Анализ результатов продуктов деятельности как метод исследования. Реферат на тему:" Анализ продуктов деятельности как метод психолого – педагогического исследования"

Принимая участие в той или иной деятельности, человек проявляет свою осведомленность по каким-либо вопросам, проявляет свою внимательность, наблюдательность, определенные черты своего характера.

Для учащихся, например, продуктами деятельности являются какие-то письменные работы, поделки, рисунки, модели, фотографии и др.

Если работы, выполненные учеником в разное время и на разных этапах обучения, сопоставить, то можно проследить его развитие, способность совершенствовать умения и навыки.

Анализ продуктов деятельности человека достаточно широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества. Осуществляться анализ продуктов деятельности может и в процессе их создания. В ходе наблюдения за этим процессом обнаруживается не только его качество, обнаруживается также динамика, темп работы, отношение к заданию. Подобные наблюдения способствуют не только глубокому, но и всестороннему изучению умственных, эмоциональных, волевых качеств и свойств личности.

Для клинических психологов метод предоставляет очень важный материал при определенных заболеваниях – депрессивные психозы, шизофрения и др.

Разновидности метода

Наиболее распространенным продуктом деятельности человека является текст. Его можно понимать как упорядоченную систему знаков для кого-то и с какой-то целью созданную. В настоящее время варианты текстов понимаются как фиксированная информация – печатная, рукописная.

Науки, изучающие документы для их анализа используют свои методы. Одним из таких методов является контент-анализ. Этот метод, как и сам термин, возник в практике американских журналистов. Сначала его применяли к исследованию специфических материалов, которыми были материалы прессы. Позднее американский социолог Г. Лассуэл исследовал метод и применил его для анализа пропаганды.

Назначение метода заключается в том, чтобы исследователь мог осмыслить текст, передаваемый в процессе коммуникации.

Контент-анализ

Это наиболее разработанный и строгий метод анализа документов. Метод психологического изучения текстов, по содержанию которых можно судить о психологии авторов текстов или тех людей, о которых в них говорится.

Выделение в тексте ключевых понятий или иных смысловых единиц с дальнейшим подсчетом частоты их употребления, является сутью метода. Техника контент-анализа сводится к нескольким действиям:

  • Выделение единиц анализа. При поиске единицы анализа возможны два варианта решения проблемы – за единицу анализа считать символ, либо какой-то объект, о котором есть высказывания в тексте. Этот объект может быть описан при помощи одного слова или при помощи сочетания нескольких слов, т.е. при помощи суждений. Это горит о том, что выделение единицы анализа дело достаточно непростое.
  • Поиск их индикаторов в тексте. Поиск единиц контент-анализа с чисто технической точки зрения, требует отыскания в тексте индикатора выбранных единиц. Это требует от исследователя правильно знать границы возможного применения контент-анализа и не допускать его абсолютизации. Надо действовать конвенционально и руководствоваться своим мнением. И только после выполнения этой операции можно приступить к выполнению следующего этапа;
  • Статистическая обработка. Она заключается в подсчете частоты употребления понятия (при условии учета выделенных индикаторов) или установлении пропорций между различными группами индикаторов. По соотношению частот можно сделать психологические выводы. При анализе текста стандартными единицами в контент-анализе являются:
  1. Слово, термин, символ;
  2. Законченная мысль или суждение;
  3. Тема;
  4. Персонаж;
  5. Автор;
  6. Целостное сообщение.

Метод контент-анализа может использоваться в качестве основного, параллельного и вспомогательного метода.

Особо следует подчеркнуть, что для психолога в равной степени может быть важно то, что вошло в содержание текста и то, что оказалось за его пределами. Важной задачей контент-анализа является установление идентичности содержания, вкладываемого разными авторами в один и тот же термин.

Условия, необходимые при организации анализа продуктов деятельности

Специалисты выделяют целый ряд условий и их обязательное соблюдение при организации анализа продуктов деятельности:

  • Четкая формулировка цели исследования. Например, изучение отношений дошкольников к взрослым и сверстникам, которые проявляются в их рисунках;
  • Выбор испытуемых в соответствии с целью исследования. При этом важно помнить, что от возраста ребенка зависит овладение техническими умениями в той или иной деятельности. В связи с этим отбирают детей, владеющих навыками рисования или конструирования по образцу;
  • Создание одинаковых условий для всех детей изучаемой группы. Это значит, что должны быть подобраны одинаковые материалы для выполнения работы. Например, краски, ножницы, мелки, карандаши, бумага, клей, конструктор;
  • Как и в эксперименте, создание и поддержание естественных условий:
  1. Выбор помещения;
  2. Время проведения;
  3. Создание мотивации на получение продукта;
  4. Самостоятельная работа каждого ребенка при групповом исследовании;
  5. Нельзя вмешиваться в процесс создания продукта, чтобы не повлиять на него;
  • Разработка способов фиксации процесса создания продукта, действий, речи, эмоциональной реакции ребенка;
  • Разработать и заучить наизусть в случае необходимости вопросы к ребенку с целью беседы о полученном продукте. Например, как сам ребенок оценивает свой, скажем рисунок, и почему так оценивает. В этом случае анализ продуктов деятельности сочетается с беседой и поэтому важно помнить о правильной постановке вопросов к ребенку;
  • Разработка критериев оценки полученного продукта в соответствии с поставленной целью исследования.
  • Достоинства и недостатки анализа продуктов деятельности

    • За короткое время собирается достаточно большой фактический материал не только у одного ребенка, но и группы детей;
    • Возможность получать качественные и количественные характеристики особенности психики детей метода:
    1. Регуляция рисовальных движений руки;
    2. Скорость удара;
    3. Скорость изображения формы;
    4. Точность размаха движений;
    5. Точность направления при рисовании линий и др.
  • Возможность многократного повторения;
  • Сохранение естественности, что означает – ребенок не знает, что с ним проводится исследование.
  • К недостаткам метода относится:

    • Применение возможно только тогда, когда ребенок уже овладел определенным видом деятельности;
    • Обработка полученных данных трудна. Это связано с необходимостью наличия специально разработанных схем анализа. Умение исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта.

    Известно, что человек обнаруживает в деятельности свои знания, умения и навыки, способности, психические процессы, черты характера и т.п.. Поэтому на основании анализа продуктов ее деятельности можно определить различные психические качества и свойства личности, уровень их развитияу.

    Этим методом широко пользуются в исторической психологии для изучения психологии человека в прошлом, что невозможно для непосредственного наблюдения или экспериментирования, с целью понимания закономерно ностей психологического развития человека, опираясь на закономерности ее общественно-исторического развития.

    Метод анализа продуктов деятельности широко используется в возрастной психологии. Продуктами деятельности детей является выполненные ими письменные работы, поделки, рисунки, модели, фотографии и т.п.. Сопоставление работ, выполненных учеником в разное время, на разных этапах обучения, позволяет проследить его развитие, формирование умений и навыков, особенности проявления творчества тощщо.

    Метод анализа продуктов деятельности можно использовать и в процессе создания продукта. Наблюдая за процессом, можно выявить динамику формирования замысла, темп работы, особенности умений и навыков отношение к выполнению задания и т.п.. На основании таких наблюдений можно сделать вывод о развитии умственных, эмоциональных, волевых и индивидуально-личностных качеств и свойств личноститі.

    26 методов опроса

    Опрос - чрезвычайно распространенный прием психологических исследований. Это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственной (беседа, интервью) или опосредованной (анкета) психологической в взаимодействия исследователя и опрашиваемого (респондента).

    Метод опроса - универсальный. Он позволяет исследователю за короткий промежуток времени получить большое количество информации. Преимуществом этого метода является также легкость применения и обработки данных

    зависимости от особенностей процедуры проведения различают следующие разновидности опроса:

    1) групповое (одновременный опрос всей группы) и индивидуальное (предполагает опрос каждого респондента в отдельности);

    2) глазное (при условии личного контакта с респондентом) и заочное (без личного контакта с респондентом);

    3) устное (информация фиксируется исследователем) и письменное (респондент сам заполняет анкету или опросник)

    Сфера применения опроса в психологических исследованиях достаточно широкая. Прежде всего, это главный способ сбора первичной информации о взаимосвязи переменных, которые изучаются. Если программа исследования предусматривает экспериментальную процедуру, опрос может использоваться с целью выявления главных критериев экспериментальной и контрольной групп как до начала эксперимента, так и после его закончи. Энння.

    Наконец, опрос помогает уточнять, расширять и контролировать данные, полученные с другими методами, так и путем той или иной формы опроса

    Среди устных методов опроса чаще применяемыми являются беседа и интервью

    Беседа-это метод получения информации посредством вербальной коммуникации в ходе свободного диалога между исследователем и исследуемым на определенную тему. Беседа не ограничена во времени и, кроме того, здесь существует двосто оронний связь между исследователем и респондентомм.

    Интервью - это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. При проведении интервью двустороннюю связь ограничен, интервьюер только ф фиксирует ответы респондента, сохраняя нейтральную позициию.

    Для успешного проведения беседы или интервью необходимо создать дружественную атмосферу. И здесь большое значение имеют вступительное слово и первые вопросы исследователя, которые должны вызвать у опрашиваемого доверие и ба ажання сотрудничать. Рекомендуется начинать беседу с нейтральных вопросов, опираясь на достижения единства мнений относительно очевидных фактеів.

    Рассмотрим наиболее распространенные разновидности интервью, которые используются в практике психологических исследований

    По количеству опрошенных и целью исследования интервью делятся на индивидуальные, групповые и массовые

    Индивидуальные интервью, как правило, являются свободными, нестандартизированными. Главная их цель - изучение личностных характеристик данной личности. Этот вид интервью разделяют на клинические, глубинные, фокусированного ни. Клинические интервью направлены на выявление акцентуаций личности, поиск стрессогенных факторов, причин негативных психических состояний и т.д.. Глубинные интервью - на выяснение событий и переживаний опрашиваемого ого в прошлом, находится в глубинах его памяти фокусированного интервью концентрирует внимание опрашиваемого на конкретной жизненной события, проблеме, которые имеют для него значениечення.

    Групповые интервью проводятся одновременно со всей группой, в полувольных форме, предусматривают проведение групповой дискуссии по определенному кругу вопросов. Индивидуальные мнения членов группы при высказывании их в игру. УПИ могут быть значительно искажены в силу конформизма, групповой солидарности, под влиянием лидера и т.п.. Поэтому целесообразно сочетание индивидуального и группового интервью ""ю.

    Массовые интервью предназначены для исследования массовых явлений; общественного мнения, настроений, социальной напряженности и т.д.. ЕНоель определяет такой вид интервью как"устное стандартизированное опрос людей, видибра аних по статистической признаку", заранее запрограммировано до деталей опроса"по схеме", хотя для самих опрашиваемых оно может восприниматься как"живая, частная и достаточно непринужденная в силу анонимности бы эсид"Массовое интервью максимально формализованное. Стандартизация касается не только последовательности и формулировки вопросов, но и возможные варианты ответоваріантів відповідей.

    Большое значение для проведения устного опроса имеет умение фиксировать информацию. Одним из решающих факторов, который дает возможность исследователю глубже понять опрашиваемого, есть дословная фиксация ответствен идей. При этом использование магнитофона нежелательно, поскольку это сковывает действия респондента и сказывается на искренности его ответаей.

    Широко применяемым есть и метод письменного опроса - анкетирование, которое осуществляется с помощью структурно организованных опросников (анкет). При этом исследователь имеет возможность одновременно опросить любую ки илькисть лиц. Другая его преимущество заключается в сравнительно легкой статистической обработке собранного материалалу.

    Однако исследователю следует помнить, что составление анкеты - процесс достаточно сложный и требует определенного уровня профессиональной подготовки

    Необходимо учитывать и специфику письменного опроса. Технология в этом случае такая. На первой странице анкеты указывается организация, которая проводит опрос. Далее идет вступление - обращение к опитуваног го, где указываются цели исследования, объясняется, почему опрашиваемый должен ответить на вопросы анкеты. Учитывая, что анкетирование основном проводится анонимно, это обращение должно быть лаконичным и вежливым. В конце анкетного бланка всегда выражается благодарность опрашиваемогоаному.

    Перед составлением анкеты нужно хорошо продумать форму вопросов зависимости от решаемых задач вопросы могут быть открытые и закрытые вопросы называется закрытым, если в его формулировке городов титься перечень возможных вариантов ответов или дихотомическая форма ответов (да, нет). Открытые же вопросы предполагают, что ответы будут даваться респондентом в свободной формрмі.

    Кроме того, вопрос различаются по способу интерпретации и могут быть поставлены прямо или косвенно. Прямое вопрос формулируется в личной форме и направлено на получение непосредственной информации й. Косвенные вопросы высказываются в безличной форме и используются при изучении интимных сторон жизни опитуваногго.

    Когда состоит анкета, необходимо придерживаться таких общих правил:

    Набор вопросов должно быть логически согласованный с главной проблемой исследования и составлять определенным образом организованную последовательность;

    Формулировки вопросов должны быть ясными и четкими, а текст вопросов понятным респонденту, соответствовать уровню его знаний и образованности;

    Формулировать вопрос следует так, чтобы обеспечить правдивость ответов;

    До анкеты включаются существенные вопросы, ответы на которые исследователь может получить только путем анкетирования;

    Вопросы должны вызвать интерес респондентов, стимулировать их желание соответствовать (поэтому в начале следует ставить простые вопросы, постепенно переходя к более сложным)

    Размещенные одно за другим вопросы образующих определенную структуру опросника анкеты или интервью. В этой структуре можно выделить три больших блока. Первый - вводная часть, в которой содержится обращение к оп питуваного, цель опроса, отмечается его анонимность, способ заполнения анкетыти.

    Основная часть - самая большая по объему, содержит вопросы, раскрывающие проблему исследования. Третья часть опросника содержит социально-демографические данные респондента, что позволяет при следующей обработке информации выявить причинно - следственные связи между ответами респондента и социально-демографическими параметрами (возраст, пол, семейное положение, финансовое положение и т.п.).

    Опрос экспертов отличается от других видов опроса уровнем компетентности опрашиваемых в проблеме, а также процедурными моментами, связанными с отбором экспертов и анализом полученной информа ции. Экспертный опрос имеет особую значимость как один из способов проверки валидности методик, а также в прогнозировании массовых объявлениящ.

    Перед применением анкеты следует проверить ее на пригодность для целей исследования. Для этого проводится пилотажное исследование, в ходе которого уточняются и, если требуется, переформульо овуються вопрос. Результаты опроса должны быть надежными и обоснованными. Одним из способов проверки надежности анкеты является повторное проведение анкетирования через какой-то промежуток времениасу.

    Надежность информации, полученной методом опроса, обеспечивается разделением вопросов на главные и контрольные. О главные вопросы уже шла речь. Что касается контрольных, то они применяются для ус овлення правдивости ответов на главные вопросы и часто имеют форму открытых косвенных запитаннь.

    Анализ продуктов деятельности – система процедур, направленных на сбор, систематизацию и толкование продуктов деятельности человека. Продукты – те материальные и идеальные проявления активности: рисунки, дневники, литературные произведения и пр.

    АПД может использоваться как самостоятельный исследовательский метод, а может входить в состав других методов (напр., биографического исследования).

    Виды продуктов деятельности

    Анализ продуктов деятельности предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (шизофрении, маниакально-депрессивном психозе и т.д.) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.

    Образец нейропсихологического анализа продуктов деятельности больного представлен в книге А.Р. Лурии "Потерянный и возвращенный мир". Все изложение построено на основе изучения и интерпретации дневниковых записей и рисунков человека, перенесшего ранение в одну из третичных зон коры левого полушария головного мозга.

    Проективный метод является методом "промежуточным" по своему статусу между психологическим измерением (тестированием) и анализом продуктов деятельности. Процедура применения любой проективной методики такая же, как и любого другого психологического теста. Испытуемому дается инструкция выполнить определенное задание: нарисовать картину, составить рассказ по рисунку, дополнить предложение. Экспериментатор управляет его действиями, т.е. ведет беседу, предъявляет задания в определенной последовательности и т.д. Но, в отличие от традиционного тестирования, акцент переносится на процедуру анализа и интерпретации продуктов деятельности испытуемых. Согласно классификации Л. Френка (1939), проективных методик изучения продуктов творчества не так уж и много: тест "Рисунок дома", тест Гудинаф и Маховер ("Фигура человека"), тест "Рисунок дерева" и т.д. Но в той или иной мере анализ продуктов деятельности прослеживается и при интерпретации результатов других проективных тестов. К их числу можно отнести ТАТ, тест Розенцвейга, тест "чернильных пятен", анализ почерка и т.д.

    Все проективные тесты сближает набор признаков:

    1) неопределенность материала или инструкции к заданию;

    2) "открытость" множества потенциальных ответов - принимаются все реакции испытуемого;

    3) атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора;

    4) измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой.

    Эти особенности процедуры сближают проективные тесты с тестами креативности. Не случайно Роршах первоначально предназначил тест "чернильных пятен" для исследования воображения как психической способности. Более подробно особенности проективных тестов рассмотрены в известной монографии Е.Т.Соколовой "Проективные методы исследования личности" (1980).

    Другой разновидностью анализа продуктов деятельности является контент-анализ .

    Контент-анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Этот метод широко распространен не только в психологии, но и в других социальных науках. Особенно часто он используется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации. Разработка метода контент-анализа связана с именами Г. Лассуэла, Ч. Осгуда и Б. Берельсона, автора фундаментальной монографии "Контент-анализ в коммуникационных исследованиях". Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются:

    1) слово (термин, символ);

    2) суждение или законченная мысль;

    4) персонаж;

    6) целостное сообщение.

    Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.

    Существует несколько способов обработки данных контент-анализа.

    Простейший - регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Исследователь может сопоставлять частоту появления тех или иных единиц в разных текстах, определять ее изменение от начала сообщения до его завершения и т.д. Вычисляются "коэффициенты неустойчивости" встречаемости, или "удельные веса" тех или иных единиц.

    Второй тип анализа - построение матриц совместных появлений единиц контент-анализа в текстах. При этом, например, регистрируются частоты независимой встречаемости единиц А и В в разных сообщениях. Вычисляется условная (теоретическая) вероятность совместной встречаемости, равная Р (АВ) = Р (А) х Р(В). Затем регистрируется частота совместного появления этих двух единиц в одном сообщении. Сравнение эмпирической частоты совместного появления двух единиц с теоретической (условной) вероятностью их встречи дает информацию о неслучайности или случайности их появления в текстах.

    Можно сравнивать и матрицу эмпирической встречаемости разных единиц с теоретической матрицей. Процедура предложена Осгудом и широко распространена в психологии коммуникации и пропаганды.

    Контент-анализ используется при анализе результатов применения прожективных тестов, материалов беседы и т.д. Несмотря на громоздкую процедуру, контент-анализ обладает массой достоинств: нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых; данные проверены на надежность; этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т.д.

    Контент-анализ в последние годы приобрел "второе дыхание" в связи с развитием психосемантики, методов многомерного анализа данных и применения ЭВМ для исследования больших массивов информации.

    Среди методов изучения личности претендента на вакантную должность работники кадровых подразделений могут избрать и такой незаслуженно забытый метод, как анализ продуктов деятельности. Этот метод хорош при изучении кандидатов на вакансию, но более эффективен при изучении работников, претендующих на другую должность или выдвигаемых в резерв руководящих кадров.

    Анализ продуктов деятельности - это метод изучения личности, позволяющий опосредованно изучать ее психологические особенности по практическим результатам (продуктам) деятельности. Суть его состоит в реконструкции свойств личности по конечным и промежуточным результатам деятельности. Специфика этого метода заключается в том, что исследователь может не вступать в непосредственный контакт с человеком, а иметь дело только с продуктами его предыдущей деятельности.

    Метод анализа продуктов деятельности зачастую недооценивается, поскольку сотрудники кадровых подразделений, не зная, что же именно изучать, иногда отождествляют этот метод с его частным случаем - изучением результатов труда . Поэтому, когда речь идет о данном методе, преимущественно имеют в виду только вещественные продукты деятельности человека, т. е. то, что работник производит непосредственно на рабочем месте.

    Но продукты деятельности могут быть отнюдь не только вещественными (как и сама деятельность - не только предметной) и производиться не только на рабочем месте.

    Рассматривая деятельность как форму психической активности личности, в психологии, кроме основных видов деятельности (игра, учеба и труд), выделяют и такие формы деятельности, как внешняя и внутренняя, практическая и духовная, предметная и мыслительная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная . Кроме того, различают материально-производственную, социально-политическую, управленческо-организационную, научную деятельность. Следовательно, и продукты (результаты) деятельности могут быть различными. Результатом, например материально-производственной деятельности, может быть создание материальных благ, изменение и развитие вещественно-предметной среды, результатом социально-политической деятельности - преобразование общественных институтов и отношений, духовной - изменение форм общественного сознания, научной - возникновение новых идей и теорий, коммуникативной - формирование межличностных отношений и т. д.

    Именно в разнообразии форм и видов деятельности и в еще большем разнообразии продуктов деятельности состоит одна из основных сложностей использования этого метода на практике. Вторая сложность заключается в том, что анализ продуктов деятельности относится к методам, в которых существует нестандартизированный переход от признаков к выводам. Такой переход не алгоритмизируется и, следовательно, качество выводов в значительной степени зависит от подготовки и квалификации самого исследователя, от его способности замечать и анализировать разные «мелочи». Очевидно, именно поэтому в книгах, посвященных вопросам кадрового отбора, метод анализа продуктов деятельности только упоминается, обозначается как один из возможных методов изучения кандидатов на вакантную должность, но не описывается детально как, например, методы психологического тестирования. Попробуем восполнить данный пробел.

    Для использования метода анализа продуктов деятельности можно провести их своеобразную классификацию и сгруппировать в несколько категорий: материальные или вещественно-предметные, документально фиксированные и функциональные . Остановимся на этих категориях более подробно.

    Материальные или вещественно-предметные продукты деятельности

    К ним в первую очередь можно отнести продукцию, производимую на производстве . Предметом рассмотрения в этом случае может быть тот вклад в продукцию, который работник вносит в нее в соответствии со своими должностными обязанностями. Это может быть количество и качество выпускаемой продукции, наличие и количество бракованной продукции, характер и особенности брака. Сюда же относятся созданные работником инструменты и приспособления, результаты его графического труда - рабочие чертежи, схемы, рисунки, карты и т. д. Такие продукты деятельности являются по своей сути результатами труда работника, и их анализ, как правило, затруднений не вызывает.

    Сложнее анализировать такие вещественно-предметные продукты деятельности, которые можно отнести к так называемым побочным результатам и которые напрямую не связаны с выполнением работником должностных обязанностей, но непосредственно влияют на их выполнение или свидетельствуют об отношении работника к выполняемой работе.

    Это могут быть варианты оформления рабочего места, рабочего кабинета . Сюда можно отнести и порядок расстановки папок с документами в кабинете, книг в личной библиотеке и даже такую мелочь, как размещение инструментов в мастерской или специй на кухне. Эти мелочи многое могут рассказать о собранности человека, его педантичности, предусмотрительности, об его умении (или неумении) планировать и организовывать собственную работу.

    Например, если на рабочем месте наблюдается полное отсутствие личных вещей (даже ручка и карандаш сугубо офисные), то, скорее всего, работник относится к своей работе только лишь как к средству зарабатывания денег. Слишком большое количество вещей, не имеющих отношения к выполнению должностных обязанностей, очевидно, будет свидетельствовать о том, что человек на рабочем месте занимается чем угодно, но только не своей работой. При помощи вещей сотрудник может также обозначать «свою» территорию, вторжение на которую будет вызывать у него негативную реакцию.

    Часто говорят: если хочешь узнать, что творится в голове у женщины, посмотри в ее сумочку. То же самое, несколько перефразировав, можно сказать о руководителе и его рабочем столе. Не могут мысли руководителя «двигаться стройными рядами», если его рабочий стол завален горами бумаг. Более того, с большой долей вероятности можно утверждать, что у такого руководителя будут периодически «теряться» необходимые документы, не выдерживаться (а иногда и срываться) сроки выполнения отдельных мероприятий, «забываться» принятые решения и т. д. Такой руководитель сможет справиться со своей работой только тогда, когда рядом будет находиться помощник-«нянька», следящий за всем. Возникает вопрос: а нужен ли такой руководитель? Возможно, его помощник с руководящими функциями справится лучше? Ведь если человек не может упорядочить собственную работу, то как он может организовать работу и взаимодействие других? Другая крайность - абсолютно чистый рабочий стол руководителя. На наш взгляд, комментарии здесь излишни.

    «Побочным результатом» труда могут быть и сшитые сотрудником номенклатурные или архивные дела , которые ведутся практически в любом делопроизводстве. Показателями небрежности, незаинтересованности в работе будут перепутанные страницы, ошибки в нумерации, слабо затянутые нитки, выпадающие листы и т. д.

    К категории вещественно-предметных продуктов деятельности относятся также продукты, которые никак не связаны с трудовой деятельностью, а являются результатом реализации увлечений человека, т. е. изделия домашнего прикладного творчества . Это могут быть какие-либо поделки (например, деревянные статуэтки, собственноручно собранные приемники или модели самолетов), предметы домашнего обихода (декоративные полочки для книг, вязаные вещи), предметы интерьера (картины, фотографии и т. д.).

    Кроме качества, практичности, полезности изучаемых вещей (продуктов деятельности), здесь важно обратить внимание на то, когда и почему они производятся. Ведь один человек делает полки для книг изредка и только потому, что не хватает денег на покупку готовых, другой - потому что хочет, чтобы его полочки отличались оригинальной конструкцией, а третий занимается этим постоянно просто потому, что любит что-то мастерить. Одна сотрудница будет вязать шапочки, выкраивая время в обеденный перерыв или перед сном, чтобы ее дети носили что-нибудь яркое и красивое, а другая - вечерами, сидя перед телевизором, потому что вязание успокаивает ее после рабочего дня. Различные причины будут свидетельствовать о разных особенностях личности.

    Документально фиксированные продукты деятельности

    К этой категории относятся разнообразные документы , составленные или проработанные и подписанные работником, а именно: приказы (распоряжения), резолюции на поступивших документах (если изучается руководитель), планы и отчеты, докладные записки, заявления, деловые записи в «сменных» журналах, разнообразные публикации, методические разработки, рецензии, отзывы и т. д. Но это могут быть и другие, более личные документы, например, рабочие тетради, конспекты, личные деловые дневники, записки сослуживцам, пометки на документах или на полях книг, письма (преимущественно деловые).

    По содержанию таких документов можно изучить умение излагать мысли в письменном виде, стиль изложения, эрудицию человека, его грамотность. По оформлению и внешнему виду документов можно судить о его пунктуальности, внимательности, отношении к делу и к подчиненным (если изучается руководитель). Ведь даже резолюция может быть написана от руки (писал сам руководитель) или напечатана (готовил резолюцию помощник), написана на отдельном листе (бланке резолюции) или на самом документе. Кроме того, резолюция может быть написана на свободном месте в начале или в конце документа (чтобы удобнее было ее разбирать) или поверх готового текста («мне так нравится, а если вам не все понятно, то это ваши проблемы»). Также вместо необходимой резолюции может стоять только подпись руководителя, которая будет свидетельствовать о том, что он ознакомился с содержанием документа, но не готов (не хочет, не может или не способен) взять на себя ответственность за принятие решения по изложенному в документе вопросу.

    Многое может сказать об авторе приколотая к документу записка, написанная на клочке бумаги. Не менее красноречивыми будут и пятна от чашек, бутербродов или грязных рук, появившиеся на документе после работы с ним некоторых работников.

    Получить дополнительную информацию о человеке зачастую можно даже тогда, когда на документе он ставит только подпись. Рассмотрим реальный пример. Один из заместителей, претендующий на вакантное место первого руководителя и являясь исполняющим обязанности руководителя предприятия, подписал два письма в вышестоящую организацию. Разница во времени подписания этих писем - две недели. Содержание писем - взаимоисключающее (но это можно объяснить тем, что готовились они в разных структурных подразделениях). При этом в более позднем письме нет никаких упоминаний о предыдущем.

    Что можно сказать о человеке, претендующем на руководящий пост, проанализировав эти письма? Здесь возможны несколько вариантов:

      руководитель не читает документы перед тем, как их подписать;

      если и читает документы, то не вникает в их содержание;

      если и вникает в содержание, то не помнит ранее подписанных документов, а следовательно, не полностью владеет информацией, касающейся предприятия;

      если и владеет информацией, то легко поддается переубеждению со стороны подчиненных, а следовательно не имеет своего мнения и четкого видения решения проблемы.

    Конечно, за две недели могли произойти изменения, приведшие к принятию другого решения. Но в таком случае во втором письме должны были содержаться упоминания об этих изменениях. Поэтому, независимо от того, какая из рассмотренных причин привела к подписанию писем, вывод может быть один: данный претендент не способен эффективно выполнять обязанности первого руководителя предприятия. К счастью, именно такое решение и было принято вышестоящей организацией.

    Следует отметить, что если документы содержат большой объем текста или написаны от руки, то при необходимости можно провести более углубленное их изучение, используя, например, методы контент-анализа, психолингвистического анализа текста или психографологического анализа почерка, которые можно рассматривать как частные разновидности метода анализа продуктов деятельности.

    К категории документально фиксированных продуктов деятельности можно отнести и результаты труда по упорядочению вещественных и информационных материалов . Это могут быть, например, подобранные человеком информационные материалы, разнообразные каталоги, описи, картотеки и библиографические указатели. Анализируя такие продукты деятельности, можно, например, изучать мышление человека, его собранность, усидчивость, способность к монотонной работе.

    Не менее интересную информацию о работнике могут дать и такие документально фиксированные продукты деятельности, как социальные преобразования . И хотя сам человек часто может не иметь отношения к таким документам, как приказы, распоряжения и т. д., но именно в них, как правило, фиксируются продукты его социально-общественной деятельности. Здесь подразумеваются созданные человеком организации или предприятия, их подразделения, отобранные и подобранные им работники, внедренные и функционирующие организационные системы и т. д. Одни подбирают сотрудников по принципу профессионализма, другие - по высокой обучаемости, третьи - по принципу личной преданности. Один руководитель внедряет жесткую систему контроля использования рабочего времени сотрудниками, другой - гибкий график рабочего времени, третий - не обращает на это внимания. Следовательно, скорее всего, первый придерживается авторитарного стиля руководства, второй - демократического, третий - либерального.

    • Курмалеева Лилия Хамзеевна , студент
    • Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского
    • КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
    • МЕТОД
    • АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД

    В данной статье представлена характеристика метода анализа продуктов деятельности. Проведен анализ источников, на основе которого определены сущность и эффективность проективного метода и метода контент-анализа. Также в статье представлены определения следующим понятиям: анализ продуктов деятельности, проективный метод, контент-анализ. Дан ответ на вопрос: "В чем заключается актуальность в применении данных методов?".

    • Художественная литература как один из путей повышения интереса к английскому языку у подростка
    • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
    • Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности
    • Психологические знания работников медицины как фактор повышения качества медицинских услуг

    Тема данной статьи является актуальной, поскольку с помощью применения метода анализа продуктов деятельности выясняется готовность ребенка к школе, диагностика интеллектуальной сферы, эмоциональные личностные особенности детей и взрослых, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности.

    Целью данной работы является изучение специфики «анализа продуктов деятельности».

    Давайте определимся, что это за понятие. Анализ продуктов деятельности (творчества) - метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т. д.) продуктов деятельности. Этот метод часто (и часто интуитивно) используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, комментариев, выступлений, рисунков и т. д. Однако в целях научного исследования метод анализа продуктов деятельности (творчества) предполагает определенную цель, гипотезу и способы анализа каждого специфического продукта (например, текста, рисунка, музыкального произведения).

    В связи со спецификой предмета педагогической психологии одни методы могут использоваться часто, а другие-реже. Анализ продуктов деятельности обучающихся их творчества, беседа, тестирование, анкетирование являются тоже доступными и часто применяемыми в педагогической психологии. Анализ продуктов деятельности чаще всего используется при работе с детьми разного возраста, поэтому получил такую популярность.

    Давайте подробнее рассмотрим методы анализа продуктов деятельности, которые часто применяются в педагогической психологии.

    Наиболее распространенным является проективный метод. Термин «проективный» был впервые использован Л. Франком в 1939 году. Определяя специфику проективного подхода, Л. Франк говорил о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него определенной ситуации, его чувств и мыслей: «Проективный метод для изучения личности представляет собой стимульную ситуацию, запланированную или выбранную потому, что будет означать для субъекта не то, что должна была бы означать в соответствии с произвольным решением экспериментатора […], а скорее то, что должна означать для личности, придающей или наделяющей ее собственным уникальным значением и организацией. Тогда субъект будет реагировать на собственное значение представленной стимульной ситуации какой-либо формой действия и чувством, отражающим его личность».

    Проективные методики позволяют изучать внутренние особенности человека. Процедура применения проектного метода такая же, как и любого психологического теста. Испытуемым дается какое-нибудь задание, например, нарисовать рисунок, составить рассказ по рисунку и т.д. Главная задача экспериментатора заключается в ведении беседы, предъявлении заданий испытуемому и т. д. Здесь главным считается процедура анализа и интерпретация продуктов деятельности.

    Согласно классификации Л. Френка, выделяются следующие проективные методики: тест "Рисунок дома", тест Гудинаф и Маховер ("Фигура человека"), тест "Рисунок дерева" и т.д.

    Общими для всех методик являются следующие признаки: неоднозначность используемых стимулов; отсутствие ограничений в выборе ответа; отсутствие оценки ответов.

    Итак, главное отличие данного метода исследований заключается в возможности раскрыть возможные субъективные причины человеческого поведения. Часто эти причины не осознанны, и понять их бывает достаточно трудно. В этой ситуации исследователю поможет проективный метод и составляющие его проективные методики, которые помогают раскрыть мысли и отношения исследуемого на подсознательном уровне, когда участники не смогут контролировать свои мысли, чувства и эмоции.

    Рассмотрим еще один метод, который тоже часто применяется в психологическом исследовании - это контент анализ. Контент-анализ - это техника сбора информации, которая производится на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетании и пр.). Контент-анализ предполагает использование определенных стандартизированных процедур, которые обеспечивают формализацию и измерение исследуемых признаков. Этот метод способствует получению информации о человеке с помощью документальных источников: писем, автобиографий, фотографий, дневников, радио - и телепередач и т. д. Считается, что с помощью этого метода можно более объективно охарактеризовать политические процессы. Впервые это метод применялся в ХХ веке, в 20-х годах для обработки материалов средств массовой коммуникации. Когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления. Так, например, в 20-е гг. русский исследователь Н. А. Рыбников в ходе анализа сочинений прослеживал, как распределяются положительные и отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола.

    Контент-анализ несколько видоизменяется, это зависит от области применения и, главное, от задач, которых приходится решать. Чаще всего контент-анализ используется при исследовании социологических и психологических аспектов массовой коммуникации, которые реализуются в тексте с разной частотой, поэтому для исследования необходимо привлекать текстовые массивы. Исследование отдельно взятых текстов при помощи этого метода не имеет смысла, за исключением решения узких задач, например, установления мотивированности конкретного коммуникатора или автора. Контент-анализ направлен на выработку количественного описания, смыслового и символического содержания документа.

    Контент-анализ отличается от других способов изучения документов тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его проявление, как оценку социальной жизни.

    Существуют три основных направления применения контент-анализа:

    • помогает выявить, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение;
    • помогает определить, что существует в тексте как токовом (язык, структура, жанр);
    • помогает выявить того, что будет с текстом после восприятия адресатом.

    Основная трудность при работе с источниками заключается в умении провести качественный анализ. Это во много зависит от возможностей исследователя.

    В практическом применении контент-анализа после определения цели, задачи, гипотезы исследования определяется категория. В свое время в отечественных исследованиях сложились следующие категории: тема, автор, герой, знак, ценности и др. Часто контент-анализ применяется при исследовании сообщений СМИ. Благодаря чему, изучаемые признаки текста (содержание проблемы, причины ее возникновения, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура. После выбираем лингвистическую единицу счета. Часто применяется время-пространство. Необходимым условием такого анализа является составлении таблицы.

    Контент-анализ может использоваться:

    • как основной метод, который направлен на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении;
    • как метод, применяемый в комплексе с другими методами;
    • как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях.

    Таким образом, основная цель контент-анализа заключается в выявлении тех аспектов содержания текста или другого информационного носителя, которые не обнаруживаются на поверхности.

    Рассмотрев два метода анализа продуктов деятельности, мы можем выделить следующие его особенности:

    • дает возможность собрать достаточный материал;
    • дает возможность прослеживания динамики психологического развития человека;
    • это наиболее естественный способ исследования психики человека;
    • дает возможность выявить самые разнообразные психологические особенности человека.

    Метод анализа продуктов деятельности получил свое широкое распространение в западной и отечественной психологии благодаря ряду преимуществ, которыми он обладает.

    Список литературы

    1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480с.
    2. Франк Л.К. Проективные методы изучения личности// Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 69–85.
    3. И.А. Шляпникова. Проективные методы психодиагностики / Под ред. Е.Л. Солдатовой. – Челябинск. 2005. – 69 с.
    4. Семёнова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В.А. Мансурова. – М.: Институт социологии РАН, 2010 – 324 с.


    Онлайн калькуляторы