Экспорт нефти из рф. Добыча нефти в россии. Организационная и технологическая структура экспорта

Россия продала сырой нефти за первые 8 месяцев этого примерно на $80 млрд. Бюджет от этой торговли получил около 3,7 трлн рублей только «по линии» . При этом добыча «черного золота» вышла на многолетние максимумы. Об этом свидетельствуют данные федеральных ведомств.

В июне и июле объем производства нефти (включая газовый конденсат) превысил 47 млн тонн в месяц, следует из статистики на сайте Минэнерго. В августе, по данным ЦДУ ТЭК, добыча составила 47,4 млн тонн.

За последние пять лет такие показатели были зафиксированы только дважды - по итогам сентября и ноября 2016года. Именно высокий ноябрьский уровень позволил России спокойно пойти на сделку по ограничению добычи +, и снизить снижение производство на 300 тысяч баррелей в сутки. После того, как стороны смягчили сделку, отечественные нефтяники нарастили добычу.

Но цены на нефть могут легко уйти и за отметку в $80 за баррель еще до того, как США введут обещанное эмбарго на поставку нефти из Ирана.

«До санкций нефть может долететь и до 85 долларов. В течение 2 месяцев мы можем увидеть и 90 долларов. Это возможно при повышении спроса на бензин от ускорения экономики США, усложнении спящих гражданских процессов в Ливии, рэкете в Африке, диверсиях на трубопроводах в Латинской Америке, учащении ураганов в Карибском бассейне»,

— говорит директор аналитического департамента «Golden Hills — КапиталЪ АМ» .

При средней цене почти в $70, Россия смогла продать нефти за восемь месяцев этого года примерно на $80 млрд. Дорогая нефть позволяет решать правительству две задачи - сводить с профицитом федеральный бюджет и пополнять резервы.

По итогам января-июля, профицит федерального бюджета достиг 1,4 трлн руб., а объем средств, которые направляется на покупку валюты в рамках бюджетного правила на 6 сентября составит 2,4 трлн руб. В Фонде национального благосостояния сейчас находится 4,8 триллиона.

Дешевый рубль полностью отвечает интересам правительства, отмечают аналитик. Но августовское падение рубля заставило ЦБ заявить о приостановке покупки валюты для Минфина на рынке. В ведомстве заявили, что будут приобретать валюту напрямую у регулятора. Это должно было снять давление на российскую валюту. Но эффект оказался минимальным.

«Ситуация с рублем очень подозрительна. После того, как перестал покупать валюту на рынке для Минфина в рамках бюджетного правила, следовало бы ожидать как минимум прекращения снижения котировок рубля. Но этого не произошло, особого снижения спроса на доллары и евро не наблюдалось», — отмечает аналитик «Алор брокер» .

Он предполагает, что, возможно, дело в том, что валюта для формирования резервов Минфина приобретается у каких-либо крупных банков, либо у самого ЦБ, которые все равно покупают ее на рынке. Таким образом, рыночные факторы опять могут иметь слабое влияние на курсообразование российской валюты.

«Рублю было бы неплохо откатиться в район 66-66,5 руб за доллар, чтобы потом проверить на прочность отметку 70», — считает аналитик.

Финансовые власти не будут как-то пытаться повлиять на курс пока ситуация на рынке и в экономике находится в более-менее управляемом состоянии. Инфляция растет, но пока далека от целевого уровня в 4%.

При этом, даже в случае, если «таргет» будет превышен (этому поспособствует рост НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 года), это вряд ли сподвигнет ЦБ к тому, чтобы начать «палить резервы». Он скорее повысит ключевую ставку с нынешних 7,25% годовых. Этот шаг рискует затормозить экономику, но ЦБ это никогда не останавливало.

Нефть - полезное ископаемое, которое ежедневно добывают из недр нашей земли. Безусловно, Россия богата и другими видами ресурсов, однако именно доходы от продажи нефти и газа, цена на который зависит от стоимости «черного золота», образуют бюджет страны. Значение этого сырья столь велико для экономики, что редкий выпуск новостей обходится без упоминания чего-либо, связанного с нефтедобычей. Огромное количество россиян непосредственно работают на объектах по добыче, транспортировке и переработке нефти. Тем не менее, лишь немногие представляют хотя бы приблизительно, какой объем сырья добывается из недр ежедневно, а тем более - сколько нефти продает Россия в день.

Добыча нефти

На территории РФ работает несколько крупных компаний по добыче нефти. Абсолютным лидером среди них является «Роснефть», которая еще до того, как осенью 2016 года, она поглотила компанию «Башнефть» добывает большую часть сырой нефти.

В совокупности, за сутки все действующие на территории России компании производят 10,7 миллионов баррелей нефти. 1 баррель - 159 литров. По добыче страна занимает одну из лидирующих строчке, конкурируя по этому показателю с Саудовской Аравией и Соединенными Штатами Америки. Доля экспорта при этом составляет приблизительно 56%.

Сколько нефти продает Россия в день

Как уже было сказано выше, продажа нефти - главная статья доходов бюджета страны. Потребителями российской нефти являются преимущественно страны Европейского союза, а также Китай. 74% экспорта приходится на западное направление, 24% - азиатский регион. Около полутора процентов экспортируется в Северную Америку.

За прошедший год Россия от продажи нефти заработала 89,6 миллиардов долларов США. Было продано порядка 244 миллионов тонн нефти за год. Таким образом, за один день РФ экспортирует:

244: 365 = 0,67 миллионов тонн сырья.

Большая часть нефти экспортируется с помощью системы магистральных трубопроводов. Они состоят из линейной части (труб) и нефтеперекачивающих станций, расположенных по трассе трубопровода и служащих для поддержания нужного давления. Приблизительно в два раза меньшее количество нефти экспортируется по морю с помощью танкеров. Незначительное количество сырья экспортируется по железной дороге, а также с помощью автомобильного транспорта.

Oil export from Russia

A. KORZHUBAEV, L. EDER, RAS Siberian branch

Рассмотрена современная структура экспорта нефти из России по способам, направлениям и маршрутам поставок, включая транзит.

In clause the modern system of export of crude and mineral oil from Russia is considered. It is shown, for increase of efficiency of the international business it is expedient diversification of petroleum export by the ways, directions and routes of deliveries.

Современные тенденции

Россия – крупнейший (наряду с Саудовской Аравией) в мире производитель и экспортер нефти. В структуре отраслей нефтяная промышленность в наибольшей степени интегрирована в мировую экономику, при этом ее роль в бюджетной системе страны является определяющей. Около 75% продукции нефтяной промышленности поставляется на экспорт, при этом доходы от экспорта углеводородов составляют 60 – 65% всех доходов от экспорта товаров из России. В последние годы добыча неф­ти и конденсата в РФ составляет 488 – 494 млн тонн; экспорт нефти и нефтепродуктов – 350 – 360 млн тонн. Структура нефтяного экспорта по способам, направлениям и маршрутам поставок определяет экономические и геополитические приоритеты развития.

Экспорт нефти из России в 2009 г. составил около 246 млн тонн, что выше показателя предыдущего года на 3,4%, однако более чем на 8 млн тонн меньше, чем в 2007 г. (табл. 1, 2). Увеличение экспорта нефти связано с ростом добычи при снижении внутреннего потребления. Кроме сырой нефти в значительных количествах экспортировались нефтепродукты – свыше 120 млн тонн; учитывая особенности налогообложения в России и спроса на международных рынках, структура экспорта на сегменте нефтепродуктов не изменилась – главным образом мазут и дизельное топливо, выступающие в качестве сырья для дальнейшей переработки в странах-реципиентах.

Табл. 1. Структура экспорт нефти из России в 2009 г

Табл. 2. Экспорт нефти из России в дальнее и ближнее зарубежье

Основная часть экспорта нефти из России – 211,9 млн тонн, или более 86%, в структуре совокупного экспорта была поставлена в дальнее зарубежье, главным образом в Нидерланды, Польшу, Германию, Финляндию, Францию, Италию, Китай. За последний год этот показатель вырос на 4,3%. В то же время продолжают сокращаться поставки в ближнее зарубежье, в 2009 г. экспорт в этом направлении снизился на 1,8% – до 34,1 млн тонн.

Поставки российского сырья в Казахстан сократились на 11,4% и составили 6,3 млн тонн. При этом экспорт нефти в Белоруссию в 2009 г. вырос по сравнению с аналогичным показателем 2008 г. на 0,7% и достиг 21,4 млн тонн. Объем поставок в Украину увеличился на 5,2% – до 6,3 млн тонн (табл. 3).

Табл. 3. Структура экспорта нефти из России в страны ближнего зарубежья

Организационная и технологическая структура экспорта

Основная часть нефти в России как для переработки внутри страны, так и на экспорт поставляется по системе магистральных нефтепроводов АК «Транснефть». Компания осуществляет транспорт более 93% добываемой в России нефти. Общий грузооборот – более 1091,4 млрд т·км. Остальная часть транспортируется самостоятельно крупными вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК) и независимыми производителями, в рамках отдельных проектов по альтернативным системам магистральных нефтепроводов (нефте­провод Каспийского трубопроводного консорциума – КТК; нефтепровод проекта «Сахалин-1», нефтепровод консорциума Sakhalin Energy) либо по железной дороге.

АК «Транснефть» является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Мин­неф­тепрома СССР. Учредитель – Правительство Российской Федерации. АК «Транснефть» является естественной монополией в области транспортировки нефти в РФ по трубопроводам. В настоящее время АК «Транснефть» эксплуатирует около 50 тыс. км магистральных нефтепроводов диаметром от 420 до 1220 мм, 400 нефтеперекачивающих станций, 1066 резервуаров емкостью около 16 млн куб. м.

В 2007 – 2008 гг. при снижении абсолютных показателей экспорта с 216 до 203 млн тонн организационная структура экспорта практически не поменялась и оставляла соотношение 91:9 – поставки неф­ти через систему АК «Транснефть» и минуя эту систему. Однако в 2009 г. при увеличении объема экспорта из России в дальнее зарубежье до 211 млн тонн дополнительный прирост экспорта осуществлялся, минуя систему АК «Транснефть», в то время как поставки нефти АК «Транснефть» остались на уровне 2008 г. (табл. 4). В структуре экспорта в дальнее зарубежье российской нефти доля поставок через систему АК «Транснефть» составила около 87,6% (185,6 млн тонн). Дополнительные объемы нефти, минуя систему АК «Транснефть», экспортировались преимущественно через морские терминалы.

Табл. 4. Экспорт нефти в дальнее зарубежье с дифференциацией по организационной структуре

В 2009 г. через систему АК «Транснефть» на экспорт в дальнее зарубежье было поставлено около 206,9 млн тонн нефти, в том числе российской – 185,6 млн тонн, транзит составил около 23,7 млн тонн (табл. 5). Транзитные операции совершаются из Казахстана и Азербайджана. Поставки нефти из Казахстана через систему АК «Транснефть» осуществляются по направлениям Атырау-Самара в объеме 17,5 млн тонн, а также по маршруту Актау-Баку-Новороссийск, Актау – Махачкала и др. Нефть из Азербайджана в Россию в 2009 г. поставлялась по маршруту Баку-Новороссийск в объеме 2,5 млн тонн.

Табл. 5. Экспорт нефти из РФ и транзит в дальнее зарубежье по системе АК «Транснефть» в 2009 г.

Поставки нефти в ближнее зарубежье – Белоруссию, Украину, Казахстан – в полном объеме осуществляются по магистральным нефтепроводам «Транснефти».

В организационной структуре экспорта нефти через систему АК «Транснефть» доминируют: «Роснефть», доля которой в суммарном объеме экспорта нефти составила в 2009 г. около 27,9% (48,4 млн тонн), ТНК-ВР – 19,5% (33,8 млн тонн), «Сургутнефтегаз» – 15,6% (27,1 млн тонн), ЛУКОЙЛ – 14,3% (24,9 млн тонн) (табл. 6). На эти 4 компании приходится более 77% суммарного экспорта нефти из России. Доля других компаний не превышает 10% (14 – 15 млн тонн). Предприятия, не входящие в состав ВИНК, поставили в 2009 г. в дальнее зарубежье по системе АК «Транснефть» около 12 млн тонн нефти.

Табл. 6. Экспорт нефти российских ВИНК в дальнее зарубежье (по системе АК «Транснефть», включая железнодорожные поставки)


Минуя магистральные нефтепроводы «Транснефти», экспортируется около 26,3 млн тонн нефти (12,4% от суммарных поставок). Поставки, в основном, осуществляют компании, добывающие нефть в рамках отдельных экспортных проектов: как правило, непосредственно вблизи побережья, имеющие трудности с организацией поставок нефти в магистральную трубопроводную систему либо желающие сохранить качество нефти и не смешивать его с экспортным сортом Urals. К портам нефть доставляют по специализированным нефтепроводам, по железной дороге, речным и автомобильным транспортом.

Морские поставки через систему АК «Транснефть»

Традиционно в структуре экспорта нефти из России в дальнее зарубежье доминируют морские поставки (в 2009 г. – 140 млн тонн, или 66%, в структуре экспорта), основная часть морских терминалов подключена к системе АК «Транснефть» (в 2009 г. поставлено 127 млн тонн) (табл. 7). В 2009 г. в структуре поставок неф­ти в дальнее зарубежье доля экспорта через морские терминалы возросла на 6,4% относительно 2008 г. Одновременно поставки по железной дороге, главным образом в Китай, в связи с вводом в эксплуатацию первой очереди нефтепровода ВСТО существенно сократились (на 11,8%).

Табл. 7. Экспорт нефти в дальнее зарубежье по способам поставок


Около 50% всех морских поставок нефти из России осуществляется через порт Приморск, через который в 2009 г. было экспортировано свыше 70 млн тонн российской нефти (табл. 8); общий объем перевалки сырой нефти – 74,9 млн тонн (рост на 1,2% относительно 2008 г.). Порт является конечным пунктом Балтийской трубопроводной системы (БТС) и магистрального нефтепродуктопровода Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск. Грузопотоки российской нефти, перегружаемой через порт, распределялись в прошлом году: 61,7% экспортировано в Нидерланды, 15,1% – в Финляндию, 5,2% – в Швецию, 3,8% – в Испанию, по 2,4% – во Францию и Данию, 2,3% – в Литву, 2,1% – в США, 1,6% – в Тринидад и Тобаго. В 2009 г. Приморский торговый порт обслужил 748 танкеров.

Табл. 8. Структура морских поставок в дальнее зарубежье в 2009 г.


Новороссийский морской торговый порт (НМТП) – крупнейший российский порт в Черноморском бассейне. Объем перевалки российской нефти в 2009 г. составил около 33 млн тонн, общий объем экспорта, включая транзит, по итогам года увеличился на 4,5% до 44,5 млн тонн с 42,6 млн тонн. Нефть экспортируется на рынок южной Европы, прежде всего в Италию (порт Генуя) и Францию (порт Марсель). «НМТП» использует 2,2 км береговой линии для обработки наливных грузов, включая нефть и нефтепродукты, которые переваливаются на нефтебазе Шесхарис. На территории перевалочной нефтебазы Шесхарис НМТП арендует причал протяженностью 2,2 км и владеет 2,2 км нефтепровода, доставляющего нефть в терминал из нефтебазы «Транснефти».

Кроме Новороссийского торгового порта из бассейна Черного моря российская нефть экспортируется через терминал в Туапсе (4,2 млн тонн) и транзитом через Украину поставляется в терминал Южный (9,5 млн тонн.).

В конце 2009 г. начал эксплуатацию крупнейший российский нефтеэкспортный терминал на востоке России – Козьмино (Приморский край). Спецморнеф­тепорт Козьмино является конечной точкой трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан. Ввод в эксплуатацию спецморнефтепорта в бухте Козьмино (побережье Японского моря) дает возможность экспортировать восточно-сибирскую нефть на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Мощность порта на первом этапе реализации проекта ВСТО, согласно ТЭО проекта, составляет 15 млн тонн нефти в год. Из Сковородина нефть доставляется железнодорожным транспортом. Каждый состав вмещает от 4,5 до 4,8 тыс. тонн нефти. В сутки в порту сливается нефть шести-семи железнодорожных составов. В мае АК «Транснефть» рассчитывает принимать в Козьмине восемь поездов с нефтью в сутки, а летом выйти по графику на девять поездов. В целом эстакада рассчитана на десять составов (в каждом 72 вагона). Порт рассчитан на возможность загрузки с причала нефтеналивного пирса танкеров водоизмещением от 80 до 150 тыс. тонн.

В декабре 2009 г. из Козьмина был отправлен первый танкер «Роснефти» с экспортной нефтью марки ВСТО объемом 100 тыс. тонн финским трейдером IPP Oy. В январе партии нефти из порта отправили ТНК-BP и «Сургутнефтегаз». В целом в январе – марте 2010 г. объем перевалки нефти в порту составил около 3 млн тонн. Покупателями выступили дочерняя компания японской Mitsubishi – Petro Diamond, малазийская Petronas и международные трейдеры Vitol и Crudex.

Морские поставки, минуя систему АК «Транснефть»

Часть нефти экспортируется из России через терминалы, не входящие в систему АК «Транснефть», – Де-Кастри (Хабаровский край), Карсаков (о. Сахалин), Санкт-Петербурский торговый порт, Архангельск и Белокаменка, Калининградский торговый порт и др. Прирост экспорта нефти в 2009 г. осуществлялся, прежде всего, за счет дополнительного увеличения загрузки морских терминалов, не входящих в систему «Транснефти».

Де-Кастри – один из крупнейших портов Дальнего Востока, обеспечивающий экспортные поставки неф­ти на рынок стран АТР. Экспортный терминал принадлежит консорциуму проекта «Сахалин-1» (оператор – ExxonMobil), в котором российской компании «Роснефть» принадлежит 20%. Мощность терминала составляет около 12 млн тонн в год. Объем перевалки нефти через порт Де-Кастри в 2009 г. составил 7,4 млн тонн. Поставки осуществляли танкеры-стотысячники, 77 раз заходившие в Де-Кастри.

Морской нефтеэкспортный терминал «Корсаков» поставляет нефть и сжиженный природный газ в рамках проекта «Сахалин-2». Компания Sakhalin Energy (оператор проекта «Сахалин-2») в 2009 г. экспортировала около 5,4 млн тонн нефти, что на 4 млн тонн больше, чем в 2008 г. Было отгружено около 59 партий нефти и 81 партия сжиженного природного газа (СПГ).

Архангельский нефтеналивной терминал и стационарное плавучее нефтехранилище Белокаменка на северо-западе России входят в структуру НК «Роснефть» и используются для экспорта части нефти, добываемой компанией в Тимано-Печоре («Северная нефть»). Нефть поставляется по трубопроводам до железнодорожного нефтеналивного комплекса Приводино, где она перегружается в железнодорожные цистерны и транспортируется до Архангельского нефтеналивного терминала, откуда на танкерах-челноках перевозится до плавучего нефтеналивного хранилища-танкера Белокаменка, расположенного в одной из бухт незамерзающего Кольского залива. Из резервуаров нефтехранилища нефть поставляется на экспорт в страны Европы и США. Перевалочная мощность Белокаменки составляет 12 млн тонн нефти в год. Последние годы экспорт нефти через систему Архангельск – Белокаменка составляет около 3,5 млн тонн.

Каспийский трубопроводный консорциум

В 2009 г. КТК со своего морского терминала в Южной Озерейке под Новороссийском отгрузил на экспорт 34,6 млн тонн нефти, что на 9,9% выше показателя предыдущего года, в т. ч. российской нефти – 4 млн тонн. На выносных причальных устройствах консорциума было загружено 319 танкеров. Всего с начала эксплуатации КТК (октябрь 2001 г.) отгружено свыше 209 млн тонн (более 1,6 млрд баррелей) нефти.

В декабре 2009 г. акционеры КТК утвердили план реализации проекта расширения, предусматривающее увеличение пропускной способности трубопроводной системы КТК до 67 млн тонн нефти в год, что может быть полностью завершено в 2014 г.

Трубопроводные поставки

Экспортные трубопроводные поставки через систему АК «Транснефть» осуществляются по нефтепроводу «Дружба» в европейском направлении и по системе ВСТО в Китай и к морскому экспортному терминалу Козьмино на Дальнем Востоке России (табл. 9).

Табл. 9. Структура трубопроводных поставок в дальнее зарубежье в 2009 г.


Нефтепровод ВСТО

В декабре 2009 г. была пущена в эксплуатацию трубопроводная система ВСТО. Основная цель строительства ВСТО – транспортировка нефти из нефтедобывающих районов Западной и Восточной Сибири на Дальний Восток и рынки АТР. Система технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами «Транснефти», что позволит создать единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях.

Основными районами Западной Сибири, обеспечивающими ресурсную базу ВСТО, являются Томская область и Ханты-Мансийский автономный округ. В настоящее время ведется строительство нефтепровода Пур-Пе – Самотлор, планируется сооружение нефтепровода Заполярное – Пур-Пе, что позволит подключить к системе месторождения ЯНАО.

В декабре 2009 г. введен в эксплуатацию участок Тайшет – Сковородино протяженностью 2,7 тыс. км и мощностью 30 млн тонн в год, построены семь нефтеперекачивающих станций (НПС), специальный морской нефтеналивной порт (СМНП) Козьмино мощностью 15 млн тонн нефти в год. Начато строительство второй очереди ВСТО – Сковородино – Козьмино и нефтепровода-отвода на Китай Сковородино – Дацин.

В 2009 г. нефтепроводные поставки по системе ВСТО, в первую очередь, в период эксплуатации в реверсном режиме (Талаканское, Верхнечонское – Тайшет – Ангарск) составили около 1,5 млн тонн. В перспективе планируется доведение мощности ВСТО до 80 млн тонн в год.

Нефтепровод «Дружба». Одним из направлений обеспечения энергетической безопасности России в части экспортных операций с углеводородами является снижение поставок через транзитные территории, прежде всего, по трубопроводам. За последние четыре года в период 2006 – 2009 гг. экспорт нефти по неф­тепроводу «Дружба» сократился с 73 до 53,2 млн тонн, прежде всего, объемы поставок в страны, реэкспортирующие российскую нефть. Наряду с российской неф­тью по системе «Дружба» прокачивается сырье из стран Каспия.

Нефть по нефтепроводу «Дружба» поставляется в нескольких направлениях.

Южная ветка обеспечивает поставки нефти от Белоруссии (Мозырь) в Украину и далее в Венгрию (пункт сдачи Фенешлитке) и через нефтепровод «Адрия» в Словению (пункт сдачи Будковице) и далее в Чехию.

По северной ветке осуществляются поставки неф­ти в Польшу (пункт сдачи – Адамова Застава), оттуда в польский порт Гданьск и в Восточную Германию (на НПЗ в Шведте и Лейне).

В 2009 г. экспорт российской нефти в Германию по нефтепроводу «Дружба» составил около 19,1 млн тонн. Немецкое направление предполагает прямые поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Шведте, Лейне и транзитные поставки через порт Росток.

Поставки нефти из России в Польшу составляют около 20,3 млн тонн, в том числе в порт Гданьск – 4,6 млн тонн. Польское направление предполагает прямые поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Плоцк и Гданьск.

В 2009 г. в Чехию из России было прокачено около 4,9 млн тонн нефти. Чешское направление предполагает поставки российской нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Литвинове, Кралупе и Пардубице. Ранее Чехия полностью зависела от поставок российской нефти, но в конце 1996 г. было завершено строительство нефтепровода, соединяющего Ингольштадт (Германия) и Кралупский НПЗ.

Экспорт нефти в Словакию в 2009 г. составил около 2,6 млн тонн. Словацкое направление предполагает прямые поставки нефти на крупнейший в Словакии нефтехимический комплекс компании Slovnaft в Братиславе.

В 2009 г. экспорт нефти из России в Венгрию составил 6,4 млн тонн. Венгерское направление предполагает поставки на три нефтеперерабатывающих завода компании MOL (Дунайский НПЗ в Сазхаламбатте, Тиссайский НПЗ в Тиссайвароше, Залайский НПЗ в Залаэгерсеге) и транзитные поставки в Словению, Сербию и Швейцарию. Транзит составляет около 4,5% от общего объема поставок на этом направлении.

Экспорт нефтепродуктов из России в 2009 г.

Экспорт нефтепродуктов из России в 2009 г. составил 120,6 млн тонн (табл. 10). С 2005 г. наблюдается постепенное снижение темпов роста экспорта неф­тепродуктов. Если в 2005 г. экспорт нефтепродуктов вырос более чем на 17%, то в 2007 г. – на 8,6%, а в 2009 г. – на 5,2%.

Табл. 10. Экспорт нефтепродуктов из России в 2000 - 2009 гг., млн тонн

Свыше 95% экспорта российских нефтепродуктов приходится на страны дальнего зарубежья. За 2009 г. объем экспорта нефтепродуктов в дальнее зарубежье вырос на 7%, экспорт в страны СНГ сократился на 38,4% (с 7,79 до 5,18 млн тонн).

На мазут приходится около 53% (63,85 млн тонн) в общей структуре экспорта нефтепродуктов из России, дизельное топливо – 31,1% (37,5 млн тонн), бензин – 3,7% (4,5 млн тонн) (табл. 11).

Табл. 11. Структура экспорта нефтепродуктов из России в 2009 г.

Выводы

В структуре экспорта нефти и нефтепродуктов из России доминируют поставки сырой нефти, а в структуре экспорта нефтепродуктов – поставки мазута и дизельного топлива, предназначенных для дальнейшей переработки в странах-реципиентах. В региональном плане экспорт ориентирован в основном на атлантическое направление, прежде всего, в страны Европы.

Для повышения эффективности внешнеэкономических операций в нефтяной промышленности целесообразна диверсификация экспорта нефти по способам, направлениям и маршрутам поставок – расширение мощности на балтийском направлении (Приморск – БТС; Усть-Луга – БТС-2), увеличение транзита на черноморском направлении (КТК-2), развитие тихоокеанского направления (ВСТО-2 – Сковородино–Козьмино; отвод на Китай – Сковородино – Дацин; Северный Сахалин – Комсомольск-на-Амуре; Северный Сахалин – Де-Кастри – «Сахалин-1»; Северный Сахалин – Корсаков – «Сахалин-2».

Экспорт высококачественных нефтепродуктов конечного назначения (не для переработки) может быть организован в результате модернизации и строительства НПЗ, связанных с системой нефтепроводов АК «Транснефть», вблизи государственной границы и портов (Туапсе, Кириши, Ангарск, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Козьмино).

Версия для слабовидящих

Нам врут, а мы верим?

В 2018 году правительство России запланировало получить доходы в бюджет в размере 15 триллионов 260 миллиардов рублей, а расходов запланировано на сумму 16 триллионов 530 миллиардов рублей. Таким образом, дефицит бюджета России составляет один триллион 270 миллиардов рублей. Действительно ли у России нет денег, чтобы покрыть этот дефицит бюджета?

Нефтегазовые доходы, которые в 2018 году поступят в российский бюджет, официально составят 5 триллионов 480 миллиардов рублей. В 2018 году планируется добыть 550 миллионов тонн нефти. При этом одна тонна составляет 7,33138 баррелей. Таким образом, руководство России планирует добыть 4032259000 баррелей нефти по цене 70 долларов за баррель, что составит 282 миллиарда 258 миллионов 130 тысяч долларов. Если взять курс доллара к рублю, как 1 к 67, то выручка от продажи нефти составит 18 триллионов 901 миллиард 294 миллионов 710 тысяч рублей.

Но это еще не все. У нас есть газ, выручка от продажи которого в 2018 году составит 42 миллиарда 900 миллионов долларов, что по нынешнему курсу доллара к рублю составляет 2 триллиона 745 миллиардов 300 миллионов рублей. Если сложить доходы от нефти и газа, то общая сумма от нефтегазовых доходов составит 21 триллион 646 миллиардов 594 миллиона 710 тысяч рублей.

Как уже отмечалось, нефтегазовые доходы, официально поступающие в российский бюджет в 2018 году, составляют 5 триллионов 480 миллиардов рублей. Однако выручка от продажи нефти и газа в этом году составляет 21 триллион 646 миллиардов. Таким образом, мимо бюджета проходит 16 триллионов 166 миллиардов рублей, полученных нашим государством от нефтегазовых доходов. Получается, что нефтегазовые доходы, заложенные в бюджет (5,4 триллионов рублей) в четыре раза меньше, чем те доходы, которые получило государство от продажи нефти и газа (21,6 триллионов рублей). То есть 75 % доходов от экспорта нефти и газа проходят мимо российского бюджета.

Настоящий бюджет России составляет 15,2 триллионов рублей с дефицитом в 1,2 триллионов рублей. Однако мимо нас проплывает еще такой же бюджет в размере 16,1 триллионов рублей. И это лишь от одних нефтегазовых доходов. А ведь есть еще и другие источники доходов. Следовательно, мы могли бы иметь, как минимум, двойной бюджет, и в два раза больше тратить на здравоохранение и образование, а также в два раза больше получать зарплаты и пенсии.

Разница между доходами, которые получает государство, и деньгами, поступающими в бюджет, означает, что к нашему государству присосалась кровососущая мразь, которая высасывает из государства те самые ресурсы, которые необходимы для развития страны. Путин говорит о каком-то прорыве, для реализации которого он лихорадочно ищет 6 триллионов рублей. И находит их в повышении налогов для населения и в сокращении пенсионных выплат за счет повышения пенсионного возраста, когда как астрономическая сумма денег проплывает мимо российского бюджета.

Открываем ru-stat.com (Экспорт и импорт России по товарам и странам) и смотрим, сколько всего было экспортировано с мая 2017 по май 2018 года. Причем указывается лишь основной экспорт. На самом деле экспортировалось значительно больше.

Согласно официальным данным, за вышеуказанный период Российской Федерацией было экспортировано товаров на сумму 25 триллионов 764 миллиарда 800 миллионов рублей. Налоговые поступления в бюджет составили 5 триллионов 625 миллиардов рублей, акцизы – 1 триллион 54 миллиона рублей. Таким образом, официальный доход государства от продажи товаров и налоговых отчислений составил 32 триллиона 440 миллиардов 800 миллионов рублей. А официальный бюджет составляет лишь 15,2 триллионов рублей. Следовательно, 17,2 триллионов рублей выведено в тень. При этом надо понимать, что официальная цифра продажи товаров на сумму 25 триллионов рублей является явно заниженной, поскольку только от продажи нефти и газа, согласно вышеуказанным расчетам, доход составляет не менее 20 триллионов рублей. А ведь кроме нефти и газа Россия экспортирует и другое сырье, а также металл и сельскохозяйственную продукцию, стоимость которых составляет явно не 5 триллионов рублей. Отсюда, можно сделать вывод, что реальный доход государства должен составлять не 32 триллиона, а, как минимум, 40 триллионов рублей.

Каждая страна отчитывается перед ВТО о том, на какую сумму она продала за рубеж ту или иную продукцию. И в ВТО есть все данные о том, на какую сумму каждая страна имеет импорт и экспорт своей продукции. Эти данные находятся в открытых источниках. Так, по данным США американцы купили в России продукцию на 9,9 миллиардов долларов, по данным же таможни Российской Федерации Россия продала США продукцию на три миллиарда долларов. 6 миллиардов долларов куда-то исчезли. По данным Германии она купила в России нефтепродуктов на сумму 27,1 миллиардов долларов, по данным же России она продала Германии продукцию на сумму 10,9 миллиардов долларов. 16 миллиардов долларов куда-то исчезли. И так по всем странам, с кем торгует Россия. Когда были подсчитаны все эти цифры, оказалось, что мимо российского бюджета прошло около 500 миллиардов долларов. А это нигде неучтенные 30 триллионов рублей.

Операции с товарами, поставляемые на экспорт, осуществляются в черную. В результате того, что определенная группа лиц, действующая по предварительному сговору, осуществляет теневые операции в рамках целого государства, страна ежегодно теряет, как минимум, 25 триллионов рублей, которые проходят мимо российского бюджета. При этом дефицит бюджета Пенсионного фонда, то есть та сумма, ради которой власть и затеяла повышение пенсионного возраста, в 2018 году составит 257 миллиардов рублей. Если поделить ежегодные теневые доходы в 25 триллионов рублей на дефицит пенсионного бюджета в 257 миллиардов рублей, то получается, что в течение почти 100 лет (25000: 257 = 97,276) мы можем не задумываясь финансировать любые дефициты любого пенсионного бюджета с одной только ежегодной теневой выручки, которая проходит через черную кассу.

Власть пытается вытащить из тени самозанятых граждан с целью обложения их налогами, а сама при этом создала мощную теневую экономику, завязанную на экспорт в размере 1,5 экономик от той, что указано официально.

Владимир Хомутко

Время на чтение: 5 минут

А А

Как осуществляется экспорт нефтепродуктов?

Ни для кого из россиян не секрет, что экспорт нефтепродуктов и сырой нефти в нашей стране является одной из основных статей доходов, получаемых от всей внешней торговли. По оценкам разных специалистов, его доля в общем объеме отечественного экспорта составляет от 49-ти до 52-х процентов.

В докризисном 2013-м году суммарный объем вывезенных за пределы России нефти и нефтепродуктов составил 388 миллионов тонн, что в денежном выражении – 283 миллиарда долларов США. Из этого количества 90 процентов было поставлено в страны дальнего зарубежья, а 10-ть – в страны ближнего зарубежья (СНГ).

Доля, которую занимает выручка от экспорта нефтепродуктов и нефти-сырца в общем объёме всего российского экспорта, за период с 2000-го по 2010-ый годы возросла с 35-ти процентов до 52-х. Это было обусловлено ростом цен на углеводородные энергоносители и увеличением объема экспортных поставок.

В количественном выражении, если сравнивать с показателями 2000-го года, в 2016-м объем зарубежных поставок этих товаров вырос в 2,7 раза.

Согласно данным за 2016-ый год, предоставленным Федеральной таможенной службой, объемы экспорта в этом году были таковы:

  • сырая нефть – 254,8 млн. тонн на общую сумму 73,7 млрд. $USA;
  • готовые нефтепродукты – 156 млн. тонн на 46 млрд. $USA.

Общая сумма выручки от нефтяного экспорта, как нетрудно подсчитать, составила $119,7 млрд, $USA, что по сравнению с 2015-м годом ниже на 23 процента. Причина всем известна – это экстремально резкое падение цен на углеводороды. Для сравнения приведем среднюю экспортную стоимость отечественной нефти за три последних года ($USA/тонна):

  • 2014-ый – 688,8;
  • 2015-ый – 366,4;
  • 2016-ый – $289,2.

К положительным моментам стоит отнести значительное улучшение структуры экспортируемых товаров. Это связано с тем, что поставка на экспорт нефтепродуктов, называемых «темными», постоянно, с каждым годом, снижается. Так, по сравнению с 2015-м годом, объем экспортированных товаров темных нефтяных фракций в 2016-ом снизился с 89,2 миллиона тонн до 73,5, что в процента составляет 17,6. Именно такая тенденция, сохраняющаяся в основном благодаря уменьшению в зарубежных поставках доли мазута, позволяет вот уже на протяжении последних трех лет продавать отечественные товарные нефтепродукты в сумме по цене, которая выше стоимости нефти-сырца.

Увы, экспорт мазута является во многом вынужденной мерой, поскольку объем внутреннего производства этого темного углеводорода во много раз больше, чем необходимо для обеспечения внутренних потребностей. Это связано с тем, что глубина переработки нефти на отечественных НПЗ составляет в среднем от 60-ти до 70-ти процентов, что приводит к избыточному получению мазута. Это показатель характеризует долю светлых дистиллятов, получаемых от общего объема перерабатываемого сырья.

Для сравнения, в США этот показатель составляет 90-95 %. Стоимость же мазута за рубежом – ниже, чем стоимость сырой нефти. Для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, российская нефтяная отрасль нуждается в модернизации существующих НПЗ и строительстве новых производственных мощностей с применением самых современных перерабатывающих технологий.

Как уже было сказано выше, львиная доля российской нефти идет в дальнее зарубежье. Если рассматривать региональную структуру экспортных операций с этой группой товаров, то в основном это – атлантическое направление, и большую часть продукции потребляют европейские страны.

Если говорить о товарных нефтепродуктах, то здесь картина практически неотличима от сырой нефти. Почти 90 % этих товаров уходит в страны дальнего зарубежья. Региональная картина также ориентирована на Европу.

Если говорить об экспорте готовой нефтяной продукции в целом, то лишь около 10 процентов от его общего объема приходится на тихоокеанское направление. Это связано с дефицитом предприятий нефтепереработки на Дальнем Востоке и в регионах Восточной Сибири, а также с их удаленностью от сложившихся центров нефтедобычи.

Основные компании – экспортеры

Основной организационной нефтяной экспортной структурой в нашей стране является акционерная компания «Транснефть», а в качестве основного поставщика в этой системе выступает корпорация «Роснефть». Её доля в общем объёме экспорта сырой нефти (по данным на 2009-ый год) составила примерно 27,9 %. Далее рейтинг главных российских экспортеров выглядит так:

Как видите, доля этой «большой четверки» в общих зарубежных поставках нефти из нашей страны составляет 77,3 %. Остальные зарубежные нефтяные поставки осуществляют предприятия, которые не входят в вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) также по системе АК «Транснефть».

К большой четверке постепенно приближается ПАО «Газпром нефть», которое является одной из немногочисленных отечественных компаний, поставляющих на зарубежные рынки и успешно там реализующих дизельное топливо собственного производства. Этот продукт марки EN 590 соответствует всем европейским требованиям качества и активно используется в таких развитых странах Европы, как Германия, Франция и Великобритания.

Все экспортные операции «Газпром нефть» проводит посредством своей дочерней трейдинговой компании Gazprom Neft Trading GmbH, головной офис который расположен в столице Австрии Вене.

Регулирование вывоза нефтепродуктов за рубеж с помощью экспортных пошлин

Поскольку цены внутреннего рынка на эту продукцию ниже, чем на мировом, для обеспечения внутренней потребности российской экономики государство применяет ограничительные меры в виде пошлин на вывоз нефтепродуктов.

Цели любой экспортной пошлины:

  • увеличение доходной части бюджета;
  • сдерживание цен на внутреннем рынке и недопущение их роста до мирового уровня;
  • регулирование объемов экспорта тех групп товаров, которые востребованы национальной экономикой;
  • насыщение внутреннего рынка конкретным видом продукции;
  • защита государственной экономической безопасности;
  • ограничение вывоза за рубеж сырья и продуктов первичной переработки;
  • стимулирование вывоза за рубеж товаров высокого уровня обработки.

При помощи таких таможенных сборов фактически происходит дифференциация цен (дешевле – для отечественных потребителей, дороже – для иностранных). С другой стороны, таможенные пошлины на вывоз нефтепродуктов и нефтяного сырья – это по сути скрытые субсидии для потребляющих эту продукцию отечественных отраслей экономики. Материально такие «специфические субсидии» финансируются как за счет государства, так и за счет производителей этих ресурсов.

В России таможенные экспортные сборы в доходной части бюджета занимают долю почти 17,8 процента (или почти 6,8 процента внутреннего валового продукта). В общем объеме таких поступлений доля пошлин на нефть и нефтепродукты – около 88-ми процентов.

Основная часть приходится на сбор, получаемые при вывозе сырой нефти (примерно 63 процента от общего объема поступлений от таможенных сборов). Доля нефтепродуктов в этом источнике государственного дохода составляет чуть более 25 %. Ещё десять приходится на долю природного газа.

В феврале 2017-го года были установлены следующие пошлины на вывоз нефти и нефтепродуктов:

  • пошлина на экспорт сырой нефти – 39,5 долларов США за тонну;
  • эта же ставка для вязкой нефти – 4,2 $ за тонну;
  • пошлина на светлые нефтепродукты и масла – 15,8 $;
  • на (мазут) – 32,3 $;
  • товарные бензины – 24 доллара;
  • прямогонного (нафта) – 28$;
  • кокс – 2,5$.


Касса