Монстры на железной дороге: как перевозят атомные реакторы. Атомная энергетика

текст Владимир Тесленко кандидат химических наук
иллюстрация Александр Кольцов


Универсальный двухосадочный атомный ледокол ЛК-60 проекта 22220 станет самым большим и мощным ледоколом в мире. Длина судна составит 173,3 м, ширина — 34 м. Запланированное водоизмещение — 33,54 тысячи тонн. Ледокол сможет проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до 2,9 метра.

Россия является единственной страной в мире, обладающей гражданским атомным морским флотом. Атомные ледоколы обеспечивают функционирование арктической транспортной системы для решения государственных задач в Арктике.

Стабильное функционирование атомного ледокольного флота является приоритетной задачей, что позволяет обеспечивать:

  • круглогодичную возможность освоения арктических шельфовых месторождений, а также выполнение аварийно-спасательных работ и реализацию мобилизационных задач в данном макрорегионе;
  • поддержку в строю не менее четырех судов с ядерными энергетическими установками, обеспечивающих существующий грузопоток и аварийно-спасательные мероприятия на трассах Северного морского пути (СМП).

Ледокол в реке


Особенность нового атомного ледокола — он является двухосадочным. Рабочая осадка — 10,5 м, наименьшая осадка — 8,65 м. За счет уменьшения осадки он может работать не только в океане, но и в устьях рек, таких как Енисей. Исключительное значение имеет способность двухосадочного ледокола проводить аварийно-спасательные операции с судами на потенциально опасных глубинах менее 15-10 м. Очевидно, что глубокосидящий ледокол, в отличие от двухосадочного, не сможет проводить такие операции с судами, опасно дрейфующими или севшими на мель. Ожидание подхода мелкосидящего ледокола в таких случаях может иметь катастрофические последствия.

Сегодня на Балтийском заводе строительство атомного ледокола идет в полную силу. Балтийцы меж собой именуют его "четыре двойки ноль". То есть 22220.

Реактор, даже два


Главной научно-технической новинкой является атомный реактор "РИТМ-200" мощностью 174 МВт [рис. ]. Предприятиями АО "Атомэнергомаш" обеспечена полная производственная цепочка создания силовой установки — от проектирования и производства заготовок до изготовления и монтажа оборудования. Проектировщиком и комплектным поставщиком выступает входящее в холдинг АО "ОКБМ Африкантов", большой объем изготовительных работ выполняет ОАО "ЗиО — Подольск".

"РИТМ-200" — это двухреакторная установка с реакторами тепловой мощностью 175 МВт каждый. Это больше, чем мощность установки КЛТ, используемой в современных атомных ледоколах (у них 140-150 МВт). В то же время "РИТМ-200" почти в два раза легче и компактнее, соответственно дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, и, следовательно — экономически эффективнее. Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нем (интегральная компоновка).

В установке нового поколения учтены результаты эксплуатации и использованы прогрессивные решения, накопленные за полвека работы атомного флота России. Разработанная атомная энергетическая установка способна обеспечить более экономичную эксплуатацию нового атомного ледокола по сравнению с действующими при повышенной надежности и безопасности. В качестве основных направлений совершенствования, которые позволяют снизить капитальные и эксплуатационные затраты, предусмотрены:

  • уменьшение состава оборудования и его массогабаритных характеристик;
  • повышение маневренности;
  • увеличение ресурса оборудования;
  • снижение собственного энергопотребления.

В частности, количество циклов изменения мощности реакторной установки, допускаемое по модели эксплуатации, значительно увеличено — по сравнению с принятым для действующих ледоколов — и сопоставимо с количеством циклов изменения мощности паротурбинной установки. Это позволит исключить или существенно снизить необходимость травления пара при работе ледокола с глубокими маневрами мощности, то есть реализовать принцип "турбина ведет реактор", что обеспечивает более экономное расходование энергозапаса активной зоны с соответствующим снижением эксплуатационных затрат. Повышение ресурсных характеристик оборудования позволит обеспечить более интенсивную эксплуатацию ледокола за счет уменьшения простоев на техобслуживание и ремонт, а также сократить расходы на оборудование для замены при ремонте.

"РИТМ-200" будет использовать обогащенное до 20% урана-235 топливо. Он будет перезаправляться каждые 7 лет, при запланированном сроке эксплуатации 40 лет.

Выработка пара осуществляется по традиционной для атомной энергетики двухконтурной схеме путем передачи тепловой энергии от первого контура — питательной воде и пару второго контура в парогенераторе. Технические параметры установки "РИТМ-200" представлены в таблице 01.

В проекте использована активная зона кассетного типа с металлокерамическим топливом. В качестве материала оболочки тепловыделяющих элементов на начальной стадии будет применен хромоникелевый сплав. Этот материал обладает более высокой коррозионной стойкостью и устойчивостью к нарушению водно-химического режима, чем традиционный циркониевый сплав Э110. Основные характеристики активной зоны приведены в таблице 02.

В установке применен прямотрубный парогенератор. Его производительность в два раза выше, чем у традиционных змеевиковых парогенераторов. Конфигурация парогенерирующих кассет позволяет компактно разместить их в корпусе парогенерирующего блока. Характеристики парогенератора приведены в таблице 03 .

В реакторе имеется группа исполнительных механизмов аварийной защиты.

Важно отметить, что дозовая нагрузка на экипаж атомного ледокола при нормальной работе и проектных авариях не превышает 0,01% природного фона. Доза облучения населения при запроектной аварии с тяжелым повреждением активной зоны не превышает значений, при которых требуется реализация защитных мероприятий. Активность забортной воды не превышает 0,1 Бк/л, что в 100 раз ниже активности питьевой воды.

Сборка и сварка


Партию заготовок корпуса реактора "РИТМ-200" поставило в августе-сентябре 2014 года ПАО "Энергомашспецсталь" (г. Краматорск, Украина, входит в машиностроительный дивизион Росатома — "Атомэнергомаш"). В партию вошли заготовки для теплообменников корпусов реакторов. Всего "Энергомашспецсталь" изготовила 80 изделий общим весом 547 т Они вовремя поступили в Подольск (поставки российского ядерного топлива на Украину и встречные поставки заготовок из специальных сталей с Украины — идут безукоризненно четко по графику). В декабре 2014 года ПАО "Энергомашспецсталь" получило повторный заказ на производство заготовок еще для двух универсальных двухосадочных атомных ледоколов проекта 22220. Для корпусного оборудования двух атомных энергетических установок "РИТМ-200" "Энергомашспецсталь" изготовит 174 изделия общим весом 958 т. Обечайки, фланцы, кольца и другие комплектующие для корпусов реакторов будут отправлены в ОАО "ЗиО — Подольск".

Корпус реактора состоит из нескольких обечаек, имеющих сложные фасонные поверхности, которые обрабатываются на металлорежущем оборудовании. Одной из наиболее сложных операций механической обработки корпуса является выполнение технологических каналов. Они представляют собой глубокие отверстия диаметром 85 мм и глубиной 810 мм. Для решения этой задачи впервые в энергомашиностроении России на "ЗиО — Подольск" было использовано специальное перовое сверло, оснащенное сменными картриджами с твердосплавными режущими пластинами и пилотной режущей частью из быстрорежущей стали.

Отработка и внедрение технологии с применением этого инструмента позволили сократить цикл изготовления корпусного оборудования до 36 суток, что, в свою очередь, обеспечило выполнение жестких требований графика исполнения ответственного заказа весной сего года.

А в июле 2015 года на "ЗиО — Подольск" завершилась уникальная операция сварки паровых патрубков с корпусом реакторной установки "РИТМ-200" для головного атомохода "Арктика". При проведении этой операции был использован один из самых сложных способов сварки — в неповоротном положении при постоянном подогреве металла в зоне сборки. Сварка деталей в неповоротном положении применяется в особых случаях, когда изделие невозможно кантовать, а доступ к шву затруднен. Сварные соединения выполнялись в нескольких пространственных положениях одновременно при подогреве металла в зоне сборки выше 200°С во избежание получения трещин в сварных соединениях. Процесс продолжался непрерывно в течение трех суток. Последующая термообработка изделия длилась более суток при температуре 650°C. После термической и механической обработки изделия специалисты центральной лаборатории неразрушающих методов провели контроль качества в рентгеновской камере. Результаты показали, что сварные соединения полностью соответствуют максимально жесткому стандарту качества. Всего с частями корпуса реактора установки "РИТМ-200" было соединено десять патрубков. Четыре верхних предназначены для отбора пара. К одной паре нижних патрубков подсоединят систему компенсации давления теплоносителя, к другой — систему подпитки и проливки. Из двух последних патрубков один предназначен для забора теплоносителя на очистку и расхолаживание, а второй — для его возврата. Работы по сварному соединению проходили под контролем представителя "ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей".

Первый атомный ледокол нового поколения "Арктика" планируется спустить на воду в мае 2016 года.

Параметр Величина
Рабочее давление по первому контуру, МПа 15,7
Температура теплоносителя в 1-ом контуре, °С: на 277 / 313
входе / на выходе
Расход воды через 1-ый конкур, т/час 3250
Паропроизводительность, т/час 248
Параметры пара: температура, °С / давление, МПа 295 / 3,82
Количество циклов изменения мощности, тыс. раз 600
Коэффициент использования установленной мощности 0,65
(КИУМ)
Масса двух реакторных установок в пределах 2200
защитной оболочки, т

Таб.02 Основные характеристики активной зоны "РИТМ-200"


Таб.03 Основные характеристики парогенератора "РИТМ-200"


Рис. 01 Двухреакторная установка "РИТМ-200"




Что завершило изготовление реакторной установки РИТМ-200 для самого мощного ледокола в мире «Арктика», спущенного на воду 16 июня в Санкт-Петербурге. 26 июня с производственной площадки завода «ЗиО-Подольск» на Балтийский завод был отправлен второй реактор силовой установки. Ранее, 26 мая состоялась отгрузка первого реактора.

РИТМ-200 - новейшая реакторная установка для ледокольного флота, разработанная АО «ОКБМ Африкантов». Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый.

Отдел корпоративных коммуникаций «ЗиО-Подольск» - ИК «ЗИОМАР»

«РИТМ-200 - новое поколение реакторных установок, поэтому для производства оборудования потребовались нестандартные инженерные решения и очень слаженная командная работа. В реализации проекта принимали участие сразу несколько компаний дивизиона: ОКБМ Африкантов, как проектировщик и комплектный поставщик, ЗиО-Подольск, как изготовитель корпусного оборудования, а также ЭМСС, ЦНИИТМАШ. В ходе выполнения производственных операций специалистами дивизиона были разработаны сразу несколько новых технологий и инструментов, не применявшихся ранее не только в России, но и в мире. Среди них новая технология сверхточного сверления глубоких отверстий, новые виды режущих инструментов и др. Поэтому успешная отгрузка РИТМ-200 - важное событие не только для дивизиона, но и для атомной отрасли, и отечественного машиностроения», - отметил генеральный директор АО «Атомэнергомаш» Андрей Никипелов.

«Строительство атомного ледокола - крайне сложный процесс, в котором очень важна тесная координация между изготовителями различных узлов и элементов. Своевременная поставка реакторной установки позволяет нам двигаться в графике, чтобы передать ледокол заказчику в строгом соответствии с утвержденными сроками», - сказал руководитель проекта 22220 ООО «Балтийский завод-Судостроение» Сергей Черногубовский.

Основное преимущество новой силовой установки в ее компактности и экономичности. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счет этого она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ. В том числе, это позволило сделать ледокол двухосадочным и обеспечивает улучшенные технические характеристики судна по скорости ледопроходимости и т.д.

Срок службы реакторов 40 лет, безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона. В качестве ядерного топлива используется активная зона кассетного типа с низким обогащением урана-235. Перезагрузка ядерного топлива происходит один раз в семь лет. Для примера, за это время дизельному ледоколу для работы пришлось бы потратить 540 тыс тонн арктического дизеля. А одна ТЭЦ аналогичной мощности израсходовала бы 1 миллион тонн угля, чтобы обеспечить энергией 30-тысячный город.

Основные производственные работы по изготовлению РИТМ-200 выполнялись в Подмосковье на заводе «ЗиО-Подольск» (вместе с ОКБМ «Африкантов» входят в «Атомэнергомаш»). Изготовление шло около 2,5 лет. Только процесс наплавки антикоррозионного слоя по технологии занимает 8 месяцев, за которые на корпус реактора наплавляется около 10 тонн антикоррозионной ленты. В настоящее время на заводе уже идет производство реакторной установки для серийного ледокола нового поколения «Сибирь».

Для перевозки ледокольного реактора специалисты АЭМ изготовили специальную транспортировочную упаковку из металла. Поскольку реактор является негабаритным грузом, то доставляется заказчику на специальном железнодорожном транспортере сочлененного типа грузоподъемностью 240 тонн.

Универсальный двухосадочный атомный ледокол «Арктика» станет самым большим и мощным атомоходом в мире. Его длина составит 173 метра, ширина - 34 метра, минимальная рабочая осадка - 8,5 метра, водоизмещение - 33,5 тысячи тонн. Строительство ледокола ведётся на верфях «Балтийского завода» (входит в «Объединенную судостроительную корпорацию») в Санкт-Петербурге. Атомоход сможет проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до 3 метров.


Погруженный на специальный 240-тонный железнодорожный транспортер второй реактор реакторной установки РИТМ-200 для строящегося атомного ледокола «Арктика» проекта 22220 (ЛК-60Я). Подольск, 26.06.2016 (с) www.aem-group.ru

Изготовленный на заводе «ЗиО-Подольск» второй реактор реакторной установки РИТМ-200 для строящегося атомного ледокола «Арктика» проекта 22220 (ЛК-60Я). Подольск, 26.06.2016 (с) www.aem-group.ru

В ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома - «Атомэнергомаш») завершился процесс приварки четырёх гидрокамер к корпусу реактора силовой установки «РИТМ-200». Операция была проведена в ходе изготовления первого реактора для второго серийного атомного ледокола проекта 22220 «Урал».

В ходе работы применялась технология управляемой сварки, позволяющая контролировать и управлять сварочными деформациями для получения заданных значений геометрических размеров изделия. «Это самая сложная технологическая операция сварки при изготовлении корпуса реактора. Длится она непрерывно в течение 17 дней. Две смены идут сварочные работы, в третью - радиографический контроль. Среди сложностей я бы назвал стеснённые условия работы в специальном сборочно-сварочном стапеле, неповоротное положение сварных швов, глубокую разделку - толщина шва составляет 82 мм», - пояснил главный сварщик ПАО «ЗиО-Подольск» Александр Морозов.

Кроме того, завод завершил изготовление гидрокамер для второго реактора РУ «РИТМ-200» ледокола «Урала». Операция по их сварке с корпусом реактора пройдёт в августе.

Ранее «ЗиО-Подольск» изготовил реакторные установки «РИТМ-200» для ледоколов нового поколения «Арктика» и «Сибирь».

Для справки:

РУ «РИТМ-200» - принципиально новая реакторная установка для ледокольного флота. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счёт этого она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ. В том числе, это обеспечивает улучшенные технические характеристики новых ледоколов по скорости лёдопроходимости. Парогенерирующий блок надёжно работает при воздействии бортовой качки УАЛ с амплитудой колебаний ±45º и килевой качки с амплитудой ±15º, а также при длительном крене до 30º. Срок службы реакторов 40 лет, безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона. Перезагрузка ядерного топлива происходит один раз в семь лет.

Гидрокамеры являются неотъемлемой частью интегрированного корпуса реактора. В дальнейшем в них будут установлены центральные электронасосы. Гидрокамеры предназначены для циркуляции охлаждающей среды внутренней полости реактора. Каждая гидрокамера имеет массу 4,5 тонны.

Предприятия АО «Атомэнергомаш» обеспечивают полную производственную цепочку создания атомного двигателя «РИТМ-200» - от проектирования и производства заготовок до изготовления и монтажа оборудования. Проектировщиком и комплектным поставщиком выступает входящее в холдинг АО «ОКБМ Африкантов».

На станцию Новый Порт в Автово со станции Подольск поехал второй реактор "Ритм-200" для . Кто смотрел ролик с видом сверху с портового крана - то видели два симметричных прямоугольных выреза по главной палубе ледокола. Вот туда-то их и будут ставить, они парные. Довезут до Нового Порта и затем через Неву перевезут к "Арктике", которая сейчас у стенки БЗ на достройке.

Но моё внимание больше привлёк другой нюанс - а ведь штатный реактор для атомного ледокола изготавливается ещё и с учётом габарита приближения строений колеи 1520 мм!* Вот так везут РИТМ-200 по железной дороге для достраивающейся "Арктики", таким транспортёром:


2. Реактор РИТМ-200, снимок с завода. Так же вертикально он будет размещён и на ледоколах проекта 22220.

[...] РИТМ-200 – новейшая реакторная установка для ледокольного флота, разработанная АО «ОКБМ Африкантов». Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый.

«Своевременная поставка реакторной установки позволяет нам двигаться в графике, чтобы передать ледокол заказчику в строгом соответствии с утвержденными сроками», - приводятся в сообщении пресс-службы слова руководителя проекта 22220 ООО «Балтийский завод-Судостроение» Сергея Черногубовского.

Основные производственные работы по изготовлению РИТМ-200 выполнялись в Подмосковье на заводе «ЗиО-Подольск» (вместе с ОКБМ «Африкантов» входят в машиностроительный дивизион Росатома – АО «Атомэнергомаш»). Изготовление шло 28 месяцев. Только процесс наплавки антикоррозионного слоя по технологии занимает 8 месяцев, за которые на корпус реактора наплавляется около 10 тонн антикоррозионной ленты. В настоящее время на заводе уже идет производство реакторной установки для серийного ледокола нового поколения «Сибирь», отмечается в сообщении.
(отседова)

3. Снимок поближе и покрупней. Реактор весит всего 105 тонн, но с учётом тары, страхующей его при перевозке и нивелирующей сотрясения при движении, его вес - 214 тонн. Так что для него нужен минимум 20-осный ж/д транспортёр грузоподъемностью 300 тонн.

4. Транспортёр, если я верно понял, 20-осный - схожий вот с этим. Тут как раз показан вывоз реактора (или парогенератора - они для электростанций выполняются раздельно) для АЭС тоже с территории подольского завода.

5. Он же, но с видом на вывозящий тепловоз.

6. Однако на железной дороге есть монстры и ещё больше. Максимальный вес единого блока, который можно вывезти по железной дороге - 500 тонн . Для этого используются циклопические 32-осные транспортёры сочленённого типа. Вот момент вывоза парогенератора для китайского заказчика (АЭС "Тяньвань"):

7. Этот же 500-тонный транспортёр, но с другой реакторной установкой. Увы, я её марки и заказчика не знаю, зато на фото хорошо виден сам траспортёр.

Сейчас на ж/д СНГ функционирует 6 мега-транспортёров, которые все остались с прошлой жизни: 1 советского производства (г. Стаханов УССР) и 5 - немецкого (Krupp), которые были заказаны под занавес СССР в 1986-89 гг. и пришли на наши дороги прямо перед распадом страны. Остальные большие транспортёры уже из эксплуатации выбыли.
Проектировался ещё и 700-тонный (!) монстр, но его так и не сделали, после распада Союза.

России есть чем гордиться, но вокруг мы слышим лишь про "санкции" и "импортозамещение". Наша промышленность очень часто подвергается необоснованной критике. "Всё развалили!", "Всё продали!", "Ничего не делают мужики, только пьют!". В прошлом году я уже рассказывал о наших достижениях в области строительства АЭС, а в этом году расскажу о другом уникальном проекте.

Россия - единственная страна в мире, обладающая атомным флотом. Наши атомные ледоколы с 1959 года работают на благо развития Арктического региона. Каждый корабль постоянно находится в работе. Пришло время смены поколений. Новые атомные ледоколы будут использовать и новую реакторную установку РИТМ-200. Именно о ней и начинается серия репортажей.

1. Вся история ядерных реакторов для всех отечественных ледоколов начиналась здесь, в Нижнем Новгороде в большой промзоне рядом с Московским шоссе. После окончания Великой Отечественной войны спрос на продукцию Горьковского артиллерийского завода №92 упал. Производственные мощности было решено оставить, а на этом месте создать "ОКБ по проектированию специальных машин". Так в Нижнем Новгороде появилось предприятие, начавшее работу над атомным будущим Советского Союза.

2. Руководить новым предприятием стал начальник артиллерийского завода генерал-майор Амо Елян. Под его руководством было много людей, а среди них Игорь Иванович Африкантов. По образованию судостроитель-теплотехник, начавший работу на прежнем заводе и постепенно поднимавшийся из начальника отделения в замначцеха, начцеха и выше, и выше.

3. В 1951 году Африкантов стал главным конструктором предприятия, а с 1954 года в течение 15 лет одновременно был начальником предприятия. Несмотря на огромный вклад в развитие, имя Африкантова ОКБ получило лишь в 1998 году.

4. ОКБМ Африкантов с момента создания реактора для первого атомного ледокола Ленин и по сей день занимается разработкой реакторов. К сожалению фотографа и рассказчика, к счастью для России и развития нашей страны, никакие подробности разработки разглашать никто не будет. Если вы надеялись услышать от меня обо всех секретах, вы ошибаетесь.

5. Да, на территории конструкторского бюро создаётся множество деталей для будушщего реактора, но основная сборка происходит в другом месте. Нижний Новгород в первую очередь занимается мозговым штурмом и развитием технологий. Для одного лишь РИТМ-200 задействовать более 100 уникальных разработок: 96 ноу-хау, 7 изобратений и 21 компьютерную программа. Права на все эти разработки находятся у конструкторсокго бюро, а не приехали из-за рубежа.

6. Как бы кто не говорил, на этом предприятии было очень комфортно снимать. Люди спокойно делали свою работу и не сбегали из кадра при первой возможности.

7. РИТМ-200 - это водо-водяной реактор. Это означает, что вода используется и в качестве теплоносителя, и в качестве замедлителя. То есть вода выносит энергию, образовывающуюся в реакторе, она же охлаждает его.

8. Детали всей системы очень впечатляют. В будущих репортажах я покажу всю систему в сборе, а пока лишь некоторые детали. Глубина этой конструкции около 5 метров.

9. 16 июня прошлого года первый новый ледокол "Арктика" был торжественно спущен на воду. РИТМ-200 впервые установлен именно на нём.

10. Габариты оборудования угадать очень сложно, поэтому я покажу вам такой кадр.

11. Представляете габариты местных станков? Это ещё не самые большие!

12. Срок службы нового реактора - 40 лет. Теловая мощность 175 МВт.

13. Не секрет, что обслуживание арктического влота - дело не самое простое. Срок службы заменяемого оборудования составляет 20 лет, что означает одну остановку на ремонт/обновление/модернизацию. На одной загрузке топлива он будет ходить 7-10 лет.

14. Мощность на винтах составит 60 МВт, но вам это вряд ли что-то скажет. Более наглядна цифра толщины льда - 3 метра. Вот посмотрите на расстояние до потолка вашей квартиры. Такую толщину льда этот ледокол будет проходить как нож масло.

15. При создании каждой детали нужна очень высокая точность и аккуратность. Всё, что можно перенести краном - переносится. Всё, что нужно перекатить - перекатывается. Позже я ещё покажу как всё складывается - вот там максимальная точность!

16. Встречал я в сети мнения, что новые заводы должны быть исключительно красивыми, с современнным оборудованием, с модными станками в определённом дизайне. Это не так. Если для производства нужны новые станки, либо модернизация принесёт заметную пользу, это логично. А если новый станок будет просто новый, но пользы как от старого? Смысл такой замены. Доступный для публикации цех имеет новое оборудование, но и на старом люди успешно работают без потери времении качества.

17. Вот старое оборудование. Рабочий ждёт пока оно сделает свою работу.

18. А вот новое оборудование. Даже внешне ость большие отличия.

19. Всё оно здесь появилось для реальной модернизации производства в тех её частях, которые стоит значительно обновить.

20. Кстати как вы относитесь к модернизации? Меняете технику когда она уже значительно устарела или предпочитаете всегда пользоваться новым?

21. Вернёмся к реактору РИТМ-200. Почему у нас в стране занялись новыми атомными ледоколами? Есть ли в них смысл или атомная энергия на них - всего лишь часть идеи продвижения атомной энергии?

22. Эксплуатация на севере - процесс сложный и длительный. Возмём стандарт загрузки топлива в атомный ледокол. На заправку он прибудет один раз в 7 лет. За эти 7 лет арктический корабль на дизельном топливе использовал бы 540 тысяч тонн топлива. Я долго думал с чем сравнить. Решил выбрать самый большой пассажирский самолёт в мире Airbus A380. Вместительность его топливного бака - 248 тонн. Это в 2177 раз меньше. Я уже не говорю о том, что это топливо пришлось бы доставлять до ледокола, заправлять чаще чем раз в 7 лет. Об экологии и речи не идёт.

23. Если провести сравнение с углём, то 7 лет реактора равны 1 миллиону тонн. Это 2 года работы ТЭЦ в городе с населением около 30 тысяч человек. Тоже очень много.

24. Сейчас специалисты трудятся над реакторами ещё для двух ледоколов: Урал и Сибирь.

25. Где-то рядом в отделах проектировщики уже занимаются следующей разработкой - РИТМ-400. Этот перспективный реактор будет установлен на ледокол "Лидер", которому 4 метра льда будут не помехой.

26. Помните я обещал показать как складывают детали? Вот так на каждой полочке каждая маленькая деталь должна лежать на своём месте!

27. Напоследок любопытный факт. В материалах, предоставленных нам, гостям предприятия, мощность реакторных установок в 175 МВт решили посчитать... в Олимпийских играх! Две подобные реакторные установки могли бы обеспечить энергопотребление Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. Интересно. почему не в Сочах считали? Так была бы единица изменения - 1 Сочи. Никто же до сих пор не отменяет лошадиные силы.

28. Вот такая экскурсия по цеху ОКБМ Африкантов у нас получилась.

Конечно же это далеко не всё. чем занимается конструкторское бюро, но всё рассказывать нельзя. Вдруг всё это будут читать те. кто задумывает что-то нехорошее?)

Серия репортажей вскоре будет продолжена.

Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!



Открытие бизнеса