Самое большое количество выпущенных танков в ссср. История танкостроения ссср и других стран

О производстве среднего танка Т-34 следует рассказать особо. Слишком много разноречивых сведений публиковалось до сих пор, слишком много несоответствий встречается в цифрах. В годы войны велась, в полном смысле этого слова, двойная бухгалтерия - заводы сдавали танки «по сборке», армия принимала - «по бою». Машины, изготовленные, например, в конце 1942-го, могли быть приняты военной приемкой в начале 1943 года и попасть в два разных годовых отчета. Известно, что в 1940-м выпустили 115 танков Т-34, а армия приняла только 97! И так до бесконечности... Однако обратимся к цифрам и попробуем их проанализировать. Напомним читателю, что речь идет только о танке Т-34, выпускавшемся с 1940 по 1944 год.

Нижний Тагил, завод №183 производит танки Т-34-76. 1942 год.

Достаточно сравнить данные таблиц, чтобы понять, что они содержат явные расхождения как по годовому выпуску танков, так и по общей численности. Причем за исключением 1940 года все числа в таблице 2 больше, чем в таблице 1. В чем же дело? По всей видимости - в составителях этой отчетности.

Танки Т-34-76 произведенные на Сталинградском тракторном заводе готовые к отправке на фронт. Весна 1942 года. Восточный фронт.

Таблица 1 составлена на основе «Справки о выпуске танков заводами промышленности с 1.01.41 по 1.01.44 год» (ЦАМО, ф.38, д.663) и книги «Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», то есть на основе подсчетов военных. В таблице 2 использованы «Справочные данные Наркомата танковой промышленности СССР за 1941 - 1945 годы по выпуску бронетанковой техники» и данные заводов. При этом видно, что в таблицу 2 явно «прокрались» отдельные результаты подсчетов военпредов, например, число танков, выпущенных ЧКЗ в 1943 году. Кстати, если вместо 3594 для ЧКЗ поставить 3606, а для завода №174 принять 1198, то получится 15 696 танков, что совпадает с таблицей 1!

Производство танков Т-34-76 на заводе УралМаш

Говоря о производстве танка, нельзя было оставить без внимания и наиболее важные и сложные его составляющие - пушку и двигатель. При этом следует учитывать, что упомянутые в таблице 3 пушки устанавливались только на Т-34, в то время как дизели В-2 (таблица 4) - еще и на Т-34-85, KB и ИС.

Примечания
1 Включая два прототипа. 2 Все 173 танка имели бензиновые моторы М-17. 3 По другим данным, 2536 танков. В таблицу включено наиболее часто встречающееся число.4 В том числе 465 танков с моторами М-17. 5 По другим данным, 354 танка.6 По другим данным, 3606 танков. 7 По другим данным, 452 танка. Число взято из отчета завода как наиболее достоверное.8 По другим данным, 1198 танков.

Производство танков в СССР
накануне и в начале войны

Угроза развязывания фашистской Германией войны против СССР вызвала необходимость принятия срочных мер по оснащению советских вооруженных сил боевой техникой, в том числе и новыми образцами танков. В 1939 году производство устаревших тяжелых 5-башенных танков Т-35 на заводе в Харькове было прекращено. С 1940 года завод, продолжая выпускать легкие танки БТ-7М , одновременно перешел к производству средних танков Т-34 .

Кировский завод в Ленинграде ускоренными темпами переходил на выпуск новых тяжелых танков КВ и свертывалось производство средних танков Т-28 .

Задаваемые промышленности программы по выпуску новых танков неоднократно пересматривались в сторону увеличения. К сожалению, в развертывании производства новых танков не все шло так, как предусматривалось планами. Если установленная на 1940 г. программа по выпуску танков КВ была даже несколько перевыполнена (было изготовлено 246 танков) , то танков Т-34 вместо предусмотренных планом 600 машин промышленность сдала армии всего 115. Медленно происходило освоение производства нового танка Т-50 , идущего на смену легкому танку Т-26 . Попытки организовать изготовление танков Т-50 вместо выпускавшихся Т-26 столкнулись с серьезными трудностями. По своей конструкции танк Т-50 был значительно сложнее Т-26, в частности, на Т-50 предусматривалась установка специально разработанного для него однорядного шестицилиндрового дизельного двигателя В-4 мощностью 300 л. с., ещё не освоенного промышленностью.

Эти затруднения привели к тому, что в 1940 г. один из заводов практически еще не перешел к выпуску танков Т-50 и продолжал изготовлять Т-26.

В 1940 г. прекратился выпуск устаревших малых плавающих танков Т-38 и велась подготовка к производству новых плавающих танков Т-40 .

Таким образом, несмотря на то, что к началу 1940 г. взамен устаревших образцов на вооружение армии были приняты новые образцы всех типов танков, производство средних и тяжелых танков Т-34 и КВ в течение года было еще недостаточным. В этот год в армию в основном еще продолжали поступать танки устаревших конструкций БТ и Т-26.

Значительное увеличение выпуска новых образцов танков началось лишь с 1941 г., когда только за первое полугодие промышленность, прекратив производство танков Т-26 и БТ, выпустила 393 танка КВ и 1110 танков Т-34.

Тяжелый танк КВ-1

Из новых танков продолжалось оставаться не налаженным лишь производство легких танков Т-50, в то время как он должен был стать наиболее массовым типом танка.

Танки Т-34 и КВ начали поступать в приграничные округа на формирование новых мехкорпусов в апреле-мае 1941 г., и к началу войны во всех пяти приграничных округах насчитывалось 508 танков КВ и 967 танков Т-34. В войсках также имелось большое количество танков устаревших типов (БТ, Т-26, Т-38 и другие), многие из которых находились к тому же в неисправном состоянии. В целом по Вооруженным Силам СССР на 15 июня 1941 г. из танков старых типов нуждалось в капитальном ремонте 29 процентов, в среднем ремонте - 44 процента. Исправные же танки старых образцов составляли не более 27 процентов.

Восстановление танков старых типов в военных округах задерживалось в связи с отсутствием запасных частей, заявки на которые к июню 1941 г. не были удовлетворены промышленностью.

Производство танков после начала войны

Начавшаяся война с немецким фашизмом потребовала полной перестройки всего народного хозяйства, и прежде всего промышленности. Необходимо было резко увеличить выпуск боевой техники и вооружения. В первые же дни войны в Политбюро ЦК партии состоялся ряд совещаний по вопросам увеличения производства танков.

Уже 24 июня на заседании Политбюро ЦК партии группа работников промышленности во главе с наркомом среднего машиностроения В. А. Малышевым доложила о нуждах танкового производства. На следующий день, 25 июня, Политбюро приняло решение об увеличении выпуска тяжелых и средних танков. В соответствии с этим были вынесены два совместных постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР – «О производстве брони и танков КВ» и «Об увеличении выпуска танков КВ, Т-34 и Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей на III и IV кварталы 1941 г.». В них четко формулировалась задача - создать мощную комплексную танкостроительную промышленность. На это переключались такие гиганты, как Горьковский автомобильный завод, Сталинградский тракторный, завод «Красное Сормово», Уралмаш и другие.

Но для того чтобы приступить к выпуску танков на этих заводах, требовалось время. Вместе с тем советские войска, ведя борьбу в исключительно неблагоприятных условиях сложившейся обстановки, несли огромные потери в боевой технике, и в частности в танках. Количественное превосходство в средствах вооруженной борьбы временно перешло к немецко-фашистским войскам. Наличие танков в действующей армии резко сократилось.

Перед руководством страны встала труднейшая, не предвиденная ранее задача - в предельно короткий срок переместить глубоко в тыл огромное количество промышленных предприятий, оборудование, сырье, различные материальные и культурные ценности, эвакуировать население. О6 огромных масштабах эвакуации промышленности в это время можно судить по следующим официальным данным: с июля по ноябрь 1941 г. удалось демонтировать и вывезти в восточные районы страны 1523 предприятия, в том числе 1360 крупных, преимущественно военных, заводов. Эвакуация промышленности, как правило, проводилась с таким расчетом, чтобы возможно дольше продолжать выпуск продукции и в то же время успеть вывезти оборудование и людей.

Отступление советских войск в первые месяцы войны привело к тому, что основные заводы, выпускавшие танки, оказались под угрозой. Уже к осени 1941 г. враг стоял у стен блокированного Ленинграда, угрожал Москве, на Украине рвался к Харькову.

Наметившееся в июле и августе увеличение выпуска новых танков стало снижаться, и к октябрю производство танков КВ и Т-34 упало до угрожающего уровня.

Во второй половине июля и в августе была демонтирована и эвакуирована часть оборудования по производству танков Кировского и Ижорского заводов.

В течение сентября - октября в восточные районы страны был эвакуирован Харьковский завод. Эвакуированные заводы сливались с местными машиностроительными.

Учитывая роль и значение танков в военное время, Центральный комитет принял 11 сентября решение выделить танкостроение из Наркомата среднего машиностроения и образовать Наркомат танковой промышленности во главе с В. А. Малышевым. На основе расширения производственных мощностей танкостроения была значительно увеличена программа выпуска боевых машин, которую ЦК КПСС считал мобилизационным планом танковой промышленности. По решению ГКО, принятому в октябре, в составе Наркомтанкопрома был образован комбинат по производству тяжелых танков КВ. В него вошли Кировский завод (в Челябинске), танковые цехи Ижорского завода, оборудование которых размещалось на Уралмаше, и некоторые уральские предприятия тяжелого машиностроения.

Восстановление эвакуированных предприятий на новых местах проходило в тяжелейших условиях наступив­шей рано холодной зимы. Нередко станки размещались в непроизводственных подсобных помещениях: на складах, в зданиях учебных заведений, а также сооружались временные деревянные производственные помещения. Селились в холодных бараках и землянках. Не хватало рабочих рук и строительных материалов.

Трудовой героизм в тылу при восстановлении эвакуированной промышленности не уступал героизму на фронте. Оборудование разгружалось и устанавливалось круглосуточно. Разгружали обычно вручную. Возведение цехов, налаживание станков и агрегатов проводилось одновременно. Легко одетые, полуголодные, не привыкшие к суровой уральской и сибирской зиме, рабочие, техники, инженеры работали по 12-14 часов в сутки, работали насколько хватало сил, помня об одном - скорее пустить в ход предприятие, дать продукцию фронту.

Период сокращения производства танков, связанный с эвакуацией, был недолгим. Танкостроение на востоке страны развивалось быстрее других отраслей промышленности. Это объясняется прежде всего мощью основной базы, на которой развертывали производство эвакуированные предприятия.

Производство танков Т-34

Производство танков Т-34 было налажено и на Сталинградском тракторном заводе. Подлинной кузницей танков Т-34 стал Урал.

В сложной обстановке первого периода войны надо было выбрать главное направление в танкостроении – основной тип танка. Дело в том, что почти до самой войны не было твердого мнения в отношении танков КВ и Т-34, что в определенной степени задерживало освоение промышленностью танков этих типов. Ориентация на легкий танк Т-50 как на основной вскоре после начала войны была изменена. Конструкторы остановились на среднем танке Т-34. Это был правильный выбор, поскольку основной танк должен обладать большой универсальностью для успешного решения широкого круга боевых задач: действий в наступлении и обороне, борьбы с танками противника, пехотой, артиллерией, с разнообразными противотанковыми средствами.

Танк Т-34 в сложившихся условиях войны наиболее полно отвечал таким требованиям. По сочетанию основных тактико-технических показателей он превосходил лучшие образцы зарубежных танков того времени. Но одного этого было недостаточно в условиях длительной борьбы, требующей вооружения не только высокого качества, но и в большом количестве. В связи с этим еще раз следует подчеркнуть, что танк Т-34 по своей конструкции был относительно простой машиной, производство которой в больших количествах можно было быстро осуществить.

В последнем квартале 1941 года, когда битва за Москву достигла своей кульминации и когда буквально каждый танк был на счету, определенное значение имело увеличение выпуска легких танков Т-40 и их последующая модификация - танки Т-60. Выпуск легких танков составлял в этот период значительный процент от общего выпуска танков нашей промышленностью. Несмотря на относительно невысокие боевые показатели легких танков по Комплексу «огневая мощь – броневая защита», они сыграли важную роль в боевых действиях советских войск против гитлеровских захватчиков.

Начиная с ноября 1941 года выпуск всех типов танков увеличился и уже не снижался на протяжении всей войны.

Поточные линии впервые были созданы на Кировском заводе в Челябинске, а потом и на остальных, что резко увеличило производство важнейших деталей и узлов танков.

Наши танкостроители разработали и первыми в мировой практике вместо отливки крупных стальных деталей в земляных формах применили высокопроизводительный способ отливки в металлических формах (кокиль). В результате трудоемкость операций снизилась в два раза, а производительность труда повысилась в два-три раза.

Большое распространение на заводах получила штамповка деталей, заменявшая литье и ковку. Так, на Уралмаше была даже освоена штамповка башен танков Т-34. Замена ручной сварки автоматической, осуществленная на танкостроительных заводах под руководством академика Е. О. Патона, удостоенного в связи с этим звания Героя Социалистического Труда. Такая сварка намного ускорила изготовление бронекорпусов, на которых требовалось делать десятки метров сварных швов крупного сечения, дала возможность преодолеть нехватку квалифицированных электросварщиков.

В первом полугодии 1941 г. промышленность изготовила 1800 танков, во втором полугодии было произведено 4740 боевых машин. В первом полугодии 1942 г. выпуск танков возрос до 11 000 штук, а всего в 1942 г. было изготовлено свыше 24 тыс. танков, более половины из них – танки Т-34.

В целом производство танков в Советском Союзе с 1942 г. и до конца войны значительно превосходило выпуск танков в третьем рейхе. В течение 1942-1945 гг. было построено и испытано 62 образца танком и самоходно-артиллерийских установок. С военных заводов все больше поступало в армию новых (и модернизированных) образцов боевой гусеничной техники.

Большое значение в повышении боевой эффективности танка Т-34 имела установка на нем в 1943 г. 85-мм пушки, разработанной под руководством конструктора артиллерийского вооружения В. Г. Грабина. При этом танк получил наименование Т-34-85.


К другим наиболее существенным модернизациям тан­ка Т-34 следует отнести: переход на новую литую башню (дважды); введение командирской башенки; переход на пятиступенчатую коробку передач танка вместо четырехступенчатой.

Несмотря на увеличение массы танка в процессе модернизации до 32 т, его подвижность уменьшилась незначительно, в то время как огневая мощь, броневая защита, надежность и некоторые другие свойства танка существенно повысились.

Одним из важнейших положительных качеств танка Т-34 была его, как сейчас принято говорить, ремонтопригодность, то есть приспособленность к проведению технического обслуживания и ремонта. Ремонтопригодность оказывала существенное влияние на время пребывания танка в боевых порядках войск.

Достаточно сказать, что за IV квартал 1944 г. на четырех подвижных танкоремонтных заводах во фронтовом тылу прошли капитальный ремонт 17 процентов танков.

Конструкторское бюро по разработке средних танков в годы войны возглавлял А. А. Морозов. Ведущими конструкторами в КБ были Н. А. Кучеренко, М. И. Таршинов, Я. И. Баран.

Развитие тяжелых танков

Удачным дополнением основного танка нашей армии во время войны - Т-34 был тяжелый танк КВ-1 и его последующие модификации, созданные коллективом конструкторов под руководством Ж. Я. Котина.

В ходе войны развитие тяжелых танков шло главным образом в направлении усиления их огневой мощи и броневой защиты. Если первые образцы танков Т-34 и КВ-1 немногим отличались между собой по этим свойствам, то с 1944 г., несмотря на установку в Т-34 новой 85-мм пушки, тяжелые танки как по огневой мощи, так и по броневой защите существенно превосходили средние, что и определило их использование в боевых условиях. Тяжелые танки предназначались для качественного усиления средних танков по комплексу «огневая мощь - броневая защита».

Выпускавшийся с осени 1942 г. тяжелый танк КВ-1С по сравнению со своим предшественником - танком КВ-1 имел меньшую массу - 42,5 т (за счет некоторого уменьшения толщины брони) и повышенные скорости движения. На его вооружении находилась 76-мм пушка, созданная в конструкторском бюро В. Г. Грабина.

В конце лета 1943 г. на тяжелые танки стали устанавливать литые башни с большей толщиной брони, а вместо 76-мм пушки была введена более мощная 85-мм пушка, разработанная под руководством известного артиллерийского конструктора Ф. Ф. Петрова. Эта модель тяжелого танка получила марку КВ-85. Масса танка увеличилась до 46 т, экипаж уменьшился до 4 человек.

После промежуточной модели - тяжелого танка ИС-1 с 85-мм пушкой и усиленной броневой защитой с декабря 1943 г. на вооружение армии стал поступать танк ИС-2, оснащенный 122-мм пушкой. По сравнению с КВ-1 танк ИС-2 имел даже несколько меньшую массу, но по комплексу «огневая мощь - броневая защита» он значительно превосходил первый, что являлось огромным дости­жением наших конструкторов. Повышению подвижности танка способствовала установка на нем вместо бортовых фрикционов двухступенчатых планетарных механизмов поворота (ПМП), разработанных А. И. Благонравовым. Они обеспечивали значительно меньший расход мощности во фрикционных элементах и облегчали управление танком при поворотах. ИС-2 отличался также большой надежностью в эксплуатации.

В самом конце войны с фашистской Германией вместо танка ИС-2 на вооружение армии стал поступать танк ИС-3, отличавшийся от своего предшественника дальнейшим усилением броневой защиты.

Все тяжелые танки и созданные на их базе самоходные артиллерийские установки, поставленные на производство в годы Великой Отечественной войны, были разработаны под руководством известного танкового конструктора Ж. Я. Котина.

Ведущими конструкторами тяжелых танков, внесшими большой вклад в создание различных объектов, были П. Л. Духов, А. С. Ермолаев, Л. С. Троянов, Н. Ф. Шашмурин, Г. Н. Рыбин, Л. Е. Сычев и другие.

Развитие легких и плавающих танков в годы войны

По ряду причин серийный выпуск легкого танка Т-50, разрабатывавшегося как танк сопровождения пехоты, не был налажен, и его производство в начале 1942 г. было прекращено. Всего было выпущено менее 100 танков этого типа.

Плавающий танк Т-40 вскоре после начала войны был модернизирован и получил марку Т-60. Последний по сравнению с Т-40 имел повышенную броневую защиту и более мощное вооружение - 20-мм пушку вместо крупнокалиберного 12,7-мм пулемета. Модернизацией достигалось усиление основных боевых свойств при упрощении конструкции танка, но при этом сужались боевые возможности - ликвидировалась плавучесть.

В 1942 г. на смену Т-60 пришел легкий танк Т-70 массой около 10 т с 45-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом. Экипаж танка состоял из двух человек. По сравнению с Т-60 танк Т-70 имел более мощное вооружение и броневую защиту. При производстве танков Т-60 и Т-70 широко использовались агрегаты, освоенные в автомобильной промышленности (двигатель, сцепление, коробка передач). Усиление огневой мощи и бронирования танков противника, как и невозможность дальнейшего наращивания аналогичных свойств у нашего легкого танка, обусловливало в изменившихся условиях войны снижение его боевой эффективности и привело к полному прекращению производства легких танков в конце 1943 г. Но база танка Т-70 до конца войны использовалась для выпуска легких самоходных артиллерийских установок – сначала СУ-76, а затем СУ-76М, оснащенных 76-мм пушками.

Главным конструктором легких танков в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны был Н. А. Астров.

Несмотря на прекращение выпуска легких танков в самый разгар войны, производство танков Т-60 и Т-70 в 1941-1943 гг. было целесообразным и объяснялось рядом обстоятельств. Боевые действия в начальный период войны проходили при больших потерях советских войск в танках. Вместе с этим вынужденная эвакуация специализированных танковых заводов на восток страны вскоре после начала войны обусловила сокращение производства танков основных типов (Т-34 и КВ), которых и без того было недостаточно. Все это привело к серьезному превосходству противника в танках. В тяжелых условиях вооруженной борьбы уменьшить временное превосходство противника в бронетанковой технике можно было лишь путем изготовления легких боевых машин, широко используя для этого автомобильную промышленность, то есть не в ущерб развертыванию производства танков основных типов, что и было осуществлено.

С точки зрения оперативно-тактической целесообразности производство отечественных танков в первой половине войны оправдывалось также и наличием в это время в немецкой армии большого количества легких танков и других боевых машин с противопульной броней.

Как известно, в Германии в 1941 г. было произведено 2300, а в 1942 г. - 3600 легких бронированных машин различного назначения.

Большой вклад внесли легкие танки в битве за Москву, когда в связи с эвакуацией заводов производство танков Т-34 И КВ в октябре резко упало, но уже был увеличен выпуск легких танков.

Литература:

История второй мировой войны 1939-1945, т. 4. М., Воениздат, 1975.

А. И. Радзиевский, Танковый удар . М., Воениздат, 1977.

В ходе реформирования Российской армии одна из приоритетных задач - оснащение ее современными видами вооружения и военной техники. В области оснащения Вооруженных Сил бронетанковой техникой ведущая роль отводится вертикально-интегрированной структуре Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (НПК УВЗ), объединяющей 19 промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро в пяти федеральных округах России. УВЗ - это крупнейший в стране многопрофильный машиностроительный комплекс, выпускающий более двухсот видов продукции военного и гражданского назначения.

Сквозь дебри кризиса

Изначально создание интегрированной структуры НПК УВЗ было вызвано необходимостью концентрации технологических, конструкторских, научно-производственных разработок, задействованных в создании бронетанкового и артиллерийского вооружений и техники. В составе корпорации известные разработчики продукции оборонного назначения, десятилетиями работающие в области исследования металлов, материалов, техники и технологий. Высокие технологии, присущие оборонной промышленности, позволяют мобильно перестраивать производство под вызовы рынка, создавать новую, перспективную продукцию, в том числе гражданского назначения. Объединение в вертикально-интегрированную структуру многократно расширило возможности корпорации в решении производственных задач. УВЗ отведена роль локомотива по выводу на новый уровень развития предприятий, вошедших в корпорацию. Для решения этой задачи завод имеет необходимый потенциал.

По данным американского издания Defence News, Уралвагонзавод входит в сотню крупнейших военно-промышленных комплексов мира. В 2009 году он занимал 80-е место по объемам выпуска продукции военного назначения и был третьим по этому показателю среди российских производителей.

Вместе с тем финансовые возможности УВЗ не безграничны. Лидер корпорации, вкладывая всю прибыль в развитие производственных мощностей и реализацию различных программ, имеющих приоритетное значение для всего НПК, практически не имел финансовых резервов.

По оценке экспертов, прошлый год стал для УВЗ самым тяжелым за все время существования завода. Предприятие балансировало на грани дефолта. Виной тому в какой-то мере мировой финансово-экономический кризис, но главный нокаутирующий удар нанесло ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Компания, владеющая инфраструктурой российской сети железных дорог, - главный покупатель гражданской продукции Уралвагонзавода. Скорректировав свои планы, РЖД поставило завод на грань развала. Производство УВЗ в большей мере опирается на выпуск не военной, а гражданской продукции, доля которой в портфеле заказов составляет более 80 процентов. Для удовлетворения потребностей РЖД мощности УВЗ позволяют ежегодно производить более 20.000 (!) комплектов подвижного состава. В начале 2009 года РЖД отказалось от крупносерийной закупки продукции Уралвагонзавода. В том году нижнетагильское предприятие по заказу железнодорожников произвело менее 4.500 полувагонов и цистерн.

При таком мизерном заказе некоторые эксперты без зазрения совести уверяли, что все проблемы якобы кроются в организационной структуре предприятия и неправильно выстроенной финансовой политике, проводимой тогдашним руководителем УВЗ Николаем Малых.

Однако нынешний гендиректор корпорации Олег Сиенко, назначенный на этот пост в апреле 2009 года, разобрался в сложившейся ситуации и фактически придерживается прежнего курса развития крупнейшего в стране машиностроительного холдинга страны. Реализованный под его управлением пакет антикризисных мер оценивается специалистами как успешный.

Не осталось в стороне и государство. Оно оказало предприятию финансовую помощь. В сентябре 2009 г. правительство выделило Уралвагонзаводу 4,4 млрд. рублей на увеличение уставного капитала. В декабре 2009 г. было решено увеличить уставный капитал еще на 10 млрд. рублей. При поддержке правительства сформирован портфель заказов, позволяющий вывести предприятие из финансово-экономического кризиса.

Говорить о том, что холдинг функционирует как отлаженный механизм еще рано, но тем не менее специалисты предприятия уверены, что реализация ряда проектов позволит предложить потребителям принципиально новую продукцию, расширить возможности корпорации и придать ее работе большую стабильность. Успешно реализуются 42 инвестиционных проекта. Несколько из них финишировали в этом году и получили высокую оценку на государственном уровне.

Бронетанковый вектор

Следующим шагом после стабилизации ситуации на НПК УВЗ должна стать реализация военных программ. Российская школа танкостроения по праву считается мировым лидером. По этой тематике в НПК УВЗ ведущая роль отведена ОАО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения». В настоящее время корпорация проводит работы по модернизации танка Т-90А, который по критерию «эффективность - стоимость» превосходит все современные зарубежные танки в 2-3 раза.

Реорганизация и переоснащение танкового парка российской армии сегодня считаются одним из главных военных приоритетов. Одновременно с сокращением численности танковых войск проводится модернизация танков прежних моделей, которые останутся в боевом строю.

Вместе с тем Минобороны, планируя обновление танкового парка, стремится приобрести технику, в которой реализованы новейшие разработки отечественных танкостроителей. При сокращении количественного состава танковых подразделений и частей в Российской армии нового облика настоятельно требуется существенное повышение тактико-технических характеристик отечественных танков.

Нельзя не отметить, что все образцы вооружения и военной техники разрабатываются под строгим контролем, по планам, техническим заданиям Минобороны России и с поэтапной оплатой работ. Важно своевременно принять взвешенное решение о целесообразности продолжения тех или иных разработок, по их корректировке или отказу от выполнения.

В связи с этим заморожено финансирование ряда проектов в танковой тематике. Минобороны проводит ревизию имеющихся программ по различным темам в плане их перспективности и необходимости при создании армии нового облика.

Некоторая задержка по реализации ранее намеченных планов, а также нежелание Минобороны раньше времени оглашать перспективы в области танковой тематики порой рождают в экспертном сообществе преждевременные выводы, базирующиеся на различных предположениях, далеких от реального положения дел.

Летом этого года в Нижнем Тагиле на VI Международной выставки технических средств обороны и защиты «Оборона и защита-2010» министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко, говоря о перспективах развития НПК УВЗ, заявил, что 2011 год станет определяющим для предприятия. Для него формируется долгосрочная программа по линии Министерства обороны России.

Унификация и модернизация

В рамках прошедшего в подмосковном Жуковском Международного форума «Технологии в машиностроении-2010», на заседании делового совета при Международной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ начальник 46-го Центрального научно-исследовательского института Минобороны РФ доктор технических наук, профессор генерал-майор Василий Буренок рассказал об основных направлениях модернизации вооружения и военной техники стран - участниц договора.

По оценке института, при модернизации танков Т-72Б, Т-72Б1, Т-80Б их обобщенный боевой потенциал повышается в 1,23 раза.

С докладом о перспективах развития бронетанковой техники в целях оснащения сил и средств системы коллективной безопасности государств - членов ОДКБ выступил генеральный директор - главный конструктор ОАО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» Владимир Домнин. Он рассказал о предлагаемой модернизации танков типа Т-72, стоящих на вооружении стран ОДКБ. Ее выполнение в полном объеме позволит увеличить срок эксплуатации, повысить боевые и технические характеристики Т-72 до уровня современных танков третьего поколения, а по ряду параметров и превзойти их.

Кроме того, УКБТМ предлагает переделку Т-72 в бронированную машину огневой поддержки. Это реализуется за счет установки модуля вооружения боевой машины поддержки танков и оснащения ее модульной динамической защитой танков третьего поколения.

Здесь необходимо пояснить, что созданная в УКБТМ боевая машина огневой поддержки не имеет аналогов в мире. Мировые эксперты весьма активно обсуждают перспективы ее использования в современной войне. Все это связано с тем, что при создании машины использована совершенно новая концепция ее применения. Вначале она позиционировалась для поддержки танков с целью уничтожения противотанковых средств противника. В настоящее время ее задачей называется огневая поддержка мотострелковых подразделений, частей в наступлении или обороне. Однако до настоящего времени до конца продуманной концепции ее использования в боевых порядках войск не существует.

В качестве другого варианта предложена переделка Т-72 в бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-72 с характеристиками серийно выпускаемой БРЭМ-1.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1 и ЗРК "Бук-М2"/ В Жуковском "Технологии в машиностроении 2010"

Главный акцент в своем выступлении В. Домнин сделал на возможность осуществления модернизации на производственных мощностях заказчиков. Этот аспект сотрудничества вызвал большой интерес у участников мероприятия, как и обсуждение вопроса о необходимости межгосударственной кооперации в квалифицированном сервисном обслуживании, поставке запасных частей, технологической документации и ремонте военной техники, которая сложилась в странах ОДКБ.

Начало танкостроению было положено во время Первой мировой войны. Поражающие воображение современников машины появились на Западном фронте. Боевые действия между Германией, Францией и Великобританией несколько лет оставались позиционными. Солдаты засели в окопах, а линия фронта почти не двигалась. Прорвать позиции противника существовавшими средствами было практически невозможно. Артподготовка и марш-броски пехоты не давали нужного результата. История танкостроения началась благодаря британцам. Именно они первыми стали использовать не имевшие аналогов самоходные машины.

Великобритания

Первый английский танк Mark I появился в 1916 году, когда экспериментальную модель выпустили в количестве 100 боевых единиц. У этой модели было две модификации: с пулеметами и пушками. История танкостроения началась с «блина комом». Mark I был малоэффективным. В его пулеметы не могли бороться с немецкими огневыми точками.

Несмотря на то что те танки были несовершенными, они продемонстрировали, что у нового вида вооружения есть серьезные перспективы. Более того, первые модели приводили немецких солдат, никогда не видевших ничего подобного, в ужас. Поэтому Mark I использовался скорее в качестве психологического оружия, чем боевого.

Всего в этом британском "семействе" появилось девять моделей. Серьезным прогрессом отметился Mark V. Он обзавелся четырехскоростной коробкой передач и специальным танковым двигателем под названием «Рикардо». Это была первая модель, которой управлял только один человек. Произошли и другие изменения. В корме появился дополнительный пулемет, и увеличилась рубка командира.

Франция

Успехи англичан вдохновили французов продолжить эксперименты союзников. История танкостроения многим обязана модели "Рено FT-17". Французы выпускали ее в 1917-1918 гг. (было выпущено почти 4 тысячи единиц). Об эффективности FT-17 говорит хотя бы то, что их продолжали эксплуатировать даже в начале Второй мировой войны (двадцать лет для танкостроения - это колоссальный срок).

Чем объяснялся такой успех "Рено"? Дело в том, что это был первый танк, который получил классическую компоновку. Управление машиной велось из ее передней части. В центре находился боевой отсек. Сзади располагалось моторное отделение. Такое техническое и эргономическое решение как нельзя лучше раскрыло боевой потенциал FT-17. История развития танкостроения сложилась бы иначе, если бы не эта машина. Большинство историков считает ее самой удачной моделью, использовавшейся на фронтах Первой мировой войны.

США

Американская история танкостроения началась благодаря усилиям генерала Джона Першинга. Он прибыл в Европу в 1917 году вместе с экспедиционными силами США, после того как те объявили войну Германии. Познакомившись с опытом союзников, их техникой и позиционной войной, о которой в Америке не подозревали, генерал стал добиваться от своего руководства внимания к теме танков.

Армия США закупила французские "Рено" и использовала их в боях под Верденом. Американские конструкторы, получив иностранные машины, провели небольшую модификацию. После Первой мировой войны танковые войска США были расформированы из-за дороговизны. Затем несколько лет вообще не выделяла средств на создание новых машин. И только в 1930-х гг. появились первые экспериментальные модели собственного производства. Это был M1931 (боевая машина T11). Его так и не взяли на вооружение, но опытные работы дали американским конструкторам необходимую пищу для размышлений перед дальнейшими изысканиями.

Эволюция американской техники затормозилась еще и из-за Великой депрессии, серьезно поколебавшей экономику страны. Серьезное финансирование к инженерам и конструкторам пришло только с началом Второй мировой войны, когда власти поняли, что, возможно, им не удастся отсидеться за океаном, и придется отправлять войска в Европу.

В 1941 году появился "M3 Стюарт". Данный легкий танк был выпущен в количестве 23 тысяч единиц. Этот рекорд в своем классе так до сих пор и не побит. История мирового танкостроения не знает более модели, выпущенной в таком количестве. «Стюарты» не только использовались американской армией, но и поставлялись союзникам: в Великобританию, Францию, Китай и СССР по ленд-лизу.

Германия

Бронетанковые войска в Германии появились только в эпоху Третьего рейха. заключенный по итогам Первой мировой войны, запретил немцам заводить свой собственный боеспособный парк. Поэтому во время своих машин Германия не имела. И только пришедшие к власти в 1933 году нацисты раскрутили военный маховик. Первое время легкие танки выпускались под видом тракторов. Впрочем, вошедшие во вкус немецкие власти быстро перестали скрываться. Что касается параллелей между танками и тракторами, то схожая практика существовала в Советском Союзе, где в 1930-е гг. было построено множество тракторных заводов, которые в случае наступления войны можно было легко переделать под танковые.

В 1926 году Германия и СССР заключили соглашение, по которому будущие военные немецкие специалисты стали обучаться в специализированной школе под Казанью. Позже этот костяк приступил к созданию техники у себя на родине. Первым немецким танком стал Panzer I. Эта модель оказалась основой немецкого парка.

К началу Второй мировой войны в Германии было более трех тысяч танков, а перед нападением на СССР на одном только Восточном фронте было сосредоточено больше четырех тысяч машин. Немцы первыми использовали тяжелую технику в качестве штурмовой. Многие танковые дивизии СС получили именные названия («Дас Рейх», «Тотенкопф» и т. д.). Значительная их часть была уничтожена. Всего за войну Третий рейх потерял около 35 тысяч машин. Ключевым немецким средним танком была «Пантера», а тяжелым - «Тигр».

СССР

В середине 1920-х гг. началась история советского танкостроения. Первой серийной моделью в СССР оказался МС-1 (другое название - Т-18). До этого в распоряжении Красной армии находились только трофейные машины, захваченные во время гражданской войны. С наступлением мира были организованы работы по проектированию тяжелого позиционного танка. Их свернули в 1925 году, когда после очередного совещания в РККА военные решили направить все ресурсы на создание малой маневренной модели. Ею и стал МС-1, созданный в 1927 г.

Вскоре появились и другие советские танки. К 1933 году было запущено производство легких Т-26 и БТ, танкеток Т-27, средних Т-28 и тяжелых Т-35. Проводились смелые эксперименты. История танкостроения СССР начала 1930-х гг. прошла под знаком конструирования плавающих танков. Они были представлены моделями Т-37. Эти машины получили принципиально новый винт. Его особенностью были поворачивающиеся лопасти. При движении на плаву они обеспечивали задний ход.

История танкостроения СССР была бы неполной без средних танков Т-28. Благодаря им стало возможным качественное усиление общевойсковых соединений. Т-28 предназначались для прорыва оборонительных позиций противника. Танк весил 28 тонн и внешне выделялся трехбашенной установкой вооружения (в нее входили три пулемета и пушка).

В 1933-1939 гг. выпускался 50-тонный Т-35. Его создали в качестве боевой машины для качественного усиления атаки при прорыве полос укреплений. В тот момент история советского танкостроения перешла на новый этап, так как именно Т-35 первым получил столь многочисленное вооружение. Его устанавливали в пяти башнях (всего пять пулеметов и три пушки). Однако у этой модели были и недостатки - в первую очередь неповоротливость и слабое бронирование при больших размерах. Всего было выпущено несколько десятков Т-35. Некоторые из них использовались на фронте на начальном этапе Великой Отечественной войны.

1930-е годы

В 30-е годы прошлого века советскими инженерами и конструкторами активно проводились опыты, связанные с созданием колесно-гусеничных танков. Подобное устройство машин усложняло ходовую часть и силовую передачу, однако отечественным специалистам удалось справиться со всеми вставшими перед ними трудностями. В конце 1930-х гг. был создан гусеничный средний танк, получивший название Т-32. В дальнейшем на его основе появилась главная советская легенда. Речь идет о Т-34.

Накануне Великой Отечественной войны конструкторы больше всего внимания уделяли двум качествам машин: подвижности и огневой мощности. Однако уже гражданская война в Испании в 1936-1937 годах показала, что необходимо модернизировать и другие характеристики. В первую очередь этого требовали броневая защита и артиллерийское вооружение.

Результаты смены концепции не заставили себя ждать. В 1937 году появился Т-111. Он стал первым советским танком, оснащенным противоснарядной броней. Это был серьезный прорыв не только для отечественной, но и для всей мировой индустрии. Характеристики Т-111 были таковы, что он предназначался для поддержки пехотных частей. Однако модель так и не была запущена в массовое производство по ряду конструкторских причин. Она оказалась непрактичной с точки зрения монтажа и демонтажа деталей из-за блокированной подвески и других особенностей машины.

Интересно, что история советского танкостроения и танков СССР отличалась от иностранной хотя бы отношением к легким танкам. Везде им отдавали предпочтение из-за экономических причин. В СССР была дополнительная мотивация. В отличие от других стран, в Советском Союзе легкие танки использовали не только для разведки, но и для непосредственного боя с противником. Ключевыми советскими машинами данного типа были БТ и Т-26. До нападения Германии они составляли большую часть парка Красной армии (всего построили около 20 тысяч единиц).

Конструирование новых моделей продолжалось и во время Великой Отечественной войны. В 1941 году был разработан Т-70. Этот танк стал самым выпускаемым за всю войну. Наибольший вклад в победу он внес во время Курской битвы.

После 1945 года

К первому поколению послевоенных танков относятся те, разработка которых началась еще в 1941-1945 годах и которые не успели начать эксплуатировать на фронте. Это советские модели ИС-3, ИС-4, а также Т-44 и Т-54. История американского танкостроения этого периода оставила после себя M47, и "M46 Паттон". К этому ряду также относится британский «Центурион».

Легкие модели к 1945 году окончательно стали узкоспециализированными машинами. Так, советская модель ПТ-76 предназначалась для водных условий боя, американский «Уокер Бульдог» создавался для разведки, «Шеридан» конструировался для легкой транспортировки авиацией. В 1950-е гг. на смену средним и тяжелым танкам приходят основные боевые танки (ОБТ). Так называются многоцелевые модели, сочетающие хорошую защищенность и огневую мощь. Первыми в этой когорте стали советские Т-62 и Т-55 и французские AMX-30. История танкостроения США сложилась так, что класс основных боевых танков в Америке начался с M60A1 и M48.

Второе послевоенное поколение

В 1960-1970-е годы наступила эпоха второго поколения послевоенных танков. Что отличало их от предшественников? Новые модели создавались инженерами, во-первых, с учетом существования усовершенствованной модернизированной противотанковой техники, а во-вторых, в условиях применения оружия массового поражения.

Эти танки обзавелись комбинированной броней, состоящей из нескольких слоев и производимой из разных материалов. В первую очередь она защищала от кинетических и кумулятивных боеприпасов. Кроме того, экипаж получал комплект защиты от оружия массового поражения. Танки второго поколения стали оснащаться массой электроники: баллистическими вычислителями, лазерными дальномерами, системой управления огнем и т. д.

К подобной технике относились Т-72, M60A3, «Чифтен», «Леопард-1». Некоторые модели появлялись как результат глубокой модификации машин первого поколения. Советские танки того периода по своим характеристикам ничуть не уступали предполагаемым противникам, а в чем-то даже значительно их превосходили. Однако с 1970-х годов стало заметным отставание в оснащении электроникой. В результате начала на глазах устаревать. Особенно заметным этот процесс был на фоне конфликтов на Ближнем Востоке и в других странах, где происходили вспышки глобальной Холодной войны.

Современность

В 1980-х гг. появилось так называемое третье послевоенное поколение. С ним связана история российского танкостроения. Ключевой особенностью подобных моделей стала высокотехнологичность защитных средств. К третьему поколению относятся «Лекрерки» Франции, «Леопарды-2» Германии, «Челленджеры» Великобритании, «Абрамсы» США.

История танкостроения России символизируется такими машинами, как Т-90 и Т-72Б3. Данные модели корнями уходят в далекие 1990-е годы. Т-90 также получил название «Владимир» в честь своего главного конструктора Владимира Поткина. В 2000-х годах этот танк стал самым продаваемым основным боевым танком во всем мире. В лице этой модели история развития танкостроения в России перевернула еще одну свою славную страницу. Впрочем, отечественные конструкторы не остановились на своем достижении и продолжили уникальные технические изыскания.

В 2015 году появился новейший танк Т-14. Его отличительной особенностью стали такие элементы, как необитаемая башня и гусеничная платформа «Армата». Впервые Т-14 был продемонстрирован широкой публике на Параде Победы, посвященном 70-летию окончания Великой Отечественной войны. Модель выпускается "Уралвагонзаводом".

Министерство оборона США в своей публикации "Советская военная мощь" приводит впечатляющую иллюстрацию, на которой изображена площадка Нижнетагильского танкового завода с наложенной на него картой Вашингтона (округ Колумбия). Завод, называемый в тексте книги заводом по производству железнодорожных вагонов и танков, имеет площадь 827000 м2, что намного превышает общую площадь двух американских танковых заводов в Уоррене (штат Мичиган) и Лиме (штат Огайо).

По официальной оценке американских специалистов, Нижнетагильский танковый завод в 1980 г. выпустил 2500 средних танков Т-72, что само по себе впечатляет. Другие советские танковые заводы выпускают ежегодно еще 500 средних танков (Т-64), 100 самоходных зенитных установок, 150 САУ и в общей сложности 5500 единиц другой бронетанковой техники, таких как БМП, БТР и БРДМ. Кроме того военной промышленностью других стран Варшавского договора ежегодно выпускается 750 средних танков, 50 самоходных зенитных установок, 50 САУ и около 1200 единиц другой бронетанковой техники.

Несмотря на то, что по принятым на Западе стандартам такой масштаб производства велик, трезвый взгляд на ситуацию указывает на то, что это обосновано большим размером советских вооруженных сил, постоянной необходимостью модернизации и требованием поддерживать на уровне экспорт вооружения. Фактически, по мнению русских, их танковая промышленность функционирует по уровню мирного времени. Даже завод в Нижнем Тагиле производит танков несравнимо меньшее количество по сравнению со своей способностью в военное время. Большая часть его цехов, должно быть, занимается выпуском подвижного железнодорожного состава, и, возможно, производством высокоэффективных трейлеров, типа ЧМЗАП, предназначенных для перевозки на дальнее расстояние советских гусеничных машин. Во время второй мировой войны, когда на заводе в Нижнем Тагиле железнодорожные вагоны не выпускались, уровень производства был намного выше, и только в одном 1944 году заводом было выпущено минимум 8000 средних танков. В 1942-45 годах завод выпускал больше танков, чем любой американский завод. Более того, - это один из нескольких советских заводов выпускавших танки и другую бронетанковую технику. Всего советская промышленность произвела 28984 танка, штурмовых орудий и САУ в 1944 г., а в 1945 г. уровень производства был ещё выше. В свете этого интересно взглянуть на некоторые аспекты истории советской танковой промышленности, прежде чем рассматривать её теперешнее состояние.

Ранний период

Широкомасштабное производство танков началось в 1929 г. на Ленинградском заводе "Большевик" (бывший "Обуховский сталелитейный завод", основан в 1863 г. для исполнения заказов Русского Адмиралтейства. Выпускал морскую артиллерию большого калибра). Производство продолжалось до конца тридцатых годов, и к концу десятилетия закончилось. Завод вернулся к производству морской артиллерии, хотя эксперименты с тяжелыми танками и САУ продолжались. Танковое производство перешло на "Кировский завод" в Ленинграде, который в 1933 г. начал производство средних танков, но к 1941 году перешел на тяжёлые танки.(Бывший "Путиловский завод", основан в 1801 г., как центр производства кораблей локомотивов и артиллерии. В 1922-1934 гг. - завод "Красный путиловец"). Третий танковый завод также возник в этом городе, когда построили завод № 174 - будущий производитель печально известных легких танков Т-50.

Второй центр танковой промышленности был основан в 1931 г. на "Харьковском паровозостроительном заводе" (ХПЗ)(основан в 1897 г) на Украине. Выпустив небольшую партию средних танков, он стал выпускать конструкцию Кристи - БТ, и здесь появилось новое конструкторское бюро. В Харькове также был выпущен 61 тяжёлый танк Т-35, конструкции завода "Большевик", по специальному заказу между 1933 и 1939 годами. Кроме танкового завода № 183, здесь был моторостроительный завод № 75, выпускавший авиационные двигатели М-5 и М-17, в то время ставившиеся на многие советские танки. На заводе № 75 был разработан и запущен в производство двигатель В-2 дизель, ставящийся на все советские танки до нашего времени. Завод № 183 и его КБ разработали и впервые приступили к выпуску всемирно известных танков Т-34.

Третий, но менее важный центр, был в районе Москвы. Он был основан на автомобильной промышленности, а не на тяжелом машиностроении, как Ленинграде и Харькове. Сборочный завод № 37 был военным подразделением автозавода (первоначальное название КИМ, затем МЗМА, сейчас АЗЛК), построенного в Москве "Фордом" и выпускавшего машины из деталей поставляемых Горьковским автозаводом (ГАЗ), также построенным "Фордом". В 1931 году он начал выпускать танкетки, а в 1933 г. перешли на выпуск легких танков амфибий. Кроме того, здесь с 1936 г. выпускались полубронированные трактора - тягачи артиллерии типа "Комсомолец". Здесь также было КБ, специализировавшееся на конструировании лёгких танков, используя готовые стандартные автомобильные узлы, такие как двигатели ГАЗ и трансмиссии.

Перед германской агрессией в СССР было выпущено большое количество бронеавтомобилей. Большинство из них были на шасси легкового автомобиля ГАЗ, бронировавшегося на Ижорском заводе (основан в 1722 г., выполнял военные заказы с 1899 г) в Колпино, пригороде Ленинграда. Много их собиралось в тридцатые годы в Выксе, недалеко от Горького. Накануне немецкой агрессии производство броневиков хотели увеличить и присоединить к этому другие заводы...

Во время частичной мобилизации промышленности с началом второй мировой войны с сентября 1939 г. до нападения Германии в июне 1941 г., СССР активизировал свои планы по строительству танков на других тракторных заводах: "Сталинградском тракторном заводе" (СТЗ) для среднего танка Т-34 в дополнение к заводу № 183 в Харькове, и "Челябинском тракторном заводе" (ЧТЗ) на Урале для нового тяжелого танка КВ в дополнение к Кировскому заводу в Ленинграде (оба выпускали трактора по американской технологии и с американской помощью с 1929-31 гг.). Оба завода были выгодно расположены, совершенно недосягаемы в случае агрессии. Однако, когда началась война, Челябинск еще не приступил к серийному выпуску, а в Сталинграде только начинали производство.

Вторая мировая война

Внезапное и быстрое наступление немцев нарушило тщательно разработанные русскими планы военного строительства. Ленинград был блокирован к концу августа 1941 года, Харьков захвачен в октябре 1941, в том же месяце угроза нависла над Москвой. С началом агрессии советское правительство приказало ГАЗу прекратить производство автомашин и перейти на производство лёгких танков. ГАЗ сделал это очень быстро, переключившись на выпуск легких САУ. Он также поставлял двигатели для всех легких танков и в 1942 г. приступил к выпуску легких бронеавтомобилей. Более того, это единственный советский танковый завод подвергавшийся немецким бомбардировкам. Гибкий по своим возможностям завод тяжелого машиностроения и кораблестроения "Красное Сормово" (основан в 1849 г. Производит различные локомотивы, суда на подводных крыльях, подводные лодки и др.) также получил новую задачу: выпуск Т-34. Серийный выпуск начался в октябре 1941 года, как раз в то время, когда был эвакуирован Харьковский завод. База для производства легких танков под Москвой также была расширена. "Коломенский паровозостроительный завод" (основан в 1863 г.) приступил и выпуску танковых башен. Но вскоре из-за немецкого наступления заводу пришлось эвакуироваться. Часть оборудования и персонала была направлена в Свердловск, как завод № 37. До лета 1942 г. здесь выпускались легкие танки, а затем заводу была отведена роль поставщика для "Уралмаша". "Коломенский паровозостроительный завод" был перевезён в Киров на 750 километров к северо-востоку от Москвы, где под № 38 он выпускал легкие танки, а с 1943 г. - легкие САУ.

Эвакуироваться пришлось также Ленинграду и Харькову. Положение Ленинграда было очень тяжелым, вместе с переездом заводов уехали рабочие и специализированное оборудование. Танкосборочные цеха Кировского завода переехали в Челябинск на тракторный завод. Серийный выпуск тяжелых танков начался в конце октября 1941 года. Завод № 174 оказался в Сибири на месте бывшего паровозостроительного завода в Омске. В марте 1942 г. он приступил к выпуску Т-34.

Харьковский комплекс сказался в нескольких разных местах. Танковый завод № 183 был эвакуирован в Нижний Тагил, на центральном Урале, на "Уралвагонзавод" - крупнейший этого рода в мире. Он был построен в 1931 -33 гг. для выпуска 54000 четырёхосных грузовых вагонов грузоподъёмностью 50 тонн, ежегодно, затем производство было расширено до выпуска 70000 вагонов в год. В начале 1942 г. начался серийный выпуск Т-34 в новом месте.

Так родился огромный завод, о котором идёт речь в "Советской военной мощи". Большая часть оборудования моторного завода № 75 была отправлена в Челябинск, где соединилось с Кировским/Челябинским тракторным заводами, образовав комплекс "Танкоград". Некоторые детали производились новым танковым заводом № 76 в Свердловске. Цеха Харьковского тракторного завода помогли завершить создание нового завода танковых двигателей в Рубцовске в Алтайском крае (на этой базе был создан Алтайский тракторный завод). Другие цеха соединились в Барнауле в завод по производству танковых дизелей № 77, который в 1943 г. начал поставлять дизели Омскому танковому заводу.

Ожидалось, что Свердловск - важный промышленный центр между Нижним Тагилом и Челябинском, станет крупным центром танковой промышленности. Сначала "Уралмаш" должен был поставлять Челябинску башни, что облегчалось прибытием опытных кадров с Ижорского завода. Летом 1942 года, когда над Сталинградом нависла угроза, "Уралмашу" было приказано начать производство Т-34, но осенью завод стал единственным производителем новых средних штурмовых орудий на базе Т-34. Сталинградская битва имела результатом дополнительный выпуск Т-34 Челябинском до марта 1944 года.

Последним перешел на производство бронетанковой техники Мытищинский завод подвижного железнодорожного состава под Москвой (создан в 1897 г., производит вагоны для московского метро. Производил артиллерийские снаряды. Сегодня -Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ)). В 1943 г. он был переименован в завод № 40 и занимался переделкой трофейных немецких танков типа PzKpfw III в советские штурмовые орудия СУ-76И. Когда заказ на СУ-76 был завершен, завод переключился на производство самородных артиллеристских установок СУ-76М, тем самым превзойдя завод в Кирове и облегчив ношу ГАЗа.

Эвакуированные и разрушенные заводы в Харькове и Сталинграде в ходе войны были возвращены Красной Армией, но очевидно производство возобновлено на них тогда не было. С другой стороны относительно целое оборудование в Ленинграде было до некоторой степени восстановлено после снятия блокады. Кировский завод возобновил выпуск тяжелых танков, выпустив первый тяжёлый танк в марте 1945 года.

К концу войны с Германией в мае 1945 г. советская танковая промышленность располагала следующими сборочными заводами, выпустившими танки:

Завод Продукция
Челябинск, Кировский/ЧТЗ ИС и ИСУ
Горький, № 112 Т-34-85
Горький, ГАЗ СУ-76М и БА-64
Ленинград, Кировский ИС
Мытищи, № 40 СУ-76М
Нижний Тагил, № 183 Т-34-85
Омск, № 174 Т-34-85
Свердловск, Уралмаш СУ-100

Советская танковая промышленность показала большую производственную мощность выпустив во время войны примерно 100000 единиц бронетанковой техники на гусеничном ходу, заняв второе место после США. Это ей удалось благодаря тому, что уделялось огромное внимание вопросам первостепенной важности, благодаря резкому сокращению выпуска типов и образцов бронетанковой техники и их компонентов, и волевому руководству выражавшемуся в постоянном личном внимании со стороны самой верхушки в лице Иосифа Сталина. Успехи советской промышленности явились главной причиной советской победы. Возможно, самым большим её достижением было неимоверно быстрое восстановление широкомасштабного производства непосредственно за эвакуацией вводов. Тем на Западе, кто отрицает наличие у советской экономики гибкости, инициативы и мысли следует изучить вопрос о том, как она вела себя в годы войны.

Послевоенный период

Наша информация о советской танковой промышленности за период после 1945 г. менее детальна, и многие заключения и выводы чисто умозрительные. Официальные документы западных правительств должны рассматриваться, как вполне достоверное отражение текущей разведывательной информации, но в деталях они не идут ни в какое сравнение с массой информации, содержащейся в немецких секретных документах военного времени. Материалы советских источников очень скудные, тёмные, прошедшие строжайшую цензуру. Тем не менее, следует попытаться определить места расположения заводов и типы бронетанковой техники, выпускаемой ими

"Советская военная мощь" определяет три основных центра производства средних танков: Харьков, Нижний Тагил и Омск (самый крупный Нижний Тагил). Это не удивительно, поскольку танки выпускались во всех этих городах и до 1945 года, а Нижний Тагил во время войны выпускал наибольшее количество танков.

Огромные размеры Нижнетагильского завода позволили возобновить выпуск подвижного железнодорожного состава, в то-же время продолжая выпуск большого количества танков. Производство железнодорожного подвижного состава было чистой необходимостью для реконструкции и развития советской экономики после войны, особенно если иметь в виду, что во время войны этот вид продукции заводом не выпускался. В тоже время было необходимо возобновить конструирование и производство танков на старом Харьковском заводе. Интересно, что А.А. Морозов - один из авторов танка Т-34 и главный конструктор в Нижнем Тагиле во время войны - вернулся в Харьков. Возможно, этим объясняется тот факт, что танки Т-64 и Т-?2 производились не только двумя разными заводями, но и конструировались двумя разными КБ. Определённое значение представляет и тот факт, что реконструированный Харьковский завод по производству танков и паровозов стал называться заводом транспортного машиностроения им. Малышева. Малышев во время войны возглавлял народный комиссариат танковой промышленности.

До настоящего времени в советских публикациях мало уделяется внимания роли нижнетагильского завода во время войны. Хотя признаётся большая роль города в достижении победы, производство танков здесь упоминалось всего лишь в одном случае. Хотя много говорится о роли Харьковского завода и его эвакуации на Урал, расположение завода № 183 точно не указывается. Это несмотря на то, что немецкая разведка определила местонахождение этого завода и точно оценила выпуск им танков. Немецкая разведка также собрала воедино историю завода № 174 в Омске но советская официальная печать ни разу не признала факт выпуска им танков во время войны, а сами ссылки (немногие) на завод № 174 не указывают его расположения. Это указывает на засекреченность этого завода, как и завода в Нижнем Тагиле. Создаётся впечатление, что цензура подходит с различными мерками к публикациям о заводах, которые были захвачены немцами и тех, которые были вне зоны оккупации. Это наводит на определённые догадки, разбираясь с заводами не упоминающимися в публикации "Советская военная мощь".

В этой публикации Министерства обороны на стр.10 приведена карта-схема под названием "Основные центры советской военной промышленности". Четыре центра производят танки, пять - другие вилы бронетанковой техники, три - артиллеристские орудия, САУ и реактивные системы залпового огня. Харьков, Нижний Тагил, Омск расположены в центрах 3,11 и 12. Кроме того, согласно карте, танки производятся в центре 5, хотя в тексте об этом не говориться. Единственным городом, вызывающим сомнение, является Ленинград. Вероятно, ограниченное производство тяжёлых танков продолжалось здесь до начала шестидесятых годов. Возможно, здесь же производилась на базе танковых шасси ходовые части для различных транспортных, подъемных и пусковых установок ракет. Далее, Ж.Я. Котин, известный конструктор тяжёлых танков, официально считается автором лёгкого танка ПТ-76 и тяжёлого колёсного трактора К-700, производящегося на Кировском заводе в Ленинграде. По этим причинам ленинградский Кировский завод остаётся одним из первых в списке подозреваемых в выпуске бронетанковой техники.

Центр 7 (Волжский экономический район) включает Волгоград (бывший Сталинград) и считается, что здесь выпускаются БТР. Возможно в этом плане к Волгоградскому тракторному заводу в последнее время присоединился и автогигант КамАЗ в Набережных Челнах. В центре 6 (Волго-Вятский экономический район) расположен крупный промышленный цент г. Горький, в годы войны имевший два танковых завода. В этом районе выпускаются не танки, а БТРы. Скорее всего, завод № 112 ("Красное Сормово") более не выпускает ни танки, ни БТР, хотя является важным центром военной промышленности. Однако, ГАЗ основной кандидат на выпуск армейских бронированных автомобилей.

Указывается, что в центрах 11 и 12 (Нижний Тагил и Омск) выпускаются не только танки, но и БТР и артиллеристские орудия. Кроме Нижнего Тагила, в центре № 11 расположены функционировавшие во время войны трактирный завод в Челябинске и "Уралмаш" в Свердловске. Возможно, и сегодня оба этих завода выпускают военную продукцию, включая необходимую для сборки танков. В Свердловске также есть крупный артиллеристский завод. Однако, если применить так называемые правила цензуры, ни один из этих прежних танковых заводов сейчас танки не выпускает. Тогда где же в этом районе производится бронетанковая техника? Пока этот вопрос остаётся открытым. В центре 12 Омск - единственный известный завод по производству танков. Возможно - ли здесь производство других видов техники, кроме танков, например, САУ, подвижных командных пунктов и пунктов управления огнём? Меньший, по сравнению с Нижним Тагилом и даже Хорьковом, размер завода наводит на мысль о производстве специализированных видов продукции и в меньших объёмах.

Вернёмся к центру 3 - Харьковскому заводу. Указывается, что здесь производятся танки и БТР. Если Омск действительно занят выпуском специализированных видов техники, то Харьков может быть единственным производителем 500 танков Т-64, выпущенных в 1980 г. Для такого завода цифра очень мала и может указывать на то, что этот завод занят выпуском других видов гусеничной техники. Каких именно?

У нас ещё остается цент № 4, включающий Москву, её пригород Мытищи и город Киров. Завод № 38 в месте своего последнего нахождения, видимо прекратил сборку бронетехники в 1944 г. Хотя Киров и связан железной дорогой, расположение завода не идеальное, и размер невелик. В советских источниках писалось о его роли во время войны, поэтому, видимо, он потерял своё значение, как производитель танков. Московский завод лёгких танков № 37, который был эвакуирован в Свердловск, и позднее стал вспомогательным заводом, определённо выпуском танков не занимается. Ссылки на него в советской литературе очень редки, видимо, значение его в войну было невелико. Кроме того, советские авторы не любят писать о лёгких танках, ничем не зарекомендовавших себя в годы войны. Остаётся завод № 40 в Мытищах. В военное время он упоминался, как завод по производству вооружения, а в послевоенных источниках он вообще не фигурирует. Его расположение не указывается и о производстве штурмовых орудий или лёгких САУ не упоминается. Немецкой разведке в войну пришлось убить много времени на то, чтобы установить, что завод в Мытищах и завод № 40 - это одно и то же, хотя продукция была известна. Довольно странно, но карта в "Советской военной мощи" не указывает на производство в этом центре бронетанковой техники. Возможно, в Мытищах секретный завод, но выпускает уже не бронетанковую технику, а что-то другое. А возможно, здесь собирались БТР-152 на базе ЗИС-151/ЗИЛ-157. Сейчас завод этим определённо не занимается. Конечно, сегодня трудно исключить роль новых модификаций ЗИЛ в производстве трейлеров и других транспортёров. Но этот завод очевидно производит компоненты и детали для пусковых установок и носителей вооружения.

Конечно, танковая промышленность включает в себя много других заводов, помогающих функционировать сборочным заводам, о которых говорилось выше. Кроме того, другие отрасли военно-промышленного комплекса, также как артиллеристские заводы, поставляют различные компоненты, необходимые для сборки этих машин. Без них не было бы и танков.

Советская танковая промышленность - высокоразвитая система с большим количеством мощных заводов с опытным штатом, поддерживаемая заводами других отраслей военно-промышленного комплекса. Десятилетия производственного опыта, плюс знание того, что руководство и штат заводов в прошлом преодолели немыслимые трудности, о которых на Западе и не слыхали, - всё это говорит о том, что советская танковая промышленность - мощный организм, который справится с любой ситуацией, кроме тотальной ядерной войны.



Закрытие ИП