Централизованное ценообразование. Отличительные черты рыночного ценообразования от централизованного установления цен. Наиболее часто встречающиеся ошибки ценообразования

Цена и ценообразование являются основными элементами рыночной экономики. В самом общем виде цена - это сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. Важно отметить следующие обстоятельства:

Цены устанавливаются собственниками товаров и проходят проверку рынком, где под влиянием рыночных факторов определяется их окончательный уровень;

Цены находятся под неослабным вниманием государства, которое постоянно ищет способы
воздействия на них с целью недопущения постоянного роста цен;

Рыночные отношения определяют специфические подходы к ценообразованию и методам воздействия на цены.

Цена - одна из наиболее сложных экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь ясное представление о том, что составляет основу цены, какие объективные законы влияют на процессы ценообразования и движения цен.

Ценообразование представляет собой процесс формирования цен товаров и услуг. Традиционно выделяют две противоположные модели: рыночное ценообразование и централизованное (государственное).

В условиях централизованной экономики ценообразование является прерогативой сферы производства. Цены устанавливаются в зависимости от затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданных цен, не влияя на их дальнейшее изменение.

Процесс формирования цен в условиях рыночной экономики происходит в сфере реализации продукции. Так как именно на рынке происходит столкновение спроса и предложения, оцениваются полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Созданный в сфере производства товар или его цена проходят непосредственную проверку рынком, где и формируется окончательная цена товара или услуги.

От централизованного рыночное ценообразование принципиально отличается тем, что цены в данном случае устанавливаются в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится лишь установление общих "правил игры" в области ценообразования. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен осуществляется на продукцию предприятий-монополистов, товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и обеспечивающие социальную защищенность отдельных групп населения.



Существует два альтернативных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный.

Затратный подход к ценообразованию - это метод ценообразования, с помощью которого для определения цены применяются фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта продукции.

Ценностный подход к ценообразованию призван обеспечить получение большей прибыли за счет достижения выгодного для фирмы соотношения "ценность/затраты", а не за счет максимального наращивания объемов продаж.

Важнейшими принципами ценообразования являются:

Научная обоснованность цен, т.е. необходимость учета в ценообразовании объективных экономических законов;

Целевая направленность цен;

Непрерывность процесса ценообразования;

Единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.

Кроме того, можно выделить пять важных функций:

1. учетную;

2. стимулирующую;

3. распределительную;

4. балансирования спроса и предложения;

5. инструмента рационального размещения производства.

В процессе установления цены продукции предприятие (фирма) должно четко определить цели, которые оно хочет достичь. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цены новой продукции. К возможным целям ценовой политики относятся:

1. обеспечение выживаемости фирмы; Данная цель ценовой политики становится основной в тех случаях, когда на рынке имеется слишком много производителей и царит острая конкуренция либо резко меняется политика конкурентов. Кроме того, фирма может столкнуться с проблемой затоваривания складов, которая может возникнуть в результате несовершенной организации как производства, так и сбыта. Для обеспечения работы фирма вынуждена устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. Выживание на рынке становится важнее получения прибыли. Чтобы выстоять, попавшие в трудное положение фирмы прибегают к обширным программам ценовых уступок. Цена будет снижаться до тех пор, пока ее величина сможет покрывать часть постоянных и переменных издержек производства продукции.

2. максимизация текущей прибыли; Фирма, преследующая эту цель, проводит оценку спроса и издержек при разных уровнях цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимальные поступления текущей прибыли и наличности, а также максимальные возмещения затрат. Во всех подобных случаях текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных. Для осуществления этой цели она должна знать два основных показателя - спрос на продукцию и издержки производства - и на их основе строить свою деятельность. В результате цена будет устанавливаться на самом высоком уровне, который соответствует спросу на продукцию, и может значительно превышать издержки производства.

3. завоевание лидерства по показателю "доля рынка"; В данном случае фирма придерживается мнения, что если ей принадлежит самая большая доля рынка, то она будет иметь самые низкие издержки и самую высокую долговременную прибыль. Добиваясь лидерства по показателю "доля рынка", она будет максимально снижать цены. Разновидностью этой цели является стремление к конкретному приращению доли рынка. Например, в течение одного года фирма хочет увеличить долю рынка на 20 или 30%.

4. завоевание лидерства по показателю "качество продукции"; Фирма устанавливает максимальную цену своей продукции, объясняя это улучшением ее качества. При этом достаточно высокие цены должны быть реально подкреплены высоким качеством производимой фирмой продукции. Параллельно она может формировать престижный спрос на свою продукцию.

5. политика "снятия сливок"; Фирма устанавливает максимально возможную цену товара, используя благоприятно складывающуюся на рынке ситуацию, например неограниченный рост цен, неустойчивый курс национальной валюты, кризис экономики, резкий скачок инфляции, дефицитность данного продукта на рынке. Понимая, что такая ситуация не продлится долго, фирма за короткий срок получает прибыль, во много раз превышающую тот ее размер, который возможен в нормальных условиях функционирования рынка. Через определенный промежуток времени фирма начинает постепенно снижать цену, стараясь привлечь к себе дополнительных потребителей, или уходит с рынка при невозможности обеспечения дальнейшего поступления прибыли.

6. краткосрочное увеличение объемов сбыта продукции. Используя благоприятно сложившуюся конъюнктуру рынка, фирма устанавливает очень низкую цену своей продукции и стремится реализовать как можно больший ее объем даже в краткосрочном периоде. Фирма должна иметь достаточно низкие издержки производства, а покупатели должны обладать повышенной чувствительностью к изменению цен. В то же время необходимо отметить, что в условиях конкуренции многие хозяйствующие субъекты в ходе своей предпринимательской деятельности ставят различные, а подчас и противоречивые задачи. К их числу можно отнести: увеличение объема продаж товаров, максимизацию доли рынка; завоевание новых рынков; укрепление позиций на рынке; уход с рынка; оптимизацию производственного процесса и совершенствование технологий; сокращение издержек; максимизацию прибыли. По мере решения поставленных задач происходит повышение или снижение цен реализуемой продукции.

Стратегия ценообразования - это выбор предприятием определенной динамики исходной цены товара, направленной на получение наибольшей прибыли в рамках планируемого периода.

Принципы и методы формирования цен в условиях централизованной экономики строятся на том, что они определяются на предприятии, т.е. в производстве, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда - господство затратного метода ценообразования, который подвергался критике еще в условиях плановой экономики. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на уровень и динамику цен. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.

Коренное отличие рыночного ценообразования от централизованного установления цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.

Поэтому наши представления о стоимости товара (его формировании) и цене как экономических категориях рынка радикальным образом изменяются. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен только на рынке.

Это принципиальное теоретическое положение до последнего времени почти полностью игнорировалось в нашей экономической науке и практике ценообразования. Однако и сейчас нередко практика ценообразования такова, когда затраты на производство товаров считают общественно необходимыми задолго до того, как эти товары появятся на рынке и будут признаны товарами со стороны покупателей, т.е. задолго до того, как затраты на их производство получат общественное признание. Этому, во многом способствовали, имеющиеся в последние годы постоянное и существенное превышение спроса над предложением и монополизм изготовителей товаров. Очевидно, что такая практика явно противоречит современным представлениям экономической теории о рыночной экономике.

Основное принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового установления цен состоит также в том, что первоначальные цены на товары определяются (устанавливаются) их собственниками, субъектами хозяйствования. Только в этом случае преодолевается отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.

В отношении подавляющего большинства товаров, производимых субъектами хозяйствования, государство определяет также общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливает предельные уровни рентабельности или цен и таким путем осуществляет свои управляющие функции. Но государственные органы не устанавливают по большинству товаров конкретные цены на изделия, изготовляемые различными собственниками.

Таким образом, предприятия или фирмы реализуют свои товары и услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным ими самостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных случаях, предусмотренных законодательными актами, по государственным ценам. Государственное регулирование цен осуществляется на продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных категорий граждан.

Поэтому в период перехода к рынку, в условиях смешанной (многоукладной) экономики, рыночный механизм ценообразования должен не противостоять, а гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные группы товаров. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реализовывать цели и приоритеты экономического и социального развития и формировать соответствующие пропорции.

Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов - стратегического и тактического.

Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Процесс этот весьма сложный.

Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.

Первый фактор - фактор долговременного перспективного действия. Второй может часто меняться (в течение дней, часов), так как динамика конъюнктурных изменений очень высока; здесь требуется всестороннее изучение этих изменений. Как первый, так и второй факторы весьма важны в условиях рыночной экономики, ими нужно в совершенстве овладеть и научиться умело пользоваться. В противном случае предприятию или фирме включаться в рыночную экономику не имеет смысла - это чревато для них отрицательными экономическими последствиями.

Первый из названных факторов ставит в наиболее благоприятные условия те фирмы, которые имеют современную технику, передовую технологию, пользуются совершенными методами организации труда и производства и т.д. В результате наибольший выигрыш получают та фирма и то предприятие, у которых издержки производства ниже. Второй фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия и фирмы, которые в совершенстве, быстро и гибко умеют воспользоваться конъюнктурой рынка. И в этом случае требуются гибкость, тщательная подготовка производства и производственной инфраструктуры, а также высокопрофессиональные исполнители (кадры). Наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке те фирмы и предприятия, которые имеют возможность умело использовать оба фактора.

Следовательно, в условиях рынка динамика цен формируется совершенно по-иному и в значительной мере непредсказуемо. Но таковы природа рынка и его законы, которые нельзя игнорировать. Напротив, необходимо глубоко и всесторонне изучать все рыночные факторы и научиться правильно пользоваться ими.

Следует иметь в виду, и это подтверждает опыт зарубежных стран, что государство может и должно экономически воздействовать на рыночную конъюнктуру и динамику цен. Однако механизм государственного воздействия на уровень и динамику цен в условиях перехода к рынку у нас практически не налажен, что при высокой степени монополизма изготовителей ведет к росту цен.

В связи с этим требуется продуманная система мер, которые уже опробованы в странах с рыночной экономикой. К ним относятся: установление предельного уровня цен государственными органами; меры, принимаемые органами управления, направленные на развитие конкуренции; соответствующая налоговая политика и др. Большая роль в этом деле должна отводиться местным органам управления, а все мероприятия, организуемые в этой области, должны быть обязательно закреплены законодательными актами в центре и на местах.

Неотъемлемым и весьма важным элементом рынка является конкуренция. Нормальными конкурентами могут быть только собственники. Многообразие структур при одном собственнике создает монополию, которая порождает застой и консервацию отсталости в производстве.

Монополия государственной собственности выступает главным препятствием на пути перелива ресурсов непосредственно через предприятия под влиянием механизмов закона стоимости и ценообразования. Положение весьма осложняет все еще имеющаяся уравнительная система распределения ресурсов.

Поэтому возникла острая потребность в изменении отношений собственности, что должно быть сделано законодательным путем. Необходимо введение многообразия форм собственности и признания их равенства перед законом. Однако, чтобы рыночные механизмы по-настоящему заработали, должно быть реальное разнообразие форм собственности на уровне предприятий и действительное юридическое их равенство.

В настоящее время во многом господствует государственная собственность. В этой связи важнейшей проблемой является конверсия государственной собственности в коллективную и частную. Приватизация собственности, превращение трудящихся в реальных собственников на своем предприятии, на производстве, преодоление их отчужденности от собственности являются массовой социально-экономической основой перевода экономики и всего общества на рыночные рельсы. Без приватизации собственности такая основа не может быть создана, ее просто нет. Без проведения приватизации собственности рыночные, товарно-денежные отношения развиваться не могут.

Следует отметить, что рынок - это жесткий, бескомпромиссный экзаменатор всех его участников на их выживаемость в конкурентной борьбе. Главным условием жизнестойкости на рынке является высокий уровень производства и высокий профессионализм в его управлении. Уже сейчас многие фирмы и предприятия, не выдержав конкуренции, разоряются и становятся банкротами. Но мощности этих предприятий не пропадают, они переходят в другие руки, технически совершенствуются, обновляются и включаются в процесс воспроизводства на новой, более эффективной основе. Поэтому банкротство конкретного собственника и предпринимателя зачастую оборачивается для общества в целом ростом эффективности экономики.

Мощным двигателем рыночной экономики является конкуренция. Именно она направляет экономику вперед, используя такой действенный механизм, как закон стоимости, механизм ценообразования. Конкуренция является своеобразным экзаменом для предпринимателя на совершенство его производства, на жизнестойкость и выживаемость. Но вместе с тем конкуренция, и это главное, есть механизм стимулирования постоянного и всестороннего совершенствования производства, механизм закрепления в экономике всего здорового и вытеснения несовершенного и отстающего.

В антимонопольном законодательстве западных стран посягательство на честную конкуренцию считается одним из самых тяжелых преступлений. Честная конкуренция - главное; создать ее значит создать рынок.

Основы успеха в конкуренции коренятся в состоянии производства. Мировая практика рыночной экономики базируется на гибком производстве. Оно обладает свойствами быстро, по мере возникновения новых потребностей перестраиваться на их удовлетворение, при этом обходясь практически без повышенных затрат периода освоения новых товаров. Если нет гибкого производства, то время освоения будет большим. Без этой способности производства невозможно соперничать с конкурентами на рынке. Поэтому переход к рыночной экономике помимо собственно рыночных преобразований требует коренной перестройки производства (технической, технологической, организационной и т.д.). Это принципиальное положение, о котором часто забывают, а нередко пытаются сознательно игнорировать - вероятнее всего, потому, что такая перестройка сопряжена со значительными капитальными затратами (инвестициями).

Как уже отмечалось, в нашей экономике преобладает монополия государственной собственности. Эта монополия является одним из главных препятствий при переходе к рыночному хозяйству. И наоборот, многообразие форм собственности (кооперативной, арендной, акционерной, личной и т.д.) есть та база, экономическая основа, на которой реально вырастают и развиваются рыночные отношения.

Практика зарубежных стран с развитой рыночной экономикой выработала систему антимонопольных мер, закрепив их в законодательном порядке. Этот путь ждет и нас.

Принятый в Российской Федерации Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" направлен на пресечение любого вида монополизма в народном хозяйстве. Он создает широкие возможности для развития предпринимательской деятельности в условиях конкуренции, свободной борьбы за потребителя с проявлением гибкости в ценах, качестве, сроках, при повышенном внимании к покупателю.

Конкуренция неизбежно ставит предпринимателя в такое положение, когда он вынужден (если хочет выжить в конкурентной борьбе) менять многое в стратегии и тактике производства, непрерывно работать над его совершенствованием, повышать качество своей продукции, осваивать ее новые виды, использовать наиболее совершенные и гибкие методы ценообразования и т.д.

Рыночный механизм ценообразования должен быть таким, чтобы он создавал условия для конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности и торговле и через это способствовал оптимизации их структуры, а также структуры потребления.

Органическим элементом планового хозяйства является система директивного назначения цен, которая слабо учитывает экономические интересы изготовителей продукции и ее потребителей. Для обеспечения экономического развития народного хозяйства необходимо отслеживать реальное удорожание и удешевление элементов производственных затрат и поддерживать соответствие между спросом и предложением товаров. Однако директивно назначаемые цены не могут служить для этих целей.

Эффективность метода ценообразования, прежде всего, определяется тем, насколько полно учитывается в нем спрос, который определяет текущую рыночную конъюнктуру и формирует структуру инвестиций и самой экономики. Директивные цены почти не сигнализируют об изменении в спросе. Это обусловливает постоянный дефицит товаров и порождает диспропорции производства и потребления.

Отсутствие рыночного механизма ценообразования не предотвращает инфляцию в плановой экономике. Присущая ей скрытая инфляция сопровождается нехваткой товаров и услуг. При переходе скрытой инфляции в открытую происходит резкий рост цен.

Таким образом, директивное ценообразование вызывает в экономике целый ряд дестабилизирующих противоречий, приводящих к нарушению пропорций воспроизводства, искажению интересов производителей и потребителей продукции, отрыву экономики от конечного потребителя.

Система директивного ценообразования не может служить инструментом согласования экономических интересов и объективно является тормозом экономического развития. Это обусловливает неизбежность перехода от системы директивных цен к ценам, установление которых основано на взаимном соглашении потребителя продукции с ее изготовителем.

Цены, которые в условиях рынка устанавливаются по соглашению сторон, называются договорными (свободными) ценами. Идея договорного рыночного ценообразования заключается в том, чтобы нацелить предприятие-изготовителя на выпуск товаров, пользующихся спросом, что должно способствовать ликвидации дефицита. Гибкость и оперативность в установлении рыночных цен приводит к тому, что экономика становится более динамичной и ориентируется на удовлетворение общественных потребностей. Свободные (договорные) цены, которые устанавливаются по соглашению товаропроизводителей и потребителей продукции, являются важнейшим элементом согласования экономических интересов в народном хозяйстве.

Воздействие системы свободного ценообразования на экономику можно проследить только в динамике, во времени. Если при этом на какой-то момент, достигнут баланс спроса и предложения, то в будущем он может нарушиться и, как правило, нарушается. В этой связи особую роль играет системный подход к свободному ценообразованию в динамике, рассмотрение рыночных цен как одного из составных элементов социально-экономической системы. Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: свободные цены могут нормально действовать только в комплексе, в системе со всеми другими элементами, составляющими рыночную экономику.

Следует сказать, что свободные цены сами по себе еще не обеспечивают экономический рост, а во многих случаях, особенно в условиях дефицита, приводят к стремительному повышению уровня цен. Рост цен в условиях разбалансированной экономики приводит к целому ряду негативных последствий для экономики страны.

Быстрый рост цен в условиях ненасыщенного и в значительной степени монополизированного рынка товаров и услуг приводит к дезорганизации производства. При этом падает надежность планирования на уровне отдельного предприятия или фирмы, и нарушаются пропорции внутриотраслевых и межотраслевых связей.

В результате из-за того, что появляется легкая возможность получить дополнительную прибыль, обусловленную не ростом производства, а ростом цен, падают стимулы к увеличению выпуска продукции в натуральном выражении. В условиях инфляции это провоцирует дальнейший спад производства, препятствует выходу экономики из кризиса.

Поэтому быстрое и одновременное распространение свободного ценообразования на основную массу продукции народного хозяйства может привести и привело в России к углублению экономического кризиса, выход из которого весьма проблематичен. Таким образом, одновременный переход по всем товарам на свободное ценообразование экономически и политически не оправдан из-за ближайших и отдаленных последствий - следовало бы осуществлять постепенный переход к свободным ценам и контролировать их рост, проводя активную антиинфляционную политику.

Для того, чтобы процесс перехода к свободным ценам происходил нормально, т.е. чтобы рост свободных цен находился в допустимых пределах и не приводил, прежде всего, к сокращению производства, нужны следующие условия:

  • 1) реальная хозяйственная самостоятельность предприятий, обладающих правом участвовать в заключении договоров о ценах;
  • 2) отсутствие дефицита товаров, переводимых на реализацию по свободным ценам;
  • 3) отсутствие монополии товаропроизводителей;
  • 4) структурная перестройка экономики, прежде всего базовых отраслей хозяйства, и конверсия оборонного комплекса;
  • 5) обеспечение единого экономического пространства в рамках государства;
  • 6) юридически закрепленное право на свободный выбор поставщиков и потребителей.

При отсутствии перечисленных условий следует либо ограничить сферу действия свободных цен, либо, допуская их свободное движение, осуществлять государственное регулирование. Следовательно, в этих условиях представляется необходимым организовать наблюдение и контроль за свободными ценами. По-видимому, это наиболее приемлемый способ реализации политики в области свободного ценообразования при переходе к рынку. Такой контроль осуществляется с целью добиться прекращения падения производства, ограничить темпы инфляции, создать стимулы для товаропроизводителей, увеличить доходы за счет роста производства, а не цен.

В условиях быстроменяющихся экономических условий, как это имеет место в России, изучение рыночной конъюнктуры и разработку на этой основе стратегии и тактики ценообразования на каждом этапе развития экономики следует начинать с анализа общей экономической ситуации в стране, т.е. с анализа макроэкономических процессов.

С переходом экономики к свободному ценообразованию остроту приобретает проблема приближения цен к стоимости, учитывающей объективные различия в региональных затратах и формирующийся на разных рынках спрос. В связи с этим глубокой теоретической разработки требует проблема территориальной (региональной) дифференциации стоимости и цен в рыночном хозяйстве. В этих условиях необходимо исходить из того, что по отдельным товарам имеются объективные особенности формирования связей производителей и потребителей, определяющие характер и ареал рынков сбыта, их деление на единый и на систему региональных (местных) рынков со своим уровнем цен. Формируемая на одном региональном рынке система цен через прямые и обратные связи воздействует на системы цен, действующие на других региональных рынках, в результате чего последовательно и постепенно формируется единый рынок и система цен, адекватная этому рынку. Процесс этот, включающий ценовое противостояние и попытки отдельных регионов решить свои экономические проблемы с помощью цен за счет других регионов, по всей видимости, будет довольно болезненным.

Учитывая все возрастающее для нашей экономики значение развития мирохозяйственных связей, система внутренних цен должна все больше отражать движение и тенденции мировых цен. Это неотвратимо, если мы действительно хотим построить рыночную экономику и максимально реализовать преимущества от экономического сотрудничества с мировым сообществом.

В условиях взаимной экономической зависимости стран СНГ вопросы ценообразования приобретают большую актуальность. Решаются они путем заключения странами СНГ межправительственных соглашений о принципах торгово-экономического сотрудничества, в которых содержатся определенные сторонами формулировки по ценам. Суть их состоит в том, что расчеты за поставки продукции предприятия стран Содружества в одних случаях производят по договорным ценам, а в других случаях для отдельных, важнейших, взаимно согласованных видов продукции применяются мировые цены с перерасчетом в рубли по согласованному курсу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • 3. Тесты
  • 4. Задача
  • Список литературы

1. Чем ресурсные рынки и ценообразование на них отличаются от рынков готовой продукции?

Одним из ключевых элементов рыночной экономики являются цены, ценообразование, ценовая политика.

Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения. Как таковых в мировой практике существуют два основных подхода ценообразования затратный и ценностный:

Затратный подход - ценообразование принимающее в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товаров;

Ценностный подход - установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счет достижения выгодного для нее соотношения "ценность/затраты".

Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подвержено воздействию множества факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющим маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Неверная или правильная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на все функционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему с помощью применения различных методов ценообразования.

Цену можно определить различными способами, каждый из которых по-разному влияет на уровень цены. Поэтому фирма стремится выбрать такой метод, который позволяет более правильно определить цену на конкретный товар или услугу.

Каждая фирма подходят к проблемам ценообразования по-своему. В мелких фирмах цены обычно устанавливаются главным руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования, как правило, занимаются управляющие среднего уровня. Но и здесь высшее руководство дает общие установки, формирует цели политики цен, утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. В таких отраслях, где факторы ценообразования играют решающую роль (аэрокосмическая промышленность, железные дороги, нефтяные компании и т.д.), фирмы зачастую создают отделы цен, которые разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям. На политику цен большое воздействие оказывают управляющие службой сбыта, заведующие производством, руководители службы финансов, бухгалтеры.

Независимо от того, каким образом ведется формирование цен на продукцию, во внимание принимаются некоторые общеэкономические критерии, определяющие отклонения уровня цен вверх или вниз от потребительской стоимости товара. Критерии эти разделяются на внутренние (зависящие от самого производителя, от деятельности его руководства и коллектива), и внешние (не зависящие от фирмы).

2. Как конкурентная фирма определяет объем производства в краткосрочном периоде? Почему фирма не определяет цену? При каких условиях фирма продолжает функционировать в краткосрочном периоде, даже неся убытки?

Рынок монополистической конкуренции, предполагает наличие черт и монополии, и конкуренции, то есть это рынок со значительным объемом конкуренции и определенной долей монополии.

На практике это означает следующее. Во-первых, на рынке действует относительно большое количество производителей. Под относительно большим количеством подразумевается наличие 25,35,60 или 70 производителей. В связи с этим фирмы обладают относительно не большими долями рынка и поэтому имеют очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Также такая ситуация гарантирует то, что фирмы не смогут согласовать свои действия с целью изменения объемов производства или искусственного повышения цен. Ограничения по вхождению в отрасль новых фирм отсутствуют. Поэтому "новым фирмам несложно вступить на рынок со своими фирменными марками, а существующим фирмам - выйти, если их товары перестали пользоваться спросом".

То, что производители в условиях монополистической конкуренции являются типично небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и относительном выражении, предполагает, что эффект масштаба и требующийся капитал невелики.

Таким образом сложившаяся ситуация позволяет фирме не оглядываться на реакцию конкурентов при незначительном увеличении продаж, путем уменьшения цен на свою продукцию. Потому что влияние ее действий настолько незначительно отразится на каждом из них, что у последних не будет причин реагировать на ее действия.

Во-вторых, каждая из фирм отрасли продает свой особый тип или вариант товара. В таком случае говорят, что рыночная продукция дифференцирована.

Рисунки 1)а и 1)b показывают, что рыночный механизм в отрасли с монополистической конкуренцией является не эффективным.

Рис. 1. Рыночный механизм при монополистической конкуренции

Это происходит по двум причинам. Во-первых, в отличие от цен на совершенно конкурентном рынке равновесная цена рынка монопольной конкуренции превышает предельные издержки.

Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство. Если бы объем производства увеличился до точки, где кривая спроса пересекает кривую предельных издержек, совокупный излишек мог бы быть увеличен на величину, равную заштрихованной площади на рисунке 1b. Это не удивительно, монопольная власть приводит к чистым убыткам, а фирмы на рынках монополистической конкуренции обладают монопольной властью.

Во-вторых, как следует из рисунков 1a и 1b, фирмы на рынке монополистической конкуренции имеют резервные производственные мощности. Фактический объем производства меньше чем тот, который минимизирует средние издержки. На совершенно конкурентном рынке фирма сталкивается с горизонтальной линией спроса, и поэтому нулевая прибыль приходится на точку минимума кривой средних издержек (1a). На рынке монополистической конкуренции кривая спроса имеет наклон вниз, и поэтому точка нулевой прибыли оказывается левее точки минимальный средних издержек. Эти резервные производственные мощности не эффективны, так как средние издержки могут быть сокращены, если будет действовать меньшее число фирм.

Такая неэффективность уменьшает благосостояние потребителей. Является ли тогда монополистическая конкуренция социально нежелательным экономическим явлением, которое следует регулировать правительству? Ответ вероятнее всего будет отрицательным по двум причинам.

Во-первых, на большинстве рынков монополистической конкуренции монопольная власть не велика. Обычно конкурирует достаточное число фирм, фирменные марки товаров которых вполне взаимозаменяемы, и поэтому не одна из фирм не будет обладать существенной монопольной властью. Следовательно, любые чистые убытки от монопольной власти будут также невелики. А так как кривые спроса фирмы достаточно эластичны, их резервные производственные мощности будут также невелики.

Во-вторых, неэффективность рыночного механизма компенсируется за счет важного преимущества, которое обеспечивает монополистическая конкуренция, - широкого ассортимента товаров. Большинство потребителей ценят возможность широкого выбора среди самых разнообразных конкурирующих товаров и их марок. Польза от разнообразия товара может быть большой и легко перевесить издержки от нерентабельности или неэффективности в результате наклона вниз кривых спроса.

Кривая спроса отдельной фирмы на таком рынке совершенно эластична и совпадает с кривой предельного дохода (рис. 2):

Рис. 2 График совокупного и предельного доходов на конкурентном рынке

Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующим прибыль:

Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства из равенства

1. Если при оптимальном объеме производства Qmax P=MC>AC, то фирма будет получать экономическую прибыль: (рис. 3).

2. Если при оптимальном производстве МС=Р=АС, то фирма получит нулевую экономическую прибыль, т.е. будет работать в режиме самоокупаемости (рис. 4).

3. Если Р=МС<АС, фирма несет убытки, но будет продолжать функционировать в краткосрочном периоде (минимизация убытков), (рис. 13.4).

4. Если Р=МС

5. В долгосрочном периоде максимум прибыли достигается фирмой при условии (рис. 6); фирма получает нормальную прибыль и нулевую экономическую, что связано со стабилизацией объема выпуска в отрасли.

Рис. 3 Механизация прибыли и равновесие фирмы в длительном периоде

Рис. 5 Минимизация издержек и выход фирмы из отрасли в короткий период

Эффективность конкурентного рынка. Политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя.

3. Тесты

Примером естественной монополии является:

а) ОПЕК - международный нефтяной картель;

б) корпорация IBM;

в) издательство "Известия";

г) городской метрополитен.

Правильный ответ: а) ОПЕК - международный нефтяной картель.

Если фирма увеличивает затраты на ресурсы на 10%, а объем производства возрастает при этом на 15%, то в этом случае:

а) наблюдается отрицательный эффект масштаба;

б) наблюдается положительный эффект масштаба;

в) действует закон убывающей производительности;

г) кривая LATC сдвигается вверх;

д) фирма получает максимальную прибыль.

Правильный ответ: б) наблюдается положительный эффект масштаба.

4. Задача

Условие задачи: Функция спроса на штучный товар имеет вид D=2200-3P, предложения: S=3P-330. Правительство ввело дотацию 100 рублей на штуку, которую получает продавец. Чему теперь равно равновесное количество?

Решение: Согласно определению рыночного равновесия D=S. То есть 2200-3P = 3P-330 (без введения дотации). Отсюда P=422. Так как продавец получает дотацию 100 рублей на штуку, то, следовательно, он может снизить цену на товар на 100 рублей без потерь. Отсюда P = 422-100 = 322. Тогда Q=2200-3*322=1234. Ответ:

Равновесное количество равно 1234.

Список литературы

1. Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика. - СПб.: Питер, 2001. 480 с.

2. Камаев В. Д. Экономическая теория. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 635 с.

3. Любимов Л.Л. Введение в экономическую теорию: Учебник. -- В 2-х книгах. Кн. 2. - М.: Бита-Пресс, 2003. - 320 с.

4. Мэнкью Н.П. Макроэкономика. - М.: Гардарика, 1999. - 458 с.

5. Салижманов И.К. "Ценообразование и рынок" - М.: Финансы и статистика, 1999. - 367 с.

6. Чепурина М.Н., Кисилева Е. А. Курс экономической теории. - Киров: Издательство "АСА", 2001. - 624 с.

Подобные документы

    Цена – сложная экономическая категория. Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Ценовая политика на различных рынках: читая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Виды цен. Методы ценообразования.

    реферат , добавлен 08.06.2008

    Ценообразование как процесс формирования цен на товары и услуги. Характеристика ОАО "Речицкий текстиль": знакомство с деятельностью, анализ подходов к ценообразованию на предприятии. Особенности процесса формирования цен в условиях рыночной экономики.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2017

    Кривая спроса чистого монополиста. Определение цены и объема производства в краткосрочном периоде: максимизация прибыли, минимизация убытков. Признаки ценовой дискриминации. Экономические последствия монополии и методы государственного регулирования.

    реферат , добавлен 05.04.2012

    Ценообразование как процесс формирования цен на товары и услуги, определяющие его критерии и факторы, степень их влияния. Формирование тарифов для потребителей энергосистем, анализ вариантов данного процесса. Определение розничной цены изделия на рынке.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2011

    Монополистическая конкуренция: понятие, условия существования, общие черты, сходства и различия с другими типами рынка. Ценообразование и объём производства в условиях монополистической конкуренции. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2011

    Ценообразование как один из элементов рыночной экономики. Изучение стоимости жизни в Греции. Применение свободного рыночного ценообразования на промышленные, потребительские товары и услуги. Проведение политики цен на разных этапах развития страны.

    реферат , добавлен 18.12.2014

    Особенности свободной конкуренции, ее виды, классификация и экономическая роль. Монополия - захват крупным объединением подавляющей части рынка в целях своего обогащения: причины, виды, влияние на ценообразование. Современное развитие рынка в России.

    контрольная работа , добавлен 07.03.2011

    Ценообразование в условиях свободной конкуренции, определение цены свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами. Основные характеристики рынка совершенной конкуренции, стратегия ценообразования в коротком и длительном периоде.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2010

    Состав и структура цен. Анализ безубыточности в ценообразовании. Состав оптовой цены предприятия. Зависимость затрат производства, выручки от реализации и прибыли от объема производства в натуральном измерении. Ценообразование в строительном комплексе.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2011

    Рынок: сущность, функции, структура; совокупность элементов рыночной системы. Характерные черты основных моделей рынка: чистая и монополистическая конкуренция, чистая монополия, олигополия. Маркетинг как форма рынка, ценообразование в конкурентной среде.

Рейтинг 4.2 из 5 . Голосов: 14

Цена - Количество денег, уплачиваемых за единицу товара или услуги. За ценой многих товаров и услуг легко следить: в любом обычном магазине потребители могут увидеть цены, по которым по их желанию можно купить много или несколько единиц товара. Цены на ряд товаров и услуг, однако, соблюдать труднее.

Особые условия могут предоставляться при осуществлении больших или регулярных заказов или в отношении особых групп покупателей. На некоторых рынках продавцы и покупатели торгуются в отношении цены каждого вида товара. Цены на аналогичные товары могут отличаться и зависеть от времени и места продажи или его качества , на некоторых рынках они устанавливаются в ходе торгов по каждому продукту. Индекс цен учитывает их влияние на определенные группы товаров: например потребительские, сырьевые, экспортные. Оптовые цены устанавливаются оптовыми торговцами, цены завода-изготовителя – производителями. Механизм цен в экономике объясняет их роль в организации производства и распределения товаров и услуг, для покупателя они отражают предпочтения , для производителя или поставщика – усилия и затраты . Теневые цены, как полагают создатели экономических моделей, следовало бы установить в случае, когда потребители и производители могут учесть внешние издержки и соответствующую прибыль. По системе учета национального дохода рыночные цены – это цены, которые платит потребитель. Цены производителей, равные рыночным ценам минус косвенные налоги и плюс субсидии, соответствуют прямым издержкам. Текущие цены представляют собой цены, преобладающие в период заключения сделок; постоянные цены – это цены определенно выбранного базисного периода, используемые для переоценки сделок, чтобы получить показатель реальной хозяйственной деятельности.

Ценообразование - установление цены на товар или услугу. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами. В рыночной экономике процесс выбора окончательной цены производится в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.

Цена и ценообразование - важнейшие понятия рыночной экономики. Самыми общими словами, ценой мы называем ту денежную сумму, которую покупатель отдаёт на рынке в обмен на реализуемый продавцом товар. Таким образом, цена - основная характеристика товара с точки зрения рыночной экономики.

Общепризнанного определение такой сложной экономической категории, как цена, нет. Одним из наиболее удачных образных определений можно назвать следующее: цена определяется затратами производителя и искусством продавца. Цена призвана отражать интересы всех участников рынка: производителю необходимо возместить вложенные средства и получить прибыль; покупатель должен оправдать стоимость приобретённого товара, получив в свою очередь выгоду от его использования.

Ценообразование - один из ключевых факторов рыночной экономики и наиболее сложный участок маркетинговой работы. Коммерческая успешность любого производителя товаров или услуг во многом определяется выбором стратегии и тактики ценообразования. Сложность состоит в том, что цена в конкретный момент времени может зависеть от множества факторов - не только экономических, но и политических, и социальных, и психологических.

Оптимальная цена на товар или услугу:

  • обеспечивает рентабельность предприятия;
  • интересна покупателю;
  • позволяет поддерживать присутствие товара на рынке и его сбыт на неснижаемом уровне.

MBA start Ценообразование

Задачи ценообразования — задачи, решаемые при реализации того или иного варианта ценового поведения.

Основной перечень задач ценообразования, как показывает экономическая практика, является общим для любого современного государства, но варьирует в зависимости от типов и стадий развития экономики.

Основными принято считать следующие задачи ценообразования:

  • покрытие затрат на производство продукции (или на посредничество в ее реализации) и обеспечение прибыли, достаточной для нормального функционирования производителя (посредника);
  • учет взаимозаменяемости продукции при формировании цены;
  • решение социальных вопросов;
  • реализация экологической политики;
  • решение внешнеполитических вопросов.

Первые две задачи стоят не только перед современным обществом, они решались и на ранних этапах развития рынка, особенностью которого были горизонтальные связи между производителями, посредниками и потребителями (рис. 1).

Рис. 1. Схема раннего этапа развития рынка

В этих условиях цена представляет собой исключительно функцию рынка.

Первая задача — покрытие затрат на производство продукции и обеспечение прибыли — требование продавца-производителя и посредника. Чем благоприятнее для производителя конъюнктура рынка, т. е. чем по более высокой цене он может реализовать свою продукцию, тем большую прибыль он получит.

Вторая задача — учет взаимозаменяемости продукции — это основное требование потребителя. Его не интересует, сколько затрачено на изготовление данного продукта. Если один и тот же продукт предлагается на рынке по разным ценам, потребитель, естественно, предпочтет тот, что предлагается по более низкой цене. Если по одинаковой цене предлагается более качественный и менее качественный продукт, потребитель предпочтет тот продукт, качество которого выше.

Другие задачи возникли уже на современном этапе ценообразования, их особенно важно решать по мере перехода от рынка неразвитого, стихийного к рынку регулируемому.

В условиях развитого рынка сбалансированность экономики достигается не столько с помощью стихийного регулятора, сколько путем проведения государственной политики, призванной выражать общенациональные интересы. Развитый рынок представлен на рис. 2.

Рис. 2. Схема развития рынка

В этих условиях цена является функцией и рынка, и государства. Экологические, политические, социальные вопросы, вопросы стимулирования научно-технического прогресса — это, по сути, общенациональные вопросы. Поэтому при отсутствии органа, представляющего общенациональные интересы, они решаться не могут.

Основным ценовым рычагом в решении внешнеполитических вопросов выступает поставка по льготным или покупка по завышенным ценам продукции для стран, в отношении которых проводится политика благоприятствования.

Социальная ценовая политика во всех странах проявляется главным образом в замораживании или относительном снижении (повышении по сравнению с ценами на другие товары в значительно меньшей степени) цен на товары повышенного социального значения (товары детского ассортимента, медикаменты, продукты питания первой необходимости и т. д.).

Для стимулирования выпуска прогрессивных (с общенациональных позиций) средств производства государство продумывает систему поощрительных цен (снятие верхних ценовых ограничений, установление нижних пределов цен для укрепления конкурентоспособности производителей и пр.). В целях стимулирования скорейшего внедрения прогрессивных средств производства государство разрабатывает льготную систему цен для потребителей. Разница между относительно повышенными ценами производителей и заниженными потребительскими ценами часто дотируется государством.

Примером использования ценовых рычагов в рамках экологической политики (четвертая задача) может служить разрешение с помощью цен проблемы улучшения переработки сырья, переработки и утилизации отходов. При этом наиболее важны вопросы оценки вторичных ресурсов, отходов и продуктов их переработки.



Кадры