Транспортные услуги. По мнению предприятий-поставщиков, показатели качества транспортных услуг должны отвечать основным требованиям

Высокая конкуренция в сфере транспортных услуг привела к тому, что компании, не использующие различные актуальные тематические сервисы и инновации долго не задерживаются на этом рынке.

Современные транспортные услуги не ограничиваются только транспортировкой груза. Это сложная работа, где каждый отвечает за свой участок процесса. Новая современная техника, сертифицированные специалисты, продуманная и слаженная работа, вот что отличает качественную компанию-перевозчика от всех других.

Компания «1-я Транспортная» на рынке грузоперевозок уже более 10 лет. Наш опыт и профессионализм, позволяет нам с полной уверенностью гарантировать качество транспортных услуг любой сложности.

Грузоперевозки с нами - это:

  • Экспедиторское сопровождение грузов
  • Отчет о местонахождении груза
  • Корректировка маршрутов при возникновении форс-мажорных обстоятельств
  • Обеспечение безопасности груза в ходе перевозки
  • Страхование груза

Мы ценим наших клиентов и партнеров, и готовы помочь в любых вопросах связанных с перевозкой груза, оказать компетентную консультацию в этой области, и подсказать более выгодные условия грузоперевозок.

Транспортные услуги в условиях современности

Основная задача, которую выполняют транспортные компании – это изучение и удовлетворение всех пожеланий клиента во всех видах транспортных грузоперевозок.

Еще совсем недавно основная часть транспортных компаний оказывали только перевозочные услуги, не задумываясь при этом об оказании других услуг. Все это было обусловлено административно-контрольной моделью управления в нашей стране, отсутствием цивилизованного рынка грузоперевозок и какой-либо конкуренции.

На сегодняшний момент экономические условия позволили транспортным компаниям расширить понятия «услуги грузоперевозок>». Сейчас под транспортной услугой подразумевают не только собственно перевозку груза, а и любая другая операция, которая не входит в состав грузоперевозочного процесса, но и связанного с его начальной подготовкой и далее с осуществлением самого процесса.

Сегодня под словом грузоперевозка подразумевается не только собственно сама перевозка груза или пассажиров, а любая другая операция, которая не входит в состав перевозочного процесса, но связанна с его подготовкой и непосредственно осуществлением.

К транспортным услугам относятся:

  • перевозка пассажиров и грузов;
  • погрузочные и разгрузочные работы;
  • складское хранение любого груза;
  • подготовка грузового автомобиля;
  • предоставление грузовой машины на условиях проката или аренды;
  • доставка новых грузовых машин или отремонтированных;
  • транспортные экспедиционные услуги.
  • Основная транспортная услуга компаний это, конечно же, грузоперевозка. Как правило, эта услуга сопровождается и другими услугами такими как: погрузка, разгрузка, экспедирование и т.д. К дополнительным транспортным услугам можно отнести информационные, коммерческие, маркетинговые и услуги страхования.

    Классификация транспортных услуг

    В зависимости от взаимосвязи с основной деятельностью транспортных предприятий услуги могут быть перевозочными (когда в том или ином виде присутствует элемент перевозки) и не перевозочными. Также услуги различают по виду потребителя, которому оказывается услуга. Такие услуги разделяют на внешние (которые предоставляют нетранспортным предприятиям) и внутренние (предоставляют другим предприятиям транспорта). Также выделяют технологические, коммерческие, информационные и прочие услуги. Их подразделяют по характеру деятельности, связанной с оказанием той или иной услуги.

    Для такого термина как «услуга» (транспортная услуга в том числе) существует целый ряд характерных особенностей:

    • услуги не существуют отдельно от процесса их оказания (то есть услуги не накапливаются);
    • продажа самих услуг - это продажа самого процесса труда, соответственно и качество самих услуг будет определяться качеством процесса труда;
    • услуги имеют конкретную потребительную стоимость только в конкретном месте или направлении и в определенное время. Этот фактор существенно снижает возможность замены одной услуги на другую на рынке услуг;
    • транспортные услуги относят к тем услугам, которые завершают и/или предваряют процесс производства товаров;
    • каждая транспортная услуга уникальна для ее потребителя;
    • от оказанной услуги, в конечном счете, не останется ничего, кроме факта ее оказания;
    • о хорошей услуге долго не помнят, считая ее само собой разумеющейся, а вот плохая услуга запомнится надолго;
    • услуги нельзя потрогать;
    • потребители услуг частенько и сами участвуют в самом процессе их оказания;
    • потребитель услуг не будет являться их собственником;
    • оказание услуги - это такой процесс, который не может быть попробован перед его оказанием;

    Сфера таких услуг должна работать таким образом, чтобы полностью удовлетворить требование клиента с малыми по возможности затратами. Показателем качества грузоперевозок на автотранспортных предприятиях является характеристика 1-ого или нескольких потребительских свойств данной услуги, соединяющих её качество. То есть, другими словами качество перевозки оценивается по собранию характеристик, которые определяют их пригодность к удовлетворению потребности клиента (грузоотправителя или грузополучателя) в соответствующей перевозке.

    По мнению предприятий-поставщиков, показатели качества транспортных услуг должны отвечать основным требованиям:

    • качество грузоперевозок должны соответствовать потребностям потребителей (юридических и физических лиц);
    • быть устоявшимися компаниями и иметь стабильные показатели;
    • при оценке уровня качества грузоперевозок в комплексе одни показатели не должны заменять другие;
    • иметь характеристики грузоперевозки, которые пригодны удовлетворить конкретным потребностям реальных потребителей и соответствовать ее назначению;

    По мнению заказчика (потребителя), главными требованиями к услугам перевозчиков будут являться следующие:

    • экологичность услуги, бережное отношение к окружающей среде;
    • постоянная готовность перевозчика к оказанию услуги грузоперевозки;
    • готовность к перевозкам специальных типов;
    • приспособленность транспортного средства к определенным видам перевозок;
    • грузоперевозки должны быть без промежуточных перегрузок;
    • в пунктах перевалки должно быть перегрузочное оборудование;
    • присутствие транспортной тары необходимого типа;
    • предоставление достоверной и точной информации об условиях перевозки и тарифах, а также оперативной информации о местонахождении груза;
    • предоставление услуг по таможенной очистке;
    • стоимость услуг не должна быть завышена;
    • грузоперевозки «от двери до двери»;
    • профессиональное сопровождение груза;
    • правильное документальное оформление;
    • гибкие условия обслуживания, «слышать» требования клиентов;
    • разные уровни транспортного обслуживания;
    • комплекс дополнительных услуг;
    • удобные прием и сдача грузов;
    • обеспечение сохранности груза во время грузоперевозки;
    • должны соблюдаться оговоренные сроки доставки;
    • регулярность грузоперевозки
    • оптимальная продолжительность доставки;
    • разный транспорт в зависимости от объемов перевозок;
    • Для улучшения качества грузоперевозок перевозчики должны устраивать регулярные проверки качества услуг, оказываемых потребителям. Чаще всего, здесь применяют анкетный метод опроса потребителей, ведь объективный анализ позволяет объективно сравнить заявленное качество услуг реальному.

      Потребность в услугах транспорта часто зависит от развития имеющихся в конкретном регионе видов автотранспорта, их интегрированности в единую систему, разнообразного ассортимента и качества услуг потенциальным клиентам. С развитием рыночной экономики удельный вес услуг транспорта возрастает, данная ситуация характерна почти для всех стран.

      Политика в области автотранспорта в странах с рыночной экономикой пересматривается с внедрением логистики. Автотранспорт стал играть ключевую роль в перевозке грузов

      И области организации грузоперевозок отчетливо просматриваются два основных направления:

    1. Гибкость ассортимента услуг транспорта к различным требованиям клиентов. Различным группам клиентов услуги должны оказываться в соответствии с их реальными потребностями. Потребители должны сами выбрать услуги, их количество и способ реализации.
    2. Активное продвижение услуг транспорта с целью извлечения дополнительной прибыли.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Состояние и тенденции международного рынка транспортных услуг. Основные участники рынка. Анализ международной деятельности ОАО "Владивосток Авиа". Конкурентные преимущества и приоритетные направления деятельности. Пути повышения конкурентоспособности.

      курсовая работа , добавлен 31.05.2014

      Общая характеристика рынка медицинских услуг. Современное понимание здоровья. Экономический, социальный и институциональный аспекты медицинских услуг. Взаимодействие спроса и предложения. Интересы субъектов рынка. Современное состояние российского рынка.

      курсовая работа , добавлен 24.12.2012

      Особенности рынка как механизма взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ, совокупности отношений производителей и потребителей, формируемых через отношения обмена, решения об уровнях производства, ценах и методах конкурентной борьбы.

      презентация , добавлен 19.09.2016

      Понятие образовательных услуг. Правовое и государственное регулирование рынка образовательных услуг. Проблемы сферы образования. Перспективы развития рынка образовательных услуг в РФ. Образование как экономическая субстанция и производственный процесс.

      курсовая работа , добавлен 24.03.2015

      Формирование рынка транспортных услуг в России, его структура и перспективы развития. Классификация отраслей транспорта. Статистический анализ грузооборота и пассажирооборота с помощью группировки, показателей вариации, рядов динамики, индексного метода.

      курсовая работа , добавлен 23.05.2013

      Сущность и предмет статистики рынка товаров и услуг. Задачи, методы и показатели статистической характеристики эффективности рыночных процессов, направления их развития. Методология статистики: определение товарооборота, изучение рынка товаров и услуг.

      курсовая работа , добавлен 15.02.2011

      Информация как экономический ресурс, товар и фактор производства. Значение информации для развития экономики. Современное состояние рынка информационных услуг, особенности его структуры. Анализ и перспективы развития рынка информационных услуг в России.

      курсовая работа , добавлен 20.04.2016

    Транспортная услуга, согласно ГОСТ Р 51006-96 «Услуги транспортные,» это результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках.

    Транспорт обеспечивает развитие международных экономических отношений, способствуя осуществлению взаимовыгодного обмена между различными странами.

    По видам транспортные услуги можно разделить на:

    · автомобильные перевозки

    · воздушные перевозки

    · железнодорожные перевозки

    · морские и речные перевозки

    По типу перевозок на:

    · Пассажирские перевозки: транспортные услуги по перемещению пассажиров, связанные с безопасностью, своевременностью и комфортностью перевозки пассажиров, а также с сохранностью багажа.

    · Грузовые перевозки: транспортные услуги по перемещению материальных ценностей, связанные с их сохранностью и своевременностью доставки.

    Рассмотрим особенности типов перевозок на основных видах транспорта.

    Автомобильный транспорт - вид транспорта, осуществляющего перевозки грузов и пассажиров на автомобилях (грузовых, легковых, автобусах, автотягачах и прицепных повозках). Играет неоправданно скромную роль и в грузовых и пассажирских перевозках современной России.

    Суровые климатические условия, вызывающие большие, чем в других развитых странах, затраты на дорожное строительство, эксплуатацию дорог и автотранспорта, лишь частичное объяснение этому. Ведь даже в обжитых, экономически развитых регионах России автотранспорт развит слабо, и до сих пор главным “камнем преткновения” на пути развития отечественного автотранспорта является бездорожье.

    Занимая первое место в мире по площади своей территории, Россия по средней плотности автодорог уступает не только высокоразвитым, но и большинству развивающихся стран. Общая протяженность в России автодорог с твердым покрытием в конце 1996 г. составляла всего 745 тыс. км, причем в подавляющем своем большинстве даже эти дороги не соответствовали общепринятым мировым стандартам.

    Несмотря на высокие удельные затраты на перевозку грузов, автотранспорт более мобилен, чем другие виды транспорта, и позволяет осуществлять доставку грузов “от двери до двери”, что является неоспоримым его преимуществом. Пассажирский автотранспорт, помимо высокой мобильности и скорости сообщения, обладает и большим комфортом для пассажиров. Наиболее эффективной сферой использования автомобильного транспорта являются короткопробежные перевозки. Средняя дальность перевозки 1 т груза - 20-24 км. В этой связи доля автомобильного транспорта в суммарном грузообороте составляет около 6 %.



    Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют автотранспорту часто быть вне конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя дальность поездки одного пассажира составляет 9 км. Автобусы перевозят более 60 % пассажиров во многих городах России, а в некоторых из них и в сельской местности - 100 %.

    К недостаткам автомобильного транспорта можно отнести: высокую себестоимость перевозок (в десятки раз выше, чем на железнодорожном); высокий уровень загрязнения окружающей среды; большую трудоемкость (на автотранспорте занято 3/4 всех работающих на транспорте), низкий уровень производительности труда вследствие малой средней грузоподъемности автомобилей; большие металлоемкость и энергоемкость.

    Автомобильный транспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные перевозки грузов и пассажиров, осуществляет централизованные перевозки от железнодорожных станций и портов и обратно. Действующую сеть автомобильных дорог по техническим и качественным характеристикам (согласно СНиП 2.05.02-85) делят на пять категорий или классов (Приложение 1.). По народнохозяйственному и административному значению автодороги 1-й и частично 2-й категорий называют федеральными, или магистральными общегосударственного значения, 2-й и частично 1-й категории - республиканскими, областными или краевыми, 3-й и 4-й категорий - местными и 5-й категории - сельскими.

    Для эффективного использования автомобильного транспорта в России необходимо значительное увеличение дорог 1-й и 2-й категорий, так называемых автобанов с соответствующим оборудованием: станциями заправки автомобилей и технического обслуживания, демпингами, дорожными гостиницами, специальными стоянками, пересечениями в разных уровнях, освещением, дорожными знаками, автомобильными мойками, пунктами медицинского обслуживания и другими необходимыми учреждениями.

    Воздушный транспорт - самый скоростной и в то же время самый дорогой вид транспорта, что предопределило его весьма ограниченное применение для грузоперевозок. В основном этим видом транспорта перевозятся дорогие, скоропортящиеся грузы. И прогнозы, которые делались в 60-х гг. о том, что перевозки грузов воздушным транспортом приобретут преимущественное значение, пока не оправдываются. Гораздо большую роль играет авиасообщение в дальних пассажирских перевозках.

    В современном мире, в то время, когда путешествия людей по планете приобрели масштабный характер, существенно возросла роль воздушного транспорта как наиболее быстрого средства перемещения на большие расстояния. Особенно велико значение воздушных перевозок в реализации массового туризма. Его бурное развитие в середине прошлого века потребовало создания самолетов, отвечающих различным целям путешествий и имеющих высокий уровень комфорта. На борту воздушных судов и в аэропортах пассажирам предлагается разнообразный и совершенный сервис, делающий путешествия приятными и доступными широким слоям населения.

    Железнодорожный транспорт - вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям помощью механической тяги (тепловозов, электровозов, паровозов) и являющийся в современной России основным.

    Следует напомнить, что туризм начал развиваться именно на железной дороге, когда 5 июля 1841 г. английский предприниматель Томас Кук организовал путешествие для 570 человек по железной дороге в поезде. Проведение структурной реформы на железнодорожном транспорте предусматривает введение новых дополнительных видов деятельности, связанных с обслуживанием пассажиров.

    Основные показатели работы железнодорожного транспорта можно разделить на общие для всех видов транспорта и специфические. К общим показателям относятся: объем перевозок (отправление) грузов и пассажиров, грузооборот и пассажирооборот, средняя дальность перевозки 1 т груза и I пассажира, приведенные тонно-километры.

    К специфическим количественным и качественным показателям работы железных дорог относятся, в частности, показатели объема перевозок грузов железной дорогой по видам сообщений: ввоз, вывоз, транзит и местное сообщение. Ввоз - это объем прибытия грузов с других дорог для выгрузки на данной дороге. Вывоз - это объем отправления грузов, погруженных на данной дороге назначением на другие дороги. Транзитом называются перевозки грузов, станции отправления и назначения которых расположены за пределами рассматриваемой дороги и которые следуют через станции этой дороги. Местное сообщение включает в себя объем перевозок грузов, погруженных и отправленных назначением на станции одной и той же дороги.

    Кроме этих объемных показателей, на железных дорогах определяют и обобщенные показатели приема, сдачи, отправления и прибытия грузов. Прием грузов с других дорог равен сумме ввоза и транзита, а сдача грузов на другие дороги равна сумме вывоза и транзита. Отправление грузов по дороге равно сумме вывоза и местного сообщения, а прибытие (выгрузка) - сумме ввоза и местного сообщения.

    Перевозка багажа осуществляется в багажных вагонах. Единицей наблюдения является багажная отправка; первичным документом - корешок багажной квитанции, в которой регистрируются дата приема, станция и дорога отправления и назначения, масса отправки, провозная плата.

    Перевозка пассажиров проводится по пассажирским билетам, и с тем уровнем комфорта и предоставляемого, который подходит конкретному потребителю.

    Водный транспорт, речной и морской сами по себе уже вызывают образ туристского - круизного обслуживания и используются в туризме достаточно активно. Водные путешествия имеют ряд как преимуществ, так и недостатков по сравнению с другими видами транспорта. Наиболее значимыми преимуществами являются высокий уровень комфорта, большой объем единовременной загрузки, возможности реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм и др.), полноценного отдыха, полный комплекс жизнеобеспечения. Основными недостатками можно назвать невысокую скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы, ограничение мобильности, а зачастую и подверженность части людей «морской болезни» на морских круизах, зависимость от географических особенностей и метеоусловий (течения, ветры, продолжительность навигационного периода); значительные капиталовложения в портовое хозяйство и транспортный флот. В условиях потери Россией многих крупных морских портов и экономического кризиса последнее обстоятельство затрудняет расширение берегового хозяйства отрасли, а также замену списанного флота.

    Морской транспорт - один из старейших видов транспорта, использующий для массовой перевозки грузов и пассажиров преимущества дешевого естественного водного пути (океаны, моря и морские каналы). Этот вид транспорта выполняет следующие три функции. Во-первых, он обеспечивает морские международные связи страны. Грузовая работа в заграничном плавании складывается из перевозок грузов российского экспорта и импорта, доставка которых по условиям внешнеторговых сделок является обязанностью российской стороны.

    При всей важности морского транспорта для экономики страны доля его в объеме перевозок грузов составила в 2001 году всего 0,6 %, а в грузообороте - 7,9 %.

    Наибольшая доля в объеме перевозок (две трети) и грузообороте морского транспорта (более 90%) приходится на международные сообщения.

    Речной транспорт - вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по внутренним естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища и шлюзованные участки рек) водным путям. Речной транспорт исторически занимает одно из ведущих мест в обслуживании крупных промышленных центров приречных районов. Особенно велико значение речного транспорта для северных и восточных районов страны, где сеть железных дорог недостаточна, а густота сети внутренних водных путей в 2 раза превышает аналогичный показатель в среднем по Российской Федерации. Поэтому доля речного транспорта в общем грузообороте этих районов составляет от 65 до 90%, тогда как в целом по России этот показатель в 2001 г. составил всего 3,3 %.

    Помимо транспортного обслуживания районов Сибири и Дальнего Востока, включая Арктику, речной транспорт также выполняет сложные дорогостоящие перевозки по малым рекам в труднодоступных районах, а также высокорентабельные перевозки внешнеторговых грузов судами смешанного (река-море) плавания. Речной флот Российской Федерации обслуживает 68 республик, краев, областей и национальных округов. Протяженность внутренних водных судоходных путей составила в 2001г. 85,4 тыс. км, при этом на 50% их длины гарантируется определенная глубина в течение навигации. Протяженность внутренних водных судоходных путей Тюменской области составила в 2002 г. 9,8 тыс. км Так, в Европейской части России в результате строительства соединительных каналов (Беломорско-Балтийского, Волго-Балтийского, Волго-Донского) была ликвидирована территориальная разобщенность внутренних водных путей и создана единая глубоководная транспортная система, связавшая Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. Протяженность единой глубоководной системы (ЕГС) составляет 6,5 тыс. км, гарантированная глубина практически на всей ее протяженности составляет 4 м. На долю ЕГС приходится более половины грузооборота внутреннего водного транспорта.

    Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года определяет в качестве приоритетной цели развития транспортной системы страны «… повышение уровня ее соответствия задачам обеспечения военной безопасности страны и создания тем самым необходимых условий для соответствующего уровня общенациональной безопасности …» .

    С переходом России, в начале 90-х, к рыночным отношениям повлекло за собой развал промышленного производства и транспорта, ломку устоявшихся хозяйственных связей, изменение существовавших взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Транспортный рынок в настоящее время представляет собой совокупность самостоятельных организаций – перевозчиков и посредников – с выраженным преобладанием мелкого капитала. Предприятиями негосударственных форм собственности выполняется на автомобильном транспорте 93% перевозок грузов и 75% перевозок пассажиров, на морском – соответственно 99 и 90%, речном – 94 и 90%, воздушном – 73 и 80% . В результате процессов приватизации и демонополизации транспортного комплекса на рынке действуют свыше 550 тыс. перевозчиков, более половины из которых составляют индивидуальные предприниматели и предприятия со смешенной формой собственности . Объемы перевозок грузов по видам транспорта в Российской Федерации представлены в таблице 1.

    Таблица 1 — Объемы перевозок грузов по видам транспорта, млн. тонн

    Наименование
    показателей

    По состоянию на конец соответствующего года

    20 10

    Транспорт, всего
    в том числе:
    железнодорожный
    автомобильный
    трубопроводный
    морской
    внутренний водный
    воздушный

    Государственные предприятия морского и речного флота после распада Советского союза были преобразованы в новые учреждения. К 1 января 1996 года бывшим департаментом морского транспорта (современное названиеФедеральное агентство морского и речного транспорта, служба «Росморречфлот» Министерства транспорта РФ) было выдано 1632 первичных лицензий предприятиям и предпринимателям всех форм собственности . В 1996 году Морские администрации портов выдали более 240 лицензий. При этом кроме морских портов, было лицензировано 245 организаций и индивидуальных предпринимателей, располагающих флотом в количестве 680 ед. общим дедвейтом 1,9 млн. т. На сегодняшний день, современный отечественный независимый морской перевозчик в среднем владеет 2-3 судами. Большое количество отечественного флота плавает под иностранными флагами, что обусловлено стремлением судовладельцев избежать высокого налогообложения, действующего в нашей стране и делающего в результате отечественный флот неконкурентоспособным на мировом фрахтовом рынке. По этой же причине, а также из-за отсутствия необходимой государственной поддержки, подавляющая часть вновь построенных судов для российских судовладельцев также эксплуатируется под иностранными флагами в течение срока окупаемости затраченных на их постройку средств. Как правило, это суда иностранного производства. Перевалкой грузов на морском транспорте занимаются 170 портов и иных коммерческих структур, как вышедших из подчинения морским пароходством (24,7%), так и вновь образованных (75,3%). По состоянию на начало 2013 год производственная мощность российских портов составляет 846,2 млн. тонн, в том числе для наливных – 479,4 (56,7%) млн. тонн, для сухогрузов – 366,8 млн. тонн (43,3%). Объем перевалки грузов в морских порта России в 2012 году составил 567 млн. тонн. Основные проблемы обусловлены недостатком специализированных терминалов для обслуживания крупнотоннажного флота .

    С 1991 года протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами снизилось в 1,4 раза (до 48,3 тыс. км). Протяженность внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации составляет 4,9 тыс. км. Объем перевозок внутренним водным транспортом сократился более чем в 4 раза (до 141 млн. тонн), перевозки пассажиров – в 6 раз. Основными проблемами на этом виде транспорта являются:

    • необходимость срочной замены большого количества устаревших судов, в первую очередь, наливных и смешанного «река-море» плавания; нуждающиеся в реконструкции, существующие речные и устьевые порты;
    • обеспечение стабильной работы водных путей и судопропускных сооружений, которые за последние годы из-за недостатка бюджетного финансирования не поддерживаются надлежащим ремонтом и обслуживанием и не полностью отвечают требованиям безопасности судоходства.

    Похожая ситуация наблюдается и на других видах магистрального транспорта, подвергнувшихся приватизации – внутреннем водном, воздушном, автомобильном.

    Рис. 1. Форма собственности предприятий гражданской авиации


    Рис. 2. Динамика перевозки грузов авиатранспортом по годам

    В настоящее время, аэродромная сеть гражданской авиации насчитывает 223 предприятия разной форы собственности (85 – Открытое акционерное общество, 20 – Общество с ограниченной ответственностью, 14 – Закрытое акционерное общество, 104 – государственных) – аэропортов, на ней функционирует 234 перевозчика различных форм собственности, из них только 30 государственных (рис. 1). Средняя численность воздушных судов в транспортном предприятии -22-23 ед. (учитывая вертолеты и малую авиацию) .

    Начиная с 2010 года объемы грузов, перевозимые авиационным транспортом, увеличиваются (рис. 2).

    Такая же динамика наблюдается и в перевозке пассажиров авиатранспортом (рис. 3.).


    Рис. 3. Динамика перевозки пассажиров авиатранспортом по годам

    Автомобильный транспорт к настоящему времени также представляет совокупность мелких предприятий, увеличивающих, вместе с тем, объемы магистральных перевозок и конкурирующих с железнодорожным транспортом на расстояниях до 500-700 км. На расстояние до 200 км автотранспортом можно доставить груз быстрее в 12 раз, чем железнодорожно-автомобильным смешанным сообщением и в 5 раз быстрее, чем в прямом железнодорожном; на расстояние до 500 км - быстрее соответственно в 7 и 3 раза. Однако с увеличением дальности данное преимущество теряется . Зарубежный опыт также подтверждает эффективность автомобильного транспорта при перевозках на расстояние 300-400 км благодаря применению автомобилей большой грузоподъемности (в США средняя грузоподъемность автомобиля в междугородных перевозках 19 т, во Франции - 13 т, в ФРГ - 15 т, в России - 9 т) . На автомобильном транспорте за последние годы возросла роль грузового автотранспорта (самосвалы, фургоны и рефрижераторы), — в 2012 году на его долю приходилось около 90 процентов от всего объема перевозок. Это объясняется увеличением автотранспортных средств, находящихся в собственности нетранспортных организаций. В перевозках грузов, выполняемых предприятиями автотранспорта общего пользования, наибольший удельный вес занимают крупные и средние автопредприятия. Они осуществляют главным образом доставку массовых грузов на короткие расстояния. В отличие от них, малые предприятия и индивидуальные автовладельцы выполняют в основном дальнепробежные грузоперевозки. У малых предприятий и индивидуальных автовладельцев средняя дальность перевозок в 5 раз превышает показатель у крупных и средних автопредприятий. На рынке автотранспортных услуг наибольшим спросом пользуются самосвалы, фургоны и рефрижераторы.


    Рис. 4. Сравнительная характеристика по площади территории и протяженности дорожной сети некоторых стран мира

    Общая протяженность автомобильных дорог в стране составляет в настоящее время около 1 млн. км, тогда как, по некоторым оценкам специалистов, сегодня для удовлетворения социальных и экономических потребностей государства минимальная величина этого показателя должна быть в пределах 1,5-2 млн. км .
    Имея большую площадь территории, Российская Федерация существенно отстает от развитых стран Европы и Америки по протяженности дорожной сети, что наглядно продемонстрировано на рисунке 4 .


    Рис. 5 – Сравнительная характеристика по площади территории и плотности автомобильных дорог некоторых стран мира

    Существующая конфигурация сети федеральных автомобильных дорог имеет ярко выраженную радиальную структуру, дополненную рядом обходных и кольцевых дорог с недостаточным числом соединительных и хордовых дорог. На европейской территории России радиальная структура федеральных дорог ориентирована на столицу Российской Федерации — Москву, в то время как ряд регионов, например, на северо-востоке не имеет автодорожных связей между соседними субъектами Российской Федерации по кратчайшим направлениям. Подобная структура сети показала свою недостаточную эффективность, результатом чего стало увеличение протяженности маршрутов движения и, как следствие, перепробег автомобильного транспорта, а также концентрация потоков на радиальных направлениях и перегрузка магистралей в районе Московского, Санкт-Петербургского и ряда других крупных транспортных узлов. Сегодня с превышением нормативной загрузки эксплуатируется более 13 тыс. км федеральных автомобильных дорог, особенно на подходах к крупнейшим городам, что составляет около 30% их общей протяженности . При этом почти 53% от общего объема перевозок по федеральным автодорогам осуществляется в режиме перегрузки дорожной сети, что приводит к росту затрат на автоперевозки на 20-30 % по сравнению с нормальными условиями движения . Причиной того, что значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам, является недостаточная развитость местной дорожной сети. Самая развитая сеть автомобильных дорог в стране в Ленинградской области. По ее территории проходят 1366 км автомобильных дорог федерального значения, 9763 км – регионального значения и около 10700 км автомобильных дорог общего пользования местного значения .

    На железнодорожном транспорте прирост объема перевозок грузов в этот период наблюдается главным образом за счет увеличения перевозок на экспорт каменного угля, нефти и нефтепродуктов, черных металлов, лесных грузов, а также роста перевозок потребляемых на внутреннем рынке строительных грузов, зерна и продуктов перемола. Пассажирские перевозки за последние годы не увеличиваются. Это происходит в первую очередь из-за уменьшения перевозок пассажиров в дальнем следовании. Более стабильно выглядят перевозки в пригородном сообщении, — их объем сохраняется примерно на одном уровне. Неблагоприятно выглядит ситуация с эффективностью перевозок, и в частности, с себестоимостью перевозок и их рентабельностью. На ближайшую перспективу, в ходе реализации программы реформирования федерального железнодорожного транспорта, намечены меры по обновлению и модернизации основных производственных фондов, повышению уровня безопасности движения и качества перевозок. Продолжается работа по электрификации железнодорожных путей, усилению подходов к существующим и строящимся морским портам.
    Растет число транспортно-экспедиторских предприятий и фирм-операторов перевозок, часто владеющих парками многообразных средств укрупнения грузовых мест, складами временного хранения, автомобильным транспортом. К 2012 году общее количество транспортных экспедиторов достигает более 12 тыс. при этом отдельные перевозчики (в том числе и Министерства путей сообщения) предпочитают принимать грузы преимущественно от своих традиционных экспедиторов.

    Вместе с тем, указанный рост количества транспортных предприятий сопровождается общим снижением объемов перевозок, чем характеризуется ускоренное уменьшение грузооборота отдельных предприятий.



    Доверенности