Методы проведения тренинга. Прикладной психологии сггу. Преобладающий канал восприятия информации

Что общего между тренингом и семинаром, и чем они отличаются друг от друга? Возможно ли их совмещение, и в каких случаях их лучшего всего выбирать? Об этом, а также о многом другом мы и поговорим в рамках данной статьи.

Симбиоз (сочетание) учебных форм дает возможность достичь максимальной эффективности от обучения. Они дополняют друг друга и позволяют устранить недостатки образовательного процесса . Особенно, если вы выбрали такие формы обучения, как тренинг и семинар, благодаря которым становится реальным создание оптимальных условий для взаимообучения, научного исследования и самосовершенствования.

Что общего между этими формами обучения, и чем они отличаются друг от друга? Возможно ли их совмещение, и в каких случаях их лучшего всего выбирать? Об этом, а также о многом другом мы и поговорим в рамках данной статьи.

Что такое семинар?

Семинар представляет собой учебно-практические занятия, участники которых обсуждают опубликованные или прочтенные ранее рефераты, сообщения или доклады, написанные по результатам научных исследований. Основная задача семинара – закрепление обсуждаемого материала и формирование навыков профессионального общения.

Данная форма обучения позволяет открыто высказывать свои взгляды, выслушивать оппонентов и аргументировано отстаивать свое мнение. Образовательный процесс семинара построен в виде облегченного варианта лекции, которая в любой момент может прерваться на дискуссии со слушателями.


Что такое тренинг?

Тренинг – форма активного обучения, направленная не столько на развитие знаний и социальных установок, сколько на приобретение практических умений и навыков. Это своего рода тренировка, в ходе которой обучающиеся получают новые знания и имеют возможность "отрепетировать" их применение под руководством преподавателя. Благодаря практической модели обучения участники тренинга намного лучше усваивают информацию. Ведь человек гораздо лучше запоминает то, что сделал сам, чем то, что он услышал.

Чем отличается семинар от тренинга?

Главное отличие заключается в том, что на семинаре основное внимание уделяется теории, а на тренинге – приобретению практических навыков. Кроме того, существует еще целый ряд различий, которые мы собрали в одной таблице:

Однако имеются у этих форм обучения и общие черты. А именно – и семинар, и тренинг преследуют одни и те же цели и задачи:

  • ознакомление с идеологией и технологией обсуждаемого предмета;
  • анализ ключевых техник;
  • усвоение знаний и формирование практических навыков;
  • формирование личностных целей и задач;
  • развитие умения работать в группе.

Сфера применения семинаров и тренингов


Семинар активно используют в контексте посттренинга . Исследования показали, что до 85% полученной на тренинге информации постепенно забывается и на практике человек использует только до 20%. И часто дело не в качестве тренинга, а в том насколько он был нужен человеку, насколько оправдал его ожидания. Чтобы избежать такой ситуации, организаторы тренингов часто проводят посттренинги (в том числе и в форме семинара).

Также тренинги часто организовываются как структурный элемент семинара. Цель – максимально эффективно соединить в одно целое педагогический потенциал обеих форм обучения. Это возможность гармонично соединить теорию с практикой в реальном времени.

Например, на финансовом семинаре будет уместно провести тренинг командообразования. Он поможет объяснить важность взаимопомощи и дружеский связей в коллективе, сформировать умение организовывать команду и успешно руководить ею, достигать высокий результатов благодаря эффективному взаимодействию. Таким образом, участник семинара-тренинга не только получит и проанализирует теорию командной работы, но и увидит, как эти знания реализовать на практике, на следующий же рабочий день.

Наиболее популярные виды семинаров-тренингов

Занятия могут проходить в разных форматах в зависимости от количества участников и формы проведения. Однако наибольшей популярностью сегодня пользуются такие виды семинаров-тренингов, как:

  • Индивидуальный семинар-тренинг. Как правило, их проводят для сотрудников одной компании, чтобы учитывать специфику ее политики. Это помогает сформулировать конкретную цель и задачи для филиала, отдела, руководителя.
  • Открытый семинар-тренинг. Такие занятия стоят дешевле, чем индивидуальные. Полученные знания и навыки дадут возможность каждому самостоятельно внедрять новые технологии и знания в профессиональной сфере.

Темы семинаров-тренингов касаются абсолютно всех сфер нашей жизни: «Вредные привычки. Их влияние на жизнь и будущее подростков», ««Организация системы активных продаж», «Анализ аудитории, умение быть услышанным и понятым», «Проблема и профилактика экстремизма. Инновационные формы работы с молодежью», «Идеология лидера – идеология успеха», «Соцсети для бизнеса», «Азбука здоровья и счастья», «Искусство прощать».

Специфика проведения семинара-тренинга


Характерная особенность занятия в таком формате это динамичность. Нет строгой регламентации времени, отведенного на каждую форму работы. Его структура зависит от цели, индивидуальных потребностей и компетенции участников. Часто занятие проводят в форме игры, что позволяет в непринужденной обстановке отработать практические навыки.

Основные этапы семинара-тренинга – это обсуждение принципов работы в группах, анализ методов решения профессиональных задач, практическое исполнение упражнений, проведение итогов. Задачи, как правило, проводят в группах, где часть аудитории работает, а часть наблюдает. Каждый должен побывать и в той, и в другой позиции. Нередко семинары-тренинги снимают на видео для последующего анализа. Главный акцент занятия – саморазвитие и активность.

Еще одна интересная особенность проведения подобных занятий это использование нестандартных форм работы. Кроме лекций, упражнений и презентаций преподаватели активно предлагают: психодраму, ролевые игры, сказкотерапию, диспуты, проблемные задания, интерактивная технология «мозговой штурм», бинарный (интегрированный) урок, тематические доклады, мастер-классы .

Семинар-тренинг отличная возможность получить новые знания и закрепить их непосредственно на занятии. Вы научитесь достигать поставленных целей и сформируете конкретные профессиональные навыки.

Педагогический университет «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
В ШКОЛЕ

Учебный план курса

№ газеты Учебный материал
33 Лекция № 1. Психологический тренинг и его мифология
35 Лекция № 2. Тренинг в системе методов практической психологии
37 Лекция № 3. Сущность тренинговых методов
Контрольная работа № 1 (срок выполнения - до 15 ноября 2004 г.)
39 Лекция № 4. Тренинговые методы работы с прошлыми событиями
41 Лекция № 5. Тренинговые методы работы со «случающимися» событиями
Контрольная работа № 2 (срок выполнения - до 15 декабря 2004 г.)
43 Лекция № 6. Тренинговые методы работы с конструируемыми событиями
45 Лекция № 7. Организационные аспекты реализации тренинговых методов
47 Лекция № 8. Примеры тренинговых методов и упражнений
Итоговая работа. Итоговая работа должна представлять собой программу тренинговых занятий, созданную в соответствии с предложенной в лекциях формой, и содержать по крайней мере одно занятие, подробно описанное и снабженное комментариями относительно использованных методов. Должна присутствовать справка из образовательного учреждения, подтверждающая факт проведения указанного тренинга. Итоговые работы, сопровождаемые справками из учебного заведения (актами о внедрении), должны быть отправлены в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2005 г.

Лекция вторая.
ТРЕНИНГ В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТРЕНИНГ?
Уже к пятидесятым годам прошлого века стало ясно, что специально организованный тренинг является одной из наиболее удобных, конструктивных, быстродействующих форм психологической работы с группами. При этом тренинг должен включать, помимо специальных психотерапевтических и психокоррекционных техник, деловые и ролевые игры, дискуссионные методы группового принятия решений и т.д., - иными словами, все те приемы, которые нацелены на формирование необходимых навыков. Именно тренинг - один из тех психологических методов, которые позволяют создать психологические условия для развития профессионального и личностного самосознания людей и актуализации их ресурсов, дают возможность изменить их поведение и отношение к миру и другим людям.
При этом, что же такое собственно тренинг, до сих пор остается неясным. В качестве иллюстрации приведем следующую историю.
Одного опытного и известного психолога спросили:
- Когда вы ведете свои группы, вы занимаетесь лечением людей?
- Да, конечно, - ответил он.
- А может быть, все-таки вы помогаете им в личностном развитии?
- Безусловно, - подтвердил он.
- Но люди, которые бывали в ваших группах, утверждают, что вы почти ничего не делаете и почти все время молчите!
- И это правда!
- Так в чем же секрет эффективности вашей работы!?
- Мне интересны люди. И я верю в их способность меняться.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев выделяют два понимания «практической психологии» :
1) практическая психология как «прикладная дисциплина», особенностью которой является «ориентация на академическую исследовательскую психологию естественно-научного типа»;
2) практическая психология как «особая психологическая практика», где главная ориентация не на исследование психики, а на «работу с психикой» (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 1995, с. 113–115).
Тренинг может пониматься и тем и другим образом. В первом случае тренинг трактуется как своеобразный исследовательский метод, в рамках которого конструируются и изучаются межличностные отношения или социальные феномены (весьма показательно, что первый тренинговый центр в Соединенных Штатах Америки был назван Лабораторией тренинга). Во втором случае тренинг рассматривается как один из способов практической работы с психологическими характеристиками конкретных людей. Из разницы понимания сути тренинга и проистекают причины разных ожиданий от психолога-тренера. Особенно проблематично, когда сам тренер и заказчик придерживаются принципиально разных точек зрения на суть тренинга и не замечают этого.
Чтобы достаточно ясно ответить на вопрос о том, что же является самым главным в тренинге, пожалуй, не помешает обратиться к самому слову «тренинг». Очевидно, что заимствованное из английского языка слово «тренинг» одного корня с хорошо известной нам «тренировкой». В чем же суть любой тренировки? Во время тренировки человек делает то, что он должен научиться делать . И не надо упреков в тавтологии! Ведь совершенно ясно: для того чтобы научиться плавать, нужно плавать; и запускать воду в бассейн лишь после того, как все желающие сначала научатся плавать в сухой яме, - совершенно бессмысленно.
Но, исходя из этого, приходится возражать тем, кто утверждает (а это мнение довольно распространено), что тренинг - это «некая модель жизни», «способ конструирования реальности, похожей на настоящую». Никакая это не модель жизни! Чтобы научиться жить, надо начать жить ! А значит, и тренинг должен стать частью жизни его участников.

ТРЕНИНГ И ДРУГИЕ МЕТАМЕТОДЫ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Так в чем же тогда состоит цель тренинга? Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит задуматься о том, в чем вообще цель работы практического психолога. Конечно, в спорах об этом уже сломано немало копий. Мы слышали мнения о том, что целью работы психолога образования является: оказание психологической помощи, осуществление психологической поддержки, сопровождение, создание условий для оптимального развития ребенка, обеспечение психологического здоровья и т.д.
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что во всех этих позициях есть общее: глобальная цель (метацель) любой психологической работы - развитие ребенка и позитивные изменения в его жизни. При этом часто психолог оказывается как бы в стороне от ребенка, помогая ему косвенно, не дожидаясь от него непосредственной просьбы об этом. Но ведь не менее часто клиенты психолога - дети и взрослые - идут к нему с явным запросом. Какой помощи в решении своих проблем, преодолении трудностей, с которыми они столкнулись, ожидают они от психолога?
Во-первых, клиент может просто запрашивать ту или иную психологическую информацию, которой ему не хватает для самостоятельного осуществления желаемых изменений. Базовое ожидание, которое может присутствовать и у старшеклассника, и у педагога: «Расскажите мне, что психологи думают по этому поводу». Например, подросток спрашивает у психолога: «Я в последнее время часто ссорюсь со всеми. Как вообще надо общаться, чтобы не ссориться?» В этом случае методом деятельности психолога будет информирование клиента.
Во-вторых , клиент может нуждаться в том, чтобы психолог не только предоставил информацию, но и помог связать ее с непосредственной ситуацией клиента, фактически поставил психологический диагноз и вместе с клиентом разработал проект необходимых изменений, осуществив который клиент добьется желаемого. Базовое ожидание: «Объясни, как мне лучше поступить в этой ситуации». Например, подростка может интересовать не просто: «Как эффективно общаться с людьми?», а весьма конкретно: «Как мне наладить отношения с одноклассниками Васей и Колей?» В данном случае основным методом деятельности психолога будет консультирование клиента.
В-третьих , клиент может хотеть, чтобы психолог не столько дал ему информацию или помог в разработке проекта необходимых изменений, сколько взял и произвел эти изменения. Базовое ожидание: «Сделайте так, чтобы мне стало хорошо, помогите мне!» Скажем, психолог вынужден становиться фасилитатором (посредником) в разрешении конфликта между Васей и Петей. Или даже инициировать подключение к проблеме органов соцзащиты и властные структуры, если, например, вскрываются факты систематического насилия над ребенком в семье. В этом случае методом деятельности психолога будет непосредственно интервенция (вмешательство) в жизнь клиента. (Пока оставляем в стороне вопрос о том, насколько часто и в каких ситуациях этот метод стоит применять.)
Наконец, в-четвертых , клиент может желать не столько избавиться от той или иной проблемы, сколько научиться самостоятельно решать ее в дальнейшем. Базовое ожидание: «Научите меня делать самому то, что сейчас у меня не получается». Допустим, подросток прямо заявляет: «Вы мне рассказали о том, как правильно общаться. Но я пока так не умею. Научите!» В этом случае методом деятельности психолога будет тренировка способности клиента осуществлять ту или иную деятельность.
Таким образом, с точки зрения запросов клиента (ребенка и взрослого), можно выделить четыре основные цели практической психологической деятельности и, соответственно, четыре способа их достижения, которые могут быть обозначены как метаметоды деятельности психолога :
1) информирование, 2) консультирование, 3) интервенция и 4) тренинг.
Первые три метаметода психологической работы являются способами решения актуальных проблем клиента и (обычно) на большее не претендуют. Что касается четвертого метаметода, тренинга, то его принципиальное отличие от остальных заключается в том, что он направлен не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем, в частности за счет предоставляемой им возможности научиться решать проблемы .
Очень важным, можно сказать даже - ключевым, моментом является то, что внутри тренинга психологом могут быть реализованы и информирование, и консультирование, и интервенция. Нужно только, чтобы эти методы не становились ведущими. Если это происходит, то тренинг как метод теряет свою специфику и превращается в нечто иное.

ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ ПСИХОЛОГА
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТАМЕТОДОВ НА ТРЕНИНГЕ
1. Увлечение информированием

Клиенты психолога - и подростки, и учителя, и родители - приходят на тренинг среди прочего и за новыми знаниями. Однако стремление преподнести участникам как можно больше информации может сыграть с ведущим злую шутку. Тренеру полезно почаще вспоминать одну примечательную притчу.
Один молодой священник решил прочесть проповедь жителям дальней деревни. Он очень долго готовился к ней, продумывая каждую мысль, тщательно отшлифовывая каждое слово. Но когда он пришел в деревню, оказалось, что все жители находятся в поле, спеша убрать урожай до дождей. В деревне остался только один мальчик - помощник конюха.
- Что же мне делать? - огорченно спросил священник.
- Знаете, я ведь только помощник конюха, а вы образованный человек. Но если бы я пришел на конюшню и увидел, что все мои лошади разбежались, кроме одной, я бы накормил ее.
Вдохновленный его словами священник усадил мальчика в центре первого ряда в доме для собраний и начал свою проповедь. Он говорил красноречиво и страстно, с энтузиазмом и радостью. Он говорил, говорил, говорил... Целых три часа. И когда закончил, решил получить подтверждение своего ораторского мастерства.
- Ну как тебе понравилась моя речь? - спросил священник.
- Как я уже говорил вам, я всего лишь помогаю на конюшне, - сказал мальчик, потирая затекшие ноги. - А вы образованный человек. Но если бы у меня разбежались все лошади, кроме одной, я бы, конечно, накормил эту лошадь. Но я бы не отдал ей всю еду, которая у меня была.

Превращение тренинга в монолог ведущего, то есть в самую банальную лекцию, лишает тренинг одного из главных его атрибутов - активности самих участников, осваивающих важную для них деятельность. Это не значит, конечно, что тренер должен все время молчать, словно скрывая страшную военную тайну. Но его речь должна быть краткой и емкой. В случае же явного запроса на информирование («расскажите нам, что считает психология по поводу...») тренер может легко перенаправить вопрос группе: «А что по этому поводу думают другие участники?» Дискуссия в этом случае почти наверняка окажется более продуктивной и полезной для группы, чем трансляция ведущим научных положений (впрочем, такая возможность ему представится, если он захочет резюмировать обсуждение).

2. Увлечение консультированием и интерпретацией
Очень часто, особенно в начале работы группы, вопросы клиентов о себе и своих трудностях адресованы исключительно тренеру. Для участников как бы само собой разумеется, что раз тренер все это затеял, он и должен четко и вразумительно объяснить: для чего, почему, что означает и самое главное - правильно я сделал или неправильно: жду ваших советов и рекомендаций. Соблазн велик. Тем более что тренер и сам порой абсолютно уверен, что он знает лучший способ интерпретации, и готов «проанализировать» участников до самых их заповедных глубин. Но это ловушка, в которую можно легко угодить!
Что происходит в случае «точного попадания», когда проблемные (а значит, болевые) точки клиента высвечиваются безжалостным лучом психологического анализа? Часто человек испытывает чувство, что его обнажили перед публикой, и, раз уж так вышло, ждет совершенно конкретных рекомендаций, которые психолог - куда ж теперь деваться! - вынужден давать. И тренинг мгновенно превращается в публичную консультацию: все остальные участники группы дружно занимают очередь за тем, что дают.

3. Увлечение интервенциями
Интервенция (слово-то какое, так и веет от него агрессией и военными действиями!) на самом деле в психологии означает воздействие, вмешательство, которое порой оказывается со стороны психолога неизбежным, необходимым. Великий Леонардо да Винчи однажды сочинил притчу, которая, как представляется, хорошо иллюстрирует эту мысль.
Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика:
- С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.
- Не сердись попусту, сосед,- с улыбкой промолвило огниво в ответ. - Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.
При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И, наконец, из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.

Однако односторонне воз действие лишает участников тренинга естественного права на собственную активность и реализацию себя. Поэтому интервенция должна осуществляться лишь тогда, когда без нее, действительно, никак не обойтись. Ведущий должен все время помнить, что постоянная тяга к интервенциям свидетельствует об излишнем самомнении и автократичности. Между прочим, встречаются тренеры, которые затевают тренинги исключительно для того, чтобы упиться ощущением своей избранности и ситуацией поклонения и восхищения. Причем, похоже, наиболее часто это происходит с теми практическими психологами, которые увлечены именно нейролингвистическим программированием. Возможно, это связано с тем, что об этом направлении ходят слухи как о самом манипулятивном.
Однажды совсем юный тренер (освоивший первичные знания об НЛП), получил от какого-то спонсора определенную сумму, на которую он решил приобрести мебель для тренингового зала. Я оказался случайным свидетелем того, как он подыскивал варианты по каталогу.
Участникам были подобраны удобные легкие кресла. Такой выбор, разумеется, не мог вызвать никаких возражений. Но! Себе он решил приобрести стул для бара - такой, на который приходится взбираться, как на Килиманджаро. Он не скрывал восторга от того факта, что будет восседать на десятки сантиметров выше остальных.

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Итак, тренинг как метод направлен на то, чтобы помочь участникам освоить какую-либо деятельность. Но какие условия обеспечивают усвоение новой деятельности? Очевидно, что человек должен:
1) хотеть это делать; 2) знать , как это делать и 3) уметь это делать.
По отношению к психологическому тренингу это означает решение следующих задач.

1. Задача мотивирования и формирования позитивных отношений к новой деятельности
Но что же такое отношение? Субъективное отношение существует в разных формах. Отношение может возникать лишь к значимому объекту, в эмоциональной сфере оно переживается как чувство, желание, при понимании объекта проявляется как смысл, в аспекте направленности личности - как ценность, при регуляции поведения - как установка (на неосознаваемом уровне) или как аттитюд (на осознаваемом), а при самоопределении по отношению к социальному окружению - как диспозиция.
Если говорить проще, то названная задача связана с необходимостью сформировать у участников тренинга желание освоить новую деятельность, увидеть в ней смысл для себя, осознать ее ценность. Например, в тренинге профессионального педагогического самосознания работа психолога должна способствовать тому, чтобы участники - учителя по-настоящему захотели научиться глубоко рефлексировать свою деятельность, увидели несомненную пользу для себя в том, чтобы разбираться в особенностях своей личности, своих отношений с учениками и способах преподавания.

2. Задача формирования системы представлений клиента
Следует обратить внимание на то, что речь идет о формировании именно системы представлений, а не системы понятий. Тренинг - это не урок, здесь нет задачи глубокого усвоения знаний. Важно учесть разницу между знаниями и представлениями: представления - это только такая усвоенная информация о мире, которая используется человеком для понимания мира и на основе которой он выстраивает свое поведение в мире. Представления не являются точными и строго определяемыми, но они могут оказывать на человеческую жизнь куда более сильное влияние, чем усвоенные, но не пережитые, не ставшие убеждениями знания.
Порой тренеру приходится приложить немало усилий, чтобы помочь участникам группы изменить прежние и усвоить новые представления. Возвращаясь к предыдущему примеру о тренинге профессионального педагогического самосознания, отметим следующее: учителям бывает необходимо коренным образом пересмотреть свои представления о сущности и смысле собственной педагогической деятельности.

3. Задача формирования умений
Это наиболее часто называемая и, может быть, наиболее важная задача тренинга. Под умениями мы будем понимать способность человека управлять применением имеющихся у него представлений, отношений и навыков в соответствии с условиями конкретной ситуации.
Умения могут быть трех основных типов: технологические, стратегические и диспозиционные. Если технологические умения - это способность использовать знания и навыки в определенной ситуации, стратегические - использовать из имеющихся в подструктуре представлений наиболее адекватную в данной ситуации стратегию деятельности, то диспозиционные - это способность занимать определенную диспозицию по отношению к ситуации, на основе имеющейся системы субъективных отношений.
В педагогической деятельности все эти умения оказываются чрезвычайно важными. В тренинге профессионального педагогического самосознания психологу приходится отрабатывать вместе с участниками все эти умения, поскольку, как показывает опыт, очень многие педагоги ими не владеют.
Одна из серьезнейших проблем традиционного образования (и школьного, и вузовского) - недостаточное внимание к обучению разнообразным стратегиям при осуществлении деятельности разных типов. Особое значение такое обучение имеет в профессиональной подготовке самих психологов.
Выпускник психологического факультета даже очень солидного университета, обладающий огромным багажом знаний, часто оказывается не способен к творческой деятельности - ни исследовательской, ни практической. Причина - не только в недостатке креативности, но и в том, что при столкновении с новой задачей молодой специалист прежде всего пытается найти способ ее решения в имеющейся у него информации, а при отсутствии такого способа - теряется. Никто не учил его конструировать новые технологии и не связывал возможность создания технологий с разными стратегиями деятельности.
Встречаются также ситуации, когда, владея разнообразными технологиями, специалист не имеет представления о стратегиях, и наоборот, знает о возможных стратегиях, но оказывается не оснащенным технологически, поскольку его преподаватели не стали «опускаться до технических деталей».

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Итак, чтобы получить пользу от тренинга, например от тренинга общения, клиент (например, подросток), как минимум, должен:
1) получить представление о сущности эффективного общения, разнообразных стратегиях и технологиях в общении и т.д.;
2) сформировать личностное отношение к разнообразным стратегиям и технологиям общения, то есть пристрастно выбрать те, которые больше подходят именно ему;
3) отработать конкретные техники , необходимые для общения в разнообразных обстоятельствах, опробовать различные стратегии поведения и, наконец, самое главное - прожить самые разные ситуации общения с другими участниками в «живой ткани» тренинга (для приобретения диспозиционных умений).
Это возможно осуществить только в случае опоры на принцип эквивалентности тренинговой деятельности реальной деятельности участников тренинга, суть которого была описана выше.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. - М.: Ось-89, 2002.
2. Вачков И.В. , Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. - СПб.: Речь, 2004.
3. Дерябо С.Д. Образовательная среда: 8 материалов к педсовету для директора школы. - Черноголовка: ЦКФЛ РАО, 2000.
4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И . Психология развития человека. - М.: Школьная пресса, 2000.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Объясните свое отношение к утверждению: «Тренинг не является моделью жизни, а должен являться частью реальной жизни его участников».
2. Какие можно выделить метаметоды практической психологии? В чем их сущность? Какое место среди них занимает психологический тренинг?
3. Назовите основные ошибки ведущего при проведении тренинга и раскройте их сущность.
4. Каковы важнейшие задачи тренинга? Подумайте, как можно конкретизировать эти задачи в отношении тех видов тренинга, с которыми вы знакомы.

Главная > Лекция

Лекция № 4 (2 часа)

Виды тренингов: организация, содержание, формы, методы работы в тренинге

Тренинг – система упражнений по овладению техникой организации взаимодействия. Педагогический тренинг направлен на формирование прогностических, информационных, коммуникативных, аналитических, конструктивных, организаторских других умений и навыков, необходимых педагогу-воспитателю для успешного осуществления педагогической деятельности. Педагогический тренинг проводится, как правило, в зависимости от потребности и сложности решаемых проблем. Овладение основами коммуникативной культуры требует педагогического мастерства и соблюдения ряда условий:
    серьезного отношения к выполнению предлагаемых упражнений; постоянного критического самоанализа своих умений; систематической, последовательной, индивидуальной работы над собой.

Групповые тренинговые формы работы с педагогами

Наблюдения за работой более опытных коллег, анализ уроков и воспитательных мероприятий используют в организации социально-психологических тренингов, ролевых и деловых игр, групповых дискуссий для формирования психологической компетентности педагогов.

    Интересен социально-психологический тренинг (СПТ) как групповой метод, который обеспечивает: «интеграцию», развитие социально-психологической компетентности, шлифовку навыков поведения, развитие «социальной теплоты», регулировку внутригрупповых отношений и самоактуализацию.
На формирование целей СПТ влияют: 1)концепция человека; 2) личные потребности тренируемых; 3) теоретические и методические средства тренинга; 4) уровень квалификации тренера. В работе с педагогами акцент предпочтительно делать на смысловой, а не технической (формальной) стороне общения, что может привести к усилению манипулятивных способностей. Главными результатами тренинга могут стать формирование устойчивой мотивации к развитию и формирование способности к проектированию и конструированию эффективных средств общения. Проведение СПТ предполагает не только знание и владение наборов психотехнических процедур, но и понимание того, что происходит в группе с каждым ее участником. Каждое действие ведущего группы СПТ должно быть осмыслено и соотнесено с общим контекстом его работы. Тем и отличается ведущий от участника группы, что он в любой момент осознает, что, как и зачем он делает. Мы опишем два основных направления деятельности консультанта в группе: работу с личностью и работу с группой. Глубокое осознание себя , осмысление своих особенностей, проявляющихся в общении, является одновременно и сутью, и эффектом СПТ. Понимание своего «Я» может происходить на нескольких уровнях:
    осознание, как оно воспринимается другими, каким оно представляется в межличностных ситуациях (каким меня видят другие?); осознание собственных стратегий и тактик , применяемых в общении длительное время (каким я воспринимаю себя?); осознание мотивов, лежащих в основе того или иного стиля поведения (почему я общаюсь именно так?); осознание того, как на протяжении его жизни складывались присущие ему способы поведения (каковы глубинные причины , лежащие в основе моего поведения?).
Такая поэтапность в понимании своего «Я», лежит в основе построения программы тренинга. Работа с «Я» участников ведется в течение всего тренинга. Практически все процедуры тем или иным образом направлены на осмысление ими своих особенностей. Сначала педагоги излагают фактическую информацию о себе, о своих сильных и слабых сторонах. Далее участники могут быть откровенны, затрагивая такие темы, как внутренние позиции, отношения, планы на будущее. Проговаривая вслух эти внутренние содержания, участник смотрит на них как бы глазами других, получает обратную связь. Три фазы развития группы:
    Фаза ориентации и зависимости . Участники ориентируются в ситуации. Настрой на первых занятиях у большинства участников - заинтересованный, у некоторых - скептический. На этой фазе группа находится в зависимости от ведущего, от которого ждут совета, инструкции. настроены на получение готовой информации, прямых рекомендаций, обсуждаются зачастую несущественные вопросы. Фаза конфликта . Проявляется тенденция к соперничеству, идет кристаллизация ролей. Преобладающие эмоции - враждебность, напряженность, тревога. Часто встречается открытая конфронтация с консультантом. Иногда группа выбирает себе в качестве объекта агрессии одного из участников (девианта) и вымещает на нем агрессию. Чем сильнее конфронтация ведущего с группой, тем более глубокой и будет работа на следующих этапах. Фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности. Формируется чувство принадлежности к группе, осознание всеобщего «мы», искренность в выражении чувств. Участники открыто рассказывают о своих проблемах.
    Анализ ситуаций - стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. Используются ситуации двух видов: «здесь и теперь» - что и почему произошло в группе или с ее отдельными участниками; «там и тогда» Ролевая игра - метод, суть которого заключается в «разыгрывании ролей». Участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства и мысли. Осознание приводит к действию, а его выполнение приводит к расширению осознания самого себя. Психодрама - метод групповой работы, в котором участники исполняют роли, моделирующие жизненные ситуации с личностным смыслом для участников. Цели - устранение неадекватных эмоциональных реакций, отработка умений социальной перцепции, углубленное самопознание.
Психодраматические приемы: монолог - высказывание главным действующим лицом своего истинного отношения к происходящему; исполнение собственной роли; двойник или второе «Я»; обмен ролями; прием отзеркаливания. Информирование (инструктирование) - вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, когда они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия. Инструктирование может проводиться через раскрытие в доступной форме психологических понятий и их обсуждение, через описание случаев из собственной практики и анализ материала, возникающего «здесь и теперь».
    Проективное рисование - метод групповой работы, дающий основание для диагностики и интерпретации затруднений в общении, работать с мыслями и чувствами, которые участник не осознает по тем или иным причинам. Рисование развивает и усиливает чувства, воспитывает художественный вкус. Психогимнастика - вспомогательный метод работы в группе, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов и может обеспечивать следующие цели: диагностическую, коррекционную, социометрическую, активизирующую и/или релаксационную. Музыкотерапия - между участниками возникают взаимопонимание и доверие, интенсифицируется групповая динамика. Использование музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, пение) может снять напряжение и усталость.
Не всегда психологу удается организовать и провести социально-психологический тренинг в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к нему как к методу обучения общению. Вместе с тем участие психолога в подготовке и проведении педагогических советов, психолого-педагогических консилиумов, семинаров по психологической проблематике позволяет ему использовать различные методы, активизирующие работу педагогов.
    Методы проигрывания и анализа конкретных ситуаций (с использованием видеоаппаратуры), микропреподавание, при котором учитель проводит мини-урок (10-15 мин) для специально подготовленных учителей или учеников. В основе этих методов лежат бихевиориальные принципы научения.
Цель работы психолога - создать условия для изменения поведения педагога, чтобы оно было более эффективным. Для этого при проведении каждого мини-урока ставятся конкретные и достижимые цели Тренинг может проходить в различных формах, в том числе и игровой. Деловая (педагогическая) игра – представляет собой имитационную модель, воспроизводящую реальные педагогические объекты и явления по решению проблем, служит эффективным средством приобретения педагогических знаний и формирования коммуникативных умений в непосредственной практической деятельности. Организация деловой игры связана с осуществлением ряда этапов:

Подготовительный этап:

    уяснение задач деловой игры и рассматриваемой проблемы; формирование экспертной группы и распределение ролей; знакомство с заданными ролями и «вживание» в них; освоение правил, регламента и инструментария игры; проверка готовности к игре, окончательное уточнение всех ее элементов и участников.

Правила проведения деловой игры:

    четко уясните задачи деловой игры, проблему, возрастной контингент; выберите «роль» в соответствии со своими возможностями; четко определите свою позицию согласно избранной роли; говорите и действуйте так, как бы Вы поступали в соответствующих условиях; нельзя выходить на «роли» на протяжении всей игры; разрешается обострять ситуацию, занимая крайнюю точку зрения; ведущий направляет ход игры (уточняет, задает новый поворот в решении проблемы); участие каждого оценивается экспертами в специально подготовленной таблице по заранее сообщенным критериям; после проведения деловой игры происходит ее обсуждение, коллективная рефлексия.
Проведение деловой игры осуществляет ведущий (тренер). Эксперты наблюдают за правильностью выполнения ролевых функций, выставляют участникам игры соответствующие оценки в экспертный лист по избранным критериям, анализируют способы решения проблемы.

Экспертный лист (примерный вариант)

Ф.И.О. участника игры и исполняемая им роль

Критерии

убедительность

эмоциональность

умение организовать

оптимальность решения проблемы

1.
2.
3.
Ведущий (руководитель) игры следит за соблюдением правил игры, последовательностью операций, соблюдением регламента, задает игре нужное направление. Игра считается завершенной, если разыгрываемая ситуация тем или иным способом разрешена. Подведение итогов игры (рефлексия) предусматривает обсуждение, анализ и оценку ее результатов и действий участников. Руководитель игры высказывает свое мнение о выполнении организационных требований, о замеченных нарушениях правил, не правильных действий в той или иной ситуации, должностных инструкций и регламента ведения игры. Эксперты сообщают свое мнение по существу принятых решений в игровой задаче, оценивают их эффективность, соответствие реальным полномочиям исполненных ролей. Участники игры обсуждают результаты, высказывают свое мнение.

Схема анализа деловой игры (для всех участников):

    выполнение роли: степень правдивости и достоверности, с которой участники игры выполняли свои «обязанности», правильность действий в той или иной ситуации; владение ситуацией, точность анализа ситуации, гибкость адаптированного поведения и правильное выполнение заданных условий игры, умение выбрать наиболее верное стратегическое и тактическое решение; коммуникативные действия: способность приспособления к реакциям партнеров, сопереживание их чувствам в ситуациях общения, умение поддерживать темп игры, выдвинуть новую идею, используя для этого подходящий повод и степень аргументации собеседника; вклад в решение поставленной проблемы: уровень компетентности и ролевого поведения с точки зрения ориентации «игрока» на общую задачу (степень его вклада в решение ситуационной задачи).

«Мозговой штурм » тоже может быть использован в тренинге для группового обсуждения и предложения оптимального решения проблемной ситуации. Проводится в несколько этапов.

1. Подготовительный этап:

    формирование проблемы, которую нужно решить; определение условий коллективной работы (знакомство с правилами «мозгового штурма»); создание рабочих (творческих) групп (по 3-5 человек) и экспертной группы; разминка: упражнения в быстром нахождении ответов на специально подобранные тренировочные вопросы, выполнение заданий.

2. Проведение «мозгового штурма»:

    «штурм» поставленной проблемы (генерирование идей в каждой рабочей группе); отбор и оценка наилучших идей по решению проблемы экспертами.

3. Заключительный этап.

    публичная защита варианта решения проблемы и его аргументация; обсуждение итогов работы групп, рефлексия, оценка лучшего варианта; принятие коллективного правильного решения.

Правила и условия проведения «мозгового штурма»:

    никто не может претендовать на особую роль и привилегии, преимущества не дает даже блестящее авторство по решению проблемы; запрещаются взаимные критические замечания и промежуточные оценки, так как они мешают возникновению новых вариантов решения; одобряются добавления, усовершенствования, развитие идей предложенных другими участниками; разрешается задавать уточняющие вопросы, но они не должны содержать оценки; необходимо свою мысль формулировать кратко, не огорчаться, если не поймут, а сделать попытку еще раз предложить свое решение; можно обращаться до окончания «штурма» к руководителю-тренеру; если проблема не поддается решению в заданном виде, нужно попробовать выделить в ней составные части и подумать над ними; необходимо помнить, что оптимизм и уверенность усиливают умственную активность человека.
Анализ педагогических ситуаций – это форма тренинга, предполагающая непосредственное использование психолого-педагогических знаний для прогнозирования способов действия участников педагогического процесса в решении конкретной практической и коммуникативной задачи. Можно выделить некоторые педагогические ситуации, раскрывающие содержательную сторону деятельности учителя-воспитателя.
    Ситуации, связанные с сознанием необходимости изучения детей, детского коллектива, овладением знаний и формированием умений по изучению проблем педагогического коллектива, уровня развития коммуникативности, личностных качеств и умения взаимодействовать. Ситуации на осознание необходимости решения задач воспитательной работы, овладение знаниями и умениями педагогического целеполагания. Ситуации, связанные с осознанием необходимости учета психологических условий и педагогических закономерностей в организации воспитательного процесса практическими умениями работы с родителями, детьми, педагогическим коллективом.
Тренинг по изучению и обобщению педагогического опыта – это форма работы, позволяющая выявить в опыте воспитателей педагогические находки в разрешении трудностей, отражающих реальные противоречия педагогического процесса. Изучение и обобщение педагогического опыта требует применения таких методов, как наблюдение, беседа, интервьюирование, изучение письменных, графических, творческих работ учащихся, педагогической документации. Описание изученного опыта предусматривает следующий порядок работы:
    четкая формулировка изучаемой проблемы; цели и задачи, методы изучения педагогического опыта; общая характеристика воспитателя, результаты работы, их стабильность; анализ воспитанности детей и детского коллектива в связи с изучаемой проблемой; оценка изученного опыта с позиций современных требований и личное отношение к нему, выделение тех моментов, которые будут взяты для использования в личной практике.
«Круглый стол» – форма тренинговой работы, предполагающая дискуссионное обсуждение специально сформулированных вопросов по какой-то определенной проблеме. Участие в заседании «круглого стола» требует глубокого изучения проблемы, четкого определения своей позиции по ряду вопросов, конкретного вклада в решение практических задач.

Чем отличаются друг от друга семинар, тренинг, лекция? Что из них выбрать в каждом случае и какого результата ожидать?

Периодически у людей возникают затрудения в выборе между разными формами обучения, либо разочарование в результатах вебинаров, лекций, семинаров и тренингов. Поэтому имеет смысл коротко рассказать об особенностях различных форм обучения.

Формы обучения

Для того, чтобы выбрать тот вариант, который больше всего подойдет в каждом случае, нужно ориентироваться хотя бы в самых общих чертах в назначении и особенностях форм обучения.

Чаще всего мы сталкиваемся с выбором между лекцией, семинаром и тренингом. Это очень упрощенное и условное разделение, но пока нам его достаточно для рассмотрения особенностей форм обучения в рамках этой статьи.

Что такое лекция?

Лекция - наиболее простой для ведущего и самый старый вариант обучения. Лектор-ведущий рассказывает (а в худшем случае убаюкивающе бормочет) заранее подготовленный текст. Слушатели запоминают сказанное и конспектируют, что несколько увеличивает процент запоминания. Лекция может проводиться для большой аудитории, воспроизводиться в аудио или видеозаписи без особого ущерба для восприятия.

Коэффициент усвоения лекционного материала довольно низкий. Если спросить слушателя о лекции, которая прошла, скажем, месяц назад, то он сможет вспомнить не более 20% услышанного.
Если лектор использует наглядные материалы - слайды, плакаты, видео, то материал запоминается несколько лучше.

Особенности семинара как формы обучения

Особенности семинара

Семинар как форма обучения имеет свои особенности.

Во-первых, объем материала заведомо ниже, чем предлагаемый на лекции. Во-вторых, семинар предполагает интерактивность и общение между ведущим и аудиторией. За счет того, что объем информации меньше, а каналов ее подачи (звук, графика, видео, дискуссии и обсуждения) больше, получается, что качество усвоения материала обычно выше, чем на лекции.
Остается только добавить, что он-лайн разновидность семинара называется вебинаром и набирает все большую популярность.

Что такое тренинг

Наконец, поговорим о тренинге. Тренинг - специфический и сложный для проведения вид обучения, который сочетает в себе несколько других. Обычно тренинг включает в себя и мини-лекции, и бизнес-игры, и дискуссии и физические упражнения.

Дело в том, что чем больше механизмов и стимулов запоминания включено в процесс, тем выше качество обучения и полученный результат. Важно то, что тренинг выталкивает человека из привычного окружения, из так называемой «зоны комфорта» и тем самым заставляет в высоком темпе воспринимать новое.

Если на лекции слушатель пассивен полностью, на семинаре участвует в процессе обучения ограниченно, то во время тренинга он так или иначе погружается в обучение гораздо глубже.

Знание, умение, навык - в чем разница и где их получить

Знание - это результат процесса познания окружающего мира, набор представлений, суждений, теорий. Обыденное знание позволяет нам адекватно ориентироваться в ситуациях и сознательно реагировать на обычные события. Научное знание - более системное, обоснованное и глубокое.

Умение - это способность выполнять какие-либо действия осознанно, опираясь на знания, и опыт.

Навык - это способность к набору действий, которые являются стереотипными. Навык появляется тогда, когда человек многократно повторяет однотипные действия. Наличие навыка позволяет гораздо быстрее и без лишних затрат выполнять сложную работу.

Знание, умение, навык — отличия

С учетом качества усвоения материала лекция даст знания, которые без систематической самостоятельной работы очень быстро будут забыты, оставив отдельные фрагменты. Это происходит из-за того, что теория не подкрепляется практикой и не обновляется в памяти за счет самостоятельной работы над материалом. Остается, в основном, только иллюзия знания, которая скорее вредит. Все мы знаем диванных суперэкспертов-теоретиков, обитающих в соцсетях и на форумах, которые очень часто не в состоянии применить ничего из своих теоретических познаний.

Семинар при меньшем объеме материала позволяет разобраться в основных моментах темы и лучше их запомнить. Да, материала гораздо меньше, он изложен более просто, но он усваивается лучше. Небольшое количество знаний, которое можно применить, гораздо ценнее кубометров теории, с которой слушателя толком не научили обращаться.

С точки зрения соотношения затраты/эффективность очень интересным вариантом является он-лайн разновидность семинара - вебинар. Слушателю никуда не нужно ехать, любой компьютер с доступом в интернет позволяет включиться в работу и получить доступ к виртуальной комнате, в процессе обычно есть возможность выполнения простейших упражнений и взаимодействия с остальными участниками. Так или иначе семинар и вебинар обладают большей эффективностью в тех случаях, когда необходимо получить небольшой но наобходимый набор знаний и отчасти умений.

Тем не менее, ни лекция, ни семинар или вебинар, ни короткий тренинг неспособны дать вам навык. Навыки вырабатываются в течении продолжительных занятий.

Например, чтобы спортсмену получить навык проведения приема или комбинации ударов, ему необходимо тщательно и правильно выполнить их несколько сотен раз в течение нескольких недель, а затем регулярно тренировать полученные навыки. Никакое короткое обучение не даст полноценного навыка, его можно выработать только самостоятельно, постоянной и систематической самостоятельной работой.

Резюме

Когда мы говорим об основных формах обучения, то обычно имеем в виду лекцию, семинар, тренинг, а также их разновидности. Для каждого случая эффективна своя форма, все они имеют как плюсы, так и минусы. Лекция позволяет получить максимум информации за короткое время, не теряет своего качества в записи, но материал плохо усваивается и быстро забывается. Семинар хорош для изучения небольшого по объему материала и получения знаний по нескольким вопросам в рамках темы, предусматривает более активное взаимодействие между докладчиком и слушателями. Тренинг является наиболее эффективной для слушателя и сложной для тренера формой обучения, которая требует активного участия и совместной работы тренера и обучаемых. Из знаний, умений и навыков все формы обучения позволяют приобрести только знания и умения, над выработкой навыков необходимо работать самостоятельно.

Что необходимо знать тренеру?

Фасилитация – это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.

Фасилитация – это:
облегчение взаимодействия внутри группы (от англ. «facilitate» - облегчать, помогать)
процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижении соглашения к взаимному удовлетворению участников.
процесс, позволяющий эффективно организовать обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации.
процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.

Совместное обсуждение вопросов и проблем , возникающих в ежедневной практике бизнеса, часто вызывает разногласия и непонимание между участниками. Кто-то много говорит, а чьи-то идеи не услышаны; тратится много времени на обсуждение вопросов, не касающихся основной темы встречи; решения не принимаются… Чтобы прийти к конструктивным решениям, процессом обсуждения необходимо управлять и координировать действия участников встречи. Такой процесс осуществляет фасилитатор , который управляет процессом обсуждения, вовлекает участников и структурирует работу группы.

Мини-лекция – представление одной конкретной темы. Лекции остаются одним из основных методов обучения. Это связано с тем, что в любом тренинге есть место для представления новой информации или обобщения пройденного материала. Повышает динамику, если тема актуальная, лекция интерактивная, тренер владеет аудиторией, чередует формы донесения информации: рисунки на флип-чарте, разбор видео фрагментов, демонстрационные упражнения с привлечением участников.
Мини-лекции в тренинге используются достаточно широко.
Во-первых, когда тренер представляет какой-то материал.
Во-вторых, после каждого группового обсуждения, упражнения, ролевой игры тренеру необходимо обобщить итоги обсуждения. В своем резюме он связывает их с теоретическими и технологическими наработками в данной сфере, а это, по сути, мини-лекция.

Что необходимо сделать тренеру для повышения эффективности мини-лекции?

Ключевые факторы успеха мини-лекций и презентаций:
наличие четкой цели;
устойчивый контакт с аудиторией;
знание предмета, компетентность в рассматриваемом вопросе.

Такое сочетание не превращает лекцию в монолог, а делает ее интересным процессом, в который группа с готовностью включается.

Один из наиболее сложных моментов – построение контакта с аудиторией. Здесь целесообразно учесть несколько технологических и технических моментов.

Сделайте так, чтобы мини-лекция отвечала потребностям, ситуации и интересам аудитории. Мини-лекция/презентация тренера должна соответствовать аудитории – быть ситуативной:
соответствовать интересам аудитории (по содержанию);
соответствовать аудитории по стилю;
соответствовать аудитории по целям (не ставить слишком амбициозных и нереализуемых либо заниженных целей).

Помните, тренеру не стоит стараться передать аудитории все то, что он знает и понимает, только потому, что это кажется ему важным и интересным. Содержание мини-лекций должно быть направлено строго на решение задач тренинга и отвечать интересам аудитории. Участникам нужно получить от тренера именно ту информацию и в таком объеме, которая необходима для решения задач и может быть использована в их практической деятельности.

Упражнения для тренинга – это определенным образом организованная активность участников тренинга, направленная на отработку новых навыков. На сегодняшний день большую популярность набирают активные тренинги. Это способ обучения взрослых людей,построеный на основе игр и упражнений. Игры и упражнения позволяют участникам тренинга, на личном опыте проверить полученную информацию. Полученные знания и навыки отрабатываются в постановочной деятельности – это создает веселую и доброжелательную атмосферу. Конфуций сказал – «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь.». Цель упражнений, не столько научить преодолевать препятствия, сколько научить участников определенным поведенческим навыкам, которые можно использовать в разных ситуациях реальной жизни.

Подготовка места проходит заранее, так как многие упражнения требуют реквизита, и всё должно быть готово до начала тренинга. Материалы лучше всего расположить в местах проведения упражнения.

Общие указания:
Следите за тем, как и что вы говорите. Не используйте жаргон и будьте осторожны с использованием сравнений с другими командами.
Убеждайтесь, что группа вас понимает. В этом могут помочь вопросы типа «Вам понятно задание?»
Ведущий в группе – не лидер, а именно ведущий. Команда имеет право на свой стиль работы. И на ошибки. Задача ведущего – помочь группе проанализировать полученный опыт. Это должно прослеживаться в поведении, и в том, что ведущий не употребляет по отношению к себе слово «лидер».
Поддерживайте хорошее настроение участников.
Если некоторые участники неактивны, обращайте на них особое внимание и подбадривайте. Но в паузах – а не во время выполнения группой задания.
При обсуждении не формулируйте выводы сами на основании того, что вы заметили как наблюдатель. Можно пользоваться фразами «Я заметил(а), что …», чтобы дать участникам самим прокомментировать данное действие.
От ведущего требуется постоянное внимание: из соображений безопасности, соблюдения правил и важности наблюдений для обсуждения.
Не выделяйте участников. Если есть такое стремление – сделайте это во время паузы или после окончания занятия.

Общие тренинговые методы:
Групповая дискуссия;
Игровые методы;
Методы направленные на развитие социального восприятия;
Методы телесно-ориентированной психотерапии;
Медитативные методы.

Формы групповой дискуссии:
Тематические дискуссии
Биографические дискуссии
Интерактивные дискуссии

Методы телесно-ориентированной терапии:
Работа над структурой тела
Чувственное осознание
Нервно-мышечная релаксация

Медитативные техники:
Применяют в целях обучения физической, чувственной релаксации, а так же умении избавляться от психического напряжения и стрессовых ситуаций.

Методы развития социального восприятия:
Развивают умение воспринимать, понимать и оценивать как самого себя, так и окружающих.

Игровые методы:
Ситуационно ролевые
Дидактические
Творческие
Организационно-деятельностные
Имитационные
Деловые игры

Ситуационно ролевые – игра,участники которой действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету.

Дидактические игры – специально создаваемые или приспособленные для обучения, повышающие заинтересованность.

Имитационные игры – это разновидность игр, в которых поведение участников определяется моделью, представленной в виде игровой имитации.

Деловые игры – это такая форма обучения, когда отработка тематики происходит на основе профессиональной деятельности слушателей.

«Обучение без мысли – напрасный труд, мысли без обучения – опасны»
Конфуций.

Виталий Кунц, бизнес-консультант, тренер компании

«Дмитрий Чуприна & Партнеры»



Закрытие ИП