Что такое производственные силы. Производительные силы - структура и особенности

Это совокупность личностных (рабочая сила), вещественных (средства производства) факторов, научно-технического потенциала, технологических инноваций, предпринимательского ресурса в их взаимодействии, определяющих уровень и возможности социально-экономического развития страны. Производительные силы - одна из сторон общественного производства; осуществляют обмен веществ между человеком и природой, в результате чего воспроизводятся условия существования человека, общества в целом, обеспечивается их развитие. Другую сторону общественного производства составляют производственные отношения, являющиеся общественной формой функционирования производительных сил. Развивающийся научно-технический прогресс постоянно преобразует П.с.о., порождает новые формы взаимодействия их элементов. Многообразие элементов производительных сил и их взаимосвязей вызывает необходимость их классификации. Первичные, исходные П.с.о. составляют рабочая сила во всем ее многообразии и средства производства, являющиеся их материально-вещественной частью. Люди с их способностью к труду-рабочей силой - составляют главную производительную силу общества. Совокупную рабочую силу образуют трудовые ресурсы страны. Такая характеристика главной производительной силы дает о ней только количественное представление. Ее качественная характеристика связанна с определением уровня интеллектуального развития человека, населения страны: образования, знаний, производственного опыта, степени активности в предпринимательской деятельности, способности выполнения сложного труда. Качественно развитая основная производительная сила действительно составляет богатство общества. Материально-вещественные элементы П.с.о. - средства производства (орудия и предметы труда) с их качественными характеристиками - составляют овеществленное богатство общества. Важнейшая составная часть вещественных элементов производительных сил - орудия труда (машины, механизмы, инструменты). Они, их уровень развития, являются мерилом прогрессивности общества. В современных условиях проявили себя качественно новые элементы вещественных производительных сил: информатика, технологические инновации, электронно-вычислительная и компьютерная техника. Орудием труда стала энергия (например, токи высокой частоты). Особое место среди П.с.о. занимает земля, которая служит средством труда в сфере сельскохозяйственного производства. В сфере добывающих отраслей земля является предметом труда. Вторичные производительные силы - это формы организации общественного процесса производства, обусловленные развитием его обобществления, интеллектуализации труда, т. е. вовлечением в производство духовных сил и способностей человека. К этой группе П.с.о. сил относят предпринимательский, интеллектуальный ресурсы, кооперацию труда, объединяющую усилия многих и обеспечивающую эффективность производства. Вторичные П.с.о. проявляют свое действие через совершенствование первичных элементов производительных сил, обеспечивая их новое эффективное взаимодействие. Естественные П.с.о. включают предопределенные природой естественные силы труда, условия процесса труда. Общественные П.с.о. характеризуют собой особые современные общественные формы комбинации и организации как первичных, так и вторичных производительных сил, проявляющиеся в ходе общественного воспроизводства. К ним относят организационный и управленческий ресурсы. Всеобщие П.с.о. формируются за счет научного потенциала как непосредственной производственной силы, а также инноваций, информации. Существенной характеристикой П.с.о. служит качество взаимодействия их личностных и вещественных элементов. Можно иметь первоклассную технику, но отсутствие, например, подготовленных для ее оптимального использования работников не позволит повысить производительную силу труда. Одним из показателей взаимосвязи личностных и вещественных элементов П.с.о. сил служит фондовооруженность (капиталовооруженность) живого труда с учетом инновационных признаков вновь вводимых в производственный процесс орудий труда, предметов труда с заранее заданными свойствами. Результатом увеличения фондовооруженности труда работников более совершенными средствами производства обеспечивается интенсивный и инновационный типы экономического развития, рост производительности труда, что создает возможности для более полного удовлетворения потребностей человека, повышения качества его жизни. Литература: Государственное регулирование рыночной экономики. / Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. М., 2000; Основы экономической теории. Политэкономия / Под ред. Д.Д. Москвина. М., 2001; Носова С.С. Экономическая теория. М., 2000. © Хорзов С.Е.

В процессе производства люди взаимодействуют с природой и друг с другом. Эти два рода отношений и составляют неразрывно связанные стороны любого конкретного способа производства, что находит свое выражение в существовании производительных сил и производственных отношений. Способ производства определяется как противоречивое единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы составляют содержание способа производства, а производственные отношения его форму.

Производительные силы это те силы, с помощью которых общество воздействует на природу и изменяет ее. Кроме того производительные силы можно характеризовать как одну из сторон развития общественного индивида.

Производительные силы выражают отношения человека к природе, его способность творчески использовать богатство ее в личных и общественных интересах. Производительные силы существуют и функционируют только внутри общественного производства. Уровень развития производственных сил проявляется в степени познания человеком закономерностей природы и их использования в производстве для достижения поставленных целей.

Каждый способ производства базируется на определенном материально-техническом базисе и соответствующем этому базису типе труда. Истории известны три типа труда: ручной, машинный, автоматизированный. Данным типам труда исторически соответствуют и вполне определенные типы общества: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

К производительным силам относятся все факторы, которые определяют уровень производительности труда: это все субъективные (личностные) и материальные (вещественные) элементы процесса труда, а так же их взаимодействие в производстве материальных благ. К ним принадлежит прежде всего человек, как главная производительная сила с его трудовым опытом, уровнем образования и квалификации, а также средства труда и предметы труда. К производительным силам относят также науку в ее технологическом применении, обобществление производства посредством разделения труда, кооперации, специализации, а также возникающие из них организацию и управление производством. Природные богатства и природные силы лишь тогда становятся производительными силами, когда они благодаря человеческому труду являются элементами общественного производства.

Таким образом, производительные силы охватывают весь комплекс различных, взаимозависимых и постоянно развивающихся элементов, которые выполняют специфическую функцию в процессе производства.

Основой любой системы производительных сил являются человеческая рабочая сила, предмет труда и средства труда.

Рабочая сила , есть совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости (предметы, способные удовлетворить определенные потребности). Использование рабочей силы в качестве осознанной и целенаправленной деятельности именуется трудом. Он может выступать только во взаимодействии со средствами труда и предметами труда. Последние, таким образом, становятся производительными силами только тогда, когда они охвачены человеческим трудом.

Предметами труда являются вещи, которые обрабатываются человеком в процессе трудовой деятельности. Предметами труда могут быть: сама природа, насколько она охвачена человеческим трудом; сырье, которое уже отделено от природы; обработанный материал и полуфабрикаты. Предмет труда оказывается, таким образом, вовлеченной в производство и преобразованной частью природы.

Предмет труда не пассивный объект, он играет в системе производительных сил определенную активную роль. Он постоянно предъявляет требования к рабочей силе, к инструментам и технологии производства. В условиях НТР эта активная роль предмета труда повышается благодаря развитию науки (химии), появляются совершенно новые предметы труда.

Средства труда есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействия на этот предмет. Последним источником труда является природа. Человек пользуется механическими, физическими, химическими свойствами вещей, чтобы в соответствии со своей целью применить их как орудия воздействия на другие вещи.

В форме средства труда человеком создаются такие силы, которые далеко превосходят его собственные. Без этого общество не могло бы достичь современных успехов в производстве.

Состав средств труда весьма разнообразен и меняется от эпохи к эпохе. Главными их элементами являются орудия труда, техника и постоянно развивающаяся по мере усложнения производства инфраструктура, то есть комплекс отраслей хозяйства обслуживающих производство (дороги, мосты, каналы, склады, энергетическое хозяйство, транспорт, получающая все большее развитие компьютерная сеть и т.д.

Техника это прежде всего совокупность различных устройств созданных человеком (машин, инструментов, компьютеров, транспортных средств и т.п.), предназначенных для создания различных веществ, энергии и информации, их преобразования, хранения и использования в целях развития производства, удовлетворения различных непроизводственных потребностей. Техника в этом смысле может выступать и как средство производства, и как его конечный продукт результат производственной деятельности людей. Она поэтому составляет важнейший элемент производительных сил, определяющих в конечном счете характер и содержание способа производства.

Но технику нужно еще понимать и как совокупность различных навыков устойчивых образцов деятельности, особого рода умений. Те или иные устройства, созданные человеком, могут практически применяться для соответствующих целей лишь при наличии определенного уровня профессиональных умений. И, наоборот, навыки, профессиональная подготовка и умения определяются и ограничиваются соответствующим типом и уровнем, созданных человеком устройств и, в свою очередь, содействуют или препятствуют их совершенствованию.

Техническая деятельность в условиях НТР носит сложный, противоречивый характер. Но современная техника не просто является "продолжением руки человека", многократным "усилием" его мускульной энергии, но и средством позволяющим выполнять с помощью компьютеров целый ряд интеллектуальных задач. Передавая ряд рутинных интеллектуальных операций компьютерам, человек высвобождается для специфической человеческой, конструктивной и проективной деятельности. Опосредованно через систему общественных отношений техника влияет на весь образ жизни и мировоззрение человека.

Таким образом производительные силы всегда образуют систему взаимодействия человечески-субъективных и вещественно-предметных элементов в реально существующем общественном процессе производства. Человеческая рабочая сила создает все производительные силы, организует их взаимодействие. Она осуществляет функцию целеполагания для деятельности и дальнейшего развития производительных сил, роста производительности труда. Вместе с тем технический базис производства предъявляет к человеку свои особые возрастающие требования.

С развитием производительных сил происходит и совершенствование механизма их взаимосвязи. Это практически реализуется в разделении и кооперации труда через организацию и управление производством.

Процесс труда всегда имел кооперативную основу, т.к. люди могли и могут эффективно производить только постоянно взаимодействуя в труде. Однако, эффективность кооперации всецело зависит от степени разделения труда и развития обмена деятельностью, т.е. от индивидуализации и специализации производителей.

Разделение и кооперация общественных производительных сил способствует развитию материального производства и общества и таким образом становится важной производительной силой. Организация и управление развитием ПС так же становится производительной силой, если они всесторонне учитывают разделение (дифференциацию) и обобществление (интеграцию) труда в соответствии с закономерностями развития общественного производства. Через управление и организацию осуществляется непосредственно связь производительных сил и производственных отношений, а сами они, входя в систему производительных сил одновременно становятся элементами соответствующих производственных отношений.

Макро и микро- ЭКОНОМИКА

Раздел 1. Методологические основы формирования и развития рыночных отношений

Темы

1. Предмет и методы экономической теории

2. Разделение труда, товарное производство и рыночные отношения

3. Собственность и рыночная экономика

4. Рынок: общая характеристика

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

План

1. Производственные силы общества

2. Экономика и экономическая теория

3. Методы познания экономических явлений

Производственные силы общества

Понятие, экономическая деятельность людей направлена и предлагает производство создания материальных и духовных благ.

Развитие общественного производства – предполагает наличие средств производства (средств труда и предметов труда).

Средства – то чем человек воздействует на природу (танки, машины).

Предметы труда – то на что человек воздействует в процессе туда (нефть, хлопок).

Сырьё – это предмет труда, предварительно подвергшийся воздействию человека.

Рабочая сила – совокупность физических, духовных, интеллектуальных способностей к труду.

Труд – целесообразная, сознательная деятельность людей, ведущая к экономическому результату.

В экономической деятельности заняты – экономические субъекты (агенты):

· наёмный работник;

· собственник;

· предприятие, фирма;

· государство.

Под давлением общественных потребностей формируются фазы общественного производства:

1 фаза: непосредственное производство;

2 фаза: распределение;

3 фаза: обмен (деятельностью, информацией);

4 фаза: потребление.

Система субъективных экономических интересов трансформируются в логику объективных экономических отношений.

Совокупность средств производства и рабочей силы составляют производительный силы общества.

Виды производительной силы общества:

1. естественные производственные силы (природные ресурсы);

2. общественные (средства производства, технологии, уровень экономической культуры общества);

3. всеобщие (образование, наука, информация).

2. Экономика и экономическая теория Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создаются богатство для удовлетворения разнообразных потребностей как их самих, так и общества.

Существует два аспекта экономики: 1) экономика как наука;

2) экономика как хозяйство.

Как наука : система знаний об эффективном ведении хозяйства, о развитии экономических отношений между людьми; система знаний об эффективном, рациональном использовании ограниченных ресурсов, выступает как исследование различных форм хозяйства, как личное хозяйство.

Как хозяйство: включает в себя фирмы, предприятия, отрасли экономики.


Экономическая теория – изучает закономерности развития общественного производства, развития экономических производственных отношений.

Наиболее значимые современные экон-ие теории: трудовой стоимости - разработана эк-ми А.Смитом, Д.Риккардо и К.Марксом – центральное место в теории отводится роли труда в эк-ой жизни общества, исследованию потребительской стоимости и стоимости товара, ведущей роли капитала и прибыли в расширенном произ-ве, двойственной природе труда, методике расчёта цены на основе общественно необходимых затрат; спроса и предложения - теория предложения исследует мотивационный эффект изменений налоговой с-мы, оказываемый совокупное предложение.Основателями этой теории в конце 60-х г. 20 века были эк-ты М.Фелдетайн, М.Боскин, Л.Лаффер. которые обосновали возможность налогового стимулирования эк-го роста за счёт налоговых ставок ; благосостояния - основана на применении к эк-ке принципа ведущей роли потребителя и наличия эк-го оптимума. При определённых условиях конкретное равновесие производства и распределения ресурсов может быть достигнуто в рыночной эк-ке (закон В. Парето); большого толчка - разработана П.Розенштейн-Родоном, который предложил её для слаборазвитых стран европейской периферии для вывода эк-ки из состояния послевоенной стагнации; экономического роста – исследует взаимосвязи общих показателей развития нац-го хоз-ва и определяет предпосылки для обеспечения сбалансированного роста эк-ки. Основы этой теории были заложены эк-ом Г. Фельдманом при разработке первого пятилетнего плана развития народного хоз-ва СССР; кризисов - представляет собой часть эк-ой теории цикличности. Которая объясняет возникновение периодических кризисных фаз в эк-ом развитии. Теория сформулирована эк-ом Н.Кондратьевым в 30-е годы 20 века и развита К.Кларком.; индустриального общества - выдвинута эк-ом Р.Ароном и Дж.Гэлбрейтом в середине 20 века. Основная идея состоит в том, что в индустриальном обществе статус собственности на средства произ-ва теряет своё значение. Усиливается роль гос-го регулирования эк-ки, а ключевым факторами произ-ва становятся знания и умения инженерно-управленческого персонала ; цикличности эк-ки - описывает периодически повторяющиеся схожие фазы эк-ой динамики. Данной теорией занимались такие эк-ты как: к.Маркс. Н.Кондратьев, У.Митчел, К.Кларк и др.; и ряд др.

Цель экономической теории – в выработке и эффективном использовании экономических знаний.

Задачи экономической теории – в том, чтобы не просто описать экономические явления, а показать взаимосвязь между ними их взаимодействия, т.е. охарактеризовать экономическую систему в её целостности и развитии.

Объектом экономической теории является – экономические явления (производство, обмен, спрос, безработица, деньги и т.д.).

Предмет экономической теории является – система экономических отношений возникающих между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ т.е. взаимоотношение производственных сил и производственных отношений.

Экономический закон – объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явлениями экономической жизни.

Закон спроса, например, показывает обратную зависимость между ценой большинства товаров и объёмом покупательского спроса на них. Важно подчеркнуть объективный характер экономических законов – они существуют и действуют независимо от воли, сознания или желания отдельных людей, объединений людей или государства.

Наиболее важные законы:

Закон убывающей предельной полезности - заключается в том, что каждая дополнительная единица данного продукта по мере его потребления будет приносить потребителю всё меньше удовлетворение, впервые сформулирован немецким эк-ом Г.Госсеном в 1854 г. «первый закон Госсена»

Закон предложения – показывает прямую зависимость между изменением цены и изменением величины предложения.

Закон возрастания относительных издержек – характеризует взаимосвязь между увеличением произ-ва одного продукта за счёт уменьшения произ-ва другого продукта.

Закон денежного обращения – говорит о том, что количество денег в обращении должно обеспечивать соблюдение баланса между денежной массой и стоимостью блага, подлежащего реализации.

Закон Вальраса – денежная стоимость всех товаров на стороне предложения в условиях общего равновесия равна общей денежной стоимости товаров на стороне спроса.

Закон спроса – при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, а повышение цены ведёт к уменьшению величины спроса.

Закон убывающей отдачи – говорит о том, что в короткие временные периоды. Когда величина производных мощностей является фиксированной. Предельная производительность переменного фактора будет уменьшаться, начиная с определённого уровня затрат этого переменного фактора.

Закон падения средней нормы прибыли – говорит о том, что рост производительной силы труда способствует повышению ограниченного строения капитала и приводит к падению нормы прибыли. Сформулировал К.Маркс.

Закон убывания производительности труда – отражает принцип снижающейся эффективности последовательных затрат труда, капитала и убывающего плодородия почвы.

Закон убывающей доходности капитала – отражает снижение доходности капитала в результате того, что возрастающий капитал используется постоянным числом работников.

Закон распределения доходов (закон Парето) – выражает соотношение между величиной дохода и количеством получающих его лиц в виде кривой нормального распределения доходов.

Закон Лаффера – отражает зависимость объёма налоговых поступлений в гос-ый бюджет от величины ставки налогооблажения и имеет максимум при определённом значении ставки.

Закон - отражает эмпирическую зависимость темпов отстаивания реального ВНП (внутренний национальный продукт) от превышения безработицей её «естественного» уровня: при росте «циклической» безработицы на 2% отставание реального ВНП от потенциального составляет 4%.

Закон C’z – исходный принцип моделирования условий макроэкономического равновесия (совокупный спрос = совокупному предложению), лежащий на основе «классической» модели равновесия.

3. Методы экономической теории представляет собой совокупность способов, приемов познания экономических отношений людей и воспроизведение их в системе экономических категорий, принципов, законов, моделей.

Метод познания и изложения. Задача метода познания состоит в проникновении и раскрытии сущности экономических процессов и явлений. Схематично процесс познания можно представить в следующем виде:

На стадии живого созерцания происходит сбор факторов, фиксирующих внешние проявления различных сторон экономических процессов.

На стадии абстрактного мышления вырабатывается идеальная действительность, т.е.образная её модель, сформулированная в научных абстракциях: экономических категориях, принципах, моделях, законах. Таким образом на стадии абстрактного мышления мы получаем мысленно представляемую, а не реальную действительность.

Метод изложения призван полученные результаты исследования воспроизвести в логически стройной и непротиворечивой системе экономических категорий, принципов, законов.

Метод анализа – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путём исследования различных определяющих его факторов – цен, доходов потребителей, их предпочтений.

Синтез – это метод познания основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих его компонентов – цен, доходов потребителей и др. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.

Индукция – метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующего экземпляра приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Отсюда можно придти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.

Дедукция – метод познания предполагающий умолчание от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека даже а гражданской одежде вы можете по его выправке заключить, что он имеет отношение к армии.

Аналогия – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные.

Метод функционального анализа – отражает принцип взаимной зависимости экономических явлений.

Экономико-математический метод анализа – данный метод достаточно продуктивен до тех пор, пока служит удобной для восприятия формой отражения экономического содержания.

Метод экономического моделирования – основан на разработке экономических моделей. Экономическая модель – обобщённая статистическая картина развития экономической реальности.

Графический метод исследования – представляет нам наглядную картину развития экономических действий.

Как уже отмечалось, производительные силы общества является совокупностью личных факторов производства, которую составляют люди с их способностью работать, и объективных факторов, включающих средства производства, которые используются людьми в процессе производства. Производительные силы выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении, видоизменению и присвоении ее богатств. В процессе функционирования производительных сил воспроизводятся условия существования общества, происходит развитие человечества.

Центральное место в производительных силах принадлежит человеку с его способностью работать и создавать блага. Знания и производственный опыт людей, их работоспособность, активность и трудолюбие определяют возможности и могущество общественного производства. Ведущая роль людей в производительных силах, с одной стороны, проявляется в том, что только живой труд способен создавать блага. Без нее, как отметил один из классиков политической экономии, объективные факторы производства является мертвой грудой вещей. С другой стороны, материально-вещественные факторы производства являются порождением ума, опыта и труда людей. Любой элемент материально-вещественных производительных сил всегда выступает в производстве непосредственным продолжением природных сил людей, их энергетических способностей. О роли этого фактора свидетельствует такой факт. На основе анализа национального богатства 192 стран мира эксперты Всемирного банка определили, что доля производственных фондов в их национальном богатстве составляет 16%, природных ресурсов - 20%, а человеческого капитала - 64%.

Особое место в производительных силах общества занимает земля. Будучи объективным фактором производства, она в отдельных отраслях экономики выступает преимущественно как средство труда (это касается сельскохозяйственного производства), а в других - как предмет труда (добывающая промышленность). Но во всех сферах экономической деятельности она служит производственной площадью и материальным условием производства. Силы природы является всеобщим предметом труда. Подчинения их человеку умножает производительные силы общества. К материально-вещественных элементов производительных сил относятся уровень технологий, наука в пределах продуктивного использования ее достижений и уровень организации производства.

Итак, производительные силы выражают отношение людей к природе. Уровень их развития определяется степенью воздействия людей на природу, возможностями создания определенного объема материальных и нематериальных благ и услуг. Он характеризуется тем, какими средствами и способами производства люди добывают блага, каким является их производственный опыт, что, в конце концов, и определяет степень овладения человеком силами природы. Развитие производительных сил обуславливает все полнее подчинение человеку стихийных сил природы и роста производительности человеческого труда, что ведет к увеличению богатства общества и составляет основу общественного прогресса.

Развитие производительных сил происходит под влиянием ряда факторов. Это, во-первых, уровень материально-вещественных элементов производительных сил. Чем мощнее технические средства производства, чем совершеннее технологии, тем больший объем создаваемых с их помощью благ. Эволюционное развитие человеческого общества обусловлен прежде всего изменениями в средствах и методах производства. Переход от ручного к машинному производству, научно-технический прогресс - вот основные предпосылки развития производительных сил и их подъем до нынешнего уровня. Именно устарелость технических средств и технологических процессов в Украине является одним из факторов, сдерживающих развитие производительных сил.

Важным фактором развития производительных сил является уровень прогрессирование человека как главной производительной силы. Как уже отмечалось, от уровня знаний человека, его трудоспособности, производственного опыта в значительной степени зависит как использование объективных факторов производства, так и его результативность. Особое значение приобретает человеческий фактор в современных условиях, когда резко повышается уровень технической оснащенности производства в результате научно-технической революции. Новации в технологическом базисе производства под влиянием НТР приводят и к изменению роли человека в производстве, в частности, усиливается роль умственного труда. Подтверждением интеллектуальной насыщенности труда, все более возрастает, является существенное повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников. Так, в США минимальная продолжительность образования рабочих после получения среднего образования достигла 14,5 лет. В современных условиях считается, что инвестиции в человека (человеческий фактор) являются одними из самых выгодных.

Еще одним фактором развития производительных сил является уровень организации производства. Последняя выступает организационно-экономической формой, через которую реализуется общественная производительная сила человека. Она возникла в результате проявлений обобществления производства на основе разделения труда, специализации и кооперирования производства. На современном этапе развития человеческого общества роль этого фактора существенно увеличивается. Это проявляется прежде всего в раз большей роли управления производством, подтверждением чего является широкое развитие и распространение таких наук управления производством, как менеджмент и маркетинг.

Среди организационных факторов развития производительных сил важное место занимает общественное разделение труда. Это процесс дифференциации трудовой деятельности, приводящей к обособлению и сосуществованию различных ее видов. Разделение труда выступает такой формой организации общественного труда, при которой отдельные группы производителей закрепляются на длительный период времени по определенным видам производственной деятельности. По экономическому критерию выделяют общий, частичный и единичный разделение труда. Общее разделение труда - это разграничение общественного производства на такие его сферы, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, сфера услуг. Разделение труда между предприятиями - это долевое разделение, внутри предприятия между его структурными подразделениями - единичный, или технологический разделение труда. По территориальному признаку выделяют следующие уровни разделения труда: внутри предприятия, между различными предприятиями, между различными регионами страны и между различными странами (международное разделение труда).

Формами разделения труда выступают специализация и кооперирование производства. Под специализацией производства понимают обособления и создания предприятий и отраслей для выпуска однородной продукции. Она заключается в унификации создаваемой продукции и усилении технической однородности производства. Рассматривают три вида специализации: предметная, подетально (агрегатную) и технологическую (стадийную). При предметной специализации производство отдельных видов продукции сосредоточивается на отдельных предприятиях или отраслях. Подетальная специализация предполагает сосредоточение на изготовлении отдельных деталей и узлов (например, производство шин). А выполнение отдельных технологических процессов (например, изготовление поковок), является технологической специализацией.

Второй формой общественного разделения труда и кооперирования производства. Это установление постоянных экономических связей между специализированными производителями, которые совместно производят определенную продукцию, но сохраняют экономическую самостоятельность. Согласно видов специализации рассматривают предметное, подетальне и технологическое кооперирование производства. Следует отметить, что на основе кооперирования в современных условиях производится большинство продукции.

Значение разделения труда как фактора развития производительных сил заключается в том, что такое разделение дает возможность более эффективно, рациональнее использовать ресурсы, поскольку существенно повышает производительность труда. С одной стороны, разделение труда позволяет человеку сосредоточиться на каком-то виде труда и в нем совершенствоваться, что способствует повышению результативности ее деятельности. С другой - разделение труда дает возможность использовать преимущества, создаваемые природно-климатическими условиями. Следует отметить, что одним из первых в экономической теории роль разделения труда как фактора развития производительных сил обосновал Адам Смит.



Кадры