Таможенно тарифное регулирование выступает. Функциями современного таможенного тарифа могут быть регулирующая и фискальная. Особый интерес вызывает налоговое регулирование коммерческих операций между налогоплательщиками стран-участниц

ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Деятельности.

Методы государственного регулирования внешнеторговой

Методы регулирования ВЭД многочисленны и разнообразны. Все способы регулирования внешней торговли можно укрупненно разделить на две группы, закрепленные в законодательстве: экономические и административные.

Экономические средства влияют на внешнюю торговлю через механизм цен, делая товары более дорогими и, тем самым, менее конкурентоспособными. Административные методы регулирования действуют прямым образом, препятствуя проникновению массы иностранных товаров на внутренний рынок.

В соответствии с классификацией ВТО все эти методы группируются по-другому и делятся на таможенно-тарифное и нетарифное регулирование.

Объективно существует, также, третья группа методов регулирования - торгово-политические методы, оказывающие в большей степени косвенное воздействие, создающие общую инфраструктуру для благоприятного развития ВЭД.

Схема методов госрегулирования внешнеторговой деятельности – на рисунке:

К числу основных понятий, используемых в системе таможенного ре­гулирования, относятся следующие.

Товары - любое движимое имущество, в том числе валюта, виды энер­гии, транспортные средства (кроме используемых для международных перевозок) и др. К числу российских товаров относятся товары, происхо­дящие из РФ либо выпущенные для свободного обращения на ее терри­тории. Все прочие товары считаются иностранными. В зависимости от вида товаров к ним применяются различные таможенные правила.

Декларант - лицо, имеющее лицензию на право декларирования това­ров на таможне (то есть способное выступать участником таможенных про­цедур). Декларантом может быть лицо, перемещающее товары через гра­ницу (то есть экспортер или импортер), либо посредник, обладающий ли­цензией и предъявляющий товары на таможне от своего имени (взимая за свои услуги плату с импортера или экспортера). Признание предприятия в качестве декларанта производится таможенным органом, в зоне действия которого оно находится, с подтверждением его свидетельством ГТК.

Таможенный режим - совокупность правил, в соответствии с которы­ми товары перемещаются через границу. От него зависят порядок оформ­ления и размер таможенных платежей. При перемещении товаров через границу декларант выбирает вид таможенного режима самостоятельно, в зависимости от установленных для каждого из них условий.

Таможенное оформление заключается в процедуре помещения товаров под определенный таможенный режим.

Виды таможенных режимов



Для регулирования различных форм перемещения товаров через гра­ницу РФ Таможенный кодекс определяет 15 таможенных режимов. Рас­смотрим их последовательно.

Выпуск товаров для свободного обращения предусматривает ввоз това­ров на таможенную территорию России без обязательства их обратного вывоза. Необходимым условием выпуска является уплата импортером та­моженных платежей.

Реимпорт - ввоз товаров, ранее вывезенных из России, без взимания таможенных платежей. Для помещения под данный режим товары должны ввозиться в неизменном состоянии не позднее 10 лет с даты их вывоза.

Транзит - перемещение товаров между двумя таможенными пункта­ми РФ под таможенным контролем без взимания таможенных платежей. При этом товары должны оставаться в неизменном состоянии, запреща­ется их использование в коммерческих целях. Таможенные органы уста­навливают также обязательный срок прибытия в таможню назначения.

В режиметаможенного склада ввезенные товары хранятся без взима­ния таможенных платежей, а товары, предназначенные для экспорта, - с предоставлением льгот. Срок хранения не должен превышать трех лет, после чего необходимо поместить товары под другой режим.

Магазин беспошлинной торговли открывается российскими юридичес­кими и физическими лицами по лицензии ГТК. Товары продаются без взимания таможенных платежей.

Переработка товаров на таможенной территории - ввозимые иностран­ные товары перерабатываются в целях последующего экспорта. При этом ввозные пошлины возвращаются плательщику, а экспортные пошлины не взимаются. Переработка включает в себя изготовление товаров, мон­таж, сборку, ремонт, собственно переработку (например, сырья). Данный режим требует получения лицензии таможенного органа.

Если целью переработки иностранных товаров являются их последу­ющий выпуск для обращения на территории РФ или помещение под дру­гой режим - используется режимпереработки товаров под таможенным контролем. Его условия аналогичны предыдущему режиму.

Привременном ввозе (вывозе) товаров допускается их использование в России (и за ее пределами) в течение установленного срока (не более двух лет). Данная операция требует разрешения таможенного органа и предо­ставления обязательства об обратном вывозе (ввозе). Временно исполь­зуемые товары полностью или частично освобождаются от таможенных платежей.

В свободную таможенную зону (создаваемую по решению Правитель­ства РФ) или насвободный склад иностранные товары ввозятся и ис­пользуются без взимания таможенных платежей, а российские - в ре­жиме экспорта (но без взимания платежей). Использование товаров ох­ватывает все производственные и коммерческие операции, за исключе­нием розничной продажи. При вывозе с территории свободной зоны или склада Таможенные платежи взимаются в зависимости от происхожде­ния товаров.

Припереработке вне таможенной территории российские товары выво­зятся для использования за пределами РФ с последующим возвратом и выпуском для свободного обращения. При этом возмещаются вывозные платежи. Для данного таможенного режима необходимо разрешение та­моженного органа.

Приэкспорте товары вывозятся за пределы России без их обратного ввоза. Необходимым условием экспорта является уплата вывозных пош­лин и других сборов (при этом товары освобождаются от налогов в соот­ветствии с налоговым законодательством).

В рамкахреэкспорта ввезенные ранее иностранные товары вывозятся в неизменном состоянии с таможенной территории РФ без взимания та­моженных платежей. При ввозе таких товаров необходимо заявить, что они предназначены для реэкспорта, и осуществить данную операцию в течение двух лет после ввоза.

Уничтожение товаров осуществляется за счет заинтересованного лица с разрешения и под контролем таможенного органа. Пошлины и налоги при этом не взимаются.

Возможенотказ от товара в пользу государства (с разрешения тамож­ни). Пошлины и налоги в данном случае также не взимаются.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ОСТРОУМОВ Николай Владимирович

Аннотация: статья посвящена правовому статусу таможенно-тарифного регулирования как самостоятельному методу внешнеторговой деятельности государства.

Annotation: the article is devoted to the legal status customs and tariff regulation as an independent methodforeign trade activities of the State.

Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, таможенная ставка, таможенная пошлина, внешнеторговая деятельность.

Key words: customs and tariff regulation, tariff rate, customs duty, foreign trade activity.

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин и имеющий целью, в частности, защиту внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике (п. 24 ст. 2, 19 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

Исследователи отмечают то, что необходимость четкой правовой регламентации таможенно-тарифного механизма обусловлена двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, таможенное регулирование прямо или опосредованно вторгается в сферу предпринимательства, частно-экономических интересов, заставляя корректировать те или иные направления внешнеторговой деятельности хозяйствующих субъектов. Во-вторых, требует нормирования «внешняя» направленность таможенно-тарифной политики, создающая для государства обязательства международно-правового характера1.

В международно-правовой доктрине

встречается не совсем верное суждение относительно понимания методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности: тарифного (экономического) и нетарифного (административного). Следует отметить, что при всей близости понятий экономических и тарифных мер, они не являются полностью совпадающими. Так, к числу экономических мер регулирования внешнеторговой деятельности, помимо таможенно-тарифных инстру-

1 Трошкина Т.Н. Таможенно-тарифные инструменты в системе государственно-правового регулирования внешнеторговой деятельности // СПС «Консультант Плюс».

ментов, следует отнести и другие виды обязательных платежей (пограничные налоги и сборы, компенсационные и антидемпинговые пошлины), а также экономические инструменты стимулирования экспорта (различные субсидии, предоставление налоговых и других льгот экспортерам, страхование и кредитование экспорта). О том, что данные понятия не являются тождественными, свидетельствует и анализ российского законодательства в данной области. Так, в ст. 4 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» закреплен принцип приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В статье 13 того же Закона говорится о таможеннотарифном регулировании внешней торговли.

Тарифное регулирование является одним из основных рычагов государственного регулирования внешней экономической деятельности. Законодательной основой таможеннотарифного регулирования является Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза, Законы «О валютном регулировании и валютном контроле», «О таможенном тарифе», «О техническом регулировании», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и др. В частности, ранее данные отношения регулировались Таможенным кодексом РФ, который утратил силу с 29 декабря 2010 г. Данные документы определяют принципы построения системы таможенно-

тарифного регулирования, порядок перемещения товаров через границу и взимание таможенных платежей.

Таможенный тариф (custom tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

□ инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рын-

ка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

□ свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

□ конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины 2.

По своей природе таможенные пошлины выполняют три основные функции:

□ фискальную (относится и к импортным, и к экспортным пошлинам) в связи с тем, что они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

□ протекционистскую (относится к импортным пошлинам), так как с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

□ балансировочную (относится к экспортным пошлинам), поскольку они устанавливаются с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Согласно ст. 19 ФЗ № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем контроля перемещения грузов через границу и взимания таможенных платежей. К числу основных видов таможенных платежей относятся таможенные пошлины, сборы за таможенное оформление и сборы за хранение товаров.

Традиционно различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный. Простой

Киреев А.П. Международная экономика: в 2 ч. : учеб. пособие для вузов. Ч. I. : Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. М. : Междунар. отношения, 1997.

С. 204 ; Основы таможенного дела: в 3 т. : учеб. пособие / под ред. А.А. Литовченко, А.Д. Смирнова. М. : РИО РТА, 2005. ИЯЬ: кйр://П18.т/1Погта1;юп/НЬгагу/т<1ех.ркр?8ЕСТЮ^ГО=182&ЕЬЕМЕ N1 ГО=1684

тариф - это такой тариф, при котором для каждого товара устанавливается ставка таможенной пошлины, применимая вне зависимости от страны происхождения товара. Сложный тариф характеризуется тем, что каждому товару соответствует две и более ставок таможенных пошлин. Сложные тарифы в свою очередь делятся на автономные, конвенционные, автономно-конвенционные и преференциальные ставки. Автономные ставки вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти и применяются в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми не заключены торговые договоры и соглашения. Конвенционные ставки определяются на базе двухстороннего или многостороннего соглашения и применяются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договоры (например, ГАТТ или соглашения о таможенном союзе). Автономно-конвенционные ставки объединяют две вышеуказанные ставки, посредством чего в рамках договоров может указываться возможность отступления от предусмотренной в нем ставки на конкретные товары при определенных условиях. Преференциальные ставки предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются в торговле с развивающимися странами. Цель таких пошлин - поддержать экономическое развитие страны за счет расширения их экспорта.

По характеру таможенные пошлины можно подразделить на антидемпинговые, компенсационные, сезонные и карательные. Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Компенсационные пошлины устанавливаются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Сезонные пошлины - пошлины, применяемые для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера. Срок

действия таких пошлин не превышает нескольких месяцев в году. Карательные пошлины применяются значительно реже, они устанавливаются для товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении государства дискриминацию, принимающих недружественные акты и т.п.3

По объекту взимания таможенных пошлин традиционно проводят деление на экспортные (вывозные), импортные (ввозные) и транзитные. Экспортные (вывозные) пошлины вводятся на экспортные товары при их вывозе за пределы таможенной территории государства. Целью их введения прежде всего выступает стремление сократить экспорт национальной продукции, а также пополнение государственного бюджета. Импортные (ввозные) - это такие пошлины, которые устанавливаются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Они применяются для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции, а также выполняют фискальную функцию. Реже всего применяются транзитные пошлины, используемые как средство торговой войны. Они вводятся на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.

В международно-правовом обороте существует также классификация таможенных пошлин в зависимости от способа их взимания на адвалорные, специальные и комбинированные. Адвалорные пошлины - это пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20 % таможенной стоимости). Применение данного вида взыскания характеризуется субъективной оценкой, что в свою очередь может привести к злоупотреблению. Прежде всего, использование субъективной оценки связано с наличием разнообразных факторов, которые влияют на колебание цены (обменный курс, процентная ставка и др.). В связи с этим установление адвалорных пошлин видится не совсем целесообразным. Адвалорные пошлины применяются обычно при обложении товаров, имеющих различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Так, по адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие. Специальные пошлины - это обязательный взнос, который начисляется в твердо установленной форме за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1 г). Они вводятся обычно на стандартизированные товары

и имеют преимущество в простоте применения и исключении возможности для злоупотреблений. По специфическим ставкам чаще всего облагаются готовые изделия. Своеобразной чертой данного вида сборов является зависимость уровня таможенной защиты с помощью специфических пошлин от колебания цен на товары. Поэтому при возрастании импортных цен уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Однако во время падения импортных цен данный вид тарифа увеличивает уровень защиты национальных производителей. Комбинированные -это специфическая форма взимания пошлины, которая сочетает оба названных вида таможенного обложения (например, 20 % таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 г)4.

По размеру взимания таможенные ставки можно подразделить на номинальные, эффективные (реальные), льготные, минимальные, промежуточные, максимальные. Номинальные -тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они дают общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт. Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров. Особое значение следует уделить максимальным тарифным ставкам, от которых государства постепенно отходят, но они еще имеют место быть, что, тем самым, не дает нормально функционировать рыночной экономике. Максимальные ставки, в свою очередь, могут быть: покровительственные - их уровень превышает уровень максимальных пошлин по степени обработки товара. Цель установления данного вида тарифов связана с проведением в стране политики протекционизма. Запретительные -обычно на 30 % выше покровительственных. Наступательные - на 30-40 % выше по отношению к запретительным). Их цель - полное исключение импорта этой страны5.

Таким образом, можно выделить два наиболее значимых преимущества использования таможенно-тарифных методов для экономики государства. Во-первых, они позволяют государству ограничить поступление иностранных товаров на внутренний рынок косвенным способом (путем использования таможенной по-

3 Киреев А.П. Указ. соч. С. 204-212.

4 Михайлушкин АН., Шимко П.Д. Международная экономика М. : Высшая школа, 2002 // СПС «Консультант Плюс»

5 Киреев А.П. Указ. соч. С. 206-208.

шлины, системы тарифных льгот, таможенной номенклатуры); во-вторых, они помогают обеспечить государственный бюджет посредством фискальных пошлин налоговыми поступлениями. Наряду с высоким фискальным значением таможенной пошлины, она является эффективным инструментом протекционистской политики. Но в связи с последними событиями на международной арене, подписанием 16 декабря в Женеве протокола о присоединении России к глобальному торговому клубу, политика Российского государства резко изменится. Спустя 220 дней с этого момента Россия должна ратифицировать протокол, а также документы, где прописываются правила доступа на российский рынок товаров и услуг. Н через 30 дней страна, таким образом, станет членом Всемирной торговой организации (далее - ВТО).

В связи с вступлением в ВТО изменятся тарифные ставки. Прежде всего выиграет потребитель. За счет снижения импортных тарифов многие товары должны стать дешевле, а их ассортимент - расшириться.

Россия, в рамках присоединения к ВТО, согласилась на ограничение экспортных пошлин по более чем 700 товарным позициям, говорится в пресс-релизе ВТО. Средний тариф на товары после вступления в силу всех соглашений снизится до 7,8 % по сравнению с 10 % в 2011 г. Об этом говорится в протоколе о присоединении России к ВТО. При этом на сельскохозяйственные товары пошлины снизятся с 13,2 % до 10,8 %, на товары обрабатывающей промышленности - с 9,5 % до 7,3 %. В частности, средняя ставка российских пошлин на молочную продукцию будет снижена до 14,9 % (с текущего уровня в 19,8 %), злаки - до 10,0 % (с 15,1 %), масличные культуры и растительные масла - до 7,1 % (с 9,0 %).

На химическую продукцию пошлины снизят с 6,5 % до 5,2 %, на автомобили - с 15,5 % до 12,0 %, на электрооборудование - с 8,4 % до 6,2 %, на бумагу и древесину - с 13,4 % до 8,0 %. Нмпортная пошлина на сахар-сырец будет снижена до 223 долл. за тонну (с текущих 243 долл./т). Россия также обнулит импортные пошлины на хлопок и продукцию сектора информационных технологий6.

Но следует отметить, окончательный «уровень связывания» импортных пошлин

будет устанавливаться постепенно: на первом этапе сокращение ставок коснется одной трети всех тарифных позиций, через 3 года вступят в действие новые тарифы еще по четверти позиций. Самый продолжительный имплементационный период установлен для мяса птицы (8 лет), легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов (7 лет).

Возникают опасения, что государство под видом заботы о потребителе, развития внешнеторговой деятельности делает это в ущерб национальным производителям.

Аналитик ИФК «Метрополь» Татьяна Елизарова отмечает, что вступление РФ в ВТО окажет негативное влияние на российских производителей мяса, в большей степени на производителей свинины. Так, импортные пошлины на свинину снизятся с 15 % до 0 % в рамках квоты и с 40 % до 5 % вне квоты.

Управляющий партнер компании ADJ Consulting Андрей Зотов также считает, что России нужно сохранять таможенные барьеры на таможенном рынке, так как за счет этого развивается производство внутри страны. По его мнению, «агония "АвтоВАЗа” затянется» из-за того, что в стране появятся автомобили

лучшего качества.

Правовое регулирование внешнеторговой деятельности отражает общую направленность экономической политики либо на максимальное привлечение иностранного капитала, либо на реализацию протекционистских идей, что отражается в национальном законодательстве, международных договорах. В свою очередь, таможенно-тарифное регулирование как особый метод внешнеторговой деятельности государства в связи с вступлением в ВТО было подвергнуто серьезным изменениям. Политика Российского государства на данном этапе развития направлена на гуманизацию внешнеторгового регулирования. А это обязательно повлечет не только уменьшение, но и отмену определенных импортных пошлин, в связи с чем встает вопрос о целесообразности рас-ставления приоритетов между национальным потребителем, а также поддержанием международного сотрудничества, и национальным производителем и всей национальной экономикой в целом.

6 Кукол Е. Что нам даст вступление в ВТО? // Рос. газ. ; Неделя № 5671 (295). 29.12.2011. №Ь: http://www.rg.ru/2011/12/29/wto.html

7 Тихомирова Н. Россия вступит в ВТО по всем фронтам. ЦКЬ: hИp://www.flrs1news.m/news/society/rossiya-vs1:upit-v-vto-po-vsem-fron1am/

Таможенный тариф является одним из основных инструментов торговой политики государства. Под таможенным тарифом понимают перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле той или иной страны. Товарная номенклатура - это классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.

Различают одноколоночные и многоколоночные тарифы, которые соответственно не предусматривают или предусматривают возможность применения к товару различных ставок пошлин в зависимости от того, какой режим действует для страны - экспортера.

Таким образом, таможенный тариф может состоять из трех основных элементов: ставок таможенных пошлин, системы классификации товаров, которая создается специально для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности, и правил применения автономных, договорных и преференциальных пошлин, то есть системы колонок тарифа у многоколоночного тарифа.

Системы одноколоночного тарифа встречаются достаточно редко.
В многоколоночных тарифах чаще всего предусматриваются следующие колонки тарифа:

Для товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется соглашение о предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Иногда эту колонку тарифа называют базовой;

Для товаров, ввозимых из стран, которые не имеют соглашений о предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Обычно это самые высокие пошлины;

Товары, которые ввозятся из стран, пользующихся преференциальным режимом, эти пошлины обычно наиболее низкие. Преференции могут предоставляться как на односторонней основе в рамках ЮНКТАД, так и в рамках создания преференциальных соглашений между странами (например, создания зон свободной торговли).

Таможенные тарифы могут иметь и более сложную структуру с указанием ставок в рамках тарифных квот, компенсационных и других сборов.
Импортная таможенная пошлина - наиболее традиционный инструмент торговой политики, направленный на ограничение доступа иностранных товаров на внутренний рынок. Экспортные таможенные пошлины менее распространены и направлены на ограничений вывоза определенных товаров из страны и решение фискальных задач.

Транзитные пошлины в настоящее время применяются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции :

- фискальную , которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

- протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

- балансировочную , которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

По способу взимания таможенные пошлины делятся на :

- адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

- специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров (например, 10 евро за 1 кг);

- комбинированные - сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 кг);

- смешанные - сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения путем суммирования (например, 20% от таможенной стоимости плюс 2 евро за 1 кг).

Адвалорные пошлины наиболее распространены. Они в наибольшей степени подходят для применения к готовым изделиям,машинотехнической и наукоемкой продукции. Недостатком адвалорных пошлин является необходимость правильного определения цены товара (таможенной стоимости), а это не всегда удается сделать.
Преимуществом специфических пошлин является отсутствие необходимости точного определения цены товара (таможенной стоимости). Они более благоприятны для ввоза дорогих сортов и видов товара. Наиболее часто специфические пошлины применяются промышленно развитыми странами в отношении сельскохозяйственных товаров, а также в тарифах развивающихся стран, которые используют таможенный тариф как средство пополнения государственного бюджета и не обладают достаточно квалифицированной таможенной службой.

Комбинированные пошлины могут действовать как адвалорные пошлины, пока цена товара высокая. В случае снижения цен или ввоза более дешевых сортов товара они начинают действовать как специфические пошлины. В целом комбинированные пошлины позволяют эффективно, как и специфические пошлины, ограничивать ввоз дорогих сортов товара и уменьшить риск негативных последствий занижения таможенной стоимости, который может возникнуть при применении адвалорных пошлин, и при этом в меньшей степени вносить искажения, характерные для специфических пошлин.

Наиболее универсальными принципами построения импортных таможенных тарифов в интересах покровительствования национальному производству являются принцип эскалации тарифа и система его построения на основе принципа эффективной тарифной защиты. Использование указанных подходов позволяет упорядочить структуру ставок импортного тарифа. Общей предпосылкой в данном случае будет придание всему тарифу единой направленности на создание условий для облегчения конкуренции отечественных предприятий с иностранными поставщиками.
Принцип эскалации тарифа основан только на учете характера товара. Эскалация товара - повышение ставок тарифа на товары по мере повышения степени их обработки.

Этому принципу следуют подавляющее большинство государств . На практике это выражается в установлении наиболее низких ставок пошлин на сырьевые товары и наиболее высоких - на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки.
Таким образом, создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и механизмов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени переработки, что создает стимулы для развития обрабатывающей промышленности внутри страны.

Политика эффективной тарифной защиты - политика применения низких ставок импортных пошлин на импортное сырье и комплектующие и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию.

Применение мер таможенно-тарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров производится определение страны происхождения товаров. Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Отдельные проблемы, связанные с правилами происхождения товаров, были урегулированы в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото): в приложениях о правилах происхождения товаров, о документальном подтверждении происхождения товаров и о контроле за документами , подтверждающими происхождение товаров.

Снижение и упорядочение тарифных барьеров было одной из важнейших задач ГАТТ-47. При этом основными инструментами либерализации тарифных барьеров являлись обязательства участников по связыванию тарифных ставок и механизм регулярных многосторонних переговоров - раундов переговоров ГАТТ. В результате средний уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах - членах ГАТТ с 1947 года сократился более чем в 4 раза - до 6-7 % на промышленные изделия.

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ

Согласно ст.13 ФЗ от 13.10.95 г. «О государственном регулировании ВЭД» государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Задачи государственного регулирования ВЭД:

· декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ;

· нетарифное регулирование экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного значения (лицензирование, квотирование и др.);

· оперативное регулирование ВЭС, включая тарифное регулирование.

Таможенно-тарифное регулирование - это совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых (в установленном законодательством порядке) государственными органами и направленных на регулирование ВЭД.

Таможенно-тарифные меры - это такие меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот.

Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза (вывоза) товаров на таможенную территорию РФ.

Основной принцип таможенно-тарифного регулирования - это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлины.

Использование таможенно-тарифных мер осуществляется таможенными органами при проведении ими таможенного оформления товаров и в процессе таможенного контроля за их перемещением через границу России.

Ключевым элементом тарифных мер регулирования является таможенный тариф (ТТ) . Слово «тариф» (араб. «перечень», «реестр»). Понятие «таможенный тариф» имеет два значения . Чаще всего оно употребляется в смысле «документ, содержащий систематизированный перечень ставок таможенных пошлин». Таможенный тариф содержит детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами, а также перечень товаров, пропускаемых беспошлинно. Против каждого из подлежащих таможенному обложению товаров в ТТ указывается ставка таможенной пошлины с указанием метода ее исчисления.

ТН ВЭД РФ является основой системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования ТТ РФ, определения мер государственного регулирования ВЭД, ведения таможенной статистики.

В основу таможенного тарифа положен принцип "тарифной эскалации" - повышения размера ставок пошлин по мере роста степени обработки продукции.

Развитие ТТ проходило в двух направлениях. Во-первых, росло число товаров, облагаемых пошлинами, а, во-вторых, - по каждому товару устанавливалась не одна, а несколько ставок пошлин различной величины в зависимости от страны происхождения товара.

В этой связи различают два типа ТТ : простой и сложный.

Простой (одноколонный) ТТ предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Такой тариф не обеспечивает достаточной маневренности в таможенной политике. Он не предусматривает дискриминационных или льготных пошлин и сравнительно мало распространен (Мексика, Боливия и др.)

Сложный (многоколонный) ТТ по каждому товару устанавливает две или большее число ставок таможенных пошлин. Сложный ТТ в значительно большей степени, чем простой, приспособлен к конкурентной борьбе на мировом рынке. Значение его в том, что он позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами или предоставлять льготы другим, привязывая их таким образом к своему рынку. Иначе говоря, он дает возможность государству проводить дифференцированную таможенную политику.

Современные ТТ включают в себя тысячи наименований товаров. Общее число товарных позиций в ТТ развитых государств достигает двух-трех тысяч. Кроме того, каждая товарная позиция содержит или может содержать более мелкие подпозиции. Это является следствием тенденции к увеличению числа товаров, облагаемых таможенными пошлинами.

Основные цели ТТ (ст.1 Закона РФ «О таможенном тарифе»):

Рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

Поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на ее территории;

Создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в стране;

Защита экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

Обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику;

Получение государством доходов от экспорта и импорта, доля которых в государственном бюджете является значительной (взимание Т-пошлин, налогов, сборов и других платежей).

Таким образом, таможенно-тарифное регулирование реализуется с помощью таможенных платежей, выполняя роль ценообразующего фактора и инструмента торговой политики, а также источника пополнения доходов федерального бюджета.

Порядок применения ввозных (импортных) пошлин регламентируется Законом РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. Эти пошлины являются традиционным и одним из наиболее эффективных способов регулирования ВЭД.

В России до 15 января 1992 г. союзный ТТ был отменен и введен режим беспошлинного ввоза товаров "в целях создания условий для насыщения потребительского рынка". Однако полная свобода ввоза вместо того, чтобы содействовать стабилизации экономической ситуации, создала дополнительные трудности для российской экономики. Поэтому указом Президента РФ от 14 июня 1992 года № 630 в России был введен Временный импортный ТТ. Далее было издано очень много нормативных актов, устанавливающих ставки ввозных таможенных пошлин.

Тарифное регулирование - один из важнейших факторов выстраивания государством эффективной внешнеэкономической политики. Какова специфика участия российских властей в данном направлении деятельности? Каковы особенности правовых норм, регулирующих торговлю РФ с другими странами?

Сущность тарифного регулирования

Тарифное регулирование, согласно распространенному определению - это одна из форм государственного участия во внешнеэкономической деятельности, которая применяется с целью оптимизации процессов на уровне экспорта и импорта. Власть, задействуя данный инструмент, реализует свое право на установление тех или иных пошлин и тарифов с тем, чтобы впоследствии зачислить денежные средства, поступаемые в счет оплаты данных сборов, в бюджет, или же решить некоторые задачи в рамках защиты национальной экономики. Поскольку в процессе импорта и экспорта тот или иной товар, как правило, пересекает границу, рассматриваемый вид деятельности имеет прямое отношение к таможенным структурам. То есть термин «тарифное регулирование», как правило, употребляется в контексте коммуникаций с иностранными государствами.

Разумеется, есть также и иные интерпретации данного явления. Так, термин «тарифное регулирование» в узком смысле (хотя данный формат его употребления встречается реже, чем в контексте таможни) может отражать деятельность неких структур, связанных с установлением государственных цен на тот или иной вид продукции или сервисов. Так, в частности, деятельность Федеральной службы по тарифам может характеризоваться как имеющая отношение к рассматриваемой интерпретации термина. В компетенции ФСТ, таким образом - внутренние тарифы на различного рода товары или услуги.

В свою очередь, во многих регионах есть Комитет тарифного регулирования, например в Волгоградской области - структура в рамках вертикали исполнительной ветви власти, подотчетная ФСТ. При этом названия ее аналогов, в зависимости от субъекта федерации, могут меняться. Например, в Томской области функционирует Департамент тарифного регулирования. Однако следует отметить, что ФСТ и подчиненные ей структуры к работе таможни прямого отношения не имеют. Существуют другие государственный органы, в компетенции которых собственно таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (или ВЭД). Речь идет прежде всего о Федеральной таможенной службе. Также есть сведения о том, что данное ведомство, возможно, будет объединено с ФНС.

Таким образом, тарифное регулирование может пониматься по-разному, в зависимости от контекста. Важный критерий здесь - значение термина «тариф». Существует традиционное его понимание, которое предопределяет его прямую связь с таможенными процедурами. Вместе с тем в правовой практике РФ сформировалось понимание тарифа как синонима расценки вообще - как на уровне права, так и в аспекте источников, которые не являются нормативными актами, однако встречаются повсеместно - например, каталоги тарифов операторов сотовой связи. Так или иначе, основной контекст, в котором чаще всего употребляется рассматриваемый термин - это таможенно-тарифное регулирование. Рассмотрим особенности данного явления и его российской модели.

Регулирование тарифов и таможня

Итак, основной контекст, в рамках которого используется изучаемый нами термин - это тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Какова специфика данного процесса? Как мы уже отметили, главную роль в нем играют компетентные государственные структуры. Тарифы на таможне - один из ключевых элементов участия властей во внешнеторговой политике. Основные цели таких активностей: пополнение бюджета, осуществление протекционистских мер, фискализация, стимулирование развития тех или иных отраслей.

Таможенно-тарифное регулирование предполагает, что государство, устанавливая те или иные пошлины и сборы, например, с импортируемых в страну товаров, содействует повышению конкурентоспособности продукции отечественного производства. Дело в том, что сборы, уплачиваемые на границе, включаются в дальнейшем в стоимость товара, которая может оказаться выше, чем если бы покупатель приобретал их внутри страны у местного производителя. В то же время фискальная функция отражает задачу по сбору тарифных поступлений в государственный бюджет. В частности, если говорить о российской модели соответствующего направления государственной политики, то подобные выплаты играют важнейшую роль в пополнении государственной казны.

Власть, осуществляя таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности, также может способствовать повышению динамики национального экспорта. На практике это, как правило, достигается посредством снижения соответствующих ставок или же их обнуления.

Нетарифные методы

Существует тарифное и нетарифное регулирование таможенных процессов. Какова специфика активностей второго типа? К нетарифным методам относится прежде всего выдача различных лицензий, выработка тех или иных стандартов качества, которые могут осложнить ввоз товаров из-за границы. Как полагают многие эксперты, данные методы используются главным образом в процессе применения государством как раз-таки протекционистских мер. Власть может, таким образом, определив формальные барьеры для импорта тех или иных товаров, создать более благоприятные условия для национального производителя.

Эксперты отмечают ряд недостатков, которыми сопровождаются подобные методы регулирования торговли. Прежде всего, если государство использует нетарифный инструментарий, то это может сопровождаться серьезным ростом цен внутри страны на тот или иной вид продукции. Причин тому две - возможный дефицит продукции в силу того, что национальные производители не удовлетворяют объем спроса, или же спекулятивные явления, когда поставщик товаров устанавливает завышенные цены на монопольных началах, по причине отсутствия иностранной конкуренции.

Эксперты ООН классифицируют нетарифные методы на следующие основные типы: лицензирование, квотирование, установление минимальных цен, а также антидемпинговые меры. Конкретные виды ограничений могут быть разными. В числе самых распространенных - установление чрезвычайно сложных процедур таможенного оформления, формирование неоправданно строгих технических (экологических, санитарных) стандартов, а также ужесточений требований к упаковке, цвету, форме товаров и т. д.

В дополнение к методам нетарифного регулирования также могут практиковаться различные ограничения на валютные и финансовые операции (связанные, к примеру, с обналичиванием прибыли иностранных компаний), определение льготных условий по капиталообороту для узких групп предприятий и т. д.

Каковы основные механизмы, посредством которых нетарифные методы применяет российское государство? В числе базовых, что присутствуют в практике таможенного регулирования в РФ, - квоты и лицензии. Ключевое ведомство, которое принимает участие в задействовании соответствующих инструментов, - Министерство экономики.

В РФ применяется два основных инструмента в рамках собственно таможенного регулирования "классического" типа - это тарифы, а также пошлины. Рассмотрим специфику каждого из них.

Чем отличается тариф от пошлины

Таможенная пошлина - это сбор, взимающийся с товаров, которые проходят через государственную границу. Пошлины могут быть как импортными, так и экспортными. Также данные два их вида дополняют в ряде случаев транзитные. Отмеченные инструменты призваны выполнять прежде всего налоговую функцию. Величина пошлин устанавливается на уровне общенациональных законов.

В свою очередь таможенные тарифы, принятые в российской системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - это реестры товаров, которые облагаются установленными в отношении них таможенными пошлинами. Таким образом, два рассматриваемых инструмента - это фактически части единого. При этом, в зависимости от контекста и правовой традиции, принятой в том или ином государстве, он может называться «тарифом» или «пошлиной». В РФ, как считают некоторые эксперты, чаще употребляется второй термин в отношении того самого «общего» инструмента.

То есть если в том или ином контексте речь прямо не идет о «тарифе» в основном значении («реестр товаров, подлежащих обложению сбором»), то допустимо употреблять термин «пошлина» как обозначающем единый инструмент, с помощью которого осуществляется тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Классификация тарифов и пошлин

Таким образом, таможенные тарифы и пошлины - это фактически две взаимосвязанные части единого инструмента. Вместе с тем они, как мы определили выше, не являются синонимами, если говорить о понятийном аппарате в рамках релевантных правовых актов и норм. Более того, тарифы и пошлины бывают очень разными. Рассмотрим, на какие основные типы они подразделяются.

Что касается тарифов, то оснований для классификации их может быть несколько. В зависимости от количества ставок, тарифы могут быть простыми (в которых присутствует одна ставка) или сложными (две и более). По признаку правовой природы тарифы делятся на автономные и конвенционные. Первые предусматривают, что ставка для них определяется на базе национальных правовых актов, а не международных. А конвенционные тарифы устанавливаются с учетом норм, принятых государством в процессе сотрудничества с другими странами. Хотя на практике в чистом виде они, если говорить о российской модели, встречаются редко. И потому многие эксперты считают, что корректнее называть их автономно-конвенционными.

Пошлины могут подразделяться на следующие типы: специальные, антидемпинговые, а также компенсационные. Относительно первых можно сказать, что тарифное регулирование ВЭД российского образца применяет их в качестве защитной меры в тех случаях, когда ввозимый товар способен нанести явный ущерб интересам национального производителя. Антидемпинговые пошлины задействуются, если зарубежный поставщик собирается ввозить в РФ товары с более низкой ценой, чем они доступны внутри государства. Компенсационные типы сборов используются, если речь идет о ввозе товаров, которые выпускались при условии субсидирования.

Вместе с тем базовым критерием классификации пошлин считается направленность потока товара. То есть данного типа сборы подразделяются прежде всего на экспортные и импортные. Рассмотрим специфику обоих типов пошлин в рамках российской экономической модели.

Специфика импортных пошлин в РФ

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД, осуществляемое российским правительством, предполагает выделение нескольких уровней импортных пошлин - тех, что устанавливаются в отношении сырья, т. е. взимающихся с поставщиков материалов, а также тех, которые взимаются с бизнесов при импорте готовых изделий или полуфабрикатов. Также важна фактическая природа ввозимых товаров - это влияет на ставки для такого типа сборов. Так, например, если речь идет об импорте оборудования, продуктов питания, продукции текстильной промышленности, то в отношении данных категорий товаров пошлина может достигать 30% и более. В свою очередь, ставки для сырья и полуфабрикатов могут быть в несколько раз ниже. Некоторые виды товаров и вовсе могут быть освобождены от пошлин - например, лекарства или детское питание.

Специфика российского экспорта

Тарифные меры регулирования, используемые развитыми странами, подразумевают в достаточной мере ограниченное задействование экспортных пошлин. Данный подход в целом близок российской модели участия государства во внешней торговле. Экспортная пошлина на большинство вывозимых из РФ товаров не взимается. Однако это правило не действует, в частности, относительно ключевого предмета российского экспорта - нефти, а также продуктов ее переработки. Вывоз «черного золота» из РФ облагается существенными сборами.

Например, что касается сырой нефти, то российские экспортеры сейчас должны уплачивать за нее пошлину в расчете 105,8 долларов США за тонну. В среде финансовых аналитиков высказываются предположения о том, что данное значение может вырасти в ближайшее время еще на 30 долларов. Вместе с тем есть также сведения о том, что для тех компаний, которые ведут добычу нефти на некоторых месторождениях, расположенных в Восточной Сибири, на Каспии, а также на Приразломном, что принадлежит «Газпрому», экспортная ставка может быть на некоторое время обнулена.

Что касается высоковязкой нефти, то в отношении нее пошлина намного ниже, чем для обычной. Например, сейчас это 13,3 долларов за тонну. Если речь идет об экспорте бензина, то в отношении него пошлина составляет 89,8 долларов за тонну. Которая, как отмечают эксперты, также может вырасти. Отметим, что пошлина, установленная для сжиженных газов, сейчас нулевая. Ставка для светлых нефтепродуктов сейчас - 50,7 долларов, для темных - 80,4%. Пошлина на экспорт кокса - 6,8 долларов. По мнению аналитиков, соответствующие значения для каждого из отмеченных нефтепродуктов, вывозимых из РФ, в обозримом будущем могут вырасти.

Кроме нефти и продуктов на ее основе, экспортной пошлиной в РФ облагаются некоторые виды металлов, сортов рыбы, зерновые, лесоматериалы. Вместе с тем очень большой спектр товаров, выпускаемых российскими предприятиями, не облагается сборами данного типа. Можно отметить, что особые условия в аспекте государственной тарифной политики РФ функционируют при организации товарооборота со странами ЕАЭС - Арменией, Белоруссией и Казахстаном.

Определение размера пошлины

В рамках каких формул тарифное регулирование внешней торговли российского образца определяет величину пошлин? Как правило, размер соответствующих сборов зависит от практики выстраивания политических и экономических отношений между конкретными государствами. Также может иметь значение международный статус той или иной страны. В ряде случаев, например, государства, причисляющиеся, согласно принятым на уровне мировой политики критериям, к развивающимся, могут получать преференции в виде пониженной ставки, возможности выплатить сбор в рассрочку или позже, а то и вовсе освободиться от соответствующего обязательства.

Эксперты отмечают: степень доверия и стремления к выстраиванию компромиссной модели в торговле между государствами непосредственно зависит от уровня их политической интеграции. Проще говоря, если страны дружат, то и экономические отношения между ними выстраиваются конструктивные - различного рода ставки ниже, барьеров меньше, и в целом условия для сотрудничества предприятий создаются благоприятствующие.

Роль таможенных пошлин

Тарифное регулирование торговли - важнейший компонент международной политики любого государства. Дело в том, что посредством соответствующего типа инструментов власть регулирует коммуникации между внутренним и международным рынками. Некоторые эксперты считают, что наибольшее значение с точки зрения наполнения государственной казны и положительного влияния на национальную экономику имеют импортные пошлины. Это касается также и российской модели участия государства в таможенно-тарифной политике. Выше мы отметили, что для РФ важны также и некоторые виды пошлин, установленных для вывозимых товаров. Особенно те, которыми облагаются нефть и продукты на ее основе.

Как считают многие экономисты, тарифные методы регулирования торговли в случае их неоправданно частого применения могут привести к кризисным явлениям в экономиках торгующих государств. Так, например, увлечение различными антидемпинговыми и иными мерами может привести, как мы уже отметили выше, к дефициту товаров или же к снижению конкуренции - в обоих случаях есть вероятность значительного роста потребительских цен. Также можно отметить, что высокие импортные пошлины в отношении конкретных государств могут негативным образом повлиять на перспективы развития торговли с ними. Правительства тех стран, в отношении которых тарифные меры регулирования характеризуются чрезмерной строгостью, могут сами устанавливать слишком завышенные требования к партнерам. Которые, в свою очередь, могут терять в выручке из-за ограничения объема экспорта.

Международный правовой аспект

Тарифное регулирование - это, таким образом, часть внешней политики государства. Правительства стран мира могут взаимодействовать как в ходе непосредственных коммуникаций, так и в процессе образования структур, предполагающих участие большого количества стран, объединенных по территориальному, культурному или идеологическому признаку.

Есть торговые объединения мирового масштаба - например, это ВТО. Также важна роль Конференции ООН по вопросам торговли и развития, таких объединений, как ГАТТ, или, например, Брюссельская конвенция по вопросам товарной номенклатуры. Активное международное взаимодействие правительств может предопределять некоторую унификацию национальной правовой базы, моделей выработки стандартов и норм в отношении производства товаров, подходов к выстраиванию политики тарифного регулирования на таможне.

Деятельность международных структур призвана прежде всего облегчать взаимопонимание стран, выстраивающих партнерские отношения. Чтобы, например, министерство тарифного регулирования и аналогичная ему структура в другом государстве использовали схожий понятийный аппарат для корректного составления договоров и определения путей совместного развития.

Национальный правовой аспект

В правовых системах большинства стран мира присутствуют также и национальные нормативно-правовые акты, касающиеся тарифного регулирования. Это могут быть как отдельные законы, в которых прописываются положения, отражающие процессы таможенной политики государства, так и самостоятельные кодексы, имеющие статус базовых правовых документов.

Возможен вариант, при котором национальное законодательство, касающееся таможенного регулирования, постепенно заменяется актами, принятыми на уровне международных коммуникаций. Так, например, до 2010 года в РФ действовал собственный Таможенный кодекс. Однако он был заменен соответствующим документом, действующим на уровне стран Таможенного союза - структуры, которая предшествовала ЕАЭС.

Сейчас Кодекс, который устанавливает правила и нормы торговли для России, Армении, Белоруссии и Казахстана, продолжает действие, однако есть сведения о том, что в 2016 году его сменит полностью обновленный документ. В нем, как предполагается, будут отражены положения, значительно упрощающие ведение торговли между участниками ЕАЭС.



Онлайн калькуляторы