Абзац текста как основная единица структуры. Свойства абзацев. Структура текстового документа, основные элементы, их назначение. Понятие абзаца, виды, правила оформления

Структура абзаца

Рассмотрим более внимательно, как устроен абзац и какими средствами следует пользоваться, чтобы научиться писать логически упорядоченные и связные тексты.

Абзац - это группа взаимосвязанных предложений, в которых обсуждается одна основная мысль. Число предложений в абзаце не имеет принципиального значения, однако их должно быть достаточно, чтобы эту мысль ясно выразить. Сравните абзацы в тексте "Карандашный портрет": описания одного портрета Дианы де Пуатье без сравнения его с портретом Екатерины Медичи было бы явно недостаточно для характеристики мастерства Франсуа Клуэ в запечатлении образа человека, зато отличие его стиля от стиля его отца легко уложилось в три строчки.

Абзац имеет свою структуру из трех элементов: заглавное предложение , поддерживающие предложения , а также заключительное предложение.

Заглавное предложение передает основную мысль абзаца. Оно не только называет тему абзаца (о чем в нем пойдет речь), но и ограничивает эту тему рамками того специфического аспекта или аргумента, который может быть полностью рассмотрен в одном абзаце. Та часть заглавного предложения, в которой формулируется этот специфический аспект, называется контрольной мыслью. Например:

Поддерживающие предложения развивают тему, т.е. объясняют или подтверждают заглавное предложение, предлагая более детальную информацию в направлении, заданном контрольной мыслью. Вот пример поддерживающих предложений к приведенному выше заглавному предложению:

Первый праздник отмечается 29 апреля, в день рождения императора Сёва, правившего страной 64 года.

За ним следует День конституции, который знаменует принятие Японией конституции 3 мая 1947 г.

На другой день японцы отмечают Мидорино хи, праздник зелени и природы.

Завершает Золотую неделю Праздник детей, который отмечается 5 мая и посвящен здоровью и благополучию детей.

Традиционно этот праздник раньше назывался Днем мальчиков.

В некоторых японских семьях все еще помнят об этом и вывешивают на домах флаги в форме карпа, который согласно поверьям, приносит силу и успех будущим мужчинам.

Заключительное предложение указывает на конец абзаца и оставляет читателю важные моменты для запоминания или подводит итог, перефразируя заглавное предложение:

Таким образом, Золотая неделя представляет собой целую неделю разнообразных праздников, широко отмечаемых японцами по всей стране.

Заключительное предложение пишется не всегда, однако бывает особенно полезно в тех случаях, когда абзац насыщен деталями, текст сложен по содержанию или переход от одной мысли к другой требует особого внимания. Оно также необходимо, когда абзац представляет собой отдельный текст (например, аннотацию или резюме).Задание 48

  • Есть ли в тексте заключительное предложение? В чем заключается его идея? Что потерял бы данный текст, если бы не было заключительного предложения?
  • Чем отличаются заглавное и заключительное предложения? Какие характеристики роднят их с введением и заключением к целому тексту?
  • Какого рода информация содержится в остальных предложениях? Достаточно ли приведенных примеров?

Синонимы, слова с единым базовым значением, не всегда имеют одинаковую эмоциональную окраску. Например, слова "упорный" и "упрямый" означают, что человек настойчив в достижении цели. Тем не менее, эпитет "упрямый" может обидеть человека, а "упорный" звучит как комплимент. Точно так же человек предпочитает называться "тонким", а не "худым", "энергичным", а не "суетливым", "общительным", а не "болтливым". Из этого следует, что нужно быть очень внимательным в подборе слов, поскольку многие из так называемых синонимов на деле таковыми не являются.

Заглавное предложение

Заглавное предложение является полезным навигационным средством как для писателя, так и для читателя. Писателю видно, какую информацию нужно включить в данный абзац (и какую, соответственно, исключить), а читателю видно, о чем пойдет речь в данном абзаце, и он лучше подготовлен к восприятию данной информации. Более того, это сэкономит время читателя, поскольку поддерживающие предложения можно и не читать

(хотя писать их, естественно, необходимо). Посмотрите на три предложения ниже.

Гонконг - один из самых шумных и многолюдных городов мира. Гонконг расположен близко к побережью, но далеко от крупных рек на юге Китая.

Гонконг является местом базирования офисов целого ряда ведущих компаний.

Все три предложения начинаются одной темой (Гонконг), однако контрольная мысль у каждого своя. Соответственно, каждое из этих предложений может быть заглавным и открывать свой собственный абзац. Читателю легко предположить, какие детали будут излагаться писателем в каждом случае, и он может внимательно прочесть один абзац (например, о компаниях, расположенных в Гонконге) и пропустить другие, лишь пробежав глазами заглавные предложения.

Связность и целостность абзаца

Заключительное предложение и связь между абзацами

Мы уделили достаточно внимания заглавным предложениям и тому, как благодаря хорошо сформулированной контрольной мысли абзац организуется и вбирает в себя необходимую и упорядоченную соответствующим образом информацию. Последние предложения, возможно, не так важны и заметны, однако в грамотном тексте и у них есть определенные функции. Выработав навык начинать абзац с заглавного предложения, полезно помнить и о том, как закончить абзац и связать его со следующим предложением.

Последние предложения абзаца могут выполнять две функции: во-первых, подводить итог тому, о чем шла речь в абзаце, перефразируя заглавное предложение; во-вторых, связывать данный абзац со следующим, не раскрывая его тему, но намекая на то, как будет развиваться текст дальше. В этом отношении функции заключительного предложения схожи с функциями заключения к тексту, особенно если это заключение не к статье, а к рубрике статьи или к главе в книге. Кроме того, абзац внутри текста может начинаться (и часто начинается) с предложения, связывающего его с предыдущим абзацем.

Рассмотрим такой абзац:

Теперь перейдем к рассмотрению абзаца. Считается, что хороший абзац отвечает трем требованиям: целостность, связность и логика. Целостность абзаца достигается за счет качества контрольной мысли, выраженной в заглавном предложении. Если эта мысль слишком специфична или слишком обща, то, скорее всего, абзац будет слишком длинным, коротким или невнятным. Связность может достигаться за счет правильного использования местоимений, указательных слов или повторения ключевых слов. Логика развития мысли в абзаце также зависит от связности, однако имеет большую связь с содержанием, нежели с языком. Короче говоря, абзац должен быть тщательно спланирован, так чтобы все эти требования были удовлетворены в полной мере. Более того, обеспечению всех трех характеристик абзаца способствует правильное использование сигналов перехода (однако , следовательно, более того и др.).

Легко видеть, что предпоследнее предложение ("Короче говоря, абзац...") подводит итог всему абзацу и перефразирует заглавное предложение ("Считается, что хороший абзац..."). Кроме того, заглавное предложение в этом абзаце идет не первым, а вторым. Первое же предложение играет роль связующего звена между этим абзацем и предыдущим ("Теперь перейдем к..."). Наконец, последнее предложение ("Более того, обеспечению всех трех характеристик...") как бы "перекидывает мост" к следующему абзацу.

В научной литературе заключительное предложение абзаца в тексте позволяет сделать вывод из него, что может быть очень удобно для построения заключения ко всему тексту. Эти промежуточные выводы собираются затем воедино и помогают читателю воспринимать текст как целое, следуя за логикой писателя.

Абзац текста как основная единица структуры. Свойства абзацев

Текст как основной объект документа. Свойства текста

Текст является основным объектом документов, и содержит последовательность символов. Основное свойство символов текста – шрифт (Font ), который определяет внешний вид символов. Система установленных шрифтов позволяет выбрать нужное начертание символов, в том числе национальных алфавитов.

Для деловой документации и в типографском деле, чаше всего, используются шрифты с засечками Times, Georgia или подобные. Для плакатов, презентаций, для выделения фрагментов текста используются прямые шрифты – такие как Arial.

Существуют пропорциональные шрифты, в которых каждый символ имеет различную ширину, определяемую тем, сколько надо, например, Times – буква m толще, чем буква i . Другой вид шрифтов – моноширинные, в которых все символы имеют одинаковую ширину, например, Courier New или Tahoma.

Пример внешнего вида некоторых шрифтов.

Шрифт Arial

Шрифт Times

Шрифт Comic

Шрифт Courier New

Другими важными свойствами текста являются размер и начертание . Размер (кегль) измеряется в пунктах, это типографская единица измерения. Начертание бывает прямое, жирное (Bold ), курсив (Italic ) или подчеркнутое (Underline ). Допускаются также все возможные их сочетания.

К числу дополнительных свойств текста можно отнести цвет , подчеркивание и видоизменение , а также интервалы между буквами.

Пример изменения начертания для шрифта Times.

Начертание – Times, Times , Times , Times , Times,Times .

Видоизменение – Times, Times, Times, Times.

Абзац текста как основная единица структуры. Свойства абзацев

Абзац , это фрагмент документа между нажатиями клавиши Enter. Абзац может быть пустым.

Как правило, новый абзац, в том числе пустой, копирует все свойства предыдущего абзаца.

Основные свойства абзаца:

· выравнивание – положение абзаца относительно любого отступа (по ширине , по центру );

· уровень текста – параметр, позволяющий определить иерархию разделов документа;

· отступ – расстояние от полей документа слева и справа;

· первая строка – отступ или выступ первой строки абзаца, то, что принято называть красной строкой;

· интервал (отбивка) – промежуток перед и (или) после абзаца;

· междустрочный интервал – расстояние между строками текста;

· положение на странице .

Выравнивание может быть определено по левому (правому) краю, по ширине и по центру. Для заголовков документа, чаще всего, применяется выравнивание по центру, при этом абзац не должен иметь красной строки. Для абзацев основного текста – по ширине, при этом текст имеет одинаковые ровные границы слева и справа, что достигается автоматическим добавлением в текст невидимых пробелов.

Уровень текста позволяет определить иерархию разделов документа. Существует низший уровень иерархии – основной текст документа, и девять уровней, определяющих иерархию заголовков, а также связанных с ними разделов основного текста. Использование уровней позволяет создать структуру документа, которую можно потом легко менять, меняя иерархические связи между заголовками. Наличие структуры позволяет также автоматически формировать оглавление документа, указатели на его разделы и сноски.

Отступы задают расстояние от полей документа, что может использоваться для визуального выделения абзаца. Так, можно форматировать эпиграф, вступление или обращение в деловом письме.

Интервал перед абзацем и после, как правило, используется для выделения фрагментов текста, к которым должно быть привлечено внимание, например, заголовков, определений, выводов.

Значение межстрочного интервала задается исходя из требований к документу. Общепринятое значение – одинарный или полуторный . Если выбрать значение интервала «Точно », можно задать произвольное значение в пунктах.

Свойства абзаца, определяющие его положение на странице, фактически определяют поведение абзаца в документе, и могут принять одно из четырех значений.

1. Запрет висячих строк – означает, что в документе недопустимы ситуации, когда одна строка абзаца оказывается на другой странице. Такая одинокая строка называется висячей, а опция запрета приводит к тому, что абзац переносится по общепринятым правилам – или целиком, или хотя бы две строки.

2. Не отрывать от следующего – означает, что абзац всегда должен быть связан с последующим, например, заголовок нельзя оторвать от текста раздела, а пояснения к рисунку должны следовать за рисунком на этой же странице.

3. Не разрывать абзац – означает, что абзац текста вообще не может быть разорван при переносе на новую страницу. Например, абзац, в котором дается определение, не должен прерываться, в таком случае абзац переносится целиком.

4. С новой страницы – используется, когда абзац начинает новый раздел документа, например, таким свойством должен обладать заголовок введения, заголовок очередного раздела, заголовок заключения, примечания, и так далее.

Эти настройки могут быть выполнены только в диалоге форматирования абзаца на вкладке Положение на странице .

4.3. Форматирование текста и форматирование абзацев.
Инструменты форматирования

Форматирование документа выполняется в режиме разметки страницы. В этом режиме документ виден так, как потом будет напечатан. Невидимые символы следует сделать видимыми. При форматировании документа удобно держать под рукой инструменты для выполнения этой работы.

Основные инструменты форматирования расположены на вкладке ленты Главная .

Группа команд Шрифт содержит команды управления форматом текста, группа команд Абзац содержит команды управления форматом абзацев. Группа команд Стили будет обсуждена в последующих темах.

Некоторые инструменты форматирования, которые используются наиболее часто, и должны быть под рукой, находятся в контекстном меню и на мини панели инструментов. Перечислим доступные инструменты форматирования по степени возрастания времени доступа.

СТРУКТУРА АБЗАЦА

характер организации содержания абзаца и взаимоотношений между его частями. Самые сложные абзацы строятся как бы в трехплановой проекции: фоновом (релятивном) плане, предназначенном для создания баланса общих знаний с читателем, сюжетном (референтном) плане, служащем для развертывания сообщения о предмете речи, и авторском - приспособленном для авторских отступлений, оценок, объяснений,

домысливания и т. д. С этой точки зрения можно говорить об одно-дву- и трехплановых абзацах. В одноплановых абзацах реализуется, как правило, референтный (сюжетный), релятивный (фоновый) или авторский план текста. Наиболее употребительной в одноплановых абзацах является структура типа: тематическое предложение + детализация тематического предложения путем приведения примеров, сравнения, указания причины или следствия, дополнения, определения и т.д.: «В Париже рассказывали много анекдотов о чудовищной рассеянности Ампера и его необыкновенной доверчивости. Так, например, стоя у доски и увлекшись объяснениями, он иногда вместо носового платка употреблял влажную тряпку, запачканную мелом. Остряки-студенты уверяли почтенного академика, будто они плохо разбирают цифры на доске. И доверчивый ученый писал все крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр» (Н. Шаховская). В дву- и трехплановых абзацах сопрягаются соответственно референтный, предназначенный для описания предмета речи или сюжетного действия, и релятивный (фоновый) планы текста, или референтный и авторский, или все три плана текста: «Юный Шахматов обнаруживает умение использовать известный в науке принцип относительной хронологии (референтный план абзаца). Следует сказать, что вообще в лингвистике невозможно указать точную дату начала или конца какого-либо языкового процесса: новые явления зарождаются исподволь, незаметно и эволюционируют довольно долго, и сложно сказать, где конец начала и где начало конца. Для лингвиста представляется ценным установить хотя бы очередность, последовательность зарождения и развития тех или других факторов языка относительно друг друга (релятивный или фоновый план абзаца). Располагая косвенными данными о хронологических рамках старого состояния в исследуемой области, А. Шахматов делает логически безупречный вывод о периоде, в который появляется новое явление (референтный план абзаца). Поразительное для молодого ученого прозрение!» (авторский план абзаца) (В.И. Макаров).

Нередко содержание фонового или авторского планов представлено в абзаце небольшими включениями в виде словосочетаний, оборотов или отдельных предложений: «Сохранился портрет отца Даля - Ивана Матвеевича Даля. У него внешность командира мушкетеров - острая с проседью бородка, подкрученные кверху усы. Светлые глаза окружены темным ободком. Глаза проницательные и диковатые: такие называют шалыми, в них не озорство, а отчаянная решимость, которая, впрочем, так ни в чем и не проявилась» (М. Бессараб).

Лит.: Лосева Л.М. К изучению межфразовой связи (абзац и сложное синтаксическое целое) // Русский язык в школе.- 196? - № 1; Лунева В.П. О степени самостоятельности предложения в сложном синтаксическом целом // Русский язык в школе. - 1972. - № 1; Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика.- М., 1973.

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац отличается от сложного синтаксического целого тем, что он не является единицей синтаксического уровня. Абзац - это средство членения связного текста на основе композиционно-стилистической.

Примечание. Абзац рассматривается в данном случае только в связи с выявлением и характеристикой сложного синтаксического целого: с целью разграничения этих понятий, поскольку они часто смешиваются.

Однако есть и другие мнения относительно абзаца как единицы текста: его считают то синтаксической единицей, то логической, то стилистической.

Для А.М. Пешковского, например, абзац - это интонационно-синтаксическая единица. Л.М. Лосева считает абзац семантико-стилистической категорией, то же находим и у М.П. Сенкевич. Для А.Г. Руднева это синтаксическая единица. Последнее представляется абсолютно неприемлемым.

Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. В частности, средний объем абзацев часто зависит от манеры письма.

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык — М., 2002г.



Документы