Понятия общение и коммуникации общее и различия. Общение – процесс сложный и многоступенчатый. Уровни анализа общения в психологии

Коммуникация - понятие, близкое к понятию общения, но более расширенное. Это процесс, в ходе которого происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. Общение- одна из основных психологический категорий, человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Выделяют 3 стороны общения : 1) коммуникативная; 2) интерактивная- построение общей стратегии взаимодействия; 3) перцептивная- формирование образа другого человека. Коммуникативный акт как и общение анализируется и оценивается по компонентам: !) адресант- субъект коммуникации; 2) адресат- кому направленно сообщение; 3) сообщение- передаваемое содержание; 4) код- средство передачи сообщения; 5) канал связи; 6) результат- то, что достигнуто в итоге коммуникации. Различают процесс коммуникации и его составляющие акты . В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фактическая функции, первая из них- генетически и структурно исходная. По соотношению этих функций условно выделяются: !) сообщения побудительные- убеждение, внушение, приказ, просьба; 2) сообщения информативные- передача реальных или вымышленных сведений; 3) сообщения экспрессивные- возбуждение эмоционального переживания; 4) сообщения фатические- установление и поддержание контакта.

Кроме того, коммуникационные процессы и акты можно классифицировать и по другим основаниям: !) по типу отношений между участниками- коммуникация межличностная, публичная, массовая; 2) по средствам- коммуникация речевая (письменная и устная); 3)паралингвистическая (жест, мимика, мелодия); 4)вещественно- знаковая (продукты производства, изобразительного искусства).

Основные фазы коммуникативного процесса:

    фаза подготовки к коммуникации;

    фаза контакта (присоединение к клиенту); позволяет создать климат;

    фаза ориентации к проблеме, здесь решается вопрос как я настраиваю партнера на себя, коррекция отношений.

Важная характеристика коммуникативного процесса- намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого.

4. Понятие я-концепции; самооценка, социальная идентичность.

У каждого человека имеется система представлений о самом себе. Эта система представлений называются Я-концепцией (это относительно устойчивая, более или менее осознаваемая система представлений субъекта о самом себе). В рамках единой Я-концепции выд-т различные её составляющие: Я-физическое (представление о собственном теле, о его особенностях, пропорциях, размерах) Я-социальное (социальные, половые, этнические роли, которые мы считаем неотделимыми от самих себя) Я-экзистенциальное (представление смысла, ценности и уникальности человека перед лицом жизни и смерти)

Составляющими Я-концепции можно назвать также :

Реальное Я - представление человека о том, кем он является в настоящее время при сложившихся обстоятельствах его жизни

Идеальное Я - представление о себе, максимально улучшенное и «приукрашенное», в котором субъект доводит образ себя до предельного совершенства, соответствует всем без исключения моральным нормам и т.п.

Динамическое Я - то, каким субъект намерен стать после того, как осуществит некоторые изменения; то есть, динамическое я есть результат планирования субъектом своих изменений.

Фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, если это было бы возможным. При построении фантастического Я субъект не ограничивается принципом реальности, используя все резервы своего воображения.

Я-концепция формируется как продукт способности человека к рефлексии.

Рефлексия – это процесс самопознания субъектом своих внутренних психических актов и состояний. Самооценка - это ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим свойствам, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка может быть высокой, низкой и нормальной (адекватной). Главные функции, которые выполняются самооценкой: регуляторная , на основе которой происходит решение задач личностного выбора, защитная , обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Эриксон задает идентичность как сложное личностное образова­ние, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основ­ными уровнями анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным. На индивидном уровне анализа идентичность результат осознания человеком собственной временн­ой протяженности. С личностной т зр идентичность - ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, задающее некоторую тождественность самому себе. Соц идентичность - личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидар­ность человека с социальными, групповыми идеалами. Процесс становления социальной идентичности завершается тем, что человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп, они становятся внутренними регуляторами его социального поведения

Любой из членов человеческого общества взаимодействует с другими на двух уровнях: социальной жизни (полезной для всего общества, открытой по принципу «доступно всем») и жизни личной, которая выстраивается в зависимости от индивидуальных потребностей человека в общении.

Первый, социальный, уровень взаимодействия отличает тот факт, что общение на нем присутствует вне зависимости от желания индивидуума . От нормального функционирования этой системы зависит поддержание общественного порядка и привычного для всех мироустройства. Каждый человек вносит посильный вклад в работу системы, являясь потребителем или поставщиком услуг либо товаров, поддерживая институты правопорядка, медицины и образования.

Таким образом, общение – неотъемлемая часть социальной жизни любого человека. Термин «коммуникация» не совсем тождественен вышеописанному процессу. Вот почему стоит разобраться, чем же отличаются общение и коммуникация.

Общение – процесс сложный и многоступенчатый

Повседневное общение большинство людей воспринимают как нечто само собой разумеющееся , не подлежащее разделению на составные части. К примеру, попросив кого-то из домашних за завтраком подвинуть ближе кофейник, большинство людей свои действия не анализируют.

Психологи, напротив, дают процессу общения характеристику, выделяя основные его аспекты и составляющие. Общение разделяется на две области: объективную и субъективную . Первая находит свое выражение в таких сильных связях, как зависимость и созависимость, подчинение и стремление контролировать, взаимовыручка и кооперативность. Субъективная область общения – это не поддающиеся структуризации межличностные отношения участников процесса. Объективная и субъективная области общения непрерывно влияют друг на друга.

Общение – непростой процесс поддержания и налаживания социальных и межличностных контактов – происходит за счет коммуникации, восприятия собеседника и взаимодействия с ним.

Коммуникация – составная часть процесса общения

Коммуникация – это процесс обмена информацией , являющийся неотъемлемой частью общения. Таким образом, коммуникация не тождественна не только общению, но и другим составляющим данного процесса. Важно уяснить, чем именно они различаются.

Чем же отличаются

  1. Коммуникация и взаимодействие? Коммуникация – акт чисто теоретический, она не предполагает действий либо поступков для изменения взглядов оппонента либо мотивировки его на определенного рода активность.
  2. Коммуникация и взаимовосприятие? Коммуникация не включает индивидуальных ощущений субъекта общения. Однако изложенная с ее помощью информация может повлиять на процесс взаимовосприятия оппонентов, а коннотативная окраска и способы коммуникации могут претерпевать изменения в зависимости от восприятия друг друга субъектами общения.

Для успеха процесса коммуникации, который должен привести к оптимизации деятельности группы субъектов общения, все без исключения участники процесса должны использовать один ряд понятий и символов, быть заинтересованными во взаимодействии, и, кроме того, сосредоточенными на усвоении и принятии передаваемой информации.

Коммуникация осуществляется за счет следующих средств:

  • Письменная речь.
  • Устная речь.
  • Невербальные сигналы.

Отличия коммуникации от общения

Коммуникация – важная, но далеко не единственная составляющая общения. Этот несомненно многогранный процесс приема и передачи информации не затрагивает сложных межличностных связей , непрерывно возникающих между субъектами общения. Также коммуникация не затрагивает образное мышление, которым пользуются все без исключения люди, общаясь друг с другом. И, в третьих, в нее не включены аспекты межличностного взаимодействия между людьми.

Коммуникация оптимизирует совместную деятельность общающейся группы , не являясь при этом деятельностью. Поступки не имеют никакого отношения к процессу обмена информацией, они лишь могут являться его последствиями. Обычно поэтому эффективное коммуницирование достигается в разы проще, чем успешное выполнение других стадий общения.

Для лучшего обмена информацией и идеями люди придумали множество инструментов: единый для всей группы язык и диалект, специализированные термины и понятия, ясные для каждого члена группы невербальные знаки и символы.

Эти средства приняты и закреплены в общении отдельно взятой группы людей, которых связывает один или несколько аспектов жизни (работа, национальность, хобби, идеи и так далее). Это могут быть, к примеру, друзья, члены одной семьи, спортивная команда, граждане одной страны, носители конкретного языка. Деление не всегда зависит от территории либо времени: своя система знаков может быть частью жизни, например, представителей одной субкультуры (панки, скинхеды, готы и так далее).

Коммуникация, взаимовосприятие и взаимодействие – части общения

Чтобы раз и навсегда выяснить, в чем отличия коммуникации и общения, следует сравнить характеристики трех вышеназванных процессов и возможные объекты их приложения.

Итак, коммуникация, как уже говорилось выше, преследует одну цель – обмен информацией. Успешно коммуницировать можно не только с человеком, но и с так называемым иллюзорным партнером (к примеру, животным, которое до определенной степени понимает человеческий язык) либо неживым объектом (книгой, компьютером).

Взаимодействие переводит процесс общения из теоретической плоскости в практическую. Это есть ни что иное, как совершение действий во имя общей цели, направленных на активность, выгодную для всех членов группы. Потенциальным объектом здесь уже не может выступать животное. Остаются человек либо неживой объект.

Взаимовосприятие подключает к процессу общения личностную составляющую. Это взаимное влияние на психологическое состояние субъектов общения, а также формирование личностного восприятия других членов группы. Данная составляющая общения доступна только парам «человек — человек».

Вербальное и невербальное средства коммуникации. Коммуникативно-речевые психические образования. Развития речи.

Коммуникативный акт – это фрагмент, сегмент коммуникации, то есть «обмена информацией между людьми с помощью общей системы символов, языковых знаков, в частности». Это наиболее общее определение коммуникативного акта, с которым можно встретиться во многих работах, посвященных прагматической лингвистике. Проследим, как более подробно трактуют сущность коммуникативного акта исследователи.

Взаимодействия — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождение их взаимного обусловливания и их связь. Содержание взаимодействия определятся вокруг чего и по поводу чего разворачивается это взаимодействие.

Структура коммуникативного акта, по Е.В. Клюеву, — это структура обмена речевыми актами: «Набор компонентов коммуникативного акта в настоящее время достаточно четко определен. Это адресант, адресат, контакт, референты, код. Отношения между ними традиционно представляют следующим образом: адресант–контакт–референт–код–адресат, структура коммуникативного акта описывается так: адресант вступает с адресатом в контакт по поводу определенного референта, используя определенный код»

Следует выделить два основных вида коммуникации. В человеческом обществе коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.
Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения. Любой другой способ взаимодействия может быть выражен средствами языка. Впрочем, как уже говорилось, средствами языка может быть выражено все. А коммуникативная функция, как уже упоминалось в предыдущих главах, является одной из важнейших функций языка.

К числу вербальных средств относится как устная, так и письменная разновидности языка.
Естественно, в коммуникации, осуществляемой вербальными средствами, передается громаднейший объем информации. Иначе говоря, больше всего люди общаются на своем естественном языке. Немудрено — для того он и предназначен. Именно вербальным коммуникациям в сфере инновационного менеджмента, а также языку как основному их средству, как раз и посвящена эта книга.
Однако современному менеджеру необходимо владеть базовыми знаниями и о невербальных средствах коммуникациями. Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы. Все эти способы общения по аналогии иногда также называют языками – первичными и вторичными, или естественными и искусственным.

Функции коммуникативно-речевых психических образований:

— освоение и передача индивидуального и общественно-исторического опыта. Посредством языка и речи информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

— осуществление понятийно- смысловой и эмоциональной связи людей.

— привлечение группового потенциала для решения актульных для жизнедеятельности задач.

— активизация адаптивных возможностей человека.

— управление сознанием и деятельностью людей

Язык — это сложная система кодов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которая несёт функции и передачи информации и введения её в различные системы связей и отношений.

Основным компонентом языка выступает слово.

Слово — разновидность знака, то есть предмета или явления, служащего представителем другого предмета, явления или процесса. Главная его функция — обозначающая роль. Слово обозначает предмет, действие, качество или отношение.

Речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык действий.

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Принципиальная схема коммуникативного акта была предложена одним из создателей кибернетики Клодом Шенноном (США) в работе "Математическая теория связи" (1948). Широким кругам филологов она известна в изложении Р. О. Якобсона в статье "Лингвистика и поэтика" (1960; русский перевод см. в работе Якобсон 1975).

Основные компоненты коммуникативного акта, согласно Якобсону, таковы:

2) адресат (слушающий/читающий, получатель информации),

3) сообщение, текст (в устной или письменной форме, а так же в невербальной форме),

4) референция (лат. referre - сообщать, докладывать; называть; соотносить) - это содержание сообщения.

5) код – общий язык для адресанта и адресата, понятный им обоим.

Коммуникативный акт можно изобразить с помощью следующей схемы:

референция

адресат
Сообщение
адресант

кодирование код декодирование

В рамках коммуникативного акта адресант, имея мотив высказывания, строит сообщение во внутренней речи (в своём сознании), а при переводе во внешнюю речь (проговаривание вслух) кодирует в звуки. Адресат, воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознаёт референцию, содержание высказывания.

В осуществлении референции , т.

е. в сообщении определенной информации, состоит коммуникативная функция языка/речи. Это главная функция языка и основная функция большинства коммуникативных актов.

С референцией связана и вторая важнейшая функция языка - познавательная. Коммуникативная и познавательная функции являются основными. Они почти всегда присутствуют в речевой деятельности, поэтому их иногда называют функциями языка, в отличие от остальных, не таких обязательных, функций речи. По-видимому, не бывает сообщений, выполняющих только одну функцию, но можно говорить о преобладании той или иной функции в конкретном речевом акте.

Таким образом, речевая коммуникация — это общение людей с целью обмена информацией. В более полном понимании общение – это «процесс установления и развития контакта между людьми, обусловленный потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека».

В соответствие с этим задачи , которые решает участник коммуникативного акта, можно свести к следующим основным:

1. эффективное получение информации;

2. эффективная передача информации;

3. достижение поставленной цели путём убеждения собеседника и побуждения его к определённому действию;

4. получение дополнительной информации о собеседнике;

5. позитивная самопрезентация.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

Поиск Лекций

Структура коммуникативного акта

Тема 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКУМЕНТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

План

1. Знаковая сущность коммуникации. Структура коммуникативного процесса.

2.Понятие знака. Языковой знак. Функции языка. Язык как знаковая система и общественное явление.

3. Формы языка.

4. Язык и речь. Виды речи.

5. Документный текст и его особенности.

Знаковая сущность коммуникации

Термин коммуникация (от лат. соттипịсо - сообщать, давать, соединять, общаться) широко используетсявсамых разных об­ластях человеческой деятельности. В лингвистике коммуникацию определяюткак целенаправленный и организованный про­цесс обмена информацией между людьми с помощью общей для них зна­ковой системы или группы знаковых систем (С.П. Кушнерук). В качестве знаковой систе­мы используют естественный язык – средство человеческого общения, возникшее в результате естественного исторического развития для осуществления коммуникации между людьми.

По мере своего развития общество все более зависит от коммуника­ции, все чаще человеческое общество характеризуется как «информационное».

Большое значение имеет коммуникация в связи с административно-деловым развитием общества. Во многом именно управленческие, дело­вые, правовые виды деятельности изменяют технологии и содержание со­временной коммуникации.

Терминкоммуникация конкретизируетсяи дополняется другими терминами. Коммуникативный процесс – система действий по установленным правилам, обеспечивающих обмен информацией в формах, приемлемых для участников этого процесса. Например, в документном коммуникативном процессе необходимые правила, ограничения и средства последовательно осваиваются его участниками. Коммуникативный акт – завершенное целенаправленное действие, в процессе которого между субъектами происходит обмен информацией.

Структура коммуникативного акта

Все коммуникативные акты могут быть представлены несколь­кими обязательными элементами-составляющими, отраженными на Рис. 1 .

Коммуникативный процесс начинается с того, что один их коммуни­каторов передает какое-то сообщение. В этом случае он выступает в каче­стве передатчика или адресанта. Иногда этот субъект называют отпра­вителем.

Коммуникатор, принимающий информацию, называется либо приемником, либо адресатом, либо получателем.

Сообщение — это некоторый неслучайный сигнал, который вызывает реакцию получателя. На практике большая часть сообщений осознана, продумана и подготовлена, однако возможны случаи, когда в качестве со­общений воспринимаются косвенные, дополнительные, иногда спонтан­ные явления. Например, дрожащие руки, гримаса боли или вздохи.

Кодирование — процесс, который реализует отправитель, находя систему знаков для того, чтобы с их помощью закрепить содержание про­думанного сообщения. Кодирование не может быть абсолютно произ­вольным: система используемых знаков должна быть в одинаковой степе­ни понятной и интерпретируемой всеми участниками коммуникации. Кроме того, при кодировании необходимо учитывать способность канала передавать сообщение, для кодирования которого использована избранная система знаков.

Декодирование — процесс, во время которого получатель сообщения присваивает значение знакам, составляющим принятое сообщение. Даже в тех случаях, когда сообщение в процессе прохождения от отправителя до получателя не подвергается каким-либо нежелательным воздействиям, возможны ситуации, при которых в результате декодирования сообщение будет содержательно отличаться от сообщения «на стороне» отправителя.

Канал передачи сообщения - система средств и методов, используемых для доставки сообщения от отправителя к получателю. Развитие техноло­гии коммуникации связано в значительной степени именно с развитием каналов доставки сообщений. В особенности это относится к электронным каналам коммуникации, позволившим передавать большие объемы ин­формации в течение коротких промежутков времени с минимальными по­терями и относительно высокой степенью надежности.

Получатель не просто получает сообщение, он реа­гирует на него. Отчетливая сигнальная реакция получателя на сообщение отправителя в виде сигналов или сообщения называется обратной связью . Обратная связь может проявляться в вербальной форме, то есть с помощью языковых средств, в некоторых случаях обратная связь проявляется в невер­бальной форме: в виде эмоций, действий, жестов и других изменений, имеющих какую-то интерпретацию. Вербальные реализации обратной связи могут иметь письменные и устные формы.

Даже молчание со стороны полу­чателя может иногда выполнять функции обратной связи.

Коммуникативный шум и коммуникативные барьеры в том или ином виде всегда присутствуют в реальной коммуникации.

К. шум — наличие в канале коммуникации неуправляемых посторонних сигналов различной природы, создающих трудно­сти в получении и декодировании сообщения. Существуют физические шумы , например, воздействия грозовых разрядов на радиосвязь, громкая музыка за стеной помещения, в котором проходят деловые переговоры, или шум отбойного молотка, мешающего диктовке электронного письма. Физиологические шумы , связанные с утомлением коммуникантов или заболеванием одного из них. Психо­логические шумы — самомнение, психологическая закрытость, внутренние отторжения и не­приятия, рассеянность — существенно снижают эффективность коммуникации.

Коммуникативные барьеры также могут иметь различную природу. Не вмешиваясь в сообщение, они негативно воздействуют на каналы ком­муникации. Основные коммуникативные барьеры могут быть языковыми и неязыковыми . К языковым барьерам могут быть отнесены незнание языка, незнание терминологии какой-либо предметной области в родном языке. Неязыковые барьеры представлены широким спектром режимных, ведомственных, технических, географических, экономических и других разновидностей. Селективный б . связан с информационной перегрузкой общества; эмоциональный барьер создается эмоциями, личностными отношениями; барьер недостатка знаний ; ведомственный б. (фирменный) определяет информационную безопасность сообщения; режимный барьер связан с понятием государственного секрета; государственный барьер определяется государственной границей и особенностями государственной структуры; экономический барьер возникает из-за недостатка экономических и финансовых возможностей в приобретении информации.

Иногда барьеры имеют комплексный характер, что ос­ложняет методы их устранения.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Языковое общение людей и эволюция человека.

Особенности языка:

1) Языковое общение людей психологически не релевантно (не значимо).

2) Языковое общение связано с познавательными процессами.

3) Языковое общение характеризуется богатством содержания, то есть принципиально не существует ограничений в семантике возможных сообщений. Богатство языка связано с многоуровневым строением языка.

Можно выделить следующие компоненты коммуникативного акта:

ü адресант – отправитель сообщения;

ü референция – содержание сообщения;

ü адресат – получатель сообщения.

Функции языка:

1) Познавательная.

2) Регулятивная (призывно-побудительная).

3) Экспрессивная (эмотивная).

4) Фатическая.

5) Эстетическая (поэтическая).

6) Магическая.

7) Мето-языковая.

8) Этническая.

Универсальность языка связанна с тем, что с помощью языка можно обратиться к человеку, животному, машине, к самому себе, потомкам, людям, которые разделены временем и пространством.

1) Познавательная функция языка . Язык в познании выступает в двух аспектах:

ü Орган мышления, это способность создавать понятия, новые слова, использовать методы мышления.

ü Средство хранения и передачи информации:

— библиотека знаний – информация, содержащаяся в словарях, грамматиках, учебниках и т.д.

— библиотека текстов – вся информация, устные и письменные сообщения, созданные на данном языке.

2) Регулятивная функция языка . Теория речевых актов . Это функция реализуется, когда главное внимание сосредотачивается на воздействии на адресата.

3) Эмотивная функция языка. Проявляется, если в высказывании прямо выражено субъективное отношение к тому, о чем говорится, то есть главная цель этого сообщения – эмоционально реализоваться. Эмоциональный эффект реализуется с помощью:

— интонаций;

— междометий речи;

— использование слов с коннотацией.

Коннотация – это дополнительные эмоциональные оценки в значении слов.

Денотат – это предметное значение слова. Денотат указывает на то, что это слово означает.

4) Фатическая (контактно-устанавливаемая) функция. Цель – наладить контакт, завязать знакомство, продолжить его. Фатическая функция в основном реализуется в приветствиях, поздравлениях, умении вести светскую беседу.

5) Эстетическая (поэтическая, прозаичная) функция. Функция связана с внимательным отношением к сообщению ради самого сообщения. Особенности этой функции: она разрушает автоматизм повседневной речи, привносит слова, которые не лежат на поверхности речевого сознания, поэтому речь становится яркой, свежей, непредсказуемой.

6) Магическая (заклинательная) функция. Это частный случай релятивной функции с той разницей, что адресатом выступают не люди, а высшие силы. Проявление этой функции — табу, молитвы, клятвы, обеты. Неконвенциальная трактовка языкового знака, согласно которому слово (имя вещи) сращивается с вещью.

7) Мето-языковая (языковой комментарий) функция .

Связана с какими-либо трудностями в общении, когда требуется речевой комментарий.

8) Этническая функция .

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском.

Как соотносятся понятия «коммуникация» и «общение»? Одни ученые разводят эти понятия, другие отождествляют их, считая синонимичными.
Коммуникация (от лат. communicatio: общение, сообщение, связь) представляет собой трехтактный процесс односторонней информационной связи субъекта-коммуникатора, или адресанта (продуцента и отправителя сообщения), с объектом-реципиентом (от лат. recipiens (recipientis): получающий) - получателем, адресатом послания. Это может быть другой человек, животное или принимающее техническое устройство.
Коммуникация включает: продуцирование (создание) сообщения (послания); его передачу отправителем (адресантом) и получение адресатом.
Коммуникация — это односторонняя информационная связь между людьми, животными и/или техническими устройствами, которая носит однонаправленный, безответный и монологичный характер.
Коммуникация между людьми - это частный случай общения.
Акт коммуникации (продуцирование - передача - получение сообщения) может быть разовым или многократным, но при этом она по-прежнему остается однонаправленной и монологичной до тех пор, пока коммуникатор и реципиент не поменяются ролями, т. е. пока не будет получен осознанный ответ.
Только после этого коммуникация из однонаправленной превращается в дву- или многосторонний взаимный обмен посланиями с обратной связью в форме диалога или полилога (если участников коммуникации больше двух). Это и есть общение между людьми.
Общение — это взаимный обмен посланиями между коммуникатором (адресантом) и реципиентом (адресатом), которые меняются ролями.
Это взаимная коммуникация с обратной связью, протекающая в форме диалога или полилога между людьми, сообщающимися между собой.
Таким образом, отличие коммуникации от общения состоит в том, что первая является односторонней информационной связью, которую могут устанавливать и животные, и технические устройства, а второе - информационный обмен между людьми.
В разговорной же практике между коммуникацией и общением нет непереходимой грани. А главное, их роднит и объединяет общий для них признак - сообщение. Сам этот термин - сообщение - в русском языке имеет строение и значение взаимного, объединенного и объединяющего (со-вместного, со-вокупного) общения (со-общения).
Человек живет среди людей, и социокультурное общение является необходимым условием его личностного и общественного совершенствования. В процессе общения происходят освоение, усвоение и передача культурных ценностей, социализация человека, формируется внутренняя культура личности, без общения невозможны ни совместный труд, ни приращение культуры, ни само продолжение человеческого рода на Земле.
Общение - это специфическая форма человеческого взаимодействия, необходимое условие и универсальный способ общественного и личностного развития, процесс взаимообмена продуктами (результатами) духовного производства и психической деятельности (взглядами, представлениями, мыслями, идеями, знаниями, опытом, чувствами и переживаниями).
Необходимое условие осуществления культурной коммуникации - наличие общего языка у субъектов общения. В той мере, в какой коммуникатор и реципиент обладают общим историко-социокультурным опытом, они одинаково интерпретируют значение символов (кода), что способствует взаимопониманию между ними.
В зависимости от степени этой общности результаты культурной коммуникации могут колебаться от полного совпадения (взаимопонимания) до существенного разногласия (непонимания) между субъектами в интерпретации символов (и смысла сообщения).
Чем выше общность жизненного и социокультурного опыта адресанта и адресата, тем эффективнее их взаимопонимание в процессе общения и адекватнее интерпретация смысла послания.
В общении информация циркулирует между партнерами (соавторами) по общению, духовно обогащая их. Это процесс взаимной выработки новой информации, общей для партнеров по общению и рождающей их общность (или повышающей ее степень) и протекающий в режиме диалога (общения двух партнеров) или полилога (общения многих партнеров).
Общение есть функция человеческого сознания, оно является феноменом культуры и, как и культура, возникает с появлением человека и невозможно без него.
Животные, которые не обладают сознанием и культурой, не имеют и способности к общению. Разнообразное по формам предобщение в животном мире представляет собой генетически предопределенную сигнальную коммуникацию как разновидность биологических отношений. Схожая сигнальная коммуникация происходит и между человеком и машиной, машиной и животным, машиной и машиной. Отношения человека с животным (особенно домашним) представляют из себя общение со стороны человека и предобщение - со стороны животного.
Нередко в культурологической литературе со значением общения используется термин «культурная коммуникация».
Культурная коммуникация (общение) - процесс информационного взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи (коммуникация) или обмена (общение) сообщениями (информацией, опытом, душевными состояниями) посредством тех или иных знаковых систем (естественных или искусственных языков).
Основными элементами культурной коммуникации являются: отправитель (коммуникатор) и получатель (реципиент) сообщения; средства коммуникации (код, используемый для передачи сообщения в знакомо-символической форме, и канал, по которому передается закодированное сообщение от коммуникатора к реципиенту); результат (эффект) коммуникации (изменение в поведении получателя, которое происходит вследствие приема сообщения); шум (помехи и искажения в процессе коммуникации, которые препятствуют достижению заданного результата).
Существует два типа средств коммуникации:
1) естественно возникшие (жесты, мимика, язык);
2) искусственно созданные (технические), которые подразделяются на традиционные (письменность, книгопечатание, пресса) и инновационные, или современные (телефон, радио, телевидение, Интернет, SMS-сообщения и др.).
Происхождение, сущность, формы, виды и языки общения и коммуникации изучают философия, культурология, социология, психология, лингвистика, семиотика, информатика и другие науки.

Общение как понятие по-разному воспринимается психологами, философами, творческими личностями и просто людьми, которые не особо задумываются над содержанием этого понятия, когда говорят друг с другом по телефону или обсуждают с близкими семейные проблемы. В определения смысла терминологически строгого слова коммуникация расхождение мнений не настолько выражено. Многие вообще считают, что коммуникация и общение – одно и то же. Так ли это?

Определение

Общение – многоплановый процесс речевой, интеллектуальной и психической деятельности человека, направленной на установление и развитие контактов с другими людьми.

Коммуникация – совокупность вербальных и невербальных операций, в результате которых происходит обмен информацией на уровне межличностного взаимодействия.

Сравнение

Важнейшее свойство общения – универсальность, способность объединять все виды человеческих взаимоотношений, которые удовлетворяют потребность в совместной деятельности и дают возможность каждому через взаимопонимание с другими осознавать себя уникальной личностью.

К этим видам относятся, прежде всего, коммуникация, взаимодействие между участниками общения и их непосредственное восприятие друг друга в качестве партнеров, ведущих диалог.

Коммуникация как вид общения обладает важнейшими функциями, включающими, кроме речевой деятельности человека, визуальные и тактильные способы восприятия им информации в виде жестов, мимики, позы, интонации.

В процессе коммуникативного общения человек не только говорит и слушает, но и выражает свое отношение к содержанию речи и собеседнику. Он может улыбаться или хмуриться, произносить фразы в ироничном тоне или подчеркивать важность сказанного легким касанием руки партнера, кивать в ответ на услышанное в знак согласия или, наоборот, чуть откидываться, демонстрируя недоверие к чьим-то словам. Вербальный контакт дополняется невербальной информацией, и только в такой форме становится основой общения.

Коммуникация и все ее процессы тесно связаны со знаковыми системами. В них входят алфавит, числовые и другие символы, дорожные знаки, условные обозначения, цветовые и звуковые сигналы. Их использование позволяет устанавливать дистанционное общение, если непосредственный контакт участников невозможен.

Общение как форма межличностных отношений сочетает коммуникативные функции с интерактивными и перцептивными. Если коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией между людьми, то перцептивная регулирует их восприятие друг другом, а интерактивная способствует организации взаимодействия между ними по типу личного, делового или официального общения.

Выводы сайт

  1. Коммуникация – один из видов межличностного взаимодействия. Общение объединяет все виды человеческих взаимоотношений.
  2. Функции коммуникации связаны с вербальными и невербальными способами получения информации. Функцией общения является установление и развитие контактов между людьми.
  3. Процессы коммуникации связаны со знаковыми системами и речевой деятельностью. Общение сочетает коммуникативные функции с интерактивными и перцептивными.
  4. В коммуникации важным моментом является получение и оценка информации, включая способ ее подачи. В общении важны и содержание, и эмоциональный фон.


Закрытие ИП