Ресурсы как условие производства материальных и духовных благ. Производство материальных благ и основы жизни человеческого общества. Общественные и частные

Общественное производство - это процесс создания любых материальных благ, необходимых для существования и нормального функционирования общества. Производство называется общественным, поскольку существует разделение труда между самыми разными членами общества. Всем известно, что любое производство организовывается для удовлетворения определенных потребностей людей. Степень обобществления производственных элементов, которые свидетельствуют об их принадлежности частным лицам или обществу, считается критерием развития общественно-экономической формации данного общества.

Основы общественного производства в мировой политэкономии были заложены несколько столетий назад. Любая деятельность человека, направленная на превращение каких-то в может считаться общественным производством. Основными его фазами являются:

Производство продукции;

Распределение;

Потребление.

В ходе производственной деятельности человека получаются материальные и В процессе распределения готового продукта (предметов потребления и средств производства) происходит их перераспределение между различными субъектами производства. Обменом считается процесс сбыта и приобретения различных благ за другие блага или их денежный эквивалент. Потребление или использование благ бывает личным или производственным.

Общественное производство характеризуется следующими факторами, являющимися его первоосновой:

Труд или осознанная деятельность, которая направлена на удовлетворение общественных и личных потребностей человека в различных духовных и материальных благах;

Средства производства, которые включают в себя (материалы, сырье) и (оборудование, инвентарь, сооружения).

Общественное производство и его структура были предметом изучения самых известных экономистов и философов. В результате такого изучения был сделан вывод, что оно имеет ячеистую структуру. Практически в любой стране трудовые ресурсы, сырьевые базы и потребители рассредоточены по ее территории, поэтому для обеспечения потребностей человека в тех или иных предметах потребления необходимо разделение труда, при котором общественное производство рассредоточено между разными специализированными предприятиями.

Из-за ячеистой структуры данного производства при его функционировании различают два уровня:

Производство как аспект технико-технологического процесса труда, осуществляемый прямо в первичных ячейках производства;

Производство как общественно-экономический и всей страны или нации.

На первом (микроуровне) люди являются непосредственными работниками с определенными трудовыми и производственными отношениями. На втором уровне функционирования общественного производства, называемом «макроуровнем», между субъектами хозяйствования складываются экономические и производственно-хозяйственные отношения.

Общественное производство имеет следующую структуру:

Его образуют самые различные отрасли строительства, промышленности, сельского хозяйства, в основе которых лежит создание материальных благ из природных ресурсов. К нему также относятся обслуживающие потребности людей отрасли: торговля, транспорт, коммунальное хозяйство, предприятия бытового обслуживания;

Нематериальное производство - его образуют такие системы: здравоохранение, образование, наука, искусство, культура, в которых оказываются нематериальные услуги и создаются различные духовные ценности.

Первоначальной основой жизни любого общества является общественное производство. Так, человек, прежде чем создавать произведения искусства, заниматься наукой, политикой или здравоохранением, должен удовлетворить свои самые минимальные потребности: иметь кров, одежду, питание. Именно оно является источником благополучия общества.

Производство - это целесообразная деятельность лю­дей, направленная на удовлетворение их потребностей, В этом процес­се взаимодействуют основные факторы производства - труд, капи­тал, земля, предпринимательство. В современной экономической на­уке мы будем чаще встречаться с термином ресурсы. Дело в том, на­званные четыре фактора представляют собой весьма укрупненное пред­ставление об основных элементах экономического потенциала той или иной страны. Например, накопленные знания высококвалифицирован­ного программиста следует отнести к труду или к капиталу как факторам производства? А информацию? Вот почему все чаще экономисты стали употреблять термин ресурсы, под которыми подразумеваются производ­ственные блага, созданные природой или людьми. Ресурсы необходимы для создания потребительских благ, или конечных товаров и услуг (одеж­ды, продовольствия, жилища, автомобилей, развлечений и т. д.).

Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Для понимания закономерностей процесса производства необходимо более подробно охарактеризовать категории потребностей и благ.

^-Потребности человека можно определить как состояние неудовлет­воренности,-или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятель­ность. Классификация потребностей отличается огромным разнообрази­ем. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полоч­кам» все многообразие потребностей людей. Так, А. Маршалл, выдаю­щийся представитель неоклассической школы, ссылаясь на немецкого экономиста Германна, отмечает, что по­требности можно подразделять на абсо­лютные и относительные, высшие и низ-__________

шие, неотложные и могущие быть отло- 1 Маршалл А. Принципы эко- Женными, прямые И косвенные, настоя- номической науки, М., 1993, т. 1.

4 Курс экономической теории

Щие и будущие и др.1 В учебной ЭКОНОМИ- С. 153.

ческой литературе часто используется деление потребностей на первич­ные (низшие) и вторичные (высшие). Под первыми подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде и т. д. Вторичные потребно­сти связаны главным образом с духовной, интеллектуальной деятель­ностью человека - потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п. Деление это в известной степени условно; роскошная одежда «но­вого русского» не обязательно связана с удовлетворением первичных потребностей, а, скорее, с представительскими функциями или так на­зываемым престижным потреблением. Кроме того, деление потребнос­тей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого от­дельного человека: для некоторых чтение - первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или жилище (хотя бы частично).

Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Часто мы можем встретить выражение «че­ловек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду не­развитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье зало­жена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельству­ют скорее всего о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка.

Благо - это средство для удовлетворения потребностей. А. Мар­шалл определял благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую челове­ческую потребность». Ж.-Б. Сэй рассматривал блага «как средства, ко­торые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А. Шторх подчеркивал, что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов... делает их благами».1 Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. На этот факт особое внимание об­ращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Мен- гер. Так, например, корень женьшеня способен поднять жизненный то­нус человека. Но пока людьми не была поставлена в причинно-след­ственную связь потребность в оздоровлении организма с целительной силой женьшеня, это растение не носило характера блага. Другими сло­вами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.

Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается боль­шим разнообразием. Отметим важнейшие из них с точки зрения различных критери­ев классификации.

Экономические и неэкономичес­кие блага. С точки зрения ограниченнос­ти благ по отношению к нашим потребно­
стям мы говорим об экономических благах. Но есть и такие блага, кото­рые по сравнению с нашими потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух). Такие блага называют свободными, или неэкономическими (см. подробнее гл. 5).

Блага потребительские и производственные, или блага прямые и блага косвенные. Иногда их называют блага низшего и блага высше­го порядка, или предметы потребления и средства производства. По­требительские блага, как следует из их названия, предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, о которых речь шла выше. Производ­ственные блага - это используемые в процессе производства ресурсы (станки, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные на­выки и квалификация).

Частные и общественные блага. Для понимания различий меж­ду названными видами благ нам еще предстоит узнать действие рыноч­ного механизма и те ситуации, когда рынок не может предоставить не­которые блага вообще или предоставить их в оптимальном количестве. Сейчас же мы можем только назвать в качестве примеров обществен­ных благ национальную оборону, законотворчество, общественный по­рядок, т. е. те блага, которыми пользуются все без исключения гражда­не страны. Частные же блага предоставляются только тем, кто за них заплатил (каждый день вы приобретаете за деньги различные частные блага - поездки на метро, посещение кинотеатра, обед в студенческой столовой и т. п.). Подробнее различие между частными и общественны- миблагами будет обсуждаться в гл. 15 и 17.

До сих пор речь шла главным образом о материальных благах, имею­щих вещный характер. Но процесс производства включает в себя и оказа­ние материальных услуг. Например, транспортировка готовой вещи от производителя к потребителю. В данном случае производство подразуме­вает не создание вещи, которую можно потрогать, а перемещение ее в пространстве.

Когда А. Смит писал свое знаменитое произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов», господствующим в экономи­ческой теории и в обыденном сознании было представление о матери­альных благах как воплощении богатства.

Хотя уже в XVIII - начале XIX ав. высказывались предположения о иных формах благ - нематериаль­ных. Так, Ж.-Б. Сэй причислял к благам и адвокатские конторы, и круг покупателей купца, и славу военного предводителя. Особое внимание Нематериальным благам уделял и А. Маршалл. Действительно, потреб­ности людей не ограничиваются лишь использованием в своих целях Материальных благ. И услуга адвоката, и лекция в университете, и цир­ковое представление удовлетворяют определенные человеческие по­требности, и потому мы можем говорить о производстве нематериаль­ных благ. Значение этого рода деятельности неизмеримо возросло во второй половине XX века по сравнению даже с веком XIX, не говоря уже о более ранних стадиях человеческой цивилизации. Таким образом, со­временное понимание процесса производства включает в себя создание как материальных, так и нематериальных благ.

Факторы производства, или ресуры (труд, капитал, земля, предпринимательство) будут подробно охарактеризованы в гл. 11-14. В самом общем виде мы можем определить ресурсы как блага производ­ственного назначения, необходимые для создания конечных товаров и услуг.

Этот параграф имеет в своем названии словосочетание «обще­ственное производство». Почему потребовался этот эпитет? Разве по­нятия «производство» недостаточно для того, чтобы уяснить необходи­мость взаимодействия основных факторов производства? Дело в том, что процесс производства осуществляется не изолированными субъек­тами, а в обществе, в системе общественного разделения труда (см. гл. 5, § 1). Даже отдельный ремесленник или фермер, полагая, что он дей­ствует полностью независимо от кого бы то ни было, на самом деле связан тысячами хозяйственных нитей с другими людьми. Здесь же можно отметить, что метод Робинзонады, когда в качестве примера рассматривается отдельный человек (один из наиболее широко приме­няемых методов исследования в неоклассической экономической тео­рии), живущий на необитаемом острове, не противоречит утверждению об общественном характере производства. «Робинзонада» помогает лучше уяснить механизм рационального экономического поведения от­дельного человека, но этот механизм не перестает действовать, если от модели Робинзона мы переходим к реалиям не индивидуального, а об­щественного выбора. Может показаться, что с изучением общественно­го производства связана только макроэкономика, а микроэкономика имеет дело только с отдельными хозяйствующими индивидуумами. Дей­ствительно, при изучении микроэкономики нам чаще всего придется ис­пользовать в качестве примера отдельного производителя или потреби­теля. Но при этом нужно помнить, что упомянутые субъекты действуют в системе ограничений, налагаемых общественными институтами (например, институтом собственности, морали и иными формальными и неформальными правилами).

Богатство общества в его традиционном понимании, восходящем к основоположникам классической школы, представлялось как воплощен­ный в материальных благах накопленный прошлый труд предшествую­щих и настоящего поколений. Но современная экономическая мысль критически относится к тезису об исключительно материальном содер­жании богатства. Иные времена - иной подход к пониманию этой кате­гории: богатство - это все, что люди ценят. Такое определение бо­гатства позволяет включить в него и профессиональные знания, и при­родные ресурсы, и природные способности человека, и свободное вре­мя. С теоретической точки зрения подобное понимание богатства позво­ляет высветить многие грани этой экономической категории. Однако, когда речь идет о статистических расчетах и международных сопостав­лениях национального богатства, такое широкое понимание богатства делает затруднительным (если вообще возможным) конкретные цифро­вые подсчеты. Нельзя забывать и о том, что общественное богатство можно представить как в натуральной, так и в денежной форме, следо­вательно, изменение ценности самих денег может привести и к различ­ным оценкам одного и того же количества материальных благ (подроб­нее об этом - в гл. 16). Изменение оценок людей может привести к из­менению реальных размеров богатства той или иной страны. Так, в быв­шем Советском Союзе производилось в год такое количество обуви, ко­торое превышало аналогичный показатель Англии, Франции и ФРГ, вме­сте взятых. Абсолютные размеры производства цемента, металлорежу­щих станков и др. также превосходили показатели развитых промыш­ленных стран. Но было ли действительно создание всех этих вещей созданием богатства, если, например, отечественную обувь потребите­ли покупали лишь тогда, когда не находили импортной? Богата или бед­на Россия? Можно услышать прямо противоположные ответы на этот вопрос. Да, мы бедны, потому что у нас не хватает отечественного про­довольствия, отечественной одежды, жилищ по доступным ценам для большинства населения страны и т. д. Да, мы богаты, потому что облада­ем огромными запасами природных ресурсов, квалифицированными кад­рами, приоритетом во многих фундаментальных научных исследованиях. Иногда вопрос ставится и так: если мы так богаты, то почему мы так бедны? Стали ли мы богаче, если, например, увеличили добычу нефти И газа ценой загрязнения окружающей среды?

Еще раз подчеркнем, что понимание богатства зависит от оценок людей. Это - во многом нормативная категория и вне суждений челове­ка о ценности того или иного блага не существует. Можно дать и такую характеристику понятия богатства: богатство - это все, что расширяет выбор человека, или его альтернативные возможности. С этой точки зрения, и вещи, и деньги, и знания, и природные ресурсы, и свободное время расширяют наш выбор и могут расцениваться как богатство.

Богатство всегда необходимо рассматривать в контексте удовлетво­рения потребностей человека. Так, если материальные и нематериаль- лые блага имеются в количестве, способном удовлетворить наши по­требности до полного их насыщения и эти блага нам доступны, можно говорить, что мы богаты. Но вновь и вновь мы обращаем внимание на

нормативный оттенок в определении категории богатства. Богат ли йог, обходящийся минимумом пищи и сосредоточенный на постижении Бога? Богат ли миллионер, прикованный параличом к постели и потерявший умственную и физическую дееспособность? Что означает широко распространенное выражение «главное богатство - здоровье»? Или «главное богатство - свобода»? Возможно ли быть свободным, не об­ладая тем количеством материальных благ, которое признано прожиточ­ным минимумом?

Опосредствующим звеном между потребностями людей и ресурсами, при помощи которых их можно удовлетворить, является процесс производства .

Некоторые ресурсы являются готовыми для потребления благами. К ним можно отнести воздух, солнечный свет, воду. Но большинство ресурсов требуют некоторого видоизменения или воздействия со стороны человека, прежде чем станут готовыми для потребления благами. Прежде чем потребить многие полезности, требуют затрат труда на их добывание и присвоение. Под трудом, прежде всего, следует понимать «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». Первоначально труд существует в чистой форме, а затем принимает форму производства. Исторически исходными и на сегодня самыми простыми формами труда были и есть собирательство, охота, рыболовство. Они обеспечивают присвоение готовых продуктов природы. В таком случае имеется труд, но нет производства.

Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ. В данном процессе человек видоизменяет вещество природы. При этом изменение вещества природы может происходить как под действием сил природы, так и под действием труда человека. Процесс труда невозможен без непосредственного участия человека, в то время как процесс производства может продолжаться и без него. Например, выращивание пшеницы требует относительно небольшого времени участия человека в процессе производства. Это в основном посев семян и уборка урожая и какие-то гидрохимические работы, предусмотренные технологией производства. В остальное время выращивание пшеницы происходит без участия человека, под действием сил природы.

Таким образом, производство не сводится только к труду. Процесс труда является главным, но не единственным составляющим процесса производства. Важная роль в производстве отводится природному фактору.

Процесс труда как главный элемент процесса производства невозможен без наличия трех простых его моментов: предметов труда, средств труда и собственно самого труда человека.

Предметы труда – это то, что преобразуется в процессе производства материальных благ. В процессе труда человек воздействует на предметы труда, видоизменяя их до пригодного для потребления состояния. Предметы труда, претерпевшие уже воздействие человеческого труда, но предназначенные для дальнейшей обработки, называются сырым материалом, или сырьем . Например, железная руда в шахте – предмет труда, но не сырье, так как она еще не подвергалась воздействию человеческого труда. А железная руда, предназначенная для использования, например, в металлургии – это уже сырье и предмет дальнейшей переработки.

Человек воздействует на предметы труда не голыми руками. То, что он помещает между собой и предметами труда и воздействует с помощью этого на предметы труда, называется средствами труда .

Из всех средств труда наибольшее значение имеют механические средства труда – машины, инструменты, т. е. орудия производства. При помощи их человек непосредственно воздействует на предметы труда. К средствам труда относятся также производственные здания, дороги, коммуникации и т. п., так называемая сосудистая система процесса производства. Орудия производства относятся к активной части средств труда, а здания, сооружения и т. п. – к пассивной.

Предметы и средства труда в совокупности называются средствами производства . В процессе производства они выступают как вещественный фактор .

Третьим компонентом процесса труда является сам труд или целесообразная деятельность человека. Труд – исключительное достояние человека. Человек – и в этом одно из главных его отличий от животного – трудится сознательно, т. е. целесообразно опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, производит и воспроизводит необходимые ему средства существования.

Для того, чтобы трудиться, люди должны быть носителями рабочей силы. Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, которые запускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо материальные блага. В процессе производства рабочая сила выступает как личный фактор.

Таким образом, впроцессе производства средства производства являются вещественным, а рабочая сила личным фактором производства. Заметим, что не все ресурсы являются факторами производства, а только те, которые используются в процессе производства.

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. – изд. 2-е. – Т. 23. – С. 188.

общество материальный производительный благо

Диалектико-материалистическая философия исходит из того, что способ материального производства выступает основанием всего многообразия истории: определяет социальную, политическую и духовную жизнь, отношение людей к природе, вплетен в единую человеко-эколого-экономическую систему, выражает логику развития общественного бытия. Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства, характеризующегося единством производительных сил и производственных отношений .

Производительные силы выражают активное отношение людей к природе. Производительная сила общества опирается на естественную силу и включает ее в себя. Понятие "производительные силы" впервые ввели в науку классики английской политической экономии, характеризуя производство как сочетание рабочей силы и орудий труда. В диалектико-материалистическом понимании первой производительной силой является человек, который творит науку и технику и применяет их в процессе общественного производства. Производительные силы и общественные отношения, по утверждению К. Маркса, являются различными сторонами развития общественного индивида . Производительные силы - это система вещественного фактора - средств производства (средств труда и предметов труда) - и личностного фактора производства (обладающего физической силой, трудовыми навыками, производственным опытом, интеллектом и морально-волевыми качествами), в процессе функционирования которых осуществляется обмен веществ между природой и обществом. Материальное производство невозможно без обработки информации.

Человек, не удовлетворенный стихийным формированием веществ, прорывает узкий для него горизонт природы и организует технологический процесс, позволяющий ему к естественным свойствам веществ добавлять искусственные, делая природный материал социально полезным. Прежде чем сформироваться как производительная сила, человек должен стать личностью, пройти школу обучения и воспитания. Поэтому работа педагога, врача, художника, журналиста, актера, всякая деятельность (не только непосредственная материально-производственная), формирующая личность, должна рассматриваться как опосредованная производительная сила. Термин "материальное производство" подразумевает, прежде всего, обработку вещества и производство материальных благ (материю люди обрабатывают, а не производят). Производственные отношения характеризуют способ соединения средств производства с работником и включают отношения: а) собственности; б) распределения; в) обмена (натурального или товарно-денежного); г) потребления.

Развитие производительных сил есть эволюционно-революционный процесс, вписывающийся в цивилизационную и формационную динамику. Первая революция в производительных силах произошла тогда, когда стали производить не только орудия труда, но и средства существования. Это было в эпоху появления шлифованных каменных орудий (неолитическая, или аграрная, революция). Когда человек изобрел метательное оружие, он извел для употребления в пищу за несколько тысячелетий мамонтов и крупных копытных. В результате возник экологический кризис. На основе неолитической революции человечество преодолело этот кризис. Вся история биосферы пошла по новому руслу: человек начал создавать искусственный кругооборот веществ. Переход к производящей экономике был обусловлен оскудением запасов природы в местах обитания человека и ростом численности населения. (Последнее - причина и одновременно следствие перехода к производящей экономике.) На базе разделения труда и роста его производительности возник прибавочный продукт. Тем самым были созданы материальные предпосылки для систематического обмена, развития торговли, концентрации прибавочного продукта в руках части общества. Прежняя ориентация на коллективный труд и равенство в распределении изжила себя. В коллективные начала внедрялись индивидуальная деятельность и частная собственность. Общество качественно изменилось - стало сложно структурированным, возросли и усложнились потребности, изменилась шкала ценностей, увеличилась нагрузка на биосферу. Итогом изменения экономических условий, общественных отношений было становление эксплуататорского классового общества.

На основе эксплуатации труд стал более напряженным. Возникла материальная база для освобождения от труда в материальном производстве части общества. Произошло отделение умственного труда от физического, создавшее необходимую основу прогресса духовной жизни. Другим видом общественного разделения труда было отделение ремесла от земледелия, города от деревни. Города становились центрами ремесла, торговли, политической и духовной жизни.

Революции в производительных силах связаны с существенными изменениями в технике. Техника - искусственное образование, созданное человеком; инструмент, т.е. средство, орудие для удовлетворения человеческих потребностей; самостоятельная реальность, противостоящая природе и человеку; специфический способ использования сил и энергии природы; явление, не отделимое от технологии. Техника эволюционировала от домашинной, или орудийной (инструментальной), к машинной и автоматической.

Третья революция в производительных силах, НТР, начавшаяся в 40-50-х годах XX в., знаменует собой переход от машинного производства к автоматизированному. К прежним трем звеньям машины добавляется управляющее устройство. Развитие такого производства связано с совершенствованием ЭВМ, с появлением робототехники, гибких автоматизированных систем. Помимо материало- и энергоемкости возрастает значение наукоемкости производства. Качественное преобразование производительных сил на основе перехода к автоматизированному производству, превращение научно-технической деятельности в определяющее звено материального производства составляет производственно - технический аспект сущности НТР. Но этого недостаточно: важно также учитывать социально - экономическую и мировоззренческую стороны сущности НТР.

Социально-экономический аспект НТР выражается в гуманизации производства. Технические средства по сложности приближаются к свойствам и природе человека, учитывая его физические, умственные и психологические возможности. Если этого нет, то происходит отчуждение человека от машины. Оно возможно не только в силу социальных причин, но и тогда, когда логика развития техники не опирается на логику развития человека. В таком случае не срабатывает антропоморфный принцип и не обеспечивается целостность труда. Революция в науке и технике должна сопрягаться с культурной, изменяющей человека. Формируется качественно новый тип непрерывно обучающегося и совершенствующегося работника.

Создавая условия для технологической свободы человека, его самовыражения, НТР выступает как величайшее благо. Вместе с тем НТР является большой опасностью для человека при неумелой, неграмотной организации технологических процессов.

Изменения в производительных силах сопровождаются соответствующими процессами в производственных отношениях. Это осуществляется как путем постепенной трансформации одной формы собственности в другую (например, отмена крепостного права в России в 1861 г.), так и революционной ломкой устаревших производственных отношений и заменой их принципиально новыми (пример: буржуазная французская революция 1789-1794 гг. ликвидировала господство феодальной собственности и утвердила буржуазную). Проявляется также обратное активное воздействие производственных отношений на производительные силы. Товарно-денежные отношения отсекают бесполезный и некачественный (по результатам) труд.

Рынок, конечно, не панацея от всех бед. Рынок - средство, но не цель. Он может быть эффективен: а) если согласуется с научно-технологическими преобразованиями; б) при создании равноправных условий развития различных социальных типов хозяйства и форм собственности; в) при наличии массовых социальных сил, заинтересованных во внедрении нового хозяйственного механизма; г) если имеются квалифицированные кадры, способные умело действовать в цивилизованных рыночных условиях хозяйствования, т.е. при синхронизации экономической и культурно-технической революций; д) при соответствующей инфраструктуре товарных и фондовых бирж, информационно-коммерческих центров и т.д.; е) при наличии достаточных экономических условий и правовых регуляторов (демонополизации, разгосударствлении форм собственности, введении в действие антиинфляционных механизмов, способов социальной защиты населения и пр.); ж) при системности и синхронности осуществления рыночных мероприятий.

На основе развития рынка формируется рыночное экономическое мышление, которому присущи такие черты, как инициативность, прагматизм, динамизм, адаптивность, индивидуализм. Усиление в постиндустриальном обществе социальной направленности рынка порождает в экономическом мышлении ориентиры на социальную защиту населения, выполнение государством важных управленческих функций на рынке, что не исключает опору на инициативность и гибкость.

Кроме рыночных, у человечества имеются и иные пути разрешения своих социальных проблем, к примеру создание новых отраслей, целенаправленное, избирательное, приоритетное и планомерное развитие тех социально-экономических структур, которые способны обеспечить значительный эффект и выигрыш во времени. Первоначальная хаотическая основа, присущая запуску рыночных механизмов, не является гарантом выхода на структуры самоорганизации социальной среды. Развитие естественных экономических процессов не отрицает роли порядка, экономической дисциплины и организованности. Рыночная система отношений предполагает открытость экономики, ее органическое вхождение в систему мирохозяйственных связей. В ходе осуществления НТР экономика интернационализируется и вместе с тем производство индивидуализируется, децентрализуется, что позволяет более гибко и быстрее реагировать на изменяющиеся потребности населения и внедрять новшества.

Мировоззренческий аспект НТР раскрывает проблему общей стратегии отношения человека к миру. Позиция человека-временщика и конъюнктурщика, озабоченного сиюминутной выгодой, заменяется рачительным хозяйственным отношением к материальным, природным и трудовым ресурсам, к среде обитания и жизнедеятельности человека. Стоит задача не только сохранения, но и улучшения и гуманизации среды, учета долговременных и широкомасштабных последствий использования науки и техники. В свое время великие географические открытия расширили горизонт видения человеком мира. Современное освоение космоса, проникновение в тайны глубин материи, возможность быстрых перемещений в пространстве, интернационализация связей, науки и техники, "стандартов" рынка и демократии, широкая информатизация общества делают стиль мышления человека еще более масштабным, универсальным и вместе с тем профессионально углубленным. Повысилась роль не только специальных профессиональных знаний, но и общей культуры, философской подготовки, знания иностранных языков. Необходимость учета последствий НТР в глобальном плане, с позиций экологических критериев и "человеческих" измерений делает мышление современного человека глобальным, экологическим и гуманистически ориентированным.

Итак, в ходе НТР происходит соединение факторов научно-технического прогресса и социально-политических закономерностей, открывается простор для универсального расцвета личности. В целом современный прогресс общества осуществим на основе достижения гармонии научно-технологической перестройки, культурно-технической подготовленности кадров, гибких экономических методов хозяйствования и социально и экологически ориентированных науки, техники, людей и рынка.

Движение от неолитической к промышленной и научно-технической революции, от традиционного к индустриальному, постиндустриальному и информационно-экологическому обществу в большей степени характеризует динамику народов - лидеров исторического процесса. Это тот вектор, на который равняется все население Земли.

Как уже отмечалось, производство - это процесс взаимодействия человека и природы с целью создания материальных и духовных благ. В это довольно общее понятие включается и деятельность, например, первобытного человека, который влезал на дерево, чтобы обеспечить себя плодами. Производством являются охота, рыбная ловля, скотоводство и всякая другая деятельность, характерная для первой ступени развития человеческой цивилизации. К производству относятся также обработка земли и переработка сырья в промышленные изделия.
Производство подразделяется на производство, создающее материальные блага и создающее услуги. В материальном производстве создаются вещные блага (пища, одежда и т.д.). Услуги могут быть материальными (ремонт квартир, пошив одежды) и нематериальными (социальные, духовные). Есть и другие подходы к классификации производства. Например, общественное производство разделяется на сферы материального производства, производства услуг, социального производства (кредитование, страхование, управленческая деятельность, общественные организации) и духовного производства (научное и художественное, культура и образование). В системе национальных счетов (системе статистического учета национального продукта, принятой в международной практике) выделяются сферы экономики по субъектам: производственные фирмы и предприятия, выпускающие товары и оказывающие услуги, или нефинансовые предприятия; финансовые учреждения и организации; госбюджетные учреждения, оказывающие услуги, которые не являются объектами купли-продажи; частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства; заграница.
Таким образом, в современной экономической теории под производством понимается не только человеческая деятельность, в результате которой появляются материальные блага, но и всякая деятельность в любой сфере (государственный служащий, преподаватель, медицинский работник, банкир, парикмахер и т. д.). Кроме того, материальные блага, полученные путем переработки определенных видов сырья, должны быть доставлены на место и некоторое время храниться, чтобы быть постепенно реализованными. Деятельность транспортного предприятия или коммерческой фирмы (торгующей оптом или в розницу) также рассматривается как производство. Значит, производство предполагает не только материальное преобразование благ, но и их перемещение в пространстве и во времени. В конечном итоге под производством понимается создание полезности, т. е. изготовление благ и оказание полезных прямых или косвенных услуг потребителям.
При самом общем и простейшем натурально-вещественном подходе производство есть процесс преобразования ресурсов в продукцию или услугу, удовлетворяющую потребности. В этом смысле производство, во-первых, создает материальные условия для жизни человека, во-вторых, участвует в деятельности за пределами самого создателя полезности, в-третьих, выступает как сфера отношений между людьми, т. е. производственных отношений, в-четвертых, преобразует духовный мир человека, формирует новые потребности. Все сферы производства объединены общими целями, т. е. обеспечивают удовлетворение потребностей.
Следовательно, производство - организованная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Последнее есть потребление.
Следует подчеркнуть, что потребление является непосредственной целью лишь в нерыночных системах хозяйства, в рыночной же экономике непосредственная цель фирмы - получение прибыли. В обществе же производство взаимодействует с распределением, обменом и потреблением, осуществляется как непрерывно возобновляемый процесс, т.е. воспроизводство. Без воспроизводства ресурсов и продукции экономическая жизнь невозможна. Поэтому в экономической теории существует воспроизводственный подход, согласно которому экономика - это кругооборот предметов и средств труда, природных ресурсов, предметов потребления, населения. В центре воспроизводства - человек и его потребности. В этом смысле можно сказать, что если целью производства являются продукция, прибыль, то целью воспроизводства - человек и его возрастающие потребности. Кроме цели производства фирмы существуют экономические цели общественного производства (воспроизводства), которые гораздо шире. Они являются целями микро- и макроэкономики, целями социально-экономической системы, единства и взаимодействия производительных сил и производственных отношений.
В “Экономиксе” в качестве определяющих экономических целей общества называются: 1) экономический рост, обеспечивающий более высокий уровень жизни; 2) полная занятость (занятие всем, кто желает и способен работать); 3) экономическая эффективность (максимальная отдача при минимуме издержек); 4) стабильный уровень цен; 5) экономическая свобода; 6) справедливое распределение доходов; 7) экономическая обеспеченность; 8) разумный торговый баланс.
Цели производства фирмы и общества опосредованы промежуточным звеном - целями отраслей и регионов как звеньев управления. Существует своеобразное “дерево целей”, в котором от корней до верхушки соответственно расположены цели первичных, основных субъектов хозяйствования (граждан, предприятий, фирм, отраслей); цели регионов и всей системы общества. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены, модифицированы своей социально-экономической ролью в удовлетворении совокупности потребностей



Факторы производства
Когда мы характеризовали ресурсы, то сказали, что это - природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство. "Факторы производства" - экономическая категория, обозначающая реально вовлеченные в процесс производства ресурсы (следовательно, "факторы производства" - понятие более узкое, чем "производственные ресурсы").
Переходом от "ресурсов" к "факторам" мы начинаем анализ того, что происходит в производстве, ибо факторы производства - это производящие ресурсы.
В отличие от ресурсов факторы всегда находятся во взаимодействии друг с другом, становятся таковыми только в рамках взаимодействия. Поэтому и производство всегда есть взаимодействующее единство этих факторов.
Хотя число ресурсов растет, в экономической теории выделяют три основных фактора производства - "земля", "труд", "капитал".
1."Земля": как фактор производства имеет троякое значение:
" в широком смысле она означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы;
" в ряде отраслей (аграрной, добывающей, рыбной) "земля" понимается как объект хозяйствования, когда она одновременно выступает и "предметом труда", и "средством труда";
" наконец, в пределах всей экономики "земля" может выступить в функции фактора производства и как объект собственности; в этом случае ее собственник непосредственного участия в процессе производства может не принимать, он участвует опосредованно: предоставлением "своей" земли.
2. "Капитал": так называются материальные и финансовые ресурсы в системе факторов производства.
3. "Труд": трудовой потенциал общества, непосредственно занятый в процессе производства (иногда используют и такой термин, как "экономически активное население", которое охватывает трудоспособных; занятых в производстве, противопоставляя им "экономически пассивное население", которое охватывает трудоспособных, но не занятых в производстве).
Фактор "труд" включает и предпринимательскую деятельность, в связи с чем уместно будет сказать о ней несколько слов.
Предпринимательство - уважаемая во всем мире деятельность. Она требует способности к организации производства, умения ориентироваться в рыночной конъюнктуре и бесстрашия риска. Ричард Кантильон (1680 - 1734), предшественник Ф. Кэне, говорил, что предприниматель - это человек, который берет на себя жесткие обязательства по расходам, не имея никаких гарантий на доходы.
В западной экономической традиции уважение к предпринимателю столь велико, что его деятельность часто рассматривается как самостоятельный ("четвертый") фактор производства (порой даже как главный). Считают, что предприниматель несет бремя эффективной организации трех факторов производства в единую производительную систему, что он заинтересован в освоении новейшей технологии, и т.д. Однако главной функцией предпринимателя следует признать, пожалуй, организацию доходного производства: более заинтересованной в этом стороны, чем сам предприниматель, вряд ли можно отыскать.
Теперь вернемся ко всем трем факторам производства.
В экономической науке на протяжении трех столетий шла дискуссия о роли каждого фактора в создании стоимости товара.
"Классическая" политэкономия признавала приоритет за трудом. Марксистская традиция трактовала стоимость как результат уже только труда (в его абстрактном выражении).
Дискуссия эта еще не завершена, тем более что научно-техническая революция, выводя человека из непосредственного процесса производства, особенно осложняет решение вопроса. Тем не менее, на практике экономисты исходят из концепции, получившей название "теория трех факторов". Содержание этой теории можно изложить в следующем положении: каждый фактор производства способен принести своему владельцу доход: "капитал" приносит "процент", "труд" - "зарплату", а "земля" - "ренту".
Доходность всех факторов означает, что все собственники факторов производства выступают независимыми и равноправными партнерами. Более того, можно даже говорить о своеобразной экономической справедливости, ибо доходы каждого участника производства соответствуют вкладу принадлежащего ему фактора в создание совокупного дохода.
Когда мы сказали, что производство есть взаимодействие трех его факторов, то этим мы дали технологическую характеристику производства. Но поскольку каждый фактор представлен его собственником, то производство необходимо приобретает общественный характер, становится социальным процессом. Производство превращается в результат производственных отношений между собственниками факторов производства. А поскольку в роли собственников могут выступать и индивиды, и их группы, и социальные институты (например, государство), то производство представлено взаимоотношением различных экономических субъектов и разных форм собственности (индивидуальной, акционерной, государственной).
Как мы уже говорили, не всякий собственник фактора производства непременно должен принимать непосредственное участие в производстве. Но это - привилегия только отчуждаемого фактора производства - "земли" и "капитала".
Что же касается "труда", то способность к труду передать невозможно. Поэтому тот, кто представляет только фактор "труд", должен всегда принимать непосредственное участие в производстве. Отсюда объективность его статуса как "наемного работника", хотя и он может иметь собственность на другие факторы производства (например, приобрести акции). Но в новый статус он перейдет только тогда, когда доходы от этих, "нетрудовых" факторов смогут обеспечить его потребности.
Мера доходности каждого фактора в конкретных макро- и микроэкономических условиях - одна из центральных проблем экономической теории. Этой проблеме фактически посвящены все последующие лекции. Но мы-то сейчас занимаемся не экономикой (экономическая наука, строго говоря, есть наука о доходности факторов производства), а самим производством. Это значит, что нас интересует в данный момент не доходность, а процесс производства как система взаимодействия "труда", "земли" и "капитала".

Взаимодействие производительных сил и производственных отношений Окружающий мир
Переходные производственные отношения складываются также и в процессе перехода от капитализма, к социализму. Социалистические производственные отношения не возникают сразу в готовом виде. Они складываются и утверждаются на протяжении всего переходного периода. В. И. Ленин в работе «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата» указывает, что экономика переходного от капитализма к социализму периода соединяла в себе черты ликвидируемого, но еще не уничтоженного капиталистического уклада и рождающегося, развивающегося социалистического уклада хозяйства. В переходный период от капитализма к социализму возникает экономический уклад - государственный капитализм, который регулируется и контролируется социалистическим государством, определяющим условия и пределы его существования. Поэтому отношения на государственно-капиталистических предприятиях не являются капиталистическими в полном смысле, но их нельзя отнести и к социалистическим. Это переходные отношения от капиталистических к социалистическим. Каждая общественно-экономическая формация характеризуется определенными производственными отношениями, соответствующими характеру и уровню развития производительных сил. Производство находится в состоянии непрерывного изменения и развития. Это развитие всегда начинается с изменения производительных сил, и прежде всего орудий производства. Чтобы облегчить труд, добиться наибольших результатов при наименьшей затрате трудовых усилий, люди постоянно, непрерывно совершенствуют имеющиеся и создают новые орудия труда, улучшают свое техническое мастерство и навыки к труду. Зависимость производственных отношений от характера и уровня развития производительных сил. История свидетельствует, что люди не свободны в выборе производительных сил, так как каждое новое поколение, вступая в жизнь, застает уже готовые производительные силы и соответствующие им производственные отношения, которые явились результатом деятельности предшествующих поколений. «...Производительные силы, - пишет К. Маркс, - это результат практической энергии людей, но сама эта энергия определена теми условиями, в которых люди находятся, производительными силами, уже приобретенными раньше, общественной формой, существовавшей до них, которую создали не эти люди, а предыдущее поколение». Производительные силы общества представляют собой содержание способа производства. С изменением и развитием производительных сил общества изменяются производственные отношения - форма, в которой осуществляется производство материальных благ. «Люди никогда не отказываются от того, что они приобрели, - писал К. Маркс, - но это не значит, что они не откажутся от той общественной формы, в которой они приобрели определенные производительные силы... Таким образом, экономические формы, при которых люди производят, потребляют, совершают обмен, являются формами преходящими и историческими. С приобретением новых производительных сил люди меняют свой способ производства, а вместе со способом производства они меняют все экономические отношения, которые были необходимыми отношениями лишь данного, определенного способа производства». Например, развитие производительных сил в первобытном обществе, изменение орудий производства, и особенно переход от каменных к металлическим орудиям, привели в конечном счете к коренным качественным изменениям в социально-экономических отношениях, к возникновению классового общества.


Доверенности