Пожертвование и благотворительность в чем разница. Интересует чем отличается благотворительность от пожертвования и начисляется ли на них НДС в некоммерческих организациях (благотворительный фонд)? Спасибо. Характерные особенности процедуры дарения

Интересует чем отличается благотворительность от пожертвования и начисляется ли на них НДС в некоммерческих организациях (благотворительный фонд)? Спасибо.

1) Некоторые отличия благотворительности от пожертвования :

Разные регулирующие нормативные документы. Пожертвования регулируются нормами гл. 32 ГК РФ, а благотворительность – еще и специальным Законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях";

Благотворительная передача не обязательно безвозмездная, а пожертвование – это обязательно дарение;

Разные передаваемые объекты. Так, работы и услуги могут выполняться в рамках благотворительности, но не могут быть пожертвованы. Соответственно, добровольцы могут работать только в рамках благотворительности, а не договора пожертвования.

Разные цели. Целями благотворительной передачи являются конкретные определенные цели, указанные в п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ, а цели пожертвования – общеполезные, то есть более широкие и неопределенные;

Разные принимающие лица. В частности, государство, политические партии и религиозные организации не могут принимать благотворительную помощь, но вправе принимать пожертвования.

2) НДС . Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав (в том числе пожертвований) в рамках благотворительной деятельности не облагается НДС, если:

Объекты передаются полностью безвозмездно;

Организация не отказалась от льготы по НДС;

Получение помощи документально подтверждено.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Статья: Льготы для благотворительных организаций

Льготу имеют и благотворительные организации. Она установлена подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ. В нем говорится, что на территории Российской Федерации передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров, не облагается НДС *.

Однако суды придерживаются иного мнения, согласно которому оказание услуг в рамках благотворительной деятельности возможно в одностороннем порядке без заключения договора, на основании соответствующих распоряжений и писем (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.2005 № А58-5044/04Ф02-3966/05-С1, Западно-Сибирского округа от 17.04.2006 № Ф0410064/2005(20874-А27-37)).

Таким образом, если придерживаться позиции, изложенной в судебной практике, организации будет достаточно для подтверждения правомерности применения льготы по подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ представить в налоговый орган соответствующие распоряжения и письма, подтверждающие осуществление благотворительной деятельности, но такую позицию, вероятно, придется отстаивать в судебном порядке.

Некоммерческие организации: правовое регулирование, бухгалтерский учет и налогообложение. Эльвира Митюкова

2. Статья: Как платить налог на прибыль, НДС и налог на имущество за некоммерческую организацию

Как и в случае с налогом на прибыль, обязанность по уплате налога на добавленную стоимость возникает, только если НКО занимается предпринимательской деятельностью. С целевых поступлений, которые не связаны с оплатой реализованных товаров или работ, услуг и использованы по назначению, НДС считать не нужно *.

Кроме того, если некоммерческая организация получила внереализационный доход с этих средств, НДС перечислять не понадобится.

Имеет ли некоммерческая организация право на вычет НДС? Имеет, но только если товары или работы приобретены за счет коммерческой деятельности и строго использованы в предпринимательстве. НДС, уплаченный поставщикам при приобретении за счет целевых средств товаров, имущества или работ, к вычету не принимают *.

А сумму входного налога НКО включают в стоимость товаров, имущества или работ. На это указывает подпункт 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ.

Некоммерческие организации имеют право на льготы по НДС. Все случаи перечислены в статье 149 НК РФ *. Например, от налогообложения освобождается безвозмездная передача имущественных прав в рамках благотворительной деятельности. Об этом сказано в подпункте 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Или реализация услуг, связанная с социальной защитой населения (подп. 14.1 п. 2 ст. 149 кодекса).

И все равно, если НКО и применяют льготы, они должны оформлять счета-фактуры, но без выделенной суммы налога. В противном случае организации следует перечислить указанный налог в бюджет.

В спонсорстве, конечно, присутствует некая доля благотворительности, но всё же, спонсор небескорыстен. Спонсируемый получает деньги, например, на проведение мероприятия, спонсор в свою очередь получает рекламу своей компании или конкретного человека. Как правило, это достаточно позитивная реклама, так как имя спонсора упоминается только с положительной стороны. В то же время благотворители не стремятся афишировать свои добрые поступки общественности, а значит, широкая аудитория не оценит такие действия по достоинству, поскольку просто не узнает о них. Следовательно, первое отличие благотворительности от спонсорства - охват аудитории.

Ещё одним важным отличием является выбор объекта, то есть благотворитель может оказывать помощь лишь в тех сферах общественной жизни, которые регламентированы законодательством Российской Федерации, спонсор же, волен сам выбирать, кому и на какие цели выделять деньги или другие ценности.

Согласно закону «О рекламе» спонсорство приравнивается к рекламе и как любая реклама оплачивается рекламодателем (спонсором), то есть отношения спонсирующего и спонсируемого предполагают наличие взаимного экономического интереса и полноценного сотрудничества. Благотворительность же такой интерес исключает и имеет односторонний характер, ничем не связывая получателя в отношении дарителя. От одаряемого требуется только расходовать полученные средства на заранее оговоренные цели.

Также не стоит забывать, что спонсорство - это средство маркетинга, в то время как благотворительность может быть абсолютно не связана с этим. В этом смысле спонсорство можно считать инструментом PR и использовать его для формирования и улучшения имиджа.

Итак, основное отличие спонсорства и благотворительности заключается в принципе безвозмездности. Благотворитель действует «для себя», спонсор - для приобретения «социального капитала», определенных имиджевых характеристик.

Все же спонсорство и благотворительность являются инструментами социального партнерства, направленными на то, чтобы принести организации прибыль, пусть и нематериального порядка (в случае с благотворительностью). Однако стоит признать, что у спонсорства при грамотном использовании все-таки больше возможностей для формирования благоприятного имиджа и продвижения компании.

Российское законодательство достаточно четко определило понятие «благотворительная деятельность», менее конкретно - «спонсорство», и совсем не было определено «меценатство». Соответственно, нечеткий правовой статус деятельности приводит к вопросам в области налогообложения. А активная практика использования слова, как знака двух различных и, подчас, противоположных видов деятельности, создает массу смысловых проблем. Поэтому мы постоянно встречаемся с тем, что оперируя понятием «спонсорство», журналисты, консультанты, чиновники, активисты некоммерческих организаций, экономисты и бухгалтеры, подразумевают под этим благотворительность и меценатство. И наоборот!

Закон Российской Федерации «О рекламе» (1995г.) трактует спонсорство как «осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсируемый вклад признается платой за рекламу…». К сожалению, эту редакцию определения нельзя назвать удачной. Закон фактически относит спонсора к рекламодателям, а информацию о нем - к рекламе. Что касается конечной «инвективы» статьи: «Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого», то вряд ли на этих условиях состоялась бы вообще история спонсорства в современной России. А она, тем не менее, есть -- хоть и недолгая, но интересная.

Как бы там ни было, очевидно одно: настоящая благотворительность и спонсорство - вещи разные.

Благотворительность не предусматривает отдачи, адекватной вложенным средствам: вклад в строительство храма, исчисляющийся сотнями тысяч долларов, никогда себя не окупит с экономической точки зрения.

Мимикрия спонсорства под благотворительность способна принести компании больше вреда, чем пользы. Грани здесь очень тонкие, поэтому один неверный шаг - и вы уже не благодетель, а неуклюжий циник.

Итак, спонсорство, в отличие от благотворительности, ожидает ощутимой отдачи от потраченных денег и усилий. Спонсорская поддержка оформляется договором, в котором отражаются взаимные обязательства сторон - спонсора и получателя. Это своеобразное двустороннее коммерческое соглашение при равной выгоде обеих сторон.

Современное спонсорство рассматривается, прежде всего, как коммерческие инвестиции в престиж компании, товара, бренда.

Такие понятия как благотворительность и спонсорство довольно часто путают, нарушая тем самым логику обращения к потенциальному источнику спонсорских средств. Причина проста – просьба оказать благотворительную помощь мотивирована иначе, чем просьба предоставить спонсорское финансирование проекту или мероприятию на возмездных началах.

Сравним кратко два определения из Википедии и других источников:

Благотворительность - это оказание бескорыстной помощи нуждающимся в ней. Особое отличие благотворительности от других видов финансирования - свободный выбор благотворителем времени, вида и места помощи. Кроме того, состав такой помощи определяется благотворителем исходя из его видения нужд, что означает зачастую материальную не денежную помощь или оказание услуг. Отчасти, меценатство является одним из видов благотворительности.

Спонсорство - это целевая финансовая поддержка субъекта (юридическое или физическое лицо) для продвижения, реализации коммерческих проектов других субъектов. Спонсорство предполагает взаимное достижение целей в рамках одного проекта, хотя цели у партнеров, как правило, различаются. Важная особенность спонсорства – взаимные обязательства сторон и наличие определенных условий, т.е. договорные отношения, по сути – сделка. Спонсоров можно считать деловым сотрудничеством в рамках проекта, инициатором и организатором которого является одна из сторон.

Как видно из определений и следует из практики, благотворительность и спонсорство имеют только один общий аспект - одна сторона предоставляет другой некий ресурс. На этом сходство заканчивается. Например, в рамках благотворительной помощи свои цели, как правило, реализует только принимающая сторона, за исключением масштабных социально-значимых проектов. Таким образом, о коммерческой составляющей в рамках благотворительной деятельности говорить не приходится. Бизнесу подобные проекты редко интересны, что может привести к негативному результату. Обращение за безвозмездной и безусловной благотворительной помощью не имеет никакого отношения к спонсорству.

Спонсорское агентство COMPRED.COM



Налоги и платежи