Методика расчета физического износа бурового оборудования. Износ технологического оборудования. Метод снижения потребительских свойств

Виды стоимости

Рыночная стоимость наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Рыночная стоимость определяется в случаях, если:

предполагается сделка по отчуждению объекта оценки, в том числе при определении выкупной цены, при изъятии объекта оценки при отсутствии государственных регулируемых цен, либо для государственных нужд;

при определении стоимости размещенных акций общества, приобретаемых обществом по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества;

объект оценки выступает объектом залога, в том числе при ипотеке;

при внесении неденежных вкладов в уставный (складочный) капитал, при определении стоимости безвозмездно полученного имущества;

при определении стоимости ценных бумаг, которые либо не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, либо обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг менее, чем шесть месяцев;

при принятии решения о начальной цене продажи имущества в рамках процедур банкротства.

Инвестиционная стоимость стоимость имущества для конкретного инвестора или класса инвесторов при установленных инвестиционных целях. Это субъективное понятие соотносит конкретный объект имущества с конкретным инвестором, с группой инвесторов или организацией, имеющим определенные цели и/или критерии в отношении инвестирования. Инвестиционная стоимость объекта оценки может быть выше или ниже рыночной стоимости этого объекта оценки.

Инвестиционная стоимость определяется в случаях:

если предполагается совершение сделки с объектом оценки в условиях наличия единственного контрагента;

если объект оценки рассматривается в качестве вклада в инвестиционный проект;

при обосновании или анализе инвестиционных проектов;



при осуществлении мероприятий по реорганизации предприятия.

Ликвидационная стоимость наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден за срок, недостаточный для привлечения достаточного числа потенциальных покупателей, либо в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества.

Утилизационная стоимость наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден как совокупность содержащихся в нем элементов и материалов при невозможности продолжения его использования без дополнительного ремонта и усовершенствования.

Восстановительная стоимость (стоимость воспроизводства и замещения) – сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, или на создание объекта, аналогичного объекту оценки, с применением существующих на дату проведения оценки материалов и технологий.

Восстановительная стоимость определяется:

при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, по налогу на имущество;

для целей налогового учета при внесении основного средства в качестве взноса в уставный капитал;

при переоценке основных средств для целей бухгалтерского учета;

в рамках затратного подхода при оценке имущества.

Восстановительная стоимость может определяться при страховании имущества.

Специальная стоимость стоимость, дополнительная по отношению к рыночной стоимости, которая может возникнуть благодаря физической, функциональной или экономической связи объекта имущества с некоторым другим объектом имущества. Специальная стоимость представляет собой дополнительную стоимость, которая может существовать в большей степени для покупателя, имеющего особый интерес, чем для рынка в целом..

Под надежностью оборудования понимают полное соответствие его технологическому назначению в пределах заданных параметров работы.

Период приработки характеризуется повышенной скоростью изнашивания, постепенно снижающейся во времени. Условия трения пары постепенно меняются, так как на поверхности трущихся тел формируется новый, характерный для конкретных условий нагружения рельеф и происходят структурные изменения материалов.

Работоспособность - Работоспособность это состояние изделия, при котором оно способно выполнять заданную функцию с параметрами, установленными требованиями технической документации. Отказ это нарушение работоспособности. Свойство элемента или системы непрерывносохранять работоспособность при определённых условиях эксплуатации (до первого отказа) называется безотказностью . Безотказность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние втечение некоторого времени или наработки. Работоспособность - потенциальная возможность индивидавыполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенноговремени. Работоспособность зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида.

ДОЛГОВЕЧНОСТЬ - 1) свойство технического объекта сохранять(при условии проведения технического обслуживания и ремонтов) работоспособное состояние в течениеопределенного времени или вплоть до выполнения определенного объема работы. Долговечностьхарактеризуется техническим ресурсом либо сроком службы.

2) Долговечность в строительстве - срок службы здания или сооружения.

Износ технологического оборудования

Во многих ситуациях перед оценщиком возникает практическая задача – определить остаточную стоимость объекта, то есть определить стоимость объекта с учетом его износа на конкретную дату. Учесть износ – значит оценить его. Чтобы оценить износ, нужно рассмотреть процесс износа с технической и экономической точек зрения. С технической точки зрения износ выражает ухудшение эксплуатационных характеристик объекта, с экономической – потерю стоимости объекта в процессе его эксплуатации.

Потеря стоимости объекта может происходить по разным причинам:

Если стоимость снизилась из-за старения объекта оценки или частичной потери его работоспособности, то говорят о физическом износе;

Если стоимость объекта оценки снизилась из-за потери конкурентоспособности или снижения спроса на рынке, то это моральный износ или функциональное устаревание;

Если стоимость объекта оценки снизилась из-за сокращения спроса или возросшей конкуренции на рынке, роста расценок на сырье либо рабочую силу, высоких процентных банковских ставок, инфляции, изменений в нормативно-законодательной базе и т. д. (то есть по независящим от предприятия условиям), то этот процесс принято называть внешним износом или экономическим устареванием.

Уменьшение надежности и снижение долговечности оборудования обусловливаются ухудшением его состояния в результате физического или морального износа.

Под физическим износом следует понимать изменение формы, размеров, целостности и физико-механических свойств деталей и узлов, устанавливаемое визуально или путем измерений.

Моральный износ оборудования определяется степенью отставания его технического и конструктивного назначения от уровня передовой техники (низкая производительность, качество выпускаемой продукции, КПД и т. д.).

Коррозионно-механическое изнашивание возникает в результате механического воздействия на трущиеся поверхности.

Этот вид изнашивания вызывается главным образом химической реакцией материала поверхности трения с кислородом или окисляющей окружающей средой. Коррозия металла в той или иной среде может происходить независимо от того, имеется трение или нет. Совместное действие коррозии, нагружения и механического изнашивания усиливает интенсивность разрушения поверхностей деталей. Сам процесс коррозионно-механического изнашивания главным образом обусловлен электрохимическим коррозионным процессом. Электрохимические процессы существенно ускоряются при деформировании поверхностного слоя. В условиях трения коррозионные процессы ускоряются в тысячи раз.

Абразивное изнашивание – это разрушение поверхности детали в результате его взаимодействия с твердыми частицами (абразивом). Абразивным материалом называют материал естественного или искусственного происхождения, зерна которого имеют достаточную твердость и обладают способностью резания (царапания).

Такими частицами могут быть микровыступы, твердые частицы грунта, металлическая стружка, песок, оксидная пленка, нагар, продукты износа и т.д., попавшие в зону силового контакта сопряженных поверхностей. Твердые частицы могут находиться как в закрепленном состоянии (неподвижно закрепленные твердые зерна), так и в свободном.

Причины износа лежат в самом объекте оценки и в его ближайшем окружении, а также в областях, не имеющих непосредственного отношения к объекту оценки.

Степень износа выражается в долях или в процентах по отношению к первоначальной (стоимость воспроизводства) или стоимости замещения.

В экономическом понимании, в зависимости от причины, вызвавшей обесценивание машин и оборудования, различают три вида износа:

Физический;

Функциональный (моральный);

Экономический (внешний).

Физический износ - потеря стоимости вследствие ухудшения работоспособности машины (объекта оценки), обусловленного естественным ее изнашиванием в процессе эксплуатации или длительного хранения;

Функциональный износ - потеря стоимости машиной (объектом оценки) в результате применения новых технологий и материалов при производстве аналогичного оборудования и увеличение издержек при её эксплуатации;

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому грамотно воспроизведенные прогнозы Форекс могут сделать тебя бешено состоятельным.

Внешний (экономический) износ - потеря стоимости машиной (объектом оценки), обусловленная влиянием внешних по отношению к ней факторов (спрос, конкуренция, законодательные ограничения и т.д.).

Износ и амортизация

Таким образом, одним из главных факторов, вызывающих уменьшение надежности машин с течением времени, является их износ. Износ - это технико-экономическое понятие, отражающее, с одной стороны, снижение уровня потребительских свойств машины и уменьшение ее работоспособности, а с другой стороны, соответствующее этим процессам снижение стоимости машины как объекта оценки.

Амортизация в бухгалтерском учете - это процесс распределения первоначальных затрат, связанных с приобретением машины, на весь срок ее полезного использования. Очевидно, что расчет амортизации, каким бы способом он не проводился, не является оценочной процедурой. Остаточная стоимость, которая определяется при учете амортизации, не является рыночной стоимостью, так как не учитывает состояния машины, ее полезности и возможного отставания от уровня современных машин того же функционального назначения. Это учетная остаточная стоимость машины.

При использовании доходного подхода вообще не требуется специальный учет какого-либо вида износа, так как влияние каждого из них проявится в величине дохода, создаваемого объектом оценки. Очевидно, что чем больше будет каждый из износов, тем меньше будет величина дохода и, соответственно, стоимость объекта оценки.

При использовании сравнительного подхода определение физического износа часто требуется для корректировки цен близких аналогов по степени износа. При этом функциональный и внешний экономический износы могут учитываться косвенно, через цены близких аналогов или идентичных объектов (взвешены на весах рынка).

Лишь при использовании затратного подхода процесс определения стоимости (С ) объекта оценки сводится к определению полной стоимости воспроизводства (Свс ) последующим учетом обесценения вследствие действия всех трех видов износа. Важность учета всех трех видов износа при оценке машин и оборудования обусловлена следующими причинами:

Относительно небольшими (на фоне других активов) нор мативными сроками службы большинства машин, что свидетельствует о существенности влияния физического износа на их стоимость;

Высокой динамикой появления новых технологий, материалов и конструкций машин, способствующей их относительно быстрому функциональному износу;

Относительно быстрым изменением спроса на многие виды продукции, производимые технологическим оборудованием, а также конкуренцией этой продукции с иностранными товарами, что приводит в ряде случаев к внешнему (экономическому) износу этого оборудования.

12. В результате физического износа:

Ухудшаются технические характеристики объекта и эксплуатационные характеристики;

Увеличивается вероятность возникновения поломок и аварий;

Уменьшается остаточный срок службы объекта в целом или некоторых его узлов и деталей.

При оценке машин и оборудования определение и учет износа необходимы в связи с его существенным влиянием на стоимость объектов оценки. Обычно износ машины, в первую очередь физический, приводит к ухудшению технических показателей, что неминуемо отражается на ее стоимости. В общем случае стоимость (С ) и физический износ машины связаны простой зависимостью:

Устранимый износ – это износ, затраты на устранение которого меньше, чем добавляемая при этом стоимость.

Неустранимый износ – это износ, затраты на устранение которого больше, чем добавляемая при этом стоимость.

Способом устранения физического износа является ремонт оборудования, а функционального – модернизация.

Устранением экономического (внешнего) износа может быть перемещение объекта в другую экономическую среду.

Косвенные методы определения физического износа основаны на осмотре объек­тов и изучении условий их эксплуатации, данных о ремонтах и денежных вложениях для поддержания их в рабочем состоянии. Можно выделить следующие косвенные методы определения физического износа машин, оборудования и транспортных средств:

1) метод эффективного возраста (метод срока жизни);

2) экспертный анализ физического состояния;

3) метод потери прибыльности;

4) метод потери производительности.

Метод эффективного возраста (метод срока службы) Это наиболее распространенный метод определения физического износа наряду с методом экспертного анализа физического состояния.

Как уже указывалось выше, реальные сроки службы машин, оборудования, транспортных средств могут отличаться от нормативных из-за различных факторов: интенсивности работы и режима эксплуатации, качества и периодичности технического обслуживания и ремонта, состояния окружающей среды и т. д

Вэ = Вээ – Во

Эффективный возраст (В э) - разница между сроком службы и остающимся сроком службы (или величина наработки объекта за прошедшие годы).

Срок службы (срок экономической жизни, В сс) - период времени от даты уста­новки до даты изъятия объекта из эксплуатации (или полный ресурс наработки).

Остающийся срок службы (В 0) - предполагаемое количество лет до изъятия объ­екта из эксплуатации (или предполагаемая оставшаяся наработка). Формула для расчета коэффициент физического износа:

К физ =1-(Х/Х 0) b , (11)

К физ - коэффициент физического износа

Х,Х 0 – процентное значение диагностического параметра на дату оценки и на дату ввода в эксплуатацию;

b – коэффициент торможения эквивалентен показателю степени влияния КПД на стоимость

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский ГОсударственный

университет экономики и финансов»

«Студенты вузов – экономическому прогрессу»

· метод снижения доходности

· метод снижения потребительских свойств

· метод нормативного (эффективного) возраста

· метод модифицированного срока жизни

· метод определения ФИ с учетом возраста и проведенных капремонтов

· метод амортизационных отчислений

· метод поэлементного расчета

Каждый метод определения физического износа должен соответствовать типу оцениваемого объекта, выбор должен зависеть от полноты и достоверности доступной информации. В нижеследующей таблице перечислены методы, рассматриваемые в данной работе, представлены формулы расчета, а также выявлены основные достоинства и недостатки каждого.

Таблица 4. - Методы определения физического износа

Метод

Формула расчета

Обозначения

Достоинства

Недостатки

Метод регрессии

f(T) зависимость стоимости от фактического возраста

Адекватность рынку объекта оценки

Возможность моделирования

Большая зависимость от входной информации

Неразвитость рынка специализированного оборудования

Метод экспертизы

Иф = i=1∑nИфi * ai

n - количество экспертов,
Ифi - значение износа i-эксперта, ai - значимость мнения эксперта

Простота применения

Адекватный учет тенденций рынка

Субъективизм

Невозможность учесть скрытые дефекты и выявить дополнительные характеристики в результате осмотра и изучения документации

Метод снижения потребительских свойств

Qo - начальная производительность,
Qt - производительность на дату оценки
, n - коэффициент торможения

Косвенно учитывает факторы времени и состояния в снижении стоимости

- «рыночность» метода

Вероятность ошибки при определении коэффициента торможения

Возможны ошибки при определении наработки

Метод нормативного возраста

Иф = (Тф / Тн) * 100%

Тф - фактический срок службы,

Тн - нормативный срок службы

Простота применения

Применим при массовой оценке

Не учитывает ремонты

Метод модифицированного срока службы

EXP - основание натурального логарифма 2,72,
Тхр - фактический срок службы,

Тсс - нормативный (эффективный) срок службы

Наиболее применим для изношенного работоспособного оборудования

Применим для массовой оценки

Завышение износа для нового оборудования (со сроком жизни до 30% Тсс)

Субъективизм

Метод амортизационных отчислений

Иф = Nam * Тф

Nam - норма амортизационных отчислений,
Тф - фактический срок службы

Простота применения

Применяется для массовой оценки

Не применим для оборудования, срок использования которого превышает бухгалтерский или близок к нему

Линейная зависимость стоимости от возраста

а - постоянная величина, изменения износа после проведения одного капитального ремонта, % (обычно 20%);
k - число капитальных ремонтов, проведенных до даты оценки;
е - основание натурального логарифма ≈ 2,72;
Tk - фактический срок службы объекта оценки на дату оценки с момента проведения последнего капитального ремонта;
Тнкр - нормативный срок службы объекта оценки до капитального ремонта

Учет ремонтов

Нелинейный характер снижения стоимости

Учет факторов времени и состояния

Достаточная сложность расчетов

Невозможность применения в массовой оценке

Редко применяется ввиду недостаточности информации о проведенных ремонтах

Есть доля субъективизма


При определении физического износа могут применяться повышающие и понижающие износ коэффициенты.

Повышающие износ коэффициенты выступают в качестве мультипликатора износа. Практикующие оценщики машин и оборудования используют их при оценке:

· машин и оборудования, работающих в агрессивных, агрегатных, абразивных средах;

· машин и оборудования, эксплуатируемых в особом режиме (трехсменный режим работы, например);

· на открытых горных разработках, в гидротехническом, водохозяйственном и транспортном строительстве;

О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР. Постановление Совета Министров СССР от 01.01.2001 г. № 000.

Курышева. М., Финансы, 2002 г.

Периодическая литература.

Журнал «Морской бюллетень», 2009 г.

Журнал «*****», 2009 г.

Официальный сайт фирма «Алмаз». www. almaz. *****

Котлович Сергей («Алмаз», т.). Цена предложения – август 2009 г.


К. т.н., к. э.н. Систематизация методов расчета при оценке машин и оборудования. Московский оценщик №4 (23) август 2003 .г

К определению физического износа для оценки машин и оборудования
Точка доступа. http://www. *****/

Xo – нижняя граница модального интервала, i – величина модального интервала, Sm-1 - накопленная частота интервала, предшествующего медианному, fMo - частота медианного интервала

Момент 4-го порядка

Момент 3-го порядка

Весомая доля затрат предприятия - издержки, связанные с использованием машин, оборудования, производственных помещений. Их использование имеет характерную особенность: в отличие от материальных ресурсов, они не расходуются за один производственный цикл. Капитальные ресурсы служат годами и подвергаются износу.

Износ оборудования - это потеря его стоимости и производительности. Износ может возникать вследствие многих причин: старение оборудования, потеря его конкурентоспособности и т.д. На сегодняшний день борьба с износом и продление срока службы оборудования - весьма актуальная задача.

Износ в экономическом смысле означает потерю стоимости оборудования в процессе его эксплуатации. При этом различают два вида износа: физический и моральный. Физический износ возникает вследствие старения оборудования и потери его работоспособности, а моральный - из-за потери конкурентоспособности.

Физический износ - это утрата основными фондами их первоначальной потребительской стоимости, ввиду чего они приходят в негодность и требуют замены новыми средствами. Это нормальный эксплуатационный износ. Он является результатом прошлых периодов функционирования, воздействия окружающей среды и простоев. В результате физического износа ухудшаются технические характеристики объекта, увеличивается вероятность возникновения поломок и аварий, уменьшается остаточный срок службы объекта в целом или некоторых его узлов и деталей. Это приводит к увеличению брака, риску возникновения серьезных аварий, неспособности машин и оборудования удовлетворять требованиям правильного функционирования. Также увеличиваются издержки при производстве продукции (материалы, энергия), расходы на техобслуживание и ремонт.

Физический вид износа делится на подвиды:

  • 1. По причине, вызвавшей износ, различают износ первого и второго рода. Износ первого рода накапливается в результате эксплуатации. Износ второго рода возникает из-за аварий, стихийных бедствий, нарушений норм эксплуатации и т.д.
  • 2. По времени протекания износ делят на непрерывный и аварийный. Непрерывный - это постепенное снижение технико-экономических показателей объектов. Аварийный - износ, быстро протекающий по времени.
  • 3. По степени и характеру распространения износ бывает глобальный и локальный. Глобальный - износ, равномерно распространяющийся на весь объект. Локальный - износ, поражающий отдельные детали и узлы объекта.
  • 4. По глубине протекания различают частичный и полный износы. Частичный - износ, допускающий ремонт и восстановление объекта. Полный предполагает замену данного объекта другим.
  • 5. По возможности восстановления утраченных потребительских свойств износ бывает устранимый и неустранимый.
  • 6. По форме проявления различают технический и конструктивный износы. Конструктивный - это износ, проявляющийся в ухудшении защитных свойств внешних покрытий и нарастании усталости основных деталей и узлов оборудования, повышающих вероятность возникновения аварийных ситуаций. Технический износ - это износ, выражающийся в снижении фактических значений технико-экономических параметров по сравнению с нормативными или паспортными значениями.

Для оценки степени физического износа применяют следующие методы оценки:

  • - экспертный метод, основанный на обследовании фактического технического состояния объекта;
  • - метод анализа срока службы, базирующийся на сравнении фактического и нормативного сроков эксплуатации оборудования.

Методы расчета физического износа:

1. Эффективного срока жизни основан на допущении о достоверности определения оставшегося срока жизни объекта (Тост). Рассчитывается по формуле:

Тэфф = Тн - Тост

где Тн - нормативный срок жизни.

Физический износ Фи определяется по следующей формуле:

Фи = Тэфф/ Тн

2. Экспертный анализ. При оценке износа используется следующая таблица

Таблица 1

Физический износ, %

Оценка технического состояния

Общая характеристика технического состояния

Повреждений и деформаций нет. Имеются отдельные неисправности, которые не влияют на эксплуатацию объекта в целом и могут быть устранены в ходе текущего ремонта

Удовлетворительное

Объект в целом пригоден для эксплуатации, однако, требует ремонта уже на данной стадии эксплуатации

Неудовлетворительное

Эксплуатация объекта возможна лишь при условии проведения ремонта.

Аварийное

Состояние объекта аварийное. Выполнение им своих функций возможно лишь при проведении ремонтных работ или полной замены отдельных узлов и деталей.

Непригодное

Объект находится в непригодном к эксплуатации состоянии.

3. Метод потери прибыльности (экономико-статистический метод).

Физический износ Фи рассчитывается по формуле:

Фи = (По-Пт)/По

где По - прибыль от нового объекта, Пт - прибыль от объекта в текущем состоянии.

Значения По и Пт должны быть определены для периода (например месяц, квартал).

4. Метод потери производительности (экономико-статистический метод)

Фи = ((Qo - Qt)/Qo)n

где Qo- производительность объекта нового (паспортная характеристика), Qt - производительность объекта на момент оценки, n - коэффициент торможения Чилтона. Для объектов машиностроительной отрасли составляет в среднем 0,6-0,7.

5. Метод стадии ремонтного цикла.

Данный метод исходит из предположения, что снижение потребительских свойств машин и оборудования в процессе эксплуатации линейно зависит от наработки. При этом исходят из того, что проведенный ремонт, возвращает часть потребительских свойств.

В конце ремонтного цикла, то есть перед первым капитальным ремонтом, величину потребительских свойств ПСр рассчитывают по формуле:

ПСр = ПС - Кр*ПС

где ПС - это потребительские свойства нового объекта, Кр - относительное снижение потребительских свойств к коцу ремонтного цикла.

Учет повышения потребительских свойств за счет капитального ремонта выполняется по формуле:

ПСр = ПС -Кр*ПС + ПС

где ПС - повышение потребительских свойств за счет проведения капитального ремонта.

Расчет физического износа (Фи) сводится к следующему:

Фи = (Псо -ПСt)/Псо,

ПСt = ПС - t*dПС,

t = М*Д*Ксм*Кви*Тс,

dПС = (ПСо - Кр*ПС + ПС)/Тр

где Псо - значение потребительских свойств в начале ремонтного цикла,

t - наработка после капитального ремонта,

М- число месяцев, отработанных после капитального ремонта,

Д - число рабочих дней в месяце,

Ксм- коэффициент сменности,

Кви - коэффициент внутрисменного использования,

Тс - продолжительность смены.

6. Метод поэлементного расчета.

При расчете износа методом поэлементного расчета необходимо представить объект в виде нескольких основных элементов. Износ определяется по каждому элементу отдельно и учитывается с учетом доли в стоимости всего объекта. Схема расчета износа описывается формулой:

Fip = fi*(ci/c)*(Ti/T)

где fi - фактический физический износ i-го элемента, ci -себестоимость i-го элемента, c - себестоимость объекта в целом, Ti - нормативный срок службы i-го элемента, T - нормативный срок службы объекта в целом.

Уменьшение ценности капитальных благ может быть связано не только с потерей ими потребительских качеств. В подобных случаях говорят о моральном износе.

Под моральным износом понимается уменьшение стоимости оборудования и иных основных фондов до окончания срока службы вследствие снижения затрат на их воспроизводство, по мере того как новые виды основных фондов начинают производиться дешевле, имеют более высокую производительность и технически более совершенны. Поэтому применение морально устаревших машин и оборудования становится экономически невыгодным в результате их низкой производительности и высокой стоимости.

Время наступления морального износа и его степень обусловлены влиянием множества факторов. Прежде всего, это особенности и масштабы производства. Машины и оборудование, применение которых становится невыгодным в одних условиях производства, могут с успехом применяться в других. В этом случае можно говорить о частичном моральном износе оборудования. Потери от частичного морального износа могут быть устранены в результате модернизации и реконструкции оборудования, а также использования его для выполнения работ, где оно остается экономически эффективным.

Потери от полного морального износа устраняются только заменой устаревших машин и оборудования новыми, более совершенными и экономически выгодными. Иногда совершенствование действующего оборудования и машин является более эффективным, чем его замена. Поэтому более рациональный путь снижения морального износа - модернизация машин и оборудования.

Выделяют две формы морального износа.

Моральный износ первого рода обусловлен ростом эффективности производства капитальных благ. Его вызывает появление аналогичных, но более дешёвых средств труда.

Величина морального износа первой формы (Им1) в процентах к полной первоначальной стоимости объекта (Зп) определяется по формуле:

Им1 = (Зп - Зв)*100 / Зп

где Зв - восстановительная стоимость объекта.

Моральный износ второго рода - износ основных фондов вследствие создания нового более производительного и совершенного оборудования.

Моральный износ второй формы (Им2) определяется по формуле:

Им2= Зп - Зп/(Пр*Тн) - Зп1/(Пр*Тн1)*То*Пр1

где Зп, Зп1 - первоначальная стоимость соответственно старого и нового оборудования, Пр, Пр1 - годовая производительность соответственно старого и нового оборудования, выраженная в количестве изделий, изготовленных за год, Тн, Тн1 - нормативный срок службы соответственно старого и нового оборудования, в годах, То - остающийся срок службы старого оборудования в годах.

Моральный износ второго рода связан с появлением новых средств труда, выполняющих схожие функции, но более совершенных, производительных. В результате ценность старых капитальных благ уменьшается.

Обе формы морального износа являются следствием технического прогресса. С позиций национальной экономики это оправдано, и даже необходимо, ведь в итоге устаревшее оборудование заменяется более прогрессивным, а значит, повышается общая эффективность производства. Вместе с тем для конкретного предприятия данное положительное явление имеет и негативные черты: оно оборачивается ростом издержек.

Постепенное изнашивание средств труда приводит к необходимости накопления средств на возмещение износа основных фондов и их воспроизводство. Это осуществляется посредством амортизации.

Амортизация - возмещение в денежной форме стоимости износа основных фондов. Она представляет собой способ постепенного переноса стоимости фондов на выпускаемую продукцию. Отчисления, предназначенные для возмещения стоимости изношенной части основных фондов, называются амортизационными. Амортизационные отчисления накапливаются, образуя амортизационный фонд.

Норма амортизации - это годовой процент перенесения стоимости основных фондов на продукцию.

Различают два основных метода начисления амортизации: равномерный (линейный) и ускоренный (нелинейный).

При равномерном методе амортизация начисляется ежемесячно исходя из ее месячной нормы. Последняя рассчитывается путем деления годовой нормы амортизации на 12.

Положительным моментом данного метода является простота его использования. Однако он не учитывает неравномерность износа основных фондов в отдельные периоды, не способствует в должной мере инновационному процессу на предприятии. В этой связи заслуживает внимания метод ускоренной амортизации оборудования. Существует несколько методов начисления ускоренной амортизации.

Одним из распространенных является метод, основанный на уменьшении периода амортизации и повышении ее годовых норм. В этом случае амортизационные отчисления в первые годы функционирования основных фондов иногда достигают 40 %. В результате применения этого метода предприятия быстро обновляют оборудование и расширяют производство на базе новейшей техники. Разновидностью данного метода ускоренной амортизации является увеличение размеров амортизационных отчислений на отдельных предприятиях в первые годы и соответственно их уменьшение в последующие годы использования основных фондов.

Другой разновидностью ускоренного метода начисления амортизации является метод уменьшающегося остатка.

Ежегодная норма амортизации в этом случае будет вдвое больше по сравнению с нормой амортизации при равномерном методе. Вместе с тем метод уменьшающегося остатка не обеспечивает полного возмещения первоначальной стоимости средств труда к моменту исчисления нормативного срока службы. Для устранения этого недостатка предпринимателям разрешается со второй половины срока службы перейти на равномерный метод начисления амортизации.

учёт основной средство амортизация

Каждому человеку давно известно о том, что все вокруг имеет свойство изнашиваться. Это относится как к зданиям, так и к любому оборудованию. Причем заменять оборудование и предметы недвижимости нужно не только при их выходе из строя, но и при появлении более современного оборудования.

Это позволит сэкономить значительные суммы на ремонте и техники и получить более быстрое и безопасное производство. Хорошо с этими процессами знакомы специалисты в области бухгалтерского учета и экономики.

Определение износа

Понять, что такое износ, несложно. Это потеря первоначальных свойств объекта. Происходит это по множеству различных причин и их совокупности: природных, временных, экономических и технологических. Не меньшее влияние оказывают прогресс и воздействие человека.

В бухгалтерском учете это понятие тесно переплетается с амортизацией. Кто-то считает понятия тождественными, но разница существенна. Износ отражает физическую сторону процесса производства, а амортизация - экономическую, то есть перераспределение стоимости деформаций на себестоимость выпускаемой продукции и выделение средств на приобретение нового оборудования.

Последнее может устаревать по-разному, что напрямую влияет на износ. можно классифицировать по разным признакам. Бывает физическое изнашивание и функциональное. Каждое из них также подразделяется на группы.

Физический износ

Речь идет о прямой потере первоначальных свойств во время эксплуатации предметов. Износ можно представить как полный и частичный. В последнем случае оборудование подлежит восстановлению путем ремонта. В других же ситуациях допустимо только списание или использование в качестве запасных частей.

Существует также и более подробная классификация физического износа:

  • первого рода — оборудование изнашивается в результате правильной эксплуатации;
  • второго рода — виновником порчи техники и зданий становится природа, нарушение правил использования и т. п.;
  • непрерывный — постепенная потеря первоначальных свойств по причине использования оборудования;
  • аварийный — внезапный (его частой причиной становится скрытый износ).

Виды износа, описанные выше, могут быть определены не только для единицы оборудования в целом. Но также и для ее составных частей.

По смыслу виды не особенно отличаются от морального.

Функциональный износ

Если с физическим все достаточно прозрачно, то в случае с функциональным следует уточнить, что здесь речь идет о снижении привлекательности машин в результате производства оборудования по новым технологиям. Функциональный износ подразделяется на следующие виды:

  • Частичный — оборудование становится невыгодно использовать для полного цикла производства, но оно еще может подойти для каких-то определенных операций.
  • Полный — износ приводит к тому, что оборудованием нельзя пользоваться в целях производства. Оно пригодно только для списывания или применения в качестве запасных частей.

Есть у функционального износа и другая классификация - по причинам возникновения. В ней выделяют следующие виды:

  • Моральный износ — появление на рынке более усовершенствованного оборудования, аналогичного используемому в производстве. Виды обусловлены избыточными капитальными или эксплуатационными затратами.
  • Технологический износ — появление более усовершенствованной технологии производства продукции. Он может быть сокращен за счет количества и состава оборудования.

Экономический износ

Не только природа и время влияют на виды износа. Экономика, ее развитие и показатели тоже воздействуют на обесценивание техники. Износ напрямую связан с такими факторами, как:

  • Снижение спроса на изготавливаемую предприятием продукцию.
  • Инфляция. Возникает необходимость покупать сырье по более высоким ценам, поднимать заработную плату рабочим, возникают другие подобные затраты, но на продукцию цены не увеличиваются в соответствующем затратам размере.
  • Рост конкуренции.
  • Рост процентных ставок по кредитам для организаций, выдаваемых на определенные цели (например, приобретение нового оборудования).
  • Изменения на сырьевых рынках.
  • Введение ограничений на использование определенных моделей оборудования по экологическим причинам.

Устаревать и терять свои свойства может как недвижимость, так и разные группы оборудования. У каждого предприятия есть свой полный список того, где проявляется износ. Виды износа при этом также имеют свою классификацию.

Инструменты

Срок эксплуатации и соблюдение инструкций влияют на состояние инструментов. При активном или неправильном их использовании они больше подвержены деформациям и теряют свои первоначальные свойства. Виды износа инструмента разнообразны:

  • деформация поверхности;
  • образование выемок;
  • пластическая деформация;
  • выкрашивание;
  • трещины;
  • наросты различного характера.

У каждого из них есть свои причины и способы устранения повреждений. Меры, принятые для борьбы с возникающим износом инструмента, помогают продлить его срок службы и производить более качественное выполнение работ.

Детали

В результате постоянного использования могут измениться размер, форма, а также целостность частей оборудования. Происходит это по многим причинам, которые позволяют выделить следующие виды износа деталей:

  • механический;
  • молекулярно-механический;
  • коррозионно-механический.

Отличной профилактикой служит своевременное смазывание деталей вне зависимости от того, находится оборудование (станки, машины, техника и т. п.) в работе или на складе.

Здания

Любое сооружение со временем теряет свою прочность. Продлить ему жизнь можно как путем правильной эксплуатации, так и своевременным ремонтом или реконструкцией. Виды износа зданий бывают следующими:

  • Физический — воздействие времени и внешних факторов на объект.
  • Функциональный — когда здание перестает отвечать требованиям, предъявляемым к сооружениям и деятельности этого типа.
  • Внешний — влияние, оказываемое внешними экономическими факторами.

При этом объекты подразделяют на элементы двух категорий: долговременные и подверженные быстрому износу. К первой группе относят стены, а ко второй - крышу, трубы и т. п.

Виды износа недвижимости одинаковы вне зависимости от характера ее использования и места расположения. Разница лишь в том, что физический износ в разных климатических условиях может протекать медленнее или быстрее.

Также существуют не только виды износа оборудования, но и методы определения деформирования техники. Рассмотрим их.

Методы: как определить износ

Виды износа чаще определяются как физический и моральный, без более подробного подразделения на подгруппы. Определить их степень помогут следующие методы:

  • наблюдение — прямой метод определения износа (осмотр объекта и разные испытания);
  • по сроку жизни — отношение нормативного периода эксплуатации ко времени использования дает понять, на сколько процентов техника потеряла свои первоначальные свойства;
  • укрупненная оценка технического состояния — определение износа по специальной шкале;
  • прямое денежное измерение — отношение стоимости ремонта к цене новой единицы техники;
  • доходность функционирования — отношение снижения к максимально возможному.

Каждый из методов более-менее точно отражает состояние объектов, но на практике прямой способ используется намного реже, чем остальные.

Способы учета

Как становится понято, можно определить и классифицировать самые разные виды износа. Амортизация по ним рассчитывается также несколькими методами. Это:

  • линейный;
  • по сумме лет полезного использования;
  • пропорционально объему произведенной продукции.

Все эти методы применяются в бухгалтерии предприятий в зависимости от того, чем занимается фирма и какой у нее объем производства.

В жизни и деятельности каждого предприятия необходимо уделять износу огромное внимание. Именно за счет правильного использования оборудования и предметов недвижимости, своевременного ремонта и замены компания получит качественные товары с минимально необходимыми затратами.

Процесс трения всегда сопровождается износом, который постепенно приводит механическую систему в состояние непригодности. Многие детали машин и механизмов подвергаются интенсивному износу. Увеличение срока службы быстроизнашивающихся деталей различного назначения — важнейшая проблема современного машиностроения и других отраслей техники, в решении которой ведущую роль играют металлургия и литейное производство. Для классификации видов износа прежде всего необходимо рассмотреть понятия «износ» , «износостойкость» , «изнашивание» и «интенсивность изнашивания» , которые приняты и используются в повседневной практике.

Износ — изменение размеров, формы, массы твердых тел или состояния их поверхностей вследствие либо остаточной деформации от постоянно действующих нагрузок, либо разрушения поверхностного слоя при трении.

В соответствии с изнашивание классифицируется как процесс отделения материала с поверхности твердого тела и увеличения его остаточной деформации.

Износостойкость (износоустойчивость) — сопротивление материалов деталей машин и других трущихся частей износу. Износостойкость оценивается, например, уменьшением массы литой детали за время работы, ее линейных размеров или изменением объема детали.

Следует отметить, что изнашивание — это прежде всего процесс взаимодействия поверхностей, который сопровождается не только их микрорезанием, деформированием и нагреванием, но также и изменением механических свойств, структуры, фазового состава и химической активности поверхностных слоев.

В процессе длительного воздействия на поверхность детали микро- и макроскопических абразивных частиц происходит износ, оцениваемый по уменьшению размеров, объема, массы деталей в абсолютных или относительных единицах. Износ, отнесенный к пути трения, объему выполненной работы, работе трения и т.д., является показателем интенсивности изнашивания.

Износ и интенсивность изнашивания определяют и по другим косвенным признакам. Чаще всего под износом принято понимать постоянное срабатывание поверхности деталей в результате процесса трения. Износ, отнесенный к промежутку времени процесса трения, определяет скорость изнашивания.

Практика эксплуатации машин и другого оборудования показывает, что большая его часть теряет работоспособность не вследствие поломок, а в результате износа отдельных деталей. Высказано мнение о необходимости исследования износа и сопутствующих процессов, реализующихся при трении, и показано, что взаимодействие поверхностей при трении проявляется в формировании дискретных контактов — пятен, в котором участвуют выступы и покрывающие их пленки, а также прилегающие к этим выступам соседние участки материала. Считается, что силы, приложенные к разным участкам пятен контакта, образующихся при относительном движении сопряженных поверхностей, неодинаковы, а температура материалов, даже в пределах площади контактов, различна. Это приводит к различной реакции локальных микрообъемов мате-риалов при износе трением.

Принят ряд классификаций по видам износа при трении, построенных в основном на базе внешних условий и признаков процесса. Различают также четыре главные формы износа и несколько второстепенных (сопутствующих) процессов, которые часто классифицируются как самостоятельные виды износа.

К главным видам износа можно отнести следующие виды.

  1. Адгезионный износ возникает в условиях трения, когда два гладких тела скользят друг по другу и частицы материала, вырванные с одной поверхности, прилипают к другой. Этот вид износа имеет место, когда атомы контактирующих поверхностей входят в близкий контакт. На площадях контакта при скольжении поверхностей всегда существует вероятность того, что из-за адгезионных сил разрушение этого контакта происходит не по первоначальной поверхности раздела одного материала, а внутри него.
  2. Абразивный износ возникает в условиях трения, когда более твердые шероховатые поверхности скользят по более мягким, царапают или пропахивают ее, образуя свободные частицы. Абразивный износ может возникнуть и тогда, когда твердые частицы попадают между поверхностями фрикционной связи и изнашивают их.
  3. Коррозионный износ имеет место, когда контакт поверхностей происходит в коррозионных средах. В процессе скольжения образующиеся на поверхности пленки разрушаются и коррозионное воздействие распространяется вглубь материалов.
  4. Поверхностная усталость наблюдается во время многократного скольжения или качения по одним и тем же поверхностям с непрерывно повторяющимися циклами нагружения и разгрузки. По различают механическое, коррозионно-механическое и электроэрозионное изнашивание, а изнашивание деталей машин и механизмов принято классифицировать по причинам, в соответствии с которыми различают механическое, коррозионно-механическое, абразивное, гидроабразивное, газообразивное, эрозионное, кавитационное, усталостное, окислительное, электроэрозионное изнашивание и фреттинг-коррозию. К основным явлениям и процессам при трении и изнашивании относятся: схватывание, перенос материалов, задирание, выкрашивание и отслаивание. Различают схватывание 1-го рода (холодный задир) и 2-го рода (горячий задир).

Установлено два наиболее решающих фактора, влияющих на процесс схватывания трущихся тел: их температура и нагрузка.

Начало процесса заедания может быть вызвано изменением различных факторов, например, увеличением скорости скольжения, нагрузки, температуры контактируемых поверхностей, уменьшением вязкости смазывающего материала и других факторов. В процессе заедания резко возрастает интенсивность изнашивания поверхностей, что приводит к росту динамических нагрузок и выходу из строя деталей узла. В обоих случаях заедания прекращается относительное перемещение и происходит заклинивание узла механизма. Однако в настоящее время отсутствует единое мнение о природе процесса заедания, что связано со сложностью явления и трудностями прямого экспериментального наблюдения за началом его возникновения и развития.

Предложена гипотеза, утверждающая, что при работе деталей и механизмов осуществляются два процесса: схватывание металлического сплава и окисление пластически деформированных поверхностных слоев с образованием растворов и химических соединений кислорода с материалами деталей по поверхности их взаимного контакта.

Распространена и теория износа пластичных металлических сплавов посредством отслаивания тонких «листков» от поверхности детали в результате возникновения на определенной и примерно постоянной глубине остаточных напряжений, вызванных скоплением дислокаций, под воздействием другой детали, работающей в режиме скольжения.

Допуская, что изнашивание всей поверхности детали происходит равномерно, число циклов до разрушения, необходимое для аналитической оценки интенсивности износа, может быть определено из уравнения

где b, ν — параметры кривой опорной поверхности; ε — относительное сближение поверхностей; h max — высота максимального выступа истирающей поверхности; ξ — коэффициент, учитывающий влияние на величину площади фактического контакта упругих деформаций, 0,5 ≤ ξ ≤1; η c — относительная контурная площадь, участвующая в процессе трения; d — средний диаметр единичного пятна контакта; n — число циклов до разрушения.

В настоящее время проведена экспериментальная проверка определения числа циклов до разрушения. Сопоставление расчетных и экспериментальных данных по интенсивности износа показывает хорошую сходимость результатов и позволяет сделать вывод о возможности использования аналитической оценки интенсивности износа, основанной на представлении об усталостном разрушении поверхностей для металлов, самосмазывающихся материалов, полимеров и других материалов.

В ряде случаев считают, что понятие усталостного износа как вида разрушения, при котором материал подвергается повторному действию сил, приводящих к накапливанию в нем повреждений, может быть использовано и для анализа процесса, который классифицируется как адгезионный износ.

В основу классификации положен механизм отделения продуктов износа от поверхности. Основными видами износа являются адгезия или перенос, резание, коррозия, пластическая деформация и усталостное разрушение, а к специфическим видам износа относят растрескивание, поверхностные реакции, отрыв, расплавление и электрохимические реакции. К последним можно отнести и фреттинг-коррозию, которая происходит в болтовых и заклепочных соединениях.

Достаточно полная классификация износа при трении (табл. 1) дана в работе, в которой для характеристики видов износа в основу положен тип относительного движения контактируемых тел. По виду движения различают износ, вызываемый скольжением, качением и вращением. Нагрузка при движении может быть статической, переменной или ударной, а также равномерной или неравномерной.

Вид износа Тип движения
Промежуточное вещество жидкость
При скольжении со смазкой
При качении со смазкой
При вращении со смазкой
Скольжение

Вращение

Постоянная или переменная
Промежуточное вещество газ
При скольжении со смазкой
При качении со смазкой
При вращении со смазкой
Скольжение

Вращение

Промежуточное вещество твердое
Абразивный при скольжении
То же при качении
То же при вращении
Скольжение

Вращение

Вызываемый струей: скользящей

падающей под углом
падающей перпендикулярно

Закрытое истечение Параллельно к поверхности износа
Под углом к поверхности износа
Перпендикулярно
Кавитационный

Обусловленный ударами капель жидкости
Ударный

Удары при захлопывании пузырьков с пониженным давлением

Удары свободно движущихся капель жидкости
Повторяющееся соударение двух твердых тел

С практической точки зрения важнейшее значение имеют два вида износа:

  1. вызывается трением скольжения (рис. 1);
  2. вызывается трением качения (рис. 2).

В процессе износа при скольжении материалы под действием напряжений работают на срез, а в процессе трения износа при качении развиваются нормальные напряжения. При длительном нагружении под действием переменных давлений это приводит к выкрашиванию частиц на поверхности, т.е. образованию раковин (питтинга).

Если наряду с нормальными напряжениями развиваются также и касательные, то происходит проскальзывание, в наибольшей степени способствующее процессу износа. Нагружение, сочетающее скольжение и качение, возможно, например, в зубчатых передачах.

Износ при скольжении, вызываемый вращением, образуется в вершинах опор и в шаровых подпятниках. Это тот вид износа, при котором имеет место эффект вращения при относительном смещении соприкасающихся участков поверхности. Все три типа износа могут проявиться в смешанных формах.

Типичным примером ударного износа является износ колец седла клапана двигателя внутреннего сгорания. Ударный износ, как и износ, обусловленный трением качения, приводит к образованию питтинга.

При обычном трении как без смазочного материала, так и при наличии граничной смазочной пленки детали контактируют на очень малой площади, составляющей 0,01 … 0,0001 номинальной площади сопряженных поверхностей. В результате участки фактического контакта испытывают высокие напряжения, что приводит к их взаимному внедрению, пластической деформации и интенсификации изнашивания. Схемы контакта при трении качения приведены на рис. 3, а на рис. 4 — схемы контакта стальной и бронзовой трущихся деталей при граничной смазке (рис. 3, а и рис. 4, а) и при избирательном переносе (ИП) (рис. 4, 6). Если при граничной смазке контакт сопряженных поверхностей происходит только в отдельных точках, то при ИП он осуществляется через пластически деформируемый мягкий и тонкий слой меди. В результате площадь фактического контакта возрастает в десятки раз, а материал деталей испытывает лишь упругие деформации. При граничной смазке взаимодействие неровностей поверхностей вызывает усталостное изнашивание. При ИП трение непрерывное, площадки действительного контакта плоские. При трении с граничной смазкой и трении без смазочного материала поверхности деталей всегда покрыты окисными пленками (рис. 5), которые предотвращают непосредственный контакт металлических поверхностей и их схватывание. Однако окисные пленки хрупки, не способны многократно деформироваться и поэтому в процессе трения разрушаются в первую очередь. С повышением температуры в зоне трения окисные пленки утолщаются, при этом увеличивается и объем их разрушения.

Виды разрушения деталей при трении могут быть допустимыми и недопустимыми (рис. 6).

Частыми причинами выхода из строя опор качения являются усталостное выкрашивание дорожек и тел качения, заклинивание и разрыв сепараторов, абразивное изнашивание. При эксплуатации опор качения указанные повреждения в ряде случаев могут быть устранены или уменьшены при использовании металлоплакирующих смазочных материалов, содержащих 0,1… 10% (маc.) твердых частиц металлов, их окислов, металлоорганических соединений или твердых антифрикционных материалов (рис. 7).

Долговечность пар трения с линейным контактом тел качения и колец обратно пропорциональна нагрузке на более нагруженное тело в степени 3,3. Снижение этой нагрузки на 10% повышает долговечность подшипника на 36%. Создание между телом качения и кольцом подшипника металлической пленки увеличивает площадь контакта и тем самым снижает максимальную нагрузку на тело качения. Сервовитная пленка толщиной 0,5… 1 мкм может увеличить даже при достаточно большой нагрузке площадь контакта в 1,5…2 раза.

Практически, все встречающиеся виды износа могут быть представлены как совокупность основных. Так, абразивный износ может быть представлен как «резание + деформация»; эрозия жидкими средами -«деформация + усталость»; кавитация — «деформация + коррозия» и износ смазываемых поверхностей — «адгезия + коррозия».

Условия перехода от одного вида износа к другому зависят от условий трения и природы материала. При интенсивном износе преобладают адгезионный и абразивный механизмы разрушения материалов, частицы износа имеют вид осколков, а на поверхности трения образуются глубокие вырывы. Интенсивный износ сопряженных поверхностей — один из существенных каналов утечки материальных и энергетических ресурсов, поэтому разработке эффективных методов борьбы с ним в последнее время уделяется огромное внимание.

По данным 85…90 % машин выходят из строя по причине износа деталей, хотя за последние годы использование эффекта безызносности значительно расширилось. В настоящее время трудно указать область машиностроения или приборостроения, в которой ИП не был бы применен или апробирован. ИП проявляется при трении: стали по стали и чугуну; чугуна по чугуну; стали по порошковому материалу, металлополи-меру, стеклу, бронзе, алюминиевым сплавам, композиционным и другим материалам.

При трении сопряженные поверхности изнашиваются одновременно, что приводит к изменению их взаимного положения. Износ сопряжения характеризуется изменением взаимного расположения сопряженных деталей. Доказано, что в зависимости от характера возможного сближения поверхностей все сопряжения подразделяются на две разновидности:

  1. сопряжения с изнашивающимися или малоизнашивающимися по-верхностями, которые обеспечивают сближение деталей при износе только в заданном направлении;
  2. самоустанавливающиеся сопряжения, в которых взаимное положение деталей зависит от формы изношенной поверхности и износ наиболее сказывается на функциональных свойствах пары.

Вам также могут быть интересны статьи:

Энергия активации диффузии примесных атомов Материалы для трущихся деталей Основные требования, предъявляемые к антифрикционным сплавам Характеристика фрикционного износа сплавов



Енвд