Национальный проект здоровье его значение. Финансирование национального проекта «Здоровье». «Проведение диспансеризации граждан и детей»

Нацпроект «Здоровье» является одним из 4-х приоритетов социально-экономической политики государства, объявленным в 2005 г. Провозглашение приоритетов, которыми признаны здоровье, образование, жилье и сельское хозяйство, свидетельствует о том, что человек, качество и условия его жизни определяют сегодня цель и содержание государственной деятельности. С точки зрения развития экономики это свидетельствует о том, что решение таких задач на данном этапе и необходимо и возможно. С точки зрения экономтеории приоритетные национальные проекты демонстрируют реализацию принципа выборности в экономике .

Нацпроект «Здоровье» выделяет из общеотраслевых задач и проблем такие, которые во-первых, невозможно решить без господдержки; во-вторых - требуют координации межотраслевых связей; в-третьих, несут новизну и эффект масштаба общесоциального, общенационального значения.

К целям нацпроекта «Здоровье» отнесены следующие:

Укрепление здоровья населения;

Повышение доступности и качества медицинской помощи;

Укрепление первичного звена системы здравоохранения;

Усиление значимости и действенности профилактических мер как в структуре факторов здоровья, так и в оценке результативности труда врача;

Обеспечение отрасли высокотехнологичными средствами оказания медицинской помощи;

Осуществление нацпроекта «Здоровье» ориентировано на 20 лет (до 2025 г.), поэтапно, через целевые программы и подпрограммы. С 2007 г. такие целевые программы должны составляться на срок от 3-х до 6-и лет. Все нацпроекты начали реализовываться с января 2006 г.

На первом заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов (7 декабря 2005 г.), В.В. Путиным было отмечено, что проекты не подменяют плановые работы и в гораздо больших масштабах, чем заявлено в проектах. На все проекты запланировано порядка 800 млр. руб., а на их реализацию около 180 млр.руб. Эти суммы также только дополняют плановое финансирование отраслей. В последующем, в кризисный для экономики период, в 2009 году на правительственном уровне было объявлено, что сокращение бюджета не затронет финансирования нацпроекта «Здоровье».

Для создания экономических условий реализации приоритетов нацпроекта «Здоровье» с 2007 года правительством обозначен переход на одноканальное финансирование. Такое финансирование предполагает использование в бюджетных отчислениях подушевого принципа, экономически позволяющего строить оплату труда в медицине за качество, за результат, включая профилактику, связь больницы и поликлиники.

На этапе обсуждения нацпроекта «Здоровье» в 2005 г. поставлены вопросы о правовом обеспечении реформ в здравоохранении, и необходимости законов «Об обязательном медицинском страховании» и «О государственных гарантиях медицинской помощи в Российской Федерации».


План общего социально-экономического развития на 2008 г. до текущего 2010 г., выделил 5 целей Правительства РФ, имеющих отношение к реализации приоритетов здравоохранения:

1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данная цель требует создания благоприятных условий для рождаемости и воспитания детей. Здесь уже работают положения о материнском капитале , о помощи учреждениям родовспомогательной деятельности.

2. Повышение благосостояния населения, снижения бедности и неравенства по денежным доходам населения. В данном направлении (в 2006 г.) отработан «пилотный» проект по повышению заработной платы врачам (на 10 тыс.руб.) и медсестрам (на 5 тыс.руб.). Результатом ожидалось привлечение специалистов в первичное звено (и это состоялось) и увеличение их численности с 0,2% от числа выпусков примерно до 10% уже в 2006 г.

3. Повышение качества и доступности медпомощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

В реализации 3-й цели — повышение качества и доступности медпомощи — основной рычаг экономического свойства, это повышение эффективности функционирования системы здравоохранения .

В соответствии с решениями Президента и Правительства РФ в этом направлении предусматривается:

Завершение на основе стандартизации отработки финансирования, в 1-ю очередь стационарных медучреждений с ориентацией на конечный результат с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование;

Определение источников и порядка финансирования такого перехода в пилотных территориях;

Отработка механизма взаимодействия всей линейки исполнительной власти в управлении здравоохранением.

4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в 1-ю очередь — пожилых граждан и инвалидов.

5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.

Подводя итог, можно сказать, что в экономическом плане приоритетными в осуществлении нацпроекта «Здоровье» на период до 2010 г. выступали меры повышения качества медуслуг и касаются следующего:

Ориентации на конечный результат медпомощи, обеспеченный поэтапным переходом медучреждений на одноканальное финансирование в системе ОМС;

Финансирование стационарной помощи на основе стандартов по качеству оказанной помощи;

Финансирование амбулаторно-поликлинической помощи по подушевому принципу;

Реформирование оплаты труда по конечному результату, для чего необходимо обеспечить учет объемов медпомощи и оценка ее качества.

Все вышеуказанное касается основных социально-экономических вопросов реформирования отрасли, выделенных в нацпроекте «Здоровье».

Есть и еще группа вопросов, возникших в связи с реализацией такого проекта и касающихся отсутствия сегодня в РФ системы первичной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров в области правового, организационного обеспечения охраны здоровья населения и реализации комплексных социально-экономических программ, проектов и реформ.

Это обстоятельство с новых позиций доказывает необходимость экономической составляющей в подготовке специалистов-медиков для профессионального решения ими вопросов рационального использования ресурсов отрасли, заинтересованности в потребительском и экономическом результате своего труда.

Энциклопедичный YouTube

Субтитры

Цели проекта

  • Укрепление здоровья граждан
  • Повышение доступности и качества медицинской помощи
  • Развитие первичной медицинской помощи
  • Возрождение профилактического направления в здравоохранении
  • Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью

Основные направления

В рамках развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрены мероприятия:

С 1 января 2006 года врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей (семейной) практики дополнительно выплачивается 10 тыс. руб., медицинским сестрам, работающими с ними, - 5 тыс. руб.

С 1 июля 2006 года персонал Скорой медицинской помощи получает стимулирующие выплаты в размере: 5000 руб. для врачей, 3500 руб. для фельдшеров и 2500 руб. для медсестёр.

  • укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи

В рамках обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью запланировано:

  • повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи
  • строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров (планируется строительство 15 федеральных медицинских центров).

Федеральные центры высоких медицинских технологий

В рамках нацпроекта было предусмотрено строительство в России 14 федеральных центров высоких медицинских технологий в регионах , из них:

Помимо региональных центров, в Москве был построен Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии (открыт в 2011 году).

Финансирование

В 2006 году на реализацию проекта из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов направлено 78,98 млрд руб. Кроме того, дополнительные средства были выделены субъектами РФ и муниципальными образованиями. В 2007 году предусмотрено выделение 131,3 млрд рублей.

На 2007-2009 годы запланированы расходы, связанные с реализацией проекта, в размере 346,3 млрд руб.

Сразу же после старта нацпроекта выяснилось, что при его разработке не было учтено финансирование нескольких важных статей расходов. Например, стимулирующие выплаты, получаемые медперсоналом, в противоречие ст. 139 Трудового кодекса не включили в средний заработок и, следовательно, эти выплаты не повлияли на размер «отпускных» и «больничных». В связи с этим в Министерство здравоохранения было направлено огромное количество обращений как от региональных руководителей здравоохранения, так и от рядовых сотрудников. Первым, кто добился справедливости по этому вопросу, стал терапевт Анатолий Попов из Владимирской области.

Гораздо тяжелее решался вопрос о так называемой «северной надбавке», которая является значительной частью зарплаты населения северных регионов. Эта надбавка должна распространяться на все виды заработка, вне зависимости от его источника, но ни в одном из бюджетов не было предусмотрено средств на эти цели. В ряде регионов после обращений медработников в суды задолженность по «северным надбавкам» на стимулирующие выплаты возмещается только тем, кто обращается за этим в суд . Органы здравоохранения продолжают с переменным успехом оспаривать решения судов, в соответствии с которыми работодателей обязали выплатить задолженность по «северной надбавке». Проблемы с финансированием продолжались в 2008 и 2009 году, часть расходов была переложена на плечи региональных, городских и даже муниципальных властей, что не способствовало достижению целей проекта.

Итоги реализации

На начало июля 2007 года подготовку и переподготовку прошли 5834 врача (2939 по специальности «Терапия», 2298 - «Педиатрия» и 597 - «Общая врачебная практика»). В первом полугодии 2007 года более 150 тыс. медицинских работников (более 70 тыс. врачей и 79 тыс. медицинских сестер) получили дополнительные денежные выплаты на общую сумму более 6,6 млрд руб.

В регионы на начало июля 2007 года было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования (512 комплектов лабораторного оборудования, 71 ультразвуковой аппарат, 788 рентгенологических аппаратов с 443 проявочными машинами , 438 единиц эндоскопического оборудования, 465 электрокардиографов и 550 фетальных мониторов). Планировалось, что в 2007 году современным диагностическим оборудованием будет оснащено 375 детских поликлиник.

По итогам 2009 года продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет. В феврале 2010 года заместитель председателя правительства России Александр Жуков заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов.

Критика

Несмотря на благие намерения кураторов национального проекта, существенно изменить ситуацию в здравоохранении не удалось. Некоторые эксперты называют нацпроект «Здоровье» провальным.

На поставленном оборудовании оказалось некому работать, расходные материалы быстро закончились, да и качество самого оборудования оставляет желать лучшего.

На фоне оптимистических отчётов министерства об успехах нацпроекта депутаты Государственной думы заявили, что положение с лекарственным обеспечением и кадровым составом медицинских учреждений оставляет желать много лучшего.

Генеральная прокуратура и прокуратуры на местах регулярно рапортует о многочисленных нарушениях, связанных с реализацией проекта. Наиболее распространенные: несвоевременная оплата труда медработников, простой оборудования, неправомерное расходование бюджетных средств. В 2009-2010 годах Счётная палата в ходе аудиторской проверки Минздравсоцразвития, возглавляемого в то время Татьяной Голиковой , выявила также нарушения в ходе строительства федеральных центров высоких медицинских технологий, финансирование которых осуществлялось в рамках реализации нацпроекта «Здоровье» . Из результатов журналистского расследования, проведенного сотрудниками информагентства Reuters, следует, что 48 млн долларов США из сметы проекта были потрачены на строительство дворца под Геленджиком, который считают собственностью Д.А.Бескаравайной.

Источники

  1. Пересторонин, Александр . Федеральный центр нейрохирургии в Тюмени примет пациентов в 2011 году (рус.) , М. : РИА Новости (18 августа 2010). Проверено 8 февраля 2013.
  2. В Новосибирске принял первых пациентов Федеральный центр нейрохирургии (рус.) , М. : Первый канал (5 декабря 2012). Проверено 10 февраля 2013.
  3. Чухачёва О. Центр нейрохирургии: первая операция состоялась // Тюменские известия: газета. - Тюмень, 27 апреля 2011. - № 70 (5278) .
  4. В Челябинской области медработникам задерживают отпускные выплаты (неопр.) . REGNUM (8 августа 2007). Проверено 14 августа 2010.
  • Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года
  • Национальный проект «Здравоохранение»

    Министерство здравоохранения утвердило Национальный проект «Здравоохранение». Ниже отмечены основные моменты, которые планируется реализовать Министерству совместно с регионами России.

    Национальный проект «Здравоохранение» является межведомственным, в его реализации будут принимать участие 10 федеральных органов исполнительной власти, Российский экспортный центр и 85 регионов страны. Главная задача, которая стоит перед проектом - исполнить цели, которые были сформулированы Президентом Российской Федерации в Указе № 204 от 07.05.2018: снижение смертности трудоспособного населения от двух основных причин - сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, и уменьшение младенческой смертности.

    Основной акцент в федеральном проекте посвящён улучшению доступности, качества и комфортности первичной медико-санитарной помощи. Планируется более чем в два раза увеличить охват населения профилактическими осмотрами. Задача, поставленная Президентом, - чтобы каждый россиянин мог раз в год пройти профилактический осмотр.
    Процесс внедрения бережливых технологий - создание комфортной среды в поликлиниках - и детских, и взрослых - уже идет. Технологии включают в себя удобно работающую регистратуру, отсутствие очередей при записи на приём и у кабинетов врача, беспроблемное прохождение диспансеризации, разделение потоков здоровых и больных пациентов и т.д. Более 7 тыс. поликлиник и поликлинических отделений до 2024 г. должны войти в этот проект.

    Проект сопряжён с проектом по улучшению кадровой ситуации в российском здравоохранении, поэтому отдельный блок в нём посвящён доукомплектованию врачебных должностей, должностей среднего медицинского персонала в первичном звене. Целевой показатель установлен - достичь 95% укомплектования.

    Федеральный проект далее посвящён снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и повышению качества и доступности помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, начиная от профилактики, включая популяционную, развитие здорового образа жизни и индивидуальную профилактику. Безусловно, эти программы также тесно связаны с первой задачей - с прохождением профосмотров, диспансеризацией и коррекцией выявляемых факторов риска. Министерство здравоохранения планирует внедрить современные клинические рекомендации и протоколы лечения всех пациентов.

    Планируется снизить смертность от болезней системы кровообращения с 587 до 450, то есть более чем на 130 тыс. Это значит, что в 2024 г. более чем на 200 тыс. сократится число смертей по сосудистым причинам.

    Далее - задача по борьбе с онкологическими заболеваниями. Должна сформироваться тотальная настороженность к онкологическим заболеваниям в первичном звене, для чего специальному обучению подлежат не только все участковые врачи, но и узкие специалисты, работающие в амбулаторных учреждениях. Минздравом разработана специальная иллюстрированная программа, информационная, дистанционная, которая позволяет пройти первичное тестирование и после этого повысить уровень своей квалификации по усвоению этого материала. В настоящее время уже 80% участковых терапевтов прошли эту программу и получили соответствующий сертификат. Нам необходимо подключить к ней и участковых педиатров, узких специалистов и врачей общей практики, семейных врачей. Второй момент - это формирование амбулаторных онкологических служб на межрайонном, межмуниципальном уровне.

    Отдельная часть программы - это не просто устранение дефицита кадров в онкологической службе, а создание новой генерации кадров, включая не только медицинские кадры, но и инженерный персонал. Эта подготовка будет осуществляться в сотрудничестве с Министерством науки и высшего образования РФ. Совместно будут формироваться кластеры по подготовке радиохимиков, медицинских физиков, радиофизиков - тех специалистов, без которых не может развиваться радиология.
    Четвёртое направление - совершенствование медицинской помощи детям, в том числе развитие детской инфраструктуры. Оно включает развитие профилактического движения и внедрение новых профилактических технологий.

    Пятое направление посвящено кадровой политике в здравоохранении. Прежде всего должен быть устранён дефицит кадров в первичном звене. Следующей стоит задача по развитию цифровой медицины. К 2022 г. в каждом из 85 регионов должна быть создана полноценная информационная система, соответствующая жёстким единым критериям, с подключением всех медицинских организаций к этой региональной информационной системе. Для этого внедряются единые централизованные серверы, цифровой архив изображений, лабораторных исследований, централизованные региональные диспетчерские скорой помощи, причём не только автодорожной, но и санитарно-авиационной - то есть те системы, которые позволяют обеспечивать преемственность оказания медицинской помощи и мониторировать её качество, маршрутизацию пациентов и т.д.

    Существует и проект по развитию экспорта медицинских услуг. Он поднимает имидж российской медицины, привлекает дополнительные ресурсы для развития клиник. Здесь потенциал очень большой - за последние два года серьёзно возросло число иностранных пациентов в больницах нашей страны - с 20 тыс. до более 110 тыс. Это направление позволило только в прошлом году лечебным учреждениям заработать около 250 млн долл. Задача, поставленная Президентом, - увеличить объём поступлений в четыре раза, до миллиарда долларов в год. Для этого будет разрабатываться специальная коммуникационная кампания.

    Безусловно, сложность реализации этого проекта связана с тем, что основные полномочия по реализации оказания медицинской помощи отданы в нашей стране субъектам РФ. Задача Минздрава - так построить управление этим нацпроектом, чтобы не было искажений при его реализации в регионах. Для этого Минздрав планирует на основе в целом одобренного национального проекта создать 85 региональных проектов. Они будут индивидуализированы по конкретным потребностям конкретного региона, в них будут понятны все показатели, выстроенные по годам. Минздрав будет не просто контролировать, но и очень активно помогать регионам, для того чтобы можно было добиться поставленных целей. Если это всё будет осуществлено так, как запланировано, российская медицина перейдёт на другой качественный уровень.

    Протоколом №2 от 13.12.2018 совместного заседания проектных комитетов по национальным проектам «Демография» и «Здравоохранение», Совета по вопросам демографического развития Санкт-Петербурга и Координационного совета по вопросам семьи и детства в Санкт-Петербурге утвержден паспорт регионального проекта Санкт-Петербурга «Здравоохранение», состоящий из 7-ми паспортов региональных проектов Санкт-Петербурга:

    - «Развитие первичной медико-санитарной помощи»,

    - «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»,

    - «Борьба с онкологическими заболеваниями»,

    - «Программа развития детского здравоохранения Санкт-Петербурга, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»,

    - «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»,

    - «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) Санкт-Петербурга»,

    - «Развитие экспорта медицинских услуг».

    Национальный проект «Здоровье» - программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации В. В. Путиным, стартовавшая 1 января 2006 года в рамках реализации четырёх национальных проектов.

    Цели и задачи проекта:

    1. Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.
    2. Повышение доступности и качества медицинской помощи.
    3. Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
    4. Развитие профилактической направленности здравоохранения.
    5. Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.

    Отвечают за реализацию проекта:

    1. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

    2. Министерство финансов Российской Федерации

    3. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

    4. Министерство образования и науки Российской Федерации

    5. Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.

    Основные направления

    Развитие первичной медико-санитарной помощи , которое предусматривает следующие мероприятия:

    • подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;
    • увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и "скорой помощи";
    • укрепление материально-технической базы диагностической службы амбулаторно-поликлинических учреждений, скорой медицинской помощи, женских консультаций;
    • профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение ВИЧ-инфицированных;
    • дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;
    • введение новых программ обследования новорожденных детей;
    • дополнительная диспансеризация работающего населения;
    • оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

    С 1 января 2006 года врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей (семейной) практики дополнительно выплачивается 10 тыс. руб., медицинским сестрам, работающими с ними, - 5 тыс. руб.

    С 1 июля 2006 года персонал Скорой медицинской помощи получает стимулирующие выплаты в размере: 5000 руб. для врачей, 3500 руб. для фельдшеров и 2500 руб. для медсестёр.

    • укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи.

    В рамках обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью запланировано:

    • повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи
    • строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров (планируется строительство 15 федеральных медицинских центров).

    Федеральные центры высоких медицинских технологий

    В рамках нацпроекта было предусмотрено строительство в России 14 федеральных центров высоких медицинских технологий в регионах, из них:

    7 по профилю «сердечно-сосудистая хирургия»

    • Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Астрахань)
    • Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Калининград)
    • Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Красноярск)
    • Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Пенза)
    • Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Пермь)
    • Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Хабаровск)
    • Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Челябинск)
    • 5 по профилю «травматология, ортопедия и эндопротезирование»
    • Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Барнаул)
    • Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Владивосток)
    • Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Краснодар)
    • Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Смоленск)
    • Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Чебоксары)

    По профилю «нейрохирургия»

    • Федеральный центр нейрохирургии (Новосибирск) - открыт в 2012 году
    • Федеральный центр нейрохирургии (Тюмень) - открыт в 2011 году

    Помимо региональных центров, в Москве был построен Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии (открыт в 2011 году).

    Финансирование

    В 2006 году на реализацию проекта из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов направлено 78,98 млрд руб. Кроме того, дополнительные средства были выделены субъектами РФ и муниципальными образованиями. В 2007 году предусмотрено выделение 131,3 млрд рублей.



    На 2007-2009 годы запланированы расходы, связанные с реализацией проекта, в размере 346,3 млрд руб.

    В 2008 году расходы по проекту составили 145,8 млрд рублей.

    Реализация национального проекта "Здоровье" в 2009-2012 годах предусматривалось финансирование в размере 676,8 млрд рублей.

    Сразу же после старта нацпроекта выяснилось, что при его разработке не было учтено финансирование нескольких важных статей расходов. Например, стимулирующие выплаты, получаемые медперсоналом, в противоречие ст. 139 Трудового кодекса не включили в средний заработок и, следовательно, эти выплаты не повлияли на размер «отпускных» и «больничных». В связи с этим в Министерство здравоохранения было направлено огромное количество обращений как от региональных руководителей здравоохранения, так и от рядовых сотрудников. Первым, кто добился справедливости по этому вопросу, стал терапевт Анатолий Попов из Владимирской области.

    Гораздо тяжелее решался вопрос о так называемой «северной надбавке», которая является значительной частью зарплаты населения северных регионов. Эта надбавка должна распространяться на все виды заработка, вне зависимости от его источника, но ни в одном из бюджетов не было предусмотрено средств на эти цели. В ряде регионов после обращений медработников в суды задолженность по «северным надбавкам» на стимулирующие выплаты возмещается только тем, кто обращается за этим в суд. Органы здравоохранения продолжают с переменным успехом оспаривать решения судов, в соответствии с которыми работодателей обязали выплатить задолженность по «северной надбавке». Проблемы с финансированием продолжались в 2008 и 2009 году, часть расходов была переложена на плечи региональных, городских и даже муниципальных властей, что не способствовало достижению целей проекта.

    В перспективе в ходе успешной реализации проекта «Здоровье» ожидается:

    * Снижение показателей смертности и инвалидности населения за счет повышения доступности и качества медицинской помощи;

    * Удовлетворение потребности населения РФ в бесплатной высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи;

    * Приближение отечественного здравоохранения к европейским стандартам медицинской помощи населению;

    * Снижение экономических потерь за счет укрепления и восстановления здоровья граждан, уменьшение финансовых затрат на выплаты пенсий по инвалидности и пособий по временной нетрудоспособности;

    * Укрепление позиции России на внутреннем и международном рынках медицинских услуг и медицинских технологий (экономические и профессиональные стимулы для реализации отечественных разработок на международном уровне и привлечения иностранных пациентов в российские клиники).

    Итоги реализации

    На начало июля 2007 года подготовку и переподготовку прошли 5834 врача (2939 по специальности «Терапия», 2298 - «Педиатрия» и 597 - «Общая врачебная практика»). В первом полугодии 2007 года более 150 тыс. медицинских работников (более 70 тыс. врачей и 79 тыс. медицинских сестер) получили дополнительные денежные выплаты на общую сумму более 6,6 млрд руб.

    В регионы на начало июля 2007 года было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования (512 комплектов лабораторного оборудования, 71 ультразвуковой аппарат, 788 рентгенологических аппаратов с 443 проявочными машинами, 438 единиц эндоскопического оборудования, 465 электрокардиографов и 550 фетальных мониторов). Планировалось, что в 2007 году современным диагностическим оборудованием будет оснащено 375 детских поликлиник.

    По итогам 2009 года продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет. В феврале 2010 года заместитель председателя правительства России Александр Жуков заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов.

    В 2008 году в нацпроект "Здоровье" были включены новые мероприятия, направленные на снижение смертности населения Российской Федерации от управляемых причин и сохранение трудового потенциала страны:

    Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях , что поможет ежегодно сокращать смертность в результате ДТП на 2700 случаев, а также снизить инвалидность до уровня 8 тысяч случаев в год. В рамках этого направления запланировано оснащение 1 130 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения санитарным автотранспортом (610 единиц) и медицинским оборудованием (4 182 единиц).

    Совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями обеспечит снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в 1,3 раза (с 325 случаев до 250 случаев на 100 тысяч населения). В рамках этого направления запланировано создание региональных сосудистых центров малоинвазивной хирургии в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

    Развитие новых высоких медицинских технологий на базе федеральных медицинских учреждений, а также медицинских учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований , что позволит повысить уровень обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи до 70% потребности.

    В 2009 году в национальный проект "Здоровье" были включены дополнительно следующие направления:

    Формирование у россиян здорового образа жизни . В рамках данного направления Минздравсоцразвития России предполагает провести масштабную информационную кампанию, направленную как на борьбу с алкоголизмом и табакокурением, так и на формирование здорового образа жизни.

    Снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза . Программой предусмотрено внедрение современных методов диагностики и профилактики туберкулеза, лечения и реабилитации больных.

    Первоочередной мерой, способствующей улучшению оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, является введение родового сертификата. Его цель - улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах. Делается это путём выдачи талонов родовых сертификатов, по которым:

    · Женская консультация получает 3000 рублей

    · Родильный дом получает 6000 рублей

    Родовые сертификаты введены с 1 января 2006 года. С 1 января 2007 года выплаты по каждому сертификату были увеличены на 1000 рублей.

    Кроме того, родовые сертификаты предоставляют беременной женщине возможность выбора женской консультации, в которой она предполагает встать на учет и наблюдаться по беременности, а в дальнейшем и выбор родильного дома. Это право существовало и раньше, но в данном случае значительно повышается заинтересованность учреждения здравоохранения в каждой, вновь обратившейся женщине, так как за предоставленные ей услуги в учреждение здравоохранения придут дополнительные денежные средства.

    Право на получение сертификата предоставляется женщинам, являющимся гражданами России, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на законных основаниях на территории Российской федерации. Родовые сертификаты выдаются при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, страхового полиса обязательного медицинского страхования и страхового свидетельства государственного пенсионного страхования.

    Сертификат выписывается женщине, вставшей на учет по беременности в женской консультации, когда срок беременности достигает 30 недель (при многоплодной беременности – при сроке 28 недель), при условии непрерывного наблюдения и ведения ее на амбулаторно-поликлиническом этапе не менее 12 недель данной женской консультацией.

    Характеристика состояния здоровья населения Ульяновской области

    По состоянию на 1 января 2007 года в области проживает 1335900 человек постоянного населения, из них 974,2 тысячи человек (72,9%) - горожане и 361,7 тысяч человек (27,1%) - сельские жители. Численность населения уменьшилась на 14,8 тысяч человек.

    Демографическая ситуация в Ульяновской области как и в целом по России, сложившаяся в 2006 году характеризуется увеличением: рождаемости. Показатель рождаемости увеличился на 1,2%. Уровень рождаемости в Ульяновской области составляет 8,7 на 1000 человек населения, что ниже показателей, характерных в среднем для Российской Федерации (10,2) и ПФО (9,8).

    Одна из болевых проблем демографического развития – высокая смертность населения. С 1992 года смертность на территории области превышает рождаемость.

    В 2006 году показатель смертности уменьшился по сравнению с 2005 годом на 3,0% и составил 16,4 на 1000.

    В результате уменьшился показатель естественной убыли населения на 7,2%. В целом по области уровень смертности превышает рождаемость в 1,9 раза, в 2005 году в 2 раза. Из общего числа умерших, мужчины составляют 53,2%, женщины - 46,8%.

    В структуре причин смертности лидируют болезни органов кровообращения (62,1%), на втором месте - травмы, несчастные случаи и отравления (14,2%), на третьем - новообразования (12,9%).

    Высокий уровень смертности определяет низкие показатели ожидаемой продолжительности жизни. Средняя продолжительность жизни у женщин составляет как и по поволжскому федеральному округу (ПФО) 72,6 года, но несколько выше чем в РФ - 72,4, продолжительность жизни у мужчин всего 58,6 лет как и по ПФО - 58,6.

    Уровень младенческой смертности - один из основных показателей в здравоохранении. Показатель младенческой смертности уменьшился на 24,1% и составляет 9,7 (2005 год – 12,8) на 1000 родившихся живыми.

    Материнская смертность является показателем состояния здоровья женщин и показателем уровня социально-экономического благополучия общества, а так же отражает доступность, своевременность и качество акушерско-гинекологической помощи. Показатель материнской смертности по сравнению с 2005 годом снизился на 17% . и составляет 43,1 на 100000 родившихся живыми. Показатель материнской смертности по области превышает показатели по РФ (25,4) и ПФО (22,9).

    Анализ показателей заболеваемости населения области показал, что сохра­няется стабильная тенденция ее роста, и в 2006 году показатель общей заболеваемо­сти составил 1931,4 на 1000 населения, что на 5,3% выше по сравнению с 2005 годом.

    Наиболее интенсивный рост общей заболеваемости наблюдается по классу болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ, бо­лезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, органов пищеварения, мочеполовой систем.

    За 2006 год отмечается некоторое улучшение ряда показателей из группы социально-значимых заболеваний: снижение заболеваемости инфекциями, пере­дающимися половым путем, снижение заболеваемости алкоголизмом, наркома­нией, снижение случаев ВИЧ-инфекции.

    Заболеваемость инфекциями, передающимися половым путем за 2006 год по сравнению с аналогичным периодом 2005 года снизилась на 6,1%.

    За 2006 год показатель заболеваемости по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 3,8% . На 01.01.07г. в области проживает 6770 ВИЧ - инфицированных или 504,0 на 100 тысяч населения.

    В связи с преобладанием полового пути передачи в эпидемиологический процесс все больше вовлекаются люди в возрасте 20-40 лет и в отчетном году они составили - 81,7%.

    В 2006 году произошло снижение заболеваемости алкоголизмом, показа­тель снизился на 3,6% ; на 9,6% снизилась заболеваемость наркоманией.

    Заболеваемость токсикоманией выросла на 33,9% .

    В Ульяновской области, как и по РФ, продолжается рост числа злокачественных заболеваний и смертности от них. Заболеваемость злокачественными но­вообразованиями за 2006 год выросла на 1,6%. По уровню заболеваемости Ульяновская область стоит на 7-м месте в ПФО и на 31-м по РФ. Растет заболеваемость меланомой кожи, раком молочной железы, предстательной железы и тела матки.

    Уровень онкологической заболеваемости зависит от социально-экономических факторов, уровня жизни и менталитета населения. Серьезной проблемой остается развитие системы ранней диагностики злокачественных но­вообразований. 26% заболевших обращается за помощью уже в 4 стадии заболе­вания. Необходимо улучшить работу по организации профилактических осмотров населения с целью улучшения выявления злокачественных новообразований в ранних стади­ях.

    Общая заболеваемость по классу психических заболеваний сохранилась на прежнем уровне, однако увеличился процент обращений по данному классу заболеваний (61%). В структуре лиц, состоящих на учете у психиатров, одно из первых мест занимают пациенты с непсихотическими расстройствами, доля посещений психотерапевтов из общего числа составляет только 5,1% .

    Эпидемиологическая ситуацию по туберкулезу в Ульяновской области, как и в целом по Российской Федерации следует оценить как напряженную. Территориальный по­казатель заболеваемости с учетом контингентов учреждений исполнения наказаний (УИН) ежегодно растет и в 2006 году составил 76,05 на 100 тысяч человек населения (рост с 2005 годом на 4,6%). Территориальный показатель не превышает данные по РФ - 83,8 и ПФО - 76,6.

    Остается низкой эффективность профилактических осмотров населения, общий показатель профилактических осмотров снизил­ся в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 3,2% и составил 65,5 (2005 год - 67,7). Показатель удельного веса больных, выявленных профилакти­чески в 2006 году составил 53,1%, а доля выявленных с деструктивными фор­мами туберкулеза - 38,6% (2005 год - 46,9).

    Причиной низких показателей профилактических осмотров и их качества являются износ рентген- и флюорографических аппаратов (70%), частые простои из-за поломок и длительного ремонта, что ограничивает доступность флюорографического обсле­дования населения. Для реализации мероприятий по повышению эффективности профилактических осмотров, областным противотуберкулезным диспансером в районы области и г. Ульяновск была направлена передвижная рентген-флюорографическая уста­новка, что позволило обследовать более 45 тысяч человек.

    Показатель смертности от туберкулеза в сравнении с предыдущим годом уменьшился с 17,8 до 16,3 на 100 тыс.населения. Более половины умерших от­носятся к социально незащищенным слоям населения, с низким уровнем жизни, которые с трудом привлекаются к обследованию и лечению.

    Охват туберкулинодиагностикой составляет - 99,2%, что говорит о высокой профилактической работе в Ульяновской области по ран­нему выявлению туберкулеза среди детей и новорожденных.

    Национальный проект «Здоровье»

    С 1 января 2006 года стартовал проект «Здоровье». Проект уже получил название «национального приоритетного проекта» и был разработан для реализации предложений Президента РФ Путина В.В. по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации. Основная задача проекта - улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации. В рамках реализации национального проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.

    Основное внимание планируется уделить укреплению первичного медицинского звена (муниципальные поликлиники, участковые больницы) - увеличению зарплаты участковым врачам и медсестрам, оснащению этих медучреждений необходимым оборудованием, переобучению врачей общей практики, введению родовых сертификатов.

    Основными целями проекта являются:

    • - Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;
    • - Повышение доступности и качества медицинской помощи;
    • - Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.

    Развитие профилактической направленности здравоохранения. Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи. Эти цели конкретизированы в два основных направления, к которым относятся:

    • 1. Развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:
      • - подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;
      • - увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;
      • - укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи;
      • - профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;
      • - дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;
      • - введение новых программ обследования новорожденных детей;
      • - дополнительная диспансеризация работающего населения;
      • - оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

    В рамках этого направления, в частности, предполагается:

    • - повысить заработную плату врачей общей практики на 10 тыс. руб., а работающих с ними медицинских сестер на 5 тыс. руб.;
    • - снизить коэффициент совместительства и сменности до 1,1;снизить сроки ожидания диагностических исследований до 1 недели;
    • - снизить заболеваемость ВИЧ на 1000 в год;
    • - снизить заболеваемость гепатитом в три раза, краснухой - в 10 раз;
    • - снизить материнскую смертность до 29 на 100000 родивших, а младенческую смертность - до 10,6 на 1000 живорожденных;
    • - снизить временную нетрудоспособность не менее, чем на 20%, а случаи обострения хронических заболеваний и осложнений - на 30%;
    • - введение родовых сертификатов.
    • 2. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:
      • - увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи в четыре раза до 2020 г.;
      • - строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.

    В рамках этого направления планируется:

    • - обеспечить до 45 процентов потребности населения в высокотехнологичной помощи путем расширения мощностей для оказания такой помощи за счет строительства 15 центров, существенного увеличения средств федерального бюджета на ее оплату;
    • - повышения эффективности расходования средств за счет перехода от содержания медицинских учреждений к государственному заданию на оказание определенного объема высокотехнологичной медицинской помощи;
    • - введения системы «листов ожидания». Реализация проекта будет осуществляться из средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов.

    Предполагается, что в результате реализации проекта:

    • - повысится престиж труда медицинских работников первичного звена, в участковую службу придут молодые специалисты;
    • - первичная медицинская помощь станет более доступной и качественной;
    • - повысится квалификация участковых врачей (13848 переподготовленных специалиста за 2 года);
    • - амбулаторно-поликлинические учреждения будут оснащены необходимым диагностическим оборудованием и соответственно снизятся сроки ожидания диагностических исследований;
    • - в регионы будут поставлены 12120 новых машин скорой помощи, вследствие чего повысится оперативность ее работы;
    • - будет организована дополнительная бесплатная иммунизация населения;
    • - будет организовано массовое обследование новорожденных детей на наследственные заболевания;
    • - благодаря строительству высоко технологических центров снизятся сроки ожидания и повысится доступность дорогостоящей медицинской помощи, особенно для жителей удаленных районов;
    • - будет обеспечена прозрачность очереди на получение высококвалифицированной помощи за счет введения системы листов ожидания.

    Но возникает вопрос - возможно ли с помощью данного Проекта решить проблемы здоровья и здравоохранения в России? Пока проект - это в большей мере идеологический посыл, попытка в какой-то мере смягчить с помощью бюджетных денег то недовольство, которое вызывает состояние отрасли у любого здравомыслящего человека.

    Однако не следует недооценивать концептуального значения национальных проектов и рассматривать их или как «имитацию бурной деятельности» перед выборами или попытку использовать преимущества проектной формы организации работы. Они могут стать отработкой новых механизмов решения социальных проблем и/или подготовкой к более принципиальным реформам социальной сферы в целом и здравоохранения в частности. Основная проблема НПЗ состоит в выборе приоритетов.

    Судя по контексту проекта он направлен прежде всего на реализацию идеи введения в России института врачей общей практики. Вместе с тем, она представляется весьма спорной. Безусловно, нужно укреплять первичное звено в здравоохранении, усилить его роль в выявлении заболеваний. Но непонятно, чем так уж плохи для этого оказались наши поликлиники, особенно в условиях когда ставится задача усиления территориальной мобильности населения. Да и нигде не говорится о тех, проблемах, с которыми сталкиваются врачи общей практики, которые часто создают различного рода альянсы, в том числе и по типу поликлиник. Кстати, общеизвестно, что врачи как представители среднего класса хотя бы по уровню образования не очень охотно идут на работу в сельскую местность и бедные кварталы в крупных городах. Хотя, следует признать, что через введение института врача общей практики облегчается приватизация оказания медицинской помощи.

    Введение доплат врачам общей практики выявило и другую проблему НПЗ - не всегда учитывается долгосрочная перспектива в угоду достижения сиюминутной цели. Очевидным последствием такого повышения стал отток специалистов, которые в регионах теперь стремятся стать врачами общей практики. Главная цель достигнута, но возникли новые проблемы, в том числе и раскол между врачами.

    Таким образом, основная проблема заключается в том, что проект по существу является латанием дыр, в то время как всеми признается, что наше здравоохранение находится в системном кризисе и нужны принципиальные меры для изменения ситуации.

    Безусловно, дополнительное финансирование, предусмотренное в проекте, полезно, но решение частных задач в лучшем случае только отсрочит (а может и осложнить) решение общих вопросов.

    Нужна постановка принципиальной цели, достижению которой должны быть подчинены все ресурсы. Предусмотренные в проекте меры обречены на то, чтобы иметь разовый характер, так как не создают соответствующих внутренних механизмов к развитию.

    И, наконец, одна из важнейших проблем в здравоохранении состоит в разработке показателей оценки деятельности лечебных учреждений. В этих условиях отчитываются, прежде всего, тем, что можно измерить. Именно поэтому постановка качественных задач так трудно укладывается в систему отчетности в здравоохранении. В этих условия у ЛПУ объективно возникнет соблазн улучшить свои показатели снижения уровня заболеваемости за счет административных мер. государственный население здравоохранение

    В этой ситуации неизбежно возникает вопрос о социальной солидарности, который, к сожалению, мало обсуждается в российских дискуссиях о путях реформы здравоохранения.

    Между тем здравоохранение это не просто экономическая, но и социальная система, которая отражает отношения граждан с государством, является предметом национальной идентификации. В развитых странах, несмотря на различия в конкретной организации здравоохранения признаются по крайней мере две вещи.

    Во-первых, услуги системы здравоохранения рассматриваются как социальный товар, так как их оказание индивидам также приносит выгоду всему обществу. Нигде в Европе услуги здравоохранения не рассматриваются как чисто рыночный товар, продажа которого имеет основной целью извлечение прибыли.

    Во-вторых, европейские системы здравоохранения основаны на принципе социальной солидарности, который подразумевает, что граждане являются частью общества, к ним должно быть равное отношение, что в результате укрепляет и все общество. Социальная солидарность подразумевает перераспределение от здоровых к больным, от более состоятельных к менее состоятельным, от молодых к престарелым. Поэтому, проводя реформы здравоохранения, европейские страны стремятся не разрушить, а сохранить и усилить социальную солидарность.



    Документы