Как мотивировать первоклассника к учебе советы психолога. Хорошо относитесь к учителям ребенка. Хочу и надо - меж двух огней

Многие взрослые говорят: «Эх, если бы меня вовремя поддержали родители…» Им не удалось добиться желаемого, поддержку не получили, а собственного стремления оказалось недостаточно. Если бы родители были немного внимательней к ним и вовремя сказали: «Будь смелей! Ты молодец и все будет хорошо!» ─ результат был бы совсем иным. Это и есть мотивация ─ в успехе, на хорошую учёбу, на любые другие достижения. А как мотивировать маленького человека, мы и рассмотрим в данной статье.

Основные правила мотивации

Как мотивировать ребёнка? Достаточно соблюдать простые правила. Для их выполнения взрослым придётся несколько перестроиться, что потребует некоторых усилий.

Возможные ошибки взрослых

Если ребёнок уверен в том, что сможет достичь успеха, то будет делать все возможное для достижения цели. А когда уверенности в успешном выполнении задания нет, но все получается, то градус счастья огромен. Но если завышаются требования и при всех усилиях результата нет, ребёнок не получает одобрения, мотивация отсутствует. У маленького человека не будет стремления учиться и развиваться ещё и в том случае, если окружающие считают его хорошие результаты чем-то совсем обычным, как будто он никогда не может ошибаться.

Успехи в школе ─ это результат сформированной мотивации. Выполнение домашних заданий ─ проверка на прочность родителей во многих семьях. Дети не могут себя заставить начать выполнение уроков. Они будут делать что угодно ─ играть, рисовать, смотреть телевизор. Родитель теряет выдержку и доходит до крика и ругани. Школьник чувствует постоянный прессинг и, в конце концов, учиться не хочет. Результатом может стать тотальная неуспеваемость и умственная апатия.

Основные ошибки

  1. Слишком раннее начало учёбы в школе. Родители с гордостью отмечают, что их ребёнок обладает большим количеством знаний для своего возраста и делают вывод ─ он полностью готов к школе. Но больше важна готовность психологическая. Должен быть сформирован навык делать то, что от него требуют в данный момент, а не то, что ему хочется.
  2. Возраст скелета ребёнка к моменту начала обучения. Рука должна завершить своё формирование. Количество зубов ─ к поступлению в школу у ребёнка 4 передних резца ─ 2 верхних и 2 нижних уже должны смениться. Если биологически малыш ещё не созрел, учиться в школе ему будет тяжело. Слишком быстрая утомляемость и невозможность выполнить требования учителя заставит его невзлюбить школу и все, что с ней связано.
  3. Ребёнка оберегали, и он не посещал детский сад. У него не было возможности научиться уважать чужое мнение, соблюдать ограничения и узнать нормы, необходимые для жизни в коллективе.
  4. Проблемы в семье. Ребёнок, который формируется в постоянно накалённой атмосфере и привык к ней, не будет должным образом реагировать на школьные неурядицы. Его сил на это просто не хватит.
  5. Если в повседневной действительности ребёнок разболтан, не соблюдаются элементарные понятия о режиме дня, ему намного сложнее учиться. Если же в свободное время у него есть некоторое количество дополнительных занятий и мероприятий, он более нацелен на успешную учёбу.
  6. Взрослые, окружающие ребёнка, должны уметь договориться между собой о едином уровне требований к нему.
  7. Недопустимы как жёсткие меры влияния ─ запугивание, избиения, психологическое подавление, так и противоположные - чересчур сильная опека, задаривание.
  8. Способности и возможности ребёнка должны быть справедливо оценены, чтобы не было чрезмерных требований. Не стоит подозревать малыша в лености, для проявлений апатии и лени могут быть серьёзные причины (болезнь, особое психологическое состояние).
  9. Некорректное отношение к ребёнку и результатам его усилий. Это может быть обидное прозвище, сравнение с другим ребёнком, насмешка и т. д.
  10. Огромное число родителей надеяться на то, что их ребёнок будет иметь те интересы, которые были важны и для них в детстве. Особенно если самим не удалось достичь успеха, и они проецируют свои ожидания на ребёнка.

Формирование мотивации

Как же практически сформировать у ребёнка желание действовать, как мотивировать ребёнка? В основе лежит создание вокруг ребёнка обстановки, в которой самому захотелось бы чему-то учиться.

Основные моменты

  • Нужно уточнить, почему мотивации нет ─ может быть, ребёнок учиться хочет, но не получается или это недочёты воспитания.
  • Малыш не умеет мыслить в дальней перспективе. Поэтому он способен рассуждать только о ближайшем будущем. Слова о том, что если ты плохо учишься, то в жизни ничего не добьёшься ─ для него пустой звук.
  • После выяснения причины стараться устранить её. А ошибки воспитательного момента нужно стараться исправить.
  • Если учиться у ребёнка не получается, то преодолевать это нужно вместе, помогать и формировать необходимые умения.
  • Постепенно у ребёнка сформируется необходимое умение слушать и умение слушаться. Но пока этого нет, очень важно, чтобы родители наблюдали и участвовали в процессе учёбы, помогли определить нужную периодичность и последовательность действий, ─ когда сесть за уроки, когда отдохнуть и прочее. Нужно прививать ребёнку самодисциплину.
  • Зона ближайшего развития ─ её надо создавать и поддерживать. Недопустимо выполнять за ребёнка его задачу, если он сможет её выполнить сам.
  • Важнейшая тема ─ как оценивать сделанное задание. Он ведь очень старался и по сравнению с предыдущим заданием достиг заметного успеха. Родители его похвалили. Но преподаватель в школе оценил результат, сравнив его с результатами остальных учеников, и оценка плохая. Чтобы не оказаться в такой ситуации, нужно быть в курсе необходимого уровня знаний и умений.

  • Если в семье при увеличении требований к ребёнку ему помогали, поощряли и относились с теплотой, то сформируется мотивация на успех и учиться он будет с удовольствием. Если же к нему относятся жёстко, деспотично или просто безразлично ─ сформируется совсем другой мотив ─ как избежать ситуации, в которой поджидает неудача.
  • То, как ребёнок оценивает себя ─ важнейший момент формирования мотивации к учёбе. Если малыш оценивает свои возможности ниже, чем они есть на самом деле, то будет отсутствовать мотивация к учёбе. Если сформировалась слишком высокая оценка себя, то возникает опасность не замечать своих недочётов в учёбе и не признавать их. Успеваемость в школе не является основополагающей для успеха в жизни. Прежде всего, нужно вырабатывать у ребёнка адекватное восприятие самого себя в позитивном ключе. Важно поощрение ребёнка за его успехи. Поощрение в материальном смысле ─ вопрос спорный и каждый вправе определяться с этим сам. Прекрасный вариант поощрения ─ совместное посещение интересных мест, поездки и путешествия.
  • Сиюминутного успеха быть не может. Важно соблюдать уверенную последовательность в действиях, даже если при этом вы не наблюдаете видимого прогресса.
  • Самоконтроль ─ необходимый навык. Подавляющее число ошибок появляется по невнимательности и ребёнок должен уметь проверять себя, учиться исправлять их. Постепенно вырабатываются многие деловые качества, которые в переходном возрасте помогут сформировать мотивации достижения высоких результатов. Процесс длительный, важно проявить терпение и не дёргать ребёнка зря.
  • Ребёнок обязательно должен поверить в то, что непременно добьётся успеха. И родители, и преподаватели должны его поддержать.
  • Сложный момент в школе ─ переход в средние классы увеличивается нагрузка, незнакомые преподаватели, новые предметы. Нужно постоянно иметь контакт с ребёнком, слушать и слышать его, приходить на помощь при появлении проблем, научить перераспределять своё время и нагрузку.
  • Сдача государственной аттестации ─ страшилка для всех старшеклассников и их родителей. Подавляющее большинство школьников к 16 годам имеют представление о том, чем хотят заниматься. Задача родителей ─ поддержать в выборе и помочь определиться. Необходимо уважительно отнестись к решению подростка, даже если родителям этот выбор не нравится.

Самый верный способ мотивировать ребёнка, в том числе и на учёбу ─ это сформировать у него ясное осознание того, чем он занимается, в чём смысл всех усилий. Мы, взрослые, думаем, что все лежит на поверхности и значение учёбы бесспорно. Но для ребёнка это не так. И наша задача ─ дать возможность ему самому определиться с будущим и, мотивируя его на успех, помочь в достижении желаемого.

Что такое счастье? Каждый человек хочет быть счастливым, успешным, здоровым и красивым. Но зачастую счастье – это не большая ответственность, сотни подчиненных и внушительная зарплата. Счастье – это возможность заниматься любимым делом, наслаждаться им изо дня в день и получать от этого доход. Для чего мы живем, если человек вынужден каждый день идти на нелюбимую работу, терпеливо ожидая конца рабочего дня? Зачем нужна учеба, если она скучная, сложная и непонятная, если там нет друзей, а учительница слишком строга? Для чего такое времяпровождение? Сегодня мы поговорим о мотивации для ребенка. Ходить в школу нужно, это бесспорно. Но как сделать этот процесс легким и интересным? Как увлечь ребенка, чтобы он ходил в школу с удовольствием и с радостью получал новые знания?

Как привить ребенку любовь к учебе

Современные родители с самого рождения стараются сделать из ребенка всесторонне развитую личность. С младенчества таскают по развивающим центрам, с трех лет отдают в спортивные секции, занимаются языками и творчеством. Одно дело, когда ребенку нравится что-то одно. И другое, когда малыш похож на загнанную лошадь, ему некогда просто поскучать, погулять на улице, побездельничать. Зато мама чувствует себя прекрасно – она делает из ребенка успешного человека. Но зачастую дети быстро перегорают, не хотят ничем заниматься, даже школьные уроки им больше неинтересны. Чтобы учеба была в радость, нужно знать несколько мотивационных аспектов, которые следует применять регулярно.

Используйте знания
Дайте ребенку воспользоваться тем, что он уже изучил. Ведь кому может понравиться скучная теория? Если малыш уже знает счет, позвольте ему сосчитать стоимость купленных товаров в магазине. Проводите физические и химические опыты на бытовом уровне. Самое интересное – это пользоваться языком. Если у вас есть возможность встретиться с незнакомым носителем языка – не упускайте ее, обязательно поговорите с ним. Это может быть пассажир на соседнем кресле в самолете, иностранец на площади — кто угодно. Главное, чтобы человек был настроен позитивно.

Учитесь учиться
Процесс получения информации тоже немаловажен. Если ребенок получает все в готовом виде, обучение становится скучным и неинтересным. Иногда ребенок просит маму или папу объяснить что-то, что родители и сами уже не помнят. В таких случаях не нужно стесняться говорить малышу, что вы этого не знаете или не помните. Это совсем не стыдно. Стыдно не стремиться к знаниям. Обязательно поищите интересующую вас тему в интернете, попробуйте найти информацию в книгах, встретьтесь с компетентными людьми, наконец. Научите ребенка искать нужную информацию и стремиться к знаниям, ведь это так интересно.

Пример
Иногда мотивацией для ребенка может стать удачный пример. Посмотрите вокруг или даже на себя. Покажите малышу, что люди становятся успешными и богатыми не потому, что деньги достались от родителей или выигрались в лотерею (хотя такое тоже бывает). Зачастую успех – это труд, сообразительность, упорство и смекалка. Объясните ребенку, что он должен учиться и всесторонне развиваться, если хочет чего-то добиться в будущем. Обязательно покажите и обратный пример – тот, кто не учился, не получил никакого образования, вынужден работать за малую плату, потому что человек не умеет делать чего-то уникального.

Главное не оценки, а знания!

Ожидание пятерок — это одна из самых распространенных ошибок родителей. Вечером каждого дня они спрашивают, какие оценки ребенок получил в школе. Но на самом деле важно спросить, чему малыш сегодня научился в школе, о чем новом узнал, с чем познакомился. Не вынуждайте ребенка учиться на одни пятерки – это еще одна большая ошибка. Не может человек быть асом и в гуманитарных и в точных науках. Главное ведь не цифры в дневнике, а возможность выбрать направление в жизни. Будущему филологу совсем не понадобятся логарифмы, а инженеру необязательно знать о тонкостях почкования. Мы не говорим вам о том, что ребенок должен забросить половину неинтересных предметов. Просто не требуйте быть идеальным во всех сферах, иначе у него разовьется синдром отличника, когда ребенок очень остро переживает малейшую неудачу, болезненно относится к критике, когда он только выполняет поставленные задачи, но не может сформировать их самостоятельно.

Будьте в курсе событий
Иногда ребенок не хочет ходить в школу, и на это есть веские причины. Возможно, он не нашел общего языка с учительницей, может быть его обижают сверстники или он по каким-либо причинам опозорился перед одноклассниками. Именно поэтому нужно всегда быть в курсе того, что происходит у ребенка в школе. Для этого обязательно регулярно общайтесь с классным руководителем, узнавайте, с кем дружит и общается ваше чадо. Но важнее всего выстроить доверительные отношения с самим ребенком, не запугивать и не ругать его, когда он что-то рассказывает. И тогда вы будете первыми узнавать обо всех событиях и проблемах в школе, вплоть до романтических чувств к представителям противоположного пола. Это позволит вам быстро реагировать на проблемы, а не дожидаться, когда преследования сверстников превратятся в полное нежелание ходить в школу.

Структурируйте задачи
Иногда ребенок не хочет учиться, просто из-за того, что ему все кажется сложным и невыполнимым. Научите его преодолевать эти сложности, для этого нужно структурировать поставленные задачи. Задали написать реферат по музыке? Сначала нужно найти интересную тему, почитать о ней в интернете, найти в библиотеке бумажную книгу и взять информацию оттуда. Возможно, у вас есть соседка, которая работала в консерватории, она не откажется дополнить реферат интересными фактами. Это только кажется, что сложно, но если разложить большую задачу на маленькие задания, выполнение домашней работы не представляет собой особой проблемы.

Не учитесь за ребенка
Если мама до средних классов продолжает помогать ребенку делать домашнее задание, у него не остается чувства ответственности за свои поступки и действия. Ребенок должен понимать, что в семье каждый выполняет свою часть обязанностей. Мама и папа работают, младшие дети ходят в детский сад, бабушка готовит еду и т.д. А его работа – это ходить в школу и получать знания. Когда ребенок сможет сам нести ответственность за домашнее задание, он научится распределять свое время, будет быстрее справляться с поставленными задачами. Безусловно, нужно помогать ребенку с тем, что у него не получается, но контролировать процесс полностью не стоит.

Поощряйте ребенка
Согласитесь, что на двойку вы реагируете гораздо более бурно, чем на пятерки и четверки, которые ребенок приносит из школы ежедневно. Просто потому, что вы привыкли к этому. Обязательно хвалите свое чадо, какого бы возраста он ни был. Скажите, что в этот раз контрольная удалась ему лучше, отметьте похвалу учителя, расскажите об успехах всем домашним. Это только кажется, что хорошие отметки должны быть в порядке вещей. Но на самом деле, ребенок очень чувствителен к поощрениям.

Не сравнивайте
Ни в коем случае, никогда не сравнивайте ребенка с его одноклассниками, старшими братьями и сестрами. Так вы не только сеете враждебность, но и взращиваете у него комплекс неполноценности. Не говорите, что у соседа по парте сочинение оказалось лучше. Просто спросите у своего сына, что помешало ему написать сочинение так хорошо, как он обычно это делает.

Развивайте свое чадо
Это не значит, что ребенка нужно отдать в первый попавшийся кружок, который находится рядом с домом. Наверняка, малышу нравится какой-то предмет, будь то музыка, химия или математика. Вот тут-то и должны применяться ваши родительские обязанности. Нравится ребенку музыка – отведите его в музыкальную школу, помогите выбрать инструмент, найдите хорошего учителя. Если ребенок увлечен химией, можно купить ему энциклопедию и маленькую детскую лабораторию со специальными реагентами – благо сейчас все это есть в доступной продаже. Математика очень пригодится в конструировании – отведите ребенка в кружок «Юный техник». Обязательно следите за малышом и его увлечениями, развивайте его по интересам.

Биографии

Еще одна прекрасная мотивация – прочесть биографии успешных людей в той сфере, которая привлекает ребенка. Если ему нравится русский язык, обязательно прочтите биографии известных писателей и журналистов, поговорите с ребенком о достижениях этого человека.

Закон социальной психологии гласит – ребенок тянется за своим окружением, не хочет отставать от уровня детей, находящихся рядом. Поэтому очень важно выбирать коллектив, где будет находиться малыш. Мотивация к учебе – это постоянная и ежедневная задача родителей, которые должны с пониманием, любовью и терпением относиться к ребенку, отвечать на его вопросы, вовремя поддерживать его. И тогда обучение будет легким и интересным. А наказаниями, придирками и угрозами ничего не добиться – помните об этом.

Современный мир полон информации, любому специалисту необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться, если он хочет оставаться профессионалом в своем деле. Поэтому очень важно мотивировать ребенка не запоминать школьную программу, а уметь вовремя найти нужную информацию, воспользоваться ею, быстро осваивать новые инструменты для работы. И тогда он вырастет успешным и конкурентоспособным специалистом, который постоянно двигается вперед.

Видео: как мотивировать ребенка учиться

Не так уж много детей проявляет желание учиться. А ведь это необходимо. Как же сформировать у ребенка желание учиться? Как мотивировать школьника?

Причины низкой мотивации

Прежде всего, нужно разобраться, почему ? Может ему неинтересно? Или он просто ленится?

Вот основные причины:
- семейные проблемы – если дома ссоры и конфликты, это обязательно отразится на ребенке;
- напряженные отношения в классе – если школьника обижают или смеются над ним, вряд ли у ребенка будет большое желание снова идти в класс и учиться;
- переход в новую школу – это стресс для ребенка, поэтому он может стать неуверенным в себе, скованным. А если еще и друзей школьнику долго не удается найти, дискомфорт обостряется;
- отсутствие навыков самостоятельности – если родители чрезмерно опекают ребенка, все делают за него, ученик не воспринимает учебу правильно и не знает, как что-то делать самостоятельно;
- безучастность родителей – если родители не интересуются школьными делами ребенка, не хвалят за хорошие оценки;
- отсутствие интереса к учебе – то есть, ребенку неинтересно учиться. Тут уже придется родителям заинтересовывать школьника, если это не делают преподаватели на уроках;
- особенности поведения – чрезмерная стеснительность или неуверенность в себе тоже мешают учебе;
- нарушение в развитии ребенка – проблемы со здоровьем могут быть серьезным препятствием на пути к успешной учебе.

Естественно, узнав причину низкой мотивации к учебе, можно попробовать справиться с проблемой.

Что могут сделать родители?

Конечно, необходимо всегда поддерживать в ребенке интерес к учебе. А для этого находить дополнительную литературу по каждому предмету. При этом информация должна быть действительно интересной. Например, занимательные задачи по математике, интересные факты по истории. Если ребенок что-то не понимает, стараться объяснять в доступной и интересной форме. Несколько раз в неделю с ребенком следует заниматься уроками-играми, для этого заранее подобрать материал и сюжет. Конечно, последний совет больше относится к детям, которые учатся в начальной школе.

Если , поощрять эти увлечения. Можно записать школьника на лекции по предмету, который ему нравится или приобрести интересные книги по соответствующей теме. А еще иногда очень помогают автобиографии известных людей. Особенно, если ребенок стремится кому-то подражать.

Очень важно всегда интересоваться, как прошел день школьника, что нового он изучил, что интересного узнал. И слушать надо внимательно, а не между делом. Необходимо хвалить школьника даже за небольшие успехи. А еще важно выработать определенный режим дня. Это поможет ученику не переутомляться.

Естественно, для того, чтобы школьник хотел учиться, ему необходимо создать спокойную атмосферу дома. Если существуют проблемы со здоровьем, заняться лечением. Проблема в общении с одноклассниками? Нужно решить этот вопрос и помочь подружиться с другими ребятами.

Что не нужно делать родителям?

Иногда родители совершают ошибки, пытаясь мотивировать ребенка на учебу. И это может еще больше ухудшить ситуацию.

Чего не следует делать? Нельзя:
- критиковать и высмеивать – если у ребенка что-то не получается, надо помочь;
- выполнять все домашние задания – школьник должен работать самостоятельно, но если что-то дается сложно, нужно помочь;
- требовать выполнения непосильных задач – бывает, что ребенку не дается язык или математика. Не стоит требовать отличной оценки, лучше стремиться улучшить знания;
- наказывать за плохие оценки – особенно, если ребенок сам расстроен. Лучше дополнительно позаниматься;
- сравнивать с другими детьми, которые более успешны – это не способствует мотивации;
- чрезмерно вмешиваться в личную жизнь – особенно это касается подростка. Необходимо предоставить подростку определенное личное пространство;
- судить о способностях, ориентируясь лишь на оценки – иногда имеет не слишком хорошие оценки по определенным предметам, и наоборот.

Если в начальной школе стоит делать упор на интерес к предметам, то в старшей стоит обсудить планы ребенка на будущее. Побеседовать на тему будущей профессии, узнать, кем он хочет стать и что для этого надо. Если же подросток еще не выбрал профессию, стоит поискать ее вместе, опираясь на предметы, которые ребенку интересны, которые он больше понимает.

Конечно, постоянно мотивировать ребенка на учебу – довольно сложное занятие. Однако если родители хотят, чтобы их ребенок вырос успешным и был счастливым, придется делать это регулярно. Главное, не отбить у школьника желание к учебе вообще. А для этого следует давать больше самостоятельности, но в то же время держать руку на пульсе: помогать и поддерживать.

Сегодня все чаще учителя начальных классов сетуют на то, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Вслед за педагогами такое негативное отношение к учебе волнует и родителей, особенно тех, чьи дети собираются поступать в первый класс. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как привить такое желание своему чаду? Психологи утверждают, что у ребенка, в первую очередь, должны быть сформированы учебные мотивы. Поэтому недостаточно только научить дошкольника практическим умениям и думать, что он готов к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности и формировать ее задолго до того, как ребёнок пойдет в первый класс. Наукой давно доказано, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем. Такое стремление свойственно и маленьким деткам, поэтому в условиях домашнего воспитания сформировать мотивацию достаточно просто, если следовать рекомендациям психологов.

Что надо знать о мотивации родителям

С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:

  • желание учиться и овладевать знаниями;
  • радоваться процессу обучения;
  • побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
  • стремление к учебному успеху в школе;
  • желание получать высокие отметки за свои знания;
  • стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
  • стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
  • умение подчиняться школьным требованиям;
  • навыки самоконтроля.

Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.

Тест - опросник

Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
  4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
  7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
  8. У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
  9. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
  10. (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)

Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) - 1 балл; отрицательное отношение к школе - 0 баллов.

25 - 30 баллов - высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).

10 - 14 баллов - низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Почему возникает отсутствие мотивации к обучению: 10 ошибок родителей

Педагоги утверждают, что в детском саду и школе многое делается для детей, чтобы развивать у них познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители по незнанию совершают ошибки в воспитании детишек, приводящие к потере у них желания учиться. Самыми типичными из них являются:

  1. Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Родители учат свое чадо читать и писать, побуждают заучивать длинные стихи, изучать иностранные языки, решать логические задачи. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит и учебная мотивация. Часто такие интенсивные занятия проходят в ущерб основной деятельности маленьких ребят - игре, что приводит к появлению у них стойкого отвращения к учебе.
  2. Еще одной распространенной ошибкой является стремление родителей как можно раньше отдать малыша в школу , не учитывая уровень его психологической и физической готовности. Они считают, если дошкольник много знает, то ему пора учиться. Между тем, психологи напоминают, что помимо развитого интеллекта не менее важен уровень психического и физического созревания будущего школьника. Неподготовленному ребенку , он быстро устает, мелкая моторика недостаточно развита. Все трудности, которые приходится преодолевать маленькому ученику, приводят к нежеланию учиться, снижается мотивация к обучению.
  3. Грубой ошибкой семейного воспитания психологи считают завышение требований к малышу без учета его возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, упреки в лени, нежелании выполнять указания взрослых. В результате может образоваться заниженная самооценка, которая мешает ребенку правильно оценивать себя и строить взаимоотношения со сверстниками. Категорически неприемлемо как необоснованное захваливание, так и принижение достоинств учащегося, так как отрицательно влияет на развитие учебной мотивации у младших школьников
  4. В семье, где нет четкой организации жизни для маленького школьника , например, не соблюдается режим дня, отсутствует физическая нагрузка, занятия проводятся хаотично, мало прогулок на свежем воздухе; у школьника также не будет сформирована учебная мотивация. В школе такому ученику трудно выполнять требования педагога, подчиняться школьным правилам, нормам поведения.
  5. Одним из недопустимых нарушений семейного воспитания психологи считают, когда нет единых требований к ребенку со стороны всех взрослых в семье. Если требования одного противоречат требованиям другого, ребенок всегда найдет возможность уклониться от выполнения домашних заданий, притвориться больным, чтобы пропускать уроки, необоснованно жалуется на учителя и других учащихся. Такое поведение не дает полноценного развития учебной мотивации.
  6. Неправильное поведение взрослых по отношению к школьнику, например, сравнение его достижений с успехами других детей, высмеивание неудач в школе (например, плохой оценки "двоечник несчастный", трудностей в письме "пишешь, как курица лапой", медленного чтения "уснешь, пока ты прочитаешь"), некорректные замечания в присутствии других ребят ("вот другие ребята - молодцы, а ты..."). Тогда как только чуткое отношение взрослых к школьным проблемам ученика и помощь в их преодолении поможет развитию мотивации.
  7. Использование угроз и физических наказаний , если ребенок получает плохие оценки, не успевает выполнять домашние задания, вместо того, чтобы разобраться в причинах, поинтересоваться, как школьник учился сегодня, что получилось, а с чем стоит поработать.
  8. Неблагополучные отношения в семье , разлад между близкими отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Младший школьник, находящийся в постоянном напряжении, не может адекватно относиться к учебе, получать хорошие оценки, радоваться своим успехам. Родителям следует позаботиться о психологическом климате в семье, чтобы повлиять на повышение мотивации.
  9. Школьники, которые не посещали детский сад , не овладевают умением бесконфликтного общения со сверстниками, имеют низкий уровень самоконтроля, несформированность произвольного поведения. Все это мешает выработке учебной мотивации младших школьников.
  10. Проецирование родителями своих несбывшихся надежд на ребенка. Часто взрослые, не реализовавшие свои интересы в детстве, перекладывают их на ребятишек, не считаясь с мнением ребенка. Например, хотят видеть в нем отличника, талантливого музыканта, лидера класса, и возлагают на него большие надежды. Сам же школьник имеет свои собственные интересы, отличные от родительских, поэтому неоправданные чаяния взрослых совсем не мотивируют его на учебу. Полезнее продумать, как мотивировать ребенка учиться в опоре на его пожелания и стремления.

Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:

  • Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
  • Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
  • Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
  • Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.
  • Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка - это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
  • Эврика (греч. heureka - я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника - первооткрывателя учение всегда является удовольствием.

  • Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!

От современных детей часто можно услышать, что они не хотят и не любят ходить в школу и учиться, причем не только от тех, кто учится плохо, но и от хорошистов и отличников. Не удивительно, что родители очень часто задаются вопросом “Как мотивировать ребенка к учебе?”

Вопрос о том, кто должен создавать правильную мотивацию у ребенка сложный. Кто-то считает, что этим должны заниматься учителя, кто-то – что школьный психолог, третье мнение – прививать у детей любовь к учебе должны родители, есть и те, кто не придает значения тому, хочет или не хочет ребенок учиться – «Надо!».

Любящие, внимательные и заботливые родители редко задаются вопросом «Кто должен мотивировать?», чаще это вопрос «Как замотивировать ребенка?». А это сделать не всегда легко.

Мотивация – побуждение к действию. Мотив – это образ материального или идеального объекта, который «направляет» на себя действия человека, то есть формирует мотивацию.

Мотивация может быть:

  • внешней (обусловленной внешними обстоятельными, не связанными с мотивом) или внутренней (связанной с содержанием мотива);
  • положительной (если стимул мотивации позитивный) или отрицательной (если стимул негативный).

Не всех дошкольников и школьников приходится мотивировать и прививать любовь к учебе, есть дети любознательные от природы .

Такие детки любят читать книги и смотреть познавательные передачи. Эту любознательность в них нужно поддерживать и подпитывать, но при этом следить, чтобы ребенок не только учился, но и играл в подвижные игры, общался со сверстниками, отдыхал.

Учеба в ее классической форме (за партой, читая учебники и решая в тетрадке задачки) чаще всего проигрывает в конкуренции с играми на компьютере или прогулками в развлекательном центре. И не только потому, что дети неприлежные ученики, а еще и по причине особой организации учебного процесса. Не всякий учитель старается интересно, креативно и ярко проводить уроки.

Не любят учиться слишком активные, инициативные, не приемлющие авторитетов, креативные, опережающие или наоборот отстающие в развитии дети, и те, которые попросту избалованы.

Создать у ребенка правильную мотивацию можно только привив ему любовь к познанию . Такая мотивация является внутренней и положительной. Также к такого рода мотивации относится:

  • удовольствие от самого процесса обучения,
  • стремление к успеху,
  • позитивное общение с одноклассниками и учителями,
  • понимание необходимости учебы для жизни.

Но некоторые родители прибегают к отрицательной и/или внешней мотивации :

  • сверх-важность отметок,
  • учеба – вынужденный долг,
  • материальное или иное вознаграждение за хорошую учебу,
  • избегание наказаний за плохие отметки,
  • престиж, лидерство и другие позиции «над» в классе.

Для формирования такого рода мотивации используются уловки, обещания, обман, запугивание и даже физическое наказание.

Нельзя сказать, что приемы вроде «Будешь хорошо учиться, купим тебе планшет» или «Учись хорошо, иначе получишь у меня!», не работают. Они работают, но явно не во благо ребенку: он начинает учиться прилежнее, но не потому, что ему хочется, не по собственной воле, а с целью принести хорошую оценку, чтобы заполучить «приз» или избежать наказания.

В первом случае ребенок учится манипулировать людьми ради собственной выгоды и ценить материальные блага выше духовных, во втором – формируется установка на избегание неудач и повышенная тревожность.

Причины нежелания учиться

Мотивировать приходится и дошкольников, готовя их к школе, и детей, которые уже учатся, так как у них периодически наблюдается потеря интереса к учебе. Есть мнение, что старшеклассники должны уже сами уметь создавать у себя правильную мотивацию. Конечно, подросток на это способен, но ему тоже важно участие и поддержка родителей.

Чаще всего мотивация пропадает после продолжительных летних каникул, когда ребенок болен или переутомился, но бывают и иные причины.

Самые распространенные причины , почему ребенок не хочет учиться:

  • трудности в общении или конфликты в классе, с детьми из других классов, с преподавателями;
  • в приоритете у ребенка альтернативное занятие (увлечение, хобби, дополнительное образование);
  • безучастность родителей (не помогают ребенку с уроками, не интересуются школьной жизнью);
  • гиперопека родителей (делают уроки за ребенка и требуют полного отчета о том, как прошел день в школе).

Вышеперечисленные причины, можно отнести к разряду внешних факторов . Устранить их можно совершив некоторые активные действия или поступки:

  1. Если ребенок боится учителя, потому что он слишком строгий или по какой-то причине занижает оценки, потребуется беседа с эти учителем или с директором.
  2. Если существует конфликт с одноклассниками, его придется решить мирным путем либо перевести ребенка в другую школу.
  3. Если проблема во внешкольных увлечениях, нужно разобраться какого они характера. Одно дело прогуливать уроки, задерживаясь в художественной школе, а другое – часами играть в компьютерные «стрелялки».
  4. Если проблема в поведении родителей, нужно либо научиться больше внимания уделять ребенку, либо наоборот, давать ему больше свободы и самостоятельности.

Кроме внешних, существуют внутренние причины потери интереса к учебе:

  • страхи,
  • комплексы,
  • психологическая травма,
  • неуверенность в себе,
  • ошибки мышления,
  • «запретные» чувства и прочее.

Например, есть дети, которые имеют предубеждение против учебы: учеба – бессмысленное занятие, получаемые в школе знания не пригодятся в жизни. С такой установкой даже самый покладистый, любознательный, старательный ученик может потерять интерес к учебе.

Ситуация бывает и более глубокой. Например, если в семье случилось несчастье, а ребенок в это время был в школе, у него возникает страх что подобное повториться снова.

Внутреннюю причину нежелания учиться можно установить в доверительной беседе. Ребенок сам ее назовет, главное не упустить этот момент.

Если причина нежелания ребенка учиться глубоко внутри, подпитывается страхами и негативными установками, следует обратиться за консультацией к школьному или детскому психологу .

Мало кто знает, но мотивация к обучению, то есть овладению новыми знаниями и навыками заложена в людях генетически . Человек в древности, научаясь чему-то новому, искренне радовался этому. И в наши дни, как в давние времена, когда удается решить сложную задачку или найти ответ на волнующий вопрос, в организм выбрасываются гормоны счастья.

Зависимость от радости познания может стать настолько сильной, что сроднится с наркотической. Почему же мало кто стремится к такому «полезному наркотику» как учеба?

Дети, которые ходят в школу, потому что «Надо!» и учатся «для галочки», не имеют цели что-то изучить, поэтому не радуются результатам обучения. Мотивированный ребенок рад учиться, поэтому добьется больших успехов, сохраняя живой интерес.

Детям нравится те предметы, которые им интересны , которые они хотят познавать. Таких занятий ждут, и они пролетают за одну секунду. На нелюбимых занятиях приходится скучать , а время, как назло, тянется медленно.

Отсюда первая рекомендация для родителей: чтобы повысить мотивацию ребенка, нужно ему объяснить, что все предметы пригодятся в жизни , даже самые неинтересные и нелюбимые. Слова лучше подкреплять примерами из жизни. Например, рассказать ребенку, который не хочет учить физику, о том, что знания ее законов не раз спасали жизни людей и привести пример.

Вторая рекомендация: снизить значимость оценок . Важны не оценки, а знания. Ребенок должен это понимать, но в тоже время помнить – все знать невозможно. Поэтому какие бы оценки ребенок не получал, и какое бы количество знаний ему не удалось усвоить – главное не это, а то старается он или нет.

Чтобы ребенок хотел учиться, нужно замечать и отмечать его любые, даже самые незначительные успехи и достижения . Это третья рекомендация родителям. Так можно не только стимулировать ребенка стремиться к знаниям, но и раскрыть или развить в нем таланты.

Ругать за плохие отметки или за то, что школьнику никак не дается какой-то предмет бессмысленно, от этого он не станет лучше учиться, а вот уверенности в себе и в том, что родители его любят, поубавится.

Четвертая рекомендация: поддерживать комфортную психологическую атмосферу в семье . Дети очень чувствительны. Они много не знают, но все ощущают. Ребенок чувствует, что между родителями разлад, даже если они не ругаются у него на глазах. Что и говорить о громких ссорах и скандалах! Не менее сложная ситуация когда возникают конфликты у самого ребенка с одним из родителей или всей семьей. Когда в семье есть проблемы, ребенку не до учебы.

Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми , знать и уважать его особенности – пятая рекомендация. Что важнее: оправданные надежды родителей или счастье ребенка, его уверенность в себе, здоровье? Школьник растет психологически благополучным человеком, у него формируется адекватная самооценка, когда знает, что родители его принимают таким, какой он есть и любят, тогда он стремится стать еще лучше.

Чтобы создать положительную внутреннюю мотивацию на учебу у дошкольника , нужно заранее прививать ему любовь к познанию. Занятия по подготовке к школе должны проходить в игровой форме: включать игры, танцы, конкурсы, разминки, лепку, рисование, сказку, эксперименты и многие другие приемы и методики, позволяющие сделать процесс обучения увлекательным .

Для диагностики мотивации дошкольников и школьников психологами разработано несколько методик, которыми можно воспользоваться самостоятельно. Например: анкета школьной мотивации Лускановой, методика определения ведущих мотивов учения Байер, тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» Венгера и другие.

Если Вы хотите глубже изучить тему учебной мотивации, рекомендуем изучить литературу:

  1. Ш. Ахмадуллин, Д. Шарафиева “Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться”
  2. Э. Галински “Я сам! Или как мотивировать ребенка на успех”
  3. Дж. Дирксен “Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным”
  4. Н. Титова “Как мотивировать одним словом. 50 приемов НЛП”
  5. А. Вербицкий, Н. Бакшаева “Психология мотивации студентов”
  6. Л. Петерсон, Ю. Агапов “Мотивация и самоопределение в учебной деятельности” (для педагогов и психологов)
  7. В. Королева “Стиль педагогической деятельности и мотивация младших школьников” (для педагогов и психологов)


Справочники