяют: а) крупные, средние и малые ФПГ (в зависимости от размера и производственного потенциала) ФПГ де-юре и ФПГ де-факто. Первые группы зарегистрированы в установленном законом порядке, вторые - не зарегистрированы (неформальные ФПГ). Встречаются и другие виды ФПГ.

Итак, с точки зрения гражданского законодательства ФПГ не являются юридическими лицами, т. е. субъектами гражданского права. Однако это не исключает возможности рассматривать их в качестве субъектов предпринимательской деятельности, равно как субъектов других отраслей права (преимущественно публичного права). Участники ФПГ сохраняют свою юридическую самостоятельность при вхождении в группу.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

"УО БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра экономики промышленных предприятий

По дисциплине: Экономика организации (предприятия)

На тему: "Финансово-промышленные группы"

Минск 2015г

1. Финансово-промышленная группа (ФПГ) как форма объединения предприятий

2. Объединение промышленного и финансового капитала

3. Преимущества участников ФПГ

4. Особенности ФПГ

5. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси

6. ФПГ в Беларуси

Список используемых источников

Финансово-промышленная группа (ФПГ) как форма объединения предприятий

Согласно Закону РБ от 04.06.1999 № 265-З "О финансово-промышленных группах" ФПГ - это объединение юридических лиц (участников группы), осуществляющих хозяйственную деятельность на основе договора о создании финансово-промышленной группы.

Финансово-промышленная группа создается в целях обеспечения экономической интеграции ее участников для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности товаров (работ, услуг) и расширение рынков их сбыта, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Финансово-промышленная группа не является юридическим лицом.

Также существует такое понятие как транснациональная финансово-промышленная группа - финансово-промышленная группа, среди участников которой имеются юридические лица - резиденты и нерезиденты Республики Беларусь.

Основоположниками анализа и исследования сущности капитала, базовых концепций современной теории интеграции финансового и промышленного капитала являются Гильфердинг Р., Ленин В. И., Маршалл А., Хайек Ф., Чемберлин Э.

Процесс создания ФПГ требует значительного содействия со стороны государства. Это ставит следующие задачи перед органами государственной власти: снять все искусственные препятствия на пути к объединению капиталов, разработать меры по оперативной поддержке данного процесса, обеспечить его равномерное распространение в различных сферах деятельности.

Объединение промышленного и финансового капитала

Рассмотрим промышленный и финансовый капиталы в отдельности. Промышленный капитал обслуживает сферу производства, банковский капитал, обеспечивает кредитную сферу. Инвестиции в реальный сектор экономики сопровождаются приобретением материальных ресурсов и рабочей силы, их производственным потреблением, накоплением амортизационных отчислений и на конечной стадии получением в результате реализации готовой продукции приращенного капитала, который вновь используется для целей возобновления и расширения производства. Кругообороту банковского капитала присуще приобретение увеличенного капитала в результате проведения финансовых операций или предоставления кредита. Скорость оборота банковского капитала значительно выше, чем у промышленного.

В финансово-промышленных группах происходит объединение этих двух форм капитала в финансово-промышленный капитал, для которого присущ специфический характер движения и особая форма кругооборота. Его применение позволяет значительно повысить отдачу и получить приращенный доход в результате их объединенного функционирования. Временно высвободившиеся денежные средства на одном предприятии - участнике финансово-промышленной группы - могут направляться на покрытие потребности в денежных средствах других предприятий - членов группы, так как движение их капиталов и скорость оборотов различны. Это дает экономию денежных средств, поскольку не привлекается извне заемный капитал. Кроме того, временно свободные денежные средства предприятий уже в качестве банковского капитала могут использоваться для эмиссии ценных бумаг, спекулятивных сделок, валютных операций, сложных и нетрадиционных коммерческих схем и комбинаций, размещения ссуд и других активов в любом месте и т.д. Эффект от объединенного использования капиталов (банковского и промышленного) значительно выше суммы результатов их отдельного функционирования.

Отличительными признаками финансово-промышленной группы являются:

·обязательное наличие банков, прочих финансово-кредитных учреждений и промышленных организаций;

·наличие главной, центральной кампании;

·государственная экспертиза организационного проекта;

·государственная регистрация в качестве финансово-промышленной группы.

Преимущества участников ФПГ

Участники финансово-промышленной группы - юридические лица, осуществляющие любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством Республики Беларусь, и производящие товары (работы, услуги), а также банки и (или) небанковские кредитно-финансовые организации.

Участники финансово-промышленной группы для координации своей хозяйственной деятельности и ведения дел учреждают центральную компанию либо с согласия всех одного из участников этой финансово-промышленной группы (головное предприятие). Участие юридического лица более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.

Участие в ФПГ дает предприятиям определенные преимущества:

·объединение капиталов для разработки и реализации перспективных программ;

·аккумулирование ресурсов для содержания научно-исследовательских подразделений, для проведения научно-изыскательских работ, разработки новых технологий и т.п.

·возможность перелива капиталов из менее рентабельных отраслей в более рентабельные;

·возможность проведения взаимозачетов;

·обеспечение кредитными ресурсами для осуществления инвестиций;

·организацию единой маркетинговой службы для исследований рынка улучшения реализации продукции и услуг;

Привлекательность участия ФПГ для банков заключается в возможности непосредственно участвовать в производственной деятельности, а, следовательно, получить новые источники прибыли, расширить банковскую деятельность. Вхождение в ФПГ представляет интерес и для пенсионных фондов, и для инвестиционных и для страховых компаний. Например, в случае участия в ФПГ страховая компания получает:

·право на обслуживание предприятий - участников группы и их персонала;

·возможность заключения крупных страховых контрактов;

·возможность заключения групповых контрактов (например, на медицинское страхование);

·значительное снижение риска ввиду наличия информации о клиентах - участниках ФПГ;

·возможность заключения договора "банк-клиент-страховая компания" как дополнительное средство построения взаимовыгодных отношений с банком.

Совместное функционирование предприятий, банков, пенсионных фондов, страховых и инвестиционных компаний дает им дополнительные преимущества, так как главная стратегия финансово-промышленной группы - максимизация прибыли всех ее участников. Пенсионные и страховые фонды аккумулируют долгосрочные ресурсы. Они имеют возможность вкладывать их в долгосрочные проекты. Банки и инвестиционные компании пока еще преимущественно отдают предпочтение кратко- и среднесрочным проектам. Таким образом, участники группы дополняют друг друга. Максимизация прибыли отдельного участника в конечном счете выступает совокупным доходом финансово-промышленной группы в целом.

Особенности ФПГ

В отличие от других распространенных в современной рыночной экономике форм интеграции и организации производства (таких, как концерны, картели, промышленные холдинги) финансово-промышленные группы объединяют под контролем головной компании юридически и хозяйственно самостоятельные фирмы и предприятия, относящиеся к различным отраслям экономики - банки и другие кредитные учреждения, промышленные, торговые, транспортные и другие корпорации. Участники ФПГ самостоятельно действуют на внутреннем рынке и выступают в международных торговых сделках; головной компании передаются функции финансового контроля и стратегического управления инвестициями.

По своему правовому положению финансово-промышленные группы являются корпорацией, то есть акционерным обществом. По характеру собственности это, как правило, частные фирмы, хотя в состав ФПГ могут входить и государственные или полугосударственные (смешанные) корпорации; по принадлежности капитала - национальные (капитал принадлежит предпринимателям своей страны) и смешанные транснациональные (имеют широкую сеть дочерних предприятий за рубежом и капитал принадлежит предпринимателям двух или нескольких стран).

ФПГ - это сложнейшие многоступенчатые образования, которые возникли как результат наивысшей ступени развития рынка и, в частности, акционерной формы образования и движения банковского промышленного и торгового капитала. По отношению к другим типам объединений (картелям, концернам, холдингам) они стоят последними в ряду как наиболее высокая ступень интеграции капитала, концентрации экономической власти, контроля и влияния. Современные финансовые группы контролируют крупнейшие концерны (финансово-промышленная группа компаний разных отраслей промышленности, что и отличает её от других форм объединений) и тресты (одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность), используют для своего образования холдинги и, конечно, пользуются картельными соглашениями. Например, американская финансовая группа Морганов (официальное название - "Коудрей (Лазир) Морган Гренфелл - Морган США", активы - 18-20 млрд. долл.) контролирует такие крупнейшие концерны, как "Дженерал электрик" и "Виккерс". В состав ядра самой могущественной в Германии финансовой группы "Дойче банк" входят концерны "Симменс", "Бош", "Маннесман" и другие.

Основой создания ФПГ, также как и других предпринимательских структур, является система участия, которая позволяет объединять под эгидой головной компании значительное число фирм путем приобретения части их акционерного капитала и получение таким образом прав на управление ими. Суть ее заключается в том, что для контроля над акционерным обществом достаточно владеть определенной долей его акций.

5. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси

В условиях перехода к рыночной экономике стало очевидным, что промышленный комплекс Республики Беларусь не может в достаточной степени удовлетворять потребности общества и конкурировать на мировом рынке. Состояние промышленного комплекса усугубилось отсутствием соответствующих элементов рыночной инфраструктуры, неготовностью к открытию экономических границ, резким сокращением платежеспособного спроса, инфляцией, недостаточно быстрым формированием эффективных финансово-кредитных институтов, обострением проблемы взаимной задолженности предприятии, внешними долгами.

К предпосылкам формирования ФПГ в РБ относят следующие:

·острая потребность в создании новой системы инвестирования развития промышленности, в формировании интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка;

·возрастание финансовых активов коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами промышленности;

·наличие серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса промышленности, особенно в сфере НИОКР и высоких технологий;

·сложность и недостаток опыта самостоятельного выхода отечественных предприятий на внешние рынки;

·потеря значительной доли внутреннего товарного рынка Беларуси из-за появления на нем продукции крупных зарубежных, в том числе транснациональных компаний (владеющие производственными подразделениями в нескольких странах).

Приоритетным направлением формирования ФПГ в Беларуси сегодня является организация производства изделий микроэлектроники, дизельного машиностроения, продукции химической промышленности, комплексного сельскохозяйственного оборудования. Уже в 1997 г. было завершено формирование трех ФПГ - "Формат", "Гранит" и "БелРусАвто". Следующим этапом намечается создание еще четырех ФПГ - "Белорусский автобус", "Радионавигация", "Развитие электронных отраслей", "Межгосметиз". Опыт создания ФПГ предопределил необходимость гармонизации нормативно-правовой базы в этой сфере.

Первой в Беларуси аграрно-финансово-промышленной группой стала АО "Аграрная финансово-промышленная компания "Жлобинский мясокомбинат" Гомельской области. В нее, помимо непосредственно мясокомбината, вошли также комбикормовый завод и сельхозпредприятие по откорму скота "Степское".

Список используемых источников

финансовый промышленный капитал банк

1.Экономика предприятия: учеб. Пособие / Л.Н. Нехорошева, Н.Б. Антонова, Л.В. Гринцевич (и др.); по ред. Д-ра экон. Наук, проф. Л.Н. Нехорошевой. - Минск: БГЭУ, 2008.-719 с.

Http://www.levonevski.net/pravo/norm2013/num55/d55889.html

Http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2032



Справочники