Результатам реализации приоритетного национального проекта образование. Приоритетный национальный проект «Образование»: цели и задачи, проблемы и пути их решения. Создание новых вузов

Итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование»

Приоритетный национальный проект стал практическим инструментом запуска системных изменений в сфере образования. Одновременно с институциональными эффектами предпринятые шаги позитивно сказались на условиях жизни многих граждан: возросло число детей, которые учатся в современных школах. Наряду с подключением всех школ к Интернету увеличилось количество в них компьютеров и учителя активно используют их в работе. Через несколько лет все учебные места будут объединены в информационные сети. С участием лучших учителей разрабатываются интерактивные электронные образовательные ресурсы, которые размещены в открытом доступе по всем разделам школьных программ. Одновременно делается все, чтобы школьный Интернет был безопасен для ребят - от качественной контентной фильтрации до продуманной воспитательной работы.

Основа системных изменений - организационно-финансовые механизмы, устанавливающие четкую "прозрачную" зависимость ресурсного обеспечения от качества образования, которое получает каждый ученик. Именно исходя из числа учеников с учетом места их проживания выделялись ресурсы регионам по всем направлениям национального проекта, от поощрения лучших учителей и поставок учебного оборудования до поддержки региональных комплексных проектов.

В условиях подушевого финансирования школы получили дополнительный стимул создавать комфортные условия для каждого ученика, помочь ему максимально раскрыть, реализовать и повысить свой потенциал. У старшеклассников появляется больше возможностей выбирать предметы и уровень сложности обучения. А также вместе с получением общего образования начать осваивать востребованные профессии, определять свое будущее. На это же направлены принятые в прошлом году законы об общем образовании для всех и о новой структуре образовательного стандарта.

В школе становится больше интересных кружков, секций, клубов, где каждый школьник может найти для себя интересное дело и добиться успеха, проявить творчество и социальную активность. За последние несколько лет количество организаций дополнительного образования увеличилось, при этом средний возраст педагогов дополнительного образования снизился на 13 лет и составляет 40 лет. В систему образования пришли профессионалы из реального сектора, во многих случаях совмещая эту деятельность с основной работой. В нашу жизнь возвращаются технические кружки, спортивные секции, туристские клубы.

При этом такие достижения ребят, как победы в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях, реализованные проекты, признаются как значимые образовательные результаты, учитываются в их дальнейшем образовании и карьере.

Государство распространяет механизмы жесткой привязки финансирования к объему и качеству услуг на дошкольное и профессиональное образование. Это повысит эффективность использования бюджетных средств, обеспечит, чтобы каждый вложенный рубль с максимальной отдачей "работал" на того, кто учится.

В рамках комплексных проектов модернизации образования апробирована новая система оплаты труда учителей, при которой быстрее растет зарплата у лучших педагогов, в том числе, молодых. Как результат, растет спрос учителей на повышение квалификации.

По всем направлениям национального проекта отработан конкурсный механизм поддержки лидеров, в котором бюджетные средства распределялись на основе общественной оценки. Можно уверенно сказать, что сегодня система образования стала более открытой к запросам и контролю со стороны общества, чем до начала национального проекта.

Среди поддержанных по конкурсу инновационных школ свыше трети - сельские социо-культурные комплексы. Такая школа постепенно становится не только образовательным, но современным информационным, культурным центром, где проходят самые значимые местные события, все жители могут пользоваться библиотекой, медиатекой, спортзалом, заниматься художественной самодеятельностью.

На базе инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования при совместной работе федеральной, региональной власти и бизнеса формируется костяк ресурсных центров для всей страны по востребованным экономикой направлениям подготовки. Тем самым закладываются основы для преодоления дефицита кадров.

Поддержка инновационных вузов, также отобранных в условиях жесткого конкурса с активным участием работодателей, способствовала развитию их научной, экономической и академической самостоятельности. Обучающиеся в них студенты вместе с преподавателями участвуют в инновационных научных исследованиях с использованием современного оборудования, зачастую ранее недоступного. Усилилось сотрудничество научных школ и институтов разной ведомственной принадлежности, что поддержано принятым в конце прошлого года законом об интеграции науки и образования. Эти изменения социологически значимы прежде всего для молодых людей. В результате в инновационных вузах достигнут баланс между реализацией компетентностного подхода и фундаментальной подготовкой.

С поддержки этих вузов и создания Южного и Сибирского федеральных университетов началось формирование сети научно-образовательных комплексов. В перспективе вокруг этих комплексов будут развиваться современные студенческие городки с насыщенной инфраструктурой.

Логика поддержки инноваций, отработанная в рамках приоритетного проекта, положена в основу концепции целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры", принципов поддержки научно-исследовательских институтов.

Таким образом, в рамках национального проекта заложены основы и начато формирование современной модели образования. Образования, интегрированного с наукой и экономикой. Заложен базис для перевода экономики на инновационный путь развития, повышения ее эффективности. Отработаны эффективные механизмы реализации программы социального развития.

Полученные результаты и наработки позволят системно продолжить эти работы, наращивая комплексность принимаемых решений и реализуемых механизмов.

Приоритетный национальный проект "Образование"

1.2 Понятие, цели и содержание национального проекта "Образование"

В 2006 году стартовал принципиально новый проект - "Приоритетный национальный проект "Образование" (ПНПО).

Цель проекта - дать системе образования стимул к движению вперед, выработать механизмы, способные кардинально поднять качество отечественного образования, создать основы для инновационного развития страны, укрепления ее конкурентоспособности.

Для реализации данной цели предусмотрено несколько подходов:

Во-первых, выявление и поддержка лидеров.

Во-вторых, обеспечение доступности, выравнивание условий получения качественного образования.

В-третьих, внедрение новых управленческих механизмов.

В-четвёртых, изменение механизмов финансирования образовательных учреждений.

Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов и что, это попытка решения основных проблем.

Основные направления национального проекта "Образование":

Стимулирование образовательных учреждений (вузов и школ), активно внедряющих инновационные образовательные программы.

Информатизация образования. За два года школы, не имеющие доступа к Интернету, получат качественное подключение к Глобальной сети;

Поддержка инициативной и талантливой молодежи. Ежегодно 2,5 тыс. молодых людей - победителей всероссийских олимпиад и конкурсов - будут выделяться именные гранты по 60 тыс. рублей;

Организация начального профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту;

Формирование сети национальных университетов и бизнес-школ. Цель создания национальных университетов - комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития регионов. Сверхзадача новых бизнес-школ - подготовка управленческих кадров мирового уровня;

Дополнительное вознаграждение за классное руководство.

Поощрение лучших учителей. Ежегодно 10 тысяч учителей, достигших востребованного и признанного обществом уровня педагогической работы, будут выбираться путем открытого конкурса и общественной экспертизы. Победители региональных конкурсов получат поощрения размером 100 тыс. рублей.

Поставка школьных автобусов в сельские территории.

Оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием.

Успешная реализация проекта позволит обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России, а также будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества и современного образовательного менеджмента, так поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство: принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, а также автобусы для сельской местности существенно повышают доступность качественного образования для всех российских школьников.

Все вышеназванные направления тесно связаны с ещё одним направлением национального проекта - модернизацией региональных систем образования - оно предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.

Таким образом, направления приоритетного национального проекта "Образование" образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, "национальный проект - не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены". (4)

Воздействие образования на разностороннее развитие личности

Механизм реализации целевых комплексных программ в сфере образования

В последнее время значительно расширился спектр образовательных программ, предлагаемых руководящим работникам системы образования; обновилось их содержание; начат переход к разноуровневым и модульным образовательным программам...

Музыкальный лекторий как форма внеклассной деятельности

Музыкальный лекторий является одной из действенных форм внеклассной деятельности. Лекторий (лат. - lectorium) рассматривается как 1) учреждение, организация по устройству публичных лекций...

Приоритетный национальный проект "Образование"

Термин национальный проект появился в нашей стране осенью 2005 года. Президент России Владимир Путин выступил с инициативой по реализации в стране четырех национальных проектов - "Современное здравоохранение", "Качественное образование"...

Приоритетный национальный проект "Образование"

Тверская область - активный участник реализации приоритетного национального проекта "Образование". Реализуется комплекс направлений ПНПО...

Приоритетный национальный проект "Образование"

Ход реализации нацпроекта "Образование" в 2007 году можно определить как вполне успешный. В рамках нацпроекта в Тверской области за последние два года была создана сеть базовых образовательных учреждений (всего 167). Объем средств...

Приоритетный национальный проект "Образование"

В системе образования Бельского района осуществляется работа по реализации приоритетного национального проекта "Образование" в течении трёх лет 2006-2008 годах...

Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Указанная цель достижима...

Реализация национального проекта "Образование" на примере Новосибирской области

образование нормативный правовой...

Реализация национального проекта "Образование" на примере Новосибирской области

Новосибирская область вот уже несколько лет участвует в реализации Приоритетного Национального проекта образования (ПНПО), и сегодня можно говорить об устойчивых положительных изменениях в региональной системе образования...

Реализация национального проекта "Образование" на примере Новосибирской области

Несмотря на ряд позитивных сдвигов, пока еще нельзя говорить о том, что процесс модернизации образования удовлетворяет общество. В данном направлении выявились некоторые проблемы...

Реализация национального проекта "Образование" на примере Новосибирской области

Очевидно, что за относительно короткий срок для сферы образования было сделано много полезного, то, что раньше не делалось десятилетиями. И это позитивная сторона Приоритетного Национального проекта «Образование»...

Система общественного дошкольного воспитания в Украине в 1991–2011 гг.

Национальное воспитание - это созданная на протяжении веков самим народом система воспитания. Научно обоснованное, правильно организованное национальное воспитание отображает историческое развитие народа...

Педагогическая культура народа - это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх...

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ"

2005-2010 годы

НАПРАВЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ"

5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". По мнению главы государства, "во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала".

Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.

Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы , способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство : принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

Государственная поддержка инновационных программ вузов , учреждений начального и среднего профессионального образования , а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование , а также автобусы для сельской местности существенно повышают доступность качественного образования для всех российских школьников.

Все вышеназванные направления тесно связаны с ещё одним направлением национального проекта - модернизацией региональных систем образования - оно предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.

Таким образом, направления приоритетного национального проекта "Образование" образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, "национальный проект - не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены".

Выступление Президента России Владимира Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета 5 сентября 2005 г.

Выступление Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко в Кремле 5 сентября 2005 г.

Классное руководство

Выплаты за классное руководство

Ввиду особой важности воспитательной работы в российских школах в рамках приоритетного национального проекта "образование" действует направление по дополнительному денежному вознаграждению за выполнение функций классного руководителя.

Благодаря данному направлению нацпроекта впервые в системе образования России был нормативно закреплен статус классного руководителя. Также впервые классным руководителям оказывается значительная государственная поддержка, что является стимулом для активизации воспитательной работы в школе. Кроме того, нацпроект учитывает специфику деятельности классного руководителя в сельской местности и специальных образовательных учреждениях, где при более низкой наполняемости классов объём работы остаётся значительным.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854 , от 28 декабря 2006 г. N 814 , от 12 декабря 2007 г. N 860 и от 30 декабря 2009 г. N 1122 вознаграждение за классное руководство выплачивается в образовательных учреждениях следующих типов и видов:
- общеобразовательные учреждения;
- вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения;
- кадетские школы и кадетские школы-интернаты;
- общеобразовательные школы-интернаты;
- образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (кроме специальных (коррекционных) профессиональных училищ);
- специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (специальные общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) общеобразовательные школы);
- образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
- образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
- общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной лётной подготовкой.

В данных образовательных учреждениях вознаграждение за классное руководство выплачиваются с 1 января 2006 года:

Из расчёта 1000 рублей за классное руководство в классе с наполняемостью не менее наполняемости, установленной для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями; (например, типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении в классах для слабослышащих детей предусмотрена предельная наполняемость 10 человек; следовательно, в классах численностью 10 и более человек размер вознаграждения составляет 1000 рублей);

Из расчёта 1000 рублей за классное руководство в классе с наполняемостью 14 человек и более в расположенных в сельской местности общеобразовательных учреждениях, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, кадетских школах, кадетских школах-интернатах, общеобразовательных школах-интернатах, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательных школах-интернатах с первоначальной лётной подготовкой и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

Для классов с наполняемостью меньше установленной размер вознаграждения уменьшается пропорционально численности обучающихся.

Кроме того, при выплате вознаграждения учитываются установленные трудовым законодательством Российской Федерации гарантии, отчисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Таким образом, в течение 2006-2010 годов свыше 800 тыс. российских учителей получают вознаграждение за выполнение функций классного руководителя. Из федерального бюджета на эти цели ежегодно во все субъекты Российской Федерации направляется около 11,7 млрд. рублей.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 850 "О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя"

Постановление Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2006 г. N 548 "О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя"

Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854 "О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений"
(в ред. Постановлений Правительства РФ N 67 от 4 февраля 2006 г., N 366 от 10 июня 2006 г.)

Приказ Минобрнауки России от 18 января 2006 г. N 5 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854" (.doc, 186 Кб)

Порядок заполнения формы "Отчёт о расходах бюджета субъекта Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъекта Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ" (.doc, 72 Кб)

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 814 "О порядке предоставления в 2007 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений"

Форма соглашения о предоставлении финансовой помощи бюджету субъекта Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений (.doc, 112 Кб)

2008-2009

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 860 "О порядке предоставления в 2008-2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений"

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 52 "О внесении изменений в Правила предоставления в 2008-2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений" (.pdf, 149 Кб)

Приказ Минобрнауки России от 9 января 2008 г. N 1 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 860"

Порядок заполнения формы "Отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, связанных с выплатой вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений"

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 г. N 698 "О внесении изменений в Правила предоставления в 2008-2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений" (.pdf, 103 Кб)

Приказ Минобрнауки России от 21 сентября 2009 г. N 342 "О внесении изменений в форму отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, связанных с выплатой вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, утверждённую приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2009 г. N 1" (.pdf, 228 Кб)

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1122 "О предоставлении в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений" (.pdf, 600 Кб)

Лучшие учителя

Последнее обновление: 11.02.2010 г.

Лучшие учителя

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" с 2006 года осуществляется поддержка лучших учителей. Целью данного мероприятия является стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развитие их творческого и профессионального потенциала.

В рамках данного направления национального проекта в 2006-2009 годах ко Дню учителя выплачивалось денежное поощрение 10 000 лучших учителей в размере 100 тыс. рублей каждое. Начиная с 2010 года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 января 2010 г. N 117 , ежегодно выплачивается денежное поощрение 1 000 лучших учителей в размере 200 тыс. рублей каждое.

Государственная поддержка лучшим учителям будет осуществляться ежегодно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в объеме 0,2 млрд. рублей. Количество денежных поощрений каждому субъекту Российской Федерации определяется Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом числа обучающихся в образовательных учреждениях, расположенных в городской и сельской местности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. N 64 "О выплате денежного поощрения лучшим учителям" утвержден размер субсидий из федерального бюджета каждому субъекту Российской Федерации на 2010 год для выплаты денежных поощрений лучшим учителям.

Согласно Положению о денежном поощрении лучших учителей , утвержденному Указом Президента Российской Федерации, денежное поощрение выплачивается лучшим учителям образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание.

Выплата денежного поощрения учителям осуществляется по результатам конкурса. На участие в конкурсе имеют право учителя со стажем педагогической работы не менее трех лет, основным местом работы которых являются образовательные учреждения, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Лица, осуществляющие в общеобразовательных учреждениях только административные или организационные функции, права на денежное поощрение не имеют. Учитель, получивший денежное поощрение, имеет право повторно участвовать в конкурсе не ранее чем через пять лет.

В настоящее время Минобрнауки России подготовлен проект приказа Минобрнауки России, которым будут утверждены Правила проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в 2010 году.

В настоящее время известны имена 40 тысяч лучших учителей Российской Федерации - победителей региональных конкурсов 2006 , 2007 , 2008 и 2009 годов.

Конкурс 2006

Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. N 324 "О денежном поощрении лучших учителей"

Правила проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2006 г. N 269 "О порядке распределения и предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату денежного поощрения лучших учителей"

Приказ Минобрнауки России от 10 мая 2006 г. N 102 "Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей"
Приказ Минобрнауки России от 04 сентября 2006 г. N 219 "Об утверждении списка победителей конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей"
Лучшие учителя - победители конкурса 2006 года

Конкурс 2007

Методическое письмо "О дальнейшем совершенствовании процедур конкурсного отбора лучших учителей и общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование"

Приказ Минобрнауки России от 04 июля 2007 г. N 198 "Об утверждении списка победителей конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей" (.zip, 216 Кб)

Лучшие учителя - победители конкурса 2007 года

Письмо Минобрнауки России "Об аттестации лучших учителей - победителей конкурса в рамках приоритетного национального проекта "Образование"

Конкурс 2008

Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2008 г. N 118 "О внесении изменений в Положение о денежном поощрении лучших учителей, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. N 324"

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 г. N 174 "О выплате денежного поощрения лучшим учителям в 2008-2009 годах" (.pdf, 256 Кб)

(.pdf, 315 Кб)

Лучшие учителя - победители конкурса 2008 года

Конкурс 2009

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 38 "О внесении изменений в Правила распределения и предоставления в 2008-2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату денежного поощрения лучшим учителям" (.pdf, 141 Кб)

Вопросы-ответы

Приказ Минобрнауки России от 16 апреля 2008 г. N 122 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 г. N 174"

Квоты субъектов Российской Федерации на денежное поощрение лучших учителей на 2009 год (.doc, 119 Кб)

Лучшие учителя - победители конкурса 2009 года

Конкурс 2010

Указ Президента Российской Федерации от 28 января 2010 г. N 117 "О денежном поощрении лучших учителей"

Положение о денежном поощрении лучших учителей

Квоты субъектов Российской Федерации на денежное поощрение лучших учителей на 2010 год (.pdf, 108 Кб)


Инновационные школы

Обновлено: 21.05.2008 г.

Инновационные школы

Конкурс инновационных образовательных программ общеобразовательных учреждений проводится в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Данное направление нацпроекта предусматривает ежегодное оказание государственной поддержки 3 000 общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, по 1 млн. руб. каждому. Государственная поддержка осуществляется из средств федерального бюджета в объёме 3 млрд. рублей.

Средства государственной поддержки направляются на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизацию материально-технической учебной базы, повышение квалификации и переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений.

Конкурсный отбор проводится во всех субъектах Российской Федерации специально созданными конкурсными комиссиями при участии родителей, ассоциаций выпускников, профессиональных объединений работодателей, журналистов, экспертов по вопросам общего образования, советов ректоров вузов, руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования, профсоюзной организации работников народного образования и науки и других общественных организаций.

Списки учреждений - победителей региональных конкурсов не позднее 15 июня должны быть направлены в Минобрнауки России, издающего приказ об учреждениях - победителях, которым предоставляется государственная поддержка на реализацию программ развития. Победители конкурса также награждаются Дипломами Министерства образования и науки Российской Федерации.

В 2006 году государственная поддержка по итогам конкурсного отбора оказана 3 тыс. общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований , внедряющих инновационные образовательные программы в объёме 3,0 млрд. рублей. Объём средств софинансирования субъекты определяли самостоятельно. Предусмотренные средства федерального бюджета были направлены в субъекты Российской Федерации в полном объёме в июне-июле 2006 года. В соответствии со ст. 52, п. 3 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" средства, не освоенные в 2006 году школами-победителями в 25 субъектах Российской Федерации, перенесены на эти же цели в 2007 году.

В 2007 году государственная поддержка на конкурсной основе была оказана 3 тысячам общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений , внедряющих инновационные образовательные программы, в объёме 3,0 млрд. руб. Субсидии на реализацию программ развития были направлены в полном объёме в мае-июле 2007 года. 161 общеобразовательное учреждение приняло участие в конкурсе и стало повторно победителем конкурса 2007 года, что не противоречит Порядку и критериям конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, утвержденным приказом Минобрнауки России от 7 марта 2006 г. N 46.

В 2008 году ещё 3 тысячи общеобразовательных учреждений страны стали победителями конкурсов на получение государственной поддержки в размере 1 млн. рублей на реализацию своих инновационных образовательных программ. На участие в конкурсном отборе была подана 8461 заявка, в том числе 4460 - из сельской местности. На данный момент все 3 млрд. рублей субсидий из федерального бюджета уже направлены в субъекты Российской Федерации и в ближайшее время "школы-миллионеры" начнут реализацию инновационных образовательных программ.

Таким образом, общий объём государственной поддержки инновационных школ России составил 9 млрд. рублей. В результате реализации приоритетного национального проекта устранены замечания в уставах школ в 70 регионах; созданы органы школьного самоуправления в 45 регионах (примерно в 20 регионах уже были созданы ранее); оформлены лицевые счета школ в 40 регионах (ранее были лишь в 18-20 регионах); нормализована наполняемость классов в сельской местности (с 10 до 12 человек); снизился порог среднего возраста педагогов (от 12 процентов пенсионеров до 11 процентов); улучшилась материальная оснащенность школ.

Программа

На 2008-2010 годы , направленная в первую... приоритетного национального проекта "Образование" на территории города реализуется федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы ... год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2012 год ...

  • От 17 марта 2011 г N 164-пп " Об утверждении областной целевой программы

    Решение

    Инфекции ПНП - приоритетный национальный проект ПСО - первичное... 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год (прогноз) 2012 год ... муниципального образования на период 2008 - 2010 годов" ). В... по прочим направлениям . За 2010 год в школах...

  • Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г N 65 " О федеральной целевой программе " Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" (с изменениями от 26 июля 2004 г 15 августа 2006 г 10 марта 10 сентября 2009 г)

    Документ

    И представления отчетности о ходе реализации приоритетных национальных проектов . В рамках указанного направления осуществляется мероприятие по развитию...

  • Решение Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2007 г N 55/1399 " О принятии Стратегического плана устойчивого развития Волгограда до 2025 года"

    Решение

    Участием Волгограда в реализации приоритетных национальных проектов ; 2) объемом инвестиций, направленных на развитие социальной... 2010 годы )" 5) Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы ; 6) "Дети России" на 2007-2010 годы ...

  • " Оказание содействия добровольному переселению проживающих за рубежом"

    Программа

    ... 2005 года № 340-п утверждены "Основные направления содействия развитию малого предпринимательства в городе Омске в 2005 2010 годах" ... плана 2004 года . В рамках реализации приоритетного национального проекта в области "Образование" "Усть-Ишимский...

  • Национальный проект «Образование.»

    Теоретическая основа национального проекта «Образование»

    Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед.

    Приоритетный национальный проект «Образование» представляет собой современную и эффективную форму решения в масштабах страны многих острых проблем развития образовательной отрасли. Одна из основных причин этих проблем долгое время заключалась в отсутствии единого, скоординированного по всей вертикали власти механизма финансового и материального обеспечения системы образования России, ориентированного на достижение определенных качественных показателей, характеризующих уровень предоставляемых образовательных услуг и их доступность для граждан. Матненко А.С. Приоритетный национальный проект «Образование»: сущность и проблемы реализации. // Электронный ресурс. [Режим доступа: http://www.lexed.ru//pravo/theory/ezegod2/?matnenko.html]

    Значение приоритетного национального проекта «Образование» заключается, прежде всего, в комплексности охваченных им плановых мероприятий, детально определяющих технологию взаимодействия субъектов на всех уровнях власти и обеспечивающих реальную консолидацию бюджетных средств, направленную на выполнение проектных мероприятий.

    При разработке и реализации приоритетного национального проекта «Образование» использован так называемый проектный подход в управлении, в связи с чем представляет интерес общая характеристика признаков, качественного своеобразия данного подхода, отличие его от других механизмов управления и программно-целевого планирования.

    Специфика проектов заключается в особенностях применяемых при их реализации методов (средств, способов, приемов) и форм (совокупности документов, актов) государственной деятельности и управления финансами, т. е. в особенностях как содержательных, так и формально-юридических.

    Федеральным нормативным правовым актом, в котором определены основные содержательные контуры всех четырех приоритетных национальных проектов, является Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р. Однако в программе содержание приоритетных национальных проектов определено лишь в самом общем виде, путем перечисления основных направлений и мероприятий проектов. Количественные и качественные показатели этих мероприятий, источники и объемы их финансирования, за редкими исключениями, не указываются.

    Более предметно содержание приоритетного национального проекта «Образование» было определено нормативными правовыми актами, разработанными в соответствии с Планом подготовки первоочередных актов по реализации приоритетных национальных проектов, решения по которым необходимо принять в 2005 году и в I квартале 2006 года, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 14 ноября 2005 г. № 1926-р. План в целях оперативного формирования юридической базы реализации приоритетного национального проекта «Образование» предусмотрел разработку и принятие в его рамках 13 актов (указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ).

    В частности, постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ» определены условия выплаты дополнительного денежного вознаграждения, в том числе конкретизированы типы образовательных учреждений, работники которых пользуются данным правом, зависимость размера денежного вознаграждения от наполняемости класса и т. д.

    Основополагающие плановые документы, комплексно закрепляющие всю систему целевых и финансовых показателей приоритетных национальных проектов, утверждаются президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (далее также - Совет).

    Первым комплексным документом планирования реализации приоритетного национального проекта «Образование» стали «Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование», утвержденные президиумом Совета 21 декабря 2005 г. и определявшие плановые значения на 2006 г. Протокол №2 заседания президиума Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов от 21 декабря 2005 г. Решением президиума Совета от 21 февраля 2007 г. Протокол №16 заседания президиума Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 21 февраля 2007 г. утверждены плановые значения на 2007 г.

    Другим важным документом, регулирующим отношения в сфере реализации приоритетного национального проекта «Образование», является Типовая инструкция о порядке составления и представления отчетности о реализации приоритетных национальных проектов, одобренная 28 февраля 2006 г. Протокол №4 заседания президиума Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 28 февраля 2006 г. президиумом Совета.

    Проектный подход предопределил концентрацию проектных мероприятий на ограниченном круге наиболее важных и вместе с тем предельно конкретных вопросов в соответствующих сферах, что позволило избежать одной из распространенных проблем в управленческой практике - стремления «объять необъятное». Несмотря на общее наименование («Образование»), проект имеет целью решение не всех существующих в этой отрасли проблем, а лишь наиболее значимых, ресурсоемких, требующих существенных затрат.

    Первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование» это дать стимул системе образования к движению вперед.

    Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи - то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, - это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики - образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех. Матненко А.С. Приоритетный национальный проект «Образование»: сущность и проблемы реализации. // Электронный ресурс. [Режим доступа: http://www.lexed.ru//pravo/theory/ezegod2/?matnenko.html]

    С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.

    При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием - вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.

    Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

    Основные направления национального проекта «Образование»:

    Дополнительное вознаграждение за классное руководство. Для осуществления дополнительных выплат классным руководителям общеобразовательных учреждений из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ перечисляются средства из расчета 1 тыс. руб. в месяц в классе наполняемостью 25 человек для городской местности и 14 и более человек для сельской местности, в классе с меньшей наполняемостью - с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся.

    Поощрение лучших учителей. Ежегодно начиная с 2006 года путем открытых региональных конкурсов на основе общественной экспертизы отбираются 10 тыс. учителей, достигших востребованного и признанного обществом уровня педагогической работы. Они получают денежное вознаграждение в размере 100 тыс. руб.

    Стимулирование общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Ежегодно 3 тыс. школ, отобранных в субъектах Российской Федерации на конкурсной основе, получают государственную поддержку в размере 1 млн руб. каждая.

    Информатизация образования. До конца 2007 года все российский школы, в том числе сельские, не имеющие доступа к сети Интернет, получат качественное подключение к глобальной сети со скоростью не менее 128Кбт/с.

    Оснащение российских школ учебным оборудованием. В рамках этого направления в российские школы производится поставка интерактивных аппаратных комплексов, нового учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов физики, химии, географии и биологии, а также аппаратно-программного комплекса (интерактивные доски). В 2007 году, объявленном Годом русского языка, этот перечень дополнен кабинетами русского языка и литературы.

    Поставка школьных автобусов в сельские территории. Для облегчения доставки сельских школьников к местам обучения проводится закупка школьных автобусов за счет средств федерального и региональных бюджетов.

    Поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в учреждениях начального и среднего профессионального образования. В рамках этого направления в 2007 году на конкурсной основе государственная поддержка будет оказана 76 образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО). Каждое из учреждений-победителей получит от 20 до 30 млн руб. из федерального бюджета, в зависимости от объемов софинансирования, которое оно сможет привлечь.

    Стимулирование учреждений высшего профессионального образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы. На конкурсной основе инновационным вузам предоставляются субсидии из федерального бюджета на закупку лабораторного оборудования, приобретение и разработку программного и методического обеспечения, повышение квалификации. В настоящее время по итогам федеральных конкурсов 2006 и 2007 годов производится государственная поддержка 57 инновационных вузов-победителей. 10. Кольчугина М., Нацпроект «образование»: инноватизация подготовки кадров // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 9. - С. 64 - 72

    Формирование сети национальных университетов и бизнес-школ. Цель создания национальных университетов - комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития регионов. В 2006 году путем объединения региональных вузов было начато создание двух новых крупных университетов в Сибирском и Южном федеральных округах - Сибирского федерального университета и Южного федерального университета. Сверхзадача новых бизнес-школ - подготовка современных управленческих кадров мирового уровня. В рамках этого направления ведется работа по созданию двух бизнес-школ: Высшей школы менеджмента в Санкт-Петербурге на базе факультета менеджмента федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» и Московской школы управления «Сколково». С начала 2007 года в школах сформированы попечительские советы, избраны руководители (деканы), прошли выборы в ученый совет Высшей школы менеджмента СПбГУ.

    Государственная поддержка талантливой молодежи. Ежегодно начиная с 2006 года 1250 молодых людей - победителей международных и всероссийских олимпиад и конкурсов получают индивидуальные премии по 60 тыс. руб., а 4100 победителей и призеров всероссийских олимпиад и конкурсов, а также победителей региональных и межрегиональных олимпиад поощряются премиями в размере 30 тыс. руб.

    Организация профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту. В течение 2006-2007 годов в 24 воинских частях организованы учебные центры, в которых проводится эксперимент по расширению возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими службу по призыву. В его рамках военнослужащие во время службы по призыву помимо диплома по военно-учетной специальности образца Министерства обороны РФ смогут также получить дипломы государственного образца о начальном профессиональном образовании. Кроме того, в рамках данного направления в 2007 году за счет средств федерального бюджета будет организовано обучение на подготовительных отделениях вузов 5 тыс. человек, отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах РФ в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин.

    Государственная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. В 2007 году на конкурсной основе отобран 21 субъект РФ, который в 2007-2009 годах получит субсидии из федерального бюджета. Эти субсидии будут предназначены для введения новой системы оплаты труда работников образования, целями которой являются повышение доходов учителей, переход на нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений регионов и расширение общественного участия в управлении образованием.

    Успешная реализация национального проекта позволит обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России, а также будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества.

    образование бюджетный инвестиция национальный проект

    1.2 Приоритетный национальный проект «Образование»: цели и задачи, проблемы и пути их решения

    Приоритетный национальный проект «Образование» явился организационной основой государственной политики РФ в области образования. Он определил стратегию приоритетного развития системы образования, меры ее реализации, предусмотрев обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы.

    В финансировании реализации проекта предусматриваются как выделение средств из бюджетов всех уровней, так и дополнительное целевое финансирование мероприятий и проектов.

    Главной целью стало развитие системы образования в интересах формирования социально активной, гармонично развитой, творческой личности во имя экономического и социального прогресса общества.

    Органы государственной власти, общество, учреждения образования в итоге обеспечивают достижение следующих целей:

    – предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые;

    – создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование;

    – гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;

    – дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования;

    – обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функционирования и сбалансированного, устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества и государства;

    – сохранение и развитие единого образовательного пространства в РФ с учетом особенностей многонационального государства;

    – формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием;

    – совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования;

    – разграничение компетенций в области образования между органами государственной власти и местного самоуправления и заключение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;

    – достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений;

    – равноправное, взаимовыгодное, социально и экономически целесообразное сотрудничество системы образования РФ с системами образования иностранных государств и международными организациями.

    Основными государственными и социальными гарантиями обучающимся признаны:

    – реализация права на бесплатное общее, в том числе среднее полное и начальное профессиональное образование, дополнительное образование детей;

    – доступность получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в сочетании с дополнительными гарантиями права на образование сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    – возможность выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализации обучения, создания условий для профессионального самоопределения и трудоустройства обучающихся;

    – полноценное питание обучающихся в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных условиях или бесплатно;

    финансовые льготы обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения и транспортом;

    – самоуправление обучающихся в учебе и в быту;

    – охрана жизни и здоровья обучающихся;

    – получение профессионального образования гражданами с ограниченными из-за состояния здоровья возможностями;

    – систематизация поощрения за успехи в учебе и научной деятельности;

    – выделение бюджетных средств на содержание объектов социально-культурной инфраструктуры системы образования и социальную поддержку обучающихся;

    – создание рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики (с оплатой работы);

    – совершенствование правовых основ взаимоотношения педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).

    Все это было предусмотрено в координационном плане совместных действий министерства образования РФ с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

    Основными направлениями проекта явились:

    – стимулирование инноваций в сфере образования;

    – подключение школ к Интернету;

    – поддержка талантливой молодежи;

    – организация начального профессионального образования для военнослужащих;

    – организация сети национальных университетов и бизнес-школ;

    – дополнительные выплаты за классное руководство;

    – поощрение лучших учителей (ежегодно 10000 лучших учителей получают по 100000 рублей);

    – направление в сельскую местность школьных автобусов;

    – укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием.

    Следует подчеркнуть, что результатом реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать достижение современного качества образования, адекватного социально-экономическим условиям.

    В частности, поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению восприимчивости системы образования к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей кладет основу для реализации инновационного потенциала россиян.

    Внедрение новой системы оплаты труда учителей, в том числе вознаграждение за классное руководство и иные доплаты, стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

    Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, создание новых федеральных университетов направлены на повышение качества профессионального образования, его взаимосвязи с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также ориентировано на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

    Интернетизация нацелена на распространение современных технологий во все сферы производства и общественной жизни, выравнивание возможностей всех российских школьников и педагогов.

    Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, автобусы существенно повышают уровень доступности качественного образования.

    В целом же достигается глобальная модернизация региональных систем образования, обеспечивающая условия для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.

    В свете этого, целями приоритетного национального проекта «Образование» видятся:

    – ускорение модернизации российского образования;

    – обеспечение успешности комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы страны;

    – создание условий для достижения современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям;

    – содействие становлению институтов гражданского общества.

    В ряду задач социально-экономического развития отраслей социально-культурной сферы, которые поставило перед собой государство, предполагается продолжение реструктуризации сети образовательных учреждений, в частности:

    – оптимизация сети малокомплектных сельских школ;

    – создание университетских комплексов, реализующих программы различных уровней профессионального образования, научно-исследовательские, производственные и другие задачи;

    – адресная система стипендиального обеспечения студентов (социальные и академические стипендии);

    – нормативно-подушевой принцип бюджетного финансирования учреждений образования;

    – финансирование высшего образования на основе государственного заказа на подготовку специалистов, реализуемого на конкурсной основе;

    – повышение прозрачности финансовых потоков, направляемых в учреждения образования, путем создания попечительских советов, публичной отчетности образовательных учреждений.

    Основные мероприятия нацпроекта «Образование» направлены на решение следующих задач:

    – реализация равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;

    – формирование экономических механизмов развития системы образования;

    – разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;

    – функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий;

    – соответствие образования современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;

    – разработка информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;

    – научно-исследовательская и научно-техническая деятельность организаций системы образования, интеграция науки и образования;

    – контроль качества образования;

    – государственная и социальная поддержка работников системы образования, обучающихся и воспитанников;

    – приоритетность фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;

    – издание учебной, научной и методической литературы;

    – централизованное обеспечение фондов библиотек системы образования за счет бюджетов всех уровней;

    – производство учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения;

    – совершенствование материально-технической базы, энергосберегающих технологий.

    Однозначно, незыблемыми остаются две основные позиции государственной политики в области образования:

    1) образование (и школьное, и высшее) в основном остается бесплатным, при известной доле платного;

    2) образование должно строиться на единых стандартах, принципах системности и фундаментальности.

    Отметим, что, согласно международным профессиональным стандартам, педагог должен иметь определенный набор различных технологических базовых и сопутствующих компетенций, способностей, требующихся для выполнения конкретной работы.

    Базовые технологические компетенции в данном случае отражаются в государственных образовательных стандартах и квалификационных требованиях. Они объединяют знания и навыки, требующиеся для реализации профессиональной деятельности и должностных обязанностей.

    Сопутствующие компетенции являются дополнительными и индивидуальными. Это потенциал личности, опыт, который позволяет педагогу быть успешным в профессиональной деятельности.

    Новые программы предусматривают:

    – приобретение знаний о человеке, природе и обществе как основы научного современного взгляда на мир и ориентации на одну из областей будущей практической деятельности;

    – приобретение опыта умственного и физического труда для формирования основных навыков интеллектуальной деятельности;

    – приобретение опыта творческого труда, делающего личность готовой к общественной, экономической, научной и иной деятельности.

    Здесь стоит отметить, что изменение требований непосредственно к педагогам привело к новому пониманию содержания их профессиональной переподготовки. В него входят не только профессиональные знания и умения, но и такие важные качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, умение учиться самим, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, социальная и профессиональная ответственность… Сформулированный подход составляет основу организации личностно-ориентированного образования.

    Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовало реформирования и структуры, и содержания образования. Среди основных направлений данной реформы можно выделить демократизацию системы обучения и воспитания, гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования, его компьютеризацию.

    Государственная политика в области образования – это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения.

    Она определяется на высшем уровне государственной власти и реализуется посредством соответствующих нормативных документов Правительства, общегосударственных и международных программ, международных актов (договоров, соглашений и т.п.), а также путем вовлечения в процесс ее реализации всех заинтересованных слоев общества (учащихся, их родителей, работников образовательных учреждений, работодателей), а также средств массовой информации, общественных и профессиональных ассоциаций, союзов и других влиятельных сил общества.

    Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки для расширения участия общества в развитии системы образования, формирования гражданского заказа на условия реализации образовательных прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере.

    Можно сделать следующие выводы:

    1. Совершенствование системы образования, являясь одним из принципов государственной политики, входит в число наиболее актуальных задач для современного общества.

    2. С учетом всех путей возможного реформирования системы образования в Российской Федерации, в его границах сохраняются основополагающие гарантии, декларируемые Конституцией РФ.

    3. В условиях демократизации общества образование приобретает все более гуманистический характер. На передний план в реализации приоритетного национального проекта «Образование» выходит задача формирования социально активной, гармонично развитой личности.

    4. Изменение требований к системе образования в целом предполагает профессиональное совершенствование педагогических кадров, раскрытие их личностного и творческого потенциала.

    5. Одним из основных принципов функционирования системы образования сегодня является его интернационализация в сочетании с сохранением культурной самобытности.

    6. В числе главных целей реформирования системы отечественного образования ведущее место занимает достижение его реальной доступности для всех граждан РФ, соблюдение в данной социальной сфере принципа равноправия.

    7. Главным результатом реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать достижение современного качества образования, соответствующего социально-экономическим запросам общества.


    2. Пути и проблемы реализации приоритетного национального проекта «Образование»

    2.1 Особенности региональной политики в деле реализации приоритетного национального проекта «Образование»

    Оценивая практику реализации нацпроекта «Образование», Президент РФ Д.А. Медведев в одном из своих недавних выступлений перед телевизионной общественностью отметил, что результаты проделанной на данный момент работы близки к созданию основной, базовой модели развития образования, бюджетной модели образовательных учреждений на десять-пятнадцать лет вперед.

    В частности, на сегодняшний день все российские школы подключены к Интернету, заработная плата педагогов увеличилась в среднем на 30 процентов. Продолжают выплачиваться вознаграждения за классное руководство и различные премии талантливой молодежи. Совершенствуется режим общественного питания в школах.

    Ожидается, что финансирование образовательной сферы будет с каждым годом увеличиваться на 20–30 процентов. При этом доля бюджетных расходов на образование будет повышаться как на федеральном, так и на региональном уровне.

    Впрочем, остаются и нерешенные проблемы. Например, далеко не во всех регионах развита сеть учебных учреждений, дающих начальное и среднее профессиональное образование, необходимо дальше работать над новой схемой оплаты труда педагогов. Данные задачи представляют собой своего рода программу ближайших действий для власти различных уровней. В первую очередь – региональных…

    К примеру, по ходу реализации нацпроекта отдельные субъекты РФ столкнулись с тем, что в связи с расширением перечня типов и видов образовательных учреждений, в которых будут проводиться доплаты учителям за классное руководство, понадобилось дополнительное выделение средств (сверх установленных лимитов).

    Кроме того, в проекте «Образование» предусмотрено стимулирование общеобразовательных учреждений, применяющих инновационные методы обучения. Однако многие школы не смогли принять участие в конкурсе по внедрению инновационных образовательных программ из-за несоответствия его требованиям устаревшей учебной и материально-технической базы. Остро встал вопрос создания программы развития «слабых» школ, чтобы все дети имели равные возможности получения качественного образования.

    Низкая оснащенность школ компьютерами затруднила эффективное использование сети Интернет.

    Данные проблемы, в частности, ярко проявились в Дальневосточном федеральном округе РФ.

    Для их решения были предприняты кардинальные меры. Вопросы решались не только на региональном, но и на федеральном уровне.

    Так, были разработаны и внедрены в практику нормативные документы по порядку использования средств, выделяемых на государственную поддержку общеобразовательных учреждений – победителей конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и формы отчетности об использовании данных средств. На новом уровне продолжена реализация федеральной целевой программы развития единой образовательной информационной среды. Правительство РФ взяло под контроль процесс оснащения школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием, подключение общеобразовательных учреждений к сети Интернет.

    В результате вышеизложенного, в ДФО успешно прошли конкурсы на лучшие образовательные учреждения, активно внедряющие инновационные образовательные программы, и лучших учителей. Проект Дальневосточного государственного университета «Научно-образовательный и ресурсный центр технологий повышения качества жизни на российском Дальнем Востоке» был признан победителем в конкурсе среди учреждений высшего профессионального образования, куда от округа было подано 10 заявок.

    357 школ ДФО стали победителями конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Все они получили по миллиону рублей.

    На начальных этапах реализации национального проекта в сфере образования у ряда педагогов вызывала опасение проблема, обратная вышеупомянутому дефициту компьютерной техники. Учителя предполагали возникновение проблемы чрезмерного удаления учащихся от традиционных форм и методов получения знаний, умений и навыков. Тем более, что нелимитированное пользование компьютером способно нанести вред детскому и подростковому организму.

    Тем не менее, на примере Тюменской области (как и ряда других регионов) удалось продемонстрировать действенные методы решения данной проблемы, неизбежной при столь масштабных начинаниях. Там, параллельно с распространением реализации проекта на систему начального и среднего образования, был налажен строгий и действенный контроль за использованием Интернета и современных информационных технологий исключительно в образовательных целях.

    Решением проблемы того, что в условиях конкурса образовательных учреждений, проводимого в рамках нацпроекта «Образование», изначально не оговаривалась возможность участия классных руководителей общеобразовательных школ вечернего профиля и учебных заведений начального профессионального образования, вплотную занялись в Брянской области.

    Депутаты местной Государственной Думы рекомендовали администрации области совместно с департаментом образования обратиться в Правительство РФ с инициативой о необходимости расширения масштаба национального проекта, включив в него коррекционные, вечерние, кадетские и иные образовательные учреждения. Парламентарии также подняли вопрос о развитии и совершенствовании системы дополнительного образования.

    Приобретение школьных автобусов, учебного оборудования и учебно-наглядных пособий там предусматривается за счет средств региона.

    Однозначна в своей ясности та проблема, что нынешнее образование нуждается в притоке кадров. Помимо прочего, она имеет и экономическую составляющую.

    Конструктивные предложения по решению данного вопроса звучали в Законодательном Собрании Карелии.

    Там встретили поддержку такие инициативы, как придание директорам муниципальных школ статуса государственных служащих и введение в образовательных учреждениях системы общественно-государственного управления, а также введение «грантовой» системы, по которой выпускник педагогического вуза, отправляющийся работать на село, получает значительную денежную выплату.

    Согласно плану модернизации образования, в системе начисления педагогам заработной платы произведен отказ от единой тарифной сетки. Инициирована реформа учебных планов, направленная на приобщение учащихся к информационному пространству республики с одновременным развитием новых педагогических технологий.

    Новаторская экономическая политика в сфере образования активно внедряется и в Бурятии. В первую очередь, это выразилось в переходе на нормативно-подушевое финансирование и введении новой системы оплаты труда педагогических работников.

    Нововведение призвано решить одну из наиболее болезненных проблем современной школы: позволить уйти от уравнительных подходов и обеспечить реальное повышение доходов педагогов.

    Кстати, в Бурятии, в отличие от многих других регионов, введение данной системы оплаты труда учителей прошло без ярко выраженных проблем. Это явилось результатом планомерной подготовки, ставшей реальной благодаря участию республики в соответствующем эксперименте. Отмечу, что уже в течение первого года реализации приоритетного национального проекта «Образование» зарплата бурятских учителей повысилась в среднем на 1,5 процента.

    Кроме того, в рамках активной поддержки школ, внедряющих инновационные программы, государственные средства направляются на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизацию материально-технической и учебной базы, повышение квалификации и переподготовку работников общеобразовательных учреждений. Из 1400 закупленных для школ компьютеров 400 приобретены за счет средств из бюджета республики, 1000 – за федеральные деньги. Профинансировано приобретение, соответственно, 15 и 26 школьных автобусов. Кроме того, впервые за многие годы благодаря нацпроекту в республике пополнен книжный фонд школьных библиотек (на 23,4 млн. рублей).

    Одной из самых актуальных проблем, решаемых в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование», является задача повышения общественного престижа преподавателей. Пути достижения данного результата ищут практически во всех регионах РФ.

    В Ставропольском крае, к примеру, премиями по 100000 рублей из федерального бюджета уже поощрены 868 лучших учителей. Ежемесячно и в полном объеме производятся выплаты дополнительного вознаграждения за классное руководство свыше 21000 учителей.

    Здесь возможность привлечения в образовательные учреждения квалифицированных педагогических кадров напрямую связывают с уровнем зарплаты педагогического состава.

    Так, проведенный анализ среднемесячной заработной платы работников образовательных учреждений показывает устойчивый рост данного показателя, в том числе основного дохода учителей общеобразовательных школ – с 5744 рублей в 2006–2007 учебном году до 9490 рублей в 2009–2010 учебном году. К этому добавляются уже упомянутые выплаты дополнительного вознаграждения за классное руководство в рамках нацпроекта «Образование».

    В свете активного внедрения новых экономических механизмов во всех краевых и муниципальных образовательных учреждениях и для всех категорий работников введена отраслевая система оплаты труда, которая устанавливает непосредственную связь между результатами работы педагогических работников и уровнем их зарплат, призвана стимулировать улучшение работы по повышению качества образовательной деятельности.

    С той же целью повышения престижа преподавателей, для сохранения и развития системы педагогического образования министерством образования Ростовской области совместно с пединститутом ЮФО и образовательными учреждениями среднего профессионального образования педагогического профиля разработана и успешно реализуется программа развития педагогического образования области на 2008–2012 годы.

    Принцип уравнительной финансовой политики, многие годы царивший в системе российского образования, становился преградой для выявления, поощрения талантливых, нестандартно одаренных специалистов.

    Деятельные пути решения данной проблемы разрабатываются, например, в Республике Коми. Там целенаправленно повышают уровень зарплаты педагогов, которые активно внедряют новые образовательные технологии, обладают соответствующим опытом, талантом, работают «на результат». Значительно расширен перечень компенсационных выплат (за заведование музеями, тренажерными залами, учебными кабинетами и т.д.). Внесены изменения в структуру стимулирующего фонда (введены надбавки за выслугу лет, за отраслевые награды), уточнения по дифференциации окладов работников образования (в зависимости от квалификационного уровня).

    В результате в республике постоянно растет количество образовательных учреждений, имеющих инновационные программы развития.

    С начала реализации нацпроекта 169 общеобразовательных школ стали победителями конкурсного отбора «Лучшие школы». Сегодня они являются ресурсными центрами, в которых аккумулируется методический, ресурсный и кадровый потенциал.

    Похожая ситуация – и с конкурсным отбором среди учителей.

    Помимо прочего, реализовано новое для республики направление – государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

    Общая направленность нацпроекта на оптимизацию обучения и воспитания подрастающего поколения предполагает важнейшим элементом здоровьесбережение и оздоровление детей и подростков. В свете этого, значительное внимание уделяется проблемам совершенствования организации питания в общеобразовательных учреждениях.

    Получила широкую поддержку инициатива губернатора Тамбовской области по созданию специальных комбинатов питания, поставляющих в школы здоровую, должным образом сбалансированную пищу.

    В ходе специального конкурса выбрано семь российских регионов для отработки современных систем организации школьного питания. На эти цели из федерального бюджета выделено 500 млн. рублей.

    Минобрнауки совместно с НИИ питания Российской академии медицинских наук пересматривает перечень продуктов питания, рекомендованных к использованию в школьном рационе. Результатом этой масштабной работы в рамках всей страны должна стать организация горячих завтраков для всех российских школьников и двухразового горячего питания для детей групп продленного дня.

    В целом же совершенствование системы питания в российских школах является стратегической задачей, решение которой создаст предпосылки для решения демографических проблем и формирования здоровой нации.

    Уровнях, сохранение государственного характера медицинской помощи женщинам и детям, доступности дорогостоящих видов медицинской помощи, осуществление всего комплекса мер по реализации государственной политики в области охраны материнства и детства, направленных на повышение качества медицинской помощи, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности, инвалидности с...

    Действия отраслевой политики США является регулирование слияний и поглощений фирм - определение критериев, при которых подобное взаимодействие фирм не допускается. Другим направлением государственной политики служит регулирование информационного обеспечения рынка. Подобная проблема порождается наличием у фирм стимулов к искажению информации в некоторых случаях, когда: трудно проверить качество...



    Кадры