Регрессивная стратификация. Социальная стратификация. Классы и сословия в дореволюционной России

Главной чертой человеческого сообщества является социальное неравенство, возникающее вследствие социальных различий, социальной дифференциации.

Социальными называют различия, которые порождены социальными факторами: разделение труда (работники умственного и физического труда), уклад жизни (городское и сельское население), выполняемые функции, уровень достатка и т.д. Социальные различия это, прежде всего, статусные различия. Они указывают на несхожесть выполняемых человеком функций в обществе, разные возможности и позиции людей, несовпадение их прав и обязанностей.

Социальные различия могут совмещаться или не совмещаться с естественными. Известно, что люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, уровню интеллекта и многим другим признакам. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными.

Ведущей тенденцией эволюции любого общества является мультипликация социальных различий, т.е. нарастание их многообразия. Процесс нарастания социальных различий в обществе был назван Г. Спенсером «социальной дифференциацией».

Основу этого процесса составляют:

· возникновение новых институтов, организаций, помогающих людям совместно решать определенные задачи и одновременно резко усложняющих систему социальных ожиданий, ролевых взаимодействий, функциональных зависимостей;

· усложнение культур, появление новых ценностных представлений, развитие субкультур, что ведет к возникновению в рамках одного общества социальных групп, придерживающихся различных религиозный, идеологических взглядов, ориентирующихся на различные силы.

Многие мыслители издавна пытались уяснить, может ли существовать общество без социального неравенства, поскольку слишком много несправедливости обусловлено социальным неравенством: недалекий человек может оказаться на вершине социальной лестницы, трудолюбивый, одаренный - всю жизнь довольствоваться минимумом материальных благ и постоянно испытывать пренебрежительное отношение к себе.

Дифференциация - свойство общества. Следовательно, общество воспроизводит неравенство, рассматривая его как источник развития и жизнеобеспечения. Поэтому дифференциация является необходимым условием организации социальной жизни и выполняет ряд очень важных функций. Напротив, всеобщее равенство лишает людей стимулов к продвижению, желания прилагать максимум усилий и способностей для выполнения обязанностей (они будут считать, что получают за свою работу не больше того, что они получили бы, ничего не делая весь день).

Каковы причины, порождающие дифференциацию людей в обществе? В социологии не существует единого объяснения указанного явления. Существуют разные методологические подходы к решению вопросов о сущности, истоках и перспективах социальной дифференциации.


Функциональный подход (представители Т. Парсонс , К. Девис , У. Мур) объясняют неравенство исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможно только благодаря разделению труда между социальными группами: одна из них занимается производством материальных благ, другая - созданием духовных ценностей, третья - управлением и т.д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности, но некоторые из них, с точки зрения общества, являются более, а другие - менее важными.

На основе иерархии значимости социальных функций, по мнению сторонников функционального подхода, складывается соответствующая иерархия выполняющих эти функции групп, классов, слоев. Вершину социальной лестницы неизменно занимают те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддерживать и обеспечивать единство страны, создать необходимые условия для успешного выполнения других социальных функций. Высшие управленческие посты должны занимать самые способные и квалифицированные люди.

Однако функциональный подход не может объяснить дисфункций, когда отдельные роли вознаграждаются отнюдь не пропорционально их весомости, значению для общества. Например, вознаграждение лиц, занятых обслуживанием элиты. Критики функционализма подчеркивают, что вывод о полезности иерархического построения противоречит историческим фактам столкновений, конфликтов страт, которые приводили к сложным ситуациям, взрывам и порой отбрасывали общество назад.

Функциональный подход также не позволяет объяснить признание за индивидом его принадлежности к высшему слою при отсутствии его непосредственного участия в управлении. Вот почему Т. Парсонс , рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей в обществе. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого из них и, следовательно, может меняться по мере изменения самой системы ценностей.

Функциональная теория стратификации исходит из:

1) принципа равных возможностей;

2) принципа выживания самых приспособленных;

3) психологического детерминизма, согласно которому успех в работе предопределяют индивидуальные психологические качества - мотивация, потребность достижения, интеллект и т.д.

4) принципов трудовой этики, согласно которой успех в работе является знаком Божьей милости, неудача - результатом только недостатка хороших качеств и т.д.

В рамках конфликтного подхода (представители К. Маркс , М. Вебер) неравенство рассматривается как результат борьбы классов за перераспределение материальных и социальных ресурсов. Представители марксизма, например, главным источником неравенства называют частную собственность, порождающую социальное расслоение общества, появление антагонистических классов, которые имеют неодинаковое отношение к средствам производства. Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело К. Маркса и его ортодоксальных последователей к выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.

Теория социальной стратификации М. Вебера построена на теории К. Маркса, которую он модифицирует и развивает. Согласно М. Веберу, классовый подход зависит не только от контроля над средствами производства, но и от экономических отличий, которые непосредственно не связаны с собственностью. К таким ресурсам относятся профессиональные навыки, полномочия и квалификацию, благодаря которым определяются возможности трудоустройства.

В основании теории стратификации М. Вебера лежат три фактора, или измерения (три компонента социального неравенства):

1) экономический статус, или богатство, как совокупность всех материальных ценностей, принадлежащих человеку, включая его доход, землю и прочие виды собственности;

2) политический статус, или власть как возможность подчинять своей воле других людей;

3) престиж - основа социального статуса - как признание и уважение достоинств субъекта, высокая оценка его поступков, являющихся образцом для подражания.

Расхождения между учениями Маркса и Вебера заключаются в том, что Маркс в качестве главных критериев формирования классов рассматривал собственность на средства производства и эксплуатацию труда, а Вебер - собственность на средства производства и рынок. У Маркса классы существовали всегда и везде, где и когда существовали эксплуатация и частная собственность, т.е. когда существовало государство, а капитализм только в современности. Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом. Класс у Вебера неразрывно связан с обменом товаров и услуг посредством денег. Где их нет, нет и классов. Рыночный обмен выступает регулятором отношений только при капитализме, стало быть, и классы существуют только при капитализме. Именно поэтому традиционное общество - арена действия статусных групп, и только современное - классов. По Веберу классы не могут появиться там, где нет рыночных отношений.

В 70-80-е годы получила распространение тенденция синтеза функционального и конфликтного подходов. Наиболее полное выражение она нашла в работах американских ученых Герхарда и Ждин Ленски, которые сформулировали эволюционный подход к анализу социальной дифференциации. Они показали, что стратификация не всегда являлась необходимой и полезной. На ранних ступенях развития иерархии практически не было. В дальнейшем она появилась вследствие естественных потребностей, частично на основе конфликта, который возникает в результате распределения прибавочного продукта. В индустриальном обществе она базируется в основном на консенсусе ценностей власть имущих и рядовых членов общества. В связи с этим вознаграждения бывают и справедливыми, и несправедливыми, а стратификация может способствовать или затруднять развитие, в зависимости от конкретно-исторических условий и ситуаций.

Большинство современных социологов подчеркивают, что социальная дифференциация носит иерархический характер и представляет собой сложную, многоплановую социальную стратификацию.

Социальная стратификация - деление общества на вертикально расположенные социальные группы и слои (страты), размещение людей в статусной иерархии сверху вниз по четырем основным критериям неравенства: престиж профессии, неодинаковый доход, доступ к власти, уровень образования.

Термин «стратификация» происходит от латинского stratum - слой, пласт и fatio - делаю. Таким образом, в этимологии слова заложена задача не просто выявить групповое многообразие, а определить вертикальную последовательность положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархию. Некоторые авторы нередко заменяют понятие «страта» иными терминами: класс, каста, сословие.

Стратификация - черта любого общества. Отражает наличие высших и низших слоев общества. А ее основой и сущностью является неравномерное распределение привилегий, ответственности и обязанности, наличие или отсутствие социальных законов и влияния на власть.

Одним из авторов теории социальной стратификации был П. Сорокин. Он изложил ее в труде «Социальная стратификация и мобильность». Согласно П. Сорокину, социальная стратификация - это дифференциация всей совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев, Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличие или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов общества.

Сорокин П. указал на невозможность дать единственный критерий принадлежности к какой-либо страте и отмечал наличие в обществе трех стратификационных оснований (соответственно три вида критериев, три формы социальной стратификации): экономического, профессионального и политического . Они тесно переплетаются, но не сливаются полностью, поэтому Сорокин говорил об экономических, политических и профессиональных стратах и классах. Если индивид перешел из низшего класса в средний, повысил свой доход, то он совершил переход, переместился в экономическом пространстве.

Если переменил профессию или род деятельности - в профессиональном, если партийную принадлежность - в политическом. Собственник, обладающий большим состоянием, значительной экономической властью, мог формально не входить в высшие эшелоны политической власти, не заниматься профессионально престижной деятельностью. И напротив, политик, сделавший головокружительную карьеру, мог не быть собственником капитала, что, тем не менее, не мешало ему вращаться в высших слоях общества. Профессиональная стратификация проявляется в двух основных формах: иерархия профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация) и стратификация в середине профессиональных групп.

Теорию социальной стратификации была создана в начале 40-х гг. ХХ в. американскими социологами Толкоттом Парсонсом, Робертом-Кингом Мертоном, К. Дэвисом и другими учеными, которые считали, что вертикальная классификация людей вызвана распределением функций в обществе. По их мнению, социальная стратификация обеспечивает выделение социальных слоев по определенным важным для конкретного общества признаками: характером собственности, размером доходов, объемом власти, образованием, престижем, национальными и другими чертами. Социально-стратификационный подход является одновременно методологией и теорией рассмотрения социальной структуры общества.

Он придерживается основных принципов:

Обязательность исследования всех слоев общества;

Использование для их сравнения единого критерия;

Достаточность критериев для полного и глубокого анализа каждого из исследуемого социального слоя.

В дальнейшем социологи предприняли неоднократные попытки расширить число оснований стратификации за счет, например, уровня образования. Стратификационная картина общества многопланова, она состоит из нескольких напластований, не совпадающих полностью друг с другом.

Критики марксистской концепции выступили против абсолютизации критерия отношения к средствам производства, собственности и упрощенного представления о социальной структуре как взаимодействии двух классов. Они ссылались на многообразие страт, на то, что история дает пример не только обострения отношений между стратами, но и сближения, стирания противоречий.

Марксистскому учению о классах как основу социальной структуры общества в современной западной социологии противостоят более продуктивные теории социальной стратификации. Представители этих теорий утверждают, что понятие «класс» в современной постиндустриальном обществе «не работает», так как в современных условиях на основе широкого акционирования, а также выхода основных собственников акций из сферы управления и замена их наемными менеджерами, - отношения собственности оказались размытыми, вследствие чего они потеряли свою прежнюю значимость.

Поэтому представители теории социальной стратификации считают, что понятие «класс» в современном обществе должно быть заменено понятием «страта» или понятием «социальная группа», а на смену теории социально-классового строения общества должна прийти более гибкая теория социальной стратификации.

Следует выделить, что практически все современные теории социальной стратификации базируются на представлении, что страта (социальная группа) является реальной, эмпирически фиксированной социальной общностью, которая объединяет людей по каким-либо общим позициям, что приводит к конституированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям. Основу теории социальной стратификации составляет, таким образом, принцип объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным.

При этом ведущими западными социологами предлагается разные критерии измерения социальной стратификации. Французский социолог Пьер Бурдье при рассмотрении этого вопроса взял во внимание не только экономический капитал, измеряемый в категориях собственности и дохода, но и культурный (образование, особенные знания, умения, стиль жизни), социальный (социальные связи), символический (авторитет, престиж, репутация). Немецко-английский социолог Р. Дарендорф предложил собственную модель социальной стратификации, в основу которой положил такое понятие как «авторитет».

Исходя из этого, он делит все современное общество на управляющих и управляемых . В свою очередь управляющих он делит на две подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников, то есть бюрократов-менеджеров. Управляемую группу также делит на две подгруппы: высшую - «рабочую аристократию» и низшую - низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс».

Американский социолог Б. Барбер стратифицирует общество по шести показателям:

1) престиж профессии, власть и могущество;

2) доход или богатство;

3) образование или знания;

4) религиозна или ритуальная чистота;

5) положение родственников;

6) этническая принадлежность.

Французский социолог А. Турен считает, что в современном обществе социальная дифференциация осуществляется не относительно собственности, престижа, власти, этноса, а относительно доступа к информации. Господствующее положение занимают люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

В американском обществе У.Уорнер выделил три класса (высший, средний и низший), каждый из которых состоит из двух слоев.

Высший высший класс . «Пропуском» в этот слой служат унаследованное богатство и социальная известность семьи; как правило, это старые поселенцы, состояние которых увеличивалось на протяжении нескольких поколений. Они очень богаты, но не выставляют богатство на показ. Социальная позиция представителей этого элитарного слоя настолько безопасна, что они могут отступать от принятых норм, не опасаясь лишиться при этом своего статуса.

Низший высший класс . Это профессионалы в своей области, получающие чрезвычайно высокий доход. Они заработали, а не унаследовали свое положение. Это активные люди с большим количеством материальных символов, подчеркивающих их статус: самые большие дома в лучших районах, самые дорогие автомобили, бассейны и т.д.

Высший средний класс . Это люди для которых главным является карьера. Основой карьеры могут стать высокая профессиональная, научная подготовка или опыт управления бизнесом. Представители этого класса очень требовательно относятся к образованию своих детей, для них характерно несколько выставленное на показ потребление. Дом в престижном районе для них является главным признаком их успеха и их достатка.

Низший средний класс . Типичные американцы, являющиеся примером респектабельности, добросовестного отношения к работе, верности культурным нормам и стандартам. Представители этого класса также большое значение придают престижности своего дома.

Высший низший класс . Люди, ведущие обычную жизнь, заполненную повторяющимися из дня в день событиями. Представители этого класса проживают в непрестижных районах города, в небольших домах или квартирах. К этому классу относятся строители, подсобные рабочие и другие, труд которых лишен творчества. От них требуется лишь наличие среднего образования и некоторых навыков; работают они обычно вручную.

Низший низший класс . Люди, находящиеся в крайне бедственном положении, имеющие проблемы с законом. К ним относятся, в частности, иммигранты неевропейского происхождения. Человек из низшего класса отвергает нормы средних классов и старается жить сегодняшним днем, тратя большую часть своих доходов на питание и делая покупки в кредит.

Опыт использования стратификационной модели Уорнера показал, что в представленном виде она в большинстве случаев не соответствует странам Восточной Европы, России и Украины, где в ходе исторических процессов складывается иная социальная структура.

Социальная структура украинского общества, исходя из социологических исследований Н. Римашевской, в общем виде может быть представлена так.

1.«Общеукраинские элитные группы », которые объединяют в своих руках собственность в размерах, приравненных к крупнейшим западным странам, а также владеют средствами властного влияния на общенациональном уровне.

2. «Региональные и корпоративные элиты », которые владеют значительным по украинским масштабам положением и влиянием на уровне регионов и целых отраслей или секторов экономики.

3. Украинский «верхний средний класс», который владеет собственностью и доходами, обеспечивающие западные стандарты потребления, а также. Представители этого слоя стремятся повысить свой социальный статус, ориентируются на сформированную практику и этические нормы хозяйственных отношений.

4. Украинский «динамичный средний класс», который владеет доходами, обеспечивающими удовлетворение среднеукраинских и более высоких стандартов потребления, а также характеризуется относительно высокой потенциальной адаптивностью, значительными социальными стремлениями и мотивациями и ориентацией на легальные способы ее проявления.

5. «Аутсайдеры», которые характеризуются низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы ее получения.

6. «Маргиналы», которые характеризуются низкой адаптацией, а также асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности.

7. «Криминалитет», который характеризуется высокой социальной активностью и адаптивностью, но при этом полностью осознано и рационально противодействует легальным нормам хозяйственной деятельности.

Итак, социальная стратификация является отражением вертикального неравенства в обществе. Общество организует, воспроизводит неравенство по нескольким основаниям: по уровню благосостояния, богатства и дохода, престижа статусных групп, обладания политической властью, образования и др. Можно утверждать, что все виды иерархии значимы для общества, поскольку позволяют как регулировать воспроизводство социальных связей, так и направлять личные устремления, амбиции людей на приобретение значимых для общества статусов.

Необходимо различать два понятия - ранжирование и стратификация . У ранжирования два аспекта - объективный и субъективный. Когда мы говорим об объективной стороне ранжирования, то подразумеваем зримые, видимые глазу различия между людьми. Субъективное ранжирование предполагает нашу склонность сравнивать людей, как-то оценивать их. Любое действие такого рода относится к ранжированию. Ранжирование приписывает явлениям и индивидам определенное значение, цену и благодаря этому выстраивает их в значимую систему.

Своего максимума ранжирование достигает в том обществе, где индивидам приходится открыто конкурировать между собой. Например, рынок объективно сравнивает не только товары, но и людей, прежде всего на основе их индивидуальных способностей.

Результатом ранжирования выступает ранговая система. Ранг указывает относительную позицию индивида или группы внутри ранговой системы. Любую группу - большую или малую - можно рассматривать как единую ранговую систему.

Американский социолог Е. Бродель предлагает различать, использую критерий ранжирования, индивидуальную и групповую стратификацию. Если индивидов выстраивают по рангам независимо от их групповой принадлежности, то мы получим индивидуальную стратификацию . Если совокупность различных групп упорядочить определенным образом, то можно получить групповую стратификацию.

Когда ученый принимает во внимание только объективную сторону ранжирования, он употребляет понятие стратификация. Таким образом, стратификация - объективный аспект или результат ранжирования. Стратификация указывает порядок ранжирования, относительную позицию рангов, их распределение внутри ранговой системы.

Индивидуальная стратификация характеризуется следующими чертами:

1. Порядок рангов базируется на одном критерии. К примеру, футболиста следует оценивать по его игре на поле, но не по богатству или религиозным убеждениям, ученого, - по количеству публикаций, преподавателя - по его успеху у студентов.

1. Ранжирование может учитывать еще и экономический контекст: отличный футболист и выдающийся ученый должны получать высокие оклады.

2. В отличие от групповой индивидуальная стратификация существует непостоянно. Она действует непродолжительное время.

3. Индивидуальная стратификация основана на личном достижении. Но помимо личных качеств индивиды ранжируются и оцениваются в зависимости от репутации совей семьи или группы, к которой они принадлежат, скажем, богатой семьи или ученых.

В групповой стратификации оцениваются и ранжируются не отдельные индивиды, а целые группы, например низко оценивается группа рабов, высоко - сословие дворян.

Английский социолог Э. Гидденс выделяет четыре исторических типа стратификации: рабство, касты, сословия, классы.

Таким образом, главная идея теории стратификации - извечное неравенство индивидов и групп в обществе, которое не возможно преодолеть, поскольку неравенство является объективной особенностью общества, источником его развития (в отличие от марксистского подхода, который предполагал социальную однородность общества в будущем).

Современные теории социальной стратификации, которые выдвигают те или иные критерии разделения общества на социальные слои (группы), служат методологической основой для формирования теории социальной мобильности.

Межу людьми в обществе существуют различия социального, биологического, психологического характера. Социальными называют различия, которые порождены социальными факторами, такими как: разделение труда, уклад жизни, выполняемые функции, уровень достатка и т.д. Современное общество характеризуется мультипликацией (нарастанием) социальных различий.

Общество не только крайне дифференцировано и состоит из множества социальных групп, классов, общностей, но и иерархизировано: одни слои обладают большей властью, большим богатством, имеют ряд явных преимуществ и привилегий по сравнению с другими. Поэтому, можно сказать, что общество обладает социальной структурой.

Социальная структура - это устойчивая совокупность элементов, а также связей и отношений, в которые вступают группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности.

Исходным элементом социальной структуры общества является человек. Более крупные элементы социальной структуры: социальные группы, социальные слои (страты), классы, социальные общности и т.д.

Социальная структура, таким образом, отражает «вертикальный срез» общества, однако все составляющие элементы в обществе расположены в определённой иерархии, её отражает социальная стратификация («горизонтальный срез»).

Социальная стратификация (лат. stratum - слой, fasio - делаю) - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоёв общества. Понятие стратификации позаимствовано социологией из геологии, где обозначает положение пластов различных пород по вертикали.

Социальная страта - это множество людей внутри большой группы, обладающих определённым видом и уровнем престижа, полученного благодаря своей позиции, а также возможности достичь особого рода монополии. Иногда в литературе используется тождественное стратификации понятие «социальное расслоение» (т.е. деление на слои). Термин «стратификация» фиксирует не только процесс поляризации населения на бедных и богатых, но и конечный результат расслоения, когда возникает средний класс. Явление стратификации характерно и для современных и для доиндустриальных обществ.

Историческим примером стратификации может служить кастовая система индусского общества. В Индии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основные: брахманов - касту жрецов (3% населения), кшатриев - потомков воинов; вайшья - торговцев, которые вместе составляли примерно 7% индийцев; шудра - крестьян и ремесленников (70%); остальные - неприкасаемые, которые традиционно были уборщиками, мусорщиками, кожевенниками, свинопасами.


Строгие правила не позволяли общаться представителям высших и низших каст, так как считалось, что это оскверняет высших. Разумеется, стратификация древних обществ не похожа на стратификацию современного общества, они различаются по многим критериям, одним из которых является критерий открытости. В открытой системе стратификации члены социальной структуры могут легко менять свой социальный статус (характерный для современных обществ); в закрытой системе стратификации члены общества с большим трудом могут изменить свой статус (общества аграрного типа).

Теорию социальной структуры и стратификации в социологии разрабатывали М. Вебер, П. Сорокин, К. Маркс и др.

П. Сорокин выделил 3 типа социальной стратификации по 3-м критериям:

1) уровню дохода,

2) политическому статусу,

3) профессиональным ролям.

П. Сорокин социальную стратификацию представлял как деление общества на страты (слои). Он считал, что слои (страты) не остаются данными, неизменными, они находятся в постоянном изменении и развитии. Совокупность таких изменений П. Сорокин назвал социальной мобильностью, т.е. подвижностью социальных слоёв и классов.

Социальная страта - это множество людей внутри большой группы, обладающих определённым видом и уровнем престижа, полученного благодаря позиции, а также возможности достичь монополии.

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение из одного социального положения в другое.

Социальная мобильность обладает различными признаками, из которых существенным является пространственная характеристика, скорость и плотность протекания стратификационных изменений.

Перемещение (мобильность) бывает:

Горизонтальная, вертикальная (вверх-вниз в другой слой или в рамках своей страты);

Медленная, быстрая (по скорости);

Индивидуальная, групповая.

Т. Парсонс усовершенствовал теорию социальной стратификации, предложенную П. Сорокиным.

Он дополнил критерии стратификации новыми признаками:

1) качественными характеристиками, которыми люди обладают от рождения (этническая принадлежность, половые особенности);

2) ролевыми характеристиками (должность, уровень знаний);

3) характеристиками обладания (собственность, материальные ценности).

К. Маркс социальную структуру понимал как деление общества на социальные классы. Связывал деление общества на классы с разделением труда и институтом частной собственности. Считал, что причиной социального расслоения является разделение общества на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто может продавать только свой труд. По мнению К. Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении - экономическом.

М. Вебер полагал, что К. Маркс слишком упростил картину стратификации, в обществе существуют и другие критерии раздела. Он предложил многомерный подход к стратификации. М. Вебер источниками развития страт считал: различные типы занятий людей (профессии), наследуемую некоторыми людьми «харизму» и присвоение политической власти.

Учёный для стратификации общества предложил использовать 3 критерия:

Класс (экономическое положение);

Статус (престиж);

Партию (власть).

Экономическое положение стратификации определяется богатством и доходом индивида; престиж - это авторитет, влияние, уважение, степень которых соответствует определённому социальному статусу; власть - это способность отдельных лиц и социальных групп навязывать свою волю другим и мобилизировать человеческие ресурсы для достижения цели.

Эти три измерения взаимосвязаны, но необязательно занимая высокое положение по одному из критериев, индивид будет также занимать высокое положение по другому критерию (например, престиж священника в обществе высок, но по влиянию на политику эта группа населения занимает невысокое положение).

Основные измерения стратификации

Современные учёные пришли к выводу, что анализируя социальную стратификацию общества, целесообразно использовать несколько критериев. Таким образом, используют многоуровневую стратификацию , которая, в отличие от одноуровневой , представляет собой деление общества по двум и более критериям. Дифференциация людей (или социальных групп) в обществе на социальные страты характеризуется неравенством в области доходов, образования, профессии, участия во властных структурах и т.д.

Социологи учитывают следующие особенности стратификации:

1. В процессе стратификации происходит дифференциация людей в иерархически оформленные группы (слои, классы, страты).

2. Социальная стратификация разделяет людей не только на высшие и низшие слои, но и на привилегированное меньшинство и ущемлённое в правах большинство.

3. При стратификации учитывается возможность перемещения.

Современное общество можно дифференцировать (структурировать) по различным критериям.

Критерии дифференциации общества:

Этнонациональные,

Мировоззренческие,

Религиозно-конфессиональные,

Образовательные,

Духовно-культурные,

Ценностно-ориентационные (религиозная, светская мораль).

Экономические (владение капиталом, уровень личного дохода и потребления);

Идейно-политические (причастность к управлению обществом, причастность к процессам перераспределения общественного богатства).

Некоторые западные социологи в социальной структуре общества выделяют три класса: высший класс (обычно 1-2 % населения, это владельцы крупного капитала, высшая бюрократия, элита); низший класс (низко квалифицированные и неквалифицированные работники с низким уровнем образования и доходов); средний класс (совокупность групп самостоятельного и наёмного труда, занимающих серединное, промежуточное положение между высшими и низшими слоями в большинстве статусных иерархий и обладающих общей идентичностью). Средний класс в развитых странах составляет 60% населения (например, в США). По оценкам некоторых социологов, в Беларуси он не более 20 %.

Внутри выделенных классов также возможна дифференциация. Например, внутри среднего класса выделяют высший средний (владельцы среднего капитала, административная и политическая элита среднего уровня, представители высших интеллектуальных профессий); средний средний (представители малого бизнеса, фермеры, коммерсанты, лица “свободных профессий”); низший средний (средний состав обеспечения образования, здравоохранения и социальных служб, работники массовых профессий торговли и сервиса, высококвалифицированные рабочие).

Социальная структура может иметь «пирамидальную» либо «ромбовидную» форму. При пирамидальной форме социальной структуры средний класс в обществе достаточно небольшой, зато значительная часть общества относится к нижним слоям. При ромбовидной структуре средний класс большой. Считается, что чем больше средний класс, тем более стабильно общество.

Одни социологи исследуют социальную структуру с точки зрения статусных и ролевых различий, влияющих на содержание и направленность социальных отношений. Другие - анализируют социальную структуру исходя из различных моделей социальных отношений, из которых выводятся ролевые различия между людьми. Если воспринимать социальную структуру как совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними, то вероятным становится определение таких её элементов, как: индивиды, нормы, ценности, социальные статусы, роли, позиции и т.п.

Элементы системы эмерджентны, т.е. их свойства не сводятся к их сумме, а являются свойствами именно этой совокупности элементов.

Социальная структура современного белорусского общества

На постсоветском пространстве основным стратификационным критерием стал масштаб присвоения собственности, что отражало происходящие социальные изменения. Например, в 1990 г. доля доходов, полученная от официально не учитываемой тогда предпринимательской деятельности, составила 2% от всех доходов, в 1999 г. - 12%. Социологи отмечают, что критерий дохода стал основным и в оценках населением своего положения в обществе. Например, в ходе многочисленных социологических опросов выяснилось, что 2/3 опрошенных жителей нашей страны обеспокоены низким уровнем своих доходов.

Положение населения в 90-е гг. ХХ ст., согласно статистическим данным, обобщённым социологами, выглядело следующим образом:

1) богатые люди (1,5 % населения);

2) состоятельные (могут позволить отдых в дорогих санаториях, дорогие покупки, поездки и т.д.) - 5-6 %;

3) обеспеченные (ощущают ограничения при покупке дорогих вещей) - 8-9%;

4) среднеобеспеченные (осуществляют выбор: либо дорогая одежда, либо хорошее питание) - 14%;

5) малообеспеченные (ощущают затруднения при покупке качественной еды, одежды) - 17%;

6) бедные (47%);

7) нищие (7%).

Однако для того чтобы представить картину белорусского общества, недостаточно использовать один критерий дохода, необходимо сопоставление ряда социально-статусных критериев.

Социально-статусная иерархия населения:

1. Высший слой (новая элита, владельцы банков, фирм, чиновники в должности министров и др.).

2. Высший средний слой (директора, предприниматели, артисты и др.).

3. Средний средний слой (профессура, врачи, юристы и др.).

4. Низший средний слой (учителя, инженеры и др.).

5. Низший слой (рабочие, служащие и др.).

7. Маргинальные слои (нищие, бомжи).

Критериями для разделения белорусского общества на данные группы являются следующие: доход, влияние в политической сфере, образование, престижность профессии, наличие социальных гарантий, уровень сознания. Эти семь индикаторов находятся во взаимосвязи.

Многообразие взаимно пересекающихся связей и взаимодействий выделенных групп индикаторов предопределяет сложную панораму социально-стратификационных изменений в современном белорусском обществе.

Конспект учебного материала составлен на основе литературы:

1. Общая социология: учеб. пособие / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 654 с.

2. Екадоумова, И.И. Социология: ответы на экзаменационные вопросы / И.И. Екадоумова. М.Н. Мазаник. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 176 с.

3. Добреньков, В.И. Социология. Т. 2. Социальная структура и стратификация / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: Вузовская книга, 2005 - 535 с.

4. Волков, Ю.Г. Социология / В.И. Добреньков [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: УИЦ «Гардарики», 2000. - 510 с.

5. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов - 3-е изд. / Е.М. Бабосов. - Минск: ТетраСистемс, 2006. - 640 с.

5. Социология: Энциклопедия / сост. А.А. Грицанов [и др.]. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.

6. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов - Минск: ТетраСистемс, 2003. - 416 с.

7. Бабосов, Е.М. Социология личности, стратификации и управления / Е.М. Бабосов - Минск: Бел. навука, 2006. - 591 с.

Введение

История всей социологии как науки, так же как и история ее важнейшей частной дисциплины - социологии неравенства, насчитывает полтора столетия.

Во все века многие ученые задумывались над природой отношений между людьми, над тяжелой участью большинства людей, над проблемой угнетенных и угнетателей, над справедливостью или несправедливостью неравенства.

Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким - то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах.

Еще древний философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых и бедных. Он считал, что государство представляет собой как бы два государства. Одно составляют бедные, другое - богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. Платон был "первым политическим идеологом, мыслившим в терминах классов", - считает Карл Поппер. В таком обществе людей преследует страх и неуверенность. Здоровое общество должно быть иным.

Что же такое неравенство? В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие "социальной стратификации".

Социальная стратификация - (от лат. stratum - слой и facere - делать) в буржуазной социологии - понятие, обозначающее основные социальные различия и неравенство (социальную дифференциацию) в современном обществе. Противостоит марксистской теории классов и классовой борьбы.

Буржуазные социологи игнорируют отношения собственности как главный признак классового деления общества. Вместо основных признаков противостоящих друг другу классов они выделяют производные, вторичные характеристики; при этом смежные слои мало отличаются друг от друга. В изучении социальной стратификации преобладают три направления. Первое в качестве ведущего критерия выделения слоев выдвигает социальный престиж, воплощающийся в определенном коллективном мнении о "высшем - низшем" положении индивидов и групп. Второе главным считает самооценки людей относительно их социальной позиции. Третье - при описании расслоения использует такие объективные критерии, как профессия, доход, образование и т.п. В немарксистской социологии по существу, не различаются основные признаки, по которым разделяются классы и слои, и дополнительные.

Последние не объясняют сущность, причинно - следственные связи социальной дифференциации, а лишь описывают ее следствия в разных сферах жизни. Если на эмпирическом уровне буржуазные ученые просто фиксируют социальное неравенство, подходя к проблеме социального расслоения чисто описательно, то при переходе к объяснению явления социальной стратификации они нарушают принцип соответствия уровней обобщения, поскольку позиция человека в обществе объясняется через индивидуальное поведение, т.е. социальное растворяется в индивидуальном. Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых. Рассматривая предмет социологии, можно обнаружить тесную связь трех фундаментальных понятий социологии - социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. В отечественной социологии еще П.Сорокин в период своей жизни в России и впервые годы пребывания за границей (20-е гг.) систематизировал и углубил целый ряд понятий, которые позже приобрели ключевую роль в теории стратификации (социальная мобильность, «одномерная» и «многомерная» стратификация и др. Социальная стратификация - отмечает Сорокин, - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге.

Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Структуру можно выразить через совокупность статусов и уподобить ее пустым ячейкам пчелиных сот.

Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном - множество статусов и, следовательно, высок уровень организации разделения труда. Но как бымного, ни было статусов, в социальной структуре они равны и связаны друг с другом функционально.

Но вот мы заполнили пустые ячейки людьми, каждый статус превратился в большую социальную группу. Совокупность статусов дала нам новое понятие - социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу, они также расположены горизонтально. Действительно, с точки зрения социального состава, все русские, женщины, инженеры, беспартийные и домохозяйки равны. Однако мы знаем, что в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство - это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых. Если прибегнуть к физической аналогии, то социальный состав - это беспорядочная совокупность «железных опилок». Но вот положили магнит, и все они выстроились в четком порядке. Стратификация - это определенным образом "ориентированный» состав населения. Что же "ориентирует" большие социальные группы? Оказывается, неодинаковая оценка обществом значения и роли каждого статуса или группы. Сантехник или дворник ценятся ниже адвоката и министра. Следовательно, высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Вот мы и получили четыре главных измерения стратификации - доход, власть, образование, престиж. И все, Других нет. Почему? А потому что они исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ (их как раз может быть много), а каналов доступа к ним. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канарских островах и т.п. - социальные блага, которые всегда в дефиците, но недоступны большинству и приобретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые в свою очередь достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам. Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация - по поводу общественного распределения результатов. Чтобы понять сущность социальной стратификации и ее особенности необходимо провести общую оценку проблем РФ.


Социальная стратификация

Социологическое понятие стратификации (от лат. stratum - слой, пласт) отражает расслоение общества, различия в социальном положении его членов.

Социальная стратификация - это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Под стратой понимается совокупность людей, объединенных общими статусными признаками.

Рассматривая социальную стратификацию как многомерное, иерархически организованное социальное пространство, социологи по-разному объясняют ее природу, причины происхождения. Так, марксистские исследователи считают, что в основе социального неравенства, определяющего стратификационную систему общества, лежат отношения собственности, характер и форма владения средствами производства. По мнению сторонников функционального подхода (К. Дэвис и У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам происходит в соответствии с их вкладом в достижение целей общества в зависимости от важности их профессиональной деятельности. Согласно теории социального обмена (Дж. Хоманс), неравенство в обществе возникает в процессе неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Для определения принадлежности к той или иной социальной страте социологи предлагают самые различные параметры и критерии.

Один из создателей стратификационной теории П.Сорокин выделял три вида стратификации:

1) экономическую (по критериям дохода и богатства);

2) политическую (по критериям влияния и власти);

3) профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

В свою очередь основоположник структурного функционализма Т. Парсонс выделил три группы признаков социальной стратификации.

Любое общество, состоящее из отдельных единиц, наделённых индивидуальностью, не может быть однородным. Оно неизбежно расслаивается на группы, разделяемые по типу выполняемого труда (физический либо умственный), типу поселения (городское либо сельское), уровню достатка и т.д.

Всё это напрямую оказывает влияние на каждого из членов общества, порождая социальные различия, нередко закрепляемые укладом жизни, получаемым воспитанием и образованием.

Социальная стратификация общества

Изучением социального неравенства занимается специальная наука – социология. В её понятийном аппарате общество не является единым, а разделено на слои, называемые стратами. Разделение общества на страты называют социальной стратификацией, причём для удобства изучения страты рассматриваются в вертикальной шкале по какому-либо изучаемому критерию.

Так, если рассматривать стратификацию по уровню образования, в самую нижнюю страту войдут полностью неграмотные люди, чуть выше – те, кто получил необходимый образовательный минимум, и так далее, до верхней страты, в которой расположится интеллектуальная элита общества.

Основными критериями социальной стратификации принято считать:

— уровень дохода отдельных лиц и семей;

— уровень властных полномочий;

— уровень образования;

— престиж занимаемой социальной ниши.

Несложно заметить, что первые три показателя выражаются в объективных цифрах, тогда как престиж зависит от отношения других членов общества к статусу конкретного человека.

Причины социального неравенства

Расслоение любого общества, или образование иерархических групп, является процессом динамическим. Теоретически любой член общества, повысив, к примеру, свой образовательный уровень, переходит в более высокую страту. На практике же многое зависит от уровня доступа к социальным благам. Стратификация – это иерархическое построение, базирующееся на распределении в обществе произведённых им социальных благ.


В социологии считается, что причинами социальной стратификации являются:

— разделение по половому (гендерному) признаку;

— наличие и уровень врождённых способностей к тому или иному занятию;

— изначально неравный доступ к ресурсам, т.е. классовое неравенство;

— наличие политических прав, экономических привилегий и/или каких-либо социальных льгот;

— престижность той или иной деятельности в сложившемся социуме.

Социальная стратификация касается не только отдельных индивидуумов, но и целых кластеров внутри общества.

Социальное неравенство с древнейших времён было и остаётся одной из основных проблем любого социума. Оно является источником множества несправедливостей, в основе которых лежит невозможность для тех членов общества, которые принадлежат к низшим социальным стратам, полностью раскрыть и реализовать свой личностный потенциал.

Функциональная теория стратификации

Как и всякая другая наука, социология для построения моделей общества вынуждена упрощать различные социальные явления. Функциональная теория стратификации для описания страт общества использует в качестве исходных постулатов:

— принцип изначально равных возможностей для каждого члена общества;

— принцип достижения успеха самыми приспособленными членами общества;

— психологический детерминизм: успех зависит от индивидуальных психологических черт личности, т.е. от интеллекта, мотивации, потребности роста и т.д.;

— принцип этики труда: упорство и добросовестность обязательно вознаграждаются, тогда как неудачи вытекают из отсутствия или недостатка хороших качеств личности и т.д.

Функциональная теория стратификации предполагает, что в высших стратах должны пребывать наиболее квалифицированные и способные люди. От уровня личных способностей и квалификации зависит место, занимаемое человеком в иерархической вертикали.


Если в ХХ столетии идеологической основой служила классовая теория, то сегодня её предлагается заменить теорией социальной стратификации, основы которой были разработаны М. Вебером, а после него – другими известными социологами. В её основе – извечное и непреодолимое неравенство членов общества, которое предопределяет его многообразие и служит основой динамичного развития.

1. Понятие и основные критерии социальной стратификации

Стратификация - это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества.

Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. - М.: наука. 1994. С. 154. .

Основой стратификации в социологии выступает неравенство, т.е. неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Первыми пытались объяснить природу социальной стратификации К.Маркс и М.Вебер.

К. Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства,- класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто может продавать только свой труд,- угнетенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.

Полагая, что Маркс чересчур упростил картину стратификации, Вебер утверждал, что в обществе существуют и другие линии раздела, которые не зависят от классовой принадлежности или экономического положения, и предложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс (экономическое положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать

Функционалистская теория стратификации была сформулирована в 1945 г. К.Дейвисом и У.Муром. Стратификация существует в силу своей универсальности и необходимости, общество не может обойтись без расслоения. Социальный порядок и интеграции требуют определенной степени стратификации. Система стратификации позволяет заполнить все статусы, образующие социальную структуру, вырабатывает у индивида стимулы для выполнения обязанностей, ассоциирующихся с их положением.

Распределение материальных благ, властных функций и социального престижа (неравенство) зависит от функциональной значимости позиции (статуса) индивида. В любом обществе есть позиции, которые требуют специфических способностей и подготовки. У общества должны быть определенные выгоды, которые используются в качестве стимулов для занятия людьми позиций и выполнения ими соответствующих ролей. А также определенные способы неравномерного распределения этих выгод в зависимости от занимаемых позиций. Функционально важные позиции должны вознаграждаться соответствующим образом. Неравенство выполняет роль эмоционального стимула. Блага встроены в социальную систему, поэтому стратификация - структурная особенность всех обществ. Всеобщее равенство лишило бы людей стимула к продвижению, желания прилагать все усилия для выполнения обязанностей. Если стимулов недостаточно и не статусы оказываются незаполненными, общество распадается. Данная теория имеет ряд недостатков (не учитывает влияние культуры, традиций, семьи и др.), но является одной из наиболее разработанных.

Одним из создателей современной теории стратификации является П.А.Сорокин. Он вводит понятие «социальное пространство» как совокупность всех социальных статусов данного общества, заполненное социальными связями и отношениями. Способ организации этого пространства - стратификационный. Социальное пространство является трёхмерным: каждое его измерение соответствует одной из трех основных форм (критриев) стратификации. Социальное пространство описывается тремя осями: экономический, политический и профессиональный статус. Соответственно позиция индивида или группы описывается в этом пространстве с помощью трёх координат.

Совокупность индивидов, обладающих схожими социальными координатами и образуют страту. Основа стратификации - неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния.

Большой вклад в решение практических и теоретических задач стратификации российского общества внесла Т.И. Заславская. По её мнению, социальная структура общества - это сами люди, организованные в разного рода группы (слои, страты) и выполняющие в системе экономических отношений все те социальные роли, которые рождает экономика, которых она требует. Именно эти люди, их группы проводят в жизнь определенную социальную политику, организуют развитие страны, принимают решения. Таким образом, в свою очередь, социальное и экономическое положение этих групп, их интересы, характер их активности и взаимоотношения друг с другом влияют на развитие экономики Глотов М.Б. Современные концепции социальной стратификации// Социальные проблемы, 2008. № 5. С. 14. .

Таким образом, можно выделить следующие критерии социальной стратификации:

1. Экономическое положение . Экономическое измерение стратификации определяется богатством и доходом. Богатство - то, чем люди владеют. Доход понимается упрощенно как количество получаемых людьми денег.

2. Престиж - авторитет, влияние, уважение в обществе, степень которых соответствует определенному социальному статусу. Престиж - явление неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако в повседневной жизни человек обычно стремится придать престижу ощутимость - присваивает титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает почетные степени, демонстрирует свое «умение жить». Эти действия и объекты выполняют роль символов престижа, которым мы присваиваем социальную значимость.

3. Власть определяет, какие именно люди или группы смогут воплотить свои предпочтения в реальность социальной жизни. Власть - это способность отдельных лиц и социальных групп навязывать свою волю другим и мобилизовывать имеющиеся ресурсы для достижения цели.

4. Социальный статус - это тот относительный ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии. Статус может приписываться индивидам при рождении независимо от качеств индивида, а также на основании пола, возраста, семейных взаимосвязей, происхождения, или может являться достигнутым в конкурентной борьбе, что требует особых личных качеств и собственных усилий Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология:

2. Т ипы социальной стратификации

Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации:

-рабство;

-касты;

- сословия;

- классы.

Первые три системы характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые. Закрытость общества определяется запретом социального перемещения из нижней страты в высшую. В открытом обществе официальных ограничений на переход нет.

2.1 Рабство

Рабство - это тип стратификации, который характеризируется экономической, юридической и социальной формой закрепощения людей, которая граничит с крайним социальным неравенством и полным бесправием. На пути становления рабство свершило эволюционное развитие.

Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб.: Питер, 2002. С.688..

Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на пожизненные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Не везде статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами, хотя в некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев.

Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов

Таким образом, рабство было следствием военного поражения, преступления или невыплаченного долга, а не признаком некоего, изначально присущего каким-то людям природного качества.

Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой - рабом (не имеющим привилегий) Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарики, 1998. С. 161. .

Есть две формы рабства: классическая и патриархальная.

При патриархальной форме раб обладает всеми правами младшего члена семьи, при классической форме - раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда).

На типе зрелости рабство становится рабовладением. Когда упоминается рабство как исторический тип стратификации, то имеют виду его высшую стадию - рабовладение. Указанная форма социальных отношений единственная в истории, когда человек, принадлежащий к нижнему слою, является собственностью того, кто выше по чину.

2. 2 Касты

Кастовая система не настолько древняя как рабовладельческий строй. Рабство наблюдалось практически во всех странах, а о кастах целесообразно говорить только в Индии и частично в Африке. Индия - классическое кастовое общество. В первые столетия новой эры оно пришло на смену рабовладельческого общества.

Каста - это социальная группа (страта), принадлежать к которой человеку разрешено исключительно в зависимости от рождения Социология. Учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. С. 211. .

Базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия - браки в рамках собственной группы - и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Невозможен переход в другую касту при жизни, только вновь родившись человек, сможет находиться в другой касте. Кастовое положение фиксируется религией индусов. Религиозные представления таковы, что человеку дано прожить больше одной жизни. Попадание в ту ил иную касту зависит от того, как человек ведет себя в предыдущей жизни.

Наиболее ярким примером кастового общества является индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы:

а) брахманы - священнослужители;

б) кшатрии - воины;

в) вайшьи - купцы;

г) шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.

Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию. Их прикосновение к представителю высшей касты делает этого человека «нечистым». В некоторых случаях нечистой считается даже тень неприкасаемого, поэтому ранним утром и в полдень, когда фигуры отбрасывают самые длинные тени, членам касты неприкасаемых даже запрещается заходить в некоторые деревни. Те, кто «испачкался» от прикосновения с отверженным, должны исполнить ритуалы очищения, или омовения, для восстановления чистоты.

Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами.

Еще одним примером общества, в котором существовала кастовая система является Южная Африка. Население страны разделялось на четыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы (черные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотреть кино - белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах. После десятилетий международных торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему.

2.3 Сословия

Сословие является социальной группой, где закреплен обычай и юридический законы, которые передаются по наследству обязанностями и правами.

Сословия были частью европейского феодализма, но имелись также во многих других традиционных обществах. Феодальные сословия включают страты с различными обязанностями и правами; некоторые из этих различий устанавливаются законом Григорьев С.И. Основы современной социологии: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2009. С. 181. .

Европа на рубеже XIV и XV веков являлась классическим образцом сословного общества. В Европе сословия включали аристократию и дворянство. Духовенство составляло другое сословие, имея более низкий статус, но обладая различными привилегиями. К так называемому «третьему сословию» относились слуги, свободные крестьяне, торговцы и художники. В противоположность кастам, межсословные браки и индивидуальная мобильность воспринимались толерантно.

Основой распределения на сословия была земельная собственность. В каждом сословии права и обязанности фиксировались юридическим законом и подкреплялись священными узами религиозной доктрины. Наследство определяло членство в сословии. Что касается социальных барьеров, то в сословии они были очень жесткими.

В каждом сословии наблюдалось большое количество рангов, профессий, уровней и чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

Сословие, которое находилось на высшей иерархической позиции, имело более высокий статус.

Характерная черта сословий - наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения.

В феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию - дворянству. Именно им давались титулы, мундиры и т.д.Титулы - установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой статус. В России в XIX в. существовали такие титулы, как «генерал», «статский советник», «камергер», «граф», «флигель-адъютант», «статс-секретарь», «превосходительство» и «светлость».

Мундиры - официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально выражавшая их.

Ордена - вещественные знаки отличия, почетные награды, дополнявшие титулы и мундиры. Орденское звание (кавалер ордена) представляло собой частный случай мундира, а собственно орденский знак - обычное дополнение любой форменной одежды.

Стержнем системы титулов, орденов и мундиров выступал чин - ранг каждого государственного служащего (военного, штатского или придворного). 24 января 1722 г. Петром I в России была введена новая система титулов, правовой основой которой послужила «Табель о рангах». Табель предусматривала три основных рода службы: воинскую, штатскую и придворную. Каждая делилась на 14 рангов, или классов.

Государственная служба строилась на принципе, согласно которому служащий должен был пройти всю иерархию снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. Класс обозначал ранг должности, который получил название классного чина. За его обладателем закрепилось наименование «чиновник».

К государственной службе допускалось лишь дворянство - поместное и служилое. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословия, родового герба, портретов предков, предания, титулов и орденов. Общая численность дворянского сословия и классных чиновников (с членами семей) равнялась в середине XIX в. 1 млн Кравченко А.И. Социология. Общий курс. Пособие для вузов. - М.: Логос, 2002. С. 411. .

2.4 Классы

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

Принадлежность к социальному слою в рабовладельческом, кастовом и сословно-феодальном обществах фиксировалась официально-правовыми либо религиозными нормами. В дореволюционной России каждый человек знал, в каком сословии он состоит. Людей что называется приписывали к той или иной социальной страте.

В классовом обществе дело обстоит иначе. Государство не занимается вопросами социального закрепления своих граждан. Единственный контролер - общественное мнение людей, которое ориентируется на обычаи, сложившуюся практику, доходы, образ жизни и стандарты поведения. Поэтому точно и однозначно определить число классов в той или иной стране, число страт или слоев, на которые они разбиваются, принадлежность людей к стратам очень сложно.

Класс - это большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям, доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу, обладающая одинаковым социально-экономическим статусом. Термин «класс» был введен в научный оборот в начале XIX в., заменив такие термины, как «ранг» и «порядок», использовавшиеся для описания основных иерархических групп в обществе Маршак А.Л. Социология: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. С. 89. .

Истоки теории социального класса можно найти в трудах таких политических философов, как Томас Гоббс, Джон Локк и Жан Жак Руссо, которые обсуждали вопросы социального неравенства и расслоения, а также французских и английских мыслителей конца XVIII - начала XIX в., выдвинувших идею о том, что неполитические общественные элементы - экономическая система и семья - в значительной мере определяют форму политической жизни в обществе. Эту идею развивал французский социальный мыслитель Анри Сен-Симон, утверждавший, что государственная форма правления соответствует характеру системы экономического производства.

Первую типологию классов США предложил в 40-е гг. XX в. американский социолог Л. Уорнер. Верхний-высший класс включал так называемые старые семьи. Они состояли из наиболее преуспевающих бизнесменов и тех, кого называли профессионалами. Проживали они в привилегированных частях города.

Низший-высший класс по уровню материального благополучия не уступал верхнему - высшему классу, но не включал старые родовые семьи.

Верхний-средний класс состоял из собственников и профессионалов, которые обладали меньшим материальным достатком в сравнении с выходцами из двух верхних классов, но зато они активно участвовали в общественной жизни города и проживали в довольно благоустроенных районах.

Нижний-средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие. Верхний-низший класс включал малоквалифицированных рабочих, занятых на местных фабриках и живущих в относительном достатке.

Нижний-низший класс составляли те, кого принято называть «социальным дном». Это обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений.

Во всех двусоставных словах первое слово обозначает страту, или слой, а второе - класс, к которому данный слой относится.

В настоящее время социологи придерживаются единого взгляда на характеристики основных социальных классов в современных обществах и обычно выделяют три класса: высший, низший и средний.

Высший класс в современных индустриальных обществах состоит преимущественно из представителей влиятельных и богатых династий. К примеру, в Соединенных Штатах более 30% всего национального богатства сконцентрировано в руках 1% верхушки собственников. Владение столь значительной собственностью обеспечивает представителям этого класса прочность положения, которое не зависит от конкуренции, падения курса ценных бумаг и пр. Они имеют возможность влиять на экономическую политику и политические решения, что нередко помогает сохранять и преумножать семейное благосостояние.

Средний класс включает в себя наемных работников - чиновников среднего и высшего уровня, инженеров, преподавателей, руководителей среднего звена, а также владельцев небольших магазинов, предприятий, ферм.

На самом высоком своем уровне -состоятельные профессионалы или управляющие крупными компаниями - средний класс сливается с высшим, а на самом низком уровне - занятые рутинными и низкооплачиваемыми видами работ в сфере торговли, распределения и транспорта - средний класс сливается с низшим.

Рабочий класса индустриальных обществах традиционно включает в себя наемных рабочих, занятых физическим трудом в добывающем и производственном секторах экономики, а также тех, кто выполняет низкооплачиваемую, низкоквалифицированную, не охваченную профсоюзами работу в индустрии услуг и розничной торговле. Существует разделение рабочих на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных, что, естественно, отражается на уровне заработной платы. В целом для рабочего класса характерны отсутствие собственности и зависимость от высших классов в отношении получения средств к существованию -- заработной платы. С этими условия-ми связаны относительно низкие стандарты жизни, ограниченный доступ к высшему образованию и исключение из сфер принятия важных решений.

Во второй половине XX в. в промышленно развитых странах произошел общий сдвиг в экономике от производственного сектора к сектору услуг, что привело к сокращению численности рабочих. В Соединенных Штатах, Великобритании, в других странах упадок в добывающей и обрабатывающей отраслях промышленности привел к появлению постоянного «ядра» безработных, оказавшихся в стороне от главного экономического потока. Эта новая прослойка постоянных безработных или не полностью занятых рабочих была определена некоторыми социологами как низший и класс.

Заключение

социальная стратификация рабство неравенство

Таким образом, изучив понятие социальной стратификации и рассмотрев ее исторические формы можно сделать следующие выводы:

1. Обращаясь к социальной структуре общества, важно не только анализировать многообразие социальных групп и их классификации, но и их «расположение» в социальном пространстве, причем расположение неравное. Последнее делается с помощью теории социальной стратификации. Необходимо отметить, что социальная стратификация является той же социальной структурой общества, в которой социальные группы расположены в определенной иерархии, представляющей собой социальное неравенство.

2. Социальная стратификация - это то же самое, что социальное расслоение по определенному критерию. Такими главными критериями в современной социологии считаются размер доходов, доступ к власти, статус уровень образования. Эти критерии выражают отношения неравенства между людьми. Ни один из критериев нельзя абсолютизировать, использовать их надо комплексно, в сочетании, к тому же значение отдельных критериев может расти и падать вместе с социальными изменениями, переживаемыми обществом.

3. В социологии выделяют 4 исторических типа социальной стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

Исторически первой системой социальной стратификации является рабство. Рабство - это экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Когда говорят о рабстве как об историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.

Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Касты - это наследственные группы людей, занимающие определённое место в социальной иерархии, связанные с традиционными занятиями и ограниченные в общении друг с другом.

Формой стратификации, предшествующей классам, являются сословия.

Сословия - это социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий.

Основной же характеристикой такой системы социальной стратификации как класс является относительная гибкость ее границ. Класс можно определить как большую социальную группу людей, которые владеют или же не владеют средствами производства, занимающую свое место в системе разделения труда в обществе и характеризующуюся определенным способом получения дохода.

4. Из вышеуказанных исторических типов социальной стратификации рабство, кастовый и сословный строй относят к закрытым обществам, то есть к таким в которых переход из одной страты в другую практически запрещен. Приписываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации.



Доверенности