Кто разработал социально трудовую концепцию управления производством. Социальная концепция «Социально-трудовая концепция управления производством» Н.А. Витке. Развитие управленческих идей в России

Суть концепции – изучение влияния административной функции на управление людьми в трудовом процессе.

Практическая ценность:

1) Четкое разграничение управления вещами и *управление людьми с помощью реализации административной функции. При этом главным является создание благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе – «дух улья», а организация технологического процесса, регламентация служебных обязанностей стоят на 2-ом месте.

2) Формулирование совокупности требований к компетентности руководителей – носителей административной функции. Например, умение правильно подбирать управленческий персонал, распределять обязанности, определять цели, координировать работу, осуществлять контроль.

Социальная концепция «Теория административной емкости»

Ф.Р. Дунаевский (1887 – 1960)

Административная емкость – способность управленцев руководить определенным числом подчиненных, независимо от их личных качеств* (диапазон контроля или норма управляемости).

Практическая ценность:

1) Выделение роста информационных барьеров в управлении в связи с развитием (или расширением) производства (увеличением промежуточных звеньев в иерархии) и разработка способов их преодоления. Другими словами, необходимо было компенсировать увеличение «административной емкости» за счет тщательного подбора и подготовки (обучения) АУП или расширения рамок «административной емкости» с помощью техники, т.е. передачи машинам всей вспомогательного, механического труда.

*сегодня за счет программных продуктов Парус, Кадры

Вклад ученых в развитие отечественного менеджмента (Восточной Европы)

1) В середине 20-х годов в России были впервые разработаны и апробированы элементы межотраслевого баланса.

2) В 1932 году на одной из ленинградских текстильных фабрик была проведена первая в мире деловая игра . Только в 1957 году Американская ассоциация управления применила ее идеи при подготовке менеджеров.

3) В 30-50е гг. в был накоплен значительный опыт централизованного государственного планирования, стратегического планирования и управления. Здесь сложилась модель централизованного государственного управления экономикой на основе монополии на государственную собственность на средства производства и государственного планирования, которая выдержала испытания в экстремальных условиях.

4) Накоплен значительный практический и теоретический опыт в сфере программно-целевого управления. Этот опыт заслуживает особого изучения и рассмотрения, и игнорировать его нельзя. Разрабатывались и осуществлялись суперпрограммы, связанные с решением глобальных экономических проблем (от электрификации страны до освоения космоса). Достаточно вспомнить впервые разработанную и реализованную национальную программу (план ГОЭЛРО). Каждая программа имела строго определенную целевую направленность.

Тема 4 Организации как объекты менеджмента

План темы:

1. Понятие термина «организация». Признаки любой организации.

2. Внутренняя среда организации.

3. Внешняя среда организации.

4. Концепция жизненного цикла организации.

5* (СРС). Классификация организационно-правовых форм организаций, предприятий.

Понятие термина «организация». Признаки любой организации.

Организация – это группа людей , деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей с помощью материальных, экономических, правовых и других условий.

Группа уже считается организацией, если она соответствует следующим требованиям:

1) наличие, по крайней мере, двух людей , которые считают себя частью этой группы;

2) наличие общей для всех членов группы цели – желаемого конечного состояния или результата;

3) помимо цели люди договариваются о правилах своего поведения в рамках возникающего сообщества . Данным правилам должны подчиняться все члены сообщества, принимающего форму конкретной организации.

Формальная группа - это, как правило, подразделение, созданное по воле администрации. Члены этой группы и руководитель назначаются администрацией.

Неформальная группа объединяет людей, не связанных должностной иерархией. Люди объединяются в неформальную группу добровольно, на основе взаимных симпатий, общности интересов и целей.

Начинающий менеджер уже понимает, что приступать ко всякому коллективному делу нужно с создания неформальной группы . Объединенная схожими ценностями и интересами, такая группа выбирает не противоречащие цели и правила общего поведения. На основе этих правил происходит дальнейшее расширение круга участников общего дела, привлечение новых ресурсов и оформление организации. Так рождаются организации.

Чаще всего возникают организации производственного, или коммерческого направления, предназначенные для производства и реализации каких-либо товаров или услуг.

А всякое товарное производство предполагает ресурсы : материалы, деньги, энергию, информацию, труд и, конечно же, предпринимательскую инициативу.

Необходимые ресурсы с помощью определенной технологии перерабатываются в товар или услугу для населения, а затем реализуются: продаются всем, кто пожелает. Таким образом, выделяют ресурсные организации или предприятия .

Организация как предприятие - это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей.

Основные субъекты хозяйственных отношений в рыночной экономике:

Государство (функции контроля и нормативного регулирования деятельности предприятия);

Банки (функции инвестирования, кредитования и др.);

Другие организации (деловые партнеры по различным вопросам сотрудничества - аренда, лизинг, подготовка кадров в ВУЗах, поставка сырья, приобретение готовой продукции и др.);

Домашние хозяйства (потребительский спрос на продукты первой необходимости и многое другое).

Признаки организации:

Признак 1 (Главный) - наличие цели , к достижению которой стремятся все ее сотрудники. Цель объединяет их, предоставляет смысл существования организации и конкретизирует направленность ее действий.

Признак 2 - относительная самостоятельность как хозяйствующего объекта .

При этом организация определяет для себя:

1) вид деятельности (строительная, торговая, посреднические услуги, внешнеэкономическая и т.д.)

2) принимает решения по вопросам производственно-хозяйственной деятельности

3) распределение и использование собственной прибыли и т.п.

Эти вопросы фиксируются в УСТАВЕ предприятия – документ, на основании которого предприятие проводит Державную регистрацию.

Признак 3. Все организации преобразуют ресурсы в виде материалов, технологии, людей и информации в желаемые конечные состояния или цели. При этом должна обеспечиваться взаимосвязь целей и ресурсов организации .

Признак 4. Иерархия разделения труда (вертикальное и горизонтальное):

Более крупные организации имеют такой объем управленческой работы, что им необходимо четко определить корпус руководителей. Вертикальное разделение труда или создание уровней управления (используются для координации управленческой работы).

Все организации осуществляют горизонтальное разделение труда , разбивая всю работу на составляющие ее задачи. Более крупные организации осуществляют такое разделение, создавая подразделения , которые далее подразделяются на более мелкие единицы (отделы).

Признак 5. Взаимодействие организации с внешней средой для того, чтобы получать ресурсы и находить потребителей для своей продукции. Зависимость от внешней среды, которая постоянно изменяется и находится вне контроля руководства, является основной причиной отсутствия в управлении абсолютных правил.

«Современный администратор –

это, прежде всего, социальный инженер –

строитель людских отношений».

В первой половине 20-х годов ХХ в. широкое распространение получила концепция «человеческих отношений» в управлении. Считается, что основоположники ее – М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, а апробацию она прошла в ходе знаменитых Хоуторнских экспериментов. Однако основные положения этой концепции были сформулированы в 30-е гг., т.е. хронологически позже, чем это сделали советские ученые.

Основоположниками советской социальной школы в управлении заслуженно считают Николая Андреевича Витке, который глубоко осознавал все возрастающую роль управления в прогрессирующем развитии производства, считая организационный фактор даже более весомым, чем выдающиеся технические достижения. В своей «социально-трудовой концепции управления производством» он четко разграничивал управление вещами и людьми и концентрировался на последнем, видя главную задачу в целесообразной организации людей как участников единой трудовой кооперации («управление состоит в целесообразном сочетании людских воль»). «Суть управленческой деятельности, - говорил он, - заключается в организации и направлении человеческой энергии к определенной цели».

Н. Витке и его единомышленники (Р. Майзельс, Я. Улицкий, И. Каннегиссер, С. Стрельбицкий), вслед за А. Файолем, также выделили пять основных функций управления и отметили, что органическое объединение этих функций возможно только с помощью администрирования . «Современный администратор – это, прежде всего, социальный техник или инженер в зависимости от его положения». Чем выше находится звено управления в иерархической пирамиде, тем больше в нем доля административных действий и направлений по сравнению с техническими. Администраторы должны быть строителями людских отношений в коллективе, создавать в нем благоприятную социально- психологическую атмосферу, «дух улья», взаимной поддержки, чего ни идеальная планировка технологического процесса, ни регламентация служебных функций, ни своевременное их регулирование создать не могут.

Представители социального течения в управлении разработали рекомендации, касающиеся стиля руководства, логики действий руководителей, этики их взаимоотношений с подчиненными, т.е. исследовали сам труд руководителя, расчленяли его деятельность на составные части и выявляли на основе повторяющихся элементов «основные законы правильного управления».

Н.А. Витке сформулировал ряд требований к управленческому персоналу, среди которых: умение подобрать персонал нижестоящего уровня, четко распределять между ними служебные обязанности, уметь намечать цели и координировать работу подчиненных, осуществлять контроль, но при этом не мнить себя техническим всезнайкой и не распылять себя на мелочи техники.

Я. Улицкий выделил основные черты способного администратора:

1. Способность к абстрактному мышлению, теоретический склад ума.

2. Чувство живой действительности. Важно, чтобы руководитель никогда не терял связи между отдельными символами (цифрами, отчетами, диаграммами и т.д.) и той реальностью, которую данный символ обозначает.

3. Обладание калькуляционным духом . Важно, чтобы он мог отличить важные показатели от неважных и группировать их по отдельным признакам.

С. Стрельбицкий предложил некоторые принципы администрирования:

1. Методу мышления администратора должны быть присущи последовательность и прямолинейность.

«В деле управления человеческим коллективом хороший администратор последователен, точен в своих распоряжениях и уже в момент отдачи распоряжений видит, какие последствия для процесса это дает».

2. Распоряжения администратора должны обладать волевыми признаками.

Они должны быть твердыми, уверенными, краткими, но вместе с тем исчерпывающими.

3. Единоличное управление коллективом должно иметь корни в самом коллективе.

В любом коллективе основа научного управления – сочетание коллегиальности и единоначалия. В ходе обмена мнениями администратор имеет возможность проверить свои умозаключения, исправить их без ущерба для своего авторитета, а затем принять единственно правильное решение самостоятельно.

4. Каждый работник должен осознавать свою долю участия в труде коллектива.

«Пусть и сторож поймет, что он не просто сторожит, а выполняет одну из необходимых функций в работе коллектива по созданию полезных ценностей», - говорил С. Стрельбицкий.

Кроме того, необходимо четко распределить обязанности между всеми членами трудового коллектива. При этом руководитель не должен делать работу за других, а у каждого члена коллектива должен быть четко очерчен круг его функций, за выполнение которых он и ответственен.

Наиболее трудным в деятельности руководителя является подбор исполнителей для каждой отдельной работы. Ближайшие сотрудники управляющего должны обладать теми же качествами, которые желательны и для него самого: большой волей, решимостью, твердостью, теоретическим мышлением, конструктивной изобретательностью. В работе руководителя недопустимы мягкотелость и нерешительность: с человеком, в непригодности которого вы убедились, работать нельзя, с ним нужно расстаться. Однако, нежелательна здесь крайность: поспешные увольнения, увольнения по первому впечатлению вредны еще более. Они чреваты не только тем, что «с маху» может быть уволен вполне годный для этой работы человек, но и тем, что создают в коллективе нервную, неспокойную обстановку. С. Стрельбицкий советовал остерегаться и такого довольно частого явления, как окружение себя «своими людьми», переводимыми с места прежней работы руководителя. Всякий фаворитизм возбуждает зависть, неудовольствие и упадок рвения со стороны тех, кто считает себя обойденным.

«У руководителя не должно быть «любимцев», - говорил И. Каннегиссер. В случае разногласий или споров между сотрудниками решение со стороны начальника должно быть беспристрастным и проводиться с полной последовательностью и настойчивостью.

Руководитель должен обладать «быстрым умом», хорошей реакцией, позволяющей «скоро решать вопрос», потому что очень часто быстрота решения важнее, чем нахождение идеального из нескольких возможных решений через продолжительное время.

Руководитель коллектива должен быть социальным лидером, заботиться о том, чтобы условия жизни и труда соответствовали их материальным и духовным потребностям. А для этого он должен умело пользоваться как моральными, так и материальными рычагами. Важной чертой хорошего руководителя И. Каннегиссер считал его умение, не стесняясь признать свою вину, кроме того, абсолютно необходимы безукоризненная честность и правдивость. В сочетании с твердостью, сердечностью и доброжелательностью в отношениях с сотрудниками, эти качества обеспечивают руководителю незыблемый авторитет.

Не являясь социально-неформальным лидером, администратор должен глубоко знать руководимый им объект. Конечно, если производство разнообразно, он не может, да и не должен быть специалистом «по всем частям», но общие технические знания в данной отрасли и широкий кругозор руководителю необходимы.

Создав рабочую обстановку в трудовом коллективе, руководитель тем самым создает вокруг себя то, что С. Стрельбицкий назвал автоматизмом управления . При этом дело не несет ущерба в случае выбытия того или другого работника – стоящий рядом с выбывшим в состоянии продолжить его дело. «Свидетельством достигнутой системой управления идеальной высоты автоматизма может явиться возможность безболезненного выбытия из коллектива самого руководителя на продолжительное время», - эта мысль С. Стрельбицкого подтверждается современными экспериментаторами.

Период развития школы человеческих отношений и поведенческой концепции в нашей стране приходится на годы первых пятилеток, когда господствовал трудовой энтузиазм. На предприятиях возникло новое движение – ударничество, которое стало широко использоваться в практике управления. В мае 1929 г. ЦК ВКП (б) принял постановление «О социалистическом соревновании фабрик и заводов», где рекомендовал обсуждать участие в соревновании на рабочих собраниях. Бригады стали брать на себя обязательства по увеличению выпуска продукции, улучшению качества, снижению себестоимости продукции, повышению производительности труда и т.д.

Основными принципами социалистического соревнования были: гласность, дающая возможность видеть результаты работы и судить об общей постановке дела; сравнимость результатов работы, позволяющая оценить реальный вклад, как отдельных работников, так и коллективов; практическое повторение опыта, который воздействует силой примера. Управление коллективами, ведущими соревнование, было ориентировано в большей степени на моральное поощрение его участников. Ударники и победители получали значки, вымпелы, знамена, им присваивались определенные звания.

Таким образом, авторами социальной концепции в управлении – социальной инженерии - сформулированы достаточно интересные предложения по улучшению работы руководителя-администратора. Однако на рубеже 20-30-х гг. в СССР, несмотря на их усилия, утвердился резко противоположный концепции человеческих отношений стиль руководства – жестко авторитарный.

В этот период психология и социология в нашей стране не нашли своего применения в управлении предприятиями. Социология вообще вышла из поля зрения менеджеров и была подменена историческим материализмом. Инженерная социология и психология вновь обрели свое значение лишь в 70-х гг. XX в., а с начала 90-х гг. проблема «человек в организации» стала рассматриваться со многих сторон:

– разрабатывались модели взаимодействия человека и его окружения внутри и вне организации;

– определялись психологические особенности взаимодействия человека в формальных и неформальных группах;

– выявлялись закономерности роста производительности труда и его интенсивности в зависимости от стилей руководства людьми.

Контрольные вопросы

1. Какую систему хозяйствования предложил Х. Керве?

2. Каким образом предлагает улучшить научную организацию управляющих органов И. Циммерлинг?

3. Какие функции управления считал важнейшими И. Бурдянский?

4. В чем сущность созданного сотрудниками КИНОТ учения об утомляемости и мерах борьбы с ним?

5. Какие функции «хорошего управления» предложил П. Есманский?

6. Какие вопросы рассматривал П. Есманский?

7. Какие действия, по мысли Н. Амосова, характеризуют основную процедуру управленческой работы?

8. Какие организационные принципы управления предложил Л. Жданов?

9. Какие усовершенствования в организационные структуры управления предложил Л. Жданов?

10. Расскажите о модели состава организационных функций Ф. Дунаевского.

11. В чем сущность концепции административной емкости Ф. Дунаевского?

12. Кто является основоположником советской социальной школы в управлении?

13. Какие основные черты способного администратора выделял Я. Улицкий?

14. Какие принципы управления предложил С. Стрельбицкий?

1. Корицкий Э., Нинцева Г., Шетов В. Научный менеджмент. Российская история, С-Пб, Питер, 1999 – 384 с

2. Кравченко А.И История менеджмента, М, Академический проект, 2000 – 352 с

3. Кредисов А.И. История учений менеджмента, Киев, ВИРА-Р, 2000 – 336 с

4. Соловьев В.С., Симагина О.В. Эволюция теории организаций, Новосибирск, СибАГС, 1999 – 160 с

Развитие менеджмента в нашей стране имеет свои особенности

Это безусловно. СССР - "Совок" оставил свой след

В.Н. Родионова выделила школу «научной организации производства» (1900 –1930 г.), «новую школу» (1930 – 1965 г.) и школу системных исследований (1965 г. – по настоящее время). Однако временное начало школы «научной организации производства» следует перенести в прошлое. В 1860 – 1870 г. ученые Московского высшего технического училища разработали методику рационализации трудовых движений, получившую медаль на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г.

С 1908 г. в России начали издаваться сборники переводов зарубежных изданий в области научного менеджмента: «Административно-техническая библиотека». В ряде высших учебных заведений начали преподавать организационно-управленческие дисциплины, например, в 1911 – 1912 г. в Петербургском политехническом институте И. Семеновым читался курс «Организация заводского хозяйства».

В России после произошедшей революции достаточно много внимания уделялось научным исследованиям в области организации труда, управления и рационализации работы предприятий. В Москве, Харькове, Таганроге и Казани были созданы институты труда, ведущие изыскания в вопросах научной организации труда. Централизованное планирование потребовало разработки методики составления межотраслевых балансов, составления перспективных и годовых народнохозяйственных планов. Наиболее плодотворным развитие отечественного менеджмента было в 20-е годы ХХ века, в период новой экономической политики. Создан план ГОЭЛРО, первый пятилетний план. Современными исследователями установлено, что в это время выделились две основные группы концепций менеджмента: организационно-технические и социальные. В.Р. Веснин приводит следующее. К социально-техническим можно отнести концепции «Организационного управления» А.А. Богданова; «Физиологического оптимума» О.А. Ерманского; «Узкой базы» А.К. Гастева; «Производственную трактовку» Е.Ф. Розмирович. Социальные представлены концепциями «Организационной деятельности» П.М. Керженцева; «Социально-трудовой концепцией управления производством» Н.А. Витке; «Теорией административной емкости» Ф.Р. Дунаевского.

А.А. Богданов установил, что формирование организованностей в природе, технике и обществе имеет общие черты. Это позволило ему предложить всеобщую организационную науку (тектологию).

О.А. Ерманский сформулировал предпосылки об организации труда и управления. Одним из основных законов этой науки О.А. Ерманский выделил «закон организационной суммы», которая будет больше, чем «арифметическая составляющая ее сил». На основании закона им был предложен главный принцип: принцип физиологического оптимума.

А.К. Гастев совместно с сотрудниками Центрального института труда, который он возглавлял, разработали концепцию трудовых установок. Элементы этой концепции: теория трудовых движений в производственном процессе; организация рабочего места; методика рационального производственного обучения. А.К. Гастев разработал концепцию узкой базы. Суть ее в следующем: «Рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка». Основной идеей «производственной трактовки» управленческих процессов Е.Ф. Розмирович были общие черты, имеющиеся в процессе производства и управления, организации физического и умственного труда. Е.Ф. Розмирович понимала управление как процесс чисто технический; его можно рационализировать, механизировать, автоматизировать теми же методами, что и производственный процесс; аппарат управления рассматривался сложной машиной или системой машин.

Представитель социального направления П.М. Керженцев сформировал теорию организационной деятельности. Выделив в научной организации труда три объекта – труд, производство и управление, П.М. Керженцев сконцентрировался на последнем, считая наиболее важным. Н.А. Витке, сторонник социальной концепции в управлении, в выдвинутой им социально-трудовой концепции управления производством разграничил управление вещами (орудиями труда) и людьми, сконцентрировался на последнем. Главная задача управления видится ему целесообразной организацией людей как участников единой трудовой кооперации. По мнению Н.А. Витке управление представляет единый целостный процесс, элементы которого соединяются с помощью административной функции. Н.А. Витке сформулировал такие требования к руководителям: умение правильно подбирать персонал управленцев, четко распределять обязанности, намечать цели, координировать работу, осуществлять контроль, но при этом «не мнить себя техническим всезнайкой и не распылять себя на мелочи техники».

В.И. Иоффе создал систему микроэлементных нормативов времени для технического нормирования.

О.И. Непорент разработал научную теорию организации производственного процесса во времени, в том числе видов движения партии деталей по операциям.

В конце 30-х годов академик Л.В. Канторович опубликовал первые работы по математическим методам оптимального планирования и линейному программированию.

Б.Я. Каценбоген в 1946 г. получил Государственную премию за достижения в теории и методологии применения поточных принципов работы в серийном производстве.

С.П. Митрофанов разрабатывает теорию групповых методов обработки, которая затем используется в теории автоматизированных процессов в серийном и мелкосерийном производстве.

Учеными ЭНИМСа и других институтов, а также практиками были созданы системы планово-предупредительного ремонта, бездефектного изготовления продукции, комплексного управления качеством, подготовки производства, оперативного планирования производства.

Ф.Р. Дунаевский выдвинул теорию административной емкости, под которой понимал способность управляющих руководить определенным количеством подчиненных вне зависимости от их личных качеств. Ф.Р. Дунаевский полагал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов, что ведет к бюрократизации.

Следует отметить, что за период с 1919 по 1930 г., по данным В.Н. Родионовой, в нашей стране было опубликовано около 800 научных работ по рационализации труда, организации производства и управления.

Отсутствие в отечестве рыночных отношений с 1930 по 1990 г. не создавало необходимых предпосылок для теории и практики менеджмента. Ученые направляли свои разработки на управление в условиях командно-административной общеплановой экономики и внесли определенный вклад в достижения мировой управленческой мысли. Среди них Л.И. Абалкин, Г.А. Аганбегян, В.Г. Афанасьев, А.И. Анчишкин, Д.М. Гвишиани, Г.А. Джавадов, С.С. Дзарасов, С.В. Ипатов, О.В. Козлова, Б.З. Мильнер, Н.Я. Петраков, Г.Х. Попов, И.М. Разумов, С.Г. Струмилин, Ю.А. Тихомиров, О.Г. Туровец, Т.С. Хачатуров и многие другие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

Развитие науки об организации производства в России

Становление науки об организации производства в России началось в конце XIX в. Так в 1870-х гг. в Московском высшем техническом училище (ныне Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н.Э. Баумана) была разработана методика рационализации трудовых процессов, награжденная «медалью преуспеяния» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г.

В 1911 - 1912 гг. профессор Петербургского политехнического института И.А. Семенов читал лекции по курсу «Управление заводским хозяйством». Им же была создана лаборатория по исследованию трудовых процессов, разрабатывались методики нормирования труда. Аналогичные разработки вели М.С. Уваров, Ф.Ф. Эрисман, В.М. Бехтерев и др.

К числу основателей науки об организации производства следует отнести инженера К. Адамецкого (1866 - 1933), работавшего в конце XIX и начале XX в. на металлургических заводах Приднепровья. Он сформулировал четыре закона организации производства и труда: закон возрастающего производства; закон специализации; закон объединения мелких единиц в одну группу; закон гармонии труда.

Согласно закону возрастающего производства при росте общих затрат ресурсов предприятия (материальных, трудовых, финансовых) затраты на единицу продукции сокращаются, но до определенных пределов. Нетрудно заметить, что этот закон по Адамецкому представляет не что иное, как одну из форм организации производства, а именно его концентрацию.

Закон специализации (или разделения сложного труда) - это также соответствующая форма организации производства. Адамецкий справедливо считал, что специализация ведет к росту производительности труда.

Третий закон Адамецкого - это комбинирование производства, имеющее несомненные экономические преимущества.

Наконец, закон о гармонии труда предусматривал, что общие затраты на предприятии меньше всего тогда, когда производительность каждого из сотрудничающих подразделений соответствует пропускной способности других, связанных с ним подразделений.

В настоящее время это положение Адамецкого трактуется как один из основных принципов организации производства - принцип пропорциональности.

В 1904 г. в Высшем техническом училище в Москве впервые в мире стал преподаваться учебный курс «Организация и оборудование механических заводов». В 1911 г. профессор этого училища Н.Ф. Чарновский издал книгу «Организация промышленных предприятий по производству металлов», которая стала первым учебным пособием по организации производства. Российский ученый И. С. Каннегисер в 1916 г. опубликовал работу «К вопросу об организации металлообрабатывающих заводов».

В дореволюционной России велась работа по пропаганде идей Ф. Тейлора и их приспособлению к условиям российской действительности. Преподаватель МВТУ В.Г. Поляков изучал систему Ф. Тейлора во время специальной командировки в США. В брошюре под названием «Настоящее положение вопроса о применении системы Тейлора», изданной в 1914 г., он подробно рассматривает идеи американских рационализаторов в области организации труда и производства и с позиций представителя промышленных кругов рекомендует их внедрение в российскую практику.

В советский период можно выделить четыре этапа развития науки и практики организации производства и управления:

1920-е гг. - период поиска новых форм и методов управления;

1930 - 1950-е гг. - формирование и использование жесткой централизованной модели государственного управления;

1960 - 1970-е гг. - период половинчатых реформ, направленных на заимствование элементов капиталистической экономики;

1980 - 1990-е гг. - отказ от социалистических преобразований и попытки посредством реформ, проводимых сверху, создать современную рыночную экономику.

Самым плодотворным с точки зрения самостоятельности исследований и свободы творчества был первый этап. В 1920-х гг. сложилось два направления в отечественном менеджменте: организационно-технические и социальные концепции управления. Сторонниками организационно-технических концепций были А.А. Богданов (Малиновский), О.А. Ерманский, А.К. Гастев, сторонниками социальных концепций - П.М. Керженцев, Н.А. Витке и Ф.Р. Дунаевский .

В эти годы в стране были созданы научные институты, разрабатывавшие проблемы организации труда и производства, - Центральный институт труда, Таганрогский институт организации труда и производства, Всероссийский институт труда, Казанский институт научной организации труда и др. Было создано несколько специальных журналов: «Предприятие», «Вопросы организации и управления», «Системы и организация», «Организация труда» и др. Этот период характеризуется выпуском многочисленных работ, посвященных организации производства, труда и управления. Если 1920-е гг. примечательны публикациями материалов по отдельным проблемам организации, то уже в первой половине 1930-х гг. теоретические работы по вопросам организации производства носили комплексный характер.

Ряд ученых (Н.А. Аносов, Ф.Р. Дунаевский, М.Н. Липский) обосновали идею о необходимости выделения особой науки организации и управления производством, ее полезности для практической деятельности. Было сформулировано понятие организационного процесса, определены его основные фазы. Большая группа ученых, к числу которых относятся Е.М. Альперович, М.И. Васильев, И.С. Лавров и др., сконцентрировали свои творческие усилия на решении проблем организации производства и управления в рамках отдельного предприятия.

Выдающийся ученый - естествоиспытатель, философ, экономист А.А. Богданов (1873 - 1920) отмечал, что все виды управления в природе, технике и обществе имеют общие черты. Исходя из этого, он разработал основные принципы новой науки о законах организации, действующих в технике (организация вещей), экономике (организация людей), политике (организация идей), и заявил о необходимости их изучения. Многие положения, выдвинутые А.А. Богдановым, предвосхитили идеи кибернетики, теории систем, современной теории организации.

К фундаментальным работам, опубликованным в 1920 - 1930 гг., следует отнести книгу под редакцией Б.Я. Каценбогена и Д.Т. Тобиаса «Методика расчета серийного производства», книгу П.В. Крепыша «Структура и расчет деятельности производственного цикла», книгу С.А. Думлера «Основы расчета величины наивыгодной партии».

Велись поиски адекватных новым условиям методов проектирования и организации процессов труда, производства и управления. Сотрудники Центрального института труда под руководством Гастева разработали концепцию трудовых установок, которая в зародыше содержала основы кибернетики, инженерной психологии и эргономики. Составными элементами этой концепции были теория движений в производственном процессе, организация рабочего места, организация управленческих процессов, методика рационального производственного обучения.

А.К. Гастев (1882 - 1941) разработал концепцию «узкой базы». Суть ее в том, что работу по научной организации труда надо начинать с отдельного человека, будь то руководитель или рабочий (все это было сформулировано еще до создания теории «человеческих отношений в управлении» Э. Мэйо). Концепция узкой базы сводилась к тому, что «рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка», а закономерности управления станком можно распространить на предприятие и на государство в целом. Он считал, что труд любого работника может быть легко разложен на отдельные операции, легко поддающиеся регулированию, как и операции, производимые при помощи машин.

О.А. Ерманский (1866-1941) разработал методологию рационализации крупного машинного производства, основанную на комплексном подходе, а также сформулировал предмет науки об организации труда и управления, в основе которой лежала идея об оптимизации использования всех видов энергии и факторов производства. Одним из основных законов этой науки он считал закон организационной суммы, которая больше арифметической суммы составляющих ее сил, но возможно это лишь тогда, когда все вещественные и личные элементы производства гармонично сочетаются и усиливают друг друга. Так был предвосхищен закон синергии.

Закон организационной суммы позволил Ерманскому сформулировать главный принцип теории рационального управления - физиологического оптимума, который должен был стать критерием рациональности любой работы. В основе этого критерия - сопоставление израсходованной энергии и полученного эффекта, выражаемое в виде коэффициента рациональности (Полезный результат/Затраты энергии).

Сторонниками социальных концепций организации производства и управления, как уже отмечалось, являлись П.М. Керженцев (Лебедев), Н.А. Витке и Ф.Р. Дунаевский.

Керженцев выделял три элемента: труд, производство и управление. Причем последнему элементу он придавал особое значение и понимал под научной организацией управления изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов выполнения управленческих действий, таких как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и использование кадров, поддержание дисциплины. Керженцев сформулировал и свои принципы управления, к которым отнес: установление целей и задач, выбор формы организации, составление планов, учет и контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов.

Н.А. Витке разработал «социально-трудовую концепцию управления производством», в которой четко разграничил управление вещами и управление людьми. Он видел главную задачу в целесообразной организации людей как главных участников единой трудовой кооперации (управление состоит в целесообразном сочетании людских воль). Витке рассматривал управление как процесс, объединяющий систему социально-трудовых отношений и реальную деятельность, в которой эти отношения воплощаются. Все эти элементы процесса управления соединяются с помощью административной функции, которой он уделял особое внимание.

Ф.Р. Дунаевский разработал теорию «административной емкости», под которой он понимал способность управленцев руководить определенным числом подчиненных. Причем эта способность руководителей, по его мнению, незначительно зависит от их личных качеств. Дунаевский считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточных звеньев, связанное с необходимостью компенсировать превышение «административной емкости» центра. Таким образом, он выделил нарастание информационного барьера в управлении и предложил некоторые способы его преодоления .Результатом большой научно-теоретической работы ученых в предвоенный период стал выпущенный в 1937 г. первый отечественный учебник по организации производства под редакцией Б.Я. Каценбогена.

Однако в 1937 - 1938 гг. теоретическая работа в области организации производства почти полностью и на долгие годы прекратилась. Многие видные ученые и специалисты были репрессированы. Журналы прекратили свое существование, научные институты были закрыты.

В период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., когда перед промышленностью страны встала задача обеспечить фронт большим количеством военной техники, были востребованы разработки ученых - организаторов производства. На предприятиях широко применялся поточный метод производства, были разработаны новые формы потока - переменно-поточные и групповые поточные линии. Развивались коллективные, бригадные формы труда. Все это позволило наладить массовый выпуск вооружений. производственный трудовой управление машиностроительный

Научная работа в области организации производства возобновилась в 1960-х гг. Уже в 1950 г. в Московском инженерно-экономическом институте им. Серго Орджоникидзе было выпущено учебное пособие по организации и планированию производства; в 1960 г. вышло в свет два учебника: «Организация и планирование машиностроительных предприятий» под редакцией Е.Г. Либермана и «Организация и планирование машиностроительного производства» под редакцией Л.Я. Шухгальтера, а в 1967 г. учебник Л.Н. Ройтбурга и К.А. Штеца «Организация и планирование предприятий черной металлургии». В 1960 г. И.А. Приймаком, Б.Я. Рябиньким и И.Е. Мошкевичем опубликован учебник «Организация металлургического производства».

В последующие годы научные исследования в области организации производства осуществлялись в отраслевых научно-исследовательских институтах и вузах страны.

Заметный вклад в развитие теории организации производства внесли отечественные ученые К.Г. Татевосов, В.А. Летенко, Н.И. Слодкевич, Н.А. Саломатин, В.И. Дудорин, Ю.Ю. Наймарк, Ф.И. Парамонов, С.А. Соколицын, А.В. Гличев, Л.Я. Шухгальтер, К.Г. Джурабаев, О.И. Непорент, О.Г. Туровец, В.А. Козловский, Ю.Д. Турусин, Р.А. Фатхутдинов, Т.А. Егорова, Н.И. Новицкий, Б.А. Аникин, В.Н. Родионова и др.

Размещено на сайт

Подобные документы

    История развития науки об организации производства. Производство как объект управления. Цели, задачи процесса управления производством. Принципы научного управления, вклад российских ученых. Рационалистическое, поведенческое и системное направления.

    презентация , добавлен 19.04.2013

    Сущность законов, принципов и концепций управления производством, используемых в России. Законы научной организации производства и труда. Виды и задачи машиностроительных производственных объединений. Методы организации производственного процесса.

    шпаргалка , добавлен 27.01.2010

    лекция , добавлен 05.05.2007

    Рост уровня организации производства: теоретические проблемы. Системный подход в основе научного подхода к организации производства. Характеристика основных принципов системного подхода. Предприятие как субъект и объект организации производства.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2014

    Структура и принципы организации производственного процесса. Организационные типы производства. Методы организации, виды и значение инфраструктуры производства. Особенности организации производства автомобильных стекол на предприятии ООО "Авто".

    курсовая работа , добавлен 22.01.2015

    Процессы жизнедеятельности организации. Функции и принципы менеджмента. Экономические и организационные методы управления. Информационные потоки и документооборот в системе организации производства. Развитие науки организации производства в России.

    реферат , добавлен 08.12.2009

    Объект, предмет и содержание науки управления. Классификация отношений управления производством по виду и характеру. Этапы развития науки об управлении в XX веке. Моделирование управляемого объекта или субъекта управления для изучения их свойств.

    контрольная работа , добавлен 07.10.2009

    Исследование теоретических аспектов организации производственного процесса на предприятии ООО "Майнд". Изучение понятия и элементов производственного процесса. Производственный цикл и поточное производство. Партионные методы организации производства.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2013

    История развития науки об организации производства. Построение производственной структуры и структуры системы управления в организации, описание факторов, влияющих на их формирование. Анализ ликвидности баланса. Описание кадровой службы организации.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2011

    Теоретические аспекты организации и планирования производства услуг на предприятиях. Характеристика функций управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Определение состава мероприятий, направленных на оптимизацию процесса управления.

Развитие управленческих идей в России

Как и в других странах, в России передовые мыслители высказывали в своих трудах немало ценных управленческих идей.

Так первые шаги в решении проблем научной организации труда, а также в деле рационализации трудовых движений были сделаны задолго до Тейлора в разработках сотрудников московского высшего технического училища (1860 – 1870 гг.). За эту методику училище получило «Медаль преуспеяния» на всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г., и ее сразу же стали активно внедрять английские промышленники.

В 20-е годы среди ученых достаточно четко обозначились две основные группы концепций управления организационно-техническая и социальная.

Концепция организационного управления . Ее предложил А.А Богданов (Малиновский) (1873 – 1920 гг.), – выдающийся естествоиспытатель, философ, экономист. Заметив что все виды управления в природе, технике и обществе имеют общие черты, он предложил основные принципы новой науки о законах организации, действующих в технике (организация вещей), экономике (организация людей), в политике (организация идей), и заявил о необходимости их системного изучения.

Богдановым были высказаны многие ценные положения, имеющие важное значение для современной кибернетики, сетевых методов управления, о структурной устойчивости систем, их уровнях, организационных механизмах их формирования, регулирования, «биорегуляторах», аналогичных понятию «обратных связей». В то же время организацию Богданов рассматривал абстрактно, вне тесных связей с социально-экономической стороной деятельности людей, считая, что последняя целиком определяется техникой. Именно из-за абстрактности идеи Богданова не получили широкое распространения.

Концепция «физиологического оптимума», которую можно отнести к организационно-техническим, выдвинутая О.А. Ерманским (1866 – 1941 гг.). Он сформулировал предпосылки теории организации труда и рационализации управления как самостоятельного научного направления в условиях крупного производства.

О.А. Ерманский сформулировал законорганизационной суммыоб эффективном использовании всех ресурсов. Применительно к производству это означает правильный подбор инструментов для работы с учетом конструкции вида, формы обрабатываемого объекта, особенностей технологического процесса, физических и психологических качеств работников.

Закон организационной суммы позволил Ерманскому сформулировать главный принцип теории рационального управления – принцип физиологического оптимума, дававшего критерий рациональности выполнения любой работы. В основе этого критерия лежало сопоставление расходуемой энергии и достигаемого при этом эффекта, выражаемого коэффициентом рациональности (полезная работа/затраты энергии).

Концепция узкой базы А.К. Гастева (1882 – 1941 гг.) в рамках организационно-технического подхода. Ее суть состояла в том, что всю работу по научной организации труда и управления необходимо начинать с отдельного человека, кем бы он ни был – руководителем или рядовым исполнителем. Для этого Гастев и его коллеги – сотрудники Центрального института труда, директором которого он был, разработали концепцию трудовых установок, которая в зародыше содержала основы кибернетики, инженерной психологии, эргономики и др.

Гастев не просто осуществлял поиск путей рационализации трудовых движений и оптимальной организации рабочего места, но пытался активизировать работника, развить в нем потребность к совершенствованию своего труда привить каждому «организационно-трудовую бациллу». Этому должна была способствовать разработанная им методика быстрого обучения высококвалифицированных работников, позволяющая сократить сроки с 3 – 4 лет до 4 – 6 месяцев.

Концепция «узкой базы», обоснованию которой посвятил себя Гастев, сводилась к тому, что «рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка», и закономерности управления им можно распространить на предприятие и на государство в целом. Эти закономерности, по мысли Гастева, располагаются в следующем порядке: расчет – установка – обработка – контроль – учет – систематика –расчет. Гастев распространил эту формулу на управление как вещами, так и людьми поскольку считал, что труд любого работника может быть разложен на отдельные операции, легко поддающееся регулированию, как и операции, производимые с помощью оборудования.

К социальным концепция м управления необходимо прежде всего отнести «теорию организационной деятельности» ПМ Керженцева (1881 – 1940 гг.). Последний выделял в НОТ три объекта труд, производство и управление которое он считал наиболее важным. Под научной организацией управления он понимал изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов выполнения управленческих действий, таких как:

· формирование организационных структур,

· распределение обязанностей,

· подбор и использование кадров;

· поддержание дисциплины.

Керженцев был убеждён, что процесс научной организации труда и управления невозможен без поддержки широких масс трудящихся. Он полагал, что чем больше инициативы исходит из нижних ячеек организации, тем более жизненна сама организация. Развитие инициативы приводит к тому, что вместо прежних приказаний сверху создаётся особый вид руководства – подчинения, который выражается в известном соглашении между высшей администрацией и низшей инстанцией.

В то же время Керженцев не умалял роли профессиональных руководителей, поскольку в их руках воздействие на трудовой коллектив, а следовательно, на общие результаты деятельности организации. Керженцев считал, что так как каждый руководитель подбирает себе кадры по своему образу и подобию, то он или окружает себя сильными людьми, или посредственными, поэтому важнейшая задача – подбор самих руководителей.

Социально-трудовая концепция управления производством. Её сторонник Н.А. Витке чётко разграничивал управление вещами и людьми и концентрировался на последнем, видя главную задачу в целесообразной организации людей как участников единой трудовой кооперации («управление состоит в целесообразном сочетании людских воль»). Управление представляет собой процесс, объединяющий систему социально-трудовых отношений и реальную деятельность, в которой эти отношения воплощаются. Все элементы процесса соединяются с помощью административной функции, учение о которой – краеугольный камень концепции Витке. По его мнению, значение этой функции и специальной группы администраторов «строителей людских отношений» с развитием производства будет увеличиваться.



Существо административной работы, в соответствии с концепцией Витке заключается в создании благоприятной социально-психологической атмосферы в производственных коллективах, «духа улья», чего ни идеальная планировка технологического процесса, ни регламентация служебных функций, ни своевременное их регулирование создать не могут.

В тридцатых – пятидесятых годах каждая организация оказалась послушным «винтиком» в сложном механизме планового управления народным хозяйством и отраслями. Поэтому большинство идей управленцев двадцатых годов, исходивших из самостоятельности предприятий, оказались на долгие годы забытыми, кроме незначительной части, которая была связана с организацией производственных процессов.

В управленческих исследованиях утвердился отраслевой и народнохозяйственный подход; на уровне же отдельных предприятий они сохранились как чисто прикладные. В то же время и здесь имелись немалые достижения. Так, в 1932 г. на одной из ленинградских ткацких фабрик была проведена первая в миределовая игра. И лишь в 1957 г. Американская ассоциация управления применила ее идеи при подготовке менеджеров.

В 70-е годы получило распространение технико-кибернетическое направление в управленческой теории и практике. Например, стали формироваться АСУП (автоматизированные системы управления производством). С повсеместным внедрением принципов хозяйственного расчета стали широко использоватьсяэкономические методы управления. Сформировалась концепция хозяйственного механизма как единства социальной, экономической, организационной систем.

Наконец, в 80-х годах начался новый этап развития отечественной управленческой мысли, заключавшийся в разработке концепций системы управления экономикой в условиях перехода к рыночным отношениям.



Енвд