Административная ответственность за нарушение сроков сдачи отчетности. Штраф за программный сбой. При нарушении сроков представления бухгалтерской отчетности применяется

Несвоевременная сдача отчетности - чем и как регаментированы контрольные сроки

Не такой уж редкий случай. В эпоху регулярно меняющегося законодательства, когда изменяются сроки сдачи и формы для сдачи, несвоевременная сдача отчетности может стать скорее нормой, чем ислючение из правил.

В период представления отчетности бухгалтера напряженно работают, чтобы представить в налоговые и другие органы всю необходимую отчетность. Каждый год количество представляемых отчетов только увеличивается, и во время их сдавать не всегда получается.
Принцип законодательства в сфере бухгалтерской и налоговой отчетности заключается в том, что если определены сроки для сдачи отчетности, то установлена и ответственность в случае их нарушения. Нормативные документы, которыми предусмотрена такая ответственность:
по страховым взносам - 212-ФЗ от 24.07.2009;
по взносам в пенсионный фонд - 27-ФЗ от 01.04.1996;
по налоговой отчетности - налоговый кодекс;
С такими видами ответственности приходится сталкиваться довольно часто. Давайте более детально остановимся на некоторых из них.

У заявителя будет 10 дней с момента получения уведомления для устранения недостатков. Министерство юстиции информирует заявителя по электронной почте об отказе в заявке в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения. Решение Министерства юстиции может быть обжаловано в суд в соответствии с административной процедурой судебного разбирательства. Если заявители удовлетворяют условиям приемлемости, упомянутым в пункте 3 настоящих Правил, и представили полную информацию в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, Министерство юстиции включит их в Список получателей процентного обозначения.

Сведения о среднесписочной численности

Не позже 20 января текущего года налогоплательщики в налоговую инспекцию направляют сведения о среднесписочной численности сотрудников за истекший календарный год, а при создании (реорганизации) фирмы - не позже 20-го числа месяца, следующего за месяцем, когда предприятие было создано (реорганизовано) (п. 3 ст. 80 НК).
Получается, что за 2012 год сведения о среднесписочной численности представляются до 20 января 2013 года. Необходимость представлять отчетность не зависит от количества сотрудников, представлять её следует в любом случае.
При этом, при непредставлении в налоговую инспекцию сведений, установленных п.3 ст.80 НК - статьей 126 п.1 предусмотрены штрафные санкции (до 10 тысяч рублей).
Законодательством предусмотрена обязанность налоговых органов осуществлять контроль соблюдения предпринимателями размеров и сроков уплаты налогов и сборов, они также наделены правом привлекать предприятия и частных предпринимателей к ответственности за налоговые нарушения. (ст. 3, 6, 7 и 10 Закона № 3-1 от 21.03.1991"О налоговых органах Российской Федерации",ст. 30-33 НК РФ).
Сотрудники налоговых инспекций действуют согласно налоговому кодексу, а значит при обнаружении опоздания в предоставлении сведений о среднесписочной численности работников обязаны принять меры (ст.80 п.3, ст.100.1, ст.126 п.1)
Камеральная проверка не может проводиться без предоставления налоговой декларации (расчета), поэтому справки о среднесписочной численности работников для проведения проверки будет недостаточно.
Совершенные налоговые правонарушения рассматриваются согласно ст.101 НК РФ. Дела об ином налоговом контроле рассматриваются соглсно ст.101.4 НК РФ.
Ведение дел о нарушении закона о налогах и сборах, с признаками административных правонарушений, ведется в порядке, определнных КоАП (п.2 ст.10 НК РФ).
Непредставление требуемых налоговой инспекцией документов в необходимые сроки либо отказ от представления, либо представление таких сведений неполностью либо в искаженном виде влечет к привлечению к административной ответственности - штрафу (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Минфин РФ разъясняет порядок наложения штрафов в случае непредставления сведений о среднесписочной численности сотрудников (N 03-02-08/28 от 05.05.2010, N 03-02-07/1-179 от 07.06.2011).

Отказ в принятии декларации

Министерство юстиции сообщит заявителям по электронной почте об этом факте. В случае возникновения обстоятельств, при которых бенефициары не имеют права использовать механизм условного обозначения, они должны в течение 10 дней с момента возникновения обстоятельств уведомить Министерство юстиции об этом факте. Министерство юстиции будет в течение 25 рабочих дней с момента получения уведомления исключить бенефициара из Перечня бенефициаров с указанием процента и уведомит об этом бывшего бенефициара по электронной почте.

Сведения о доходах физических лиц и сумме начисленного, удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ

Налоговые агенты направляют в налоговую инспекцию по месту своей постановки на учет сведения о доходах физических лиц за истекший год и сумме начисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов ежегодно не позже 1 апреля года, следующего за истекшим годом. Следовательно, последний день для представления сведений о доходах за 2012 год - 1 апреля 2013 года (п.2 ст.230 НК РФ).
В соответствии с п.1 ст.126 НК РФ несвоевременная сдача отчетности налоговым агентом влечет наложение штрафа в сумме 200 руб. за каждый непредоставленный документ.
В связи с тем, что все больше и больше предпринимателей представляют отчетность по электронным каналам актуальным становится вопрос расчета такого штрафа. Так, подавая такие сведения в электронном виде будет сформировано 2 файла (реестр и сами сведения). Таким образом, возникает вопрос: сумма штрафа составит 400 рублей (2 по 200) или будет рассчитана исходя из количества сотрудников, на которые будут подаваться сведения?
Налоговым кодексом определена ответственность за несоблюдение установленных сроков (за каждый документ) (ст.126 НК РФ). Кодекс не содержит определения «документ», но данное понятие раскрыто в Федеральном законе от 29.12.94 г. №77-ФЗ, где определено, что документ - это прежде всего материальный носитель информации в виде текста, изображения, звукозаписи, с определенными реквизитами, с помощью которых его можно идентифицировать. Такой носитель предназначается для передачи во времени пространстве для хранения и использования. Поэтому направленный файл - документом не является, а информация, которая содержится в файле является текстовым документом. Следовательно, при несоблюдении сроков предоставления сведений в электронном виде, расчет штрафа на сведения о 100 сотрудниках будет рассчитан как 100 х 200 руб. = 20 000 рублей.

Опубликованный список будет содержать в алфавитном порядке полное имя, идентификационный номер штата и юридический адрес бенефициаров. Общественные объединения, фонды и частные учреждения перечислены отдельно от религиозных культов и их составных частей. По состоянию на 31 декабря каждого года Министерство юстиции будет направлять Перечень бенефициаров процентного назначения в Государственную налоговую службу. Список бенефициаров будет включать полное имя, государственный идентификационный номер, адрес и банковские реквизиты каждого бенефициара.

Статистическая отчетность

В соответствии с законом №282-ФЗ от 29.11.2007 проводится статистическое наблюдение в отношении респондентов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Респонденты обязаны представлять необходимые данные субъектам статистического учета, в том числе и сведения, составляющие коммерческую и государственную тайну, при условии их обезличивания. Малый и средний бизнес представляют сведения в упрощенном порядке. Постановление правительства №620 от 18.08.2008 определяет условия предоставления статистических данных и устанавливает, что представление недостоверных первичных статистических данных считается их предоставление в установленных формах с нарушением требований по их заполнению, логическими или арифметическими ошибками.

Министерство юстиции будет регулярно информировать Государственную налоговую службу об исключении бенефициаров из списка бенефициаров. 2% -ное обозначение подоходного налога относится к доходу, полученному в предыдущем году, в котором указано процентное обозначение. Налогоплательщики, осуществляющие процент обозначение путем подачи индивида по налогу на прибыль за налоговый период, в течение срока, установленного налоговым законодательством, с указанием фискального кода получателя в соответствующем разделе установленного процента, при условии уплаты полного и своевременного налога доход за налоговый период, для которого было сделано обозначение.

Предусмотрен следующий порядок исправления ошибок: субъекты официального статистического учета, которым представлена статистическая отчетность, при обнаружении недостоверности высылают в трехдневный срок письменное (почтой, факсом или по электронной почте) уведомление респондентам, представившим эти данные. Респонденты, допустившие ошибки, не позже трех дней после обнаружения таких фактов самими респондентами или получения письменного уведомления от субъектов официального статистического учета представляют исправленные отчеты с сопроводительным письмом.
При этом непредставление или несвоевременное представление необходимых данных либо направление недостоверных данных влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Вот мы и дошли до мер ответственности. Положения об ответственности за нарушение порядка представления статотчетности установлены ст. 13.19 КоАП РФ: нарушения должностными лицами, ответственных за представление статистической отчетности, порядка ее предоставления, а также предоставление недостоверной статистической отчетности влечет наложение штрафа размером от 3 000 до 5 000 руб.
Отметим, что руководитель юридического лица назначает должностное лицо, уполномоченного представлять статистическую информацию от имени юридического лица. А индивидуальный предприниматель в данном случае несет ответственность как должностное лицо.
Законом РФ от 13.05.1992 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" предусмотрена и материальная ответственность: компании возмещают установленным порядком органам статистики ущерб, возникший при исправлении итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или не соблюдение сроков представления отчетности.
Надо отметить, что судебных решений о возмещении ущерба Росстату мы не смогли найти, но это не значит, что не надо сдавать отчетность в органы статистики или нарушать сроки ее сдачи!

Особенности взыскания штрафов

Процентное обозначение производится в интересах одного бенефициара, включенного в Список бенефициаров процентного обозначения, публикуемых ежегодно Министерством юстиции. До 30 июня этого года занимал назначение процента, обзор государственной налоговой службы и выбрать отдельные заявления по налогу на прибыль, поданному в течение срока, установленного налоговым законодательством, которое было обозначающей процента. Исправления в отношении суммы подоходного налога после завершения границы бенефициаров от процентного обозначения Государственной налоговой службой не приведут к исправлению процента от процентного обозначения.

Необходимость заверять Книгу учета доходов и расходов (далее - книга учета) при "упрощенке"

Организации, применяющие упрощенный режим налогообложения, должны вести учет расходов и доходов для расчета налоговой базы с отражением в Книге учета предприятий и частных бизнесменов. Форма данной книги и порядок её заполнения утверждается Минфином (ст.346.24 НК) .
Книга учета может вестись как на бумаге так и электронно. Если она ведется электронно, то по окончании отчетного периода книга выводится на печать и заверяется в налоговой инспекции. Срок ее заверения установлен не позже срока предоставления декларации по окончании года (ст.346.23 НК). Следовательно, для организаций этот срок - 31 марта 2012 года, для индивидуальных предпринимателей - 30 апреля года, следующего за истекшим.
Некоторые предприниматели считают, что такую книгу заверять в налоговом органе не обязательно, если она велась в электронном виде, но контрольные органы считают по другому. Часть "упрощенцев" считает, что заверять у налоговиков Книгу учета, которая велась электронно, не надо, так как об этом не сказано в НК РФ. Контролирующие органы занимают противоположную позицию. Споры по этому вопросу ведутся давно, свое мнение высказали представители и ФНС, и Минфина, а также судьи ВАС. Проблема в том, что если Книгу учета следует заверять в налоговом органе в обязательном порядке и в установленные сроки, то при отсутствии такого заверения следуют штрафные санкции. В разъяснениях представителей налоговых органов и Минфина высказывалось мнение, что незаверенная Книга учета означает отсутствие налогового учета как такового, отсюда следует наказание по ст. 120. Статья 120 НК устанавливает штраф до 10 тыс. рублей, если нарушения совершены в одном налоговом периоде, и до 30 000 руб. - за нарушение в течение более одного налогового периода.
Налогоплательщики еще в 2009 году пытались доказать в суде, что требования заверять Книгу учета в налоговой инспекции незаконны. Но судьи не согласились с заявителями и признали это требование соответствующим НК РФ (Решение ВАС РФ от 11.09.2009 N 9513/09, Определение ВАС РФ от 22.12.2009 N ВАС-13965/09). При этом судьи уточнили, что Книга учета является не только регистром по налоговому учету, но и замещает для компаний, применяющих "упрощенку", необходимость ведения бухгалтерского учета.
Что касается позиции налоговых органов и Минфина по данному вопросу, в последнее время она перестала быть безапелляционной, но выглядит также не совсем последовательной. Только в 2011 году они выпустили ряд писем, посвященных вопросам заверения Книги учета.
Например, в письмах ФНС РФ N КЕ-4-3/1459 от 02.02.2011, N КЕ-4-3/7244@ от 04.05.2011 налоговики, во-первых, напомнили, что, если организация обратилась в налоговую инспекцию для заверения Книги учета, инспектор обязан заверить ее подписью и поставить печать (услуга 02.01.010 Стандарта, утвержденного Приказом ФНС РФ № ММВ-7-10/478@ от 05.10.2010) в присутствии налогоплательщика. Отсутствие показателей деятельности компании не могут служить основанием для отказа заверять книгу. А во-вторых, они указали, что ст. 120 НК РФ определяет ответственность в случае грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, а именно за отсутствие документов налогового учета.
Московские налоговики по данному вопросу занимают однозначную позицию: налоговым документом для налогоплательщиков-компаний на "упрощенке", является Книга учета, по которой заполняется налоговая декларация.
Соответственно, незаверенная Книга учета, может быть расценена как отсутствие документов налогового учета и следовательно формировать состав правонарушения, в соответствии со ст. 120 НК РФ (Письмо УФНС по г. Москве от 29.04.2011 N 16-15/042657@).
Представители Минфина считают, что налогоплательщики для целей осуществления налогового контроля обязаны представлять в налоговую инспекции указанные Книги учета доходов и расходов (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ) или выписки из них (п. 6 ст. 145 НК РФ), заверенные в обязательном порядке (Письмо Минфина РФ от 20.07.2011 N 03-11-11/189).
При этом налоговики выпустили Письмо от 16.08.2011 N АС-4-3/13352@, в котором однозначно сказали, что незаверение установленном порядком Книги учета в налоговой инспекции не может считаться, как отстутсвие регистра налогового учета и, соответственно, не образует ответственности предусмотреной ст. 120 НК РФ.
В Главе 16 НК установлены виды налоговых правонарушений и ответственность в случае их совершения. Нарушение сроков заверения книги в налоговой инспекции не образует правонарушение, содержащееся в указанной главе НК РФ.
Соответственно, за несвоевременное заверение в налоговой инспекции Книги учета не может применяться ответственность, в соответствии с гл. 16 НК РФ.
В итоге хотелось бы отметить, что позиция контролирующих органов по данному вопросу неоднозначна. По большому счету, заверить Книгу учета для "упрощенцев" не составляет большого труда. Внести в нее исправления после заверения также можно, оформив это установленным образом. Но, если для кого-то это принципиальный вопрос, он должен быть готов отстаивать свою правоту в суде.

Налоговая декларация по НДС

Если декларация или заявление исправляются после установленного законом срока, физическое лицо не имеет права запрашивать процентное обозначение подоходного налога. Если представление корректирующего заявления по истечении срока, установленного законом, определяется сумма налога на прибыль переплатили суммы подлежащего к возврату уменьшается на величину установленного процента от. К 31 июлю этого года провел назначение государственной налоговая служба представит Министерство финансов графика назначенных выгодоприобретателей процент с указанием количества назначений процентов для каждых бенефициаров и банковских реквизитов их.

Как вы видите несвоевременная сдача отчетности может доставлять множество хлопот и позиции судов в случае возникновения споров могут быть неоднозначны.

Статья пишется, продолжение следует...

За несдачу бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию компания может быть оштрафована. Ведь обязанность сдавать отчет в это ведомство установлена Налоговым кодексом . За ошибки в бухгалтерской отчетности Налоговым кодексом также установлена ответственность.

На основании процент проскальзывания, назначенные получатели представлены для исполнения, Министерство финансов, через Главного управления Государственного казначейства в Министерстве финансов, перенося суммы из списка получателей назначения процент с указанием суммы переданного каждому получателю. До 31 декабря года, в котором было назначено обозначение, Государственная налоговая служба публикует на своем официальном сайте статистический отчет о процентном обозначении. Отчет будет включать в число налогоплательщиков, обозначающих процент, число назначений, которые были сделаны в соответствии с законом и несанкционированным общих обозначения процента переданных получателей, информацией обобщенным с территориальной точкой сумм, переданных выгодоприобретателями установленного процентом, список получателей которым было присвоено процентное обозначение, с указанием полученных сумм.

У разных фирм общий размер этого штрафа может различаться в зависимости от количества непредоставленных форм и ошибок.

Ответственность за непредставление бухгалтеской отчетности

Ответственность за несдачу бухгалтерской отчетности определена статьей 126 Налогового кодекса. Она предполагает, что за непредставление документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом , взимается штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Отчет не будет содержать идентификационные данные для отдельных налогоплательщиков, которые выполнили процентное обозначение. Бенефициары процентного обозначения могут запрашивать у Государственной налоговой службы информацию о местонахождении, из которого исходят отдельные налогоплательщики, которые указали процентные обозначения для своей выгоды. Налогооблагаемое лицо может запрашивать у Государственной налоговой службы информацию о проверке их назначения или о причинах признания недействительными.

Административные расходы могут быть выполнены в соответствии с целью, установленной нормативными актами в области бухгалтерского учета. Финансовые средства, полученные после определения процента, могут использоваться в течение периода, не превышающего двух финансовых периодов после финансового периода, в котором было указано процентное обозначение. Неиспользованные суммы в течение этого периода должны быть возвращены в бюджет до крайнего срока для представления отчета о том, как использовать процентные условные суммы.

ПРИМЕР
Закрытое акционерное общество «Союз» не предоставило годовую бухгалтерскую отчетность в налоговые органы в составе 4 форм:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о финансовых результатах;
- отчета об изменениях капитала;
- отчета о движении денежных средств.

В результате фирму могут оштрафовать на:
200 руб. × 4 шт. = 800 руб.

Если получатель был исключен из списка получателей до истечения срока использования обозначения процента в связи с обстоятельствами непригодности, но получил процент обозначения для исключения, он должен возместить, в течение двух месяцев исключение сумм неквалифицированного процентного обозначения до даты возникновения обстоятельств, которые сделали его неприемлемым.

Получатели, которые получили средства от установленного процента, представленного Государственной налоговой службы сообщает об использовании этих сумм до крайнего срока, установленного налоговым законодательством для подачи налога на прибыль за год, следующий за истекший период использование процентных обозначений в соответствии с типовым отчетом, установленным Министерством финансов. Финансовая отчетность должна отражать ситуацию на 31 декабря года, в которой истек срок использования процентов за каждый год использования.

Кроме того, налоговики привлекают к ответственности не только саму компанию, но и ее должностных лиц, например руководителя. Их привлекают к ответственности по статье 15.6 Кодекса об административных правонарушениях. Она предусматривает штраф в размере от 300 до 500 рублей, который налагается на должностное лицо, виновное в нарушении.

Если получатель был исключен из списка получателей до истечения срока использования обозначения процента в связи с обстоятельствами непригодности, но получил процент обозначения для исключения, он должен сообщить в течение двух месяцев с исключение, суммы, использованные до исключения. Государственная налоговая служба предоставляет доступ к финансовой инспекции для отчетов об использовании процентных количеств условных обозначений через правительственную платформу взаимодействия. Финансовая инспекция публикует на своем официальном сайте финансовые отчеты бенефициаров об использовании процентных ставок, за исключением личных данных.

При выявлении в бухгалтерской отчетности грубых нарушений должностных лиц компании могут привлечь к ответственности по статье 15.11 Кодекса об административных правонарушениях. Она устанавливает штраф от 2000 до 3000 рублей. Под грубым нарушением понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов или любой строки отчетной формы на 10 и более процентов.

Финансовая инспекция в течение 10 рабочих дней после принятия решения, упомянутого в пункте 37 настоящих Правил, информирует получателя по электронной почте об этом. Решение финансовой инспекции может быть оспорено в суде в соответствии с административной процедурой судебного разбирательства. Финансовая инспекция, до 15 декабря каждого года, представит в Министерство юстиции список бенефициаров, исключенных из участия в процентном обозначении. Министерство юстиции будет править эти выгодоприобретатель Список получателей процентного назначения и опубликовать список бенефициаров, исключенных из активного участия в назначении процентов на своем официальном сайте ту же категорию со списком получателей, назначенных в проценты.

ПРИМЕР
Компания ошибочно отразила стоимость основных средств, предназначенных для сдачи в аренду, не по строке 1160 «Доходные вложения в материальные ценности», а по строке 1150 «Основные средства» бухгалтерского баланса.
Остаточная стоимость имущества, неверно отраженного в балансе, составила 300 000 руб. Таким образом, данная ошибка вызвала искажение показателей строк 1150 (завышение суммы) и 1160 (занижение суммы) баланса.
Остаточная стоимость основных средств, которые должны были быть отражены по строке 1150 баланса, составляет 3 900 000 руб. По строке 1160 должна быть указана сумма в размере 1 200 000 руб.
В результате ошибки по строке 1150 отражена сумма в размере 4 200 000 руб. (3 900 000 + 300 000), а по строке 1160 — 900 000 руб. (1 200 000 - 300 000).

Искажение составило:

данных строки 1150:
(4 200 000 руб. : 3 900 000 руб. × 100) - 100 = 7,69%;

данных строки 1160:
(900 000 руб. : 1 200 000 руб. × 100) - 100 = 25,00%.

Искажение данных строки 1160 баланса превышает 10%. Поэтому должностные лица компании могут быть привлечены к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ.

Отметим, что, по нашему мнению, за упомянутые нарушения должностные лица компании могут быть привлечены к административной ответственности по и 15.11 Кодекса об административных правонарушениях даже при условии, что бухгалтерский учет на фирме ведет сторонняя организация. Дело в том, что по Закону «О бухгалтерском учете» обязанность по организации бухгалтерского учета лежит на руководителе компании. Поэтому неважно, кто ведет учет (штатный бухгалтер, сторонняя организация, самостоятельно руководитель компании).

Ошибки в бухгалтерской отчетности

Искажения данных, отражаемых в тех или иных строках баланса, зачастую вызваны неправильным бухгалтерским учетом различных хозяйственных операций, то есть неверным их отражением на счетах бухгалтерского учета. За подобные ошибки Налоговым кодексом также установлена ответственность. Она наступает, если компания допустила грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения. Таковым Кодекс называет «систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика».

Подобные нарушения могут не вызывать или вызывать занижение налоговой базы по тому или иному налогу. В первом случае (ошибка без занижения налоговой базы) штраф, налагаемый на компанию, составит:

  • 10 000 рублей — ошибка допущена в пределах одного налогового периода по какому-либо налогу;
  • 30 000 рублей — ошибка допущена в двух и более налоговых периодах по тому или иному налогу.

Во втором случае (если ошибка привела к занижению налоговой базы) штраф составит 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.
Меры ответственности за нарушения срока предоставления или порядка составления бухгалтерской отчетности сведем в таблицу:

Таблица 1. Ответственность за нарушение срока предоставления или порядка составления бухгалтерской отчетности

За непредставление налоговой отчетности (деклараций) компанию также привлекут к ответственности. Она установлена статьей 119 Налогового кодекса. По этой статье штраф составит «5 процентов неуплаченной суммы налога на основании этой декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления». При этом законодательством ограничены минимальная и максимальная суммы штрафа. Минимум — 1000 рублей за каждую декларацию, максимум — 30 процентов от суммы налога, подлежащей уплате. Должностные лица компании могут быть оштрафованы по статье 15.5 Кодекса об административных правонарушениях на сумму от 300 до 500 рублей.

За непредставление расчетов по взносам на обязательное социальное страхование компания также может быть оштрафована. Штраф взыскивают за каждую не представленную вовремя форму (№ РСВ-1 ПФР или 4-ФСС). Его размер составляет 5 процентов от суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода за каждый месяц просрочки (полный или неполный, не имеет значения). При этом минимальный штраф за несдачу расчетов составляет 1000 рублей, а максимум — 30 процентов от суммы взносов, начисленной к уплате за последний квартал. Кроме того, за несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в электронном виде фирму оштрафуют на 200 рублей.

А вот санкции за непредставление формы № 4-ФСС в части взносов на страхование от травматизма и профзаболеваний зависят от времени просрочки сдачи документа. Возможны две ситуации. Первая — отчет предоставлен позже нужного срока, но в пределах 180 дней с даты, установленной для его сдачи. Вторая — отчет сдан позднее 180 дней с даты, установленной для его сдачи. В первом случае штраф составит 5 процентов от суммы взносов, подлежащих уплате по данному расчету за каждый месяц просрочки в его предоставлении (полный или не полный, не важно). При этом сумма штрафа не может быть больше 30 процентов от суммы взносов, которые необходимо перечислить по расчету, и меньше 100 рублей. Во втором случае штраф составит 30 процентов от суммы взносов, подлежащих уплате по данному расчету. Кроме того, с компании взыскивается 10 процентов от суммы взносов к уплате по данному расчету за каждый месяц просрочки в его предоставлении (полный или не полный, не имеет значения) начиная со 181 календарного дня. Максимальная сумма штрафа законом не установлена. А вот минимальная составит 1000 рублей.

Отдельно стоит остановиться на расчете по форме № 4-ФСС. Данный отчет содержит разделы для заполнения по двум видам страхования: на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Как мы отметили выше, законодательством предусмотрены отдельные штрафы для фирмы за нарушение сроков подачи отчетности по каждому виду страхования. Как считают Минздравсоцразвития России и ФСС России, наказывать за непредставление или просрочку подачи формы 4-ФСС необходимо также отдельно по каждому законному основанию.

В дополнение отметим, что за нарушение сроков подачи расчетов по страховым взносам должностные лица компании (например руководитель и главный бухгалтер) также могут быть оштрафованы. Для них сумма штрафа составит от 300 до 500 рублей.



Справочники