Таможенно тарифные и нетарифные методы регулирования вэд. Меры нетарифного регулирования. По товарном обращению

Все работоспособное население страны должно уплачивать налоги, причем их суммы часто зависят от статуса конкретного лица. Российское законодательство различает резидентов и нерезидентов. Определим, кто такой резидент и как это отражается на его декларации.

В чем разница статусов

Знать, какой статус имеется у конкретного физического лица, нужно для того, чтобы правильно рассчитать налоги. Резидент и нерезидент – в чем отличие между ними с точки зрения фискальной службы, можно определить на основе следующих положений:

  • Налоговым кодексом предусмотрены ставки НДФЛ для резидентов 13%, нерезидентов – 30%. Разница вполне ощутимая.
  • имеют право на различные налоговые вычеты, у нерезидентов, соответственно, таких прав нет.
  • Нерезиденты облагаются налогами только на те доходы, которые получены на территории страны, резиденты должны уплатить налог с дохода не только от отечественных источников, но и иностранных.

Поэтому важно знать, является ли организация резидентом, к примеру, если это ваш клиент и вы оказываете ей услугу: будет ли сделка облагаться налогом, зависит от статуса вашего клиента.

Для физических лиц

Как определить, резидент или нерезидент перед вами? Налоговым резидентом, согласно 207 статье НК РФ, является лицо, которое в период с 1 января по 31 декабря более 183 дней находится на территории РФ. Краткосрочные поездки за границу (длительностью до 6 месяцев) не учитываются и постоянного пребывания в РФ не прерывают.

Соответственно, если количество дней, проведенных в России, меньше, то налоговым резидентом вы уже не являетесь, при этом длительность вашего пребывания на территории страны за прошлые годы не учитывается. Таким образом, статус резидента можно менять хоть каждый год. Поскольку налоги высчитываются за определенный период (год), то и окончательное определение статуса также будет происходить в конце календарного года.

Гражданство

Поскольку в Налоговом кодексе ничего не сказано о наличии гражданства у физического лица, сделаем вывод, что к резидентам относятся не только россияне, но и иностранцы, постоянно или большую часть времени проводящие в РФ. Таким образом, наличие или отсутствие гражданства (или вида на жительство) не влияет на определение резидентского статуса, главное – фактическое местонахождение.

Как определить

Каким образом можно установить, где преимущественно находится гражданин, в стране или за рубежом? Поскольку однозначный алгоритм определения в законе не прописан, банковские работники и бухгалтерия пользуются разными документами: например, загранпаспортом, в котором имеются отметки о пересечении границы, авиабилетами, справками с места работы или трудовым договором.

  • граждан РФ, имеющих регистрацию в пределах РФ;
  • иностранцев, имеющих вид на жительство (временный или постоянный);
  • иностранцев, имеющих регистрацию в РФ и трудовой договор, заключенный не менее, чем на 183 дня.

Если нужно определить статус юридического лица, принимаются во внимание такие данные, как место регистрации, местонахождение центра управления, постоянного представительства.

При начислении зарплаты

Непосредственное практическое значение имеет определение этого статуса при начислении заработной платы иностранным работникам. Например, иностранец заключил договор на год, приступил к работе. В первое полугодие он должен уплачивать налоги как нерезидент, то есть 30%.

Когда иностранный гражданин становится резидентом (через полгода работы), ставка должна понизиться до 13%, но этого не происходит, так как перерасчет налоговой суммы будет производиться только к концу года. Именно тогда нужно предоставить в налоговую службу документы, подтверждающие новый налоговый статус работника. А с нового года этот работник уже будет платить налог по соответствующей ставке.

Валютные операции

Чтобы внести ясность в этот вопрос, рассмотрим, чем отличается валютный резидент от налогового. Дело в том, что валютное и налоговое законодательства в России – это две совершенно разные отрасли права, они регулируются разными статьями Конституции. Следовательно, могут иметь собственный понятийный аппарат.

Из Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле можно узнать, что валютными резидентами считаются:

  • граждане РФ, за исключением тех граждан РФ, которые не меньше года проживают за границей по визе или виду на жительство;
  • иностранцы, проживающие в РФ по виду на жительство.

А нерезидентами являются все те, кто не подходит под это определение.

Так что один и тот же человек может являться резидентом налоговым и валютным нерезидентом.

Полномочия

Как следует из названия, статус валютного резидента влияет на полномочия в проведении операций с валютой на территории страны.

Валютные резиденты могут без ограничений открывать валютные вклады в банках страны, нерезиденту сделать этого нельзя.

Верно и обратное: резидент не может открывать валютные счета в иностранных банках, не уведомив об этом российскую налоговую службу.

То есть, если вы поедете за границу и сразу решите там открыть валютный счет, это будет являться нарушением, которое в России обернется для вас крупным штрафом. Но стоит только пожить за границей в течение года, и вот вы уже нерезидент и можете открывать какие угодно счета за рубежом.

Совершать сделки с использованием валюты нерезидентам разрешено, резидентам – запрещено. Исключение составляют магазины беспошлинной торговли, оплата международных перевозок, оплата налогов.

Иностранные поступления

Итак, мы знаем, что лицо как юридическое, так и физическое может быть валютным и налоговым нерезидентом. От его статуса зависит, какой налог вы уплатите с дохода от сделки, каким образом должны поступать средства на ваш расчетный счет и в какой валюте.

Взнос в уставной капитал

Часто встречается ситуация, когда средства от компании, зарегистрированной за рубежом, должны прийти на счет отечественного юридического лица для оплаты его уставного капитала. Как правило, речь идет о валюте. Иначе говоря, ожидается взнос нерезидента в уставный капитал резидента. Правомочна ли такая операция и куда должны поступить деньги?

Согласно банковским правилам, уставной капитал компании-резидента может формироваться только в рублях. А валютные операции запрещены только между резидентами. Поэтому нерезидент без каких-либо ограничений может перевести валюту на накопительный счет, открытый на имя одного из учредителей фирмы. А после регистрации предприятия средства конвертируются и перечисляются на ее счет.

Оказание услуг нерезиденту

Все последующие поступления от нерезидента можно оформить договором на оказание услуг. Это может быть разработка программного обеспечения, консультационные, бухгалтерские, маркетинговые, рекламные услуги. Причем имеет значение и место их оказания. Если фирма-нерезидент не имеет представительств в России, то все подобные виды услуг будут считаться оказанными за пределами РФ. Такие поступления налогом не облагаются. Оказание услуг нерезиденту на территории РФ облагается налогом на добавленную стоимость в обычном порядке.

Нерезидент в России: видео

Резидент РФ - физическое либо юридическое лицо, имеющее регистрирацию в России и полностью подчиняется ее национальному законодательству. В основном данный термин используется в налоговых и

В некоторых государствах в качестве резидентов принимаются иностранные граждане или организации, которые имеют все права и обязанности в стране их функционирования либо пребывания.

Резидент Российской федерации - это:

Физические лица - граждане России. Исключение составляют те граждане Российской Федерации, которые признаются как постоянно проживающие в другом иностранном государстве в соответствии с действующим законодательством последнего.

Иностранные граждане либо которые проживают постоянно на в соответствии с видом на жительство, который предусмотрен законодательством РФ.

Юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством РФ.

Созданные на основании законодательства РФ филиалы, а также представительства юридических лиц, при этом находящиеся за пределами российской территории.

И дипломатические представительства РФ, а также другие официальные российские представительства, которые находятся за пределами ее границ. Сюда же могут быть отнесены постоянные представительства РФ при межправительственных и межгосударственных организациях.

Как указывалось выше, рассматриваемое понятие наибольшим образом используется в налоговых отношениях. Поэтому попробуем разобраться в том, кто такой резидент РФ, каким образом порядок налогообложения его доходов отличается от такового для лиц, у которых нет данного статуса.

В основном существует мнение, что человек при наличии российского гражданства уже является ее резидентом. Однако это не так. Соответствующий статус присваивается только на основании сроков пребывания этого гражданина на российской территории.

Так, резидент РФ - гражданин России, а может, гражданин другого государства, который находится на российской территории свыше 183 дней в течение последовательных 12 месяцев (календарных). Необходимо учесть, что российское нахождение не прерывается, если выезды за границу были кратковременными (до шести месяцев) с целью обучения или лечения. В противном случае этот гражданин - нерезидент.

Как и в любом правиле, здесь есть свои исключения. Независимо от продолжительности нахождения на территории, резидент РФ может быть представлен следующими категориями граждан:

Военнослужащие-россияне, проходящие службу в иностранных государствах;

Находящиеся в командировках за пределами российской территории.

А вот лицам, являющимся сотрудниками торговых представительств либо консульств, определяется их статус в общем порядке.

Стандартному, принятому в соответствии с действующим законодательством налогообложению подвергается резидент РФ. Определение налоговой базы, по которой осуществляется взимание налогов, а также установленные налоговые ставки позволяют налогоплательщику воспользоваться определенными социальными, стандартными и некоторыми имущественными вычетами.

Тарифные методы регулирования внешней торговли - это установление тарифных квот и таможенных пошлин (регулируется преимущественно импорт). Все прочие мето­ды -нетарифные.

Нетарифные методы подразделяются на количествен­ные - квотирование, лицензирование, ограничения; скры­тые - госзакупки, технические барьеры, налоги и сборы, требование о содержании местных компонентов; финансо­вые - субсидии, кредитование, демпинг (для экспорта).

Таможенный тариф - перечень товаров и система ставок, по которым они облагаются пошлинами.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взи­маемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
1.фискальную;
2.протекционистскую;
3.балансировочную (для предотвращения экспорта нежелательных товаров)

Классификации таможенных пошлин. (не обязательно, мне кажется)

По способу взимания:
- адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
-специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1т);
- комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1т).

По объекту обложения:
- импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
- экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
- транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По характеру:
- сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
- антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
- компенсационные - пошлины, накладываемые нa импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

По происхождению:
- автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений государственной власти. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются сответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
- конвенционные (договорные) пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГЛТГ), или соглашений о таможенном союзе;
- преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

По типам ставок:
- постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
- переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление.

Инструменты государственного регулирования делятся: тарифные (те, что основаны на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (все прочие методы).

Таможенный тариф – это 1) инструмент торговой политики и государственного регулирования внешнего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; 2) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товаром, перемещаемым через таможенную границу.

Таможенная пошлина – обязательный взнос взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта и экспорта.

Нетарифные методы регулирования международной торговли: количественные, скрытые, финансовые.

18.Виды таможенных тарифов и их классификации.

Функции таможенных пошлин: фискальная, протекционистская(защитная), балансировочная.

Классификация таможенных пошлин:

Адвалорные(начисляются в % к там. стоимости облагаемых товаров)

Специальные(начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара)

Комбинированные(сочетают оба названные вида)

Альтернативные(применяются согласно решению там. органов. Адвалорная и специал. ставка обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наиболее абсолют. суммы для каждого конкретного случая.

Таможен. стоимость товара- цена товара, складыв. на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи там. декларации.

По объекту обложению : импортные, экспортные, импортные, транзитные.

По типам ставок: постоянные(там тарифы, ставки которых единовременно установлены органами гос. власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств), переменные(там. тариф. ставки которого могут изменяться в установленных гос. органами случаях)

По способу вычисления : номинальные(тариф. ставки, указанные в таможенном тарифе), эффективные (реальный уровень там. пошлин на конечные товары, вычисл. с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров)

По происхождению : автономные, конвенционные(договорные), преференциальные.

19. Нетарифные методы регул. Внешней торговли.

Колич-ные ограничения – административная форма нетариф. гос. Регулирования товар. оборота, определяющая кол-во и номенклатуру товаров разрешенных к экспорту и импорту.

Квотирование – ограничение в колич-ном или стоим-ном выражении объема прод-ции разрешенной к ввозу в страну (импортная) или к вывозу из страны (экспортная) за определ. период.

По направленности действия квоты делят: экспортные и импортные

По охвату действия: глобальные индивидуальные

Лицензирование – регулир-ние внешнеэконом. деят-ти через разрешение, выдаваемое гос. органами на экспорт или импорт товара.

Формы лицензий:

Разовая лицензия

Генеральная

Глобальная

Автоматическая.

«Добровольное» ограничение экспорта – колич-ное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официал. соглашения.

Методы скрытого протекционизма:

Технические барьеры

Внутренние налоги и сборы

Политика в рамках гос. закупок

Требования о содержании местных компонентов

Фин-вые методы внешнеторг. политики:

Субсидии – денеж. выплата, направ-ная на поддержку нац. Производителей. Бывают: прямые и косвенные.

Торговое эмбарго – запрещение гос-вом ввоза в какую-либо страну или вывоз из какой-либо страны товаров.



Закрытие ИП