Что такое транспортная система определение. Соотношение и важность различных видов транспорта. Значение железнодорожной и автомобильной транспортных систем

Транспорт как отрасль экономики страны представляет собой сложную производственную структуру. По технологическим различиям транспорт подразделяют на такие виды, как железнодорожный, морской, речной (внутренний водный), автомобильный, воздушный, трубопроводный. Кроме того, выделяют еще городской электрический, промышленный, а также нетрадиционные виды транспорта. По другим признакам различают транспорт общего и необщего пользования, магистральный и немагистральный, универсальный и специализированный и т.д. Принципиальная структура транспорта приведена на рис. 1.1 -1.4.

Рис. 1.1.


Рис. 12.


Рис. 1.3.


Рис. 1.4.

ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА. ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Часто в технической литературе и официальных документах встречается выражение «транспортная система», обозначающее, что речь идет о транспорте в целом одной или нескольких стран, или даже о транспорте в мировом масштабе. В нашей дисциплине изучаются транспортные и транспортно-технологические системы, в связи с чем в упомянутый термин «транспортные системы» необходимо вкладывать смысл, определяемый задачами изучения транспортной технологии.

Что же понимать под термином «транспортная система»? Если говорить о системе вообще, то она представляет собой связное целое, функционирующее на основе согласованности его частей. Когда это общее свойство системы переносится на транспорт, то можно сказать, что транспортная система - это совокупность согласованно функционирующих транспортных средств и путей сообщения, обеспечивающих перевозки грузов и пассажиров и погрузочно-разгрузочные работы. Значит, транспортная система - некая единая управляемая структура, выполняющая определенные задачи.

Например:

  • железнодорожный транспорт страны или региона;
  • любой другой вид транспорта страны или нескольких стран, работающий согласованно;
  • международный транспортный коридор;
  • единая транспортная система страны и т.п.

Всякая транспортная система состоит из элементов, наименование которых приведено на рис. 1.5. Остановимся подробнее на каждом из них.

Транспортную сеть составляют наземные коммуникации, внутренние водные пути, трубопроводы, инфраструктура сети. К наземным коммуникациям относятся железные и автомобильные дороги. К внутренним водным путям - судоходные участки рек и озер, каналы. Трубопроводная сеть состоит из магистральных и местных трубопроводов. Для характеристики транспортной сети применяются показатели ее протяженности в километрах, густоты в километрах на 1000 кв. км площади и др. Для железных дорог важным показателем является доля электрифицированных путей в общей их протяженности. Критерием качества автодорожной сети является доля дорог с твердым покрытием, в том числе доля дорог с усовершенствованным покрытием. Качественным показателем внутренних водных путей служит доля путей с гарантированными судоходными габаритами. Для трубопроводов характерными показателями являются диаметр трубы и объем транспортировки грузов в единицу времени.

В табл. 1.1 приведены данные о протяженности и густоте транспортной сети РФ на 01.01.2012.

К подвижному составу относятся транспортные средства, непосредственно осуществляющие перемещение грузов и пассажиров. Это железнодорожные вагоны и локомотивы, суда, автомобили и автоприцепы, самолеты. На трубопроводном транспорте роль подвижного состава выполняет трубопровод. Подвижной состав транспорта является важнейшим материальным элементом транспортной системы, ее наиболее ресурсоёмкой частью, а в силу того, что большую часть времени он находится в движении, первостепенным условием нормальной работы транспорта всегда было и есть обеспечение мер по безопасности его работы.

Транспортные узлы представляют собой сложные системы, в которых выполняется совместная работа разных видов транспорта с разной технологией и техническими средствами каждого из них. Другими словами, транспортный узел функционирует как комплекс взаимодействующих в нем видов транспорта. Крупных транспортных узлов в РФ более 100, в том числе Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону и др.

Трудовые ресурсы транспорта составляют около 3,0 млн человек. Характерной особенностью трудовых ресурсов транспорта является их специфика, отражающая конкретные условия эксплуатации транспортных средств. Такие специалисты, как машинисты поездов, автоводители, плавсостав, летный состав, диспетчеры движения и ряд других, встречаются только на транспорте. В связи с этим в транспортной отрасли сформировалась собственная система подготовки кадров для конкретных видов транспорта.

Структуры управления включают органы управления и средства управления. На транспорте к органам управления относятся Министерство транспорта РФ с его линейными подразделениями, а также органы хозяйственного управления, т.е. частные или акционерные компании. Средства управления - информационный сектор экономики вообще и транспорта в частности. Речь идет о транспортной логистике. Ее составные части: компьютеризация; создание, обработка, хранение и распространение информации; телекосмические средства связи и слежения за движением транспортных средств; безбумажная транспортная документация.

Еще об одном термине, который иногда употребляется в качестве синонима транспортной системы. Речь идет о транспортном комплексе. Правильнее под этим термином понимать совокупность нескольких отраслей экономики, предназначенных для удовлетворения потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров. В него входят собственно транспорт, обеспечивающий процесс перемещения, а также транспортная инфраструктура и транспортная промышленность, т. е. транспортное машиностроение, транспортное строительство, материально-техническое обеспечение перевозок.


Рис. 1.5.

Экономика любого государства не может успешно функционировать без транспорта. Транспорт играет огромную роль в экономике страны и является составной частью экономики.

От работы транспорта зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны, в освоении новых экономических районов. Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении грузов и пассажиров.

ТРАНСПОРТ (от латинского transport – перемещаю) – отрасль производства, обеспечивающая жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

Средства сообщения – это подвижной состав транспорта (автомобили, прицепы, суда, баржи, самолеты, вертолеты, вагоны, локо- мотивы и т. д.).

Пути сообщения – это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транс- порта (автомобильные дороги, железнодорожный путь, воздушные трассы, морские пути и т. д.).

Технические устройства и сооружения – это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации.

Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструктуры рынка, физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой стороны, он сам, как субъект рынка, продает свои услуги, перевозя товары и население. Различные виды транспорта могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортных рабочих является трудом производительным, так как он создает национальный доход, увеличивает национальное богатство, измеряемое в стоимостной форме.

В настоящее время практически ни один вид транспорта (кроме автомобильного) не может самостоятельно обеспечить перемещение груза от производителя к потребителю по схеме «от двери до двери». В одной перевозке может участвовать несколько видов транспорта, например, автомобильный, железнодорожный, морской транспорт. Взаимодействие между отдельными видами транспорта очень слабое и малоэффективное. Основные проблемы возникают на стыках различных видов транспорта. В результате несогласованных действий транспорт несет огромные потери и убытки. Поэтому в создании единой транспортной системы заинтересованы все виды транспорта.

Организация работы такого комплекса, как Единая транспортная система, является сложной и важной для экономики страны задачей.

Особенности транспорта

Транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства.

Во-первых, не производит вещественной продукции, он является продолжением процесса перевозки, который заканчивается тогда, когда продукция доставлена к месту потребления.

Во-вторых, продукция транспорта – перевозка грузов и пассажи- ров неотъемлема от процесса транспортного производства, ее нельзя накопить (создать ее запасы), поэтому проблемы резервов на транспорте состоят в создании не запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по сети дорог невозможно, поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно и в первую очередь на направлениях с быстро растущими перевозками.

В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля зарплаты в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта.

В-четвертых, кругооборот средств, выделяемых на развитие транспорта, отличается от промышленности и сельского хозяйства – на транспортном рынке реализуется не товар, а сам производственный процесс, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, но и непосредственно к самому транспортному производственному процессу.

Уровень развития транспорта в стране в определенной мере определяет уровень ее цивилизации. Он способен существенно влиять на экономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда, сокращению времени доставки грузов или проезда до места работы. Транспорт активно воздействует на окружающую среду – его доля в общем валовом выбросе в атмосферу от всех продуктов производственной деятельности составляет почти 40 %. Основную долю загрязненности дает автомобильный транспорт (около 80 %).

ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ

3.1. Транспортная система.Элементы транспортной системы

3.2. Транспортные сети

3.3. Подвижной состав

3.4. Транспортная инфраструктура

3.5. Транспортные узлы

3.6. Мультимодальные системы транспортировки грузов

Транспорт как отрасль материального производства осуществляет комплекс транспортно-технологических процессов при перемещении пассажиров и грузов. Кроме этого понятия слово «транспорт» используется и в других значениях. Под словом «транспорт» также понимают:

комплекс технических средств, обеспечивающих перемещение грузов и людей;

собственно процесс перемещения или транспортировка;

поток транспортных единиц, движущийся по водному пути или дороге;

отдельную партию груза, следующую в определенный пункт назначения;

род деятельности человека или специальность.

Термином транспортная система будем обозначать комплекс средств транспорта, организованных для выполнения перевозок. Обычно термин «транспортная система» употребляют, когда речь идет о транспортном обслуживании государства, региона, крупного города. Однако последнее время этот термин применим также для обозначения сил и средств транспорта, осуществляющих транспортное обеспечение отдельных отраслей, предприятий и организаций. В зависимости от масштаба выполняемых задач можно различать транспортные системы :

единая транспортная система страны;

транспортная система региона, города;

транспортная система отрасли хозяйства или промышленного предприятия.

Для выполнения функций перемещения в составе транспортных систем имеются следующие элементы : транспортные сети (коммуникации); подвижной состав для транспортирования; транспортные узлы (вокзалы, погрузочно-разгрузочные системы и склады) для обслуживания пассажиров, передачи и хранения грузов; средства обслуживания клиентов; системы управления транспортом; предприятия и средства для технической эксплуатации средств транспорта и другие элементы инфраструктуры. Часть элементов системы выполняет основные функции – перемещение пассажиров и грузов. Это транспортные сети, транспортные узлы и подвижной состав. Другие элементы обеспечивают функционирование первых , – это подсистемы управления транспортом, обслуживания клиентов, технической эксплуатации средств транспорта.

В состав единой транспортной системы страны обычно включают следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.

Городской транспорт может быть представлен разными видами преимущественно пассажирского транспорта: метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус, такси и другие, функционирующие обособленно в разных городах.



Промышленный (производственный) транспорт может быть представлен всеми видами транспорта, обслуживающими внутренние нужды собственно промышленных, сельскохозяйственных, строительных, торговых и других предприятий и организаций.

Понятия «промышленный» и «городской» транспорт – собирательные, они применяются к конкретному предприятию, городу, действуют независимо от аналогичного транспорта других предприятий и городов, они также не существуют как единое взаимосвязанное хозяйство в масштабе страны.

Транспорт, который в соответствии с действующим законодательством должен осуществлять перевозки грузов и пассажиров, независимо от того, кем они предъявлены к перевозке, называют транспорт общего пользования. Транспорт общего пользования составляет основу единой транспортной системы страны. Именно он представляет самостоятельную «транспортную промышленность», которая обеспечивает основные нужды страны в перевозках, вытекающие из необходимости кооперации производства и взаимодействия всех отраслей народного хозяйства, а также основные перевозки в сфере торговли и обслуживания населения.

Транспорт необщего пользования – ведомственный транспорт, выполняет перевозки только для своего ведомства и не обязан выполнять заказы всех других заказчиков. Ведомственный транспорт промышленных предприятий называют промышленным. К этой же группе транспорта можно отнести и транспорт индивидуального пользования или личный.

В зависимости от масштаба выполняемых задач можно различать транспортные системы: единая транспортная система страны; транспортная система региона, города; транспортная система отрасли хозяйства или промышленного предприятия.

Для выполнения функций перемещения в составе транспортных систем имеются следующие элементы: транспортные сети (коммуникации); подвижной состав для транспортирования; транспортные узлы (вокзалы, погрузочно-разгрузочные системы и склады) для обслуживания пассажиров, передачи и хранения грузов; средства обслуживания клиентов; системы управления транспортом; предприятия и средства для технической эксплуатации средств транспорта и другие элементы инфраструктуры. Часть элементов системы выполняет основные функции – перемещение пассажиров и грузов. Это транспортные сети, транспортные узлы и подвижной состав. Другие элементы обеспечивают функционирование первых, – это подсистемы управления транспортом, обслуживания клиентов, технической эксплуатации средств транспорта.

В состав единой транспортной системы страны обычно включают следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.

Городской транспорт может быть представлен разными видами преимущественно пассажирского транспорта: метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус, такси и другие, функционирующие обособленно в разных городах. Промышленный (производственный) транспорт может быть представлен всеми видами транспорта, обслуживающими внутренние нужды собственно промышленных, сельскохозяйственных, строительных, торговых и других предприятий и организаций.

Понятия «промышленный» и «городской» транспорт – собирательные, они применяются к конкретному предприятию, городу, действуют независимо от аналогичного транспорта других предприятий и городов, они также не существуют как единое взаимосвязанное хозяйство в масштабе страны.

Транспорт, который в соответствии с действующим законодательством должен осуществлять перевозки грузов и пассажиров, независимо от того, кем они предъявлены к перевозке, называют транспорт общего пользования. Транспорт общего пользования составляет основу единой транспортной системы страны. Именно он представляет самостоятельную «транспортную промышленность», которая обеспечивает основные нужды страны в перевозках, вытекающие из необходимости кооперации производства и взаимодействия всех отраслей народного хозяйства, а также основные перевозки в сфере торговли и обслуживания населения. Транспорт необщего пользования – ведомственный транспорт, выполняет перевозки только для своего ведомства и не обязан выполнять заказы всех других заказчиков. Ведомственный транспорт промышленных предприятий называют промышленным. К этой же группе транспорта можно отнести и транспорт индивидуального пользования или личный.



Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятия различаются по условиям, целям и характеру функционирования. Они классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам.

Значительными преимуществами по сравнению с крупными фирмами обладают малые предприятия. Им свойственны: высокая динамичность, маневренность, конкурсный характер производства и его демократизация. Малые предприятия: создают новые рабочие места, возрождают народные промыслы, содействуют экономическому и социальному развитию малых городов.

В практике сложились типы объединений предприятий, которые различаются в зависимости от целей объединения, хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, промышленные холдинги, ФПГ.

Как предмет исследования предприятие включает все сферы деятельности, присущие обществу: материальную; социальную; политическую; духовную.

Материальная сфера охватывает весь процесс производства продукции.

Социальная сфера – это процесс оплаты труда работников предприятия и вся гамма отношений между различными категориями работающих.



Политическая сфера предприятия представляет собой совокупность форм и методов управления предприятием, включая систему властных и выборных структур, с известным регламентом их функционирования.

Духовная сфера – это система получения и распространения эстетических и профессиональных знаний, навыков и представлений, а также идей и духовно-культурных ценностей.

Внешняя сторона деятельности предприятия обусловлена отношениями с поставщиками, потребителями продукции предприятия, партнерами и соперниками (конкурентами), кредиторами, государственными органами. Предприятие не существует вне окружающей экономической среды.

Важнейшей характеристикой предприятия, предопределяющей форму его экономической деятельности, является степень экономической свободы (самостоятельность).

Полная экономическая свобода (самостоятельность) на базе частной собственности проявляется в следую-щем:1) полная самостоятельность предприятия: в распоряжении выпускаемой продукцией, полученной прибылью, установлении цен на продукцию, заработной платы, выборе партнеров и т. д.; 2) полная экономическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности, вплоть до банкротства; 3) наличие наряду с общей целью – максимизацией прибыли – локальных целей производства: обеспечение выживаемости, завоевание рынка и т. п., т. е. свобода целеполагания.

Относительная экономическая свобода на базе государственной и муниципальной собственности проявляется в следующем: 1) ограниченная самостоятельность предприятия, регламентируемая курирующим ведомством и правительством; 2) ограниченная ответственность предприятия, выражающаяся в государственной поддержке в форме дотаций, субсидий, льгот в налогообложении и т. п.; 3) подчинение цели производства экономическим целям (интересам) государства.

Экстенсивные показатели

Они характеризуют использование станков, оборудования, механизмов (1) по составу, (2) количеству и (3) времени.

1. По составу все оборудование делится на наличное, установленное, работающее по плану и фактически работающее. Отношение каждой последующей группы к предыдущей или наличному характеризует степень вовлечения оборудования в производственный процесс. Исчисляются такие показатели, как

(1) коэффициент использования парка оборудования (число единиц фактически работающего оборудования разделить на наличное число единиц оборудования);

(2) коэффициент использования установленного оборудования (число единиц фактически работающего оборудования разделить на число единиц, установленных в цехах).

Пример. Из общего количества оборудования в 3960 сд. установлено 3600 ед., из которых должно по плану работать 3550, а фактически работало 3500 сд. В этом случае коэффициент установленного оборудования составит , коэффициент использования парка оборудования

2. Для анализа использования оборудования по времени применяются:

(1) календарный (номинальный), режимный и действительный (рабочий) фонды времени использования оборудования;

(2) коэффициент экстенсивного использования оборудования;

(3) коэффициент сменности.

Календарный фонд времени равен числу календарных дней в плановом периоде, умноженному на 24 часа (365 · 24 = 8760 ч).

Режимный фонд времени определяется режимом производства. Он равен произведению рабочих дней в плановом периоде на число часов в рабочей смене.

Действительный (рабочий) фонд времени работы оборудования равен режимному за вычетом времени на планово-предупредительный ремонт.

Коэффициент экстенсивного использования оборудования К э определяется по каждой группе однородных машин или по отдельно взятым машинам и оборудованию по следующей формуле:

где Т ф - фактическое время работы оборудования, ч;

Т н - календарный, режимный, плановый фонд времени работы оборудования, ч.

Пример. Фактически отработанное время оборудования в цехе составляет 3650 ч, а режимный фонд времени работы тою же оборудования установлен в 3870 ч. В том случае

Коэффициент сменности К см характеризует время целосменного использования установленного оборудования, работающего на многосменном режиме, и рассчитывается по отдельным группам оборудования, по отдельным подразделениям и по предприятию в целом. Он показывает, сколько смен в среднем в течение суток работаю установленное оборудование. Коэффициент сменности рассчитывается отношением времени работы оборудования за весь рабочий день (сутки, станко-часы) ко времени его работы в смене с наибольшим количеством отработанных станко-часов.

где Т 1 , Т 2 , Т 3 - время работы оборудования в 1, 2 и 3-й сменах, ст.-ч;

Т н - время работы оборудования с наибольшим количеством отработанных станко-часов, ст.-ч.

Пример. Если Т 1 = 1000, Т 2 = 600 и Т 3 = 500 ст.-ч, то

где n 1 , n 2 , n 3 - число единиц оборудования, работавших в 1, 2 и 3-ю смены;

n y - общее число установленного оборудования.

За счет более полного использования оборудования в сменах выпуск продукции может быть намного увеличен при тех же наличных фондах. Коэффициент сменности работы оборудования можно увеличить:

(1) повышением уровня специализации рабочих мест, что обеспечивает рост серийности производства и загрузки оборудования;

(2) повышением ритмичности работы предприятия;

(3) снижением простоев, связанных с недостатками в организации производства;

(4) лучшей организацией ремонта;

(5) механизацией и автоматизацией труда основных и вспомогательных рабочих.



Налоги и платежи