Общем виде труд можно определить как. По дисциплине «Регламентация и нормирование труда. В г. Волгодонске Ростовской области

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Социальные институты и их функции

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) стагнация; 2) экономический цикл; 3) экономический кризис; 4) оживление экономики; 5) рецессия.

3

Ниже перечислен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права.

1) судебный прецедент; 2) нормативный договор; 3) правовая культура; 4) правовой обычай; 5) нормативно-правовой акт; 6) санкция.

4

Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Духовная культура - одна из сфер деятельности человека в обществе.

2. Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.

3. Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.

4. Духовная культура - это окружающая человека искусственная среда.

5. Духовная культура не включает материальные и духовные ценности, созданные человеком.

5

Установите соответствие между отличительными признаками отдельных областей культуры и отраслями культуры, которые они иллюстрируют

6

Юрий Яковлевич Ч. учит своего внука, чтобы он всегда был честным, поступал справедливо. Какие признаки отличают сферу (область), к которой относятся эти советы (правила), от сферы (области) права? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. регулирование общественных отношений

2. оценка поступков с позиций «добра» и «зла»

3. опора, прежде всего, на общественное мнение

4. установление норм государством

5. усвоение норм в процессе социализации

6. неформальный характер санкций, следующих за нарушение правил

7

Выберите верные суждения о характере рыночных отношений и видах рынков и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Конкуренция производителей способствует улучшению качества товаров.

2. Монополизация рынка ведет к снижению цен на товары и услуги.

3. Рынок свободной конкуренции отличает легкий вход на него для предприятий и сложный выход.

4. Рыночной конкуренции свойственна конкуренция потребителей.

5. В условиях олигополии возможен контроль за ценой при тайном сговоре.

8

Установите соответствие между видами издержек и конкретными примерами издержек: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

Надежде 40 лет, она - домохозяйка. Женщина поддерживает порядок в доме, заботится о муже, работающем на крупном предприятии. К каким категориям населения можно отнести Надежду? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. трудоспособные

2. частично занятые

3. не включаемые в численность рабочей силы

4. отчаявшиеся найти работу

5. временно безработные

6. занятые

10

На графике отражено изменение спроса на бытовые товары длительного пользования на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в положение D 1 (Р - цена товара, Q - количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. повышение ставки подоходного налога

2. появление бытовой техники нового поколения

3. монополизация в отраслях, производящих бытовую технику

4. рост благосостояния населения

5. создание условий для развития малого бизнеса

11

Выберите верные суждения о социальной дифференциации и стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социальная дифференциация выражается в разделении общества на социальные группы.

2. Доиндустриальное общество было социально однородным.

3. Одним из видов социальной дифференциации является выделение групп по общности профессиональной деятельности.

4. Основным критерием социальной стратификации выступают личные качества человека.

5. Кастовое деление общества служит примером социальной стратификации.

12

В стране Z социологическая служба проводила опрос. Участникам предлагалось ответить на вопрос: «Какие цели Ваша семья ставит перед собой?» Результаты опроса приведены в таблице (в % от числа опрошенных).

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. За последние годы благосостояние людей выросло.

2. У большинства отсутствуют достижительные установки.

3. Средний уровень жизни людей достаточно высок.

4. Уровень жизни в развитых странах не рассматривается большинством опрошенных как целевой ориентир.

5. Среди опрошенных количество тех, кто сводит концы с концами, возросло.

13

Выберите верные суждения о формах государственного устройства и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Федеративное государственное устройство имеют только многонациональные по своему составу страны.

2. В унитарном государстве отсутствует территориальное деление страны.

3. В федеративном государстве субъект федерации обладает частью суверенитета.

4. Унитарные государства имеют, как правило, однопалатный парламент.

5. В унитарных государствах чаще, чем в федеративных, устанавливаются авторитарные режимы.

14

Установите соответствие между предметами ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации и их конкретными проявлениями

15

Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством с республиканской формой правления.

Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе

2. двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов

3. включение в состав государства нескольких государственных образований, каждое из которых обладает определённой собственной компетенцией

4. действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции

5. наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан

6. политический плюрализм

16

Что из перечисленного ниже относится к правам гражданина РФ?

1. уплата налогов

2. сохранение исторического и культурного наследия

3. выбор места пребывания и жительства

4. получение высшего образования

5. получение основного общего образования

17

Установите соответствие между названием политических партий (обозначено буквами) и принципом их классификации (обозначено цифрами).

18

Установите соответствие между видами источников права и приведенными характеристиками

19

Выберите верные суждения о правовом статусе человека и гражданина и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Правовой статус человека и гражданина - это сово​купность его прав, свобод и обязанностей.

2. Под правами человека понимаются естественные, неот​чуждаемые права, принадлежащие человеку с момента совершеннолетия.

3. Права человека зависят от государст​венного признания.

4. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязан​ностью государства.

5. Политические права - обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«В общем виде труд можно определить как ____ (А) деятельности человека по превращению природных, материальных, интеллектуальных _____ (Б) в необходимый для личного или общественного потребления продукт. Когда рассматривают продукт труда как _____ (В), то имеют в виду самые различные его формы - готовая продукция сельского хозяйства, промышленности, всевозможные услуги. В процессе труда человек взаимодействует с предметами и _____ (Г) труда, а также с окружающей средой. В условиях рыночных отношений человек - субъект ____ (Д) может реализовать свой потенциал двояко: либо на основе самозанятости, либо как наемный работник, предлагающий свои услуги работодателю, субъекту _____ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. производство

4. зарплата

6. средство

7. предмет

8. собственность

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Действительными хозяевами в капиталистической системе рыночной экономики являются потребители. Покупая или воздерживаясь от покупок, они решают, кто должен владеть капиталом и управлять предприятиями. Они определяют, что следует производить, а также сколько и какого качества. Их выбор выливается в прибыли либо в убытки для предпринимателя. С такими хозяевами нелегко поладить. У них полно капризов и причуд, они непостоянны и непредсказуемы. Они ни в грош не ставят прежние заслуги. Как только им предлагают что-либо, что им больше по вкусу или же дешевле, они бросают старых поставщиков. Главное для них - собственное благо и его удовлетворение.

Когда мы говорим, что производство определенного товара А не окупается, что имеется в виду? Это свидетельствует о том, что потребители не хотят более платить производителям, сколько тем нужно для покрытия необходимых производственных затрат, в то же самое время доходы других производителей оказываются выше издержек производства. Запросы потребителей играют важную роль в распределении производственных ресурсов между различными отраслями производства товаров потребления. Стремление к прибыли заставляет предпринимателя поставлять потребителям те блага, на которые есть спрос в первую очередь.

Прибыль, в узком смысле слова, есть заработок, образовавшийся в результате действия, направленного на достижение удовлетворения, разница между максимальной оценкой полученного результата и минимальной стоимостью затрат, связанных с достижением результата. Другими словами, это продукт за вычетом затрат и издержек. Прибыль является неизменной целью любого действия. Если действие не достигает поставленной цели, тогда цена продукта не превышает затрат либо остается на уровне ниже уровня издержек. В последнем случае мы имеем эффект снижения заинтересованности и удовлетворения.

Специфическая функция предпринимателя состоит в определении того, какие факторы должны участвовать впроизводстве. Предприниматель, придавая им особые цели, движим исключительно эгоистическим интересом прибыли. Однако ему не дано скрыться от закона рынка. Только лучше обслуживая потребителей, ему удается увеличить доход, правомерность которого всегда доказывают покупатели.

Моралисты и проповедники, критикуя прибыль, никогда не попадают в цель. При чем здесь предприниматели, если обыватели предпочитают серьезным книгам - детективы, а правительство вместо масла заказывает пушки! Размер прибыли не зависит от того, хорошие или плохие вещи продают предприниматели и торговцы. Прибыль тем больше, чем интенсивнее спрос на некий товар. Люди пьют токсичные напитки не затем, чтобы обогатить капиталиста, производящего спиртное, идут воевать не ради прибылей торговцев смертью. Военная индустрия - не причина, а следствие воинственных настроений.

Заменить нездоровую идеологию здоровой - задача не предпринимателей, а скорее философов. Производитель обслуживает сегодняшнего покупателя таким, каков есть, даже если он порочен и невежествен.

В чем выражается эгоистический интерес предпринимателя? Что имеет в виду автор, говоря, что предпринимателю не дано скрыться от закона рынка?

Показать ответ

1) ответ на первый вопрос: в получении максимальной прибыли;

2) ответ на второй вопрос: предложение следует за спросом: чтобы получить прибыль, предприниматель должен постоянно учитывать запросы людей. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос : одним из самых опасных следствий бездуховности являет- ся понижение чувства ответственности личности;

(Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2) суждение, раскрывающее противоречивое влияние массовой культуры на духовность личности, например: произведения массовой культуры нередко пропагандируют насилие, что негативно сказывается на духовности личности; при этом массовая культура (в рамках просветительских программ) даёт возможность рядовому зрителю приобщиться к шедеврам мировой культуры. Может быть высказано иное суждение.

Суждение, раскрывающее не противоречивое влияние массовой культуры, а лишь любой из аспектов влияния, не засчитывается при оценивании

Авторы утверждают, что человечество получило к началу XXI в. очень мощные средства влияния на природу и общество. Назовите любое одно средство влияния на природу и одно любое средство влияния на общество и проиллюстрируйте примерами действие каждого из средств.

Показать ответ

В правильном ответе должны быть названы средства влияния и приведены соответствующие примеры:

1) ядерная энергия (например, после аварии на атомной электростанции радиоактивному заражению подверглись все компоненты природной среды региона);

2) электронные средства массовой информации (например, под влиянием информации СМИ граждане начали массово скупать иностранную валюту, создав кризисную ситуацию в банковском секторе).

Могут быть названы другие средства влияния, приведены иные примеры

Авторы предложили два варианта ответа на вопрос: к какому состоянию идёт мир? Какой из этих вариантов ответа представляется Вам более обоснованным? Используя обществоведческие знания, приведите три подтверждения своего мнения.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) вариант ответа на вопрос : более развитый, прогрессирующий мир ИЛИ мир деградирующий;

2) подтверждения :

в случае выбора первого варианта ответа на вопрос может быть сказано, что

Растёт продолжительность, уровень и качество жизни людей;

Активно развиваются наука и техника;

Развивается демократия и гражданское общество;

в случае выбора второго варианта ответа на вопрос может быть сказано, чтоПравильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «Форма государственного правления отражает систему взаимоотношений центральных и региональных органов власти»;

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) одно предложение с информацией о разновидностях форм территориально-государственного устройства, опирающейся на знания курса, например: «Одной из форм государственного правления является федерация».

(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о разновидностях форм территориально-государственного устройства)

3) одно предложение, характеризующее любую из разновидностей форм правления, например; «В унитарном государстве территориальные образования не имеют политической самостоятельности»;

Допускаются иные формулировки ответа.

Назовите три вида договоров и кратко охарактеризуйте каждый из них.

Показать ответ

В правильном ответе должны быть указаны три вида договоров и дана их краткая характеристика:

Договор купли-продажи: предполагает передачу денег в обмен на товар;

Дарение: предполагает безвозмездную передачу имущества одним лицом другому;

Договор аренды: предполагает передачу имущества во временное пользование за плату.

Могут быть названы и охарактеризованы другие виды договоров.

В стране Z создан единый национальный избирательный округ. Правительство формируется блоком партий, победившим на выборах. Депутатские места (мандаты) в законодательном собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 10%-ный избирательный барьер. К какому типу относится избирательная система страны Z? Укажите по одному достоинству и недостатку этой избирательной системы.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) тип - пропорциональная избирательная система;

2) достоинство данного типа избирательной системы, например:

Предполагает активную деятельность политических партий, в том числе оппозиционных;

Стабильность политических элит,

Стабильность проводимого политического курса;

3) недостаток данного типа избирательной системы, например:

Отсутствует персональная ответственность парламентариев перед избирателями, нет механизма отзыва депутатов населением;

Затруднено появление новых политических лидеров, обновление элит;

В парламенте, как правило, не представлены малые партии, не способные преодолеть избирательный барьер.

Могут быть указаны другие достоинства и недостатки данного типа избирательной системы

в) правительство в системе органов исполнительной власти, порядок его формирования.

4) Роль судебной власти в демократическом государстве.

5) Система правоохранительных органов государства.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Знание - орудие, а не цель». (Л. Толстой)

29.2. Экономика «Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать». (Р. Строуп, Дж. Гвартни)

29.3. Социология, социальная психология «Не всякие различия между людьми создают стратификацию». (Е. Бергель)

29.4. Политология «Гражданин, имеющий долю власти, должен действовать не для личных выгод, а для общего блага». (Б.Н. Чичерин)

29.5. Правоведение «Вся жизнь человека и вся его судьба слагаются при участии правосознания и под его руководством; мало того, жить - значит для человека жить правосознанием...». (И.А. Ильин)

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) семейное воспитание; 2) дополнительное образование; 3) социализация молодежи; 4) школьное обучение; 5) трудовая подготовка.

Вопрос 4

Выберите верные суждения о потребностях.

1. Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.
2. Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.
3. Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.
4. Потребность служит побудительным мотивом деятельности.
5. Потребность, как правило, направлена на какой- либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.

Вопрос 5

Установите соответствие между типами обществ и приведенными характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Вопрос 6

Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.

1. опора на данные наблюдений
2. экспериментальное подтверждение выводов
3. учет накопленного опыта
4. использование форм рационального познания
5. разработка обоснованных теорий
6. применение строго определенных понятий

Вопрос 7

Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Инфляция проявляется в снижении покупательной способности денег.
2. Различают микроинфляцию и гиперинфляцию.
3. Рост цен на ресурсы порождает инфляцию предложения.
4. Одна из причин инфляции - усиление конкуренции между производителями.
5. К последствиям инфляции относится рост реальной заработной платы работников.

Вопрос 8

Установите соответствие между видами издержек и конкретными примерами издержек: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Вопрос 9

Надежде 40 лет, она - домохозяйка. Женщина поддерживает порядок в доме, заботится о муже, работающем на крупном предприятии. К каким категориям населения можно отнести Надежду? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. трудоспособные
2. частично занятые
3. не включаемые в численность рабочей силы 4. отчаявшиеся найти работу
5. временно безработные
6. занятые

Вопрос 11

Выберите верные суждения о молодежи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Для молодежи характерна собственная субкультура.
2. Молодежь как социальная группа выделяется на основе возрастного критерия.
3. Большинству молодых присущ более высокий социальный статус, чем людям зрелого возраста.
4. В отличие от подростков ведущей деятельностью молодых является познание.
5. Молодежи свойственно стремление к социальному самоопределению.

Вопрос 12

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. За последние годы благосостояние людей выросло.

2. У большинства отсутствуют достижительные установки.

3. Средний уровень жизни людей достаточно высок.

4. Уровень жизни в развитых странах не рассматривается большинством опрошенных как целевой ориентир.

5. Среди опрошенных количество тех, кто сводит концы с концами, возросло.

Вопрос 13

Выберите верные суждения о формах государственного устройства и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Федеративное государственное устройство имеют только многонациональные по своему составу страны.
2. В унитарном государстве отсутствует территориальное деление страны.
3. В федеративном государстве субъект федерации обладает частью суверенитета.
4. Унитарные государства имеют, как правило, однопалатный парламент.
5. В унитарных государствах чаще, чем в федеративных, устанавливаются авторитарные режимы.

Вопрос 15

В государстве Z проводятся регулярные выборы законодательного собрания. В них участвуют представители различных политических сил.
Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в стране действует пропорциональная избирательная система? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. мандаты распределяются между партиями в соответствии с количеством поданных голосов
2. оппозиционные партии наряду с проправительственными выдвигают своих кандидатов
3. голосование проводится по партийным спискам
4. в предвыборный период создаются межпартийные коалиции 5. голосование проводится в несколько туров
6. устанавливается наименьшее число голосов для избрания

Вопрос 16

Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. декларировать свои доходы
2. бережно относиться к природным богатствам
3. платить законно установленные налоги
4. свидетельствовать в суде
5. определять свою национальную принадлежность
6. участвовать в общественно-политической деятельности

Вопрос 18

Что входит в систему права? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. правовой обычай
2. норма права
3. отрасль права
4. правовая санкция
5. институт права
6. судебный прецедент

Вопрос 19

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквои.̆

(А) Термин «элита», начиная с XVII века, стал употребляться для обозначения высшей знати. (Б) Политическая элита - это немногочисленная группа, непосредственно участвующая в принятии важнейших политических решений. (В) До начала XX века термин «элита» практически не применялся в общественных науках. (Г) Существующие теории элит пока не дают ответа на многие практические вопросы, связанные с формированием правящего слоя. (Д) Очевидно, в этом проявляется некоторое отставание развития политологии от запросов сегодняшнего дня.

1. фактический характер
2. характер оценочных суждений
3. характер теоретических утверждений

Определите, какие положения текста имеют

А Г
Запишите цифры под соответствующими буквами.

Вопрос 20

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«В общем виде труд можно определить как ____ (А) деятельности человека по превращению природных, материальных, интеллектуальных _____ (Б) в необходимый для личного или общественного потребления продукт. Когда рассматривают продукт труда как _____ (В), то имеют в виду самые различные его формы - готовая продукция сельского хозяйства, промышленности, всевозможные услуги. В процессе труда человек взаимодействует с предметами и _____ (Г) труда, а также с окружающей средой. В условиях рыночных отношений человек - субъект ____ (Д) может реализовать свой потенциал двояко: либо на основе самозанятости, либо как наемный работник, предлагающий свои услуги работодателю, субъекту _____ (Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:
1. производство
2. товар
3. ресурс
4. зарплата
5. сфера
6. средство
7. предмет
8. собственность
9. труд

В самом общем виде труд можно определить как присущую человеку сферу деятельности по превра­щению располагаемых им ресурсов в необходимый для личного или общественного потребления продукт.

В процессе труда человек взаи­модействует с предметами и средствами труда, а также с окружающей средой для достижения цели его трудовой деятельности. К предметам труда относятся: земля и ее недра, сырье и материалы, полуфабрикаты и ком­плектующие изделия; энергетические, мате­риальные и информационные потоки.

К средствам труда относятся: машины, оборудование; инструменты, средства программного обеспечения; организационная оснастка рабочих мест.

В условиях рыночных отношений человек - субъект труда может реализовать свой трудовой потенциал двояко:

Либо на основе самозанятости, т.е. когда он выступает как самостоятельный товаропроизводитель, реализующий свою продукцию на рынке;

Либо как наемный работник, пред­лагающий свои услуги работодате­лю. В этом случае совершается обмен по принципу: квалификация и рабочее время ра­ботника - на заработную плату и прибыль

Определяя цели, способы и результаты труда, человек решает три главных вопроса: что производить; как производить; для кого производить

При анализе труда как общественной категории не­обходимо исходить из складывающихся между людьми в процессе труда общественных от­ношений. Обычно эти отношения трактуются как произ­водственные. Общественные отношения различаются по их характеру (классовые, национальные, региональные), по содержанию (экономические, социальные, трудовые, организационно-правовые), по форме (межличностные, межгрупповые). Все эти разновидности категорий общес­твенных отношений находят отражение в формировании отношений между людьми, например между владельцем предприятия и наемным работником, между заказчиком и исполнителем.

Виды труда:

Вопрос 2 экономика труда: предмет, взаимод с др науками, проблематика.Э.Т. как наука возникла в к19в . Файоль, Тейлор, Маслоу. В рамках работ данных исследователей предмет ЭТ опред как поиск рац способов орг тр деят-ти. 1917-1940- предмет науки опред как рацинализация орг тр и соц тр отношений т.о.чтобы при получении мах высокого результата для об-ва и произ-ва сохранять и увеличивать труд потенциал чел-ка. ЭТ занимается не только разраб норм и нормативов по тр, но и совершенствует способы измерения труд деят-ти, рас проблему соц. партнерства и оплаты труда.1950-1960 ЭТ начинает заниматься проблемой незанятости отдельных групп нас и безраб среди спец, проб функц рынка тр.1970 предмет ЭТ становиться опред-ся как поиск наиболее рационального способов использования ограничений чел рес-ов с учетом удовлетворенности работод-м своей тр деят-ти. ЭТ относится к функциональным наукам. Науке использует 3 группы методов: общенаучные, собственные методы ЭТ, экономико-мат. Собственные методы:-м-д нормирования(суммарный и аналитич), - м-д измерения тр деят-ти(фотограф раб времени, хронометраж), -м-д функц труд анализа. Взаимосвязи наук о труде и персонале, в том числе ЭТ, с техническими, экономическими, биологическими, социальными, правовыми и др. науками объективно обусловлены многоаспектностью проблем труда. Взаимосвязи с техническими науками определяются тем, что рационализация трудовых процессов непосредственно связана с анализом технологии, предметов и средств труда. Для науки о труде в большей мере, чем для других экономических и социальных наук, важен технологический аспект производства. ЭТ тесно связаны с такими экономическими науками, как макро- и микроэкономика, экономика предприятия, статистика, организация производства. При организации трудовых процессов необходимо учитывать затраты энергии работающих, степень их утомления, интерес к труду и другие психофизиологические и социальные факторы. Этим определяются взаимосвязи ЭТ с эргономикой, физиологией и психологией труда, социологическими дисциплинами. Правовые аспекты труда предопределяют взаимосвязи с юридическими дисциплинами, и прежде всего с трудовым правом. Нормы труда являются основой информационного обеспечения систем управления производством. Поэтому ЭТ связана с дисциплинами, изучающими компьютеризацию систем подготовки, планирования, учета и регулирования производства. Специалист по ЭТ должен знать структуру этих систем и значение норм труда для их эффективного функционирования. ЭТ в настоящее время является одной из немногих наук, в которых реализуется комплексный подход к анализу экономических и социальных аспектов трудовой деятельности. Это обусловлено тем, что рациональное использование человеческих ресурсов предполагает достижение двух взаимосвязанных целей: 1 создание благоприятных условий труда и развитие способностей человека в процессе трудовой деятельности; 2 повышение эффективности производства. Объект исследования требует учета взаимосвязей технических, экономических, социальных, физиологических, психологических, этических, экологических и других аспектов трудовой деятельности.

Экономика труда

Волгодонск 2016



Тема 2 Рынок труда и управление занятостью.

Рынок труда – многофункциональная категория, представляющая собой систему общественных отношений, связанных наймом и предложением (куплей и продажей) рабочей силы; механизм согласования цены и условий труда между работодателем и наемным работником; определенное экономическое пространство – сферу трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы рабочей силы.

Субъектами отношений на рынке труда являются работодатели, формирующие спрос на рабочую силу, наемные работники и безработные, формирующие предложение рабочей силы, самозанятое население, элементы инфраструктуры рынка труда.

Трудовой потенциал людей реализуется через их занятость. В Российской Федерации принят Закон о занятости населения, в котором сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости рыночный характер. В соответствии с этим законом, занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Различают несколько видов занятости: глобальная, полная, продуктивная (эффективная), неполная, частичная, периодическая, сезонная, гибкая, официальная, скрытая, формальная.

Экономически активное население по статусу занятости подразделяется на 5 групп: наемные работники, работающие на индивидуальной основе, работодатели, неоплачиваемые работники семейных предприятий, лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости.

Антиподом занятости выступает его незанятость, одной из форм которой выступает безработица. Безработица – это социально-экономическое явление, отражающее существующее на рынке труда несоответствие между относительно большим предложением рабочей силы и спросом на нее, в результате чего часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг и не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда.

В зависимости от характера причин, вызывающих безработицу, принято различать следующие основные ее типы: фрикционную, сезонную, структурную, циклическую, скрытую.

Уровень безработицы - важнейший показатель эффективности функционирования экономики страны вообще и одновременно отражающий специфику конкретной стадии ее развития, в частности. Рассчитывается как отношение числа безработных к численности экономически активного населения.

Основные направления работы по улучшению занятости и сокращению безработицы сводятся к формированию спроса на рабочую силу (сохранение и создание рабочих мест на действующих предприятиях, создание новых рабочих мест; организация оплачиваемых общественных работ), формированию предложений рабочей силы (профессиональное обучение и переобучение; развитие самозанятости; регулирование миграционных процессов).

Одним из важнейших направлений обеспечения социальной направленности рыночной экономики является рационально построенная организация труда на всех уровнях управления. Организованный на научной основе труд является ведущим фактором роста его производительности и снижения издержек производства.

Организация труда – это конкретные формы и методы соединения людей и техники в процессе труда с целью достижения полезного эффекта трудовой деятельности.

Основными общими показателями экономической эффективности научной организации труда, определяющими целесообразность их внедрения, являются: рост производительности труда, годовой экономический эффект. Используются и другие частные показатели: снижение трудоемкости продукции, относительная экономия (высвобождение) численности работников, прирост объемов производства, экономия рабочего времени.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Институт технологий (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Донской государственный технический университет»

В г. Волгодонске Ростовской области

(Институт технологий (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске)

Экономика труда

Лекции для студентов очной и заочной форм обучения направления 38.03.01 «Экономика»

Волгодонск 2016

Тема 1. Труд как основа жизнедеятельности.

В самом общем виде труд можно определить как объективно присущую человеку сферу деятельности по превращению природных, материальных и интеллектуальных ресурсов в необходимый для личного и общественного потребления продукт. Труд – это основа и непременное условие жизнедеятельности человека. Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств. В процессе труда человек взаимодействует с предметами и средствами труда, с окружающей средой для достижения цели его трудовой деятельности.

В условиях рыночных отношений человек, субъект труда, может реализовать свой трудовой потенциал двояко: либо на основе самозанятости, т.е. когда он выступает как самостоятельный товаропроизводитель, реализующий свою продукцию на рынке, либо как наемный работник, предлагающий свои услуги производителю – работодателю, субъекту собственности.

Виды труда классифицируются по различным признакам: по содержанию (отраслевой, профессиональный, функциональный); по характеру (наемный, общественный, добровольно-принудительный, физический, умственный); по средствам и способам (ручной, машинный, автоматизированный); по условиям (стационарный, передвижной, наземный, подземный, легкий, тяжелый).

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении новых прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, которые ведут, в свою очередь, к развитию новых потребностей.

Труд и трудовая деятельность

Понятие «труд» нельзя рассматривать упрощенно, поскольку оно включает не только экономический, но и физиологический, социальный и социологический компоненты.

С экономической точки зрения труд - это любая общественно полезная деятельность человека; с физиологической точки зрения трудовая деятельность есть нервно-мышечный процесс за счет накопления в организме потенциальной энергии.

Следовательно, труд можно рассматривать как процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек, производя определенную деятельность, опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Из приведенных определений вытекает, что труд - это деятельность. Однако понятие «деятельность» значительно шире понятия «труд», поэтому его приходится ограничивать.

С равным правом можно говорить о деятельности и человека, и естественных сил природы (разрушительная деятельность морских прибоев, ветров), и техники (локомобиль, конвейер, выполняющий механическую работу), и животных (о деятельности лошади, например, которая тоже работает).

Но слово «труд» по отношению к деятелям такого рода совсем неприменимо: сказать, что они «трудятся», можно лишь не иначе как в поэтической метафоре, поскольку это противоречит и нашим представлениям, и правилам словоупотребления.

Только про человека одинаково правомерно говорить, что он трудится и что он работает. Отсюда следует первое ограничение: трудом мы называем лишь деятельность человека.

Но и деятельность человека является еще слишком широким понятием: сюда войдет и творчество Рафаэля, Ньютона, Эдисона, и бесплодное черпание воды решетом сказочным Иванушкой-дурачком.

С физиологической точки зрения все проявления деятельности здорового и больного человека представляют собой вполне тождественные нервно-мышечные процессы, которые совершаются, конечно, за счет накопленной в организме потенциальной энергии. Но далеко не все из них относятся понятию «труд», ибо трудом мы называем лишь общественно полезную деятельность человека. Таково второе ограничение. Значение его весьма условно: один и тот же гравер может изготовлять, используя одни и те же приемы, и полноценные денежные знаки, и фальшивые кредитки. В первом случае это будет труд, ибо это полезная обществу работа, во втором - преступная деятельность, ибо она вредна для общества.



Следует отметить, что в разные эпохи общество различно расценивает те или иные виды человеческой деятельности.

Некогда различные гадания, снятие порчи и сглаза, проституция, спекуляция считались полезным для общества и даже богоугодным делом; в советскую же эпоху эти явления осуждались и даже карались по закону; в современных условиях в странах с рыночной экономикой в ряде случаев такие виды деятельности признаются трудовым промыслом, легализуются как своеобразный бизнес, хотя и презираются общественностью.

Эти примеры подчеркивают, что определение труда содержит социологический момент: признание обществом полезности той деятельности, которую мы именуем трудом.

Определяя цели, способы и результаты труда, товаропроизводитель решает три главных вопроса:

1) какие продукты, в каком количестве и когда должны быть произведены? (Труд как сознательная деятельность);

2) как эти продукты произвести, из каких ресурсов, с помощью какой технологии? (Труд как целесообразная, рациональная деятельность);

3) для кого эти продукты должны быть произведены? (Труд как общественно полезная деятельность).

Итак, в самом общем виде труд можно определить как объективно присущую человеку сферу целенаправленной полезной деятельности по превращению природных, материальных и интеллектуальных ресурсов, которыми он располагает, в продукт, необходимый для личного и общественного потребления.

Общественная форма труда

В процессе производства материальных благ и услуг люди по необходимости вступают в определенные взаимосвязи не только с вещественными элементами и природной средой, но и друг с другом. Такие взаимосвязи называют производственными отношениями.

Отношения между людьми, которые обусловлены их участием в общественном труде, представляют собой общественную форму труда (рис. 5).

Рис. 5. Отношения между людьми по поводу производства и распределения продукции



Необходимо понять, что без исторически сложившейся общественной формы труд как таковой не существует, так же как и не может быть общественной формы труда без самого труда.

С самых первых шагов человечества труд приобретает соответствующую ему общественную форму. Посмотрите вокруг себя: одежда, обувь, мебель, продукты питания, автомобили и т.д. - все, чём мы пользуемся, создано совместным трудом людей.

Вместе с тем следует отметить, что понятие «общественные отношения» намного шире, чем понятие «производственные отношения», поскольку включает в себя отношения между людьми по поводуне только производства, но и других фаз воспроизводственного цикла: изучения спроса, исследования и разработки конкурентоспособной продукции, ее реализации и потребления.

Общественные отношения различаются по:

Характеру (классовые, национальные, региональные);

Форме (межличностные, межгрупповые).

Отмеченные разновидности категорий общественных отношений (в тех или иных сочетаниях) находят отражение в формировании отношений между людьми - между владельцем средств производства (арендодателем) и арендатором, хозяином и работником, заказчиком и исполнителем, начальником и подчиненным, предпринимателем и государственным чиновником, а также между работниками в процессе труда.

В методологическом отношении необходимо учитывать и такие важные понятия, как характер и содержание труда.

2.5. Характер и содержание труда

Характер труда позволяет рассматривать труд с точки зрения общественных условий производства; его определяют формы и методы привлечения членов общества к труду; тип общественной формации труда; отношение работников к труду. Следовательно, характер труда выражает собой то особенное, что присуще общественному труду в каждой общественно-экономической формации и предопределено типом господствующих в обществе производственных отношений. Современная кардинальная экономическая реформа органически выводит на рыночные отношения всех участников производства в обществе, коренным образом изменяет производственные отношения.

Прежде всего это смена форм собственности, отказ от планомерного привлечения и распределения трудовых ресурсов в стране и переход к свободному предпринимательству, основанному на различных организационно-правовых формах собственности и на свободном найме рабочей силы через спрос и предложение на рынке труда. В связи с этим изменяются отношения по всей цепочке связи между людьми - от процесса труда до конечного потребления (присвоения) продукта труда.

Содержание труда выражает распределение конкретных трудовых функций (исполнительских, контрольно-регулирующих) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Основу этих функций составляют развитие орудий труда, организация труда, уровень общественного и профессионального разделения труда, мастерство самого работника. Содержание труда отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами и предметами труда в процессе труда.

Следует подчеркнуть, что содержание и характер труда выражают две стороны одного и того же явления - сущность и форму общественного труда. Эти две социально-экономические категории находятся в диалектической взаимосвязи, и изменение одной из них неизбежно оказывает влияние в той или иной форме на изменение другой.

Характер труда в значительной степени формируется под влиянием особенностей содержания труда в зависимости от ряда признаков - доли физического и умственного труда, уровня квалификации и интеллекта, уровня власти человека над природой и др. Виды труда представлены на рис. 6.

Рис. 6. Классификация видов труда по группам признаков

Сохранение и развитие личности работника в процессе труда, повышение содержательности и привлекательности труда в определяющей степени зависит от условий труда.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль выполняет труд в жизни человека и общества?

2. Определите элементы, участвующие в трудовом процессе, и роль каждого из них. Как человек взаимодействует с этими элементами?

3. Приведите классификацию видов труда и определите ее значение в оценке труда.

4. Охарактеризуйте основные направления обогащения социально-экономического содержания труда.

5. Какие изменения происходят в социально-экономическом содержании труда на современном этапе и как они влияют на развитие сферы труда?

6. Охарактеризуйте предпринимательство как особый вид трудовой деятельности. Какие направления его развития наиболее эффективны в экономическом и социальном аспектах?

7. Какие понятия используются в нашей стране и других странах для выражения человеческих ресурсов? Раскройте содержание понятий «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал».

8. Назовите факторы, влияющие на формирование трудовых ресурсов. В чем состоят отличия динамики трудовых ресурсов и динамики населения?

9. Дайте характеристику объемным и качественным показателям трудового потенциала.

10. Почему, на ваш взгляд, необходимо изучать региональный и отраслевой «срезы» трудовых ресурсов?

11. В каких законодательно-нормативных документах определена политика в сфере труда?


Основные методологические положения по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу занятости // Экономика и жизнь. - 1996. - № 22.

Лекция 2. ТРУД КАК ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА



Енвд