Как работают кассовые аппараты и POS-терминалы. Нужен ли кассовый аппарат для ООО? Срок «годности» кассы

Если вы только начинаете свой бизнес, то наверняка уже знаете, как сложно разобраться во всех юридических тонкостях и правилах, ведь любое их нарушение карается штрафами. Так, простой вопрос - нужен ли кассовый аппарат для ИП - может поставить в тупик. В этой статье мы расскажем, какие виды деятельности дают право ИП работать без кассового аппарата и не бояться налоговых проверок. Если же в вашем случае использование ККТ обязательно, то мы дадим рекомендации, как его правильно выбрать и зарегистрировать.

Прежде чем говорить о том, может ли ИП работать без кассового аппарата, не опасаясь штрафов, обсудим, что подразумевается под этим понятием. Многие начинающие предприниматели любую технику, печатающую чеки, ошибочно относят к категории ККТ (контрольно-кассовой техники), хотя это не так.

Кассовый аппарат (ККТ, ККМ, фискальный регистратор) - это разновидность оргтехники, принцип работы которой четко регламентируется федеральным законом 54-ФЗ от 22 мая 2003 года «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» . Это основной инструмент, с помощью которого налоговая инспекция контролирует полноту и правильность расчетов предпринимателя с клиентами.

Главная особенность ККТ, которая позволяет контролирующим органам проводить проверки - наличие в технике фискальной памяти, доступ к которой защищен паролем. Этот код известен только сотрудникам налоговой инспекции, поэтому предприниматель не сможет самостоятельно удалить или изменить данные, зарегистрированные кассовым аппаратом.

Альтернативой кассовой машины служат БСО (бланки строгой отчетности), к примеру, билеты в транспорте, кинотеатрах, квитанционные книжки для оплаты ЖКХ. Такие «ручные» чеки должны иметь уникальные серию и номер, обладать рядом атрибутов, позволяющих идентифицировать место выдачи (наименование юрлица и адрес торговой точки), дату, вид и сумму операции. Развитие техники привело к тому, что появились не только типографские БСО, но и аппаратные, изготовленные специальной техникой. В последнее время все большее распространение получают БСО -123, для распечатки которых достаточно принтера, компьютера и доступа к онлайн-системе.

Обязан ли ИП иметь кассовый аппарат?

Итак, вы открываете свой бизнес и хотите узнать, обязан ли ИП иметь кассовый аппарат, или можно обойтись бланками строгой отчетности. Упомянутый ранее 54-ФЗ обязует использовать ККТ всем организациям, в которых предусмотрены расчеты с клиентами:


Тест: нужен ли Вам кассовый аппарат

Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

В общем случае не имеет значения, какая форма собственности выбрана для организации: ООО или ИП, вести учет своих операций с помощью ККТ обязательно. Однако если говорить об исключениях из этого правила, то у ИП больше возможностей не приобретать дорогостоящую кассовую технику и ставить ее на учет.

Законные основания не приобретать ККМ

Существует множество ситуаций, когда использование ККМ для предпринимателя затруднительно. Сложно представить себе торговую палатку на ярмарке, оснащенную всем необходимым для подключения полноценной кассы, либо ремонтную бригаду, перевозящую с собой ККМ. Более того, непостоянный доход мелких предпринимателей может не окупать даже расходы на содержание фискальной техники.

С другой стороны, некоторые виды налогообложения делают необязательным четкий контроль поступлений в кассу организации со стороны налоговой инспекции. К ним относятся ЕНВД и патентная система, так как базой для расчета налоговых платежей в этих случаях доход не является.

Учитывая все это, 54-ФЗ оговаривает ряд случаев, когда отсутствие у ИП или организации фискальной техники абсолютно законно и не повлечет за собой штрафов :

  • ИП без кассового аппарата платит налоги по ПСН (патентной системе);
  • Организация ведет торговлю через автоматы ( , платежные терминалы и т.д.);
  • Предприниматель или ООО работает на ЕНВД (в некоторых регионах органы власти не позволяют использовать эту возможность);
  • ИП работает без кассового аппарата в отдаленных районах, где нет доступа к сетям связи;
  • При расчетах электронными средствами платежа;
  • При реализации религиозных атрибутов, газет и журналов, торговле с лотков и «вразнос», в поездах, из автоцистерн, продажа сезонных продуктов (например, бахчевых);
  • При оказании населению услуг (ремонтные работы, вспашка и распиловка, изготовление ключей, ремонт обуви, ювелирных изделий, услуги носильщика и т.д.).

Реализация подакцизных товаров лишает предпринимателя права работать без кассового аппарата: в данном случае использование ККМ обязательно.

А если ИП на упрощенке - нужен ли кассовый аппарат?

УСН (упрощенная система налогообложения) - пожалуй, наиболее популярная у российских предпринимателей форма уплаты налогов. ЕНВД и ПСН (налог на вмененный налог и патентная система) более выгодны, однако накладывают жесткие ограничения на виды деятельности ИП, размер торговой площади (ЕНВД) или численность работников (ПСН).

При выборе УСН играют роль численность работников и годовой доход, но установленные ограничения (менее 100 человек и 80 млн рублей соответственно) позволяют использовать упрощенную систему большей части российских предпринимателей. И у многих из них при регистрации возникает вопрос: если ИП на упрощенке, нужен ли кассовый аппарат?

Мы уже говорили, что необходимости в использовании ККТ нет только у ИП, работающих по патентной системе или находящихся на ЕНВД. Предприниматели на других системах налогообложения (ОСНО, УСН, ЕСХН) таких послаблений не имеют. Однако исключения, которые касаются видов или места осуществления деятельности, распространяются на организации всех видов налогообложения, в том числе упрощенки.

Какой кассовый аппарат выбрать для ИП и как правильно его зарегистрировать?

Если вы положительно ответили на вопрос, обязан ли в вашем случае ИП иметь кассовый аппарат, то нужно понимать: мало просто приобрести и подключить ККТ, нужно еще правильно зарегистрировать его и своевременно проводить техобслуживание. Без этих процедур налоговая инспекция посчитает, что вы нарушаете законодательство, и вправе выписать штраф.

Чтобы избежать неприятных последствий, следует внимательно отнестись к установке ККТ:

  • Первый этап - выбор и покупка аппарата. На вопрос, какой кассовый аппарат выбрать для ИП, однозначного ответа нет. Вы можете купить новую или подержанную технику, фискальный регистратор или полноценны кассовый аппарат, с ящиком для денег или нет. Главное требование - приобретаемая модель обязана входить в «Государственный реестр контрольно-кассовой техники». При отсутствии вашего ККМ в этом перечне налоговая инспекция не даст разрешения на регистрацию, и вы только потеряете деньги. Именно поэтому приобретать аппарат следует только у сертифицированных ЦТО, которые не только продадут технику, но и будут проводить сервисное обслуживание.
  • Второй этап - регистрация ККМ в налоговых органах. Для этого потребуется паспорт устройства, заявление и договор с ЦТО. Сотрудник налоговой осмотрит аппарат, защитит его от взлома секретным кодом, поставит пломбу на корпус. Только после этого техника может считаться зарегистрированной.
  • Третий этап - правильное использование ККМ. Помимо печати чека, предприниматель обязан вести ряд журналов, делать отчеты, открывать и закрывать смену. Кроме того, ЦТО обязано проводить ежегодное сервисное обслуживание аппарата.

Итак, может ли ИП работать без кассового аппарата? Да, может, если его деятельность подходит под исключения, оговоренные в федеральном законодательстве. Однако отказ от дорогостоящей фискальной техники не позволяет предпринимателю вести расчеты произвольным образом. Организация обязана выдавать клиентам чеки, квитанции определенной формы (БСО), которые подтверждают факт покупки или оплаты услуг. Кроме того, применение чекопечатающих машинок, облегчают предпринимателю учет операций и контроль доходов.

Любой предприниматель, которого закон обязывает использовать в процессе деятельности кассовый аппарат, наверняка задавался множеством вопросов, касательно порядка его обслуживания. С одной стороны он обязан четко следовать нормам закона и вести учет движения денежных средств, с другой стороны, ему надо как-то минимизировать свои расходы, чтобы торговля имела смысл.

Несоблюдения правил использования контрольно-кассовой машины (ККМ), тянет за собой ответственность, как правило, немалые штрафы. Но и законодательство в этой сфере меняется довольно быстро. В данном материале мы постараемся рассказать, когда нужен кассовый аппарат для ИП, может ли работать ИП без кассового аппарата, какие на сегодня существуют правила его пользования и обслуживания.

Общие правила пользования ККМ

Торговля с кассовыми аппаратами должна соответствовать нормам закона. Как свидетельствуют его положения, аппарат обязательно нужен, при расчете в компании с клиентами наличными средствами или банковскими картами. К слову, правовая форма компании значения не имеет. То есть правило касается не только ИП, но и ООО, ЗАО. Также его использование не зависит от вида деятельности компании. Продает она товар, услуги или выполняет определенный вид работ на заказ, ей все равно нужен такой аппарат.

Однако есть исключения, когда кассовый аппарат для ИП или ООО можно не устанавливать. К таким исключениям относятся:

  • если работа предпринимателя предполагает ведение торговли на рынке, киоске. На выставке, продажу лотерейных билетов, ценных бумаг и целого ряда других товаров, ККМ устанавливать ему нет необходимости;
  • если торговля ведется по труднодоступным районам;
  • если ведение торговли идет исключительно по расчету безналичному.

Без аппарата вести деятельность могут ООО, которые применяют ЕНВД. Но тогда они обязательно должны выдавать товарный чек или квитанцию, которые подтверждают, что деньги получены, а товар передан. Правда, и это правило имеет исключения – оно не касается организаций на ЕНВД, которые продают алкоголь крепостью более 15%. Говоря кратко, ставится подобный кассовый аппарат для ИП, которые оформлены на УСН. Кроме этого их работа не подпадает под закрепленные законом исключения.

Покупка ККМ

Надо понимать, что ИП и ООО не имеют права приобретать ККМ в обычном магазине техники. Подобные агрегаты может продавать только специальная компания. Она же в дальнейшем ведет техническое обслуживание и ремонт. Перечень компаний, которым разрешено работать в этой сфере, закреплен Государственной экспертной комиссией по ККМ. Работать такие компании могут через собственную сеть дилеров. Также они организовывают собственные центры технического обслуживания (ЦТО).

Логично, возникает вопрос, сколько стоит подобный агрегат. По средним показателям ККМ стоит 8-25 тыс. руб. Но кроме собственно покупки нужен еще договор с ЦТО на обслуживание такой техники, без которого зарегистрировать в налоговой аппарат невозможно. Кроме вашего экземпляра договора сотрудник ЦТО должен наклеить на корпус агрегата специальную объемную голограмму «Сервисное обслуживание».

На обслуживание надо выделять не менее 300 руб. каждый месяц. К тому же ежегодной замене подлежит блок памяти ЭКЛЗ (электронной контрольной ленты защищенной). Когда переполняется фискальная память, ее тоже необходимо менять. В зависимости от модели аппарата эта услуга обойдется в 6 тыс. руб.

Кстати, ЦТО при желании может вам продать ККМ, который был в употреблении. Это существенно сократит ваши расходы на открытие ООО или ИП. Имейте ввиду, что в этом случае аппарат должен быть оснащен новым блоком фискальной памяти ЭКЛЗ и быть снятым с учета в налоговой. Учитывайте также, что общая длительность пользования аппаратом не должна превышать семи лет.

Альтернатива ККМ

Существует более дешевый аналог выдачи чеков при покупке – чекопечатающая машинка (ЧПМ). Ее преимущество заключено в облегчении отношений с налоговиками. Регистрация такого агрегата не нужна, и совершенно неважно, по какой системе налогообложения предприниматель предпочел работать: УСН, ЕНВД или какой другой. Но надо четко понимать, что она не может использоваться вместо ККМ. Если закон обязывает ИП или ООО работать с кассовым аппаратом, установка ЧПМ будет нарушением. Дело в том, что ЧПМ не оснащена такой деталью, как блок памяти ЭКЛЗ, а потому и регистрация такого аппарата не нужна. Использовать его могут ООО на ЕНВД, чтобы не выписывать квитанции. Но даже тогда чек, выданный ЧПМ, должен содержать определенный набор данных:

  • ФИО лица, который выдал чек;
  • дату выдачи чека;
  • сумму покупки;
  • количество и название отпущенного товара;
  • название и ИНН организации, которая выдала чек.

Регистрация ККМ

Чтобы контролировать поток средств у бизнесмена, закон обязал их зарегистрировать ККМ в налоговой. Для этого он должен отнести в ближайшее отделение, которое обслуживает адрес установки аппарата, пакет документов. Это в тех случаях, когда оно не совпадает с местом регистрации предпринимателя или ООО. Налоговой надо предоставить такие бумаги:

  • печать;
  • договор аренды того помещения, где будет поставлен аппарат;
  • прошитый и пронумерованный журнал кассира-операциониста по форме КМ-4;
  • копию и оригинал свидетельства ИНН;
  • паспорт кассового аппарата (получают непосредственно во время его покупки);
  • соответствующее заявление;
  • копия и оригинал свидетельства ОГРН.

Обратите внимание, что это общий условный список. Точный перечень бумаг, который нужен для оформления, стоит узнать лично в налоговой. Вся регистрация занимает около получаса.

Снятие с учета

Если предприниматель решил больше не работать с ККМ, например, когда он перешел с УСН на другую систему налогообложения, агрегат надо снять с учета. Эта процедура проводится там же, где проводилась его регистрация. Бизнесмен обязан собрать и подать такие бумаги:

  • соответствующее заявление с просьбой вывести ККМ с учета;
  • паспорт и формуляр установленной ЭКЛЗ;
  • журнал кассира-операциониста по форме КМ-4;
  • карточку регистрации ККМ.

Кроме всего прочего мастер, обслуживающий ККМ компании, обязан зафиксировать все данные, которые нужно иметь, чтобы снять с учета ККМ, а именно:

  • специальный акт по форме КМ-2;
  • отчет по последней ЭКЛЗ;
  • данные о кассовых фискальных чеках.

Эти показания и указанные выше документы необходимо предоставить налоговой не позже трех дней с момента выписки данных.

Обслуживание ККМ

Отдельно надо учитывать, что бизнесмену, работающему на УСН с ККМ, обязательно надо оформить договор на обслуживание агрегата со соответствующим ЦТО. Прежде всего, эта бумага требуется, чтобы зарегистрировать кассовый агрегат в налоговых органах. Кроме этого, закон требует обязательное ежегодное прохождение процедуры освидетельствования аппарата, после которой на него наклеивается соответствующая наклейка с голограммой. Кроме всего прочего такой регулярный осмотр позволяет продлить срок службы аппарата, сохранить гарантийный срок.

Ответственность за нарушения

На сотрудников налоговых органов возложена не только регистрация кассовых аппаратов, но и работа по отслеживанию правильности их использования. Соответственно, налоговики имеют право выписывать штрафы при обнаружении неточностей.

Так, они могут оштрафовать за:

  • отсутствие ККМ, когда оно требуется законом (предприниматель на УСН);
  • использование аппарата, который не соответствует установленным требованиям;
  • неправильное использование ККМ;
  • случаи, когда регистрация проводилась с нарушениями.

За такие неточности штраф назначается в размере:

  • 1,5-2 тыс. руб. для кассира или продавца;
  • 3-4 тыс. руб. для руководителей организаций и ИП;
  • 30-40 тыс. руб. для юридических лиц.

Отчетность

Предприниматель, работающий на УСН, при эксплуатации ККМ должен оформлять такие бумаги:

  • Акт о проверке наличности в кассе (по форме КМ-9). Его оформляют при незапланированной проверке фактического наличия денег внутри кассы контролирующими органами.
  • Журнал, где учитываются вызовы технических специалистов. Ведется специалистом ЦТО по форме КМ-8. Документ должен все время находиться у руководителя компании.
  • Данные о показаниях счетчиков ККМ, которые используются для составления общего отчета обо всех счетчиках, а также дневной выручке. Ведется по форме КМ-7. Обязательно прикладывается к справке-отчету кассира-операциониста.
  • Справка-отчет кассира-операциониста составляется, соответственно, кассиром по форме КМ-6. Основанием для заполнения является Z-отчет каждой смены. То есть справка должна содержать данные о выручке за смену и показания счетчиков аппарата. Отчет, приходный ордер и собственно выручка сдаются руководителю. Если организация небольшая, то напрямую инкассатору.
  • Журнал кассира-операциониста, где кассир записывает все действия по используемому ККМ. Основанием для заполнения также являются данные Z-отчетов. При этом используется форма КМ-4. Имейте ввиду, что на каждый кассовый аппарат должен быть оформлен свой журнал. Если в организации нет кассира-операциониста (например, если ККМ стоит для работы у официанта, у продавца).
  • Акт о возврате денег, который надо оформлять в случаях, когда возникает необходимость вернуть средства по пробитым по ошибке или неиспользованным чекам. Для его заполнения используется форма КМ-3.
  • Акт о снятии показаний счетчиков, который оформляется тогда, когда проводится ремонт ККМ, или при передаче его другой компании. Для его заполнения пользуются формой КМ-2.
  • Акт о переводе показаний и регистрации счетчиков, который тогда, когда начинают использовать совершенно новый агрегат. Его используют также после ремонта в ЦТО, в частности при замене фискальной памяти. Как правило, тогда обнуляются счетчики ККМ, что и необходимо зафиксировать документально. Для этой процедуры берется форма КМ-1.

Кроме этого, каждая организация и ИП, работающие на УСН и использующие ККМ, обязуются придерживаться кассовой дисциплины.

Перспективы использования ККМ

На сегодня в Государственной Думе на рассмотрении лежит законопроект, касающийся оптимизации использования подобных аппаратов при осуществлении предпринимательской деятельности. Он требует, чтобы до 1 июля 2017 года не только ИП на УСН, но и другие предприниматели перешли на работу с так называемыми онлайн-кассами. Под такими кассами имеются ввиду особые устройства на кассовых аппаратах, с помощью которых через Интернет можно передавать данные о каждой операции налоговому органу.

Начало регистрации подобных касс открыто с апреля 2016 года. К 1 июля 2017 года этот процесс должен полностью завершиться и каждый предприниматель на УСН или организация должны иметь собственную онлайн-кассу. Это же касается и плательщиков ЕНВД и ПСН – они должны установить у себя подобные аппараты до 1 января 2018 года.

Преимущества нового режима

Покупатели при этом будут получать электронный чек. С помощью специального мобильного приложения они смогут проверять легальность этих чеков, а также при необходимости подать жалобу в ИФНС. Законодатель полагает, что таким образом можно существенно увеличить поступления в бюджет и сократить теневой оборот наличных средств. Кроме этого, так предпринимателям будет легче взаимодействовать с налоговыми органами, а именно:

  • обязательное техническое обслуживание аппарата и замена ЭКЛЗ будет отменена;
  • поскольку операции по кассе можно будет легко отследить в любое время, количество налоговых проверок существенно сократится;
  • не будет необходимости каждый год проводить перерегистрацию кассовых аппаратов;
  • регистрировать аппарат можно будет тоже в электронном виде дистанционно без личного визита в налоговую.

Соответственно, у каждого предпринимателя на УСН и организации сократятся расходы на покупку кассовых аппаратов. Прежде всего, за счет того, что за каждую установленную онлайн-кассу предприниматель на УСН или организация получат налоговый вычет в 18 тыс. руб. Кроме этого, при расчетах клиенты смогут использовать собственные планшеты, смартфоны.

Похожие записи:

Похожие записи не найдены.

Онлайн-кассы с 2018 года станут обязательными к применению, поэтому заняться обновлением техники стоит заранее.

Российский бизнес готовится к серьезным изменениям в учетной политике, так, онлайн-кассы с 2017 года сталит обязательным атрибутом всех магазинов, а с 2018 года на них будут обязаны работать и многие освобожденные от их применения.


Применение онлайн-касс с 2018 года

В новой редакции 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» предусмотрен не только переход на совершенно новый тип касс, но и на полную замену бумажных чеков на электронный вариант. Они будут передаваться в виде сообщения на номер телефона или на электронную почту, а еще будут доступны для скачивания на сайтах компаний.

Начат переход еще в 2016 году, некоторые торговые сети приняли участие в эксперименте и вели «двойной» учет еще с июля текущего года. Основная же масса предпринимателей перейдет на новую систему в несколько этапов:

    С 1 февраля 2017 года регистрации подлежат кассовые аппараты с поддержкой подключения к интернету и установленным фискальным накопителем;

    С 1 июля 2017 года все старые кассы должны быть выведены из эксплуатации или модернизированы под требования закона;

    С 1 июля 2018 года на ККТ с онлайн-передачей информации на сервер ОФД переходят предприниматели, применяющие ЕНВД, УСН, патентную систему и ранее освобожденные от кассового учета.

Бизнесу предоставлено достаточно времени для адаптации к новым требованиям закона. Ждать, когда введут ответственность за применение кассовых аппаратов старого типа не стоит, начинать модернизацию парка техники надо прямо сейчас. Ведь это расходы, к ним еще надо подготовиться, включить в бюджет.


Изменения по кассам с 2018 года

Процедура замены ККМ в организациях, применяющих кассовый учет, должна проходить в два этапа. Сначала устаревшая техника снимается с учета в налоговой инспекции, потом проводится ее доработка или покупка новых моделей касс. Потом проводится повторная постановка на учет. Расходы неизбежны, в том числе понадобится до недели подождать оформления. Но наиболее важные изменения в учетной политике произойдут на фирмах, ранее работавших без ККТ.

Им придется приобретать технику «с нуля», сделать это стоит до наступления момента, когда за торговлю или оказание услуг без оформления кассовых чеков будет наступать административная ответственность. Одновременно с внедрением ККТ заключают договор с оператором ОФД. Они действуют с сентября 2016 года, именно тогда был опубликован реестр аккредитованных организаций. Благодаря этому перейти на новый формат работы можно уже сейчас.


Когда придется перейти на онлайн ККТ

В добровольном порядке перейти на кассы, работающие в онлайн-режиме, можно сейчас. Технически это возможно, ведь на рынке представлено множество вариантов - от наборов по доработке до новых моделей с адаптированной прошивкой. Программное обеспечение для кассового учета так же оперативно дорабатывается под обновленные условия.

С 1 февраля 2017 г наступает этап, когда регистрационные действия будут разрешаться с аппаратами нового образца. Старые образцы могут применяться до 1 июля, тогда сразу же возникает масса нюансов, а именно:

    Если модель кассового аппарата исключена из реестра, разрешенных к применению в торговле, то заново поставить ее на учет не получится;

    Если ККМ может быть доработана под новые требования, то все равно придется ее сначала снимать с учета, затем заново ставить на него;

    Новую кассе можно зарегистрировать через личный кабинет в налоговой службе.

Вводятся онлайн-ККМ постепенно, поэтому время приобрести новую технику есть, как и заняться модернизацией старой. Что выгоднее – купить новый аппарат или переделывать старый, решать владельцу компании. Для консультации стоит обратиться к компетентным специалистам, работающим в этой сфере.


Деятельность ОФД

Ключевым моментом преобразований в кассовом учете стало появление нового игрока – операторов фискальных данных (ОФД). Кассы нового образца будут подключаться через интернет с сервером оператора и передавать на него информацию об абсолютно каждой кассовой операции. Происходит это в момент оформления кассового чека или потом, но не 72 часов. Если доступа к интернету по каким-то причинам не будет более долгий срок, то ККМ будет заблокирована.

Оператор должен обладать следующими разрешительными документами:

    Разрешение на обработку фискальных данных от ФНС;

    Лицензия от ФСТЭК на техническую защиту информации;

    Лицензии от ФСБ на производство средств криптозащиты и в целом деятельность по защите данных.

Еще важно и то, чтобы у оператора ОФД были установлены мощные сервера, достаточно защищенные и производительные для обеспечения непрерывного приема информации от клиентов компании. Перед включением в реестр, который можно скачать на сайте ФНС, операторов проверяют на соответствие требованиям.

При аккредитации учитывается, что с июля 2018 года будут вынуждены перейти на новые кассовые аппараты практически все зарегистрированные юридические лица и ИП. Так что «запас прочности» серверам ОФД не помешает. Начиная с февраля 2017 года на них будет расти нагрузка, уже в марте будут понятны реальные технические возможности ОФД.


Какие кассовые аппараты останутся

Переход на онлайн-кассы приведет к неизбежной перерегистрации всех аппаратов. Такой подход позволяет вывести из эксплуатации модели, исключенные из реестра, разрешенных для применения в торговле. Если без учета изменений в законодательстве их допускалось использовать до 5-7 лет, в зависимости от момента постановки на учет, то новая редакция 54-ФЗ вынуждает предпринимателей снимать аппараты с учета для их доработки.

Повторная постановка для устаревших моделей исключена. Здесь придется приобретать другие варианты, причем необязательно самых последних моделей. Лишь бы кассовый аппарат был включен в специальный реестр, опубликованный на сайте ФНС. Те ККМ, что были исключены из него пригодны к эксплуатации до 1 июля 2017 года, когда их работа станет напрямую запрещена законом.

Помимо этого, внимание обращают на техническую пригодность кассы к модернизации. В аппарате должна быть возможность замены блока ЭКЛЗ на фискальный накопитель, как и опломбирование корпуса, препятствующее свободному доступу к памяти. Также в кассах обязателен интерфейс Ethernet и/или беспроводной модуль Wi-Fi, GPRS/3G.


Могут ли перенести сроки внедрения

В законодательстве прописаны четкие сроки начала каждого этапа перехода на онлайн-кассы. Но на деле сроки внедрения перенести могут региональные власти, если ситуация в определенном районе страны сложится так, что понадобится подождать.

Причиной обсуждения, можно ли отложить сроки перехода на онлайн-кассы, наиболее вероятно должен стать вопрос наличия стабильного интернета. В

удаленных регионах, где затруднена прокладка кабельных линий, предпринимателям придется работать по старой схеме. Здесь будут учитывать следующие моменты:

    В городах, поселках городского типа, где есть развитая сеть мобильных операторов и иных компаний, предоставляющих услуги доступа в интернет, сроки перемещать не будут;

    График переноса сроков будет учитывать планы развития комплексов по доступу в интернет.

До конца 2016 года правительством РФ должны быть разработаны основные правила, по которым будет составляться график внедрения новых технологий в отдельных регионах. В случае необходимости региональным властям будут даны полномочия дополнительного переноса, если «на месте» будет очевидной таковая необходимость.


Альтернатива кассовому аппарату

Не всем предпринимателям придется тратиться на приобретение кассовых аппаратов. Для работы по новым правилам можно будет использовать альтернативу – планшеты или же смартфоны. На них достаточно установить специализированную программу и компьютер, ранее имевший лишь развлекательную роль, станет незаменимым инструментом сервиса или торговли, особенно если речь идет о выездном предоставлении услуг или продажах.

Обходится такое решение значительно дешевле ККМ. Планшет легко подключить почти к любому торговому оборудованию, поддерживающему беспроводную связь. За счет этого можно организовать прием платежей не только наличными средствами, но и банковскими картами, с мобильных телефонов, через электронные платежные системы.

Программным обеспечением для мобильных гаджетов активно занялись банки, которые заинтересованы в сотрудничестве с максимально большим количеством предприятий. На сегодняшний день от такой «акции» объявил «Сбербанк». Планируется бесплатно раздавать планшеты мелким предпринимателям. С помощью такого аппарата можно будет не только оформлять онлайн-чеки, но и регистрировать новые рабочие места, управлять счетами в банке, оплачивать налоги.

Федеральный закон от 22.05.2003 № 54 поясняет:

Все организации и ИП, осуществляющие наличный денежный расчёт или расчёт с использованием банковских карт, обязаны применять зарегистрированную контрольно-кассовую технику (ККТ), при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг.

ВАЖНО: если деятельность организаций (ООО, АО) связана с розничной торговлей алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 15 %, то кассовый аппарат обязателен, кроме случаев нахождения торговой точки в отдалённых и труднодоступных местностях.

Но есть исключения, и обязанность применять кассовый аппарат ложится не на всех, например, в сфере оказания услуг населению применение ККМ не обязательно, но при условии выдачи бланков БСО (это, своего рода, альтернатива кассовым чекам). Налогоплательщики, находящиеся на ЕНВД и патенте, могут тоже не использовать кассовый аппарат при выполнении одного условия. Все подробности ниже.

Нужен ли кассовый аппарат для ИП и ООО

1) Индивидуальные предприниматели и организации на любой системе налогообложения, оказывающие услуги физическим лицам (населению), могут не применять ККМ. Но тогда при расчетах с клиентами необходимо выдавать (БСО), которые выдаются всем клиентам, оплачивающим услуги (по факту каждой «покупки»). Список услуг населению приведён в классификаторе ОКУН.

К БСО относятся: квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и др. документы, приравненные к кассовым чекам. Если для вашего вида услуг законом не предусмотрена стандартная форма БСО, то вы можете разработать её самостоятельно с учётом присутствия необходимых реквизитов. Порядок заполнения, учёта и хранения БСО регламентирован Постановлением Правительства РФ №359 от 06.05.2008.

2) ИП и организации на ЕНВД (вменёнка) и патенте (ПСН) имеют право не применять кассовый аппарат.

В этом случае предприниматели по требованию покупателя (клиента) вместо чека ККМ должны выдавать документ, подтверждающий прием наличных денег за соответствующий товар (товарный чек, квитанция, БСО). Этот документ должен содержать следующие обязательные данные:

  • Наименование документа
  • Порядковый номер документа, дату его выдачи
  • Наименование организации (ФИО предпринимателя)
  • ИНН организации (предпринимателя)
  • Наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров

    (выполненных работ, оказанных услуг)

  • Сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или)

    С использованием платежной карты (в рублях)

  • Должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись

Для печати такого документа удобно использовать чекопечатающую машинку (ЧПМ) . По ряду функций и внешнему виду эти машины схожи с кассовыми аппаратами (фискальными регистраторами), за исключением того, что в них отсутствует ЭКЛЗ (Электронная контрольная лента защищенная).

Чекопечатающую машину не нужно ставить на учёт в налоговой и ежегодно производить замену ЭКЛЗ, что удобно для предприятий и ИП, находящихся на особых налоговых режимах (ЕНВД и ПСН). Многие модели ЧПМ совместимы с торгово-учётными программами (например, 1С). В случае перехода на другие налоговые режимы, предусматривающие обязательное применение ККМ, аппарат ЧПМ можно дополнить блоком ЭКЛЗ.

ВНИМАНИЕ: В соответствии с письмом Минфина РФ от 30.03.2016 № 03-01-15/17988 налогоплательщики ЕНВД и патента должны будут к 1 июля 2018 года в обязательном порядке перейти на новые онлайн кассы. То есть к тому времени уже не получится обходиться без контрольно-кассовой техники.

Зарегистрировать онлайн-кассу можно в этом автоматизированном .

3) ИП и организации на любой системе налогообложения могут рассчитываться наличными средствами и вести расчёты с использованием банковских карт БЕЗ применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ в ред. от 03.07.2016):

  • продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;
  • обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полимерной пленкой, парусиной, брезентом);
  • торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
  • реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ;
  • организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ; при условии выдачи клиенту по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между сторонами и содержащего: наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами 4-12 п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.
  • аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

4) Адвокаты и нотариусы не обязаны использовать ККМ для расчётов (Письмо МНС РФ от 26 октября 2004 г. № 33-0-13/683).

Штрафы в связи с применением кассового аппарата

Напомним, что ФЗ № 54 распространяется только в отношении денежных средств поступающих за продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг. В остальных случаях (например, приём взносов, пожертвований, возмещение ущерба и т.д.) применять ККМ не нужно.

С 15 июля 2016 года введены новые штрафы за ККТ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ). Все нарушения, связанные с применением / неприменением ККТ, указаны в Статье 14.5 КоАП РФ, здесь приводим штрафы и другую ответственность по основным моментам:

Нарушение

Ответственность

ИП или юр. лицо не применяет контрольно-кассовую технику вообще (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ)
  • Должностные лица - штраф от ¼ до ½ от суммы расчета, осуществленного без ККТ (минимум 10 000 руб.).
  • Юридические лица - штраф от ¾ до 1 суммы расчета, осуществленного без ККТ (минимум 30 000 руб.).
При повторном нарушении (неприменение ККТ, указанное в ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ), если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составляет 1 млн. рублей и более (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ):
  • Должностные лица - дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.
  • ИП и юр. лица - приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Применение контрольно-кассовой техники, не соответствующей установленным требованиям. Это, если, например, старую ККТ вовремя не поменяете на новые онлайн кассы.А также нарушение порядка регистрации ККТ; сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ)
  • Должностные лица - предупреждение или штраф 1 500 - 3 000 руб.
  • Юридические лица - предупреждение или штраф 5 000 - 10 000 руб.
ИП, юр. лицо не направляет клиенту чек или бланки строгой отчётности (БСО) в электронной форме или не выдаёт их в бумажном виде по требованию покупателя (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ)
  • Должностные лица - предупреждение или штраф 2 000 руб.
  • Юридические лица - предупреждение или штраф 10 000 руб.

Срок «годности» кассы

Нормативный срок эксплуатации кассы - не более 7 лет с момента ввода в пользование. Однако:

1) Если ККМ исключили из Госреестра ККТ, а срок эксплуатации ещё не закончился, то использовать ККМ можно до истечения её нормативного срока «годности».

2) ККМ с истёкшим нормативным сроком эксплуатации (7 лет), но при этом всё ещё включённая в Госреестр ККТ, может дальше использоваться вплоть до исключения её из этого Госреестра.

3) По истечению срока «годности» кассы и после исключения её из Госреестра, налоговая обычно сама снимает с учёта ККМ, при этом обязательно письменно уведомив вас заранее.

Наглядная таблица применения ККТ на разных системах налогообложения

Организационно правовая форма Применяемая система налогообложения Вид деятельности
(кроме розничной торговли алкоголем и видов деятельности в п.3 ФЗ №54)
Что использовать?
Товарный чек (по требованию) или чек ЧПМ
Юридические лица ОСНО Торговля, услуги прочие +
Услуги населению (ОКУН) +
УСН Торговля, услуги прочие +
Услуги населению (ОКУН) +
ЕНВД Торговля, услуги прочие +
Услуги населению (ОКУН) +
Индивидуальные предприниматели ОСНО Торговля, услуги прочие +
Услуги населению (ОКУН) +
УСН Торговля, услуги прочие +
Услуги населению (ОКУН) +
ЕНВД Торговля, услуги прочие +
Услуги населению (ОКУН) +
Патент Торговля, услуги прочие +
Услуги населению (ОКУН) +

"Практическая бухгалтерия", 2007, N 11

При осуществлении наличных денежных расчетов при продаже товаров, выполнения работ или оказания услуг фирмы и индивидуальные предприниматели должны использовать контрольно-кассовую технику (ККТ). А что думают суды, если фирма вместо ККТ воспользуется торговым терминалом?

Налоговые органы ответственно следят за фирмами и индивидуальными предпринимателями, которые применяют контрольно-кассовые аппараты.

Напомним, что порядок использования ККТ регулируется Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", согласно которому следует применять те модели ККТ, которые включены в Государственный реестр.

Законом установлено, что к ККТ, которая используется при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, относятся:

  • контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью;
  • электронно-вычислительные машины (персональные, программно-технические комплексы).

Это важно. Организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (об использовании БСО читайте на странице 70).

Уточним, что терминал по приему платежей - это торговый автомат самообслуживания с программно-техническим обеспечением, который предназначен для осуществления приема наличных денежных средств (в том числе платы за услуги сотовой связи, коммунальных платежей). А деятельность при помощи такого автомата получила название вендинг.

Опираясь на эти утверждения, организации вправе обратиться в суд с целью признания незаконным решения налоговых органов о неправомерном использовании торгового терминала взамен ККТ. В защиту своих требований фирмы могут предъявить тот факт, что применение торгового автомата не идет вразрез с вышеупомянутым Законом, так как его можно отнести к программно-техническому комплексу. Что же говорят судьи?

Терминал терминалу рознь

Положением о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 470), установлен перечень критериев, которым должна соответствовать контрольно-кассовая техника (о правилах работы ККТ читайте в N 10 за 2007 г.). Так, ККТ должна иметь:

  • фискальную память;
  • накопитель фискальной памяти;
  • контрольную ленту;
  • устройство печати кассовых чеков.

Если терминал будет соответствовать этим требованиям, то его применение будет вполне оправданным.

Отметим еще два момента, при которых применение торгового терминала будет правомерным. Во-первых, если терминал будет признан программно-техническим комплексом, применение которого согласно ст. 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ предусмотрено наравне с контрольно-кассовыми машинами.

Во-вторых, в качестве приемлемой модели в соответствии с Письмом Роспрома от 24 апреля 2006 г. N СП-1386/16 в составе терминалов самообслуживания будет использован фискальный регистратор ПРИМ 21К при условии размещения под кожухом терминала и получения данных по каналу связи.

Позиция налоговых органов

В большинстве случаев претензии налоговиков к владельцам торговых терминалов связаны с выдаваемыми чеками. Как отмечают чиновники, платежный терминал или торговый автомат обязан в соответствии с законодательством о применении ККТ выдать фискальный чек. А те квитанции, которые выдают автоматы, по мнению налоговиков, не являются гарантией оплаты. Оперируя этими данными, налоговые органы могут предъявить компаниям штрафы. Напомним, что согласно ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях за неприменение ККТ предусмотрен штраф в размере:

  • от 1500 до 2000 руб. для граждан;
  • от 3000 до 4000 руб. для должностных лиц фирмы (индивидуальных предпринимателей);
  • от 30 000 до 40 000 руб. для организаций.

Мнение суда

Позиция налоговиков ясна, дело за судьями. Анализ сложившейся арбитражной практики показывает различный подход судов к этому вопросу. Например , арбитры в Постановлениях ФАС Уральского округа от 21 мая 2007 г. по делу N Ф09-3847/07-С1, от 14 мая 2007 г. по делу N Ф09-3378/07-С1 полностью разделяют точку зрения инспекторов.

В этом случае суды признают, что организации и индивидуальные предприниматели не освобождаются от применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оплаты товаров через торговые автоматы, терминалы самообслуживания и другие кассовые автоматы. Сославшись на Письмо Роспрома от 24 апреля 2006 г. N СП-1386/16, они указали, что отсутствие у платежного терминала фискального регистратора (то есть технической возможности применения ККТ) не позволяет в установленном законом порядке использовать его для приема наличных платежей. Поэтому предприниматели и организации были признаны виновными в совершении административного правонарушения.

А, например, в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 мая 2007 г. по делу N А69-313/07-8-Ф02-2827/07, Западно-Сибирского округа от 20 сентября 2007 г. по делу N Ф04-6408/2007(38154-А27-29), Западно-Сибирского округа от 6 сентября 2007 г. по делу N Ф04-6028/2007(37715-А03-29) вывод судов имеет положительный исход для фирм и индивидуальных предпринимателей.

В этом случае суды не поддерживают позицию налоговых органов, аргументируя тем, что ст. 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ позволяет использовать и программно-технические комплексы, включенные в Государственный реестр электронно-вычислительных машин. Но в силу того, что на сегодняшний день отсутствует сам госреестр ЭВМ, то и предъявление претензий является необоснованным.

Также существенным фактом для судов является мнение ВАС РФ (Постановление от 31 июля 2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин"), в соответствии с которым за использование организацией или индивидуальным предпринимателем вместо ККМ иных указанных в Федеральном законе от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ видов контрольно-кассовой техники не могут быть привлечены к ответственности за неприменение ККМ.

Напомним, что, по мнению ВАС РФ, под неприменением ККТ следует понимать:

  • фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата, в том числе по причине его отсутствия;
  • использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах;
  • использование ККМ без фискальной памяти;
  • использование ККМ без пломбы, либо она имеет повреждение, которое свидетельствует о возможности доступа к фискальной памяти;
  • пробитие чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

Но следует иметь в виду, что отсутствие единой судебной практики и позиции ВАС РФ по данной категории дел не может свидетельствовать о невиновности организаций. Такой вывод сделал ФАС Центрального округа в Постановлении от 27 июня 2007 г. по делу N А62-1104/2007.

Поэтому организациям, использующим торговые автоматы, необходимо следить за нормативными актами, которыми будет дополняться Государственный реестр ККТ. А в случае наложения штрафа за неприменение ККТ необходимо проанализировать судебную практику в своем регионе, прежде чем обжаловать постановление об административном правонарушении.



Справочники