Машиностроительный комплекс россии. Транспортное машиностроение. Приборостроение и электротехническая промышленность

Транспортное машиностроение в современном мире является одной из развитых отраслей современной машиностроительной промышленности. В свою очередь оно включает в себя такие подразделы, как судостроение, железнодорожное машиностроение, автомобилестроение, и авиационную промышленность.

Судостроение – это производство судов или кораблей. Оно имеет древнюю историю.

Корабли значительных размеров строились с давних времен в Древнем Египте, Китае, Финикии. Использовали суда на протяжении многих веков и в самых разных государствах, в том числе и в Древней Руси. Однако все корабли были деревянными и в редких случаях в их строительстве использовали металлические элементы. К тому же, в движение корабли приводились мускульной силой человека, а позднее еще и силой ветра. Лишь с изобретением в 18 веке парового двигателя производство кораблей получает новое развитие и становится более масштабным. В начале 19 века появляются корабли из железа, а позднее – из стали.

Именно появление таких кораблей послужило поводом для развития принципиально нового способа судостроения. Для того чтобы построить современный корабль из стали, необходимо подготовить профильный и листвой материал, затем вырезать детали корпуса, часть их согнуть, а так же произвести сварку отдельных конструкций. После этого нужно смонтировать отдельные секции и блоки, из которых будет собран весь корабль. Когда новое судно готово, его спускают на воду и устанавливают на нем необходимое оборудование. В эксплуатацию корабль отдают только после того, как он прошел все необходимые испытания.

За сравнительно короткое время происходит ряд важных нововведений в устройстве кораблей. На смену парусам приходит гребной винт, приводимый в действие паровой турбиной, а в последствие двигателем внутреннего сгорания. В 20 веке получают распространение дизельные двигатели. С развитием атомной энергетики именно на водном транспорте монтируют атомные установки. Первый в мире атомный ледокол «Ленин» появился в России уже в 1959 году. На данный момент российское судостроение отстает в развитии от западных стран, главным образом, из-за недостаточного финансирования.

Однако в нашей стране, как и во всем мире, водный транспорт по-прежнему имеет огромное значение.С появлением парового двигателя большое значение начинают приобретать самые различные виды сухопутного транспорта, поскольку появилась возможность передвигаться гораздо быстрее, чем раньше. Одним из первых в эпоху промышленной революции появился железнодорожный транспорт, который имел огромный успех. Количество железных дорог росло, однако изобретение более быстроходных автомобилей отодвинуло использование поездов на дальний план.На данный момент железнодорожное машиностроение развивается в 4 направлениях: локомотивостроение; грузовое вагоностроение;пассажирское вагоностроение;производство путевой техники.В каждом направлении ведется разработка новых идей и возможностей. Благодаря тому, что железнодорожный транспорт работает теперь на дизельных или электрических двигателях, в современном мире он является одним из самых развитых.

Это позволяет говорить об использовании скоростной железнодорожной техники. Например, в Германии и Франции, а также в Японии действуют сверхскоростные железнодорожные линии с поездами на магнитной подушке. Самой развитой отраслью мирового транспортного машиностроения является производство автомобилей. Паровые двигатели были неэффективны и экономически не выгодны при перевозках небольшого количества грузов. С появлением двигателя внутреннего сгорания все меняется. Собираются первые автомобили, годные для перевозки не только грузов, но и небольшого количества людей. Однако подобный транспорт долгое время оставался игрушкой для богатых людей, поскольку его производство было ограничено и стоили они весьма дорого. Генри Форд, открывший в 1903 году свой малый бизнес по производству автомобилей, совершил переворот в транспортном машиностроении вообще. Он ввел конвейерное производство, что позволило удешевить автомобиль и сделать его доступным для самых разных слоев населения.

В современном мире именно благодаря подобному типу производства, возможен выпуск огромного количества различных автомашин, способных удовлетворить спрос потребителей. Это не только легковые и грузовые автомобили, но и трактора. Кроме того, это самая разнообразная техника для всякого вида работ, а также военная техника. Авиационная промышленность, которая занимается выпуском всевозможных летательных аппаратов, на сегодняшний день самая молодая отрасль транспортного машиностроения не только в России, но и во всем мире. Однако она и самая быстро развивающаяся. Первые самолеты появились в начале 20 века и с тех пор, постоянно совершенствуясь, не уступают своих позиций. В Советском Союзе создавались самолеты, которые по своим параметрам были даже лучше, чем созданные на западе. В настоящее время первое место по выпуску самолетов занимает Америка. Ей принадлежит 85,6% всей авиационной промышленности, в то время как Европа (в том числе и Россия) производит всего 14% авиационной техники. Все описанные выше отрасли транспортного машиностроения приобрели огромное значение для жизни человека, ведь развитие и производство транспорта в промышленных масштабах позволяет человеческому обществу развиваться по выбранному им пути.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горно-шахтного, крупноэнергетического, подъемно- транспортного оборудования, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. тяжелого машиностроения в первую очередь зависит от сырьевой базы и районов потребления.

Например, производство металлургического и горно-шахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции.

Одной из важнейших отраслей тяжелого машиностроения является производство оборудования для металлургической промышленности. Большая металлоемкость продукции этих производств, сложность транспортировки обусловили размещение этих предприятий вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: Екатеринбург, Орск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре.

Крупные центры производства горно-шахтного оборудования созданы в Западной Сибири — Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово. В Красноярске построен один из крупнейших заводов по производству тяжелых экскаваторов, которые используются при освоении буроугольных месторождений Канско-Ачинского бассейна.

Производство оборудования для нефтяной и сложилось в нефтедобывающих и газодобывающих районах — Урал, Поволжье, Северный Кавказ, в Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение представлено производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Оно располагается преимущественно в крупных центрах развитого машиностроения при наличии высококвалифицированных кадров. Крупнейшими центрами по производству турбин для гидроэлектростанций являются Санкт-Петербург и Таганрог (завод «Красный котельщик», который выпускает половину всех паровых котлов страны). Высокопроизводительные котлы выпускаются в Подольске и Белгороде. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин. Развитие атомной энергетики определило производство оборудования для атомных электростанций. В Санкт- Петербурге выпускаются атомные реакторы; крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске.

Предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования работают в Коломне, Воронеже, Новосибирске.

Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), которые специализируются на производстве пассажирских, грузопассажирских, ледоколов-атомоходов. На Белом море главный центр судостроения — Архангельск, на Баренцевом — Мурманск. В этих центрах производятся лесовозы.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО «Красное Сормово» выпускают суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа «река — море» и т.д. Речные суда производятся в Волгограде, Тюмени, Тобольске, Благовещенске.

Железнодорожное машиностроение: Коломна, Новочеркасск (Северо-Кавказский район), Муром (Нижегородская область), Меди ново (Калужская область), Демидово.

Вагоностроение (для производства вагонов необходимо также древесное сырье): Нижний Тагил, Калининград, Новоалтайск, Брянск, Тверь, Мытищи, Абаканский вагоностроительный завод (Хакасия).

Общее машиностроение

Включает группу отраслей, характеризующихся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и пищевой отраслей промышленности.

Как правило, предприятия этих отраслей размешаются в районах потребления продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие квалифицированных кадров и близость сырьевой базы. Предприятия этой группы широко размещены по территории России.

Среднее машиностроение

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемкости — это приборостроение, производство средств вычислительной техники, электротехническая промышленность. Оно размещается там, где имеются квалифицированные кадры. Включает группу машиностроительных предприятий, отличающихся узкой специализацией, широкими связями по кооперированным поставкам: автомобилестроение, самолетостроение, станкостроение (производство небольших и средних металлорежущих станков), производство технологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической промышленности.

Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение , где наиболее ярко выражена специализация и прослеживаются обширные связи по кооперации. Предприятия автомобильной промышленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3-6 т) выпускают Московский (ЗИЛ) и Нижегородский заводы, малой грузоподъемности — Ульяновский завод (УАЗ). Центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане: КаМАЗ — Набережные Челны.

Высококлассные легковые автомобили производят в Москве, среднего класса — в Нижнем Новгороде; малолитражные автомобили-в Москве, Тольятти, Ижевске; микролитражные автомобили — в Серпухове. Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган).

Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т.д.

Среди факторов, влияющих на размещение предприятий станкостроения, главным образом выступает обеспеченность отрасли квалифицированными трудовыми ресурсами, инженерно-техническим персоналом. Большое развитие станкостроение получило во многих районах. Наряду со старыми, сложившимися районами станкостроения Центра, Москвы и Северо-Запада (Санкт-Петербург), станкостроение получило развитие в Поволжском и Уральском районах.

Продукция приборостроения отличается небольшой материалоемкостью и энергоемкостью, но для ее производства требуется высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Поэтому около 80% выпуска товарной продукции сосредоточено в европейской части России, в крупных городах (Москве и Московской области, Санкт-Петербурге).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОТРАСЛЕВОЙ СОСТАВ И РАЗМЕЩЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УКРАИНЫ

3.1.Тяжелое машиностроение имеет низкую трудоемкость, высокую материалоемкость, ориентировано на сырье и потребителя и выпускает крупногабаритную продукцию небольшими партиями. Включает производство:

· горношахтного оборудования (сосредоточено в Донецке, Харькове, Горловке, Луганске, Ясиноватой и др.);

· металлургического оборудования (в Краматорске, Мариуполе, Днепропетровске и др);

· оборудования для нефте- и газодобычи (в Черновцах, Дрогобыче, Харькове, Конотопе);

· энергетического оборудования (в Харькове).

3.2.Станкостроение базовая отрасль машиностроения, определяющая уровень НТП в стране. Поэтому до 75% мирового станкостроения сосредоточено в наиболее развитых странах мира (Японии, Германии, США, Швейцарии, Франции и Италии).

Основными центрами станкостроения остаются: Краматорск, Харьков, Днепропетровск (тяжелые станки), а также Киев, Житомир, Львов (станки-автоматы), Харьков (агрегатные станки).

В Украине производство станков за годы независимости резко сократилось (табл. 9.1).

Таблица 9.1.

Производство некоторых видов станков в Украине, тыс. шт.

3.3.Точное машиностроение – специализируется на выпуске электро- и радиоизмерительных приборов, оптических устройств, бытовой электроники, ВТ, АСУ и т.д. Эта отрасль отличается минимальной металлоемкостью и ориентирована на наличие научно-исследовательской базы и высококвалифицированных кадров. Центрами точного машиностроения в Украине являются: Киев, Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Львов, Тернополь, Одесса, Донецк, Черкассы, Симферополь.

В настоящее время многие предприятия занимаются сборкой изделий из деталей, поступающих из других стран (табл. 9.2).

Таблица 9.2.

Производство бытовой электроники в Украине, тыс. шт.

3.4.1. Автомобилестроение (легковое, грузовое и автобусостроение) является отраслью, определяющей уровень экономического развития страны, одним из основных потребителей достижений НТП, побудителем развития науки и техники и роста квалификации рабочих кадров. И хотя Украина имеет хорошие предпосылки для развития автомобилестроения (в стране налажено производство металла, развито производство шин и пластмасс, имеется достаточное количество квалифицированных кадров и наблюдается постоянный рост спроса на готовую продукцию), эта отрасль пока не является ключевой отраслью экономики (до 2-4% ВВП).



В настоящее время в Украине функционируют около 100 предприятий, выпускающих легковые и грузовые автомобили, спецавтотехнику, автомобили повышенной проходимости, автобусы, мотоциклы, комплектующие и запчасти. Также отечественные предприятия занимаются т. н. "отверточной" сборкой авто известных зарубежных марок (табл. 9.3).

Таблица 9.3.

Основные производители автомобилей и автобусов в Украине,

их ассортимент и объемы производства в 2003 г.

Предприятие Продукция Персонал Объем впуска автомобилей
происхождением из Украины, шт. уд. вес, % "отверточная" сборка, шт. уд. вес, %
Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ) Легковые (ГАЗ, ВАЗ, УАЗ)
"Еврокар" Легковые Skoda, Volkswagen
Луцкий автозавод (ЛуАЗ) Легковые (ВАЗ, УАЗ, ЛуАЗ)
"Черкасский автобус" Автобусы "Богдан"
Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ) Легковые ("Таврия", "Славута", "Сенс", "Ланос", "Опель-Астра", ВАЗ
Львовский автобусный завод (ЛАЗ) Автобусы ЛАЗ
"АвтоКрАЗ" Грузовые автомобили КрАЗ

Более 40% авторынка Украины принадлежит корпорации "УкрАвто" (основной производитель легковых автомобилей – Запорожский автозавод ("Авто-ЗАЗ") и его дочерние предприятия, выпускающие автомобили ЗАЗ, ВАЗ, Чери, Деу, Шевроле, Опель и Мерседес-бенц).

Следом идет корпорация "Богдан" – в нее входят Луцкий ("ЛуАЗ"), "Черкасский автобус" и "Богдан Спецавтотехника", где собирают легковые ВАЗ, КИА и Хюндай, а также грузовики и автобусы.

До 5% рынка закрепил за собой Атолл Холдинг: на заводе Еврокар (Закарпатская обл.) выпускают автомобили Шкода, Фольксваген и Сеат.

Что касается автобусов , то главным производителем является Львовский автобусный завод (ЛАЗ) – крупнейшее предприятие на территории СНГ, проектная годовая мощность которого составляет 16 тыс. автобусов в год. Однако до 70% узлов и деталей для этой марки производятся за пределами Украины (табл. 10.4).

На выпуске крупнотоннажных грузовых машин (бортовых, самосвалов, тягачей, лесовозов) специализируется предприятие в Кременчуге "КрАЗ", которое полностью закрывает потребности Украины в автомобилях этого класса. Базовая модель – КрАЗ-6510 грузоподъемностью до 13,5 тонн.

Несомненно положительным моментом является то, что в Украине (во Львове, Днепропетровске и Киеве) было налажено собственное производство троллейбусов с мощностями для производства до 800 единиц в год. Однако объемы их выпуска пока незначительны (табл. 9.4), хотя потребность страны составляет около 1 тыс. машин в год.

Таблица 9.4.

Динамика изготовления автомобилей по видам, тыс. шт.

3.4.2. Локомотивостроение (привязано к металлургическим базам).

В Украине налажено собственное производство:

· тепловозов (в Луганске и Харькове);

· промышленных электровозов (в Днепропетровске);

· вагонов (в Днепродзержинске, Кременчуге, Стаханове);

· вагонов-цистерн (в Мариуполе);

· трамваев (в Луганске, Днепропетровске).

3.5.Судостроение (морское и речное).

Удельный вес Украины составляет всего 0,5% от мирового производства (15 место), хотя ей досталась имеет высокоразвитая судостроительная отрасль, которая выпускала до 40% (по количеству) всех судов бывшего СССР. На территории Украины имеются крупные судостроительные и судоремонтные заводы: в Херсоне, Киеве, Севастополе, Керчи, Одессе, Мариуполе и др. Главным центром еще со времен Российской империи является Николаев, где функционируют 3 судостроительных предприятия.

3.6.Сельскохозяйственное машиностроение традиционно занимало одно из едущих мест в структуре машиностроительного комплекса Украины. Отрасль ориентирована на потребителя и её размещение связано с зональной специализацией сельского хозяйства. В Украине имеется ряд крупных специализированных предприятий по производству:

· тракторов (в Харькове и Днепропетровске (колесные тракторы));

· хлебо- и кукурузоуборочных комбайнов (в Херсоне);

· свеклоуборочных комбайнов (в Днепропетровске и Тернополе);

· сеялок (в Кировограде);

· тракторных плугов (в Одессе);

· оборудования для животноводства (в Бердянске)

· деталей и агрегатов (в Киеве, Виннице, Донецке, Луганске, Мелитополе и др.).

Сельскохозяйственное машиностроение наиболее сильно пострадало в результате кризиса 90-х годов (табл. 9.5), и до настоящего времени ситуация не улучшается.

Таблица 9.5.

Производство сельскохозяйственных машин, тыс. шт.

Чтобы хоть как-то поддержать производителей отечественной сельхозтехники, правительство ввело дополнительно13%-ный налог на почти весь импорт сельхозтехники, делая завоз значительной её части невыгодным. Кроме того, с 2009 г. введен запрет на импорт сельхозмашин, аналоги которой производятся в Украине.

3.7.Авиакосмическая отрасль является важнейшим показателем технического потенциала страны.Украина, несмотря на экономические трудности, способна в одиночку разрабатывать и производить конкурентоспособную авиакосмическую технику, используя потенциал накопленный в Советском Союзе и современные наработки.

Однако, сегодня по объемам производства авиапродукции Украина занимает лишь 90-е место в мировом рейтинге с частицей 0,1% мирового выпуска.

В настоящее время авиационная промышленность Украины представлена 40 предприятиями с центрами в Киеве, Харькове и Запорожье.

В Киеве располагаются научно-технический комплекс им. Антонова, который является одним из сильнейших разработчиков авиатехники на всей территории СНГ (это оценка генерального директора авиа комплекса им. Илюшина В. Ливанова) и завод "Авиант". В 2009 г. эти предприятия объединились с целью совместного выхода из кризиса. Предприятие специализируется на выпуске самолетов марки Ан. Наиболее известными в мире стали Ан-124 и Ан-225. Сейчас главным приоритетом на обновленном предприятии станут региональные самолеты нового поколения Ан-148 и Ан-158.

Харьковский авиазавод и КБ специализируется на выпуске регионального пассажирского Ан-140 и военно-транспортных Ан-72 и Ан-74.

Запорожское предприятие "Мотор-Січ" выпускает двигатели, которые используют на самолетах во многих странах мира.

В последние годы вопрос развития авиационной промышленности Украины стоит особенно остро. Так, за период с 1999 по 2004 гг. авиапромышленность Украины поставила заказчикам только немногим более 20 самолетов. И хотя была принята Программа развития авиационной промышленности сроком до 2010 г., предусматривающая выделение средств на развитие авиастроения, но для того, чтобы отрасль могла успешно конкурировать с мировыми лидерами и динамично развиваться, но эти копейки едва позволяют сводить концы с концами.

Что касаетсякосмической отрасли , то на сегодняшний день она является одной из ключевых отраслей национальной экономики, которая обеспечивает разработку и выпуск конкурентоспособной продукции. В её состав входят около 30 предприятий с центрами в Днепропетровске (знаменитое на весь мир КБ "Южное" им М.Янгеля и ПО "Южмаш"), Киеве и Харькове.

На нескольких зарубежных космодромах (Байконур, Плесецк, Си Лонч) эксплуатируется несколько украинских ракетно-космических комплексов: "Циклон", "Зенит" и "Днепр".

3.8.Производство вооружения (ВПК) – также одна из наиболее дорогостоящих, но и наиболее прибыльных отраслей машиностроения.

После распада Советского Союза к Украине отошла приблизительно 1/3 ВПК СССР. На момент провозглашения независимости ВПК Украины насчитывал более 3,5 тыс. предприятий, около 140 НИИ и 3 млн. занятых. Основная часть производства была сконцентрирована на 30 крупных предприятиях (в Киеве, Днепропетровске, Харькове, Симферополе и др.). Предприятия ВПК Украины специализировались на выпуске военных самолетов и судов, бронетанковой техники, радиотехнических систем. Такой мощный ВПК после распада СССР стал весьма обременительным для Украины. В 90-х годах госзаказы и его финансирование практически прекратились. Встал вопрос о проведении конверсии – частичного перепрофилирования военного производства на гражданское.

Были разработаны более 500 программ конверсии, а в качестве приоритетов названы производство сельхозтехники, оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, товаров народного потребления. Но из-за специфики технологических процессов и особенностей оборудования предприятия ВПК тяжело поддавались реконструкции. Непродуманная конверсия нанесла ВПК непоправимый ущерб и привело к подрыву военно-экономической безопасности страны. Только количество работающих в отрасли (а это высококвалифицированные рабочие и научные кадры) уменьшилось более чем в 7 раз, прекращена значительная часть НИОКР. Это во многом стало причиной сокращения ВВП и значительных экономических потерь для государства.

Продукцией которых являются различные машины и механизмы. Причем это образование характеризуется весьма сложными связями.

Машиностроительный комплекс, структура которого обширна, включает в себя непосредственно машиностроение, а также металлообработку. Продукция предприятий данного комплекса играет главную роль в процессе реализации новейших достижений современного научно-технического прогресса. Причем это актуально для всех областей народного хозяйства.

Структура сферы машиностроения

Эта крупнейшая комплексная отрасль обеспечивает все народное хозяйство страны приборами и оборудованием. Для населения она выпускает разнообразные предметы потребления. В входят ремонт оборудования и машин, а также металлообработка. Характерным для него является углубление специализации производств и постоянное расширение масштабов деятельности.

В состав машиностроительного комплекса включено более семидесяти отраслей. Причем все они объединены в группы согласно назначению выпускаемой продукции, сходства технологических процессов и видов используемого сырья.

В состав машиностроительного комплекса входят:

1. Энергетическое и тяжелое машиностроение. Сюда включают производства по выпуску энергетического, подъемно-транспортного и горного, полиграфического и атомного оборудования, вагоно-, турбино- и тепловозостроение.
2. Станкостроение , отвечающее за выпуск различного рода станков.
3. Транспортное машиностроение , включающее в себя отрасли по производству автомобилей и судов, а также относящиеся к авиации и ракетно-космической сфере.
4. Тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение .
5. Приборостроение, выпуск электротехники и электроники , считающийся точным машиностроением.
6. Выпуск станков и оборудования для пищевой и легкой промышленности.

Помимо вышеперечисленных подразделений в машиностроительный комплекс включают малую металлургию, занимающуюся производством проката и стали. Данный технологический процесс выполняется в литейных цехах. Подобные площади размещаются на машиностроительных или на специализированных предприятиях. Здесь производятся штамповки, литье, поковки и сварные конструкции.

Тяжелое машиностроение

Все заводы, входящие в данную отрасль, отличаются высоким потреблением металла. При этом они обеспечивают необходимыми машинами и оборудованием предприятия, относящиеся к горно-химическому, горнодобывающему, топливно-энергетическому и металлургическому комплексу.

Продукцией заводов тяжелого машиностроения являются узлы, детали (к примеру, валки для металлургических а также готовое оборудование (турбины и паровые котлы, экскаваторы, горно-шахтное оборудование). В составе данной отрасли находится десять подотраслей. Среди них подъемно-транспортное, путевое, атомное, полиграфическое, горное и металлургическое машиностроение, а также дизеле-, вагоно-, турбо- и котлостроение.

Самую высокую по стоимости продукцию в отрасли тяжелого машиностроения выпускают производства металлургического оборудования. Им оснащают электроплавильные и а также агломерационные фабрики. Высокой стоимостью отличается и оборудование для дробильно-размольных и прокатных производств.

Продукцией предприятий горного машиностроения являются агрегаты, используемые для разведки, а также добычи (открытым и закрытым способом), обогащения и дробления полезных ископаемых, обладающих твердой структурой. В их число входят очистные и горнопроходческие комбайны, шагающие и роторные экскаваторы. Применяют подобное оборудование на предприятиях цветной и черной металлургии, угольной и химической промышленности, а также при изготовлении строительных материалов.

Огромное экономическое значение для народного хозяйства страны имеет продукция, выпускаемая подъемно-транспортным машиностроением. Ведь с таким оборудованием в России работает порядка пяти миллионов человек. Данной подотраслью производятся электрические и мостовые краны, ленточные и стационарные конвейеры, а также оборудование, предназначенное для комплексной механизации складских помещений.

Продукция вагоно-, тепловозостроения призвана обеспечить железнодорожную сферу необходимым для нее транспортом. Эта подотрасль выпускает и путевые механизмы необходимые для рельсосварочных, укладочных, снегоочистительных и прочих работ.

Что касается турбостроения, то его основной задачей является оснащение необходимым оборудованием энергетической сферой народного хозяйства. Заводами данной подотрасли выпускаются агрегаты для атомных и гидравлических, газотурбинных и тепловых электростанций. Она же отвечает за оснащение магистральных газопроводов и поставку нагнетательных, компрессорных и утилизационных агрегатов, используемых в нефтеперерабатывающей и химической промышленности, а также цветной и черной металлургии.

Заводы атомного машиностроения специализируются на выпуске различного оборудования для АЭС. В этот перечень входят и корпусные реакторы.
Минимальным объемом продукции отличается полиграфическое машиностроение. На его предприятиях производят конвейеры для типографий, печатные станки и т. д.

Станкостроение

Данная отрасль машиностроительного комплекса производит:

Металообрабатывающий инструмент;
- кузнечно-прессовое оборудование;
- металлорежущие станки;
- деревообрабатывающее оборудование.

Помимо выпуска готовых изделий данная отрасль отвечает и за централизованный ремонт агрегатов, используемых для металлообработки.

Транспортное машиностроение

Одной из его отраслей является авиационная промышленность. Для изготовления продукции используются материалы и разнообразное оборудование, выпускаемое на предприятиях практически всех отраслей машиностроительного комплекса. На заводах авиационной промышленности задействованы высококвалифицированные инженерные и рабочие кадры, производящие грузовые и пассажирские самолеты. С конвейеров данных предприятий сходят и вертолеты разнообразных модификаций.

Продукцией ракетно-космической промышленности являются орбитальные ракеты и корабли обитаемого и грузового типа. В этих транспортных средствах прекрасно сочетаются высокие технологии и широкая межотраслевая комплексность производства.

Предприятия судостроительной промышленности используют при выпуске своей продукции большое количество металла. Но, несмотря на это, их размещение производится вне регионов, имеющих крупные металлургические базы. Это связано с большими трудностями транспортировки готовых кораблей. Предприятия судостроительной промышленности обладают многочисленными кооперационными связями с заводами многих отраслей народного хозяйства. Это позволяет производить на средствах водного транспорта установку разнообразного оборудования.

Крупнейшей отраслью машиностроительного комплекса является автомобильная промышленность. Выпускаемая ею продукция находит свое применение во всех сферах народного хозяйства. Автомобили пользуются спросом и в розничной торговле.

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение

Эта отрасль отличается подетальной специализацией. В процессе выпуска ее продукции задействовано небольшое количество заводов, выпускающих узлы и детали для различных стадий технологического процесса.

Тракторным и сельскохозяйственным машиностроением производятся комбайны различных видов. В их число входят льноуборочные и зерноуборочные, хлопкоуборочные и кукурузоуборочные, картофелеуборочные и другие машины. Производятся на заводах данной отрасли и разнообразные модификации колесных и гусеничных тракторов.

Приборостроение и электротехническая промышленность

Продукция, выпускаемая предприятиями этих отраслей, отличается небольшой энерго- и материалоемкостью. Однако для ее выпуска необходим подбор высококвалифицированных рабочих и научно-исследовательских кадров.

Заводы по приборостроению осуществляют наладку и монтаж средств автоматизации. В их задачи входят разработка программного обеспечения, конструирование и выпуск медицинских приборов, часов, оргтехники и измерительной аппаратуры. Подобная продукция является наукоемкой и используется для автоматического управления технологическими процессами и информационными системами.

На российских заводах, входящих в электротехническую отрасль машиностроения, в настоящее время производится более ста тысяч наименований различной продукции.

Данные изделия находят свое применение практически во всех сферах народного хозяйства. Объем продукции, выпускаемой электротехнической промышленностью, превосходит то количество изделий, которое изготавливается всеми отраслями тяжелого машиностроения в совокупности. Основная номенклатура таких товаров представлена генераторами к гидравлическим, газовым и паровым турбинам, а также электродвигателями, электромашинами, преобразователями и трансформаторами, электротермическим, электросварочным и светотехническим оборудованием.

Машиностроение для пищевой и легкой промышленности

В данную сферу производства входят подотрасли, выпускающие оборудование для трикотажной и текстильной, обувной и швейной, меховой и кожевенной, пищевой области народного хозяйства. География размещения подобных заводов зависит от близости к потребителю.

Роль в народном хозяйстве

Значение машиностроительного комплекса переоценить невозможно. Ведь эта отрасль является одной из ведущих в тяжелой индустрии РФ. На предприятиях данной сферы создается основная и наиболее активная масса основных средств, в которые входят орудия труда. Кроме того, машиностроительный комплекс оказывает значительное влияние на направление и темпы развития научно-технического прогресса, на величину роста производительности труда, а также на многие другие показатели, влияющие на эффективность развития производства.

Весь объем изделий, который производит машиностроительный комплекс России, составляет более одной трети от всей товарной продукции, выпускаемой в стране. На предприятиях данной сферы народного хозяйства трудится 2/5 от общего количества промышленно-производственных рабочих. Здесь же установлена практически четверть от всех основных фондов промышленно-производственного характера, имеющихся в стране.

Важно значение машиностроительного комплекса в жизни крупных районов России. Причем от уровня развития данных предприятий зависит развитие всех сфер народного хозяйства. Велика роль машиностроительного комплекса и в обеспечении обороноспособности России.

Отличительные признаки, влияющие на размещение предприятий

Машиностроительный комплекс России обладает широкими межотраслевыми связями. Но помимо этого данное образование имеет ряд характерных особенностей. Их необходимо иметь в виду при размещении различных производств в том или ином регионе.

Прежде всего, отрасли машиностроительного комплекса обладают развитой специализацией. Другими словами, их предприятия сосредоточены на выпуске одного, или, в крайнем случае, нескольких видов продукции. При этом наблюдается высокое концентрирование. Это такой фактор машиностроения, когда производством готовой продукции одновременно занимается несколько предприятий. Возьмем, например, автомобильный завод. Его продукцией являются только транспортные средства.

Необходимые для изготовления автомобилей узлы и детали такой завод получает в готовом виде от других предприятий, число которых может быть достаточно большим. Данный фактор оказывает существенное влияние на размещение машиностроительного комплекса, которому жизненно необходимы хорошие транспортные связи. Именно поэтому многие отрасли этой сферы народного хозяйства находятся в Поволжье и Центральной России. Ведь в этих районах имеется хорошо развитая транспортная сеть.

География машиностроительного комплекса России, ориентирующегося на выпуск наиболее сложных и прогрессивных товаров (электроники и радиотехники), связана с фактором наукоемкости. Именно поэтому подобные отрасли размещают неподалеку от Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и т. д. То есть поблизости от тех мест, где хорошо развита научная база.

Машиностроительный комплекс, продукция которого связана с военно-стратегическим фактором, как правило, располагают в «закрытых» городах. Это Снежинск, Новоуральск, Саров и др. Иногда такие производства находятся неподалеку от военных баз.

В факторы машиностроительного комплекса, влияющие на его развитие, входит и наличие значительного числа квалифицированного персонала. Так, наиболее трудоемкими отраслями считаются станко- и приборостроение. Именно поэтому подобные производства размещают в регионах с наибольшей концентрацией населения, то есть в Москве, Воронеже, Пензе, Рязани и т. д.

При строительстве предприятий тяжелого машиностроения учитывается их большая материалоемкость. Для выпуска продукции в данных отраслях требуется много металла. Только при его наличии можно осуществить выпуск металлургического и энергетического оборудования. Подобные предприятия размещаются в районах Урала (Екатеринбург), Сибири (Красноярск, Иркутск). Это связано с имеющейся в данных регионах крупной металлургической базы. Иногда предприятия тяжелого машиностроения ориентируются на привозное сырье. Таковые имеются в Санкт-Петербурге.

Есть такие виды машин, потребность в которых испытывают только некоторые регионы. Это касается, например, тракторов для вывоза леса и льноуборочных комбайнов. Подобную технику нелегко транспортировать, а значит, ее лучше всего производить там, где в ней существует потребность.

Испытываемые трудности

Развитие машиностроительного комплекса с 90-х годов прошлого века значительно снизило свои темпы. Одни из подобных предприятий просто закрыли, другие в значительной мере сократили объемы выпускаемой продукции. Особенно снизилось количество продукции на заводах, выпускающих станки, а также изделия точного машиностроения. В чем была основная причина данного процесса? Она крылась в низком качестве нашей продукции, которая не могла конкурировать с изделиями импортного производства. Кроме того, после распада Советского Союза произошел разрыв всех производственных связей, ранее существовавший между республиками страны.

Проблемы машиностроительного комплекса кроются и в большом износе оборудования. По данным статистики, он достигает практически 70%. Такое положение дел существует в вертолето- и судостроении, а также в радиоэлектронике. Средний возраст станков на машиностроительных заводах равен примерно 20 годам. Это не позволяет использовать при производстве продукции новые технологии. На сегодняшний день многие отрасли машиностроения требуют кардинальной модернизации оборудования. Только в таком случае выпускаемая ими продукция станет конкурентоспособной на рынке сбыта.

Обострению ситуации способствуют многие зарубежные компании. Проникая на наш рынок, такие корпорации значительно повышают уровень конкуренции.

Еще одной острой проблемой машиностроительной отрасли является дефицит кадров. Та система подготовки трудовых ресурсов, которая существовала в СССР, была попросту разрушена. На сегодняшний день возраст квалифицированных работников уже приближается к пенсионному. По причине острой нехватки молодых кадров значительно тормозится процесс модернизации машиностроительного производства. Но такое плачевное положение немного улучшается благодаря инвестиционным проектам. Строятся и уже построены новые заводы, проводится реконструкция старых предприятий, налаживаются новые и восстанавливаются ранее существовавшие производственные связи.

- 203.50 Кб

По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире, вертолётостроения - на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов).

В 2010 году объём выручки российских предприятий авиапрома составил более 504 млрд. рублей, из которых 31 % - доля самолётостроения, 18 % - вертолётостроения, 24 % - двигателестроения, 8 % - агрегатостроения, 11 % - приборостроения, 8 % - производства спецтехники. За этот год в России было выпущено более 100 военных самолётов.

После саммита БРИК в апреле 2010 года, стало известно, что ведутся переговоры с бразильской аэрокосмической корпорацией Embraer о совместной разработке и производстве самолета для российской региональной авиации. Вероятно, речь идёт об использовании мощностей Казанского авиационного завода.

Существуют оценки, согласно которым в случае объединения российского и украинского авиапрома, самолетостроители двух стран способны образовать третий по значимости - после США и Западной Европы - центр мирового авиастроения. В апреле 2010 года ОАК и украинская государственная компания «Антонов» договорились о создании компании, координирующей совместное производство самолётов Ан-124, производство самолётов Ан-148, Ан-70 и Ан-140. Предполагается также, что ОАК получит контроль над «Антоновым» в обмен на пакет акций ОАК.

Ракетно-космическое машиностроение – это подотрасль транспортного машиностроения, выпускающая ракеты, ракетно-космические комплексы.

В структуру Роскосмоса, по данным официального сайта агентства, входит 66 предприятий. Крупнейшие предприятия космической промышленности:

    • ОАО «РКК „Энергия“ им. С. П. Королёва»,
    • ГКНПЦ им. М. В. Хруничева,
    • ЦСКБ-Прогресс,
    • Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения»
    • НПО машиностроения
    • ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко»
    • ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева» (ОАО «ГРЦ Макеева»)
    • Научно-производственное объединение им. С. А. Лавочкина.

По данным на 2006 год за Россией было примерно 11 % мирового рынка космических услуг. Согласно Государственной стратегии развития ракетно-космической промышленности, к 2015 году доля продукции ракетно-космической промышленности на мировом рынке производства ракетно-космической техники к 2015 году должна достигнуть 15 %.

По интенсивности космической деятельности (по количеству запущенных космических кораблей и количеству запущенных космических аппаратов) Россия занимает лидирующие позиции на протяжении последних нескольких лет.

По объёму финансирования гражданской космической деятельности по данным последних лет Россия занимает шестое место в мире.

В настоящее время агентством Роскосмос заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве в космической деятельности с 19-ю странами; среди них США, Япония, Индия, Бразилия, Швеция, Аргентина и страны, входящие в Европейское космическое агентство (ЕКА).

В марте 2010 года Франция заказала у России 14 ракет-носителей «Союз» на 1 млрд. долларов США.

Таким образом, в России активно развивается авиационная, ракетно-космическая промышленность, судостроение. Железнодорожное машиностроение развивается более медленными темпами. Российские компании, выпускающие транспортные средства, налаживают отношения с зарубежными партнёрами, что способствует их дальнейшему развитию.

2.2.Территориальная и отраслевая организация транспортного машиностроения. Основные центры.

Предприятия транспортного машиностроения распространены в России повсеместно. Но в одних районах транспортное машиностроение имеет профилирующее значение, а в других - его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей в продукции отрасли. Иногда оно лишь дополняет профиль тех промышленных комплексов, создание которых обязано использованию природных ресурсов.

В таблице 2 представлены крупнейшие центры транспортного машиностроения России.

Таблица 2

Крупнейшие центры транспортного машиностроения России

Подотрасль транспортного машиностроения Крупнейшие

центры

Тепловозостроение Брянск, Калуга, Людиново, Муром и на Урале
Грузовое вагоностроение Западная Сибирь (Новоалтайск), Восточная Сибирь (Абакан)
Пассажирские вагоны Тверской, Демиховский и Санкт-Петербургский заводы
Путевые машины Калуга, Тула, Вятка, Саратов, Энгельс, Армавир, Тихорецк.
Авиационная промышленность Производство самолетов: Москва, Смоленск, Воронеж, Таганрог, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Омск, Новосибирск.

Производство вертолетов: Москва, Ростов-на-Дону, Казань, Улан-Уде.

Морское судостроение Санкт-Петербург, Выборг, Калининград, Владивосток, Петропавловск-Камчатский.
Речное судостроение Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград, Сыктывкар, Великий Устюг, Тюмень, Благовещенск

Под влиянием факторов, определяющих территориальное и отраслевое размещение предприятий транспортного машиностроения, сформировалась география ТМ России. Из таблицы 2 видны основные центры транспортного машиностроения. Можно заметить, что предприятия расположены преимущественно в центральной части России, где малое количество сырья, необходимого для производства, но имеется достаточно квалифицированных трудовых кадров.

Тепловозостроение, строительство пассажирских вагонов и путевых машин сосредоточено в европейской части России, а, следовательно, вблизи основных железнодорожных магистралей страны. На это влияет фактор близости к потребителю.

Ещё в 1863 году вблизи города Коломны был основан завод, которому в 1935 году было присвоено название Коломенский тепловозостроительный завод имени В. В. Куйбышева (ОАО «Коломенский завод»). Основные направления деятельности предприятия: проектирование, промышленное производство и сервисное обслуживание магистральных локомотивов (пассажирские и грузовые тепловозы, пассажирские электровозы постоянного тока), дизельных агрегатов (среднеоборотные дизели и дизель-генераторы для тепловозов, электростанций, большегрузных самосвалов, судов). Коломенский завод является единственным в России производителем магистральных пассажирских тепловозов, создателем первых отечественных образцов магистральных скоростных пассажирских электровозов переменного тока ЭП200, пассажирских электровозов постоянного тока ЭП2К, грузовых тепловозов 2ТЭ70. Пассажирские тепловозы ТЭП70 (вместе с модификациями ТЭП70У и ТЭП70БС) обеспечивают значительную часть пассажирских перевозок на неэлектрифицированных участках железных дорог России и стран ближнего зарубежья. Коломенский завод - крупнейший в России поставщик среднеоборотных двигателей мощностью 450-5000 кВт.

В Сибири развито грузовое вагоностроение, так как оно является металлоёмким, а в районах Восточной и Западной Сибири добывается большое количество металлов. В городе Абакане (Хакасия) расположен Абаканвагонмаш (ОАО «Абаканвагонмаш»). Это предприятие по выпуску вагонов и крупнотоннажных контейнеров. Оно входит в холдинг «Русские машины», созданный для управления машиностроительными активами «Базового элемента». Завод основан в 1977 году. Он включает в себя вагоностроительное, контейнерное, инструментальное, сталелитейное производства, а также собственную ТЭЦ. ОАО «Абаканвагонмаш» выпускает крупнотоннажные контейнеры, фитинговые платформы, запасные части к подвижному составу, товары народного потребления. В 2005 году завод выпустил 3390 вагонов, его выручка составила $19 млн.

Авиационная промышленность расположена в крупных городах, с развитыми научными центрами, НИИ, таких как Москва, Казань, Самара, Ульяновск. Это связано с наукоёмкостью данной отрасли.

Одним из предприятий авиационной промышленности в России является «Авиакор», расположенный в Самаре. Основная сфера деятельности завода - строительство, ремонт, обслуживание и поставка запчастей для пассажирских самолетов Ту-154 и Ан-140. Завод относится к числу немногих предприятий России, которые обладают опытом в области серийного производства гражданских и военных самолётов из деталей, узлов и агрегатов собственного производства.

Расположение центров морского судостроения в Санкт – Петербурге и Калининграде обусловлено наличием в этих городах выхода к Балтийскому морю, во Владивостоке – выход в Японское море, в Петропавловске - Камчатском – в Тихий океан.

В соответствии с указом президента РФ, подписанным в марте 2007 года создана «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК). Это российский государственный судостроительный холдинг. Штаб-квартира компании расположена в Санкт-Петербурге. В состав Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) войдут все государственные судостроительные активы и государственные пакеты акций в частных компаниях. Корпорация будет производить военные корабли и гражданские суда. Её структура включает три региональных субхолдинга:

    • Северный центр судостроения и судоремонта (Северодвинск),
    • Западный центр судостроения (Санкт-Петербург и Калининград),
    • Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (Владивосток).

Центры речного судостроения располагаются преимущественно в поволжских городах: Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград. Это позволяет экономить средства на транспортировке готовой продукции речного судостроения.

В номенклатуру ОАО «Волгоградского судостроительного завода» входит судостроение, судоремонт, судовое машиностроение и производство ответственных металлоконструкций. То есть завод обеспечивает не только производство речных судов, но и их дальнейшее обслуживание.

Таким образом, видно, что крупнейшие центры транспортного машиностроения России сформировались не стихийно, а под воздействием факторов, таких как наукоёмкость, трудоёмкость, металлоёмкость, тяготение к сырьевым базам.

2.3. Основные проблемы транспортного машиностроения России

В силу неблагоприятных факторов удельный вес наукоемких отраслей снизился, тогда как доля автомобильной промышленности стабилизировалась. Условиями этой стабилизации является сдерживание тарифов на энергоносители, продукцию металлургического и химического комплексов, железнодорожные перевозки, пролонгация протекционистских таможенных мер. Должна подвергнуться изменениям и сама структура выпуска, так как она пока не отвечает современным требованиям. Реализация структурно-целевых программ связана со значительными инвестиционными затратами и временем.

В подотрасли вагоностроения объемы производства определяются финансовыми возможностями основного заказчика - Министерства путей сообщения РФ. Так как денежные ресурсы ограничены, то это не позволяет существенно наращивать выпуск так необходимого железным дорогам России подвижного состава. В связи с этим производство грузовых вагонов возросло незначительно. Предвидится изменение структуры выпуска пассажирских вагонов, соответствующих современным требованиям комфортности и безопасности движения. Тем самым создается возможность прекратить их импорт.

Поставки железнодорожной техники на экспорт, всегда существовавшие на предприятиях такого рода, не могут полностью покрыть их производственные возможности. Для обеспечения оптимальной загруженности предприятий этого комплекса необходим поиск новых рынков сбыта как внутри самой России, так и за ее пределами.

Российское транспортное машиностроение может предложить полный комплекс экономичных и экологически безопасных транспортных технологий, предназначенных для эксплуатации природных месторождений, что может обеспечить приоритет при участии в тендерах на их разработку российскими же добывающим компаниям – при условии их работы совместно с машиностроительным комплексом, в составе возможного концерна. Кроме этого, действенное участие государства в этой системе сотрудничества позволит, во-первых, оказывать компаниям дипломатическую поддержку, а во-вторых, в некоторых случаях, влиять на развитие транспортных систем в других государствах в расчете на долговременные геополитические интересы.

Системная проблема отрасли обусловлена следующими факторами:

  • Технологическое отставание. Ключевая проблема транспортного машиностроения России − технологическое отставание отрасли от мирового уровня, что не позволяет обеспечить потребности российского железнодорожного и городского рельсового транспорта в современном высокопроизводительном подвижном составе для безусловного выполнения в полном объеме грузовых и пассажирских перевозок по сети железных дорог, организациями трамвайного движения и метрополитенами. Без решения этой проблемы невозможно эффективное развитие транспортного машиностроения, повышение его экспортного потенциала. Решение проблемы технологического отставания конечной продукции транспортного машиностроения должно проводиться в комплексе с решением соответствующих проблем в смежных отраслях, в том числе электротехнической промышленности, дизелестроении, продукция которых также уступает мировым аналогам.
  • Выбытие, износ и неполное использование производственных мощностей. В настоящее время имеющиеся производственные мощности не могут быть задействованы в полном объеме, даже при наличии заказов со стороны потребителей. Это связано со значительным сокращением персонала на предприятиях отрасли, нарушением кооперационных связей со смежными отраслями и наличием "узких мест"
  • Высокая зависимость от сторонних поставщиков ключевых комплектующих для подвижного состава. Для снижения зависимости от сторонних поставщиков целесообразна организация собственного производства ключевых комплектующих в рамках холдингов в сфере транспортного машиностроения. К числу таких комплектующих можно отнести дизельные двигатели, электрооборудование, электродвигатели, тележки, кузова. Роль государства в этом процессе заключается в устранении препятствий при заключении сделок по покупке предприятиями транспортного машиностроения активов, производящих ключевые комплектующие.
  • Отсутствие производства высокотехнологичных комплектующих. В России в настоящее время фактически отсутствует производство целого ряда комплектующих, без которых невозможно создание техники, соответствующей мировому уровню.
  • Недостаток квалифицированных кадров. Кроме того, в последние годы происходит старение кадрового состава промышленных предприятий. Комплексное решение проблемы обеспечения отрасли квалифицированными кадрами возможно только при условии государственного участия в организации комплексной системы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов в сфере железнодорожного машиностроения всех уровней с целевым финансированием за счет средств федерального бюджета на базе ПТУ, колледжей, кафедр профильных вузов и университетов.
  • Отсутствие долгосрочных контрактов на поставку продукции и проблемы ценообразования. В настоящее время в России практикуется заключение краткосрочных (на срок до года) контрактов. Сокращение предварительного объема заказа на стадии освоения производства может привести к росту цен и, как следствие, к снижению экономической эффективности новых моделей подвижного состава
  • Отраслевые риски, связанные с реформированием железнодорожного транспорта. Чтобы компенсировать указанные риски целесообразно разработать меры, стимулирующие предприятия транспортного машиностроения реорганизовывать систему управления, внедрять системы управления рисками, повысить гибкость систем планирования. Одновременно с этим необходимо стимулировать диверсификацию производства и выход на новые рынки сбыта, в том числе внешние.

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение географии транспортного машиностроения России. Ставятся такие задачи как определение структуры транспортного машиностроения, выявление основных факторов, влияющих на отраслевую и территориальную организацию транспортного машиностроения, определение основных центров и их значимости в экономике страны, а также изучение проблем и основных направлений развития транспортного машиностроения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Общая характеристика транспортного
машиностроения России…………………………………………………..
1.1.Определение и структура транспортного машиностроения……….
1.2. Основные факторы, влияющие на отраслевую и территориальную организацию транспортного машиностроения…….
1.3.Значение транспортного машиностроения в экономике России…..
Глава 2. Экономико-географическая характеристика транспортного машиностроения…………………………………………………………..
2.1. Транспортное машиностроение России…………………………..
2.2. Территориальная и отраслевая организация транспортного машиностроения. Основные центры……………………………………..
2.3. Основные проблемы транспортного машиностроения России…..
Глава 3. Перспективные направления развития транспортного машиностроения России…………………………………………………..
3.1.Государственная политика в области транспортного машиностроения…………………………………………………………….
3.2. Перспективы развития транспортного машиностроения России.…
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….



Отчетность