Виды налоговых правонарушений и ответственность за их. Законопроект о независимой оценке квалификации находится на рассмотрении в Госдуме. Совещание в минобрнауки россии по актуализации фгос высшего образования

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, установленных главой 16 НК РФ.

Сенатор Ана Амелия была другой, чтобы привлечь внимание к инерции контрольных органов перед лицом нарушений, практикуемых правительством. Все контрольные учреждения не смогли выявить такое серьезное и значительное поведение. Хотелось бы, чтобы мы определили это в Бразилии не так уж плохо, - сказал он в ответ на обвинителя.

Сенатор Ромарио спросил, является ли решение по счетам президента условием для любого процесса импичмента. По его мнению, мнение Суда имеет важное значение для целей оценки счетов, хотя оно не является обязательным, но оно имеет значение. Для сенатора Вальдемира Моки, объяснения Конти и Оливейры, объясняют «по крайней мере указания» о практике преступлений ответственности, совершенных Дильмой.

Физическое лицо может быть привлечено к ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Налогоплательщик считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в законодательном порядке. Обязанность по доказыванию виновности налогоплательщика возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика, привлекаемого к ответственности, толкуются в его пользу.

Сенатор Фатима Безерра сказала, что она все больше убеждена в том, что просьба об импичменте не поддержана, поскольку в соответствии с действующим законодательством никто не смог доказать, что президент Дилма Русефф совершил преступление ответственности.

То, что было сделано здесь, заключалось в том, чтобы открыть диапазон, учитывая так называемый набор работ. Но для нас это юридическая аберрация; повествование, которое не задерживается, - сказал он. Когда сессия прошла восьмой час, разногласия между сенаторами Роналду Кайадо и Линдбергом Фариасом привели президента Раймундо Лиры приостановить работу в течение нескольких минут. Во время воссоединения с Фабио Медина Осорио Кайадо привел цитату из газетной статьи, в которой, по его словам, говорится, что федеральное правительство будет направлять министров для удаления данных с компьютеров министерств. - перебил Линдберг, сказав, что это ложь.

Налогоплательщик не привлекается к ответственности, если со дня совершения правонарушения или после дня окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение до момента вынесения решения о привлечении к ответственности, истекли три года.

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений кроме грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, неуплаты или неполной уплаты сумм налогов. В отношении этих налоговых правонарушений срок давности считается со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Сенаторы встали со своих мест и высунули рты из микрофонов, заставив Лиру прекратить работу, пока настроение не успокоилось, что заняло около двух минут. Во вторник запланированы показания экспертов, назначенных правящей партией. Сенатское агентство. Налоговые преступления и штрафы.

Естественным способом погашения обязательства является его выполнение, как правило, с оплатой его объекта, в самых различных областях права - гражданском, административном или налоговом законодательстве. Но, как и в случае с любыми правилами поведения, адресат команды может по разным причинам действовать иначе, чем тот, который требуется в соответствии с юридическим порядком, выбирая простое незнание нормативного предписания или даже сознательную волю принять поведение, противоречащее команде круто.

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция.

Налоговые санкции установлены в виде денежных взысканий (штрафов).

При наличии смягчающего обстоятельства размер штрафа уменьшается не меньше, чем в два раза по сравнению с установленным размером. Если налоговое правонарушение совершается налогоплательщиком, который ранее привлекался к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа увеличивается на 100%.

Правовая система позволяет сосуществовать человека в обществе и эффективно гарантирует выполнение его приказа, хотя для этого необходимо принять меры, которые влияют на собственность или собственную свободу народа. Вот почему при создании юридической службы законодатель одновременно принимает постановление о санкционировании невыполнения этого обязательства.

По словам Пауло де Барроса Карвалью. Характерной чертой закона является совместная деятельность, которая осуществляется в последней степени принудительным исполнением и ограничением свободы. Юридический порядок является единственной нормативной системой, которая предусматривает в качестве окончательного следствия несоблюдения своих обязанностей эти два вида провидений.

Сумма штрафа перечисляется налогоплательщиком с его счета только после перечисления в полном объеме образовавшейся задолженности по налогу и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством.

Глава 16 нк рф устанавливает 13 видов налоговых правонарушений и размер денежных взысканий (штрафов) за их совершение:

    Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

    Юридическое правонарушение влечет за собой применение средств правовой защиты в трех различных уровнях, несмотря на возможность совместного применения. Превентивно они намереваются запугать субъекта для выполнения обязательства; как только они этого не сделают, они намерены обязать субъекта восстановить желаемую по закону ситуацию; и, наконец, восстановить ущерб, причиненный праву других путем компенсации или же наказывать за противоправное поведение, налагая наказание на правонарушителя.

    В налоговом законодательстве обязательства могут быть двух типов. Так называемое «основное» обязательство, обязательство, предоставление дани и другое время, «второстепенное» обязательство, предоставлять формальные или инструментальные обязанности. Как одно, так и другое, когда-то неуважительное, порождают налоговые правонарушения и их соответствующие санкции.

    При отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

    При нарушении срока подачи заявления о постановке на учет более чем на 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10000 рублей.

Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

  • Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение осуществления такой деятельности, но не менее 20000 рублей.

    Предполагая, что при невыплате налога активный субъект, как правило, имеет право принудительно потребовать уплату суммы задолженности, право наложить санкцию. Такая санкция обычно переводится в денежную стоимость, пропорциональную сумме налога, который больше не взимается.

    С другой стороны, если аксессуарное обязательство не соблюдается, последствием является также применение санкции к правонарушителю. Санкции также имеют образовательную функцию в смысле формирования морального духа, который способствует предотвращению нарушения налогового законодательства, помогающего в сборе государства.

    Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 руб.

    Нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии налогоплательщиком счета в банке влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

    Ответственность в налоговых правонарушениях. Если законом не предусмотрено иное, ответственность за нарушения налогового законодательства не зависит от намерения агента или ответственного лица, а также от эффективности, характера и степени воздействия этого деяния.

    В этой статье мы видим, что законодатель выбрал объективную ответственность, поскольку он не зависит от воли агента или ответственного. Это обратно пропорционально тому, что происходит в уголовном праве, где условная ответственность всегда зависит от субъективности. Несоблюдение идеи вины несет ответственность за того, кто совершил преступление и, наконец, игнорирует обстоятельства, которые исключают или смягчают наказание.

    Непредставление налоговой декларации в налоговый орган

    Без отсутствия признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей;

    Общим правилом является объективное и не субъективное рассмотрение налоговых правонарушений в соответствии с принципом объективности. Поэтому в ситуациях искусства. 136 - в котором ответственное лицо помещено рядом с агентом - можно говорить о виновности в надзоре или виновности в выборе: те, кто нанимает плохого администратора, агента или агента, отвечают за действия избранного представителя.

    Также не важно исследовать, действовал ли акт, противоречащий закону, и не имеет значения, знать характер действия или степень его возможных последствий. Другое направление принимает искусство 137, заявляя. Ответственность является личной для агента. Искусство. 137 Кодекса охватывает ситуации, в которых ответственность за нарушения является личной личностью агента, а не явно в ситуации, в которой он действует от его имени и от его имени, но в случаях, когда, действуя от имени и от имени третьей стороны, ответственность вменяется материальному агенту или самому исполнителю.

    В течение более 180 дней по истечении установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, за каждый полный и неполный месяц, начиная со 181-го дня.

    Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

    Фактически, в регулируемых ситуациях налогоплательщик или ответственное лицо также часто страдает от убытков в связи с действиями своего представителя, поэтому он освобожден от уплаты штрафа. Следует добавить, что исключение касается только уплаты штрафов, налогоплательщика, отвечающего за уплату любых применимых налогов.

    Автор отвечает за нарушения, рассматриваемые законом как преступления или нарушения, за исключением случаев, когда они практикуются при регулярном осуществлении администрации, мандата, функции, должности или занятости или в соответствии с прямым приказом, выданным теми, кто имеет право. Поэтому в случае, если он регулярно работает или выполняет заказы, то есть, если он нарушает закон, потому что он соблюдает руководящие принципы, составленные компанией, в которой он работает, логически ответственность не может быть отнесена к нему, а к обществу который предоставляет свои услуги.

    При отсутствии признаков налогового правонарушения в течение одного налогового периода влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

    При совершении в течение более одного налогового периода влечет взыскание штрафа в размере 15000 рублей.

    Повлекшее занижение налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей.

    В отсутствие такого «руководства» нарушитель должен лично столкнуться с наложенным выговором. Если есть необходимость установить сознательную волю агента охарактеризовать нарушение, он также несет ответственность за применяемые штрафы. Такое положение предусматривает исключение объективной ответственности - личную ответственность агента-нарушителя. Здесь существует персонализация налоговых штрафов, которые лишены личной ответственности агента, т.е. того, кто совершает нарушение. Таким образом, указывается на применение штрафов в Налоговом законодательстве.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или счетов-фактур, либо регистров бухгалтерского учета, систематическое (два и более раз в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Давайте углубимся в тему. Если импортирующая компания совершает нарушение таможенного законодательства, которое было определено как преступление, ответственность лежит исключительно на физическом лице, совершившем преступление, являющееся преступлением.

То есть это не только юридическое лицо, но и не является совместным или совместным с юридическим лицом; ни дочерней компании. Что может произойти, так это то, что, действуя против интересов третьей стороны, агент также в конечном итоге усугубит интерес налоговых органов.

Фигура спонтанной денонсации предусмотрена в статье Налогового кодекса, в гл. Ответственность исключается путем спонтанного денонсации нарушения, сопровождаемого, когда это уместно, уплатой уплаченного налога и неисполненной процентной ставки или путем внесения суммы, арбитражного решения административного органа, когда сумма налога зависит от определения.

    Неуплата или неполная уплата сумм налога

    В результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора);

    в результате умышленного совершения выше перечисленных действий влечет взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора).

    Жалоба, поданная после начала какой-либо административной процедуры или контрольной меры, связанной с нарушением, не считается спонтанной. Учреждение спонтанной денонсации, спонтанное признание или самоотрицание дает должнику право появляться в налоговой инспекции, с тем чтобы сообщать о факте нарушения и уплачивать задолженность при добровольной реорганизации правонарушения. Это не торжественный акт, поэтому закон не требует конкретной формы. На этот раз мы можем видеть сходство с добровольным отказом, а также с эффективным раскаянием в рамках Уголовного закона.

    Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

    Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10000 рублей.

    Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля , в частности:

    Основная цель спонтанной денонсации - снять с налогоплательщика нежелательный способ наложения штрафа, тем самым исключив наложение штрафа. Более того, стоит отметить, что сбор «процентов» и «денежной коррекции» не запрещается, поскольку он включает стоимость налога, а те, которые не имеют штрафных целей, составляют только платежный характер капитала.

    Такой институт в основном гарантирует отмену штрафа, когда налогоплательщик признает свой долг перед очередной процедурой проверки. Такой инструмент выгоден для обеих сторон, то есть для налогоплательщиков и для самого Казначейства. Это связано с тем, что у налогоплательщика есть преимущество в том, что он не выплачивает штраф, который нередко соответствует всему налогу, и ферма получает налог.

    запрашиваемых документов влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ;

    документов со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения налогового законодательства, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

    Ответственность свидетеля

    Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин для дачи показаний по делу о налоговом правонарушении влекут взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

    Неправомерный отказ от дачи показаний, а также дача заведомо ложных показаний влекут взыскание штрафа в размере 3000 рублей.

    Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

    Отказ от участия в проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.

    Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

    Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

    При отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей;

    При повторном несообщении в течение календарного года влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

    Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса

Нарушение установленного порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка изменений количества названных объектов влечет взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игровой бизнес, а при совершение тех же деяний более одного раза – в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность.

Среди видов налоговых правонарушений, предусмотренных действующим НК, следует, прежде всего, назвать:

– нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК);

– уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК);

– непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК);

– грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК);

– неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 НК);

– невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК);

– непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК);

– неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК);

– нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК);

– неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пеней (ст. 135 НК);

– непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка (ст. 135.1 НК).

Некоторые правонарушения, хотя и отнесены НК к налоговым правонарушениям и за их совершение ответственность назначается в соответствии с правилами назначения ответственности за налоговое правонарушение, с точки зрения теории налогового права к налоговым правонарушениям отнесены быть не могут и имеют скорее административно-правовую природу. Таковыми правонарушениями являются:

– нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК);

– несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК);

– неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ст. 128 НК);

– отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК);

– нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК);

– нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК);

– неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134 НК).

13.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть вынесено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

– никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК;

– никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога, сбора и пени.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.

Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Формы вины при совершении налогового правонарушения. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

– отсутствие события налогового правонарушения;

– отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

– истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Срок давности по налоговым правонарушениям составляет три года, которые исчисляются:

– со дня совершения правонарушения (применяется в отношении правонарушений, состоящих в грубом нарушении правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, а также неуплаты или неполной уплаты налогов);

– со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение (применяется для всех остальных видов правонарушений, предусмотренных в НК).

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

– выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

При наличии вышеуказанных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом и учитываются им при наложении санкций.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

– совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

– совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

– иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Особенности привлечения физических лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Предусмотренная НК ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.

Особенности привлечения организаций к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Особенности привлечения налогового агента к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

13.3. Налоговые санкции

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция.

Формы налоговых санкций. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями НК за совершение конкретного вида налогового правонарушения.

Особенности применения мер ответственности в зависимости от наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств совершения налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.

При наличии отягчающего вину обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100 % по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.

Порядок взыскания налоговой санкции. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:

– в арбитражный суд (при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя);

– суд общей юрисдикции (при взыскании налоговой санкции с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).

13.4. Меры административной ответственности за нарушения в сфере налогообложения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Формы вины при совершении административного правонарушения. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Состав лиц, подлежащих административной ответственности. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых НК или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Для целей КоАП должностное лицо – это:

– лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;

– лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Состав административных правонарушений в области налогов и сборов и ответственность за их совершение указаны в гл. 15 КоАП (ст. 15.3-15.7 и ст. 15.11). За совершение административных правонарушений в сфере налогообложения в настоящее время применяются меры административной ответственности в форме административного штрафа.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

13.5. Уголовная ответственность за налоговые преступления

Особенности совершения отдельных противоправных деяний в налоговой сфере, размеры и характер нанесенного посредством их ущерба обусловили необходимость отнесения их к группе наиболее опасных противоправных посягательств – преступлений. В отношении указанной категории деяний был введен специальный термин «налоговое преступление».

Налоговое преступление – это совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством территории, к юрисдикционной принадлежности которой оно отнесено.

В уголовном законодательстве России в настоящее время криминализовано три вида налоговых преступлений:

– уклонение от уплаты налоговых платежей (ст. 194, 198 и 199 УК);

– нарушение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей (ст. 199.1 УК);

– воспрепятствование принудительному взысканию налоговых платежей (ст. 199.2 УК).

Состав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Уголовной ответственности за совершение налогового преступления подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Если несовершеннолетний достиг предусмотренного возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии:

– невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства;

– временного психического расстройства;

– слабоумия;

– иного болезненного состояния психики.

Формы вины при совершении налогового преступления. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение данных последствий.

Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть.

Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам:

– в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости;

– в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием);

– лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.

Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

Виды налоговых преступлений. Действующее уголовное законодательство РФ придерживается позиции отнесения налоговых преступлений к группе экономических преступлений. В действующем УК налоговые преступления рассматриваются в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» разд. 8 «Преступления в сфере экономики».

В тексте УК содержатся пять статей, посвященных налоговым преступлениям:

– ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»;

– ст. 198 «Уклонение от уплаты налога и (или) сбора с физического лица»;

– ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов или сборов с организации»;

– ст. 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»;

– ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».



Отчетность