К нетарифному регулированию относятся пошлины. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности. Для чего вводятся нетарифные меры

Нетарифные методы регулирования относятся к мерам прямого воздействия на хозяйственные экономические процессы. Они включают меры, направленные на защиту интересов национальных производителей, охрану жизни и здоровья людей, окружающей среды, моральных и религиозных традиций, национальной безопасности страны. В практике государственного регулирования они получили название нетарифные ограничения.

Нетарифные ограничения – меры запретительного или ограничительного характера, препятствующие проникновению иностранных товаров на внутренние рынки или ограничивающие возможности их использования.

В соответствии с решениями ГАТТ нетарифные ограничения классифицируются по пяти группам:

Первая отражает характер участия государства во внешне - торговых операциях. Это касается субсидирования производства и экспорта товаров, системы государственных закупок, государственной торговли;

Вторая касается административных и таможенных формальностей (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, товарная классификация тарифов, формы товаросопроводительных документов, включая требования к их оформлению, таможенные формальности, определение страны происхождения товаров);

Третья группа представлена ограничениями, связанными с необходимостью соблюдения санитарно-ветеринарных норм, стандартов, требований к упаковке и маркировке товаров;

Четвертая группа - количественные и валютные ограничения импорта и экспорта, включая квотирование и лицензирование;

Пятая группа ограничения, заложенные в механизме платежей: импортные депозиты, изменения учетной ставки, пограничный налоговый режим и скользящие сборы.

Реализация механизмов нетарифных ограничений достигается путем финансового воздействия (1, 2, 5 группы) и через инструменты административного регулирования (3, 4 группы). Среди последних – запреты, квотирование, лицензирование, предписания таможенных органов, технические барьеры, добровольное самоограничение поставок, антидемпинговые меры.

Запреты импорта и экспорта – признанные международной практикой меры нетарифных препятствий. Они выступают в закрытой и завуалированной формах.

Закрытая форма – полное запрещение торговли. Обычно оно основывается на решениях ООН. Завуалированная форма проявляется в ограничениях по заходу иностранных судов во внутренние воды или по продаже отдельных товаров в розничной торговой сети страны. Разновидностью запретов выступают сезонные и временные запрещения на ввоз, частичные запреты (запрет импорта конкретных товаров, способных причинить ущерб различным формам жизнедеятельности государства).

Технические барьеры – препятствия для импорта иностранных товаров, возникающие в связи с несоответствием национальным стандартам, системам измерения и инспекции качества, тре5ованиям техники безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, правилам упаковки, маркировки и другим требованиям.


Технические стандарты широко применяются в международной практике при определении напряжения электричества в бытовых и промышленных сетях, частот радио и телевидения, размеров автомобильных шин и для сельхозмашин, диаметра газовых и водопроводных труб. Такого рода ограничения применяются при поставке машин и оборудования, эксплуатация которых может привести к ухудшению экологической ситуации.

Технические барьеры связаны и с нормативами качества (припоставках фармацевтических, химических и ряда других товаров). Следующая группа технических барьеров связана с выполнением санитарно-гигиенических требований. Особенно это касается импорта пищевых товаров, сельхозпродуктов, медикаментов. Сюда же можно отнести и требования к упаковке и маркировке товаров, устанавливаемые национальным законодательством страны импортера. Таким образом устанавливаются вес, размеры и форма упаковки, объем информации, который должен содержаться на маркировке товара, другие особенности товара.

Регистрация контрактов наиболее валютоемких и конкурентоспособных на мировом рынке товаров, что не влечет за собой каких-либо ограничений. Такая норма применяется исключительно для предотвращения демпинга цен и других нарушений международных норм и правил. В Республике Беларусь в перечень такого рода экспортных товаров включены продукты переработки нефти

Антидемпинговые меры. Согласно определению комиссии ЕС, критериями демпинга являются стоимостной и размер экономического ущерба. По ценовому критерию демпинг констатируется в случаях, если цены ввезенных товаров ниже их «нормальной стоимости». Величина демпинга определяется в виде разницы между экспортной ценой и «нормальной» стоимостью, т.е. ценой, принятой за базу сравнения.

При поставках товаров из стран с рыночной экономикой в качестве нормальной стоимости принимаются внутренние цены на идентичные товары в стране экспортера. При импорте товаров на стран с государственно-регулируемой или переходной экономикой, где велико влияние государства на установление цен, в основу расчета «нормальной» стоимости принимается ценовая информаций стран, не входящих в Европейский Союз, условия производства которых близки к условиям данных стран. Величина демпинга (демпинговая маржа) образует верхнюю границу антидемпинговой пошлины. Ее конкретная ставка устанавливается в каждом случае индивидуально и взимается только после соответствующего расследования. Весьма ответственной является деятельность партнеров по определению размера экономического ущерба (второй критерий демпинга). Под экономическим ущербом понимается убыток, который может быть нанесен импортом демпингового товара производству аналогичного в стране импортера.

Импортный депозит – денежный беспроцентный залог, вносимый импортером в банк перед закупкой товара. Эта мера нетарифных ограничений носит протекционистский характер, так как увеличиваются издержки импортера и повышается цена ввозимого товара.

Государственное субсидирование – мера, позволяющая экспортеру за счет госсубсидии выходить на внешние рынки с товарами, цены на которые более низкие, чем у конкурентов. Субсидирование может быть прямым (из госбюджета) или косвенным налоговые и кредитные льготы). Из всей системы элементов нетарифных ограничений наибольшее распространение получили квотирование и лицензирование.

Квотирование – это стоимостные или количественные ограничения ввоза (вывоза) товаров, устанавливаемые государством на неопределенный срок, по отдельным видам товаров, странам или группам стран путем введения квот (процентной доли). Квотирование экспорта, как правило, вводится в исключительных случаях и прежде всего на дефицитные на местном рынке товары, а также в целях обеспечения национальной безопасности государства.

Квотирование импорта применяется как защитная мера в случаях возникновения угрозы причинения ущерба национальным производителям со стороны конкурентов, а также в качестве ответной меры на дискриминационные акции со стороны зарубежных торговых партнеров. Для достижения этих целей импортные квоты предпочтительнее, чем тарифные ограничения, так как вводятся по решению государственных органов, в то время как повышение ставок пошлин регламентируется международными соглашениями.

Квоты делятся на глобальные (общие), двусторонние, сезонные, тарифные.

Глобальные квоты (на их долю приходится 2/3 всех квот) устанавливают объем импорта на определенный период без распределения по странам, т.е. для всех стран вместе.

Двусторонние квоты предусматривают размер импорта для конкретных стран. Они устанавливаются при наличии между двумя странами договоренности о встречных обязательствах.

Сезонные квоты устанавливают ограничение импорта сельхозтоваров на определенное время года.

Тарифные квоты разрешают ввоз определенного количество товаров по сниженным тарифным пошлинам или беспошлинно. при этом выпадал из понятия мер нетарифного ограничения.

Лицензирование - это разрешение на ввоз (вывоз) определенного количества товаров, выдаваемое уполномоченными государственными органами.

Различаются разовые и генеральные лицензии.

Разовая лицензия разовое разрешение на экспорт (импорт товаров). Такая лицензия является именной, ограничена определенным по сроку временем и дает разрешение на экспорт в одну определенную страну.

Генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение, дающее право на экспорт (импорт) указанных в ней товаров без ограничений по стоимости и количеству.

В Республике Беларусь установлен порядок, в соответствии с которым для получения лицензии необходимо представить в Министерство торговли следующие документы:

Четыре заявления - лицензии, заполненные и заверенные в соответствии с инструкциями Министерства торговли и Государственного таможенного комитета;

Оригинал и копию контракта на экспорт (импорт) товаров;

Доверенность уполномоченному лицу на оформление лицензии;

Документ, подтверждающий государственную регистрацию субъекта хозяйствования;

Документальное подтверждение происхождения экспортируемого товара;

Письменное подтверждение о выделении квоты с указанием объемов товаров и страны назначения;

Обоснование цены сделки в виде конкурентного листа цен и обоснование отклонения от мировых цен;

Письменное разрешение уполномоченного органа страны происхождения товара на реэкспорт, если это предусмотрено межправительственными соглашениями Республики Беларусь.

Генеральная лицензия дает разрешение на ввоз (вывоз) товаров из разных стран. Она выдается МИДом по решению Правительства при выполнении межправительственных соглашений. Срок действия и разовой, и генеральной лицензий установлен в пределах текущего календарного года при поставке квотируемых товаров, в остальных случаях - в течение 12 месяцев со дня выдачи лицензии Постановлением Правительства Республики Беларусь от 08.04.2002 г. №440 с последующими дополнениями и изменениями определен порядок лицензирования экспорта и импорта товаров в Республике Беларусь, обязательный для всех субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь. В соответствии с установленным порядком лицензированию и квотированию подлежит узкий круг товаров.

Постановлением утвержден перечень товаров, экспорт которыхосуществляется по специальным лицензиям образца Европейского союза для торговли текстильными товарами (Ткани, нитки, пряжа, чулочно-носочные изделия, одеяла, пледы, белье постельное и столовое, покрывала, шторы); перечень товаров, экспорт которых осуществляется по лицензиям Минторга Республики Беларусь (вина, спирт, янтарь необработанный, руды, нефть сырая и продукты ее переработки, драгметаллы, лекарственные средства, минеральные удобрения, лесоматериалы, коллекции, антиквариат возрастом более 100 лет), грибы, клюква, зерно; перечень товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям Минторга (сахар-сырец, сахар белый, химические средства защиты растений, промышленные отходы, пиво, шины и покрышки, ковры и напольные текстильные покрытия). действующий в Беларуси порядок лицензирования и квотирования не распространяется на предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют 30 % и более.

В Республике Беларусь разработана классификация нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности для целей таможенного оформления и таможенного контроля (рис. 13.1).

Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности дляцелей таможенного оформления и таможенного контроля классифицируют на три группы:

Нетарифные меры экономического характера (требования валютного регулирования, налоговые нетарифные меры, экономической политики);

Нетарифные меры неэкономического характера (запреты и ограничения на перемещение товаров через таможенную границу, устанавливаемые в целях обеспечения государстве безопасности, защиты жизни и здоровья человека, охраны животного и растительного мира, окружающей среды, художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь);

Нетарифные меры государственного таможенного регулирования (требования к декларированию, товаросопроводительным, транспортным, таможенным, платежным документам и др.). Применение мер экономической политики связано с таможенными режимами.

Меры нетарифного регулирования экономического характера установлены исходя из необходимости:

Выполнения международных обязательств;

Защиты отечественных производителей;

Предотвращения вывоза остродефицитных сырьевых варов;

Сокращения дефицита платежного баланса;

Обеспечения экологической безопасности.

Применение мер неэкономического характера непосредственно связано с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Введение……………………………………………………………………2стр.

1. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности….4стр.

1.1 Особенности и структура методов нетарифного регулирования ВЭД…………………………………………………………………………4стр.

1.2 Специальные меры нетарифного регулирования……………………7стр.

Заключение………………………………………………………………...13стр.

Список использованной литературы……………………………………..14стр.

Тест с ответами…………………………………………………………….15стр.

Введение

Глобализация мировой экономики - объективная реальность современного этапа ее развития. Основным направлением экономической взаимозависимости развития отдельных стран, регионов и предприятий стал процесс дальнейшего углубления международного разделения труда, включение в него новых субъектов экономических отношений.

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, - мировое хозяйство

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, - принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.

Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Десятки тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.

Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира. И, соответственно, все государства должны регулировать свою внешнеэкономическую деятельность, дабы достичь соблюдения в первую очередь своих интересов. Поэтому тема нетарифного регулирования ВЭД в нашей работе будет актуальна.

Нетарифные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности играют важную роль в торгово-политическом механизме. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженного характера. В отличие от тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной власти. По заключению экспертов ЮНКТАД, в общем объеме нетарифных мер количественные ограничения занимают до 20%, столько же - налоговые меры (внутренние и пограничные), несколько меньше - технические нормы и правила. По общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС.

В Российской Федерации под нетарифным регулированием в таможенном деле понимаются различного рода меры контроля, которые создают препятствие для осуществления внешней торговли (за исключением таможенных пошлин). Обратим внимание, что и в Таможенном кодексе РФ, и в Законе "О таможенном тарифе" не дается определение нетарифного регулирования; мы находим там лишь понятие мер экономической политики.

Следовательно, целью данной работы является рассмотрение структуры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

1. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

1.1 Особенности и структура методов нетарифного регулирования ВЭД.

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования. - С. 217.

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка.

2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.

3. Выполнение международных обязательств.

4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров.

5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

6. Защита общественной морали и правопорядка.

7. Защита культурных ценностей.

8. Обеспечение национальной безопасности.- С. 51.

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П. Х. Линдерта, насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы:

1. Меры прямого ограничения

2. Таможенные и административные формальности

3. Прочие нетарифные методы

К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование.

Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например, вооружения, военной техники);

Выполнение Российской Федерацией международных обязательств - С. 139.

Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование).

Квота - это ограничение в стоимостном ли физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).

В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта (англ. voluntary export restrictions). Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

Например, в феврале 1995 года было подписано соглашение РФ с ЕОУС, содержащие такое обязательство по некоторым изделиям из стали. В 2004 году, например, были введены «добровольные» ограничения по поставке в ЕС карбида кремния, алюминия, текстильных товаров - С. 101.

Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительным случаях Правительством Российской Федерации. Как сказано в статье 21 закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «Импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений».

В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара». К ним относятся:

1. Импортные квоты.

2. Специальные пошлины.

3. Антидемпинговые пошлины.

4. Установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера.

5. Компенсационные пошлины. - С. 37.

Специальные защитные меры с точки зрения изложенной выше классификации представляют комбинацию таможенно-тарифных мер и мер прямого ограничения.

Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей.

К ним относятся:

Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):

Пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;

Сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;

Другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т.п.).

Особой разновидностью импортного налога являются скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки и таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

Импортные депозиты представляют собой денежный залог, под оплату таможенных пошлин который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк, перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара. - С. 146.

1.2 Специальные меры нетарифного регулирования.

Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ.

Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировка или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и иными правовыми актами.

В целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в РФ.

Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль содержатся в законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и других нормативных актах. - С. 97.

Важной составной частью валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

В РФ органом государственной власти, ответственным за обеспечение устойчивости рубля, является Центральный Банк РФ. Он устанавливает официальный курс рубля по отношению к ведущим иностранным валютам, который используется для решения многихзадач, связанных с ВЭД: таможенные платежи и сборы, обязательная продажа валютной выручки (до 2008 г.) и другие.

Официальный курс устанавливается с учетом рыночного курса рубля, показателем которого могут служить котировки на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Центральный Банк, являясь активным участников торгов на ММВБ и используя свои резервы национальной и иностранных валют, также оказывает существенное влияние на формирование рыночного курса рубля. Таким образом осуществляется влияние государства в лице ЦБ РФ на рыночный и официальный курс рубля, который в существенной мере будет определять поведение экспортеров, импортеров, инвесторов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

К числу мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отнести различные мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности. - С. 138.

В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами РФ мероприятия (включая их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности:

Кредитование участников внешнеторговой деятельности;

Функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов;

Организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;

Ранее была разработана федеральная программа развития экспорта, которая включала пять основных направлений:

Финансовая поддержка,

Налоговое стимулирование,

Таможенно-тарифное стимулирование,

Специальные мероприятия в поддержку экспорта

Меры общеэкономического характера. - № 7. - С. 24 - 29..

Таким образом, в целом действующее законодательство в области внешнеэкономической деятельности предоставляет большие возможности хозяйственникам и предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность не беспредельна, она находится под влиянием регулирующего и координирующего воздействия государственной власти и органов ее управления.

Стремление России к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) на сложном этапе реформирования отечественной экономики требует принятия экстренных мер, направленных на защиту интересов внутреннего рынка, и формирования внешнеэкономической политики, которая отвечала бы требованиям XXI в. Наиболее перспективным направлением в этом плане видится оперативное и гибкое использование как отечественных, так и зарубежных технологий регулирования внешней и внутренней экономической политики.

Практика применения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в передовых зарубежных странах, несмотря на декларативную приверженность их принципам свободы торговли, свидетельствует об очень жестком, зачастую скрытом - в целях защиты национальных рынков - использовании нетарифных барьеров.

Поскольку в России чрезвычайно остры проблемы развития экономики и обеспечения экономической безопасности, одной из неотложных задач для нашей страны является формирование эффективной системы мер нетарифного регулирования, или нетарифных ограничений (НТО), внешней торговли.

Развитие нетарифных мер регулирования внешней торговли

Тарифные и нетарифные методы регулирования впервые были предложены Секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в конце 60-х годов. Это же Соглашение определило НТО как "любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли".

Единой международно принятой классификации нетарифных барьеров пока не выработано. Свои варианты классификации предлагают ГАТТ/ВТО, Международная торговая палата, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный банк реконструкции и развития, Тарифная комиссия США, а также экономисты - исследователи в области мировой экономики.

Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 70-х годов, к настоящему времени насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет все НТО в 5 основных категорий:

1) ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях. К ним относятся субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и пр.;

2) таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности, например усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к необходимой для оформления документации;

3) технические барьеры в торговле: стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции;

4) количественные и сходные с ними административные меры, в частности импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения;

5) ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей, а именно: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

Данная классификация нетарифных ограничений и составленный на ее основе каталог нашли широкое применение в ходе международных торговых переговоров и послужили теоретической базой для формирования классификационных схем НТО другими международными организациями.

ЮНКТАД причисляет нетарифные ограничения ко "всем видам регуляций, действий или других процедур, предпринимаемых правительствами, которые могут оказывать ограничительное влияние на международную торговлю".

Секретариат ЮНКТАД разработал свою систему классификации, предполагающую деление всех нетарифных ограничений на три группы. Основополагающим критерием ранжирования была избрана целевая направленность НТО.

В начале 80-х годов в целях накопления на комплексной и систематической основе информации о фактах применения НТО и последующей оценки воздействия их на торговлю Секретариатом ЮНКТАД была создана база данных по нетарифным мерам, в основу систематизации которой было заложено разграничение всех НТО на две классификационные схемы. Первая учитывала НТО, применяемые в отношении конкретных товаров (первая часть базы данных), вторая - нетарифные ограничения общего характера (вторая часть базы данных). В общей сложности было указано более 200 видов нетарифных мер.

Применяемые в отношении конкретных товаров меры были классифицированы по пяти категориям, которые, в свою очередь, подразделялись на 11 подкатегорий, 33 раздела, 34 подраздела и 23 статьи. Структура данной классификационной схемы была представлена следующим образом:

3-я категория - разрешения на импорт (неавтоматические: дискреционные разрешения - лицензирование, декларация с подтверждением, разрешения отдельным покупателям; условные - разрешения в зависимости от экспорта, от возможности осуществления национальных поставок, от закупки национальной продукции и т.п.; автоматические разрешения: лицензия для целей контроля, автоматическое лицензирование, декларация без подтверждения и т.п.);

5-я категория - прочие меры (технические требования: санитарно - гигиенические и ветеринарные нормы, технические стандарты, требования к упаковке и маркировке; меры по оказанию помощи отраслям, конкурирующим с импортом: субсидирование товаров, рабочей силы, капитала, налоговые льготы; дополнительные таможенные формальности; импортные депозиты и другие).

В настоящее время ЮНКТАД классифицирует нетарифные ограничения внешней торговли по семи категориям: паратарифные, меры контроля над ценами, финансовые, меры автоматического лицензирования, меры количественного контроля, монополистические меры, технические меры.

Запрещенными к вывозу из РФ являются товары, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в частности:

культурные ценности, созданные более 100 лет назад;

движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры;

культурные ценности, постоянно хранящиеся и государственных и муниципальных музеях, архивах. библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ;

картографические материалы, подлежащие засекречиванию но системе Федеральной службы геодезии и картографии РФ. Ограничением на ввоз (вывоз) товаров называется установление особых требований к ввозу или вывозу некоторых товаров. Ограничения на ввоз и/или вывоз товаров могут быть установлены в виде количественных ограничений или в виде особого порядка их оформления при ввозе/вывозе. Документы, подтверждающие разрешения государственных органов на перемещение товаров через государственную границу РФ, можно разделить на 3 группы.

Лицензия - документ, разрешающий экспорт или импорт товаров в установленные сроки, если в качестве меры нетарифного урегулирования вводятся ограничения на ввоз в РФ или вывоз из РФ товаров, которые включают в себя квотирование и лицензирование. Лицензирование товаров может вводиться по отдельным товарам (в привязке коду товара по ТН ВЭД СНГ), странам или группам стран. На территории РФ действует единый порядок лицензирования экспорта и импорта товаров (включая экспорт и импорт из стран СНГ). Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются Правительством РФ. Выдача лицензий осуществляется Министерством торговли РФ ли его территориальными органами. Выданные лицензии не подлежат передаче другим лицам. До реорганизации структуры Правительства РФ функции лицензирования ввоза/вывоза товаров осуществляло Министерство внешних экономических связей РФ (МВЭС РФ). Лицензии оформляются на бланках, изготовленных на специальной, защищенной от подделки бумаге. Лицензии могут быть разовыми или генеральными. Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту (договору) сроком до 12 текущих месяцев начиная с даты выдачи лицензии. Генеральная лицензия оформляется на каждый вид экспортируемого или импортируемого товара г указанием его количества и стоимости без определения конкретного покупателя или продавца товара. Основанием для выдачи генеральной лицензии является соответствующее решение Правительства РФ, в котором устанавливается срок действия лицензии.

Разрешение - документ, разрешающий ввоз или вывоз товара, выданный соответствующей контролирующей организацией, контролю которой подлежит этот товар при перемещении через таможенную границу РФ, на соответствующих бланках.

Примерами таких разрешений являются свидетельства Министерства культуры РФ при вывозе культурных ценностей, разрешения органов Главгоссвязьнадзора РФ при ввозе радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, разрешения органов МВД при ввозе и вывозе спортивного и охотничьего оружия и т.д.

Сертификаты.

Сертификат - документ, выдаваемый соответствующими государственными органами, если мерой нетарифного регулирования ВЭД, является сертификация ввозимых товаров с целью обеспечения ввоза в РФ товаров, соответствующих стандартам и иным национальным документам, их экологической чистоты, охраны территории РФ от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений. Например, сертификат соответствия (безопасности), гигиенический, фитосанитарный и т д.

Мерой нетарифного регулирования в определенной степени является государственное валютное регулирование, предполагающее, в частности, установление порядка контроля со стороны государственных органов за проведением расчетов в иностранной валют6 между резидентами и нерезидентами. Базовыми документами разработанного ЦБ РФ порядка таможенно-банковского контроля за ocуществлением резидентами РФ валютных операций являются паспорт экспортной сделки (ПС) и паспорт импортной сделки (ПСи).

Заключение.

Возникновение и развитие экономических отношений между государствами есть результат общественного разделения труда в международном масштабе. Международные экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень и направление хозяйственного развития страны и ее регионов. Мировое хозяйство развивается и сейчас все сильнее и сильнее ощущается тенденция глобальной интеграции, необходимость расширения участия стран в международных связях.

Для реализации этого требуется: дальнейшее совершенствование тарифной политики; разработка системы мер государственной поддержки экспорта, а также проведение активных стабилизирующих действий в области кредитно-денежной политики и обменного курса. То есть речь здесь идет о комплексном государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, причем в это понятие, прежде всего, вкладывается целенаправленный механизм системы мер повышения экономического благосостояния государства путем поддержки конкурентоспособных национальных производств на внешних рынках и привлечения капитала для организации новых эффективных предприятий внутри страны.

Важность разгосударствления всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной порождает ошибочное представление о, якобы, необходимости устранения государства из сферы экономических преобразований. Происшедшее в реальности, в частности в российской переходной экономике, умаление роли государства в надежде на всесильную творческую роль рынка привело к дополнительным издержкам и трудностям в трансформационном процессе. Именно поэтому меры нетарифного регулирования ВЭД должны быть развиты на государственном уровне, ведь их реализация поможет упорядочить внешнюю торговлю.

Список использованной литературы:

1. Бакаева, О. Ю. Государственное регулирование ВЭД: Учебник / О. Ю. Бакаева. - М.: Инфра-М, 2009. - 319 с.

2. Барабанщикова, А. Т. Внешнеэкономическая деятельность предприятия / А. Т. Барабанщикова. - СПб: Питер, 2008. - 381 с.

3. Бекетов, А. А. Международное регулирование внешне- экономической деятельности / А.А. Бекетов. - М.: ТК Велби, 2007. - 343 с.

4. Гарькина, В. А. Международная торговля / В. А. Гарькина. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 339 с.

5. Горемыкин, В. А. ВЭД предприятия: учебник для вузов / В. А. Горемыкин. - М.: Высшая школа, 2008. - 783 с.

6. Козырин, А. Г. Особенности нетарифного регулирования ВЭД в Японии / А. Г. Козырин // Мировая экономика. - 2007. - № 11. - С. 35 - 38.

7. Косаренко, Н. И. Международная торговля / Н. И. Косаренко. - М.: Высшее образование, 2007. - 320 с.

8. Ляско, В. И. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебное пособие / В. И. Ляско. - М.: Инфра-М, 2009. - С. 138.

9. Панасенко, С. В. Международные экономические отношения: учебник / С. В. Панасенко. - СПб.: Питер, 2007. - С. 217.

10. Ситарян, С.А. Некоторые особенности нетарифного регулирования ВЭД / С. А. Ситарян // Внешнеэкономическая деятельность. - 2006. - № 7. - С. 24 - 29..

11. Щебарова, Н. А. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Н. А. Щебарова. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 279 с.


Тест:

1. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности – это:

а) совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

б) совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования;

в) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров.

2.К мерам прямого ограничения относятся:

а) лицензирование;

б)квотирование;

в)лицензирование и квотирование.

3. Квота – это:

а)ограничение в стоимостном ли физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени;

б)введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

в)реализация разрешительного порядка экспорта.

4. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать:

а) техническим, фармакологическим;

б)санитарным, ветеринарным;

в) техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям.

5. Группы мер при импорте товаров:

а) импортные квоты, антидемпинговые пошлины;

б) установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера, антидемпинговые пошлины;

в) импортные квоты, специальные пошлины, антидемпинговые пошлины, установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера, компенсационные пошлины.

6.Какие ограничения и контроль занимают в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД:

а) валютные;

б) сертификационные;

в) стоимостные.

7. Лицензия это:

а) документ, разрешающий ввоз или вывоз товара, выданный соответствующей контролирующей организацией, контролю которой подлежит этот товар при перемещении через таможенную границу РФ, на соответствующих бланках.

б) документ, разрешающий экспорт или импорт товаров в установленные сроки, если в качестве меры нетарифного урегулирования вводятся ограничения на ввоз в РФ или вывоз из РФ товаров, которые включают в себя квотирование и лицензирование.

8. Сертификат это:

а) меры контроля над ценами, финансовые, меры автоматического лицензирования, меры количественного контроля, монополистические меры, технические меры.

б) документ, выдаваемый соответствующими государственными органами, если мерой нетарифного регулирования ВЭД, является сертификация ввозимых товаров с целью обеспечения ввоза в РФ товаров, соответствующих стандартам и иным национальным документам, их экологической чистоты, охраны территории РФ от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений.

9. Нетарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на:

а) на 4 группы;

б) на 3 группы;

в) на 5 групп.

10. Какие квоты действуют в отношении отдельных стран:

а) сезонные и так называемые «добровольные»;

б) несезонные;

в) добровольные и несезонные.

11. Таможенно-тарифное регулирование- это

а) любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

б) метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

в) вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

12. Нетарифное регулирование внешней торговли охватывает:

а) три большие группы мер;

б) четыре группы мер;

в) две большие группы мер.

13. В настоящее время среди указанных мер важнейшими по масштабам использования и конфликтности на мировом рынке являются:

а) антидемпинговые меры:

б) технические меры;

в) монопольные меры.

14. Внутренние (уравнительные) налоги и сборы:

а) взимаются в момент перемещения внешнеторговых грузов через таможенную границу и таможенного оформления;

б) взимаются с товаров на внутреннем рынке страны-импортера;

в) взимаемые с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов.

15. Контроль качества - это:

а) сертификат соответствия, технический, фармакологический, ветеринарный, экологический, фитосанитарный;

б) запрет вывоза или ввоза отдельных товаров;

в)контроль импортных цен, система методов определения таможенной стоимости товаров, определение страны происхождения товара.

16. Программирование ВЭД:

а) организация выставок, ярмарок, симпозиумов, конференций; рекламные компании по развитию экспорта; информационное обеспечение;

б) федеральные программы, региональные программы, отраслевые программы;

в) перечень мер по защите торговых интересов РФ.

17. Эмбарго представляет собой:

а) совокупность мер государственного регулирования;

б) модификация добровольных ограничений экспорта;

в) запрет, который применяется в отношении импорта или экспорта отдельных товаров или в отношении совершения внешнеторговых операций с конкретным государством.

18. Экспортные квоты:

а) вводятся государством в соответствии с международными стабилизационными соглашениями;

б) применяется государством для защиты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения;

в) вводится на определенный период времени, когда внутренний рынок нуждается в государственной защите.

19. Какие бывают виды лицензий:

а) индивидуальная, генеральная;

б) индивидуальная, генеральная, автоматическая;

в) государственная, автоматическая, генеральная.

20. Решение о выдаче лицензии или отказе в выдаче лицензии принимается в течение:

а) 25 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами;

б) 14 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами;

в) 7 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами;

Ответы на тест: 1-б; 2-в; 3-а; 4-в; 5-в; 6-а; 7-б; 8-б; 9-б; 10-а; 11-в; 12-в; 13-а; 14-б; 15-а; 16-б; 17-в; 18-а; 19-б; 20-а.

Нетарифные ограничения – комплекс мер, которые препятствуют проникновению иностранных товаров на национальную территорию данной страны.

Нетарифные методы регулирования имеют ряд преимуществ по сравнению с тарифными методами. Основа преимущества – ограниченная возможность тарифного регулирования, однообразность данной системы. Система же нетарифных барьеров достаточно разветвлена, благодаря чему достигается большая эффективность.

Среди них наибольшее распространение получили меры, направленные на количественные ограничения внешнеторговых операций – квотирование и лицензирование.

ООН выделяет следующие виды нетарифных методов регулирования внешней торговли:

методы, направленные на прямое ограничение импорта в целях защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, добровольные ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т.д. Это самый многочисленный вид.

методы, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.

методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие которых ведет именно к этому результату.

Существует несколько типов нетарифных ограничений:

1. Количественные ограничения импорта и экспорта.

а) контингентирование (квоты) - регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения ввоза/вывоза иностранных или отечественных товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени.

Эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров или валютных ценностей.

Эмбарго - государственное запрещение на экспорт / импорт определенного вида товаров (ценностей, золота, ценных бумаг, валюты) независимо от места назначения, в отношении отдельных видов товаров, поставляемых в конкретные страны, или в отношении всех товаров, поставляемых в определенные страны.

Хотя эмбарго обычно вводится в политических целях, последствия могут быть по существу экономическими. Например, США ввели эмбарго на торговлю с Никарагуа в 1984-1990 гг. из-за политической вражды с Сандинистской партией, находившейся у власти. Но для Никарагуа последствия оказались экономическими: Никарагуа испытывала трудности со снабжением, особенно с поставками запчастей для техники, произведенной в США, и не могла сбывать урожай бананов в США, как раньше.

В мировой практике устанавливается запрет на квоты на промышленную продукцию. Разрешаются квоты на сельскохозяйственную продукцию и некоторые другие товары (например, текстиль, иногда готовую продукцию, если неограниченный ввоз иностранных товаров может нанести ущерб национальным отраслям).

По направлению своего действия квоты делятся на экспортные и импортные.

Экспортные квоты вводятся или на основе международных стабилизационных соглашений, которые определяют долю каждой страны в общем экспорте какого-то товара, или правительством страны для обеспечения отечественных потребителей достаточными запасами товаров по низким ценам, для предупреждения истощения природных ресурсов, а также для повышения цен на экспорт путем ограничения поставок на зарубежные рынки. Подобные ограничения посредством соглашений по различным видам товаров позволили квотировать странам-производителям такие товары, как кофе и нефть, в результате чего цены на эти продукты возросли в странах-импортерах.

Импортные квоты не обязательно предназначены для защиты отечественных производителей. Япония, например, сохраняет квотирование на многие сельскохозяйственные продукты, в ней не производящиеся. Квотирование импорта служит средством воздействия при ведении переговоров по сбыту японской экспортной продукции, а также позволяет избегать чрезмерной зависимости от любой иной страны в отношении необходимых продуктов питания, запасы которых могут сократиться в случае плохих климатических или политических условий. США, например, используют квоту в 5,7 млн. л. Молока и сметаны из Новой Зеландии, в 104 тыс. кг. на импорт мороженного из Нидерландов, в 3,4 млн. кг. на импорт сыра из Швейцарии.

Квоты также делятся на:

Глобальные - на определенный период време­ни устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который можно импортировать/ экспортировать вне зависимости от страны импортера/экспортера. Используется редко, по­скольку существует опасность потерять рынки импортеров;

Индивидуальные - устанавливается в рамках глобальной квоты; существует распределение,
учитывающее доли импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних со­глашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, т. е. вводятся на опреде­ленный промежуток времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Экономические последствия - ограниче­ние предложения, увеличение роста доходов наци­онального производителя.

Проблемы возникают при распределении квот между странами, т.к. необходимо гарантировать, чтобы товары из одной страны не переправлялись с нарушением установленной в ней квоты во вторую страну. Такая ситуация возникла, когда США выдвинули обвинение, что одежда китайского производства нелегально поступала на таможню США как одежда, изготовленная в Макао.

б) лицензирование может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструмен­том регулирования. Тогда, в первом случае - это всего лишь документ, который подтверждает пра­во ввоза/вывоза товара в пределах получения ка­кой-либо квоты; во втором случае существует оп­ределенный ряд форм лицензирования:

Индивидуальная (разовая) лицензия - разовое разреше­ние на импорт/экспорт товара. Разрешается экспорт/импорт определенного товара определенному импортеру (экспортеру) с указанием количества товара, его стоимости, страны происхождения (назначения), а в ряде случаев и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен ввоз / вывоз товара. Выдается государ­ственным органом власти импортеру/экспортеру, является именной (указано юридическое лицо);

Генеральная лицензия - постоянно действую­щее разрешение на импорт/экспорт товара, включенного в списки, без ограничений, как по количеству, так и по времени; лицензия является безличной;

Автоматическая лицензия - разрешение, вы­даваемое предпринимателю на проведение экспортных / импортных операций немедленно после поступления от него заявки, которая при этом не может быть отклонена государственным органом (упрощённая форма получения ли­цензии).

Квотная рента - специфический доход при введе­нии квоты, проистекающий из искусственного по­вышения цены. Его получает обладатель права ввоза товара на внутренний рынок. Ее получателями могут быть различные субъекты в зависимости от порядка предоставления лицензии:

Аукцион - продажа лицензий на конкурсной основе (цена, как правило, равна квотной ренте,
идет государству);

Бесплатная передача - рента идет националь­ному субъекту - импортеру;

Передача лицензии стране-производителю – добровольное количественное ограничение экс порта, принятое в рамках официального межпра­вительственного или неофициального соглаше­ния об установлении льгот.

Сходство в применение квот и тарифов состоит в том, что:

цена на импортные товары возрастает;

доходы национальных производителей возрастают.

Различие - в случае введения тарифа импортер не огра­ничен количеством ввозимого товара, т. е. мерилом для него является экономическая целесообразность ввоза товаров.

в) «добровольное» ограничение экспорта

В последние десятилетия широкое распространение получила практика заключения соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен, которые навязываются ведущими западными государствами более слабым в экономическом и политическом отношении экспортерам. Соглашение о «добровольном» ограничении экспорта представляет собой навязанное экспортеру под угрозой санкций обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую страну. Аналогично установление минимальной импортной цены должно строго соблюдаться экспортирующими фирмами при заключении контрактов с импортерами страны, установившей такие цены. В случае снижения экспортной цены ниже минимального уровня импортирующая цена вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может привести к уходу с рынка.

К настоящему времени заключено свыше 100 соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен. Эти соглашения затрагивают торговлю продукцией текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, молочными продуктами, бытовой электроникой, легковыми автомобилями, металлообрабатывающими станками и т.д. главным образом из Японии и НИС в США и страны ЕС.

2. Государственные субсидии и финансовые льготы.

Субсидии - денежная выплата правительством нацио­нальным производителям с целью их поддержки и дискри­минации импорта.

Субсидии по характеру выплат делятся на:

прямые - непосредственные выплаты экспортеру после совершения им операции в размере разницы издержек и полученного им дохода (дотации произ­водителю при выходе на внешний рынок). Запреще­ны ВТО, поскольку их применение достаточно оче­видно для торговых партнеров и может вызвать ответные меры;

косвенные (скрытые) - предоставление экспортерам льгот по уплате налогов, возврат импортных по­шлин, льготные условия страхования, помощь в структурной перестройке и т. д.

Субсидии предоставляются как производителям това­ров, конкурирующих с импортом, так и производителям эк­спортных товаров.

Экспортные субсидии - нетарифный метод регулирова­ния, представляющий бюджетные выплаты экспортерам, дающий им возможность продавать товар на иностранном рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

Импортный депозит - своеобразный залог в денеж­ной форме, который импортер должен внести в банк перед закупкой партии иностранного товара. Размер этого зало­га, срок, валюта фиксируются в каждом государстве зако­нодательно. Это своеобразный кредит, который импортер государству, но не получает за него проценты; через некоторое время средства возвращаются импортеру, в итоге издержки импортера растут.

Государственная система размещения заказов - покупка го­сударственными предприятиями товаров, произведенных национальными производителями, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

Валютное регулирование:

внешние валютные ограничения (например, клиринг - торговля между странами на основе взаимозачетов);

ограничения, связанные с приобретением и продажей валюты;

механизм дифференцирования валютных коэффици­ентов (установление различного курса для определенных торговых сделок);

девальвация - понижение курса национальной валюты;

ревальвация - повышение курса национальной ва­люты.

6. Технические барьеры - ограничения, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и другие нормы и правила построены так, чтобы создать барьер на пути иностранного товара (например, стандарты, аттестация, проверка качества товара и т. д.)

Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким образом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался бы сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения. Например, автомобилестроительные фирмы «большой тройки» предложили законопроект об экономии горючего, требующий от каждого автомобилестроителя увеличения экономии, усредненной по всем моделям, на одинаковую процентную долю. Такое предложение в случае его принятия было бы обременительным для японских производителей, у которых средняя величина экономии горючего уже намного превосходила показатели моделей «большой тройки».

Среди методов нетарифного регулирования следует упомянуть административно-бюрократические проволочки на въезде, увеличивающие неопределенность и расходы на содержание товарно-материальных запасов. Например, во Франции ввели требование пропускать все ввозимые видеомагнитофоны через один небольшой таможенный пост, расположенный далеко от крупных городов и плохо укомплектованный кадрами. Вызванные этим проволочки эффективно удерживали японские магнитофоны за пределами французского рынка, пока не была достигнута договоренность о «добровольной» экспортной квоте, согласно которой Япония ограничивала свое проникновение на рынок Франции. Перуанские таможенники ввели за правило месяцами проводить таможенную очистку товаров, а затем взимать плату за хранение их на таможне в сумме, составляющей значительную долю стоимости импорта.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования – комплекс мер экономического, административного, технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих свободную торговлю между государствами . Нетарифные меры нормативно закреплены в п. 3 ст. 6 ФЗ «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» от 13.10.1995 г. № 157-ФЗ и являются инструментом административного регулирования внешнеэкономической деятельности. Применяются нетарифные ограничения экономического, административного и технического характера. К нетарифным ограничениям экономического характера относятся:

1) антидемпинговые меры (различного рода налогообложения):

  • налог на добавленную стоимость с импортера;
  • налог с оборота;
  • акцизные сборы;
  • специальные импортные налоги и сборы;

2) меры валютного и финансового характера.

К нетарифным ограничениям административного характера относятся:

  1. запрещение импорта;
  2. количественные ограничения: индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные квоты;
  3. добровольные ограничения экспорта.

К нетарифным ограничениям технического характера относятся:

  1. национальные стандарты;
  2. системы сертификации продукции;
  3. требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами;
  4. требования экологического характера.

К мерам нетарифного регулирования относятся:

  1. лицензирование;
  2. квотирование;
  3. сертификация;
  4. система экспортного контроля ;
  5. разрешительная система;
  6. иные ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств.
Некоторые специалисты также относят к нетарифным мерам понятия таможенной блокады и эмбарго.

Лицензирование – это разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров, свободное перемещение которых через таможенную границу РФ не допускается.

Квотирование – введение количественных и стоимостных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров, странам или группам стран.

Сертификация – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Экспортный контроль – комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности.

Разрешительная система – это представление в таможенные органы при производстве таможенного оформления и контроля разрешений различных государственных органов .

Ограничение на ввоз (вывоз) товаров – установление особых требований к ввозу или вывозу некоторых товаров. Ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров могут быть установлены в виде количественных ограничений или в виде особого порядка их оформления при ввозе (вывозе).

Под таможенной блокадой понимаются приостановление выполнения таможенного оформления, задержка товаров на таможенных складах и т. д. Цель – нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства. Эмбарго – запрещение или ограничение ввоза в свою страну или вывоза в другие страны товаров, работ, услуг. Применяется как репрессивная форма, как средство экономического или финансового давления.

Таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно слабеет . В послевоенный период входе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ было достигнуто значительное снижение тарифных барьеров. Так, средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах снизился с 40-50% в конце 1940-х годов до 4-5% в настоящее время, а в результате реализации соглашений Уругвайского раунда переговоров ГАТТ (см. гл. 9) он составил около 3%. Однако степень воздействия государства на международную торговлю за эти годы фактически даже возросла, что связано со значительным расширением форм и мер нетарифных торговых ограничений. По оценкам, их в настоящее время насчитывается не менее 50. Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К началу XXI в. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Будучи менее открытыми, чем таможенные пошлины, нетарифные барьеры дают больше возможностей для произвольных действий правительств и создают значительную неопределенность в международной торговле. В связи с этим перед Всемирной торговой организацией стоит задача постепенно отменить количественные ограничения, т.е. провести так называемую тарификацию (замену количественных ограничений тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты).

Нетарифные меры, применяемые во внешнеторговой политике, многообразны, причем их роль по мере снижения таможенных тарифов не уменьшается, а возрастает. Наиболее распространены те, которые направлены на прямое ограничение импорта:

  • квотирование;
  • лицензирование;
  • добровольные ограничения экспорта;
  • технические ограничения;
  • антидемпинговое законодательство.

Особое значение имеют квотирование и лицензирование импорта и экспорта.

Квотирование

Это лимитирование размера импорта с помощью так называемых глобальных, индивидуальных, сезонных и других видов процентных ограничений.

Глобальная квота, на долю которой приходится две трети всех случаев, устанавливает ограничение объема импорта в стоимостных или натуральных показателях на определенный период. Общая величина допустимого квотой импорта по странам не разбивается.

Индивидуальная квота предусматривает размер импорта в отношении конкретных стран или конкретного товара (его производителя). В качестве критерия при распределении индивидуальной квоты учитываются встречные обязательства государств по импортированию товаров данной страны. Такие обязательства закрепляются торговыми соглашениями и принимают характер двусторонней квоты на договорной основе.

Сезонные квоты устанавливают ограничение размеров импорта сельхозтоваров на определенное время года. Ограничение импорта без учета временного периода представляют неконкретизированные квоты.

Квотирование вводится для сбалансирования внешней торговли и , регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, выполнения международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах.

Лицензирование

Эта нетарифная мера в международной торговле отличается большим разнообразием. Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных государственных органов на ввоз определенного объема товара. В лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товара.

Лицензирование толкуется в международной практике как временная мера, которая осуществляется на основе строгого контроля тех или иных товарных потоков. Оно практикуется в случаях временного ограничения нежелательных объемов импорта. В современной зарубежной практике в основном применяются генеральная и индивидуальная лицензии.

Генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение фирме на право импорта определенных товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости. Иногда в лицензии указываются товары, запрещенные к ввозу. Генеральные лицензии со списками товаров регулярно публикуются в официальных изданиях.

Индивидуальная лицензия выдается как разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара (иногда дву- мя-тремя видами, но одной и той же товарной группы). В ней указываются также сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара. Она является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия (как правило, до одного года).

Составным элементом лицензирования является контингентирование т.е. установление государством централизованного контроля над вызовом и ввозом посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени. В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить количественные ограничения импорта в случае резкого неравновесия торгового баланса.

Добровольные количественные ограничения

С начала 70-х годов широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта - добровольные экспортные ограничения , когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Уже заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д., главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения бывают не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угрозы применить более жесткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

В принципе добровольные количественные ограничения представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носят еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты. Примером может служить добровольное ограничение российского экспорта в США неочищенного урана и стали.

Технические барьеры

В числе мер нетарифного ограничения в зарубежной практике значатся специальные требования к импортным товарам, устанавливаемые для обеспечения безопасности и охраны природной среды, роль которых сегодня значительно возросла. Они предполагают соблюдение таможенных формальностей — технических стандартов и норм, требований к упаковке и маркировке товаров, нормативов санитарного и ветеринарного контроля. Сами по себе эти формальности необходимы и нейтральны, но они могут быть сформулированы таким образом, что либо становятся барьером на пути определенных товаров, либо служат целям дискриминации по отношению к отдельным странам.

Одна часть технических барьеров представляет собой запрет или ограничение импорта товаров и материалов, загрязняющих окружающую среду (химические товары, ядохимикаты, каменный уголь и нефть с высоким содержанием серы). Другая часть включает расширение протекционистских мер в отношении промышленного оборудования, транспортных средств и других видов продукции, эксплуатация которых ведет к загрязнению атмосферы и воздуха. Наконец, последняя связана с качеством товаров, и эти технические барьеры защищают интересы потребителей, оберегая их от ущерба, вызванного дефектом товара, и от возможного вреда при употреблении, что относится прежде всего к импорту бытовой электротехники, медицинским препаратам и приборам, пищевым продуктам, детским товарам. Многие страны приняли законы, предусматривающие суровые санкции в отношении поставщиков импортных товаров, которые обязаны информировать покупателя в инструкциях, при маркировке или на этикетке о всех возможных рисках, связанных с потреблением товара.

Для защиты национальных производителей государство одновременно с ограничением импорта предпринимает меры, направленные на поощрение экспорта. Одна из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей - экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. Благодаря таким субсидиям экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).

Особенности отраслевой защиты национального производителя

Даже наиболее в подавляющем большинстве практикуют очень жесткий аграрный протекционизм; показательно, что в благополучных западноевропейских странах уровень таможенного обложения ввозимых сельскохозяйственных товаров сейчас выше, чем в России. Уже на этапе создания и в первые годы деятельности ГАТТ — организации, призванной, как известно, обеспечить либерализацию мировой торговли, — эти страны договорились, что их аграрный сектор остается в основном за пределами ее компетенции. Во всех иных серьезных ситуациях, когда национальные интересы и/или национальные законодательства приходили в противоречие с международными торговыми нормами, эти государства, как правило, находили возможности для компромиссного решения. В результате за рамки «свободной» (все с теми же оговорками) международной торговли было выведено немалое число товаров и отраслей. Многие из них получили государственную поддержку в виде торговых ограничений либо субсидий, но лишь на сравнительно небольшой срок, который необходим отечественным фирмам для структурной перестройки и приспособления ктребованиям мирового рынка, а потом вновь вступили в открытую конкурентную борьбу — это так называемый воспитательный протекционизм. Другие все еще находятся под защитой государства.

Самая защищенная отрасль — сельское хозяйство. Помимо щедрого субсидирования производства, в том числе в странах с очень благоприятными климатическими условиями для развития этой сферы экономики, в довольно широких масштабах ограничивается импорт и дотируется экспорт сельскохозяйственных товаров (табл. 8.3).

Таблица 8.3. Структура внутренней поддержки сельского хозяйства, %

К мерам «зеленой корзины» поддержки национального сельхозпроизводителя по положениям ВТО относится создание государственных продовольственных запасов; прямые выплаты производителям, не связанные с производством сельхозпродукции; страхование; компенсация потерь от стихийных бедствий; выплаты по программам зашиты окружающей среды; выплаты по программам регионального содействия сельхозпроизводителям и др.

К мерам «желтой корзины» относится целевая поддержка сельхозпроизводителей, выплаты из расчета площади сельхозугодий; субсидии на средства производства; льготные кредиты.

К мерам «голубой корзины» относятся меры, поощряющие сокращение сельхозпроизводства (например, в странах ЕС).

Уже более трех десятилетий под опекой государства находятся текстильная и швейная отрасли. На основе соглашений о добровольном квотировании экспортерами своих поставок США ограничивали ввоз продукции этих отрасли из 28 стран, ЕС — из 19, Канада — из 22, Норвегия — из 16, Финляндия — из 7 и Австрия — из 6 стран. Позже от этих ограничений, установленных ЕС, пострадала Россия, несмотря на довольно скромные размеры своих поставок соответствующей продукции.

В привилегированном положении давно находится в Западной Европе черная металлургия, и это уже коснулось интересов России. США, ограждая своих производителей от демпинга и субсидируемого экспорта, до 1993 г. практиковали ограничение импорта черных металлов и проката на основе все тех же добровольных обязательств, полученных ими от 17 стран, а с 1993 г., когда эта система была отменена, они ввели антидемпинговые и компенсационные пошлины на ввоз этих товаров примерно из такого же количества стран. Изменилась, таким образом, только форма защиты, а не ее суть.

В разное время в западных государствах вводились ограничения на импорт легковых автомобилей, нержавеющей стали, станков, самолетов, бытовой электроники, химических товаров, обуви, кожаных изделий.

Компенсационные пошлины как мера нетарифного регулирования применяются к тем импортным товарам, производство и экспорт которых субсидируются государством-экспортером, поскольку этот вид пошлин нейтрализует экспортные субсидии. Среди мер нетарифного регулирования фигурируют и валютно-финансовые ограничения, связанные с валютным контролем и регулированием платежного баланса. Ограничению способствуют также дополнительные (помимо пошлин) налоги на импорт и импортные депозиты. Импортные депозиты - это форма залога, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой иностранного товара в размере части его стоимости.

Демпинг

Распространенной формой конкурентной борьбы на является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может быть, во-первых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию. Во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует свой доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается того же результата путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынков путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

Антидемпинговые меры сводятся к взиманию с экспортера компенсации за ущерб национальной промышленности и производителю, обычно в пользу последнего, часто в виде дополнительной пошлины. Для констатации демпинга используются два основных критерия: ценовой, или стоимостный, и экономический ущерб.

Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом конкретном случае индивидуально. Такая пошлина назначается не автоматически: она взимается только после расследования на предмет подтверждения факта демпинга и, что важно, — выявления экономического ущерба предпринимателю импортирующей страны.

Временные антидемпинговые пошлины являются своего рода предупреждением о возможности принятия более суровых мер в отношении экспортера. Постоянные выглядят наиболее серьезной мерой, применение которой приводит к значительным потерям экспортера, а возможно, и к его полному уходу с рынка.

Наряду с перечисленными антидемпинговыми мерами используется и такая, когда экспортер принимает на себя обязательство по соблюдению минимального уровня цен («нормальной стоимости») или по ограничению количества поставляемого товара.

Однако проблема антидемпинговых мер в мировой практике продолжает оставаться довольно сложной, а способы борьбы — недостаточно эффективными. Так, среди десятков антидемпинговых и компенсационных исков, предъявляемых ежегодно в Министерство торговли США и Международную торговую комиссию, имеют место дела о несообразных приговорах, о правилах, которые легко обойти, о бездеятельности органов в реализации решений. Это приводит к нежелательным экономическим последствиям. Например, Мексика, не создавшая собственной телевизионной технологии, долгое время поставляла на американский рынок 70% импортируемых телевизоров по заниженным ценам только потому, что она обошла таможенные пошлины на цветные кинескопы, введенные США для борьбы с демпингом товаров из Японии, Кореи, Сингапура и Канады.

Претензии со стороны западных государств к виновникам демпинга таят большую угрозу, прежде всего введением количественных ограничений в отношении таких экспортеров.

Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции. К их числу относится торговое эмбарго - введение государством запрета на ввоз в какую- либо страну или вывоз из нее товаров, причем, как правило, по политическим мотивам. Но экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут носить и коллективный характер, например когда они вводятся по решению ООН.



Бизнес идеи