Основные положения системы научной организации труда разработал. Основы научной организации труда на производстве. Разделяют заземлители искусственные, предназначенные для целей заземления, и естественные - находящиеся в земле металлические предметы для и

Термин «организация » в широком плане означает объединение, соединение чего-либо в одно целое, упорядочение, приведение в систему.

Следовательно – организация труда - упорядочение, приведение в систему трудовой деятельности людей.

Организация труда – это система мероприятий, обеспечивающая рациональное использование рабочей силы, которая включает соответствующую расстановку людей в процессе производства, разделение и кооперацию труда, приемы и методы, нормирование и стимулирование труда, организацию рабочих мест и их обслуживание, создание необходимых условий труда.

Организация труда может быть эмпирической , основанной на методах, полученных непосредственно трудовой практикой, и рациональной (научной) , установленной в соответствии с требованиями научно-познанных объективных закономерностей, а поэтому характеризоваться разной степенью объективности и научной обоснованности.

Научная организация труда – это организация труда, основанная на достижениях науки и передового опыта, систематически внедряемых в производство, позволяющих наиболее эффективно соединять технику и людей в едином производственном процессе и обеспечивающая повышение производительности труда и сохранение здоровья человека.

Главная цель научной организации труда – систематически улучшать организацию живого труда, приводить ее формы и методы в соответствие существующему уровню техники и технологии на данном предприятии.

Содержание научной организации труда составляют ее элементы и направления.

Элементы – методы и приемы труда, нормирование труда, формы организации и т.д., совокупность которых образует систему организации живого труда в коллективе.

Направления – пути практической деятельности, которыми характеризуется процесс совершенствования элементов.

Основные направления:

1. Разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда (подбор, расстановка работников).

2. Определение наиболее рациональных форм и размеров трудовых коллективов.

3. Разработка и внедрение внутрисменных, суточных, недельных, месячных, годовых режимов труда и отдыха.

4. Планировка, оснащение и обслуживание рабочих мест на основных и вспомогательных работах.

5. Нормирование труда работников, занятых на различных работах в с/х.

6. Совершенствование основной и дополнительной оплаты труда.

7. Подготовка кадров, повышение профессиональной квалификации.

8. Улучшение санитарно-гигиенических, психофизиологических, эстетических условий труда.

9. Укрепление дисциплины труда.

10. Разработка и использование рациональных методов и приемов труда, использование передового опыта.

Под принципом понимают требования, предъявляемые к чему-либо.

Основные принципы НОТ:

Принцип научности (для получения объективных данных об организации труда проводят исследования и анализ трудовых процессов);

Принцип комплексности (все разработки по НОТ, по всем направлениям должны разрабатываться комплексно);

Принцип оптимальности (из всех предложенных вариантов организации труда должен быть выбран оптимальный, т.е. наиболее подходящий);

Принцип экономической эффективности (все предлагаемые мероприятия по организации труда должны давать определенный экономический эффект);

Принцип гуманности (все разработанные мероприятия должны способствовать сохранению здоровья человека, повышать содержательность труда).

НОТ призвана решать следующие задачи:

1. Технико-технологические . Проектирование цехов, разработка новых технологических процессов, конструирование оборудования и оснастки и др.

2. Экономические . Создание такой системы взаимосвязи человека со средствами производства и друг с другом, которая обеспечивает максимальную производительность труда, минимальную себестоимость продукции, высокую рентабельность производства. (обоснованные и напряженные нормы труда, оптимальная кооперация и разделение труда)

3. Психофизиологические . Создание благоприятных условий труда на рабочих местах, обеспечивающих высокую и устойчивую работоспособность человека в течение длительного периода времени, сохранение его здоровья. (режимы труда и отдыха, оптимальный темп работ)

4. Социальные . Повышение содержательности и привлекательности труда. Оптимальное сочетание физических и умственных усилий работников при выполнении возложенных на них функций или работ.

Перейти на... 1.1. Понятие предприятия, его задачи и основные признаки. 1.2. Гражданский кодекс РБ и закон РБ «О предприятиях РБ» как основные документы, регламентирующие деятельность предприятия 1.3. Характерные признаки и свойства предприятия как производственной системы 1.4. Классификация предприятий и их место во внешней среде 2.1. Формы общественной организации производства. 2.2. Особенности форм организации производства, их преимущества и недостатки. 3.1. Понятие о прозводственной структуре предприятия и факторы, определяющие ее. 3.2. Структура основного производства. Показатели, характеризующие структуру предприятия. Пути совершенствования производственной структуры 4.1. Понятие о типах производства. Основные типы производства: единичные, серийные, массовые 4.2. Сравнительная технико-экономическая характеристика типов производства 5.1. Понятие о производительности труда как показателе уровня организации производства 5.3. Разделение и кооперация труда 5.4. Основные правила организации труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда 6.1. Сущность и задачи нормирования труда 6.2. Трудовой процесс и его составные части 6.3. Классификация затрат рабочего времени 6.4. Методы изучения затрат рабочего времени 6.5. Хронометраж операций 6.6. Фотография использования рабочего времени 6.7. Фотохронометраж 6.8. Нормы труда, их структура и классификация 6.8. Нормы труда, их структура и классификация 6.9. Нормативы по труду, классификация по степени укрупнения показателей, по назначению 6.10. Методы нормирования 6.11. Нормирование труда руководителей и специалистов 6.12. Учет выполнения норм труда. Внедрение и пересмотр норм труда 7.1. Понятие производственного процесса. Виды и принципы его рациональной организации 7.2. Производственный цикл, его структура. Определение длительности производственного цикла 7.3. Факторы, влияющие на длительность производственного цикла. Виды движения предметов труда. Пути сокращения длительности производственного цикла 8.1. Понятие о методах организации производства. Их виды: непоточный, поточный, автоматизированный 8.2. Организация непоточного производства 8.3. Организация поточного производства 8.4. Организация автоматизированного производства 9.1. Понятие о производственной мощности предприятия. Факторы, определяющие ее 9.2. Расчет производственной мощности 9.3. Пути улучшения использования производственной мощности 10.1. Ритмичность производства и ее определение 10.2. Содержание, задачи, состав и системы оперативно-производственного планирования 10.3. Оперативно-производственное планирование в массовом, серийном и единичном производстве 10.4. Оперативное регулирование производства и его организация. Подсистема оперативно-производственного планирования в автоматизированной системе управления предприятием 11.1. Сущность технической подготовки производства. Основные ее задачи 11.2. Этапы технической подготовки производства: конструкторский, технологический, организационно-экономический 11.3. Направления ускорения технической подготовки производства 12.1. Периоды освоения производства новой продукции и их содержание 12.2. Факторы, определяющие время освоения, формы и методы перехода на выпуск новых изделий, условия их применения 13.1. Понятие об инфраструктуре предприятия, ее состав и задачи 13.2. Организация обслуживания производства инструментом и технологической оснасткой 13.3. Организация обслуживания производства ремонтом технологического оборудования 13.4. Организация энергетического хозяйства предприятия 13.5. Организация транспортного и складского обслуживания производства 14.1. Понятие качества продукции. Показатели качества продукции: обобщающие, комплексные, единичные 14.2. Понятие технического уровня продукции. Методы оценки технического уровня продукции 14.3. Сертификация продукции. Система управления качеством продукции 14.4. Сущность технического контроля и его виды 14.5. Организация технического контроля на предприятии. Объекты и средства технического контроля 14.6. Методы количественной оценки уровня качества продукции 15.1. Организационное построение и структура службы снабжения 15.2. Функции материально-технического обеспечения на предприятии 15.3. Организация хозяйственных связей 15.4. Формы организации поставок продукции 15.5. Организация снабжения производственных цехов и участков. Определение лимита 15.6. Документация, используемая при организации снабжения производственных цехов и участков 15.7. Управление производственными запасами. Определение норм и нормативов производственных запасов 16.1. Сущность и задачи организационного проектирования 16.2. Элементы проекта организации производства. Методы организационного проектирования 16.3. Состав и содержание организационных проектов 16.4. Основные резервы развития производства, их сущность и классификация 16.5. Исследование состояния организации производства. Источники получения информации 16.6. Разработка плана совершенствования организации производства

Научная организация труда.

Научная организация труда (НОТ) – это организация труда на основе современных достижений науки и передового опыта, систематически внедряемых в трудовую деятельность, и позволяющая наилучшим образом соединить технику и людей в процессе труда. Внедрение НОТ предполагает необходимость решения трех взаимосвязанных задач: экономических - обеспечение наиболее рационального использования трудовых ресурсов, ускорения темпов роста производительности труда, повышения эффективности и конкурентоспособности производства; психофизиологических - создание наиболее благоприятных условий труда, сохранение здоровья и устойчивой работоспособности человека, повышение культуры и эстетики труда; социальных - повышение содержательности и привлекательности труда, создание условий для всестороннего развития личности, развития коллективных форм организации труда, производственного демократизма, привлечение работающих к управлению производством, воспитание у них духа коллективизма и чувства ответственности каждого за конечные результаты работы организации.

На заре становления социалистической экономики В.И. Ленин, намечая пути ее развития, большое внимание уделял проблеме организации труда. "…Для Советской власти именно организация труда… является самым главным, коренным и злободневным вопросом всей общественной жизни." Проблема организации труда в марксистско-ленинском учении рассматривается не как самоцель, а как важное средство повышения производительности труда.

Значение повышения производительности труда и проблемы его организации еще больше возрастает в период развернутого строительства коммунизма.

Впервые слово НОТ прозвучало в 1921 году в старейшем институте научной организации труда в г. Казани. На предприятиях и в учреждениях на общественных началах формировались ячейки и кружки НОТ. Существовали специальные журналы.

Выдающиеся деятели Советского государства, соратники Ленина отдавали этой работе много сил. Например, Валериан Владимирович Куйбышев был два года председателем Совета по научной организации труда. Ф.Э. Дзержинский деятельно помогал Центральному институту труда. НОТ активно пропагандировали Г.М. Кржижановский, Г. К. Орджоникидзе, М.В. Фрунзе, Е.М. Ярославский, Н.К. Крупская.

При ВЦСПС был создан Центральный институт труда (ЦИТ), который разрабатывал, демонстрировал и пропагандировал принципы научной организации труда и объединял деятельность всех других организаций, изучающих труд. Для организации многочисленных научно-исследовательских институтов, организаций и лабораторий при Наркомате рабоче-крестьянской инспекции был создан Совет по научной организации труда (СовНОТ).

Пропаганда основ научной организации труда уже в 20-х годах рассматривалась как средство повышения производительности труда. Основы НОТ в то время изучали десятки тысяч трудящихся.

Организация труда означает создание условий бесперебойной работы каждого исполнителя в составе коллектива производства в целях повышения продуктивности общего труда. Под этим термином понимают такую расстановку исполнителей, которая при настоящем уровне техники, технологии, организации производства и управления обеспечивает наименьшие затраты рабочего времени на производство единицы продукции.

Научная организация труда не ограничивается расстановкой исполнителей. Она исходит из совершенствования уровня техники, технологии, организации производства и управления на базе внедрения научных достижений.

В проекте "Основные положения по НОТ", подготовленном Институтом экономики и организации промышленного производства СО АН СССР, научная организация труда рассматривается как " совокупность постоянно уточняемых технических, организационно-экономических и физиолого-психологических мероприятий, предусматривающих внедрение в производство новых достижений науки и техники, направленных на обеспечение производства максимума продукции при минимальных затратах живого труда, а также на создание необходимых условий для всестороннего совершенствования в процессе труда участников общественного производства и перехода от труда социалистического к труду коммунистическому."

В "Основном положении" главной задачей НОТ считают "обеспечение неуклонного роста производительности труда за счет рационального использования рабочего времени, оборудования, физических и умственных способностей каждого работника и на этой основе достижение, в конкретных производственных условиях, наибольших производственных результатов при наименьших затратах рабочего времени".

С повышением уровня техники и технологии возникли серьезные изменения в содержании труда: увеличивается удельный вес времени на выполнение функции контроля за работой автоматизированных агрегатов, машин и механизмов, их настройки и регулировки; определяющее значение при оценке квалификации получают знания, а не производственные навыки; все большее значение приобретает взаимопомощь и взаимозаменяемость.

Технический прогресс и научная организация труда взаимно воздействуют друг на друга.

Однако, формы организации труда изменяются значительно медленнее, чем развитие техники и технологии. Преодоление этого отставания составляет основное содержание НОТ.

Научная организация труда (НОТ) или научное управление (англ. Scientific management) – управление производственным процессом на основе системного анализа.

Основные положения НОТ сформулировал американский инженер Ф. У. Тейлор в 1910–1915 г.г. К задачам, которые решаются в рамках НОТ, относятся:

Совершенствование форм разделения труда;

Улучшение организации рабочих мест;

Рационализация методов труда;

Оптимизация нормирования труда;

Подготовка рабочих кадров.

Система Тейлора получила в СССР ярлыки «потогонная система» и «тейлоризм». Тем не менее, проблема научной организации труда заинтересовала советских психологов и активно разрабатывалась до 2-й половины 1930-х г.г.

Эффективный производственный менеджмент невозможен без научной организации труда. Научная организация труда является составляющей цикла производственного менеджмента на оперативном уровне. Она должна базироваться на достижениях науки и передовом опыте, обеспечивать повышение производительности труда и сохранение здоровья человека.

Научная организация труда направлена на решение следующих взаимосвязанных задач – экономической, психофизиологической, социальной.

Экономическая задача связана с наиболее полным использованием оборудования, материалов, сырья, обеспечением повышения производительности труда.

Решение психофизиологической задачи предполагает создание благоприятных производственных условий, что важно для сохранения здоровья работников, их работоспособности.

Решение социальной задачи направлено на повышение удовлетворенности условиями и результатами труда.

Большое значение имеет научная организация управленческого труда, о чем уже говорилось при рассмотрении вопросов планирования времени руководителей. От того, какова структура аппарата управления, какая выбрана система управления, зависят содержание и организация труда специалистов и служащих.

Отметим, что научная организация труда имеет четко определенный круг задач. Однако ее нельзя рассматривать изолированно от организации производства в целом. Между НОТ (научной организацией труда) и совершенствованием других элементов организации производства существует взаимодействие. Особенно это проявляется при организации рабочих мест. Организация труда связана с такими элементами производства, как техника и технология. При внедрении НОТ возникает необходимость в соответствующих технических решениях, изменении технологического процесса, оборудования и др. На организацию труда влияют тип и характер производства.

Важнейшими составляющими научной организации труда являются разделение и кооперация труда. Разделение труда – это разграничение деятельности людей в процессе совместного труда.

Разделение труда на предприятии означает обособление отдельных частичных трудовых процессов с целью сокращения производственного цикла за счет одновременного выполнения различных работ и повышения производительности труда. Повышение производительности труда. достигается за счет приобретения производственных навыков рабочими благодаря специализации работ.

В странах развитой рыночной экономикой на предприятиях уделяют большое внимание сокращению времени производственного цикла. Это обусловлено тем, что сокращение длительности производственного цикла является центральной задачей организации и управления производством, одним из показателей эффективности управленческого труда.

Высокий уровень специализации свидетельствует о культуре производства.

Разделение труда невозможно без его кооперации. Задачей кооперации является обеспечение согласованности между действиями отдельных работников или групп работников, выполняющих различные трудовые функции. Разделение и кооперация труда составляют две взаимосвязанные и дополняющие друг друга стороны производственного менеджмента.

Разделение труда может быть технологическим, функциональным, профессионально-квалификационным.

При технологическом разделении труда производственный процесс расчленяется на отдельные фазы, виды работ, операции.

Функциональное разделение труда предполагает деление выполняемых работ в зависимости от роли и места различных групп работников в производственном процессе.

Профессионально-квалификационное разделение труда связано с делением работающего персонала по профессиям (специальностям), по разрядам, категориям.

Разделение и кооперация труда по-разному проявляются на производстве, поскольку зависят от влияния ряда факторов, в частности технического уровня производства. Например, от применяемого технологического оборудования зависит специализация труда основных и вспомогательных рабочих, обслуживающих это оборудование.

Тип производства также влияет на разделение и кооперацию труда. Например, в единичном производстве рабочий-станочник кроме основной работы выполняет работы по техническому обслуживанию оборудования (наладка, мелкий ремонт и т.п.). В крупносерийном и массовом производстве это выполняют специальные рабочие (наладчики и др.).

Имеют значение и принцип организации цехов и участков (технологический, предметный), вспомогательных служб (централизованный или децентрализованный), степень непрерывности технологических процессов, трудоемкость изготовления продукции.

На научной основе должна базироваться организация коллективных трудовых процессов в бригаде. Она должна быть тесно связана с задачами управленческого учета. Ведь управленческий учет представляет собой часть информационной системы предприятия, а также деятельность, направленную на обеспечение руководства информацией для принятия решений и планирования, оперативного управления и контроля, стимулирования работников предприятия в выполнении намеченных программ, оценки деятельности подразделений, аппарата управления и отдельных сотрудников внутри организации. Напомним, что объектами управленческого учета являются так называемые центры ответственности, центры затрат по услугам и изделиям, предприятие в целом, отдельные цехи, участки, отделы.

Общими принципами организации трудовых процессов являются обеспечение непрерывности и естественности трудовых действий и приемов, рациональная загрузка рабочих и оборудования и др.

К специфическим принципам относятся обеспечение временных и пространственных взаимосвязей производственных процессов, предупреждение нарушений их нормального хода и др.

Разделение труда имеет экономические, психофизиологические и социальные границы.

Экономические границы определяются длительностью производственного цикла.

Психофизиологические – степенью утомляемости рабочих в связи с монотонностью труда на однообразных операциях.

Социальные границы связаны с содержательностью труда.

Внедрение научной организации труда требует следующих условий:

Разработки плана внедрения;

Установления подразделения или исполнителя, отвечающего за эту работу (центр ответственности);

Четкого определения обязанностей и контрольных функций;

Создания системы обучения и аттестации персонала;

Создания системы материального и морального стимулирования работ.

Эффективность труда во многом зависит от организации рабочих мест.

И передового опыта. Термином «НОТ» характеризуют обычно улучшение организационных форм использования живого труда в рамках отдельно взятого трудового коллектива (например, предприятия) или общества в целом.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Задачи, которые решаются в рамках НОТ:

    1. Совершенствование форм разделения труда;
    2. Улучшение организации рабочих мест;
    3. Рационализация методов труда;
    4. Оптимизация нормирования труда;
    5. Подготовка рабочих кадров.

    Пример мероприятий плана лаборатории НОТ шахты «Северо-Гундоровская» №3 треста «Гундоровуголь» (СССР) с рекомендациями Донецкого (Ростовская область) и Шахтинского научно-исследовательских институтов, с учётом материалов заседаний шахтного совета НОТ и предложений рабочих :

    • реконструкция работы 2-го уклона ;
    • переход с откатки бесконечным канатом на ленточные транспортёры;
    • переход шахты на работу с двумя выходными днями;
    • внедрение рациональных графиков;
    • концентрация очистных работ в наименьшем количестве лав ;
    • приведение в образцовый порядок путевого хозяйства ;
    • своевременная подготовка разминовок;
    • механизация по замене батарей в электровозных гаражах;
    • улучшение состояния вагонного парка;
    • обеспечение хорошим инструментом;
    • дополнительное обучение рабочих кадров;
    • механизация доставки людей и др.

    Конечным результатом анализа фактической организации труда явилось определение состава рабочих процессов и операций, последовательности и необходимого времени их выполнения, рациональных режимов работы машин и оборудования, рациональных форм организации труда и приёмов работы, резервов производительности труда и применяемых машин по каждому рабочему месту.

    По этому плану НОТ предусмотрено увеличение среднесуточной добычи по шахте на 10,4%, снижение усталости и высвобождение численности рабочих на участке ВШТ (внутришахтного транспорта) 35 человек и достижение экономического эффекта 79,4 тысячи рублей в год.

    История развития научной организации труда

    США

    Начало применению новых методов организации труда рабочих было положено Фредериком Уинслоу Тейлором (1856-1915), который изложил свои взгляды в монографии «Принципы научного менеджмента» (1911) .

    Его опыты научного подхода к организации рутинного, тяжелого физического труда вызвали огромный интерес и положили начало поискам способов научной рационализации трудовых процессов путём тщательного изучения и проектирования приемов и методов труда с использованием хронометражных наблюдений, улучшения организации рабочих мест, установления обоснованных режимов труда и отдыха и других мер.

    СССР

    Крупным теоретиком в области организации труда в первые годы советской власти был профессор Осип Аркадьевич Ерманский (1866-1941), который ввёл в научный оборот сам термин «научная организация труда», или «НОТ». В г. вышла его книга «Система Тейлора». Затем - книга «Научная организация труда и производства и система Тейлора», которая выдержала с 1922 по 1925 гг. пять изданий, переведена в Германии , Австрии , Швейцарии и других странах. В ней он писал, что проблема научной организации труда «представляет собой редкое сочетание глубокого теоретического интереса с практическим значением остро актуальной задачи». Наиболее известной работой О. А. Ерманского была «Теория и практика рационализации», изданная в 1925 г. и переизданная до 1933 г. пять раз.

    Видным деятелем в области научной организации труда и производства, выдающимся исследователем и организатором науки, автором свыше 200 научных работ был Алексей Капитонович Гастев (1882-1939). Основные его научные труды: «Как надо работать» (1921), «Трудовые установки» (1924). «Нормирование и организация труда» (1929), «Научная организация труда» (1935). А. К. Гастев был самобытным ученым и писателем. Но главным его «произведением» стал созданный им в 1920 г. Институт труда при ВЦСПС, преобразованный в 1921 г. в (ЦИТ), бессменным руководителем которого он был вплоть до ареста и трагической кончины.

    В 1955 г. был создан Научно-исследовательский институт труда - НИИ труда, в проблематику исследований которого вошли вопросы организации, нормирования, оплаты и условий труда.

    Япония

    В период между 1948 и 1975 годами руководители компании Тойота Тайити Оно, Сигео Синго и Эйджи Тойода разработали принципы рационального управления производства позже названную Производственная система Тойоты .

    В основе системы лежала ранее разработанная и внедренная концепция Точно в срок , дополненная философией и практикой управления названной Дао Тойота.

    Производственная система Тойоты в свою очередь является предшественником более общей концепции Бережливое производство , которая внедряется множеством организаций.


    Научная организация труда (НОТ)

    1 Вступление

    2 История развития научной организации труда

    3 «Как надо работать»

    4 «Постсоветский» период

    5 Современность

    6 Литература

    Вступление

    Важным признаком НОТ является ее направленность на решение взаимосвязанных групп задач:

    Экономических (экономия ресурсов, повышение качества продукции, рост результативности производства);

    Психофизиологических (оздоровление производственной среды, гармонизация психофизиологических нагрузок на человека, снижение тяжести и нервно-психической напряженности труда);

    Социальных (повышение разнообразия труда, его содержательности, престижности, обеспечение полноценной оплаты труда).

    Организация труда является составной частью организации производства.

    Научная организация труда (НОТ) - процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Термином «НОТ» характеризуют обычно улучшение организационных форм использования живого труда в рамках отдельно взятого трудового коллектива (например, предприятия). Вместе с тем при социализме научный подход характерен и для организации труда в рамках всего общества.

    Развитием представлений о задачах НОТ являются положения о ее функциях, т.е. специфических особенностях проявления НОТ на предприятии, ее воздействии на различные стороны производства. Категория "функция" предоставляет возможность конкретизировать общие задачи НОТ, выделить в пределах каждой из них особенные направления воздействия НОТ на производство и его субъект - человека, выявить принципиальные различия между организацией труда научной и "обычной", которая зачастую упускает важные моменты в организации трудовой деятельности, что чревато потерями для производства.

    Особенно следует подчеркнуть последнее обстоятельство. Нередко можно встретить мнение, что слово "научная" излишне в понятии "научная организация труда".

    Задачи, которые решаются в рамках НОТ:

    Совершенствование форм разделения труда;

    Улучшение организации рабочих мест;

    Рационализация методов труда;

    Оптимизация нормирования труда;

    Подготовка рабочих кадров.

    История развития научной организации труда

    Основоположником научной организации труда считается Фредерик Тейлор (1856-1915), отсюда её другое название - тейлоризм.

    В России и затем СССР одним из первых теоретиков науки об организации был Александр Александрович Богданов, автор фундаментального труда «Тектология. Всеобщая организационная наука».

    Если первое издание книги (1912 год), по признанию А. А. Богданова, было «идеологически невостребованным», то последующие годы «великой дезорганизации как и великих организационных попыток» породили «острую потребность в научной постановке вопросов организации. Развиваются частичные прикладные науки этого типа - об организации мастерской, об организации предприятия, учреждения вообще, армии…».

    А. А. Богданов - человек огромной эрудиции (врач, философ, экономист, политический деятель, ученый-естествоиспытатель) - в своей теории организации предстал одним из пионеров системного подхода в познании различных явлений. Идеи сформулированной им науки - тектологии: о значении и роли обратной связи, о моделировании процессов организации - предвосхитили идеи кибернетики.

    Крупным теоретиком в области организации труда в первые годы советской власти был профессор Осип Аркадьевич Ерманский (1866-1941). В 1918 г. вышла его книга «Система Тейлора». Затем - книга «Научная организация труда и производства и система Тейлора», которая выдержала с 1922 по 1925 гг.

    Как надо работать

    Для правильной работы предприятия или учреждения необходимо в первую очередь расставить работников на определенные рабочие места и поручить каждому конкретные трудовые функции. Это достигается путем выбора наилучших форм разделения труда или расчленения всего объема работ на отдельные составные части, каждая из которых выполняется определенным работником.

    Разделение труда предполагает также отделение основных работ, направленных непосредственно на обработку изделия или детали, от вспомогательных - подготовительных и подсобных работ, которые предназначены для уборки отходов, доставки материалов, инструментов и т. д. Это помогает улучшить использование рабочего времени квалифицированных работников.

    Однако разделение труда предполагает и его кооперацию, т. е. объединение совместных усилий работников, выполняющих отдельные части работы, для выполнения всего объема работ. На предприятиях кооперация труда осуществляется между цехами (межцеховая), различными участками внутри цехов (внутрицеховая) и между исполнителями (внутриучастковая, внутрибригадная).

    Чтобы трудовой процесс протекал успешно, необходима определенная

    организация рабочих мест, т. е. их правильная планировка и оснащение в соответствии с характером работы, а также организация обслуживания рабочих мест (обеспечение их сырьем, материалами, инструментом). Чем рациональнее организовано рабочее место, чем оно удобнее, тем лучше обеспечено всем необходимым для бесперебойной и ритмичной работы, тем менее утомителен и более привлекателен труд, тем выше уровень производительности труда рабочего.

    Большое значение для организации труда имеет установление наилучших приемов и методов, с помощью которых может быть выполнена определенная работа. Это позволяет в значительной степени повысить производительность труда и его эффективность. Этому способствуют и хорошие условия труда внешняя среда, в которой трудится работник, производственная обстановка, которая его окружает на производстве), они делают работу привлекательной, а также оказывают хорошее влияние на здоровье человека, его работоспособность. Неблагоприятные условия труда приводят к быстрой утомляемости, снижают производительность.

    Улучшение организации работы во многом зависит от правильного нормирования труда, от подготовки кадров (обучение рабочих, в ходе которого они приобретают профессию), от повышения их квалификации, соблюдения работниками трудовой дисциплины.

    Во многих случаях внедрение НОТ сокращает, а иногда вовсе устраняет потребность в капитальных вложениях, так как обеспечивает рост производительности труда в результате применения наиболее совершенных организационных методов трудовых процессов.

    «Постсоветский» период

    Приведенный далеко не полный обзор событий и мероприятий, связанных со второй волной развития НОТ в нашей стране, свидетельствует о том, что в конце 60-х годов и в 70-х годах НОТ стала явлением общепризнанным, а что касается практической деятельности, работа по научной организации труда стала масштабной и разносторонней. Однако не следует строить иллюзий относительно того, что все проводимые действия и мероприятия по НОТ давали должный эффект. В силу пороков, присущих административно-командной экономике, многое из того, что осуществлялось, носило кампанейский характер. Мероприятия по НОТ, принудительно планируемые предприятиям, порождали формальный к ним подход, что вело к компрометации разумных и действительно полезных дел. Явный дефицит профессионально подготовленных специалистов по организации труда привели к тому, что вопросами НОТ зачастую занимались малокомпетентные люди, а это не способствовало ее популярности.

    Современность

    В настоящее время работа по организации, нормированию и оплате труда законодательно отнесена к компетенции предприятий, что является фактом в целом положительным. Однако все более становится очевидным, что ряд функций управления трудом на государственном уровне, таких, например, как координация научных исследований проблем организации труда, организация разработки межотраслевых норм и нормативов по труду, методическое руководство системой проектирования организации труда на стадии разработки проектов новых предприятий, организация подготовки специалистов по организации и нормированию труда, нужно восстанавливать в адекватной рыночным преобразованиям форме. К пониманию этого приходят руководители разного уровня, о чем свидетельствуют материалы «круглых столов» и обсуждений проблем производительности, организации и нормирования труда, проведенных в 2000 г. в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации.

    Современная научная организация труда включает в себя как организационно-технические и технико-экономические, так и психофизиологические аспекты организации труда и управления. Совершенствование организации труда и управления персоналом в индустриально развитых странах является объектом специального изучения многочисленными научно-исследовательскими учреждениями, государственными и частными консультативными фирмами.

    В настоящее время НОТ развивается в рамках инженерной психологии и менеджмента.

    Литература

    Гастев А.К. Как надо работать. М., «Экономика», 1972 г.

    Ленин В.И. «Научная» система выжимания пота // Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 23;

    Ленин В.И. Система Тейлора - порабощение человека машиной // Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 24;

    Тейлор Ф.У. Научная организация труда, 2-е изд., М., 1925;

    Рофе А.И. Организация и нормирование труда. «МИК», 2003 г.

    Также была использована статья с сайта bibliotekar.ru

    Поднаучной организацией труда (НОТ) понимается использование достижений наук (преимущественно психофизиологии, инженерной психологии, социальной психологии, гигиены труда, дизайна) для обеспечения эффективности труда.

    К центральным задачам, которые решает НОТ, относятся две:

    Создание на рабочих местах максимально благоприятных условий,

    Обеспечение высокой работоспособности работающих.

    Создание благоприятных условий на рабочих местах стало предметом пристальных и широких научных исследований и усовершенствований с начала XX в. и получило первичное воплощение в системе Ф. Тейлора не оно предусматривает научно обоснованные:

    Конструирование рабочих мест (удобный стол, сиденье, оборудование необходимыми средствами, размещение их и инструмента);

    Конструирование приборов и инструмента (панелей, экранов, шкал, ручек, включателей и пр.);

    Создание рабочей среды, в которой находится работающий (освещенность, цвет, температура, состав воздуха, отсутствие излучений, шумов, помех);

    Распределение функций между человеком и машиной, согласование их возможностей;

    Проектирование машин, обладающих некоторыми возможностями человека (ныне это и проблема искусственного интеллекта);

    Способы и приемы оптимального выполнения рабочих движений;

    Распределение рабочих функций между совместно выполняющими работу (в конвейерном производстве, управлении самолетом, космическими аппаратами и др.).

    Обеспечение высокой работоспособности сотрудников имеет в своей основе проблему предупреждения и снятия чрезмерной усталости и утомления, которые развиваются в процессе труда, снижают его эффективность и могут сказываться неблагоприятно на здоровье. Работоспособность - психологическая и физиологическая возможность человека эффективно выполнять работу в течение определенного времени. Расход запаса сил при работе приводит к возникновению и усилению утомления (состояние организма, связанное с угнетением функций центральной нервной системы, снижением возбудимости и лабильности, нарастанием торможения процессов высшей нервной деятельности, их рассогласования, нехваткой кислорода в организме, накоплением «шлака» - отходов обмена веществ, снижением энергетических ресурсов систем организма и пр.) и чувства усталости (состояние психики, характерное ощущением спада сил, слабости, разбитости, вялости, трудности и нежелания продолжать работу, желания отдохнуть и ухудшением психологических функций мышления, памяти, внимания, воли и др.). Чем больше усталость и утомление, тем ниже работоспособность и показатели эффективности труда. Утомление и усталость взаимосвязаны. Понятно, что утомление порождает чувство усталости и снижает работоспособность. Но чувство усталости, слабости, разбитости, нежелания работать может возникать и при полном запасе сил в организме. Это бывает при неумении настроиться на работу, отсутствии интереса к ней и трудолюбия, у любителей много спать или постоянно «расслабляться», после длительных перерывов в работе и пр.


    Динамика работоспособности закономерна и имеет разные проявления (рис. 10.1). Причины ее не только физиологические, но и психологические.

    Научная организация труда для поддержания работоспособности на высоком уровне рекомендует общие и специальные меры.

    Общие меры заключаются в создании благоприятных условий на рабочих местах, о которых шла речь выше, и здоровой атмосферы в группах работающих. Смысл их - в исключении непроизводительного расходования сил. Рекомендуется самим работникам повышать психологическую устойчивость к негативно влияющим на психику факторам, если их нельзя избежать.

    Специальные меры более прицельны и активны и рекомендуются к осуществлению самим работником. Работа меньше утомляет, если она интересна, делается с увлечением, приносит удовлетворение, радость, а поэтому нужно самостимулирование рабочего настроя. Положительно влияет тихая музыка, приятные мелодии. Отрицательно сказываются холод или жара в помещении, работа с переполненным пищей желудком, посторонние шумы; их надо устранять.

    Важен режим труда и отдыха - чередование нагрузок и разгрузок, затрат сил и их восстановления. Существует микро- и макрорежим. Первый заключается во введении в процесс работы мер, направленных хотя бы на частичное восстановление сил. Это по возможности: микроперерывы длительностью 7- 10 минут через каждые 1,5 - 2 часа работы; периодические расслабления на рабочем месте в течение хотя бы 3-5 минут (отвалиться на спинку стула, опустить голову, закрыть глаза, расслабиться); гипервентиляция легких (10-15 медленных, глубоких, до конца вдохов и выдохов); изометрические упражнения (на рабочем месте, можно даже не прерывая сидячую работу, выполнить несколько 5-10-секундных мышечных напряжений и расслаблений. Например, обхватив ладонями стул снизу сидения, пытаться как бы поднять себя, а затем расслабиться; опереться руками о сидение и приподнять себя над стулом, расслабиться; подпереть голову руками, и пытаться подбородком вдавить их в стол, расслабиться и др.); 3-5-минутные физкультурные разминки на рабочем месте; временное переключение с утомившего вида действий на более простой.

    Макрорежим предполагает: соблюдение установленной законом продолжительности обязательного рабочего дня, час обеденного отдыха, сутки отдыха в недельном и длительный отдых в годовом рабочих циклах, правильную организацию отдыха. Хорошо отдыхать - не просто много отдыхать. Важно - как отдыхать. Есть два основных вида отдыха: пассивный и активный. Пассивный отдых - обеденный перерыв, время по окончании работы, ежедневный сон продолжительностью 7-8 часов. Активный отдых - отдых, заполненный какой-то активностью, рассчитанной на ускоренное восстановление работоспособности. Науке давно известен «феномен Сеченова». Ученый проводил эксперименты по поднятию и опусканию груза одной рукой до полного отказа, т. е. крайнего мышечного утомления. Число поднятий подсчитывалось. Для отдыха отводился 10-минутный перерыв. В одной серии опытов испытуемые в перерыве прекращали всякую деятельность (пассивный отдых), в другой - в течение одной минуты поднимали груз, но другой рукой (активный отдых). Оказалось, что сила первой руки восстанавливалась значительно лучше во второй серии экспериментов, что объясняется физиологическими законами доминанты и индукции.

    Современные исследования, подтверждая «феномен Сеченова», уточняют: активный отдых полезен при местном утомлении (что-то устало: глаза, мышление, спина, ноги и т.п.), переключении нагрузок (устала голова - активизируй мышцы, устали глаза - не занимайся во время отдыха просмотром телепередач или чтением и т.д.), если он не очень интенсивен и доставляет удовольствие.

    Работоспособность можно повысить, но кратковременно, с помощью стимуляторов: глюкозы, витаминов, кофе, крепкого чая, лимона, тонизирующих препаратов, но не следует ими злоупотреблять.

    Вхождение в должность

    Начало работы на новом месте - достаточно сложное и трудное событие для нового сотрудника, а тем более для молодого специалиста. Это не просто административный акт или отрезок времени, который неизбежно завершается успехом. Надо умело и достойно его пройти, преодолев своеобразные психологические и педагогические трудности.

    Вхождение в должность -процесс психической адаптации * молодого специалиста к деятельности и условиям по новому месту работы. Он включает:

    * От лат. adaptio - приспособляю. Психологическая адаптация - настройка и приспособление психической деятельности (процессов, состояний, а при необходимости, и психических образований - навыков, качеств и др.) к активности в новых условиях.

    профессиональную адаптацию: освоение функций, обязанностей и действий по должности. Приходится вспоминать, что изучалось ранее, подучиваться, обогащаться знаниями, навыками, умениями, отказываться от учебных привычек и условностей, добиваться реальных результатов в труде;

    социально-психологическую адаптацию: привыкание к новому коллективу, новым людям, налаживание деловых и доброжелательных отношений с ними, завоевание их уважения, изучение и принятие существующих в нем формальных и неформальных норм поведения, включение в различные аспекты жизни коллектива, самоутверждение в коллективе;

    бытовую адаптацию: привыкание к новому (по сравнению с учебой) режиму жизни, повышенным психологическим и физическим нагрузкам, решение жилищных проблем, вопросов питания, стирки, досуга.

    Степень адаптационных трудностей задается степенью различий между учебой, образом жизни студента и профессиональной работой, а эти различия весьма велики. Трудности возрастают, если студент не очень напрягался в учебе, не вырабатывал у себя качеств профессионала, если работа по должности не очень совпадает с профилем полученного профессионального образования, если новый коллектив не очень развит и дружелюбен.

    Адаптация протекает в три этапа:

    Прием обязанностей и начала работы,

    Углубленное освоение обязанностей,

    Творческое повышение эффективности труда на основе полученного образования.

    Первый этап обычно (сроки очень индивидуальны) длится 7-15 дней, второй - до 6-12 месяцев, а третий - до трех и более лет, в течение которых новичок считается молодым специалистом.

    Вступая в должность на новом месте работы,следует:

    Настроиться на успешную адаптацию с полным пониманием ее длительности, характера, сложностей и важности успеха для дальнейшей трудовой деятельности;

    Рассматривать адаптацию не как чисто технический, профессиональный акт, но как личностную и социально-психологическую задачу, решение которой происходит под внешне малозаметным, но пристальным изучающим и оценивающим новичка наблюдением сослуживцев, как проверку качества его образованности и выучки, как акт самореализации и нового, более высокого уровня самоутверждения, как очередной экзамен жизни;

    Действовать с полной мобилизацией сил, осмысленно, организованно, самокритично, без поспешных выводов о том, что адаптация завершена, не отчаиваясь при каких-то неудачах и продолжая учиться, учиться на практике.



    Енвд