Глава 1. Технологический процесс ремонта узлов
В процессе ремонта металлургических агрегатов восстановление их работоспособности и соответствующего уровня надежности может осуществляться несколькими методами:
Заменой или восстановлением непосредственно отказавшей детали;
Заменой узла, в состав которого входит поврежденная деталь;
Заменой всего механизма или крупного блока, включающего несколько узлов, содержащих поврежденные детали.
Первый метод применяется, как правило, для быстроизнашивающихся деталей с облегченным доступом и малым временем для их замены (вкладыши подшипников скольжения, вкладыши универсальных шпинделей, втулки, направляющие, фурмы и т.д.).
Второй метод на металлургических предприятиях получил наибольшее распространение. Он позволяет существенно сократить время и снизить трудоёмкость замен. В этом случае восстановление работоспособности узла переносится в специализированные ремонтные цехи или на ремонтные участки цеха. Таким методом ремонтируются редукторы, ролики рольгангов, палеты агломашин, гидроцилиндры, гидроаппаратура и т.д.
Третий метод используется для наиболее сложных и трудоемких в регулировке механизмов, таких как, засыпные устройства доменных печей, роликовые секции, кристаллизаторы МНЛЗ, барабаны моталок широкополосных станов горячей прокатки и др.
Когда ремонт осуществляется в специализированных ремонтных цехах (на участках), технологический процесс ремонта, в общем случае, включает следующие операции:
Разборка;
Промывка;
Дефектация;
Восстановление или замена дефектных деталей;
Регулировка;
Испытания;
Приработка.
Для реализации последней операции на предприятии должны быть установлены специальные нагрузочные стенды. Осуществление операции приработки позволяет существенно повысить (в 2-10 раз) срок службы узлов трения.
Разборка узла
Разборка узла осуществляется с целью выявления дефектных или изношенных деталей. Однако в процессе разборки приходится разъединять соединения (пары трения), которые находятся в работоспособном состоянии и в которых трущиеся поверхности приработаны.
Наличие в узле нескольких однотипных, унифицированных пар трения может в дальнейшем, при сборке, привести к их комплектованию из однотипных деталей, но принадлежащих к разным парам трения. Это ведёт к нарушению приработки трущихся поверхностей и, следовательно, к сокращению срока службы.
С другой стороны, в узле трения нагруженной может являться одна часть детали (например часть поверхности неподвижного кольца подшипника качения) или часть деталей (например часть роликов подшипников качения на цапфе кольца конвертера).
Тогда необходимо повернуть кольцо подшипника на соответствующий угол, чтобы нагрузить другую часть кольца или другую часть роликов подшипника.
То есть для реализации таких возможностей требуется перед разборкой зафиксировать взаиморасположение деталей пар трения. Фиксация может осуществляться кернением или окраской, или иным другим способом.
Наиболее трудоёмкой операцией при разборке является разборка соединений с натягом. Для разборки таких соединеий применяют:
Винтовые и гидравлические съемники;
Гидропрессовый способ (масло под большим давлением подаётся на поверхность контакта и разъединяет контактирующие детали масляной пленкой).
В ряде случаев в соединениях с натягом развивается процесс фреттинг-коррозии, результатом которого является заклинивание. Тогда единственно возможным способом является разрезание охватывающей детали. В этом случае данная деталь восстановлению не подлежит.
После разборки узла детали промываются (керосин, содовый раствор, пар и другие растворители) вручную или в специальных установках, и готовятся к визуальной или инструментальной дефектоскопии.
Дефектация
После промывки детали подвергаются визуальному осмотру и инструментальному контролю с целью выявления дефектов, возникших в процессе эксплуатации узла. Для наиболее ответственных и нагруженных деталей используются спецальные методы дефектоскопии.
Для выявления развившихся трещин применяются:
Магнитная дефектоскопия;
Люминесцентная дефектоскопия;
Ультразвуковая дефектоскопия.
В магнитной дефектоскопии трещины на поверхности деталей фиксируются по характерному разрыву магнитных силовых линий на дефекте. Направление магнитных силовых линий фиксируется железным порошком, мельчайшие частицы которого перемешаны в керосине. Этой смесью покрывается поверхность детали.
Метод люминесцентной дефектоскопии основан на способности ряда жидкостей светиться под воздействием ультрафиолетовых лучей. Одной из таких жидкостей может являться смесь керосина с трансформаторным маслом (люминофор). Для большей эффективности в растворы добавляются специальные люминесцентные краски. Поверхность детали покрывается люминофором, который проникает в имеющиеся дефекты (трещины). Затем с поверхности удаляется люминофор и поверхность покрывается гигроскопичным порошком, который извлекает люминофор из дефекта. По величине светящихся линий и времени начала их свечения судят о размерах дефектов.
Эффективным методом выявления трещин и дефектов внутри деталей является метод ультразвуковой дефектоскопии. Обнаружение дефектов основано на принципе отражения (или задержания) ультразвуковых волн дефектами. Известно, что ультразвуковые волны отражаются на границах раздела сред, в данном случае металл – воздух.
При использовании этого метода необходимо обеспечить плотный контакт излучателя и приёмника с поверхностью исследуемой детали. В качестве среды, улучшающей контакт, применяется минеральное масло. Кривизна излучателя и поверхности исследуемой детали должна быть одной и той же.
Определение величины износа осуществляется микрометрированием с использованием различных измерительных инструментов (микрометр, индикатор, штангенциркуль, штихмасс, зубомер, нутромер, щуп и др.).
Технологический процесс ремонта – это комплекс операций, направленных на восстановление работоспособности заданной детали.
Перед проектированием технологического процесса необходимо знать, какие поверхности могут быть повреждены в процессе эксплуатации детали, а также их номинальные размеры с допусками, параметры шероховатости и взаимного расположения поверхностей. Все эти данные берутся из карты дефектовки детали.
Технологический процесс ремонта включает, как и общие операции для разных типов деталей, так и специфические, определяемые конструкцией детали и её функциональным назначением.
Так, все детали в машиностроении делятся на 5 типов:
2. Корпуса
3. Зубчатые колёса
5. Втулки и крышки
Ниже представлены типовые техпроцессы для ремонта деталей каждого типа, на основе которых в курсовом проекте необходимо спроектировать техпроцесс восстановления заданной детали.
Несмотря на различие операций в общем случае можно выделить такие основные этапы, схожие для всех типов деталей:
1. Очистка детали от загрязнений и смазки
2. Определение возможных дефектов детали
3. Предварительная механическая обработка повреждённых поверхностей до выведения следов износа, либо возможных дефектов
4. Нанесение нового слоя материала каким-либо методом сварки или наплавки
5. Черновая обработка наплавленных поверхностей для снятия наплавочной корки до размеров, близких к номинальным
6. Чистовая обработка ремонтируемых поверхностей до номинальных размеров, шероховатости и взаимного расположения поверхностей
7. Слесарная обработка для удаления заусенцев и прочих недостатков, возникающих в процессе механической обработки
8. Очистка детали от остатков смазочно-охлаждающей жидкости
9. Контроль всех размеров детали
Ниже представлены типовые техпроцессы восстановления основных типов деталей. Для конкретных деталей техпроцессы могут отличаться от представленных.
Рис. 2.1 – Деталь типа «Вал»
Техпроцесс восстановления деталей типа «Вал»:
1. Мойка детали
2. Дефектовка детали
3. Токарная операция
4. Наплавочная операция
5. Токарная операция
6. Фрезерная (если имеются шлицы или шпоночные пазы)
7. Шлифовальная (цилиндрические поверхности)
8. Шлифовальная (зубья, если есть зубчатый венец)
9. Слесарная
10. Моечная
11. Контрольная
Рис. 2.2 – Деталь типа «Корпус»
Техпроцесс восстановления детали типа «Корпус»:
2. Дефектовка
3. Фрезерная, либо расточная операция
4. Наплавочная
5. Черновое фрезерование
6. Черновое растачивание
7. Чистовое фрезерование
8. Чистовое растачивание
10. Шлифование, либо хонингование основных отверстий
11. Слесарная
12. Моечная
13. Контрольная
Рис 2.3 – Деталь типа «Колесо зубчатое»
Техпроцесс восстановления деталей типа «Колесо зубчатое»:
2. Дефектовка
3. Токарная
4. Наплавочная
5. Токарная (торцы, внешние и внутренние цилиндрические поверхности)
6. Протяжная
7. Сверлильная (периферийные отверстия)
8. Зубообработка
9. Шлифовальная (внутренней поверхности)
10. Зубошлифовальная, либо зубошевинговальная
11. Слесарная
12. Моечная
13. Контрольная
Рис. 2.4 – Деталь типа «Рычаг»
Техпроцесс восстановления деталей типа «Рычаг»:
2. Дефектовка
3. Фрезерная, либо расточная
4. Наплавочная
5. Черновое фрезерование
6. Черновое растачивание
7. Чистовое фрезерование
8. Чистовое растачивание
9. Сверление крепёжных отверстий
10. Слесарная
11. Моечная
12. Контрольная
Рис. 2.5 – Деталь типа «Крышка»
Рис. 2.6 – Деталь типа «Втулка»
Детали типов «Крышка» и «Втулка» по своим конструктивным особенностям, применяемому оборудованию и инструменту относятся к одному классу, поэтому техпроцесс ремонта для них одинаков.
Техпроцесс восстановления деталей типа «Крышка» и «Втулка»:
2. Дефектовка
3. Токарная
4. Наплавочная
5. Токарная
6. Сверлильная (периферийные отверстия)
7. Фрезерная (пазы, лыски и т.п.)
8. Шлифовальная
9. Слесарная
10. Моечная
11. Контрольная
Разработка технологического процесса механической обработки детали заканчивается составлением и оформлением комплекта документов технологического процесса. Состав и формы карт, входящих в комплект документов, зависят от вида технологического процесса, типа производства и степени использования разработчиком средств вычислительной техники и автоматизированной системы управления.
По степени детализации информации каждый из указанных видов технологических процессов предусматривает различное изложение содержания операции и комплектность документов.
В данном курсовом проекте в рамках осваиваемых профессиональных компетенций рассматривается лишь общая методика составления технологической документации. Документация приводится в приложениях к курсовому проекту
Приложения
В приложениях необходимо представить конструкторскую и технологическую документацию. К ней относятся:
Технологическая документация на разработанный технологический процесс ремонта детали (Приложение А).
Спецификация на ремонтируемый узел (Приложение Б);
Технологическая документация на разработанный технологический процесс ремонта детали содержит титульный лист, маршрутную карту и операционную карту (Приложение А).
На титульном листе указывается название ремонтируемой детали, а также фамилии разработчиков.
Маршрутная карта является основным и обязательным документом любого технологического процесса. Формы и правила оформления маршрутных карт, применяемых при разработке технологических процессов изготовления или ремонта изделий, изложены в ГОСТ 3.1118-82 (Формы и правила оформления маршрутных карт).
В маршрутной карте указываются операции и оборудование, принятые при разработке техпроцесса.
Для изложения техпроцессов информацию вносят построчно несколькими типами строк. Каждому типу строки соответствует свой служебный символ. Служебные символы условно выражают состав информации, размещаемой в графах данного типа строки формы документа. Простановка служебных символов является обязательной в любом случае. В качестве обозначения служебных символов приняты прописные буквы русского алфавита, проставляемые перед номером соответствующей строки. Указание соответствующих символов следует выполнять в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2. Сведения, вносимые в графы, расположенные на строке маршрутной карты
Обозначения служебного символа | Содержание информации, вносимой в графы, расположенные на строке |
А | Номер цеха, участка, рабочего места, где выполняется операция; код и наименование операции |
Б | Код, наименование оборудования и информация по трудозатратам |
К | Информация о комплектации изделия составными частями с указанием наименования деталей, сборочных единиц, их обозначений, кода единицы величины, единицы нормирования, количество на изделие и нормы расхода |
М | Информация о применяемом основном материале и исходной заготовке, о применяемых исходных и комплектующих материалах, кодах единицы величины, единицы нормирования, количестве на изделие и нормы расхода |
О | Содержание операции (перехода) |
т | Информация о применяемой при выполнении операции технологической оснастке |
р | Информация о режимах обработки |
Для граф, выделенных утолщенными линиями, существует три варианта заполнения:
1) графы заполняются кодами и обозначениями по соответствующим классификаторам и стандартам;
2) информация записывается в раскодированном виде;
3) информация дается в виде кодов с их расшифровкой.
В операционной карте (Приложение А) подробно расписываются операции механической обработки с указанием последовательности установов и переходов, применяемого инструмента и приспособлений, а также режимов обработки.
Структура построения операционной карты идентична маршрутной. Запись информации выполняется построчно с привязкой к соответствующим служебным символам.
При указании данных по технологической оснастке информацию следует записывать в следующей последовательности:
Приспособления;
Вспомогательный инструмент;
Режущий инструмент;
Средства измерения.
При указании данных по переходам необходимо указывать следующее:
Ключевое слово, характеризующее метод обработки, выраженное глаголом в неопределенной форме (например, «точить», «сверлить», «фрезеровать» и т.д.);
Наименование в обрабатываемой поверхности (например, «поверхность», «отверстие», «фаску», «канавку» и т.п.);
Информация о размерах обработки.
Графическая часть
Графическая часть проекта состоит из 4 листов формата А1, либо А2.
В неё входит:
1. общий вид автомобиля;
2. сборочный чертёж узла;
3. карта дефектовки;
4. наладка на технологическую операцию.
Общий вид автомобиля (Приложение В) приводится в 3-х проекциях с указанием габаритных размеров и краткой технической характеристики.
Сборочный чертёж узла (Приложение В) должен содержать все детали, входящие в заданный узел. На чертеже должны быть проставлены основные размеры. Позиции на чертеже должны соответствовать позициям в спецификации.
Карта дефектовки (Приложение В) представляет собой вычерченную ремонтируемую деталь с указанием возможных дефектов и основных размеров. Под деталью вычерчивается таблица, в которой перечислены указанные на чертеже дефекты, способ установления дефектов, размеры: номинальные, допустимые без ремонта и допустимые для ремонта. Также в таблице необходимо указать порядок восстановления дефектов в соответствии и разработанным техпроцессом.
На листе технологической наладки (Приложение В) вычерчивается ремонтируемая деталь, элементы зажимного приспособления, режущий инструмент, обозначаются параметры поверхностей, получаемые на данной операции, режимы работы оборудования.
Под производственным процессом ремонта автомобилей (агрегатов) понимается весь комплекс процессов по превращению автомобилей (агрегатов), утративших работоспособность в результате износа и других дефектов деталей и узлов, в автомобили полной работоспособности.
Таким образом, производственный процесс авторемонтного производства охватывает получение и хранение ремонтного фонда, т. е. автомобилей, агрегатов, узлов и деталей (в зависимости от типа предприятия), снабжение запасными частями и материалами и их хранение, подготовку средств производства, организацию и планирование, все стадии восстановления деталей, их комплектования, сборки и испытания агрегатов и автомобилей, контроль и транспортировку на всех этапах производства и другие действия, связанные с ремонтом автомобилей. Выполнение указанных взаимосвязанных действий осуществляется на отдельных участках авторемонтного предприятия. Поэтому производственный процесс ремонта автомобилей может быть разделен на отдельные участки, например производственные процессы участков разборочно-моечного, наплавки и сварки деталей, механического, кузовного, сборочного и др. В любом производственном процессе наибольшую значимость имеет часть производственного процесса, непосредственно связанная с последовательным качественным изменением объекта производства, которая называется технологическим процессом.
Отсюда следует, что технологический процесс ремонта автомобиля есть часть производственного процесса, связанная с разборкой автомобиля, мойкой, с контролем и сортировкой деталей, восстановлением и комплектованием деталей, со сборкой и с испытанием автомобиля требуемого качества и надежности при наименьшей стоимости ремонта. Исходя из этого, различают технологические процессы разборки и сборки автомобилей, ремонта рам, кузовов, восстановления деталей хромированием, наплавкой и др.
Производственные процессы в авторемонтном производстве обусловливаются конструкцией объекта ремонта, специализацией и концентрацией производства. В общем виде производственные процессы ремонта различных видов и марок автомобилей можно свести к двум принципиальным схемам: ремонта грузового автомобиля и ремонта легкового автомобиля (автобуса). Эта разница состоит в различии основного агрегата и продолжительности его ремонта, а также в различном удельном объеме отдельных видов ремонтных работ.
При ремонте грузовых автомобилей за основной агрегат следует считать раму. Трудоемкость и продолжительность ремонта рамы значительно меньше других более сложных агрегатов, однако собирать автомобиль можно только после того, как отремонтирована рама. При ремонте же легкового автомобиля или автобуса основной частью является кузов, продолжительность ремонта которого определяет продолжительность ремонта других агрегатов. При обезличенном ремонте, каким является капитальный ремонт индустриальными методами, когда сборка автомобилей ведется с использованием готовых рам и кузовов, имеющихся в заделе, указанные признаки различия являются в известной мере условными. Поэтому более характерной отличительной чертой различия производственного процесса ремонта грузовых и легковых автомобилей или автобусов является второй признак - удельный объем отдельных видов ремонтных работ. При ремонте грузового автомобиля удельный объем работ по ремонту кабины и платформы занимает 16-18% общего объема, в то время как удельный объем работ по ремонту кузова легкового автомобиля составляет примерно 42%. В качестве примера на принципиальной схеме 6 показан производственный процесс ремонта грузового автомобиля, содержание которой не нуждается в отдельных пояснениях. Среди ремонтных предприятий (в связи с развитием специализации) значительное место занимают заводы по ремонту двигателей, агрегатов шасси, кузовов, электрооборудования, централизованному восстановлению деталей. При этом в зависимости от объекта ремонта изменяется и значительно упрощается и схема производственного процесса.
Схема производственного процесса ремонта автомобиля определяется еще и типом производства - индивидуальным или крупносерийным. В первом случае она значительно укрупняется, во втором же в большей мере дифференцируется. В связи с концентрацией авторемонтного производства и организацией ремонта индустриальными методами влияние указанного фактора резко снижается. Общая характеристика и схема производственного процесса не дают еще представления о технологии ремонта автомобилей и ее особенностях, поэтому необходимо кратко остановиться и на этом вопросе.
Под технологией ремонта автомобилей понимается учение о причинах утраты, методах и способах восстановления работоспособности автомобилей требуемого качества и надежности с наименьшими общественными затратами. Технология ремонта автомобилей является основной составной частью общего учения о ремонте машин - тракторов, дорожно-строительных и др. и отличается от технологии ремонта последних особенностями технологического процесса, обусловленными конструктивными и технологическими различиями объектов ремонта.
Имея много общего с технологией производства автомобилей, технология ремонта в то же время имеет специфические особенности, позволяющие выделить ее в самостоятельную область научно-технического знания, в новую дисциплину среди других технологических дисциплин по машиностроению.
Восстановления работоспособности автомобилей с требуемыми качеством и надежностью нельзя добиться без знания причин возникновения дефектов и отказов, приводящих к потере автомобилем работоспособности. Среди этих причин основное место занимают процессы изнашивания, усталости и коррозии, старения металла, механические и другие повреждения деталей. Поэтому технология ремонта автомобилей должна основываться на точных представлениях о протекании этих процессов в узлах и деталях автомобиля, методах и способах предупреждения вредного их проявления и устранения возникших дефектов и неисправностей.
Таким образом, первая и основная особенность технологии ремонта автомобилей - анализ вредных процессов, протекающих в автомобиле и вызывающих потерю им работоспособности.
Процесс производства автомобилей начинается с изготовления заготовок, процесс же ремонта - с разборки изношенного автомобиля, обезжиривания и мойки деталей, контроля и разбраковки их по группам годности.
Многочисленные исследования и практика показывают, что, прочность большинства деталей значительно превышает их износостойкость. Детали автомобиля отличаются неравномерной износостойкостью и различной долговечностью. В отношении дальнейшей реализации детали разобранного автомобиля можно разделить на три группы.
Детали негодные, заменяемые в процессе капитального ремонта вследствие ограниченной износостойкости, значительно меньшей межремонтного ресурса, или неоднократного восстановления, или различных механических повреждений. Восстановление этих деталей экономически нецелесообразно или технически невозможно.
Вторую группу составляют детали, износ которых не достиг предельного значения, регламентируемого техническими условиями. Эти детали имеют запас на износ, т. е. остаточную долговечность, и могут быть использованы без восстановления при условии группового или попарного подбора при сборке. Данная группа деталей составляет примерно 20-25% и относится к числу деталей с допустимым износом.
Третью наиболее многочисленную группу (40-45%) составляют детали достаточно высокой прочности, но имеющие износ, превосходящий предельное значение, допускаемое техническими условиями. По общему техническому состоянию и экономической целесообразности детали третьей группы подлежат восстановлению различными способами. Восстановление данных деталей обеспечивает значительный экономический эффект, так как не превышает 25- 35% стоимости соответствующих новых деталей.
Детали с допустимым износом и восстановленные составляют примерно 65-70%. Повторное использование этих деталей имеет большое народнохозяйственное значение в решении проблемы снабжения автохозяйств и ремонтных предприятий запасными частями. При отказе от восстановления и использования деталей второй и третьей групп было бы необходимо изготовление огромного количества новых деталей, что потребовало бы больших денежных и материальных средств на переплав, изготовление заготовок и механическую обработку.
Четвертая и весьма существенная особенность технологии ремонта - это восстановление деталей различными способами. Детали автомобиля, подлежащие восстановлению, имеют различную величину износа, в среднем 0,1 - 0,3 мм, изготовлены из различных материалов, не являются однозначными в отношении качества поверхности, габаритных размеров и др. и работают в различных условиях смазки, нагрузок и скоростей. По всем этим причинам для восстановления деталей применяют различные способы: наплавки и сварки, гальванических покрытий, давления, металлизации, ремонтных размеров, дополнительных деталей и др. с последующей механической и нередко упрочняющей обработкой различными способами.
Сборка автомобилей при капитальном ремонте осуществляется из деталей, восстановленных под номинальные и ремонтные размеры, деталей с допустимым износом и частично новых деталей ремонтных и номинальных размеров. В связи с этим необходим не только количественный, но и качественный подбор деталей по сопряжению. При этом использование метода группового подбора в отличие от автостроения значительно увеличивается и усложняется, так как применяется не только для деталей цилиндропоршневой группы, но и многих деталей с допустимым износом. Все сказанное является пятой отличительной особенностью технологии ремонта.
Приемка в ремонт и выдача из ремонта
Приемка ремонтного фонда в ремонт осуществляется приемщиком ремонтного предприятия который руководствуется техническими условиями на приемку, которые разрабатываются с учетом соответствующего государственного стандарта и особенностей условий эксплуатации автомобилей.
Приемка автомобилей или их составных частей в ремонт оформляется актом сдачи в присутствии представителя эксплуатирующей организации. В акте сдачи отражается комплектность сдаваемых объектов и их техническое состояние. В акте сдачи содержатся следующие данные: наименование объекта ремонта, кто принял в ремонт и кто сдал в ремонт, номер технического паспорта, наработка с начала эксплуатации или от последнего капитального ремонта, техническое состояние и комплектность, соответствует ли состояние соответствующей нормативно-технической документации (НТД) на приемку, заключение о приемке и подписи.
Сдавать объекты в ремонт разрешается после выработки норматива ресурса до первого ремонта или межремонтных ресурсов. Автомобили или их составные части, имеющие дефекты у базовых частей, не предусмотренных ТУ, на ремонт принимаются только по соглашению между заказчиком и исполнителем. Ремонтный фонд, сдаваемый в ремонт, должен быть чистым и очищен от загрязнений заказчиком. Вместе с ремфондом сдается ремонтному предприятию паспорт или формуляр предприятия-изготовителя.
Выдача изделия из ремонта также оформляется актом, в котором отражается соответствие технического состояния и комплектности изделия требованиям НТД на ремонт, или соответствующей записью в формуляре (паспорте) изделия. Технические характеристики и нормы, определяющие эксплуатационные свойства изделия и качество ремонта, должны соответствовать требованиям ремонтной документации.
Изделия перед сдачей заказчику должны быть приняты службой технического контроля исполнителя ремонта на основании проверок и испытаний, установленных НТД на ремонт. Любое изменение комплектности должно быть согласовано с заказчиком.
Вместе с отремонтированным изделием исполнитель выдает паспорт или формуляр предприятия-изготовителя (или заменяющие их документы) с отметками о произведенном ремонте, акты о выдаче изделий из ремонта и о произведенных испытаниях изделия.
Исполнитель выпускает изделия из ремонта исправными и гарантирует их работоспособность в течение определенного срока или наработки с момента ввода в эксплуатацию при соблюдении заказчиком правил эксплуатации, установленных действующими стандартами или другой НТД. Послеремонтная гарантийная наработка или гарантийный срок указывается в НТД на ремонт изделия. Гарантийные обязательства исполнителем отражаются в паспорте или другой документации отремонтированного изделия.
Принятые в ремонт автомобили (их части) учитываются на основании приемо-сдаточных актов. Весь ремонтный фонд предприятия учитывается по маркам автомобилей и агрегатов. Каждому объекту ремонта присваивается номер заказа, который, несмотря на обезличенный ремонт, не изменяется на всех стадиях производственного процесса: при разборке, сборке, испытании, сдаче отремонтированного объекта заказчику.
Парк ремонтного фонда должен быть оборудован моечными средствами для наружной мойки машин и агрегатов, эстакадами для слива масла из агрегатов и машин, подаваемых в производство, средствами механизации транспортных и погрузочно-разгрузочных работ.
Принятые в ремонт автомобили должны быть подвергнуты наружной мойке и очистке. Перед установкой машин на площадку хранения проводится их обработка для обеспечения сохранности в период ожидания подачи в производство. С этой целью сливаются топливо и охлаждающие жидкости, горловины топливных баков, радиаторов закрываются пробками. Места с поврежденной окраской и неокрашенные части машин покрываются защитными смазками. При длительном хранении объекты ремонтного фонда должны подвергаться повторной обработке. В связи с укрупнением АРП особую остроту приобретает вопрос рационального использования площадей для хранения ремонтного фонда. Опыт ряда заводов показывает, что рациональным является многоярусное хранение агрегатов, в частности, двигателей. Для этого на складе устанавливаются многоярусные стеллажи, в ячейках которых на поддонах хранятся двигатели. Установка на стеллажи снятие двигателей, а также транспортирование их внутри склада производится кранами-штабелерами.
На ряде заводов разработаны и внедрены в производство металлические контейнеры для упаковки и транспортирования двигателей и агрегатов. В контейнерах с предприятия отправляют отремонтированные двигатели, в них же на предприятие поступают двигатели ремонтного фонда. Применение контейнеров значительно облегчает упаковку двигателей, позволяет сэкономить большое количество пиломатериалов, упорядочить хранение двигателей ремонтного фонда.
Передача машин (агрегатов) с площадок хранения в цехи ремонтного завода производится согласно месячному графику подачи ремонтного фонда, разрабатываемому производственно-диспетчерским отделом. Машины подаются в порядке очередности поступления в. ремонтный фонд. Выдача машин из парка ремонтного фонда производится по накладным, выписываемым в двух экземплярах. Списанные машины, подаваемые в производство для разборки на запасные части, передаются по накладной с отметкой. Списанная машина для разборки. Автомобили перед подачей на производство должны пройти повторную наружную мойку.
Выдача отремонтированных автомобилей (агрегатов) заказчикам производится по распоряжению начальника отдела заказов и сбыта на основании предъявления второго экземпляра приемо-сдаточного акта и доверенности. Готовая продукция сдается цехами предприятия на склад по накладной. Склад (парк) готовой продукции включает площадку для хранения отремонтированных автомобилей; отделение для хранения отремонтированных агрегатов; площадку для выдачи отремонтированных машин.
Вопросы для самопроверки:
1. Что понимается под производственной структурой средств ремонта?
2. Что понимается под технологией ремонта?
3. Что понимается под зарегламентированным ремонтом?
4. Какие работы включает технологический процесс капитального ремонта полнокомплектного грузового автомобиля?
5. Что понимается под производственным процессом ремонта автомобиля?
6. Что такое технологический процесс ремонта автомобиля?
7. Чем определяется схема производственного процесса ремонта автомобиля?
8. Что понимается под технологией ремонта автомобиля?
Общая характеристика производственного процесса ремонта оборудования
Производственный процесс ремонта оборудования состоит из подготовительных, основных технологических и сопутствующих процессов.
Технологические процессы ремонта, несмотря на большое разнообразие оборудования, обычно представляются в общей структуре производственного процесса в такой последовательности:
1) приемка в ремонт;
2) наружная очистка и мойка оборудования;
3) разборка оборудования на агрегаты, сборочные единицы и детали;
4) мойка сборочных единиц и деталей;
5) контроль и дефектовка деталей;
6) ремонт деталей;
7) комплектование сборочных единиц и агрегатов;
8) сборка, регулировка, обкатка и испытание агрегатов;
9) сборка, регулировка, обкатка и испытание оборудования целиком;
10) окраска оборудования;
11) сдача отремонтированного оборудования в эксплуатацию.
Степень расчлененности производственного процесса ремонта оборудования зависит от его конструкции, программы ремонта, состояния ремонтной базы предприятия и его возможностей по привлечению специализированных ремонтных предприятий.
Прием оборудования, не являясь чисто технологической операцией, имеет существенное значение в общем производственном процессе ремонта. Поэтому она должна выполняться в соответствии с официальными, согласованными техническими условиями (ТУ), заранее известными и ремонтникам и собственникам оборудования. В ТУ на ремонт излагаются все основные требования, которым должны удовлетворять оборудование, узлы, агрегаты, поступающие в ремонт: наличие технической и сопроводительной документации (паспорта, акты и др.); состояние внешнего вида; комплектность; допустимые механические и другие повреждения; состояние окраски, креплений и т. п.; наличие и отсутствие рабочих жидкостей и др.
Приемка оборудования должна оформляться соответствующим актом, подписанным представителями ремонтирующей и эксплуатирующей оборудование организаций (подразделений предприятия, если ремонт производится собственными силами).
Подготовка к ремонту оборудования начинается с контроля его технического состояния. По результатам контроля рекомендуется составлять предварительную дефектную ведомость, представляющую собой документ установленной (или произвольной) формы, в котором приводится перечень деталей, узлов, предположительно подлежащих ремонту, замене. Здесь же указываются объемы, трудоемкость и стоимость ремонтных работ. На основании предварительной дефектной ведомости составляются или уточняются ТУ на ремонт деталей, узлов, проектируются технологические процессы ремонта деталей, специальные инструменты, приспособления. В процессе разборки оборудования, определения истинного состояния его составных частей предварительная дефектная ведомость уточняется, дополняется и после утверждения становится окончательной, рабочей.
По существу дефектная ведомость является документом, основой проектирования (или корректировки) производственного процесса ремонта оборудования, которое включает в себя разработку технологических процессов и технических условий на каждый вид работ, составление технических заданий на разработку конструкций нестандартного оборудования, оснастки и т. п. Основу подготовки и реализации производственного процесса ремонта оборудования составляет его технологическая подготовка.
Разборка оборудования
Разборка оборудования является начальным этапом производственного процесса ремонта. Правильная организация и высокое качество выполнения разборочных работ оказывают значительное влияние на продолжительность, трудоемкость и качество ремонта.
В зависимости от характера износа и повреждения деталей оборудования и номенклатуры деталей, требующих дефектации, ремонта или замены, разборка может быть частичная (с различной глубиной) или полная. Частичная разборка имеет место при текущем и среднем ремонтах, полная - при капитальном ремонте.
Исходной документацией для проектирования технологического процесса разборки являются:
Сборочные чертежи;
Монтажные схемы;
Руководство по ремонту;
Руководство по эксплуатации;
Дефектная ведомость;
Нормы времени на выполнение отдельных операций, приемов, переходов.
Рабочей документацией для разборки являются:
Схемы разборки;
Технологические карты;
Руководство по ремонту.
Технологические карты и схемы разборки устанавливают последовательность и уровень глубины разборки. В технологической карте указываются:
1) последовательность операций, переходов, приемов (в повелительном наклонении);
2) применяемое оборудование, инструмент, приспособления;
3) основные технические условия, которые необходимо выполнять при разборке: требования к комплектации; требования к необезличиванию; указания о нанесении меток, рисок или других пометок, используемых при последующей сборке; указание об удалении смазок; технологические усилия, моменты, направления приложения сил и т. п.; порядок откручивания крепежных деталей и др.;
4) нормы времени на операции, приемы.
Схемы разборки составляются в случае ремонта сложного или нового для данного предприятия оборудования, а также в случае недостаточной квалификации ремонтных рабочих.
Детали и сборочные единицы показывают на схеме условными обозначениями. На рис. 6.3 даны условные обозначения детали и сборочной единицы.
Рис. 6.3. Условное обозначение детали и сборочной единицы:
1 - наименование детали или сборочной единицы по спецификации сборочного чертежа или каталогу; 2- цифровое обозначение (код) детали или сборочной единицы по спецификации сборочного чертежа или каталогу; 3 - количество снимаемых с изделия деталей или сборочных единиц при выполнении данной операции или перехода
Схема разборки изделия представляет собой иерархическое дерево состояний объекта разборки (рис. 6.4). Составляется схема слева направо от изделия в сборе до базовой детали (базовой сборочной единицы).
Схема разборки используется также для сборки изделия. В этом случае последовательность сборки определяется движением по схеме справа налево.
Для обеспечения требуемого качества разборочных работ необходимо, чтобы рабочие знали и соблюдали основные требования и правила:
1. Слесари, выполняющие разборку оборудования, должны хорошо знать его конструкцию и принцип действия.
2. Разборку следует вести строго по схеме или карте, а при их отсутствии - в таком порядке:
Сначала изделие разделяют на составные части - крупные сборочные единицы;
Одновременно с этим с изделия снимают детали, не входящие ни в одну составную часть (крышки, кожухи, ремни и др.);
Затем составные части разбирают на более мелкие сборочные единицы и крупные детали;
Мелкие сборочные единицы разбирают, по мере надобности, на детали (при участии в процессе разборки нескольких рабочих разборка мелких сборочных единиц может происходить параллельно).
3. Применение приемов и инструмента, приводящих к повреждению деталей, недопустимо.
4. Сборочные единицы, требующие специфическую технологию ремонта, после снятия с оборудования должны направляться в ремонт в комплектном виде.
5. Все крепежные детали следует складывать и хранить на время ремонта отдельно от других деталей по возможности, видам и размерам.
6. Детали, которые при изготовлении обрабатывают в сборе (совместно), а также приработавшиеся во время эксплуатации и годные к дальнейшей работе, не следует разукомплектовывать.
7. При разборке следует соблюдать чистоту, монтажные метки и риски тщательно оберегать от уничтожения.
8. При разборке необходимо пользоваться исправным инструментом. Инструмент и приспособления должны соответствовать технологическим требованиям (универсальный или специальный, размер, номер, материал и др.).
9. Крупные и тяжелые сборочные единицы и детали следует снимать и перемещать с использованием грузоподъемных механизмов.
10. Слесари должны хорошо знать способы выполнения разборочных операций и владеть приемами таких работ, как: разъединение плотных и прессованных сопряжений; разъединение корродированных резьбовых соединений; удаление поломанных (срезанных) пальцев, шпилек, болтов и др.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС РЕМОНТА МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Ремонтное производство - это особый вид частичного производства машин или оборудования, характеризующийся неравнопрочностью их деталей и нестабильностью регулировок, т. е. имеющих в своем исходном составе элементы различного срока службы. Оно организуется в сфере потребления этих машин и оборудования и заключается в периодическом воспроизводстве частично утраченной вследствие износа работоспособности их отдельных элементов.
В процессе ремонтного производства возможно потребление произведенной продукции машиностроительного производства (готовых запасных частей, сборочных единиц, агрегатов). Действительный объем работ по ремонту ограничивается и определяется средними или фактическими затратами труда по выполненным разборочно-сборочным, моечным, ремонтным и контрольно-испытательным работам.
Процессы технического обслуживания (ТО) машин - это процессы возобновления неконструктивных исходных элементов (смазывание, регулирование и т. п.) этих машин. Объемы их выполнения входят в объемы ремонтного производства, которое имеет дело с машинами, агрегатами и сборочными единицами, частично утратившими работоспособность, но являющимися ремонтопригодными и служащими своеобразными заготовками для этого производства.
Своеобразие данных процессов в отличие от изготовления машин, происходящих по схеме сырье - изготовление - машина, состоит в их замкнутости, т. е. машина - ремонт - машина.
Под производственным процессом ремонта машин понимается совокупность действий людей, орудий производства и отдельных процессов, проводимых для получения работоспособной машины из частично утративших работоспособность, но ремонтопригодных агрегатов и сборочных единиц.
В производственный процесс (рис. 1.1) как ремонта машин, так и их изготовления входят не только основные (очистка, разборка, дефектация, комплектование, изготовление или восстановление деталей, сборка машины и т. д.), т. е. непосредственно связанные с ремонтом или изготовлением, но и все вспомогательные (транспортирование объектов ремонта, запасных частей и материалов, контроль качества, приемка и скла-дирование ремфонда и готовой продукции, изготовление при-способлений и нестандартного оборудования и т. д.) процессы, обеспечивающие возможность деятельности предприятия.
Производственный процесс ремонтного производства на-много сложнее соответствуюшего процесса в машиностроении (рис. 1.2). Капитальный ремонт (Рî... Рş) включает все эле-менты машиностроительного производства (М\...Мş), а также специфические технологические операции (Рдî... Р д в). В связи с этим трудоемкость изготовления машин всегда будет мень-ше трудоемкости капитального ремонта тех же объектов, так как в последнем случае сборке, испытанию и окраске машин предшествует их разборка с очисткой, дефектацией и др.
Отмеченная разница в производственных процессах одно-именных машин еще более усугубляется меньшим уровнем концентрации ремонтного производства по сравнению с маши-ностроением. Кроме того, заготовками в машиностроении слу-жит тот или иной материал с вполне определенной механиче-ской прочностью и известными физическими и химическими свойствами.
В ремонтном производстве заготовками служат машины, агрегаты, сборочные единицы, неизвестно до какой стелени утратившие работоспособность.
Производственный процесс делится на ряд технологических процессов.
Технологическим процессом называется часть производст-венного процесса по изменению формы, размеров, свойств ма-териала или предмета производства с целью получения изделия в соответствии с заданными техническими требованиями,
Технологические процессы устанавливают определенную по-следовательность выполнения ремонта машин и оборудования.
Структура технологического процесса. Степень его раечле-ненности во многом зависит от конструкции машины и програм-мы ремонтно-обслуживающего предприятия. Если программа велика, то он состоит из большого числа технологических процессов и включает много рабочих мест, и наоборот. Кроме то-
Рис. 1.2. Схемы для сравнения производственных процессов в машиностроении (М) и в ремонтном производстве (Р)
го, если машину можно расчленить на легко отделяемые агрегаты (двигатель, коробку передач, передний и задний мосты, рулевое управление, кабину и др.), то процесс делят на большое число отдельных технологических процессов и их выполняют параллельно.
Правильно расчлененный процесс той или иной машины или агрегата имеет очень важное значение для рациональной орга-низации процесса ремонта, снижения его себестоимости и осна-щения рабочих мест высокопроизводительными технологическим оборудованием и оснасткой.
Отчетность за сотрудников