Государственные европейские и международные стандарты. Государственные, европейские и международные стандарты


В новых условиях решение проблемы качества в России во многом будет зависеть от формирования системы стандартов качества как основы нормативно-правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Повышение их роли и значения в мировой практике вызвано стремлением выработки единого подхода к понятию «качественная продукция».

Понятие стандартов и стандартизации

Стандартизация - деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

Стандарт - нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (иди предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.

Объектом стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Стандартизации подлежит и сам порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации стандартов и технических условий. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной. Положения стандартов государственной системы стандартизации Российской Федерации применяются всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности. Стандарты могут носить как рекомендательный характер, так и обязательные требования ко всем объектам стандартизации.

Система стандартов в Российской Федерации

С переходом к рынку изменился сам подход к организации и использованию системы стандартов. Организация работ по стандартизации стала более демократичной, проводится на добровольной основе (с участием всех заинтересованных сторон), а применение стандартов в большей части носит рекомендательный характер. Однако требования государственных стандартов РФ подлежат обязательному выполнению, если это связано с безопасностью жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и т.д. Обязательными к применению на предприятиях и в организациях России являются также требования стандартов, которые включены в договоры на производство и поставку проектируемой продукции, и требования, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации.

В Российской Федерации существуют следующие нормативные документы по стандартизации:

  • государственные стандарты РФ (ГОСТ);
  • отраслевые стандарты (ОСТ);
  • технические условия (ТУ);
  • стандарты предприятий и объединений, ассоциаций, концернов;
  • стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных организаций.

Государственная система стандартизации регламентирует процессы построения, изложения, и распространения стандартов в Российской Федерации и включает пять основополагающих стандартов:

1) ГОСТ Р 1.0-92 Г.С.С. РФ. Основные положения;

2) ГОСТ Р 1.2-92 Г.С.С. РФ. Порядок разработки государственных стандартов;

3) ГОСТ 1.3-92 Г.С.С. РФ. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий;

4) ГОСТ Р. 1.4-92 Г.С.С. РФ. Стандарты предприятия. Общие положения;

5) ГОСТ Р. 1.5-92. Г.С.С. РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

Существующая система стандартов преследует правовые и социально-экономические цеди. Во-первых, в законодательном порядке обеспечивается защита интересов потребителя и государства в вопросах качества продукции, охраны окружающей среды, безопасности жизни и здоровья населения. Во-вторых, гарантируется техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции. В-третьих, система стандартов служит нормативно-технической базой социально-экономических программ и проектов.

Государственные стандарты обеспечивают также рациональное использование ресурсов за счет оптимизации всех видов работ, проводимых в системе качества, развития унификации, взаимозаменяемости продукции и процессов. Немаловажное значение имеет и дальнейшее развитие комплексности, которая предусматривает охват всех стадий производства, процессов и услуг системой стандартов в целях обеспечения стабильного выпуска продукции заранее определенного уровня качества.

Создание в России системы стандартов, соответствующих требованиям рыночной экономики, позволяет:

  • значительно расширить круг заказчиков и потенциальных пользователей стандартов, существенно повысить заинтересованность и изменить мотивации их разработки, усиливая внимание к проблеме снижения издержек производства;
  • превратить стандарты в практический инструмент борьбы за рынок потребителей;
  • стимулировать в интересах потребителей использование стандартов для усиления конкуренции между производителями за более высокие потребительские свойства товаров;
  • превратить стандарты в продукт демократического согласования (консенсуса) заинтересованных участников, что позволяет избегать диктата и обеспечивает заинтересованность в применении и соблюдении требований стандартов;
  • создать необходимые условия конкурентоспособности и успешной работы на рынке.

Международные стандарты и системы качества

Развитие внешнеэкономических связей привело к необходимости выработки стандартного подхода к понятию «производство качественной продукции». Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная техническая комиссия (МЭК) разработали международные стандарты. Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации.

Система качества (МС ИСО 8402) представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (рис. 15.1).

Система качества создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение политики в области качества - достижение поставленных стратегических целей.

Система качества охватывает все жизненные циклы продукции. Типичные этапы жизненного цикла в своей совокупности образуют «петлю качества» (рис. 15.2).

В соответствии с международными стандартамиИСО 900 выделяются основные направления деятельности в области качества:

  • планирование качества;
  • управление качеством;
  • обеспечение качества;
  • улучшение качества.

Рис. 15.1. Функциональная структура системы качества

Маркетинг и изучение рынка

Эти функции распространяются на каждый этап «петли качества» и имеют свою специфику.

Так, например, планирование качества включает в себя: определение требований к качеству продукции, ее оценку, выработки положений по улучшению качества, подготовку программы качества, планирование затрат на достижение необходимого уровня качества, проверок системы качества и другое.

В состав процедур управления качеством входят: контроль качества, разработка и реализация мер корректирующего воздействия. Основная функция управления качеством - выявлять каждое отклонение от установленных требований к качеству, обусловленное проектированием продукции, соответствием продукции проекту и материально-техническим обеспечением.

Обеспечение качества включает в себя деятельность по созданию уверенности в выполнении требований к качеству продукции у руководства предприятием и деятельность, направленную на обеспечение уверенности потребителей, что все элементы системы качества функционируют в управляемых условиях.

Международный опыт организации систем качества на предприятиях отражен в стандартах МС ИСО 9004 - «Общее руководство качеством и элементы системы качества».

  • соответствия
  • документирования
  • единоначалия
  • подконтрольности
  • комплексности
  • законности.

Хорошо структурированная организационная система качества является залогом реализации функций и успешного общего руководства системой качества.

В зарубежных фирмах ответственным руководителем по общему руководству качеством является вице-президент компании. Его главная задача состоит в обеспечении требуемого уровня качества и поддержании уверенности потребителя в том, что все условия контракта на поставку продукции будут выполнены.

Принцип соответствия воплощается и в организации самой системы качества, т.е. в эффективности ее организации.

Считается, что система качества соответствует своему назначению при выполнении следующих условий:

  • работа ее элементов обеспечивает предупреждение и нейтрализацию причин, вызывающих снижение качества;
  • выполняются требования потребителя к продукции;
  • работа самой системы экономически оправдана система качества документируется в соответствии с МС ИСО 90011.

В документах подробно описываются процедуры по обеспечению качества, а для выполнения этих процедур разрабатываются инструкции.

Многолетний опыт функционирования систем управления качеством показывает, что эффективное управление возможно лишь при наделении каждого работника правами и обязанностями, однако и мера участия и ответственности руководителя предприятия несоизмеримо выше. Обычно в компетенцию руководителей входит: определение направлений деятельности и установление их приоритетности, построение организационной структуры управления качеством, определение уровня подготовки кадров и их квалификации.

Эффективность работы системы качества зависит от достоверности получаемой информации, ее адекватности, скорости прохождения сигналов обратной связи о дефектах и отклонениях и адекватности применяемых мер. Поэтому в системе качества осуществляется постоянный контроль - организуются регулярные проверки. Основная задача состоит в выявлении фактов и причин отклонений всех элементов системы, разработка соответствующих предложений и рекомендаций по их ликвидации и дальнейшему совершенствованию системы. Проверка осуществляется по заранее разработанному плану. Процедура проверки заключается в установлении степени соответствия фактического состояния работ требованиям, установленным документами системы. В этих целях специально разрабатывается блок-вопросник, содержащий 300 вопросов, разбитых по 35 функциям системы качества. Результаты внутренней проверки представляются в формализованном виде по трехбалльной оценке соответствия каждой из 300 характеристик установленным нормам и требованиям. Системы управления качеством могут контролироваться или проверяться на соответствие установленным требованиям не только внутренней комиссией, но и внешней. В этом случае результаты проверки оформляются соответствующим документом-сертификатом.

Принцип комплексности означает, что достижение целей системы качества возможно лишь при создании необходимых условий и включении всех факторов, влияющих на качество, В Международном стандарте ИСО 9004 отмечается, что реализация целей системы качества обеспечивается техническими, административными и человеческими факторами, влияющими на качество. Стабильности выпуска продукции хорошего качества можно достигнуть при эффективной организации маркетинговой деятельности, использовании новейших средств контроля и испытания продукции, автоматизации процессов управления, использовании прогрессивных методов организации в системе качества активизации человеческого фактора и других мер, обеспечивающих гармоничное функционирование ее частей и повышение координации системы в целом.

Накапливаемый опыт в области обеспечения качества постоянно нуждается в осмыслении, анализе и систематизации. Вопросами этого опыта и юридическим его оформлением занимается Международная организация по стандартизации (ИСО). Основной задачей ИСО является разработка международных стандартов для содействия международной торговле, ликвидации «нетаможенных» барьеров, возникающих в силу действия различных национальных стандартов, изданных правительствами законов и правил.

В 1987 г. были одобрены и введены в действие пять международных стандартов серии ИСО 9000 на системы качества: МС ИСО 9000; МС ИСО 9001; МС ИСО 9002; МС ИСО 9003; МС ИСО 9004.

В это же время Европейская организация по стандартизации выпустила Европейские стандарты Е № 29000 и Е № 29004, основные требования которых совпадают с требованиями международных стандартов к системам качества.

В настоящее время все развитые страны мира признают и используют международные стандарты для совершенствования действующих в фирмах систем качества.


Навигация

« »

10. Финансовая отчетность должна достоверно представлять финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств компании. Надлежащее применение Международных стандартов финансовой отчетности с дополнительным раскрытием, при необходимости, фактически при любых обстоятельствах приводит к тому, что финансовая отчетность обеспечивает достоверное представление.

11. Компания, финансовая отчетность которой соответствует Международным стандартам финансовой отчетности, должна раскрывать этот факт. Финансовая отчетность не должна представляться как соответствующая Международным стандартам финансовой отчетности, если она не соответствует всем требованиям каждого применимого Стандарта и каждой применимой интерпретации Постоянного комитета по интерпретации.

12. Порядок учета, не соответствующий надлежащему порядку, не может быть исправлен ни раскрытием применяемой учетной политики, ни примечаниями или пояснительными материалами.

13. В чрезвычайно редких обстоятельствах, когда руководство приходит к заключению, что соответствие требованиям Стандарта будет вводить в заблуждение, и поэтому отступление от какого-то требования необходимо для достижения достоверного представления, компания должна раскрывать:

(a) тот факт, что руководство пришло к заключению, что финансовая отчетность достоверно представляет финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств компании;

(b) тот факт, что финансовая отчетность соответствует применимым Международным стандартам финансовой отчетности во всех существенных аспектах, за исключением отступления от какого-то Стандарта в целях достижения достоверного представления;

(c) Стандарт, от которого отступила компания, характер отступления, включая порядок учета, который требовался бы Стандартом, причины, по которым такой порядок учета вводил бы в заблуждение, и принятый порядок учета; и

(d) финансовое воздействие отступления на чистую прибыль или убыток компании, ее активы, обязательства, капитал и движение денежных средств в каждом из представленных периодов.

14. Финансовая отчетность иногда описывается как "основанная на" или "соответствующая значительным требованиям", или как "находящаяся в соответствии с учетными требованиями" Международных стандартов финансовой отчетности. При этом часто никакой дополнительной информации не приводится, хотя ясно, что значительные требования по раскрытию, если даже не учетные требования, не соблюдены. Такие заявления являются вводящими в заблуждение, так как они принижают надежность и понятность финансовой отчетности. В целях обеспечения того, чтобы финансовая отчетность, в которой заявляется о соответствии Международным стандартам финансовой отчетности, отвечала стандарту, необходимому пользователям во всем мире, настоящий Стандарт включает всеобъемлющее требование о том, что финансовая отчетность должна давать достоверное представление, руководства по тому, как выполнять требование о достоверном представлении, и дополнительные указания для определения исключительно редких обстоятельств, в которых необходимо отступление. Он также требует ясного раскрытия обстоятельств, вызывающих отступление. Наличие отличающихся национальных стандартов само по себе не является достаточным для обоснования отступления в финансовой отчетности, подготовленной с использованием Международных стандартов финансовой отчетности.

15. Фактически при любых обстоятельствах достоверное представление достигается соответствием применимым Международным стандартам финансовой отчетности во всех существенных отношениях. Достоверное представление требует:

(a) выбора и применения учетной политики в соответствии с параграфом 20;

(b) представления информации, включая учетную политику, таким образом, который обеспечивает уместную, надежную, сопоставимую и понятную информацию; и

(c) представления дополнительных раскрытий в тех случаях, когда требования в Международных стандартах финансовой отчетности недостаточны для того, чтобы позволить пользователям понять влияние конкретных операций или событий на финансовое положение и финансовые результаты деятельности компании.

16. В чрезвычайно редких обстоятельствах применение какого-то конкретного требования в Международном стандарте финансовой отчетности может приводить к тому, что финансовая отчетность становится вприводящей в заблуждение. Это может иметь место только в том случае, когда порядок учета, требуемый Стандартом, явно не подходит, и поэтому достоверного представления нельзя достичь ни применением Стандарта, ни только через дополнительное раскрытие. Отступление не допустимо лишь по той причине, что другой порядок учета также обеспечивает достоверное представление.

17. При оценке необходимости отступления от конкретного требования в Международном стандарте финансовой отчетности следует принять во внимание следующее:

(a) цель требования и почему эта цель не достигнута или не является уместной в конкретных обстоятельствах; и

(b) каким образом обстоятельства компании отличаются от тех компаний, которые следуют требованию.

18. В связи с тем, что обстоятельства, требующие отступления, будут, как ожидается, чрезвычайно редкими, а необходимость в отступлении будет предметом значительных споров и субъективной оценки, важно, чтобы пользователи были осведомлены о том, что отчетность компании не соответствует Международным стандартам финансовой отчетности во всех существенных отношениях. Также важно, чтобы пользователи получили достаточную информацию, позволяющую им делать информированное суждение о том, является ли отступление необходимым и рассчитывать корректировки, которые потребовались бы для приведения отчетности в соответствие со Стандартом. КМСФО будет отслеживать случаи несоответствия, к которым привлекается его внимание (например, компаниями, их аудиторами и регулирующими органами), и будет рассматривать необходимость прояснения через интерпретации или поправки к Стандартам, с тем, чтобы отступление было необходимо только в чрезвычайно редких случаях.

19. Когда, в соответствии с конкретными оговорками в настоящем Стандарте, Международный стандарт финансовой отчетности применяется до даты вступления его в силу, этот факт должен раскрываться.

Учетная политика

20. Руководство компании должно выбирать и применять учетную политику компании таким образом, чтобы вся финансовая отчетность соответствовала всем требованиям каждого применимого Международного стандарта финансовой отчетности и интерпретации Постоянного комитета по интерпретации. При отсутствии конкретного требования руководство должно вырабатывать политику, обеспечивающую предоставление в финансовой отчетности информации, которая:

(a) уместна для потребностей пользователей при принятии решений; и

(b) надежна в том, что она:

(i) достоверно представляет результаты и финансовое положение компании;

(ii) отражает экономическое содержание событий и операций, а не только их юридическую форму;

(iii) нейтральна, то есть свободна от предвзятости;

(iv) осмотрительна; и

(v) полная во всех существенных отношениях.

21. Учетная политика - это конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности.

22. При отсутствии конкретного Международного стандарта финансовой отчетности и интерпретации Постоянного комитета по интерпретации, руководство использует свои суждения для разработки учетной политики, которая обеспечивает наиболее полезную информацию для пользователей финансовой отчетности компании. При вынесении такого суждения руководство принимает во внимание:

(a) требования и руководства в Международных стандартах финансовой отчетности, затрагивающие аналогичные или связанные проблемы;

(b) критерии определения, признания и оценки активов, обязательств, доходов и расходов, установленные в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности КМСФО; и

(c) решения других органов, устанавливающих стандарты и принятую отраслевую практику в той и только в той степени, в какой они соответствуют пунктам (a) и (b) данного параграфа.

Международные стандарты требований по сертификации системы управления организации — их сила и слабость.

В последнее время значение международных стандартов требований к системе управления организацией значительно усилилось. Это объясняется расширением влияния глобализации экономических связей государств, расширением международной торговли, интеграции государств, поиском новых рынков сбыта продукции и т.д.

Современная доктрина достижения требуемых параметров функционирования организации основана на создании эффективной структуры, системы управления и методов работы такой организации. Именно обеспечив эти требования, можно c достаточной степенью уверенности гарантировать, что выпускаемая продукция довольно длительный срок будет отвечать требованиям заказчика, она будет поставлена в срок и без дефектов. Это основное стратегическое отличие новой системы достижения эффективности от старой, которая определяла это подтверждение определением параметров выпущенной продукции, то есть оценка деятельности по конечному результату . Проще говоря, новая модель делает упор на систему, производящую продукцию, а старая модель — на саму продукцию.

Понятно, что создав современную, эффективную, адаптивную организацию, мы гарантировано будем получать от нее конкурентоспособную продукцию длительный срок, пользующуюся высоким спросом потребителей. Но здесь возникает основной вопрос, определяющий силу и одновременно слабость новой модели. Как определить, что организация современная, эффективная, адаптивная и т.д. ?

В старой модели все было понятно и просто. Берем на выбор образцы продукции организации и проверяем их на соответствие требованиям нормативных документов. Соответствуют, значит, организация работает хорошо, она современная, эффективная, адаптивная и т.д.

В настоящее время наиболее хорошо известны следующие международные стандарты требований по сертификации:

  • Стандарты серии ИСО 9000, определяющие требования по системе менеджмента качества
  • Стандарт OHSAS 18001, определяющий требования системы охраны здоровья и безопасности труда.
  • Стандарты серии ИСО 14000 , определяющие требования по системе экологической безопасности.
  • Стандарт SA 8000 — требования социальной ответственности.

Все эти стандарты имеют общие черты — это добровольность применения, универсальность, то есть применение в любой организации по роду деятельности, размерам, форме собственности. В последнее время наметилась отчетливая тенденция совместного применения этих стандартов, то есть создания интегрированного менеджмента организации, которая выполняла бы требования этих стандартов.

Выделим общие методологические принципы функционирования требований этих стандартов.

1. Все действия организации должны быть расписаны в соответствующей документации, эта документация должна быть доступна, удобна и понятна для работника, своевременно обновляться. Каждый работник должен знать свою документацию, ее содержание и применять эту информацию в своей работе.

2. Руководство организации является ведущим элементом внедрения требований, оно должно личным примером вести за собой подчиненных, должно быть самым заинтересованным лицом в проводимых начинаниях.

3. Структура организации должна полностью отвечать требованиям наиболее эффективного проведения мероприятий по внедрению требований стандартов.

4. Действия по улучшению деятельности организации должны проводится постоянно, они должны быть адекватными существующей на данный момент ситуации, и по возможности работать на опережение.

Как уже говорилось, все перечисленные стандарты универсальны в применении. Отсюда, приведенные в них требования выражены в общих словах и трактоваться могут по разному. Приведем цитаты из наиболее распространенного стандарта ИСО 9001.«Там, где какое-либо требование(я) настоящего стандарта не может быть применено ввиду специфики организации и ее продукции, допускается его исключение». «Документация может быть в любой форме или на любом носителе». Понятно, что такие требования могут пониматься по разному аудиторами, это зависит от их опыта, квалификации, уровня требований и т.д. Универсальность и неопределенность требований этих международных стандартов вынуждает разработчиков разрабатывать собственные отраслевые международные стандарты, учитывающие специфические требования и более конкретные — TL 9000 (требования в сфере телекоммуникаций), AS 9100 (требования в аэрокосмической области), QS 9000 (требования в сфере автомобилестроения), ИСО 22000 (пищевое производство). Можно не сомневаться, что в ближайшее время появятся стандарты и для других отраслей.

Структура требований всех стандартов примерно одинакова. Обычно она имеет 4 уровня. 1 уровень — это политика организации, то есть ее манифест, в котором в общих чертах выражается цель к которой необходимо стремиться. 2 уровень — это руководство, документ в котором показаны основные направления работы, взаимосвязь, обязанности и компетентность подразделений организации, существующих документов. 3 уровень — процедуры, в этих документах описываются основные бизнес-процессы организации, то есть главные определяющие достижение заявленных целей технологические процессы. 4 уровень — рабочие документы, это документы непосредственно исполнителей, которые описывают их текущие повседневные обязанности и действия — это должностные инструкции, маршрутные и технологические карты, инструкции по эксплуатации, нормативные документы, стандарты организации и т.д.

Например, стандарт ИСО 9001 .

1. Политика по качеству.

2. Руководство по качеству. Разделы: ответственность руководства; менеджмент ресурсов; процессы жизненного цикла; измерения, анализ, улучшения.

3. Процедуры. Управление документацией, управление записями по качеству, проведение внутренних аудитов, управление несоответствующей продукцией, корректирующие действия, предупреждающие действия.

4. Рабочие документы.

Стандарт OHSAS 18001 .

1. Политика по охране здоровья и безопасности труда.

2. Программы менеджмента по охране здоровья и безопасности труда.

3. Процедуры. Планирование, внедрение и функционирование, проверочные и корректирующие действия.

4. Рабочие инструкции и планы.

Выполнение требований данных стандартов должно привести к созданию в организации эффективной системы управления и структуры. Так должно быть, но бывает не всегда. Почему? Потому что достаточно трудно понять и описать, что такое эффективная структура и система управления. Эти вещи достаточно индивидуальны и эксклюзивны для каждой организации, зависят от работников, личности руководителя, рода деятельности, ситуации на рынке сбыта и т.п. Это показатель комплексный, трудно выражаемый в конкретных единицах измерения, который может быстро изменяться в зависимости от ситуации и т.п.

По этой же причине очень сложной задачей является сертификация организации по выполнению требований стандартов и доказательства своего уровня, удовлетворяющего заявленным требованиям.

Этот момент является самым слабым звеном сертификации на право получения сертификата, соответствующего международным требованиям.

Любая сертификация — это действие по изучению объекта на соответствие его определенным требованиям, описанным в соответствующем нормативном документе, проводимое независимым компетентным уполномоченным органом.

Основные требования стандарта по созданию эффективной структуры и системы управления достаточно трудно проверить, поэтому упор делается на проверку выполнений формальных требований, создания документации. Причем упор делается именно на это. Здесь происходит переход на старую давно отработанную систему оценки по конечному продукту. Смотрим, что написано в нормативном документе и проверяем, есть ли это в реальности. Понятно, что проверить эффективность системы организации достаточно сложно, поэтому просто смотрим, есть ли у нее документы, описанные в стандарте. А вот как эти документы работают, пользуются ими исполнители, их полезность проверить и понять довольно сложно и это требует много времени и очень высокой квалификации аудиторов.

Для преодоления этого свойства стандартов требуется новый подход к аудиту, необходимо изучать организацию в динамике, ее работу, а не наличие бумаг в отделах. Следует отметить, что в стандарте по аудиту системы качества ИСО 10011 (казахстанский аналог — СТ РК 3.15) имеется анкета — вопросник, которую должна изучить сертифицируемая организация и ответить на ее вопросы, но эти вопросы достаточно обтекаемы и не конкретны, что создает возможность опять же довольно широко трактовать уровень состояния системы качества на предприятии.

Также в стандарте ИСО 9001 достаточно размыто говорится о технологии и оборудовании, инфраструктуре. Новая доктрина достижения качества ставит на первый план работника, его желание и возможность делать качественную работу. Это правильно, но наличие современного оборудования и технологии тоже не стоит снимать со счетов. Но в требованиях стандарта об этом говорится как-то мимоходом, что позволяет получить сертификат соответствия организации, не владеющей передовыми технологиями и современным оборудованием. Здесь можно вспомнить случай, что в Алматы на одном предприятии, получившем сертификат ИСО 9000, обвалился потолок одного цеха, который был построен в 1943 г. и ни разу после этого капитально не ремонтированного.

О недостатках международных стандартов, особенно серии ИСО 9000, уже много говорилось и писалось, эта проблема возникла не сегодня. И вряд ли ее будет возможно решить в ближайшее время, а может она не будет решена никогда. Вот, что сказал один из разработчиков современной теории менеджмента качества Д. Джуран: «У меня накопилось немало сомнений относительно стандартов ИСО 9000, и мне кажется, что существует значительный риск того, что, невзирая на все вложенные в эти стандарты усилия и на всю их пропаганду со стороны органов по стандартизации и обществ по качеству, заработавших большие деньги за участие в этой работе, вся затея потерпит большую неудачу. Компании обнаружат, что нет никаких оснований тратить деньги на поддержание сертификатов соответствия этим стандартам, которые не обеспечивают им лидерства в области качества » («Д. Джуран: два века качества» (интервью с др. Д. Джураном): Пер. с англ. // «Европейское качество». 1999 год. Т. 6. № 2. С. 57.). Количество организаций имеющих сертификат системы качества серии ИСО 9000, постоянно растет, сейчас их количество достигло 800 000, только в Китае таких организаций более 140 000. Достаточно хорошо видна тенденция уменьшения авторитета такого сертификата, это естественно: когда сертификат есть почти у всех, его ценность падает. Понятно, что не все организации, получившие сертификат, имеют реальную систему менеджмента качества, по данным российского журнала «Стандарты и качество» в России таковых не более 10%.

Возникает вопрос: «Как решить этот вопрос? Стоит ли развивать эти стандарты?». Ответ однозначен: «Стоит».

Но для подъема статуса международных сертификатов, повышения их авторитета необходимо решить основную задачу: главный принцип — сертификат получают для потребителя, потребитель должен иметь ясный знак, что он получает товар надлежащего качества. Пока будут существовать другие мотивы получения сертификата, сертификация не может гарантировать наличие реальной системы менеджмента качества. Какие же это мотивы:

1. Руководство организации в основном озабочено, чтобы хорошо выглядеть перед вышестоящим начальством. Интересы потребителя для него второстепенны.

2. Иметь сертификат престижно, это как новая иностранная игрушка.

3. Партнер по бизнесу в обязательном порядке требует наличие сертификата, причем сертификат должен быть показан в самое ближайшее время.

Эти мотивы сами по себе не являются плохими, они являются дополнительными, но если они становятся главными доминирующими, то в этом случае сертификат соответствия может превратиться в обычную бумагу.

В условиях перехода к рыночной экономике решение проблемы качества продукции в России во многом будет зависеть от формирования систем стандартов качества как основы нормативно-правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Повышение роли и значения стандартов качества в мировой практике вызвано стремлением выработки единого подхода к понятию "качественная продукция".

Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация - нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.

Главная задача стандартизации - создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой как для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.

Нормотворческая деятельность проявляется прежде всего в разработке и применении стандартов.

Стандарт - нормативно-технический документ, содержащий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный признанным органом (или предприятием). Стандарт может быть разработан на материальные предметы (продукцию, образцы веществ, эталоны), на нормы, правила и требования различного характера. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной.

С переходом к рынку в России изменился сам подход к организации и использованию системы стандартов. Организация работы по стандартизации стала более демократичной, проводится на добровольной основе (с участием всех заинтересованных сторон), а применение стандартов в большей части носит рекомендательный характер. Однако требования государственных стандартов РФ подлежат обязательному выполнению всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности, если это связано с безопасностью жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и т.д.

В настоящее время сформировалась Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает пять основополагающих стандартов:

  1. ГОСТ Р 1.0-92. Основные положения.
  2. ГОСТ Р 1.2-92. Порядок разработки государственных стандартов.
  3. ГОСТ Р 1.3-92. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий.
  4. ГОСТ Р 1.4-92. Стандарты предприятия. Общие положения.
  5. ГОСТ Р 1.5-92. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

В государственные стандарты Российской Федерации включены следующие положения:

  • обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
  • обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • обязательные методы контроля, требований к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;
  • основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также к утилизации продукции;
  • положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

В Российской Федерации нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

  • государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ);
  • отраслевые стандарты (ОСТ);
  • технические условия (ТУ);
  • стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений) (СТП);
  • стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных объединений (СТО).

В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на следующие виды:

  • стандарты основополагающие;
  • стандарты на продукцию, услуги;
  • стандарты на процессы;
  • стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.

Развитие внешнеэкономических связей привело к необходимости выработки стандартного подхода к понятию "производство качественной продукции". Международная организация по стандартизации (ИСО) разработала требования к качеству на международном уровне. Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации.

В 1987 г. Международная организация по стандартизации приняла стандарты ИСО серии 9000 по системам качества, которые были разработаны на основе советских (Львовской, Саратовской, Краснодарской, Ярославской и др.), японских и других систем обеспечения или управления качеством продукции.

Международные стандарты ИСО серии 9000 ознаменовали выход стандартизации на качественно новый уровень. Эта серия включает следующие пять стандартов:

  1. ИСО 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению".
  2. ИСО 9001 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании".
  3. ИСО 9002 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже".
  4. ИСО 9003 "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".
  5. ИСО 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания".

Стандарты ИСО серии 9000 установили единый признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции.

Иными словами, стандарты ИСО четко ориентированы на потребителя при строгом соблюдении культуры производства. Во многих промышленно развитых странах эти стандарты приняты как национальные (Австрия, Великобритания, Германия,

Швеция и др.).

Учитывая прогрессивный характер международных стандартов ИСО серии 9000 и их регулирующую роль при выходе на внешний рынок и образовании прямых хозяйственных связей, в нашей стране стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 приняты для прямого использования в виде следующих трех Государственных стандартов качества: ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96 и ГОСТ Р ИСО 9003-96.

B. Гpибoв, B. Гpyзинoв

Государственные, европейские и международные стандарты

ГОСТ 2.701-84 ЕСКД Схемы, виды и типы. Общие требования к выполнению.

ГОСТ 3.1103-84 ЕСТД. Основные положения.

ГОСТ 8.009-84 ГСИ Нормируемые метрологические характеристики средств измерений.

ГОСТ 8.016-84 ГСИ. Государственный первичный эталон и государственная поверочная схема для средств измерения плоского угла.

ГОСТ 8.019-84 ГСИ. Государственный специальный эталон и государственная поверочная схема для средств измерений тангенса угла потерь.

ГОСТ 8.021-84 ГСИ. Государственный первичный эталон и государственная первичная схема для средств измерения массы.

ГОСТ 8.022-91 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений силы постоянного электрического тока.

ГОСТ 8.023-90 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений световых величин непрерывного и импульсного излучения.

ГОСТ 8.027-89 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений электродвижущей силы и постоянного напряжения.

ГОСТ 8.028-86 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений электрического сопротивления.

ГОСТ 8.029-80 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений индуктивности.

ГОСТ 8.050-73 ГСИ. Нормальные условия выполнения линейных и угловых измерений.

ГОСТ 8.051-81 ГСИ. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм.

ГОСТ 8.057-80 ГСИ. Эталоны единиц физических величин. Основные положения.

ГОСТ 8.061-80 ГСИ. Поверочные схемы. Содержание и построение.

ГОСТ 8.065-85 ГСИ. Государственный первичный эталон и государственная поверочная схема для средств измерений силы.

ГОСТ 8.109-83 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений коэффициента амплитудной модуляции высокочастотных колебаний.

ГОСТ 8.129-99 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений времени и частоты.

ГОСТ 8.132-74 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений силы тока 0,04-300 А в диапазоне 0,1-300 МГц.

ГОСТ 8.144-75 ГСИ. Государственный специальный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений магнитной индукции в диапазоне 0,05-2 Тл.

ГОСТ 8.157-75 ГСИ. Шкалы температурные практические.

ГОСТ 8.188-85 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений магнитной индукции в диапазоне 0,1 - 10 Тл.

ГОСТ 8.207-76 ГСИ. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения.

ГОСТ 8.256-77 ГСИ. Нормирование и определение динамических характеристик аналоговых средств измерения. Основные положения.

ГОСТ 8.268-77 ГСИ. Методика выполнения измерений при определении и статических магнитных характеристик магнитотвердых материалов.

ГОСТ 8.310-90 ГСИ. Государственная служба стандартных справочных данных. Основные положения.

ГОСТ 8.315-97 ГСИ. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения.

ГОСТ 8.371-80 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений электрической емкости.

ГОСТ 8.372-80 ГСИ. Эталоны единиц физических величин. Порядок разработки, утверждения, регистрации, хранения и применения.

ГОСТ 8.377-80 ГСИ. Материалы магнитомягкие. Методики выполнения измерений при определении статических магнитных характеристик.

ГОСТ 8.381-80 ГСИ. Эталоны. Способы выражения погрешностей.

ГОСТ 8.395-80 ГСИ. Нормальные условия измерений при поверке Общие требования.

ГОСТ 8.401-80 ГСИ. Классы точности средств измерений. Общие требования.

ГОСТ 8.417-81 ГСИ. Единицы физических величин.

ГОСТ 8.498-98 ГСИ. Государственный эталон и государственная поверочная схема для средств измерений электрической добротности.

ГОСТ 8.508-84 ГСИ. Метрологические характеристики средств измерения и точностные характеристики. Раздел III. СЕРТИФИКАЦИЯ Глава 13. Деятельность органов по сертификации и лабораторийстики средств автоматизации ГСП. Общие методы оценки и контроля.

ГОСТ 8.525-85 ГСИ. Установки высшей точности для воспроизведения единиц физических величин. Порядок разработки, аттестации регистрации, хранения и применения.

ГОСТ 8.532-85 ГСИ. Стандартные образцы состава веществ и материалов. Порядок межлабораторной аттестации.

ГОСТ 5.558-93 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерения температуры.

ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.

ГОСТ 12.1 – ГОСТ 12.4 Серия системы стандартов безопасности труда (ССБТ).

ГОСТ 14.201-83 ЕСТПП. Общие правила обеспечения технологичности конструкции изделия.

ГОСТ 26.201.1-94. Система КАМАК. Организация и требования к магистрали.

ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Термины и определения.

ГОСТ 1954-82 Меры электродвижущей силы. Элементы нормальные. Общие технические условия.

ГОСТ 2875-88. Меры плоского угла призматические. Общие технические условия.

ГОСТ 2789-73. Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики.

ГОСТ 8026-92. Линейки поверочные. Технические условия.

ГОСТ 8032-84. Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел.

ГОСТ 9038-90. Меры длины концевые плоскопараллельные Технические условия.

ГОСТ 9378-93. Образцы шероховатости поверхности (сравнения) Общие технические условия.

ГОСТ 10905-86. Плиты поверочные и разметочные. Технические условия

ГОСТ 12635-67. Материалы магнитомягкие высокочастотные. Методы испытаний в диапазоне частот от 10 Гц до 1 МГц.

ГОСТ 12636-67. Материалы магнитомягкие высокочастотные. Методы испытаний в диапазоне частот от 1 до 200 МГц.

ГОСТ 12637-67. Материалы магнитомягкие высокочастотные. Методы испытаний в диапазоне частот от 200 до 2000 МГц.

ГОСТ 12997-84. Изделия ГСП. Общие технические условия.

ГОСТ 13033-84 ГСП. Приборы и средства автоматизации электрические аналоговые. Общие технические условия.

ГОСТ 14014-91. Приборы и преобразователи измерительные цифровые напряжения, тока, сопротивления. Общие технические требования и методы испытаний.

ГОСТ 16465-70. Сигналы радиотехнические измерительные. Термины и определения.

ГОСТ 16504-81. Система государственных испытаний продукции. Испытание и контроль качества продукции. Основные термины и определения.

ГОСТ 17353-89. Примеры для измерений отклонений формы и расположения поверхностей вращения. Типы. Общие технические требования.



ГОСТ 18242-72. Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку. Планы контроля.

ГОСТ 18353-79. Контроль неразрушающий. Классификация видов и методов.

ГОСТ 20504-81. Система унифицированных типовых конструкций агрегатных комплексов ГСП. Типы и основные размеры.

ГОСТ 20906-75. Средства измерений магнитных величин. Термины и определения.

ГОСТ 22261-94. Средства измерения электрических и магнитных величин. Общие технические условия.

ГОСТ 22315-77. Средства агрегатные информационно-измерительных систем. Общие положения.

ГОСТ 23217-78. Приборы электроизмерительные аналоговые с непосредственным отсчетом. Наносимые условные обозначения.

ГОСТ 24026-80. Исследовательские испытания. Планирование эксперимента. Термины и определения.

ГОСТ 24289-80. Контроль неразрушающий вихретоковый. Термины и определения.

ГОСТ 24450-80. Контроль неразрушающий магнитный. Термины и определения.

ГОСТ 24555-81. Система государственных испытаний продукции порядок аттестации испытательного оборудования. Основные положения.

ГОСТ 24642-81. Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски форм и расположений поверхностей. Числовые значения.

ГОСТ 2855-81 Преобразователи измерительные тока, напряжения, мощности, частоты, сопротивления аналоговые. Общие технические условия.

ГОСТ 25346-89 Основные нормы взаимозаменяемости, ЕСДП. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений.

ГОСТ 25347-82 Основные нормы взаимозаменяемости. ЕСПД. Поля допусков и рекомендуемые посадки.

ГОСТ 25348-82. Ряды допусков, основных отклонений и поля допусков для размеров свыше 3150 мм.

ГОСТ 25670-83. Основные нормы взаимозаменяемости. Предельные отклонения размеров с неуказанными допусками.

ГОСТ Р 1.0-92 ГСС. Основные положения.

ГОСТ Р 1.2-92 ГСС. Порядок разработки государственных стандартов.

ГОСТ Р 1.4-93 ГСС. Стандарты отраслей, предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения.

ГОСТ Р 1.10-95 ГСС. Порядок разработки, применения, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии и сертификации и информации о них.

ГОСТ Р 1.12-99. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения.

ГОСТ Р 22.2.04-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных технических систем. Основные положения и правила.

ГОСТ Р 8.561-95 ГСИ. Метрологическое обеспечение банковских технологий.

ГОСТ Р 8.563-96 ГСИ. Методики выполнения измерений.

ГОСТ Р 8.565-96 ГСИ. Метрологическое обеспечение эксплуатации атомных станций. Основные положения.

ГОСТ 8.568-97 ГСИ. Аттестация испытательного оборудования.

ГОСТ Р 50460-92. Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования.

ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения.

ГОСТ Р 50779.42-99 Статические методы. Контрольные карты Шухарта (ИСО 8258-91).

ГОСТ Р ИСО/МЭК17025-2000 Общие требования к компетенции испытательных и калибровочных лабораторий (взамен ГОСТ Р 51000.3-96 с 07.07.2000.

ГОСТ Р 51000-96. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000. Общие требования к органам, действующим в системе сертификации продукции (взамен ГОСТ Р 51000 5-96 с 07.07.2000).

ГОСТ Р 51000.6-96. Общие требования каккредитации органов по сертификации продукции и услуг.

ГОСТ Р 51000.9-97. Общие критерии для органов, проводящих сертификацию персонала.

ГОСТ Р ИСО 10011-93. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть I. Проверка.

ГОСТ Р ИСО 10011-93. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов.

ГОСТРИСО 10011-93. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3. Руководство программой проверок.

ГОСТ Р 40.002-2000. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения.

ГОСТ Р 40.003-2000. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества и сертификации производств.

ГОСТ Р 40005-2000. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль сертифицированных систем качества и производств.

ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению.

ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания к принципам, системам и средствам обеспечения функционирования.

ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы.

ГОСТ Р ИСО 14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой.

ГОСТ Р ИСО 14012-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.

ГОСТ Р ИСО 14040-99. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принцип и структура.

ГОСТ Р ИСО 14050-99. Управление окружающей средой. Словарь.

EN 29000. Серия европейских стандартов – аналог серии ИСО 9000.

EN 45001. Общие требования к деятельности испытательных лабораторий.

EN 45002. Общие требования при оценке (аттестации) испытательных лабораторий.

EN 45003. Общие требования к органам по аккредитации лабораторий.

EN 45010. Общие требования к оценке и аккредитации органов по сертификации (проект).

EN 45011. Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификацию продукции.

EN 45012. Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификацию систем обеспечения качества.

EN 45013. Общие требования к органам по сертификации проводящим аттестацию персонала.

ИСО 900:1994 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Четыре части.

ИСО 9000-1:1994. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению.

ИСО 9000-2:1994. Часть 2. Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.

ИСО 9000-3:1994. Часть 3. Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживанию программного обеспечения.

ИСО 9000-4:1994. Часть 4. Руководство по управлению программой надежности.

ИСО 9001:1994. Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании (Российский аналог ГОСТ Р ИСО 9001-96).

ИСО 9002:1994. Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании (Российский аналог ГОСТ Р ИСО 9002-96).

ИСО 9003:1994. Общие требования к системе качества предприятия при окончательном контроле и испытаниях.

ИСО 9004.2:1994. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания по услугам.

ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества Основы и словарь.

ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества Требования.

ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности.

ИСО 10012-1. Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования.

ИСО 10013. Руководящие указания по разработке руководств по качеству.

ИСО 14020:1998 Экологическая маркировка и декларация. Основные принципы.

ИСО 14021:1998 Экологическая маркировка и декларация. Декларация об окружающей среде.

ИСО 14024:1998 Экологическая маркировка и декларация. Экологическая маркировка 1-го типа. Принципы и процедура.

ИСО 14031:1996 Управление окружающей средой. Оценка окружающей среды. Руководящие указания.

ИСО 14041:1998 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области.

ИСО 14042:1998 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействий.

ИСО 14043:1999. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация.

ИСО/МЭК 2. Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь (термины и определения в области стандартизации, сертификации и управления качеством), 1996.

ИСО/МЭК 7. Руководящие указания по разработке стандартов, предназначенных для подтверждения соответствия, 1995.

ИСО/МЭК 22. Общие требования к декларации соответствия поставщика, 1996.

ИСО/МЭК 25. Общие требования к оценке технической компетентности испытательных лабораторий.

ИСО/МЭК 28. Общие правила для моделей системы сертификации продукции третьей стороны.

ИСО/МЭК 38. Общие требования к приемке испытательных лабораторий.

ИСО/МЭК 40. Общие требования по приемке органов сертификации.

ИСО/МЭК. 43. Организация и проведение проверок на компетентность.

ИСО/МЭК 45. Руководящие положения по представлению результатов испытаний.

ИСО/МЭК 49. Руководящие положения по разработке "Руководства по качеству" для испытательных лабораторий.

ИСО/МЭК 55. Система аккредитации испытательных лабораторий. Общие рекомендации по руководству действием систем.

ИСО/МЭК 60. Правила практической деятельности по подтверждению соответствия. 1995.

ИСО/МЭК 61. Общие требования к оценке и аккредитации органов по сертификации и регистрации, 1996.

ИСО/МЭК 62. Общие требования к органам, осуществляющим оценку к сертификацию систем качества, 1996.

QS 9000. Требования к системам качества.



Кадры