Система социальных гарантий прав граждан. Законом установлены трудовые и социальные пенсии. Пенсия – это регулярная денежная выплата, которая производиться в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных доходов и других источник

Социология, социальная работа и статистика

Государственные гарантии социальной защиты населения в РФ. В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы. Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. 7 Основного закона РФ: В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда обеспечивается постоянная поддержка семьи материнства отцовства и детства инвалидов...

28.Государственные гарантии социальной защиты населения в РФ.

В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы. Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности. В то же время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

Социальные гарантии — это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты — это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в следующих областях:

1) оплаты труда;

2) пенсионного обеспечения;

3) образования;

4) здравоохранения;

5) культуры;

6) социального обслуживания;

7) жилищно-коммунального обслуживания.

Закрепляя в законе "О государственных минимальных стандартах" самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной. Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются и другими законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым кодексами, законами "О здравоохранении", "Об образовании", "О культуре" и др.

В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

— минимальный размер оплаты труда;

Минимальная заработная плата — это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.

В ст. 37 Конституции РФ записано, что "каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы".

Согласно Трудовому кодексу РФ месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

Величина минимальной заработной платы обычно определяется путем исчисления прожиточного минимума. Прожиточный минимум — понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности. Это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

Прожиточный минимум рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и он должен соответствовать величине заработной платы. Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. В состав такой корзины входят самые необходимые продукты для поддержания жизнедеятельности средней семьи.

Прожиточный минимум может быть использован:

— в качестве базы для адресной социальной поддержки;

— в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоев населения;

— для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации перспективных и текущих социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

— для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;

— в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат.

Одной из главной минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы.

В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка — с другой. На снижение уровня безработицы должны быть направлены государственные программы содействия занятости, а также разработка и реализация федеральной целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих мероприятий:

— поддержка малого и среднего предпринимательства, не требующего крупных инвестиций;

— более эффективное использование на общественных работах тех, кто состоит на учете в службе занятости;

— профилактика безработицы на основе переквалификации работников, подлежащих сокращению, без прекращения с ними трудового договора;

— расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости;

Регулирование занятости — одно из главных направлений социальной политики.

Государство гарантирует безработным:

— выплату пособий по безработице;

— выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

— возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

— возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

— оплату в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев.

Важным элементом социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели.

Безработица порождает тяжелые социальные последствия, усиливая социальное неравенство, снижая социальный статус, возникает социальную напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы, безработица (особенно длительная) вызывает у людей неуверенность в будущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности.

В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий.

Государственные минимальные стандарты в области образования предполагают:

— набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;

— нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;

— нормы и нормативы социально-экономической поддержки обучающихся;

— норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.

В Конституции РФ (ст. 41) определены минимальные социальные гарантии в области здравоохранения . Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах.

Одной из важнейших функций системы социальной защиты населения является социальное обслуживание , т. е. деятельность по оказанию различных видов услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной, медико-реабилитационной, социально-психологической и других видах помощи. Государственные гарантии в области социального обслуживания определены законами "Об основах социального обслуживания населения в РФ", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и др.

До начала 90-х годов отрасли социального обслуживания населения были на дотации государства и лишь частично оплачивались потребителями. В настоящее время структура платных услуг населению резко возросла.

Специфическим видом государственных социальных гарантий являются предоставление жилья и дотации населению на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка незащищенных групп населения. 26 мая 1997г. принято постановление Правительства РФ № 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг". Постановлением определена минимальная социальная норма жилой площади на человека — 18 кв. м2, ниже которой человек признается нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет право на льготное получение, покупку или строительство жилья.

Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения.

Таким образом, социальная защита – это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Основными формами социальной защиты выступают:

Законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

Регулирование доходов и расходов населения;

Социальное страхование;

Социальное вспомоществование;

Социальные услуги;

Целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России ориентируется на поддержку отдельных слоев населения по принципу заявительности – по мере обращения граждан; патернализма, обозначающего государственную опеку по отношению к менее защищенным слоям населения.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43527. Организация отдыха детей и молодежи: технологии, опыт, проблемы 246.5 KB
Правильно организованный отдых детей и молодежи обеспечит их разностороннее развитие и формирование личности, духовное, патриотическое, нравственное воспитание, укрепление здоровья, оздоровление организма и восстановление работоспособности. В современной России возникла проблема, касающаяся организации досуга и отдыха детей и молодежи
43528. Анализ и прогнозирование финансового состояния предприятия ООО «Зеркало-инфо» 455 KB
Объектом исследования курсовой работы является ООО Зеркалоинфо предмет исследования финансовое состояние предприятия. Цель курсовой работы исследование финансового состояния предприятия ООО Зеркалоинфо выявление основных проблем финансовой деятельности. В первой главе работы проводится анализ финансового состояния предприятия.
43529. Анализ и прогнозирование финансового состояния предприятия СООО «Эмир Моторс» 467 KB
Объектом исследования курсовой работы является СООО Эмир Моторс предмет исследования финансовое состояние предприятия. Цель курсовой работы исследование финансового состояния предприятия СООО Эмир Моторс выявление основных проблем финансовой деятельности. В первой главе работы проводится анализ финансового состояния предприятия.
43530. Расчет балки и ее характеристик 3.86 MB
Для указанных схем определить собственные частоты и формы колебаний. Проверить ортогональность собственных форм колебаний. Определить амплитуды вынужденных колебаний под действием силы P(t) = P0cosΩt, приложенной в точке А. Построить эпюру динамических изгибающих моментов при частоте Ω = (γ/mδ)1/2
43531. Системный анализ информационной системы управления бюджетом на предприятии 12.42 MB
А1 Масштаб предприятия одно здание 100 служащих. А2 Масштаб предприятия четыре филиала в пределах города 500 служащих. А3 Масштаб предприятия один филиал в пределах города и четыре филиала в области 1000 служащих. А4 Масштаб предприятия семь офисов в семи регионах РФ 500 служащих.
43532. Становление системы хореографического образования А.Я.Вагановой 82.91 KB
Стремясь подчеркнуть особенности русской балетной школы, Ваганова в своей книге нередко сопоставляет ее с французской и итальянской школами. Эти понятия нельзя связывать с современным зарубежным балетом, хотя в отдельных случаях описанные Вагановой приемы еще бытуют в хореографической практике.
43533. Проектирование автоматизированного участка цеха по производству сотового заполнителя 649 KB
Характеристика изделий получаемых в данном технологическом процессе Технические характеристики сот Краткая характеристика линии для производства непрерывного сотового заполнителя Характеристика склада
43534. РАСЧЕТ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МАШИН И ОСНАСТКИ 465.5 KB
Цепной передачи одноступенчатого редуктора ременной передачи.Проектировочный и проверочный расчет цепной передачи.Проектировочный и проверочный расчет зубчатой передачи.Проектировочный и проверочный расчет ременной передачи.
43535. Бизнес-план придорожного сервиса автодороги Р351 «Тюмень-Екатеринбург» 747 KB
Пункт придорожного сервиса представляет собой мини-кафе, строительство которого включено Управлением торговли и услуг Екатеринбургского облисполкома в план развития объектов общепита придорожного сервиса в Свердловской области. По проекту кафе будет располагаться рядом с существующим газоном

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере. Это целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны.

Целью социальной политики является развитие образующих то или иное общество классов, социальных слоев (страт), национальных или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также развитие (социализация) человека.

Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры общества, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития.

Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

Формирование социальной политики происходит на основе информации, получаемой в результате сбора статистических данных и проведения социологических исследований. Осмысление и анализ полученной информации позволяют выработать социальную стратегию по реализации социально значимых целей и решению социальных задач общества.

Политика государства в сфере доходов

Различия в уровне на душу населения или одного занятого называются дифференциацией доходов. Она была и остается характерной чертой рыночного хозяйства, наблюдается и в странах, которые издавна идут по пути рыночного развития, и в странах, вступивших на этот путь совсем недавно. Особенно характерен рост показателей дифференциации доходов для переходной экономики России.

На смягчение неравенства в распределении доходов направлена социальная политика государства, основной задачей которой является адресная (т. с. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства. Решение этой задачи предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов для жизнедеятельности человека или достижения определенного уровня жизни.

Определяется как обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, духовными благами и степенью удовлетворения потребностей людей в этих благах. Набор необходимых для жизнедеятельности благ включает условия труда, образования, здравоохранения, жилья и т. п. Уровень жизни рассматривается как на макроуровне (для населения страны в целом), так и на дифференцированном микроуровне (для отдельных групп населения).

Основными направлениями социальной политики государства в русле уменьшения дифференциации доходов являются: перераспределение, регулирование и индексация доходов; поддержка беднейших слоев населения; и др.

Перераспределение доходов осуществляется через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получения дохода. Оно предполагает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения, а также выплат пособий наиболее нуждающимся, пособий по безработице.

Регулирование доходов заключается в том, что государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов, устанавливая либо гарантированный минимум заработной платы (в России — минимальный размер оплаты труда), либо верхний предел увеличения номинальной заработной платы.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация , т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Применяется как в общегосударственном масштабе, так и на уровне отдельных мероприятий.

И наконец, важным направлением в социальной политике является поддержка беднейших слоев населения через систему денежных и натуральных пособий.

— это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.

Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:
  • необходимый и достаточный объем;
  • обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;
  • адресность;
  • учет территориальных особенностей;
  • механизм доведения до получателя.

Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией.

В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и свобод наемного работника, нанимателя.

Для основной части населения наемный труд является главным источником средств существования, поэтому система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Для этого государством устанавливается минимальная оплата труда. В большинстве стран устанавливается минимальная часовая зарплата.

В России устанавливается минимальная месячная оплата, которая составляет 1100 рублей (т.е. около 40 долл. в месяц, или примерно 0,2 долл. в час). Такой низкий уровень минимальной зарплаты свидетельствует о том, что государство в настоящее время практически не регулирует уровень оплаты труда в России.

Социальные гарантии в отношении нетрудоспособного населения должны создавать условия для его потребления, учитывая особенности каждой группы.

Поступления из системы социальной защиты делят на три группы:

  • денежные выплаты (пенсии, пособия);
  • льготы, проявляющиеся в праве на снижение налогов, получение трансфертов в натуральной форме;
  • социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.

Социальные гарантии выполняют различные функции :

  • алиментарно-компенсационную, которая обеспечивает поддержание потребления на определенном уровне;
  • защитную, которая обеспечивает сохранение условий труда и проживания;
  • стимулирующую, которая стимулирует получателя на рост трудовой и деловой активности.

Пособия и льготы классифицируются следующим образом:

  • льготы и дотации на оплату жилья и коммунальных услуг;
  • льготы по проезду на внутригородском общественном и междугороднем транспорте;
  • льготы по приобретению лекарств;
  • бесплатное обеспечение транспортными средствами, дотации на бензин и техническое обслуживание;
  • выплаты пособия по бедности;
  • выплаты пенсионерам, ветеранам и лицам преклонного возраста;
  • выплаты инвалидам;
  • льготы по налогообложению;
  • компенсации и выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;
  • выплаты пособий на детей и матерям;
  • льготное и бесплатное предоставление путевок санаторно-курортного лечения;
  • жилищные субсидии.

Задачи социальной политики охватывают стимулирование и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение определенного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Следует также отметить, что рыночные отношения предполагают, что люди должны зарабатывать деньги, а те, кто по каким-то причинам не может этого делать, должны стать предметом защиты государства. Социалистическая система всем гарантировала приблизительно одинаковую зарплату, а льготы обеспечивали социальную дифференциацию. Обычно льготы получали лица, имеющие заслуги перед государством.

В обществе рыночных отношений функцию социальной защиты населения берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.

Основные социальные гарантии закреплены в Конституции Российской Федерации и находят свое подтверждение в социальной политике.

Они определены в ст. 7 Конституции РФ.

Понятие «гарантия» (франц. - обеспечение) - обязательство, при невыполнении или ненадлежащем исполнении которого гарант несет ответственность в установленном законом порядке. В качестве государственных социальных гарантий выступают наиболее значимые права человека. Механизм гарантирования предусматривает специализированные юридические нормы, определяющие порядок действия гарантий; организационные структуры, управляющие системой ее реализации, финансово-экономические рычаги и источники обеспечения.

Таким образом, социальные гарантии - это материальные, политические, организационные и юридические условия и средства, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться предоставленными им законами государства, гражданскими правами и свободами.

Минимальные гарантии - это гарантии, обеспечивающие удовлетворение жизненно важных потребностей человека на минимальном уровне. Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты. Государственные минимальные социальные стандарты - это единые минимальные социальные нормативы и нормы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах и услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на указанные цели.

Государственные минимальные стандарты направлены на решение задач:

совершенствование механизма реализации конституционных прав, гарантированных гражданам;

удовлетворение важнейших потребностей человека;

сохранение единого социального пространства страны на основе выравнивания условий доступности потребления материальных благ и услуг в различных регионах России;

повышение обоснованности формирования бюджетов, прежде всего, на уровне субъектов РФ и местного самоуправления;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях финансовой политики государства.

Итак, минимальные социальные стандарты - это установленные нормативы и нормы, обеспечивающие определенный уровень удовлетворения важнейших потребностей населения. Минимальные социальные стандарты, имеющие приоритетное значение, устанавливаются в законодательном порядке.

Минимальные социальные стандарты находят выражение в системе минимально допустимых показателей, удовлетворяющих основные потребности населения в сферах:

труда (оплата и условия труда);

пенсионного обеспечения;

социального обслуживания;

обеспеченности жильем;

медицинского обслуживания;

образовательных услуг;

культуры;

окружающей среды.

Минимальные социальные стандарты разрабатываются на федеральном и региональном уровнях. В субъектах Российской Федерации минимальные социальные стандарты могут корректироваться только в сторону увеличения.

Минимальные стандарты охватывают все отрасли социальной сферы. Они рекомендованы для использования в работе по финансированию развития социальной сферы бюджетными средствами органами исполнительной власти на всех уровнях управления.

Таким образом, система социальной защиты должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий как механизм долговременного действия, предусмотренных законом обязательства государства, направленных на реализацию конституционных прав граждан.

Минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя.

Гарантированный минимум - это уровень потребления, утвержденный в соответствии с финансовыми возможностям гаранта (государство, региональные органы власти, предприятие и т.д.), обеспечивающий удовлетворение минимально необходимых потребностей человека.

К гарантированному минимуму относятся:

минимальная заработная плата;

минимальная пенсия (стипендия);

минимально гарантированный доход;

гарантированное предоставление медицинских услуг в рамках медицинского страхования и т.д.

Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются законодательными актами, в том числе гражданским, трудовым, семейным, жилищным Кодексами, законами «О здравоохранении», «Об образовании», «О культуре», «О занятости населения в РФ» и др.

Одной из важных социальных гарантий со стороны государства выступает минимальная заработная плата.

Минимальная заработная плата - это законодательно установленный уровень оплаты труда, ниже которого работодатель не имеет права устанавливать ставки и оклады заработной платы. Она представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы.

Минимальный размер оплаты труда имеет гарантированный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за труд. Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Последние должны начисляться на заработную плату, которая не может быть ниже установленного государством минимального уровня. Неспособность предприятия выплачивать минимальную заработную плату всем своим работникам является одним из признаков банкротства.

Величина минимальной заработной платы обычно определяется посредством исчисления прожиточного минимума, который рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должна соответствовать ему. Если такого соответствия нет, то это свидетельствует об отставании экономического развития страны или несовершенстве существующей системы распределения, так как минимальная заработная плата - одна из важнейших гарантий государства.

Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и размером минимальной оплаты труда должно происходить поэтапно по мере стабилизации экономики.

Повышение минимального размера оплаты труда положительно влияет на рост средней заработной платы и приводит к увеличению его тарифной части, а также к увеличению налоговых поступлений и платежей в государственные внебюджетные фонды.

Соответствие минимальной заработной платы потребительскому бюджету возможно лишь при стабильной экономической ситуации и определенном уровне производства.

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. впервые в Российском законодательстве установил, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Конечно, для полной реализации этого положения потребуется время, поэтому в ст. 422 Трудового кодекса говорится об отдельном федеральном законе, который должен установить сроки, в течение которых МРОТ достигнет величины прожиточного минимума.

Трудовой кодекс установил ответственность работодателя за задержку заработной платы. Помимо уголовной и административной введена материальная ответственность: за каждый день задержки должны начисляться пени в пользу работника. Работник имеет право приостановить работу до выплаты задержанной суммы на пятнадцатый день задержки зарплаты, письменно известив об этом работодателя.

В трудовом кодексе сохранены разумные гарантии, предоставляемые работающим женщинам; в нем устранены положения, которые делали женщин менее конкурентоспособными на рынке труда. По- прежнему запрещено привлечение к ночной работе, сверхурочным, работе в выходные дни, направление в служебные командировки беременных женщин. Женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, предоставлено право самим решать вопрос относительно командировок. Они могут быть направлены, например, в служебные командировки, но только с их письменного согласия, при наличии медицинского заключения, что это не вредит их здоровью. Отпуск по уходу за ребенком до 3 лет теперь может взять любой член семьи, не только мать.

В полном объеме сохранены гарантии для лиц, совмещающих работу с обучением (отпуска для сдачи экзаменов, оплата проезда раз в год до места учебы и обратно и др.), при условии, что образование данного уровня получается впервые и в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

Однако следует отметить, что минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будут действительны, пока не будет восстановлена экономическая функция заработной платы. Это очень важно и в плане социальной защиты, поскольку заработная плата - категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обеспечивать человеку определенный социальный статус.

Неотъемлемой государственной гарантией является минимальная пенсия.

Минимальная пенсия - это законодательно установленная минимальная величина пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Для различных категорий получателей социальной пенсии установлен ее фиксированный размер. Минимальная пенсия при общем трудовом стаже, равном для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда. Она повышается на 1 % за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости, но не более чем на 20 %.

Одним из важных аспектов минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы. В решении этой про блемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости и самозанятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка - с другой.

С 1 января 2005 г. в соответствии с так называемым «Законом о монетизации» (№ 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.) несколько изменился порядок предоставления социальных гарантий и компенсаций по безработице. На основе главы VI (ст. 27, 28) Федерального закона РФ в редакции от 28 августа 2004 г. «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным: 1)

выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; 2)

время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнения государственных обязанностей.

Размеры минимальной и максимальной величин пособий ежегодно определяются Правительством РФ. Размер пособия по безработице устанавливается (за некоторым исключением) в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.

Государство, как определено Законом о занятости, проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Безработным гражданам в соответствии с законодательством гарантируются:

а) социальная поддержка;

б) осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Государство также обеспечивает дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствия с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, тер риториальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан.

С 1993 г. в России внедряется система обязательного медицинского страхования на основе медицинского полиса. На основе этого финансового документа построена система обязательного медицинского страхования (ОМС). Базовая программа ОМС принята постановлением Правительства РФ 23 января 1992 г. № 4. Территориям РФ предоставлено право корректировать этот документ лишь в сторону улучшения.

Согласно Конституции РФ (ст. 43), каждому гражданину РФ «гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Действуют гарантии социальной поддержки детей-сирот, выпускников интернатных учреждений и детских домов, детей из семей «группы риска» в период получения ими образования.

В Конституции РФ (ст. 40) отмечается, что малоимущим, иным, указанным в законе, гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами.

Государство устанавливает минимальные стандарты обеспеченности жильем и стандарты качества жилья. Государство предоставляет жилье определенным категориям населения: малоимущим, инвалидам, выпускникам детских домов и интернатов и т.д. При этом размеры платы за жилье (социально-бытовые услуги, электроэнергия, телефон и др.) для этих категорий граждан снижаются. Существует определенная система субсидий, квартирных сертификатов (для военнослужащих и других) для приобретения жилья, различные налоговые льготы и т.д.

Определены задачи реформирования жилищного хозяйства на перспективу до 2010 г. в «Основных направлениях социально- экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», одобренных Правительством РФ в июне 2000

С 1 января 2005 г. вступил в действие новый Жилищный кодекс Российской Федерации, в котором (ст. 160) определено, что:

отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов;

компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в соответствии с законодательством.

Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ст. 159). Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом РФ.

Государством определены социальные гарантии в сфере социального обслуживания населения, в том числе: социальный уход; социальная реабилитация; социальный приют.

Отдельные виды социальных услуг (например, социальный приют для детей без попечения родителей или людей, не имеющих крова, и др.) не могут осуществляться за счет оплаты самими потребителями. Особенности экономического устройства сферы социального обслуживания определены законодательством РФ.

Как правило, в государственных учреждениях социальное обслуживание осуществляется бесплатно или за плату, лишь частично возмещающую расходы. Общим принципом является предоставление государством услуг для лиц с низкими доходами, детей-сирот, детей- инвалидов и бездомных.

Участие государства включает выполнение следующих трех функций: 1)

предоставление необходимых услуг; 2)

финансирование; 3)

регулирование, в том числе и деятельности частных производителей социальных услуг.

Таким образом, государство создает определенную систему государственных социальных гарантий, направленных на социальную защиту социально уязвимых категорий населения.

С системой государственных социальных гарантий тесно взаимосвязана система социальных льгот.

Льготы - это постоянное или временное предоставление гражданам определенных материальных выгод в денежной или натуральной форме. Система льгот - это преимущества, дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан или отдельным организациям, регионам и т.п. Льготы устанавливаются на федеральном или на местном уровнях. Источником льгот является федеральный государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

К числу льгот, учитываемых при проведении выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, относятся все виды натуральной помощи, предоставляемой домашним хозяйствам как работодателем, так и из бюджетов всех уровней. Оценка стоимости полученных льгот производится со слов опрошенных членов домашних хозяйств.

Льготы взаимосвязаны с дотациями. Дотация - это денежные средства, предоставляемые гражданам на безвозмездной основе для покрытия текущих расходов.

К льготам и дотациям на питание относится как выплата наличными деньгами или продуктовыми наборами, так и возможность предоставления продуктов питания по более низким ценам.

К льготам на оплату транспортных расходов относятся: пользование льготным проездом на всех видах транспорта, в том числе служебным автомобилем (такси для инвалидов) и т.д.

К льготам на оплату жилья и коммунальных услуг относятся предоставляемые гражданам в соответствии с действующим законодательством скидки по оплате, субсидии и др.

Предоставление федеральных льгот было осложнено, прежде всего, причинами финансового характера, а также из-за неотработан- ности механизмов их реализации. Особенно остро встали вопросы, связанные с реализацией Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и, в частности, предоставления ветеранам льгот по проезду на транспорте, медицинскому обслуживанию, лекарственному обеспечению, оплате жилья и коммунальных услуг, установке и оплате телефонов, выдаче кредитов и т.д.

В связи с этим возникла необходимость решения довольно сложной и актуальной задачи инвентаризации действующих федеральных гарантий, льгот и компенсаций, выявления устаревших норм с учетом развития законодательства и изменения социально-экономической ситуации.

Именно этим было обусловлено принятие Федерального закона от 24 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В соответствии с этим Законом в Российской Федерации с 1 января 2005 г. вступили в силу новые нормативные акты, согласно которым были внесены изменения в действующую систему социальных льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан нашей страны. Понятие «льгота» заменилось словами «меры социальной поддержки». Эти изменения коснулись значительной части населения Российской Федерации (только в Московской области более 2 млн человек, а в Москве около 3 млн). Все льготники были поделены на две категории: федеральные и региональные. Федеральные льготники имеют право на меры социальной поддержки:

в натуральном виде (оплата жилищно-коммунальных услуг, обеспечение бесплатной протезно-ортопедической помощью и техническими средствами реабилитации);

в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ);

в виде набора социальных услуг, включающего:

а) бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецепту врача (фельдшера);

б) предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение;

в) бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте, а также в междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В 2005 г. ежемесячная денежная выплата производилась за вычетом стоимости набора социальных услуг в размере 450 рублей. С 2006 г. предусмотрен отказ от получения социальных услуг как полностью, так и частично. В таких случаях ежемесячная денежная выплата увеличивается на соответствующую сумму.

Ежемесячная денежная выплата является новой социальной выплатой в системе денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки. Она носит компенсационный характер в целях возмещения натуральных льгот.

Таким образом, с 2005 г. Законом установлено право на ежемесячную денежную выплату отдельным категориям граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации в соответствии с принципами разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.

Раскройте сущность понятия «экономическая политика». 2.

Каково вмешательство государства в экономику рынка? 3.

Расскажите об экономической обусловленности создания государством системы социальной защиты населения. 4.

Проанализируйте экономические предпосылки развития социальной работы. 5.

Охарактеризуйте систему государственных экономических гарантий и льгот. 6.

В чем состоят сущность и значение минимальных социальных стандартов? 7.


Курсовая работа

Махачкала 2004г.

Введение ……………………………………………………………..

І Социальные гарантии как основа социальной защиты населения в современных условиях………………………….

ІІ Зарубежный опыт социальных гарантий……………………..

III Совершений системы обеспечения социальных гарантий в современных условиях…………………………………………

Заключение …………………………………………………………..

Список использованной литературы …………………………….

Введение

В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы. Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в Статье 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». В любом социально ориентированном государстве, забота о незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. В связи, с чем одной из главных задач государства является создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную жизнь. В условиях России должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура. Углубление социально-экономических проблем (безработицы, рост масштабов бедности, снижение рождаемости, ухудшение положения в жилищно-коммунальной сфере и т.д.) и нарастание социальной напряженности в стране и все это и многое другое раскрывает суть социальных проблем современной России. В связи, с чем важнейшее значение приобретает система социальной защиты населения, а в частности система социальных гарантий населения и определение направлений ее совершенствования на современном этапе рыночных отношений. Совершенствование системы обеспечения социальных гарантий в современных условиях, возможно, достичь не только по собственным пробам и ошибкам, но и с учетом зарубежного опыта.

Целью данной работы является рассмотрение системы социальных гарантий как основы социальной защиты населения в современных условиях, анализ системы социальной защиты населения зарубежом и на этой основе определение основных направлений совершенствования системы обеспечения социальных гарантий в современных условиях.

Поставленная цель предполагает последовательное решение комплекса взаимосвязанных задач:

    изучить теоретическую сущность системы социальных гарантий как основы социальной защиты населения в современных условиях;

    исследовать особенности развития системы социальных гарантий в зарубежных странах;

    выявить основные направления совершенствования системы обеспечения социальных гарантий в современных условиях.

    Социальные гарантии как основа социальной защиты населения в современных условиях

На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности. В то же время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

Социальные гарантии - это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты - это установленные законами РФ или решениями представительных органов государственной власти на определенный период времени минимальные уровни социальных гарантий, выраженные через социальные нормы и нормативы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на эти цели. 1 Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

1) оплаты труда;

2) пенсионного обеспечения;

3) образования;

4) здравоохранения;

5) культуры;

6) социального обслуживания;

7) жилищно-коммунального обслуживания.

Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.

Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются и другими законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым кодексами, законами «О здравоохранении», «Об образовании», «О культуре» и др. В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

Минимальный размер оплаты труда;

Единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы (ЕТС).

Минимальная заработная плата - это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением. 2

В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

КЗоТ РСФСР (ст. 78) устанавливает, что «месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда».

Минимальный размер оплаты труда имеет гарантированный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за свой труд. Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Последние должны начисляться на заработную плату, которая не может быть ниже установленного государством минимального уровня. Неспособность предприятия выплачивать минимальную зарплату всем своим работникам является одним из признаков банкротства.

Величина минимальной заработной платы обычно определяется путем исчисления прожиточного минимума. Прожиточный минимум – представляет собой уровень дохода, обеспечивающий приобретение научно обоснованного минимального набора материальных благ и услуг, необходимый для сохранения жизнедеятельности человека. 3 Прожиточный минимум определяется по половозрастным группам населения и сравнивается с соответствующими минимальными нормативами, характеризующими те или иные виды доходов населения: минимальный (средний) размер заработной платы, минимальный (средний) размер пенсии, стипендии, социальных пособий. Это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводится понятие «бюджета прожиточного минимума». Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи.

Прожиточный минимум рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должна соответствовать величине заработной платы. Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. В состав такой корзины входят самые необходимые продукты для поддержания жизнедеятельности средней семьи. Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума могут быть использованы:

В качестве базы для адресной социальной поддержки;

В качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоев населения;

Для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации перспективных и текущих социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

Для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;

В качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат.

Если нет соответствия между величиной минимальной заработной платы и прожиточным минимумом, это свидетельствует об отставании экономического развития страны. Соответствие минимальной заработной платы потребительскому минимуму возможно лишь при стабильной экономической ситуации и определенном высоком уровне производства. В условиях кризиса экономики нашей страны минимальный размер оплаты труда и иных социальных выплат определяется исходя из реальных экономических условий. Следует отметить, что в последние годы минимальная заработная плата, установленная законом, все менее соответствует бюджету прожиточного минимума. Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и размером минимальной заработной платы должно происходить поэтапно. По мере стабилизации экономики Правительство должно индексировать минимальный размер оплаты труда к уровню прожиточного минимума. В настоящее время заработная плата в России не выполняет своих главных функций: воспроизводственную и стимулирующую. Минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будут действительны, пока не будет восстановлена экономическая функция заработной платы. В плане социальной защиты это важно, поскольку заработная плата - категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обеспечивать человеку определенный социальный статус в обществе.

Одной из главной минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы. Безработица, с которой мы сейчас сталкиваемся, связана не с техническим прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими деформациями в развитии народного хозяйства. Если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводства товаров и относительной узости рынка, результатом чего и является падение спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Сокращение занятости в современной России связано в первую очередь с катастрофическим падением производства за годы реформ.

В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка - с другой. На снижение уровня безработицы должны быть направлены государственные программы содействия занятости, а также разработка и реализация федеральной целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих мероприятий.

Социальная политика будет составной частью общей стратегии государства, ᴏᴛʜᴏϲᴙщейся к социальной сфере. Это целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны.

Целью социальной политики будет развитие образующих то или иное общество классов, социальных групп, социальных слоев (страт), национальных или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также развитие (социализация) человека.

Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры общества, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития.

Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

Формирование социальной политики происходит на базе информации, получаемой в результате сбора статистических данных и проведения социологических исследований.
Стоит отметить, что осмысление и анализ полученной информации позволяют выработать социальную стратегию по реализации социально значимых целей и решению социальных задач общества.

Стоит сказать - политика государства в сфере доходов

Различия в уровне доходов на душу населения или одного занятого называются дифференциацией доходов. Она была и остается характерной чертой рыночного хозяйства, наблюдается и в странах, кᴏᴛᴏᴩые издавна идут по пути рыночного развития, и в странах, вступивших на ϶ᴛᴏт путь совсем недавно.
Стоит отметить, что особенно характерен рост показателей дифференциации доходов для переходной экономики России.

На смягчение неравенства в распределении доходов направлена социальная политика государства, основной задачей кᴏᴛᴏᴩой будет адресная (т. с. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства. Решение ϶ᴛᴏй задачи предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов для жизнедеятельности человека или достижения определенного уровня жизни.

Уровень жизни определяется как обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, духовными благами и степенью удовлетворения потребностей людей в данных благах. Набор необходимых для жизнедеятельности благ включает условия труда, образования, здравоохранения, жилья и т. п. Уровень жизни рассматривается как на макроуровне (для населения страны в целом), так и на дифференцированном микроуровне (для отдельных групп населения)

Основными направлениями социальной политики государства в русле уменьшения дифференциации доходов будут: перераспределение, регулирование и индексация доходов; поддержка беднейших слоев населения; и др.

Перераспределение доходов осуществляется через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получения дохода. Стоит заметить, что оно предполагает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения, а также выплат пособий наиболее нуждающимся, пособий по безработице.

Регулирование доходов состоит по сути в том, что государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов, устанавливая либо гарантированный минимум заработной платы (в России — минимальный размер оплаты труда), либо верхний предел увеличения номинальной заработной платы.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С ϶ᴛᴏй целью применяется индексация , т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Применяется как в общегосударственном масштабе, так и на уровне отдельных мероприятий.

И наконец, важным направлением в социальной политике будет поддержка беднейших слоев населения через систему денежных и натуральных пособий.

— ϶ᴛᴏ социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с возможностями экономики.

Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:
  • необходимый и достаточный объем;
  • обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;
  • адресность;
  • учет территориальных особенностей;
  • механизм доведения до получателя.

Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Конституцией.

В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и ϲʙᴏбод наемного работника, нанимателя.

Для основной части населения наемный труд будет главным источником средств существования, по϶ᴛᴏму система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго государством устанавливается минимальная оплата труда. В большинстве стран устанавливается минимальная часовая зарплата.

В России устанавливается минимальная месячная оплата, кᴏᴛᴏᴩая составляет 1100 рублей (т.е. около 40 долл. в месяц, или примерно 0,2 долл. в час) Такой низкий уровень минимальной зарплаты свидетельствует о том, что государство в настоящее время практически не регулирует уровень оплаты труда в России.

Социальные гарантии в отношении нетрудоспособного населения должны создавать условия для его потребления, учитывая особенности каждой группы.

Поступления из системы социальной защиты делят на три группы:

  • денежные выплаты (пенсии, пособия);
  • льготы, проявляющиеся в праве на снижение налогов, получение трансфертов в натуральной форме;
  • социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.

Социальные гарантии выполняют различные функции :

  • алиментарно-компенсационную, кᴏᴛᴏᴩая обеспечивает поддержание потребления на определенном уровне;
  • защитную, кᴏᴛᴏᴩая обеспечивает сохранение условий труда и проживания;
  • стимулирующую, кᴏᴛᴏᴩая стимулирует получателя на рост трудовой и деловой активности.

Пособия и льготы классифицируются следующим образом:

  • льготы и дотации на оплату жилья и коммунальных услуг;
  • льготы по проезду на внутригородском общественном и междугороднем транспорте;
  • льготы по приобретению лекарств;
  • бесплатное обеспечение транспортными средствами, дотации на бензин и техническое обслуживание;
  • выплаты пособия по бедности;
  • выплаты пенсионерам, ветеранам и лицам преклонного возраста;
  • выплаты инвалидам;
  • льготы по налогообложению;
  • компенсации и выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;
  • выплаты пособий на детей и матерям;
  • льготное и бесплатное предоставление путевок санаторно-курортного лечения;
  • жилищные субсидии.

Основные задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение определенного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального ϲʙᴏеобразия и самобытности.

Следует также отметить, что рыночные отношения предполагают, что люди должны зарабатывать деньги, а те, кто по каким-то причинам не может ϶ᴛᴏго делать, должны стать предметом защиты государства. Социалистическая система всем гарантировала приблизительно одинаковую зарплату, а льготы обеспечивали социальную дифференциацию. Обычно льготы получали лица, имеющие заслуги перед государством.



Документы