Воспитание соревновательного духа. В жизни есть много важных сфер, и найти время для всего довольно непростая задача, главное - не тратить драгоценное время впустую, искать способы рационального распределения

Мы живем в обществе и нам необходимо придерживаться установленных норм и правил. Конечно, уйти от мирской суеты можно, став каким-нибудь философом или отшельником, чтобы не быть как все, не играть по общепринятым правилам, который нам с рождения навязывает социум. Но этот выбор принимает далеко не каждый. Как же жить в этом мире, как научиться побеждать? И, что не менее важно, как научиться проигрывать? Ведь проигрыш тоже надо уметь пережить!

Как научиться побеждать

Быть всегда внимательным

У каждого из нас есть своя стратегия в игре под названием «Жизнь». Если вы хотите научиться побеждать,следует всегда быть на пути внимательным, ведь по ходу вашего движения по жизни постоянно встречаются разные люди, которые могут быть как полезны, так и опасны. Поэтому нужно научиться их заранее распознавать.

Не стоять на месте

Ведь жизнь – это движение. Постоянное стремление к чему-то или кому-то. Не бойтесь делать шаги и постоянно учиться. Всем известно, что мы учимся на своих ошибках, получая бесценный опыт.

Разумное расходование своих сил

Всегда заботьтесь о своем здоровье, берегите себя, вовремя восстанавливайте свои запасы израсходованной энергии, в ином случае будете становиться слабым, и будете проигрывать.

Выбор верного направления

Если вы хотите научиться побеждать, прежде, чем сделать какой-либо шаг, трижды подумайте, куда и зачем вы идете. Следуйте своим целям и планам.

Не давать себе быть слабым

Известно, кто сдался – тот проиграл. Сильными людьми восхищаются, их уважают и любят. Вот и вы не показывайте слабости. Да, мы все не железные, иногда хандрим, унываем, плачем. Но об этом пусть знают только самые близкие вам люди. А для остальных оставайтесь сильными. Восстановите свои силы после поражения и вперед к новым завоеваниям и победам!

Умение проигрывать достойно

Если вам не повезло, что-то идет не так, как вы хотели – научитесь мудро и достойно выходить из игры. Ни в коем случае не давайте кому-либо себя жалеть – это унизительно. Покажите всем, что вы сами можете справиться с проблемой, у вас есть силы, стремление и желание идти дальше.

Все придет, как говорится, в нужное время, в нужном количестве. Если вы, конечно, будете идти в верном направлении к своей цели, постоянно стремясь к своей мечте, к своей цели, уже поняв полностью, как научиться побеждать.

Игра под названием «Жизнь» не имеет свойства перезапускаться, как компьютерная игра. Ее нельзя начать заново. Ее нужно пройти от начала до конца, приняв на себя ответственность за себя, за все, что происходит с вами. Поэтому, если вы хотите научиться побеждать, обдумывайте каждый свой шаг. Жизнь неповторима, ее нужно ценить.

Как научиться проигрывать достойно

В этой статье попытаемся вместе понять, как научиться делать это так, чтобы не пострадало наше чувство собственного достоинства. Часто в жизни встречаются такие моменты, которые имеют схожесть и игрой.

Жизнь ведь как игра, в ней тоже принимают участие группы людей, имеющих свои точки зрения на одну и ту же ситуацию, но при этом готовы идти в кровавый бой, дабы доказать, что именно они правы, а другие точки зрения не заслуживают никакого внимания. Всякие ситуации тоже похожи на игру, ведь в них присутствуют как победитель, так и проигравший. Очень часто именно проигравший остается недовольным возникшей ситуацией, начиная высказывать свое недовольство буквально всем.

Так как научиться проигрывать и остаться с чувством собственного достоинства? Если у вас возникла ситуация, в которой вы являетесь проигравшим, не браните победителя, это только опустит вас еще больше в его глазах. Если вы осознаете свои ошибки - примите их во внимание и в будущем их не допускайте. Лучше всего в такой ситуации поговорить с оппонентом, поблагодарить его и самому рассказать о допущенных своих ошибках.

Таким образом, вы сохраните чувство собственного достоинства, если ваш оппонент или ситуация оказалась сильнее вас. Если вы вступили в какую-то жизненную игру, то должны всем сердцем желать победы, быть к ней полностью подготовленным, но быть подготовленным и к поражению.

Если поступите именно так, то ваш противник начнет вас уважать, вы вырастите в его глазах, та как будет считать, что вы не относитесь к тем людям, которые не умеют проигрывать, а проиграв, готовы землю с ног на голову перевернуть, но только не принять чужую победу.

Если вы выиграли, поблагодарите противника, ведь он всего лишь проиграл, но не умер. Он заслуживает благодарности и поддержки. Главное, не перестарайтесь. Ни в коем случае не указывайте на его ошибки, а лучше пригласите отпраздновать победу. Скорее всего, в процессе празднования, вы станете друзьями.

Вам точно станет легче жить, если поймете, как научиться проигрывать. Вы не будете страдать психическими расстройствами, не буде сбивать свои кулаки, вас просто зауважают и друзья и враги.

Если вы поняли, как научиться проигрывать, то будет полезно узнать и о том, как развить способность к прощению и научиться саморазвиваться.

Как научиться уступать

Умение уступать – это важное качество в человеке. Гордая и упрямая женщина вряд ли сможет уступить такому же мужчине, несмотря на то, что он может быть прав. Результатом ссор и разногласий являются нервные напряжения, истерики, слезы, и это вполне нормально для отношений между мужчиной и женщиной.

Следует отметить, что конфликты нужны лишь в том случае, если в них рождается истина, ведь примирение в этом случае становится страстным и жарким. Уметь уступать – это означает быть мудрее. Но порой ссоры и обиды возникают на ровном месте, и иногда мы даже не помним, из-за чего был весь этот сыр-бор.

Очень важно уметь слушать вторую половинку, а те, кто вспыльчив характером, не умеют уступать – и гордиться этим не нужно, ведь это отрицательная черта характера.

Если вдруг возник какой-то спор, вам следует спокойно выслушать, не перебивайте своего партнера, пусть он выскажется. Глубокий вздох поможет вам не поднимать голос, следовательно, сохранять спокойствие. Представьте на его месте себя, каково будет вам, если вам выскажут такое, вы почувствуете себя так, как будто на вас вылили помои.

Перед тем как научится уступать, запомните, не нужно постоянно спорить из-за чего-то, старайтесь уступать на мелочах (что пить или есть, где спать, что смотреть). Не стоит настаивать на чем-то, не обдумав заранее.

Очень часто, мы совершаем ошибку, запретив своему партнеру общаться со своими друзьями. Даже если вы запретите это сделать, ваш партнер назло вам будет это делать, или втайне от вас. Вопросы, которые касаются совместного времяпрепровождения нужно обсуждать вместе, пусть сначала мужчина выберет то, что ему нравится, а на следующий день вы можете предложить свою версию. Никогда, во время обсуждения таких дел не бросайтесь колкими фразами, ведь иногда, слова ранят сильнее, нежели действия.

Нужно всегда идти навстречу требованиям вашего мужа (жены), если они не ломают вашу личность. Порой в отношениях уступает только одна сторона, нужно сразу отметить, что такая пара не имеет будущего, потому что уступающий будет чувствовать себя всегда ущемленным.

Выбирайте правильные слова, обобщать ничего нельзя, даже если вам кажется, что вы полностью правы. Ведь тем самым вы наоборот разозлите своего партнера. Например, вместо того, чтобы сказать: «Ты слышишь только себя…», скажите «у меня такое ощущение, что ты меня не совсем правильно понимаешь». Вторая фраза подействует моментально, нежели первая.

Введение

Здравствуйте, друзья!
Меня зовут Павел Бесхитров. Я спортивный психолог. По договоренности с сайтом www.сайт, я начинаю публикацию серии статей о психологии спорта под общим названием «Как научиться побеждать? Прикладная психология для спортсменов».
Ну а начнем мы с введения.

Часто приходится встречаться с таким мнением: “Зачем нужен психолог в спорте? Достаточно много тренироваться и все будет ОК!” Между тем как-то игнорируется факт, что Олимпийские сборные большинства стран имеют в своем составе психологов. Да и профессиональные клубы часто прибегают к их помощи. Получается, что профессионалы видят смысл в работе с психологом, а любители как-то не очень.

Для начала один небольшой наглядный пример.

Вот как описывает один из путешественников на Тибет испытание местных йогов (дело было в начале ХХ века):

В морозную зимнюю ночь тех, которые считают себя способными успешно вынести испытание, приводят на берег реки или озера. Если все потоки замерзли в этой области, во льду делается отверстие. Выбирается лунная ночь с тяжким дуновением ветра. Подобные ночи нередки в Тибете в зимние месяцы. Неофиты сидят на земле скрестив ноги и обнаженные.

В ледяной воде намачиваются широкие покрывала. Каждый человек заворачивается в одно из них и должен высушить его своим телом. Как только покрывало становится сухим, его снова намачивают в воде и дают испытуемому высушить, как и ранее. Эта операция продолжается, таким образом, до рассвета.

Затем тот, кто высушил наибольшее число покрывал, признается победителем этого соревнования.

Причем здесь йоги и психология спорта? Поясню. Дело в том, что между психикой и телом человека существует неразрывная связь. Все реакции тела изначально обусловлены прохождением нервных импульсов — это проходят на уроках биологии в средней школе.

Так вот, в арсенале любого психолога есть множество различных психотехник, которые помогают эту связь усилить. В результате, после цикла психологической подготовки спортсмен может, например, быстро вызвать нужное психологическое состояние (это называется саморегуляцией), может более четко координировать работу своего тела. В общем, в этом случае деятельность спортсмена становится более эффективной.

Именно это и является главной задачей психолога — повысить эффективность спортсмена.

Как — зависит от конкретного случая и набора методик, которыми психолог владеет.

В принципе можно сравнивать спортивную подготовку со строительством дома. Физподготовка — это фундамент. Техническая подготовка — это стены. А психологическая — крыша. Вы можете быть отлично готовы технически, но если “физухи” нет — это вам мало поможет. Естественно, в жизни так обычно не бывает, физподготовке спортсмены уделяют много внимания. Но Вы наверняка видели бои, где победа доставалась спортсмену за счет того, что он лучше готов физически. Т.е. если у вас мощный “фундамент”, но “стены” не очень прочные — не все так плохо. Но если “стены” , пусть даже мощные, стоят на слабом “фундаменте” — вы более уязвимы.

Ну а если “фундамент” прочный, “стены” — тоже, а “крыши” нет — удобно будет жить в таком доме?

Сегодня давайте поговорим о весьма действенном способе повысить вашу эффективность, а именно, о дневнике. Уверен, многие подумали что это какая-то ерунда — и будут не правы! По статистике, дневник способен повысить эффективность тренировок на 15-20%!!! И вот почему…

Цель — это то, к чему вы хотите прийти в долгосрочной перспективе. Минимум — через год. Может вы школьник и хотите годам к 20 стать профессиональным баскетболистом. Или, если речь идет о цели на год, вы хотите занять определенное место на соревнованиях…

Уверен, каждый из вас бывал, или наблюдал со стороны ситуацию, когда в критические моменты матча спортсмены начинают «спасать родину» и творить кто во что горазд.
К чему это приводит, рассказывать, думаю не надо — все это видели и испытывали на себе не раз. Сегодня поделюсь еще одним способом, как «взять себя в руки» в подобной ситуации

Тема о которой сегодня пойдет речь — концентрация внимания. Поскольку внимание и сила воли тесно взаимосвязаны, работая над концентрацией, вы тем самым будете развивать и волевые качества.
Для начала давайте проверим, как обстоят у вас дела с концентрацией…

Сегодня мы поговорим о 3 основных направлениях в психологической подготовки баскетболиста.
Итак, если вы всерьез решили работать над собой, без психологической подготовки вам не обойтись. А чтобы тренинг был эффективным, надо понимать в каких направлениях нужно работать…

admin

Спор - это противостояние доказательств, утверждающих разные позиции или мнения по одному вопросу. Как научиться всегда выигрывать в споре? Какие приемы использовать, чтобы доказать правоту или просто победить в «фехтовании умов»?

Спор и его виды

Спорящие стороны приводят доказательства, аргументы, уловки, элементы риторики чтобы прийти к результату: найти ответ, получить желаемый разворот событий либо обретение внешней видимости победы. Именно от окончательной цели и зависит выбор приемов ведения спорного препирательства. Выделяют спор для обретения истины, для убеждения, для победы, спортивный и игровой.

Теорию спора создал древнегреческий философ Аристотель. Он же и различил виды:

Диалектика. Когда спорящие выясняют истину с помощью логики, правильного расположения доводов.
Софистика. Правота достигается с помощью верных и неверных доказательств: подмен, ошибок, хитростей.
Эристика. Доказывается идея нечестными приемами и любой ценой.

В философской книге «Искусство побеждать» несколько другое отношение к аристотелевской классификации. У Шопенгауэра эристика строится на грамотном убеждении других в своей правоте. Это искусство, в котором цель - интеллектуальная победа.

Виды спора, использующие корректные приемы:

Спор в целях совместного обретения истины или выяснения оснований для принятия или отрицания идеи, называется дискуссией, диспутом или же обсуждением. Опыт ведения таких препирательств позволяет научиться распознавать и не поддерживать не приносящие знаний или демагогические споры.
Полемика - «воинственное» убеждение. В любом случае направленное на утверждение именно своей точки зрения и полного опровержения иной.

Сомнительные приемы ведения спора применяют:

В эклектическом споре, который подразумевает поиск истины, но используя для этого любые приемы.
В софистическом противостоянии. Смысл, которого победить, а не выяснить истинность.

Интересно, что возможно доказать свою правоту логически, но не убедить. Это бывает, если выбраны сложные для понимания доводы, не соответствующий публике способ их донесения (речь, манеры, неуверенность в поведении). Как и наоборот - можно убедить эмоционально-психологическими приемами воздействия, но не путем аргументации.

Слагаемые спора

Позитивен спор, когда процесс и победа не являются самоцелью. Приводящий к полезным результатам для спорящих и являющийся особым способом познания. Но такой подход требует определенной личной культуры. Алгоритм «правильного» спора:

Аргументированное и понятное собеседнику изложение мыслей.
Выслушивание и понимание точки зрения визави.
Оценка, оспаривание выслушанного либо коррекция своей позиции.
Поиск новых аргументов, выслушивание опровержений.

Так - до выяснения истины или принятия одним из оппонентов доводов другой стороны. Главное же в споре - наличие проблемы или темы и доказательств.

Любое доказательство должно состоять из следующих слагаемых:

Тезиса - основной мысли.
Аргументов (или доводов), которые складываются из фактов (объективное, действительное событие) и мнений (суждение субъективное, оценка, предположение).
Демонстрации. То есть способа донесения доводов до слушателя.

Только грамотное соединение составляющих доказательства поможет победить в споре.

Как вести спор, чтобы побеждать?

Успешному человеку, воспитывающему в себе лидерские качества, необходимо умение вести спор, не только для обретения пьянящего чувства триумфа. А, как считал Тургенев, чтобы извлекать пользу от спора с более умным оппонентом, удовольствие - от борьбы с равным, для помощи слабому по уму и развлечения ради - с глупым. Как же правильно вести спор?

Вежливость и спокойствие. Уважение к оппоненту обязательно, как и к его искренним убеждениям. Это признак широкого ума.

Самообладание - наше все, иначе защита своей точки зрения и опровержение чужого мнения превращается в свару. Эмоции мешают слушать и излагать аргументы. порождают ошибки, которыми легко воспользуется грамотный противник.

При наличии слушателей, невозмутимость производит хорошее впечатление.

Выслушивать оппонента. Если высказывается только одна сторона, то нет спора, даже при несогласии второго участника. А речь одного оратора - всего лишь монолог. Поэтому выслушивать собеседника - важнейшее условие. В том числе и для победы в словесном препирательстве.

Парадокс, но именно когда человеку дают высказаться, он становится более открытым для восприятия чужого мнения. Конечно, если он не наделён психопатическими чертами.

И ещё, при подробном высказывании доказательств своего утверждения, иногда теряется убежденность противника в своей правоте, что помогает побеждать. Происходит это из-за отсутствия основательных знаний о предмете спора, или других сторон темы. До обсуждения проблемы не осознаваемого, но поднятого при «проговаривании».

Чем больше человек говорит, тем вероятнее ошибиться или отойти от темы, воспользовавшись этим, достигают превосходства.

Из предыдущего пункта вытекает, что необходимо наличие фундаментальных знаний о предмете, вызвавшем разногласия. Причем с разных позиций. Спор двух невежд бессмыслен, как и эксперта с упрямым профаном.

Обоснованная аргументация:

Установить «модальность» тезиса: истинный он, достаточно достоверный или ложный. Вероятный, менее вероятный или, если нет аргументов ни за, ни против, только возможный.

В идеале, при этом необходима правдивость. Но использование некорректных приемов подразумевает, что возможна и намеренная нечестность.

Собрать доводы за и против основных тезисов. При сборе информации задавать вопросы: «Как и почему?». Это поможет обозначить для самого себя границы и рамки темы, в которых придется спорить, и находить контраргументы.
Разделить доводы на «лучшие», «хорошие» и «плохие». Лучше несколько «сильных», чем множество «слабых». Порядок использования зависит от выбранной тактики. Можно дать высказаться оппоненту, приводя слабые доводы, а потом «огорошить» вескими. Но тогда, вероятно использование противником неудачных сторон ваших «плохих» аргументов, как усиление и дополнение к своей доказательной базе. Так что, исходить следует от тематики противоречия и психологии собеседника.

«Правило Гомера» предлагает использовать сильные доводы, затем хорошие, и снова - лучшие. А от слабых в полемике - один вред.

Желательно, чтобы каждое мнение подтверждалось конкретным фактом. К примеру, мнение: «Масло шиповника лучше дорогого крема». Факт: «Ученые в таком-то году провели испытание и выяснили, что состав (какой) положительно влияет (как именно) на кожу».
Следить за тем, чтобы признание доказательства «тянуло» за собой и признание тезиса.
Некорректный маневр: составление ложной причинно-следственной связи.

Презентация доводов. Чтобы побеждать спорщика, следует грамотно и доходчиво, подстраиваясь под собеседника. По Аристотелевской риторике выделяются такие апелляции:

Пафос. Обратившись к эмоциям оппонента, можно вызвать сопереживание или симпатию к вашим аргументам.
Логос. Апелляция к логике и разуму. Отлично подходят факты, статистика, ссылки на объективно авторитетные источники.
Эпос. Обращение, отсылающее к опыту. Например, в споре о лучших зимних покрышках убедительней будет выглядеть автолюбитель, указавший, как аргумент, свой водительский стаж, чем «пешеход», ни разу не сидевший за рулем.

Ослабление аргументов противника.

С помощью информации, которую собрали ранее для подтверждения своей правоты, найти ошибку в тезисе или аргументативной базе.
Замечать логические ошибки в связи между доводами и тезисами, когда подтверждение основной мысли не вытекает из приведенного довода.
Обращать внимание на подмену тезиса или уход от него.
Если у оппонентов нет статистики, просить именно таких доказательств.
Задавать наводящие вопросы так, чтобы спорящий с вами сам пришел к нужному для вас выводу, не замечая подвоха. Т. н. сократовский метод.
Выставление единичного случая в качестве системы, подтверждающей правило.
Искажать аргумент, расчленяя его, выбирая слабые стороны. Иногда доводя до абсурда.
«Эффект бумеранга». Обернуть довод или суждение против высказавшего, значит, усилить его воздействие.

Чтобы побеждать в споре также применяют уловки и увертки, методы психологического воздействия, риторические приемы.

Психологические приемы воздействия на оппонента.

При споре ради убеждения и победы, используют манипулятивные приемы: простое «отзеркаливание», лесть, похвала, выражение эмпатии. Или, напротив, раздражение оппонента, нарочитое подстегивание его, чтобы в спешке оговорился или допустил промах.

Ирония, . Разряжают обстановку, при слушателях создают выгодное впечатление. Негативная ирония психологически подавляет противника. Но при деловых прениях остроты неуместны.
Нападать на личные качества собеседника - «довод к человеку». Годится как вспомогательный трюк, но не как единственный. Считается некорректным, но иногда эффективен.
Риторический прием: начинается с согласия с доводом, допущения. Но в конце приводится самый сильный контраргумент.
Заострять внимание исключительно на слабых доводах, проговаривая их по нескольку раз.
Использовать как можно чаще слово «да» самому и вызывать его у противника. «Сократовский метод» отчасти использует это. Исследования показали, что у человека «нет» вызывает всплеск адреналина, а положительное утверждение - помогает выделяться эндорфинам. Психологически это расслабляет, снижает способность к борьбе. Визави станет более внушаем и убеждаем.
Использовать местоимение «мы» - так снижается стремление соперника к противоборству.

Деловому человеку чтобы научиться выигрывать споры необходимо расширять словарный запас, тренировать , осознанно управлять эмоциями, освоить ораторское мастерство. Иметь представление , как познавательной деятельности, психологических приемах воздействия на оппонента и методиках спора: корректных и некорректных.

Чтобы всегда побеждать в споре, ради удовольствия либо убеждения, можно и не пользоваться «грязными» действиями, но знать о разных способах ведения дискуссии или полемики необходимо. Чтобы легко сводить на нет уловки, ухищрения и увертки.

Каким бы ни был важным предмет противостояния, следует всегда помнить, что инакомыслие не повод для драки. Если эмоции зашкаливают, прения сразу же сворачивают. И для уверенного в себе человека иногда важнее не победить в споре любыми путями, а красиво признать поражение.

18 марта 2014, 15:18

Быть философом — это значит жить с высоко поднятой головой и стремиться все выше и выше к Небу, подобно копью, летящему сквозь ветер и туман, за пределы познанного и непознанного. «Философ» означает «любящий Истину», «любящий Мудрость»; это человек, который поиск Мудрости ставит превыше всего и подчиняет этой благородной цели все остальные жизненные интересы. Он подобен влюбленному, который, возможно, не всегда и не во всем руководствуется логикой ума, но зато живет и действует сердцем и потому твердо убежден, что непременно, рано или поздно, достигнет своей цели. Это человек благородный, мечтающий об Истине и Сокровенном, всеми силами пытающийся достичь того, что лежит за гранью материального существования, того, что он еще не до конца понимает, но предчувствует.

Тема, которой я хочу коснуться сегодня, — загадочное и трудное искусство побеждать. Говоря «побеждать», я не имею в виду покорять кого бы то ни было, выбивать двери, разрушать стены, чувствовать или быть убежденным, что другие слабее нас... Я имею в виду нечто гораздо более глубокое. Много лет назад у меня был учитель, который говорил мне, что искусство быть счастливым состоит в том, чтобы осуществлять свои мечты и достигать цели, но не за чужой счет, не на основе несчастья других; в определенном смысле искусство побеждать также состоит в способности мечтать и добиваться осуществления своих мечтаний, но не используя других людей как ступени, ведущие к собственному успеху, не шагая по головам более слабых, не попирая ногами тех, кто, как нам кажется, вставляет нам палки в колеса и препятствует нашему движению. Побеждать можно совершенно иными, благородными способами, сражаясь за дело всеми силами и всем сердцем. Так в чем же состоит это таинственное искусство побеждать?

Есть люди, которые, кажется, пришли в этот мир под счастливой звездой, им везет, и все у них ладится. Есть и другие, которым, напротив, очень трудно дается каждое дело. А иногда появляются особые люди, избранники Судьбы и Истории. Порой кажется, что достаточно одного их присутствия, чтобы вокруг совершались подлинные чудеса.

Я вспоминаю один вечер в Греции, точнее в Македонии, два или три года тому назад. В тот вечер я плакал. Среди руин Филиппополя я читал фрагменты из писем Филиппа Сотера. Он рассказывал о походе с Александром, о том, что люди, когда Александр был с ними, поистине совершали чудеса. Однако когда Александр умер, эта способность совершать великие подвиги и творить великие вещи исчезла вместе с ним. Оставшись одни, его соратники оказались годны лишь на маленькие дела. Они хотели быть великими, но в каком-то смысле не могли превзойти себя, перестать быть маленькими и заурядными. Они не могли назвать себя сыновьями Бессмертного, Божественного Амона, ибо были лишь детьми смертных родителей.

Сколько раз, мои дорогие друзья, сколько раз мы сами мечтали о том, чтобы совершить нечто героическое, создать нечто удивительное и прекрасное! Сколько раз мы мечтали о том, чтобы стать примером, который могли бы увидеть другие и которому могли бы последовать, — но были в состоянии совершить лишь маленькие, никому не заметные шаги. Сколько раз мы хотели петь, как поют соловьи, сколько раз мы хотели летать, как летают птицы, — но из нашего горла вырывались лишь слабые звуки, а мечты о полете сдерживались осознанием того, что сначала нужно хотя бы научиться ходить. Ведь нам еще идти и идти вперед, к бескрайнему горизонту, отступающему все дальше и дальше по мере того, как мы к нему приближаемся. Поэтому наши сердца философов все еще пытаются ответить на вечный вопрос: в чем заключается искусство побеждать? Почему одни побеждают, а другим это не удается?

Может быть, дорогие друзья, наша жизнь подобна проводу микрофона, который я держу сейчас в руках. Я шагаю вместе с ним, но не знаю его длины, не знаю, когда он кончится и остановит мое движение по этой сцене. Так происходит и в жизни. Мы должны быть очень бдительны, должны подготовить себя к тому, чтобы почувствовать момент, когда жизнь подведет нас к завершающему этапу и Судьба известит нас об этом, посылая великие трудности, чтобы, преодолев их, мы осознали высший предел наших сил и возможностей.

Уметь побеждать не означает превратиться в Александра, ибо не все могут стать Александрами, и еще менее вероятно, что внутри каждого из нас спит маленький, еще не раскрывшийся Александр. Каждый таков, каков он есть. Искусство побеждать состоит в том, чтобы стать самими собой, такими, какие мы есть на самом деле, проявить свою подлинную суть, свою душу, сердце и способности. И тогда уже не будет иметь значения, кем мы являемся, великим гением или «маленьким», «простым» человеком.

Во всех древних культурах и цивилизациях существовали системы обучения, называемые инициатическими и направленные на пробуждение скрытых потенциалов человека. Сегодня мы имеем туманные и довольно стереотипные представления о том, в чем заключалась инициатическая система древности. Обычно считают, что она состояла из рецептов и формул, предписывающих, как лучше жить. Представляется, что к человеку подходил какой-то Пифагор или Платон и поучал его: «Сегодня ты должен встать в таком-то часу, скушать на завтрак яйцо таким-то образом и никаким иным, а спать лечь так-то и так-то...» К сожалению, дело обстояло совершенно иначе; более того, по-видимому, пройти этот путь было вовсе не легко, иначе большинство людей того времени были бы посвященными и без усилий дошли до его завершающего этапа. Нет, путь Инициации был нелегок, но зато он был гораздо более человечным, чем любые другие пути и методы.

Сегодня мы смотрим на все через призму формул. Даже рассуждая о победах, триумфах, о решении сложных проблем, мы ищем какую-то «систему», на которой все основывается и которая обязательно должна работать. Если что-то идет плохо, значит, виновата политическая система. Если в стране экономические проблемы, значит, плохо работает правительство...

У нас даже в мыслях нет задать себе вопрос: а нет ли здесь проблемы человеческой? Может быть, дело во мне самом? До какого предела можно говорить о заслугах или ответственности системы, и в какой момент эта ответственность заканчивается? С какого момента начинается ответственность и заслуги того божественного творения, той маленькой горсточки песка в Вечности, которая называется человеком и несет в себе часть божественного огня самого Творца? Ответственность и заслуги человека — имеют ли они вообще предел?

Человек сам по себе велик, в нем заложены величайшие богатства, огромнейшие возможности. Именно поэтому древние не пытались приписывать ему какие-то дополнительные сверхъестественные силы и качества, передавать какие-то супермагические, супертаинственные секреты. Скорее, их целью было способствовать тому, чтобы человек открыл в себе и пробудил скрытые способности души. Они старались, чтобы он освободился от всех мелких, глупых проблем материального мира, от теневой, «животной» части своей личности, из-за которой он мог бы озвереть и очерстветь, от своих страхов и от всего того, что могло бы остановить его восхождение по пути Мудрости. Они стремились помочь человеку возродиться и раскрыться изнутри, подобно белому лотосу, и проявить свои внутренние потенциалы вовне. Человек должен был проникнуть в скрытую суть вещей и подняться из сокровенного сердца всего сущего до небесных высот, до духовной мудрости, словно колонна храма, раскрывающая свою капитель высоко над землей. Не существует ни одной колонны с капителью внизу, все они возносятся ввысь. Древние оставили нам в наследство это глубокое знание, запечатлев его в своих творениях.

Я помню великий храм в Карнаке и огромное количество колонн с капителями. У колонн, удаленных от святилища, сокровенного сердца храма, капители подобны закрытым бутонам лотоса. У тех же, что находятся ближе к святилищу и ведут к нему, капители — словно цветущие лотосы, раскрывающиеся навстречу Солнцу. Это вечное учение, призывающее нас вновь вернуться к самим себе, к богатствам, сокрытым в глубинах нашего внутреннего мира, к тому центру силы, который есть в каждом из нас. В инициатических школах древности человек обычно обучался, проходя четыре большие группы испытаний: Земли, Воды, Воздуха и Огня. Экзотерически, внешне, эти испытания и в самом деле были связаны с землей, водой, воздухом и огнем. Однако эзотерически это были испытания на способность контролировать определенные части нашей личности: физическую, энергетическую, психическую и ментальную, откуда возникает все, что мы представляем, воспринимаем, постигаем. Однако эти испытания были также и физическими, очень конкретными и весьма реальными.

Близ Сиракуз обнаружены остатки инициатического колодца — я видел их — с рядом боковых отверстий. Когда кандидат на посвящение спускался по ступеням ко дну колодца, очень темного, ничем не освещаемого, из невидимых для него отверстий высовывались руки, толкающие его, а невидимые голоса кричали: «Ты упадешь!» Представьте себе страх ученика, который и не подозревал, что внизу была натянута прочная сеть, и он никак не мог погибнуть. Сегодня колодец практически полностью засыпан, видны лишь несколько метров, но в то время он был много глубже. Вообразите себе ученика, изо всех сил вцепившегося в камень, борющегося со своим страхом и пытающегося сделать хотя бы один шаг вперед...

Победить в данном случае означало не просто добраться до конца лестницы — это была бы только окончательная победа. Искусство побеждать состояло в том, чтобы идти шаг за шагом, преодолеть сначала одну ступеньку, потом другую, еще и еще... Одна из самых больших ошибок, которые мы обычно совершаем, состоит в том, что перед подъемом мы в первую очередь бросаем взгляд на всю лестницу, от начала до конца, а потом решаем, в состоянии ли мы подняться по ней.

Психологически это не самый лучший подход к преодолению трудностей: лучше готовить себя к тому, чтобы подниматься постепенно, ступенька за ступенькой. Лучше задаться вопросом: «В чем моя проблема именно сейчас?» Нужно осознать, что в данный момент это проблема именно той ступени, на которой мы находимся, а не второй или третьей! Если поднимать взгляд слишком высоко — а это про- исходит со многими идеалистами и теми, кто занят духовными поисками, — очень легко оступиться на первых же ступенях и свалиться в пропасть. Мы обязательно должны знать, куда хотим придти, но при этом идти необходимо шаг за шагом, не планируя слишком далеко. Если, идя по пути, мы сумеем протянуть руки к Небу, всегда найдется какой-то ангел-хранитель, полный сострадания, реальный или воображаемый нами, который примет нашу руку и поможет нам идти дальше.

Вы знаете, как создаются лучшие мечи: они закаляются, переходя от жара к холоду, от холода к жару, способом поистине суровым. Может быть, и мы нуждаемся в закалке, в том, чтобы принимать удары жизни так же, как меч принимает удары молота. Тот, кто хоть раз видел работу кузнеца, знает, что за ударами молота можно услышать и другой звук. Это кричит металл, расплющиваемый на наковальне. Да, меч кричит, но выдерживает, кричит и выдерживает, кричит и выдерживает — и так до тех пор, пока это железо, которое было не более чем обыкновенным металлом, превратится, благодаря ударам, благодаря погружению в холодную воду или в таинственную трансформирующую субстанцию, в чистый стальной лист. Только так он обретает прочность, остроту и гибкость. Не напоминает ли этот процесс этапы нашей собственной закалки в жизни?

Недавно здесь, в Испании, я прочитал в последнем номере журнала «Новый Акрополь» статью о мечах. В ней есть японская притча о вишне и иве. Когда выпал снег, вишня с крепкими, жесткими ветвями выдерживала его вес до тех пор, пока не сломалась. Ветви ивы более гибкие. Под тяжестью снега они склонялись все больше и больше, пока снег не падал с них на землю, и тогда, освобожденные от тяжелого груза, они вновь выпрямлялись. Мы должны достичь такой же внутренней стойкости и выдержки, нам необходимо понять, что если мы падаем, то только для того, чтобы вновь подняться. Никто никогда не падает окончательно, ибо все случающееся в этом мире проходит. Все в этом мире относительно, в том числе и наши успехи, и наши неудачи. Храня в сердце такую скромность, мы сможем по-настоящему двигаться вперед. Если нам удастся познать четыре стихии в природе и в нас самих, о которых мы уже говорили, — Землю, Воду, Воздух и Огонь — и добиться господства над ними, возможно, мы не станем еще волшебниками, совершающими чудеса, возможно, мы не будем еще достойны называть себя сыновьями Амона, но, по крайней мере, мы будем в состоянии совершать то, что раньше было нам не под силу.

Есть простые упражнения, которые помогут нам лучше понять это. Возьмите бутылку, наполненную водой, и держите ее в горизонтально вытянутой руке. Сначала бутылка покажется очень легкой — кто же не удержит килограмма? — однако постепенно тяжесть начнет накапливаться, и мы будем ощущать ее все сильнее. Чем дольше мы будем держать бутылку, тем сильнее будем чувствовать, насколько болезненно положение нашей руки, и вскоре нам покажется, что мы держим на весу целую корову.

Когда нарастающая боль в руке станет почти нестерпимой, совершите параллельно какое-нибудь другое действие, приведите в движение свою силу воли. Заставьте, например, свои глаза и ум сосчитать лампочки на потолке (не выпуская при этом бутылки и не изменяя положения руки). Вы обнаружите, что терпеть становится гораздо легче, когда вы держите ум под контролем, когда сосредоточены на чем-то другом, далеком от боли.

То же происходит и в жизни. Если вы позволяете, чтобы ум зацеплялся за каждую проблему, за каждую маленькую повседневную трудность, когда кажется, что вы вот-вот умрете от ее тяжести, за каждый страх, от которого вы не сумели освободиться, за каждое пятнышко грязи, от которой не сумели очиститься, ибо живете не в V веке до нашей эры, то вы не сможете встретиться лицом к лицу с Судьбой и выйти победителем даже из самой незначительной схватки с нею.

Мы должны попытаться «поднять свою руку», хотя бы немного освобождая ее от притяжения вещей материального мира. Мы должны пробудить свою волю, но не нарочито, не устраивая из каждого проявления воли спектакль. Воля в нас должна действовать естественно, как единая, интегральная сила всего нашего существа.

Сталкиваясь с большими трудностями и серьезными препятствиями, пытайтесь всегда выдерживать одной минутой больше. Не думайте о том, что вам придется терпеть еще час, день год, всю жизнь, — нет, речь идет только об одной маленькой минуте, надо выдержать всего лишь минутой больше, — а затем еще минуту, и еще... Вы увидите, что так, мало-помалу, минута за минутой, наберутся цифры гораздо более внушительные, чем если бы вы пытались выдержать все сразу. Мощь нашего ума поразительна.

Проведите еще один эксперимент. Посмотрите на часы. Отмечая по секундной стрелке, сколько реально длится одна минута, попробуйте параллельно определить и ее психологическую продолжительность. Представьте себе, что, когда секундная стрелка снова дойдет до верхней точки, совершив полный оборот, вы получите большой приз, почувствуете огромное счастье (каждый может представить то, о чем мечтает). Вы увидите, как медленно во время этого «эксперимента» будет двигаться секундная стрелка; вам может даже показаться, что она не сдвигается с места. Давайте попробуем провести этот опыт наоборот. Представьте теперь, что, когда стрелка совершит полный оборот, разорвется бомба, заложенная под вами; вы обнаружите, как быстро, деление за делением, бежит стрелка. Некоторые даже скажут, что часы мчатся как сумасшедшие. Однако, несмотря на наше психологическое восприятие, часы всегда идут в одном и том же темпе. Что же меняется?

Наш подход, наш угол зрения. Если мы желаем чего-то с излишней страстью и слишком сильно переживаем, если мы мыслями слишком цепляемся за свои желания, они становятся для нас далекими и недоступными, а процесс их осуществления растягивается до бесконечности.

Мы должны придавать всем вещам то значение, которое они реально имеют; только так мы можем создать более реальное представление обо всем, что с нами случается, понять истинный смысл происходящего. Сегодня мы, как правило, гонимся за деньгами, за славой, за признанием: хочется, чтобы у нас была машина получше, чем у других, хорошая, большая квартира и последняя модель холодильника, делающая круглые кусочки льда... И так постоянно — мы всегда из-за чего-то переживаем, всегда в напряжении, всегда хотим иметь еще больше, ибо нам кажется, что того, что мы уже имеем, недостаточно. Нам всегда чего-то не хватает, мы всегда хотим приобрести какую-нибудь новую вещицу... Мы заражены тяжелой болезнью потребительства, глубоко пустившего корни в нашу душу, — одной из худших форм материализма.

Давайте научимся довольствоваться простым. Я не говорю о том, чтобы отказаться иметь больше. Я говорю о такой простой вещи, как жизнь в спокойствии и мире со своим сердцем и своей совестью. Когда мы обретем это, тогда уже можно будет подумать о том, как идти дальше и преуспеть чуть больше, и о том, действительно ли стоит делать это.

Секрет заключается в том, чтобы понимать, кто мы, что мы можем сделать и какими способами, и сосредоточить на этом все свое внимание и все свои силы.

На самом деле мы с вами гораздо сильнее, чем нам кажется. Каждый из нас, каким бы маленьким он ни был, имеет огромные потенциалы. Некоторые думают: «Я не буду писать стихи... В конце концов, кто же их опубликует? Я недостаточно талантлив... Я же не поэт, не профессионал...» Нам нужно перестать обращать внимание на это постоянное соревнование и сравнение с кем-то и чем-то, перестать придавать такое большое значение этому нездоровому «спорту», который навязала нам наша потребительская эпоха. Давайте избавляться от такого подхода, давайте делать вещи ради самих вещей. Если в вашу душу приходят стихи, если они опускаются к вам подобно птице, прилетающей в свое гнездо, пожалуйста, не прогоняйте их! Примите их с радостью, сохраните их в памяти с благодарностью, ловите их на лету! Разве важно, что их никто не напечатает?!

Как вы думаете, что делали поэты, когда не было типографий? Как удалось Сафо, удивительной древнегреческой поэтессе, донести свои творения до всего мира, даже до средневековья, когда они, к несчастью, были уничтожены? Не было тогда ни издателей, ни типографий — но была поэзия, были стихи, и они передавались из рук в руки. На самом деле нам не нужны большие средства для того, чтобы наши творения, открытия и мечты стали реальностью. Книгу, которую я больше всего люблю, я начал писать, когда мне было 19 лет. Я никогда не думал, что ее напечатают, я писал просто потому, что так чувствовал.

Сколько же нас таких, несущих в глубинах своего внутреннего мира еще не написанные книги, множество самых разнообразных сокровищ, интереснейших идей, персонажей? Мы не должны удерживать их для себя, внутри себя — нам необходимо извлечь их, вынести наружу, показать миру, жаждущему вещей простых, естественных, искренних. Мир сыт по горло теми сложными, заумными системами, через которые ему преподносится все сегодня. Он жаждет непосредственности и искренности, обращения от сердца к сердцу, от мужчины к мужчине, от женщины к женщине, от личности к личности, от души к душе. В этом заключается глубокое значение древнеримского понятия concordia — согласие сердца с сердцем. Это не значит, что все мы должны стать одинаковыми. Уравниловка — это нечто стерильное. Concordia, согласие, не рождается само по себе, оно создается большими усилиями. Когда есть согласие, люди дополняют друг, друга, словно зубцы шестеренок: выступающие зубцы входят в пустое пространство, оставляемое другими... В этом вращении и сцеплении зубчиков шестеренок скрыта прекрасная и глубокая символика. Если перенести ее на людей, объединенных согласием, то речь идет о прекрасной и реальной возможности передачи друг другу силы — силы духовной, силы физической и, самое главное, внутренней силы души... Это и есть та загадочная внутренняя сила, которая несет победу, великую, окончательную победу, ожидающую всех нас на пути, ведущем к осуществлению наших мечтаний. А путь этот и наша окончательная победа сотканы из множества маленьких усилий, достижений и подвигов, постоянных, ежедневных, наполняющих наши сердца верой и вдохновением.

Возможно, вы почувствуете потребность писать картины, или рисовать, или сочинять стихи... Так, пожалуйста, делайте это! Неважно, узнают ли люди о ваших творениях, получат ли они всеобщее признание. По ту сторону мира людей, за гранью внешнего, за пределами видимого глазами есть другой, загадочный Судья, столь великий и столь таинственный, что при одной мысли о нем исчезают все наши мелкие домыслы и предположения. Судья этот столь добр и столь благороден, что мы даже представить себе не можем, как велико его сострадание. Он справедлив — столь справедлив, что его не могут обмануть внешние факты. За каждым действием человека он видит его душу, читает скрытые в ней намерения и судит не само действие, а сердце, вдохновляющее его.

И этот великий Судья развернет над нами свой покров и укроет, соберет и сохранит все наши маленькие удачи, наши маленькие грезы, все то, о чем мы мечтали глубоко-глубоко в сердце: стихи, которые мы так и не сочинили, картины, которые мы так и не написали, любовь, которую мы так и не пережили, возможности и шансы, которыми мы так и не воспользовались. Благодаря этому все наши еще не осуществившиеся мечты никогда не умрут. Таинственным и магическим образом они будут продолжать жить внутри нас, в том тонком и возвышенном мире, созданном из мечтаний и искуплений, которым пронизана наша бессмертная душа. И они будут сопровождать нас через тысячелетия, до тех пор, пока не пробьет час их проявления и полного осуществления.

Каждый из нас, даже самый маленький, даже тот, кто чувствует себя самым слабым и самым обделенным, даже тот, кто убежден, что совсем одинок в этом мире, обладает способностью побеждать. Каждый из нас способен идти и идти к победе, совершая маленькие шаги, маленькие усилия, которые мало-помалу сложатся в постоянное движение вперед. Для этого не нужны ни какие-то особые формулы, ни чья-то специальная помощь: всегда можно идти вперед, всегда можно совершенствоваться, всегда можно становиться лучше. Каждый из нас должен искать свой собственный свет, свое собственное место в мире, и если мы счастливы там, где мы есть, это прекрасно, а если нет, то мы можем быть счастливы на другом месте. Главное — не причинять никому зла, а если нужно что-то сжигать, главное — сжигать воск собственной свечи, а не свечи соседа. Главное — это давать свет. Необходимо выбрать. Представьте, что у вас есть свеча. Что для вас важнее — иметь свечу или ее свет? Если вам достаточно иметь свечу, то вы всю жизнь будете идти в темноте. Если же для вас важнее свет, то вы должны понять великую истину: для этого свеча должна гореть! Вам придется найти спичку, очистить фитиль и позволить огню загореться. И не забудьте: пламя всегда вертикально, оно тянется к Небу, словно светящийся клинок.

Так или иначе, все материальное погибает, разлагается и исчезает. Древние говорили: «omnia transit»,- «все проходит», все находится в движении, все идет своим путем... Все течет к морю, как текут к морю реки. Все имеет свою Судьбу! А что если нам вновь восстановить связь с Судьбой? И тогда мы увидим, как низвергаются с гор поющие потоки вечно движущихся вод. Какие воды чище? Те, что, сбегая с гор, бьются о камни, спадают каскадами и взрываются облаками белоснежной пены, или те, что трусливо застревают в болотах и заводях, оставаясь неподвижными и загнивая, так что никакое живое существо не может обитать в них?

Памятник А. В. Суворову в образе римского бога Марса.
Санкт-Петербург

Приложите усилия, чтобы ваш мир стал миром великих идей, чтобы благие мысли и благие чувства нашли приют в вашем сердце — и запели там, подобно птицам в ветвях деревьев, и хранили там тайны в благоговейном молчании, подобно рыбам в морских глубинах. Помогите им жить в ваших великих Душах, свободных и прекрасных.

Не позволяйте себе падать, долго оставаясь согнутыми, вставайте снова и снова. Своими руками словно крыльями, словно когтями, поддерживайте стены Истории и устремляйтесь вперед, всегда только вперед. Все мы должны умереть, и, может быть, все мы должны снова родиться. Все мы подвластны вращению великого Колеса Судьбы, великой Сансары. Но за пределами всего этого мы также подвластны великому закону нашей собственной Воли.

Несколько лет назад близ Фермопильского ущелья я обнаружил старинную надпись: «Гражданин, если ты придешь в наш город, скажи, что здесь погибли триста спартанцев, служивших своему Закону и исполнявших свой долг». Своим примером они сумели оставить след в Истории. Леонид не считал, сколько персов готовы его атаковать. Он просто знал, что необходимо защитить от них ущелье, ибо за ним оставались духовные и культурные сокровища Афин, которые не должны были попасть в руки врагов. Он сумел продержаться три дня, всего три, однако за эти три дня было спасено многое.

Где же они сейчас, эти люди? Где они, эти благородные воины, спросившие Леонида: «Господин, сегодня мы вступаем в бой. Не следует ли нам хорошо поесть, чтобы быть сильнее при встрече с врагом?» Леонид ответил им: «Нет, ешьте сегодня немного, ибо этой ночью мы будем на великом пиру у Плутона, бога мертвых». Не дрогнули воины, но лишь, взглянув на его, спросили: «И ты, Леонид, будешь на том пиру?» И он ответил: «Я буду первым». На это воины Леонида сказали: «Тогда этой ночью мы будем пировать все вместе, с тобой и Плутоном...» Где они сейчас, эти герои легендарных времен? Где же, если не в нас самих? Они не забыты, не потеряны, они просто погребены под тяжестью наших страхов, неуверенности, нерешительности и сомнений.

Как хорошо было бы сбросить с себя весь этот мусор и в временном мире увидеть вновь пернатые шлемы благородных и доблестных воинов древности, увидеть вновь свет Неба, сияющий среди руин крепостных стен, и услышать вновь музыку собственных шагов, звучащую в такт ударам сердца, бьющегося в груди. Победа! Победа! Победа!

Однажды македонскому царю Филиппу подарили дикого и неукротимого коня Букефала. Никто из воинов не мог оседлать его. Филипп рассердился и приказал увести коня, считая, что объездить его невозможно. Наблюдавший за всем этим Александр, сын Филиппа, произнес: «Какого коня теряют эти люди только потому, что по собственной трусости и неловкости не могут укротить его». Когда Александр повторил эти слова несколько раз, царь ответил ему:
— Ты упрекаешь старших, будто больше их смыслишь или лучше умеешь обращаться с конем.
— С этим, по крайней мере, я справлюсь лучше, чем кто-либо другой.
— А если не справишься, какое наказание понесешь ты за свою дерзость? — спросил Филипп.
— Клянусь Зевсом, я заплачу цену коня!
Воины начали смеяться, а Александр подбежал к Букефалу, схватил его за узду и повернул мордой к солнцу: он заметил, что животное пугается собственной тени. Успокоив коня, юноша вскочил на него и окончательно укротил. А Филипп поцеловал сына и сказал:
— Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала!

Мотив победы над змеем или драконом известен с незапамятных времен. Древнеегипетский бог Ра каждую ночь сражается с огромным змеем Апопом, олицетворяющих всех врагов солнца. Аполлон в Греции восславлен как освободитель Дельфов от власти чудовищного змея Пифона. В скандинавской традиции популярен миф о битве отважного героя Сигурда с драконом Фафниром. Все эти сюжеты объединяет извечная тема победы добра над злом, справедливости над коварством, жизни над смертью.
Благородный юноша на белом коне, убивающий дракона, покорил сердца и христианских народов, став воплощением идеала воинов и правителей. Рыцари-крестоносцы видели его в своих рядах при штурме Иерусалима. Английский король Ричард Львиное Сердце верил в особое расположение к себе Георгия и вручил ему судьбу своего государства.
Русские князья, следуя примеру византийских императоров, избрали святого Георгия своим небесным патроном. Начиная с Х века, во всех уголках Руси возводятся храмы, посвященные Георгию, основываются города и монастыри. Для князей покровительство Георгия Победоносца было равносильно принятию на себя его функций. Это побуждало не только вести борьбу с внешними врагами, но и быть для своего народа защитником правды, гарантом справедливости. Постепенно образ святого Георгия на Руси стал отождествляться с образом правителя, а с начала XVIII века официально утвердился в качестве герба Москвы.
В гербах не бывает случайных деталей, здесь все исполнено глубокого внутреннего смысла. Красный цвет фона говорит о любви, мужестве, великодушии; синий плащ воина обозначает честность, верность, целомудрие; белый цвет коня дает представление о чистоте, благородстве, правдивости. Фигура всадника символизирует умение подчинять себя высшей Воле. В образе Георгия Победоносца на протяжении всей русской истории звучала идея духовной мощи, бескорыстного служения, нравственного подвига, а дни почитания святого стали общенародными праздниками.

«Три ночи подряд мы делали переходы по 12-13 лье... Это были тяжелые и утомительные переходы: мостов было мало, а рек много, и нам приходилось переправляться вброд в ледяной воде, а потом, в мокрой одежде, ложиться спать на снег или промерзшую землю, согреваясь собственным теплом, потому что разводить костры было опасно. Эти лишения и смертельная усталость сказывались на всех, кроме Жанны. Она одна ступала все так же твердо и глядела так же бодро. Мы могли только удивляться ей, но объяснения не находили...
Некоторые из солдат никак не могли понять: почему Жанна сохраняет бодрость и мужество, когда самые сильные из нас измучены холодом и длинными переходами и стали угрюмы и раздражительны?.. Они продолжали недоумевать, почему 17-летняя девушка переносит тяготы похода лучше опытных солдат. Не понимали они и того, что высокий дух, стремящийся к великой цели, может придать силу слабому телу; а ведь перед ними была величайшая из человеческих душ!..«

Марк Твен «Жанна Д’Арк»

«Петр поступал в политике, как на море. Вся его бурная деятельность, как в миниатюре, изобразилась в одном эпизоде из его морской службы. В июле 1714 года, за несколько дней до победы при Гангуте, крейсируя со своей эскадрой между Гельсингфорсом и Аландскими островами, он был в темную ночь застигнут страшной бурей. Все пришли в отчаяние, не зная, где берег. Петр с несколькими матросами бросился в шлюпку, не слушая офицеров, которые на коленях умоляли его не подвергать себя такой опасности, сам взялся за руль в борьбе с волнами, встряхнул опускавших руки гребцов грозным окриком: „Чего боитесь? Царя везете! С нами Бог!“, благополучно достиг берега, развел огонь, чтобы показать путь эскадре, согрел сбитнем полумертвых гребцов, а сам, весь мокрый, лег и, покрывшись парусиной, заснул у костра под деревом».

В. О. Ключевский

Великий полководец Юлий Цезарь решил атаковать превосходящие в десятки раз силы противника. Он был уверен в победе, но его воины сомневались.
Тогда Цезарь сказал:
— Когда я выйду из храма, я кину монету. Если выпадет орел — мы победим, выпадет решка — будем разбиты. Мы в руках судьбы!
Он совершил молчаливую молитву и бросил монету. Выпал орел. И римские войска сражались с таким воодушевлением, что легко разбили врага.
После боя один старый солдат обратился к нему со словами:
— Судьбы никому не избежать.
— Да, это так, — подтвердил Цезарь и показал ему другую сторону той монеты. На ней также был орел.

«Будь терпелив в трудах военных, не унывай от неудач. Умей предупреждать случайные обстоятельства быстротой. Различай предметы истинные, сомнительные и ложные. Остерегайся безвременной запальчивости. Храни в памяти имена великих мужей и подражай им с благоразумием в своих военных действиях. Неприятеля не презирай, каков бы он ни был. Старайся знать его оружие и способ, как оным действует и сражается; знай, в чем он силен и в чем слаб. Приучай себя к деятельности неутомимой, повелевай счастьем: один миг иногда доставляет победу».

А. В. Суворов (из письма А. Карачаю)

на журнал «Человек без границ»

Я не люблю сражаться, я люблю побеждать.

Джордж Бернард Шоу

Что наша жизнь? Игра!

Мы сегодня - о победах на всех фронтах: в спорте, в бизнесе, на любовном фронте, в жизни. А знаешь, какая победа - самая главная? Победа над самим собой.

На самом деле, победа - это вообще сугубо внутренний процесс. Чтобы стать победителем, не обязательно наносить кому-то поражение.

А чтобы найти и отвоевать свое место под солнцем, нужно просто освоить универсальную философию победителя. Раз и навсегда.

1. Мысли, как победитель

Осознание того, чего ты хочешь - это уже половина победы. Большая часть людей проживает свою жизнь, так и не поняв, чего они хотят. Если ты - не из их числа, смело рисуй в голове свои будущие трофеи. И они не заставят себя долго ждать.

Как сказал Ричард Бах, «каждый, кто уверен в своей победе, рано или поздно обретет ее».

2. Перестань бояться

Страх - враг победы. Посмотри страху в глаза. Отлично в этом деле помогут всевозможные активности типа парашютинга, парапланинга, веревочных курсов и прочих испытаний самого себя. Поймешь, чего боишься - быстрее избавишься от фобий. Сначала в игровой ситуации, а потом и в жизни.

3. Победителями не рождаются, победителями становятся

Гениев - единицы. А вот победителей - миллионы. «Что важнее: одаренность или упорство?» - подробно этот вопрос рассмотрел Малкольм Гладуэлл своей книге «Гении и аутсайдеры». Он пришел к выводу, что успешных людей различает лишь то, насколько упорно они трудились. И все! И, кстати сказать, лучшие из лучших не просто работали больше, чем все остальные. Они работали гораздо, гораздо больше.

4. Тяжело в учении, легко в бою

Достижение высокого уровня мастерства невозможно без определенного объема практики. Ученые даже вывели волшебное число, ведущее к настоящему мастерству: 10 000 часов занятий и практики.

Согласно тому же Гладуэллу, чтобы стать игроком мирового уровня, тебе надо тренироваться около 10 000 часов.

5. Тропа победителя

Это потом все понимают, что перед ними - победитель. Но ведь и он с чего-то начинал! Не стой на месте. Жизнь - это движение. Стремление к чему-то, внутренний рост. Не бойся сложных задач, не бойся рисков и ошибок. Иначе так и будешь идти с победителем только параллельной дорогой. Ну, ты понял. Еще великий Эйнштейн уверял: чтобы выигрывать, нужно, прежде всего, играть.

6. Не жди сиюминутных результатов

Пришел, увидел, победил - сработало только у Цезаря. В нашей жизни все куда сложнее и дольше. В любом случае, не оставляй попыток открыть заветную дверь, даже если кажется, что она опечатана на веки вечные.

7. Рассчитывай только на себя

Фарт, плечо друга, отличная погода - все это только внешние факторы и обстоятельства. Они могут сложиться, а могут - и нет.

Победители не верят в случайность - так учил Фридрих Ницше.

В кризисных ситуациях доверяй только самому себе. Это твоя игра, и ты за нее отвечаешь. Ты, конечно, можешь на какое-то время передать управление своей игрой другому человеку, но тогда не жалуйся, если проиграешь.

8. Будь во всеоружии

Твои глаза, уши, твоя голова должны всегда безупречно работать и быть начеку. Развивай кругозор, периферическое зрение, контролируй потоки информации.

Помнишь главную героиню из «Девушки с татуировкой дракона»? Про нее за спиной говорили, что она умная и начитанная, это сочетание делает человека победителем.

9. Разумно расходуй свои силы

Не перегибай палку: изможденным игрокам обычно не хватает самого важного финишного рывка. Береги себя, заботься о своем здоровье, вовремя пополняй запасы потраченной энергии, иначе можешь стать слабым и начать проигрывать.

10. Проверяй тормоза

«Победа любой ценой», «Цель оправдывает средства» и «Победителей не судят» - это ведь не о тебе, правда? Ты же сам первым и спросишь себя о том, как добился успеха и по чьим головам прошел. Если любой ответ тебя не устроит, забудь про «плохих» победителей.

Ну, и последнее. Знаешь, какое качество для победителя - самое главное? Уметь проигрывать. Иногда, даже проигрывая, побеждаешь. Помнишь фильм «Куда приводят мечты»? Там говорится: «Если проигравший улыбается, победитель теряет вкус победы». Лучше и не скажешь.

И помни: ты не проиграл до тех пор, пока не сдался. Это не мы - это Майкл Джордан. Но мы подписываемся под каждым его словом. Так что вперед, за трофеями!

Текст: Екатерина Герасимова



Декларация по УСН