Естественная монополия определяется как состояние товарного рынка. Мировые товарные рынки. Сферы деятельности естественных монополий

1.Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при условии отсутствия конкуренции в результате технологических особенностей производства (в связи с существенным уменьшением расходов производства на единицу продукции по мере увеличения объемов производства), а товары (услуги), производимые субъектами хозяйствования, не могут быть заменены в потреблении другими, в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньше зависит от изменения цен на такие товары, чем спрос на другие товары (услуги), - считается естественной монополией.
2.Субъектами естественной монополии могут быть субъекты хозяйствования любой формы собственности (монопольные образования), производящие (реализующие) товары на рынке, который находится в состоянии естественной монополии.
3. Законом о естественных монополиях определяются сферы деятельности субъектов естественных монополий, органы государственной власти, органы местного самоуправления, другие органы, регулирующие деятельность указанных субъектов, а также иные вопросы регулирования отношений, возникающих на товарных рынках Украины, которые находятся в состоянии естественной монополии, и на смежных рынках при участии субъектов естественных монополий.
1.Допустимость наличия и функционирования монополий в экономике Украины определена (закреплена) на конституционном уровне. В ст. 42 Конституции Украины записано: «виды и границы монополии определяются законом». Естественные монополии - это один из тех видов монополий, существование и функционирование которых в экономике санкционируется государством. И в самом деле, естественные монополии - это та объективная экономическая необходимость, которая существует сегодня во всем мире.
С целью создания условий на законодательном уровне для регулирования деятельности субъектов естественных монополий на товарных рынках Украины, содействия конкуренции на смежных с ними рынках принят Закон Украины «О естественных монополиях» от 20 апреля 2000 г. Определение естественной монополии в части 1 комментируемой статьи аналогично определению, приведенному в ст. 1 указанного Закона. Исходя из дефиниции, можно выделить основные признаки естественной монополии:
- отсутствие конкуренции на товарном рынке из-за ее малой эффективности, потому что ее наличие привело бы к существенному повышению цен на произведенные товары (работы, услуги);
- произведенные товары (работы, услуги) не имеют заменителей или переход к ним для потребителей практически невозможен либо затруднен (электроэнергия, тепловая энергия, водоснабжение, услуги портов и т. п.);
- изменение цены на товары естественных монополистов не влияет существенно на изменение потребительского спроса, то есть спрос является неэластичным.
2.Все юридические лица - субъекты (монопольные образования) хозяйствования, реализующие (производящие) любые предметы хозяйственного оборота на рынке, который находится в состоянии естественной монополии, признаются субъектами естественной монополии.
Практически выяснить, какие субъекты хозяйствования признаны субъектами естественных монополий, можно из перечней, которые составляются и ведутся Антимонопольным комитетом Украины о состоянии общегосударственного рынка и его территориальными отделениями - о региональных рынках.
Закон возлагает на субъектов естественных монополий ряд обязанностей: придерживаться установленного порядка ценообразования, стандартов и показателей безопасности и качества товара, а также других условий и правил ведения предпринимательской деятельности, определенных в лицензиях на ведение предпринимательской деятельности в сферах естественных монополий и на смежных рынках; вести отдельный бухгалтерский учет по каждому виду деятельности, подлежащей лицензированию; обеспечивать на недискриминационных условиях реализацию произведенных ими товаров потребителям, а также не чинить препятствий для реализации соглашений между производителями, действующими на смежных рынках, и потребителями; предоставлять органам, которые регулируют их деятельность, документы и информацию, необходимые для выполнения этими органами своих полномочий, в объемах и в сроки, установленные соответствующими органами; обеспечивать должностным лицам органов, регулирующим их деятельность, доступ к документам и информации, необходимой для выполнения этими органами своих полномочий, а также к объектам, оборудованию и земельным участкам, которые находятся в их собственности или пользовании.
Кроме этого, субъекты естественных монополий не могут предпринимать действия, приводящие или могущие привести к невозможности производства (реализации) товаров, к которым применяется регулирование в соответствии с законодательством, или к замене их другими товарами, неодинаковыми по потребительским характеристикам.
3.Впервые общий перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий был приведен в Указе Президента Украины «О мероприятиях по реализации государственной политики в сфере естественных монополий» от 19 августа 1997 г. Он включал: электроэнергетику, нефтегазовый комплекс, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство. Сейчас перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий содержится в ст. 5 Закона «О естественных монополиях»: транспортировка нефти и нефтепродуктов трубопроводами; транспортировка природного и нефтяного газа трубопроводами и его распределение; транспортировка других веществ трубопроводным транспортом; передача и распределение электрической энергии; пользование железнодорожными путями, диспетчерскими службами, вокзалами и другими объектами инфраструктуры, которые обеспечивают движение железнодорожного транспорта общего пользования; управление воздушным движением; централизованное водоснабжение и водоотвод; централизованное снабжение тепловой энергией; специализированные услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов по перечню, определенному Кабинетом Министров Украины.
Контроль со стороны государства за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции в сферах естественных монополий осуществляет Антимонопольный комитет Украины в соответствии с его компетенцией. Кроме Антимонопольного комитета Украины к органам, которые имеют право осуществлять контроль деятельности субъектов естественных монополий, принадлежат также национальные комиссии регулирования естественных монополий, которые создаются, функционируют и ликвидируются в соответствии с Законом «О естественных монополиях»; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В последнее время идет процесс создания специальных органов регулирования естественных монополий - национальных комиссии. Примером может служить создание Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины в соответствии с Законом Украины «Об электроэнергетике» от 16 октября 1997 г., а также Национальной комиссии по вопросам регулирования связи в соответствии с Законом Украины «О телекоммуникациях» от 18 ноября 2003 г.
Законом Украины «О естественных монополиях» предусмотрен также общественный контроль деятельности субъектов естественных монополий объединениями потребителей (физическими или юридическими лицами, потребляющими товар, производимый (реализуемый) субъектами естественных монополий) в порядке, предусмотренном законодательством.
Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется в нескольких наиболее значимых направлениях: цены (тарифы) на товары, производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий; доступ потребителей к товарам (услугам), производимым (реализуемым) субъектами естественных монополий, а также другие условия предпринимательской деятельности в случаях, предусмотренных законодательством (например, с помощью введения системы лицензирования деятельности в сферах естественных монополий и на смежных рынках). Главной целью государственного регулирования является недопущение противоправного поведения этих субъектов на товарных рынках, поддержка конкуренции на смежных рынках и обеспечение стабильного функционирования субъектов естественных монополий, что отвечает интересам всего общества и государства.
Законом Украины «О естественных монополиях» предусмотрена также взаимная ответственность субъектов естественных монополий, их должностных лиц и органов, регулирующих их деятельность, за совершенные правонарушения.
Наряду с Хозяйственным кодексом и Законом Украины «О естественных монополиях» в законодательство Украины о естественных монополиях включаются также следующие нормативно-правовые акты: Воздушный кодекс Украины, Кодекс торгового мореплавания Украины, законы Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 г., «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26 ноября 1993 г., «О транспорте» от 10 ноября 1994 г., «О телекоммуникациях» от 18 ноября 2003 г., «О почтовой связи» от 4 октября 2001 г., «О трубопроводном транспорте» от 15 мая 1996 г., «О железнодорожном транспорте» от 4 июля 1996 г., «О защите от недобросовестной конкуренции» от 7 июня 1996 г., «Об электроэнергетике» от 16 октября 1991 г. и другие нормативно-правовые акты.

Предлагаем подробно рассмотреть деятельность товарного рынка. Прежде всего определимся с ключевым понятием - "товарный рынок". Это непростая социально-экономическая категория. Ее сущность можно раскрыть наиболее полно, если рассматривать ее в разных аспектах проявления.

Прежде всего, товарный рынок является сферой товарного обмена. Кроме того, это хозяйственная деятельность, а также система различных организационно-экономических действий, которые направлены на продвижение того или иного товара от его производителя к потребителю. Эти действия, например, связаны с развитием хозяйственного механизма производства, а также с реализацией товаров, методов и форм продажи, решением по сбыту, формированием спроса, проведением рекламы товаров и т. д. Товарный рынок, таким образом, представляет собой сферу товарного обмена, в которой проявляются отношения купли-продажи различных товаров, а также имеется связанная с их реализацией конкретная хозяйственная деятельность. Перейдем к описанию элементов, которые входят в его состав.

Составные элементы товарного рынка

Следующие составные элементы включают в себя товарные рынки:

  • цена товара;
  • спрос населения;
  • товарное предложение.

Товарное предложение - это масса товаров, которая предназначена для реализации. Производство товаров в той или иной стране, импортные закупки и товарные запасы являются основными его источниками.

Равновесие на товарном рынке

Это ситуация, когда уровень совокупных расходов является достаточным для закупки, произведенной при максимальной занятости ресурсов продукции. Совокупные расходы - это сбережения и потребление населения. Произведенная продукция же зависит от инвестиций различных организаций. Равновесие на товарном рынке - это оптимум стремления экономики, крайне редко достигающийся. Даже если оно на некоторое время возникает, то сразу же изменяются цены, заработная плата и рыночная ставка процента. Затем, вслед за спадом спроса, произойдет крайне незначительный и быстрый спад производства. Это стабилизирует ситуацию.

Основные показатели деятельности товарного рынка

Товарные рынки в своей деятельности характеризуются следующими основными показателями их функционирования.

  1. Емкость . Это максимально возможный в данное время объем реализации товаров, который может быть при данном уровне спроса (платежеспособного), розничных цен и товарного предложения.
  2. Динамика развития конкретных отраслевых рынков отдельной страны , которые составляют вместе единый товарный рынок этого государства.
  3. Немаловажной является также степень диверсифицированности . Следует понимать под диверсифицированностью степень охвата разными видами продукции (по цене и ассортименту) с учетом платежеспособных, этнических и географических особенностей населения той или иной страны.
  4. Реализуемое на рынке качество товара . Под ним подразумевается совокупность присущих товару свойств. Следует учитывать безопасность потребления товара, требования к маркировке, упаковке, существующие экологические нормы, а также наличие послепродажного обслуживания.
  5. Еще один важный показатель, характеризующий товарные рынки - конкурентоспособность тех или иных товаров. Следует понимать под конкурентоспособностью соответствие продукции сложившимся требованиям рынка в данный период.

Классификация товарных рынков по географическому и товарно-отраслевому признаку

Можно классифицировать их по разным характеристикам. Например, по географическому признаку. Можно выделить в соответствии с ним рынки отдельных регионов. Из них каждый может быть представлен как подсистема рынков тех или иных стран, а также их группировок. Товарный аспект не выделяется при данной классификации. Это, по сути своей, совокупные рынки. Они объединяют все отдельные рынки.

Однако существует и другая классификация. В соответствии с признаками товарно-отраслевыми можно выделить рынки полуфабрикатов и сырья, готовых изделий, услуг. В дальнейшем эти группы можно разбить вплоть до уровня рынка какого-то определенного товара. Примеров можно привести множество. Рынок промышленного сырья, в частности, включает в свой состав рынки хромовой, марганцевой, железной руд, проката, стали, стальных труб, платины, никеля, драгоценных металлов, химикатов, алмазов, химических волокон, пластмасс, медикаментов и др.

Особое место, которое занимает нефть и нефтепродукты на рынке

Особое место на рынке топлива принадлежит нефтепродуктам и нефти, так как это биржевой товар, который является предметом торгов, проходящих через нефтяную товарную биржу. Поэтому нефтепродукты можно отнести к "совместной" категории товаров, то есть тот или иной товар из данной категории нельзя получить, при этом не произведя других.

Участники международного рынка нефти

Большое значение для отдельных товарных рынков имеют его участники, которые выполняют определенные функции. На международном рынке нефти, например, ими являются следующие субъекты.

  1. Нефтяные компании, которые занимаются разведкой, переработкой, добычей и продажей нефти и различных продуктов ее переработки. Многие нефтяные компании, кроме того, торгуют правами на нефтепродукты и нефть: опционами, фьючерсами, обменом на реальный товар фьючерсов. Это, например, такая фирма, как Brish Petroleum Shell.
  2. Независимые торговые компании. Это, например, "Аркадия", "Витол", "Марк Рич". Они работают на реальном и новом видах рынков.
  3. Еще один участник - торговые дома, банки, финансовые инвестиционные компании. Они работают на рынках новых видов. Это, например, Морган Стенлей.
  4. Коллективные и частные инвесторы, специализирующиеся на новых видах рынков. Они стремятся получить выгоду, удачно вложив деньги в опционные и фьючерсные контракты на нефтепродукты и нефть.

Характерные особенности мировых товарных рынков

Рассказывая о мировых товарных рынках, следует отметить их подвижность, большую изменчивость в сравнении с отраслями национальной экономики. Нужно сказать, что мировой товарный рынок реагирует более чутко на новые тенденции спроса и колебания экономической конъюнктуры. Соответственно, его границы более мобильны, эластичны, чем границы соответствующей отрасли. Система мировых рынков более быстрыми темпами эволюционирует, чем отраслевая структура производства, если рассматривать ее в мировом масштабе.

Факторы, влияющие на функционирование мировых рынков

Большое влияние на функционирование различных мировых рынков оказывают следующие факторы:

  • монополизация;
  • регулирование внешней торговли государством;
  • валютно-финансовые факторы.

Скажем пару слов о последнем из них. Сегодня мы наблюдаем резкое увеличение воздействия валютно-финансовых факторов на мировые товарные рынки. Оно особенно усиливается, когда действуют плавающие курсы валют. Следует учитывать то, что товарный и денежный рынок связаны между собой. В ряде случаев существенные сдвиги в курсах валют порождают значительную трансформацию всей международной торговли, а также изменения в обороте товаров между отдельными странами.

На состояние рынков сегодня большое влияние также оказывает все увеличивающаяся монополизация экономики. Ограничения товарных рынков все более увеличиваются. Появляются так называемые замкнутые, существенная часть операций на которых имеет характер трансфертных сделок, может заключаться между очень ограниченным количеством сторон.

Сущность монополии

Само слово "монополия" происходит от греческого термина, означающего "единственный производитель". Это абсолютное преобладание хозяйствующего субъекта в экономике. Такое положение дает ему право единолично распоряжаться ресурсами, а также возможность оказывать определенное давление на своих конкурентов и потребителей и получать устойчивый доход.

Монополия как понятие связывается со структурой рынка, которая возникает, когда некоторый производитель занимает на нем доминирующее положение. Иными словами, взаимозаменяемых товаров или заменителя товара, который он производит, не существует. Это дает возможность ему оказывать решающее воздействие на общие условия товарообращения, а также затруднять доступ другим хозяйствующим субъектам, которые хотят выйти на региональные или мировые товарные рынки. Монополистом может быть даже небольшое предприятие.

Виды монополии

Монополии можно разделить на следующие виды.

  1. Естественная монополия представляет собой такое состояние товарного рынка, удовлетворение спроса при котором в силу технологических особенностей данного производства эффективнее происходит в отсутствие конкуренции. При этом товары, которые производят субъекты этого вида монополии, нельзя заменить другими в потреблении. Из-за этого спрос на них зависит в меньшей степени от изменения цены, чем спрос на иные виды товаров. Можно отнести к естественным монополиям нефтепроводы, добычу природного газа, электроэнергетическую отрасль и др.
  2. Ограничение конкуренции на товарных рынках может возникать также в случае разрешенной монополии. Она защищена с помощью правовых ограничений. То есть в этом случае доминирующее положение обусловлено решениями местных или федеральных органов управления и власти. Они принимаются в интересах региона или государства на определенный срок под влиянием экономической ситуации, сложившейся на рынке.
  3. Временная монополия - это случаи, когда доминирующее положение хозяйствующий субъект занимает благодаря временному отсутствию конкурентов. Это происходит, когда на рынке появляется новая продукция. В этом случае монополистической деятельности на товарных рынках конкуренты возникают по мере освоения технологии ее производства.

Монополизация на современных рынках

Сегодня рынки бывают отмечены высокой степенью монополизации, если международные монополии играют на них основную роль. Они определяют, по существу, правила игры. Рынок теряет в этих условиях гибкость, а также присущее ему свойство автоматического регулятора цен на товары. Поэтому ограничение монополистической деятельности на товарных рынках в отдельных случаях может быть крайне желательно. Транснационализация монополистического бизнеса значительно влияет на международную торговлю, способствуя возникновению новых ее методов и форм, развитию специфической системы каналов сбыта.

Наличие посредников

Существенная особенность, которую имеют мировые товарные рынки, - это наличие различных посреднических фирм и компаний, специализирующихся на импорте или экспорте отдельных товаров, а также довольно большое влияние, которое они оказывают на рынки. Процесс монополизации, однако, неизбежно затрагивает и их. Это приводит ко все большей централизации систем международного и национального товародвижения, поглощению производителей, традиционно независимых, а также фирм-поставщиков.

1. Объектный подход - Рынок понимается как определенная сфера обращения товара.

2. Субъектный подход - Рынок - это институт, обеспечивающий совершение сделок покупателем и продавцом.

3. Территориальный подход - Рынок - это определённая территория, на которой совершаются сделки.

Понятие структуры рынка

Структура рынка - это характеристика конкретного рынка по следующим количественным и качественным параметрам.

1) Количество и размеры долей хозяйствующих субъектов. 2) Степень сходства или отличия товаров различных хозяйствующих субъектов. 3) Барьеры на входе и выходе с рынка.

4) Доступность рыночной информации.

Типы, структуры рынка. 1. Совершенная конкуренция. 2. Монополистическая конкуренция.

3. Полигополия. 4. Монополия.

Товарный рынок

Определение дано в законе (ФЗ «О защите конкуренции»).

Товарный рынок - это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.

Антимонопольные органы проводят анализ и оценку состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Чтобы определить степень концентрации на конкретном рынке

Чтобы наметить возможные формы и методы воздействия на ХС, действующих на этих рынках

Этапы анализа и оценки состояния конкурентной среды

1. Определение временного интервала исследования товарного рынка (перспективный, ретроспективный).

2. Определение продуктовых границ товарного рынка.

3. Определение географической границы.

4. Определение состава хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

5. Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

6. Определение уровня концентрации товарного рынка.

7. Определение барьеров входа на товарный рынок.

8. Определение состояния конкуренции на рынке.

Что является источником информации для проведения анализа и оценки конкурентной среды?

Информация, получаемая от органов статистики

Сведения об объёмах производства и реализации, предоставляемые непосредственно ХС

Информация, получаемая от покупателей - физических и юридических лиц

За какой период будет анализироваться конкурентная среда?

Как правило, это год. Но может быть и за 2 года.

Функции рынка:

    коммерческая, так как торговцы получают прибыль от ведения ϲʙᴏей деятельности;

    ценообразующая, что выражается в формировании цен на товары под влиянием спроса и предложения;

    информационная – рынок предоставляет сведения о производителях и торговцах, о товаре и товарных сделках;

    регулирующая – рынок определяет виды и объемы заказов, качество и внедрение результатов деятельности;

    коммуникационная – рынок позволяет устанавливать контакты между предпринимателями на условиях открытости, равенства, регулярности, известности и в установленных общепринятых формах, причем для более развитого рынка ϲʙᴏйственны разнообразные формы сотрудничества на биржах, выставках, ярмарках, конкурсах, презентациях, брифингах, конференциях;

    социокультурная, поскольку применение маркетинга в бизнесе повышает культурный уровень предпринимателя, кᴏᴛᴏᴩый использует в ϲʙᴏей работе научные данные;

    санирующая – выигрывают наиболее предприимчивые и эффективно работающие, а недобросовестные и неэффективные уходят с рынка.

Рынок – институт или механизм, кᴏᴛᴏᴩый ϲʙᴏдит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара. Взаимодействие участников товарного рынка обеспечивается его инфраструктурой (транспортные и складские компании, информационные агентства, консалтинговые фирмы и т. д.), но качество ϶ᴛᴏго взаимодействия зависит не только от уровня развития инфраструктуры, но и от степени государственного воздействия на данный рынок.

По законодательству товарным рынком будет сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей территории и отсутствия ϶ᴛᴏй возможности за ее пределами (Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

В НК рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения данных товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за ее пределами.

Товарный рынок имеет много характеристик: продуктовые особенности (например, рынок лазерных принтеров), географические границы (например, рынок Москвы), субъектный состав, объем товарных ресурсов и т. д.

Организованный рынок – ϶ᴛᴏ сфера отношений по определенным правилам, в основном сформулированным тем субъектом, кᴏᴛᴏᴩый его организовал, например товарная биржа, аукционный дом, ярмарка. К неорганизованным рынкам можно отнести все остальные сферы торговли, не отвечающие данному признаку.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.

Значение понятия «конкуренция». 1. Цель антимонопольного законодательства и критерии его эффективности - это защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

2. Ограничение, устранение и недопущение конкуренции - это противоправные и наказуемые деяния.

3. Сложившиеся в ходе конкуренции на конкретном рынке обычаи делового оборота являются стандартом для выявления случаев недобросовестной конкуренции.

4. Условия конкуренции на соответствующем рынке выступают критерием при проведении государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией.

Например, субъектам может быть отказано в осуществлении сделки по слиянию, если это может привести к ограничению конкуренции.

Слово «коммерция» произошло от латинского слова «commercium» – «торговля».

Предмет коммерческого права – регулирование профессиональной торговой деятельности, коммерческие отношения, отношения между субъектами по купле-продаже объектов торгового оборота. Предмет коммерческого права – коммерческая (торговая) деятельность как один из видов предпринимательской деятельности, т. е. такой деятельности, кᴏᴛᴏᴩая направлена на получение прибыли в результате торговых сделок. Под торговой деятельностью следует понимать последовательность взаимосвязанных между собой действий по продвижению товара от производителя к потребителю.

Метод правового регулирования – способы и приемы регулирования отношений между субъектами сучетом отличительных черт предметов правового регулирования. Стоит сказать, для коммерческого права характерен в большей степени диспозитивный метод регулирования торговых отношений.

Диспозитивный метод регулирования подразумевает:

    равенство по отношению друг к другу участников торговых отношений;

    возможность выбора участниками торговых отношений вариантов ϲʙᴏих действий в процессе организации торговой деятельности;

    возможность включения в договоры обязательств по взаимному усмотрению сторон.

Для некᴏᴛᴏᴩых отношений, кᴏᴛᴏᴩые регулируются коммерческим правом, характерен императивный метод. Стоит заметить, что он предполагает наличие между субъектами отношений власти и подчинения, а также наличие правовых норм, кᴏᴛᴏᴩые обязательны для исполнения. Императивным методом, к примеру, регулируется торговая деятельность в государственной сфере. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в коммерческом праве в качестве метода правового регулирования могут быть использованы как диспозитивный, так и императивный метод, однако с преобладанием диспозитивного.

Принципы коммерческого права:

    признание равенства участников коммерческих отношений, кᴏᴛᴏᴩые регулируются гражданским законодательством;

    неприкосновенность собственности;

    ϲʙᴏбода договора;

    запрет на произвольное вмешательство какого-либо в частные дела коммерсанта;

    беспрепятственное осуществление гражданских прав;

    восстановление нарушенных прав;

    судебная защита нарушенных прав;

    дозволенная направленность частноправового регулирования.

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В результате спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В основе естественной монополии – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Например, энергообеспечение, телефонные услуги и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество предприятий. Поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основные признаки естественной монополии:

1) юридическое основание установления, реализации и прекращения режима;

2) соотношение законодательства о монополиях с Законом «О конкуренции», их разграничение посредством правового регулирования;

3) границы действия рассматриваемых монопольных режимов по отраслям и видам хозяйствования;

4) общий правовой статус субъектов монополий, специфический характер их прав и обязанностей;

5) система регулирования деятельности субъектов монополий;

6) санкции и ответственность за нарушение положений законодательства в соответствующей области.

Сферы деятельности естественных монополий:

1)транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

2) транспортировка газа по трубопроводам;

3) услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

4) железнодорожные перевозки;

5) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

6) услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Рассматриваемые монопольные институты регулирования являются исключительными. С экономической точки зрения исключительность означает выведение отдельных сфер хозяйствования из-под влияния сугубо рыночных конкурентных механизмов саморегулирования. Установление соответствующего монопольного режима означает введение особого положения в отдельном секторе экономики, что невозможно без каких-либо экономических и юридических оснований. Юридические основания и принципы использования правового режима монополий должны быть обозначены именно в федеральном законном акте с учетом ограничительных функций этого института. При подготовке подобных актов следует иметь в виду, что естественная монополия обусловлена объективными экономическими, технологическими особенностями производства. Деятельность естественных монополий не может рассматриваться как экономическая деятельность, запрещенная в п. 2 ст. 34 Конституции РФ. Ведь функционирование естественной монополии направлено не на монополизацию, а на устранение недобросовестной конкуренции. Оно осуществляется исключительно в рамках государственного регулирования рыночных отношений и с целью защиты потребителей.

При котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В результате спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В основе естественной монополии – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Например, энергообеспечение, телефонные услуги и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество предприятий . Поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основные признаки естественной монополии:

  1. юридическое основание установления, реализации и прекращения режима;
  2. соотношение законодательства о монополиях с Законом «О конкуренции», их разграничение посредством правового регулирования ;
  3. границы действия рассматриваемых монопольных режимов по отраслям и видам хозяйствования;
  4. общий правовой статус субъектов монополий, специфический характер их прав и обязанностей;
  5. система регулирования деятельности субъектов монополий;
  6. санкции и ответственность за нарушение положений законодательства в соответствующей области.

Сферы деятельности естественных монополий:

  1. транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  2. транспортировка газа по трубопроводам;
  3. услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  4. железнодорожные перевозки;
  5. услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  6. услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Рассматриваемые монопольные институты регулирования являются исключительными. С экономической точки зрения исключительность означает выведение отдельных сфер хозяйствования из-под влияния сугубо рыночных конкурентных механизмов саморегулирования. Установление соответствующего монопольного режима означает введение особого положения в отдельном секторе экономики , что невозможно без каких-либо экономических и юридических оснований. Юридические основания и принципы использования правового режима монополий должны быть обозначены именно в федеральном законном акте с учетом ограничительных функций этого института. При подготовке подобных актов следует иметь в виду, что естественная монополия обусловлена объективными экономическими, технологическими особенностями производства. Деятельность естественных монополий не может рассматриваться как экономическая деятельность, запрещенная в п. 2 ст. 34 Конституции РФ . Ведь функционирование естественной монополии направлено не на монополизацию, а на устранение недобросовестной конкуренции. Оно осуществляется исключительно в рамках государственного регулирования рыночных отношений и с целью защиты потребителей.



Документы