Что входит в социально трудовую сферу. Энциклопедия челябинской области. Российская Федерация, всего

Эффективность системы управления персоналом зависит от учета различий характеристик и интересов сотрудников. В частности, необходимо учитывать особенности работы женщин, людей пенсионного возраста, инвалидов и молодежи. Необходимо уважать религиозные чувства и национальные обычаи. При разработке режима труда и отдыха, систем мотивации и оплаты следует учитывать особенности творческого труда, семейное положение сотрудников, условия для повышения квалификации работников.
К числу наиболее важных социальных взаимоотношений относятся взаимоотношения между руководителями и подчиненными. В России экономика десятилетиями функционировала на основе административных методов, а точнее, просто на страхе подчиненных перед начальством. Такие взаимоотношения были особенно откровенными между руководителями различных уровней.
Опыт развитых стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Существенное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.
Таким образом, социально-трудовая сфера — область действия, пределы распространения трудовых отношений как отношений, возникающих между участниками совместного трудового (производственного) процесса, отношений занятости и отношений по поводу распределения и потребления произведенного национального дохода. Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы: социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.); рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных); сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизации уровня жизни населения и т.п.).

2. Проблемы социально-трудовой сферы
В настоящее время глобальными тенденциями мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий является развитие и широкое применение прогрессивных информационных и коммуникационных технологий и повышение эффективности использования информационных ресурсов. Информатизация имеет решающее значение для повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, разработки и реализации государственной политики, в том числе в социально-трудовой сфере.
Несмотря на достаточно высокие темпы развития информатизации в отдельных областях социально-трудовой сферы Российской Федерации ее современное состояние в целом характеризуются наличием ряда актуальных проблем:
— недостаточное финансирование мероприятий по информатизации в социально-трудовой сфере;
— невысокий приоритет и статус информатизации в социально-трудовой сфере и, как следствие, остаточный принцип финансирования;
— неравномерное развитие информатизации социально-трудовой сферы в отраслевом и региональном разрезе;
— недостаточный уровень подготовки в области информатизации кадров, участвующих в государственном управлении социально-трудовой сферой;
— несовершенная нормативно-правовая и методологическая база в области информатизации в социально-трудовой сфере.
Перечисленные выше проблемы снижают эффективность расходования бюджетных средств, затрудняют управление социально-трудовой сферой, препятствуют ее эффективному функционированию и требуют решения в рамках мер по информатизации социально-трудовой сферы.

Под информатизацией социально-трудовой сферы понимается процесс создания организационных, социально-экономических и научно-технических условий для удовлетворения и реализации информационных потребностей и прав граждан, субъектов управления социально-трудовой сферой, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений при разработке и реализации государственной политики в социально-трудовой сфере на основе формирования и использования информационных ресурсов и технологий.
Социально-трудовая сфера как объект информатизации имеет сложную структуру и включает следующие предметные области: доходы и уровень жизни населения; рынок труда, занятость и безработица; социально-трудовые процессы на предприятиях, в учреждениях и других организациях; условия и охрана труда; социально-демографические и миграционные процессы; социальная защита, социальное обеспечение и социальное страхование; социальное партнерство.
Однако важнейшей проблемой социально-трудовой сферы России, не позволяющая равномерно регулировать эту сферу по всей территории страны, является социально-экономическая дифференциация регионов: наличие высокоразвитых, многоотраслевых регионов наряду с депрессивными, узкоспециализированными, характеризующимися остротой социальных, экономических, экологических проблем. К числу причин неравенства в уровне социально-экономического развития регионов в экономической литературе относят: разные темпы экономических преобразований, например процессов приватизации, конверсии; незавершенность процесса разграничения прав и предметов ведения между федеральными и региональными органами государственной власти; предоставление отдельным субъектам Федерации больших экономических и социальных льгот по сравнению с другими; недоучет региональных последствий проведения федеральной политики в сфере макроэкономики; неравномерность в пространственном отношении, в скорости распространения реформ и в глубине экономического спада. С.

Практические выводы к § 9

89].
Существенны различия и в социально-трудовой сфере регионов. Например, по уровню безработицы в 2000-е гг. регионы отличались друг от друга в 40 с лишним раз.
В 2010 г. в ряде субъектов Российской Федерации коэффициент напряженности (отношение численности граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, к количеству заявленных свободных рабочих мест и вакантных должностей) в несколько раз (от 8 до 1075) превышал среднероссийский уровень. Разница в средней продолжительности поиска работы безработными по регионам Российской Федерации составляла от 2 до 3,2 раза (рассчитано автором на основе статистических данных.

Скачать реферат "Понятие и проблемы социально-трудовой сферы" DOC

Отрасли социальной сферы экономики

Практически все отрасли экономики имеют то или иное отношение к со! альной сфере, обслуживают и удовлетворяют социальные потребности людей, социальные нужды работает промышленность - и не только пищевая и леп но и машиностроение, приборостроение, энергетика. Во многом социально о вотированы сельское хозяйство и лесное, строительство, транспорт, связь, i говля, общественное питание.

Действительно, легкая промышленность обеспечивает население одежд1 обувью, пищевая - продуктами питания, машиностроение - бытовой техш деревообрабатывающая - мебелью, энергетическая - теплом и электроэнерп Сельское хозяйство - основной источник продовольствия. Строительство обе

чивает население жильем. Пассажирский транспорт осуществляет железнодо-рожные, автомобильные, авиационные, водные перевозки людей и багажа. Теле-фонная, телеграфная, почтовая связь удовлетворяет потребности людей в комму-никациях. Розничная торговля предоставляет возможность купить необходимые товары, а общественное питание - кормить людей не только дома, но и на рабо-те, в пути, во время отдыха.

Из перечисленных отраслей пассажирский транспорт, связь для населения, розничная торговля и общественное питание настолько тесно связаны с удовлетво-рением потребностей людей, что их правомерно относить непосредственно к от-раслям социальной сферы, к социальной экономике.

Несомненно, что отраслями социального профиля являются жилищное и ком-мунальное хозяйства, поддерживающие в рабочем состоянии дома, лифты, водо-снабжение, канализацию, теплоснабжение, энергообеспечение, то есть жилищ-ную инфраструктуру. Хотя официальная статистика не относит жилищное строи-тельство к отраслям социальной сферы, думается, что строительство жилья и объектов социально-культурного и бытового назначения правомерно считать со-циальными отраслями народного хозяйства.

Среди отраслей социальной сферы видное место занимает бытовое обслужи-вание населения. Прачечные, парикмахерские, ремонтные мастерские, такси, пун-кты проката, ломбарды, бюро информационных услуг, учреждения ритуальных и так называемых рекреационных услуг (рекреация - восстановление сил,отдых), ох-рана квартир, услуги по уходу за малолетними детьми и многое другое относится к отрасли бытовых услуг.

Есть основания относить к отраслям социальной сферы охрану, восстановле-ние, очистку окружающей среды, по крайней мере в той части, в которой эта деятельность обеспечивает поддержание условий нормальной жизнедеятельности людей, их отдыха.

Центральное место среди отраслей социальной сферы занимают культура, образование, здравоохранение. Эти отрасли призваны удовлетворять самые чув-ствительные и тонкие запросы людей, и потому их социальная значимость ис-ключительно велика.

Отрасль культуры - это кино, театр, музеи, библиотеки, выставки, концер-тные залы, клубы, словом, все центры культурных ценностей, очаги культуры, распространители культурного достояния и наследия. Эта отрасль призвана сохра-нять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку куль-турных достижений в области литературы, искусства, художественного творче-ства, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

Отрасль образования - это школы и дошкольные детские учреждения, гим-назии, колледжи, училища, техникумы, высшие учебные заведения, исследова-тельские учреждения в области педагогики. Отрасль образования занята всеми Формами обучения в самых разнообразных учебных заведениях. С одной стороны, °на призвана удовлетворять потребность людей в знаниях, с другой - осуществ-лять подготовку, и переподготовку к работе, труду, способствовать приобретению специальности, овладению профессией. Огромное значение для общества имеет Непитательная функция образования.

Отрасль здравоохранения призвана заботиться о поддержании здоровья лю-дей, проводить профилактику и лечение болезней, оказывать медицинскую по-мощь, обеспечивать людей лекарственными средствами, восстанавливать поте-рянное здоровье. Это поликлиники, больницы, амбулатории, лечебные центры институты, пункты скорой помощи, диспансеры, родильные дома, здравпункты на предприятиях, профилактории.

К отрасли здравоохранения тесно примыкает физическая культура и спорт в той части, в которой они решают задачу укрепления здоровья, утверждения здо-рового образа жизни людей.

Многие экономисты относят культуру, образование, здравоохранение к не-производственной сфере, рассматривая продукт этих отраслей, конечный резуль-тат их деятельности как непроизводственные услуги. Более обоснованным было бы считать культурные ценности, знания, здоровье особым, уникальным видом социально-экономического продукта, а соответствующие отрасли - производи-телями этого продукта.

Отметим, что в рыночной экономике социальный продукт отраслей культу-ры, образования, здравоохранения преимущественно или в значительной степе-ни платный, тогда как в централизованной экономике советского типа он был в основном бесплатным, что, однако, зачастую негативно влияло на доступность и качество. При переходе к рыночной экономике поневоле приходится иметь дело с возрастанием негосударственных и платных форм доступа к источникам культу-ры, образования, медицинского обслуживания, смягчаемых социальными мера-ми со стороны государства, например страховой медициной.

Значительную социальную нагрузку несет и отрасль науки, на достижения которой непосредственно опираются культура, образование, охрана.здоровья, отрасли производства предметов потребления. Эта отр.асль, особенно фундамен-тальная наука, и в централизованной, и в рыночной экономике финансируется в основном государством.

Удовлетворение потребностей ряда категорий населения в финансовых ресур-сах и источниках существования, в особенности не имеющих стабильных дохо-дов, принимает на себя, как уже упоминалось, отрасль социального обеспечения населения, называемую иногда социальной защитой.

Уровень жизни и ее качество

Так как социальная экономика ориентирована на человека, призвана способ ствовать удовлетворению его запросов, интересов, потребностей, то о состоят и успехах этой экономики судят по тому, как живут люди. При всем многообрази жизненных проявлений можно получить общее представление об условиях, в к торых живут люди, о том, насколько они довольны этими условиями, что дает жизнь. Все это вместе взятое называют качеством жизни.

Качество жизни охватывает и характеризует весь диапазон ее свойств, расп страняется на все ее стороны, отражает удовлетворенность людей предоставл< ными им материальными и духовными благами, отражает обеспеченность, i фортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современ требованиям, безболезненность и продолжительность жизни. Проще говоря, чество жизни - это насколько хорошо живется людям. Когда мы говорим «ка1

ство жизни», то не имеем в виду какой-либо один показатель, измеритель, выра-женный в количественной, числовой форме. Качество есть обобщенное понятие, выражаемое обычно словами «высокое», «среднее», «удовлетворительное», «низ-кое», «неудовлетворительное» по аналогии с теми словесными оценками, кото-рыми характеризуют знания учащихся. Но в отличие от оценки качества знаний качество жизни не принято выражать цифрами, пятерками, четверками, тройка-ми, двойками.

Понятие «уровень жизни» в большей степени характеризует количественную меру благосостояния людей и чаще всего характеризуется количественными, чис-ловыми показателями. Уровень жизни трудно выразить с помощью единственного критерия, одной меры. Чтобы охарактеризовать уровень жизни людей, приходит-ся прибегать к ряду показателей.

Каковы главные, наиболее широко используемые в экономической практике измерители уровня жизни?

Структура и уровень потребления основных видов благ и услуг в натуральном выражении в расчете на одного человека или на одну семью из четырех человек за год либо мера обеспеченности человека и семьи потребительскими благами служат важнейшими показателями уровня жизни населения страны, региона или опреде-ленных социальных групп (городское и сельское население, молодые и престаре-лые, мужчины и женщины, работающие и неработающие). Соответственно, при оценке уровня жизни используются показатели годового потребления пищи, одеж-ды, обуви в расчете на человека или семью, обеспеченности жилой площадью, мебелью, товарами длительного пользования, предметами культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода. Кроме того, используются показатели, ха-рактеризующие обеспеченность населения школами, детскими садами, врачеб-ным обслуживанием (скажем, количество врачей или больничных коек, приходя-щееся на тысячу человек), пунктами бытового обслуживания, прачечными, па-рикмахерскими, банями, столовыми.

Приведем, к примеру, таблицу, приближенно характеризующую годовое по-требление продуктов питания в 1995 году в расчете на одного взрослого российс-кого жителя.

хлеб картофель овощи фрукты молоко мясо рыба сахар яйцо кг кг кг кг л кг кг кг шт.

120 100 90 40 220 45 13 35 230

Чтобы понять, насколько такой уровень соответствует потребностям людей, его сравнивают с нормативами потребления, выработанными с учетом рекоменда-ций науки о питании. Так, например, хлеба и картофеля рекомендуется потреб-лять примерно 80 кг в год в расчете на одного человека, так что здесь имело место Перепотребление. Овощей желательно потреблять 150 кг в год, фруктов - 70-80 Кг, мяса - 60-70 кг, и, как видим, по этой группе продуктов наблюдалось явное недопотребление.

Об уровне потребления продуктов питания иногда судят по их калорийности, Суточный рацион питания взрослого человека должен обладать калорийностью

примерно 3000 ккал, в России средняя калорийность рациона в 1995 году состав-ляла 2600 ккал.

К числу широко распространенных общепринятых показателей уровня жизни относятся денежные доходы населения в расчете на одного человека или семью Обычно измеряется месячный доход. Важно, чтобы месячный доход превышал так называемый прожиточный минимум, рассчитанный исходя из потребления каждым человеком минимально необходимого набора благ и услуг, называемого «потребительской корзиной». Прожиточный минимум существенно зависит от цен поэтому в условиях инфляции он непрерывно изменяется.

Понятие и проблемы социально-трудовой сферы - реферат

В России в 1999 году прожиточный минимум составил в среднем 600 руб. О людях, потребление кото-рых ниже предусмотренного прожиточным минимумом, принято говорить, что они живут «за чертой бедности». В России в 1999 году доходы ниже прожиточного минимума имели свыше 30% населения.

Наряду с денежными доходами на уровень жизни влияют так называемые общественные блага или общественные фонды потребления, к которым относят блага и услуги, предоставляемые государством населению бесплатно, или за огра-ниченную плату, либо в натуральном выражении, либо в виде специальных вып-лат, трансфертов. В странах с централизованной экономикой полностью бесплат-ными могут быть здравоохранение и образование, частично - услуги культуры и физической культуры, в некоторой степени - питание и отдых для отдельных групп, категорий населения (например, бесплатные школьные завтраки, выдача бесплатного молока на вредных работах). В странах с рыночной экономикой суще-ствует обширный набор общественных благ, но чаще всего блага или услуги бес-платны или частично платны для отдельных категорий потребителей, обладаю-щих низкими доходами.

Уровень жизни людей характеризуется также их имущественными и денежными накоплениями (имущественным цензом и денежными сбережениями). Ведь те, кто обладает низкими доходами сейчас, могли иметь в прошлом высокие доходы и накопить значительное богатство, позволяющее им неплохо жить при низких до-ходах. Поэтому, чтобы судить об уровне жизни человека, недостаточно -изучить его декларацию о доходах, надо еще присовокупить к ней декларацию об имуще-стве и сбережениях.

Весьма специфическими показателями уровня жизни являются детская и об-щая смертность, уровень заболеваемости и средняя продолжительность жизни. К примеру, средняя продолжительность жизни мужчин в России составила в 1998 году примерно 60 лет, а женщин - 72 года, что на несколько лет ниже, чем в Швеции, США и ряде других стран.

В качестве определяющего показателя уровня и качества жизни рассматрива ется и количество свободного времени, которое человек вправе использовать п своему выбору и усмотрению. Чаще всего свободное время сопоставляют с рабе чим или полным временем. Определенное представление об уровне жизни з; тых в производстве можно получить исходя из продолжительности рабочей не, ли. Так, сорокачасовая рабочая неделя считается вполне приемлемой, а тридиат пятичасовая (семь рабочих часов в день при двух выходных) - желаемой.

Если судить об уровне жизни людей по их текущему потреблению, то саг существенное влияние на него в условиях насыщенного бездефицитного ры играют доходы и цены. Ведь "чем выше доходы и чем ниже цены, тем боль

товаров, благ, услуг может приобрести потребитель на свои доходы. Но такой вывод справедлив только в условиях, когда рост доходов сопровождается адекват-ным ростом физической массы товаров и услуг, доступным потребителем для приобретения за деньги.

В условиях спада производства и высокого уровня инфляции судить об уровне жизни населения на основе изучения изменения доходов и цен крайне трудно и выводы могут быть ошибочными. Если весь произведенный и закупленный по импорту товар потребляется населением, то очевидно, что средний уровень по-требления в расчете на одного человека равен физическому количеству потребля-емого товара, деленному на число потребителей, и вообще не зависит ни от дохо-дов, ни от цен.

Например, если Россия производит и закупает 7,5 миллиона тонн мяса в год при численности населения в 150 миллионов человек, то ясно, что годовое потреб-ление в расчете на одного человека составит 7,5 х 1000/150-= 50 кг. Конечно, имеющий высокие доходы или возможность приобретать мясо по низкой цене смо-жет потребить больше 50 кг, но тогда меньше достанется другим, возникнет диф-ференциация потребления, тогда как средний уровень при этом не изменится.

Еще раз напомним суровую истину о том, что невозможно потребить больше, чем получено, ибо действует неумолимый закон сохранения вещества. Так что если мы желаем увеличить потребление всего населения, то есть лишь один спо-соб - увеличивать производство. И в какой-то мере путем импорта одних товаров за счет экспорта других! Путем увеличения доходов без роста производства, а тем более в условиях его спада можно получить один-единственный результат - рост цен, инфляцию, увеличение внутреннего и внешнего государственного долга. Никакого роста уровня жизни таким способом достичь не удается.

Социальное развитие и социальная политика - предмет изучения многих наук. Состояние и развитие социальных процессов и особенности управления ими входит в сферу исследования экономики и социологии, философии и психологии, юриспруденции и политологии и др.

Существует большое количество определений понятий «социальная сфера», «социальное развитие» и «социальная политика». Эти понятия рассматривают в широком и узком смысле, с точки зрения индивидуального и общественного начала социальной политики, политико-правовой и философской трактовки этих понятий и многих других сторон.

В данном учебнике нам более близка точка зрения экономистов, в том числе специалистов в области государственного и муниципального управления, и экономикогеографов. Из того, что мы понимаем под социальным развитием и социальной политикой, складывается и система социальных показателей, статистика социальной сферы, в том числе рассматриваемой нами региональной.

Понятия «социальное развитие» и «благосостояние» часто связывают, так как социальное развитие зависит, в том числе, и от роста благосостояния населения. К тому же благосостояние более изучено в теоретическом и методологическом плане зарубежной экономической наукой. В российской экономической науке больше исследованы понятия «уровень жизни населения», «качество населения» и «качество жизни населения». При этом считается, что понятие «благосостояние населения» имеет более объемный и комплексный характер 1 . Основное понятие в теории благосостояния - блага , которые могут быть материальными (техника, продукты, продовольствие) и нематериальными (знания, образование, опыт, информация и т.п.).

Уровень жизни - комплекс условий функционирования человека в сфере потребления, проявляющийся в масштабах развития потребностей людей и характере их удовлетворения .

Многие исследователи полагают, что понятия «благосостояние населения» и «уровень жизни населения» тождественны .

Экономистами также разработаны понятия «условия жизни» и «образ жизни», которые связываются с понятием «уровень жизни населения» или определяют его. Самое неоднозначное понятие в экономической науке «качество жизни населения», которое чаще всего понимается как «качество населения» и определяется уровнем и образом жизни населения.

С социальным развитием тесно связана теория человеческого капитала, которая появилась и получила развитие в работах Г. С. Беккера, Т. Шульца, Дж. Минсера, М. Блауга, Э. Денисона, Дж. Кендрика, Б. Кикера и других в 1950-1980-е гг.

Термин человеческий капитал обозначает накопленные и воплощенные в человеке знания, здоровье, способности, навыки, умения, мотивации и т.п., способствующие росту производительности его труда и способные приносить доход.

История термина

В 1958 г. Дж. Минсер опубликовал статью «Инвестиции в человеческий капитал и личное распределение дохода» , одну из первых работ но теории человеческого капитала. В этой статье была создана модель персонального распределения доходов на основе профессиональных образовательных различий между индивидами. В 1961 г.

вышла статья Т. Шульца «Инвестиции в человеческий капитал» 1 , в которой он рассматривает образовательные вложения в человеческий капитал. В 1962 г. Г. С. Беккер, который считается родоначальником современной концепции человеческого капитала, опубликовал статью «Инвестиции в человеческий капитал: теоретический анализ», а в 1964 г. вышла его монография под названием «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ, с особым учетом образования» . У данной теории есть множество последователей как в зарубежной, так и в российской науке.

Также существует термин социальный капитал , применяемый социологами и понимаемый как мера гражданской активности, социальной мотивации людей и эффективности деятельности социальных институтов .

Исходя из экономической теории благосостояния под социальным развитием понимается изменение благосостояния, структуры потребностей и форм жизнедеятельности населения в меняющейся социальной и экономической среде .

Современная социально-трудовая сфера России в широком смысле представляет собой систему взаимосвязанных компонентов и частей, в которую входят :

  • отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, жилищно-коммунальные системы и т.д.);
  • уровень жизни и доходы населения;
  • социальная защита населения;
  • социальное обеспечение населения;
  • рынок труда, занятость, экономическая активность населения;
  • социальное партнерство;
  • оплата, нормирование и охрана труда;
  • социальное страхование;
  • пенсионная система и др.

В зависимости от того, насколько широко и в каких целях рассматривается социальная сфера, к числу ее направлений может относиться сфера демографии и семьи (меры поддержки семьи, детства, материнства и отцовства), экология и окружающая среда, миграция, санаторно-реабилитационная сфера, потребительские услуги, туризм и отдых и др.

Понятие «социальная сфера» тесно соприкасается с понятием «сфера социальных услуг». Согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой, в том числе срочной, помощи гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

При делении услуг на рыночные и нерыночные обычно руководствуются рекомендацией Статистической Комиссии ООН, согласно которой рыночными считаются все услуги, которые реализуются по экономически значимым ценам (покрывают не менее 50% издержек на оказание данной услуги) 1 .

К услугам в социальной сфере обычно относят жилищно-коммунальные услуги, услуги системы образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, в какой-то степени услуги связи, транспорта и туристические. Существует Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) , который постоянно дополняется, а также различные классификации услуг по признакам.

В Российской Федерации регулярно проводится мониторинг развития социально-трудовой сферы. Основные направления мониторинга:

  • доходы и уровень жизни населения;
  • рынок рабочей силы и занятость населения;
  • социально-трудовые процессы в организациях и отраслях;
  • социально-демографические процессы.

Мониторинг проводится по единой системе показателей и на основании методических рекомендаций, утвержденных министерствами и ведомствами, органами государственной власти статистической отчетности .

Уровень социального развития регионов РФ дифференцирован географическими, экономическими, природно-климатическими, экологическими условиями. Регионы различаются по целому комплексу показателей: демографии, занятости и миграции, уровней жизни и доходов, экологии, обеспечению объектами инфраструктуры, качеству образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта и т.д.

Рассмотрим значения некоторых показателей развития трудовых ресурсов, уровня жизни населения, образования, здравоохранения, культуры по федеральным округам РФ и субъектам РФ за 2013 г. (табл. 6.8-6.9).

Самая высокая доля населения в трудоспособном возрасте в 2013 г. отмечена в Ямало-Ненецком АО (68,6%), Ханты-Мансийском АО - Югре (65,6%) и Чукотском АО (65,8%). Относительно высока доля трудоспособного населения в Магаданской области (63,0%), Камчатском крае (63,6%), Мурманской области (62,5%), республиках Коми (61,3%) и Саха (Якутия) (61,4%). К регионам, наименее обеспеченным трудовыми ресурсами можно отнести Курганскую (55,3%), Новгородскую (56,2%), Псковскую (56,8%), Тверскую (56,9%) и Рязанскую (57,0%) области. Низкая доля населения в трудоспособном возрасте в Чеченской Республике (56,3%) сочетается с самым высоким в России удельным весом детей до 15 лет (34,8%), поэтому данный регион к трудодефицитным отнесен быть нс может. При этом практически во всех регионах России численность населения в трудоспособном возрасте на протяжении последних лет неуклонно сокращается, что служит очень неблагоприятным признаком для возрастной структуры страны.

Таблица 6.8

Некоторые показатели развития трудовых ресурсов по федеральным округам РФ за 2013 г., %

Показатель

население в трудоспособном возрасте

безработицы

уровень экономической активности населения

Российская Федерация, всего

Таблица 6.9

Некоторые показатели уровня жизни населения по федеральным округам РФ за 2013 г., руб.

Показатель

среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций

средний размер назначенных пенсий

потребител ьские расходы в среднем на душу населения

Российская Федерация, всего

Продолжаются социальное расслоение общества, коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) растет: 0,387 в 1995 г., 0,417 в 2011 г. и 0,419 в 2013 г.

Более всего дифференцирован по федеральным округам показатель номинальной начисленной заработной платы. В 19 регионах России его значение в 2013 г. не достигло 20 тыс. руб. в месяц. Минимальные значения показателя (до 18 тыс. руб.) были отмечены в республиках Калмыкия (17,5 тыс. руб.), Дагестан (16,8 тыс. руб.) и Карачаево-Черкессия (17,9 тыс. руб.).

Максимальные значения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций (свыше 50 тыс. руб.) характерны для автономных округов Сибири и Дальнего Востока и г. Москвы.

Почти во всех федеральных округах РФ в 2013 г. уровень заболеваемости превышал среднероссийские значения (табл. 6.10). Исключения составили ЦФО, СКФО и ЮФО. Самая неблагополучная ситуация была зафиксирована с большинстве регионов Европейского Севера России (Архангельская область и Ненецкий АО, Республики Карелия и Коми), в Ямало-Ненецком АО, а также на Дальнем Востоке РФ (Республика Саха (Якутия), Чукотский АО).

Таблица 6.10

Некоторые показатели развития сферы здравоохранения но федеральным округам РФ за 2013 г.

Показатель

заболеваемость, на 1000 чел.

численность среднего медицинского персонала, на 10 тыс. чел.

мощность амбулаторно- поликлинических организаций, на 10 000 жителей, посещений в смену

Российская Федерация, всего

Общая заболеваемость за 1990-2011 гг. увеличилась более чем на 22%. Только за 2000-2011 гг. число зарегистрированных больных ВИЧ выросло с 78,6 тыс. до 422,3 тыс. чел., на 100 гыс. чел. - с 53,4 до 295,4 чел.

Наименее обеспечены средним медицинским персоналом регионы СКФО и ЮФО, а также ЦФО. Самые низкие значения показателя в Ленинградской (73,0) и Московской областях (76,7), Республиках Ингушетия (77,1) и Чечня (73,2). Лучше всего ситуация в УФО и СФО.

Региональная сфера образования включает дошкольные образовательные учреждения, среднее, начальное, среднее и высшее профессиональное образование, а также дополнительное профессиональное образование. По охвату дошкольными образовательными учреждениями первые места занимают регионы СЗФО (Республика Коми, Новгородская, Мурманская и Вологодская области) и УФО (Челябинская область). Непростое положение с обеспечением дошкольными образовательными учреждениями сложилось в СКФО и ЮФО, преимущественно за счет национальных республик (габл. 6.11).

Таблица 6.11

Некоторые показатели развития сферы образования по федеральным округам РФ

Показатель

охват детей дошкольными образовательными учреждениями, в процентах от численности детей соответствующего возраста, 2013 г.

численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета, на начало учебного года, тыс. чел. 2013/2014 г.

число образовательных учреждений среднего профессионального образования, 2012/2013 г.

Российская Федерация, всего

Весьма показательна региональная ситуация в сфере среднего профессионального образования. Более 50% образовательных учреждений в этой сфере располагаются в ЦФО и ПФО (г. Москва, Московская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Свердловская и Нижегородская области). Меньше всего образовательных учреждений среднего профессионального образования приходится на достаточно «молодые» федеральные округа - ДФО и СКФО (меньше 10%).

Развитие сферы культуры и спорта регионов России (табл. 6.12) зависит от многих факторов, включающих не только развитие социальной, инженерной и другой инфраструктуры, но и увеличения востребованности (посещаемости) культурных и спортивных объектов, грамотной разработки туристических маршрутов. В связи с этим интересен показатель посещаемости музеев, по которому (преимущественно за счет развития музейного комплекса г. Санкт-Петербурга и его окрестностей) с большим отрывом в 2013 г. лидирует СЗФО (4452 посещений на 1000 населения). Также, согласно статистике, посетителей привлекают музейные учреждения Ярославской области (1608 посещений на 1000 населения), г. Москвы (1440), Новгородской (1223), Псковской (1294) и Владимирской (1178) областей.

Социально-трудовая сфера , составная часть социальной рыночной экономики, основу к-рой составляют социально-труд. отношения. Гл. компонентами С.-т. с. являются: рынок труда, занятость населения и безработица; мотивация производит. труда; социальное страхование; социальное партнерство; стабилизация уровня жизни населения; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров; охрана труда, его рационализация, нормирование; управление персоналом. Базис С.-т. с. составляют предпр. и орг-ции различных отраслей нар. х-ва (пром-сти, стр-ва, с. х-ва, торговли и общест. питания, транспорта, связи), обеспечивающие функционирование рынка, действующие в сферах науки и науч. обслуживания; здравоохранения, физкультуры и социального обслуживания, а также общест. объединения. Субъектами С.-т. с. являются работодатели, работники и их объединения, органы исполнительной власти, муниципальные образования. К 2005 числ. экономически активного населения области составляла ок. 1,7 млн чел., в т. ч. 1,6 млн были заняты в сфере экономики. Для определения состояния рынка рабочей силы, положения с занятостью и безработицей, социальным партнерством, условий и охраны труда, социально-труд. процессов в орг-циях, доходов и уровня жизни населения Управлением труда и социальной политики Мин-ва экон. развития Чел. обл. осуществляется мониторинг С.-т. с. области. В регулировании социально-труд. отношений на обл. уровне принимают участие Чел. регион. объединение работодателей «ПромАсс», Федерация профсоюзов Чел. обл., обл. прав-во (в рамках Чел. обл. 3-сторонней комиссии по регулированию социально-труд. отношений); на отраслевом уровне — 22 обкома и совета профсоюзов, мин-ва Чел. обл., ОАО; на территориальном — горкомы и райкомы профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) проф. орг-ций, территориальные объединения работодателей, администрации городов и районов (в рамках территориальных 3-сторонних комиссий по регулированию социально-труд. отношений). Одной из важных составляющих С.-т. с. является охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе труд. деят-сти, включающая правовые, социально-экон., организационно-техн., сан.-гигиенич. и леч.-профилактич., реабилитационные и иные меропр. Отношения в сфере охраны труда на обл. уровне регулируются Управлением труда и социальной политики Министерства экономического развития Чел. обл. (в части координации обучения застрахов. лиц, реализации регион. соглашения между профсоюзами, работодателями и прав-вом Чел. обл.); на отраслевом и территориальном уровнях — соответствующими соглашениями; на уровне предпр.— нормами и нормативами по технике безопасности. Органы исполнит. власти контролируют деят-сть предпр. в С.-т. с. с целью прогнозирования социально-экон. развития Чел. обл. (в частности, расчета экон. показателей; состава кадров по полу, возрасту, образованию, стажу работы, категориям персонала; движению работников и наличию вакансий; подготовке и повышению квалификации кадров и др.). Важными составляющими С.-т. с. являются уровень жизни и доходы населения. Они определяются уровнями заработной платы, пенсий, пособий, различных социальных выплат, показателем прожиточного минимума населения Чел. обл., расчет к-рого производится в соответствии с обл. законом «О прожиточном минимуме в Челябинской области» и утверждается ежеквартально пост. губернатора Чел. обл. Меры по повышению уровня жизни населения Чел. обл. реализуются при осуществлении меропр. прав-ва, соответствующих министерств области; выполнении регион. социальных программ.

Социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. С развитием производительных сил изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги, повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам.

Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека - работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда.

Отрасли социальной инфраструктуры в зависимости от характера удовлетворения потребностей принято делить на две группы. Первая группа представляет те отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально - культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (здравоохранение, образование, культура, искусство, физическая культура и спорт). Вторая охватывает отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя (розничная торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание). Они призваны способствовать сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства, обслуживание членов семьи, расширение возможностей для удовлетворения духовных запросов.

Культура, искусство и здравоохранение имеют специфику, связанную с необходимостью ограничения частнопредпринимательской деятельности. Здесь сохраняется в больших масштабах нерыночный сектор, финансовое обеспечение которого осуществляется из государственных источников.

Социальная сфера - это сложный многоотраслевой комплекс.

Розничная торговля и общественное питание. В этой отрасли сосредоточено наибольшее количество хозяйствующих субъектов.

Жилищно-коммунальное хозяйство - одна из основных отраслей социальной сферы. Жилищные условия одно из главных компонентов уровня жизни населения.

Здравоохранение - наиболее важная отрасль социальной сферы. Главная цель функционирования этой отрасли - обеспечение конституционного права граждан на получение медицинской помощи, направленной на поддержание и укрепление здоровья.

Образование. Государственная политика в области образования основывается на ряде принципов. Основные из них - общедоступность системы образования и светский характер обучения в образовательных учреждениях.

Образовательная система включает:

  • -детские дошкольные образовательные учреждения;
  • -общеобразовательные учреждения;
  • -высшие учебные заведения.

В настоящее время сложились и развиваются следующие формы обучения: очная, очное - заочное (вечерняя), заочная, экстернат, дистанционное обучение.

Культура - отрасль социальной сферы. Основными задачами в сфере культуры являются: сохранение системы общедоступных учреждений культуры и искусства, музеев, библиотек, театров, обеспечение доступности всех слоев населения к ценностям культуры.

Структура общества - это его строение, устройство, расчле­ненное и качественно воспроизводимое единство взаимодейст­вующих частей. Она удерживает (возобновляет), во-первых, ор­ганизованность общества как целостности (системы) и, во-вто­рых, порядок действия частей в обществе, не разрушающий его жизнеспособность.

Разные части населения озабочены разными проблемами. Часть населения, имеющая однотипные устойчивые (для­щиеся и закономерно возобновляющиеся) общественные ус­ловия и проблемы жизнедеятельности, называется социальной группой.

Общество состоит из социальных групп (самые многочис­ленные из них - классы). У каждой группы своя правда, свои представления о том, что хорошо и что плохо в жизни, а также о том, что и как надо было бы изменить. Иными словами, у со­циальных групп разные интересы, иногда в чем-то схожие, а иногда несовместимые, даже непримиримые.

Совокупность социальных групп - это социальная структура. Главное здесь - совокупность жизненных проблем групп, сходства и различия их интересов, их представления о жела­тельных и нежелательных переменах, направленность общест­венно значимых действий и т.п.

Социальная политика отражает взаимоотношения социальных групп по сохранению и изменению социального положения населения, составляющих его классов, слоев, социальных, социаль­но-демографических, социально-профессиональных групп, соци­альных общностей (семьи, народы, население города, поселка, ре­гиона и т.п.).

Объект и предмет социальной политики - понятие не линейное, а многоуровневое и системное. По большому счету объект и предмет социальной политики совпадают с главными элемен­тами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс - социально-трудовую сферу.

Сущность политики вообще и социальной в частности выяв­ляется через взаимоотношения устойчивых элементов социаль­ной структуры - социальных групп. Устойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса общественных условий их существования и развития.

Социальные группы, структурные части народа (общест­ва) - несомненная реальность. Они могут действовать или без­действовать, осознавать и не осознавать свои интересы, орга­низовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Они могут быть активными действующими социальными силами (реальными субъектами политики) и пассивными неорганизованными участника­ми социальных процессов (потенциальными, формальными субъектами).

Основные функции (главные задачи, направ­ления) социальной политики:

1. Обеспечение социальной устойчивости, социальной безопас­ности общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, качественно меняться в истории и одного общества в результате революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество прихо­дит в упадок, разрушается, перестает существовать. Социаль­ная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы вы­держать как внутренние, так и внешние опасности и вместе с тем выносить в себе потенциал качественного обновления пу­тем реформ и революций.

2. Обеспечение политической устойчивости власти. Такая ус­тойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических условиях, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социаль­ных групп (классов) в политических решениях, которое удер­живало бы доминирующее влияние во власти господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования.

3. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедли­вым, не требующим борьбы за передел.

4. Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивала бы подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности ре­шения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки - эти и иные эконо­мические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.

5. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из социальной групп.

Социальная защищенность - одна из общественных ценнос­тей, она предполагает объективную положительную социаль­но-психологическую оценку социальными субъектами данного конкретно-исторического общества как жизненной среды. Чувство социальной защищенности возникает и бывает устой­чивым, если социальная группа или население в целом осозна­ют, что социальные риски целенаправленно понижаются обще­ством и государством до степени, когда они не могут сущест­венно нарушить нормальное общественное положение.

Социальными называются риски социального происхожде­ния, а именно вероятные опасности, угрозы нарушения нор­мального (для данного общества) социального положения, вы­зываемые неустранимыми для данного общества причинами, ко­ренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве.

Социально значимым нарушением можно считать сущест­венное отклонение от социальной нормы какого-либо или не­скольких важнейших параметров социального положения той или иной социальной группы.

Труд - процесс сознательной целесообразной деятельности лю­дей, с помощью которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей. Про­цесс труда включает в себя три основных момента: целесообраз­ную деятельность человека, т.е. сам труд; предмет труда, на кото­рый направлен труд; средства труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Однако главным условием трудо­вой деятельности является наличие рабочей силы. В этой связи с определенной долей условности (в узком смысле) можно счи­тать основой экономики труда экономику рабочей силы.

Экономика труда - это динамичная общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроиз­водства рабочей силы: ее производство, формирование (подго­товка, обучение, повышение квалификации работников и т.д.), распределение, обмен и потребление (использование), а также обеспечиваются условия для взаимодействия работника, средств, предметов труда и сам процесс взаимодействия.

Процесс производства (формирования) рабочей силы (способ­ности к труду), т.е. подготовки работника, начинается со школы, он продолжается в вузах, колледжах, на рабочих местах, в инсти­тутах повышения квалификации, на стажировках и т.д. Процесс распределения и обмена рабочей силы, как правило, происходит на рынке труда при участии трех субъектов института социально­го партнерства - работодателей, наемных работников и государст­ва, а также непосредственно на предприятии (это найм, ротация работников, увольнение и т.п.). Обмен рабочей силы также пред­полагает эквивалентный обмен на ее цену, т.е. заработную плату.

Потребление (использование) рабочей силы осуществляется непосредственно на рабочем месте, в процессе труда. Оно со­провождается производством конкретной общественно полез­ной продукции, услуг, полуфабрикатов и т.д. Для того, чтобы работник приступил к трудовой деятельности, смог получить требуемые результаты, необходимы соответствующие условия: подготовка рабочего места, организация, охрана, стимулирова­ние труда, социальная защита и т.д.

Экономика труда как наука изучает социально-экономичес­кие отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспече­ния условий для производительного труда, его охраны и т.д., а социальная политика призвана способствовать росту эффек­тивности экономики труда.

В последнее время достаточно часто используется понятие «социально-трудовая сфера (СТС)» . Оно отражает объект и предмет социальной политики, единство и взаимообусловленность трудовых и социальных от­ношений, а также характеризует степень социального развития. На практике трудовые отношения (между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем) редко существуют в чи­стом виде, без социальной составляющей, и наоборот, социаль­ные отношения часто возникают в результате трудовых процес­сов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Со­циально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровожде­ние. С определенной долей условности под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать и экономику социально-трудовой сферы.

Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы про­цесса воспроизводства рабочей силы:

Социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);

Рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);

Сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизация уровня жизни населения и т.п.).

В следующий блок входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средст­вами и предметами труда:

Система социальной защиты населения;

Система социального партнёрства;

Система социального страхования;

Система социального обеспечения (пенсионная система);

Охрана труда и т.д.

Социальная политика тесно связана с понятием «социаль­ная рыночная экономика ». Рассмотрим, как соотносятся по­нятия «социальная рыночная экономика» и «рыночная эко­номика». Объяснения типа: «Суть социальной рыночной эко­номики в направленности на человека, его развитие, рост благосостояния» - тривиальны, поверхностны и неточны. В еще большей степени сомнителен тезис о том, что сама ры­ночная экономика автоматически, без вмешательства извне регулирует уровень жизни населения, соотношение социаль­ной справедливости и экономической эффективности (сво­боды и порядка).

Рыночная экономика , главная цель и задача которой рост эффективности производства и прибыли, является ядром со­циальной рыночной экономики. Конечно, достигая главной цели, рыночная экономика в какой-то мере решает некото­рые социальные вопросы - обеспечения занятости, выплаты заработной платы за результаты труда и т.д. Однако она осно­вана на конкуренции, и ей нет дела до социальной справедли­вости. Социальная справедливость, социальная защита обес­печиваются, прежде всего, посредством государственного вме­шательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Госу­дарство своей волей поворачивает рыночную экономику ли­цом к интересам народа и придаёт ей характер социальной рыночной экономики. В этих условиях оно нередко жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. Этот тезис иллюстрируют, в частности, факты из практики стран с социальной рыночной экономикой (Япо­нии, Швеции): дополнение светофоров звуковой сигнализа­цией, специальные подъемники на общественном транспор­те для инвалидов и т.д.

Итак, одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики является приоритет социальной защиты, социаль­ной справедливости над экономической эффективностью, ко­торый отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается, прежде всего, в процессе реализации государст­венной социальной политики.

5. Формирование групп интересов (субъектов) в социально-трудовой сфере в рыночной экономике (работники и профсоюзы, работодатели и их объединения)



Полезные инструменты