Искусство создания художественной фотографии. Фотография - это искусство. Бытовые или жанровые фотографии

Фотография фотографии рознь.

Снимки часто делаются только для того, чтобы остановить какие-то мгновения, сохранить память о событиях или местах, где человек побывал - мы называем этот жанр "Я и пальма". Но иногда хочется снять нечто такое, что будет пробуждать эмоции независимо от воспоминаний, хочется сделать снимок, который будет висеть на стене так, как будто он открывает окно в какой-то другой мир, - туда, где мы еще не были и вряд ли уже будем. Окно в мир искусства.

Да-да, это будет именно искусство, которое вы создали сами - не Микеланджело, не Сарьян и не Малевич - именно вы. А почему нет? Это доступно каждому. Надо только захотеть.

Именно тем, кто стремится делать такую фотографию, и пригодится наша Азбука. Для фотосессий класса "Я и пальма" все эти знания абсолютно не нужны - современные цифровые камеры настолько просты в обращении и настолько сложны внутри, что позволяют снимать "хроники жизни" без малейших усилий, без духовной перегрузки - и с великолепными результатами, которыми можно под завязку набить толстенький альбомчик 10х15.

Как определить - искусство или нет?

Если при взгляде на чужую фотографию вам жаль, что не вы ее сделали - это искусство. Шутка. Но только почти.

Положим, свои шедевры мы всегда знаем - только не нужно пытаться убеждать себя в обратном. Некоторые фотографы так упорно стараются добиться абсолютного совершенства, что простыми рядовыми удачами пренебрегают. И тем самым обедняют и себя, и нас. Другие же, напротив, каждый свой снимок видят только в розовом фильтре и лишают себя роскоши критической оценки.

Если вам удастся избегнуть таких крайностей (а крайности всегда крайне вредны), то останется только прислушаться к внутреннему голосу. Своему. Он вас никогда не обманет. Ведь главное - чтобы снимок нравился вам самому. Создателю.

И если вам снимок нравится - это искусство. А настоящее искусство достойно выхода в массы - в печать и в свет.

Печать как заветный результат

Ваш замечательный снимок станет настоящим шедевром лишь после того, как Вы его представите на суд зрителя. Хотя, уже на пороге времена, когда в галереях или на стенах квартир будут висеть плазменные панели для демонстрации картин (настольные электронные рамки уже вовсю продаются в магазинах), но самым простым способом овеществления шедевра все-таки остается печать.

После появления более-менее дешевых струйных принтеров стало возможно печатать фотографии прямо на дому, а главное - стало возможно управлять качеством и процессом печати.

Управлять процессом - это очень важно. Наверное, каждый владелец камеры хотя бы раз оказывался в такой ситуации: приходите вы в лабораторию получать фотографии, а они...

  • слишком красные...
  • слишком синие...
  • слишком мутные!
  • ...да это вообще не ваши фотографии!!!

Поэтому печатать снимки дома - надежнее. Придется потратиться на бумагу (которая чем лучше - тем дороже!) и на чернила (которые бывают оригинальные - т.е. от производителя вашего принтера, а бывают дешевле - т.е. не от производителя вашего принтера).

Сделать качественный отпечаток дома не так уж просто. Прежде всего, принтер и монитор нужно откалибровать, для чего придется воспользоваться специальным оборудованием. Понадобятся также навыки в управлении цветом (color management), изменении контраста, цвета, насыщенности и многих других характеристик изображения. Обо всем этом можно прочитать в нашей Азбуке.

Впрочем, можно и не заниматься всем этим самому - достаточно найти профессионалов, которые за разумные деньги сделают все за вас. В последнее время таких сервисов появляется все больше и больше. Здесь важно не ошибиться в выборе. И для этого вам опять-таки полезно будет дочитать до конца нашу Азбуку - ведь если даже вы будете обрабатывать и печатать свои шедевры не сами, то знакомство с этими технологиями позволит вам осознанно выбрать наиболее профессионального исполнителя ваших заказов.

Во время зарождения фотографии в эстетике господствовало мнение о том, что искусством может быть лишь рукотворное произведение. Изображение же действительности, полученное с помощью технических физико-химических методов, не могло даже претендовать на подобный статус. И хотя уже первые фотографы, тяготевшие к художественности изображения, проявляли немалую композиционную изобретательность для отображения реальности (порой изменяя её до неузнаваемости), в систему общественных ценностей и приоритетов в роли одной из муз фотография долго не вписывалась.

Впрочем, все современные виды "технических искусств" - фотография, кино, телевидение - пережили подобную эволюцию: в начале своего существования были своего рода забавными аттракционами, затем техническими средствами передачи информации и лишь в процессе создания нового художеств, языка в рамках этих информативно-коммуникационных систем произошёл переход к коммуникативно-художественным функциям. Это не означает, однако, что проблема взаимоотношения фотографии и искусства не обсуждалась. Французский фивописец Деларош (1797- 1856), подчёркивая возможности, открываемые фотографией, писал: "Живопись умерла с этого дня". В противовес этому один немецкий журнал утверждал противоположное: "...Открытие фотографии имеет высокое значение для науки и весьма ограниченное для художества". В 1913 г. рижский журнал по практической и художественной фотографии "Лучи" ("Stari") опубликовал спец. статью "фотография и искусство", обсуждавшую вопрос о том, является ли фотография искусством или же только практическим, прикладным умением, в котором основную роль играет владение техникой. Автор этой статьи пришёл к выводу, что вопрос о том, является ли фотография искусством, будет иметь силу до тех пор, пока будет существовать фотография. Вопрос о технической стороне не нов для искусства, только в фотографии он проявился с исторически новой стороны. Владение фототехникой, овладение мастерством здесь выглядят более лёгкой задачей, чем, например, овладение техникой игры на музыкальном инструменте. Эта лёгкость и вводит в заблуждение критиков фотографии как искусства. Художник Деларош увидел в новом явлении его художественные особенности и его мощный художественный потенциал.

В первые годы после своего возникновения (период дагерротипии) фотография была отнесена общественным мнением и специалистами из разных областей культуры к числу забавных безделушек. Фотография этого периода не обладала ещё ни документальностью, ни информативностью, ни свободой световых решений и находок, т. е. ни одной из тех особенностей, которые сегодня теория рассматривает как определяющие для фотографии. Развитие фотографии во многом определяли общественные потребности. Возникновение газетной индустрии направило фотографию в русло репортажности. В то время, когда на основе фотографии появились первые "движущиеся картинки" (кино), сам фотоснимок представлял собой скромное документальное свидетельство, уступая в выразительности и изысканности живописи и графике. Вокруг фотографии постоянно возникали теоретические споры: можно ли сравнивать фотографию с живописью в плане художественной ценности? Не является ли фотография вырождающейся живописью, для которой техника заменяет мастерство художника? И наоборот, не является ли фотография современной разновидностью живописи, перенимающей и углубляющей её функции, модификацией живописи в технической цивилизации, изменяющей культурную и эстетическую значимость традиционной живописи? Но это - не более, чем противопоставление двух явлений художественной жизни, двух видов искусства, явно тяготеющих друг к другу и взаимодействующих между собой. Фотография освободила живопись от утилитарной функции - изобразительной фиксации факта, что ещё в эпоху Возрождения было одной из важнейших задач живописи. Можно сказать, что этим фотография помогла развитию живописи, способствовала полному выявлению её неповторимой специфики. Но и фотография многое вобрала в себя из многовекового опыта развития изобразительного искусства. Само видение мира "в кадре" есть наследие живописи. Рамка картины есть первая раскадровка действительности в истории культуры. Ракурс и построение перспективы, умение зрителя "прочесть" фотографию как плоскостное изображение объёмного пространства - всё это составляет великое культурное наследие, доставшееся фотографии от живописи. Влияние живописи на фотографию огромно. При этом задача фотографии двузначна, двупланова: с одной стороны, как можно более полно отделиться от живописи и определить свои собственные границы и возможности, свою специфику, с другой - наиболее полно освоить на собственной основе художественный опыт живописи.

Одна из центральных проблем идентификации любого вида искусствава - проблема его языка. Анализируя историю изобразительного языка фотографии, выделяют несколько периодов его развития. Вначале из-за неизбежной в прошлом длительности экспозиции фотографы предпочитали снимать монументальное, недвижимое (горы, дома). Для портретов же моделям приходилось надолго застывать. Портретируемые на фотографиях той поры напряжены, сосредоточены. Этот первый период начался в 1839 г. и продолжался как основной немногим более десятилетия. Второй период связан с появлением новой фототехнологии, позволившей уменьшить выдержку с десятков минут до секунд и одновременно расширившей возможности отражения всё более широкого круга объектов действительности. Фотографы стремились сделать объектом съёмки весь окружающий мир. Путешественники-фотографы объезжали многие страны, начали осваивать не только пространства, но и глубины общественной жизни, представлять на суд зрителей проницательные психологические портреты своих современников из различных социальных слоев в обобщённых образах. Естественность и бесхитростность фотографии создавали свежесть восприятия, очаровывали своей простотой.

В конце 19 - начале 20 в. в фотографии развивается метод, связанный с преднамеренным вторжением руки в создание произведения - пикториализм. Он неотъемлем от технического новшества - сухой технологии. Недостаток данной технологии (отсутствие богатства тональностей) компенсировался нанесением краски при печати. При создании произведения фотограф и художник чаще всего соединялись в одном лице. Фотоматериал рассматривался как "подстрочник" для перевода, требующий художественной обработки. Ручная интонация стушёвывала непосредственность фотоизображения. Попытку преодоления противоречий пикториализма предприняли художники, которые дисгармонии и репрезентации противопоставляли богатство тональностей, внутреннюю музыкальность, что органично присуще самой реальности, а не навязано ей искусственно. Во взаимоотношения форм вносилось глубокое человеческое чувство без какого-либо монтажа.

Фотография не бесстрастное зеркало мира, художник в фотоискусстве способен выразить своё личное отношение к запечатляемому на снимке явлению через ракурс съёмки, распределение света, светотени, передачу своеобразия природы, умение правильно выбрать момент съёмки и т. д. Фотохудожник не менее активен по отношению к эстетически осваиваемому объекту, чем художник в любом др. виде искусства. Техника фотосъёмки облегчает и упрощает отображение действительности. В этом плане удовлетворительно достоверное изображение можно получить с минимальной затратой времени на освоение процесса съёмки. Подобного нельзя сказать о живописи.

Технические средства фотографии свели до минимума затраты человеческих усилий для получения достоверного изображения: каждый желающий может фиксировать избранный им объект. Технологическая сторона съёмки находится в ведении фототехники. Здесь существуют свои традиции и специфические параметры мастерства. Однако при этом назначение техники другое: не обеспечение полного эффекта "подражания", а наоборот, вторжение, целенаправленная деформация отображения с целью выделения характера и значимости человеческого отношения к отображаемому.

Рассуждения о художественной природе фотографии возможны в основном в плане поиска и утверждения принципиального сходства с традиционными видами искусства (фотография - синтетическое новшество художественной культуры 20 в.) и в плане признания коренных особенностей фотографии, её кардинального отличия от традиционных видов искусства (фотография - специфическое новшество культуры 20 в.). Каждый из этих аспектов изучения имеет свою внутреннюю логику и только их гармоничное сочетание, а не абсолютизация одного за счёт игнорирования другого позволяет более-менее объективно определить художественные возможности и природу фотографии. О художественности произведения говорит переживание красоты, гармонии, чувство наслаждения, эффект личностно-воспитательного воздействия (последний, правда, достаточно трудно вычленить и зафиксировать сиюминутно и конкретно). Специфику фотографии как вида искусства составляет документальность, достоверность изображения, возможность увековечить мгновение. Нацелив внимание на фотопроизведение, можно выделить ряд значимых характеристик, раскрывающих особенности фотографии. Каждую из выявленных черт фотографии можно сопроводить подробным комментарием. Задача определения сущности фотографии как вида искусства заключается, во-первых, в выявлении того, насколько возможно абстрагироваться от природы материала и непосредственного "лобового" восприятия ради создания художественного образа и, во-вторых, какую социальную и культурную функцию выполняет та или иная художественная форма, сочетающаяся с определённым материалом, т. е. насколько чисто и адекватно художественная работа фиксируется самосознанием художника, а также общественным мнением и теоретическими формами осмысления художественной жизни. Специфика художественного образа в фотоискусстве состоит в том, что это изобразительный образ документального значения. Фотография даёт образ, сочетающий в себе художественную выразительность с достоверностью и в застывшем изображении воплощающий существенный момент действительности. Знаменитые фотографии, на которых запечатлены комбат, поднимающий солдат в атаку, встреча героев обороны Брестской крепости, сочетают в себе художественную силу и значение исторического документа.

Фотообраз, как правило,- изоочерк. Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки и изменений перенесены из сферы деятельности в сферу художественную. Однако фотография способна взять жизненный материал и как бы переломить действительность, заставив нас по-новому видеть и воспринимать её. Отмеченная закономерность действует на стыке информативно-коммуникативного и коммуникативно-художественного её значения: голый факт можно отнести к сфере информативной, но его художественная интерпретация уже будет явлением другого порядка. И именно эстетическое отношение фотографа к снимаемому факту определяет конечный результат и эффект снимка.

Рассматривая фотографию с художественной стороны, необходимо остановиться на её документалистской природе. Фотография включает в себя и художественный портрет современника, и сиюминутные пресс-фото (документ), и фоторепортажи. Разумеется, нельзя от каждого служебного информационного снимка требовать высокого искусства, но и нельзя в каждом высокохудожественном произведении видеть только видеоинформацию и фотодокумент. Документализм, подлинность, реальность - это главное в фотографии. В этом коренном её свойстве кроется причина глобального влияния фотографии на современную культуру. Другие качества фотографии, её особенности, их значение для культуры в целом выкристаллизовываются при сравнении фотографии и отдельных видов искусства. Документализм - качество, впервые проникшее в художеств, культуру с появлением фотографии. Будучи использованным в разных видах искусства, это качество, каждый раз преломломляясь сквозь их специфику, образовывало некоторое новое своё производное. Из других видов искусства эти обогащающие документальность производные возвращались в фотографию, расширяя и обогащая не только фонд художественной культуры, но и возможности эстетической практики фотографии как вида искусства. Нехудожественная фотография, т. е. документальная по используемым приёмам и журналистская по функциональному назначению, помимо информационной нагрузки несёт ещё и эстетическую. Фотожурналистика, как известно, прямо аппелирует к документальности, от рождения присущей фотографии и всем её разновидностям. Однако это свойство используется по-разному, в зависимости от задачи. В тех случаях, когда речь идёт о фотохронике - добросовестной, исчерпывающей, протокольно точной информации о событии - индивидуальность автора снимка себя не обнаруживает. Она целиком подчинена фиксации факта, предельной достоверности его отображения. Другое дело в фотопублицистике. Здесь фотограф тоже имеет дело с фактами действительности, однако, их подача осуществляется принципиально в авторском видении, они окрашиваются личной оценкой автора. Документальность и художественность в сфере фотоискусства сливаются, перекрывают друг друга. В целом же современная фотография существует в единстве всех её сторон - идейной и художественной, смысловой и выразительной, социальной и эстетической.

Отдельные аспекты фотографии как вида искусства проявляются в выборе цвета, художественного стиля, жанра, изобразительного языка, специфических приёмов обработки фотоматериалов, личностного отношения фотографа к создаваемому произведению и т. д. Цвет - один из важнейших компонентов современного фотоискусства. Он возник в фотографии под влиянием желания приблизить фотоизображение к реальным формам предметов. Цвет делает фотообраз внешне более достоверным. Этот фактор сначала вызвал потребность в раскраске кадров, а позднее дал толчок развитию цветной фотографии. Существенно здесь и влияние традиций живописи, в которой исторически нарастало смыслообразующее использование цвета. В своих высших достижениях художественная фотография не раз отвергала тезис о статичности своих изображений. И цвет в этом отрицании неподвижности играет не последнюю роль. На опыте цветных снимков можно сформулировать правила использования цвета в фотографии. Первое из них - снимать в цвете лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение, когда без цвета невозможно передать то, что замыслено. Второе правило: символика цвета, света, игры тонов и оттенков, накопленная и аккумулированная предшествующей культурной тенденцией, опытом старших видов искусства - живописи, театра и более поздних смежных технических - кино и телевидения, может эффективно использоваться в фотографии. Третье правило: использование контраста цветового для создания контраста смыслового. Фотография ещё не совсем освоила цвет. Ей предстоит полнее вобрать всю цветовую палитру мира. Цвет должен быть освоен фотографией эстетически, и стать средством не только изображения, но и концептуального осмысления реальности.

Художественный стиль - особая проблема в теории и практике фотографии. Она не решается в рамках вопроса о жанрах. В эмпирическом аспекте стиль - это и пастельные, акварельные кадры, и графически строгие фотоработы, и обобщённо "масляные" изображения вплоть до полной имитации фотосредствами живописи на холсте. Теоретически проблема стиля в эстетике разработана явно недостаточно, и всё же можно обозначить её применительно к фотографии. В фотографии очень наглядно и присутствие, и отсутствие художественного стиля. Натуралистически и документально отснятый кадр будет скрупулёзно демонстрировать все мелочи и детали, вошедшие в пространство объектива. Но это будет неорганизованный хаос видения. Если же подобный снимок сделать под углом авторского видения, художественно, оформить стилистически, то получится совсем другая работа. Направление, характер и сила авторского отклонения от "зеркальной", натуралистической, чисто отражательной фотографии и определяют стиль в фотопроизведении. Он может быть сугубо индивидуальным или соответствующим определённой школе, традиции, художественной программе. Характеристика фотостиля может быть ассоциативно-художественной.

С проблемой стиля тесно связан вопрос о национальном своеобразии фотоискусства. Различные направления в фотографии в разной степени обнаруживают зависимость от национальной культурной традиции. Так, например, репортажная или этнографическо-репортажная фотография непосредственно связана с культурной жизнью народа, с ритмом повседневной жизни, с душой народа в её каждодневных проявлениях. Другие направления, например художественно-конструктивное или декоративное, воспроизводят национальное содержание в художественно и эстетически отвлечённых формах. Все стили и жанры фотоискусства, все его национальные школы основаны на специфическом освоении мастером художественности мира.

Время в кадре не является однозначным, одномерным. Здесь выделяются 2 основных слоя, являющихся как бы синтетично слитыми. Эти слои - моментальность и монументальность, которые, несмотря на полярную соотносительность, взаимообусловлены. Художественный мир един в гармоничном единстве всех составляющих, всех деталей художественной фотографии.

Фотоискусство предполагает наличие фотографа-художника. От него требуется тщательная избирательность, особое личностное "видение", позволяющее отличать достойное внимания от внешнего, случайного, неполного. Не каждый отснятый кадр становится художественным произведением и, очевидно, не каждая плёнка даёт удачное фотопроизведение. Так же, как художник постоянно, ежедневно делает эскизы, фотохудожник тренирует свой глаз, своё фотовидение мира. Ежедневная работа позволяет отшлифовать технику исполнения и выработать устойчивые принципы морально-этического и эстетического отношения к возможным объектам фотоискусства. Фотохудожник должен обладать множеством качеств. Он должен быть психологом, постигать характер портретируемого, уловить момент его самораскрытия, уметь находить сокровенное самоизъявление в позе, мимике, выражении лица, фоне и ракурсе подачи, чтобы полнее раскрыть его внутренний мир и своё отношение к нему. Фотограф должен обладать глубоким знанием жизни, различных её сторон, Нельзя высокохудожественно снять разливку стали в мартеновском цехе, не представляя себе, хотя бы в общих чертах, технологии этого процесса, фотограф обязан быть исследователем. Планомерно и последовательно работая над темой, создавая цикл произведений, мастер не просто фиксирует документальные моменты, со временем превращающиеся в историческую ценность. Не только создаёт информативный банк изобразительных данных, который в зависимости от социологического, этнографического, исторического характера может быть по-разному использован. Не просто создаёт художественное произведение, но и выступает как исследователь определённой темы, использующий такую интересную и богатую по своей познавательности и возможностям гносеологическую форму, как фотография. Она превращается при этом в способ художественного познания и оценки снимаемого явления.

В лице фотографа должен быть объединён и синтезирован человек техники и эстетики, человек, любящий точность, чёткость, и человек, подхватываемый порывом вдохновения, человек чувства и созерцания, умеющий видеть образность и гармонию, фотохудожник выступает в роли летописца эпохи, что возлагает на него особую ответственность. Перед ним раскрывается неосвоенное поле, в котором нужно прокладывать пути и тропинки, намечать участки, разграниченные различными функциональными возможностями фотографии. Эстетика не даёт художнику рецепта и не обеспечивает гарантированный успех. Она лишь даёт ориентиры поиска, результат которого, в конечном счёте, зависит от таланта и труда автора. На конечной стадии творческого процесса эстетика помогает выработать художественную оценку снимка.

В развитии фотоискусства важную роль играет критика, в т. ч. теоретико-критическое мышление самих фотомастеров. Критика и теория при условии их авторитетности и компетентности могут прекратить дилетантские споры, мешающие и отвлекающие и фотографов, и зрителей. Для фотокритики важно всестороннее рассмотрение фотографии как социально-художественного феномена. К некоторым аспектам критического анализа относятся: социология фотографии (фотография как документ эпохи, фотопублицистика, способ межличностного общения и средство массовой коммуникации, публицистическое начало в фотографии, на этой основе можно найти и выработать критерии социальной значимости фотопроизведения); культурология фотографии (фотография как феномен современной культуры и её место в системе культурных ценностей; в этой сфере определяются критерии культурного значения фотопроизведения); психология фотографии (фотография как фиксированная зрительная память и фактор "присутствия" отсутствующего, этот аспект помогает выработать критерий личностной значимости); гносеология фотографии (выбор объекта и специфика его отражения в фотографии, безусловное и условное в фотографии, "приближение" и "отдаление" от реальности в фотографии; с этим связаны проблемы жизнеподобия- критерии художеств, правды); аксиология фотографии (возможности субъективного отношения к объекту в фотографии, проблемы оценки изображаемого; на этом уровне формируются критерии оценки художественности); семиотика фотографии (язык фотоискусства, его алфавит, морфология, синтаксис, грамматика; здесь определяются критерии информативности); эстетика фотографии (фотография как эстетический феномен, образно-художественные возможности фотографии, эстетическое богатство мира и его художественное освоение в фотографии, в этом находят выражение критерии эстетической значимости).

С учётом различных аспектов художественной фотографии можно сформулировать её суть, попытаться дать определение фотоискусства. Фотоискусство - создание химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности. В фотографии выкристаллизовалось несколько достаточно чётко очерченных направлений: этнографическо-социологическое, репортажное, плакатно-рекламное, художественно-конструктивное, декоративное, символическо-концептуальное, импрессионистское. Каждое из этих направлений выполняет свою специфическую, чётко определённую культурно-коммуникативную функцию. Данные направления взаимно не исключают друг друга. Один и тот же фотохудожник, как правило, работает в нескольких из них. Очень важно иметь в виду полуфункциональность художественной фотографии, чтобы, например, художественно-конструктивная её функция не отстраняла этнографическо-социологическую и наоборот, чтобы концептуальность фотовидения шла рука об руку с национальной традицией. Как любой вид искусства, фотография подчинена общим закономерностям развития художеств, сознания и художественного миросозерцания. Художественный образ исторически вырастает на основе эмпирически воспринятой действительности и отражает становление и развитие культурно-смыслового опосредования между художником и внешним миром.

Развитие любого вида искусства можно рассматривать как самосознание своей собственной культурной функции, т. е. как становление художественного самосознания в рамках определённого вида искусства. Для фотографии это означает, что, соприкасаясь с современной действительностью в русле этнографическо-социологической, репортажной, плакатной фотографии, художник-фотограф с необходимостью продолжает развивать и углублять художественный образ в рамках символическо-концептуальной фотографии. В этом смысле концептуальная фотография как бы является итогом того художественного жизненно-личностного опыта, благодаря которому фотохудожник становится мастером и создаёт непреходящие ценности. Но из этого следует и другое: все направления и жанры художественной фотографии составляют целостную специфику фотографии как вида искусства, и только через понимание особенностей и художественных возможностей каждого из них возможно создание совокупного и цельного представления о фотографии как новом, современном виде искусства, кое в чём типичном для существующего понимания искусства, а кое в чём вносящем свои исторические и смысловые коррективы в понимание системы, взаимосвязей и функций видов искусства как в рамках художественной культуры, так и в рамках современной культуры вообще.

Куричьев Андрей

Учебно-исследовательская работа написана в рамках дополнительного изучения современного искусства. Тема очень интересна для данного возраста. Ученик предпринял попытку исследовать на своем уровне историю возникновения такого вида изобразительного искусства, как «фотография». Подросток отвечает на такие вопросы, как «Отражает ли фотография реальность объективно? Является ли фотография искусством? И почему после возникновения фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?». Учеником был представлен свой проект, а также интересные результаты исследования подростков по данной теме, сделан анализ.

Работа читается легко и интересно, материал структурирован и изложен логично. Ученик подчеркнул актуальность темы, четко поставил цели и задачи исследования.

Основными положительными моментами работы являются:

  1. Взгляд на фотографию, как вида изобразительного искусства с точки зрения подростка.
  2. Приобретения учениками необходимых знаний по интересующим их вопросам, развития собственного мышления и дальнейшего самосовершенствования.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово

Отделение – гуманитарное

Секция - искусствоведческая

Работу выполнили:

Куричьев Андрей, 15 лет

обучающийся 9 «В» класса

Научный руководитель: Шитова Ольга Константиновна,

Учитель мировой художественной культуры

г. Павлово

февраль 2015г.

  1. Ведение……………………………………………………………………..3
  2. Основная часть………………………………………………………… .4-12

«Является ли фотография искусством?»

  • Рождение и смысл фотографии………………………………. ….4-6
  • Отражает ли фотография реальность объективно?…………………………………………….. …………7-8
  • Является ли фотография искусством? И почему после возникновения фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?.........................................................…….8-9
  • Исследование……………………………………………………10-12
  1. Заключение. Выводы……………………………………………………..12
  2. Литература………………………………………………………………...13
  1. Введение

В наше время все существует ради того,

чтобы окончиться фотографией.

Фотография мумифицирует время.

Анри Базен

Я думаю, что в отличие от традиционных видов искусства фотография имеет практическое применение. Она полезна во многих сферах человеческой жизни деятельности: в науке, в учебном процессе, в криминалистике (фотография мест преступления, оставленных улик и пр.), в рекламном бизнесе, при удостоверении личности, в дизайне и т.д. А если это так, то является ли фотография искусством?

Цель:

Выяснить, является ли фотография видом искусства?

Задачи:

  • Узнать историю рождения и смысл фотографии.
  • Выяснить, отражает ли фотография реальность объективно?
  • Выяснить, почему после возникновения фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?

Моя гипотеза:

Фотография - понятие более широкое, чем фотоискусство: не всё, что снято на фотокамеру (как и кинокамеру), будет искусством.

Методы исследования

2. Основная часть

2.1. Рождение и смысл фотографии

Слово «фотография» с греческого переводится как «светопись». Свет – главный элемент создания образа в фотографии. Истоки техники фотографии лежат в оптическом феномене, известном с древности: если в небольшое отверстие камеры-обскуры (лат. «темная комната») попадает луч света, то на противоположной стенке появится перевернутое изображение освещенных предметов, находящихся под камерой.

Первым, кому удалось зафиксировать реальное изображение, был Нисефор Ньепс. Произошло это в 20-ые годы 19 века. Через несколько лет после опытов. Произошло это в 20-ые годы 19 века. Через несколько лет после опытов Ньепса Луи Жак Дагер получил фотографическое изображение, применив в кассете тонкую медную пластинку, покрытую слоем серебра. Эти пластинки получили название дагерротипов. В 1839 году французская Академия наук признала заслуги Дагера и сделала открытие французского ученого достоянием человечества.

1839 год – официальный год рождения фотографии.

Дагерротипы были единичными экземплярами, т. е с них нельзя было снять копии, а фотографирование, как известно, распадается на две операции, - получение негатива и изготовление позитива. Способ получения негатива открыл Фокс Тэбол в 1840 году.

С тех пор многое изменилось: появилась фотопленка, были разработаны технологии изготовления цветной фотографии, а не так давно возникла цифровая печать, основанная на электронной технике, преобразующей оптическое изображение в электрический сигнал.

Рождение фотографии нельзя объяснить только развитие техники.

30-40 годы 19 века знаменуют собой рождение такого направления в искусстве, как критический реализм. Одним из постулатов реализма можно сформулировать так: любое человеческое начало абсолютно. Наличие у каждого человека своей фотографии (пусть хотя бы в паспорте) доказывает, что каждый из нас по факту жизни равен друг друга. Фотография утверждает нашу причастность в жизни и вечности.

В произведениях реализма человеческая жизнь рассматривается в историческом контексте (герой всегда дан в соотнесении с эпохой).

Внимание к быту, деталям – все это характеризует и реалистическое произведение, и фотографию.

Фотография является хранительницей прошлого: мы изучаем исторические эпохи, жизнь семьи и т.п. по фотографиям. Р. Арнхейм так сформулировал родовые свойства фотографии: «Неразрывно связанная с физической природой ландшафта и человеческих поселений, с животным и человеком, с нашими подвигами, страданиями и радостями, фотография наделена привилегией помогать человку изучать себя. Расширить и сохранить свой опыт, обмениваться жизненно необходимыми сообщениями…» (Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994, с.132).

2.2. Отражает ли фотография реальность объективно?

Изучая разные источники, я узнал, что ученые по-разному оценивает реалистический потенциал фотографии. Например, французский ученый А. Базен утверждал, что фотографическое изображение предмета «и есть сам этот предмет». Фотография, по мнению исследователя, объективна, так как «между предметом и его изображением не стоит ничего, кроме другого предмета… Все искусства основываются на присутствии человека, и только в фотографии мы можем наслаждаться его отсутствием. Фотография воздействует на нас, как «естественный» феномен, как цветок или снежный кристалл…» (Базен А. Что такое кино? – М., 1972. – с.44). Эстетические возможности фотографии заключены в раскрытии реального, которое выступает напрямую без вербальных и иных искусственных посредников. Объектив фотокамеры «освобождает предмет от привычных представлений и предрассудков», а кинематограф «предстает перед нами как завершение фотографической объективности во временном измерении… Впервые изображение вещей становится также изображением их существования во времени…» (Базен А., с.45).

Есть и противоположная точка зрения. «Все мы знаем, - пишет Ю.М. Лотман, - как непохожи, искажающи бывают фотографии. Чем ближе мы знаем человека, тем больше несходства обнаруживаем в фотографиях. Для каждого человека, лицо которого нам действительно знакомо, мы предпочтем портрет хорошего художника равной ему по мастерству фотографии. В нем мы найдем больше сходства. Но если нам предоставят портрет и фотографию неизвестного нам человека и попросят выбрать более достоверные, мы, не колеблясь, остановимся на фотографии, таково обаяние «документальности» этого вида текста» (Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб., 2000. – с. 297).

Выводы: Данный опрос даёт нам понять, что большая часть(66.7%) считают, что фотография отражает реальность объективно, а оставшиеся

(33.3%) так не считают.

2.3. Является ли фотография искусством? И почему после возникновения фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?

Многие снимки являются проходными, бытовыми, точнее сказать невыразительными, нехудожественными, то есть они представляют собой простое “копирование реальности”. Конечно, на наших домашних (вполне бытовых) фотографиях нам интереснее всего будет объект изображения: мы сами, наши близкие, любимые, друзья и т.д. Будут ли такие фотографии искусством? Для нас – без сомнения: сколько эмоций, воспоминаний они вызывают. А для других, чужих нам людей, будет ли интересен объект изображенный на нашем фото? Здесь уже сложнее.

Какие же условия необходимы для того, чтобы «копия, снятая с действительности», стала искусством? Видимо, те же, что и для всех остальных искусств. «Искусство… есть та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла деятельности, реальности» (Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М., 1983. – с. 237).

Такие выдающиеся мастера XX века, как А.Ренгенер-Патч, А. Картье-Брессон, А. Родченко, Л. Махоли-Надь, Манн Рей и др. сделали фотографию исскуством.

Я провел эксперимент со своим другом: положил перед ним две фотографии.

При взгляде на них мой друг, опираясь на своё интуитивное чувство, определил одну как “художественную”, а другую как “нехудожественную”. На мой вопрос: “Почему он так заключил?” – последовал несколько неопределённый ответ: “Ну, это же видно, тут просто вид, который был перед фотоаппаратом, а здесь что-то добавлено, настроение какое-то, фотограф что-то хотел выразить, сказать от себя, передать, видите ли, какое то чувство…”

Я попробовал выразить эти мысли более определённым образом.

В производстве нехудожественной фотографии другом были названы два участника: пейзаж и фотоаппарат; в производстве художественной фотографии им были названы три участника: пейзаж, аппарат, фотограф.

В первом случае фотография фиксировала автоматически то, что попадало в поле зрения объектива, во втором к реальному пейзажу, что-то добавлялось.

По сути дела, здесь названы те признаки, которые обычно называют выделяя отличительные черты искусства: наличие авторской субъективности, …внесение в изображаемый объект мысли, воссоздание объекта в связи с общим понимаем мира художником”. То есть, “став фактом искусства вещественный мир очеловечивается и одухотворяется, получает значение” (Лотман Ю., Цивьян Ю., Диалог с экраном, - Талин, 1994.- с 19-20.)

Фотографируя, мы вмешиваемся в окружающий ми, мы «вырезаем» из него от «кусок» действительности, который нам чем-то понравился, или просто нужен, или совпал с каким-то нашим переживанием, выразил какую-то мысль.

Разумеется, у фотографии как искусства свои выразительные средства. Когда мы рассматриваем фотографию, то обращаем внимание не только на сюжет, но и на план, ракурс, композицию кадра, свет, цвет. Творчески используя их, применяя ту или иную оптику, черно белую или цветную пленку, а сейчас еще и огромные возможности компьютера, мы можем по-своему интерпретировать объекты мира, создавать сложные художественные образы. Однако знание арсенала выразительных средств еще не гарантирует качественного художественного снимка. Как и в любом искусстве здесь нужно особое чутье, вдохновенье и вкус.

Первый опрос: Почему после возникновение фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?

Выводы: На основе этого опроса я могу сделать вывод, что 84% опрошенных считает, что фотография стала одним из направлений изобразительного искусства, а 16 процентов считают, что фотография намного моложе изобразительного искусства и возможно вытеснит её в будущем.

Выводы: 32 процента опрошенных считают, что, для того чтобы стать хорошим фотографом нужно иметь самое современное и качественное оборудование, а 64 процента, считают всё же, что главное это не техника, а то кто ей пользуется.

Выводы: Этот вопрос остаётся спорным и для меня. Количество сторонников и противников использования фотошопа в фотографии поделилось на два одинаковых лагеря, и этот вопрос останется для нас не отвеченным.

Выводы: На основе этого опроса мы можем судить, что 80% респондентов считают, что фотография относится к искусству, 4 % ответили отрицательно, а 16% не знают ответа на этот вопрос. А как считаете вы?

Заключение

Моя гипотеза подтвердилась – фотография не всегда является искусством.

Все, кто любит фотографию, любуется шедеврами профессионалов, сам создаёт качественные, неповторимые работы и при этом не ставит перед собой цель продать своё творение – для того ответ очевиден: фотография – это искусство!!! А для тех, кто просто фотографирует для себя, для памяти, фотография – просто польза для жизни, необходимое условие.

Ну а я считаю, что на вопрос о том является ли фотография искусством или нет, пожалуй, столь же сложно найти ответ, как и на вопрос о смысле нашего существования. Некоторые считают, что если фотография нравится, и вам жаль, что её сделали не вы, то это искусство. Но, на мой взгляд, не всё то, что нравится – искусство, и напротив не всегда искусство должно нравится. Ведь красота и уродство, добро и зло - эти вещи неразрывны, поэтому они одинаково должны наполнять искусство. Если будем видеть только красоту, мы не будем её воспринимать. Зло и уродство также необходимы, как и кислород нашим легким. Люди мечтающие об абсолютном счастье скорее неправы, они не понимают что если бы не было войны, не было бы и мира, что они не знали бы о счастье не грамма, если бы не испытали горя. Сама жизнь была бы скучна, теряла бы всякий смысл. Гораздо интересней жить в мире, наполненном противоположностями, которые делают жизнь человека наиболее насыщенной и разнообразной.

Литература

  1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994, с.132
  2. Базен А. Что такое кино? – М., 1972. – с.44
  3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М., 1983. – с. 237
  4. Лотман Ю., Цивьян Ю., Диалог с экраном, - Талин, 1994.- с 19-20.
  5. http://www.adme.ru/tvorchestvo-fotografy/reshayuschij-moment-546455/
  6. http://pics2.pokazuha.ru/p442/s/w/7897210hws.jpg

Искусство фотографии — один из самых замечательных видов искусства в современном мире. Часто люди путают истинное увлечение фотографией с большим количеством снимков себя любимого. Настоящая любовь к фотографированию это нечто большее, чем фото типа «я и памятник». Возможность остановить течение времени на каком-нибудь потрясающем моменте, выразить свои эмоции и чувства одним небольшим снимком, расширить грани своего «я» — вот в чем заключается умение фотографировать . Увлекаясь фотографией, вы начинаете смотреть на мир совершенно другими глазами, открывая для себя все больше новых границ. Запечатлеть каплю дождя так, чтобы человек, который будет просматривать снимки, услышал ее звук — это истинное фотографии , для этого стоит научится фотографировать.

Людям, которые только начинают знакомиться с фотографией, это кажется довольно простым занятием. Поймал кадр, нажал кнопочку и все, остальное все сделают цифровые технологии. Сейчас не нужно, как раньше, часами просиживать в темной ванной комнате с кучей растворов и проявителей, чтобы увидеть результат своей работы. В наше время и правда, благодаря таким цифровым фотоаппаратам, ка кздесь http://www.e-katalog.ru/list/206/panasonic/ , и прочему оборудованию, работы для фотографа становится существенно меньше. Но фотоаппарат это всего лишь средство для создания картинки, и уже мастер делает из нее не просто снимок, а целую историю.

На самом деле, фотоискусство кроет в себе массу тонкостей и нюансов. Слово « » с греческого переводится как «светопись» — по сути, означает рисование светом, это немного объясняет некоторые технические составляющие процесса. Вся технология создания фотоснимка заключается в поиске правильной композиции, подходящего освещения и самой фотографии. Все это определяет сам , опираясь на свои навыки и умения, и естественно личный вкус.








Сегодня сложно представить наш мир без фотографии. Каждый человек придает своим снимкам определенный смысл. Для кого-то искусство художественной фотографии – это самый ценный документ, который хранит в себе всю историю жизни. Для кого-то это способ достучаться до мира, способ высказаться. Cовременное фотоискусство – это прекрасный способ общения, во-первых, с его помощью вы знакомите себя с большим количеством людей, а во-вторых – это диалог с самим собой. Вы исследуете себя, свои эмоции, творческие возможности. Фотография вызывает у каждого человека какие-то ассоциации, воспоминания, новые представления о себе и окружающей действительности, позволяет привлечь к себе внимание окружающих. В искусстве фото каждый человек может без оглядки говорить о своих желаниях, чувствах и фантазиях.

В развитии фотографии, как искусства, самым главным аспектом является объективная критика. В первую очередь мастер сам должен уметь отличать недостатки своей работы от достоинств. Не меньшую роль играет и критика окружающих. Чем компетентней и авторитетней будут критиковаться фотоработы начинающих мастеров, тем быстрее из мира фотографии отсеются дилетантские споры, которые отвлекают и мешают создавать высокое искусство и наблюдать его.

Жанр фотографирования — это, по сути, самовыражение мастера. Истинное искусство перешагивает грани обычного снимка. В нем могут сочетаться как самые новейшие методы, такие как компьютерная графика, так и очень старые материалы и оборудование – крупнозернистая фотобумага, тонировка, монокулярные объективы. В любом случае основным фактором искусства фотографии является то, какое место она занимает в нашей жизни. Такие снимки не делаются на заказ, их создают для галерей и частных коллекций это и есть самым главным отличием любительской съемки от фотоискусства.

Первое закреплённое изображение было сделано в году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.

На изобретение фотографии художники отреагировали по-разному. Главным камнем преткновения в спорах о художественной природе фотографии и роли фотографа как художника, творца произведения искусства, стала необыкновенная точность в передаче деталей, точность, с которой не мог бы соперничать самый искусный живописец. Одни восторженно приветствовали светопись, другие, напротив, видели в фотоаппарате предмет, бесстрастно фиксирующий действительность без всякого приложения рук человеческих. Но на заре своего существования фотография не претендовала на то, чтобы быть произведением искусства, и до конца 1840-х годов нельзя говорить о намеренном фототворчестве.

3. Съёмка архитектурных сооружений


Это такой жанр фотографии, изображающих здания и их комплексы, мосты и т. п. Как правило, ставит целью получение документального снимка, создающее необходимое представление о внешнем виде снимаемого объекта или его деталей.При наибольшее значение имеет выбор точки съёмки по высоте, отдалённости и углу съёмки. Именно это определяет общую композицию кадра, перспективу, соотношение планов. В городских условиях, при отсутствии достаточного пространства, выбор а значительно облегчается применением широкоугольного или сверхширокоугольного объектива.

5. Съёмки спорта и движущихся объектов

Особенностью таких фотографий является быстрота движений. Важно показать динамику движений. Спорт фотографируют только с короткими выдержками - не более, чем 1/100 сек, а зачастую и 1/500 - 1/1000 с. Для такой съемки необходимы фотоаппараты, снабженные быстродействующими затворами и светосильными объективами.

6. Съёмка детей


Есть небольшое сходство в фотографировании детей и спорта. Это стремительность. Дети не сидят на месте, поэтому самым легким способом является съемка занятых чем-то детей (просмотр спектакля, слушание сказки, игра). В эти моменты дети не акцентируют свое внимание на непонятной интересной «штуке» возле вашего лица, они поглощены. Это просто кладезь интересных выражений! :)

7. Ну и наконец - репортажная съёмка


Это так называемый метод съемки события без вмешательства в его естественное течение. - это серия снимков, сделанных в ходе какого-либо события, когда фотограф ограничен временем и сценарием происходящего. Таким образом, репортаж ставит фотографа в некие временные и сценарные рамки. Репортажный метод съемки исключает режиссирование, хотя в некоторых ситуациях фотограф может немного провоцировать людей или ситуацию. Но это бывает нечасто - искусство репортажа состоит в том, чтобы, не режиссируя кадр, снять его экспромтом, по ходу действия, точно находя точку, план, момент.
На мой взгляд, идеальная фотография такого жанра та, которая смогла бы проиллюстрировать какую-либо тему в новостях в рубрике «no comments». Снимок должен все говорить сам за себя.

Фотохудожники

Людей, которые занимаются постановкой художественных фотографий называют фотохудожниками.
Он, в отличии от просто фотографа, уделяет особое внимание специальным средствамЛюдей, которые занимаются постановкой художественных фотографий называют фотохудожниками.
Он, в отличии от просто фотографа, уделяет особое внимание специальным средствам производства, применяет те или иные технические приемы (выбор освещения, приёмы композиции, эффекторная оптика, послесъемочная обработка и т.д.).

Итак - освещение

Фотографы знают, что если источник света находится сзади него, то кадр получается плоским. Идеальное , скажем, для пейзажей — свет сбоку (задне-боковой или передне-боковой).
Если затронуть время съёмок — то идеально, конечно, вечер и утро. В это время свет более мягкий и рассеянный. Когда солнце в зените цветовая температура заметно выше и в его спектре преобладают синие и голубые тона; в утреннем и вечернем свете, как уже было сказано выше - желтые и оранжевые, а в тенях - от голубого к синему.



Доверенности