Роль общественных объединений в мсу. О взаимодействии органов местного самоуправления с политическими партиями и общественными объединениями Взаимодействие органов местного самоуправления с общественными объединениями

Местное самоуправление, являясь нижним звеном публичной власти, представляет собой совершенно особый политический институт и особую сферу управления, отличную от государственного управления. Основное отличие заключается во влиятельной роли населения и разных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Баланс властных и общественных начал предстает важнейшим институциональным свойством местного самоуправления. Местное самоуправление определяется как уровень организации власти в государстве, на котором органично переплетаются управленческие и самоуправленческие механизмы по решению вопросов местного значения. Представления о значительной роли самого населения в функционировании местного сообщества основаны на свойствах вопросов местного значения. Их решение должно происходить исключительно из интересов жителей. Вопросы местного значения - это проблемы тех людей, которые проживают на данной территории. Именно жители обладают наиболее полной информацией о проблемах, а также вариантах их решения. Население, граждане и общество рассматриваются как единственные субъекты местного самоуправления, которые вправе осуществлять контроль за деятельностью органов местного самоуправления, получать необходимую достоверную информацию о ней. Многие зарубежные модели местного самоуправления построены на развитой инфраструктуре участия населения, а также интенсивного взаимодействия населения с органами местной власти.

Одна из основных целей современной муниципальной реформы напрямую касалась населения как активного субъекта местной жизни. Как отмечал Президент России Д. А. Медведев, приоритетность такой государственной задачи как развитие местного самоуправления связано с тем, что «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху». Главная цель реформы заявлялась как создание подлинно самоуправляющейся системы публичной власти низового уровня. И, безусловно, одним из важнейших инструментов для реализации этой цели заявлялось стимулирование и поддержка объединений жителей для самостоятельного решения вопросов своих территорий.

Для развития общественно-властного взаимодействия необходимы следующие условия:

Необходимость предоставления гражданам права принимать решения, которые наиболее серьезно затрагивают их повседневную жизнь;

Создание условий для участия в принятии решений;

Поддержка инициатив общественности;

Развитие связей между органами местного самоуправления и общественными организациями;

Создание инфраструктуры общественных объединений граждан для совместной деятельности;

Замена властных методов действий на методы взаимодействия и сотрудничества.

В Послании Президента Федеральному собранию 2010 года озвучивается важность современных форм участия граждан в развитии своего города и села, их большее влияние на деятельность муниципальных органов. Одной из доминантных тем становится выстраивание каждодневных прозрачных, четких, простых отношений между государством и гражданином на всех уровнях власти. Императивно ставится вопрос о том, что региональная, а тем более муниципальная власть должна находиться в диалоге с народом. При этом главным критерием оценки работы регионального руководства объявляется уровень доверия жителей.

В рамках самоуправления на местах значительна роль общественных объединений. Они являются важным каналом экспериментирования в области поиска и отработки новых форм самоуправленческой активности населения и существенным источником информации о проблемах, запросах жителей. Общественные объединения - не просто одна из форм заявления потребностей, интересов граждан, но и средство, выявляющее степень значимости, важности подобных запросов. Иными словами, они позволяют не только фиксировать какое-либо явление, но и определять его качественную сторону, интенсивность. Деятельность общественных объединений позволяет определять уровень волевого подкрепления заявленных потребностей, интересов, ценностных ориентиров, что дает возможность государственным и местным органам судить о степени притязаний жителей, следовательно, более объективно видеть картину наличных социальных устремлений, правильнее соотносить последние между собой при принятии управленческих решений.

В то же время общественные объединения могут использоваться органами местного самоуправления как средство доведения важной информации до населения. Информируя общественников, органы власти тем самым интенсифицируют, углубляют и расширяют информационные контакты с населением в целом. Кроме того, общественные объединения - это не только средство информирования граждан, выявления проблем, но и важное средство разрешения данных проблем, самореализации гражданами собственных запросов. Для органов местного самоуправления общественные объединения являются дополнительным средством удовлетворения запросов людей. К сожалению, с конца 80-х гг. самодеятельное движение на местах, задействованное в сфере удовлетворения общественных нужд, пошло на убыль. Органы власти перестали во многих местах опираться на организованную самодеятельность людей. И лишь в последнее время наметилось движение по восстановлению прежних форм работы с населением. Безусловно, общественники не должны подменять работников местного аппарата власти, муниципальных и иных предприятий, организаций. Самодеятельные организации населения должны работать не вместо органов местного самоуправления и их служб, а вместе с ними.

Общественные объединения много могут сделать для активизации личности, социализации ее интересов. Это один из каналов контроля со стороны населения за деятельностью государственных и местных органов, политических структур. Наконец, необходимо отметить присущее всем объединениям качество представительства. Они представляют интересы своих членов (участников) и тех групп населения, взгляды которых пытаются формулировать и выражать. И в этом своем качестве могут принимать посильное участие в представительном управлении, в том числе в процессах местного правотворчества и местных выборов.

Подведем некоторые итоги. Именно тема участия населения становится своеобразной «визитной карточкой» муниципальной реформы. Помимо объективной необходимости развивать общественные механизмы на муниципальном уровне, на ситуацию влияют следующие политические факторы:

Невозможность муниципалитетов в силу ряда факторов качественно исполнять свои обязанности на местном уровне приводит к подключению самих жителей и их объединений к решению вопросов местного значения;

На ситуацию влияет фактор сопротивления самого бюрократического аппарата институционализации общественного участия;

В новых общественно-политических условиях власть ищет новые механизмы «обратной связи» с населением.

Важно отметить, что развитие структур гражданского общества, поддержки гражданских инициатив «снизу» является одной из трендовых тем федеральной публичной политики уровня первых лиц государства. Можно предположить, что общественный запрос на общественное участие будет возрастать. И в первую очередь, это может касаться ответственности и сопричастности к управлению муниципальной жизнью. Поэтому проблема недостаточно четко налаженного взаимодействия государства и общества представляет собой одну из самых системных, сложных и важных проблем для России.

Статьей 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляется, что в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ. С учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных образований. Межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления - это самоорганизация граждан но месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Органы государственной власти определяют общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации; осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления; осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения; осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены. В отдельных случаях допускается осуществление контрольных полномочий в отношении органов местного самоуправления.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут вступать во взаимоотношения при совместном проведении каких- либо мероприятий.

Органы государственной власти оказывают поддержку местному самоуправлению, содействие его становлению и развитию.

Общественные объединения , некоммерческие организации могут участвовать в муниципальных выборах, выдвигать своих кандидатов на выборные муниципальные должности в соответствии с избирательным законодательством. В некоторых муниципальных образованиях общественные объединения обладают правом нормотворческой инициативы.

Государственные и негосударственные предприятия , учреждения и организации участвуют в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать такое участие предприятий, учреждений и организаций. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальные унитарные предприятия и учреждения создаются органами местного самоуправления (ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятии и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Многообразие муниципально-правовых отношений обусловливает необходимость их классификации.

  • 1. По субъектам :
    • а) отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование;
    • б) отношения, в которых субъектами выступают граждане Российской Федерации, население, группы граждан;
    • в) отношения, в которых субъектами выступают органы местного самоуправления, органы государственной власти, ассоциации, союзы, иные объединения муниципальных образований, органов местного самоуправления;
    • г) отношения, в которых сторонами являются органы территориального общественного самоуправления, общественные объединения, некоммерческие организации, государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации, муниципальные унитарные предприятия и учреждения.
  • 2. Муниципально-правовые отношения могут иметь общий и конкретный характер. Общие - регулируются нормами-принципами и др., конкретные - возникают в результате реализации норм-правил поведения.
  • 3. Муниципально-правовые отношения могут быть постоянными и временными. Срок действия постоянных не может быть определен , но они могут прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные - возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения и после их выполнения прекращаются (например, в период выборов).
  • 4. По целевому назначению выделяют: учредительные , правоустановительные и правоохранительные отношения.
  • 5. Выделяют материальные и процессуальные отношения. В материальных реализуется содержание прав и обязанностей, а в процессуальных - порядок реализации правовых действий.
  • 6. По способу индивидуализации об7)вктов регулирования отношения делятся на относительные и абсолютные.

В относительных правоотношениях точно определены все их участники: управомоченные и обязанные лица. В таких правоотношениях могут участвовать две и большее число сторон. Увеличение количества участников правоотношений не меняет их сути: каждому праву одной стороны соответствует обязанность другой стороны, заранее известной.

Абсолютные - это правоотношения, в которых точно определена лишь одна сторона - носитель субъективного права. Обязанными в этих отношениях выступают все другие лица. Они не должны препятствовать осуществлению субъективного права управомоченным лицам.

  • 7. Муниципально-правовые отношения бывают активного и пассивного типа. Правоотношения активного типа складываются на основе обязывающих норм и для своего существования требуют от лиц совершения положительных действий, без которых интересы управомоченного не могут быть удовлетворены. Правоотношения пассивного типа складываются на основе управомочивающих и запрещающих норм (рассматриваемых в единстве) и характеризуются тем, что положительные действия совершаются управомоченным лицом, а на обязанное лицо возлагается обязанность воздержаться от определенного поведения.
  • 8. Муниципально-правовые отношения по содержанию делятся:
    • - на отношения, связанные с организацией местного самоуправления , - это отношения, связанные с образованием, преобразованием муниципальных образований, установлением и изменением их границ и наименований, с определением структуры органов местного самоуправления, их формированием и наименованием, контролем за их деятельностью, их ответственности;
    • - отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения , - это, например, отношения, связанные с управлением муниципальной собственностью, содержанием дорог местного значения, формированием, утверждением и исполнением местного бюджета и др.;
    • - отношения, возникающие в процессе деятельности органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.

Классификация муниципально-правовых отношений допустима и но другим основаниям: но юридическим фактам и т.д.

Муниципально-правовые отношения характеризуются разнообразными объектами материального и нематериального характера , по поводу которых их субъекты вступают в определенные правовые связи. Объектом муниципально-правовых отношений является деятельность местного населения и формируемых им муниципальных органов, направленная на решение вопросов местного значения, определенных уставом соответствующего муниципального образования, и отдельных государственных полномочий, переданных конкретным муниципальным образованиям в установленном законом порядке.

Основанием возникновения, изменения и прекращения муниципальноправовых отношений являются юридические факты: события и деяния. В большинстве случаев основанием возникновения правоотношений являются действия или акты субъектов.

Именно с юридического факта начинается реализация правовой нормы, и только благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником правоотношения. Таким образом, юридический факт - это событие или деяние, которое влечет за собой непосредственно возникновение, изменение или прекращение правоотношения. При этом событие происходит независимо от воли субъекта, а деяние - связано с волеизъявлением последнего. Деяния разграничиваются на действие и бездействие. Действия в свою очередь классифицируются на юридические акты и поступки.

Необходимо иметь в виду, что юридические факты могут носить простой , сложный, а также альтернативный характер. Для возникновения, например, правоотношений по реализации гражданами избирательного права, кроме достижения предусмотренного Конституцией РФ возраста, требуются выдвижение гражданина кандидатом в депутаты, его согласие баллотироваться, регистрация его избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты.

Наступление событий не зависит от воли людей, однако указание на них в муниципально-правовых нормах придает им юридическую значимость, связывает с ними меру возможного и должного поведения субъектов. События выполняют свою роль не только самостоятельно, но и выступают в качестве элементов юридического состава. Например, одним из оснований введения чрезвычайной ситуации является катастрофа.

Среди юридических фактов наибольшее распространение получили действия, выражающие волевое поведение субъектов и их соотносимость с требованиями муниципально-правовых норм. Это правомерные действия, аккумулирующие социальную активность субъектов и отражающие процесс их целеустремленной позитивной деятельности, поддерживаемые и стимулируемые муниципально-правовыми нормами, и неправомерные действия , совершаемые вопреки муниципально-правовым нормам и поэтому осуждаемые государством и обществом.

В свою очередь, правомерные действия с учетом особенностей целевой направленности субъектов на результаты действий делятся на юридические акты и юридические поступки. В муниципально-правовых отношениях их роль весьма значительна. С изданием, например, юридических актов связано возникновение подавляющего большинства муниципально-правовых отношений с участием органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Юридические поступки, лежащие в основе муниципально-правовых отношений, представляют собой преимущественно такие правомерные действия, в которых воля направлена на достижение определенных результатов, порождающих конкретные правовые последствия.

В общественных объединениях установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Обязательное указание на территориальную сферу деятельности общественного объединения должно содержаться в названии организации . Существуют четыре территориальных вида общественных объединений:

  1. Общероссийское общественное объединение может осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В настоящее время в составе РФ - 85 субъектов. Отсутствие необходимого количества структурных подразделений является нарушением и может повлечь за собой ликвидацию общественного объединения. Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения .
  2. Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Для получения данного статуса достаточно иметь отделения минимум в 2 субъектах РФ . Межрегиональные общественные объединения имеют особую структуру, которую, как правило, составляют региональные и местные отделения.
  3. Региональное общественное объединение , деятельность такого объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта . Например, Московская общественная организация защиты прав потребителей, как следует из самого названия организации, действует на территории Москвы.
  4. Местное общественное объединение ведет свою деятельность в пределах территории только одного органа местного самоуправления. Например, Местная общественная районная организация автомобилистов Лосиноостровская, действует на территории внутригородского муниципального образования Лосиноостровское города Москвы.

Отделения вправе приобретать права юридического лица и вправе также осуществлять деятельность на основании своих уставов , зарегистрированных в установленном порядке. При этом цели и задачи отделений не должны противоречить уставу головного общественного объединения. Именно возможность регионального отделения стать самостоятельным юридическим лицом приводит к тому, что при создании регионального отделения, в нем должно быть не менее трех членов - представителей данного региона. Так как общественное объединение создается по инициативе учредителей - не менее трех физических лиц и (или) общественных объединений.

Марийский юридический вестник

Р. В. Горнев

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Статья посвящена проблемам взаимодействия местного самоуправления и общественных объединений. Общественные объединения являются одним из институтов гражданского общества и взаимодействие органов местного самоуправления с ними должно быть направлено на решение возникающих в муниципальном образовании проблем. Считаем, что необходимо законодательно закрепить формы и способы правового взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений.

Ключевые слова: местное самоуправление, общественные объединения, некоммерческие организации, взаимодействие, формы.

Проблема гражданского общества, взаимодействия его элементов с органами публичной власти относится к числу фундаментальных научных проблем современности. Она появилась с возникновением государства и разделением общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности1. При этом, если в области взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества и общественными объединениями, в частности, некоторые проблемы в настоящее время решены1 2, то сфера взаимодействия местного самоуправления с общественными объединениями по-прежнему является мало изученной. Кроме того, следует отметить несовершенство собственно законодательного регулирования взаимодействия органов местного самоуправления с общественными организациями.

Помимо указанного, стоит отметить отсутствие в юридической науке комплексных исследований непосредственного взаимодействия общественных объединений с органами местного самоуправления. Все вышеуказанное определяет актуальность темы, выбранной для исследования.

Юридическое определение местного самоуправления содержится в различных нормативных правовых актах и документах. В правовой литературе отмечается, что Конституция РФ непосредственно не предлагает исчерпывающей юридической трактовки местного самоуправления, вследствие чего создается иллюзия допустимости чрезмерно широкой интерпретации данного феномена в российских условиях3. Многообразие конституционных характе-

1 Лысенко В. В. Гражданское общество и общественные объединения в РФ // Актуальные проблемы конституционного и муниципального права. - 2001. - № 1. - С. 25.

2 Шерьязова А. С. Взаимоотношения государственных органов и общественных объединений: конституционно-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2011.

3 Князев С. Д. Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционная природа и значение для муниципального права // Журнал российского права. - 2008. - № 6.

ристик местного самоуправления, сопряженное с их известной противоречивостью и неупорядоченностью, на первый взгляд, позволяет с одинаковым успехом говорить как об абсолютной самостоятельности (изоляции) муниципальных институтов от системы управления государством, так и о самой жесткой зависимости от нее\ В этой связи полагаем, что особое значение для уяснения сущности местного самоуправления имеют положения Европейской хартии местного самоуправления1 2. В соответствии со статьей 3 указанного международного правового акта под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Ни российское законодательство, ни указанный международный правовой акт не оставляют сомнений по поводу сути местного самоуправления. Это -самостоятельный уровень публичной власти в государстве, одна из форм народовластия. Вместе с тем, иногда в юридической литературе можно встретить высказывания о местном самоуправлении как составной части гражданского общества, приводится мотивация о заинтересованности граждан в решении местных проблем на локальной территории, самостоятельных инициативах населения. Подобная самостоятельность ассоциируется с основополагающим принципом гражданского общества - его независимым положением по отношению к государству. Однако правильным представляется высказывание о том, что нельзя отождествлять местное самоуправление с одним из элементов гражданского общества3. Думается, что местное самоуправление - своеобразный мост между гражданским обществом и государством.

В правовой литературе общественные объединения определяются как «важнейшие институты гражданского общества, самодеятельные и самоуправляющиеся ассоциации его членов, добровольно создающиеся для реализации разнообразных личных интересов субъектов этих организаций и через их всеобщую зависимость и взаимосвязь для решения интересов общественных»4.

В работах отечественных исследователей В. С. Нерсесянца и Е. А. Лука-шевой отмечается, что общественные объединения есть «правовая форма взаимоотношений личности и общества»5, «форма ограничений притязаний

1 Волков В. Э. Местное самоуправление: конституционные основания правового регулирования компетенции муниципальных образований: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2007. - С. 3.

2 Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 // СЗ РФ. - 1998. - № 36. -Ст. 4466.

3 Уваров А. А. Местное самоуправление и гражданское общество // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 15.

4 Солдатов С. А. Общественные организации в РФ (политико-правовое и институционное исследование). - М, 1994. - С. 34.

5 Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. - М, 1993. - С. 15.

Марийский юридический вестник

власти..., противовес всесилию государственной власти, призванный обеспе-

чить ее ограничение и самоограничение» .

Общественное объединение является самостоятельным, самоуправляемым, независимым от органов публичной власти элементом гражданского общества, основной целью деятельности которого является реализация целей и интересов его участников.

Вместе с тем, И. В. Мерсияновой высказывается точка зрения об общественных объединениях как элементах местного самоуправления. В обоснование автор замечает, что указанная точка зрения, в отличие от юридической трактовки, более полно отражает социальную сущность местного самоуправления как системы субъектов, объектов, отношений и взаимосвязей между ними, функционирующей с целью удовлетворения потребностей населения1 2. Не вдаваясь в социологическую сущность исследуемых вопросов, отметим, что общественные объединения, будучи важным институтом гражданского общества, не являются элементом местного самоуправления, поскольку не входят в систему публичной власти и независимы от нее.

Отмечается, что некоммерческие организации (соответственно, и общественные объединения, в том числе) - это активная часть населения, взявшаяся за решение социальных проблем и образовавшая для этого формальные или неформальные группы. Поэтому они являются одними из институтов гражданского общества, и взаимодействие органов местного самоуправления с ними должно быть направлено на решение возникающих в муниципальном образовании проблем3.

Рекомендация 139(2003) Конгресса местных и региональных властей Совета Европы «О неправительственных организациях и местной и региональной демократии» устанавливает, что местные неправительственные организации выполняют свои задачи в жизни и деятельности граждан. Они, будучи организованы на добровольной основе, играют в рамках уставных задач и в соответствии с правилами своей деятельности важную роль в строительстве подлинного гражданского общества, сближая граждан с органами местного самоуправления, и в укреплении подлинной плюралистической демократии. Партнерство, основанное на общем стремлении, как со стороны местных властей, так и со стороны некоммерческих организаций, позволяет укрепить местную демократию и расширить участие граждан, уменьшив дистанцию между местными властями и гражданами, гарантируя учет всех мнений и позиций.

1 Приоритет прав человека как определяющий принцип правового государства. Общая теория прав человека / отв. ред. Е. А. Лукашева. - М, 1996. - С. 25.

2 Мерсиянова И. В. Общественные объединения как элемент местного самоуправления: проблемы институционализации: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Ставрополь, 2010.

3 Социальная политика в муниципальных образованиях: учебник / под общ. ред. Н. А. Волгина, В. К. Егорова, С. В. Калашникова. - М., 2006. - С. 418.

2. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

Данное партнерство основывается на необходимости приближения процесса принятия решений к уровню граждан и расширении механизмов консультаций, информирования и участия граждан в оценке новых форм управления на территориальном уровне, а также в направлении процесса постоянного согласования действий между НКО и местными властями. Такое партнерство характеризуется взаимодополняемостью тех услуг, которые могут предоставить гражданам на местном уровне, с одной стороны, местные власти, а с другой -НКО, во многих областях, таких, как социальная сфера, образование, культура, окружающая среда, градостроительство и управление природными ресурсами в контексте устойчивого развития территорий1.

В условиях реформирования отечественной правовой политики в рассматриваемой сфере целесообразным представляется законодательное совершенствование форм и способов взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений. В частности, по нашему мнению, следует закрепить в Федеральном законе «Об общественных объединениях»1 2 следующие формы взаимодействия:

1) вовлечение представителей общественных объединений в работу временных рабочих органов по разработке проектов муниципальных правовых актов;

2) участие в избирательном процессе на местном уровне;

3) заключение договоров и соглашений о взаимодействии между органами местного самоуправления и общественными объединениями;

4) участие общественных объединений в выработке решений, принимаемых органами местного самоуправления в рамках постоянно действующих консультативных советов, экспертных советов, общественных палат, «круглых столов».

Кроме того, следует совершенствовать существующие и создавать новые экспертные и консультативные советы, общественные палаты, которые будут своеобразной «площадкой» для правового взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений. Считаем, что указанные меры позитивно отразятся на механизме взаимодействия местного самоуправления и общественных объединений.

1 Рекомендация 139(2003) Конгресса местных и региональных властей Совета Европы «О НПО и местной и региональной демократии» // Об участии граждан в общественной жизни на местном уровне. Обнинск: Институт муниципального управления (серия «Документы Совета Европы»), 2005. - С. 26-27.

2 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930.

Марийский юридический вестник

SOME PROBLEMS OF THE CONNECTION OF THE LOCAL GOVERNMENT AND PUBLIC ASSOCIATIONS

This article covers the problems of the connection of the local government and public associations is actual and insufficiently explored question nowadays. Public associations are one of the institutes of the civic society. Connection of the local government and public associations should be directed on the decision of the problems by municipality. We consider it is necessary to legislate forms and means of law connection local government and public associations.

Keywords: local government, public associations, uncommercial associations, connection, forms.

ГОРНЕВ Роман Вадимович - аспирант кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: [email protected]

GORNEV Roman Vadimovich - Postgraduate Student of the Department of Constitutional and Administrative Law of Mari State University, Yoshkar-Ola.



Полезные инструменты
Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 9
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 9,68 Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 4,105