Особенности медицинской этики и деонтологии в педиатрии. Особенности деонтологии в работе медицинских работников с детьми и их родственниками. Национальный медицинский университет

«Этика деловых отношений» - Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник. – М: Проф. Азбука делового этикета. Деловой этикет. – М: Джон Уайтли энд Санз, 1994. Литература Алехина И. Имидж и этикет делового человека. – М.: Финансы и статистика, 2001. Кабанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник / Кабанов А.Я., Захаров Д.К.; Под ред.

«Основы этики» - «Нюрнбергский кодекс» (1947). Педагогическая. "Вопросы хирургической деонтологии” 1944. Метаэтика. Чем регулировалась деятельность первобытного медика? Этика – наука о природе и сущности морали. Ф. П. Гааз «Спешите делать добро». Медицинская. Van Rensselaer Potter Президент Американской ассоциации раковых заболеваний.

«Человек и этика» - Этика-наука о нравственности. 10 нельзя. Этика. Нельзя делать то, что осуждают старшие- ни на глазах, ни где – то на стороне. Нельзя вступать пререкания со взрослыми людьми. Этика - происходит от греческого "еthos", слово "мораль" - от латинского "mos". Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший.

«Этика» - Каким я должен быть. Этика доверия. Контроль. Этика заботы. Ответственность организации. Индивидуальная этика. Какова моя организация, фирма. Ответственность функциональной роли. Три смысла понятия «этика»: Деловая этика (инструментальная) этические тесты. Какой я специалист в действительности. Социальная ответственность.

«Профессиональная этика» - Копия договора должна предоставляться каждой из сторон, участвующей в договоре. Мы строим организацию, в которой отклонения от этических стандартов и принципов недопустимы. В зависимости от требований законодательства в различное время Кодекс дополнялся статьями и разделами. Занятие промышленным шпионажем не допускается.

«Светская этика» - Известные выражения Аристотеля: В чём смысл жизни? В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты. Б) Правила поведения в армии. Слово «философия» состоит из греческих слов «фило» - любовь и «софия» - мудрость. Ключи. Различают этику религиозную и светскую. Подготовка к беседе с членами семьи.


Этика и деонтология в педиатрии и неонатологии.

^ Деонтология неонатолога

Необходимо сразу подчеркнуть, что деонтологические принципы педиатра должны соблюдаться и неонатологом. Неонатология - молодая наука, и многовековых специфических деонтологических принципов в ней не разработано. Те же, которые были, устарели (например, ввиду высокой смертности новорожденных врач и философ Аристотель рекомендовал давать имя ребенку лишь на 7-й день жизни.

Новорожденный не может сказать о своих желаниях, предпочтениях, неблагополучии, боли, защитить себя. Но поскольку гомеостаз существует не только на уровне организма, но и на уровне вида, рода и даже, несомненно, жизни на Земле, гомеостаз новорожденного достигается путем помощи ему взрослых - родителей, медицинских работников, общества. Именно поэтому столь важно соблюдение в повседневной работе неонатолога принципов биоэтики, медицинской этики.

^ Неонатолог и новорожденный ребенок

Десять п р и н ц и п о в общения со здоровым новорожденным

Перед осмотром ребенка неонатолог должен настроиться на эмпатию (empathia; эм- + pathos - чувство, переживание) - готовность к пониманию психологического состояния другого человека, сопереживанию ему (доминанта на лицо другого, по А.А.Ухтомскому). В настоящее время никто не сомневается в наличии у плода чувствительности - тактильных, звуковых, вкусовых анализаторов, своеобразной психической жизни, в возможности эмоционального дистресса плода и целесообразности дородового воспитания ребенка. Выдающийся философ К.Юнг заметил, что душа, т.е. психика, не может появиться вдруг, в момент родов.

Асептика - ведущий принцип работы неонатолога. Приступая к обходу детей, неонатолог переодевается и надевает чистый халат, снимает кольца, часы, браслеты, обнажает руки до локтя, непосредственно перед осмотром каждого ребенка обязательно моет руки с бактерицидным мылом. В родильной комнате неонатолог должен осматривать ребенка в одноразовых перчатках. Опыт показывает, что ношение маски необязательно, но в родильной комнате - необходимо.

Коммуникабельность - способность вступить в контакт. Первое, что оценивает неонатолог у ребенка, - именно коммуникабельность: вступает ли но ворожденный в контакт с осматривающим. Конечно, не всегда это можно сде лать сразу при первом взгляде на ребенка, но всегда на основании полного ос мотра неонатолог должен сделать по этому поводу вывод. Подчеркнем, что до сих пор медицина, в том числе и неонаталогия, - это и наука, и искусство. Оценка коммуникабельности новорожденного как раз и есть искусство, она требует навыка. Кстати, все хорошие неонатологи во время осмотра говорят с новорожденным, хвалят ребенка - восхищаются его красотой, эмоциональностью (особенно хорошо на это реагируют девочки), крепостью, пропорциональностью и силой (мальчики воспринимают это положительно).

Как ребеночек выглядит? Как, с вашей точки зрения, он себя чувствует! На эти вопросы вы должны ответить при первом взгляде на новорожденного, а затем, в процессе осмотра, убедиться в правильности вашего вывода.

^ Полнота ежедневного клинического осмотра новорожденного по системам - залог успеха в полноте понимания ситуации. . Вообще в момент осмотра полезно задать себе вопрос: в чем же индивидуальность ребенка! Это помогает объективнее понять, что с ним происходит. Чем дольше неонатолог осматривает ребенка, тем больше шансов, что он поймет, что с новорожденным, и поставит правильный диагноз. Неприятные для ребенка манипуляции надо делать в конце осмотра.

^ Поспешайте не торопясь, оценивая неврологический статус новорожденного и формулируя неврологический диагноз, да и вообще любой диагноз; помните о пограничных состояниях (в частности, о транзиторной неврологической дисфункции новорожденных) и о том, что адаптация детей к условиям вне-утробной жизни очень индивидуальна и у разных детей она может быть вариабельна. А.Ф.Тур говорил, что длительность периода адаптации к условиям вне-утробной жизни (т.е. периода новорожденности) у разных детей неодинакова -от 2,5 до 3,5 нед., что определяется динамикой пограничных состояний. Фиксируйте в истории развития пограничные состояния.

^ Забота о рациональном питании ребенка - одна из важнейших для неона- толога. В настоящее время здоровых новорожденных должно прикладывать к груди в первые полчаса жизни. Никаких сосок и бутылочек с питьем в родильном доме! В настоящее время твердо установлено, что оптимальным является совместное пребывание матери и ребенка и кормление его не по часам, а по желанию малыша. Учите мать правильно узнавать желания ребенка!

^ Температурная защита - предмет постоянной заботы неонатолога , в том числе и в момент осмотра ребенок не должен охлаждаться. Никогда долго не осматривайте ребенка не под лучистым источником тепла и не оставляйте его голеньким. Перегревание ребенка не менее опасно, чем охлаждение.

^ Обязательно ознакомьтесь с медицинской документацией матери и ребенка до вашего первого осмотра . Важно знать, как протекала беременность, особенности соматического и трофического статуса женщины до и во время беременности, как питалась мать во время беременности, социальный и образовательный статус семьи. Необходимо беседовать с матерью обо всем вышеизложенном. При последующих осмотрах обязательно поинтересуйтесь, каково впечатление матери и медицинской сестры о ребенке в период, когда вы его не видели, расспросите о его поведении, о том, как он ел, физиологических испражнениях, срыпшаниях, узнайте динамику массы тела.

Проверьте, взят ли у новорожденного материал для скрининг-исследований (на фенилкетонурию, муковисцидоз, врожденный гипотиреоз), сделана ли вак цинация против гепатита В, BCG.
^ Десять принципов выхаживания больного новорожденн ого (помимо вышеизложенных)

При любых манипуляциях с повреждением кожных покровов, интубациях, установке зонда необходимо надеть одноразовые перчатки. Никакие самые современные мониторы не заменят больному новорожденному постоянного наблюдения сопереживающего, сочувствующего (и сострадающего!) медика. Новорожденный чувствует присутствующего рядом сопереживающего взрослого. Не случайно в действующих нормативных документах разрешается индивидуальный сестринский пост в отделении реанимации новорожденных.Столы сестринского поста в палате должны быть поставлены так, чтобы медицинская сестра сидела лицом к детям. Новорожденных, особенно недоношенных, не вылечивают, а выхаживают.

Энергодефицит - условие, при котором новорожденный либо поправ ляется с трудом, либо вообще не может успешно бороться с болезнью. Голодающий ребенок имеет минимальные шансы поправиться. Ежедневно подсчитывайте калораж и оценивайте водную, минеральную, витаминную, микронутри- ентную, углеводную, белковую и жировую нагрузки!

Полипрагмази я - бич отечественной неонатологии. Помните, что чем больше медикаментов назначают больному, тем выше вероятность лекарственной несовместимости, иатрогении. Оптимальный вариант - не назначать более 5 лекарств, при этом важно правильно распределить их прием по времени, чтобы они не снижали эффект друг друга или максимально не ингибировали функцию тромбоцитов. Посиндромная терапия - необходимое условие терапии в отделении реанимации. Всю клиническую симптоматику у больного новорожденного надо объединить в группы, характеризующие поражение той или иной функциональной системы.

^ Принципы при проведении интенсивной терапии:

синдромность;

приоритетность;

этапность;

от простого к сложному;

применение лекарств с очевидным (оцениваемым) эффектом;

принцип обратной связи (проб и ошибок).

^ Полиорганность поражения (а некоторые реаниматологи, на наш взгляд ошибочно, считают, что у любого реанимируемого больного всегда имеются полиорганные поражения) - не аргумент для полифармакотерапии, назначения медикаментов для лечения поражения каждого органа. Никогда не следует забывать основную заповедь врача Noli nocere! (He навреди!).

^ Навыки персонала - ваши навыки по технике осмотра, проведению тех или иных манипуляций определяют успех лечебно-диагностической работы. Высший контролер - ваша совесть! Асептика и антисептика - необходимое условие работы неонатальных стационаров - дело не только администрации, но и, опять-таки, вашей совести!

А.Ф.Тур всегда настаивал на том, чтобы записи в истории болезни (истории развития) делались в палате, непосредственно у постели ребенка. Очень важно, чтобы записи были динамичны, т.е. отражали особенности течения патологии каждодневно и не походили на ежедневные записи: Status idem, Status idem, Status idem, Status idem... Посмертный эпикриз.

^ Информированное согласие матери на терапию ребенка или отказ от нее в настоящее время является необходимым условием лечения.

Профессор-реаниматолог А.П.Зильбер (1998) так резюмирует ситуацию:

· Любой новорожденный, независимо от его состояния, имеет право на реанимацию и поддерживающую терапию. От их проведения могут отказаться родители, объективно информированные врачами, но не сами врачи. При расхождении мнений родителей и врачей тактику ведения новорожденных определяют вышестоящие инстанции и суд.

^ Неонатолог и мать, родственники новорожденного

Индивидуальный подход - залог успешного и плодотворного контакта неонатолога и матери. Важно беседовать с ней с эмпатией (доминантой на лицо другого, по А.А.Ухтомскому), сочувствием, сопереживанием; понять образовательный и социальный уровень женщины, ее страхи, волнения и переживания за ребенка; давать советы на уровне ее понимания. Обратная связь, т.е. осознание доктором, что поняла и усвоила мать из беседы, должна быть непременным условием общения неонатолога и матери.

Составление родословной - крайне желательно. Никогда не давайте оснований для обвинения одного члена семьи другим в болезнях ребенка.

При первом общении чрезвычайно важно завоевать (вероятно, лучше сказать, заслужить, а то все у нас полувоенная терминология) доверие матери, проявив максимальное внимание к ней и больше слушая, чем говоря, ни в коем случае не осуждая. Подробно следует расспросить о соматическом здоровье матери, перенесенных ею болезнях, течении беременности, применявшихся во время беременности медикаментах, традициях питания в семье и о питании во время беременности, профессии, жилищных условиях, состоянии здоровья мужа, о том, как изменился быт семьи во время беременности, о подготовке семьи к приему ребенка, выяснить уровень знаний женщины о кормлении ребенка, об уходе за ним и т.д. Следует выяснить также, какую общеобразовательную педиатрическую, медицинскую и педагогическую литературу она читала. При последующих беседах всегда надо прежде всего интересоваться состоянием здоровья матери: состоянием молочных желез, лактацией, общим самочувствием, возможными волнениями; каково мнение матери о ребенке, его поведении в ее присутствии, активности сосания и прочем - повседневные вопросы педиатра.

Хвалите ребенка матери, подчеркивая его индивидуальность, неповторимость, красоту, ум и т.д.

Оптимистичный настрой в рассказе о больном ребенке обязателен. Не пугайте мать, когда у вас появились какие-либо сомнения, касающиеся состояния здоровья ребенка, но немедленно тактично информируйте мать, если выявлены бесспорные врожденные пороки развития или другая опять-таки бесспорная патология.

Не перекладывайте на плечи матери решение проблем лечения ребенка, если она не может их понять, но, как сказано выше, информированное согласие матери на лечение ребенка - обязательно. При критической ситуации или выявлении тяжелой болезни информирование матери должно быть все же осторожным и по мере возможности содержать оптимистические нотки, поскольку репаративные возможности детского организма очень велики.

Информация матери о состоянии ребенка всегда должна быть честной, в том числе и о возникших осложнениях терапии. Полнота информации матери определяется и ее возможностями понять ее, принять без ущерба для своего здоровья и семейных отношений. Перегружать мать не медика избыточно подробной информацией вредно. В то же время надо постоянно напоминать (внушать) молодым матерям, что воспитание ребенка - повседневный и напряженный труд (хотя и радостный, ибо также повседневно мать получает плату - неповторимый прекрасный эмоциональный ответ ребенка), и у ребенка с теми или иными дефектами материнским, семейным трудом (конечно, при помощи медиков, педагогов, общества) можно добиться многого, а счастливая, полноценная жизнь человека возможна и с болезнью, дефектами. Великое множество таких примеров дает повседневная жизнь, материалы газет, жизнеописания великих людей. Нужно помнить, что нередко физический дефект организма сопровождается более активной работой мозга, а это обеспечивает более полноценную чисто человеческую жизнь.

Соблюдение врачебной тайны - обязательный компонент беседы с родственниками. Необходимо поинтересоваться у матери, кому из родственников и в каком объеме она позволяет рассказать подробности о ее больном ребенке. Иногда мать какую-то часть информации о ребенке хочет сохранить в тайне даже от мужа. Это ее право. Нередко для сохранения семьи, хороших семейных отношений она какую-то часть информации решает на время не доводить до других членов семьи. Повторю: никогда не давайте оснований для обвинения одного члена семьи другим в болезнях ребенка.

Медицинское образование матери в доступной для нее форме - этическая и медицинская обязанность неонатолога.
Педиатрия как самостоятельная медицинская специальность педиатрия начала развиваться в России в 30-40-х годах ХIХ века. Важным этапом в развитии педиатрии явилось открытие в 1834 г. в Петербурге первой детской больницы, носящей ныне имя замечательного рус-ского педиатра Н.Ф. Филатова. В конце XIX века в России появляются первые клиницисты - педиатры - Н.А.Тольский (1832-1891) и Н.Ф.Филатов (1847 - 1902) в Москве, К.А.Раухфус (1835-1915) в Петербурге. Н.А .Тольскому было поручено чтение первого курса детских болезней в Московской университете . Большой вклад в развитие педиатрии внесли советские педишпры В.И.Молчанов и М.С.Маслов. #.И.Молчанов (1868-1959) , профессор 1 -го Московского медицинского института им. И.М. Сеченова, был ближайшим учеником основоположника русской педиатрии Н.Ф.Филатова. Большое значение имели работы В И.Молчанова по изучению острых детских инфекций, ревматизма. Им совместно с профессорами Ю.Ф.Домбровской и Д.Д.Лебедевым написан учебник "Пропедевтика детских болезней", сыгравший большую роль в подготовке врачей.

Долг врачей, наблюдаюищх подростков, которые в недалеком будущем сами станут родителями, состоит в разъяснении не обходим о спш. соблюдении ими здорового образа жизни. От этого во многом зависит здоровье будущих поколений.

Работа врача - педиатра с больным имеет особенности в зависимости от возраста пациента.

Так, новорожденный и ребенок первых лет жизни не в состоянии сообщить о своих ощуимениях, жалобах. Поэтому врач вынужден опираться на анамнез со слов взрослых.

Ребенок более старшего возраста, как правило, не понимает степени опасности его заболевания. Он боится врачей , склонен скрьпь страдание или ввести в заблуждение врача ("диссимуляция").

И, наконец, самым сложным и порождающим наибольшее число конфликтов и недоразумении является психологический барьер между врачом и ребенком, врачом и родственниками. В первом случае врач забывает ощущения, которые испытывает ребенок данного возраста, встречающийся с врачом. Во втором случае врач реже допускает ошибки, когда общается с людьми своего возраста, коль скоро сам имеет детей.

Национальной принадлежности ребенка не всегда уделяется достаточно внимания. Однако, это имеет большое значение в оценке возможного течения заболевания, осложнений и непредвиденных трудностей, возникающих в связи с традиционным питанием, выполнением гигиенических процедур и др.

Объектом подробного изучения и пристального внимания со стороны представителей многих меди ко-социальных специальностей являются подростки. Подростковый возраст - решающий этап формирования личности человека, его отношения к здоровью, образованию, воспитанию, во многом определяющий его дальнейшее будущее. За короткий отрезок времени родители, еще недавно бывшие непререкаемым авторитетом, его утрачивают.

Невозможно избежать трудной ситуации в работе педиатра - общения с ребенком и близкими, когда возможности медицины исчерпаны. Вне зависимости от причины, вызывающей приближение печального исхода (травма, злокачественная опухоль и др.), отношение педиатра к ребенку должно бьипь предельно деонпюлогически правильным .

Психологи выделяют различные варианты психологических характеристик родителей ; правильные, искатели несовпадений, педанты, истерики, скептики, эрудиты, энергичные, героические.

В свою очередь, пациенты выделяют различные типы врачей : обычный, вредный, пожилой, веселый, ученый, странный, артистичный, суровый, начальник, "затюканный", известный, молодой.

Правильный психологический подход - важная составная часть знаний и опыта педиатра Необходимо учитывать в практической работе не только физиологические, но и психологические, возрастные и индивидуальные особенности детей и близких.


«Каждый врач должен сам выработать для себя представление о врачевании, которое в сущности есть умение разместить себя, пациента, науку и культуру во времени и пространстве
А. Ф. Билибин
Этика (от греч. ethos - обычай, характер) - система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению друг к другу, к обществу, Родине на основе общечеловеческих представлений о добре и зле; а также - философское учение о морали, нравственности, как одной из форм идеологии, о ее сущности, законах исторического развития и роли в общественной жизни.
Медицинская этика рассматривает всю совокупность моральных критериев, которыми руководствуется работник здравоохранения в повседневной работе, направленной на удовлетворение потребностей общества и каждого человека в сохранении и укреплении состояния здоровья или возвращении его при болезни.
Медицинская деонтология (от греч. deon, deontos - должное, надлежащее; logos - учение) - совокупность этических норм при выполнении медицинским работником своих профессиональных обязанностей, а также принципов поведения, профессиональных приемов психологического общения с обратившимся к врачу здоровым или больным человеком. Таким образом, деонтология - составная часть медицинской этики, и если этика - методологическое, то деонтология - методическое понятие. Если медицинская этика не несет в себе специфики отдельной врачебной специальности, то медицинская деонтология имеет прикладной характер, обусловленный той или иной медицинской профессией, то есть различают деонтологию акушера-гинеколога, педиатра, терапевта, эндокринолога, андролога, хирурга, судебного медика, онколога, рентгенолога, венеролога и т. д. Деонтологические принципы работы врача выработались веками работавшими до нас поколениями врачей, и знание этих принципов - одно из необ- ходимых условий успешного врачевания. Эти принципы касаются взаимоотношений: врач и больной, врач и родственники больного, врач и коллеги, врач и медицинская сестра, врач и общество, врачебная тайна, деонтология медицинской документации, деонтология научных исследований неприменения новейших научных сведений, део]ртрэдр;(^ де
онтология работы медицинских учреждений. Деонтология не столько изучается студентами как отдельная дисциплина, сколько усваивается во время ЯСего хода учебы в институте, общения с учителями, врачами, пациентами и в дальнейшем всей повседневной врачебной жизнью. Опыт предшествующих поколений врачей, заложенный в принципах медицинской этики и деонтологии, должен срабатывать в повседневной практике еще до того, как врач начинает рассматривать данный конкретный случай заболевания, что поможет и пдциенту, и врачу, то есть он должен, как бы подсознательно, действовать еще до того, как вступает в действие рассудок.
. Несомненно, что медицинская этика, имея свою специфику, в то же время базируется на принципах общечеловеческой этики как методологии «защиты Человека от человека» и осознании человеком целей его жизни.
А. С. Пушкин писал, что умение проявить себя в природном существе есть цризнак совершенства. Каково же природное существо человека? На этот воп- щ на протяжении истории человечества ученые и философы не смогли дать общепризнанного ответа. В последние десятилетия особенно популярна пара- дИїдеа, - «права человека». При, этом акцент делается прежде всего на правах человека, получаемых от общества... В нашей стране эта парадигма антропоцентризма, эгоцентризма стала доминировать, наряду с парадигмой рыночной экономики, после распада социалистического государства - СССР. Однако тысячелетняя история христианства в России привела к несколько иной расстановке акцентов.
Христианская православная этика. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн писал: «Русское общество, всегда стремившееся настроить CBoq бытие в унисон, с требованиями христианского мировоззрения, от века строилось на воспитании в человеке прежде всего осознания своих религиоз- гражданских и семейных обязанностей. Горький опыт междоусобных распрей крепко-накрепко выучйл наших предков: акцент на "права" неизбежно порождает упреки в их несоблюдении, взаимные претензии, обиды и склоки, благородная, на первый взгляд, идея абсолютизации "прав" питает гордыню, Высокоумие и тщеславие, ведет к обособлению, разделению, противопоставлению интересов и, в конечном счете, к сословной и классовой вражде, к войне "всех против всех", по живому рассекающей народное тело» («Самодержавие Духа», СПб, 1996, с. 344). Означает ли сказанное игнорирование прав человека? Нет, конечно, нет. В «Евангелии от Матфея» читаем: «Иисус сказал ему: ¦"Возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим, и всей душой твоею, и всем разумением твоим". Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя". На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мтф. 22: 37-40).
Напомним основные заповеди Ветхого Завета. «Не делай себе кумира. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле... Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твЬего, НИ раба его, НИ рабыни его* ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх., 20: 4-17), а также Нового Завета, сказанные Иисусом Христом в Нагорной проповеди: «Не судите, да не судимы будете; Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего"; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глада брата твоего... Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...» (Мтф., 7:1-5, 12). Из прочитанного понятно, что ни о каком игнорировании прав человека здесь и речи нет, все как раз наоборот.
«Человек сам по себе - микрокосм, малый мир, отражающий в своей таинственной глубине все многообразие вселенной... Две силы действуют в сердце человеческом. Сила первая - Закон Божий, незримо начертанный всемогущим перстом Его на скрижалях нашей души. Совесть - вот неусыпный страж и глашатай этого Закона. Сила вторая - мятежные порывы разруши-тельных страстей: гордыни и властолюбия, тщеславия и алчности, похоти и злобы, зависти и лицемерия. Каждая из двух сил свидетельствует о себе приличным ей образом, пытаясь склонить на свою сторону нашу свободную волю. Здесь - место брани духовной. Здесь решается индивидуальная человеческая судьба и определяется ход мировой истории» - Митрополит Иоанн (Сны- чев), «Русский узел».
Итак, одним из основных догматов христианства является «возлюби ближнего (сак самого себя». Легче любить человечество, чем конкретного человека. М.,Ю. Лермонтов писал о Демоне: «И презирал он человека, хоть человечество любил». Мы все хотим, чтобы окружающие не обращали внимания на наши недостатки, замечая и ценя главное, что в нас есть; но обратная реакция достаточно непроста - видеть прежде всего в окружающем не его недостатки, а достоинства.
«Три добродетели, необходимые христианину для вечной жизни, для спасения: Вера, Надежда, Любовь. Семь грехов смертных для христианина: Гордость. Сребролюбие. Блуд. Гнев. Чревоугодие. Зависть. Уныние. Им же противостоят. Смирение. Нелюбостяжание. Целомудрие. Кроткость. Воздержание. Доброжелательство. Упование» («Молитвослов»). Не случайно идея «культа прав человека» родилась в странах католического мира, ибо если православие зиж-дется на воспитании в человеке радости отдавать, то католичество - на уважении права любого человека получать. Согласно православию дар Божий - получать больше удовлетворения даря, оделяя, уча, чем получая, учась. «Что отдал - сохранил, что сберег для себя - то потерял» - учит православие. «Мое то, что я отдал» (преп. Максим Исповедник). Первичным в сердце че- додаека должна быть любовь к миру, и из нее вытекает долг перед другими Людьми -. основа православия, тогда как по католической трактовке первичен долг перед другими, а любовь - следствие осознанного долга. Эта мысль И» каш взгляд - фундаментальная в «Легенде о великом инквизиторе», где ЙК М. Достоевский гениально показывает крах второй традиции трактовки Христа.
;.»"«Русский религиозный философ В. С. Соловьев считал, что в пріоцессе со-вершенствования человека поддерживают три первичных свойства человеческий природы: стыд, жалость и милосердие, благоговение. Человек стыдится йвеей животности, несовершенства и проявляет половой стыд. Чувство жалости н сочувствия проявляется человеком ко всем живым существам, обнаруживая солидарность с ними, что по Соловьеву является непременным условием общественной жизни, а эти три чувства в совокупности и выражают специфическое отношение человека к тому, кого он считает ниже себя, равным себе и выше себя. При этом надо не только благоговеть перед Богом, но и Почитать предков и учителей. Вина перед чужой болью - одна из основ христианской нравственности, так же, как и любовь - мост между нашим несовершенным миром и миром Творца. «Смысл человеческой любви есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма» (В. С. Соловьев). Архиепископ Лука (профессор, хирург, автор замечательной книги «Очерки гцойной хирургии», Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) писал: «Любовь не может заключаться в себе самой, ибо основное ее свойство - потребность заливаться на кого-нибудь и на что-нибудь, и эта потребность привела к созданию Богом мира» («Дух, душа, тело», СПб., 1995, с. 14). Он также подчеркива- етІчто согласно Священному Писанию органом чувств и особенно высших чувств, высшего подсознания у человека является сердце. Не случайно на большинстве икон Богоматерь держит младенца на левой стороне у сердца.
Каждый человек повседневно сердцем решает: делать ему доброе или злое, хорошее или дурное, и никто за него это решить не может. В народе говорят: -«Сердце подсказало». Сердце каждого человека - арена борьбы добра и зла. Уменьшить зло в мире надо, прежде всего, активным воспитанием собственного сердца и творением добра, а не «борьбой со злом». Там, где мало добра - торжествует зло. В этом смысле у врача уникальная профессия - он ежедневно должен творить добро, с добрым сердцем.
! Митрополит Иоанн (Снычев) напоминал: «К духовным добродетелям относятся искоренение из своего сердца раздражительности, злобы, злопамятства, осуждения и снискание великодушия и терпения, чистоты душевной. Дух, согласно учению Церкви, есть та сила, которую вдохнул Бог в человека, завершая сотворение его. Он есть искра богоподобия, горящая в душе человеческой, возвышая его безмерно надо всякою земной тварью. Совесть - вот первое осязательное проявление духовной жизни» («Нам доверено отече-ство»), - Согласно выдающемуся русскому физиологу Алексею Алексеевичу Ухтомскому, в основе природы человеческого сознания лежит принцип доминанты, а важнейшей доминантой, организующей сознание, является «доминанта на лицо другого»: «Только там, где ставится доминанта на лицо другого как на самое дорогое для человека - впервые преодолевается проклятие индивидуалистического отношения к жизни, индивидуалистического миропонимания, индивидуалистической науки. Ибо ведь только в меру того, насколько каждый из нас преодолевает самого себя и Свой индивидуализм, самоупор на себя - ему открывается лицо другого, сам человек впервые заслуживает, чтобы о нем заговорили как о лице».
С. П. Боткин говорил: «Необходимо иметь истинное призвание к деятельности практического врача, чтобы сохранить душевное равновесие при раз-, личных неблагоприятных условиях жизни, не впадая при неудачах в уныние или самообольщение при успехах. Нравственное развитие врача - практика поможет ему сохранить то душевное равновесие, которое даст ему возможность исполнить священный долг перед ближними и Родиной, что будет обуславливать истинное счастье его жизни».
Великие русские медики С. П.,Боткин, Н. И. Пирогов, И. П. Павлов были православными людьми, горячими патриотами своего Отечества.
Типичными чертами русского народа, согласно митрополиту Санкт- Петербургскому и Ладожскому Иоанну, следует считать:
Соборность - сознание духовной общности народа, коренящееся в общем служении, общем долге.
Державность - сознание каждым ответственности за всех, за нравственное здоровье общества, выраженное в формуле митрополита московского Филарета: «Любите врагов своих, сокрушайте врагов Отечества, гнушайтесь врагами Божьими».
«Всечеловечность», открытость русского характера - отрицание фальшивой национальной спеси, отрицание самоценности национальной принадлежности, готовность бескорыстного соединения с каждым, приемлющим святыни и нравственные устои национальной жизни.
Он писал: «Русская история учит, что общество, желающее сохранить в себе державные черты, должно признавать - верховная власть в стране принадлежит не партии какой-нибудь, не организации или сословию и даже не народу в целом: она принадлежит основополагающим принципам нравственности. "Не лги!", "Не воруй!", "Не блуди!", "Не скупись!", "Не завидуй!", "Не злобься!", "Не гордись!" - вот что должно определять нашу жизнь... Понятие "русский" в этом смысле не является исключительно этнической характеристикой. Соучастие в служении русского народа может принять каждый, признающий Богоустановленность этого служения, отождествляющий себя с рус-ским народом по духу, цели и смыслу существования, независимо от национального происхождения» (Иоанн «Россия, Русь, храни себя, храни!»).
На русском языке человек в ответ на сделанное кем-либо ему добро отвечает «Спасибо», то есть спаси Бог вас. В царской России в паспорте надо было указывать не национальность, а вероисповедание. Ф. М. Достоевский, про- возгласивший: «Мир спасет красота!», прежде всего имел в виду красоту подвига Христа, отдавшего свою жизнь во искупление грехов человечества, красоту христианской любви, которая, по его мнению, и спасет Россию. Западная философия -: философия права, русская философия - философия любви. Любовь - чувственное осознание гармонии и красоты; индивидуальной неповторимости, воплощенности Божественного начала и осмысленности в другом живом существе или явлении природы, творчества в сочетании с ощущением бесконечности жизни и единства мира, в котором все взаимосвязано и требует взаимного понимания, поддержки и помощи.
В 1-м послании от Иоанна Святого Евангелия читаем: «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем», «В любви нет страха, нд совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви» (1-е Ин., 4:16-18).
; Нет ничего более несовместимого с христианской любовью, чем право сильного обидеть, унизить слабого. Конечно, речь идет не только о физической силе, но й; прежде всего, об интеллектуальной и о материальной. Обладатель высокого интеллекта, материальных богатств не имеет права снисходительно, свы- Срка относиться, презирать не обладающих ими. Интеллектуальная мощь - это не только и даже не столько заслуга индивидуума, сколько дар Божий, обязанность служения, долг перед людьми, Отечеством.
Конечно, не следует думать, что сказанное относится лишь к христианской религии. Авиценна (Ибн Сина) еще в X веке писал:
«Заповедны десять вещей для благородного человека, Из которых шесть благородному человеку не присущи: , ^ Зависть, подлость, ложь,
Показ (своей) нужды, слабости и боли.
Когда есть (у тебя) богатство, друзьям руку
Нужно протянуть для даяния и помощи.
Когда же бывает (тебе) трудно, не раскрывай тайны,
Пусть лицо твое пожелтеет от боли».
В Коране сказано, что кто спасет жизнь одному ребенку - спасет мир.
Л. Н. Толстой, как известно, в конце жизни «отпавший» от православия, так изложил заповеди:
1. Не сердитесь и будьте в мире со всеми. ¦ 2. Не забавляйтесь похотью блудной.
Не клянитесь никому и ни в чем.
Не противьтесь злу, не судите и не судитесь.
Не делайте различия между разными народами и любите чужих так же, как своих. ,
Л. H. Толстой различал три вида нравственности:
нравственно то, что служит на пользу моему «я». Это - нравственность дикости; 4
нравственно то, что служит на пользу тому кругу, который есть мой. Это- нравственность варварства;
нравственно то, что служит на пользу всему человечеству. Это нравственность общечеловеческая.
Он писал, что хороший человек живет своими мыслями и чужими чувствами, плохой - своими чувствами и чужими мыслями.
Русская Цраворлавная Церковь подчеркивает: «Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том чрсле путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание...
Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более не согласны с православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания». («Церковь и мир» - Основы социальной концепции Русской Православной Церкви; 2000, II. З - II. 4).
«Рыночная» экономика, доминирующая пока в нашем обществе, основные принципы которой: все на продажу, торгуют все, не продашь - не проживешь, достоинства человека определяются тем, что у него есть, что продать, способствует накоплению материальных ценностей у узкой группы людей, которые даже у них не столько облегчают, сколько отягощают жизнь. Это приводит к «пандемии падения нравственности». Наша сегодняшняя жизнь подтверждает справедливость положения: «В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценивание человеческих ценностей, нематериального мира» (К. Маркс).
Упомянем, что согласно православной этике, бескомпромиссное отношение ко злу, греху, должно сочетаться с терпимостью к тем, от кого они исходят, стремлением помочь им освободиться от греха и зла, прежде всего, осознав их пагубность для бессмертной души человеческой. В недавнем же социалистическом прошлом страны терпимость ко злу (готовность допустить несправедливость, зло ради отстаиваемого абстрактного добра) влекла к нетерпимости к тем, кто виделся как источник греха и зла в тогдашнем понимании. В этом коренное отличие этики православной от этики коммунистической. Основное направление православной этики - попечение о душе, духе человека, а коммунистической (и «рыночной экономики» тоже) - забота о телесной сущности человека.
t
Николай Иванович Пирогов писал: «Быть счастливым счастьем других - вот настоящее счастье и земной идеал жизни всякого, кто избирает врачебную профессию».

ГЛАВА 5 ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА ПРИ УХОДЕ ЗА ДЕТЬМИ

ГЛАВА 5 ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА ПРИ УХОДЕ ЗА ДЕТЬМИ

Уход за больным ребенком является составной частью лечебного процесса и призван обеспечить не только высокую эффективность комплекса терапевтических воздействий, но и, прежде всего, полное выздоровление больного. В стационаре уход за ребенком осуществляется как медицинскими работниками (врач, медицинская сестра), так и родственниками больного. Продолжительность контактов медицинских работников с больным ребенком и ближайшими родственниками может быть различной. Эти контакты иногда продолжаются многие недели или месяцы (и даже годы). Подобные обстоятельства обусловливают строгое соблюдение этико-деонтологических принципов во взаимоотношениях медицинских работников, а также медицинских работников с больными детьми и их родственниками.

Медицинская этика, являющаяся составной частью этики, рассматривает гуманистические, нравственные начала в деятельности медицинских работников. Слово «этика» произошло от греческого ethos - обычай. Именно нормы, правила и обычаи регулируют поведение и взаимоотношения людей в обществе. На этой основе сформулированы наиболее обобщенные понятия морали или этической категории для медицинских работников: долг, честь, достоинство, совесть, счастье.

Принципы медицинской этики должны соблюдаться медиками в их повседневной деятельности.

Долг медицинского работника - оказать помощь больному на самом высоком профессиональном уровне и никогда и ни под каким предлогом не участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья людей.

В круг вопросов медицинской этики входят и проблемы, от успешного решения которых зависят жизнь и здоровье не только ныне живущих, но и будущих поколений. К ним относятся борьба за мир, борьба против создания и накопления средств массового уничтожения, охрана окружающей среды.

Для медицинской сестры долг заключается прежде всего в четком выполнении всех возложенных на нее обязанностей по уходу за боль-

ными детьми, одно из главных - назначения врача: режим, диета, инъекции, раздача лекарственных средств, измерение температуры тела и т.д.

Выполнение врачебных распоряжений будет более эффективным, если медицинская или младшая медицинская сестра работает не формально, а, повинуясь внутреннему стремлению помочь больному, облегчит его страдания, ускорит выздоровление. Все это требует самодисциплины, постоянного совершенствования профессионального мастерства и пополнения знаний.

Немаловажное значение при этом имеет личность медицинской сестры. Если медицинский работник является квалифицированным специалистом, профессионально выполняет свои обязанности, но не умеет наладить контакт с больными, то его действия не принесут должного лечебного эффекта. Проявление заботы, внимания, вежливое и ласковое обращение, добрая улыбка также являются элементами долга, так как помогают ребенку адаптироваться в новой обстановке.

От понятия долга неотделимы понятия чести и достоинства, выражающиеся в соответствующем самосознании личности, т.е. в стремлении медицинского работника поддерживать свою репутацию, добрую славу; понимание общественной значимости своей профессии, профессиональная гордость, желание повышать квалификацию и качество работы.

Понятие «совесть» в отличие от других категорий медицинской этики включает в себя нравственное самосознание человека, ответственность за свое поведение. Совесть теснейшим образом сочетается с такими моральными ценностями, как честность и правдивость, справедливость, уважение прав других людей, выполнение своих профессиональных обязанностей. Понятие «счастье» подразумевает философско-этический ответ на вопрос о смысле жизни, а понятие о счастливой жизни неотделимо от понятия здоровья. Медицинский работник должен видеть высокий смысл своей работы в оказании помощи больным, чувствовать и получать удовлетворение от своей работы.

Медицинская деонтология (от греч. deontos - должное, надлежащее) - совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей. Она входит в раздел медицинской этики, поскольку последняя охватывает более широкий круг вопросов. Деонтология изучает принципы поведения медицинского персонала, направленные

на максимальное повышение эффективности лечения, устранение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности и вредных последствий неполноценной медицинской работы.

Согласно Международному кодексу врачебной деонтологии, выделяют два стратегических требования к врачу и среднему медицинскому работнику: 1) знание и 2) доброжелательное отношение к людям.

Взаимоотношения медицинских работников. В условиях стационара взаимоотношения медицинских работников имеет особое значение. Любое нарушение этики взаимоотношений медицинских работников, невыполнение ими профессиональных обязанностей сказывается на эффективности лечебного процесса. Недопустимо выяснение отношений между медицинскими работниками любых должностей в присутствии больных детей или их родственников. Замечание младшему по должности должно быть сделано тактично. Необходимо соблюдать субординацию в отношениях между медицинскими работниками, т.е. подчинение младшего по должности работника более старшему: младшая медицинская сестра - постовая медицинская сестра - процедурная сестра - старшая медицинская сестра - врач - заведующий отделением.

Медицинские работники не должны вести разговоры на профессиональные темы при больных детях. Важно учитывать, что некоторые отличаются мнительностью, легковнушаемы и у них могут развиться ятрогении, т.е. заболевания, спровоцированные действием медицинского работника и относящиеся к психопатиям.

Отношение к детям. К детям любого возраста отношение должно быть ровным, доброжелательным. Это правило необходимо соблюдать с первых дней пребывания в больнице. Помните, что дети бурно реагируют на ваш приход в группу (палату); после того как вы уйдете, постоянному медицинскому персоналу бывает трудно их успокоить.

Медицинские работники, непосредственно находящиеся среди детей, всегда должны учитывать психологические особенности больных, их переживания, чувства. Дети старшего возраста, особенно девочки, наиболее чувствительны и в первые дни пребывания в стационаре нередко замыкаются, «уходят в себя». Для лучшего понимания состояния детей важно, помимо выяснения индивидуальных психологических особенностей ребенка, знать обстановку в семье, социальное и должностное положение родителей. Все это необходимо для организации правильного ухода за больным ребенком в стационаре и эффективного его лечения.

При общении с больными медицинская сестра испытывает эмоциональное напряжение, иногда вызванное неправильным поведением детей, их капризами, необоснованными требованиями родителей и т.п. В этих случаях медицинская сестра, как и любой медицинский работник, должна сохранять спокойствие, не поддаваться сиюминутным настроениям, уметь подавлять в себе раздражительность и чрезмерную эмоциональность.

Недопустимо разделение детей на «хороших» и «плохих», а тем более выделять «любимчиков».

Дети необыкновенно чувствительны к ласке и тонко чувствуют отношение к ним взрослых. Тон разговора с детьми всегда должен быть ровным, приветливым. Все это способствует установлению между ребенком и медицинским персоналом доброжелательных, доверительных отношений и оказывает на больного положительное влияние.

Большое значение при общении с ребенком имеет чуткость, т.е. стремление понять его переживания. Терпеливая беседа с ребенком позволяет выявить личностные особенности, доминирующее переживание, помогает в постановке диагноза. Нужно не только формально выслушать жалобы больного ребенка, но и проявить теплое участие, соответственно реагируя на услышанное. Больной успокаивается, видя отношение медицинского работника, а последний получает дополнительную информацию о ребенке. Напротив, резкий или фамильярный тон в разговоре создает препятствие для установления нормальных взаимоотношений больного и медицинской сестры. Всегда помните слова выдающегося врача XIX в. М.Я. Мудрова о том, что во время обследования больной сам исследует медицинского работника. Вот почему поверхностный расспрос, недостаточное внимание ко вновь поступившему в отделение ребенку могут вызвать недоверие, повышенную тревожность и настороженность у детей, особенно воспитывающихся в семье и не посещающих детские учреждения.

Взаимоотношения медицинских работников с родителями и близкими больного ребенка. Родители, особенно матери, в большинстве случаев тяжело переживают заболевание ребенка. Мать тяжелобольного в той или иной степени психически травмирована, и ее реакции могут быть неадекватными. Поэтому необходим индивидуальный подход к матери со стороны всех без исключения медицинских работников. Особое внимание должно уделяться матерям, осуществляющим уход за тяжелобольным ребенком в стационаре. Важно не только успокоить женщину словами участия, но и создать ей необходимые условия для

полноценного отдыха, питания, убедить ее, что ребенок получает правильное лечение и находится в «хороших руках». Мать должна понимать важность и правильность назначенных врачом и выполняемых медицинской сестрой манипуляций, процедур и т.п. При необходимости обучают родителей (мать) выполнению отдельных манипуляций, например инъекций, ингаляций и др.

Большинство родителей относятся к медицинским работникам с теплотой, доверием и благодарны им за их нелегкий труд. Однако встречаются и «трудные» родители, которые пытаются грубостью и нетактичным поведением добиться особого внимания сотрудников больницы к своему ребенку. С такими родителями медицинские работники должны проявлять внутреннюю сдержанность и сохранять внешнее спокойствие, что само по себе положительно действует на плохо воспитанных людей.

Большого такта требует беседа медицинской сестры с родителями и близкими больного ребенка в дни посещений и приема передач. Несмотря на загруженность, медицинский работник должен найти время спокойно и неторопливо ответить на все вопросы. Особые трудности могут возникнуть, когда родители пытаются узнать диагноз заболевания ребенка, уточнить правильность проводимого лечения, назначения процедур. В этих случаях беседа медицинской сестры с родственниками не должна выходить за рамки ее компетенции. Она не имеет права рассказывать о симптомах и возможном прогнозе заболевания. Медицинская сестра должна вежливо извиниться, сослаться на неосведомленность и направить родственников к лечащему врачу или заведующему отделением.

Не следует идти «на поводу» у родителей, стремиться выполнить необоснованные требования, например прекратить назначенные врачом инъекции, изменить режим и диету и т.п. Такого рода «отзывчивость» способна принести лишь вред и ничего общего не имеет с принципами гуманной медицины.

Во взаимоотношениях медицинских работников с родителями немаловажное значение имеет форма обращения. Обращаясь к родителям, медицинская сестра должна называть их по имени и отчеству, не допускать фамильярности и не употреблять такие слова, как «мамаша» и «папаша».

Контакты медицинских работников с родителями в детских отделениях тесные и частые. Правильная тактика общения среднего медицинского персонала с родными и близкими больного ребенка создает

должное психологическое равновесие в межличностных взаимоотношениях медицинский работник - больной ребенок - его родители.

Тактика поведения медицинского работника. Уход за ребенком, помимо профессиональной подготовки, требует от медицинского работника большого терпения и любви к детям. Важно иметь представление о степени соответствия психического и физического развития ребенка, знать его личностные качества. Часто болеющие дети уже с раннего возраста выглядят более инфантильными, чем их здоровые сверстники.

Следует помнить, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста нередко возникают страх боли, боязнь белых халатов, одиночества и т.п. В связи с этим у таких детей часто развиваются невротические реакции (недержание мочи или кала, заикание и т.п.). Медицинская сестра должна помочь ребенку преодолеть страх. Необходимо в доверительной беседе с ребенком выяснить причины того или иного страха, рассеять его, ободрить больного, особенно перед манипуляциями (инъекциями, процедурами). Желательно взятие крови из вены, выполнение инъекций и т.п. проводить одновременно недавно поступившим детям и находящимся в стационаре длительное время. Дети в этих случаях, как правило, намного легче переносят незнакомые им манипуляции.

Медицинский работник должен уметь компенсировать детям отсутствие родителей и близких. Особенно плохо переносят разлуку с родителями дети до 5 лет. Однако даже болезненно переживающие временный отрыв от родителей дети довольно быстро привыкают к новой обстановке, успокаиваются. В этой связи частые посещения родителей в первые дни госпитализации могут травмировать психику ребенка. Целесообразно в период адаптации (3-5 дней) не допускать частых визитов родителей, если родители не могут находиться с ребенком постоянно. По окончании этого периода, если родители или близкие родственники в силу каких-то причин не могут регулярно посещать больного ребенка, медицинская сестра должна порекомендовать им чаще присылать письма, носить передачи, чтобы ребенок чувствовал заботу и внимание.

Медицинскому работнику принадлежит ведущая роль в создании благоприятной психологической обстановки в лечебном учреждении, напоминающей ребенку домашнюю обстановку (организация игр, просмотр телевизионных передач и т.д.). Прогулки на свежем воздухе сближают детей, а внимание и теплое отношение медицинской сестры обеспечивают адаптацию больных детей к новым условиям.

Следует поддерживать в коллективе лечебного учреждения доброжелательность, единство стиля и слаженность в работе, что помогает обеспечивать высокий уровень ухода и лечения детей. В коллективе каждый работник имеет свой круг обязанностей. Так, для постовой медицинской сестры обязательны строгое соблюдение распорядка дня и выполнение назначений врача, для младшей медицинской сестры - поддержание чистоты в палатах и опрятного вида детей. Медицинская сестра, находясь среди детей и наблюдая за их поведением и реакциями, должна видеть индивидуальные особенности детей, характер взаимоотношений и т.д. Такая медицинская сестра является хорошим помощником лечащего врача, так как она способствует созданию здоровой психологической атмосферы лечебного учреждения.

Соблюдение этических принципов и норм медицинской деонтологии является обязательным и не зависит от места работы и должности медицинского работника. Нормой поведения медицинского работника является также бережное отношение к общественному достоянию, дружелюбие, чувство коллегиальности, соблюдение дисциплины, добросовестное отношение к труду. Нужно проявлять сдержанность и тактичность, быть взаимно вежливыми.

Очень важно уметь держать себя среди больных и коллег, вести беседу соответственно обстановке и т.п. Любой работающий в лечебно-профилактическом учреждении должен иметь опрятный вид, следить за чистотой своего тела, одежды, обуви, избегать украшений, излишней косметики. Рабочая одежда (халат, колпак или косынка, сменная обувь) всегда должна находиться в образцовой чистоте и порядке, быть установленной формы, принятой в данном учреждении.

Большой вред здоровью малыша наносит курение. «Пассивное» курение, которому подвергается малыш, отрицательно сказывается на его здоровье и развитии. Поэтому в детских лечебно-профилактических учреждениях курение запрещено. К этическим нормам поведения относится также форма приветствия друг друга. К старшим товарищам по работе обращаются только по имени и отчеству.

Этико-деонтологические особенности работы в различных лечебно-профилактических учреждениях. У медицинских работников детских поликлиник контакт с детьми носит долговременный характер, в связи с чем появляется возможность планировать и распределять работу по оказанию медицинской помощи детям на достаточно продолжительное время. Главный раздел работы медицинской сестры в детской

поликлинике - профилактика. В больнице большее внимание уделяют диагностике, лечению и реабилитации.

Во время патронажей на дому медицинская сестра обучает родителей правилам ухода за грудным ребенком, вскармливания, проводит беседы о необходимости профилактических прививок и т.д. Обычный человеческий контакт и профессиональные знания позволят быстро и правильно решать все проблемы, возникающие при уходе за ребенком.

Когда ребенок в амбулаторных условиях получает курсовое лечение (инъекции лекарственных средств, физиотерапевтические процедуры, лечебную физкультуру, водолечение и др.), появляется возможность воздействия на детей с помощью деонтологических приемов. В последние годы во многих поликлиниках организуются стационары одного дня, позволяющие осуществлять лечение больному в полном объеме: регулярно принимать диетическое питание и лекарственные средства, выполнять необходимые лечебные процедуры и т.п. Медицинская сестра, занимая срединное положение в медицинской иерархии, участвует в коллективных лечебных действиях. Закрепить лечебный успех помогают ее душевная чуткость, воспитанность, деликатность.

Иная ситуация возникает, когда ребенок при подозрении на то или иное заболевание, требующее стационарного обследования и лечения, госпитализируется. Это происходит или в плановом, или в экстренном порядке по неотложной или скорой помощи. На этапе госпитализации у медицинского работника относительно мало возможностей для воздействия на больного ребенка и его родителей или близких. Но требуется проявить максимум такта, чтобы укрепить мнение родителей в необходимости госпитализации и обследования больного ребенка.

Более разнообразны взаимоотношения медицинского работника и ребенка в больнице, при этом нужно учитывать профиль стационарного отделения. Наиболее распространенными являются педиатрические отделения, где лечатся дети с заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, почек, органов пищеварения и др. Для большинства заболеваний внутренних органов характерно длительное, хроническое течение, что требует продолжительного лечения и соответственно контакта между больным ребенком, его родителями и медицинскими работниками.

Длительный отрыв от семьи и привычной школьной обстановки у детей старших возрастов может вызывать различные психо-

генные реакции. Это усугубляет течение основного заболевания и создает неблагоприятный психологический фон. Нервно-психические нарушения легко развиваются у детей с тревожно-мнительной настроенностью, особенно в пре- и пубертатном возрастах.

Помимо основного соматического заболевания, обусловливающего разнообразные жалобы, таким детям свойственны неврозоподобные черты поведения: быстрая утомляемость, смена настроения, нередко беспричинно возникающего, плохой сон, головная боль, сердцебиение, необоснованная тревога и т.п. Подобные жалобы наблюдаются у детей с синдромом вегетативной дистонии, болезнями органов пищеварения. Дети, главным образом девочки, «уходят в болезнь». Они длительное время предъявляют жалобы на боли в животе или диспепсические расстройства (тошнота, изжога), хотя объективных данных, свидетельствующих об обострении основного заболевания, нет. Эти больные особенно требуют внимания со стороны медицинских работников, которые должны умело использовать любое психотерапевтическое воздействие.

Следует считаться с характером основного заболевания. Например, у детей с повышенной кровоточивостью (тромбоцитопеническая пурпура, гемофилия) могут легко возникать внутренние и наружные кровоизлияния - в кожу, суставы. Таким больным детям, особенно дошкольного возраста, необходимо постоянное внимание взрослых (мать, бабушка). Дети отличаются непоседливостью, чрезвычайно подвижны. Отсюда высокая возможность травматизации во время игр со сверстниками, при «обычных» ситуациях.

В хирургических отделениях также существуют свои особенности работы с больными. После перенесенного оперативного вмешательства ребенок находится сначала в реанимационном, а затем в хирургическом отделении.

Строгий постельный режим сказывается на самочувствии и настроении детей, особенно младшего возраста. У них возникает повышенная капризность, раздражительность и беспокойство, немотивированное чувство страха. Преодоление этого во многом зависит от постоянного доброжелательного внимания медицинских работников, их профессионального опыта, позволяющего своевременно, на фоне субъективных жалоб, распознать признаки ухудшения состояния больного ребенка. Особого ухода требуют дети, вынужденные неделями и даже месяцами находитьсявпостели (дети стравмами, ортопедическимизаболеваниями и др.). Создание соответствующих условий в отделении, а главное -

индивидуальный подход к каждому больному позволяют лучше преодолевать негативные последствия длительной обездвиженности и способствуют более быстрому выздоровлению. Обязательны ежедневная лечебная физкультура и курсы аппаратной физиотерапии.

Свои особенности имеет работа с детьми, госпитализированными в глазное и оториноларингологическое отделения. Снижение или даже временная утрата зрения и слуха крайне неблагоприятно переносится ребенком и подвергает его опасности возникновения травм, несчастных случаев и т.п. Медицинскому персоналу, работающему с такими детьми, помимо высокого профессионализма и постоянного внимания, должно быть присуще желание и способность понимать психологическое состояние больных.

В еще большей степени сопереживать больному ребенку, соблюдать особый такт в общении с ним обязаны медицинские работники в таких специализированных отделениях, где лечатся дети с новообразованиями, включая острый лейкоз, тяжелыми иммунодефицитными заболеваниями.

Весь медицинский персонал при работе с детьми в инфекционном отделении должен строго следовать этико-деонтологическим принципам. Возможность заразиться от больного и риск возникновения внутрибольничных инфекций обусловливают необходимость проведения комплекса профилактических мероприятий. Особое внимание обращается на содержание больного в отделении, так как многие заболевания требуют пребывания ребенка в боксе. Медицинский персонал должен не только неукоснительно соблюдать правила личной гигиены в процессе ухода, выполнять в полном объеме медицинские процедуры, проводить весь комплекс дезинфекционных мероприятий, но и осуществлять динамичное наблюдение за больными, принимая во внимание их нервно-психическое состояние в связи с полной изоляцией.

Лечебно-охранительный режим в детском учреждении. В нашей стране благодаря работам И.П. Павлова утвердился один из принципов организации лечения - так называемый лечебно-охранительный режим. По существу, это создание оптимальных условий пребывания больных в стационаре. Элементами лечебно-охранительного режима являются: устранение всех неблагоприятных факторов обстановки, обеспечение больным необходимых условий для сна, отдыха, приема пищи, четкое соблюдение правил внутреннего распорядка, борьба с болью, страхом изоляции, боязнью лечебно-диагностических процедур, отвлечение

ребенка от ухода в болезнь, строгое соблюдение психотерапевтических принципов общения медицинского персонала с больным.

Воздействие лечебно-охранительного режима на ребенка начинается уже при поступлении в стационар.

Большое влияние на детей оказывают общий вид больницы, ее расположение, ухоженность территории, где должно быть предусмотрено место для прогулок и игр. Исключительное значение имеет контакт медицинских работников с ребенком в приемном отделении. Помимо хорошей организации труда в этом отделении больницы, от медицинского персонала требуются доброжелательность, чуткое внимание к любому больному и его родителям, оперативность при оказании первой медицинской помощи.

Благоприятное влияние на психику больного оказывают внешний вид и хорошее санитарное состояние помещений приемного отделения, коридоров, палат, столовых, санитарных узлов, игровых комнат и пр. Уборка этих и других помещений больницы должна проводиться в строго регламентированное внутренним распорядком время.

При поступлении ребенка в отделение медицинские работники обязаны проявлять внимание, оперативность в размещении больного, профессионализм, что нередко позволяет избежать осложнений заболевания или исключить нежелательные контакты с другими детьми. Важен принцип рационального размещения больных с учетом их психологической совместимости. Значение имеют возрастные различия, поскольку дети старших возрастов (11-14 лет) благотворно влияют на дошкольников, стремящихся подражать старшим.

В осуществлении лечебно-охранительного режима велика роль правильной организации питания, включая передачи разрешенных продуктов. Вкусная и разнообразная пища, свежие овощи и фрукты, хорошая сервировка стола, благоприятная обстановка при приеме пищи - вот далеко не полный перечень составных лечебного питания в больнице.

Не следует забывать о возможности влияния таких психотравмирующих факторов, как диагностические (взятие крови, эндоскопия) и лечебные (пункция) процедуры.

Врачебная тайна. Медицинский работник не имеет права разглашать сведения о больном, полученные во время обследования, лечения и наблюдения. Не следует вслух высказывать мнение о состоянии больного, возможном прогнозе заболевания, давать оценку применяющемуся лечению и т.п. Особое значение в сохранении врачеб-

ной тайны имеет правильное хранение медицинской документации. Ни один из документов не должен быть источником разглашения врачебной (медицинской) тайны.

Юридическая ответственность. Медицинский персонал несет не только моральную ответственность за охрану здоровья больных и выполнение своих обязанностей. Российское законодательство предусматривает юридическую ответственность врачей и медицинских сестер в следующих случаях:

1)небрежное отношение к своим обязанностям, повлекшее за собой ухудшение состояния здоровья больного, рассматривается как преступная халатность;

2)нарушение санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил, если эти нарушения повлекли или могли повлечь распространение эпидемических и других заразных заболеваний, рассматривается как преступление против здоровья населения;

3)грубое нарушение техники манипуляций, повлекшее за собой смерть больного, рассматривается как непредумышленное убийство;

4)хищение лекарственных препаратов и инвентаря рассматривается как хищение государственной или иной собственности;

5)хищение наркотических анальгетиков рассматривается как особо опасное преступление;

6)неоказание больному помощи лицом, обязанным ее оказать, если в результате этого наступили тяжелые последствия (смерть, тяжелое состояние), рассматривается как уголовное преступление.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Что такое медицинская этика?

2.В чем заключается этический долг медицинского работника?

Общий уход за детьми: Запруднов А. М., Григорьев К. И. учебн. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. 2009. - 416 с. : ил.

В педиатрической практике возникают ситуации, в которых нет определённого решения относительно плана действий. Знание этических теорий и принципов, которые создают фундамент для медицинской практики, полезно для понимания возникающих вопросов. Важно обосновать решения относительно диагностики или лечения согласно этическим принципам и словами, понятными всем заинтересованным лицам.

Принципы медицинской этики следующие :
Не навреди - не причиняйте вред (психологический и/или физический).
Милосердие - утверждённое обязательство делать добро (эти два принципа стали частью медицинской этики со времен клятвы Гиппократа).
Справедливость - честность по отношению ко всем, беспристрастность и равенство при оказании медицинской помощи.
Уважение автономности личности - уважение прав личности принимать информированные и обдуманные решения о себе и в соответствии со способностями.

Правдивость и конфиденциальность - важные аспекты автономности, которые поддерживают доверие, необходимое для взаимоотношений между врачом и пациентом.
Долг - моральное обязательство действовать независимо от последствий в соответствии с законами морали, которые являются общими и одинаковыми для всех, и уважать человека как независимую личность.
Польза - обязательство приносить максимальную пользу как можно большему числу людей.
Права - узаконенные правила морали, например право на жизнь, уважение, образование, которые накладывают моральные обязательства на других.

Не навреди в педиатрии . Дети более чувствительны к причиненному вреду. Это включает их страх перед процедурами, который они не могут выразить словами, потому что слишком малы. Врачи могут причинить вред в результате недостаточного опыта или знаний, особенно если они редко занимаются лечением детей.

Милосердие в педиатрии . Интересы ребёнка превыше всего. В Великобритании это отражено в Акте о детях 1989 г. и в Конвенции ООН по правам ребёнка. Иногда это противоречит праву независимости родителей, например, ребёнку необходимо оказать неотложную помощь, а его родители в данный момент недоступны, или когда социальному работнику представляются свидетельства о предполагаемом насилии над ребёнком.

Справедливость в педиатрии . Это подразумевает гарантированное всестороннее оказание медицинской помощи ребёнку, включающее предотвращение заболеваний и равный доступ к медицинской помощи, несмотря на бедность, языковой барьер и инвалидность родителей.

Автономность в педиатрии . Дети ограничены в правах перед законом, однако эти границы расширяются. Родители являются доверенными представителями для принятия решений от лица своего ребёнка, потому что они всегда выступают в интересах ребёнка, однако могут складываться обстоятельства, например насилие над ребёнком, когда это не учитывается.

Правдивость в педиатрии . Дети, в отличие от взрослых, не всегда осознают происходящее с ними. К примеру, очень легко убедить ребёнка, что процедура будет безболезненной; однако, когда он узнаёт, что ему сказали неправду, в будущем доверие может быть потеряно.

Согласие в педиатрии . Обоснованное согласие требуется для всех медицинских вмешательств, за исключением неотложных или когда требуется экстренное вмешательство для предотвращения серьёзного риска вреда в настоящем или будущем. Это представляет этические и законные основания для действий, которые в противном случае будут физическим насилием или противоречат праву самостоятельного выбора личности.

Обоснованное согласие даётся добровольно хорошо проинформированным, дееспособным человеком. Клиницисты обязаны предоставлять полную информацию для того, чтобы дать возможность дееспособному человеку самостоятельно принять решение, и должны честно ответить на все вопросы. Информацию необходимо излагать ясным и понятным языком. Согласно законам Великобритании согласие на лечение требуется получать, если ребёнку исполнилось 16 лет. Право детей младше этого возраста давать согласие зависит в большей степени от их дееспособности, чем от возраста.

Они могут согласиться на медицинское обследование и лечение при условии, что докажут свою зрелость и рассудительность для понимания и оценки сущности и результатов предлагаемого лечения, включая риски или альтернативные пути. Это известно как право Жиллика. Если ребёнок недостаточно зрелый и рассудительный для того, чтобы дать согласие, эта роль предоставляется человеку, исполняющему родительские обязанности - обычно биологическим родителям, или судье. На практике проблемы возникают, если возникают разногласия между ребёнком, родителями и врачами по проблемам, выходящим за рамки лечения, например контрацепции у детей младше 16 лет.

Когда девочка младше 16 лет просит назначить , оставляя родителей в неведении, специалист может помочь ей, если он уверен в том, что её невозможно убедить проинформировать родителей о своих планах, что она в любом случае намеревается вести половую жизнь как с контрацептивами, так и без них. В такой ситуации приём контрацептивов пойдёт ей на пользу. Такое решение известно как рекомендации Фразера.

В то же время судебные решения не поддерживают детей, отказывающихся от необходимого (по мнению родителей и врачей) лечения, особенно если цель лечения - спасение жизни или предотвращение серьёзного вреда, например трансплантация сердца при острой кардиомиопатии у адекватно мыслящего 15-летнего подростка. Если споры нельзя разрешить переговорами или посредничеством или есть сомнения относительно законности назначений, необходимо проконсультироваться с юристом. Какой бы ни был исход, позиция детей должна быть услышана, а им необходимо объяснить, почему их мнение не принимают во внимание.

Конфиденциальность в педиатрии . Дети обладают таким же правом конфиденциальности, как и взрослые, независимо от их дееспособности. В общем, частная информация о них не должна разглашаться без их согласия или взаимного соглашения, за исключением случаев, когда требуется защита здоровья от серьёзного вреда, например при реальном или предполагаемом насилии над ребёнком.

Интересы пациента в педиатрии . Приоритет благополучия ребёнка - всеобщая этическая и юридическая аксиома. Именно поэтому врачи должны спасать жизнь, восстанавливать здоровье и предотвращать заболевания теми средствами, которые обеспечат максимальную пользу и минимальный вред и которые не нарушают право ребёнка на независимость, насколько это возможно.

Этической и юридической обязанностью родителей считают принятие решений от лица своего ребёнка при условии, что они выступают в его интересах. Возникают споры, что составляет наибольшую пользу и кто должен её определять. Это может потребовать судебного вмешательства, особенно если решается вопрос приостановления или отмены лечения по поддержанию жизни. Судьи обычно придерживаются следующей позиции: в определённых обстоятельствах тяжесть терапии по поддержанию жизни перевешивает её пользу.



Касса