Системы социальной стратификации. Социальная стратификация и классовая система современных обществ Тип стратификации характеризует открытое общество

Независимо от форм, которые принимает социальная стратифи­кация, ее существование универсально. Известны четыре основ­ные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства..

Причины рабства . Неотъемлемой чертой рабства является владе­ние одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физи­ческим трудом, благодаря чему свободные граждане имели воз­можность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотни­ков и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.

Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоя­нии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или гра­бителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали постра­давшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна груп­па людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.

Условия рабства. Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах раб­ство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизнен­ным; в частности осужденные на пожизненные работы преступ­ники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Не везде статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в боль­шинстве стран дети рабов автоматически тоже становились раба­ми, хотя в некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослу­жившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников нарав­не с остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни власти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели возможность скопить какую-то собственность и даже до­биться высокого положения в обществе.

Рабство в Новом Свете берет свое начало со службы европейцев по договору. Эта служба в Новом Свете представляла собой нечто среднее между контрактом о найме работника и рабством.

Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в американских колониях, были не в состоянии заплатить за билет. Капитаны судов, отплывающих в Амери­ку, соглашались перевозить таких пассажиров в кредит при условии, что после их прибытия на место найдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким образом неимущие получали возможность добраться до американских колоний, капитан получал плату за их провоз, а состоятельные колонисты полу­чали бесплатных слуг на определенный срок.

Общие характеристики рабства . Хотя рабовладельческая практи­ка была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основ­ным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой - рабом (не имеющим привилегий).

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы:

    патриархальное рабство – раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными; его запрещалось убивать;

    классическое рабство – раба окончательно закабалили; он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, в брак не вступал и семьи не имел, он считался собственностью хозяина.

Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяческих прав и свобод.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением..

Достиг­нутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратифика­ции, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия - браки в рамках собст­венной группы - и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чисто­ты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Индийское общество - наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принци­пах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четы­ре основные индийские касты, или варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представи­тели каждой касты и каждой джати занимаются каким-то опре­деленным ремеслом; так, брахманы могут быть только священно­служителями или учеными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи - купцы и искусные ремесленники; шудры - простые рабочие и крестьяне; хариджан - отвержен­ные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом.

Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кас­товой системы, силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые чело­век проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, дик­туются кастовыми законами. Однако индустриализация и урба­низация разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблю­дать кастовые разграничения в переполненном незнакомыми людьми городе.

До недавнего времени Южно-Африканская Республика являла собой еще один пример общества, в кото­ром социальная стратификация была основана на кастовой сис­теме. Европейцы голландского происхождения - многочислен­ное национальное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя контроль над правительством, полицией и ар­мией, проводило в жизнь идеи о собственной системе стратификации, которую они определили как апартеид - разделение рас. Население страны разделялось на четыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы (чер­ные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотреть кино - белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах. После деся­тилетий международных торговых санкций, спортивных бойко­тов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему.

После отмены рабства в Соединенных Штатах (1 января 1863 г.) оно было «заменено» расовой кастовой системой - рождение человека накладывало на него пожизненную мету, и все белые американцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя лучше и выше любых американцев африканского происхождения. Такое отношение со­хранялось даже в первой половине XX в., через много лет после отмены рабства. Так же, как в Индии и Южной Африке, белые - представители высшей касты боялись «запачкаться» от общения с чернокожими, настаивая на существовании раздель­ных школ, гостиниц, ресторанов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в общественных местах.

Клан – род или родственная группа, связанная хозяйственными и общественными узами..

Клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников - кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принад­лежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязаннос­тью каждого его члена.

Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану опреде­ляется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и укрепления со­юзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые бра­ком на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов. Процессы индустриализации и урбанизации превра­щают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.

Кланы особенно сплачиваются в период опасности, как видно из следующего примера.

Класс – большая социальная группа людей не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода..

Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кла­нах, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, на­столько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система го­раздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении - индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не сущест­вует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.

Следовательно, основной характеристикой этой системы со­циальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социаль­ной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социаль­ной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего соци­ального положения, или класса, - одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рожде­ния, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, что для него окажется практически невозможным «скатиться вниз» по клас­совой лестнице.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И ЕЕ ТИПЫ

Понятие «социальной мобильности» было введено П.Сорокиным. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной стратификации. Возможности и динамика социальной мобильности различаются в различных исторических условиях.

Варианты социальной мобильности разнообразны:

    индивидуальная и коллективная;

    вертикальная и горизонтальная;

    внутрипоколенная и межпоколенная.

Вертикальная мобильность - это изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса, переход к более высокому или низкому классовому положению. В ней разграничивают восходящую и нисходящую ветви (н-р, карьера и люмпенизация). Горизонтальная мобильность - это изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

Внутрипоколенная (интергенерационная) мобильность означает то, что человек изменяет положение в стратификационной системе на протяжении своей жизни. Межпоколенная или интергенерационная – предполагает, что дети занимают более высокое положение, чем их родители.

К каналам или «лифтам» социальной мобильности П.Сорокин относит следующие социальные институты: армия, церковь, образовательные институты, семья, политические и профессиональные организации, средства массовой информации и т.д.

Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества, существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей и их групп. Под социальной стратификацией понимается процесс и результат дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своему общественному статусу. Критерии подразделения общества на страты могут быть самыми разнообразными, притом как объективными, так и субъективными. Но чаще всего сегодня выделяются профессия, доход, собственность, участие во власти, образование, престиж, самооценка личностью своей социальной позиции. По мнению исследователей средний класс современного индустриального общества определяет стабильность социальной системы и в то же время обеспечивает ей динамизм, поскольку средний класс – это прежде всего высокопродуктивный и высококвалифицированный, инициативный и предприимчивый работник. Россию относят к смешанному типу стратификации. У нас средний класс находится на стадии становления, и этот процесс имеет ключевое и широкое значение для формирования новой социальной структуры.

Введение

Актуальность: Общество - сложная система, существующая на протяжении достаточно большого временного отрезка, динамически развивающееся на протяжении всего времени своего существования. Одним из естественных процессов, происходящих в обществе, является деление отдельных индивидов по различным признакам, в широком смысле называемое социальной стратификацией.

Причины, цели и задачи могут быть совершенно различными, в зависимости от того в каком обществе мы наблюдаем данный процесс, однако он является одним из главных признаков существования общества. Тема социальной стратификации была актуальной и остаётся таковой в любом обществе. Однако теория социальной стратификации была предложена лишь в начале XX века, и поэтому на данный момент ещё не достаточно изучена.

Изучением вопроса социальной стратификации занимались такие научные деятели как, Питирим Александрович Сорокин, Владимир Иванович Ильин, Максимилиан Карл Эмиль Вебер, барон Энтони Гидденс и др. Каждый из них внёс свой вклад в изучение понятия социальной стратификации.

Целью настоящей работы является освещение темы стратификации общества, понятия стратификации общества, её видов и задач. Согласно поставленной цели можно выделить следующие задачи работы:

Раскрыть понятие стратификации общества, её виды и сущность.

Выявить причины возникновения неравенства, а также раскрыть исторические типы стратификации.

Показать отношение индивида к социальному неравенству.

Системы социальной стратификации

Различают открытые и закрытые системы стратификации.

Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. В открытых системах стратификации каждый член общества может изменять свой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе собственных усилий и способностей. Современные общества, испытывая потребности в квалифицированных и компетентных специалистах, способных управлять сложными социальными, политическими и экономическими процессами, обеспечивают достаточно свободное движение индивидов в системе стратификации.

Открытое общество именуют также обществом равных возможностей, где каждый имеет шансы подняться на самые высокие ступени социальной иерархии.

Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации. Примером закрытой системы стратификации может служить кастовая организация Индии. Закрытое общество характеризует жесткая социальная структура, препятствующая перемещениям людей не только вверх по социальной лестнице, но и вниз. В таком обществе социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Каждый знает свое место в обществе, и это знание передается из поколения в поколение. Социальные статусы становятся наследуемыми. Благодаря этому многовековому привыканию к своему социальному положению формируется не только особая психология фатализма, смирения перед своей участью, но и особого рода солидарность с классом и сословием. Корпоративный дух, сословная этика, кодекс чести - эти понятия пришли из закрытого общества.

В социологии известны четыре главных типа стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, последний тип - открытые.

Рабство - исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX веке. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.

Рабство - это экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Рабство исторически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или классическое рабство, существенно различаются. В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. Примером может служить холопство на Руси X-XII вв. На зрелой стадии (при классическом рабстве) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»). К данной форме можно отнести античное рабство в Древней Греции и плантационное рабство в США.

Обычно указывают следующие причины рабства.

Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору.

Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб.

В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую, и победители использовали часть пленников в качестве рабов. Историк Герда Лернер отмечает, что среди рабов, захваченных в военных действиях, было больше женщин; их использовали как наложниц, в целях воспроизводства потомства и в качестве дополнительной рабочей силы.

Таким образом, рабство было следствием военного поражения, преступления или невыплаченного долга, а не признаком некоего, изначально присущего каким-то людям природного качества.

Касты, как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия - классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого строя в первые века новой эры. Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Предшествующая жизнь человека определяет характер его нового рождения и касту, в которую он при этом попадает - низшую или наоборот.

Поскольку в кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным, базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия -- браки в рамках собственной группы -- и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту. Сословия Формой стратификации, предшествующей классам, являются сословия. В феодальных обществах, которые существовали в Европе с IV по XIV век, люди разделялись на сословия. Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась феодальная Европа, где на рубеже XIV - XV веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в X - XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои).

Сословия основывались на земельной собственности. Права и обязанности каждого сословия закреплялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

Характерная черта сословий - наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе у высшего сословия - дворянства - были свои символы и знаки, дарованные ему государством.

Титулы - установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой статус. В России в XIX веке существовали такие титулы, как «генерал», «статский советник», «камергер», «граф», «флигель-адъютант», «статс-секретарь», «превосходительство» и «светлость». Стержнем системы титулов выступал чин - ранг каждого государственного служащего (военного, штатского или придворного). До Петра I понятие «чин» обозначало любую должность, почетное звание, общественное положение человека. В 1722 г. Петр I учредил новую систему званий, известную как «Табель о рангах». Каждый род государственной службы - воинская, штатская и придворная - делился на 14 рангов. Класс обозначал ранг должности, который получил название классного чина. За его обладателем закрепилось наименование «чиновник».

К государственной службе допускалось лишь дворянство - поместное и служилое. То и другое являлось потомственным: дворянское звание передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословия, родового герба, портретов предков, предания, титулов и орденов. Так в сознании постепенно формировались чувство преемственности поколений, гордость за свой род и желание сохранить его доброе имя. В совокупности они составляли понятие «дворянской чести», важной составляющей которой являлось уважение и доверие окружающих к незапятнанному имени. Благородное происхождение потомственного дворянина определялось заслугами его рода перед Отечеством.

Классы Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и сословиях, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности.

Принадлежность к классу также определяется при рождении -- индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни.

Принадлежность к социальному слою в рабовладельческом, кастовом и сословно-феодальном обществах фиксировалась официально - правовыми либо религиозными нормами. В классовом обществе дело обстоит иначе: никакие правовые документы не регламентируют место индивида в социальной структуре. Каждый человек волен переходить, при наличии способностей, образования или доходов, из одного класса в другой.

В социологии класс понимают в двух аспектах - широком и узком.

В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса - рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением - и здесь существовали и существуют антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня не только отечественные, но и многие зарубежные социологи.

В узком значении класс - любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем (см. 13.2. Критерии принадлежности к страте) Эта точка зрения преобладает в зарубежной социологии, а ныне приобретает права гражданства также в отечественной.

Итак, можно сделать очень важный вывод: в историческом смысле классы - самый молодой и самый открытый тип стратификации.

Действительно, принадлежность социальному слою в рабовладельческом, кастовом и сословно-феодальном обществах фиксировалась правовыми либо религиозными нормами. В дореволюционной России каждый человек знал, в каком сословии он состоит. Людей, что называется, приписывали к той или иной социальной страте. В классовом обществе дело обстоит иначе. Никого никуда не приписывают. Государство не занимается вопросами социального закрепления своих граждан. Единственный контролер - общественное мнение людей, которое ориентируется на обычаи, сложившуюся практику, доходы, образ жизни и стандарты поведения. Поэтому точно и однозначно определить количество классов в той или иной стране, число страт или слоев, на которые они разбиваются, принадлежность людей к стратам очень сложно.

Сверху вниз в обществе расположены страты богатых, зажиточных (средний класс) и бедных людей. Крупные общественные страты именуют еще классами, внутри которых мы можем обнаружить более мелкие подразделения, собственно и называемые слоями, или стратами.

Богатые занимают самые привилегированные должности и имеют самые престижные профессии. Как правило, они лучше оплачиваются и связаны с умственным трудом, выполнением управленческих функций. Вожди, короли, цари, президенты, политические лидеры, крупные бизнесмены, ученые и деятели искусств являются элитой общества.

К зажиточным слоям (средний класс) в современном обществе относят врачей, юристов, преподавателей, квалифицированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию.

К низшим слоям - неквалифицированных рабочих, безработных, нищих. Рабочий класс, согласно современным представлениям, составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное между средним и низшим классами положение.

Богатые из высшего класса имеют более высокий уровень образования и больший объем власти. Бедные из низшего класса обладают незначительными властью, доходами и уровнем образования. Таким образом, к доходу как главному критерию стратификации добавляются престиж профессии (занятия), объем власти и уровень образования.

В целом, основной характеристикой классовой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса, -- одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, что для него окажется практически невозможным «скатиться вниз» по классовой лестнице.

Кроме представленных стратификационных систем выделяют также физико-генетическую, этакратическую, социально-профессиональную; культурно-символическую и культурно-нормативную.

В основе физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств -- силы, красоты, ловкости. Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах. Эта «естественная» стратификационная система господствовала в первобытной общине, но продолжает воспроизводиться и по сей день. Особенно сильно она проявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение своего жизненного пространства. Наибольшим престижем здесь обладает тот, кто способен осуществлять насилие над природой и людьми или противостоять такому насилию: здоровый молодой мужчина-кормилец в крестьянской общине, живущей плодами примитивного ручного труда; мужественный воин Спартанского государства; истинный ариец национал-социалистического воинства, способный к производству здорового потомства.

Этакратическая система (от французского и греческого -- «государственная власть») имеет некоторое сходство с сословной системой. В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, как и ощущаемый ими престиж связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях. Все прочие различия -- демографические и религиозно-этнические, экономические и культурные -- играют производную роль.

Масштабы и характер дифференциации (объемы властных полномочий) в этакратической системе находятся под контролем государственной бюрократии. При этом иерархии могут закрепляться формально-юридически -- посредством чиновничьих табелей о рангах, военных уставов, присвоения категорий государственным учреждениям, -- а могут оставаться и вне сферы государственного законодательства (наглядным примером может служить система советской партноменклатуры, принципы которой не прописаны ни в каких законах). Формальная свобода членов общества (за исключением зависимости от государства), отсутствие автоматического наследования властных позиций также отличают этакратическую систему от системы сословий.

Этакратическая система обнаруживается с тем большей силой, чем более авторитарный характер принимает государственное правление. В древности яркие образцы этакратической системы наблюдались в обществах азиатского деспотизма (Китай, Индия, Камбоджа), расположенных, впрочем, отнюдь не только в Азии (а, например, и в Перу, Египте). В двадцатом столетии она активно утверждается в так называемых «социалистических обществах» и, возможно, даже играет в них определяющую роль.

В социально-профессиональной стратификационной системе группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли -- обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха). Причем, сертификаты эти чаще всего по наследству не передаются, хотя исключения в истории встречаются.

Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти во всяком обществе со сколь-либо развитым разделением труда. Это строй ремесленных цехов средневекового города и разрядная сетка в современной государственной промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система научных степеней и званий, открывающих дорогу к более престижным рабочим местам.

В культурно-символической стратификационной системе дифференциация возникает из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье -- служителям Церкви, толкователям священных текстов, составляющим основную массу грамотного населения, в Новое время -- ученым, технократам и партийным идеологам. Претензии на общение с божественными силами, на обладание научной истиной, на выражение государственного интереса существовали всегда и везде. И более высокое положение в данном отношении занимают те, кто имеет лучшие возможности манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание, владеет лучшим символическим капиталом.

Для культурно-нормативного типа стратификационной системы характерна дифференциация, построенная на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и привычки, манеры общения и этикет, особый язык (профессиональная терминология, местный диалект, уголовный жаргон) -- все это ложится в основу социального деления. Причем, происходит не только разграничение «своих» и «чужих», но и ранжирование групп («благородные -- не благородные», «порядочные -- не порядочные», «элита -- обычные люди -- дно»).

Благородные манеры джентльмена, праздное времяпрепровождение аристократа, самоотверженный аскетизм религиозного подвижника, ораторское искусство идейного вождя -- не только знаки высокого общественного положения. Они зачастую превращаются в нормативные ориентиры, образцы социального действия и начинают выполнять функции морального регулирования, которое и детерминирует данный тип стратификационных отношений. Причем это касается не только обособления элиты, но и дифференциации всех средних и низших слоев. В крестьянской общине, где формально все равны между собой, существуют «исправные хозяева», живущие «по обычаю», «по совести», и лодыри, отщепенцы, «перекати-поле». Своя нормативная культура, свои образцы поведения и своя «аристократия» есть и на самом «дне», внутри преступного мира. Появление контркультур и так называемого «антиобщественного поведения», -- тоже во многом продукт морального регулирования и идеологического контроля, осуществляемых в данном сообществе.

В реальности стратификационные типы переплетаются, дополняют друг друга. Так, например, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труда не только играет самостоятельную роль, но существенно влияет на структуру практически любой другой стратификационной системы.

Истории известны различные системы социальной стратификации.

Воткрытых системах индивидам достаточно просто изменить свой социальный статус. Открытость системы означает возможность для любого члена общества подниматься (опускаться) по социальной лестнице в соответствии со своими способностями и усилиями. В таких системах достигнутый статус значит ничуть не меньше, чем предписанный человеку от рождения. В современном обществе любой индивид независимо от пола и происхождения может ценой больших или меньших усилий существенно повысить свой исходный статус, например, начав с нулевой отметки, стать президентом страны.

Закрытые системы стратификации, напротив, предполагают безусловный примат приписанного статуса. Здесь индивиду почти невозможно изменить статус, полученный в силу происхождения. Такие системы свойственны традиционным обществам, особенно в прошлом. Например, кастовая система, функционировавшая в Индии до 1950 г., предписывала соблюдать жесткие границы между четырьмя кастами, принадлежность индивидов к которым определялась происхождением. При этом членам каждой касты предписывались строго определенный род занятий, свои ритуалы, система питания, правила обращения друг с другом и с женщиной, образ жизни. Почитание представителей высших каст и презрение к низшим было закреплено в религиозных установлениях и традициях. Случаи перехода из касты в касту были, но как единичные исключения из правил.

Известны четыре основные системы социальной стратификации : рабство, касты, сословия и классы.

Рабство характеризуется владением одних людей другими. Наибольшее распространение рабство получило в аграрных обществах, а наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей.

Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год - каждые 50 лет. В Древнем Риме рабы, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку с хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Истории известны случаи, когда разбогатевший раб начинал одалживать деньги своему хозяину и в конце концов хозяин попадал в рабство к своему бывшему рабу. Во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на каторжные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.



Статус раба не везде передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами. В некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев.

Касты связывают чаще всего с культурой Индийского субконтинента. Термин «каста» португальского происхождения, означает «род» и «чистый род». У самих индийцев нет термина для описания классовой системы в целом, различные слова раскрывают её различные аспекты. Среди них – два главных – варна и джати. Варны включает четыре категории, ранжирующиеся по социальному престижу. Джати определяют группы, внутри которых кастовые ранги имеют организованный характер. Высшая варна, брахманы, представляют наиболее высокий уровень чистоты, неприкасаемые – наиболее низкий. Брахманы должны избегать определённых типов контактов с неприкасаемыми, и только неприкасаемым позволяются физические контакты с животными или с субстанцией, определяемой как нечистая. Кастовая система изначально жёстко связана с индуистской религией. Индивиды убеждены, что если кто-то не останется верным ритуалам и обязанностям своей касты, то его ждёт самое низкое положение в последующем воплощении.

Концепция каст иногда применялась вне индийского контекста, когда две или более этнических групп подвергались сегрегации, и доминировало понятие расовой чистоты (южная часть США, Южная Африка).



В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; иначе говоря, базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Те, кто по рождению принадлежит к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо оттого, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия (браки в рамках собственной группы) и запрещены межгрупповые браки, выработаны сложные правила, согласно которым общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Сословная система получила наибольшее распространение в феодальной Европе и некоторых традиционных обществах Азии, например в Японии. Ее основная характеристика - наличие нескольких (обычно трех) стабильных социальных слоев, к которым индивиды принадлежат по происхождению и переход между которыми очень затруднен, хотя в исключительных случаях и возможен. Основу сословной системы составляет правовая организация общества, предусматривавшая наследование титулов и статусов, поэтому браки обычно заключались внутри одного и того же сословия. Принципиальное различие между сословиями заключалось не столько в экономическом благосостоянии, сколько в доступе к политической и социальной власти и социально значимым знаниям. Каждое сословие обладало монополией на те или иные виды занятий и профессии. Сословная система - закрытая система, хотя изредка допускалась индивидуальная перемена статуса: в результате межсословных браков, по воле монарха или феодального сеньора - в награду за особые заслуги, при пострижении в монашество или получении сана священнослужителя.

Сословия были частью европейского феодализма, но имелись также во многих других традиционных обществах. Феодальные сословия включают страты с различными обязанностями и правами; некоторые из этих различий устанавливаются законом. В Европе сословия включали аристократию и дворянство. Духовенство составляло другое сословие, имея более низкий статус, но обладая различными привилегиями. К так называемому «третьему сословию» относились слуги, свободные крестьяне, торговцы и художники. В противоположность кастам, межсословные браки и индивидуальная мобильность воспринимались толерантно.

Сословия имели тенденцию развиваться, когда существовала традиционная аристократия, базировавшаяся на знатности происхождения. В феодальных системах, подобных существовавшим в средневековой Европе, сословия были замкнуты на поместья и локализованы, образуя скорее локальную, чем национальную систему стратификации. В более централизованных и традиционных империях, таких как Китай или Япония, они были организованы на более выраженной национальной основе.

Классовая система гораздо более открыта, чем системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и сословиях, где границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Хотя принадлежность к классу также определяется при рождении - индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятия или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Следовательно, для этой системы социальной стратификации характерна относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможность для социальной мобильности, т.е. для движения вверх (вниз) по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения социального положения, или класса, - одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком от рождения, может определить исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, или обеспечить ему такие привилегии, что для него окажется практически невозможно «скатиться вниз» по классовой лестнице.

Классовые системы отличаются во многих отношениях от рабства, каст и сословий. В особенности нужно было бы отметить четыре момента:

1. Классы не создаются на основе правовых и религиозных норм; членство в них не основывается на наследственном положении и обычаях. Классовые системы более подвижны, нежели другие системы стратификации, и границы между классами никогда не бывают ясно очерченными.

2. Принадлежность индивида к классу должна быть «достигнута» им самим, а не просто быть «данной» от рождения, как в других типах систем стратификации.

Социальная мобильность – движение вверх и вниз в классовой структуре – значительно проще, чем в других типах (в кастовой системе индивидуальная мобильность, переход из одной касты в другую невозможен).

3. Классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами.

В других типах стратификационных систем неравенство выражено прежде всего на уровне межличностных отношений, касающихся обязанностей между слугой и господином, рабом и хозяином, представителями высшей и низшей каст. Классовые системы, наоборот, осуществляют в основном связи внеличностного характера».

3. Социальная структура и стратификация современного белорусского общества (не забудьте посмотреть соответствующие слайды презентации!!!)

Своеобразие стратификационной динамики в Беларуси предопределяется рядом обстоятельств, важнейшим из которых является то, что Республика Беларусь является неотъемлемой частью восточноевропейского региона. Анализ устойчивых культурно-исторических особенностей развития данного региона позволит определить специфику социального развития самой Беларуси.

В научной литературе бытует несколько точек зрения относительно характера восточноевропейского социума:

Это отсталая Европа, стоящая перед проблемой модернизации и достижения европейского уровня развития («догоняющее развитие»);

Особый культурно-исторический тип в русле общеевропейской цивилизации, главная проблема - «возвращение» в Европу;

Славянские общества несут на себе черты и последствия «уродливого синтеза» цивилизационных основ Запада и Востока и сегодня осуществляют окончательный «цивилизационный выбор»;

Здесь сложилась особая промежуточная цивилизация, которая представляет собой сочетание либеральных и традиционных ценностей;

Это особая, самобытная цивилизация, решающая проблему не «цивилизационного выбора», а социальной трансформации - «переоценки ценностей», обновления структур и ценностей;

В отличие от стран «догоняющей модернизации», здесь наложилось два переходных процесса - общемировой процесс перехода от индустриального к постиндустриальному обществу и отражающий задачи «догоняющего развития» процесс перехода к рынку.

Последние две гипотезы популярны больше остальных. Учитывая специфику цивилизационных условий жизнедеятельности восточной Европы, можно выделить ряд важнейших характеристик организации социальной жизни в данном регионе.

Во-первых, цивилизационной особенностью восточноевропейских обществ является неорганичный характер культуры - наличие взаимооппонирующих систем ценностей. Это проявлялось в сосуществовании в ней субкультур, отражающих не только разные этнонациональные культуры, но и разные историко-культурные типы. Имеются в виду европейская либеральная культура, проводником которой выступали высшие слои славянских обществ, и традиционная, базировавшаяся на архаических механизмах коллективистского и уравнительного массового сознания, устоях патриархально-авторитарного уклада жизни.

Во-вторых, особая роль государства в организации общественной жизни, доминирование государственной собственности, неразвитость института частной собственности.

В-третьих, здесь сформировалась своеобразная модель регулирования социальных отношений, в которой не сложились развитые гражданские структуры, а государство выступало в роли арбитра во взаимоотношениях между социальными группами. Социальная структура была основана на жесткой социальной иерархии с четким распределением прав, привилегий и обязанностей социальных групп, на определяющей роли не классовых, а статусно-престижных различий.

В-четвертых, исторические особенности социальной организации восточных славян оказали воздействие на общественное сознание, порождая две характерные установки мышления и поведения. С одной стороны, иррациональный авторитет власти, с другой - правовой нигилизм, ориентация на конфликтное поведение и несанкционированные формы протеста.

В-пятых, это особое положение и место личности по отношению к государству и обществу в целом, которое проявилось в следующем:

1) преобладание государственного начала над личным;

2) первенство социальности (общинности, соборности, коллективизма) над индивидуализмом;

3) примат духовности над меркантильностью, утилитаризмом;

4) скорее созерцательная, чем активная, жизненная позиция, ориентация не на личную активность, а на государственный патернализм.

Указанные ретроспективные особенности социального развития особенно четко себя проявили в формировании социальной структуры современного белорусского общества.

Главное, на что следует обратить особое внимание, это то, что в современном белорусском обществе существенно расширяется сеть критериев стратификационной динамики. Наряду с экономическими, политическими, социокультурными факторами приобретают критериальный статус факторы «теневые» и маргинализационные. Если первые из них подталкивают преуспевающих в соответствующих сферах деятельности индивидов к верхним ступеням имущественной и социально-статусной лестницы, то вторые, наоборот, сталкивают не адаптировавшихся к новым социально-экономическим условиям людей на социальное «дно».

Маргина́л (от латинского margo - край) человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т. д.

Маргинальные слои - стабильная масса людей, не участвующих в общественном разделении труда, не выполняющих общественных функций и не обладающих социальным статусом.

Маргинальность (позднелатинское marginalis находящийся на краю) - понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е гг. для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Исторический опыт свидетельствует о том, что социальная стратификация может иметь различную внутреннюю структуру, вызванную различиями в интенсивности и всеобщности горизонтальной и вертикальной мобильности, а последние зависят от типа общества. В обществах так называемого «закрытого» типа социальная стратификация и ее динамическое воплощение в социальной мобильности имеют пирамидальную форму. В таком типе общества на верхушке стратификационной иерархии находится узкий социальный слой (скажем, партгосноменклатура в СССР), а подавляющее большинство социальных групп рабочие, крестьяне, интеллигенция служащие составляют нижние, гораздо более обширные этажи социальной пирамиды.

Общества «открытого» типа, или демократические, обладают иной формой социальной стратификации ромбовидной. Это связано с резким возрастанием в них численности так называемого «среднего класса». В США «средний класс» составляет около 60 % населения.

Средний класс - социальная группа, занимающая промежуточное положение между элитой и классом наемных работников в структуре современного общества.

На данном этапе форму социальной стратификации Республики Беларусь нельзя отнести определенно ни к пирамидальной, ни к ромбовидной. Можно лишь обозначить усиливающуюся тенденцию обретения моделью стратификации ромбовидного контура. Это обусловлено во многом тем, что процесс классообразования в республике еще не завершен, о чем убедительно говорит тот факт, что «средний класс» у нас составляет, по оценкам Е. М. Бабосова, 18-20 %.

Многие исследователи считают, что белорусский средний класс находится в зачаточном состоянии. Относительно среднеобеспеченные слои составляют 30 % населения. Но только порядка 10 % белорусов по объективным параметрам (доходы, образование, престиж профессии) можно отнести к среднему классу, хотя субъективно к среднему классу себя относит более двух третей населения. По мнению В. Чернова и С. Николюка, свыше 50 % населения составляют так называемый средний протокласс, или «периферию» формирующегося среднего класса.

В середине 2000-х гг. белорусский социолог Е.М. Бабосов выделил 7 ступеней иерархической структуры белорусского общества, основанной на социально-статусных критериях:

1) на вершине стратификационной пирамиды находится высший слой новая элита, в состав которой входят богатые предприниматели (владельцы банков, частных крупных фирм и др.), высшие должностные лица в ранге министра и выше. Это фактически новая буржуазия и высшая государственная бюрократия;

2) высший средний слой - средние и мелкие предприниматели, директорский корпус, популярные художники, артисты, телекомментаторы, крупные ученые, владельцы частных больниц, стоматологических кабинетов и др.;

3) средний средний слой - профессура, врачи и юристы, имеющие частную практику, руководители отделов (служб) крупных, эффективно работающих предприятий, старшие офицеры и др.;

4) низший средний слой - учителя, линейные (рядовые) инженеры, работники учреждений культуры, младшие офицеры, квалифицированные рабочие и т. п.;

5) низший слой - малоквалифицированные рабочие, крестьяне, служащие, сержантский состав вооруженных сил и правоохранитель-ных органов и др.;

7) маргинальные слои - опустившиеся на социальное дно из различных социальных групп, нищие, бомжи, беженцы, вынужденные переселенцы, беспризорные подростки и т. п.

В большинстве случаев верхние ступени социально-имущественной иерархии совпадают с верхними ступенями социально-статусной стратификации (богатые люди, как правило, относятся к высшему социальному слою), а низшие, бедные и нищие - с низшими социально-статусными слоями маргинальными. Однако такое совпадение происходит не всегда, вследствие чего выделенные семь ступеней в каждой из рассматриваемых матриц не в полном своем объеме коррелируют с соответствующими уровнями другой матрицы, а это еще более усложняет динамику социальной структуры современного постсоветского общества, вносит в нее элементы нелинейности, хаотичности, непредсказуемости.

Кроме названных критериев стратификационной динамики в современном обществе важное значение имеют и социокультурные индикаторы социальной структуры. К наиболее важным социокультурным критериям структурной дифференциации в современном обществе относятся:

1) этнонациональные (дифференциация на белорусов, русских, украинцев, поляков, литовцев, евреев, татар и т. п.);

2) мировоззренческие (верующие, неверующие, колеблющиеся между верой и неверием, атеисты);

3) религиозно-конфессиональные (православные, католики, протестанты, мусульмане и др.);

4) образовательные (лица с высшим, средним, неполным средним образованием и др.);

5) духовно-культурные (поборники народной, элитарной, массовой культуры, субкультуры, псевдокультуры, контркультуры);

6) идейно-политические (приверженцы либерально-демократи-ческой, коммунистической, праворадикалистской идеологии и т. п.);

7) ценностно-ориентированные (приверженцы религиозной, внерелигиозной морали, нравственного релятивизма, аморализма и т. п.).

Экономическая структура белорусского общества. Согласно результатам исследований И.Ф. Ивашевич (2010 г.), в экономической структуре белорусского общества в зависимости от уровня обеспеченности можно выделить следующие слои:

- верхний (обеспеченные выше среднего). К нему относится малочисленная группа лиц, чьи доходы позволяют делать любые, даже самые дорогие покупки (недвижимость, автомобили), отдыхать на престижных мировых курортах. Доля этого слоя составляет всего 10,8% населения;

- средний (среднеобеспеченные, 41,8%) – люди, которым хватает денег на покупку достаточного дорогостоящих товаров длительного пользования (телевизор, холодильник), однако приобретение автомобиля или квартиры им недоступно.

- базовый (малообеспеченные, 33,3%) – те, чьих доходов хватает только на питание и покупку товаров первой необходимости (одежду, обувь, средства гигиены)

- нижний (бедные, около 14,1%) – люди, которым не хватает денег даже на нормальное питание.

Исследователь отмечает, что представители высшего и среднего слоев в основном сосредоточены в столице и крупных городах (чаще всего это мужчины молодого и среднего возраста). В базовом слое преобладают женщины старше 45 лет, жители небольших городов и городских поселков. Нижний слой составляют преимущественно пенсионеры, жители небольших населенных пунктов (малых городов, деревень), а также безработные и низкоквалифицированные рабочие.

Согласно данным, приведенным в статистическом сборнике «Социальное положение и уровень жизни населения», в 2014 г. по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов население Беларуси было распределено следующим образом:

Этнонациональная структура белорусского общества. По данным переписи 2009 года, в Беларуси проживали представители более 130 наций и национальностей. Большинство населения (83,7%) – это представители коренной белорусской национальности, как в целом по республике, так и в городах и сельских местностях всех областей. Из лиц некоренной национальности в республике больше всего русских (в 2009 году их было 8,3%), поляков (3,1%), украинцев (1,7%). Кроме этого в Беларуси проживают представители таких национальных групп как евреи, армяне, татары, цыгане, азербайджанцы, литовцы и др.

Территориальная структура белорусского общества. Особенности территориальной структуры белорусского общества на современном этапе обусловлены процессом урбанизации, приобретшим особенную интенсивность со второй половины ХХ в. Так, если в 1970 г. в БССР ещё преобладало сельское население (57%), то уже в 1975 соотношение городского и сельского населения было практически одинаковым (49,9% и 50,1% соответственно), а по данным на 1980 г. городское население в Беларуси начинает преобладать (61%). По результатам переписи 2009 г. городское население Беларуси составляло уже 74,5%, сельское, соответственно, 25,5%. По данным Национального статистического комитета, в 2015 году процентное соотношение городского и сельского населения составило 77,3% и 22,7% соответственно.

Половозрастная структура белорусского общества. По данным Национального статистического комитета, на начало 2015 г. мужчины составляли 46,5% населения Беларуси, женщины – 53,5%. Соответственно, на 1000 мужчин приходится 1150 женщин.

Распределение по возрастным группам следующее.

В настоящее время существует большое количество моделей классовых структур.

Среди моделей стратификации, принятых в западной социологии, наиболее известной следует считать модель У. Уотсона, которая явилась результатом исследований, проведенных в 30-х годах в США. Следует сказать, что все современные западные модели классовой структуры общества в той или иной степени содержат элементы модели Уотсона.

При проведении исследования Уотсон и его коллеги первоначально ориентировались на достаточно простую трехзвенную систему классового разделения общества: высший класс, средний класс, низший класс. Однако результаты исследования показали, что целесообразно внутри каждого из этих укрупненных классов выделить промежуточные классы. В итоге модель Уотсона приобрела следующий окончательный вид:

1. Высший-высший класс составляют представители влиятельных и богатых династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатства и престижа в масштабах государства. Их положение столь прочно, что практически не зависит от конкуренции, падений курса ценных бумаг и других социально-экономических изменений в обществе.

2. Низший-высший класс составляют банкиры, видные политики,
владельцы крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря различным качествам. Они не могут быть приняты в высший-высший класс, так как либо считаются выскочками (с точки зрения представителей высшего-высшего класса), либо не имеют достаточного влияния во всех областях деятельности данного общества.

3. Высший-средний класс включает в себя преуспевающих бизнесменов, наемных управляющих фирмами, крупных юристов, врачей, выдающихся спортсменов, научную элиту. Представители этого класса не претендуют на влияние в масштабах государства, однако в довольно узких областях деятельности их положение достаточно прочно и устойчиво.

4. Низший-средний класс составляют наемные работники - инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие и т.д. В настоящее время этот класс в развитых западных странах наиболее многочисленен. Основные его устремления - повышение статуса в рамках данного класса, успех и карьера.

5. Высший-низший класс составляют в основном наемные рабочие,
которые создают прибавочную стоимость в данном обществе. Являясь во многих отношениях зависимым от высших классов в отношении получения средств к существованию, этот класс на протяжении всего времени своего существования боролся за улучшение условий жизни.

6. Низший-низший класс составляют нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения.


Опыт использования модели Уотсона показал, что в представленном виде она в большинстве случаев неприемлема для стран Восточной Европы и России, где в ходе исторических процессов складывалась иная социальная структура, существовали принципиально иные статусные группы. Однако в настоящее время, в связи с изменениями, происшедшими в нашем обществе, многие элементы структуры Уотсона могут быть использованы в ходе изучения состава социальных классов России. Например, социальная структура нашего общества в исследованиях Н.М. Римашевской выглядит следующим образом:

1.«Общероссийские элитные группы», соединяющие обладание собственностью в размерах, сопоставимых с крупнейшими западными состояниями, и средствами властного влияния на общероссийском уровне.

2.«Региональные и корпоративные элиты», обладающие значительными по российским масштабам состоянием и влиянием на уровне регионов и секторов экономики.

3.Российский «верхний средний класс», обладающий собственностью и доходами, обеспечивающими западные стандарты потребления, притязаниями на повышение своего социального статуса и ориентирующийся на сложившуюся практику и этические нормы хозяйственных взаимоотношений.

4.Российский «динамический средний класс», обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссийских и более высоких стандартов потребления, относительно высокой потенциальной адаптированностью, значительными социальными притязаниями и мотивациями, социальной активностью и ориентацией на легальные способы ее проявления.

5.«Аутсайдеры», характеризующиеся низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их получения.

6.«Маргиналы», характеризующиеся низкой адаптацией и асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности.

7.«Криминалитет», обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, но при этом вполне рационально действующий вопреки легальным нормам хозяйственной деятельности.

Как можно заметить, модель Римашевской во многих чертах схожа с моделью Уотсона. Прежде всего это отмечается в отношении значения «динамического среднего класса», который находится в стадии формирования, что во многом влияет на существование значительной социальной нестабильности в современной России. Римашевская подчеркивает этот момент развития российского общества: «Если удастся поддерживать такой тип социальной динамики, ориентировать его на постепенный перевод социальных ожиданий в соответствующие статусные позиции, уровень доходов, то это будет означать, что «динамический средний класс» начнет трансформироваться в классическую опору стабильности и социального порядка».

В качестве выводов можно сказать следующее: социально-классовая структура строится на основании неравенства с учетом такой характеристики, как гетерогенность. Система неравенства формируется исходя из базовых параметров общества, к которым относятся доход, происхождение, должность, власть, образование и другие ранговые показатели. Близость социальных статусов приводит к образованию социальных слоев, которые помимо разницы в вознаграждениях имеют разные установки, нормы поведения, идеалы и т.д.

Социальные слои можно объединить в социальные классы, которые обладают определенным отношением к средствам производства, собственной субкультурой и возможностями для занятия более привлекательных социальных статусов. Классовая структура общества обладает уникальными специфическими чертами и подвержена изменениям в ходе общественного развития.

Вопросы для самопроверки:

1. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «История всех существующих до сих пор обществ была историей борьбы классов». В свою очередь, М. Ганди отмечал: «На Западе возник вечный конфликт между капиталистами и рабочими. Каждая сторона рассматривает другую как естественного врага. Если бы обе стороны поняли, что они зависят друг от друга, у них было бы мало поводов для ссоры». Сопоставьте эти два высказывания , эти две позиции. Какова Ваша точка зрения? Аргументируйте свой ответ.

2. Из словаря по социологии выпишите значения основных понятий: неравенство, равенство социальное, стратификация, структура социальная, структура социально-демографическая, структура социально-классовая, структура социально-профессиональная, структура социально-территориальная, класс, рабочий класс, буржуазия, капитализм, средний класс, социальная мобильность, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, маргинальность.

3. Убедитесь, что освоили основные понятия темы, указав соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

а) восходящая мобильность, ж) престиж,

б) групповая мобильность, з) вертикальная мобильность,

в) социальная структура, и) социальная мобильность,

г) статусная группа, к) социальная маргинальность,

д) горизонтальная мобильность, л) нисходящая мобильность,

е) социальная стратификация, м) класс.

Определения:

1. изменение социальной позиции, сопровождающееся сохранением социального статуса;

2. особым образом организованное неравенство между различными социальными слоями и общностями;

3. перемещение, связанное с изменением социального статуса;

4. промежуточное положение в социальной структуре, которое характеризуется не только отсутствием четко определенной позиции, но и утратой определенных социальных норм, правил и моделей поведения;

5. мобильность, связанная с понижением статуса;

6. мобильность, связанная с изменением статуса целых социальных групп;

7. степень уважения определенного статуса;

8. совокупность индивидов, занимающих схожие позиции по трем признакам: богатство, престиж, власть;

9. изменение положения индивида или группы в социальном пространстве, т.е. переход от одной социальной позиции к другой;

10. совокупность статусных групп, занимающих схожие рыночные позиции и обладающие схожими жизненными шансами (М. Вебер);

11. определенный порядок взаимосвязей между элементами социальной системы;

12. социальное перемещение, связанное с повышением социального статуса.

4.Прокомментируйте приводимые ниже определения классов. Какие теоретические подходы к анализу стратификации они отражают? В чем заключаются различия между ними? Какой из подходов к определению классов кажется Вам наиболее корректным и теоретически перспективным?

Класс - это совокупность статусных групп, занимающих схожие рыночные позиции и обладающих схожими жизненными шансами (М. Вебер).

Классы - это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они могут располагать. В антагонистическом обществе одна из этих групп присваивает себе труд другой (В.И. Ленин).

Класс - это совокупность агентов со сходной позицией в социальном пространстве (П. Бурдье).

“Класс определяется... его местом в общественном разделении труда в целом. Что включает также политические и идеологические отношения...” (Н. Пуланцас).

“Класс - обозначает конфликтные группы, которые возникают в результате дифференцированного распределения авторитета в императивно координированных ассоциациях” (Р. Дарендорф).

“Говоря о классе, мы имеем в виду не слишком строго определенную группу людей, разделяющих общие интересы, социальный опыт, традиции и системы ценностей, людей, предрасположенных вести себя как класс, определять себя в своих действиях и в своем сознании как класс по отношению к другим группам людей” (Э. Томпсон).

“Определяющей чертой класса является способ коллективного действия” (Ф. Паркин).

“Основанием для выделения класса может служить критерий наличия или отсутствия экономической власти, признаками которого выступают: возможности контроля (распоряжения экономическими ресурсами), размеры собственности (юридическое владение ресурсами), рыночные позиции (способности и квалификация)” (У. Рансимен).

5. В специализированных изданиях найдите данные социологических исследований для характеристики социальной дифференциации современного российского общества (например, в практикуме по социологии Казариновой Н.В., Филатовой О.Г., Хренова А.Е. -М., 2000. С. 135-136). О чем свидетельствуют приведенные факты? Чем обусловлен высокий уровень дифференциации доходов населения?

6. По данным социолога Т.И. Заславской, доля лиц, входящих в средний класс российского общества, составляет примерно 11 % от экономически активного населения (в Венгрии - 18,5 %, в Чехии - 16,9 %). К каким социальным, экономическим, политическим последствиям может привести малочисленность и неразвитость среднего класса в России? Укажите, какие меры могли бы активизировать процесс формирования среднего класса в нашей стране?

7. Подготовьтесь к дискуссии в группе на тему: “Проблемы происхождения неравенства”. Возможно ли в современном обществе достижение социального равенства и справедливости? Или это только мечта, миф, утопия?

8. Сравните стратификационные системы Российской империи, советского общества и современной России. Какие процессы и отношения послужили источником произошедших изменений?

Основная литература:

1. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Практикум по социологии. М., 2000.

2. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов. М., 1999.

  1. Кравченко А.И. Общая социология: Учебное пособие для вузов.-М., 2001.

4. Кравченко А.И. Социология. Екатеринбург, 2000.

  1. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие.-М., 1999.
  2. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: Словарь-справочник.-М.: Фаир-Пресс, 2000.
  3. Масионис Дж. Социология. -СПб., 2004.
  4. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учебное пособие для ВУЗов.-М., 1996.
  5. Средний класс в современном российском обществе. / Российский независимый институт социальных и национальных проблем.-М., 1999.

10. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии.-М., 1996.

11. Фролов C.С. Социология: Учебник.-М.: Гардарики, 2000.

Дополнительная литература:

1. Авраамова Е. К проблеме формирования среднего класса в России // Вопросы экономики. 1998. № 7.

2. Анурин В.Ф. Экономическая стратификация: аттитюды и стереотипы сознания // Социологические исследования. 1995. № 1.

3. Арутюнян Ю.В. О трансформации социальной структуры постсоветстких наций // Социологические исследования. 1998. № 4.

4. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5.

5. Воронкова В.М., Фомин Э.А. Типологические критерии бедности // Социологические исследования. 1995. № 2.

6. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. 1992. № 11.

7. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации // Социологические исследования. 1996. № 8.

8. Голенкова З.Т. Британские социологи о современном среднем классе // Социологические исследования. 1996. № 10.

9. Головачев Б.В., Косова Л.Б. Высокостатусные группы: штрихи к социальному портрету // Социально-политический журнал. 1996. № 1.

10. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. № 2.

11. Моска Г. Правящий класс // Социологические исследования. 1994. № 10.

12. Социальная мобильность // Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия. Екатеринбург, 1998.


Необходимо оговориться, что из данного положения можно встретить массу исключений. Например, в некоторых обществах номинальные параметры могут превращаться в ранговые: пол является ранговым параметром в большинстве стран Востока; В США до 1960-х гг, а в ЮАР до падения системы апартеида раса была стопроцентным ранговым параметром и до сих пор во многом таким остается; в бывших советских прибалтийских республиках незнание национального языка стало поводом для массовой дискриминации русского и русскоязычного населения; в современной Германии выходцы из ГДР получают меньшую зарплату, чем уроженцы ФРГ и т.д.

» Классовая социальная стратификация

Классовая социальная стратификация


Вернуться назад на

Классовая стратификация характерна для открытого типа обществ. Она существенно отличается как от кастовой системы, так и от сословной.

Отличия классовой стратификации проявляются в следующем:

1) классы не создаются на основе религиозной доктрины или на основе правовых норм;
2) членство в классах не наследуется;
3) границы между классами скорее размыты, чем жестко очерчены; классы подвижны;
4) разделение на классы зависит от экономических различий (связано с неравенством во владении или контролем материальными ресурсами);
5) уровень социальной мобильности выше в классовом обществе (формальных ограничений не существует, но мобильность сдерживается стартовыми возможностями и притязаниями).

Класс – это социальная группа людей, владеющих или не владеющих средствами производства, занимающих определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующихся специфическим способом получения дохода.

Наиболее влиятельные теоретические подходы в определении классовой стратификации принадлежат К. Марксу и М. Веберу. По Марксу, класс представляет собой общность людей, находящаяся в прямом отношении к средствам производства. Он выделял в обществе на различных этапах его существования эксплуатируемых и эксплуатирующих.

Стратификация общества по К. Марксу одномерна и связана только с классами, так как ее главным основанием служит экономическое положение, а все остальные основания (права, привилегии, власть, влияние) вписываются в пространство экономического положения, совмещаются с ним.

М. Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и располагающих сходными жизненными шансами. Классовые разделения проистекают от экономических различий, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию, владение интеллектуальной собственностью и пр.

М. Вебер дал не только классовую стратификацию, считая ее лишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Вебер предложил трехмерное деление: если экономические различия (по богатству) порождают классовую стратификацию, то духовные (по престижу) – статусную, а политические (по доступ к власти) – партийную. В первом случае речь идет о жизненных шансах социальных слоев, во втором – об образе и стиле их жизни, в третьем – о владении властью и влиянии на нее. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой, соответствующей современному обществу.

Представления Вебера легли в основу современной стратификации. В настоящее время общепринятой социологической моделью стратификационной структуры общества в некоторых странах (например, в Великобритании) является разделение населения на три класса – рабочий, промежуточный, высший.

Работники физического труда относятся к рабочему классу, работников нефизического труда низкого уровня относят к промежуточному классу, менеджеров и профессионалов к – высшему классу.

В такой развитой с социологической точки зрения стране, как США, разные социологи предлагают разные типологии классов. В одной семь, в другой шесть, в третьей пять и т. д. социальных страт.

Первую типологию классов США предложил в 40-е гг. XX в. американский социолог Ллойд Уорнер:

– верхний-верхний класс включал так называемые «старые семьи». Они состояли из наиболее преуспевающих бизнесменов и тех, кого называли профессионалами. Проживали они в привилегированных частях города;
– нижний-верхний класс по уровню материального благополучия не уступал верхнему-верхнему классу, но не включал старые родовые семьи;
– верхний-средний класс состоял из собственников и профессионалов, которые обладали меньшим материальным достатком в сравнении с выходцами из двух верхних классов, но зато они активно участвовали в общественной жизни города и проживали в довольно благоустроенных районах;
– нижний-средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие;
– верхний-нижний класс включал малоквалифицированных рабочих, занятых на местных фабриках и живущих в относительном достатке;
– нижний-нижний класс составляли те, кого принято называть «социальным дном» – это обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они постоянно ощущали комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Во всех двусоставных словах первое – обозначает страту или слой, а второе – класс, которому данный слой относится.

Средний класс (с присущими ему слоями) всегда отличают от рабочего класса. В рабочий класс могут входить неработающие, безработные, бездомные, нищие слои населения и т. д. Как правило, высококвалифицированные рабочие включаются не в рабочий класс, а в средний, но в низшую его страту, которую заполняют главным образом малоквалифицированные работники умственного труда – служащие.

Возможен иной вариант: рабочих не включают в средний класс, но оставляют два слоя в общем рабочем классе. Специалисты входят в следующий слой среднего класса (понятие «специалист» предполагает как минимум образование в объеме колледжа).

Верхнюю страту среднего класса заполняют в основном «профессионалы» – специалисты, имеющие, как правило, университетское образование и большой практический опыт, отличающиеся высоким мастерством в своей области, занятые творческим трудом и относящиеся к так называемой категории самонанятых, т. е. имеющих свою практику, свое дело (юристы, врачи, ученые, преподаватели и т. д.).

Средний класс являет собой уникальное явление в мировой истории стратификационной системы общества. Он появился в XX в. Средний класс выступает стабилизатором общества, и в этом заключена его специфическая функция. Чем больше он, тем стабильнее благоприятная политическая и экономическая атмосфера в обществе.

Представители среднего класс всегда заинтересованы в сохранении того строя, который дает им подобные возможности реализации и благополучия. Чем тоньше и слабее средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации (низший и высший классы), тем вероятнее их столкновение. Как правило, в средний класс входят те, кто обладают экономической независимостью, т. е. владеют предприятием, фирмой, офисом, частной практикой, своим делом, а также ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, мелкая буржуазия, иначе говоря, социальная основа общества.



Справочники