Социальное обеспечение и социальное страхование. Для чего необходимо социальное страхование и социальное обеспечение. Социальная поддержка граждан в России

Социальное обеспечение – система мер по материаль­ному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудо­способных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждаю­щихся в социальной помощи. Оно позволяет гражданам страны реализовать свое конституционное право на мате­риальное обеспечение и социальное обслуживание в ста­рости, в случае болезни, полной или частичной утраты тру­доспособности, потери кормильца и в иных случаях, уста­новленных законом.

К основным видам социального обеспечения следует отнести:

· пенсионное обеспечение;

· систему пособий;

· систему профессионального обу­чения, трудоустройства и протезно-ортопедической помо­щи инвалидам;

· социальное обслуживание престарелых, инвалидов и лиц, находящихся в трудной жизненной си­туации;

· социальную помощь семье и детям.

Важнейшей функцией социального обеспечения явля­ется выплата гражданам пенсий – ежемесячных денеж­ных выплат нетрудоспособным гражданам в связи с их прошлой трудовой или иной общественно полезной дея­тельностью. Пенсионные отношения в нашей стране регу­лируются законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. с учетом изменений и дополнений, внесенных последующими законами Российской Федера­ции и другими нормативными актами.

Основным видом пенсионного обеспечения являются трудовые пенсии, которые назначаются в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Наряду с этим существует и социальная пенсия. К трудовым пенси­ям относятся пенсии по старости (по возрасту), по инва­лидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Пенсия по старости назначается в связи с достижением определенного возраста при наличии требуемого стажа ра­боты. На общих основаниях пенсия по старости назнача­ется рабочим, служащим и колхозникам: мужчинам по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, жен­щинам – по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет.

Пенсия по инвалидности устанавливается в связи с дли­тельной или постоянной фактической утратой трудоспо­собности (инвалидностью). Пенсия за выслугу лет назна­чается при наличии определенного специального стажа, независимо от возраста и фактического состояния трудо­способности. Пенсия по случаю потери кормильца на­значается нетрудоспособным членам семьи умершего, которые находились ранее на его иждивении.

Социальная пенсия – это государственная выплата с целью оказания материальной помощи гражданам, не име­ющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. Такая пенсия устанавливается инвалидам I и II групп, в том числе и инвалидам с детства, а также инвалидам III группы; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; детям, по­терявшим одного или обоих родителей в возрасте до 18 лет; гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчи­ны и женщины).

Формой дополнительного социального обеспечения по­жилых граждан являются негосударственные пенсионные фонды. Импульсом к их развитию послужил указ Прези­дента Российской Федерации «О негосударственных пен­сионных фондах» (сентябрь 1992 г.). Наиболее важными элемен­тами деятельности негосударственных пенсионных фондов являются аккумулирование пенсионных взносов, разме­щение пенсионных резервов и выплата пенсий.

Негосударственные пенсионные фонды условно можно разделить на три группы:

1) фонды с пенсионными взносами, которые формируются пре­имущественно предприятиями и организациями-работода­телями;

2) пенсионные фонды с преимущественными взносами физических лиц;

3) фонды с совместным участием юридических и физи­ческих лиц.

В соответствии с законом Российской Федерации «О госу­дарственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995 г.) были установлены следующие виды пособий :

· по беременности и родам;

· единовременное женщинам, вставшим на учет в меди­цинские учреждения в ранние сроки беременности;

· единовременное при рождении ребенка;

· ежемесячное на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

· ежемесячное на ребенка.

Государственное единовременное пособие по многодет­ности выплачивается при рождении четвертого и последу­ющего детей в всевозрастающих размерах. Кроме того, со второго года жизни ребенка выплачивается ежемесячное пособие до достижения им пятилетнего возраста. Пособие одино­ким матерям определяется на каждого ребенка и выпла­чивается до достижения ребенком возраста 16 лет, а если он учится, но не получает стипендию, то до 18 лет. Посо­бие одиноким матерям по многодетности выплачивается независимо от получения женщиной установленного посо­бия одиноким матерям.

По временной нетрудоспособности существуют такие виды пособия, как пособие при заболевании (травме), при санаторно-курортном лечении, при протезировании. Пер­вое выдается на основании больничного листка со дня ут­раты трудоспособности до ее восстановления. При санаторно-курортном лечении – в тех случаях, когда ежегодного от­пуска работника недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно, но путевка выдана полностью или частично за счет средств социального страхования. Посо­бие при протезировании выплачивается при помещении работника в стационар протезно-ортопедического учреж­дения..

Пособие по безработице исчисляется в процентном от­ношении к среднему заработку за последние три месяца работы, если обратившийся за ним гражданин имеет уста­новленный законом стаж работы не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели).

Пособия выплачиваются также инвалидам с детства и инвалидам детства, на детей военнослужащих срочной служ­бы, на погребение. Пособия инвалидам с детства назнача­ются лицам не старше 16 лет, признанным инвалидами I и II группы с детства, а также детям-инвалидам в возрасте до 16 лет при наличии соответствующих медицинских по­казаний. Инвалидам детства , имеющим право на пособие и пенсию, назначается пособие или пенсия по их выбору.

Пособия на детей военнослужащих срочной службы на­значаются женам солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы, имеющих детей. Пособие на погребение выдается в случае смерти как самого работника, так и на­ходившихся на его иждивении членов семьи: детей, брать­ев, сестер, не достигших 18-летнего возраста или нетрудо­способных супруга, родителей, де­душки, бабушки.

Важным видом социального обеспечения является сис­тема льгот. Социальные льготы – это дополнительные права и преимущества для отдельных категорий граждан, не имеющих возможности реализовать общую для всех правовую норму по независящим от них причинам, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством.


Специалисты по социальному праву классифицируют льготы:

· по субъектам (пенсионеры, инвалиды I и II групп, быв­шие узники фашизма, Герои СССР и Российской Федера­ции, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и пр.);

· по источникам финансирования (государственные вне­бюджетные фонды социального страхования, федеральный и территориальные фонды социальной поддержки населе­ния, бюджеты различных уровней) и другим признакам.

В соответствии с законом Российской Федерации «О ве­теранах» ветераны труда пользуются определенными льго­тами. Среди них: льготы по оплате жилищно-коммуналь­ных услуг; 50 % – скидка с абонентной платы за телефон и радио, а для инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территории других государств бесплатные услуги по установке телефонов; 50 % – скидка в оплате твердого топлива; льготы по проезду железнодо­рожным транспортом междугородного и пригородного со­общения; льготы по проезду в общественном транспорте. Эти и другие льготы во многих регионах России реально предоставляются ветеранам.

В соответствии с федеральным законом «О со­циальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрен целый комплекс мер, направленных на повы­шение их конкурентоспособности на рынке труда. К ним относятся:

· осуществление льготной финансово-кредитной поли­тики в отношении специализированных предприятий, при­меняющих труд инвалидов;

· установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для них;

· резервирование рабочих мест по профессиям, наибо­лее подходящим для трудоустройства инвалидов;

· стимулирование создания предприятиями, учрежде­ниями, организациями дополнительных рабочих мест, в том числе специальных для трудоустройства инвалидов;

· создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;

· создание условий для предпринимательской деятель­ности инвалидов;

· организация обучения инвалидов новым профессиям, востребованным на рынке труда.

Протезно-ортопедическая помощь инвалидам направлена на обеспечение их необходимыми протезами, личными сред­ствами передвижения дома и на улице. Инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно-ортопеди­ческих изделий за счет средств федерального бюджета в поряд­ке, установленном Правительством Российской Федерации. Они обеспечиваются необходимыми средствами те­лекоммуникационного обслуживания, специальными те­лефонными аппаратами.

Важнейшим звеном системы социального обеспечения является социальное обслуживание. В нашей стране оно регулируется федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения в Россий­ской Федерации» (1995 г.) и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.).

Социальное обслуживание – это совокупность соци­альных услуг, оказываемых гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, бо­лезнью, инвалидностью, а также лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Система социального обслуживания включает в себя, различные учреждения. В их число входят:

· комплексные центры социального обслуживания;

· территориальные цен­тры социальной помощи семье и детям;

· центры социаль­ного обслуживания граждан пожилого возраста и инвали­дов;

· социально-реабилитационные центры для несовершен­нолетних;

· центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

· социальные приюты для детей и подростков;

· центры психолого-педагогической помощи населению;

· цент­ры экстренной психологической помощи по телефону;

· цен­тры (отделения) социальной помощи на дому;

· дома ночно­го пребывания;

· специальные дома для одиноких и преста­релых;

· стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психонев­рологические интернаты, детские дома-интернаты для ум­ственно-отсталых детей, дома-интернаты для детей с физи­ческими недостатками);

· геронтологические центры;

· кризис­ные центры и иные учреждения.

По желанию граждан пожи­лого возраста и инвалидов социальное обслуживание может осуществляться на по­стоянной или временной основе. Особо востребованной формой социального обслуживания является надомная. Наряду с надомными служ­бами, система социального обслуживания граждан пожи­лого возраста и инвалидов включает в себя полустационар­ное социальное обслуживание в отделениях дневного (ноч­ного) пребывания, срочное социальное обслуживание, социально-консультативную помощь и стационарное соци­альное обслуживание.

Из нестационарных учреждений наибольшее развитие получили муниципальные центры соци­ального обслуживания (ЦСО). Они занимаются выявлени­ем граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающих­ся в таком обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивают их предостав­ление, осуществляют срочное социальное обслуживание, а также оказывают населению социально-консультативную помощь.

На оказание разносторонней социально-бытовой помо­щи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслужи­ванию, направлено стационарное соци­альное обслуживание. В дома-интернаты поступают, в основном, люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.

Одной из новых форм социального обслуживания яв­ляется развитие сети специальных жилых домов для оди­ноких пожилых граждан и супружеских пар с комплек­сом служб социально-бытового назначения (медицин­ского кабинета, библиотеки, столовой, пунктов заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную и химчистку, помещений для проведения культурного досу­га и для трудовой деятельности).

Многодетные семьи, дети, оставшиеся без попечения ро­дителей, также являются объектом социального обеспече­ния. Разнообразную помощь малообеспеченным, неполным, многодетным семьям, а также семьям с детьми-инвалида­ми оказывают службы семьи в таких формах, как разовые денежные выплаты, натуральная помощь и др.

Система социального обеспечения занимает особое мес­то среди общих технологий социальной работы. Она не только взаимосвязана с другими технологическими про­цедурами, но и обеспечивает на практике их взаимодействие.

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров — в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы . Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

  • 6.1.1. Социальное обеспечение - это система, базирующаяся на, принципе универсализма, на механизме максимально широкого включения граждан (пользователей) в систему предлагаемых государством благ и услуг в денежной или натуральной форме. Социальное обеспечение практически не содержит механизмов исключения граждан из числа получателей различных социальных благ. В общем виде социальное обеспечение можно определить как содержание за счет общества (государства) разных категорий населения, в особых случаях и особыми способами. Считается, что социальное обеспечение - обязанность всего общества, реализуемая государством. Государственная централизованная система социального обеспечения населения сложилась и существовала в советское время. Первоначально она охватывала только рабочих и служащих, затем распространилась на все население и стало всеобщей, т.с. универсальной. Сегодня, несмотря на привычное и широкое использование понятия «социальное обеспечение» как теоретиками, так и практиками, оно фактически устарело, неточно и постепенно заменяется другими понятиями, такими, как «социальное страхование», «помощь», «обслуживание» и т.п.
  • 6.1.2. Социальное страхование заключается во включении в число получателей социальных благ только работающих и членов их семей. Причем такое включение обусловлено предшествующими страховыми взносами работников и работодателей, поэтому в этой системе государство определяет только нормы включения, а работники и работодатели ее финансируют. И наконец, социальная помощь также имеет адресный характер, т.е. содержит механизм включения только тех получателей, которые наиболее нуждаются по каким-либо критериям. Как правило, критерием включения в число получателей социальной помощи является малообеспеченность или неспособность улучшить свое положение самостоятельно.

В начале 1990-х гг. вопрос об универсальности или адресности социальной поддержки государства был решен в пользу адресности. Этот выбор был связан с экономическими отношениями, потому что определяется уровнем налогов, необходимых для реализации принципа универсализма или принципа адресности. Адресная помощь населению обходится государству дешевле. Это также вопрос отношений государства с общественными организациями, с муниципальной властью, с семьей, поскольку реализация принципа адресности дешевле для государственного бюджета, но требует широкой общественной поддержки.

6.1.3. Советская система социального обеспечения включала распределение средств производства , трудовых ресурсов , а также предметов потребления и услуг. Эта система исключала безработицу, обеспечивала стабильный, хотя и отстающий от мировых стандартов, уровень жизни, была направлена на сокращение социально-экономического неравенства. Ее важным аспектом было первичное формирование доходов семьи: оплата по труду в общественном хозяйстве и дополняющие оплату по труду денежные выплаты из общественных фондов потребления (пенсии, пособия, стипендии, оплата ежегодных отпусков) .

Важным субъектом социального обеспечения выступали профсоюзы. Так, Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС) участвовал в принятии государственных решений но труду и социальным вопросам. Фабрично-заводские местные комитеты принимали непосредственное участие в регулировании трудовых отношений на предприятиях, в организациях, учреждениях; решали вопросы о выдаче материальной помощи нуждающимся, о распределении путевок в санатории и дома отдыха, в пионерские лагеря; совместно с медицинским учреждением и администрацией предприятия разрабатывали и осуществляли мероприятия по снижению заболеваемости работников; совместно с администрацией готовили документы, необходимые для назначения пенсий рабочим, служащим и их семьям.

В целом система государственного социального обеспечения, с одной стороны, реализовывала конституционные права граждан на труд, отдых, образование и здоровье, обеспечивала стабильность и уверенность в завтрашнем дне. С другой - выступала тормозом экономического развития, поскольку государство изымало у непосредственных производителей значительную часть доходов и осуществляло жестко централизованное, по сути уравнительное, их перераспределение. Это касалось и заработной платы, и большинства видов социальных выплат. В результате благосостояние советских людей стало зависеть все меньше от их собственных трудовых усилий, от их активности, и все больше от государственной политики социального обеспечения. Уравнительное распределение порождало иждивенчество, снижало стимулы к производительному труду. Поэтому одной из целей перехода к рынку в начале 1990-х гг. было изменение модели поведения людей в экономической и социальной сферах, их отношения к груду и социальному обеспечению на основе повышения самостоятельности и ответственности за уровень своего благосостояния. Реализация данной цели потребовала реформирования социальной сферы.

6.1.4. Социальное обеспечение всегда было связано с большими издержками из-за того, что все работавшие принимали участие в его финансировании, а распределялось оно в соответствии с разделением населения на определенные категории, которым в соответствии с категорией предоставлялись льготы, компенсации и субсидии, т.е. осуществлялось их включение в ресурсную среду. Причем выделение категорий зачастую было связано не с трудовыми заслугами или какими-либо жизненными проблемами, а с политическими или идеологическими задачами государства. Выделение обеспечиваемых категорий носило характер бюрократических процедур, закрепленных законом. Если какая-либо группа не была указана в законах как объект дополнительного, т.е. льготного социального обеспечения, то она не имеет права на него. Поэтому, хотя и считалось, что социальная политика в СССР носила универсальный характер, в то же время она была направлена на защиту интересов номенклатуры, что отмечал английский исследователь Р. Титмусс еще в 1970-е гг. Фактически советская социальная политика дифференцировала разные категории граждан по степени их «права» на получение социальной помощи от государства. Дифференцированный и дифференцирующий подходы советской социальной политики в полной мере проявились в отношении участников различных войн, разных групп пенсионеров и т.д. Например, ветераны войны в Афганистане вынуждены были очень долго лоббировать свои интересы и нужды в социальном обеспечении, поскольку государство не кодифицировало их как ветеранов войны и не включало в число льготных категорий. Аналогичная ситуация сложилась в настоящее время с участниками боевых действий в Чечне.

И, напротив, если какая-то группа была кодифицирована в законах как нуждающаяся, она имела право на включение в систему социального обеспечения независимо от степени реальной нуждаемости. В то же время любая из традиционно признаваемых слабыми групп населения внутренне ие однородна. Не только дети и пожилые могут значительно отличаться по уровню доходов и условиям жизни, но даже и инвалиды. Конечно, это социально уязвимые группы, но единые нормы социального обеспечения имеют для них разную значимость. Так, льготы на оплату телефона, квартиры, коммунальных услуг полагаются всем, а реально ими пользуются лишь те, у кого соответственно есть телефон, водопровод и прочее, поскольку далеко не все жители России живут в населенных пунктах, где есть блага цивилизации, пользование которыми носит льготный характер, где есть необходимая ресурсная среда. Одним, например, действительно нуждающимся городским пенсионерам (одиноким, живущим в коммунальных квартирах), льготы дают очень важную поддержку, которая тем не менее может оцениваться более благополучными людьми или семьями как незначительная. Малообеспеченным пожилым, не имеющим дач, не нужны льготы па проезд в пригородном транспорте, зато важен бесплатный проезд в городском и т.д. Таким образом, для системы социального обеспечения характерны многочисленные ошибки включения в число получателей слишком широкого числа клиентов, вызванные идеологически подчеркнутым принципом универсализма.

6.1.5. Несмотря на либерализацию экономики и, естественно, новый подход к решению социальных проблем в 1990-е гг., в России к началу 2004 г. было 103 млн льготников. Финансовый «вес» льгот составляет примерно 2,8 трлн руб., т.е. около 21% бюджета государства. Правда, государство выполняет свои обязательства, как правило, не более чем на 40% от необходимой суммы, ссылаясь на невозможность финансировать все типы льгот. Фактическое недофинансирование и изменение подхода к социальному обеспечению привело к тому, что, начиная с 1992 г. одно правительство за другим объявляло о необходимости перейти к системе, больше ориентированной на эффективное включение действительно малообеспеченных членов льготных категорий населения, к адресной системе помощи. Так, в 2001 г. часть льгот потеряли военнослужащие, затем почетные доноры и студенты и т.д. Но после завершения выборной компании 2003/2004 г. государство решило, наконец, «взять льготников за горло». Конечно, формально льготы очень часто достаются в наибольшем объеме проживающим в городах и далеко не самым нуждающимся пенсионерам. Но, учитывая то, что весьма большая часть пенсионеров имеет пенсию ниже прожиточного минимума, льготы для них вовсе не лишние. Предлагаемые же денежные компенсации льгот в размере от 450 до 1800 руб. (ситуация па июнь 2004 г.) могут стать реальным подспорьем только для сельских пенсионеров, которые просто не могли получать льготы в натуральной форме из-за отсутствия возможности пользования транспортом, аптекой, телефоном и т.п. Для части же городских льготников такие компенсации не возмещают потерь. Кроме финансовых это потери, связанные с социальным статусом пожилых людей, который в известной мере также конструировался разнообразными льготами как признанием их заслуг.

Вызывает озабоченность то, что все льготники «поделены» между федеральными и региональными бюджетами. Региональные законодатели должны до 31 декабря 2004 г. продумать и закрыть все пятна, появившиеся в законодательстве, принять законы и заложить в бюджет новые статьи расходов. Даже передача информации, т.е. документов льготников, может затянуться надолго и привести к тому, что люди не смогут получать причитающиеся суммы. К сожалению, социальная ответственность законодателей и правительства и в этом очень низка.

Если даже согласиться с необходимостью перестройки системы льгот, первым шагом мог бы быть более продуманный порядок их использования, т.е. более гибкий порядок включения клиентов в ресурсную среду. Так, проблемы перегрузки транспорта можно было бы попытаться решить за счет перераспределения пассажирских потоков. Например, для городского транспорта определить «часы пик», когда льготный проезд не разрешен. Для пригородного установить дни (будние), когда льготный проезд разрешен, и выходные дни, когда для всех категорий населения проезд платный. Конечно, это привело бы льготников к необходимости действовать в определенных рамках. Зато работающее население могло бы ехать на дачи в менее стесненных условиях и вопрос дополнительного транспорта в выходные дни отпал бы. Это сузило бы сферу действия льгот, но не ухудшило бы материального положения льготников. Однако создается впечатление, что правительство больше озабочено тем, чтобы соответствовать «принципам» рыночной экономики, чем сделать систему льгот более справедливой и удобной для всего населения.

  • Волчкова Л. Т, Минина В. Н. Становление и развитие системы социальной защиты населения в России в 1991-2002 г. / под ред. И. Григорьевой. II. Килдал, С. Кюнле, В. Мининой // Развитие государства благосостояния в странах Северной Европы и России: сравнительная перспектива. Сб. статей. СПб., 2004. С. 66-84.
  • Titmuss R. М. Social Policy. L., 1974.

Социальное страхование

Социальное страхование - это одна из форм социальной защиты населения от различных возможных рисков, которые связаны с потерей здоровья, трудоспособности, работы, заработка и прочего дохода. Главной особенностью социального страхования является то, что финансирование на социальное обеспечение производится из специализированных бюджетных фондов, которые формируются целевыми страховыми взносами юридических лиц (работодателей) и физических лиц (работников).

Социальное страхование базируется на принципе гибкой эквивалентности, то есть существует определенная зависимость страховой выплаты от величины страхового стажа и трудового вклада. В социальном страховании активно действует сочетание принципа эквивалентности с принципом коллективной солидарности и объединения рисков.

Система социальной защиты граждан Российской Федерации включает в себя основные элементы:

  • традиционная форма государственной социальной помощи
  • комплекс федеральных социальных гарантий (социальные услуги)
  • социальное страхование.
  • Социальное страхование гарантирует застрахованным гражданам полное страховое обеспечение, которое позволяет исполнение страховщиками своих обязательств перед застрахованными гражданами.

    Социальное обеспечение

    Социальное обеспечение направлено на финансовое обеспечение граждан Российской Федерации при наступлении страховых случаев, признанных в соответствии с федеральным законодательством социально значимыми. Социальное обеспечение выравнивает социальное положение отдельных категорий граждан в сравнении с остальным населением РФ.

    Социальное обеспечение - защита самых уязвимых слоев населения, которые в силу объективных и субъективных причин не могут о себе позаботиться самостоятельно: инвалиды, старики, дети, сироты и другие. Социальное обеспечение может носить как имущественный характер помощи (услуги, деньги, вещи), так и неимущественный (помощь социального психолога).

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 39) право на социальное обеспечение является одним из основных социальных прав граждан РФ.

    Основные виды социального обеспечения

    По виду социальное обеспечение делится на социально-обеспечительную помощь и социально-обеспечительное содержание.

    Социально-обеспечительная помощь - помощь, которая оказывается для определенной категории граждан:

  • для тех, кто имеет конкретный источник доходов к существованию, но временно был им утрачен и в ближайшем времени подлежит восстановлению, с последующим решением вопроса необеспеченности
  • для тех, кто имеет постоянный источник доходов, но его невысокий размер не может обеспечить удовлетворение минимальных потребностей
  • для тех, кто в силу форс-мажорных обстоятельств (катастрофы, стихийные бедствия, ухудшение здоровья) оказывается в числе нуждающихся.
  • Социально-обеспечительное содержание предоставляет необходимые и достаточные средства тем гражданам, кто еще не может самостоятельно приобрести источник доходов, либо же уже не может себя самостоятельно обеспечивать.

    В чем отличие?

    Главным отличием этих двух видов по социальному обеспечению является то, что помощь носит временный характер и не является базисным источником доходов.

    К видам социально-обеспечительной помощи относят:

  • льготы
  • компенсации
  • пособия
  • имущественная помощь (продукты питания, обувь, одежда)
  • социальные и медицинские услуги (некоторые виды) за счет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования.
  • К видам социально-обеспечительного содержания относят:

  • частичные социальные услуги (оказываются социальными службами)
  • пенсии.
  • Форма выплаты социального обеспечения

    Социальное обеспечение делится на две формы выплаты: денежная и натуральная.

    Денежная форма выплаты подразделяется на:

    1. пенсии (все разновидности и виды)
    2. пособия (все виды).

    К натуральной форме выплаты относятся:

    1. льготы (например, бесплатное лекарство)
    2. компенсации (например, предоставление жилья вследствие катастроф и т.д.)
    3. медицинские услуги, в том числе санаторно-курортное лечение
    4. предметы первой необходимости
    5. содержание домов престарелых и инвалидов.

    Законодательно закрепленные виды социального обеспечения

    Законодательством Российской Федерации закреплены основные виды социального обеспечения:

  • предметы первой необходимости
  • медицинские и социальные услуги
  • льготы
  • социально-обеспечительные компенсации
  • пенсии.
  • Каждый вид социального обеспечения состоит из конкретных разновидностей. Важная особенность заключается в том, что сами виды по социальному обеспечению стабильны и устойчивы, а его разновидности меняются в зависимости от экономических, политических и социальных условий, происходящих на данный момент в стране.

    Комментарии

    Комментарии не найдены.

    Добавить новый комментарий:

    Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов и предназначено для обеспечения работников и членов их семей. Государственное управление финансами социального страхования осуществляет Фонд социальной защиты населения. Взносы на государственные социальное страхование уплачивают все предприятия, учреждения и организации, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также работающие граждане. Пенсия – это гарантированная государством ежемесячная денежная выплата из Фонда социальной защиты населения в целях материального обеспечения нетрудоспособных граждан в связи с их прошлой общественно полезной деятельностью в размерах, соизмеримых с прошлым заработком пенсионера. Виды пенсий: 1.

    Трудовые пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. 2. За особые заслуги перед республикой. 3. Социальные пенсии. Пособия - вид выплат по государственному социальному страхованию, которые являются помощью, временно заменяющей оплату по труду, служащей дополнением к основному источнику средств к существованию, помощью при отсутствии основных средств к существованию. Виды пособий: - по временной нетрудоспособности - по беременности и родам - в связи с рождением ребенка - по уходу за ребенком в возрасте до трех лет - на детей в возрасте от 3-х до 16лет - по уходу за больным ребенком - по уходу за ребенком-инвалидом - одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 1,5 года.

    6. Государственное социальное обеспечение и социальное страхование. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренным законом.

    1. § 3. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность Право осуществлять, в соответствии с Законом, оперативно-розыскную деятельность предоставлено на территории Республики Беларусь оперативным подразделениям: органов внутренних дел органов государственной безопасности пограничных войск - органов государственной охраны: Службы безопасности Президента Республики Беларусь и Главного управления государственной охраны при Президенте Республики
    2. 5.Гарантии и компенсации. Гарантии – средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Компенсации - денежные выплаты, установленные с целью возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей. Виды гарантийных выплат: выплаты работникам при отвлечении их от работы в случаях, предусмотренных
    3. СОДЕРЖАНИЕ Введение………………….……………………. ………………..5 Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы социальной защиты и страхования Глава 1. Социальная защита личности и национальная безопасность общества. 1. Определение содержания понятий "социальная безопасность" и "национальная безопасность". 15 2. Особенности социальной безопасности и ее место в общей системе национальной
    4. СОДЕРЖАНИЕ Введение Тема 1. Общая теория государства и права 1. Понятие и признаки государства. Функции государства. Государство и право. Государственный аппарат. Гражданское общество и правовое государство. 2. Сущность права. Понятие норм права, их структура и виды. 3. Правовая система. Понятие правоотношений, их виды. 4. Правовое сознание. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая
    5. 1. Задачи, сфера действия Трудового кодекса РБ. Отношения, регулируемые ТК РБ. Структура ТК РБ. Законодательство о труде – это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере трудовых и связанных с ними отношений (ст.1 ТК РБ). Источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются: · Конституция Республики Беларусь · Трудовой кодекс Республики Беларусь и акты законодательства о труде · Законы Республики Беларусь
    6. Основная литература 1. Бабий Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: Конспект лекций. Мн.,2000. 3. Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий. Мн.,2000. 4. Балашенко С.А. Экологическое право. Мн. 1999. 5. Борико С.В. Судоустройство. Мн. 2000. 6. Гражданское право. В 2-х частях/ Под ред. В.Ф. Чигира.Мн.,2001. 7. Дмитрук В.Н. Теория государства и права. /
    7. 4. Виды страхования Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых
    8. 71.Понятие и организация страхования Страхование как система отношений по защите имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества. Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы РФ. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными
    9. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан. федер. закон от 31.12.2002 № 190-ФЗ. Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденные постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС
    10. 5. Экономические механизмы реализации экологической политики. При реализации государственной политики в области охраны окружающей среды действует экономический механизм, который включает в себя: · планирование и финансирование природоохранных мероприятий · льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности · определение лимитов на пользование природными ресурсами, размещение отходов, допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ
    11. Социальное страхование и пенсионная реформа Основной целью системы социального страхования и пенсионной реформы является обеспечение достойного уровня жизни гражданам, которые в течение своей трудовой жизни оплачивали пенсионные взносы, не утаивая своих трудовых доходов. Пенсионная реформа направлена на создание равных возможностей для пенсионного обеспечения граждан независимо от сферы их занятости и вида деятельности, устранение
    12. § 3. Фонд социального страхования Российской Федерации Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Деятельность фонда регламентируется Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 1011. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении фонда, а также имущество, закрепленное за

    Одной из важнейших задач социального страхования и социального обеспечения на производстве - защита работников от травм и угроз здоровью на работе.

    Обязательное страхование от несчастных случаев, естественно, регламентируется законом. В отличие от других видов страхования, здесь в составлении договора участвуют не две стороны, а три.

    К самой страховой компании и лица, которое планируется застраховать, прибавляется также юридическое лицо - организация, на производстве которой и трудится человек.

    По расхожему мнению, социальное страхование от травм на производстве выгодно лишь работодателям и самим страховым компаниям. Однако стоит заметить, что все виды социального государственного страхования обеспечивают трудящимся относительную безопасность и надежду на компенсацию, если с ними произойдет несчастный случай.

    А таких случаев немало. Не стоит думать, что данный раздел страхования касается лишь работников шахт и заводов. Даже экономическая деятельность не так давно была отнесена к числу опасных. Каждый человек, работающий легально, обязательно должен быть застрахован организацией, в которой он трудится.

    Для чего необходимо социальное страхование и социальное обеспечение

    Застрахованный работник получает гарантию социальной защищенности, если на его рабочем месте происходит страховой случай. Кстати, не любое происшествие будет считаться страховым, ряд случаев специально оговариваются в договоре.

    Еще одна задача социального страхования - сделать так, чтобы у работодателей была заинтересованность сделать свое предприятие безопаснее для работников. Чем меньше страховых случаев происходит, тем выгоднее самому работодателю.

    По своей сути, социальное страхование - возмещение причиненного вреда жизни и здоровью пострадавшему. Сумма эта зависит от уровня поражения. Чем серьезнее пострадал человек, тем большую сумму возмещения он получит.

    Страховые фонды занимаются не только возмещением ущерба. Благодаря регулярным взносам от страхователей, появляется возможность за счет них улучшить условия труда тысячам людей.

    Отчисления по социальному страхованию, как и по любым другим страховкам, производятся ежемесячно, в том размере, который установлен в официальном договоре.

    Деятельность фонда социального страхования регулирует и контролирует организации, нанимающие на работу сотрудников. Производится контроль над условиями труда, диагностика возможности несчастных случаев.

    Кроме материальной компенсации, социальное страхование и социальное обеспечение следят за тем, чтобы пострадавшие в полной мере были обеспечены необходимыми инструментами и медикаментами, которые стали необходимы после получения травмы.

    Так, например, производится выдача бесплатных протезов части нуждающихся. Ранее фонд социального страхования также обеспечивал индивидуальное лечение пострадавших в специализированных санаториях и лечебницах.

    Какими должны быть страховые взносы?

    Как уже говорилось, страховой бюджет фондов формируется за счет взносов. К слову социальное пенсионное страхование в России предусматривает возврат взносов страховщику по прошествии определенного времени.

    В социальном же страховании взносы не возвращаются. Они идут на страховые выплаты, обеспечение медицинскими услугами пострадавших, ежемесячные выплаты тем, кто в результате травмы потерял работоспособность.

    Размер страховых взносов зависит от того, какой именно деятельностью вы занимаетесь. В нашей стране существует классификация из 32 пунктов, исходя из которой, и высчитывается размер платы.

    На что направлено социальное страхование на производстве?

    В первую очередь, фондами социально страхования осуществляются выплаты пострадавшим на производстве на время отсутствия у них трудоспособности. Эта сумма высчитывается из средней суммы заработка человека и поступает непосредственно от фонда социального страхования через работодателя.

    Также осуществляются единовременные выплаты пострадавшим. Они, опять же, зависят от уровня тяжести повреждений и от организации, где работает пострадавший.

    Реабилитация пострадавших: и физическая, и психологическая, и профессиональная осуществляется за счет ФСС. Этот пункт вызывает немало споров. В настоящее время полномочия по выдаче путевок отданы в организации социального обеспечения.

    Фонды социального страхования оплачивают улучшение условий труда на производствах. Для этого проводятся плановые проверки, устранение недостатков, взыскания с нерадивых работодателей.

    Естественно, каждый отдельно взятый страховой случай требует детального рассмотрения и оценки. Такие меры необходимы, чтобы избежать случаев мошенничества. Специалисты производят осмотр места происшествия и детально рассматривают страховые случаи.

    Еще один пункт - внесение надбавок, компенсаций и скидок в страховые тарифы социального страхования.

    Обязательное страхование на производстве выгодно как самим работникам, так и их работодателям. С одной стороны, производство выплат стабилизует ситуацию на рынке труда, обеспечивает гражданам надежду на восстановление здоровья и работоспособности за счет государства.

    Работодатели, в свою очередь, также защищены законом. Выплачивая ежемесячно взносы страховой компании, они могут быть уверены в собственной защищенности.

    Государство в лице фондов социального страхования также не остается в стороне. Благодаря всеобщему социальному страхованию, снижается риск травм и несчастных случаев на производстве. Сами организации совершенствуются и модернизируются, делая свою работу еще более эффективной.

    В том случае, если в результате чрезвычайной ситуации на производстве, работник погиб, выплаты страховки все равно осуществляются. Их получают несовершеннолетние дети-иждивенцы, лица, состоящие на иждивении, семья погибшего.

    Если произошел страховой случай

    Не важно, на заводе вы трудитесь, или в офисе, от наступления страховых случаев никто не застрахован.

    Заметим, что обязательное социальное страхование и социальное обеспечение - это вовсе не обязательное медицинское страхование и путать их не нужно.

    Выплата по медицинской страховке в страховом случае будет осуществлена так или иначе, а вот ожидать компенсации от фонда социально страхования можно лишь в том случае, если травму вы получили непосредственно на производстве.

    Страховой случай - подтвержденный факт нанесения вреда здоровью или лишение жизни в результате деятельности на производстве или приобретения профессиональных заболеваний.

    Страховым считается также несчастный случай по дороге на работу человека. От того, насколько сильно пострадал человек (отнесем сюда и профзаболевания), зависит то, какую сумму он получит от страховой организации.

    Итак, вы можете рассчитывать на ежемесячные выплаты в размере заработной платы, если находитесь на лечении после несчастного случая. Скорее всего, ваше пребывание в больнице и медикаменты также будут оплачиваться страхователем.

    Несчастный случай, который привел к потере человеком работоспособности полностью, также оплачивается. Это может быть единовременная выплата, или ежемесячное пособие. Потеря трудоспособности означает, что человек уже не может занимать свою должность и не в состоянии выполнять свои обязанности.

    Так или иначе, потеря работы в результате приобретенной болезни или травмы обеспечивает вам определенную сумму от фонда социального страхования. К этому прибавляются необходимые медикаменты и приспособления (подгузники, костыли, инвалидная коляска, катетеры и пр.).

    Наиболее печальный исход - смерть в результате несчастного случая. Полную страховую сумму выплачивают семье погибшего, детям, оставшимся без кормильца. Обычно, за счет страховой компании организуются похороны.

    В качестве неотъемлемого элемента демократического устройства выступает государственная социальная поддержка. Это явление зародилось еще на начальном этапе развития человечества и основывалось на ритуалах, традициях, нормах и обычаях. Помощь людям в поддержании их физической жизни, удовлетворении первостепенных потребностей способствовала их приспособлению к неблагоприятным условиям среды, сохранению преемственности и целостности культуры. Рассмотрим далее, как сегодня осуществляется социальная поддержка населения.

    Общие сведения

    В процессе развития культуры, цивилизации, в ходе технического прогресса, распада общинных связей государство стало все больше выступать в качестве гаранта социальной защищенности людей. Появление и развитие рыночной системы способствовали выделению этой функции в самостоятельную деятельность. С течением времени она стала обретать новый смысл. В первую очередь социальная поддержка населения выступает как защита от негативных влияний рыночных отношений. Вместе с этим она является неотъемлемым элементом экономической системы. Социальная поддержка направлена на тех, кто не в состоянии обеспечить самостоятельно достойную жизнь. По сути, это необходимая компенсация за возможность вести предпринимательскую деятельность и получать доход в стабильном обществе.

    Основные направления

    На правительственном уровне разрабатываются специальные программы, целью которых выступает социальная поддержка:


    Предпосылки к возникновению деятельности

    В рамках рыночных отношений индивид может удовлетворить свои нужды только посредством получения прибыли с собственности или в форме оплаты за свой труд. Но в каждом обществе есть люди, которые не имеют имущества, которое приносило бы пассивный доход. Есть и те, кто не в состоянии работать по причине возраста, наличия заболевания, в связи с неблагоприятными последствиями военных, политических, экологических, национальных и прочих конфликтов, демографических изменений, стихийных катаклизм и так далее. Все эти люди не смогут прожить, если им не будет оказана помощь. Правительство заинтересовано в обеспечении поддержки населения по ряду причин. К ним, в частности, следует отнести:

    1. Обязанность власти создать условия для достойной жизни людей. Она провозглашается Всеобщей декларацией, которая действует во всех цивилизованных странах.
    2. Любая страна стремится к расширенному воспроизводству квалифицированных работников.
    3. Социальная поддержка граждан стимулирует экономическое положение разных слоев и групп общества, снижая, таким образом, внутреннее напряжение в стране.

    Принципы защиты

    Цивилизованный рынок может нормально функционировать только при расширении и углублении социального обеспечения населения. В широком смысле защита людей представляет собой определенное направление внутренней политики правительства. Она ориентирована на обеспечение конституционных прав людей и минимальных гарантий. Социальная поддержка оказывается вне зависимости от пола, возраста, национальности, места проживания. Другими словами, защита гарантируется относительно всех прав и свобод личности. Взаимодействие рыночной системы и соцзащиты следует учитывать не только относительно всего общества, но и на уровне определенных групп, индивида, семьи. Главной целью защиты выступает стремление оказать конкретным людям необходимую помощь в сложных ситуациях.

    Социальная поддержка граждан в России

    Система защиты находится в стране в стадии формирования. С течением времени она превратится в качественно новую, многопрофильную, самостоятельную отрасль экономики. На сегодняшний день в системе занято порядка 400 тыс. сотрудников, работает больше 16 тысяч учреждений. В неблагоприятных демографических условиях, при повышении требований к качеству услуг социальная поддержка направлена на:

    1. Эффективное распределение средств бюджета на решение приоритетных задач.
    2. Улучшение благосостояния незащищенных категорий.
    3. Более активное внедрение системы адресной помощи нуждающимся.
    4. Развитие системы услуг для населения, расширение ассортимента и улучшение их качества.
    5. Формирование благоприятной среды для людей с ограниченными возможностями.
    6. Усовершенствование материально-технической базы учреждений соцзащиты.

    Все эти мероприятия являются правительственными задачами. На их решение выделяются бюджетные средства.

    Региональная политика

    Социальная поддержка на уровне субъектов России имеет более узкую направленность. Упор в региональной политике делается на:

    1. Усовершенствование системы защиты, использование индивидуального подхода, проведение оптимизации затрат на содержание объектов соц. сферы при сохранении должного уровня качества услуг, развитие кадрового обеспечения.
    2. Предоставление материальной помощи в натуральном или денежном виде.
    3. Внедрение новых мер социальной поддержки.
    4. Обслуживание в соответствующих учреждениях.
    5. Оказание медицинской и юридической помощи.
    6. Предоставление субсидий и льгот.

    Результаты мероприятий

    Концентрация усилий власти в социальном направлении позволит:

    Финансовое обеспечение

    В соответствии со ст. 61 ФЗ № 131, выравнивание степени бюджетной обеспеченности в муниципальных районах (городских округах) осуществляется посредством предоставления дотаций из соответствующих фондов. Распределение средств производится в порядке, сформулированном в законе субъекта РФ согласно требованиям БК. При этом учитываются финансовые возможности местных органов реализовывать свои полномочия по решению территориальных задач. Распределение дотаций из региональных фондов осуществляется между МО, в которых уровень расчетной обеспеченности средствами бюджета не превышает установленные показатели для муниципальных районов (городских округов). Определение значений производится по методике, утвержденной региональным законом согласно требованиям БК. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса, часть региональных дотаций может быть предоставлена каждому МО в расчете на одного жителя. БК предусматривает случаи, в которых региональным законодательством может формулироваться разный порядок расчета указанной доли средств.

    Альтернативное обеспечение

    Указанные выше дотации могут частично либо полностью заменяться дополнительными нормативами по отчислениям от региональных и федеральных сборов и налогов в муниципальные бюджеты. Порядок их расчета формулируется законодательством субъекта РФ согласно требованиям, установленным в БК. Распределение дотаций региональных фондов поддержки либо заменяющих их дополнительных нормативов утверждается на региональном уровне на предстоящий финансовый год.

    Меры социальной поддержки

    Семей, нуждающихся в материальном обеспечении, сегодня в стране достаточно много. На правительственном уровне разработаны программы, в рамках которых производятся разовые и регулярные выплаты. В частности, одним из видов помощи выступает материнский капитал. Что касается инвалидов, военнослужащих, лиц, потерявших кормильцев, для них предусмотрены ежемесячные пенсионные выплаты. Активно осуществляется социальная поддержка детей. Родители имеют право на получение ежемесячных выплат на каждого ребенка. Кроме финансовой помощи, в рамках правительственных программ предусмотрено:

    • Содержание и обслуживание нуждающихся в стационарах.
    • Профобучение, трудоустройство инвалидов, медицинская, протезно-ортопедическая помощь, реабилитационные мероприятия, льготы по оплате коммунальных услуг и прочее.

    Несовершеннолетние, оставшиеся без родительского попечения

    Социальная поддержка детей-сирот осуществляется правительством в разных направлениях. Региональные власти разрабатывают дополнительно собственные программы обеспечения этих лиц. Основной Закон о социальной поддержке несовершеннолетних, оставшихся без родительской опеки, - ФЗ № 159. Этот нормативный акт формулирует основные направления обеспечения их защиты. Деятельность региональных структур осуществляется в сферах:

    1. Образования.
    2. Здравоохранения.
    3. Жилищного обеспечения.
    4. Трудоустройства.

    Образование

    Дети-сироты имеют право на:


    Помимо этого, дети-сироты, кроме тех, кто во время получения образования потерял единственного или обоих родителей, имеют право на:

    1. Повышенную стипендию.
    2. Ежегодное пособие на покупку письменных принадлежностей и учебной литературы.
    3. 100% зарплаты, начисленной за время производственной практики.

    Здравоохранение

    Детям-сиротам предоставляется бесплатное обслуживание и оперативное лечение в медучреждениях, диспансеризация, регулярные медосмотры, оздоровление. Эти лица получают также путевки в студенческие/школьные профилактические лагеря труда и отдыха. При наличии медицинских показаний, им предоставляется направление на санаторно-курортное лечение. При этом проезд до места и обратно оплачивается за счет государства.

    Трудоустройство

    В профессиональной сфере дети-сироты получают следующие гарантии:

    • Для лиц, впервые ищущих работу и зарегистрированных в центре занятости в качестве безработных, предоставляется пособие на протяжении полугода. Его размер - средняя величина зарплаты по конкретному региону.
    • Работающие лица в случае ликвидации предприятия или сокращении персонала обеспечиваются нанимателем или его преемником профессиональной переквалификацией с последующим трудоустройством.

    Жилищный вопрос

    Дети-сироты обладают правом на однократное получение жилья из специализированного фонда по договору найма. При этом площадь предоставляемого помещения должна соответствовать установленным нормативам по метражу на человека. Срок действия договора - 5 лет. Если по окончании этого периода лицо, проживающее в помещении, будет находиться в сложной жизненной ситуации, документ может быть продлен еще на 5 лет. Возможность перезаключения договора предоставляется однократно. Право на получение жилплощади имеют лица, не обладающие собственным помещением, или если оно есть, но нахождение в нем невозможно (при пребывании в нем лишенных прав родителей, несоответствии санитарно-техническим нормам и так далее). Эта возможность сохраняется за лицами, достигшими возраста 23 лет до фактического получения жилья. Для предоставления площади необходимо написать соответствующее заявление по достижению гражданами 18 лет и завершения срока пребывания их в спецучреждениях, после окончания службы в армии. Документ может подать несовершеннолетнее лицо в возрасте 14 лет по согласию попечителей или опекунов. Если этого сделано не было, то гражданин по достижению 18 лет пишет заявление самостоятельно.



    Открытие бизнеса