Тарифный метод регулирования внешней торговли. Московский государственный университет печати. Тарифные методы регулирования торговли

Практическим инструментом политики протекционизма является таможенное регулирование внешней торговли. Существуют две основные группы методов протекционизма : таможенно-тарифные и нетарифные. Таможенно-тарифные методы предполагают установление и взимание различных таможенных пошлин к внешнеторговой деятельности. Нетарифные методы , которых насчитывается до 50, связаны с установлением различных запретов, квот, лицензий и ограничении в сфере внешнеторговой деятельности. В действительности внешнеторговая политика любой страны основана на сочетании этих двух групп методов.

Таможенно-тарифные методы регулирования

Наиболее распространенным и традиционным способом является таможенная пошлина.

Таможенная пошлина — это косвенный налог, который взимается за товар, ввозимый или вывозимый из таможенной территории, и который не может изменяться в зависимости от двух факторов: от общего уровня налогообложения и от стоимости услуг, оказываемых таможней.

Поскольку таможенная пошлина является косвенным налогом, она влияет на цену товара. В таможенной практике товаром называется только движимое материальное имущество.

Таможенная территория — это территория, на которой контроль за экспортом и импортом осуществляет единое таможенное учреждение. Границы таможенной территории могут не совпадать с границей государства. Например, при таможенных союзах нескольких государств. Или когда по географическим условиям установление таможенного контроля не представляется возможным или удобным. Границы таможенной территории устанавливаются правительством каждой страны.

Таможенная пошлина имеет два существенных признака. Во- первых, она может изыматься только государством. И поэтому поступает в государственный (федеральный), а не местный бюджет. Во-вторых, импортная пошлина применяется к товарам иностранного происхождения. А экспортная (хотя и нетипичный вид пошлины) — к товарам отечественного производства. В связи с этим важной проблемой в таможенной практике является правильное и точное определение страны происхождения товара. Принципиальная схема таможенного тарифа выглядит следующим образом:

Код товара определяется по общепринятой в мире гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС). По способу начисления пошлины могут быть: 1) адвалорные; 2) специфические; 3) комбинированные.

Адвалорные пошлины устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товара. Специфические — в зависимости от единиц измерения товаров (за 1 т, за 1 шт., за 1 см 3 и т.п.). Комбинированная сочетает адвалорный и специфический способ начисления. Ставки таможенных пошлин связаны с различными режимами внешнеторговой деятельности. Минимальная ставка (называемая базисной) устанавливается на товары, происходящие из стран, с которыми есть договор о режиме наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Максимальная — для стран, с которыми не заключено соглашение о РНБ. Льготная, или преференциальная, ставка является самой низкой и устанавливается на товары, происходящие из ряда развивающихся стран. Кроме того, согласно мировым внешнеторговым правилам, существует группа беднейших стран, сельхозпродукция и сырье которых вообще не облагаются таможенными пошлинами.

Чем выше уровень тарифа, тем надежнее он защищает национальные фирмы. Но для того, чтобы понять, кого персонально защищает тариф, необходимо рассмотреть структуру производства.

Тариф на товар какой-либо отрасли является защитой, но только в отношении фирмы, производящей его на территории страны. Он защищает также доходы рабочих и служащих, занятых в этих фирмах и создающих «добавленную стоимость». Кроме того, тариф защищает доходы отраслей, поставляющих данной отрасли сырье и материалы.

Таким образом, тариф на товар (например, холодильники) поддерживает не только фирмы по их производству, но и рабочих фирм, поставщиков деталей. Это усложняет задачу измерения влияния тарифа на фирмы, производящие товар. На положение фирм, производящих товар, влияют также тарифы на импортные товары, представляющие для них (фирм) элементы затрат, например, импортные комплектующие.

Поэтому требуется полная модель взаимодействия спроса и предложения, одновременно охватывающая несколько отраслевых рынков. Для упрощения модели применяют другой способ измерения. Этот способ количественно оценивает воздействие всей тарифной системы на добавленную стоимость единицы продукции, выпущенной данной отраслью. При этом не меняется производство отрасли и смежников, а также цены.

Таким образом, фактический уровень защитного тарифа (the effectiv rate of protection) в отдельной отрасли определяется как величина (в %), на которую увеличивается в результате функционирования всей тарифной системы созданная в этой отрасли добавленная стоимость единицы продукции.

Фактический уровень защитного тарифа в отдельной отрасли может значительно отличаться от размера тарифа, уплачиваемого потребителем «номинального уровня защитного тарифа».

Эффективная ставка таможенной пошлины характеризует два основных принципа, которые лежат в основе общего эффекта протекционизма:

  • доходы отрасли или добавленная стоимость будут подвержены воздействию торговых барьеров, не только возводимых на пути импорта, но и действующих на рынке сырья и материалов отрасли;
  • при этом, если конечная продукция отрасли защищена более высокой пошлиной, чем ее промежуточная продукция, фактический защитный тариф превысит его номинальный уровень.

Государственное регулирование международной торговли может быть:

    односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.);

    двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.;

    многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ/ВТО), соглашения в сфере торговли стран-членов Европейского союза (ЕС). В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для мировой экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция - страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой - это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися - это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой - это товары традиционного экспорта.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

    селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

    отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

    коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

    скрытый протекционизм- осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Задача другой части методов - форсирование экспорта.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

    фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

    протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

    балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Таможенные пошлины классифицируются по способу взимания:

    адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20 % от таможенной стоимости);

    специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1 т);

    комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 т).

По объекту обложения:

    импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

    экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

    транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По характеру:

    сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

    антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

    компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

По происхождению:

    автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством экономики, финансов или торговли) и одобряются правительством;

    конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как ГАТТ/ВТО, или соглашения о таможенном союзе;

    преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1972 г. действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

По типам ставок:

    постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

    переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

По способу вычисления:

    номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;

    эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от экспортной или импортной цены товара, фиксируемой статистикой.

Таможенная стоимость товара - нормальная складывающаяся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

Таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ, т. е. практически той цены, по которой они продаются в стране отправки. Таможенная стоимость товара в западноевропейских странах - членах ЕС оценивается на базе СИФ, т. е. включает помимо цены самого товара также стоимость его страхования и транспортировки до порта назначения. Россия в вопросе определения таможенной стоимости товара стоит ближе к западноевропейским странам. За основу классификации и определения таможенной стоимости товаров обычно берется одна из международных товарных номенклатур.

Одна из наиболее распространенных в мире - вступившая в силу с 1988 г. Гармонизированная система описания и кодирования товаров - базируется на разработанных ранее Брюссельской таможенной номенклатуре и на Стандартной международной классификации ООН.

В подавляющем большинстве стран таможенные тарифы накладываются на импорт с целью повышения цены импортных товаров и защиты тем самым внутреннего рынка.

Если учесть, что тарифные ставки во всех странах дифференцированы в зависимости от того, какие товары импортируются, то особое значение приобретает определение не номинального уровня тарифной защиты, а эффективного, т.е. действительного.

Эффективная ставка тарифа-реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров.

Алгебраически действительный уровень таможенной защиты вычисляется по формуле

Эффективный уровень таможенной защиты; - номинальная ставка тарифа на конечную продукцию; - номинальная ставка тарифа на импортированные части и компоненты; A - доля стоимости импортированных компонентов в стоимости конечного продукта.

На основе расчета эффективного уровня таможенной защиты принимаются важные решения в области торговой политики. Допустим, правительство хочет защитить национальных производителей готовой продукции. Для этого необходимо сделать ставку импортного тарифа на готовую продукцию на уровне выше ставки тарифа на импорт промежуточной продукции. В результате реально существующий (эффективный) уровень таможенной защиты будет выше номинального. Если правительство ставит задачу защитить от иностранной конкуренции секторы, производящие промежуточную продукцию, но стимулировать конкуренцию в секторах, производящих готовую продукцию, то можно установить высокий импортный тариф на промежуточную продукцию, в результате чего номинальная ставка тарифа на готовую продукцию будет на деле означать более низкий, а иногда и отрицательный уровень действительной таможенной защиты.

Структура тарифов многих стран прежде всего обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов.

Тарифная эскалация - повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции.

Тарифная эскалация в развитых странах стимулирует производство сырья в развивающихся странах и консервирует технологическую отсталость, поскольку только с сырьевой продукцией, таможенное обложение которой минимально, они реально могут пробиться на их рынок. В то же время рынок готовой продукции практически закрыт для развивающихся стран в силу существенной тарифной эскалации, которая имеет место в большинстве развитых государств.

Большинство стран мира являются малыми с точки зрения мировой экономики, поскольку изменение спроса с их стороны на импортные товары не приводит к сколько-нибудь существенным сдвигам в мировой цене на них.

В результате обложения импорта тарифом в малой стране возникают две группы экономических эффектов - перераспределительные эффекты (эффект доходов и эффект передела) и эффекты потери (эффект защиты и эффект потребления):

    эффект доходов представляет собой объем увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Он исчисляется как размер импорта страны после введения тарифа, умноженный на размер таможенной пошлины. Эффект доходов не представляет собой потерю для экономики страны, но является потерей для потребителей, поскольку их доходы изымаются государством в доход бюджета. Происходит перемещение доходов из частного в государственный сектор;

    эффект передела представляет собой перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом. Вычисляется как разность между дополнительной прибылью, получаемой производителями в результате введения импортного тарифа, и его дополнительными издержками на производство дополнительного количества товара. Перераспределительные эффекты не приводят к ухудшению экономического положения страны в целом;

    эффект защиты показывает экономические потери страны, возникающие в результате необходимости внутреннего производства под защитой тарифа дополнительного количества товаров при более высоких издержках. По мере того как растет защита внутреннего рынка с помощью тарифов, все большее количество ресурсов, не предназначенных специально для производства данного товара, задействуется для его производства. Это приводит к более высоким издержкам производства по сравнению с теми, которые страна понесла бы, покупая товар по более низкой цене у иностранного поставщика. Эффект защиты возникает в результате того, что более эффективные в производстве иностранные товары замещаются на внутреннем рынке менее эффективными в производстве местными товарами;

    эффект потребления возникает в результате того, что сокращается потребление товара в результате роста его цены на внутреннем рынке.

Если импортирующая страна экономически значима, т. е. введение ею импортного тарифа может оказать воздействие на уровень мировых цен на данный товар, то воздействие импортного тарифа на ее экономику определяется следующим образом. Для большой страны импортный тариф является не столько средством защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, сколько средством улучшения своих условий торговли с внешним миром. Поведение большой страны сродни поведению монополиста, который ограничивает закупки товара, чтобы снизить его цену. Поскольку большая страна является крупным импортером товаров на мировом рынке, ограничение ее импорта с помощью импортного тарифа ощутимо снижает совокупный спрос на данный товар, в результате чего его поставщики вынуждены снижать цены. Падение цен на импортные товары при постоянном уровне цен на экспортные товары ведет к улучшению условий торговли страны. Однако и большая страна может рассчитывать на позитивный эффект импортного тарифа, только если он не перекрывается негативными эффектами потери для национальной экономики в результате его введения, которые существуют так же, как и у малой страны.

Основное различие воздействия тарифа на экономику большой и малой страны заключается в оценке перераспределительного эффекта дохода. Он вычисляется как произведение объема импорта после введения тарифа на размер импортной пошлины. Вследствие того, что иностранный поставщик, столкнувшись в большой стране с импортным тарифом, вынужден снизить свои цены, улучшая тем самым условия торговли большой страны, внутренние цены в большой стране в результате введения импортного тарифа растут на величину меньшую, чем размер самого тарифа. Эффект дохода в случае большой страны как бы распадается на две части - эффект внутренних доходов и эффект условий торговли.

    Эффект внутренних доходов - перераспределение доходов от местных потребителей в бюджет страны.

    Эффект условий торговли - перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны.

Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику большой страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

Импортный тариф несет в себе внутреннее противоречие, которое проявляется в несовпадении интересов местных производителей и потребителей. С одной стороны, производители заинтересованы в тарифе, чтобы оградиться от излишней международной конкуренции, а с другой - те же производители, которые во внерабочее время выступают потребителями, не заинтересованы в импортном тарифе, поскольку он лишает их возможности приобретать импортные товары по более низким ценам. Частично это противоречие разрешается путем использования производного инструмента таможенной политики, называемого тарифной квотой (контингентом).

Тарифная квота - разновидность переменных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа.

Экспортные пошлины накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. В большинстве развитых стран экспортного тарифа просто не существует, а в США его введение даже запрещено конституцией. Экспортный тариф применяется в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой и накладывается на товары традиционного экспорта (кофе в Бразилии, какао в Гане, нефть в России). Основными функциями экспортного тарифа в этих странах являются:

    фискальная - сбор денег в доход бюджета для финансирования расходных статей. В отдельных развивающихся странах за счет экспортного тарифа собирается до половины доходов бюджета;

    балансировочная - обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары.

В результате обложения экспорта тарифом возникают те же две группы экономических эффектов, что и при импортном тарифе, - перераспределительные эффекты (эффект доходов и эффект передела) и эффекты потери (защитный эффект и эффект потребления).

В случае большой страны, которая введением экспортных пошлин может влиять на уровень мировых цен, степень эффективности такой торговой политики в критической степени зависит от правильного определения оптимального уровня экспортной пошлины. Доход от роста мировых цен на экспортный товар должен перекрывать чистые внутренние потери, возникающие в результате введения экспортной пошлины. Крайним случаем экспортной пошлины является эмбарго (запрет) экспорта, которое использовалось, например, США по политическим мотивам в отношении таких стран, как Иран, Куба и др. Частным случаем, приводящим к экономическим эффектам, сравнимым с введением экспортной пошлины большой страной, является экспортный картель или иное объединение экспортеров. Они ставят задачу создания эффекта большой страны за счет монопольного положения на рынке определенного товара и одновременного введения пошлин на его экспорт.

По мере развития экономических реформ и укрепления национальной экономики ставки экспортного тарифа постепенно снижаются.

Введение

1 Методы государственного регулирования внешней торговли

1.1 Тарифные методы регулирования

1.2 Нетарифные методы регулирования

2 Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе

3 Особенности регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Регулирование внешнеэкономической деятельности государством принимало различные формы в течение истории; на современном этапе формы и методы воздействия на международную торговлю значительно варьируются исходя из того, какой внешнеторговой политики придерживается страна – либеральной или протекционистской. Степень и инструменты влияния правительства на экономику и, в частности, на внешнеторговую сферу, играют важнейшую роль в позиционировании страны в мировом экономическом сообществе.

Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.

Структура данной работы включает три раздела, каждый из которых решает одну из указанных задач.

Объект изучения работы – способы и степень государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность. Предметом исследования является теоретическое освещение возможных инструментов регулирования и сравнение существующих подходов к данной проблеме в Европейском Союзе и Республике Беларусь.

В процессе написания первого раздела данной работы были использованы в основном учебные пособия и теоретические статьи. При создании второго и третьего раздела применялись в основном статьи по данной тематике, а также монографии по проблеме государственного регулирования.

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Тарифные методы регулирования



C развитием мировой экономики и международных экономических связей развивались и усложнялись инструменты внешнеэкономической политики государств, превратившись к настоящему моменту в комплексную систему механизмов реализации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В рамках внешнеторговой политики как составляющей внешнеэкономической политики выделяют две группы инструментов: таможенно-тарифная система и комплекс мер нетарифного регулирования.

Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые государством в протекционистских или фискальных целях с товаров в момент пересечения ими границ. Существует несколько классификаций пошлин. Прежде всего, по объекту обложения выделяют:

импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции ;

экспортные – налог, взимаемый с экспортных товаров при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Данный вид пошлины вводится чаще всего либо в целях увеличения валового дохода, либо для создания дефицита этого товара на мировых рынках, повышая тем самым мировые цены на данный товар. В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются; Конституция США, например, даже запрещает их использование.

транзитные пошлины, которые взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и в большинстве стран мира рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей.

Любой налог на импортируемый или экспортируемый товар может взиматься в одной из следующих форм пошлины:

адвалорная – пошлина, определяемая законом как фиксированный процент от стоимости экспортируемого или импортируемого товара с учетом или без учета транспортных расходов;

специфическая – налог, определяемый как фиксированная сумма денег на каждую единицу товара (единицу измерения);

смешанная пошлина – объединение адвалорного и специфического налогов.

Адвалорная пошлина может быть подсчитана и установлена только после определения таможенной стоимости товара. Расчет же таможенной стоимости товара не всегда объективен, прежде всего, из-за неформализованности этой процедуры. Например, таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ (FOB – free on board), включающей кроме цены в стране отправки стоимость доставки товара в порт отправки, а также стоимость погрузки его на судно. Таможенная стоимость товаров в странах Западной Европы – членах Европейского союза определятся на базе цены СИФ (cost, insurance, freight – стоимость, страхование, фрахт), включающей помимо цены самого товара стоимость погрузки на судно, транспортировки из порта назначения, оплату фрахта судна и страховки товара. Такой метод определения таможенной стоимости товаров увеличивает таможенную пошлину на 5-7%. Специальная же пошлина очень проста в применении, однако, уровень защиты национальных производителей с ее помощью снижается в период инфляции и увеличивается в период дефляции, оставаясь постоянным и в том, и в другом случае для адвалорной пошлины.

Существуют также особые пошлины, которые применяются страной либо в одностороннем порядке в защитных целях от недобросовестной конкуренции со стороны торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других государств. Наиболее распространенными особыми пошлинами являются сезонные (применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера), антидемпинговые и компенсационные (накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых использовались субсидии). Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Таможенный тариф может устанавливаться на основе принципа тарифной автономии или по соглашению. В соответствии с принципом тарифной автономии страна самостоятельно фиксирует тариф и может его изменить по собственной инициативе. Конвенционные же пошлины устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего соглашения.

Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками, однако, применяются и переменные – тарифы, ставки которых могут изменяться в установленных правительством случаях. Такие тарифы используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. Страны могут использовать тарифную квоту – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Несомненной тенденцией современной мировой экономики является ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения товаров и услуг. Так, с конца 40-х тарифы на ввоз промышленных товаров в развитые страны снизились на 90% - в среднем до 4%. . Нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков – ЕС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы. Однако на этом фоне легко заметить и противоположное явление – «двойные стандарты» развитых стран по отношению к развивающимся. Развитые страны, декларируя незыблемость принципов свободы торговли и требуя от других их неукоснительного исполнения, на практике повышают тарифы на импорт тех товаров, в торговле которыми развивающиеся страны могли бы иметь сравнительное преимущество, – продукцией трудоемких отраслей промышленности и сельского хозяйства. По подсчетам, развивающиеся страны ежегодно теряют до 50 млрд. долл. вследствие тарифной политики, проводимой развитыми государствами . Выходя на мировой рынок, первые сталкиваются с тарифами, в четыре раза более высокими, чем платят вторые. Следовательно, снижение уровня таможенных пошлин вовсе не означает ликвидации регулирования.

2. Нетарифные методы регулирования

Степень воздействия государства на внешнюю торговлю в последние годы возросла во многом благодаря нетарифным ограничениям. Эти ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

o во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами, и, следовательно, объем и методика их применения полностью определяются национальным законодательством страны;

o во-вторых, они позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках определенного срока, что более удобно в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

o в-третьих, применение нетарифных методов не влечет дополнительного налогового бремени для субъектов ВЭД. Тем не менее, они связаны с иными расходами участников внешней торговли (например, внесение платы за получение лицензии), что, несомненно, отражается на конечной цене товаров, предлагаемых потребителю.

Среди нетарифных методов регулирования торговли выделяют количественные, скрытые и финансовые методы.

Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включают квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квотирование – ограничение количества или стоимости объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из нее (экспортная квота) за определенный период. Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензированную торговлю.

Лицензирование может быть самостоятельным инструментом государственного регулирования; в этом случае лицензия выдаются в форме разовой, генеральной, глобальной или автоматической. Основными способами распределения импортных лицензий являются аукцион на конкурентной основе и система явных предпочтений. Самым выгодным для страны и самым справедливым способом распределения лицензий является аукцион. В результате открытого аукциона устанавливается такая цена на импортные лицензии, которая приблизительно равняется разнице между ценой импортера и самой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан импортный товар. Однако в реальности аукционы редко проводятся открыто и лицензии распределяются на коррупционной основе. В соответствии с системой явных предпочтений правительство закрепляет лицензии за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально размерам структуре спроса со стороны национальных импортеров.

«Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт. По сути «добровольные» экспортные ограничения представляют собой ту же квоту, только устанавливаемую не импортером, а экспортером. Зачастую экспортирующие страны находят обходные пути, а именно: переключаются на категории товаров, не подвергающиеся ограничениям; образуют предприятия за границей.

Наряду с количественными методами торговой политики существенную роль в настоящее время играют разнообразные методы скрытого протекционизма. По некоторым оценкам существует несколько сотен скрытых методов, с помощью которых страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. Наиболее распространенные из них:

· технические барьеры – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров и многое другое;

· внутренние налоги и сборы – скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке;

· политика в рамках государственных закупок – требование от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже не смотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных;

Другими примерами скрытых методов ограничения торговли могут служить требования о содержании местных компонентов или получение «статуса страны с рыночной экономикой».

К финансовым методам регулирования торговли относятся субсидирование, экспортное кредитование и демпинг. Они направлены на снижение стоимости экспортируемого товара и, следовательно, повышение его конкурентоспособности.

Экспортная субсидия – это льготы и бюджетные выплаты экспортерам для расширения вывоза товаров. Правительство может также субсидировать отрасли, конкурирующие с импортом. Благодаря субсидиям экспортеры могут продавать свою продукцию на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем. Однако, увеличение экспорта сокращает количество товаров на внутреннем рынке и приводит к повышению внутренних цен, а вслед за этим снижается спрос. Кроме того, субсидии увеличивают расходы бюджета; в конечном результате, потери страны превышают прибыли.

Скрытое субсидирование экспортеров выражается через предоставление льгот по уплате налогов, через льготные условия страхования и различные виды экспортного кредитования.

Распространенной формой конкурентной борьбы является демпинг, заключающийся в продвижении товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах, или даже ниже издержек. Демпинг может стать следствием внешнеторговой политики государства, если экспортер получает субсидию.

Как экспортные субсидии, так и демпинг в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Национальные антидемпинговые законодательства многих стран позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта преднамеренного демпинга.

Наиболее жесткой формой ограничения внешней торговли являются экономические санкции. Примером может служить торговое эмбарго, то есть запрещение ввоза в страну или вывоза из нее каких-либо товаров. Эмбарго вводится обычно по политическим мотивам – иногда даже несмотря на то, что это наносит ущерб самой стране-инициатору.

Особым режимом таможенно-тарифного регулирования является Общая система преференций. Суть ее состоит в предоставлении промышленно развитыми странами в одностороннем порядке тарифных льгот при импорте товаров из развивающихся стран. Система призвана способствовать экономическому росту развивающихся стран.

Тарифные и нетарифные методы воздействия государства на внешнюю торговлю широко используются многими странами. Для обоснования этих методов сторонники протекционизма приводят ряд доказательств, многие из которых, однако, могут быть опровергнуты.

Сторонники протекционизма считают, что ограничение импорта необходимо, чтобы поддержать отечественных производителей и сохранить рабочие места, что должно обеспечить социальную стабильность. Но с другой стороны, ограничивая конкуренцию, создаются условия для сохранения неэффективного производства. Обычно говорят, что протекционизм необходим для защиты молодых отраслей промышленности, которым требуется время, чтобы окончательно сформироваться и укрепить свои позиции на рынке. Однако определить действительно перспективные отрасли с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны достаточно трудно. Кроме того, протекционизм снижает стимулы к повышению эффективности, и в результате становление отрасли может затянуться.

Протекционистская политика часто проводится для пополнения доходов бюджета; эта практика популярна в странах, где еще не сформировалась эффективная налоговая система. Но поступления в бюджет будут зависеть от эластичности спроса на импорт по цене, и, следовательно, чем эластичнее будет спрос, тем больше возрастут доходы государства при ослаблении защиты.

Другим отрицательным последствием протекционизма является закономерная ситуация, когда такая политика, проводимая одной страной, вызывает ответную реакцию со стороны других, что усиливает конъюнктурные колебания на мировом рынке.

Тарифные меры приводят к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифов вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Наиболее распространенной формой государственного регулирования внешнеторговой деятельности является тариф, однако, в настоящее время наблюдается усиление значения и появления новых разнообразных форм нетарифного ограничения импорта и стимулирования экспорта. Несмотря на то, что следствием любой таможенной защиты является снижение совокупного благосостояния нации, все страны мира применяют те или иные торговые ограничения. Между тем при некоторых условиях использование тарифа может оказаться более эффективной мерой, чем экономическая пассивность. Важным является нахождение оптимального импортного тарифа для государства, потребителя и производителя.

Тарифные методы регулирования внешней торговли - это установление тарифных квот и таможенных пошлин (регулируется преимущественно импорт). Все прочие мето­ды -нетарифные.

Нетарифные методы подразделяются на количествен­ные - квотирование, лицензирование, ограничения; скры­тые - госзакупки, технические барьеры, налоги и сборы, требование о содержании местных компонентов; финансо­вые - субсидии, кредитование, демпинг (для экспорта).

Таможенный тариф - перечень товаров и система ставок, по которым они облагаются пошлинами.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взи­маемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
1.фискальную;
2.протекционистскую;
3.балансировочную (для предотвращения экспорта нежелательных товаров)

Классификации таможенных пошлин. (не обязательно, мне кажется)

По способу взимания:
- адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
-специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1т);
- комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1т).

По объекту обложения:
- импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
- экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
- транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По характеру:
- сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
- антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
- компенсационные - пошлины, накладываемые нa импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

По происхождению:
- автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений государственной власти. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются сответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
- конвенционные (договорные) пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГЛТГ), или соглашений о таможенном союзе;
- преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

По типам ставок:
- постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
- переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление.


Введение

Существует две экономических концепции в подходе к мировым связям и соответственно два направления в государственной внешнеэкономической политике - протекционизм и фритредерство (концепция свободной торговли). Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта. Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.

Для национальных экономик большая открытость либерализация торговли характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала. И, напротив, в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма.

Внешнеэкономическая политика - это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической политики.

Все множество инструментов, которое есть в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности, можно условно разделить на три большие группы:

Таможенные тарифы;

Нетарифные ограничения;

Формы стимулирования экспорта.

Уже из названия видно, что все они имеют изначально протекционистскую направленность. Государство увеличивает или уменьшает эту направленность в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах, и действующих международных правил. Это касается и такой важнейшей составной части государственного регулирования внешнеэкономической сферы, как тарифное регулирование.

1.Регулирование внешней торговли

Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.

Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Основными целями внешнеторговой политики являются:

    обеспечение экономического роста;

    изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;

    выравнивание структуры платежного баланса;

    обеспечение стабильности национальной валюты;

    сохранение политической и экономической независимости страны;

    обеспечение страны необходимыми ресурсами.

Современная внешнеторговая политика - это взаимодействие двух форм :

    протекционизма - политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков; в своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно.

    либерализации , связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей; проведение политики свободной торговли (фритредерство ) позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена.

В реальной действительности политика фритредерства так же, как и политика протекционизма, в чистом виде не проводится, а действует как тенденция. В мировой торговле господствуют смешанные формы внешнеторговой политики , предполагающие взаимодействие двух вышеназванных тенденций, каждая из которых преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли.

В 50-60-е гг. преобладали тенденции к либерализации, а в 70-80-е гг. отмечена волна «нового» протекционизма . Под неопротекционизмом подразумеваются ограничения на международную торговлю, вводимые странами в дополнение к традиционным формам ограничения нежелательного импорта товаров. В числе приемов дополнительного давления на экспортеров товара в данную страну используются договорно-экономические механизмы «добровольного ограничения экспорта», «упорядоченных торговых соглашений», навязываемые фирмам-экспортерам. В 90-е гг. в мировой торговле доминировала политика свободной торговли.

Если говорить о равнодействующей тенденции, то результатом становится либерализация международной торговли при большей гибкости протекционистских барьеров.

Но развиваются и тенденции протекционизма:

    Протекционизм приобретает региональный характер. В группировках происходит либерализация обмена, вводятся особые условия внутрирегионального внешнеторгового обмена, что усиливает дискриминационный режим в отношении третьих стран.

    Новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта - в ориентации на менее заметные меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования. Сочетание протекционизма и фритредерства во внешнеторговой политике в области экспорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта.

Промышленно развитые страны используют:

    прямое субсидирование экспорта (например, на сельскохозяйственные товары);

    экспортное кредитование (значительных по стоимости товаров, охватывает до 15% объема экспорта);

    страхование экспортных поставок (до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование от политических, военных, др. рисков).

В зависимости от конкретных целей внешнеторговой политики государства используют различные ее инструменты или различное сочетание последних. Применяемые во внешней торговле инструменты объединяются в 2 основные группы :

    тарифные ограничения (таможенные пошлины);

    нетарифные ограничения.

2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли

Тарифные методы регулирования внешней торговли - это установление тарифных квот и таможенных пошлин (регулируется преимущественно импорт). Все прочие мето­ды - нетарифные.

Относительно открытым считается торговый режим, при котором средний уровень импортных таможенных обложе­ний - менее 10%, а квотированных - менее 25% импорта.

Нетарифные методы подразделяются на количествен­ные - квотирование, лицензирование, ограничения; скры­тые - госзакупки, технические барьеры, налоги и сборы, требование о содержании местных компонентов; финансо­вые - субсидии, кредитование, демпинг (для экспорта).

    Таможенный тариф - перечень товаров и система ставок, по которым они облагаются пошлинами.

    Таможенная пошлина - обязательный взнос, взи­маемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

    фискальную;

    протекционистскую;

    балансировочную (для предотвращения экспорта нежелательных товаров).

Классификации таможенных пошлин.

По способу взимания:

Адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

Специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1т);

Комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1т).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу н применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамкаходной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60долл., при падении цены товара до 100 долл. - сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товарa на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Посколькy цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотблениям. Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортныхцен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

По объекту обложения:

Импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

Экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

Транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По характеру:

Сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

Антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

Компенсационные - пошлины, накладываемые нa импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

По происхождению:

Автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается ввиде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются оответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

Конвенционные (договорные) пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГЛТГ), или соглашений о таможенном союзе;

Преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

По типам ставок:

Постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственнoй власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственнoi. власти случаях (при изменении уровня мировых или внугренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление.

По способу вычисления:

Номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представленне об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара.

Таможенная стоимость товара - нормальная, скла­дывающаяся на открытом рынке между независимым про­давцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи тамо­женной декларации.

Таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ, т. е. той цены, по которой они продаются в стране отправки.

В ЕС таможенная стоимость товара оценивается на базе СИФ, т. е. пошлина цены товара включает цену транспор­тировки до порта назначения и цену страхования.

В Российской Федерации таможенный тариф основы­вается на принятой в международной практике системе клас­сификации товаров.

Таможенная стоимость определяется декларантом под контролем таможенных органов. Основным методом опре­деления таможенной стоимости считается метод по цене сделки с ввозимым товаром.

При определении таможенной стоимости в цену сделки помимо цены самого товара включаются:

    расходы по доставке товара до места ввоза;

    расходы покупателя;

    цена сырья, материалов и т. д., предоставленных по­купателем продавцу для производства экспортного товара;

    лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель дол­жен осуществлять в качестве условия продажи импорт­ных товаров;

    доход продавца от последующих перепродаж, пе­редачи или использования импортируемых товаров на тер­ритории РФ.

Тарифная эскалация - повышение уровня таможен­ного обложения товаров по мере роста степени их переработ­ки - применяется в целях защиты национальных произво­дителей готовой продукции, стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов. Для развивающихся стран характерен ры­нок сырьевой продукции, таможенное обложение которой минимально по сравнению с готовыми товарами.

В результате введения любой страной тарифа возника­ют, экономические эффекты перераспределения (эффекты до­хода и передела) и потери (эффекты защиты и потребления).

Эффект дохода - увеличение доходов бюджета: про­исходит перемещение доходов из частного сектора в госу­дарственный.

Эффект передела - перераспределение доходов от по­требителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом.

Эффект защиты - экономические потери страны, воз­никающие в результате необходимости внутреннего произ­водства, под защитой тарифа, дополнительного количества товаров при более высоких издержках.

Эффект потребления возникает в результате сокраще­ния потребления товара из-за роста его цены на внутрен­нем рынке.

Для большой страны характерен эффект условий тор­ говли - перераспределение доходов от иностранных про­изводителей в бюджет этой страны в результате улучше­ния условий торговли.

Импортный тариф оказывает потенциальное воздей­ствие на экономику большой страны, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективно­сти внутреннего производства по сравнению, с мировым и сокращения внутреннего потребления товара. Только боль­шая страна может повлиять на уровень мировых цен и обес­печить себе некоторый экономический эффект за счет улуч­шения своих условий торговли. В любом случае необходи­ма оптимальная ставка тарифа.

Оптимальная ставка тарифа - это уровень тари­фа, обеспечивающий максимизацию национального эконо­мического благосостояния.

Данная ставка всегда относительно невелика. Оптималь­ный тариф ведет к экономическому выигрышу одной стра­ны и к потерям мировой экономики в целом, так как он слу­жит перераспределению доходов от одной страны к другой.

Страны могут использовать тарифную квоту - раз­новидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара. При импорте в пре­делах определенного количества он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определен­ного объема импорт облагается по более высокой, сверх­квотной ставке тарифа.

Сторонники тарифов обосновывают их введение не­обходимостью защиты неокрепших отраслей националь­ной промышленности, стимулирования отечественного про­изводства, увеличения доходов бюджета и обеспечения национальной безопасности. Противники считают, что та­рифы снижают уровень экономического благосостояния страны и подрывают мировую экономику, ведут к торго­вым войнам, увеличивают налоги, уменьшают объем экс­порта и сокращают занятость.

Административной формой нетарифного государствен­ного регулирования торгового оборота являются количе­ственные ограничения, включающие квотирование (кон­тингентирование), лицензирование и добровольное огра­ничение экспорта.

Квота - количественная мера ограничения экспорта
или импорта товара определенным качеством или суммой
на определенный промежуток времени.

По направленности квоты делятся на экспортные и им­портные. По охвату квоты делятся на глобальные, которые устанавливаются на определенный период времени для обес­печения необходимого уровня внутреннего потребления, и индивидуальные - установленные в рамках глобальной кво­ты, носящие временный характер.

Лицензирование - это регулирование внешнеэко­номической деятельности через разрешения, выдаваемые
государственными органами на экспорт или импорт това­ра в установленных количествах за определенный проме­жуток времени.

Лицензии могут быть разовыми - сроком до 1 года на одну сделку; генеральными - на срок до 1 года без ограничения количества сделок; глобальными - на определенный срок для ввоза или вывоза товара в любую страну мира; автоматическими (выдаются немедленно).

Механизмы распределения лицензий разнообразны: аук­ционы; система явных предпочтений - закрепление за фир­мами лицензий согласно их доле импорта; распределение лицензий на внеценовой основе - выдача правительством лицензий наиболее эффективным фирмам.

Добровольное ограничение экспорта - количе­ственное ограничение, основанное на обязательстве ограни­чить или не расширять объем экспорта под политическим давлением со стороны импортера.

Существует множество методов скрытого протекциониз­ма, в их числе: технические барьеры - требование соблюде­ния национальных стандартов; внутренние налоги и сборы; политика в рамках госзакупок (требование покупки товаров у национальных фирм); требование о содержании местных ком­понентов (устанавливает долю продукта, произведенного на­циональными производителями для продажи на внутреннем рынке); требование о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм и др.

Наиболее распространенными финансовыми метода­ми торговой политики являются субсидирование, креди­тование и демпинг.

    Субсидии - это денежные выплаты, направленные на поддержку национальных экспортеров и косвенную дис­криминацию импорта. Субсидирование национального про­изводства считается предпочтительной формой налоговой политики по сравнению с импортным тарифом и квотой.

    Крайним случаем субсидирования экспорта является демпинг - продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в странах-импортерах.

В рамках ВТО признанной основой международной тор­говли является режим наибольшего благоприятствования.

Заключение

Мировое хозяйство - наиболее динамичная область экономики. Однако Россия еще недостаточно "встроена" в систему международного разделения труда и международной торговли.

Рыночная реформа открыла перед Россией возможность всестороннего включения в мировое хозяйство. Но чтобы приспособиться к законам мирового рынка, их надо прежде всего изучить, понять, чем руководствуются в своей практике наши экономические партнеры, каковы принципы деятельности многообразных международных экономических организаций.

Защитой национальной экономики от чрезмерного натиска импортных товаров осуществляется прежде всего таможенное регулирование товаропотоков.

Сегодня существуют два основных метода регулирования внешней торговли: тарифны и нетарифный. Главным отличием тарифного метода является его постоянность, то есть тарифные пошлины действуют все всегда. Нетарифные методы применяются периодически, когда это необходимо государству.

Список литературы

    Симионов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения / Ю.Ф. Симонов, О.А. Лыкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 504 с.

    Международные экономические отношения: Учебник / А.И. Евдокимов и др. - М.: ТК Велби, 2003. - 552 с.

    Мировая экономика: Учебник / Под ред. Проф. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2005. - 734 с.

    Мировая экономика: Учеб. пособие / Под ред. проф. Николаевой И.П. - 2-е изд., перер. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 575 с.

Регулирование внешней торговли (4)Реферат >> Экономика

Союза. 1.2 Нетарифные методы регулирования внешней торговли По сравнению с тарифными методами , наиболее расширенными формами и методами регулирования внешнеторговой деятельности являются нетарифные ограничения...

  • Государственное регулирование внешней торговли , понятие, методы регулирования . Внешнеторговая по

    Реферат >> Экономика

    ... регулирование внешней торговли Государственное тарифное регулирование внешней торговли Секретариат Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) в качестве методов государственного регулирования внешней торговли рассматривает тарифные и нетарифные ...

  • Нетарифные методы таможенного регулирования , сущность и классификация, количественные ограничени

    Контрольная работа >> Таможенная система

    3. Классификация нетарифных методов регулирования .....................................8 4. Административные меры..................................................................................11 5. Роль нетарифных методов регулирования внешней торговли ...



  • Справочники