Планирование и организация исследований в менеджменте. Планирование исследования систем управления

В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого субъекта может обеспечить только эффективное планирование его деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование как центральное звено управления охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

В наиболее общем виде планирование можно охарактеризовать как процесс, включающий в себя разработку основных направлений деятельности и развития организации, определение потребности в ресурсах и средствах, необходимых для реализации указанных направлений, а также выбор методов и способов осуществления намеченных мероприятий.

В планировании обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты.

Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупок необходимых ресурсов для организации производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.

План - это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, и содержит такие этапы, как:

  • цели и задачи; пути и средства их реализации;
  • ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач;
  • пропорции, т. е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства;
  • организация выполнения плана и контроль.

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:

  • формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;
  • обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
  • планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
  • определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
  • проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

На практике выделяются две основные системы (или два вида рыночного планирования): технико-экономические и оперативно-производственные.

  • Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т. п.
  • Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующее развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства.

Планирование можно также классифицировать следующим образом:

  • по содержанию: технико-экономическое, оперативно-производственное, организационно-техническое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансовое, бизнес-планирование, стратегическое, программное и др.;
  • по уровню управления (в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии):
    • - на высшем -- корпоративное и заводское;
    • - на среднем - цеховая система планирования;
    • - на нижнем - производственное, которое охватывает участки, бригады и рабочее место;
  • по методам обоснования: системы рыночного, индикативного и административного, или централизованного, планирования;
  • по времени охвата: краткосрочное, или текущее (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочное (1-3 года) и долгосрочное, или перспективное (от 3 до 10 лет);
  • по сфере применения: межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;
  • по стадиям разработок: предварительное, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательное;
  • по степени точности: уточненное и укрупненное. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;
  • по типам целей: тактическое, стратегическое и нормативное.

Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции).

Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.

Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия.

В зарубежной науке и практике в планировании будущего предприятия принято выделять четыре основных вида ориентации или технологии составления планов: реактивный, инак- тивный, преактивный и интерактивный.

Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Это планирование начинает менеджер низшего звена с перечня того, что нужно предусмотреть для предстоящих изменений. Затем разрабатывается проект отыскания и устранения причины недостатков, производится оценка затрат и результатов по каждому проекту и устанавливаются нужные приоритеты, далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование больших ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственному руководителю, который после своей корректировки направляет его на следующий уровень управления. Передача проекта продолжается до тех пор, пока сводные планы не достигнут высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор варианта, знаменующий завершение аналитического процесса разработки внутрифирменного плана. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг этих корпораций не только с внешнего, но и внутреннего рынка, поскольку другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.

Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.

Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях “сверху вниз”. Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае для относительно близкого будущего. Следовательно, пре- активное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.

Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Поэтому такое планирование сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы создает новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени переходом как от простых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития.

Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и для повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.

В основе системы планирования лежит концепция целевого подхода. С точки зрения указанного подхода управление рассматривается как система, ориентированная на достижение определенных целей. Именно цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой планирования. Не случайно планирование иногда определяют как разработку целей и задач фирмы, нашедших конкретное выражение в текущих и перспективных планах .

Доведение целей до каждого уровня управления и их комплексная оценка требуют построения дерева целей.

представляет собой структурное отображение распределения целей по уровням управления рассматриваемой организации в их взаимосвязи (рис. 5.1).

Рис. 5.1.

Построение дерева целей по праву можно считать подготовительным этапом планирования. В менеджменте дерево целей играет ту же роль и выполняет те же функции, что и алгоритм программы в кибернетике. Еще из курса средней школы всем известно, что для написания компьютерной программы целесообразно предварительно составить ее алгоритм, т. е. графически отобразить последовательность осуществления всех необходимых логических операций. Это позволяет программисту более четко представить общую картину составляемой программы и избежать возможной путаницы и дублирования команд. Разумеется, при составлении элементарных программ, всю последовательность команд которых легко может удержать в голове один человек, такой предварительный этап, как составление алгоритма, можно опустить.

Аналогичным образом обстоят дела и с деревом целей. Если менеджер имеет дело с небольшой организаций, осуществляющей несложные виды деятельности, то при составлении планов дерево целей можно не строить. Однако при планировании деятельности крупных компаний, в особенности транснациональных корпораций, имеющих развернутую сеть дочерних предприятий, филиалов и представительств, составление дерево целей объективно необходимо.

Так как управление рисками охватывает практически все направления деятельности организации и требует максимально четкой регламентации происходящих в ней процессов, можно с полной уверенностью утверждать, что составление дерева целей является неотъемлемым первоначальным этапом планирования в системе риск-менеджмента.

Вторым этапом планирования является постановка задач. Процесс постановки задач представляет собой формулирование в письменной, устной или иной форме ожидаемых результатов деятельности конкретных структурных подразделений или отдельных работников организации.

  • соответствие целям функционирования организации;
  • простота формулировки и изложения;
  • согласование с нижестоящими руководителями и исполнителями;
  • закрепление в письменной форме;
  • реализм, т. е. задача должна быть реально достижимой.

Сформулированные задачи должны быть упорядочены по

их приоритетности. В этом плане выделяют задачи высшего, среднего и низшего приоритета. К задачам высшего приоритета относятся задачи, которые необходимо решить любой ценой. В число задач среднего приоритета входят задачи, которые должны быть решены. Задачами низшего приоритета считаются задачи, которые хорошо было бы решить.

Для каждой задачи составляется список действий, необходимых для ее решения, поэтому третьим этапом планирования является составление плана осуществления указанных действий, который устанавливает предельные сроки их выполнения. В большинстве случаев подобные планы-графики составляются для того, чтобы работа была выполнена четко в намеченные сроки. Однако они выполняют и еще одну немаловажную функцию, а именно побуждают работника более ответственно относиться к поставленной задаче. Ведь в случае отсутствия графика, разбивающего работу на конкретные этапы, исполнители просто не будут знать, что от них ожидает руководство. В подобной ситуации резко возрастает вероятность того, что некоторые задания вообще не будут выполнены.

Процедура составления графика выполнения работ обычно включает в себя следующие основные этапы :

  • 1. Разбить каждый шаг программы на ряд последовательных событий и стадий, которые могут быть представлены следующим образом:
    • а) исследование ситуации;
    • б) представление руководству предложений;
    • в) подготовка опытно-испытательного проекта нового режима работы;
    • г) оценка результатов эксперимента;
    • д) доклад руководству результатов эксперимента;
    • е) переход на новый режим работы.
  • 2. Определить сколько времени понадобиться на выполнение каждой стадии работы. Время выполнения работы на каждой стадии должно быть установлено в календарных днях с учетом возможных незапланированных задержек и простоев.
  • 3. Определить, какие шаги должны выполняться последовательно, а какие могут осуществляться параллельно.
  • 4. Разработка общего календарного графика.
  • 5. Уточнение составленного графика работы посредством включения в него дополнительных мероприятий.

Среди работ по составлению графиков функционирования чаще всего преобладает планирование текущей работы, этапы которой нередко повторяются с ежедневной, еженедельной или ежемесячной периодичностью. Применение календарного графика позволяет регламентировать, отслеживать и контролировать все эти виды деятельности.

Успешное исследование любого элемента и компонента системы управления во многом зависит от планирования исследовательских работ. Планирование исследования - одна из важнейших функций менеджмента любой организации. Планирование - это не только умение составить весь порядок действий для осуществления исследования, но и способность предвидеть неожиданности при выполнении исследовательских работ. Серьезный подход к планированию создает основу для получения объективных знаний о системе.

  • Менеджмент: Учебник для вузов / М. М. Максимцов, А. В. Игнатьева, М. А. Комаров и др.; под ред. М. М. Максимцова, А. В. Игнатьевой. - М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - С. 84.
  • Таможенный менеджмент: Учеб, пособие / Н. М. Блинов, С. И. Съе-дин. - М.: РИО РТА, 1996, - С. 50.

Любое исследование систем управления социально-экономическими системами начинается с составления программы и плана исследований.

Программа исследованийв обязательном порядкевключает комплекс логически связанных положений, которые раскрывают алгоритм достижения целей и задач исследования, характеризуют предмет исследования, условия его проведения, используемые ресурсы и предполагаемый результат.

Предварять разработку программы исследований должны:

1) определение проблем развития социально-экономической системы (фирмы, корпорации, предприятия, офиса и пр.);

2) выделение ключевых проблем;

3) осознание целей исследования.

Программа исследований включает обязательные разделы

    цель проведения исследований;

    характеристика содержания проблемы исследования;

    рабочая гипотеза решения проблемы и парадигма, в рамках которой предстоит осуществить процесс исследования;

    требования по обеспеченности исследования ресурсами (финансирование, кадровое обеспечение, организационные условия, временные ограничения и пр.);

    предполагаемый результат исследования;

    предложения по контролю эффективности исследования.

Основное назначение программы исследований – дать ясный и аргументированный ответ: зачем необходимо проводить исследование, что предполагается исследовать, какие средства и методы будут использованы. В целом программа это форма ее конкретизации и ее организационная основа.

После согласования программы исследования формируется рабочий план исследования. План – это инструмент формальной организации процесса последовательного достижения цели исследовательской программы.

Требования к рабочему плану исследований:

1. Полнота и структурированность предусмотренного комплекса мероприятий, по достижению целей исследования.

2. Логическая последовательность мероприятий плана.

3. Закрепление зон ответственности за выполнение мероприятий плана.

4. Определение времени исполнение мероприятий.

5. Определение производственных и финансовых бюджетов мероприятий.

6. Определение методов и инструментов контроля.

Рабочий план должен придать процессу исследования порядок и ритмичность. В то же время в условиях изменчивости внешней и внутренней среды социально-экономических систем рабочий план должен сохранять определенную организационную и финансовую гибкость. В табл. 17 приведены основные разделы плана исследовательского проекта.

Таблица17

Пример структуры плана исследовательского проекта

Основные разделы

Характеристика

Цели и задачи плана исследования

Цели и задачи должны быть представлены в структурированном виде, обоснованы с точки зрения наличия проблем

Теоретические и методологические основы исследований

В данном разделе обосновывается выбор теорий и методологических подходов, в рамках которых предполагается осуществлять исследование. Желательно сформулировать гипотезу. Но в отдельных случаях гипотезы может и не быть

Основные этапы выполнения плана

Должны быть обоснованы и характеризованы основные этапы выполнения плана, а также основные мероприятия внутри этапов. Определены необходимые группы ресурсов и дана оценка их наличия/отсутствия у исполнителя программы исследования. Определена информационная база в разрезе этапов и мероприятий исследования

Методы и инструменты исследования

Должны быть определены и охарактеризованы методы и инструменты исследования, желательно обосновании причин их выбора

Рабочий график исполнения по этапам и мероприятиям

С необходимой подробностью запланированы временные рамки исполнения

Смета расходов по этапам и мероприятиям

Определяются материальные и финансовые и затраты. Для этого составляется смета расходов, призванная калькулировать основные статьи затрат на проведение исследований. Смета, как правило, предусматривает расходы:

–на заработную плату руководителя и членов рабочей группы исследования;

–начисления на заработную плату, включающие в себя сумму обязательных платежей со всего объема заработной платы;

–приобретение необходимого для проведения исследования оборудования или программного продукта;

– канцелярские и накладные расходы

Пример блок-схемы, в целом характеризующий 3-й раздел плана «Основные этапы выполнения плана» приведен на рис. 8 (блок-схема приводится по учебному пособию А.К. Зайцева «Исследование систем управления» ).

Рис. 8. Блок-схема разработки исследования организации

В целом инструментарий, предлагаемый планом исследования, условно, подразделяется на три группы. Одна обеспечивает анализ факторов внутренней среды, другая – анализ факторов внешней среды соответствующего объекта исследования, третья – соотнесение внутренних и внешних факторов.

Таблица 18

Основные принципы составления плана исследования

Характеристика

Конкретности формулировки заданий

План должен состоять из предельно конкретно и ясно сформулированных заданий. Они не должны требовать дополнительных разъяснений и уточнений

Организационной значительности

План должен соответствовать организации деятельности исследовательских групп или предлагать новые организационные формы, необходимые для его успешного выполнения

Соизмеренной и рассчитанной трудоемкости

Задания должны соответствовать определенной трудоемкости их выполнения

Интеграции деятельности

План должен:

– учитывать необходимость взаимодействия различных исполнителей и подразделений;

– стать фактором объединения их усилий;

–исключать дублирование и конфликтные ситуации

Контролируемости

Не следует включать в план задания, которые трудно контролировать

Ответственности.

В плане не должно быть заданий, не имеющих адреса и исполнителя

Реальности

План должен содержать только выполнимые задания. Реальность выполнения заданий плана должна определяться:

– наличием ресурсов;

– расчетами времени;

– квалификацией исследователей;

– использованием опыта аналогичных работ;

– организационными возможностями;

– наличием соответствующей техники и пр.

Сформированные на достаточно высоком уровне программа исследований и план исследований должны дать ясный и конкретный ответ на вопросы:

    зачем необходимо проводить исследование;

    что будем исследовать;

    какими средствами и методами будем пользоваться и почему можно доверять полученным результатам исследования;

    как долго будем проводить исследование;

    какие ресурсы будем использовать;

    где будем брать ресурсы для исследования;

    сколько будет стоить проект исследования и кто будет платить;

    какие результаты получим в результате исследования;

    как будет контролироваться исследование и его результаты;

    кто будет отвечать за исследование в целом и за его отдельные части.

Вопросы и задания для самоконтроля

1) Что должна включать в себя в обязательном порядке программа исследования системы управления выбранного объекта, каково основное ее назначение?

2) Что должно предварять формирование программы исследований и каковы основные ее разделы?

3) Что такое рабочий план исследования, какое отношение он имеет к программе исследования?

4) Перечислите требования к рабочему плану исследования.

5) Охарактеризуйте структуру плана исследовательского проекта.

6) Какие вам известны принципы составления плана исследования (поясните)?

7) На какие вопросы должен давать ответы комплекс: программа исследований + план исследований?

Практические задания

Разработайте программу и план исследования для своей исследовательской работы. Подготовьте презентацию.

Планирование и организация процесса исследования систем управления

Организация исследования систем управления требует учета ряда системных характеристик. Раскроем эти характеристики .

1. Потребность в исследовании предопределяет масштаб и глубину исследования системных характеристик, реализация которых в наибольшей степени влияет на достижение поставленных целей.

2. Объектом исследований является система управления конкретной организации, предметом – ее основная проблема.

3. Ресурсы - это комплекс средств, обеспечивающих успешное проведение исследований. Это, прежде всего, материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, информационные ресурсы, технические средства, необходимые для обработки результатов, а также правовые документы, характеризующие объект исследования.

4. Эффективность исследований требует соизмерения затрат на проведение исследований и полученных результатов.

5. Результаты исследований могут быть представлены в различных формах. Это может быть новая модель системы управления, новые регламентирующие документы, скорректированные расчетные формулы, новая корпоративная культура.

Любое исследование начинается с составления его программы.

Программа исследований - это комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат. Программу рассматривают как средство достижения цели, форму ее конкретизации, а план - как органи­зующий фактор последовательного движения к цели.

Программа состоит из следующих разделов: цель проведения исследований, содержание проблемы, ее актуальность и важность, парадигма и рабочая гипотеза решения проблемы в процессе исследования, обеспечение исследования ресурсами (ничего нельзя сделать, не имея ничего), предполагаемый результат и эффективность исследования.

План исследования - это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и пр.), веду­щих к полной реализации программы и разрешению проблемы. План представляет собой организационную конкретизацию программы исследования. Он как бы соединяет содержание проблемы с организацион­ными возможностями и вариантами ее практического решения.

По сложным проблемам исследования бывает полезно разрабатывать алгоритм исследования, который позволяет предусматривать возможные возвратные операции при неудачных ре­шениях или непредвиденных трудностях, быстро находить адрес таких возвра­тов.

Алгоритм - это технология решения проблемы, предусматривающая не только последовательность и параллельность различных операций, но и воз­можности их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.

Основными принципами планирования исследования можно назвать сле­дующие.

1. Принцип конкретности формулирования заданий.
2. Принцип организационной значительности .
3. Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости .Исследование - это работа специалистов, которая может быть выполнена успешно только тогда, когда задания соответствуют определенной трудоем­кости их выполнения.
4. Принцип интеграции деятельности. План должен учитывать необходи­мость взаимодействия различных исполнителей и подразделений, стать фактором объединения их работы, исключать, по возможности, дубли­рование и конфликтные ситуации.
5. Принцип контролируемости .

6. Принцип ответственности .
7. Принцип реальности .

Организация процесса исследования систем управления

Организация исследования - это система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т. е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение ис­следовательских работ.

Организация исследования определяет дифференци­ацию и интеграцию деятельности исследователей или отдельных исследова­тельских групп. В ней находят свое отражение распределение и комбинация ресурсов по времени, видам работ, кадрам, проблемам.

Любое исследование является организованным процессом. В основе его организации лежит определенная технологическая схема, которая отражает последовательность и комбинацию использования методов исследования. Технология - это вариант рационального построения процесса иссле­дования.

При разработке первоначального проекта определяется круг лиц - исполнителей исследованных функций. Руководитель исследований согласует с каждым ответственным лицом ту часть исследований, которую ответственный должен выполнить и конкретную осуществляемую им работу.

Работы исполнителей можно подразделить на три вида , в зависимости от решаемых задач:

1. Поисковые работы, результатами которых является формулировка предположений.

2. Работы описательные . Они сводятся к выявлению конкретных фактов в той или иной мере относящихся к проблеме.

3. Экспериментальные работы. Их цель – найти подтверждение или опровержение сформулированных гипотез.

При выполнении исследования СУ, работы осуществляются в последовательности 1 – 2 – 3.

Ответственные лица самостоятельно проводят отбор источников необходимой информации (источники первичных и вторичных данных).Отправной точкой исследования служат источники вторичной информации.

Эффектив­ность исследования - это одна из его характеристик, которая показыва­ет как соотносятся затраты усилий (или ресурсов) на его проведение и ре­зультат (или степень достижения цели).

Эффективность исследования в значительной мере зависит от принципов его построения и осуществления. Определим необходимые понятия.Принцип

Тема. Планирование и организация процесса исследования систем управления

1.1. Сущность планирование исследования систем управления.

1.2. Планирование этапов исследования систем управления.

1.3. Программа исследования систем управления.

1.4. Принципы разработки планов исследования.

1.5. Организация процесса исследования систем управления.

1.6. Прикладные аспекты организация исследования систем управления.

1.7. Стадии выполнения процесса управленческого консультирования.

Сущность планирование исследования систем управления.

Успешное исследование любого элемента и компонента СУ во многом зависит от планирования исследовательских работ.

Планирование исследования СУ - одна из важнейших функций менеджмента любой организации. Серьезный подход к планированию создает основу для получения объективных знаний о системе. Планирование - это не только умение составить весь порядок действий для осуществления исследования, но и способность предвидеть всякие неожиданности при выполнении исследовательских работ. Отсутствие плана исследования СУ ведет, как правило, к безвозвратным потерям времени и других ресурсов, а в конечном итоге - к невозможности получения эффективных результатов познавательной деятельности. Планирование обычно носит формально-директивный и достаточно жесткий характер.

Однако применительно к исследованиям оно таковым может быть частично, поскольку из-за наличия неопределенностей, которые появляются в ходе проведения исследовательских работ, трудно заранее формализовать все детали и нюансы процесса познания, а также возможные риски и последствия при- нимаемых при этом решений. Тем не менее планирование необходимо для формирования исследовательских групп и исполнителей, установления и распределения функций, выявления взаимосвязей и взаимодействия между ними, определения необходимых ресурсов и их распределения, установления последовательности проведения исследовательских работ и их контроля.

Обычно каждое исследование, в том числе СУ, должно начинаться с составления программы исследовательских работ.

Планирование исследования, как уже указывалось, необходимо для расчета и определения организационных характеристик его проведения (формирование групп, установление функций, обязанностей, ответственности, взаимодействии и пр.), распределения используемых ресурсов в организационном и временном пространстве, ограничения времени, определения последовательности проведения исследовательских работ (этапов исследования), установления точек и методов контроля. План исследования - это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и пр.), ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы.

План представляет собой организационную конкретизацию программы исследования. Он как бы соединяет содержание проблемы с организационными возможностями и вариантами ее практического решения. Не всякая проблема исследования может решаться последовательно и успешно этап за этапом. В процессах ее решения могут возникать возмущающие факторы, непредвиденные ситуации и обстоятельства. Они влияют на выполнение плана, иногда заставляют оперативно корректировать его, бывают случаи, когда план вообще может быть разрушен. Поэтому по сложным проблемам исследования бывает полезно разрабатывать алгоритм исследования, который позволяет предусматривать возможные возвратные операции при неудачных решениях или непредвиденных трудностях, быстро находить адрес таких возвратов. Алгоритм - это технология решения проблемы, предусматривающая не только последовательность и параллельность различных операций, но и возможности их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.

В этом случае составляется гибкий план исследований, учитывающий его алгоритм, в котором, в свою очередь, находит отражение сложность и неординарность проблемы. В плане такого типа указываются не жесткие, а нормативные величины сроков выполнения различных работ, имеются дополнительные пункты согласования и оценки результатов. В реальной практике не всегда проведению исследования предшествуют разделенные процедуры составления программы, алгоритма и плана исследования, хотя это очень полезно для обеспечения эффективности исследования.

Но возможно и совмещение этих процедур, оформление их в одном документе. Однако надо стремиться к тому, чтобы требования составления программы, разработки алгоритма и расчета плана исследования были выдержаны и учтены в полной мере.

Основными принципами планирования исследования можно назвать следующие.

1. Принцип конкретности формулирования заданий. План должен состоять из заданий, которые необходимо формулировать предельно конкретно и ясно. Они не должны требовать дополнительных разъяснений и уточнений. По крайней мере, к этому следует стремиться.

2. Принцип организационной значительности. План должен соответствовать существующей организации деятельности исследовательских групп или вносить заранее разработанные новые организационные формы, необходимые для его успешного выполнения.

3. Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости. Исследование это работа специалистов, которая может быть выполнена успешно только тогда, когда задания соответствуют определенной трудоемкости их выполнения.

4. Принцип интеграции деятельности. План должен учитывать необходимость взаимодействия различных исполнителей и подразделений, стать фактором объединения их работы, исключать, по возможности, дублирование и конфликтные ситуации.

5. Принцип контролируемости. Все задания, показатели плана должны отвечать потребностям контроля его исполнения, и система контроля должна быть заложена в план. Не следует включать в план положения, которые трудно контролировать.

6. Принцип ответственности. Как правило, план включает графу ответственных за выполнение его положений или заданий лиц, подразделений. Не должно быть в плане заданий, не имеющих адреса и исполнителя.

7. Принцип реальности. План не может содержать заданий желательных, но маловероятных для исполнения. Реальность выполнения заданий плана должна оцениваться наличием ресурсов, расчетами времени, квалификацией исследователей, использованием опыта аналогичных работ, возможностями организации деятельности, наличием соответствующей техники и пр.

Разработка плана исследований является важным фактором успеха. Она требует особого внимания. Управление является сложной областью исследований. Здесь в большей мере, чем где-либо действуют факторы амбициозности, дозирования информации, привычки к власти, круговой поруки.

Планирование этапов исследования систем управления.

Планирование ИСУ заключается в выборе рациональной организации рабочих процедур и определении последовательности их выполнения, базирующихся на едином концептуальном подходе.

На первом этапе фиксируются возникшие проблемы и выдвигается задача конкретных исследований по возникшим конкреным или прогнозируемым проблемам в реальной СУ.

На втором этапе исследований предварительно анализируются возникшие проблемы и совокупность всех факторов, которые необходимо выявить и учитывать в дальнейшем для принятия решений проблем.

Результат–определение объекта исследования, предмета исследования, совокупности факторов, влияющих на предмет в отношении данной проблемы. Постановка задачи Предварительный анализ информации Формирование исходных гипотез Планирование и организация Проведение эксперимента Анализ и обобщение Проверка исходных гипотез Окончательная формулировка новых факторов и законов Внедрение полученных результатов Гипотеза - не вполне доказанное состояние системы в будущем Гипотеза принимается, отверга-ется, корректируется

Объектом явится система управления конкретным звеном предприятия, или всего предприятия в целом.

Предметом – выявленная конкретная проблема, влияющая на реализацию определенных закономерностей управления и сдерживающая эффективную работу предприятия в целом.

На третьем этапе формируется исходная гипотеза по реальной ситуации в СУ.

На пятом этапе проводят планирование и организационные мероприятия по подготовке исследований:

1. Необходимо выбрать методологию исследования. Результат - определение целей, методов, приемов этапов непосредственного проведения исследований, подход менеджеров к принятию решений и учет традиций предприятия).

2. Необходимо определить требующихся для исследования ресурсов согласно избранных методов и приемов проведения исследований и провести анализ имеющихся и доступных ресурсов.

3. Скорректировать выбранные методы исследований в зависимости от имеющихся в наличии или доступных ресурсов.

4. – Проводят подготовку исследования:

а) сбор необходимой информации выбранным способом;

б) подготовка информации к обработке;

в) обработка информации;

г) анализ информации;

5. определить или уточнить технологию подготовки и утверждения управленческих решений при проведении исследований.

Результат – план проведения исследовательских работ скорректированный результатами пробного исследования.

Пятый этап – проведение исследований по разработанной программе. Этот этап состоит из нескольких стадий.

1 стадия - сбор данных. Это основная стадия всего исследования. Основными источниками сведений о деятельности предприятия являются:

Ø различного рода документы

– Устав предприятия и др. регламентирующие документы;

Ø результаты обследование организации и ее управления;

Ø должностные инструкции;

Ø существующая система управления подразделениями;

Ø сопоставление этих подразделений и их деятельности с должностными инструкциями и Положениями.

Для сбора используются различные методы, среди которых наиболее эффективными являются:

§ беседы со специалистами аппарата управления,

§ изучение статистических данных и технико-экономических показателей,

§ сведений о развитии производства на предприятии,

§ изучение опыта развития аналогичных и родственных предприятий.

Кроме того материалы для обобщения могут представить материалы совещаний, обсуждений, протоколы заседаний конструкторских бюро и др. отделов предприятия, протоколы неформальных методов исследования, таких как «мозговая атака», «сценарии» и т.п.

2 стадия – подготовка информации к обработке – формирование баз данных из совокупности единиц наблюдения;

3 стадия – обработка информации согласно выбранных методов анализа и программного обеспечения;

Шестой этап – анализ полученной информации согласно выбранного метода и приемов и подготовка аналитической записки содержащей обобщения проведенного системного анализа в виде модели определенных положений или обобщения анализа экспертной СУ.

Седьмой этап – Проверка исходных гипотез. Принятие корректирующих предложений.

Восьмой этап: – Окончательная формулировка новых факторов и законов для научно-практических целей ИСУ;

– Оформление результатов исследования в виде моделей новых систем управления, новых регламентирующих документов взамен несостоятельных, в виде скорректированных расчетных формул и новых ожидаемых результатов управления, новой корпоративной культуры и политики для практических целей ИСУ. В данном случае, результаты исследований представляют на рассмотрение руководства предприятия или специальной экспертной комиссии.

Обсуждение результатов целесообразно организовать с участием представителей всех подразделений СУ предприятия. По итогам обсуждения и с учетом мнения экспертов и руководства предприятия принимается решение о внедрении результатов ИСУ или продолжении исследований.

Данные решения фиксируются в специальном документе. Приложением служат документальные подтверждения результатов исследований в виде разработанных новых моделей, регламентирующих документов, скорректированных формул, улучшенных норм управляемости, более совершенных методик, планов повышения квалификации и так далее.

Девятый этап – внедрение полученных результатов. Результаты используются в дальнейшем при разработке текущих и перспективных планов развития предприятия, а также в процессах проектирования подобных или родственных предприятий.

Программа исследования систем управления.

Программа исследования СУ представляет собой комплекс основопола- гающих положений проведения исследовательских работ, определяющих цели, задачи, объект, предмет, используемые ресурсы, а также предполагаемые результаты исследования и условия его проведения. По существу, она является документом, в котором излагаются исчерпывающие сведения о планируемой исследовательской работе и характеризуется форма конкретизации целей исследования.

Структурно программа, в основном, включает:

1) титульный лист;

2) список исполнителей и соисполнителей;

3) основную часть (обоснование актуальности проведения исследования, его цели и задачи, объект, предмет, ресурсы, методы и используемые технические средства, условия проведения, ожидаемые результаты, календарный план с указанием сроков проведения исследовательских работ; смету затрат; источники финансирования, контроль за ходом исследования).

Организующим документом проводимых исследований СУ следует признать план , в соответствии с которым реализуется программа исследовательских работ. Он представляет собой обоснованный комплекс директивно устанавливаемых параметров и показателей, характеризующих последовательность выполнения ключевых мероприятий по практическому достижению целей и решению задач исследования. План составляется с учетом всех реальных организационных возможностей, выделяемых ресурсов и сроков исполнения.

Формы отображения плановых работ могут быть ориентированны на процесс, результат, процесс и результат.

К первому виду относятся: координационный план, ленточный график; сетевой график; сетевая матрица.

Ленточный график отличается большей наглядностью, чем ко- ординационный план, но эта форма не позволяет отобразить взаимозависимость выполняемых работ.

Ко второму виду форм планов можно отнести дерево целей.

Третий вид может включать блок-схему процесса управления и логико- информационную схему процесса управления. Недостатком этих планов является отсутствие указаний на взаимосвязь работ, т.е. по данным формам нельзя ответить на некоторые вопросы (например: можно ли какую-либо работу начать раньше? что будет, если отдельные работы буду: выполнены досрочно или позже установленного срока? как это повлияет на сроки начала и окончания других работ?).

Многие из указанных недостатков можно преодолеть, отображая планы с использованием сетевых методов.

Независимо от формы отображения практически всегда план исследования является конкретным продолжением намеченной ранее программы исследовательских работ. Однако, при выполнении исследований могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, нарушающие технологию плановых работ, обуславливая необходимость корректировки. Поэтому в ряде случаев, особенно при проведении сложных исследовательских работ, следует разрабатывать соответствующие алгоритмы, предусматривающие возможность возвратных операций исследования. Такой подход требует составления гибких исследовательских планов, в которых указываются «диапазонные» сроки выполнения операций.

Принципы разработки планов исследования.

При планировании исследования СУ необходимо руководствоваться рядом принципов, например:

Системность - планирование при соблюдении этого принципа должно учитывать цели исследования, взаимосвязь и взаимодействие всех элементов исследуемых объектов, подразделений и выполнение общего цикла управления при исследовании;

Необходимое участие - при проведении исследований, в зависимости от объектов и масштабов проводимых исследовательских работ, должны принимать плановое участие все, кто связан с этим процессом, т.е. планирование должно быть партисипативным;

Непрерывность - планировать работу так чтобы она осуществлялась постоянно и непрерывно, т.е. плановые работы должны следовать одна за другой;

Гибкость - выполнение этого правила позволяет вносить изменения в направленность плановых работ с учетом возникающих внутренних и внешних воздействий; во многом гибкость планирования может достигаться наличием различного вида ресурсов;

Достаточная значительность - плановые работы должны соответствовать поставленным исследовательским целям и задачам;

Необходимая трудоемкость -- трудоемкость плановых работ должна быть соизмеримой с целями и задачами исследования;

Реальность - плановые работы по проведению исследований должны быть реально выполнимыми обеспеченными ресурсами;

Конкретность - все плановые работы должны быть сформулированы ясно, доходчиво и конкретно;

Адресность и ответственность - форма планов должна предусматривать адресную регламентацию ответственных лиц и исполнителей по каждому из мероприятий;

Контролируемость - плановые работы должны предусматривать возможность простого, наглядного и эффективного контроль их исполнения, а также возможность корректировки отклонений от запланированных мероприятий.

Формы представления планов исследования могут быть различными. Наибольшее распространение получили планы следующих видов: матрично- столбцовые, планы-графики, сетевые графики, циклограммы и др.

Концептуальный подход в планировании процессов исследования базируется на детальнейшем описании объекта исследования, а также среды, в которой этот объект функционирует.

Описание СУ как объекта исследований и ее среды должно отражать:

главную цель системы и набор подцелей;

описание внешней среды и форм взаимодействия исследуемой системы с объектами внешней среды на всех ее уровнях;

цели и задачи исследования; описание и анализ функционирования системы в предшествующий период;

базовые показатели функционирования системы; структуру системы;

особенности функционирования элементов системы и характер взаимодействия между ними;

информационное обеспечение системы;

методику целенаправленной координации поведения элементов и подсистем, принятую в исследуемой системе.

Как результат такого описания и его анализа формируется представления о возможности применения формально-математического обоснования эффективности исследуемой системы, что помогает грамотно выбрать методику, технику исследований, объем необходимой информации, определиться с исходной гипотезой, а также определить алгоритм проведения ИСУ. Состав работ по планированию рассмотрен при изучении этапов проведения ИСУ. Поэтому приведем элементы планирования укрупненно:

1. Выбор методологии исследования – методов и их целей в исследовании конкретной СУ, приемов непосредственного проведения исследований, подход менеджеров к принятию решений с учетом традиций предприятия).

2. Определение требующихся для исследования ресурсов согласно избранных методов и приемов исследований и анализ имеющихся и доступных ресурсов.

3. Корректировку выбранных методов исследований в зависимости от имеющихся в наличии или доступных ресурсов.

4. Подготовку исследования:

4.1. разработку программ наблюдения и исследования с определением последовательности действий, распределением полномочий и ответственности;

4.2. определение единиц наблюдения;

4.3. определение методов сбора информации;

4.4. проведение пробного (пилотажного) исследования, включающего:

5. Определение технологии подготовки и утверждения управленческих решений при проведении исследований.

Результат – план проведения исследовательских работ скорректированный результатами пробного исследования и доступными ресурсами.


Похожая информация.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

Реферат
по дисциплине:
«ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ»
на тему:
«ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ»

Выполнил: студен группы № 3811

Тузов А. П.
Проверил: Богушевский И. И.

Санкт-Петербург

ВВЕДЕНИЕ

«Мудрость – это способность предвидеть последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем.

Планирование – это оружие мудрых, но планирование – это один из самых сложных видов работы, доступных человеку» (Р.Аркофф)

Цель работы: рассмотрение теоретических вопросов, связанных с планированием и организацией процесса исследования системы управления при переходе на основы рыночной экономики. Виды управленческой деятельности. Логические этапы процесса принятия решений в управлении предпринимательской деятельностью

Система управления - это совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения главной, основной и других целей системы.

Для планирования процесса исследования системы управления при переходе на основы рыночной экономики необходимо провести прогнозирование, на основании которого и будет производиться планирование процесса исследования системы управления.

Создать организационный и экономический механизм управления предприятием в условиях рыночной экономики без разработки четкой системы внутрифирменного планирования, достаточно сложный процесс. Он требуюет ресурсов, соответствующих навыков и умения от работников предприятия, прежде всего менеджеров и топ-менеджеров, которым приходится решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.

Хочу так же отметить, что планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования еще зависит от и точности фактических показателей прошлого.

Роль и место планирования в исследовании системы управления.
Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Именно к стадии постановки цели можно отнести предвидение, прогнозирование, планирование. Конечным результатом этой стадии является построение идеальной модели системы управления, а тем самым хода производственного процесса, направленного на достижение главной цели предприятия.

Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производства, а также поиск решений, которые обеспечивают развитие производства в оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование всегда предшествует планированию, его можно рассматривать как подфункцию планирования.

В системе управления выделяют конкретные функции, которые учитывают влияние на них объекта управления, что находит свое

отражение в объекте и предмете планирования.

Сам процесс планирования проходит в четыре этапа:


  • Разработка общих целей;

  • Определение конкретных, детализированных целей на заданный период;

  • Определение путей и средств их достижения;

  • Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировку целей.
Планирование процесса исследования системы управления на любом предприятии базируется на неполных данных. Проблема состоит в том, что некоторые аспекты функционирования экономической системы не поддаются оценке, например, действия конкурентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка. Показатели конъюнктуры рынка являются исходными для составления плана предприятия. Поэтому планирование, как правило, тем легче, чем крупнее предприятие (хотя на небольших предприятиях некоторые факторы производства оказываются более обозримыми для руководства, чем на крупных). Данные обстоятельства придают планированию вероятностный характер.

С точки зрения формализации, процедура планирования исследования системы управления, представляет собой алгоритмизированный процесс подготовки решений в противоположность спонтанному, ситуативному принятию решений. Противоположностью планирования является импровизация, когда решение принимается на основе сложившийся ситуации или из опыта плановика. Четкий алгоритм принятия импровизированных решений отсутствует. Планирование исследования системы управления эффективно там, где одной интуиции недостаточно для того, чтобы принять решение, где требуется улучшить качество принимаемых решений путем преодоления сложности проблемных ситуаций, обусловленной большим количеством взаимодействующих факторов и причинно – следственных связей, а также несогласованностью мнений экспертов, принимающих решение относительно сценария развития планируемых процессов и событий.

Несмотря на важность и видимые преимущества планирования, оно не может заменить собой импровизацию. В практике спланировать все случаи принятия решений невозможно, да и нецелесообразно. Причиной тому могут быть два фактора:

Несоизмеримость затрат на планирование с результатами реализации плана;

Отсутствие объективной, достоверной и достаточной для разработки плана информации

В этих случаях приходится вступать на путь импровизации и таким образом реагировать на возникшую ситуацию. Соотношение между запланированными и импровизированными решениями на конкретном предприятии зависит от многих факторов, среди которых можно выделить:


  • Полноту и достоверность информации;

  • Личные качества, специальные знания, склонность к риску;

  • Информированность (лица, которым поручена подготовка плана, должны знать цели и особенности принятия и реализации планового решения);

  • Наличие формализованного инструментария планирования: экономико-математических моделей, ЭВМ, технических средств.
Процесс планирования характеризуется рядом специфических черт.¹

Во-первых , планирование имеет две стороны: социально – экономическую и организационно – техническую.

Организационно - техническая сторона обуславливается кооперацией труда и зависит от уровня развития средств и методов планирования. Социально-экономическая сторона определяется социально – экономическими условиями общества. Поэтому сущность планирования
производства необходимо оценивать с двух позиций:

1 .его организационно – технических характеристик;

2 .социально – экономических условий.

Иначе нельзя раскрыть многие причинно – следственные связи и зависимости, определяющие цели, формы и методы планирования.

С точки зрения организационно – технической стороны планирования страны с развитой рыночной экономикой имеют больше опыта. Применяемый там арсенал технических средств и методов значительно богаче. Отсюда следует, что уровень организации производства и управления в рамках отдельных предприятий, фирм там выше, чем в странах России. Значит, имеется большая возможность в использовании организационно – технического опыта планирования развитых зарубежных странах и ограниченная возможность применения социально – экономического опыта планирования.

Еще один важный вывод из этого анализа: социально- экономическая сторона планирования должна быть ведущей в постановке целей планирования и выборе средств их реализации.

Во-вторых , планирование как элемент управления носит информационный характер. Информационная сущность процесса планирования хорошо видна на примере стадий цикла планирования. В процессе производства перед органами планирования непрерывно возникают проблемы. Поэтому первой стадией в плановом цикле является выявление и формулировка проблем (включает сбор и обработку информации, а также оценку последствий возможных вариантов плановых решений). На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информация о полученных результатах по системе обратной связи передается в плановый орган. Последний на ее основе оценивает происходящее, формулирует новые проблемы, и весь цикл планирования повторяется. Формулирование проблем, принятие плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной цели. Поэтому планирование всегда строго целенаправленно.

Опыт планирования

Формулирование

проблемы

Принятие планового

Осуществление

Получение и обработка

информации

Оценка последствий возможных вариантов плановых решений

Результат

Рис. 2 и нформационный цикл планирования.

В-третьих , планирование на предприятии выступает как один из важнейших организационных факторов интенсификации производства. Еще Адам Смит заметил, что эффект совместных действий группы людей, организованных в коллектив, больше суммы эффектов их одиночных действий. Этот дополнительный эффект он приписал разделению труда и объяснил следующим:

Возрастанием умения каждого работника;

Экономией времени на переход от одного вида деятельности к другому;

Специализацией и возможностью автоматизации процесса производства.

Источником дополнительного эффекта в исследовании системы управления является планомерность. Именно присуща кооперации планомерность (сознательно устанавливаемая планом связь) рождает новую производительную силу (синергетический эффект). Современное крупное машинное производство, характеризуемое колоссальным динамизмом, большой сменяемостью моделей и типоразмеров изделий, сложностью технологических процессов изготовления предъявляет особые требования к внутрифирменному планированию, как средству, призванному определять и поддерживать внутрипроизводственные пропорции. При создании сложных объектов новой техники внутрифирменное планирование позволяет скоординировать различные научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические, производственные, строительные, монтажные, наладочные и другие работы, выполняемые в порядке кооперирования многими предприятиями, научно-конструкторскими организациями различных отраслей промышленности. При этом планы устанавливают не только общую длительность всего процесса, но и продолжительность, последовательность всех входящих в него работ и их этапов, сводя к минимуму нерациональные затраты различных ресурсов. Таким образом, планирование увеличивает эффективность, производительность труда, благодаря правильно подобранной системе управления.

Создание системы планирования на предприятии требует затрат, но эффект от рациональной организации производства вызванный хорошим управлением всегда превышает эти затраты. Поэтому трактовка внутрифирменного планирования как сферы непроизводительных затрат глубоко ошибочна и противоречива. При такой трактовке получается, что планирование повышает производительность труда, а само оно основано на непроизводительном труде. Отсюда крайние выводы о необходимости любой ценой сократить затраты на планирование, что сплошь приходится наблюдать на предприятиях в настоящее время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Для организации процесса исследования системы управления при переходе на основы рыночной экономики необходимо организовать качественное и грамотное планирование, т.к. планирование - адаптивный процесс, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений и постоянный контроль над их выполнением. Для эффективности планирования необходимо ясное представление о сегодняшнем и будущем состоянии внешней и внутренней среды фирмы. Для этого в крупных фирмах создаются информационные системы, данные которых оцениваются с помощью систем анализа.

Планирование – это процесс осуществления совокупности систематизированных и взаимосвязанных работ по определению долгосрочных целей и направлений деятельности предприятий.

Исследование систем управления необходимо для эффективной работы предприятия. Т.к правильно выбранная и адаптированная под предприятие управленческая система, залог слаженной и эффективной работы всех отделов организации и высокой рентабельности предприятия.

Планирование – это то звено, ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь предприятий, включая малые предприятия. Главное – использовать его последовательно, сообразуя как с внешними обстоятельствами, так и с внутренней средой, ее особенностями. Но при этом нельзя забывать, что предприятие не существуют вне экономики и в значительной мере определяют ее состояние. В свою очередь и экономика предъявляет к предприятиям все более серьезные требования. Будущее любого предприятия прямо и непосредственно зависит от того, насколько адекватно отвечают его действия потребностям рыночной экономики. Вовремя и правильно ответить на эти запросы и есть главная задача предприятий.

Библиографический список


  1. Зайцев В.И. Стратегия развития фирмы. М.: ЮНИТИ, 2000 г.,

  2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2000 г.

  3. Управление организацией./Под редакцией А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, И.А. Соломатина. М.: Инфра – М, 2000 г.

  4. Черныш Е.А., Молчанова и др. Прогнозирование и планирование. М., 2001 г.

страница 1

Отчетность