Органы контроля в муниципальных образованиях. Финансовый контроль на местном уровне. Изучить понятие и формы координации в деятельности органов регионального и муниципального управления

На любом уровне государственной власти функционируют различные исполнительные структуры, которые контролирует муниципальное право.

Муниципальный контроль за их работой осуществляют специализированные инстанции. Надзор в сфере местного самоуправления - это группа методов, обеспечивающая соблюдение нормативных актов, а также других правовых документов, в том числе и уставов муниципальных образований.

Что такое муниципальная власть?

Данная система власти действует от имени граждан и в их интересах. Поэтому население имеет право обращаться в муниципальный контроль и надзор над деятельностью государственных органов. Эта возможность воплощается посредством обращения в квалифицированные инстанции с претензиями, письмами и заявлениями. Непосредственно контролем над их работой занимается целая система надзорных органов. Они действуют на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

Муниципальная власть – вид публичных отношений, воздействующий на деятельность других объектов, меняет и приводит ее в норму тем целям и правилам, которые установлены в пределах государственной политики.

Федеральный уровень

К исполнительно-распорядительной власти специальных полномочий относят Министерство финансов Российской Федерации, казначейство России, Федеральную налоговую службу, Счетную палату РФ, Министерство финансов, Государственный таможенный комитет, Центральный банк. Данные структуры осуществляют государственный финансовый надзор. Минфин реализует контроль согласно отраслевым нормативам, которые утверждены государственным Постановлением номер 329.

В зависимости от него установленное Министерство имеет право вносить проекты Федерального закона и других официальных документов установленной формы, по которым нужна резолюция правительства. Она необходима для решения вопросов, которые входят в сферу надзора Минфина, федеральных органов государственного управления. В полномочия этой структуры входит контролирование исполнения бюджетных статей.

Федеральное казначейство - это централизованная система органов, обеспечивающая организацию, осуществление исполнения и контроль за исполнением бюджета на счетах Казначейства, исходя из принципа единства кассы. Казначейство действует через территориально обособленное подразделение. В его обязанности входит учет кассовых операций, связанных с приемом, хранением и расходованием денежных средств федерального бюджета. А также в его работу входят установление режима банковских счетов, сортировка доходов от полученных налогов в соответствии с законом. Федеральная налоговая служба осуществляет свою работу на основании Положения номер 508. Данная инспекция реализует свою компетентность через территориальные подразделения.

Над какими структурами ФНС осуществляет контроль?

Федеральная налоговая служба контролирует следующие действия субъектов Российской Федерации:

Соблюдение законодательства о налогах и сборах. Законность суммы начислений, своевременность и полноту их зачисления, согласно кодифицированному законодательному акту. Особый вид финансовых операций, который состоит в купле либо продаже, а также другие сделки с валютными ценностями. Как правило, они совершаются резидентами и нерезидентами, не выступающими в качестве бирж. Полноту регистрации прибыли предпринимателей и юридических организаций.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Данная государственная служба вправе действовать как напрямую, так и через органы федеральной исполнительной власти «на местах». Росфиннадзор осуществляет контроль:

За растратой бюджетных денежных средств, материальных ценностей и важных бумаг, относящихся к госсобственности. За соблюдением валютного законодательства всеми объектами, а также нерезидентами (юридические, физические лица, действующие в одном государстве). За соответствием проведенных операций разрешениям и лицензиям. За функционированием предприятий, которые используют материальные средства, относящиеся к госсобственности, а также получающих помощь от государства, займы, инвестиции.

Федеральная таможенная служба

Таможня считается доверенной общефедеральной госструктурой, которая реализует свой функционал в соответствии с отраслевым законодательством. Данная служба контролирует ввоз и вывоз грузов как с, так и на территорию Российской Федерации. В ее обязанности входит надзор за выполнением валютного законодательства при осуществлении валютных операций, устранение контрабанды и прочих подобных нарушений.

Национальная служба мониторинга

В компетенцию этой организации входит отслеживание нелегальных доходов, спонсирования терроризма. Обязанностями данного исполнительного органа считаются:

выработка государственной политики;нормативное и правовое регулирование;координация функционирования указанной сферы остальных исполнительных структур.

В чем состоит понятие муниципального контроля?

Это исполнение деятельности компетентных органов власти, которые выявляют, предотвращают и пресекают нарушения законодательных актов.

В реестр видов муниципального контроля включается:

    Проработка документов.Проверка сооружений, домов, помещений, территорий и грузов.Подбор экземпляров объектов природы, их изучение, исследование.Проведение следствия, которое направлено на выявление причин и результатов нанесенного ущерба.

Для этого и существуют различные формы проверок муниципального контроля, это:

подготовительный;настоящий;грядущий.

Надзор рассчитан на постоянное наблюдение за исполнением обязательных указаний, анализирование и прогноз выполнения требований нормативно-правовых актов как гражданами, так и юридическими организациями.

Классификация

Следует выделить виды муниципального контроля. Это:

внутрихозяйственные;внутриведомственные.

Второе понятие проводится органами государственного управления отдельной сферой деятельности, а также другими структурами, относящимися к ответственным учреждениям. Внутрихозяйственный финансовый надзор исполняется специальными службами в границах одного предприятия. Определены основные виды государственного и муниципального контроля. Это:

бюджетные;экологические;правовые.

В устав муниципального образования включены соответствующие условия об их формах.

Контролирование

Осуществление муниципального контроля в сфере обслуживания включает в себя:

анкетирование граждан (жителей);рассмотрение и анализирование претензий;систематическое сравнение расходов и доходов других служб.

Исполнение надзора гарантируется распределением контактов необходимых структур в доступных для людей местах. В определенных ситуациях недобросовестное оказание услуг повлечет повышенное поступление жалоб в соответствующие надзорные органы. При этом важно, чтобы претензии поступали не на предприятие, предоставляющее некачественные услуги, а в контролирующую данную сферу организацию. Так будет обеспечиваться подобающий учет эффективности сервиса жителям подрядчиками. Уровень удовлетворенности населения устанавливается проведением социальных опросов среди граждан. А также к способам надзора относят еще плановые и внеплановые проверки. Таким методом изучается качество уборки территории и благоустройства дворов, соблюдение графика общественного транспорта и многое другое.

Экологический надзор

Государство предусматривает разнообразные формы муниципального контроля юридических лиц в природоохранной деятельности. Территориальные компетентные органы и политические деятели должны содействовать населению, общественным и другим некоммерческим предприятиям в исполнении ими своих прав в отношении экологии (индивидуальное общее право, которое представляет собой объединение норм права, регламентирующих социальные взаимодействия в сфере общества и природы). При реализации ими любой хозяйственной деятельности компетентные органы власти должны принимать все необходимые меры по ликвидации пагубного влияния на здоровье общества, по устранению электромагнитных полей в зоне отдыха. Контроль предполагает как плановые, так и внеплановые проверки, а также отбор проб для проведения экспертизы. Особое значение в осуществлении надзора имеет обращение к населению. Каждая претензия или письменное заявление фиксируется в установленном порядке. При обнаружении проблем виновники привлекаются к ответственности.

Муниципальный земельный надзор

Кроме надзора со стороны государства, имеются и другие формы учета в области землевладения. Особенное значение придается муниципальному земельному контролю. Статья семьдесят два Земельного кодекса Российской Федерации подтверждает законность такого учета.

Исполнение земельного надзора за использованием земельного надела в населенных пунктах возлагается на местное самоуправление либо организации, уполномоченные ими, согласно закону нашей страны.

Отталкиваясь от положений Земельного кодекса Российской Федерации, осуществление контроля происходит только по отношению к землепользованию.

Возможность введения надзора в процессе защиты землевладений органом местного самоуправления не предоставляется. Законодательные документы компетентных организаций по отношению к земельному контролю регулируют процесс реализации поверок за использованием земли в рамках определенной территории.

Задачи земельного надзора

Основное предназначение процедур по государственному и муниципальному контролю заключается в учете исполнения разнообразных организаций и населением следующих нюансов:

определенной системы землепользования согласно их конкретному предназначению;условий по защите использования земельных участков;временных промежутков по овладению территорий, при их фиксации в нормативных документах;порядка строительства, который установлен по отношению к эксплуатации земельных участков;введений по выполнению предписаний, касающихся использования земельных владений и устранения правонарушений, которые были выявлены при землепользовании, внесенные государственным служащим;ограничительных мер по применению землевладения, предусмотренных муниципальной властью, которые исполняются во благо общественных интересов или для обеспечения государственной безопасности населения.

Внутренний муниципальный контроль считается неотъемлемой частью управления над муниципальными органами местного самоуправления. Как правило, он осуществляется в пределах определенных федеральных компетенций, которые распределяются между соответствующими территориальными службами. Надзорная деятельность проводится для выявления нарушений и незаконных действий, причиняющих ущерб, а также помогает привлекать виновных лиц к несению ответственности.

Важнейшими функциями муниципального управления являются организация выполнения управленческих решений (распорядительных документов) органов государственного управления и контроль их исполнения.

Эффективность деятельности органов управления по достижению их целей в значительной степени определяется уровнем организации выполнения

распорядительных документов в органах управления и контроля их исполнения. Зеркин Д. П. Основы теории государственного управления, М.:ЮРАЙТ, 2009. С.112.

От систематичности и целенаправленности организации выполнения распорядительных документов и контроля их исполнения зависит своевременное и качественное выполнение решений вышестоящих органов государственной власти, решений представительного органа территориального образования, а также собственных решений органа государственного и муниципального управления.

Согласно классификации, предложенной профессором Радченко, контроль исполнения распорядительных документов следует относить к общим функциям государственного и муниципального управления. Каждая общая функция управления образуется на базе одной или двух основных функций социального управления (планирование, организация, мотивация, контроль и учет, регулирование и координирование).

Целью подсистемы контроля за исполнением нормативно-правовых актов является обеспечение эффективности управления на основе организации выполнения управленческих решений, а также слежения за сроками, объёмами и качеством их исполнения, принятия своевременных мер по выполнению этих решений.

Для достижения поставленной цели, данной подсистемой должны быть выполнены следующие комплексы однородных работ: Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. М.:НОРМА, 2010. С.98.

  • - регистрация, учёт и постановка документов на контроль;
  • - разработка планов мероприятий по выполнению документов;
  • - своевременное выявление отклонений от заданий, предусмотренных в документах, по срокам и объёмам выполненных работ;
  • - информирование исполнителей о приближении сроков исполнения распорядительных документов;
  • - воздействие в необходимых случаях на исполнителей распорядительных документов, по вине которых нарушаются сроки исполнения документов;
  • - регулярное информирование руководителей органа управления о ходе исполнения документов;
  • - снятие документов с контроля.

Контроль исполнения распорядительных документов основывается как на общих, так и на частных принципах контроля, отражающих организационно-техническую сторону контроля.

К частным принципам контроля исполнения распорядительных документов органов государственного управления относятся: Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону:ПЕЛИКАН, 2010. С.54.

  • - системность контроля исполнения распорядительных документов;
  • - личная ответственность первого руководителя за состояние контроля исполнения;
  • - централизация контроля исполнения;
  • - единство ответственности за организацию исполнения и контроль исполнения;
  • - единство подготовки распорядительных документов и контроля их фактического исполнения;
  • - соответствие содержания распорядительного документа необходимым условиям контроля его исполнения.

Контроль исполнения документов включает в себя следующие стадии:

1. Учет контролируемых документов.

  • 2. Непосредственную проверку и регулирование хода исполнения документов.
  • 3. Анализ результатов исполнения контролируемых документов в установленные сроки.

Используются различные системы линейного, функционального и операционного контроля. Линейный контроль охватывает администрацию в целом. Каждая процедура функционального контроля ограничена рамками соответствующего подразделения и точно очерчена. Процедуры операционного контроля ограничены рамками одного конкретного задания. Хедоури. Ф, Мескон М. Основы менеджмента. М.:СТАР, 1993. С.98.

Органами контроля за исполнением распорядительных документов в субъекте Российской Федерации являются контрольные органы Российской Федерации в субъектах Российской Федерации. Эти функции в регионе прежде всего осуществляет полномочный представитель Президента Российской Федерации. Кроме этого осуществляет контроль за деятельностью Администрации субъекта Российской Федерации Главное контрольное управление Президента Российской Федерации, на которое возложена задача координации всех контрольных органов на всех уровнях государственного управления, Прокуратура Российской Федерации, министерство юстиции Российской Федерации, министерство внутренних дел Российской Федерации, налоговая служба Российской Федерации и другие контрольные органы Российской Федерации осуществляют контроль за деятельностью своих территориальных подразделений в субъектах Российской Федерации, а также контрольных органов субъектов Федерации.

Объектами контроля являются Указы и Распоряжения Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Постановления и Распоряжения Главы Администрации, правительства субъекта Российской Федерации по различным вопросам.

Разнообразие объектов контроля исполнения распорядительных документов не может скрыть его специфики - проверяется и оценивается с одной стороны деятельность организаций, должностных лиц с точки зрения ее содержания и эффективности, а с другой стороны - деятельность по выполнению конкретных правовых актов. Попов Г.Х. Проблемы теории управления, М.: ЮРАЙТ, 2009. С.44.

В администрации функция контроля начинает осуществляться с того момента, когда руководство сформулировало цели и задачи в распорядительных документах.

Контроль за исполнением распорядительных документов - это часть в едином процессе обеспечения достижения администрацией своих целей, выраженных в постановлениях и распоряжениях. Здесь важно то, что уже сами по себе цели и планы администрации определяют ее направление деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ.

Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности организации исполнительной власти.

Таким образом, подводя итог главе 1, необходимо отметить следующее.

Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления.

Цель такого решения - обеспечение движения к поставленным перед ним задачам.

Поэтому наиболее эффективным управленческим решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

Система контроля - выражается в совокупности субъекта, объекта и средств контроля, взаимодействующих как единое целое в процессе установления желаемых результатов исполнения, измерения состояния объекта контроля, анализа и оценки данных измерений, выработки корректирующих воздействий.

Используются различные системы линейного, функционального и операционного контроля. Линейный контроль охватывает администрацию в целом. Каждая процедура функционального контроля ограничена рамками соответствующего подразделения и точно очерчена. Процедуры операционного контроля ограничены рамками одного конкретного задания.

Контроль является одной из составляющих управленческого цикла.

К.-проверка соответствия количественных и качественных характеристик объектов и процессов установленным требованиям.Он ориентировании на соблюдение государственных и муниципальных норм и стандартов, строится на принципах законности, плановости, полноты и достоверности информации целевого использования муниципального имущества и финансовых средств, эффективности контрольной деятельности.

Виды контроля:Внешний -(прокуратура, суды, субъекты РФ, ведомственный)

по масштабу общий осуществляется на основании знаний об отклонениях от контрольных цифр,детальный контролер рассматривает все мелочи, детали проверяет каждый шаг исполнителя.

по форме документальный, собеседование, заслушивание отчетов

по предмету контроля -контроль текущих результатов основан на оценке степени достижения поставленных целей, контроль исполнения распорядительных документов включает контроль точного толкования, контроль деятельности подразделений это проверка целей, задач, функций, методов работы, профессиональных качеств сотрудников

Внутренний (представительный, административный, общественный)

По продолжительности -периодический и непрерывный

По временному фактору- предварительный осуществляется до начала работ. контролируется в соответствии установленным требованиям, текущий осуществляется в ходе непосредственного выполнения принятых планов и основан на сравнении фактических результатов работы с запланированными.позволяет установить отклонения и принять корректирующие решения, окончательный осуществляется после выполнения работы, отсутствует возможность повлиять на ход выполнения работ, результаты учитываются для последующих работ. В зависимости от целей деятельности - служебный, экологический, санитарный, юридический

При организации системы контроля в муниципальном образовании целесообразно придерживаться общих и частных принципов. Общие основаны на его социально-политических аспектах, частные отражают организационно-техническую сторону.

Принципы контроля: общие -массовость,всесторонность,объективность,повсеместность контроля, реальность, результативность, гласность

Частные -осмысленное и однозначное восприятие цели сотрудниками, двустороннее общение с сотрудниками, становление достижимых целей, вознаграждение за достижение, отсутствие чрезмерного контроля.

Внутренний контроль в муниципальном образовании подразделяются на: представительный,административный . Представительный орган в соответствии с ФЗ2003г. Наделен исключительными полномочиями по контролю исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Основными объектами контроля со стороны представительного органа является соблюдение прав граждан,выполнение местных планов и программ развития. В составе представительного органа могут создаваться комитеты или комиссии. Контрольный орган (контрольно-счетная палата, ревизиооная комиссия) формируется либо на муниципальных выборах, либо представительным органам муниципального образования в соответствии с его уставом. К его полномочиям относится контроль исполнения местного бюджета, соблюдение установленного порядка подготовки проекта местного бюджета, отчета о его исполнении. Результаты проверок подлежат публикации. Административный контроль осуществляется исполнительными органами муниципального образования в различных формах. Руководители структурных подразделений администрации обязаны осуществлять контроль действий подчиненных на предмет законности их действий, необходимости, целесообразности и эффективности. Данная форма контроля включает в себя право отдавать приказы, распоряжения, предписания

41. Организация работы с обращениями граждан

Конституция РФ(ст33) и ФЗ устанавливают право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. К депутатам и должностным лицам.

Обращение - это юридический акт, т.е. действие, сознательно направленное на создание юриди­ческих последст­вий. Направ­ляя обращение в какой-либо государственный орган, гражданин вступает с ним в определённые правоотношения. Обращением можно считать только такое послание, из которого следует жела­ние автора побу­дить адресата к каким-либо действиям.

Работа с обращениями (предложениями, заявлениями и жалобами) граждан - важное самостоятельное направление деятельности органа управления, призванное обеспечить соблюдение, охрану, защиту, а в необходимых случаях восстановление нарушенных конституционных прав и законных интересов граждан

Формы обращений граждан По способу обращения - письменные, на приемах населения, на встречах с населением, по электронной почте, по интернету, через пейджер, по телефону По количеству граждан -индивидуальные, коллективные. По существу - предложения, заявления, жалобы.

Предложение -обращение гражданина или групп граждан, направленное на улучшение порядка организации и деятельности муницип.органов и организаций, совершенствование правовой основы местной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности местной администрации. Жалоба -обращение по поводу нарушения их прав или охраняемых законом интересов. Заявление -обращение по поводу принадлежащих им или другим гражданам прав,свобод и законных интересов. Органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями в течение месяца обязаны рассмотреть обращения гражданина и дать на него письменный ответ. Порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливается законом субъекта РФ. За нарушение должностным лицом сроков ответа на обращение граждан устанавливается административная ответственность. Таким образом, обращения граждан в органы местного самоуправления, является одной из форм их участия в осуществлении местного самоуправления, служат так же гарантией защиты их прав и законных интересов.

Этапы технологии работы с обращениями граждан: прием и первичная обработка письменных обращений; регистрация; направление на исполнение; уведомление заявителя о направлении обращения в другие организации; уведомление заявителя о длительном рассмотрении обращения; контроль за сроками исполнения и выполнением принятых по ним решениям; информационно-справочная работа; уведомление заявителя о вынесенном решении; группировка обращений в дела; текущее хранение; анализ поступивших обращений; опубликование в печати обращений, имеющих важное общественно-политическое значение; личный прием граждан.

Письменные и устные обращения граждан, замечания должны систематически анализироваться и обобщаться в целях своевременного выявления причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы подразделений системы органов управления. Особое внимание должно быть обращено на устранение причин жалоб, а также вынуждающих граждан обращаться в редакции сми по вопросам, которые могут и должны разрешаться в подразделениях.

В ходе проверок организации работы с обращениями граждан изучаются : Планирование работы. Должностные инструкции сотрудников. Знание сотрудниками требований нормативных документов. Материалы коллегий, оперативных совещаний. Полнота и качество заполнения учетных форм. Накопительные дела с материалами по письменным обращениям граждан. Организация приема граждан. Статистические и аналитические материалы. Документы, необходимые для объективного и качественного анализа состояния работы с обращениями граждан. Документы, необходимые для объективного и качественного анализа состояния работы с обращениями граждан. Результаты проверок отражаются отдельной справкой или актом. Результаты аналитической работы по обращениям граждан используются при проведении проверок в разработке мер по улучшению качества жизни населения.

Контроль в муниципальном управлении рассматривается в качестве одной из его основных функций. Под ним понимается процесс обеспечения достижения муниципальной управленческой организацией своих целей. С помощью контроля ее руководство определяет правильность принятых им управленческих решений и необходимость их корректировки.

Управленческий контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих функционирование муниципальной управленческой организации и достижению последней намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства муниципальным хозяйством и жизнедеятельностью местного сообщества.

В функцию управленческого контроля как элемента муниципального управления входит:

Сбор, обработка и анализ о фактических результатах выполнения управленческих решений структурными органами и подразделениями местной администрации, сравнение этих результатов с разработанными или прогнозируемыми показателями, выявление отклонений и анализ причин их обусловивших;

Разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей и решения проблем;

Разработка стандартной системы отчетности, проверка ее эффективности на основе анализа результатов работы муниципальной управленческой организации в целом и ее отдельных структурных подразделений.

Словом, процесс управленческого контроля состоит из установки стандартов, измерения достигнутых результатов, проведения корректировок, если полученные результаты отличаются от установленных или прогнозируемых стандартов и показателей.

Можно ли определить управленческий контроль в местной администрации как проверку качества работы ее структурных органов и подразделений, должностных лиц по выполнению муниципальных правовых актов и своих собственных решений?

На наш взгляд, такая постановка вопроса не совсем точно отражает назначение управленческого контроля в практике муниципального управления. В местной администрации контроль можно рассматривать как форму консолидации и координации усилий ее структурных подразделений по достижению поставленных перед ними целей.

Правда, в практике муниципального управления осуществление контроля связывается с вмешательством в управленческую деятельность структурного органа или подразделения местной администрации. При этом предпочтение отдается организации «внутреннего» контроля за исполнением муниципальных управленческих решений.

Обратим внимание еще на один аспект назначения управленческого контроля. Местная администрация как муниципальная управленческая организация должна обладать способностью выявлять недостатки в своей деятельности, умением исправлять их до того, как они становятся тормозом не только ее развития, но и функционирования. Эффективное использование управленческого контроля позволяет руководству местной администрации своевременно вносить изменения в ее организационную структуру, корректировать функции отдельных структурных подразделений, совершенствовать процедуру разработки, принятия и выполнения управленческих решений и т.п.

Виды контроля в муниципальном управлении . По субъекту контроля он разделяется на общественный и муниципальный.

Общественный контроль осуществляется со стороны местного сообщества в целом, органов территориального общественного самоуправления, общественных организаций, групп граждан и отдельных жителей. Как правило, он проявляется через обращения граждан в органы местного самоуправления, в средствах массовой информации и др.

Муниципальный контроль в свою очередь можно подразделить на административный и финансовый контроль.

Административный контроль в местной администрации включает в себя:

Контроль за выполнением муниципальных правовых актов, принятых главой местной администрации, его заместителями, а также представительным органом местного самоуправления;

Контроль за исполнением нормативных правовых актов, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, относящихся к сфере управленческой деятельности органов местного самоуправления, включая местную администрацию;

Внутриведомственный контроль. Он представляет собой, с одной стороны, т.е. контроль, осуществляемый структурными органами и подразделениями местной администрации за работой подведомственных муниципальных организаций, а с другой – контроль со стороны руководителей местной администрации за деятельностью подчиненных им структурных органов и подразделений;

Поведенческий контроль рассматривается в двух аспектах: 1) официальный (формальный) контроль, который связан с выполнением муниципальными служащими соответствующих должностных инструкций; 2) неофициальный (неформальный) контроль за работой и поведением муниципальных служащих.

Финансовый контроль осуществляется, во-первых, посредством систематической финансовой отчетности структурных органов и подразделений местной администрации, подведомственных им муниципальных организаций по основным показателям экономической и хозяйственной деятельности; во-вторых, через организацию выборочного контроля за финансовой деятельностью вышеназванных субъектов.

По временным показателям муниципальный управленческий контроль можно условно подразделить на три вида:

Предварительный;

Текущий;

Заключительный.

Предварительный контроль используется, как в сфере управления муниципальными финансами и собственностью, так и области исполнения муниципальных нормативных актов. На основе отработанных методик просчитываются предельные значения затрат, которых должны придерживаться структурные органы и подразделения местной администрации, муниципальные предприятия и учреждения. Речь также идет о предварительном анализе эффективности использования муниципальной недвижимости (сдача в аренду, приватизация и др.).

Текущий (промежуточный) контроль затрагивает все виды муниципального управленческого контроль (финансового и административного) и осуществляется на основе планов работы местной администрации, ее структурных подразделений, включая соответствующий контрольный орган.

Заключительный (окончательный) контроль связан с подведением итогов работы по выполнению муниципального правового акта (решения представительного органа местного самоуправления, постановления или распоряжения главы муниципального образования и др.).

Уровни управленческого контроля в местной администрации . Можно вести речь о нескольких уровнях организации муниципального управленческого контроля.

Уровень первый. Функцию контроля выполняют глава местной администрации, его заместители в соответствии со своей компетенцией. Общее руководство работой по организации контроля в местной администрации осуществляет ее руководитель. На заместителей главы, как правило, возлагаются полномочия по организации контроля в подчиненных им структурных органах и подразделениях и в соответствующих отраслях муниципального хозяйства и сферах жизнедеятельности местного сообщества.

Уровень второй. Глава местной администрации создается структурное подразделение, наделенное полномочиями по организации контроля в муниципальной управленческой деятельности. К примеру, в мэрии города Архангельска образовано контрольно-аналитическом управление. Об его функциях и некоторых аспектах его работы речь пойдет несколько ниже.

На третьем уровне контроль осуществляется структурными органами и подразделениями местной администрации. Непосредственную ответственность за организацию контроля осуществляют руководители этих подразделений. Основное внимание акцентрируется на контроле за выполнением муниципальных правовых актов; управленческих решений, принятых должностными лицами; организации финансового контроля в подведомственных муниципальных организациях и т.п.

Остановимся несколько подробнее на вопросе о роли контрольной службы в местной администрации в муниципальном управлении .

В администрации города может быть создано контрольно-аналитическое управление с целью обеспечения деятельности главы муниципального образования - мэра города по осуществлению им контрольных функций в отношении структурных подразделений местной администрации, муниципальных учреждений и унитарных предприятий и анализа их деятельности.

В его могут входить следующие отделы:

Анализа работы по исполнению документов;

Финансового и имущественного контроля;

По защите прав потребителей;

По работе с обращениями граждан.

Управление осуществляет свою деятельность на основе ежеквартальных планов работы, утверждаемых заместителем мэра города - управляющим делами.

Основными задачами управления являются:

Организация контроля за выполнением структурными подразделениями мэрии города, муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями, их должностными лицами решений представительного органа муниципального образования, постановлений и распоряжений мэра города, первого заместителя мэра города, заместителей мэра города;

Организация контроля за соблюдением финансовой дисциплины и эффективности использования муниципального имущества структурными подразделениями мэрии города, муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями, целевого и рационального использования ими бюджетных и внебюджетных средств, обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей;

Осуществление защиты прав потребителей - граждан, проживающих на территории муниципального образования;

Организация работы с обращениями граждан, поступившими на имя главы муниципального образования.

Контрольно-аналитическое управление местной администрации

Проверяет и анализирует работу по организации выполнения решений представительного органа муниципального образования, постановлений и распоряжений главы муниципального образования, главы местной администрации структурными подразделениями администрации, муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями;

Организует и координирует работу структурных подразделений местной администрации по контролю за деятельностью подведомственных муниципальных учреждений и унитарных предприятий;

Осуществляет ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений и унитарных предприятий, их руководителей по вопросам использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, движимого и недвижимого муниципального имущества, земель и других ресурсов в соответствии с целевым назначением, обеспечения сохранности всех видов ресурсов;

Готовит, на основе проведения ревизий и проверок, информационно-аналитические материалы по вопросам эффективности использования муниципальной собственности, функционирования муниципальных учреждений и унитарных предприятий и представляет ихглаве муниципального образования или главе местной администрации;

Обеспечивает, во взаимодействии с государственными органами и общественными организациями, контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, консультирует граждан по этим вопросам;

Организует работу с обращениями граждан, контролирует своевременное и правильное рассмотрение и разрешение заявлений и жалоб граждан, поступающих в мэрию города, проверяет состояние работ по рассмотрению заявлений и жалоб граждан в структурных подразделениях местной администрации;

Разрабатывает проекты нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования. главы аместной администрации по вопросам, входящим в компетенцию управления.

Для обеспечения своих функций контрольно - аналитическое управление имеет право:

Самостоятельно проводить ревизии и проверки муниципальных учреждений и унитарных предприятий, а также создавать комиссии с привлечением представителей структурных подразделений местной администрации для проведения ревизий и проверок, принимать меры по оперативному устранению выявленных нарушений и их предупреждению;

Требовать от руководителей муниципальных учреждений и унитарных предприятий документы, объяснения и другую информацию, необходимую для проведения ревизий и проверок в соответствии с функциями, возложенными на управление.

Запрашивать и получать у должностных лиц муниципальных учреждений и унитарных предприятий письменные объяснения по поводу выявленных нарушений;

Вносить по нарушениям, выявленным в ходе ревизий и проверок, предложения главе муниципального образования, главе администрации о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей и работников структурных подразделений мэрии города, муниципальных учреждений и унитарных предприятий за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;

Готовить и вносить на рассмотрение мэру города представления в государственные надзорные и правоохранительные органы о привлечении должностных лиц муниципальных учреждений и унитарных предприятий к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности по фактам выявленных нарушений и злоупотреблений.

Организация контроля исполнения распорядительных документов. Система контроля в местной администрации за исполнением распорядительных документов предполагает организацию контроля за выполнением:

Решений представительного органа местного самоуправления;

Нормативных правовых актов, принимаемых законодательным (представительным) органом и исполнительным органом субъекта Российской Федерации;

Постановлений и распоряжений главы местной администрации, его заместителей в пределах их компетенции.

На контроль также ставятся поручения главы местной администрации, протоколы совещаний при руководителе органа муниципального управления, служебные письма.

Контроль за исполнением распорядительных документов включает в себя:

Постановку документа на контроль;

Проверку своевременного доведения до исполнителя данного документа;

Предварительную проверку или регулирование процесса исполнения распорядительного документа;

Анализ и обобщение результатов исполнения распорядительного документа по существу вопроса, форме и сроку исполнения;

Своевременное информирование главы местной администрации о ходе выполнения или итогах его исполнения структурным органом или подразделением местной администрации;

Снятие документа с контроля.

Контроль за выполнением распорядительных документов, поручений главы администрации осуществляется, как правило, через организацию проверок работы исполнителей, а также посредством предоставления исполнителями информации о результатах своей деятельности.

Проверка хода исполнения распорядительных документов в мэрии города проводится до истечения сроков их исполнения в следующем порядке:

1. Распорядительные документы предыдущих лет – не реже одного раза в год.

2. Распорядительные документы текущего года пользования – не реже одного раза в квартал.

3. Распорядительные документы текущего месяца - за 10 дней до истечения срока.

4. Распорядительные документы со сроком принятия менее месяца – за три дня до установленного срока или по мере необходимости.

Для снятия с контроля распорядительного документа соответствующее структурное подразделение мэрии готовит информацию об его исполнении. В случае необходимости информация об итогах исполнения одновременно готовится контрольным подразделением. Решение о снятии с контроля распорядительного документа принимает глава местной администрации, а в период его отсутствия – исполняющий обязанности главы местной администрации.

Литература

1. Словарь иностранных слов. 12-е изд., стереотип. – М.: Русский язык,1985.

2. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2001. – С.306.

Субъектами муниципального контроля являются представительный орган, который, по нашему мнению, осуществляет общий контроль за соблюдением и исполнением муниципальных правовых актов другими органами и должностными лицами местного самоуправления, а также специализированный контрольный орган. Сфера его деятельности определена ст. 38 Федерального закона N 131-ФЗ и Федеральным законом N 6-ФЗ.

Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает возможность формирования муниципального контрольного органа. Однако данный Федеральный закон относит к его компетенции только контроль за исполнением местного бюджета, соблюдение установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета об его исполнении, а также контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, т.е. те виды контроля, на которые Федеральный закон № 294-ФЗ не распространяется.

В соответствии с положениями названных Законов контрольные органы осуществляют контроль за исполнением местного бюджета, соблюдением порядка его подготовки, а также порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольную деятельность могут осуществлять и руководители органов местного самоуправления в отношении подчиненных им структурных подразделений, муниципальных служащих и других наемных работников.

Внутренний контроль в муниципальном образовании подразделяется на:- представительный, осуществляемый представительными органами и создаваемыми в соответствии с Законом года контрольными органами муниципального образования; - административный, осуществляемый руководством администрации и ее структурными подразделениями. Представительный орган муниципального образования, в соответствии с Законом, наделен исключительными полномочиями по контролю исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Основными объектами контроля со стороны представительного органа являются соблюдение прав граждан на территории муниципального образования, выполнение местных планов и программ развития. Каждый депутат, встречаясь со своими избирателями, рассматривая их жалобы и обращения, выполняет тем самым контрольные функции. В составе представительного органа могут создаваться комитеты или комиссии, нацеленные на их выполнение.

Важным компонентом представительного контроля является контроль использования бюджетных средств и управления муниципальным имуществом, принадлежащим местному сообществу. Учитывая, что осуществление такого контроля требует профессиональной квалификации, в том числе в сфере финансов и бухгалтерского учета, об этом речь пойдет в следящем пункте моей работы Закон предусматривает создание для этих целей специального контрольного органа муниципального образования.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) формируется либо на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования в соответствии с его уставом. К его полномочиям относится контроль исполнения местного бюджета, соблюдения установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат публикации (обнародованию). Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции Пикулькин А. В. Система государственного управления: Учебник для ву-зов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. С. 92. .

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506. (Утратил силу). 1995 года также предусматривал соответствующие контрольные полномочия представительного органа муниципального образования, однако механизмов и процедур их реализации установлено не было. У депутатов практически не было возможности противодействовать нецелевому использованию бюджетных средств. Зачастую им не хватало квалификации для своевременного выявления нарушений. Нормы Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003 года, создание компетентных муниципальных контрольных органов, обеспечение гласности результатов проверок позволяют кардинально улучшить систему представительного контроля в муниципальном образовании Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс"..

Административный контроль осуществляется исполнительными органами муниципального образования в различных формах. Руководители структурных подразделений администрации обязаны осуществлять контроль действий подчиненных на предмет законности их действий, необходимости, целесообразности и эффективности. Данная форма контроля включает в себя право отдавать приказы, распоряжения, предписания, изменять или отменять решения, принятые подчиненными.

В тексте каждого принятого решения должны быть указаны ответственные за исполнение, сроки исполнения и лицо, ответственное за контроль исполнения. Общий контроль исполнения решений в администрации обычно осуществляет руководитель аппарата.

Администрация муниципального образования обязана обеспечивать не только внутренний контроль выполнения своих решений, но и контроль выполнения решений органов местного самоуправления всеми гражданами, предприятиями и организациями, расположенными на подведомственной территории Теория управления / В. Д. Граждан. - М.: Гардарики, 2006. С. 45. .

Муниципальный контроль за выполнением работ может включать в себя проверку жалоб, опрос жителей, прямое наблюдение и проверку производственной документации, а также периодические сопоставления затрат с расходами других подрядчиков и муниципальных служб. Качество многих работ эффективно контролируется населением. Достаточно разместить в доступных для жителей местах необходимые контактные телефоны, и низкое качество работ (например, вывоза мусора) сразу же будет выражаться ростом поступающих жалоб. Однако важно, чтобы жалобы населения сначала попадали в муниципальное учреждение, а не напрямую к подрядчику. В этом случае можно легко и без лишних затрат вести нормальный учет эффективности выполнения контракта. Некоторые муниципальные службы забывают об этом, широко сообщая номера телефонов подрядчика, по которым предлагают направлять жалобы. Опросы жителей могут эффективно использоваться как инструмент, позволяющий оценить степень их удовлетворенности уровнем услуг, оказываемых различными службами. К методам контроля можно отнести также внеплановые проверки на местах и плановые инспекции выполнения определенного этапа работ. Многие работы эффективно контролируются путем периодических выборочных проверок, например, качества уборки территории, соблюдения графика движения автобусов, качества ремонта дорожного покрытия и др. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве: / А. Г. Кобилев, А. Д. Кирнев, В. В. Рудой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 76.

В администрациях муниципальных образований создаются также структурные подразделения, задачей которых является обеспечение исполнительской дисциплины в системе местной власти. Такие подразделения осуществляют внутренний контроль за деятельностью других подразделений администраций, муниципальных предприятий и учреждений. Предметом внутреннего контроля является финансовая и исполнительская дисциплина, а также исполнение требований нормативных правовых актов муниципального образования Об утверждении Положения Об Управлении протокольно-организационной работы Администрации г. Самары: Распоряжение Главы Администрации г. Самары от 24 мая 2004 г. N 179-р. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс"..

Статус контрольного органа муниципального образования определен ст. 38 Федерального закона N 131-ФЗ. Ему может быть придана организационно-правовая форма контрольно-счетной палаты, ревизионной комиссии или иного органа.

Состав этого органа может быть сформирован на муниципальных выборах или решением представительного органа муниципального образования. Его цели - осуществление контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, - сродни целям образования Счетной палаты РФ, но ограничены местным бюджетом и муниципальной собственностью.

Исходя из смысла ч. 4 ст. 38 Федерального закона N 131-ФЗ, объектом интересов контрольного органа является деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления. Это положение выводит деятельность контрольного органа из-под действия Федерального закона N 294-ФЗ, чего нельзя сказать о местной администрации и иных органах местного самоуправления.

Структура местной администрации и иные органы местного самоуправления определяются каждым муниципальным образованием самостоятельно в соответствии с его уставом. На практике встречаются, например:

отделы градостроительного кадастра и надзора Об утверждении Перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при несоблюдении правил благоустройства, чистоты и порядка в г. Саранске на строительных площадках, а также прилегающих к ним территориях: Распоряжение Главы Администрации городского округа Саранск от 15 декабря 2006 г. N 1386-р. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".; услуг населению и защиты прав потребителей Об утверждении Положения об отделе услуг населению и защиты прав потребителей Администрации города: Постановление Главы Администрации г. Иванова от 6 марта 1995 г. N 159. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".; муниципального строительного контроля Об утверждении структуры Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»: Решение Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 14 ноября 2008 г. N 15/11-307 // Панорама столицы. 2008. 20 ноября.;

управления потребительского рынка О структуре Администрации городского округа «Город Уфа» Республики Башкортостан: Решение Совета городского округа «Город Уфа» Республики Башкортостан от 29 марта 2007 г. N 23/11 // Вечерняя Уфа. 2007. 4 апреля.; муниципальных экологических программ, мониторинга и контроля Об утверждении Положения об управлении муниципальных экологических программ, мониторинга и контроля: Постановление Главы Администрации г. Владивостока от 11 сентября 2006 г. N 2206. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".;

департаменты жилищно-коммунального хозяйства О дальнейшем совершенствовании системы управления жилищно-коммунальным хозяйством г. Казани: Постановление Главы Администрации г. Казани от 29 апреля 2005 г. N 1001 // Казанские ведомости. 2005. 1 ноября.;

инспекции (Муниципальная инспекция О переименовании Инспекции архитектурно-строительного надзора Администрации города Ставрополя в Муниципальную инспекцию Администрации города Ставрополя: Постановление Главы Администрации г. Ставрополя от 30 августа 2002 г. N 6049. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".; Тверская городская экологическая инспекция) и др.

Встречаются также такие "экзотические" муниципальные контролирующие органы, как муниципальное учреждение "Уфимская городская ветеринарная станция" и даже ООО "Отдел санитарного контроля" О подготовке предприятий к работе в зимний период 2008 - 2009 гг.: Постановление Главы г. Владивостока от 10 сентября 2008 г. N 283. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс"., действующее в г. Владивостоке.

Перечисленные и аналогичные им органы наделяются муниципальными правовыми актами полномочиями по проведению проверок соответствия деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требованиям, устанавливаемым актами органов местного самоуправления, а также требованиям федеральных законов и законов субъектов РФ (например, в Распоряжении Главы Администрации г. Липецка от 6 марта 2006 г. N 1117-р предусматривает в числе функций Департамента осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве, землеустройстве и иных нормативных правовых актов в пределах своей компетенции) Положение о Департаменте градостроительства и архитектуры Администрации г. Липецка: Распоряжение Главы Администрации г. Липецка от 6 марта 2006 г. N 1117-р, В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".. Так, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Казани обеспечивает контроль за реализацией генерального плана города, осуществлением его комплексной застройки, за качеством застройки и благоустройства жилых районов, производственных и рекреационных зон. В его обязанности входит: осуществление постоянного надзора за реализацией градостроительной документации; государственный контроль за охраной, реставрацией и использованием памятников истории и культуры; государственный архитектурно-строительный надзор за качеством строительства и реконструкции объектов жилищно-гражданского и коммунального строительства производственного и непроизводственного назначения и др. Положение о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Казани: Постановление Главы Администрации г. Казани от 14 апреля 1997 г. N 711. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс"..

Участие в исполнении контрольно-надзорных полномочий подведомственных и экспертных организаций. Согласно пунктам 1 и 4 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ, государственный и муниципальный контроль может осуществляться только уполномоченными органами государственной власти (как федеральными, так и региональными) и органами местного самоуправления. Однако на практике данные положения часто не соблюдаются: контрольно-надзорными полномочиями наделяются не являющиеся органами власти учреждения.

При этом во многих случаях подведомственные учреждения наделяются не только вспомогательными функциями по аналитическому и материально-техническому обеспечению контроля (например, забор проб, осуществление лабораторного анализа), что предполагает лишь участие в осуществлении контроля, но и полномочиями по самостоятельному осуществлению проверок. Не менее часто подведомственные учреждения наделяются такими разрешительными функциями, как регистрация, аттестация, аккредитация, подтверждение соответствия и т.д.

Стоит отметить, что такая противозаконная практика распространена на всех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном. Даже самый общий анализ практики федерального контроля на уровне постановлений Правительства Российской Федерации, не учитывая уровень отдельных ведомств, позволяет выявить около десятка случаев осуществления непосредственно контрольных полномочий ФГУ (технический надзор за судами, осуществляемый ФГУ "Российский морской регистр судоходства", сортовой и семенной контроль, осуществляемый ФГУ "Россельхозцентр" и др.)

К сожалению, можно констатировать, что принятие Федерального закона № 294-ФЗ не только не исключило случаев законодательного наделения ФГУ контрольными функциями, но и породило специфическую законотворческую деятельность, направленную на закрепление новых контрольно-надзорных полномочий за ФГУ. Более того, данная негативная практика находит свое закрепление и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Например, в ч. 5 ст. 28.3 данного кодекса предусмотрено 6 случаев наделения должностных лиц федеральных учреждений и предприятий по составлению протоколов.

Не меньше число случаев осуществления контроля государственными учреждениями субъектов РФ. В качестве примеров можно привести государственный контроль в области охраны окружающей среды (например, Ленинградское областное государственное учреждение "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области") См. Муниципальное управление: справочное пособие /В. В. Иванов, А. Н. Коробова. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 77., государственный контроль над соблюдением требований законодательства при осуществлении перевозок пассажиров и багажа транспортом (Государственное учреждение Московской области "Административно-транспортная инспекция Московской области").

Имеют место случаи осуществления муниципального контроля муниципальными учреждениями, в частности, МУ "Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству" г. Курска, МУ "Административно-техническая инспекция" муниципального образования "Город Майкоп", МУ "Управление по имуществу и земельным отношениям города Горно-Алтайска" и т.д.

Анализ практики реализации закона показывает, что перечень органов, осуществляющих муниципальный контроль, довольно широк. В ряде муниципальных образований в качестве органа муниципального контроля названа Администрация муниципального образования. В других муниципалитетах контрольными органами являются ее структурные подразделения (комитеты, отделы, управления). В некоторых муниципальных образованиях контрольные функции исполняются муниципальными учреждениями, которые могут называться по-разному: инспекции (например, МУ "Административно-техническая инспекция" муниципального образования "Город Майкоп"), управления (МУ "Управление по имуществу и земельным отношениям города Горно-Алтайска").

В заключение второй главы курсовой работы подведем ее краткий итог. Так, автором было установлено, что в связи с устоявшимися в действующем законодательстве разделением форм обеспечения законности - в отличие от сферы государственного управления органами местного самоуправления не может осуществляться надзорная деятельность.

В Федеральном законе № 294-ФЗ установлены полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль. К этим полномочиям отнесено:

  • 1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;
  • 2) разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля;
  • 3)организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;
  • 4)осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

Далее соотнесем определение контроля с понятием муниципального контроля, который определяется в ст. 2 Закона N 294-ФЗ как деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок (т.е. совокупных мероприятий по контролю) соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Таким образом, органы, осуществляющие муниципальный контроль, не вправе при проведении проверок совершать действия по надзору. Следовательно, органы, осуществляющие муниципальный контроль, не вправе:

  • - проверять деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения норм федерального и (или) регионального законодательства;
  • - применять меры пресечения и (или) устранения последствий выявленных нарушений;
  • - осуществлять систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование исполнения требований законодательства юридическими и физическими лицами.

Действующее законодательство, принятое до Закона N 294-ФЗ, допускает проведение муниципального контроля на предмет соблюдения федерального и регионального законодательства. В Федеральном законе 31-ФЗ в состав вопросов местного значения поселения включен муниципальный лесной контроль и надзор.

Поскольку ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ не устанавливает, что лесной контроль и надзор регулируется в особом порядке, следует признать: с момента вступления Закона N 294-ФЗ в силу поселения и городские округа будут неправомочны осуществлять муниципальный лесной надзор, ограничив свою деятельность в этой сфере только проведением контрольных мероприятий. Федеральный закон № 294-ФЗ определяет, что установление организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности муниципальных контрольных органов должно осуществляться в соответствии с уставом муниципального образования.

Полномочия субъектов муниципального контроля распространяются в установленных законодательством пределах не только на муниципальные организации, но и на различные государственные, частные, общественные организации, расположенные на территории муниципального образования, в части исполнения ими муниципальных правовых актов.

При этом они реализуют контрольные полномочия путем получения от должностных лиц и иных граждан объяснений, доступа в подконтрольные органы и организации, направления запросов, получения необходимых для осуществления контроля документов, сведений и иной информации. В процессе своей деятельности субъекты муниципального контроля могут привлекать экспертов и специалистов.

муниципальный контроль нормативный правовой



Декларация по УСН