Общественных объединений а также других. Что такое общественное объединение? Создание, регистрация и устав общественных объединений. Группы интересов и лобби

Общественные организации занимают очень важное место как в политической системе страны, так и в обеспечении независимости её жителей. Каждый человек в России имеет право основать общественное объединение любого вида, исключением не является и профессиональный союз для защиты интересов.

Это право установлено в Конституции РФ, статья 30. Россия - страна, имеющая демократический государственный режим, поэтому свобода общественных организаций и союзов гарантирована. Никто не вправе заставлять человека вступать в организацию, это происходит исключительно по воле самого гражданина.

Создавая общественные организации, люди могут не ждать согласия органов государственной власти. Такие организации можно регистрировать, в этом случае они получат статус юридического лица. Однако процесс государственной регистрации не обязателен, объединения могут существовать и без него.

Выделяют различные виды общественных организаций: спортивные объединения, массовые движения, профсоюзы, политические партии, научные ассоциации, союзы молодёжи и инвалидов, творческие объединения и др. Для начала нужно разобраться в понятии «общественная организация».

Что такое общественное объединение?

Данный термин означает добровольное некоммерческое формирование, основанное по инициативе людей, которые объединились для достижения общих целей. На данный момент деятельность такого рода организаций координирует Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года.

Другими словами, общественная организация - это союз людей, созданный на основе их интересов и на принципе добровольного членства. У такого рода организаций есть свои ограничения:

  • нельзя организовывать вооружённые объединения;
  • необходимо соблюдать законодательство РФ;
  • не нарушать территориальное единство государства.

К признакам объединений можно отнести добровольность, действие строго в соответствии с уставом и некоммерческий характер. В современных условиях получил большую популярность такой союз, как общественная организация. очень интересны историкам и политикам.

Организационно-правовые формы общественных объединений

Согласно одной из статей Федерального закона «Об общественных объединениях» выделяют следующие типы таких организаций, которые могут основываться согласно правовым формам:

  • общественное движение - объединение, основанное для достижения политических и социальных целей. Участники общественного движения не имеют членства;
  • общественный фонд - один из типов некоммерческих объединений, участники которого не имеют членства. Основной целью данного объединения является создание имущества, основывающееся на добровольных взносах и других поступлениях, не противоречащих законодательству страны;
  • общественное учреждение - союз, также не имеющий членства, основной его целью выделяют предоставление определённых услуг;
  • орган общественной самодеятельности - ассоциация, участники которой не имеют членства. Основной целью органа является решение определённого рода проблем, которые возникают у людей по месту жительства и учёбы;
  • политическая партия - участвующая в формировании органов власти и выражающая политическую волю членов общественная организация.

Классификация общественных объединений

Помимо союзов, которые отличаются правовой формой, есть ещё и другие особенности их классификации. Основные виды общественных организаций были указаны выше. Сейчас будут рассмотрены иные типы и формы такого рода организаций. Виды общественных организаций, объединений в соответствии со степенью участия в борьбе за власть:

  • имеющие неполитическую направленность, т. е. не ставят цель являться участником борьбы за власть и не пытаются внести изменения в в стране;
  • имеющие политическую направленность, т. е. те объединения, которые являются активными участниками борьбы за власть и используют для этого определённые средства.

В соответствии отношения объединений к настоящему строю:

  • консервативные;
  • реформистские;
  • революционные;
  • контрреволюционные.

Виды общественных организаций РФ по методам действия:

  • легальные;
  • нелегальные;
  • формальные;
  • неформальные.

И, наконец, по масштабам деятельности выделяют следующие объединения:

  • международные;
  • региональные;
  • локального характера.

Обязанности и функции общественных организаций

Чем должны заниматься общественные организации? Виды, функции данных объединений, несмотря на кажущуюся простоту, не раз вызывали сомнения и споры. Обязанности и функции - это немного разные понятия. Для начала нужно рассмотреть обязанности общественных организаций:

  • основной является следование законодательству РФ, а также общепризнанным нормам и принципам международного права;
  • ежегодно отдавать в публикацию отчёт об имуществе или предоставлять доступ к нему;
  • каждый год информировать государственные органы о намерении продолжить свою деятельность, здесь необходимо указать учредителей объединения, а также адрес постоянного нахождения;
  • предоставлять органам власти право ознакомления с уставом организации;
  • сообщать о получении и использовании денежных средств от иностранных организаций.

Теперь нужно перейти к рассмотрению функций общественных организаций:

  • ориентация человека на конкретные цели, то есть социализация и мобилизация;
  • включение людей в систему политики путём сотрудничества или конфликта;
  • создание новых нетрадиционных политических структур;
  • представительство социальных интересов.

Основные виды деятельности общественной организации

Как уже было отмечено, в общественное объединение вступают на добровольной основе, и, исходя из этого факта, можно сделать вывод, что деятельность организаций направлена на их совершенствование и процветание. Руководящие органы основываются здесь с помощью выборов. Деятельность общественной организации может быть полезна не только для своих участников, но и для других людей, которые не являются членами организации.

Виды общественных организаций играют основную роль в постановке задач объединений. Есть несколько типов задач, которые определяют направленность организации. Общественные ассоциации могут служить интересам предпринимателей и коммерческих организаций, работников и служащих, а также продвигать идеи религиозных, политических и прочих организаций.

Виды деятельности общественных организаций выделяют в зависимости от типа объединения. К деятельности предпринимательских и профессиональных организаций можно отнести работу по продвижению интересов как членов коммерческих объединений, так и обычных сотрудников.

К видам деятельности профсоюзов относятся:

  • деятельность по защите интересов работников и членов объединения;
  • деятельность организаций, члены которой заинтересованы в защите своих интересов по проблемам заработной платы и условий труда;
  • другие действия профсоюзов различных организаций, которые созданы по отраслевому или структурному признаку.

Деятельность прочих объединений включает в себя действия всех организаций (помимо предпринимательских и профсоюзов), которые защищают интересы участников. Виды деятельности общественных организаций, включённых в такую группу, представлены ниже:

  • деятельность религиозных объединений, которая состоит в распространении веры и совместного её исповедания;
  • действия политических партий, движений, объединений, основной целью которых является формирование мнения людей путём распространения информации;
  • деятельность неполитических организаций, которые также формируют мнения людей, но с помощью просветительских действий, сбора необходимых средств и т. д.;
  • действия групп творческого направления, например, клубы книголюбов, исторические кружки, музыкальные и художественные объединения;
  • деятельность различных союзов автолюбителей, потребителей, знакомств;
  • деятельность патриотических объединений, союзов по защите социальных групп.

Некоммерческие организации

Такого рода объединение может быть создано для решения проблем образования, здравоохранения, науки и культуры. Некоммерческая организация - это объединение, участники которого не имеют членства, основанная на добровольных взносах граждан и юридических лиц. Разнообразных типов таких организаций огромное количество, здесь будут рассмотрены самые основные. Виды некоммерческих общественных организаций:

  1. Фонд. Это наиболее распространённая форма некоммерческого объединения. Его цель состоит в решении социальных, культурных или других проблем путём сбора имущественных взносов. Фонд имеет свои особенности, которые отличают его от других организаций такого типа. Здесь нет членства, а значит, участники данной организации не могут управлять фондом. Это объединение является собственником своего имущества, а его руководящие органы не несут ответственности по его задолженностям.
  2. Благотворительный фонд. Это организация, созданная с целью сбора имущественных взносов для осуществления благотворительности. Такого рода фонд имеет устав, регламентирующий его деятельность. Как правило, благотворительный фонд находит спонсора, и он становится его учредителем. Это может быть как государство или предприятие, так и любое физическое лицо. Если такого спонсора нет, фонд сам зарабатывает деньги различными способами.
  3. Союз некоммерческая организация, основанная путём объединения нескольких юридических лиц. Согласно законодательству РФ, союз исключает одновременное нахождение коммерческих и некоммерческих организаций. Ассоциации создаются для представления интересов компаний и для координации их деятельности.
  4. Потребительский кооператив. Он представляет собой ассоциацию граждан и (или) юридических лиц на добровольной основе, главной целью которой является удовлетворение различных потребностей своих пайщиков. Пайщиками называют людей, которые сделали и являются участниками объединения. В качестве пайщиков потребительского кооператива могут выступать как обычные граждане, так и юридические лица.
  5. союз людей, который был основан с целью совместного вероисповедания и его распространения. К признакам религиозного объединения можно отнести обучение своих последователей, совершение богослужения, вероисповедание. Участниками такого союза могут являться только физические лица.

Общественное объединение труда

Эта кооперация представляет собой союз людей, которые объединились для получения необходимого продукта производства с помощью совместных усилий. Чаще всего общественная организация труда имеет два направления: правовое и техническое. Право призвано регулировать общественные отношения в процессе труда. Техническое направление состоит в правилах работы над необходимым продуктом.

В настоящее время почти не встречаются различные виды такой организации в чистом виде, так как все типы объединений труда относятся к истории. Виды общественной организации труда:

  • первобытно-общинный;
  • рабовладельческий;
  • феодальный;
  • капиталистический;
  • социалистический.

Как уже было отмечено, эти все типы являются формальными и практически не встречаются в современном мире.

Физкультурно-спортивные организации

Данные объединения могут относиться как к типу некоммерческих организаций, так и к типу коммерческих. Эти организации призваны развивать физкультуру и спорт среди различных групп людей, создавать все необходимые условия для укрепления здоровья лиц, участвующих в спортивных соревнованиях, обеспечивать принадлежностями, которые необходимы для тренировок.

Из-за ухудшения здоровья граждан в последнее время физкультурно-спортивные организации стали очень популярны. Они смогут поднять уровень физической культуры людей, а вместе с ним и здоровье.

Коммерческие объединения такого типа выделяют в качестве основной цели получение прибыли и могут создаваться в товариществ, унитарных предприятий и т. д.

Некоммерческие объединения не ставят цель поучения прибыли. Прежде всего, они призваны для удовлетворения потребностей граждан. Доход, который имеет такая организация, не распределяется между её членами, а идёт на выполнение необходимых задач.

Виды общественных спортивных организаций достаточно разнообразны. Среди них:

  • спортивные клубы, которые функционируют на самостоятельной основе в различных учреждениях;
  • детские спортивные школы, находящиеся в ведении государственных органов;
  • научные объединения в области физкультуры и спорта;
  • общероссийские физкультурно-спортивные организации;
  • Олимпийский комитет страны.

Общественно-политические организации

Особенностью таких объединений является то, что они не относятся к государственным организациям, но в той или иной степени принадлежат к политической системе страны. Это могут быть как организации, оказывающее прямое влияние на политические решения в стране, так и объединения, не имеющие строгой организованности и структуры.

Главной целью таких объединений является воздействие на власть, однако, как правило, общественно-политическая организация власти, как таковой, не добивается. Основными принципами общественно-политического объединения являются добровольность и солидарность членов. Существует огромная классификация таких объединений. Здесь будут рассмотрены основные виды общественно-политических организаций.

В соответствии с отношением к существующему строю:

  • консервативные;
  • либеральные;
  • революционные.

По степени организации:

  • слабоорганизованные;
  • высокоорганизованные;
  • стихийные;
  • разрозненные.

По масштабам действия:

  • международные;
  • региональные;
  • республиканские;
  • местные.

Государственные общественные организации

Такие объединения не являются самыми популярными и существуют в малом количестве. Виды государственных общественных организаций представлены ниже.

Организация, которая не имеет членства, и создаётся Российской Федерацией на основании имущественного взноса. Целью является выполнение общественно полезных функций. Государственная корпорация создаётся в соответствии с Федеральным законом, и всё имущество находится в её собственности. Эта организация использует своё имущество в благих целях, определённых законом.

Бюджетное учреждение - организация, основанная органами государственной власти для достижения социально-культурных, научно-технических и иных целей. Деятельность данной организации финансируется из соответствующего бюджета.

Заключение

Виды общественных организаций включают в себя огромное количество различных объединений, и каждое из них имеет свои какие-то особенности, преимущества и недостатки. Но все организации имеют одинаковые принципы создания, среди которых выделяют: добровольность, равенство перед законом, легальность, общедоступность информации, гласность деятельности, самоуправление.

В развитых государствах огромной социально-экономической и политической значимостью характеризуются общественные объединения. Их сущность может предполагать осуществление самого широкого спектра активностей. Общественные объединения могут выражать интересы как небольшой группы людей, так и огромных по численности социумов. Соответствующие структуры могут вести активности как локальные, так и осуществляемые в мировом масштабе. В России деятельность общественных объединений регулируется на самых разных уровнях источников права. Ключевые правовые положения, имеющие отношение к данной области, закреплены в Конституции РФ. Каковы иные примечательные нюансы работы общественных объединений в РФ? Какие виды ассоциаций могут вести деятельность в России?

Определение термина

Что такое «общественное объединение»? Определение данного термина дается в российском законодательстве. В ФЗ «Об общественных объединениях» сказано, что под рассматриваемым словосочетанием следует понимать ассоциацию, которая ведет активности на территориях, которые составляют более половины субъектов РФ и обладает структурными подразделениями (например, филиалами и представительствами). В соответствии со статьей 47 данного ФЗ, общественное объединение следует считать международным, если за рубежом присутствует хотя бы одно из его структурных подразделений.

Рассматриваемый термин может трактоваться иными способами. Так, есть точка зрения, по которой под общественным объединением следует понимать добровольное, самоуправляемое, функционирующее на некоммерческих началах формирование, которое создается по инициативе жителей государства, решивших объединиться, исходя из общности интересов.

Классификация общественных объединений

Есть достаточно много оснований для классификации общественных объединений. Таковым может быть характеристика социальной группы, которая соответствующим образом консолидирует свои активности. Например, если это профессиональное сообщество, то оно, скорее всего, будет относиться к категории массовых объединений. Если это любители творчества, то это будет самодеятельный коллектив. Если это сторонники здорового образа жизни, то они, вероятно, будут формировать общественное движение.

К категории массовых принято относить детские, молодежные общественные объединения, религиозные организации, профсоюзы, кооперативы. Другой критерий классификации организаций рассматриваемого типа - масштабы деятельности. Есть местные общественные объединения, работающие в конкретном городе или муниципалитете. Есть региональные, федеральные и международные организации.

Как правило, любое основание для классификации общественных объединений предполагает деление структур на дополнительные группы. Например, если речь идет о профсоюзах, то они могут быть классифицированы по отраслевым признакам, географии деятельности.

Группы интересов и лобби

Весьма интересны такого типа ассоциации, как группы интересов. Дело в том, что они могут не иметь статуса общественного объединения. Более того, соответствующие группы могут функционировать вне каких-либо идеологических ориентиров, органов управления. Их государственная регистрация практически невозможна в силу того, что у подобных ассоциаций обычно не бывает учредителей.

Подобная неопределенность в статусе, с одной стороны, не позволяет подобным структурам рассчитывать на права общественных объединений, с другой - дает возможность вести различные неофициальные активности, если, конечно, они не запрещены законом. Таковым может быть лобби. Есть достаточно много его разновидностей. Есть парламентские и правительственные лобби. Первые могут иметь каналы воздействия на законотворческий процесс, вторые - на исполнительную власть.

В некоторых случаях участниками соответствующих коммуникаций могут быть представители официальных общественных объединений. Но их активности, как правило, ограничены уставом и иными ориентирами, принятыми за основу деятельности. Поэтому чаще всего диалоги с властью в формате лобби осуществляют люди, не имеющие обязательств перед официальными общественными структурами. Но на практике их способность «лоббировать» нужные решения на различных уровнях государственной власти может оказываться существенно выше, чем у объединений, которые носят официальный статус.

Клубы по интересам

Достаточно близкой к группам интересов, занимающихся лобби, формой общественных активностей можно считать клубы. Их основная специфика - в них собираются люди, которые изначально не ставят задач, связанных с коммуникацией с государственными структурами и лоббированием. В клубах по интересам люди общаются, развлекаются, дискутируют, обсуждают какие-либо значимые события. Подобные учреждения чаще всего не имеют официального статуса - как и группы по интересам.

Вместе с тем клубы могут формироваться участниками действующих общественных объединений. Например, профсоюз, с одной стороны, может консолидировать активности IT-специалистов, с другой - становиться базой для организации клуба любителей языка Pascal. Первое направление активностей может включать некие общественно значимые коммуникации, второе - предполагать взаимодействие людей, объединенных общим увлечением. Клубы, безусловно, также могут быть и политическими, но активности в рамках них, как правило, не предполагают коммуникаций с действующими органами власти и партиями. Люди ограничиваются общением на политические темы на досуге, обмениваются мнениями, дискутируют.

Исторические разновидности общественных объединений

Рассмотрим некоторые наиболее примечательные исторические разновидности общественных объединений.

В числе таковых можно выделить:

  • антивоенные организации (первые из них появились после Второй мировой войны в целях недопущения появления и распространения в обществе милитаристских идей);
  • национально-освободительные структуры (их деятельность направлена на преодоление наследия колониализма);
  • индустриальные движения (как правило, это профсоюзы работников различных промышленных сфер в развитых странах);
  • экологические ассоциации;
  • детские общественные объединения;
  • молодежные ассоциации;
  • региональные организации (их деятельность может быть направлена на обеспечение сохранности локальных культур, самобытности, социальных принципов, ставших традициями на той или иной территории).

Общественные ассоциации могут возникать как результат технического прогресса. Например, по ряду признаков таковыми могут быть группы в соцсетях, форумы и иные форматы виртуальных коммуникаций.

Социально значимые активности объединений

Как правило, в каждой ассоциации реализуются некие социально значимые активности. Таковыми могут быть:

  • материальная поддержка нуждающихся лиц;
  • психологическая и моральная помощь людям, которые находятся в сложной ситуации;
  • организация образовательных, адаптационных программ для различных категорий граждан;
  • правовая поддержка, предоставление юридических консультаций тем, кто в них нуждается;
  • реабилитационные мероприятия, направленные на поддержку социально незащищенных групп граждан.

Активности общественных объединений необязательно могут быть связаны с предоставлением помощи и поддержки. Часто деятельность соответствующих структур сопряжена с организацией досуга, развлечениями, научной работой, природоохранной деятельностью. Активности общественных объединений также могут быть направлены на профилактику различных негативных социальных явлений.

Социальная функция общественных объединений

Деятельность общественных объединений в любой развитой стране характеризуется высокой значимостью с точки зрения обеспечения стабильности социума и государства в целом. Человек по природе - субъект, ориентированный на социум. Потребности людей в самореализации, как правило, предполагают их активные коммуникации с обществом. Рассматриваемые объединения - один из самых доступных и действенных механизмов взаимодействия человека и общества. Деятельность соответствующих структур полезна также и с точки зрения экономического развития государства. Активности общественных организаций могут быть направлены на улучшение правового регулирования тех или иных сфер хозяйственного развития, на повышение эффективности труда за счет освоения трудящимися новых знаний.

Кто может быть учредителем общественного объединения?

В общем случае учредителем общественного объединения может быть совершеннолетний гражданин либо другое юридическое лицо. Члены и участники ассоциаций, как правило, также должны быть совершеннолетними. Детские общественные объединения могут включать членов и участников в возрасте 8 лет. Тот факт, что гражданин принадлежит какой-либо ассоциации или, наоборот, не входит в какую-либо из них, не может быть основанием для ограничения его прав и свобод, либо предоставления ему со стороны государства льгот и преференций.

Государственная регистрация: устав и иные документы

Объединения рассматриваемого типа, работающие в РФ, должны проходить государственную регистрацию. Каковы нюансы данной процедуры?

Регистрация общественных объединений предполагает, прежде всего, сбор ряда необходимых документов. В числе таковых:

  • заявление, которое должно быть подписано уполномоченным субъектом - в двух экземплярах;
  • устав - в 3-х копиях;
  • выписка из протокола, составленного на учредительном съезде;
  • данные об учредителях - в 2 экземплярах;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • документы, подтверждающие право на пользование теми или иными продуктами интеллектуальной собственности.

Главный источник, используемый при регистрации общественного объединения - устав. В нем излагаются основные сведения, касающиеся специфики работы ассоциации, цели ее создания, идеологические моменты, структура учреждения. Как правило, общественные структуры в своей деятельности придерживаются только тех формулировок, что присутствуют в уставе.

Государство может отказать учреждению в регистрации, если: устав общественного объединения противоречит законам РФ, документы предоставлены не полностью, указанные в заявлении лица не могут быть учредителями структуры, документы недостоверны, наименование создаваемой организации - некорректно.

Если регистрирующий государственные орган отказывает учреждению во внесении сведений о нем в соответствующие реестры, то данное решение должно быть мотивировано в письменном виде. Организация, получившая отказ в регистрации, может обжаловать действия конкретного подразделения компетентного госоргана в вышестоящих структурах либо в суде. Учреждение в любой момент вновь подать заявление на внесение сведений в государственные реестры - если причина, по которой компетентный орган отказал в регистрации организации, устранена (например, необходимые документы собраны в полном комплекте).

Пошлина за регистрацию

Для того чтобы зарегистрировать общественное объединение, нужно уплатить в бюджет предусмотренную законом пошлину. Если речь идет о создании юридического лица, то соответствующий сбор составляет 4 тыс. руб. Государственная регистрация общественных объединений инвалидов, а также структурных подразделений подобных учреждений предполагает уплату пошлины в размере 1400 руб. Изменения, которые могут вноситься в учредительные документы соответствующих организаций, также принимаются регистрирующими органами при условии перечисления сбора государству - в размере 100 руб. Аналогичное действие для юрлиц, а также ликвидация подобных структур предполагает уплату госпошлины в размере 800 руб.

Законное право на объединение

Рассмотрев то, что такое общественное объединение, а также изучив основные сведения, касающиеся регистрации подобных структур, исследуем подробнее то, как раскрывается сущность соответствующих ассоциаций в различных источниках права. Начнем с главного закона Российского государства - Конституции.

В соответствии со статьей 30 данного источника права, каждый гражданин РФ имеет право объединяться с другими. Подобная преференция предполагает создание на добровольной основе различных общественных объединений с целью обеспечения защиты интересов и достижения целей. Граждане РФ также имеют право вступать в существующие ассоциации, равно как и выходить из них. Общественные объединения и организации могут создаваться в России без согласования с органами власти.

Профсоюзы

Рассмотрим теперь некоторые разновидности ассоциаций, предусмотренных российским законодательством. В числе таковых - профсоюзы. Данные формы общественных объединений создаются гражданами, которые обнаруживают общность интересов в части профессиональной деятельности. Профсоюзы регистрируются с целью обеспечения представительства участников в тех или иных правоотношениях, а также защиты их интересов и прав.

Создавать соответствующие общественные структуры могут граждане в возрасте от 14 лет, если они трудоустроены. Профсоюзы призваны не только защищать экономические интересы трудящихся. Их роль также заключается в решении социальных и политических задач - например, в части обеспечения занятости, своевременной выплаты государственных пособий, законотворческой политики в сфере трудовых правоотношений.

Методы профсоюзов могут быть самыми разными. Так, активности соответствующих структур могут заключаться в ведении переговоров, проведении встреч, мирных митингов. Но в некоторых случаях руководства профсоюзов организуют забастовки, манифестации, различные акты неповиновения власти. Закон об общественных объединениях РФ гарантирует независимость профсоюзов от решений органов власти, позиции работодателей, партий и иных структур. Вмешательство каких-либо субъектов в деятельность профсоюзов не допускается.

Политические партии

Если рассматривать иные распространенные виды общественных объединений, то стоит, конечно же, изучить специфику политических партий. Подобные структуры создаются с целью обеспечения участия граждан РФ в управлении государством посредством выражения политической воли, участия в различных акциях, демократических процедурах.

Политические партии призваны представлять интересы жителей страны в органах власти. Статус общественных объединений соответствующего типа, как правило, предполагает формирование депутатских списков на выборах. Членом партии может быть совершеннолетний гражданин РФ. Вступление в соответствующие структуры - добровольное, выход - тоже. Однако гражданин может быть в составе только одной партии.

Признаки политических партий

Политические партии как отдельная разновидность общественных объединений имеют ряд признаков. Прежде всего, это автономия - прослеживаемая как в юридическом контексте, так и идеологии. Общественно-политические объединения, как правило, формируются людьми, для которых близки определенные идеологические убеждения, несхожие с теми, что составляют идейную основу работы иных ассоциаций.

Деятельность политических партий не связана с коммерческой сферой. Активности соответствующих объединений базируются на гласности, открытости, выражении мнений и позиций публично. В большинстве случаев создавать политические партии могут только граждане той страны, в которой объединение будет взаимодействовать с государственной властью. То же самое касается и членства в соответствующих организациях. Но в некоторых странах закон об общественных объединениях позволяет вступать в партии гражданам других государств.

Механизмы формирования партий

Основной механизм, в рамках которого осуществляется создание партии - созыв учредительного собрания. На нем должно присутствовать минимальное количество граждан, которые имеют право на вступление в соответствующее политическое объединение. В большинстве европейских государств данный показатель - несколько десятков человек. В ряде случаев учреждение партии должно осуществляться особой комиссией. Ее численность может быть существенно меньше, чем в случае с учредительным собранием.

При первом сценарии предполагается избрание главы партии, а также ее секретаря, формируется протокол о создании ассоциации. Одновременно с ним, как правило, принимается устав организации, включающий основные программные положения, которых будет придерживаться партия в ходе политической деятельности. В России соответствующие объединения должны регистрироваться, но во многих зарубежных странах подобная процедура не обязательна.

Некоммерческие организации

Изучим иные виды общественных объединений. Полезно будет изучить сущность некоммерческих организаций. Их принципиальное отличие от политических партий в том, что учреждение подобных структур не предполагает участия граждан в управлении государством. Несхожесть НКО с профсоюзами в том, что в ряды первых могут вступать люди, не трудоустроенные где-либо, а также не преследующие достижения целей, связанных с профессиональной деятельностью.

Главная мотивация учредителей НКО - защита интересов конкретных социальных групп. При этом в некоторых случаях активности некоммерческих организаций могут быть связаны с политикой. НКО можно классифицировать на несколько разновидностей: организации, объединения, а также учреждения самодеятельности.

Особенности работы общественных объединений за рубежом

Изучим то, какова специфика активностей общественных объединений за рубежом. Говоря о профсоюзах, можно отметить, что их деятельность в России и западных странах схожа. Деятельность общественных объединений соответствующего типа предполагает защиту интересов рабочих и служащих тех или иных отраслей. При этом практическое влияние профсоюзов в западных странах на органы власти может быть более выраженным, чем в России. Так, довольно часто в других государствах принимаются законы или поправки в них именно как результат деятельности профессиональных организаций.

В западных странах значимую социальную роль играют также предпринимательские объединения - такие как, например, союзы работодателей либо коммерческие ассоциации. Их влияние прослеживается также и на уровне коммуникаций с государственными структурами власти. Подобные объединения могут иметь сильное парламентское лобби. Участие общественных объединений на Западе также имеет большое значение в сельскохозяйственной сфере. Создаются фермерские союзы, также способные влиять на законотворческий и административный процессы.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.Членами общественной организации могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения.Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов.Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда. Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе, - на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях – решением суда.

Еще по теме 35. Общественные объединения (организации) как юридические лица.:

  1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) обществен­ных объединений граждан по ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями на 29.06.2004 г.). Полномочия государства по контролю и надзору за организацией и деятельностью общественных объединений граждан.
  2. § 3. Корпоративные объединения В настоящем параграфе будут рассмотрены формы корпоративных предпринимательских объединений, не обладающих статусом юридического лица. 3.1. Объединения горизонтального типа Полное товарищество (генеральное партнерство)
  3. 14. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ
  4. § 3. Волевой акт (решение) коллегиального органа юридического лица как форма правила поведения, составляющего волю юридического лица
  5. 9.2. Организационно-правовые формы общественных объединений. Принципы организации и деятельности
  6. Общественные объединения как субъекты избирательного права
  7. 7.4 Общественные объединения как субъекты политической системы общества
  8. 3.Полномочия государства по контролю и надзору за организацией и деятельностью общественных объединений граждан
  9. § 3. Общественные объединения как субъекты административно-правовых отношений
  10. Возможность создавать новые юридические лица (п. 5 ст. 66 ГК РФ), участвовать в некоммерческих организациях. включая ассоциации и союзы юридических лиц (ст. 121 ГК РФ); возможность участвовать в управ.1ении внутренними делами других организаций.

В общественных объединениях установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Обязательное указание на территориальную сферу деятельности общественного объединения должно содержаться в названии организации . Существуют четыре территориальных вида общественных объединений:

  1. Общероссийское общественное объединение может осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В настоящее время в составе РФ - 85 субъектов. Отсутствие необходимого количества структурных подразделений является нарушением и может повлечь за собой ликвидацию общественного объединения. Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения .
  2. Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Для получения данного статуса достаточно иметь отделения минимум в 2 субъектах РФ . Межрегиональные общественные объединения имеют особую структуру, которую, как правило, составляют региональные и местные отделения.
  3. Региональное общественное объединение , деятельность такого объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта . Например, Московская общественная организация защиты прав потребителей, как следует из самого названия организации, действует на территории Москвы.
  4. Местное общественное объединение ведет свою деятельность в пределах территории только одного органа местного самоуправления. Например, Местная общественная районная организация автомобилистов Лосиноостровская, действует на территории внутригородского муниципального образования Лосиноостровское города Москвы.

Отделения вправе приобретать права юридического лица и вправе также осуществлять деятельность на основании своих уставов , зарегистрированных в установленном порядке. При этом цели и задачи отделений не должны противоречить уставу головного общественного объединения. Именно возможность регионального отделения стать самостоятельным юридическим лицом приводит к тому, что при создании регионального отделения, в нем должно быть не менее трех членов - представителей данного региона. Так как общественное объединение создается по инициативе учредителей - не менее трех физических лиц и (или) общественных объединений.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст.5).

Действие рассматриваемого закона распространяется на все общественные объединения, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и созданных ими некоммерческих союзов (ассоциаций) (ч.1 ст.2). Применительно к данной правовой норме можно задавать вопросы о целесообразности или нецелесообразности указанных исключений, но первая проблема, возникающая в связи с исполнением данного закона, заключается, на наш взгляд, в том, что действие закона без всяких существенных исключений распространяется на деятельность всех созданных общественными объединениями на территории РФ их структурных подразделений: и организаций, и отделений, и филиалов, и представительств, включая представительства иностранных некоммерческих неправительственных объединений (ч.2 ст.2)».

Суть проблемы в том, что общественное объединение, пройдя все бюрократические препоны и препятствия своего создания на федеральном уровне, по сути дела должно проходить все эти бюрократические процедуры и придирки также и на региональном уровне в каждом субъекте федерации при создании там либо региональной организации, либо отделения, либо филиала, либо представительства. Закон не уточняет и не разграничивает все эти формы внутренних подразделений общественного объединения. Закон лишь определяет, что процедура регистрации для всех этих подразделений в регионах одна и та же, что и на федеральном уровне (с незначительными упрощениями, как будет отмечено ниже).

Учредителями и членами общественного объединения могут быть физические лица (не менее трех) и юридические лица - общественные объединения (иные юридические лица - государственные органы и учреждения, предприятия и другие коммерческие организации - учреждать общественные объединения не могут). Вновь созданное общественное объединение должно прежде всего созвать учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором следует принять решение о создании самого объединения и о регистрации его устава, сформировать его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Резолютивная часть постановления съезда (конференции) должна, следовательно, выглядеть примерно так:

«1. Создать общественную организацию «Общество любителей живой природы «Зеленая планета»;

2. Утвердить Устав общественного объединения «Общество любителей живой природы «Зеленая планета».

Постановления о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов общественного объединения разумнее принимать отдельно.

С момента принятия таких решений объединение считается созданным (ст.6, 18).

Определить организационно-правовую форму общественного объединения необходимо с учетом поставленных целей и задач. При выборе организационно-правовой формы необходимо учитывать, что действующее законодательство разрешает создавать общественные объединения - юридические лица только в тех формах, которые прямо предусмотрены законом. Для упрощения процедуры выбора необходимо ответить на два вопроса:

1. Будет ли ваше общественное объединение основываться на членстве, и если будет, то юридические или физические лица будут являться членами объединения, либо те и другие вместе.

2. Кто будет являться учредителем объединения.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

1. Общественная организация . Общественное объединение, основанное на членстве, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей. Членами организации могут быть физические и юридические лица (данное положение указывается в одном из пунктов устава). Высший руководящий орган - съезд (конференция). Постоянно действующий руководящий орган - выборный коллегиальный орган подотчетный съезду (конференции). Такой орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член не имеет права собственности на долю этого имущества. Структурные подразделения (отделения) осуществляющие свою деятельность на основе единого устава организации имеет право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними. В общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества является союз (ассоциация). Территориальные же организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества.;

2. Общественное движение. Общественное объединение, массовое , состоящее из участников и не имеющее членства, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками движения. Высший руководящий орган - съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган - выборный коллегиальный орган подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. Такой орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом. От имени общественного движения права собственника имущества, поступающего в общественное движение, а также созданного и (или) приобретенного им за счет собственных средств, осуществляют его постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставе.;

3. Общественный фонд . Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся формированием имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных поступлений и использованием его на общественно полезные цели. Такое имущество не является собственностью учредителя или управляющего имуществом такого фонда. Руководящий орган формируется учредителями и (или) участниками, либо решением учредителей, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. От имени общественного фонда права собственника имущества осуществляют его постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставе.;

4. Общественное учреждение. Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся оказанием конкретного вида услуг, соответствующим уставным целям. Управление осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). Общественное учреждение, созданное и финансируемое собственником (собственниками), в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет право оперативного управления. Общественное учреждение получает имущество на праве оперативного управления от учредителя (учредителей). В отношении такого имущества общественное учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с его уставными целями. Общественное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом без письменного разрешения собственника.;

5. Орган общественной самодеятельности. Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся совместным решением различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей. Такое объединение формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятом на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов и организаций. Субъектом права собственности в органе общественной самодеятельности является сам орган общественной самодеятельности, за которым после его государственной регистрации закрепляются права юридического лица.

Указанный перечень организационно-правовых форм является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Но при этом в этой же статье закона вводятся понятия политических общественных объединений: политических организаций, политических партий и политических движений, организационно - правовыми формами которых закон определяет ту же общественную организацию (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения) (ч.2 ст.7). Возникает вопрос - зачем установлено такое смешение понятий?.

Практика отвечает на этот вопрос многочисленными придирками чиновников различного уровня в том плане, что произвольно устанавливаются различного рода запреты на названия тех или иных объединений как политической организации или политической партии, или политического движения, и обосновывается это тем, что закон предусматривает только такие организационно-правовые формы, как общественные организации или общественные движения. И такие придирки из формальных очень быстро превращаются в принципиальные, препятствующие регистрации таких политических объединений и их структурных подразделений, в частности, на региональном уровне, для которых государственная регистрация является обязательной.

Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности.

В зависимости от территориальной сферы деятельности российские общественные объединения делятся на:

- общероссийские , которые имеют свои структурные подразделения (организации, филиалы, отделения и представительства) и таким образом осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации,

- межрегиональные, имеющие свои подразделения и осуществляющие свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ,

- региональные , деятельность которых осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ и

- местные , действующие в пределах территории органа местного самоуправления (ст.14).

Общероссийское общественное объединение может без специального разрешения использовать в своем названии наименования «Россия» или «Российская Федерация», или соответствующие словосочетания. Личное имя гражданина может быть использовано в названии объединения только с письменного согласия его или его законных представителей.. Название не должно оскорблять нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Символика общественных объединений не должна совпадать с какой-либо государственной символикой и нарушать чьи-либо права на интеллектуальную собственность.

Еще одна проблема, над которой необходимо подумать до государственной регистрации, - как будут описаны в уставе направления деятельности организации. В отличие от коммерческих структур, которые могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, общественные объединения могут иметь гражданские права, только соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Крайне принципиальным для регистрирующих и других государственных чиновников, кроме всего прочего, является требование вновь введенной статьи 12.1. закона о том, что в уставе политического общественного объединения в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов (ч.1 ст.12.1.). При отсутствии такого указания в уставе политическая организация не будет допущена к участию в выборах: избирательная комиссия откажет в регистрации кандидатов на выборные должности, выдвинутых этой организацией, равно как и в регистрации самой организации (в случае голосования по спискам избирательных объединений, блоков и политических партий).

Граждане, желающие создать именно политическое общественное объединение и участвовать в дальнейшем в выборах очень рискуют, если осмелятся каким-либо образом изменить указанную выше формулировку закона или что-то из нее исключить.

Проблема заключается в том, что, с одной стороны, закон гарантирует право граждан по своему выбору создавать общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти, но, с другой стороны, ставит под условие государственной регистрации приобретение этим объединением права юридического лица (ч.ч.3,4 ст.3).

На практике указанная гарантия означает «чистой воды» фикцию, поскольку ни одно такое общественное объединение не сможет функционировать нормально, не будучи юридическим лицом: оно не сможет открыть свой счет в банке, не сможет арендовать помещение и т.д. и т.п., поэтому оно вынуждено добиваться государственной регистрации.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает только с момента государственной регистрации данного объединения (ч.4 ст.18).

Политическое общественное объединение подлежит государственной регистрации в обязательном порядке (ч.2 ст.21).

Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации, межрегионального - органом юстиции по месту нахождения постоянно действующего его руководящего органа, регионального и местного - органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.ч.3,4,5 ст.21).

С момента возникновения правоспособности, государственной регистрации в качестве юридического лица, законом прямо указывается, что для осуществления своих уставных целей общественное объединение имеет право:

а) свободно распространять информацию о своей деятельности;

б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными действующим законодательством;

в) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

г) учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

д) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

е) выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

ж) участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах;

з) выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения).

Наравне с указанными выше правами общественное объединение несет определенные обязанности, среди которых:

а) соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

б) ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

в) ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

г) представлять по запросу органа, регистрирующего, общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

д) допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

е) оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ.

Неисполнение вышеперечисленных обязанностей дает основание органу регистрирующему общественные объединения вынести руководящим органам общественного объединения письменное предупреждение с указанием конкретных оснований такого предупреждения.

Общий надзор за соблюдением законов общественными организациями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Вообще же контроль за соблюдением общественным объединением существующих норм и стандартов могут осуществлять различные органы государственного надзора и контроля (пожарные, экологические и иные).



Налоги и платежи