Что первично производство или потребности. Сущность производства и его взаимосвязь с потребностями. Неценовые факторы совокупного спроса

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ МОДУЛЯ

Производство материальных благ - основа жизни общества. В нем проявляются общественные отношения взаимодействия человека и природы. Движущим мотивом производства является удовлетворение потребностей. Преимущество в свою очередь невозможно без использования факторов производства.

В данной теме рассмотрены потребности, факторы производства, их классификация и взаимосвязь.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. Потребности и производство.

2. Классификация потребностей.

3. Законы потребления.

4. Производство и ресурсы.

5. Классификация факторов производства.

1. ПОТРЕБНОСТИ И ПРОИЗВРОДСТВО

1. Потребности и производство. Экономика появляется там и тогда, где и когда люди переходят от собирательства, получения жизнеобеспечивающих благ в готовом виде к их созданию, изготовлению. Иначе говоря, производство возникает там, где люди создают экономический продукт, преобразуя имеющиеся в природе ресурсы с использованием своего труда. Следует оговориться, что не все процессы, в которых участвуют люди, следует относить к производству. Например, физиологические и биологические процессы, если они не ориентированы на создание экономического продукта, не являются производством. Процессы распределения, передачи, обмена товаров и денег, домашнее приготовление пищи, уборка квартиры, мытье посуды и т.д. также не следует считать производством.

Производство является главным источником получения благ, необходимых для жизни человека, удовлетворения его нужд и потребностей. Исходной составляющей природы человека является нужда, а ее удовлетворение — цель любого производства.

Нужда определяется как ощущаемое человеком чувство неудовлетворенности или нехватки чего-либо.

Нужда человека проявляется через потребности. Потребности — это прежде всего желания людей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им удовлетворение или удовольствие. В экономической литературе встречаются и другие определения потребностей, например: потребности — это осознанные запросы или нужды в чем-либо; объективно необходимые условия жизни; отношение человека к миру вещей; состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, и т.д. Множество определений сущности потребностей закономерно, так как они отражают разные стороны объективного состояния человека, которое выражается через множество объектов, способных удовлетворить нужду способом, зависящим от уровня культуры, жизненного уклада, традиций и особенностей личности человека или общества в целом. Следовательно, можно сказать, что под потребностью понимают нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах и услугах. Потребность относится к числу первичных экономических категорий, играющих ключевую роль в понимании движущих сил, стимулирующих производственно-экономическую деятельность. Природа потребностей чрезвычайно разнообразна и сложна. С одной стороны, это потребности, заложенные в организме человека самой природой. К ним относятся биологические потребности, без удовлетворения которых не может протекать жизненный процесс. С развитием цивилизации расширяется круг таких потребностей и изменяется их характер. С другой стороны, человек — существо не только биологическое, но и социальное, общественное. Следовательно, многие его потребности возникают вследствие того, что он живет среди других людей, общается с ними. Более того, формирование социальных групп, государства, общества порождает возникновение общественных потребностей.

Потребности людей удовлетворяются через потребление, а для того чтобы потреблять, необходимо производить. Между производством и потреблением как граничными (крайними) стадиями воспроизводственного процесса существует тесная связь. Производство формирует потребности. Потребности, в свою очередь, ориентируют производство на создание новых ценностей и благ для удовлетворения определенных потребностей. Наличие потребностей и желание их удовлетворить является главным стимулом развития производства, технического прогресса. Как же согласовать между собой производство и потребление? Существует непреложная истина: "Потреблять можно только то, что произведено". Потреблять больше того, что произведено или запасено, невозможно. Существует жесткий физический закон сохранения вещества, и нарушать его не дано никому. Конечно, можно сослаться на импорт, однако это касается одного государства. Если иметь в виду все человечество, то главным регулятором и ограничителем объема и структуры потребления является производство. Что больше потреблять, необходимо больше производить. Другого пути для человеческого сообщества просто нет. Использование запасов или импорта может решить проблему потребления отдельных государств только временно. Без собственного производства рано или поздно наступает спад потребления.

Таким образом, производство — это исходный пункт, в котором создается продукт, а точнее — материальные блага и услуги. Будучи созданными в процессе производства, эти блага завершают свое движение в потреблении.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ИХ СТРУКТУРА

Классифицируя потребности и определяя их структуру, следует иметь в виду, что потребности носят исторический характер, т.е. постоянно изменяются с развитием общества, и установить их полный перечень практически невозможно.

Классификации потребностей уделялось внимание еще в древности. Со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. В настоящее время за основу классификации потребностей берутся взгляды американского психолога и экономиста А. Маслоу, который считает, что человеческие потребности располагаются в определенной иерархической последовательности в зависимости от их значимости для индивидуума. По А. Маслоу, выделяются пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Графически эту последовательность можно представить в виде треугольной пирамиды либо лестницы потребностей.

В зависимости от масштабов и структуры производства потребности подразделяются на:

- абсолютные (максимальные);

- действительные (подлежащие удовлетворению);

- фактически удовлетворяемые.

Абсолютные (максимальные) потребности — это потребности, ориентированные на предельные возможности производства, основанного на последних достижениях науки и техники. Они задают ориентир производству и подлежат удовлетворению в перспективе.

Действительные потребности — это потребности, подлежащие удовлетворению в условиях достигнутого уровня производства и научно-технического прогресса. Выступают они в форме платежеспособного спроса. Фактически удовлетворяемые потребности выступают в форме удовлетворенного спроса.

В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы потребности подразделяются на:

- материальные, связанные с удовлетворением физических потребностей человека в пище, одежде, жилище, продолжении рода;

- духовные, обеспечивающие стремление человека к образованию, культуре, отдыху, вере, творчеству и т.д.;

- социальные, отражающие стремление человека реализовать свои способности, достичь определенного положения в обществе, иметь продвижение по службе и т.д.

С точки зрения уровня развития общества различают - элементарные (физические) и - высшие (социальные) потребности. К высшим (социальным) потребностям относятся те, которые непосредственно связаны с благосостоянием людей. Это потребительские бюджеты людей, денежные сбережения, накопления, наличие собственности, условия и оплата труда, занятость и уровень безработицы, социальное обеспечение, экологическая безопасность и т.д.

В зависимости от социальной структуры выделяют:

- потребности общества в целом;

- потребности классов;

- социальных групп;

- отдельных людей (личные потребности).

Потребности общества подразделяются на государственные, национальные, территориальные, религиозные. Если говорить конкретнее, то к ним относятся потребности в безопасности, охране общественного порядка, правовой защите, сохранении национальной культуры и традиций, охране памятников, восстановлении и охране окружающей среды, предотвращении социальных конфликтов, поддержании мира и т.д.

Потребности классов, социальных групп представлены потребностями людей, объединившихся по принципу общих интересов. Например, туристы нуждаются в соответствующем снаряжении, шахматисты — в шахматном клубе, любители купания — в бассейне и т.д.

Личные потребности (потребности отдельных людей) распространяются на питание, одежду, обувь, бытовые услуги, оборудование, охрану здоровья и т.д. Т.е. личные потребности — все то, что обеспечивает необходимый уровень жизни каждого человека. Личные потребности делятся на насыщаемые и ненасыщаемые. Так, потребность в пище — насыщаемая, в одежде — менее насыщаемая, в деньгах — ненасыщаемая.

Исходя из очередности удовлетворения потребностей их подразделяют на - первичные (необходимые) и - вторичные (избыточные). К первичным потребностям, относят самые насущные потребности человека, без удовлетворения которых он не может существовать. Эти потребности не могут быть замещены другими. Например, потребность в еде невозможно заменить потребностью во сне и наоборот. В то же время одна и та же потребность может быть удовлетворена различными товарами. Например, фрукты можно заменить ягодами, мясо — грибами, животное масло — растительным. Что же касается вторичных (избыточных) потребностей, то они, во-первых, удовлетворяются после удовлетворения первичных; во-вторых, являются замещаемыми. Например, вместо кино можно сходить в театр. Деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого человека.

Потребности подразделяются на эластичные и неэластичные. Эта классификация тесно связана с предыдущей. Так, первичные потребности являются неэластичными (жесткими), так как не отменяются в течение длительного времени, однако снимаются, как только появляются средства, способные эти потребности удовлетворить (например, потребность в питании, утолении жажды и т.д.). Вторичные потребности эластичные, так как их удовлетворение можно временно отложить или заменить.

В зависимости от участия в воспроизводственном процессе потребности подразделяются на производственные — потребление средств производства и рабочей силы в процессе производства и - непроизводственные — потребление происходит за пределами производства и делится на личное и общественное.

Потребности бывают также экономическими и неэкономическими. К экономическим потребностям относят те, для которых необходимо производство, т.е. в готовом виде не встречающиеся. К неэкономическим потребностям относят потребности, которые могут быть удовлетворены без наличия производства (потребность в воздухе, воде, солнечном свете и т.д.).

И наконец, в зависимости от сроков возникновения (удовлетворения) различают текущие (краткосрочные) и перспективные (долгосрочные) потребности.

3. ЗАКОНЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ

В широком смысле слова потребности человека безграничны. Они эластичны и постоянно изменяются. Если человек не нуждается в пище и одежде, то стремится удовлетворить другие потребности. Трудно даже представить, что может осуществиться утопическая идея о "молочных реках в кисельных берегах", когда будут удовлетворены все потребности. Это немыслимо хотя бы потому, что ресурсы неравномерно размещены на нашей планете. Даже в самых благополучных странах потребности людей никогда не бывают полностью удовлетворены. В случае, если основные (главные, первичные) потребности будут насыщены, способы удовлетворения тех же первичных потребностей будут трансформироваться и люди захотят лучше и разнообразнее питаться, чаще обновлять свой гардероб, превращая одежду в способ выражения индивидуальности, будут покупать более комфортабельные автомобили и т.д. Требования постоянно растут, планка уровня жизни повышается. Одновременно повышаются требования к живописи, литературе, музыке, люди хотят больше путешествовать, повышать интеллектуальный уровень. Следует также учитывать, что человеческие потребности включают не только индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальной группы, производственного коллектива, населения, народа, государства. 91

Количество благ, товаров и услуг, в которых испытывают потребность люди, непрерывно расширяется и растет как в количественном, так и в качественном отношении. Такая тенденция подтверждается многолетней историей человечества. В экономической теории такую тенденцию и закономерность называют законом возвышения потребностей. Действие этого закона усиливает стремление не только к количественному возрастанию потребления, но и к изменению структуры потребностей, расширению их круга, к их разнообразию, смещению приоритетов, развитию взаимозаменяемости, качественному совершенствованию.

Прогресс человечества, рост культуры и знаний, расширяющиеся возможности научно-технического прогресса неизбежно обусловливают возвышение потребностей как закономерность человеческой цивилизации.

Законом потребления является и закон убывающей интенсивности, или закон насыщения потребности. Суть его заключается в том, что человек, испытывая разнообразные потребности, с наибольшей интенсивностью потребляет какую-то часть определенного товара, и по мере его потребления сначала происходит уменьшение желания, а потом и полное насыщение потребности. Некоторые потребности отдельного потребителя вполне можно удовлетворить полностью, насытить. Даже самому большому любителю пива достаточно десятка бутылок для насыщения, а одной семье вряд ли понадобится больше трех телевизоров или холодильников в квартире. Что же касается богатства и денег, то даже индивидуальное желание не имеет явно выраженного предела, если говорить о коллективных, общественных, государственных потребностях, то они действительно беспредельны.

4. ПРОИЗВОДСТВО И РЕСУРСЫ

В обыденном сознании понятие "производство" обычно ассоциируется с процессом изготовления материальных благ для удовлетворения потребностей. Экономическая наука дает более широкое толкование этого понятия. Экономисты относят к производству любую деятельность людей, посредством которой они удовлетворяют свои потребности. Ведь природа сама по себе не предоставляет человеку полный комплекс удобных для потребления благ. Их необходимо производить, используя естественные ресурсы, в том числе и способности самого человека. Поэтому производство является объективной необходимостью и осуществляется в ходе взаимодействия человека и природы, людей между собой. Общепризнанным в экономической теории является тот факт, что в производство включается не только создание материальных благ, но и предоставление разнообразных услуг (образовательных, здравоохранения, культуры и искусства, транспортных и т.д.).

Производство можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле — это непосредственный процесс создания благ и услуг за определенный период; в широком — непрерывно возобновляющийся процесс, включающий распределение, обмен и потребление созданных благ и услуг.

Источником любого производства являются ресурсы, которыми располагает то или иное государство. Экономическая теория характеризует ресурсы как взаимодействие природного, социального и духовного потенциалов в процессе производства товаров, услуг и иных ценностей.

Ресурсы по своему составу многообразны, их принято подразделять на четыре группы.

1. Природные — естественные, имеющиеся в природе ископаемые (нефть, газ, уголь и др.), производственные ресурсы в виде земли и земельных угодий, водных богатств, воздушного бассейна. Они, в свою очередь, делятся на почерпаемые (возобновляемые и невозобновляемые) и неисчерпаемые.

2. Материальные (капитальные) — все созданные руками человека средства производства (орудия и предметы труда), которые сами являются результатом производства и находятся в материально-вещественной форме. 93

3. Трудовые — экономически активное, трудоспособное население, т.е. часть населения, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности. На практике в "ресурсном" аспекте обычно оценивают трудовые ресурсы по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному.

4. Финансовые (инвестиционные) — совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает общество и которые могут быть выделены на организацию производства. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия "поступления и расходов", распределения денежных средств, их накопления и использования.

5. КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

Наряду с понятием "ресурсы производства" в экономической литературе используется понятие "факторы производства".

Что же общего и каковы различия между этими понятиями?

Общим является то, что и ресурсы и факторы являются одними и теми же природными и социальными силами, при помощи которых осуществляется производство. Различия заключаются в том, что к ресурсам относят природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство, а к факторам — силы, реально вовлеченные в процесс производства. Следовательно, понятие "ресурсы" шире, чем понятие "факторы".

В экономической теории можно встретить различные подходы к классификации факторов производства. В марксистской теории выделяются три фактора: труд, предмет и средства труда. Иногда их сформируют в группы и выделяют личный и вещественный факторы. К личному фактору относится рабочая сила, представляющая собой совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются в процессе производства; к вещественным — предметы и средства труда, составляющие в совокупности средства производства.

Общепризнанным в экономической теории является деление факторов производства на три классических основных вида: земля, капитал, труд.

Земля как фактор производства означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы. Она может использоваться для производства сельскохозяйственной продукции, строительства домов, городов, железных дорог и т.п. Земля неуничтожима и неумножаема, однако подвержена достаточно сильному разрушению вследствие хищнического использования, отравления или эрозии.

Капитал в широком смысле — это все то, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. В более узком смысле — это вложенный в дело, работающий источник дохода в виде изготовленных трудом средств производства (физический капитал). Капитал может быть увеличен до любых размеров.

Труд — осознанная, энергозатратная, общественная, целесообразная деятельность человека, требующая приложения умственных и физических усилий в процессе создания материальных благ и услуг, реализующаяся через самого человека. Труд как фактор производства совершенствуется благодаря обучению работников и приобретению ими производственного опыта. Фактор "труд" включает и предпринимательские способности как особый фактор производства.


Потребности человека являются исходной экономической категорией. Экономическая деятельность людей по преобразованию окружающей действительности обусловлена их потребностями и интересами. Потребность это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с личностью индивида. В экономической литературе встречаются и другие определения потребности. К примеру, потребность это состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти; это нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития. Таким образом, потребность – это объективное состояние человека, выражающее противоречие между имеющимися и необходимыми благами, побуждающее человека к деятельности.

Потребности людей удовлетворяются через потребление , а чтобы потреблять, необходимо производить. Производство является исходным пунктом, в котором создаются продукты, а точнее материальные блага и услуги. Между производством и потреблением существует тесная взаимосвязь. Потребности людей стимулируют производство, а производство, создавая новые блага, оказывает влияние на потребление. Таким образом, наличие потребностей и желание их удовлетворить является главным стимулом развития производства и технического прогресса.

Потребности людей многообразны и поэтому существуют различные подходы к ихклассификации . Большинство ученых соглашаются, что потребности можно классифицировать как первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и др. Вторичные потребности по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо (например, к социальной группе). Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

В зависимости от масштабов и структуры производства потребности подразделяются на абсолютные (перспективные), действительные (необходимые), подлежащие удовлетворению, фактически удовлетворяемые. Абсолютные (перспективные) потребности ориентированы на предельные возможности производства, основанного на последних достижениях науки и техники. Они задают ориентир производству и подлежат удовлетворению в перспективе. Действительные (необходимые) потребности – это потребности, которые могут быть удовлетворены в условиях достигнутого уровня производства и научно-технического прогресса. Подлежащие удовлетворению потребности могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства с учетом отклонений от оптимума. Выступают они в форме платежеспособного спроса. Фактически удовлетворяемые потребности выступают в форме удовлетворенного спроса.

В зависимости от социальной структуры выделяют потребности общества в целом, потребности классов, социальных групп, потребности отдельных людей (личные потребности).

Потребности общества могут быть представлены в виде государственных, национальных, территориальных, религиозных. К ним можно отнести потребности в общественной безопасности, правовой защите, охране общественного порядка, сохранении национальной культуры и традиций, охране памятников, свободе вероисповедания, защите и восстановлении окружающей среды, предотвращении социальных конфликтов, поддержании мира и т.д.

Потребности классов, социальных групп могут быть представлены как потребности людей, объединившихся по общим интересам. К примеру, потребности политических партий, профессиональных ассоциаций, общественных объединений, профсоюзов работников, футбольных клубов, союзов художников и т.д.

Личные потребности – это все то, что необходимо каждому человеку: жилье, одежда, обувь, пища, бытовые услуги, образование, медицинские услуги, денежные сбережения и т.д. Их подразделяют на насыщаемые и ненасыщаемые . К примеру, потребность в пище – насыщаемая, потребность в одежде – менее насыщаемая, потребность в деньгах – ненасыщаемая. Потребность в познании вообще не имеет четко выраженного предела.

В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы потребности подразделяются на:

· материальные (удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище и т.д.);

· духовные (удовлетворение потребностей в образовании, культуре, отдыхе, в свободном вероисповедании, творчестве и т.д.);

· социальные (возможности человека реализовать свой потенциал, занять определенное положение в обществе, карьерном росте, общении, милосердии и т.д.).

С точки зрения уровня развития общества различают элементарные (физиологические) и высшие (социальные) потребности. К элементарным (физиологическим) потребностям относятся связанные с обеспечением выживаемости человека как биологического существа (вода, воздух, пища, одежда, жилище и т.п.). К высшим (социальным) потребностям относятся непосредственно связанные с благосостоянием людей. Это доступность образования, здравоохранения, благоприятные условия и достойный уровень оплаты труда, наличие свободного времени и условий отдыха, доступность библиотек, музеев, наличие собственности, экологическая безопасность и т.д.

С точки зрения рациональности различают потребности рациональные (потребности в образовании, укреплении здоровья) и иррациональные (потребности в курении, употреблении алкоголя или наркотиков).

Широкое распространение в современной экономической теории получила иерархия потребностей известного американского психолога А. Маслоу . Создавая свою теорию мотивации, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

1) Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, воздухе, отдыхе и в продолжении рода;

2) Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических (одежда, жилище) и психологических опасностей со стороны окружающего мира, а также уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

3) Социальные потребности , иногда называемые потребностями в причастности, – это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4) Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5) Потребности самовыражения – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Рис. 2.1.1. Пирамида потребностей (подход А. Маслоу).

По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, показанной на
рис. 2.1.1. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена.

Количество благ, товаров и услуг, в которых испытывают потребность люди, непрерывно расширяется и растет как в количественном , так и в качественном отношении. Такую тенденцию и закономерность в экономической теории называют законом возвышения потребностей . Возвышение потребностей означает не столько рост, сколько изменение структуры потребностей, расширение их круга, внесение разнообразия, смещение приоритетов, развитие взаимозаменяемости и качественное совершенствование. Прогресс человечества, рост его культуры, накопление знаний, новые возможности экономики являются объективными факторами возвышения потребностей как закономерности человеческого развития.

производства бы удовлетворить свои в первую очередь физиологические потребности. Предметы, которые удовлетворяют потребности человека, надо производить.

Производство - это процесс взаимодействия человека и природы в определенной общественной форме в целях создания предметов, удовлетворяющих потребности людей.

Из данного определения вытекает структура содержания общественного производства, которая включает вещественную и общественную стороны производства и его цели.

Вещественную сторону производства образуют процессы взаимодействия человека с природой. Человек воздействует на природу своим трудом, чтобы преобразовать ее и получить необходимые предметы, удовлетворяющие его потребности. Именно труд в соединении с природой создает общественное богатство.

Труд - это целесообразная деятельность человека, в процессе которой совершается обмен веществ между природой и обществом. Но данный процесс совершается не сам по себе. Его совершает человеческая производительная сила, рабочая сила. Рабочая сила - это совокупность физических и ум-

ственных способностей, которыми располагает человек и которые им используются для производства жизненных благ. Именно рабочая сила совершает процесс труда. Следовательно, рабочая сила и труд тесно связаны между собой и составляют единство. Но они имеют и различия. Рабочая сила - это способность к труду, потенциальная возможность совершать труд. Человек способен трудиться, но он не всегда трудится, а лишь тогда, когда появляется такая необходимость. Труд же - это функция рабочей силы, процесс ее потребления.

Процесс труда включает три простых момента: сам труд (живой труд человека), предмет труда (на что направлен труд) и средство труда (посредством чего труд воздействует на предмет). Предмет труда и средства труда называются так не только потому, что с их помощью совершается труд, но и потому, что они также созданы трудом в прошлом.

Предмет труда и средство труда образуют вещественные условия живого труда, а совместное их взаимодействие совершает процесс труда в общественном производстве.

Общественная сторона производства представлена теми отношениями, в которые вступают люди в процессе создания жизненных благ. Это производственные отношения, в основе которых лежит та или иная форма собственности на средства производства и которые определяют характер производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Производство всегда общественное, если оно направлено на создание предметов для общества, на продажу и производитель своими результатами обменивается с результатами производства других экономических агентов. В этом случае все производители и потребители вступают в определенные экономические отношения по поводу обмена созданных предметов. Возникающие экономические (производственные) отношения по поводу производства придают ему общественный характер.

Цель общественного производства заключается в удовлетворении потребностей людей. Именно потребности человека как необходимость его существования и осуществления жизнедеятельности определяют цели производства. За счет производства человек удовлетворяет три первоочередные необходимости (потребности): а) необходимость в существовании

человека как живого организма, т.е. его физиологические потребности. Живому организму человека необходимы белки, жиры, углеводы и т.д.; б) необходимость в выполнении труда определенного вида и сложности, для чего требуются специальные знания, опыт и навыки, которые человек должен приобрести, накопить, чтобы иметь способности к труду; в то же время необходимо иметь и соответствующую работу, чтобы применять свой труд; в) необходимость в развитии человека как личности через творчество, инициативу, другие моральные качества, которые он проявляет в процессе труда и производства. Таким образом, цель общественного производства заключается в создании тех предметов, условий и услуг, которые удовлетворяют указанные потребности человека. Благодаря им человек становится способным трудиться, создавать материальные и духовные блага для себя и других.

Создание предметов для удовлетворения потребностей человека - конечная цель производства. Однако у производителя имеется непосредственная (собственная) цель производства - получить определенный доход (прибыль) от реализации произведенного продукта. Между этими целями существует тесная взаимосвязь. Хотя у производителя как собственника условий производства на первый план выступает непосредственная цель, он ее не может осуществить без конечной цели производства. Только тогда, когда будет создан предмет, удовлетворяющий потребности людей, и его купят на рынке, у производителя появится возможность получить от производства определенную прибыль.

Потребности Производство и потребности взаимосвяза-людей ны между собой. Потребность - это

надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения. Удовлетворение тех или иных потребностей человека, как уже отмечалось, вытекает из необходимости для него. Потребности удовлетворяются через потребление благ. Главная черта потребностей заключается в их безграничности. Нет предела человеческим потребностям по мере поступательного развития общества. Данная черта лежит в основе действия закона возвышения потребностей как всеобщего закона экономической жизни. Сущность этого закона заключается в том, что под непосредственным воздействием производительных сил, в результате внедрения в

5. Заказ 4098 65

практику экономической жизни достижений НТП возвышаются потребности человека как в предметах и средствах труда, так и в предметах потребления. Причем это возвышение проявляется в необходимости возникновения новых потребностей людей, в более совершенных орудиях труда, в более качественных предметах потребления. Количественная сторона закона определяется достигнутым уровнем удовлетворения потребностей людей, а следствием выступает всестороннее развитие способностей человека.

Структура потребностей многообразна и классифицируется по определенным признакам.

По значимости:

Первичные потребности, обеспечивающие жизнедеятельность человека (в питании, одежде, жилье, в средствах, необходимых для создания предметов потребления);

Вторичные потребности (в культуре, спорте, туризме и т.д.). Первичные потребности, как правило, не взаимозаменяемые, вторичные - взаимозаменяемые.

По характеру:

Личные потребности, удовлетворение которых обеспечивает приобретение и развитие способностей человека к трудовой деятельности (в питании, одежде, здравоохранении и т.д.);

Производственные (инвестиционные) потребности, обеспечивающие нормальное функционирование производственных структур (в машинах, сырье, зданиях и т.д.);

Непроизводственные потребности, связанные с развитием социальной сферы и имеющие совместный (коллективный) характер потребления (в образовании, культуре, в социальной защите населения и т.д.).

Физические (материальные) потребности, имеющие натурально-вещественную форму (в продуктах питания, в производственной, бытовой технике и т.д.);

Духовные потребности, обеспечивающие интеллектуальное развитие человека (в образовании, культуре и т.д.).

По субъектам:

Индивидуальные потребности, складывающиеся у каждого человека;

Коллективные потребности, возникающие у людей от

дельных предприятий, организаций, у населения обособленных территорий и т.д.;

Общественные потребности, т.е.

Присущие всему обществу (в обороне, в здоровой окружающей среде, в стабильности общества - экономической, социальной, политической и т.д.).

Из перечисленных потребностей преимущественное значение имеют личные потребности. Они во многом определяют и другие потребности - коллективные, общественные, производственные. Американский социолог А. Маслоу предложил специальную пирамиду личных потребностей человека, в которой они расположены в иерархической последовательности от ее основания до вершины:

а) физиологические потребности (в еде, одежде, жилье, воспроизведении рода и др.);

б) потребности в безопасности (потребности в выживании - физическом, экономическом, социальном, профессиональном);

в) социальные потребности (в образовании, культуре, в любви, дружбе, в общении с людьми и т.д.);

г) потребность в уважении (со стороны других людей и в самоуважении);

д) потребность в самореализации (в развитии своих возможностей и способностей и их активном использовании, т.е. в пополнении своих профессиональных знаний, учении новому, выполнении сложной и разнообразной работы и т.д.)

Пирамида потребностей выражает определенные правила их расположения: по необходимости и значимости, по степени развитости, по причине появления новых потребностей, по причине возрастания или падения более высокого порядка потребностей, по зависимости их от экономических условий и т.д.

Структура потребностей тесно взаимосвязана со структурой производства. Поскольку потребности человека стали многообразны, то и структура общественного производства сложилась многосторонняя. Потребности определяют цель производства. Они диктуют, каких и сколько благ необходимо произвести, чтобы удовлетворить имеющиеся потребнос-ти" ^тРУктура производства должна полнее отражать структуру потребностей. Этому способствует рыночный спрос, который, в свою очередь, зависит от потребностей. В соответ-

ствии с потребностями одни отрасли производства создают предметы потребления, другие - средства для производства этих предметов, третьи - сырье для первых и вторых и т.д. Жизненные Удовлетворение потребностей возможно лишь блага посредством созданных благ. Блага - это совокупность вещей, предметов и услуг, удовлетворяющих потребности людей. Блага и потребности взаимосвязаны между собой. Чем больше создано в стране благ, тем выше уровень благосостояния людей, т.е. степень обеспеченности граждан товарами, услугами, условиями жизни, необходимыми для удовлетворения их потребностей. В то же время потребности определяют, какие блага и в каком количестве необходимо производить, чтобы удовлетворять спрос на них.

Блага обладают следующими чертами: а) их ограниченность по сравнению с потребностями, так как для производства нужного количества благ не хватает ресурсов; б) их предоставление одному потребителю приводит к уменьшению объема потребления другими по причине ограниченности благ; в) блага реализуются за деньги; те, кто нуждается в благах, но не имеет возможности оплатить их по рыночной цене, исключаются из числа потребителей.

Как потребности, так и блага, их удовлетворяющие, можно классифицировать по признакам, объединяющим блага в отдельные группы.

По происхождению:

Природные блага естественного происхождения (воздух, вода и все другие природные ресурсы, которые могут быть ограниченные и неограниченные);

Экономические блага, созданные обществом (все блага, кроме природных).

По характеру потребления:

Блага личного потребления, удовлетворяющие потребности каждого человека в отдельности (продукты питания, одежда, обувь и т.д.);

Блага производственного потребления, удовлетворяющие потребности предприятий, фирм, организаций при создании готовых предметов и услуг (машины, оборудование, сырье, помещение и т.д.);

Блага непроизводственного потребления, предназначенные для удовлетворения коллективных, совместных потреб-68 ностей людей (услуги образования, медицины, коммунальные

Материальные блага, удовлетворяющие личные, производственные и непроизводственные потребности людей (предметы личного потребления, средства для производства различных благ);

Духовные блага для удовлетворения потребностей людей, обеспечивающих развитие личности человека (в виде различных услуг, духовные блага в вещественной форме - книги, картины и т.д.).

По времени использования:

Долговременные блага многоразового использования, предназначенные для удовлетворения как личных, так производственных и непроизводственных потребностей (книги, бытовая техника, оборудование для производства и др.);

Недолговременные блага разового потребления, удовлетворяющих личные, производственные и непроизводственные потребности (продукты питания, сырье для производства различных предметов и т.д.).

По взаимосвязи и схожести:

Взаимодополняемые блага, которые своими свойства ми взаимосвязаны и дополняют друг друга при удовлетворении каких-нибудь потребностей людей (стол и стул, видеомагнитофон, магнитная лента и аппарат для последующего воспроизведения телеизображения и др.);

Взаимозаменяемые блага (субституты), которые схожие по своим свойствам и функциям и могут удовлетворить одну и ту же потребность человека (чай и кофе, услуга по перевозке людей и груза, выполняемая различными видами транспорта - поезд, автомобиль, самолет и т.д.).

Общество не может перестать производить,

так же, как оно не может перестать потреблять.

Карл Маркс,

немецкий экономист, мыслитель.

Из ничего не сделаешь ничего,

Ничего не высосешь из пальца,

Сам бог не сделал бы ничего,

Не будь у него материальца.

Генрих Гейне,

немецкий поэт.

Настоящие затраты – не доллары и центы,

это альтернативные возможности,

от которых мы отказываемся, расходуя

деньги так, а не иначе.

Пол Хейне.

Понятие производства, воспроизводства. Факторы производства

Экономические действия людей обусловлены их потребностями и интересами.

Конечной целью производства является удовлетворение потребностей.

Производство – основа жизни общества. В этом смысле производство – не биологический и не физиологический процесс, а общественный процесс. В нём проявляются общественные отношения взаимодействия человека и природы, а также отношения между людьми.

Производство – это процесс взаимодействия человека и природы с целью создания материальных и нематериальных благ.

Производство – это процесс создания материальных и нематериальных благ.

Производство делится на натуральное и товарное.

Натуральное производство – это форма общественного хозяйства, при которой продукты производятся для удовлетворения потребностей самих участников производства.

Товарное производство – это форма общественного хозяйства, при которой продукты производятся для обмена на рынке путём купли-продажи.

Таблица 1. Различия между натуральным и товарным производством

Производство подразделяется на материальное и нематериальное (духовное). В материальном производстве создаются вещные блага (пища, одежда и т.д.), в нематериальном – духовные блага и услуги.

Воспроизводство – непрерывно повторяющийся процесс производства.

Воспроизводство включает в себя следующие фазы:

ü Производство – создание блага;

ü Распределение – распределение результатов общественного производства и ресурсов;

ü Обмен – обмен продуктов труда на другие продукты или на деньги;

ü Потребление – использование продуктов для удовлетворения потребностей.

Типы воспроизводства:

ü Простое – повторение процесса производства в неизменном объёме;

ü Расширенное – повторение процесса производства с возрастанием объёма производства.

Формы воспроизводства:

ü Индивидуальное – воспроизводство в масштабе одной фирмы;

ü Общественное – воспроизводство в масштабах всей экономики.

Для процесса производства необходимы ресурсы.

Ресурсы – природные, материальные и человеческие силы, которые могут быть использованы в процессе производства.

Факторы производства – это используемые в процессе производства ресурсы.

В экономической теории существует несколько классификаций факторов производства.

В марксистской теории выделяются две группы факторов:

1) материально – вещественные – средства производства;

2) личные – рабочая сила как совокупность физических и духовных способностей человека.

Главную роль играет личный фактор.

Французский экономист Жан – Батист Сэй выдвинул свою классификацию факторов производства и ресурсов.

Рис.4. Классификация факторов производства по Ж.-Б. Сэю

Рассмотрим ресурсы, факторы производства и виды дохода от использования различных факторов производства, которые определены в «Экономиксе», более подробно.

Таблица 2. Классификация ресурсов, факторов производства и приносимого дохода

Ресурсы Факторы производства Доход
Природные – все блага природы (земля, вода, воздух, растительный и животный мир, полезный ископаемые и др.) Земля Рента – плата за пользование чужой землёй
Человеческие – умственные, физические способности человека Труд Заработная плата – вознаграждение за труд
Капитальные – материальная и духовная собственность, созданная человеком Капитал Процент – плата за пользование чужими деньгами
Предпринимательские способности – управленческие и организаторские способности человека - || - Прибыль – плата предпринимателю за его деятельность, за новые идеи, за риск и др.

В эпоху НТР возникают так называемые специфические факторы производства: наука, технологии, информация, экология.

Постоянная необходимость удовлетворения потребностей требует повторения процесса производства снова и снова. Поскольку продукты и услуги производятся в товарной форме, то в каждой экономике навстречу друг другу движутся два потока: товары и деньги. В любой экономике существуют три основных субъекта: домашние хозяйства, фирмы и государство. Предприятия производят товары и услуги и направляют их на рынки продуктов, одновременно закупая для производства экономические ресурсы на рынках ресурсов.

Потребности и их классификация

Для того чтобы жить, работать человек нуждается во многих благах, т.е. у человека существуют потребности. Что же такое потребности? Разные ученые по-разному трактуют это определение. Так, например, одни говорят, что потребность – это необходимость удовлетворения нужд в экономическом благе.

Другие говорят, что потребности – это объективная нужда в чём-либо, необходимая для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения.

Согласно еще одной точки зрения, потребность – это состояние неудовлетворенности человека.

Потребности многообразны и существуют различные классификации потребностей.

Согласно одной из них, потребности можно разделить по разным признакам:

По масштабу и структуре производства:

ü Абсолютные (максимальный объем благ, который мог быть потреблён, если бы был в наличии);

ü Перспективные (которые могут быть удовлетворены в будущем);

ü Действительные (настоящие, т.е. которые могут быть удовлетворены при достигнутом уровне развития производства);

ü Подлежащие удовлетворению;

ü Фактически удовлетворяемые.

От роли в воспроизводстве рабочей силы:

ü Физические;

ü Социальные;

ü Духовные.

От социальной структуры:

ü Общества в целом (защита родины, развитие науки, образования, здравоохранения и т.д.);

ü Классов, социальных групп;

ü Личные (отдельных людей).

По очерёдности удовлетворения:

ü Первичные (необходимые: еда, вода, одежда и др.) или незаменяемые;

ü Вторичные (избыточные: образование, развлечения и др.) или заменяемые.

По характеру изменения:

ü Эластичные (легко изменяемые);

ü Неэластичные (жесткие).

По участию в производственном процессе:

ü Производственные (которые участвуют в процессе производства: средства производства и рабочая сила);

ü Непроизводственные (не участвуют в процессе производства).

По происхождению:

ü Экономические (для удовлетворения необходимо производство);

ü Неэкономические (могут быть удовлетворены без наличия производства: в воздухе, дневном свете и др.).

Наибольшего распространения получила классификация потребностей американского учёного А. Маслоу, согласно которой все потребности можно представить в виде пирамиды от низших к высшим:

ü Физиологические потребности (в еде, воде, сне, сексе, одежде, жилье и т.д.);

ü В безопасности (защите от боли, страха, болезней и т.д.);

ü Социальные (в общении, дружбе, любви и т.д.);

ü В самоуважении (достижение признания, одобрения, уважения других и т.д.);

ü В самореализации (достижение поставленных целей, реализация способностей и т.д.).

Экономические потребности органически связаны с условиями существования общества, социальных групп, отдельных людей. Экономические потребности динамичны, они изменяются с прогрессом общества. К. Маркс и В.И. Ленин назвали этот процесс законом возвышения потребностей, в соответствии с которым происходит их постоянный и качественный рост.

Проблема выбора, ограниченность, альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей

Одной из основных целей любой экономики является наиболее полное удовлетворение потребностей людей. Для удовлетворения потребностей нужны ресурсы, чтобы производить всевозможные блага. Но потребности человека безграничны, не зря говорят: «Чем больше есть, тем больше хочется». И для удовлетворения безграничных потребностей нужно все больше и больше ресурсов. Но, к сожалению, во всех обществах, во всех странах существует проблема ограниченности ресурсов, т.е. нехватка ресурсов. Ограниченность бывает абсолютной и относительной. Абсолютная ограниченность – это недостаток определенных ресурсов, например, в Республике Беларусь нет запасов золота и небольшие запасы нефти. Относительная ограниченность – это ограниченность, связанная с трудностью добычи, с трудностью поставки на рынки факторов производства, например, в России большие залежи алмазов, но с каждым годом добывать их все труднее. Т.к. ресурсы ограничены, а потребности безграничны, то перед любым обществом стоит проблема выбора.

Суть проблемы выбора: как лучше использовать ограниченные ресурсы для получения наибольшей возможной выгоды.

Даже в повседневной жизни мы на каждом шагу сталкиваемся с проблемами: что лучше купить: мороженое или пиво?

Ограниченность ресурсов означает и ограниченность производства, т.е. появляется необходимость выбора между альтернативами: какие товары производить, а от каких следует отказаться.

Т.к. приходится делать выбор, то неизбежен отказ от каких-то товаров или услуг. В этом случае речь идёт об альтернативной стоимости.

Альтернативная стоимость (цена замены) – это ценность наилучшей из отвергнутых альтернатив.

Кроме того, существует понятие «упущенная выгода », т.е. потери при выборе определенной альтернативы.

Альтернативную стоимость и упущенную выгоду можно рассчитать математически или описать теоретически.

Например:

1. Выпускник школы выбрал учёбу в институте вместо работы. Значит, в данном случае альтернативной стоимостью будет работа.

2. Студент платит за обучение 45$ в месяц. Если бы он пошёл на работу, то получал бы 100$ в месяц. Какова альтернативная стоимость и упущенная выгода выбора студента? (альтернативная стоимость – это величина зарплаты, которую не получит студент, т.е. 100$ в месяц; упущенная выгода равна 100 + 45 = 145$).

3. Студент получает стипендию в размере 15$ в месяц. Если бы он пошёл на работу, то получал бы 100$. Какова альтернативная стоимость и упущенная выгода выбора студента? (альтернативная стоимость = 100$; упущенная выгода равна 100 – 15 = 85$).

4. Отказавшись от работы столяром с зарплатой 300 тысяч рублей в месяц или учебы в колледже с оплатой 90 тысяч рублей в месяц, Ваня поступил работать токарем за 250 тысяч рублей в месяц. Каковы альтернативная стоимость и упущенная выгода его решения? (альтернативная стоимость равна max (-90, 300) = 300 (тыс. р.); упущенная выгода равна 300 – 250 = 50 (тыс. р.)).

Объяснить выбор предприятия можно с помощью экономической модели «кривая производственных возможностей».

Производственные возможности – способность предприятия производить различные наборы (сочетания) товаров и услуг при постоянстве ресурсов и в случае их полного использования.

Рассмотрим пример.

Предположим, что в некоторой стране Ойкономике можно производить сосиски и станки.

Возможности годового выпуска сосисок и станков отражены в таблице.

Таблица 3. Возможности годового выпуска сосисок и станков в стране Ойкономике

По данным таблицы можно построить график, который называется кривой

производственных возможностей.

станки,тыс.шт.

А
Д сосиски, тыс. кг.

Рис.5. Кривая производственных возможностей страны Ойкономики

Рассмотрим более подробно кривую производственных возможностей. Каждая точка на графика обозначает определённый набор двух видов товаров. В точке Д в государстве производят только сосиски, в точке А – только станки. Но это две нереальные ситуации. На самом деле общество всегда стремится найти нужный баланс в производстве. Точки Б, В, Г и представляют альтернативные варианты, в которых такой баланс достигается. Но при этом увеличение производства одного из видов товаров приводит к сокращению производства другого вида.

Точки на линии производственных возможностей показывают наиболее эффективные варианты использования имеющихся ресурсов для выпуска определённых товаров или услуг.

Точки за линией производственных возможностей показывают варианты недостижимого производства.

Точки внутри ГПВ показывают варианты неэффективного использования ресурсов.

Построенная кривая соответствует вполне определённым возможностям государства: количеством ресурсов, количеством проживающего трудоспособного населения, способностями к труду и др. Как только меняются возможности, кривая меняет своё положение. Если возможности вырастут (увеличится количество рабочей силы или количество оборудования), то кривая производственных возможностей сместится вправо. Если возможности сократятся, то кривая сместится влево.

Кривая производственных возможностей позволяет решать следующие задачи:

ü Определить условия эффективного производства;

ü Демонстрировать недостаток или избыток возможностей для конкретного сочетания производимых товаров;

ü Оценивать, за счёт какого увеличения или уменьшения производимых товаров можно прийти к эффективному производству.

Кривая производственных возможностей показывает, от какого количества сосисок нужно отказаться, чтобы увеличить производство станков, т.е. какова альтернативная стоимость выбора или каковы вменённые издержки производства. Можно рассчитать полученные вменённые издержки для данного примера (см. таблицу 4).

Таблица 4. Вмененные издержки производства сосисок и станков при смене производственных альтернатив

Производственные альтернативы Вменённые издержки производства дополнительной единицы продукции
Буквенные обозначения Сосиски, тыс. кг. Станки, тыс. шт. сосисок станков
Число единиц станков сосисок Число единиц сосисок , теряемых при выпуске дополнительной единицы станков
А при переходе от Б к А 1
Б от А к Б 1 от В к Б 1/2
В от Б к В 2 от Г к В 1/3
Г от В к Г 3 от Д к Г 1/4
Д от Г к Д 4 при переходе

Анализ вменённых издержек показывает, что каждое следующее увеличение выпуска одного из продуктов заставляет жертвовать всё большим количеством другого продукта. Т.е. в экономике действует закон возрастающих вменённых издержек: по мере увеличения выпуска любого продукта вменённые издержки выпуска каждой новой его единицы возрастают.

Главной причиной действия этого закона является не полная взаимозаменяемость факторов производства.

Эффективность производства, показатели эффективности

Среди общих целей производственной деятельности можно выделить эффективность производства, т.е. достижение максимальной отдачи от используемых ресурсов.

Что же такое эффективность?

Эффективность – это результативность производства, соотношение между затратами на производство и выгодами.

Эффективность характеризует связь между количеством используемых ресурсов и получаемым в результате количеством продукции.

Эффективность бывает производственно-экономическая и социально-экономическая.

Производственно-экономическая эффективность – это эффективность использования ресурсов.

Социально-экономическая эффективность – это результативность удовлетворения социальных потребностей.

Для характеристики эффективности используют ряд показателей.

Показатели производственно-экономической эффективности:

ü производительность труда – отношение объёма выпущенной продукции к трудовым затратам;

ü трудоёмкость – затраты труда на единицу выпускаемой продукции;

ü фондоотдача – количество продукции, произведённой единицей основных фондов;

ü фондоёмкость – количество фондов, приходящихся на единицу выпускаемой продукции;

ü прибыль – разность между валовым доходом и валовыми издержками, и др.

Показатели социально-экономической эффективности:

ü уровень доходов;

ü уровень заработной платы;

ü потребление продукции на душу населения;

ü уровень образовательных, медицинских, культурных и других социальных услуг.

Факторы, способствующие повышению эффективности:

1) научно-технические – НТП, применение новейших технологий, автоматизация, механизация производства и др.;

2) организационно-экономические – рациональное размещение ресурсов, применение современных форм организации производства и методов управления и др.;

3) социально-психологические – повышение образовательного и профессионального уровня работников, формирование экономического стиля мышления, морально-психологический климат в коллективе и др.;

4) внешнеэкономические международное сотрудничество стран, уровень международного разделения труда, мировая торговля и др.

Рынки факторов производства

Для производства товаров или услуг любая фирма сначала должна приобрести производственные ресурсы. Ресурсы фирма покупает на рынке ресурсов.

Рынок ресурсов - рынок, на котором можно купить или продать ресурсы.

Специфика рынка ресурсов:

ü Спрос на ресурсы зависит от спроса на производимый с помощью этих ресурсов товар;

ü На рынке ресурсов продавцами и покупателями являются как производители, так и домашние хозяйства;

ü Ценообразование на ранке ресурсов зависит от материального благосостояния предприятий, людей, от степени регулирования государством.

Виды рынков ресурсов:

1. Рынок труда – рынок, где товаром выступает рабочая сила.

Особенности рынка труда:

ü Спрос на рынке труда зависит от спроса на блага;

ü Наличие дискриминации по возрасту, полу, национальности;

ü Низкая миграция рабочей силы.

Субъекты рынка труда :

ü Работники и работодатели;

ü Посредники между работниками и работодателями;

ü Представители власти;

ü Представители общественных организаций (профсоюзы, ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей).

Инфраструктура рынка труда:

ü Служба занятости;

ü Биржа труда;

ü Центры по переподготовке кадров.

За труд работники получают заработную плату.

Заработная плата – вознаграждение за труд.

Различают номинальную, реальную и минимальную заработную плату.

Номинальная зарплата – зарплата в денежном выражении.

Реальная зарплата – зарплата, выраженная в количестве товаров и услуг, которое можно приобрести за номинальную зарплату.

Минимальная зарплата – минимально установленный в государстве уровень зарплаты.

Формы оплаты труда:

ü Повременная – зарплата за фактически отработанное время. Бывает почасовая, поденная, помесячная и премиально-повременная;

ü Сдельная – зарплата за фактически выполненную работу. Бывает простая, косвенная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и аккордная.

2. Рынок капитала – рынок, где продаются и покупаются денежные средства и имущество.

Ссудный капитал – деньги, предоставляемые предпринимателями во временное пользование на условиях платности, срочности и возвратности.

За пользование ссудным капиталом выплачивается ссудный процент.

Ссудный процентцена, уплачиваемая собственникам капитала за использование из средств.

Ссудный процент определяется по формуле :

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Само слово «экономика» появляется тогда и там, где люди переходят от собирательства даров природы, получения жизнеобеспечивающих благ в готовом виде к их созданию, изготовлению. Производство является главным источником получения благ, необходимых для жизни человека, удовлетворения его нужд и потребностей.

Производство представляет собою процесс взаимодействия людей с природой с це­лью создания материальных благ и услуг, необходимых для сущест­вования человека и развития общества.

Из всех указанных определений производства можно сделать вывод, что производство – процесс непосредственного создания материальных и духовных ценностей и его цель – удовлетворение разнообразных потребностей индивида и общества в целом.

Исторически производство прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека.

Различают материальное и нематериальное производство (рис. 4.1.). Первое включает отрасли по производству материальных благ и услуг (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т.д.). Нематериальное производство связано с производством (оказанием) нематериальных услуг (здравоохранение, образование и т.д.) и созданием духовных ценностей (кинофильмы, скульптуры, картины, научные разработки). Это два взаимосвязанных вида производства, причем одно без другого существовать не может. Соотношение между ними предполагает гармоничное развитие общества.

Нужда определяется как ощущаемое человеком чувство неудовлетворенности чем-то или нехватка чего-либо.

Следует оговориться, что не все процессы, в которых учас­твуют люди, следует относить к производству. К примеру, не следует относить к производству физиологические и биологические процес­сы, если они не ориентированы на создание экономического продук­та. Процессы распределения, передачи, обмена товаров и денег, как и домашнее приготовление пищи, уборку квартиры, мытье посуды и т. д., не следует считать производством.



Производство является главным источником получения благ, необходимых для жизни человека, удовлетворения его нужд и пот­ребностей. Исходная составляющая природы человека - нужда, и ее удовлетворение есть цель любого производства. Нужда определяется как ощущаемое человеком чувство неудовлетворенности чем-то или нехватка чего-либо.

Нужды людей очень разнообразны, многочисленны и сложны. Среди них выделяются физиологические, социальные и духовные нужды. Каждая конкретная нужда может по-разному воспринимать­ся отдельными людьми. Это зависит от уровня образованности и культуры, характера и интересов каждого человека. Если же какая-то нужда человека не удовлетворяется, то он будет искать выход из соз­давшегося положения. Выхода может быть два: либо найти возмож­ность для удовлетворения той или иной нужды, либо просто отка­заться от ее удовлетворения.

Нужда человека в конкретной жизни проявляется через потреб­ности. Почему люди потребляют товары и услуги? Потому что товары и услуги (блага) удовлетворяют наши потребности.

Потребности - это, прежде всего, желания людей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им удовлетво­рение или удовольствие. В экономической литературе встречаются и другие определения потребностей. К примеру, потребности - это осознанные запросы или нужды в чем-либо; объективно необходи­мые условия жизни; отношение человека к миру вещей; состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, и т. д. Множество определений сущности потреб­ностей закономерно, так как они с разных сторон отражают объектив­ное состояние человека, которое выражается через множество объек­тов, способных удовлетворить нужду тем способом, который зависит от уровня культуры, жизненного уклада, традиций и особенностей личности человека или общества в целом.



Понятия потребности и нужды отождествлять нельзя. Между ни­ми существуют различия. Например, мастер-строитель может счи­тать, что сельскому жителю нужна печка для обогрева, работающая на твердом топливе, в то время как на самом деле ему нужен собствен­ный дом. При появлении возможности отапливать дом за счет цен­трального водяного отопления, которое обойдется дешевле, у сельс­кого жителя возникнет новая потребность (в водяном отоплении), но нужда останется прежней (собственный дом).

Следовательно, можно сказать, что под потребностью понимают нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости в опре­деленных благах, товарах и услугах. Потребность относится к числу первичных экономических категорий, играющих ключевую роль в понимании движущих сил, стимулирующих производственно-эко­номическую деятельность.

Потребности людей удовлетворяются через потребление, а чтобы потреблять, необходимо производить. Между производством и пот­реблением, как граничными (крайними) стадиями воспроизвод­ственного процесса, существует тесная связь. Производство форми­рует потребности. Потребности в свою очередь ориентируют про­изводство на создание новых ценностей и благ для удовлетворения определенных потребностей человека. Наличие потребностей и же­лание их удовлетворить является главным стимулом развития про­изводства, его технического прогресса.

На практике взаимосвязь между потребностями и производством проявляется через отношения между производителем и потребите­лем. Производитель создает предметы потребления, потребитель их потребляет. Один без другого они существовать не могут. Характер взаимодействия между производителями и потребителями зависит от типа экономических систем, наличия товаров на рынке, степени монополизации производства и т. п.

К примеру, в экономике планово-централизованного типа, где про­изводитель заинтересован в выполнении планов, а не в удовлетворении потребностей потребителя, возникает дефицит товаров. В таких усло­виях потребитель становится целиком зависимым от производителя и возникает так называемый диктат производителя. В экономике с гос­подствующими рыночными отношениями рыночные цены выравнива­ют спрос и предложение на товары и услуги и благодаря этому потре­бители и производители становятся равнозависимыми друг от друга. В условиях же конкуренции воздействие потребителей на производите­лей бывает столь велико, что говорят о диктате потребителей. Сущес­твуют даже специальные законодательные акты и создаются общества, направленные на защиту прав потребителей. Для экономики лучше, ес­ли бы отношения между потребителями и производителями строились на сотрудничестве, а не на противостоянии.

Классификация потребностей и их структура:

В зависимости от масштабов u структуры производства потреб­ности подразделяются на абсолютные (максимальные), действитель­ные (подлежащие удовлетворению), фактически удовлетворяемые.

Абсолютные (максимальные) потребности - это потребнос­ти, которые ориентированы на предельные возможности производства, основанного на последних достижениях науки и техники. Они задают ориентир производству и подлежат удовлетворению в перспективе.

Действительные потребности - это потребности, подле­жащие удовлетворению в условиях достигнутого уровня производ­ства и научно-технического прогресса. Они выступают в форме пла­тежеспособного спроса.

Фактически удовлетворяемые потребности выступа­ют в форме удовлетворенного спроса.

В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы потребнос­ти подразделяются на:

· материальные (удовлетворение физических потребностей человека в пище, одежде, жилище, продолжении рода);

· духовные (удовлетворение потребностей в образовании, куль­туре, отдыхе, вере, творчестве и т. д.);

· социальные (возможности человека реализовать свои способ­ности, занять положение в обществе, продвинуться по службе, мило­сердии и т. д.).

С точки зрения уровня развития общества различают элементарные (физиологические) и высшие (социальные) потребнос­ти. К элементарным (физиологическим) потребностям относятся те, которые связаны с обеспечением выживаемости человека как биоло­гического существа (удовлетворение в пище, одежде, жилище и т. п.). К высшим (социальным) потребностям относятся те, которые непос­редственно связаны с благосостоянием людей. Это и потребительс­кие бюджеты людей, денежные сбережения, накопления, наличие собственности, условия и оплата труда, занятость и уровень безрабо­тицы, социальное обеспечение, экологическая безопасность и т. д.

Так же все потребности человека с точки зрения Абрахама Маслоу можно сгруппировать в следующий треугольник, где первичными потребностями будут являться физиологические, безопасности и защищенности, уверенности в завтрашнем дне и вторичные: социальные, в уважении и самовыражении. Вторичные потребности человек будет удовлетворять только в том случае, если удовлетворены первичные.

Производство материальных благ для человека есть процесс вынужденный, т.е. его свобода ограничена необходимостью заниматься деятельность не по душе, а по надобности: работать и отдыхать в определенное время, т.е.вставать и уходить на работу. Все делать вовремя. Такая зависимость называется экономической зависимостью. Поведение человека в этих условиях определяется экономическими интересами.

Экономические интересы – это объективные, обусловленные отношениями собственности мотивации трудовой деятельности. Это объективные отношения между людьми, связанные с удовлетворением разумных потребностей.

Различают интересы:

Личные (частные) ;

Коллективные (групповые);

Общественные (государственные).

Личные интересы всегда первичны. Эта первичность обусловлена инстинктивными потребностями людей, борьбой человека за выживание в природе. Вместе с тем человек, работая в коллективе, живя в обществе, должен одновременно свои личные интересы преломлять через коллективные и общественные интересы. В условиях товарно – денежных отношений экономические интересы регулируются через стоимостные механизмы: цены, зарплату, прибыль и т.д.



Доверенности