Какие товары производит польша. Финансы и банковская система Польши. Производство стекла, строительных материалов

Польша - бывшая социалистическая страна, поэтому на её экономику оказали серьёзное влияние политические перемены, произошедшие в начале 90-х годов. Так, в это время началась волна приватизации, в ходе которой основная часть государственной собственности перешла в частные руки. Широкие незаполненные ниши развивающейся экономической системы всерьёз интересуют многих западных инвесторов, что делает польскую экономику значимой и важной для всего европейского рынка.

У польской экономики есть и свои слабые стороны. В первую очередь это относительно высокая, по меркам Евросоюза, безработица (в 2004 г. 18 %, но в 2008 г. - только 6,5 %). Сельское хозяйство страдает от отсутствия инвестиций, обилия мелких хозяйств и избыточного персонала. Не определен объём компенсаций за экспроприации в коммунистическое время. Тяжелая промышленность неконкурентоспособна.

Польша - индустриально-аграрная страна. Валовой национальный продукт на душу населения 16 600 долларов в год (2007). В 2007 году ВВП Польши, по предварительным данным, составил 632 млрд долл. Внешний долг Польши на конец III квартала 2007 года составил 204 млрд 967 млн долларов.

После преобразования в 1989 году Польской Народной Республики в Республику Польша и избрания Правительства, которое возглавили премьер Тадеуш Мазовецкий и вице-премьер и министр финансов Лешек Бальцерович, в стране начались рыночные и демократические реформы: либерализация цен и приватизация госсобственности. 1 мая 2004 года Польша вошла в состав Европейского Союза. В настоящее время страна испытывает массу экономических трудностей: государственный долг составляет 45 % от ВВП, уровень безработицы в стране почти 10 %, существуют трудности с принятием и финансированием государственных программ по здравоохранению, образованию и пенсионному обеспечению.

Введение евро

Правительство Польши планировало к 2012 году отменить злотый и ввести в стране евро. Но как заявляет Галина Василевска-Тренкнер, член Совета по монетарной политике Национального банка Польши: «Польша, видимо, не будет иметь евро ранее 2014-2015 годов». Польше пока не удаётся добиться выхода на финансово-экономические показатели, которые требуются для вхождения в зону единой валюты Евросоюза. Это касается размера дефицита государственного бюджета, а также стабильности национальной валюты.

Промышленность Польши

Основными отраслями промышленности Польши являются: машиностроение, чёрная металлургия, угольная, текстильная и химическая промышленность. В стране развиваются автомобиле- и судостроение, производство удобрений, нефтепродуктов, станков, электротехники и электроники. В Польше добываются каменный и бурый уголь, медь, цинк, свинец, сера, природный газ, поваренная соль, ведутся лесозаготовки. Рост промышленного производства в 2008 году составил 4,8%.

Статистические показатели Польши
(по состоянию на 2012 год)

Организация производства. В 1990 был принят закон о приватизации, который предусматривал преобразование государственных предприятий в акционерные общества и компании с ограниченной ответственностью; было учреждено министерство по делам собственности. Процесс приватизации крупных предприятий шел медленно и противоречиво из-за того, что ее проекты проходили через исполнительные органы власти воеводства и должны были получать одобрение директоров и коллективов предприятий. К концу 1996 была осуществлена приватизация лишь 1895 крупных предприятий из 8841, существовавших в 1989. Более успешно шла малая приватизация: к 1990 частному сектору были переданы 35 тыс. малых предприятий. В 1990 правительство объявило программу «массовой приватизации» для нескольких сотен самых крупных государственных предприятий; однако к реализации этой программы не приступали вплоть до 1996 из-за многочисленных поправок и дополнений. В основе этой приватизации лежала раздача гражданам ваучеров, которые представляли собой акции на собственность в 15 национальных инвестиционных фондах, между которыми распределялись акции приватизируемых предприятий. К концу ноября 1996 этой программой было охвачено 90% населения.

Добывающая и обрабатывающая промышленность. В 1950–1967 доля занятых в государственной промышленности возросла на 93% частично за счет передачи ей предприятий частного сектора, сохранившихся после национализации. В 1970–1980 занятость в промышленности увеличилась на 15%. Крупные капиталовложения в послевоенные годы способствовали развитию металлургии, машиностроения, судостроения и химической промышленности. В 1990–1991 занятость в частном секторе промышленности увеличилась почти на 25%. Польская промышленность очень диверсифицирована и географически довольно равномерно размещена, хотя существуют районы значительной концентрации предприятий ее ведущих отраслей. Ведущими являются отрасли, производящие продукты питания, текстиль, уголь, машины и оборудование. В Катовицком воеводстве (Верхняя Силезия) концентрируется около 20% всех работающих в промышленности страны; здесь сосредоточены предприятия угольной промышленности и черной металлургии. Это также главный район цветной металлургии, машиностроения и производства металлоконструкций и других металлоемких изделий. В Лодзи и ее окружении находится почти 42% всех занятых в текстильной промышленности. Около 30% занятых в электротехнической промышленности сконцентрировано в Варшаве и ее окрестностях. Гданьск и Щецин – крупные центры судостроения. Предприятия химической промышленности более рассредоточены по территории страны, хотя значительная их часть находится в Катовицком воеводстве.

Сельское хозяйство Польши

В Польше 38% населения проживает в сельской местности и около 27% работает в земледельческих хозяйствах. Для ряда регионов сельское хозяйство продолжает оставаться основным сектором экономики, несмотря даже на постоянное снижение своего значения. Тем не менее, исключительно или преимущественно в сельском хозяйстве продолжает трудиться менее 6 % поляков. Польский аграрный сектор вбирает в себя крестьянские хозяйства, существенно разнящиеся по организационной структуре, формам собственности, масштабам и объемам производства. В Польше есть 2,9 млн. крестьянских хозяйств, средний размер которых 5,8 га. Свыше 70 % польских хозяйств не превышают 5 га, и все же их общая площадь меньше 19 % от общей территории сельских угодий.

Вопреки политическому нажиму на коллективизацию крестьянства после Второй мировой войны, частная форма владения неизменно оставалась преобладающей на польском селе. Политико-экономические перемены, начавшиеся в 1989 году, позволили еще более сократить степень вовлеченности государства в аграрный сектор экономики, а также приступить к внедрению новых форм собственности. В том числе хозяйствующих субъектов различного вида и иностранного капитала. В 1992 году было образовано Агентство аграрной собственности государственной казны (АСХС), которое сосредоточило свою деятельность на управление перешедшей в его владение собственностью земледельческих совхозов, что первоначально осуществлялось путем распродажи угодий или их аренды (см. Глава IV, раздел посвященный Агентству сельскохозяйственной собственности государственной казны). В 2003 году частные крестьянские хозяйства составляли 95 % от обрабатываемых земель.

Непредсказуемые погодные условия и переменчивая прибыльность зерновых и других сельскохозяйственных культур отражаются в нестабильности польского аграрного производства, которое не имеет системы регуляции путем гарантированных закупок. Весь коммерческий риск целиком ложится на производителя. Только очень небольшая часть поставок зерновых охвачена предварительными контрактами на основе договоров между земледельцами и пищевиками, в том числе: сахарная свекла, посевной материал рапса, овощей и цветов. Смешанные типы земледелия (возделывание зерновых и животноводство) преобладают в большинстве польских крестьянских хозяйств, так как четкая специализация обычно отсутствует. В результате предназначенная на продажу продукция составляет лишь около 60 % от общего объема аграрного производства, а все оставшиеся товары идут на покрытие личных нужд самих крестьян, что является характерной особенностью польского сельского хозяйства.

В 2008 году на сельское хозяйство приходилось 4,5 % ВВП, а занято было в данном секторе 17,4 % (2005 год) активного населения страны. В настоящее время в Польше 2 млн частных хозяйств, занимающих 90 % всех сельскохозяйственных угодий и на которые приходится примерно такой же процент от общего объёма сельскохозяйственного производства. На фермы с площадью более 15 га приходится 9 % от общего числа хозяйств. Но при этом они охватывают 45 % от общей площади сельскохозяйственных угодий. Более половины домашних хозяйств в Польше производят продукцию для собственного потребления.

Польша экспортирует фрукты и овощи, мясо и молочные продукты, а импортирует пшеницу, фуражное зерно, растительное масло. Польша является крупным производителем картофеля, сахарной свеклы, рапса, зерна, свинины и птицы в Европе.

Лесное и рыбное хозяйство. Территория, покрытая лесами, составляла в 1995 8,6 млн. га. Государственные леса, находящиеся в ведении министерства лесного хозяйства и лесной промышленности, составляли 82% всех лесов и давали 92% всей лесной продукции. Хвойные породы (преимущественно сосна и ель) занимали 82% площади государственных лесов, остальное занимали лиственные породы. В 1991 в Польше было произведено 17 млн. кубометров деловой древесины.

Морское рыболовство превратилось в важную отрасль хозяйства. В 1950 Польша имела 365 рыболовных судов общей грузоподъемностью 18,2 тыс. т, а улов составил 66,2 тыс. т. В 1967 насчитывалось 713 судов общей грузоподъемностью 208,9 тыс. т при улове 321,4 тыс. т. В 1981 число судов уменьшилось до 638, а улов составил 673 тыс. т. Последние показатели почти не менялись с середины 1970-х до середины 1980-х годов. Затем улов рыбы начал сокращаться – до 655 тыс. т в 1988, 565 тыс. т в 1989 и 473 тыс. т в 1990.

Транспорт Польши

Транспорт и связь при коммунистической власти были государственной собственностью, за исключением легкового и незначительной части грузового автотранспорта. В 1992 на грузовые автомобили приходилось 50% всего грузооборота Польши, на железные дороги – 38%, остальное – на морской и речной транспорт. В 1997 было перевезено 386 млн. т грузов, из них железными дорогами 224 млн., автомобильным транспортом – 96 млн., трубопроводным – 34 млн., морским – 24 млн., речным – 8 млн. т. Автомобильный транспорт перевез почти 50% пассажиров, столько же – железнодорожный транспорт. Доля семей, владеющих автомобилем, увеличилась с 27% в 1985 до 38% в 1992. К концу 1995 на 1000 жителей приходилось 194 автомобиля.

Реки Висла и Одра являются главными внутренними водными путями. Польша имеет мощный торговый флот, который вырос с 45 судов (общей грузоподъемностью 159 тыс. т в 1949) до 332 судов (2993 тыс. т в 1981), но впоследствии сократился до 278 судов в 1985 и 125 судов в 1996. Порты в Гданьске и Гдыне обрабатывают около 56% всех морских грузов, а в Щецине – большую часть остальных.

После 1989 значительно расширились телекоммуникационные услуги. Число телефонных абонентов возросло с 2,5 млн. в 1985 до 5,7 млн. в 1995. Кроме того, имеется более 75 тыс. абонентов сотовой телефонной связи. В 1993–1994 для расширения и модернизации польской сети «Телекоммуникация польска» были приглашены иностранные компании. Приватизация телефонной сети на основе акционирования была завершена в 1998.

Главными морскими портами страны являются Гданьск, Щецин, Свиноуйсьце, Гдыня, Колобжег. Европейские маршруты, проходящие через Польшу: Е28, Е30, Е40, Е65. Протяжённость железных дорог в стране 26644 км. Железнодорожные перевозки по стране осуществляет компания «Польские государственные железные дороги».

Энергетика Польши

Польша производит свыше 91 % электроэнергии на государственных теплоэлектростанциях. Около 57% польской электроэнергии вырабатывается ТЭС на основе каменного угля и сжигания других топливных ресурсов, а порядка 34 % -на основе лигнита. Это результат изобилия этих природных ресурсов в Польше. Менее 3 % электроэнергии вырабатывается из возобновляемых ресурсов, главным образом на ГЭС и ветровых электростанциях. Однако на базе постановления министра экономики, труда и социальной политики от 30 мая 2003 года удельный вес энергии, получаемый из возобновляемых ресурсов, будет постепенно увеличиваться, чтобы к 2010 году достичь, по меньшей мере, 7,5 % (в 2004 г. - 2,85 %).

В 2007 году в Польше производилось 149,1 млрд кВт·ч, а потреблялось 129,3 млрд кВт·ч. В 2008 году экспорт электричества составил 9,703 млрд кВт·ч, а импорт - 8,48 млрд кВт·ч.

Уголь является основным источником энергии для польской экономики. В конце 1980-х годов запасы угля в Польше оценивались приблизительно в 40 млрд. т; в 1996 – в 65 млрд. т. Основные месторождения каменного угля в Польше находятся в Силезии, а также в Валбжихском и Люблинском бассейнах. Крупнейшая в стране угольная шахта Пяст находится в городе Новы-Берун, к югу от Катовице; добыча угля в ней производится с 1975. Запасы бурого угля (лигнита), который добывается в центральном (Малинец, Адамув) и юго-западном (Турошув, Жары) районах Польши, оцениваются в 14 млрд. т.

Запасы нефти в 1987 составляли всего ок. 2 млн. т, и внутренние потребности страны удовлетворялись в основном за счет импорта. В 1981 Польша импортировала из СССР ок. 17,4 млн. т нефти и нефтепродуктов. В 1996, в результате объединения семи государственных нефтеперерабатывающих заводов и сети автозаправочных станций, была создана компания «Нафта польска». Некоторые нефтеперерабатывающие заводы частично приватизированы; ок. 30% их акций продано иностранным инвесторам. По данным 1996, запасы природного газа в Польше оценивались в 121 млрд. куб. м; отечественный природный газ покрывает лишь треть всех потребностей страны. В 1997 85% газа и нефти поступало из России.

Внутренняя и внешняя торговля Польши

Около 99% оборота розничной торговли до 1970-х годов приходилось на национализированные предприятия. После проведения реформ почти 90% внутренней торговли перешло в частные руки.

Внешняя торговля до 1989 оставалась монополией государства. С середины 1950-х до начала 1990-х годов стоимость импорта Польши увеличилась более чем в 20 раз (за исключением растущего медленнее ввоза продовольствия), но сама структура импорта страны осталась стабильной. С середины 1980-х годов стоимость экспорта росла такими же темпами, как и стоимость импорта, с небольшим отрицательным сальдо торгового баланса. В 1996 на топливо приходилось 8% общей стоимости импорта, на машины, оборудование и средства транспорта – 32%. Сельскохозяйственная продукция составляет 19% общей стоимости импорта, а потребительские промышленные товары – 9%. Основными статьями импорта являются нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов и сталь, железная руда, металлообрабатывающие станки, пшеница, хлопок.

В то время как структура импорта изменилась незначительно, состав экспорта изменился самым существенным образом. Доля топлива, сырья и полуфабрикатов сократилась с 64% общей стоимости экспорта в 1956 до 31% в 1981. За этот же период доля станков и машин, промышленного и транспортного оборудования в экспорте возросла с 16% в 1956 до 49% в 1981. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия уменьшился с 12% до 6%, а промышленных потребительских товаров (таких, как одежда и хозяйственные товары) вырос к середине 1970-х годов с 7% до 15%. Наиболее существенное изменение в структуре экспорта состояло в сокращении доли угля и кокса: в 1949 на них приходилась почти половина стоимости экспорта, а в 1981 – только 10%.

До конца 1980-х годов примерно половина объема внешней торговли Польши приходилась на страны советского блока – около 46% всего экспорта и 52% импорта в 1986. СССР был главным торговым партнером Польши: в 1986 на него приходилось почти 23% ее импорта и 25% экспорта. В течение последующих 10 лет география внешней торговли Польши сильно изменилась. Основными странами-импортерами к 2002 стали Германия (29,9% всего импорта), Италия (8,1%), Россия (7,4%),Франция (7.2%),Нидерланды (5,3%). Порядок стран-экспортеров такой: Германия (33%), Италия (5,7%), Франция (5%) и Великобритания (4,8%), Чехия(4,3%). В 2002 объем экспорта Польши составил 32,4 млрд. долл., из них 70% приходилось на страны Европейского союза; объем импорта – 43,4 млрд. долл.

Закон об иностранных капиталовложениях 1991 открыл для них Польшу, а закон о совместных предприятиях, принятый в марте 1996, снял ограничения на иностранные вложения в совместные предприятия. В 1997 прямые иностранные инвестиции составили 6,6 млрд. долл., в первой половине 1998 – 5 млрд. долл. С 1990 до июля 1998 в польскую экономику было вложено 25,6 млрд. долл. – самая большая сумма прямых иностранных капиталовложений среди всех стран Восточной Европы.

Общий внешний долг Польши уменьшился с 47 млрд. долл. в 1992 до 42,1 млрд. в 1997, но это снижение произошло отчасти благодаря соглашению 1994 между Польшей и Лондонским клубом кредиторов о списании части долга. В 1998 дефицит внешней торговли достиг 1,5 млрд. долл., но валютные резервы, составлявшие 26 млрд. долл., считались вполне достаточными для обслуживания внешнего долга страны.

Финансы и банковская система Польши

С 1946 до 1989 в Польше государственные финансовые учреждения полностью вытеснили частные. В 1990 правительство «Солидарности» начало внедрять капиталистическую финансовую систему, и Польша стала первой посткоммунистической страной, приступившей к осуществлению макроэкономической реформы, которая получила название «шоковая терапия». Был снят ценовой контроль, сокращены субсидии в промышленности, государственные монопольные предприятия были поставлены в рыночные условия, а национальная денежная единица стала котироваться по плавающему курсу. Для борьбы с гиперинфляцией (которая достигла 600% в год) в 1990 был разработан план Бальцеровича, тогдашнего министра финансов. Уже к 1992 гиперинфляцию удалось остановить, а в 1993 в Польше начался реальный экономический рост. Темпы инфляции к 1998 сократились до 10%; в 1999 они составляли всего несколько процентов.

В апреле 1991 была создана Варшавская финансовая биржа. В 1997 на ней осуществляли свои операции около 100 компаний. Оборот биржи вырос с 240 млн. долл. в январе 1993 до 8 млрд. долл. в декабре 1996; более 60% всего оборота приходилось на польских инвесторов.

Вследствие реструктуризации экономически неэффективных предприятий в начале 1990-х годов польская банковская система испытывала серьезный долговой кризис. Так, в 1993 займы, по которым были нарушены условия их погашения, составляли 31% от суммы всех займов. Тем не менее, в отличие от центральных банков большинства соседних стран, Национальный банк Польши (НБП) оказался способен выдержать трудности переходного периода. В результате Польша преодолела кризис, и к концу 1996 доля неплатежеспособных должников сократилась до 12,5%. Шестилетний срок пребывания на посту нынешнего председателя НБП, Ганны Гронкевич-Вальтц, закончился в марте 1998. Она вновь заняла этот пост на следующий срок.

Денежная единица в Польше – злотый, который с 1990 конвертируется по обменному курсу; тем самым завершился период длительного процветания черного валютного рынка. Злотый был деноминирован в январе 1995 года.

Когда мы говорим о принятии на Украине решений по внешним энергетическим вопросам, здесь работают не экономические, а политические мотивации – считает доцент кафедры национальной безопасности РАНХиГС Павел Грибов.

Российский уголь идет в Польшу из-за блокады Донбасса

Дело в том, что появилась свежая информация о торгово-экономическом обороте между Россией и Польшей, который в 2017 году увеличился на четверть и достиг 11 млрд долларов, и это несмотря на все антироссийские заявления польского кабинета.

Примечательно, что это получилось из-за того, что в текущем году выросла цена на базовую строку российского экспорта, т.е. на природный газ, но также и по причине того, что Варшава увеличила в России закупку другой продукции.

В частности, здесь идет о каменном угле, который польские компании стали в большем объеме закупать в России.

Это объясняется тем, что Польша в прошлом году начала масштабные поставки угля на Украину, которая после блокады Донбасса вынуждена искать замену этих объемов на внешнем рынке. Как известно, все попытки заместить донбасский уголь с помощью «дальнего зарубежья» вылились в ряд популистских мероприятий, но не привели к какому-либо решению данной проблемы.

В результате, украинцам пришлось начать закупки каменного угля в Польше и в России, и это в тех условиях, когда Киев еще в 2015 году по политическим причинам принял решение не закупать газ у «Газпрома» и начал политику так называемого реверса.

Польша продолжает зарабатывать на политике Украины

Другой вопрос, что если у России угля в достатке – не говоря уже о том, что никто не мешает украинским потребителям через российские компании закупать этот энергоресурс у поставщиков из Донбасса, то у Польши все обстоит не так радужно. Просто после вступления в Евросоюз добыча угля в этой стране, вследствие требований Брюсселя, была серьезно сокращена.

По этой причине, в Польше возникла сходная с реверсом практика, когда польские компании по завышенной цене продают уголь Украине, а получающиеся дыры в своем энергобалансе Варшава компенсирует с помощью российского угля.

Все это свидетельствует о том, что в Польше быстро осознали, что политизированность украинского правительства по вопросу отношений с Россией – это просто кладезь «легких денег», причем проведению данной политики балансирования между Киевом и Москвой не мешает даже абсолютно мракобесная стилистика Варшавы по вопросу российско-польских отношений.

При этом, эта ситуация крайне негативно отражается на национальной экономике Украины, которая не растет, не получает иностранной помощи, а Киев в ближайшие два года, к тому же, должен будет выплатить значительные объемы внешнего долга. Также нельзя забывать , по которому Киев обязан заплатить Москве 2 млрд долларов.

Крах национальной экономики не волнует украинские власти

В силу этого, нужно сделать вывод, что продолжение политики реверса и блокады Донбасса будет не просто выходить Украине «в копеечку», а может привести к полномасштабному краху украинской национальной экономики.

Доцент кафедры национальной безопасности РАНХиГС Павел Грибов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что нет оснований ожидать оздоровления экономической политики Украины до президентских выборов.

«Нужно учитывать тот факт, что на Украине приближаются президентские выборы, от которых в этой стране зависит внутренний расклад сил. Таким образом, до этого события политика Киева по импорту энергоресурсов останется неизменной. Это не экономический вопрос, а абсолютно политический и зависит от целого ряда факторов», - констатирует Грибов.

По словам Павла Геннадьевича, с чисто экономической точки зрения та линия, которую проводит Украина, является иррациональной, и это понятно всем, но все же в силу популизма Киеву также нужно спекулировать и вопросом Донбасса.

Украинский реверс прекратится в 2020 году

«Соответственно, разговор о целесообразности сознательно завышенных цен на энергоносители даже не стоит в Киеве на повестке дня – просто таковы в этой стране правила игры, из которых исходит и правительство Украины», - заключает Грибов.

Как замечает эксперт, здесь нет экономического аспекта, поэтому пока политика будет господствовать в этом вопросе, ничего на Украине не изменится, и Киев продолжит закупать уголь и газ втридорога с помощью окольных путей.

«Самое трагическое в этой ситуации, наверное, то, что проблемы экономики здесь даже не рассматривают в угоду того политического фактора, который сегодня правит бал в украинской политике», - резюмирует Грибов.

Здесь также необходимо понимать, что после реализации «Северного потока-2» сам принцип реверса потеряет смысл, поскольку в таком случае основные объемы украинского транзита уйдут на новый северный маршрут и у ближайших к Украине стран, т.е. в первую очередь Венгрии и Словакии, просто не будет возможности закупать этот газ в Германии. Ведь на практике реверс – это российский газ, который покупается на немецкой бирже из тех объемов, которые в эту страну поставляет «Газпром».

Таким образом, после того, как российский газ уйдет «на север», Украине в рамках реверса придется не изымать газ из своей же трубы, а действительно физически закупать его в Германии. Поэтому в таком случае он будет дороже цены «Газпрома» не на 15-20 долларов, как сегодня, а намного больше, но это случится только после реализации «Северного потока-2», т.е. в 2020 году.

«На Украине в настоящее время живут одним днем, поэтому проблемы, которые станут перед страной в 2020 году, никого в политическом руководстве этой страны не интересуют», - констатирует Грибов.

ВВЕДЕНИЕ

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений.

Внешняя торговля - экспортно-импортные отношения между странами, в основе которых лежит международное разделение труда.

Импорт - ввоз из-за границы товаров, технологии и капиталов для реализации и приложения на внутреннем рынке страны-импортера; возмездное получение от иностранных партнеров услуг производственного или потребительского назначения. Экспорт - вывоз за границу товаров, услуг и капитала для реализации на внешних рынках.

Цель данной курсовой работы - проанализировать внешнюю торговлю Польши.

Задачи курсовой работы:

Охарактеризовать экономическое положение Польши

Проанализировать динамику и структуру внешней торговли сельхоз продукции Польши

Рассмотреть торговые отношения Польши и России

Объектом настоящего исследования является внешняя торговля Польши, предметом - экспорт и импорт Польши, характеризующие внешнюю торговлю Польши.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Состояние внешней торговли Польши

Экономическая ситуация Польши

Польша -европейская страна, имеющая значительный территориальный, человеческий и экономический потенциал.

Польша с населением более 38 миллионов жителей, является крупнейшим членом Европейского Союза среди всех стран Центральной и Восточной Европы. С точки зрения ВВП, Польша является восьмой крупнейшей экономикой в ЕС и 22-й крупнейшей экономикой в мире. Вступление Польши в Европейский Союз в 2004 году было важным шагом в динамичном развитии страны. Адаптация польского законодательства и правительства к стандартам ЕС, а также приток средств из структурных сообществ предоставили главный стимул для экономического роста. Польша в полной мере использовала свои возможности и готовилась к проблемам общего европейского рынка.

В последние годы Польша стала региональным лидером роста увеличение ВВП на 5,1% в 2008 году, 1,6% в 2009 году и 3,9 % в 2010 году. Значительная устойчивость польской экономики к мировому кризису в 2009 году обусловлена рядом равнодействующих факторов: специфическими особенностями финансового сектора, сбалансированной и диверсифицированной структурой экономики, а также правильной и взвешенной реакцией правительства. Благодаря стабильной основе польской экономики, стойкой финансовой и денежно-кредитной политики, без прямого участия в субстандартных кредитах, Польша оказалась менее восприимчивой к экономическим потрясениям в 2009 году, чем другие страны ЕС. Благодаря этому рост ВВП вырос до (3,9%) в 2010 году, и он должен быть сильнее, в 2011 году, при поддержке внутреннего спроса и инвестиций, типичных экономик, которые находятся на догоняющей стадии.

Рис. Рост ВВП в отдельных странах в% (Источник: Евростат)

Во 2-м квартале 2011 года экономика Польши сохранила высокий уровень ВВП, рост (4,3%) и осталась одной из самых быстрорастущих экономик Европейского Союза. Польша эффективно и быстро догоняет, с точки зрения экономического положения, с другие страны ЕС. ВВП Польши на душу населения в 1995 году составил 43% от среднего уровня стран ЕС, было 48% в 2000 году, и 62% в 2010 году.

Благодаря своей экономической стабильности, Польша повышает доверие к региону Центральной Европы, а будучи седьмой по величине экономикой Европейского Союза, также оказывает косвенное стабилизирующее влияние на весь ЕС и многие европейские предприятия.

Ее экономическая структура выглядит следующим образом:

Сельское хозяйство 4,6%

Промышленность 28,1%

Услуги 67,3% (по состоянию на 2009)

Сельское хозяйство: этот сектор в первую очередь работает в частном порядке и составляет около 5% ВВП и занимает более 17,4% рабочей силы. Самодостаточность в продуктах питания является похвальным достижением Польши. В стране изобилие таких культур, как картофель, сахарная свекла, рожь и пшеница. Польша также относительно богата природными ресурсами, в первую очередь углем, серой, медью, серебром, свинцом и цинком. Сектор также принимает участие в продуктах питания и напитков, судостроение и производство машин, железных и стальных изделий, химикатов, стекла и текстиля. Структурные проблемы, неэффективные мелкие хозяйства, и отсутствие инвестиций влияет на этот сектор. Несмотря на медленный прогресс в реструктуризации и приватизации подотраслей, таких как уголь, иностранные инвестиции в сфере энергетики и стали в последнее время улучшатся.

Промышленность: В этом секторе было ранее контролируемых государством и приватизировано в начале 1990-х. до Второй мировой войны, угольная, текстильная, химическая, машиностроение, железо и сталь секторов составила промышленная база Польши. Тем не менее, в настоящее время база расширилась и теперь включает удобрения, нефтепродукты, станки, электрические машины, электроника, автомобили и судостроения. Промышленности занято примерно 29% рабочей силы по состоянию на 2009 год. сельхозпродукция польша внешний торговля

Со времен вступления Польши в ЕС, она является частью мирового рынка туризма. Она занимает 17 место по посещаемости иностранными туристами и туризм вносит значительный вклад в экономику страны.

Динамика и структура экспорта и импорта Польши

Растущая позиция Польши на международных рынках является результатом высокой динамики ее внешней торговли, значительно более высокой, чем динамика мировой торговли. В период с 1990 по 2006гг. среднегодовые темпы роста объемов польского экспорта товаров превышали 10%, а импорта 15%, в то время как объемы мировой торговли повышались за этот период только немногим более чем на 6% в год.



Рис.

(Определение Экспорт: Эта запись обеспечивает полный долларах США сумма экспорта товаров на условиях FOB (франко-борт) основе. Эти цифры рассчитаны на основе обменного курса, т.е. не по ППС)

Основными продуктами которые экспортируются являются:

Машины и транспортное оборудование 37,8%

Промежуточные промышленные товары 23,7%

Прочие промышленные товары 17, 1%

Продукты питания и живые животные 7,6%

Основными партнерами по экспорту являются:

Германия 26,9%

Франции 7,1%

Великобритания 6,4%

Италия 6,3%

Чехии 6,2%

Нидерланды 4,3%

Россия 4,1%

Рис. Импорт(млрд.долл)

Определение Импорт: Эта запись обеспечивает полный в долларах США количество импорта товаров на условиях СИФ (стоимость, страхование и фрахт) или FOB (франко-борт) основе. Эти цифры рассчитаны на основе обменного курса, т. е. не по паритету покупательной способности (ППС).

Основными продуктами которые импортируются являются:

Машины и транспортное оборудование 38%

Промежуточные промышленные товары 21%

Химикатов 15%

Минеральных веществ, топлива, смазочных материалов и сопутствующих материалов на 9%

Основными партнерами по импорту являются:

Германия 29,1%

России 8,8%

Нидерланды 6%

Италия 5,8%

Китай 5,6%

Франции 4,5%

Ещё в первобытные времена поляки начали заниматься гончарством, ткачеством, пряжей и земледелием. Во времена Средневековья мастера самостоятельно изготовляли вручную промышленные изделия. Лишь после отделения ремесла от сельского хозяйства промышленность стала считаться отдельной отраслью. В девятнадцатом веке на смену мануфактуре в стране пришла машинная индустрия. Начиная с этого времени важнейшую роль для местной экономики начали играть такие крупные центры промышленности Польши, как Вроцлав, Гданськ, Варшава, Познань, Лодзь и другие.

Общая характеристика

В годы социализма активнее всего в стране развивалось машиностроение, металлургия, энергетика и лёгкая промышленность. После перехода Польши на рыночную экономику в 1991 году произошло существенное ухудшение жизни работников, занятых в этих отраслях. Кризис в государстве длился до тех пор, пока его руководству не удалось переориентировать производство на ближневосточный и западноевропейский рынок. Как результат, в наши дни страна стала одним из европейских лидеров по экономическим возможностям.

Сейчас главные отрасли промышленности Польши - это металлообработка, металлургия, машиностроение, судостроение. Кроме них, неплохо развит также текстильный, химический, пищевой и фармакологический сектор. Преимущественное большинство из субъектов экономики находится в частной собственности.

Расположение предприятий

Размещение Польши по её территории является довольно равномерным. Концентрация предприятий какого-либо одного направления присуща лишь некоторым регионам. Крупнейшим промышленным районом можно назвать здесь Катовицкое воеводство, на территории которого работает каждый пятый поляк, занятый в отрасли. Тут находятся крупные фабрики машиностроительной, химической и металлургической сферы. Центром судостроения являются Щецин и Гданьск - города, расположенные на балтийском побережье. Текстильная сконцентрирована в районе Ченстохова, Лодзи и Бельско-Бялы. В столице страны и её окрестностях в основном расположены предприятия, которые специализируются на производстве электротехнической продукции. В Варшаве, Люблине, Познани и Плоньске налажен выпуск автомобилей, а во Вроцлаве, Познани и Зеленой Гуре - пассажирских и грузовых вагонов. Далее более подробно речь пойдёт о ключевых отраслях.

Машиностроение

Крупнейшей отраслью польской промышленности считается машиностроение. В стране в больших объёмах выпускается транспортное, сельскохозяйственное, промышленное и строительное оборудование. В производстве рыболовных судов, строительных и дорожных машин, железнодорожных вагонов, вертолётов и телевизоров государство является одним из европейских лидеров. Среднегодовая стоимость выпускаемой машиностроительной продукции составляет более 70 миллиардов долларов. На подъеме сейчас находится и автомобилестроительная . С конвейеров заводов известных производителей, разместивших свои предприятия на территории страны, ежегодно сходит более 700 тысяч легковых и грузовых машин.

Лёгкая промышленность

В сфере лёгкой промышленности лидирующие позиции уже на протяжении долгого времени традиционно удерживает текстильная отрасль. В районе города Лодзь находятся её крупнейшие компании. Здесь производятся разнообразные виды тканей и пряжи. Значительная часть этой продукции реализуется в дальнейшем польским компаниям, специализирующимся на изготовлении трикотажного полотна и пошиве готовой одежды.

Пищевая промышленность

Практически в каждом крупном городе страны функционируют предприятия, что изготовляют продукты питания, табачные изделия либо напитки. Следует отметить, что пищевая промышленность Польши имеет солидную долю в структуре государственной экономики, достигающую 20%. Нынче самыми перспективными считаются её мясоперабатывающий, молочный, плодовоовощной и кондитерский сектора. Спрос на продукцию местных предприятий в этой отрасли ежегодно только увеличивается. На высокоразвитые страны приходится примерно 80% из всех экспортируемых местных пищевых товаров, что свидетельствует об их высоком качестве.

Химическая промышленность

На очень высоком уровне находится также и химическая промышленность Польши. Страна входит в десятку европейских лидеров по количеству выпускаемой продукции в данной отрасли. Преимущественное большинство предприятий находится на территории Катовицкого воеводства. Они производят серную кислоту, минеральные удобрения, краски, лаки, синтетические волокна и многие другие товары. В немного меньших объёмах, если сравнивать с ними, выпускаются автомобильные покрышки, синтетический каучук и пластмассы.

Крупнейшие польские промышленные компании

В настоящее время в стране функционирует большое количество предприятий, занятых в различных сферах. Многие из них известны во всём мире. К примеру, фармакологическая промышленность Польши имеет высокую репутацию за рубежом благодаря компании Polpharma SA, входящей в двадцатку лучших мировых изготовителей лекарств. Фирма Brilux за двадцать лет существования стала одним из известнейших на планете разработчиков и производителей осветительного оборудования. Довольно большой популярностью, в том числе и в нашей стране, пользуется компания Zelmer, что выпускает бытовую технику.

Итоги

Эксперты утверждают, что положительные экономические изменения, которые произошли в стране на протяжении последних пятнадцати лет, связаны с переориентацией местных предприятий на экспорт промышленных товаров. В связи с этим не удивительно, что все польские отрасли промышленности сегодня активно развиваются. Как результат, страна считается одной из самых перспективных в Европе по экономическому потенциалу.

Внешняя торговля Польши

В Польше есть огромный спрос на различные товары, что открывает перед крупными, средними, а даже небольшими иностранными фирмами превосходные перспективы широкомасштабного экспорта. С другой стороны на отечественном рынке неустанно растет число предприятий, создающих серьезную и постоянно усиливающуюся конкуренцию зарубежным экспортерам. За более чем десятилетие экономических перемен появилось немало современных и предприимчивых производителей, готовых к наступлению на иностранные рынки, способных предложить широкий выбор высококачественных товаров, причем зачастую по вполне конкурентным ценам.
Учитывая географическое положение Польши, заключенные страной внешнеторговые соглашения и готовность к экономическому взаимодействию – от иностранных партнеров также можно ожидать определенной эластичности в подходах. Так зарубежные предприятия нередко могут осознанно предпочесть быстрой прибыли прочный успех и вложить средства в более перспективные формы сотрудничества, вплоть до строительства производственных мощностей, благо возможностей тому есть множество.

Правовая основа экспорта и импорта

Все экономические объекты в Польше, также с иностранным капиталом, обладают равным правом вести внешнеторговые операции. Как правило, не существует ограничений на коммерческие сделки в отношении любых товаров и услуг. Но нет правила без исключений. Такие случаи подробно оговариваются в Законе о хозяйственной деятельности от 19 ноября 1999 года. Например, необходимо получить лицензию на ввоз-вывоз товаров военно-полицейского назначения, как взрывчатые вещества, оружие, боеприпасы, а также части и компоненты к ним. Особые законодательные акты регулируют импорт и экспорт в ряде других случаев, например, внешнеторговый оборот антиквариатом или опасными субстанциями.
Для облегчения польского экспорта была внедрена программа рефинансирования процентных ставок по экспортным кредитам «ДОКЕ» (DOKE), базирующаяся на одноименном законе от 8 июня 2001 года. Исполнительные процедуры регулируются подробно рядом распоряжений министра финансов. Программа разработана по образцу решений, содержащихся в согласованном руководстве по официально обеспеченным экспортным кредитам ОЭСР («консенсус ОЭСР»), являющемся частью законодательства Евросоюза. Программа «ДОКЕ» вводит механизм стабилизации кредитных ставок процента, позволяя польским экспортерам и коммерческим банкам, а также международным финансовым институтам предлагать средне- и долгосрочные экспортные кредиты (с периодом погашения как минимум два года), имеющие фиксированные процентные ставки. Таким образом, исключается риск убытков, понесенных в результате изменения рыночных процентных ставок.
Механизм опирается на периодических соглашениях между государственным Банком национального хозяйства «БГК» (Bank Gospodarstwa Krajowego, BGK), управляющим программой «ДОКЕ» по поручению государственной казны, и коммерческими банками, предоставляющими фиксированные процентные ставки по экспортным кредитам в рамках долгосрочных договоренностей. Если в период, оговоренный в соглашении, фиксированная процентная ставка по экспортным кредитам (ставка «CIRR») ниже стоимости финансирования (рыночная краткосрочная ставка процента для данной валюты плюс разброс – кредитный спрэд – от 80 до 170 пунктов), то «БГК» производит платеж коммерческим банкам. Если ситуация противоположна, то уже коммерческие банки обязаны перевести активное сальдо на счет «БГК».
Ставки «CIRR» по валютам отдельных стран-членов консенсуса ОЭСР ежемесячно оглашаются секретариатом ОЭСР.
Список товаров, ввоз которых подлежит лицензированию, время от времени пересматривается. Экспортеры должны сверяться с ним, дабы иметь уверенность в необходимости такой лицензии еще до поставок товара на территорию Польши. Обычно до выдачи министерской лицензии, дозволяющей ввоз, товар должен быть проверен и рекомендован к импорту в Польшу одним или рядом инспекционных агентств или технических обществ, в зависимости от характера товара. Этот процесс может оказаться сравнительно продолжительным как для иностранных экспортеров, так и для польских импортеров. Зачастую есть необходимость доставки опытных образцов товаров или оборудования для проверки, причем вне зависимости от получения предварительных сертификатов в стране экспортера или международных. Представление подробной документации на товар обязательно, и надлежит неукоснительно исполнять все требования соответствующих инспекционных агентств, дабы ускорить процедуры по сертификации.
После завершения инспекционных процедур, агентства высылают в адрес компетентного министерства свою положительную или отрицательную рекомендацию по импорту. Однажды полученное разрешение на ввоз какого-либо товара, освобождает его последующие поставки от дополнительных ограничений. Фирмы, имеющие несколько производственных линий (например, фармакологические, пищевые) должны заблаговременно приступить к сертификационной процедуре по всем предназначенным к импорту товарам и изделиям.
Лицензия необходима также на временный ввоз товаров, что в Польше подлежит таможенному надзору. Необходимо представить письменное заверение, что товары будут вывезены из Польши в указанные сроки. Коммерческие образцы нулевой или низкой стоимости могут, как правило, ввозиться беспошлинно, на основании письменного заявления в адрес польской таможни, подтверждающего стоимость образцов и то, что они останутся в распоряжении импортера.
Существует также система квот и временных эмбарго на импорт, устанавливаемых министром экономики. Квоты, эмбарго и прочие меры государственного регулирования меняются соответственно текущим потребностям польского рынка и международной ситуации. Частично они вытекают из международных соглашений, участником которых является Польша. Подобные меры могут применяться по отношению, как к группам товаров, так и к странам. В последние годы такие барьеры применялись редко, главным образом для защиты рынка сельхозпродукции, и, как правило, лишь по отношению к небольшому числу стран.
Категорически запрещен ввоз некоторых групп товаров, например, отходов и токсических веществ.
Над импортом и экспортом осуществляется таможенный надзор, проводимый на базе соглашения ЕАД (Единый Административный Документ – англ. Single Administrative Document, SAD) и сопроводительных документов: таможенной декларации и сертификата происхождения.

Таможенные пошлины

Польша, конечно же, не новичок во внешнеторговом взаимодействии. Будучи 25 лет членом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), Польша принимала участие в переговорах Уругвайского раунда, обсудив тарифные уступки со странами-членами ГАТТ и подписав заключительный протокол Уругвайского раунда. Польша также присоединилась к ВТО и согласовала свой порядок внешней торговли с нормами членства в этой организации.
Таможенная политика Польши в значительной степени определяется подписанными международными торговыми трактатами. Это Договор о сотрудничестве с ЕС, ЕАСТ, ЦЕССТ и некоторые двусторонние соглашения и обязательства в рамках ВТО. Таможенная пошлина начисляется на основе таможенной стоимости товара, определяемой по цене сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате. При этом в цену сделки включаются дополнительные компоненты, если они уже не были включены ранее, как: транспортные и страховые расходы, комиссионные, расходы по упаковке и различные лицензионные тарифы, относящиеся к поставке товаров.
Таможенный кодекс от 9 января 1997 года, действующий с начала 1998 года, дает Совету министров полномочия по установлению таможенных сборов и тарифов для поощрения экономического развития в соответствии с политикой государства. Одиннадцатого декабря 2001 года Совет министров издал ныне действующее постановление по новым Таможенным тарифам.

Новые Таможенные тарифы предусматривают следующие виды ставок:

Автономный тариф. Применяется к товарам, происходящим из стран, не членов ВТО, на которые не распространяется режим наибольшего благоприятствования и к которым не относится режим преференций. Также применяется, если обычный тариф для данного товара выше, чем автономный, или же не определен. В отсутствие преференциального таможенного режима, автономный тариф также применяется к товарам, происходящим из стран, включенных в перечень развивающихся, а также из наименее развитых стран, которые не входят в перечень стран ВТО и на которые не распространяется режим наибольшего благоприятствования;
Обычный тариф. Применяется к товарам, происходящим из стран и регионов – членов ВТО, а также к странам, которым Польша предоставила режим наибольшего благоприятствования в рамках двусторонних торговых соглашений или в одностороннем порядке, если он не выше, чем автономный;
Преференциальный таможенный режим. Применяется в соответствии с польской системой таможенных преференций, предусматривающих два вида таможенных тарифов для товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран;
Льготный тариф. Применяется к товарам, происходящим из стран ЕС, ЕАСТ, Болгарии, Литвы, Румынии, Словакии, Словении, Турции и Хорватии.
Однократный платеж в размере 3,5 % от общей таможенной стоимости, применяемый к партиям товаров, присланных из-за рубежа физическим лицом и предназначенных для физического лица, а также для товаров, импортируемых в качестве личного багажа туриста, если их вид и количество не предполагают коммерческого назначения. При этом общая стоимость не может быть ниже 45 евро (для партий товаров) или 175 евро (для личного багажа) и выше 350 евро, каковые нормы детально изложены в статьях 190 параграф 10 и 190 параграф 14 Таможенного кодекса.
Во всех случаях должны предоставляться сертификаты происхождения в соответствии со стандартами ВТО. Если невозможно установить страну или регион происхождения, то применяется более высокий из двух тарифов: автономный или обычный, увеличенный на 100 %.

В последние несколько лет Польша постоянно сверяла свою таможенную политику и тарифы со стандартами Европейского союза. В 2001 году было произведено новое понижение ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственные и промышленные товары, что привело к спаду среднедействующей таможенной ставки до почти 2,25 % в 2002 году.
Польские таможенные законы предусматривают особые антидемпинговые пошлины на товары, ввозимые в Польшу по демпинговым ценам. Антидемпинговое расследование, по завершении которого может налагаться антидемпинговая пошлина, осуществляются министром экономики после получения от польского хозяйствующего субъекта документированного запроса. Министр может также начать формальное расследование после получения достаточных доказательств о демпинге. При проведении антидемпингового расследования министр экономики взаимодействует с Управлением защиты конкуренции и потребителя.
Следует отметить, что с 30 апреля 2002 года Центральное таможенное управление было распущено и его компетенции с 1 мая 2002 года перешли на 17 региональных таможенных комитетов и министерство финансов, хотя сами процедуры таможенной очистки остались неизменными.

Беспошлинный ввоз

Некоторые товары дозволяются к ввозу без уплаты таможенной пошлины. В их число входят модели и образцы, не имеющие коммерческой стоимости, ввозимые в Польшу в целях рекламы на ограниченный срок или для участия в выставках. Подробный перечень товаров, дозволенных к беспошлинному ввозу, приведен в статье 1904-19048 ныне действующего Таможенного кодекса от 9 января 1997.
Статья 19011 приводит дозволенные к беспошлинному ввозу основные средства, принадлежащие предпринимателям, переносящим свои операции в Польши из-за рубежа. Как правило, основные средства предпринимателей, прекращающих свои зарубежные операции и приступающие к подобным видам деловой активности в Польше, дозволяются с соблюдением ряда условий к беспошлинному ввозу.
Основные средства, являющиеся нефинансовым долевым участием (апортом) иностранного партнера в акционерном обществе, также не облагаются пошлиной при условии, что право собственности на эти товары не будет передаваться в продолжение 3 лет от даты таможенной очистки. Подробная законодательная база содержится в уже упомянутой статье 19011 Таможенного кодекса, хотя сам по себе беспошлинный ввоз дозволяется на основании постановления Совета министров.
Предприятия с иностранным участием, зарегистрированные на территории Республики Польша, обладают этим правом. Определение понятия «основные средства» в приложении к области беспошлинного ввоза содержится в статье 1902 Таможенного кодекса. Там формулируется, что основными средствами являются комплектные товары, ввезенные из-за рубежа, или партии товаров (обладающие атрибутами комплектности), пригодные к использованию с ресурсом прочности минимум три года, помещенные на одной товарно-транспортной накладной.
Помимо упорядочения обычного импорта и экспорта, Таможенный кодекс предусматривает особые процедуры, дающие основания для освобождения от пошлин, их возмещения и приостановления по отношению к товарам, которые ввозятся или возвращаются в Польшу в особых целях. Эти процедуры включают временную таможенную очистку, очистку товаров в транзите, очистку товаров, переработанных за рубежом, а также очистку товаров, предназначенных для: таможенного депозита и переработки под таможенным надзором. Применение этих процедур предусматривает, например, возврат всех таможенных платежей, наложенных на сырье, полуфабрикаты и сборные элементы, используемые при выпуске экспортных товаров, в соответствии с установленным порядком.

Внешнеторговые показатели

Либерализация и быстрый подъем экономики страны привели к нарастанию внутреннего спроса на товары и услуги. В этой связи Польша столкнулась со сложной задачей, как обеспечить бoльшую долю участия своих товаров и услуг на зарубежных рынках. Представленные ниже данные по структуре польской внешней торговли, наглядно иллюстрируют положительную динамику последних восьми лет. За этот период экспорт возрос более чем вдвое, что является несомненным успехом. Однако продолжает сохраняться его диспропорция по отношению к импорту, который возрос почти в два с половиной раза, что привело к известному внешнеторговому дефициту.
Экспорт оставался в последние годы важной движущей силой, ускоряющей темп экономического развития. В 2001 году экспорт возрос на 13,8 % и превысил 36 млрд. долл. США, импорт возрос только на 2,7 %, составив 50,3 млрд. долл. США по данным Главного статистического управления (GUS). Одним из наиболее существенных факторов внешней торговли минувшего года стал более динамичный рост экспорта, чем импорта. Благодаря этому внешнеторговый дефицит третий год подряд снижался и составляет 14,2 млрд. долл. США (для сравнения: 17,3 млрд. долл. США в 2000 году).
Официальные данные далее не учитывают приграничной торговли с соседними странами, особенно Германией. Оценивается, что ее оборот достигает нескольких миллиардов долларов США в год. С учетом этой «невидимой» торговли внешнеторговый дефицит уже не столь велик. Итак, согласно Национальному банку Польши, обладающему собственными расчетами по актуальным платежам, пассивное внешнеторговое сальдо составило в 2001 году 11,7 млрд. долл. США, как видно из платежного баланса.
Промышленно развитые страны доминируют в польском экспорте и в импорте, а их доля – это соответственно 75,1 % и 70,0 %. Главным внешнеторговым партнером Польши является Германия, на которую приходится почти четверть всего польского импорта и более трети всего экспорта. Всего на страны ЕС приходится 69,2 % польского экспорта и 61,4 % импорта.
Долевое участие стран Центральной и Восточной Европы составляет 18,3 % в экспорте и 18,1 % в импорте. Долевое участие развивающихся стран – соответственно 6,6 % и 11,9 %. Россия остается основным торговым партнером на востоке, хотя ее доля в польской внешней торговле, некогда приближавшаяся к 40 %, в 2001 году составила лишь 2,9 % от суммы польского экспорта и около 8,8 % от импорта. В последние годы внешняя торговля с промышленно развитыми странами сократилась, в то время как со странами Центральной и Восточной Европы, а также развивающимися странами – возросла.
Транспортно-машиностроительное оборудование было основной позицией как в экспорте (36,2 %), так и в импорте (36,4 %). На следующих позициях экспорта находились промышленные товары (23,9 %), смешанные промышленные товары (17,6 %), а также пищевые товары (7,4 %). В импорте доля промышленных товаров составила 20,6 %, химических продуктов – 14,6 %, топливно-смазочных продуктов – 10,1 %.
Даже если суммарное внешнеторговое сальдо остается в минусе, внешнеторговый дефицит с 1999 года постепенно сокращается. По некоторым товарным позициям отмечены плюсы.
В 2001 году наиболее важными примерами в этом смысле стали:
дизельное топливо, с экспортом порядка 1,3 млрд. долл. США, активное сальдо 1,15 млрд. долл. США,
стулья и кресла, экспорт которых достиг 1,3 млрд. долл. США, импорт – 0,2 млрд. долл. США, активное сальдо составило 1,1 млрд. долл. США, и
прочая мебель и составляющие, экспорт которой превысил к 1,1 млрд. долл. США, а импорт составил 0,2 млрд. долл. США, активное сальдо почти 0,9 млрд. долл. США.
Еще одним важным примером продуктов технологического экспорта являются легковые и иные пассажирские автомобили, телевизоры, автоприцепы и т.д.
Говоря об импорте, стоит отметить, что внешнеторговый дефицит дает в основном ввоз необходимого для экономики сырья, а также инвестиционных товаров и продуктов, предназначенных для кооперации и снабжения. Все эти позиции необходимы для реструктуризации и развития промышленности. В 2001 году импорт сырья и компонентов составил свыше 60,8 % от всего импорта, вместе с тем импорт средств производства приблизился к 18,2 %.
Соответственно, список ведущих импортных товаров возглавляют нефтепродукты, далее идут природный газ, компоненты и детали автомобилей, компьютеры, моторы и интегральные схемы.
Частный сектор играет важную и все возрастающую роль во внешней торговле. В 2001 году на его долю пришлось 86,4 % экспорта (по сравнению с 42 % в 1993 году) и 90,7 % импорта (соответственно 60 % в 1993 году).
Впечатляющее наступление внешней торговли за последнюю декаду было, несомненно, облегчено политико-экономической интеграцией Польши с миром, а в особенности с Евросоюзом.
Тем не менее, как положительное развитие последних лет, так и картина в целом, должны оцениваться в более широком международном контексте. Текущее положение в польском экспорте в основном совпадает с достижениями ряда меньших стран региона. Удельный вес экспорта в польском ВВП равен 20,5 %, в то время, как в Чешской Республике и Словакии он в два-три раза выше. В 2001 году стоимость экспорта на голову населения достигла 934 долл. США, то есть примерно половину от уровня Чехии, Словакии или Венгрии, не говоря уже о большинстве стран-членов ОЭСР, где этот показатель был выше более чем десятикратно.
Баланс платежей по текущим счетам нескольких последних лет оставался пассивным, что видно из следующей таблицы.
Подобная ситуация, однако, уравновешивалась сильной позицией по основным и финансовым счетам. Как следствие того, постоянно росли валютные резервы. В 1993 году официальные резервные фонды страны составили 4,3 млрд. долл. США. С тех пор они последовательно росли, чтобы в девяностые годы стабилизироваться на уровне 27-29 млрд. долл. США. К концу 2001 года официальные резервные фонды составили 26,6 млрд. долл. США, что соответствует более 6-ти месяцам польского импорта.
Этот рост был получен в основном за счет приграничной торговли, прямых иностранных инвестиций, а также валютных резервов и краткосрочных фондовых операций.

Подготовлено по материалам



Справочники