Нацпроект «Здоровье» является одним из 4-х приоритетов социально-экономической политики государства, объявленным в 2005 г. Провозглашение приоритетов, которыми признаны здоровье, образование, жилье и сельское хозяйство, свидетельствует о том, что человек, качество и условия его жизни определяют сегодня цель и содержание государственной деятельности. С точки зрения развития экономики это свидетельствует о том, что решение таких задач на данном этапе и необходимо и возможно. С точки зрения экономтеории приоритетные национальные проекты демонстрируют реализацию принципа выборности в экономике .
Нацпроект «Здоровье» выделяет из общеотраслевых задач и проблем такие, которые во-первых, невозможно решить без господдержки; во-вторых - требуют координации межотраслевых связей; в-третьих, несут новизну и эффект масштаба общесоциального, общенационального значения.
К целям нацпроекта «Здоровье» отнесены следующие:
Укрепление здоровья населения;
Повышение доступности и качества медицинской помощи;
Укрепление первичного звена системы здравоохранения;
Усиление значимости и действенности профилактических мер как в структуре факторов здоровья, так и в оценке результативности труда врача;
Обеспечение отрасли высокотехнологичными средствами оказания медицинской помощи;
Осуществление нацпроекта «Здоровье» ориентировано на 20 лет (до 2025 г.), поэтапно, через целевые программы и подпрограммы. С 2007 г. такие целевые программы должны составляться на срок от 3-х до 6-и лет. Все нацпроекты начали реализовываться с января 2006 г.
На первом заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов (7 декабря 2005 г.), В.В. Путиным было отмечено, что проекты не подменяют плановые работы и в гораздо больших масштабах, чем заявлено в проектах. На все проекты запланировано порядка 800 млр. руб., а на их реализацию около 180 млр.руб. Эти суммы также только дополняют плановое финансирование отраслей. В последующем, в кризисный для экономики период, в 2009 году на правительственном уровне было объявлено, что сокращение бюджета не затронет финансирования нацпроекта «Здоровье».
Для создания экономических условий реализации приоритетов нацпроекта «Здоровье» с 2007 года правительством обозначен переход на одноканальное финансирование. Такое финансирование предполагает использование в бюджетных отчислениях подушевого принципа, экономически позволяющего строить оплату труда в медицине за качество, за результат, включая профилактику, связь больницы и поликлиники.
На этапе обсуждения нацпроекта «Здоровье» в 2005 г. поставлены вопросы о правовом обеспечении реформ в здравоохранении, и необходимости законов «Об обязательном медицинском страховании» и «О государственных гарантиях медицинской помощи в Российской Федерации».
План общего социально-экономического развития на 2008 г. до текущего 2010 г., выделил 5 целей Правительства РФ, имеющих отношение к реализации приоритетов здравоохранения:
1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данная цель требует создания благоприятных условий для рождаемости и воспитания детей. Здесь уже работают положения о материнском капитале , о помощи учреждениям родовспомогательной деятельности.
2. Повышение благосостояния населения, снижения бедности и неравенства по денежным доходам населения. В данном направлении (в 2006 г.) отработан «пилотный» проект по повышению заработной платы врачам (на 10 тыс.руб.) и медсестрам (на 5 тыс.руб.). Результатом ожидалось привлечение специалистов в первичное звено (и это состоялось) и увеличение их численности с 0,2% от числа выпусков примерно до 10% уже в 2006 г.
3. Повышение качества и доступности медпомощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
В реализации 3-й цели — повышение качества и доступности медпомощи — основной рычаг экономического свойства, это повышение эффективности функционирования системы здравоохранения .
В соответствии с решениями Президента и Правительства РФ в этом направлении предусматривается:
Завершение на основе стандартизации отработки финансирования, в 1-ю очередь стационарных медучреждений с ориентацией на конечный результат с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование;
Определение источников и порядка финансирования такого перехода в пилотных территориях;
Отработка механизма взаимодействия всей линейки исполнительной власти в управлении здравоохранением.
4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в 1-ю очередь — пожилых граждан и инвалидов.
5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.
Подводя итог, можно сказать, что в экономическом плане приоритетными в осуществлении нацпроекта «Здоровье» на период до 2010 г. выступали меры повышения качества медуслуг и касаются следующего:
Ориентации на конечный результат медпомощи, обеспеченный поэтапным переходом медучреждений на одноканальное финансирование в системе ОМС;
Финансирование стационарной помощи на основе стандартов по качеству оказанной помощи;
Финансирование амбулаторно-поликлинической помощи по подушевому принципу;
Реформирование оплаты труда по конечному результату, для чего необходимо обеспечить учет объемов медпомощи и оценка ее качества.
Все вышеуказанное касается основных социально-экономических вопросов реформирования отрасли, выделенных в нацпроекте «Здоровье».
Есть и еще группа вопросов, возникших в связи с реализацией такого проекта и касающихся отсутствия сегодня в РФ системы первичной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров в области правового, организационного обеспечения охраны здоровья населения и реализации комплексных социально-экономических программ, проектов и реформ.
Это обстоятельство с новых позиций доказывает необходимость экономической составляющей в подготовке специалистов-медиков для профессионального решения ими вопросов рационального использования ресурсов отрасли, заинтересованности в потребительском и экономическом результате своего труда.
Энциклопедичный YouTube
1 / 2
✪ Национальный проект Здоровье, Азнаурян И.Э.
✪ гимн Международного фестиваля "Ангелы природы"
Субтитры
Цели проекта
- Укрепление здоровья граждан
- Повышение доступности и качества медицинской помощи
- Развитие первичной медицинской помощи
- Возрождение профилактического направления в здравоохранении
- Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью
Основные направления
В рамках развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрены мероприятия:
- подготовка и переподготовка врачей общей практики
- повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины.
С 1 января 2006 года врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей (семейной) практики дополнительно выплачивается 10 тыс. руб., медицинским сестрам, работающими с ними, - 5 тыс. руб.
С 1 июля 2006 года персонал Скорой медицинской помощи получает стимулирующие выплаты в размере: 5000 руб. для врачей, 3500 руб. для фельдшеров и 2500 руб. для медсестёр.
- укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи
В рамках обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью запланировано:
- повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи
- строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров (планируется строительство 15 федеральных медицинских центров).
Федеральные центры высоких медицинских технологий
В рамках нацпроекта было предусмотрено строительство в России 14 федеральных центров высоких медицинских технологий в регионах , из них:
Помимо региональных центров, в Москве был построен Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии (открыт в 2011 году).
Финансирование
В 2006 году на реализацию проекта из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов направлено 78,98 млрд руб. Кроме того, дополнительные средства были выделены субъектами РФ и муниципальными образованиями. В 2007 году предусмотрено выделение 131,3 млрд рублей.
На 2007-2009 годы запланированы расходы, связанные с реализацией проекта, в размере 346,3 млрд руб.
Сразу же после старта нацпроекта выяснилось, что при его разработке не было учтено финансирование нескольких важных статей расходов. Например, стимулирующие выплаты, получаемые медперсоналом, в противоречие ст. 139 Трудового кодекса не включили в средний заработок и, следовательно, эти выплаты не повлияли на размер «отпускных» и «больничных». В связи с этим в Министерство здравоохранения было направлено огромное количество обращений как от региональных руководителей здравоохранения, так и от рядовых сотрудников. Первым, кто добился справедливости по этому вопросу, стал терапевт Анатолий Попов из Владимирской области.
Гораздо тяжелее решался вопрос о так называемой «северной надбавке», которая является значительной частью зарплаты населения северных регионов. Эта надбавка должна распространяться на все виды заработка, вне зависимости от его источника, но ни в одном из бюджетов не было предусмотрено средств на эти цели. В ряде регионов после обращений медработников в суды задолженность по «северным надбавкам» на стимулирующие выплаты возмещается только тем, кто обращается за этим в суд . Органы здравоохранения продолжают с переменным успехом оспаривать решения судов, в соответствии с которыми работодателей обязали выплатить задолженность по «северной надбавке». Проблемы с финансированием продолжались в 2008 и 2009 году, часть расходов была переложена на плечи региональных, городских и даже муниципальных властей, что не способствовало достижению целей проекта.
Итоги реализации
На начало июля 2007 года подготовку и переподготовку прошли 5834 врача (2939 по специальности «Терапия», 2298 - «Педиатрия» и 597 - «Общая врачебная практика»). В первом полугодии 2007 года более 150 тыс. медицинских работников (более 70 тыс. врачей и 79 тыс. медицинских сестер) получили дополнительные денежные выплаты на общую сумму более 6,6 млрд руб.
В регионы на начало июля 2007 года было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования (512 комплектов лабораторного оборудования, 71 ультразвуковой аппарат, 788 рентгенологических аппаратов с 443 проявочными машинами , 438 единиц эндоскопического оборудования, 465 электрокардиографов и 550 фетальных мониторов). Планировалось, что в 2007 году современным диагностическим оборудованием будет оснащено 375 детских поликлиник.
По итогам 2009 года продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет. В феврале 2010 года заместитель председателя правительства России Александр Жуков заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов.
Критика
Несмотря на благие намерения кураторов национального проекта, существенно изменить ситуацию в здравоохранении не удалось. Некоторые эксперты называют нацпроект «Здоровье» провальным.
На поставленном оборудовании оказалось некому работать, расходные материалы быстро закончились, да и качество самого оборудования оставляет желать лучшего.
На фоне оптимистических отчётов министерства об успехах нацпроекта депутаты Государственной думы заявили, что положение с лекарственным обеспечением и кадровым составом медицинских учреждений оставляет желать много лучшего.
Генеральная прокуратура и прокуратуры на местах регулярно рапортует о многочисленных нарушениях, связанных с реализацией проекта. Наиболее распространенные: несвоевременная оплата труда медработников, простой оборудования, неправомерное расходование бюджетных средств. В 2009-2010 годах Счётная палата в ходе аудиторской проверки Минздравсоцразвития, возглавляемого в то время Татьяной Голиковой , выявила также нарушения в ходе строительства федеральных центров высоких медицинских технологий, финансирование которых осуществлялось в рамках реализации нацпроекта «Здоровье» . Из результатов журналистского расследования, проведенного сотрудниками информагентства Reuters, следует, что 48 млн долларов США из сметы проекта были потрачены на строительство дворца под Геленджиком, который считают собственностью Д.А.Бескаравайной.
Источники
- Пересторонин, Александр . Федеральный центр нейрохирургии в Тюмени примет пациентов в 2011 году (рус.) , М. : РИА Новости (18 августа 2010). Проверено 8 февраля 2013.
- В Новосибирске принял первых пациентов Федеральный центр нейрохирургии (рус.) , М. : Первый канал (5 декабря 2012). Проверено 10 февраля 2013.
- Чухачёва О. Центр нейрохирургии: первая операция состоялась // Тюменские известия: газета. - Тюмень, 27 апреля 2011. - № 70 (5278) .
- В Челябинской области медработникам задерживают отпускные выплаты (неопр.) . REGNUM (8 августа 2007). Проверено 14 августа 2010.
Национальный проект «Здравоохранение»
Министерство здравоохранения утвердило Национальный проект «Здравоохранение». Ниже отмечены основные моменты, которые планируется реализовать Министерству совместно с регионами России.
Национальный проект «Здравоохранение» является межведомственным, в его реализации будут принимать участие 10 федеральных органов исполнительной власти, Российский экспортный центр и 85 регионов страны. Главная задача, которая стоит перед проектом - исполнить цели, которые были сформулированы Президентом Российской Федерации в Указе № 204 от 07.05.2018: снижение смертности трудоспособного населения от двух основных причин - сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, и уменьшение младенческой смертности.
Основной акцент в федеральном проекте посвящён улучшению доступности, качества и комфортности первичной медико-санитарной помощи. Планируется более чем в два раза увеличить охват населения профилактическими осмотрами. Задача, поставленная Президентом, - чтобы каждый россиянин мог раз в год пройти профилактический осмотр.
Процесс внедрения бережливых технологий - создание комфортной среды в поликлиниках - и детских, и взрослых - уже идет. Технологии включают в себя удобно работающую регистратуру, отсутствие очередей при записи на приём и у кабинетов врача, беспроблемное прохождение диспансеризации, разделение потоков здоровых и больных пациентов и т.д. Более 7 тыс. поликлиник и поликлинических отделений до 2024 г. должны войти в этот проект.
Проект сопряжён с проектом по улучшению кадровой ситуации в российском здравоохранении, поэтому отдельный блок в нём посвящён доукомплектованию врачебных должностей, должностей среднего медицинского персонала в первичном звене. Целевой показатель установлен - достичь 95% укомплектования.
Федеральный проект далее посвящён снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и повышению качества и доступности помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, начиная от профилактики, включая популяционную, развитие здорового образа жизни и индивидуальную профилактику. Безусловно, эти программы также тесно связаны с первой задачей - с прохождением профосмотров, диспансеризацией и коррекцией выявляемых факторов риска. Министерство здравоохранения планирует внедрить современные клинические рекомендации и протоколы лечения всех пациентов.
Планируется снизить смертность от болезней системы кровообращения с 587 до 450, то есть более чем на 130 тыс. Это значит, что в 2024 г. более чем на 200 тыс. сократится число смертей по сосудистым причинам.
Далее - задача по борьбе с онкологическими заболеваниями. Должна сформироваться тотальная настороженность к онкологическим заболеваниям в первичном звене, для чего специальному обучению подлежат не только все участковые врачи, но и узкие специалисты, работающие в амбулаторных учреждениях. Минздравом разработана специальная иллюстрированная программа, информационная, дистанционная, которая позволяет пройти первичное тестирование и после этого повысить уровень своей квалификации по усвоению этого материала. В настоящее время уже 80% участковых терапевтов прошли эту программу и получили соответствующий сертификат. Нам необходимо подключить к ней и участковых педиатров, узких специалистов и врачей общей практики, семейных врачей. Второй момент - это формирование амбулаторных онкологических служб на межрайонном, межмуниципальном уровне.
Отдельная часть программы - это не просто устранение дефицита кадров в онкологической службе, а создание новой генерации кадров, включая не только медицинские кадры, но и инженерный персонал. Эта подготовка будет осуществляться в сотрудничестве с Министерством науки и высшего образования РФ. Совместно будут формироваться кластеры по подготовке радиохимиков, медицинских физиков, радиофизиков - тех специалистов, без которых не может развиваться радиология.
Четвёртое направление - совершенствование медицинской помощи детям, в том числе развитие детской инфраструктуры. Оно включает развитие профилактического движения и внедрение новых профилактических технологий.
Пятое направление посвящено кадровой политике в здравоохранении. Прежде всего должен быть устранён дефицит кадров в первичном звене. Следующей стоит задача по развитию цифровой медицины. К 2022 г. в каждом из 85 регионов должна быть создана полноценная информационная система, соответствующая жёстким единым критериям, с подключением всех медицинских организаций к этой региональной информационной системе. Для этого внедряются единые централизованные серверы, цифровой архив изображений, лабораторных исследований, централизованные региональные диспетчерские скорой помощи, причём не только автодорожной, но и санитарно-авиационной - то есть те системы, которые позволяют обеспечивать преемственность оказания медицинской помощи и мониторировать её качество, маршрутизацию пациентов и т.д.
Существует и проект по развитию экспорта медицинских услуг. Он поднимает имидж российской медицины, привлекает дополнительные ресурсы для развития клиник. Здесь потенциал очень большой - за последние два года серьёзно возросло число иностранных пациентов в больницах нашей страны - с 20 тыс. до более 110 тыс. Это направление позволило только в прошлом году лечебным учреждениям заработать около 250 млн долл. Задача, поставленная Президентом, - увеличить объём поступлений в четыре раза, до миллиарда долларов в год. Для этого будет разрабатываться специальная коммуникационная кампания.
Безусловно, сложность реализации этого проекта связана с тем, что основные полномочия по реализации оказания медицинской помощи отданы в нашей стране субъектам РФ. Задача Минздрава - так построить управление этим нацпроектом, чтобы не было искажений при его реализации в регионах. Для этого Минздрав планирует на основе в целом одобренного национального проекта создать 85 региональных проектов. Они будут индивидуализированы по конкретным потребностям конкретного региона, в них будут понятны все показатели, выстроенные по годам. Минздрав будет не просто контролировать, но и очень активно помогать регионам, для того чтобы можно было добиться поставленных целей. Если это всё будет осуществлено так, как запланировано, российская медицина перейдёт на другой качественный уровень.
Протоколом №2 от 13.12.2018 совместного заседания проектных комитетов по национальным проектам «Демография» и «Здравоохранение», Совета по вопросам демографического развития Санкт-Петербурга и Координационного совета по вопросам семьи и детства в Санкт-Петербурге утвержден паспорт регионального проекта Санкт-Петербурга «Здравоохранение», состоящий из 7-ми паспортов региональных проектов Санкт-Петербурга:
- «Развитие первичной медико-санитарной помощи»,
- «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»,
- «Борьба с онкологическими заболеваниями»,
- «Программа развития детского здравоохранения Санкт-Петербурга, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»,
- «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»,
- «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) Санкт-Петербурга»,
- «Развитие экспорта медицинских услуг».
Национальный проект «Здоровье» - программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации В. В. Путиным, стартовавшая 1 января 2006 года в рамках реализации четырёх национальных проектов.
Цели и задачи проекта:
1. Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.
2. Повышение доступности и качества медицинской помощи.
3. Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
4. Развитие профилактической направленности здравоохранения.
5. Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.
Отвечают за реализацию проекта:
1. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
2. Министерство финансов Российской Федерации
3. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
4. Министерство образования и науки Российской Федерации
5. Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.
Основные направления
Развитие первичной медико-санитарной помощи , которое предусматривает следующие мероприятия:
- подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;
- увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и "скорой помощи";
- укрепление материально-технической базы диагностической службы амбулаторно-поликлинических учреждений, скорой медицинской помощи, женских консультаций;
- профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение ВИЧ-инфицированных;
- дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;
- введение новых программ обследования новорожденных детей;
- дополнительная диспансеризация работающего населения;
- оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
С 1 января 2006 года врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей (семейной) практики дополнительно выплачивается 10 тыс. руб., медицинским сестрам, работающими с ними, - 5 тыс. руб.
С 1 июля 2006 года персонал Скорой медицинской помощи получает стимулирующие выплаты в размере: 5000 руб. для врачей, 3500 руб. для фельдшеров и 2500 руб. для медсестёр.
- укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи.
В рамках обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью запланировано:
- повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи
- строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров (планируется строительство 15 федеральных медицинских центров).
Федеральные центры высоких медицинских технологий
В рамках нацпроекта было предусмотрено строительство в России 14 федеральных центров высоких медицинских технологий в регионах, из них:
7 по профилю «сердечно-сосудистая хирургия»
- Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Астрахань)
- Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Калининград)
- Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Красноярск)
- Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Пенза)
- Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Пермь)
- Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Хабаровск)
- Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Челябинск)
- 5 по профилю «травматология, ортопедия и эндопротезирование»
- Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Барнаул)
- Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Владивосток)
- Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Краснодар)
- Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Смоленск)
- Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Чебоксары)
По профилю «нейрохирургия»
- Федеральный центр нейрохирургии (Новосибирск) - открыт в 2012 году
- Федеральный центр нейрохирургии (Тюмень) - открыт в 2011 году
Помимо региональных центров, в Москве был построен Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии (открыт в 2011 году).
Финансирование
В 2006 году на реализацию проекта из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов направлено 78,98 млрд руб. Кроме того, дополнительные средства были выделены субъектами РФ и муниципальными образованиями. В 2007 году предусмотрено выделение 131,3 млрд рублей.
На 2007-2009 годы запланированы расходы, связанные с реализацией проекта, в размере 346,3 млрд руб.
В 2008 году расходы по проекту составили 145,8 млрд рублей.
Реализация национального проекта "Здоровье" в 2009-2012 годах предусматривалось финансирование в размере 676,8 млрд рублей.
Сразу же после старта нацпроекта выяснилось, что при его разработке не было учтено финансирование нескольких важных статей расходов. Например, стимулирующие выплаты, получаемые медперсоналом, в противоречие ст. 139 Трудового кодекса не включили в средний заработок и, следовательно, эти выплаты не повлияли на размер «отпускных» и «больничных». В связи с этим в Министерство здравоохранения было направлено огромное количество обращений как от региональных руководителей здравоохранения, так и от рядовых сотрудников. Первым, кто добился справедливости по этому вопросу, стал терапевт Анатолий Попов из Владимирской области.
Гораздо тяжелее решался вопрос о так называемой «северной надбавке», которая является значительной частью зарплаты населения северных регионов. Эта надбавка должна распространяться на все виды заработка, вне зависимости от его источника, но ни в одном из бюджетов не было предусмотрено средств на эти цели. В ряде регионов после обращений медработников в суды задолженность по «северным надбавкам» на стимулирующие выплаты возмещается только тем, кто обращается за этим в суд. Органы здравоохранения продолжают с переменным успехом оспаривать решения судов, в соответствии с которыми работодателей обязали выплатить задолженность по «северной надбавке». Проблемы с финансированием продолжались в 2008 и 2009 году, часть расходов была переложена на плечи региональных, городских и даже муниципальных властей, что не способствовало достижению целей проекта.
В перспективе в ходе успешной реализации проекта «Здоровье» ожидается:
* Снижение показателей смертности и инвалидности населения за счет повышения доступности и качества медицинской помощи;
* Удовлетворение потребности населения РФ в бесплатной высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи;
* Приближение отечественного здравоохранения к европейским стандартам медицинской помощи населению;
* Снижение экономических потерь за счет укрепления и восстановления здоровья граждан, уменьшение финансовых затрат на выплаты пенсий по инвалидности и пособий по временной нетрудоспособности;
* Укрепление позиции России на внутреннем и международном рынках медицинских услуг и медицинских технологий (экономические и профессиональные стимулы для реализации отечественных разработок на международном уровне и привлечения иностранных пациентов в российские клиники).
Итоги реализации
На начало июля 2007 года подготовку и переподготовку прошли 5834 врача (2939 по специальности «Терапия», 2298 - «Педиатрия» и 597 - «Общая врачебная практика»). В первом полугодии 2007 года более 150 тыс. медицинских работников (более 70 тыс. врачей и 79 тыс. медицинских сестер) получили дополнительные денежные выплаты на общую сумму более 6,6 млрд руб.
В регионы на начало июля 2007 года было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования (512 комплектов лабораторного оборудования, 71 ультразвуковой аппарат, 788 рентгенологических аппаратов с 443 проявочными машинами, 438 единиц эндоскопического оборудования, 465 электрокардиографов и 550 фетальных мониторов). Планировалось, что в 2007 году современным диагностическим оборудованием будет оснащено 375 детских поликлиник.
По итогам 2009 года продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет. В феврале 2010 года заместитель председателя правительства России Александр Жуков заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов.
В 2008 году в нацпроект "Здоровье" были включены новые мероприятия, направленные на снижение смертности населения Российской Федерации от управляемых причин и сохранение трудового потенциала страны:
Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях , что поможет ежегодно сокращать смертность в результате ДТП на 2700 случаев, а также снизить инвалидность до уровня 8 тысяч случаев в год. В рамках этого направления запланировано оснащение 1 130 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения санитарным автотранспортом (610 единиц) и медицинским оборудованием (4 182 единиц).
Совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями обеспечит снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в 1,3 раза (с 325 случаев до 250 случаев на 100 тысяч населения). В рамках этого направления запланировано создание региональных сосудистых центров малоинвазивной хирургии в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Развитие новых высоких медицинских технологий на базе федеральных медицинских учреждений, а также медицинских учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований , что позволит повысить уровень обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи до 70% потребности.
В 2009 году в национальный проект "Здоровье" были включены дополнительно следующие направления:
Формирование у россиян здорового образа жизни . В рамках данного направления Минздравсоцразвития России предполагает провести масштабную информационную кампанию, направленную как на борьбу с алкоголизмом и табакокурением, так и на формирование здорового образа жизни.
Снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза . Программой предусмотрено внедрение современных методов диагностики и профилактики туберкулеза, лечения и реабилитации больных.
Первоочередной мерой, способствующей улучшению оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, является введение родового сертификата. Его цель - улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах. Делается это путём выдачи талонов родовых сертификатов, по которым:
· Женская консультация получает 3000 рублей
· Родильный дом получает 6000 рублей
Родовые сертификаты введены с 1 января 2006 года. С 1 января 2007 года выплаты по каждому сертификату были увеличены на 1000 рублей.
Кроме того, родовые сертификаты предоставляют беременной женщине возможность выбора женской консультации, в которой она предполагает встать на учет и наблюдаться по беременности, а в дальнейшем и выбор родильного дома. Это право существовало и раньше, но в данном случае значительно повышается заинтересованность учреждения здравоохранения в каждой, вновь обратившейся женщине, так как за предоставленные ей услуги в учреждение здравоохранения придут дополнительные денежные средства.
Право на получение сертификата предоставляется женщинам, являющимся гражданами России, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на законных основаниях на территории Российской федерации. Родовые сертификаты выдаются при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, страхового полиса обязательного медицинского страхования и страхового свидетельства государственного пенсионного страхования.
Сертификат выписывается женщине, вставшей на учет по беременности в женской консультации, когда срок беременности достигает 30 недель (при многоплодной беременности – при сроке 28 недель), при условии непрерывного наблюдения и ведения ее на амбулаторно-поликлиническом этапе не менее 12 недель данной женской консультацией.
Характеристика состояния здоровья населения Ульяновской области
По состоянию на 1 января 2007 года в области проживает 1335900 человек постоянного населения, из них 974,2 тысячи человек (72,9%) - горожане и 361,7 тысяч человек (27,1%) - сельские жители. Численность населения уменьшилась на 14,8 тысяч человек.
Демографическая ситуация в Ульяновской области как и в целом по России, сложившаяся в 2006 году характеризуется увеличением: рождаемости. Показатель рождаемости увеличился на 1,2%. Уровень рождаемости в Ульяновской области составляет 8,7 на 1000 человек населения, что ниже показателей, характерных в среднем для Российской Федерации (10,2) и ПФО (9,8).
Одна из болевых проблем демографического развития – высокая смертность населения. С 1992 года смертность на территории области превышает рождаемость.
В 2006 году показатель смертности уменьшился по сравнению с 2005 годом на 3,0% и составил 16,4 на 1000.
В результате уменьшился показатель естественной убыли населения на 7,2%. В целом по области уровень смертности превышает рождаемость в 1,9 раза, в 2005 году в 2 раза. Из общего числа умерших, мужчины составляют 53,2%, женщины - 46,8%.
В структуре причин смертности лидируют болезни органов кровообращения (62,1%), на втором месте - травмы, несчастные случаи и отравления (14,2%), на третьем - новообразования (12,9%).
Высокий уровень смертности определяет низкие показатели ожидаемой продолжительности жизни. Средняя продолжительность жизни у женщин составляет как и по поволжскому федеральному округу (ПФО) 72,6 года, но несколько выше чем в РФ - 72,4, продолжительность жизни у мужчин всего 58,6 лет как и по ПФО - 58,6.
Уровень младенческой смертности - один из основных показателей в здравоохранении. Показатель младенческой смертности уменьшился на 24,1% и составляет 9,7 (2005 год – 12,8) на 1000 родившихся живыми.
Материнская смертность является показателем состояния здоровья женщин и показателем уровня социально-экономического благополучия общества, а так же отражает доступность, своевременность и качество акушерско-гинекологической помощи. Показатель материнской смертности по сравнению с 2005 годом снизился на 17% . и составляет 43,1 на 100000 родившихся живыми. Показатель материнской смертности по области превышает показатели по РФ (25,4) и ПФО (22,9).
Анализ показателей заболеваемости населения области показал, что сохраняется стабильная тенденция ее роста, и в 2006 году показатель общей заболеваемости составил 1931,4 на 1000 населения, что на 5,3% выше по сравнению с 2005 годом.
Наиболее интенсивный рост общей заболеваемости наблюдается по классу болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ, болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, органов пищеварения, мочеполовой систем.
За 2006 год отмечается некоторое улучшение ряда показателей из группы социально-значимых заболеваний: снижение заболеваемости инфекциями, передающимися половым путем, снижение заболеваемости алкоголизмом, наркоманией, снижение случаев ВИЧ-инфекции.
Заболеваемость инфекциями, передающимися половым путем за 2006 год по сравнению с аналогичным периодом 2005 года снизилась на 6,1%.
За 2006 год показатель заболеваемости по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 3,8% . На 01.01.07г. в области проживает 6770 ВИЧ - инфицированных или 504,0 на 100 тысяч населения.
В связи с преобладанием полового пути передачи в эпидемиологический процесс все больше вовлекаются люди в возрасте 20-40 лет и в отчетном году они составили - 81,7%.
В 2006 году произошло снижение заболеваемости алкоголизмом, показатель снизился на 3,6% ; на 9,6% снизилась заболеваемость наркоманией.
Заболеваемость токсикоманией выросла на 33,9% .
В Ульяновской области, как и по РФ, продолжается рост числа злокачественных заболеваний и смертности от них. Заболеваемость злокачественными новообразованиями за 2006 год выросла на 1,6%. По уровню заболеваемости Ульяновская область стоит на 7-м месте в ПФО и на 31-м по РФ. Растет заболеваемость меланомой кожи, раком молочной железы, предстательной железы и тела матки.
Уровень онкологической заболеваемости зависит от социально-экономических факторов, уровня жизни и менталитета населения. Серьезной проблемой остается развитие системы ранней диагностики злокачественных новообразований. 26% заболевших обращается за помощью уже в 4 стадии заболевания. Необходимо улучшить работу по организации профилактических осмотров населения с целью улучшения выявления злокачественных новообразований в ранних стадиях.
Общая заболеваемость по классу психических заболеваний сохранилась на прежнем уровне, однако увеличился процент обращений по данному классу заболеваний (61%). В структуре лиц, состоящих на учете у психиатров, одно из первых мест занимают пациенты с непсихотическими расстройствами, доля посещений психотерапевтов из общего числа составляет только 5,1% .
Эпидемиологическая ситуацию по туберкулезу в Ульяновской области, как и в целом по Российской Федерации следует оценить как напряженную. Территориальный показатель заболеваемости с учетом контингентов учреждений исполнения наказаний (УИН) ежегодно растет и в 2006 году составил 76,05 на 100 тысяч человек населения (рост с 2005 годом на 4,6%). Территориальный показатель не превышает данные по РФ - 83,8 и ПФО - 76,6.
Остается низкой эффективность профилактических осмотров населения, общий показатель профилактических осмотров снизился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 3,2% и составил 65,5 (2005 год - 67,7). Показатель удельного веса больных, выявленных профилактически в 2006 году составил 53,1%, а доля выявленных с деструктивными формами туберкулеза - 38,6% (2005 год - 46,9).
Причиной низких показателей профилактических осмотров и их качества являются износ рентген- и флюорографических аппаратов (70%), частые простои из-за поломок и длительного ремонта, что ограничивает доступность флюорографического обследования населения. Для реализации мероприятий по повышению эффективности профилактических осмотров, областным противотуберкулезным диспансером в районы области и г. Ульяновск была направлена передвижная рентген-флюорографическая установка, что позволило обследовать более 45 тысяч человек.
Показатель смертности от туберкулеза в сравнении с предыдущим годом уменьшился с 17,8 до 16,3 на 100 тыс.населения. Более половины умерших относятся к социально незащищенным слоям населения, с низким уровнем жизни, которые с трудом привлекаются к обследованию и лечению.
Охват туберкулинодиагностикой составляет - 99,2%, что говорит о высокой профилактической работе в Ульяновской области по раннему выявлению туберкулеза среди детей и новорожденных.
Национальный проект «Здоровье»
С 1 января 2006 года стартовал проект «Здоровье». Проект уже получил название «национального приоритетного проекта» и был разработан для реализации предложений Президента РФ Путина В.В. по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации. Основная задача проекта - улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации. В рамках реализации национального проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.
Основное внимание планируется уделить укреплению первичного медицинского звена (муниципальные поликлиники, участковые больницы) - увеличению зарплаты участковым врачам и медсестрам, оснащению этих медучреждений необходимым оборудованием, переобучению врачей общей практики, введению родовых сертификатов.
Основными целями проекта являются:
- - Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;
- - Повышение доступности и качества медицинской помощи;
- - Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
Развитие профилактической направленности здравоохранения. Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи. Эти цели конкретизированы в два основных направления, к которым относятся:
- 1. Развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:
- - подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;
- - увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;
- - укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи;
- - профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;
- - дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;
- - введение новых программ обследования новорожденных детей;
- - дополнительная диспансеризация работающего населения;
- - оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В рамках этого направления, в частности, предполагается:
- - повысить заработную плату врачей общей практики на 10 тыс. руб., а работающих с ними медицинских сестер на 5 тыс. руб.;
- - снизить коэффициент совместительства и сменности до 1,1;снизить сроки ожидания диагностических исследований до 1 недели;
- - снизить заболеваемость ВИЧ на 1000 в год;
- - снизить заболеваемость гепатитом в три раза, краснухой - в 10 раз;
- - снизить материнскую смертность до 29 на 100000 родивших, а младенческую смертность - до 10,6 на 1000 живорожденных;
- - снизить временную нетрудоспособность не менее, чем на 20%, а случаи обострения хронических заболеваний и осложнений - на 30%;
- - введение родовых сертификатов.
- 2. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:
- - увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи в четыре раза до 2020 г.;
- - строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.
В рамках этого направления планируется:
- - обеспечить до 45 процентов потребности населения в высокотехнологичной помощи путем расширения мощностей для оказания такой помощи за счет строительства 15 центров, существенного увеличения средств федерального бюджета на ее оплату;
- - повышения эффективности расходования средств за счет перехода от содержания медицинских учреждений к государственному заданию на оказание определенного объема высокотехнологичной медицинской помощи;
- - введения системы «листов ожидания». Реализация проекта будет осуществляться из средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Предполагается, что в результате реализации проекта:
- - повысится престиж труда медицинских работников первичного звена, в участковую службу придут молодые специалисты;
- - первичная медицинская помощь станет более доступной и качественной;
- - повысится квалификация участковых врачей (13848 переподготовленных специалиста за 2 года);
- - амбулаторно-поликлинические учреждения будут оснащены необходимым диагностическим оборудованием и соответственно снизятся сроки ожидания диагностических исследований;
- - в регионы будут поставлены 12120 новых машин скорой помощи, вследствие чего повысится оперативность ее работы;
- - будет организована дополнительная бесплатная иммунизация населения;
- - будет организовано массовое обследование новорожденных детей на наследственные заболевания;
- - благодаря строительству высоко технологических центров снизятся сроки ожидания и повысится доступность дорогостоящей медицинской помощи, особенно для жителей удаленных районов;
- - будет обеспечена прозрачность очереди на получение высококвалифицированной помощи за счет введения системы листов ожидания.
Но возникает вопрос - возможно ли с помощью данного Проекта решить проблемы здоровья и здравоохранения в России? Пока проект - это в большей мере идеологический посыл, попытка в какой-то мере смягчить с помощью бюджетных денег то недовольство, которое вызывает состояние отрасли у любого здравомыслящего человека.
Однако не следует недооценивать концептуального значения национальных проектов и рассматривать их или как «имитацию бурной деятельности» перед выборами или попытку использовать преимущества проектной формы организации работы. Они могут стать отработкой новых механизмов решения социальных проблем и/или подготовкой к более принципиальным реформам социальной сферы в целом и здравоохранения в частности. Основная проблема НПЗ состоит в выборе приоритетов.
Судя по контексту проекта он направлен прежде всего на реализацию идеи введения в России института врачей общей практики. Вместе с тем, она представляется весьма спорной. Безусловно, нужно укреплять первичное звено в здравоохранении, усилить его роль в выявлении заболеваний. Но непонятно, чем так уж плохи для этого оказались наши поликлиники, особенно в условиях когда ставится задача усиления территориальной мобильности населения. Да и нигде не говорится о тех, проблемах, с которыми сталкиваются врачи общей практики, которые часто создают различного рода альянсы, в том числе и по типу поликлиник. Кстати, общеизвестно, что врачи как представители среднего класса хотя бы по уровню образования не очень охотно идут на работу в сельскую местность и бедные кварталы в крупных городах. Хотя, следует признать, что через введение института врача общей практики облегчается приватизация оказания медицинской помощи.
Введение доплат врачам общей практики выявило и другую проблему НПЗ - не всегда учитывается долгосрочная перспектива в угоду достижения сиюминутной цели. Очевидным последствием такого повышения стал отток специалистов, которые в регионах теперь стремятся стать врачами общей практики. Главная цель достигнута, но возникли новые проблемы, в том числе и раскол между врачами.
Таким образом, основная проблема заключается в том, что проект по существу является латанием дыр, в то время как всеми признается, что наше здравоохранение находится в системном кризисе и нужны принципиальные меры для изменения ситуации.
Безусловно, дополнительное финансирование, предусмотренное в проекте, полезно, но решение частных задач в лучшем случае только отсрочит (а может и осложнить) решение общих вопросов.
Нужна постановка принципиальной цели, достижению которой должны быть подчинены все ресурсы. Предусмотренные в проекте меры обречены на то, чтобы иметь разовый характер, так как не создают соответствующих внутренних механизмов к развитию.
И, наконец, одна из важнейших проблем в здравоохранении состоит в разработке показателей оценки деятельности лечебных учреждений. В этих условиях отчитываются, прежде всего, тем, что можно измерить. Именно поэтому постановка качественных задач так трудно укладывается в систему отчетности в здравоохранении. В этих условия у ЛПУ объективно возникнет соблазн улучшить свои показатели снижения уровня заболеваемости за счет административных мер. государственный население здравоохранение
В этой ситуации неизбежно возникает вопрос о социальной солидарности, который, к сожалению, мало обсуждается в российских дискуссиях о путях реформы здравоохранения.
Между тем здравоохранение это не просто экономическая, но и социальная система, которая отражает отношения граждан с государством, является предметом национальной идентификации. В развитых странах, несмотря на различия в конкретной организации здравоохранения признаются по крайней мере две вещи.
Во-первых, услуги системы здравоохранения рассматриваются как социальный товар, так как их оказание индивидам также приносит выгоду всему обществу. Нигде в Европе услуги здравоохранения не рассматриваются как чисто рыночный товар, продажа которого имеет основной целью извлечение прибыли.
Во-вторых, европейские системы здравоохранения основаны на принципе социальной солидарности, который подразумевает, что граждане являются частью общества, к ним должно быть равное отношение, что в результате укрепляет и все общество. Социальная солидарность подразумевает перераспределение от здоровых к больным, от более состоятельных к менее состоятельным, от молодых к престарелым. Поэтому, проводя реформы здравоохранения, европейские страны стремятся не разрушить, а сохранить и усилить социальную солидарность.
Документы