Объекты и субъекты социального управления. Социальная организация как субъект и объект управления. Социальные системыи их составляющие

Механизмами функционирования общества как саморегулирующейся системы являются социализация, институционализация, легитимация.

Социализация - это процесс включения человека в общественную жизнь. В ходе социализации человек занимает определённое место в обществе (приобретает социальный статус) и обучается исполнять предписываемые ему обществом социальные роли. Важную роль в процессе социализации играют культура и государственная власть. Культура аккумулирует опыт предшествующих поколений, традиции, знания, ценности. Государственная власть противостоит тем социальным образованиям, которые выступают против ценностно-нормативного порядка, существующего в обществе.

Культура и государственная власть не могут сдерживать инновационные процессы в обществе. В обществе создаются новые структурные образования, оформляются новые социальные отношения. Этот процесс называется институционализацией.

Но не все новые социальные образования и социальные отношения принимаются обществом, приживаются в нём. Некоторые из них, которые не соответствуют сложившейся в обществе системе ценностей, «выбраковываются». Сравнение результатов социализации и институционализации с общепринятыми образцами культуры данного общества и принятие или отвержение их называется легитимацией. Легитимными (лат. legitimus - законный) являются те социальные новообразования, которые имеют общественное признание, доверие и поддержку со стороны общества, со стороны народа. От понятия «легитимность» отличается понятие «легальность». Легальность социального образования - это юридическая, правовая его законность, формальное его закрепление. Получить формальную законность относительно несложно, поэтому цена легальности социального субъекта по сравнению с его легитимностью не столь велика. Благодаря механизму легитимации общество не позволяет правящей элите по своему усмотрению реформировать его, перекраивать его социальную структуру. Трудности радикального реформирования общества определяются глубоким противоречием между исторически сложившейся и усвоенной массами культурой поведения, мышления, восприятия и новой системой норм и правил.

Гражданское общество и государство

Производным от понятия «общество» является понятие «гражданское общество». Гражданское общество - это: во-первых, совокупность негосударственных отношений в обществе -экономических, социальных, семейных, национальных, духовно-нравственных, религиозных, производственных, личных и др.; во-вторых, соответствующие этим отношениям добровольно образовавшиеся негосударственные структуры: объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т. д. во всех сферах жизнедеятельности общества. Понятия «гражданское общество» и «государство» теоретически расчленяют общественную жизнь на две взаимосвязанные и относительно самостоятельные сферы - гражданскую и государственную. Разделение гражданской и государственной жизни имеет во многом условный характер. В действительности эти сферы находятся в диалектическом единстве и взаимодействии. Объясняется это рядом причин:

1. Гражданское общество - это источник легитимности государственной власти.

2. Контакты с организациями гражданского общества являются для государства важнейшим источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей политической силе.

3. В сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т. д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающей государство и цементирующей всё общество.

4. Среди организаций гражданского общества немало нуждающихся в материальной поддержке со стороны государства, однако, есть и такие, которые оказывают финансовую поддержку государству (ассоциации банков, предпринимательские союзы и т. п.).

5. Специфика гражданского общества, автономный характер и независимость составляющих его организаций не исключают непредсказуемость их действий. Поэтому логичны усилия государства по организации контроля за гражданским обществом.

6. Гражданское общество является важным и мощным противовесом стремлению властвующей элиты к абсолютному господству. Для выполнения этой миссии у него есть немало средств, а именно: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, формирование определённого общественного мнения, организация кампаний сопротивления той или иной государственной политике и т. п.

Таким образом, взаимоотношения гражданского общества и государства можно охарактеризовать как сотрудничество и борьба, причём, в демократическом обществе преобладает сотрудничество. Тесное взаимодействие и сотрудничество государства и гражданского общества является основой социально-экономической и политической стабильности.

Возникновение общества и его основные типы

Генезис общества

Процесс возникновения и развития общества называется социогенез (лат. societas - общество; греч. genesis - развитие). Общество зарождалось одновременно с человеком. Процесс становления и развития человека называется антропогенез (греч. anthropos - человек). Становление и развитие человека и общества как единый процесс называется антропосоциогенез. В антропосоциогенезе выделяют два главных периода:

период досоциального существования предчеловека, когда полулюди жили разрозненно в естественно-природном состоянии;

период социального существования человека. Он начинается с появления человека современного вида (homo sapiens ) 50-40 тыс. лет назад. В это время возникают простые общества первобытных людей.

Простое общество характеризуется следующими чертами:

· существует система табу - зачатки нравственности, ограничивающие действие биологических законов;

· родоплеменная организация общества на основе кровно-родственных связей и отношений;

· отсутствие имущественного и социального расслоения в обществе, отсутствие государств.

Около 10-6 тыс. лет назад образуются сложные общества, для которых характерны:

· широкие и разнообразные отношения между людьми на основе социальных связей;

· социальное расслоение;

· управление обществом через особый социальный институт - государство.

Причины трансформации простого общества в сложное:

1. переход от присваивающей экономики (охоты, собирательства, рыболовства, бортничества) к производящей (скотоводству, земледелию, ремеслу);

2. переход от кочевого образа жизни к осёдлому;

3. рост производства, повышение производительности труда в связи с «железной революцией» и появление прибавочного продукта. В результате этого возникли частная собственность, имущественное и социальное неравенство, расслоение общества на антагонистические классы.

В период становления и существования сложных обществ образуются государства, формируются отдельные страны. Понятия «общество», «государство», «страна» - сходные, но не тождественные: их следует различать. «Страна» - понятие географическое, обозначающее часть света или территорию, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом. «Государство» - понятие политическое, обозначающее политическую организацию страны, аппарат управления страной. «Общество» - понятие социальное, обозначающее группу людей, живущих вместе и взаимодействующих друг с другом. Понятие «общество» применимо к любому объединению людей, которое соответствует следующим признакам, выделенным Э. Шилзом:

Ø Не является частью какой-либо более крупной системы (общества).

Браки заключаются между представителями данного объединения.

v Пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются признанными представителями данного объединения.

1. Имеет территорию, которую считает своей собственной.

2. Имеет собственное название и свою историю.

3. Обладает собственной системой управления.

4. Существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

5. Имеет общую систему ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), называемую культурой.

В историческом прошлом, когда не было отдельных стран и государств, этим критериям общества соответствовали роды, племена. Они были самыми крупными общностями людей. В настоящее время общество эквивалентно национальным границам государств. Объединение людей в мировом масштабе можно назвать сверхобществом (метаобществом).

Типология общества

Всё многообразие обществ, существовавших в прошлом и существующих сейчас, социологи разделяют на определённые типы в соответствии с тем или иным критерием. Так, по характеру управления и степени социального расслоения общества делятся на простые и сложные. По наличию письменности различают общества дописьменные, исключительно с вербальной коммуникацией, и письменные, в которых есть алфавит и материальная фиксация звуков. По формам собственности и классовой структуре выделяют первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общества. По технологическому способу производства материальных благ различают общества: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное. В зависимости от господствующих в обществе ценностей его относят либо к либеральному (западному), либо к традиционному (восточному). По демократичности социально-политических и экономических отношений и открытости внешнему миру принято говорить об открытом и закрытом обществе. Если в основании типологии лежит вид господствующей религии, тогда речь идёт об обществах православных, католических, исламских, буддистских.

Как целостности

Функционирование общества - это его постоянное самовос­производство, устойчивый процесс воссоздания базовых элемен­тов, структур, функциональных связей, определяющих качествен­ную определенность социетальной системы. Для обозначения про­цесса самовоспроизводства социальной системы используется тер­мин «аутопойезис» (в переводе с греческого - самотворение, са­мопорождение), предложенный чилийским биологом У. Матура-ной.

Аутопойетические системы - это такие системы, которые обла­дают способностью воспроизводить свои основные компоненты, обеспечивать их связанность, упорядоченность, поддерживая тем самым собственную идентичность. Однако это не исключает измене­ний внутри системы, появления новых элементов, новых зависимо­стей и связей, переструктурирования нормативного порядка и т.д.

Аутопойетические процессы впервые были описаны в живых сис­темах.-Приведем пример описания клетки, который позволит лучше понять суть аутопойезиса: «Клетка - это сложнейшая система, со­стоящая в среднем из 105 макромолекул. За полное время жизни данной клетки все макромолекулы возобновляются приблизитель-но 104 раза. При этом в течение всего процесса клетка сохраняет свои отличительные свойства, связанность и относительную неза­висимость. Она воспроизводит мириады компонент, но.все же не производит ничего, кроме самой себя. Сохранение единства и це­лостности, в то время как сами компоненты непрерывно или пери­одически распадаются и возникают, создаются и уничтожаются, производятся и потребляются, и называется самовоспроизведени­ем (или аутопойезисом)»*.

Позднее аутопойетическими стали называть и социальные сис­темы, поскольку они в отличие от неживой природы обладают спо­собностью живых организмов «воспроизводить мириады компонент, но все же не воспроизводить ничего, кроме самой себя». Данный методологический подход позволил воспринимать общество не как застывшее структурное образование, а как динамическую систему, существующую благодаря постоянному развитию аутопойетичес-ких процессов.

* Цит. по: Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. -М., 1998, с. 19.


Рассматривая общество как аутопойетическую систему, подчер­кнем следующие его основные свойства:

Общество обладает способностью воспроизводить себя как
целостность. Это объективное свойство системы: хотя оно
проявляется в действиях людей, вступающих в различные
социальные взаимодействия, связи и отношения, оно не
определяется желанием и волей конкретного человека;

Воспроизводя себя, общество не только сохраняет свою це­
лостность, но и изменяется. В обществе постоянно идут про­
цессы обновления структурных связей, базовых элементов,
ценностно-нормативного порядка и т.д.;

Самовоспроизводство - это не воссоздание общества в аб­
солютно неизменном виде, а поддержание его самотожде­
ственности, т.е. сохранение общих принципов организации,
которые определяют качественное отличие общества от всех
других социальных систем, позволяют проводить его разлит
чение с окружающей средой;

Самовоспроизводство общества осуществляется только на ос­
нове развития метаболических процессов, т.е. постоянного
взаимодействия общества и его окружающей среды.

Условно процесс самовоспроизводства общества можно пред­
ставить в виде постоянной цепочки различных фаз, определяющих
состояние системы (см. рис. 2). _

Фаза динамического равновесия - это воспроизводство индиви­дами всех основных структурных элементов и функциональных свя­зей общества-системы. Взаимодействуя, люди ориентируются на статусно-ролевые предписания (воспроизводится статусно-ролевой уровень общества, см. рис. 1), благодаря этому обеспечивается бес­перебойная работа социальных институтов, организаций, групп (воспроизводится институциональный уровень системы), а также соблюдаются культурные, правовые нормы (воспроизводится со-циетальный уровень системы). Равновесие системы всегда относи­тельно, потому что поведение реальных людей всегда многообраз­нее ролевых предписаний, но возникающие отклонения либо не мешают целостности системы, либо быстро подавляются, напри-

ДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
НАРУШЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ

ДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ

Рис. 2. Процесс самовоспроизводства общества-системы 518


мер, институциональными механизмами санкций. Именно этим обусловлено динамическое равновесие системы.

Фаза нарушения равновесия - это появление рассогласований, сбоев в работе общества-системы: увеличение числа случаев, несо­ответствия поведения ролевым предписаниям, снижение эффек­тивности санкций, нарушение нормативного порядка. Рассогласо­вание внутренних функциональных связей чревато серьезными по­следствиями для системы, поэтому она должна активизироваться с целью подавить дисфункциональные явления и тем самым обрести равновесие.

Фаза нового динамического равновесия - это восстановленное, относительно устойчивое состояние системы. Отличие его от пре­дыдущего динамического равновесия может варьировать от прак­тически незаметного до радикального. В первом случае обычно го­ворят о собственно функционировании, воспроизводстве системы, во втором - об ее изменении, преобразовании.

Главным возмутителем спокойствия системы является человек, способный своими действиями разрушать сложившиеся институ­циональные связи, делать неэффективным нормативный порядок. Вот почему основной проблемой функционирования общества-систе­мы является подчинение своей логике действий человека.

Прежде всего для этого необходимо, чтобы поведение людей соответствовало статусным предписаниям, чтобы они исполняли роли, определяемые системой.

Для решения этой задачи используются механизмы социализа­ции - именно в ходе социализации индивиды учатся исполнять предписываемые обществом роли, узнают о значимых культурных образцах поведения, вырабатывают ценностные ориентации, что обеспечивает постоянное воспроизводство сложившихся соци­альных связей.

Общество-система в целях поддержания своего динамического равновесия стремится направить поведение индивидов в рамки ста­тусно-ролевых отношений. Для этого, как уже говорилось, суще­ствуют различные уровни регуляции и контроля социальных взаи­модействий: групповые нормы, институциональные требования, регулирующее воздействие культуры, государственное принужде­ние. Они дополняют процесс научения статусно-ролевому поведе­нию внешним воздействием, принуждением к выполнению норма­тивных предписаний.

Однако в реальной жизни всегда есть девианты, т.е. люди, дей­ствующие не по правилам системы. При определенных обстоятель­ствах (возникновение новых ценностей, нарастание неудовлетво­ренности в обстановке экономического кризиса и т.п.) девиация может обрести угрожающие для системы масштабы. В этом случае


Главным стабилизирующим фактором общества-системы становят­ся механизмы второго уровня - механизмы институализации, ко­торые проявляются в двух основных формах: самозащита, т.е. пре­дохранение уже сложившегося института или общности от са­моразрушения, способного произойти, если поведение индивидов перестает соответствовать институциональным или групповым нор­мам и правилам, и создание новых институтов, новых групп, орга­низаций, позволяющих упорядочить новые виды социальных взаи­модействий.

Процесс создания новых структурных образований может раз­виваться «снизу», т.е. в виде постепенного появления всех основ­ных институциональных атрибутов - устойчивых статусно-ролевых взаимодействий, нормативных правил, внутреннего социального контроля за выполнением этих правил. Благодаря этому отноше­ния, имевшие ранее спорадический, случайный характер, стано­вятся устойчивыми, формальными и дают рождение новым соци­альным организациям и институтам.

Так, в конце 80-х - начале 90-х гг. в СССР возникают на волне недовольства масс народные (национальные) фронты. Первона­чально аморфные, лишенные четкой ориентации, они постепенно обретали черты устойчивых организаций и дали начало многим по­литическим партиям молодых государств, образовавшихся после распада СССР.

Создание новых структурных образований возможно и «сверху», т.е. параметры новой институциональной структуры задаются в виде законов, указов, принимаемых политической элитой. Как правило, такие решения принимаются по мере осознания усиливающегося недовольства народных масс и нарастающей угрозы расширения зоны девиантного поведения. Осуществляется как бы упреждаю­щий удар, т.е. массам предлагаются готовые нормативные отноше­ния, задается алгоритм их будущей деятельности.

Типичный пример институализации «сверху» - структурные рефор­
мы, т.е. рационально разработанные параметры новых социальных
образований, которые еще предстоит операционализировать в виде
конкретных статусно-ролевых взаимодействий. Такой вид институ­
ализации является как бы упреждающим, канализирующим возмож­
ные, но еще не проявившиеся в полной мере виды взаимодействия.
В силу этого она возможна только благодаря властной поддержке,
так как требует элементов принуждения, без которых освоение ин­
дивидами новых ролей может сильно растянуться во времени или
вообще не произойти. Поэтому единственным реальным провод­
ником структурных реформ в обществе является государство, об­
ладающее для этого необходимыми ресурсами. ,.,

В какой бы форме ни осуществлялась институализация, она не­избежно завершается появлением на втором уровне общества-сис­темы новых социальных организаций или институтов. Это может


вызвать неадекватную реакцию системы как целого - ведь могут возникнуть структуры-«монстры», не соответствующие логике со-циетального уровня общества-системы.

Так, Первая Государственная дума (1905 г.) не вписывалась в логи­ку нормативного порядка абсолютной монархии - ее появление требовало изменений, перераспределения функций между государ­ственными институтами; император должен был отдать часть своих полномочий новому государственному образованию, претендовав­шему на роль парламента.

Появление в СССР во второй половине 80-х гг. многих политичес­ких партий потребовало отмены конституционной нормы о руково­дящей роли КПСС; профессионализация в США в XIX в. государ­ственного управления потребовала ограничения правила «системы добычи», согласно которому каждый новый президент приводил с собой свою команду и практически обновлял весь государствен­ный аппарат.

Структуры-«монстры», возникающие стихийно или создающи­еся государством, требуют переструктуриррвания нормативного про­странства, что может быть очень болезненным для общества: изме­нение норм всегда затрагивает интересы определенных групп," не­избежно происходит столкновение сил, утрачивающих свои по­зиции в социальном пространстве, и сил, расширяющих зоны сво­его влияния. Борьба между ними может спровоцировать резкое на­растание вненормативного, девиантного поведения.

Общество-система не может позволить правящей элите или дру­гим группам, опираясь на насилие, по своему усмотрению, исходя лишь из собственных представлений и интересов, переустраивать социальные взаимодействия. Благодаря третьему виду механизмов функционирования общества - легитимации результаты социализа­ции и институализации постоянно сравниваются с общеприняты­ми ценностными образцами культуры данного общества, нормами права. В результате осуществляется своего рода «выбраковка» тех новообразований, которые не соответствуют доминирующей сис­теме ценностей, устоявшимся правовым нормам.

Например, невозможно ввести монархическую форму правления там, где монархия в массовом сознании не воспринимается как цен­ность; невозможно утвердить принципы правового государства там, где народу неизвестны иные образцы поведения, кроме беспре­кословного подчинения царю-батюшке и т.д.

Механизмы легитимации обусловлены культурой, которая, как уже отмечалось, является своеобразным генетическим кодом об­щества, влияющим на поведение множества индивидов и позволя­ющим каждому из них формировать в своем сознании однотипные образы окружающего мира и тем самым достигать согласия по ос­новным вопросам социального порядка. Нормы, не соответствую­щие ценностным образцам культуры общества, не приживаются


Или остаются фикцией, зафиксированной на бумаге. Любым изме­нениям в обществе практически всегда предшествуют сдвиги в цен­ностных ориентациях значительной части населения.

Трудности радикального реформирования определяются имен­но глубиной противоречия между исторически сложившейся и ус­военной массами культурой поведения, мышления, восприятия и предлагаемыми, еще непривычными, типами социальных взаимо­действий. В сознании людей должны произойти серьезные измене­ния, чтобы они приняли новую систему норм, правил, пересмот­рели свои ценностные ориентации.

Ценностный раскол населения, религиозный или идеологичес­кий, делает общество крайне уязвимым, механизмы легитимации в нем перестают выполнять интефирующую функцию. Сторонники разных религиозных взглядов и идеологических концепций могут поддерживать несовместимые институциональные образования, выступать за установление в стране взаимоисключающих структур, организаций и т.п.

Так, приверженцам либеральной системы ценностей институт част­ной собственности представляется естественным и крайне необ­ходимым, а представители коммунистической идеологии видят в нем источник неравенства и выступают за его отмену.

Единственным «страхующим механизмом», способным предот­вратить распад общества, может быть государство, которое берет на себя задачу подавления отклоняющегося поведения, используя для этого находящиеся в его арсенале средства, включая примене­ние прямого насилия. Однако эти средства могут дать правящей элите лишь кратковременный шанс на осуществление своего гос­подства - власть сама должна обладать легитимностью, пользо­ваться доверием населения, в противном случае она обречена (под­робнее о легитимации политической власти см. раздел X, гл. XXVII). Механизмы легитимации универсальны, поскольку регулируют все институты, в том числе и институты политической власти.

Механизмы функционирования общества представляют собой аутопойетические процессы, при помощи которых система воспро­изводит себя в постоянном развитии: социализация обеспечивает воспроизводство ранее сложившихся структурных элементов и вза­имосвязей, институализация - появление в системе новых струк­турных образований, легитимация - интеграцию ноовообразова-ний в единый ценностно-нормативный порядок, поддерживая це­лостность системы.

Указанные механизмы объективны, они развиваются в любой социальной системе, обеспечивая ее воспроизводство. Но они про­являются только в конкретных действиях людей, социальных Ак­торов.


Механизмы функционирования общества - это процессы, состоя­щие из множества событий или практик, в которых в той или иной мере и форме участвует все население страны и главным итогом ко­торых является воспроизводство общества.

Общество и каждая функционирующая в нём организация представляют собой управляемые системы.

Социальное управление изучали исследователи: Ф.У. Тейлор,
А. Файоль, М. Вебер, П. Блау, Р. Блейк, Г. Эмерсон, Г. Форд, П. Друкер и др. .

Социальное управление – это основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъектов управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) с целью обеспечения нормального его функционирования, совершенствования и развития. В качестве управляемого объекта может выступать общество в целом и его отдельные сферы: экономическая, политическая, духовная и т.д., либо его звенья (предприятия, фирмы, организации, банки и т.д.) .

У социального управления есть определённые цели и задачи.

Цели социального управления:

· обеспечение функционирования общества и его подсистем;

· сохранение целостности общества;

· совершенствование и развитие общества.

Задачи управления:

· определение цели;

· формирование корпоративной культуры;

· мотивация персонала к достижению цели;

· формирование в управляемой организации организационного порядка;

· разработка и осуществление технологии изменений;

· диагностика управляемости;

· реализация управленческих решений .

Современное управление руководствуется несколькими основополагающими принципами.

Принципы социального управления:

· принцип органической взаимообусловленности и целостности субъекта и объекта управления;

· принцип государственной законности;

· принцип обеспечения внутренней правовой регламентации;

· принцип найма руководителя;

· принцип единства специализации и унификации процессов управления;

· принцип многовариантности управленческих решений;

· принцип обеспечения устойчивости системы по отношению к внешней среде;

· принцип мобильности процесса управления;

· принцип автоматизации управления;

· принцип единства руководства .

Двумя исходными компонентами управленческой структуры является объект и субъект управления.

Субъект управления – это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект (управляемую подсистему), осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики, обеспечение её нормального функционирования и успешного движения к заданной цели.

Объект управления – это социальная система (страна, регион, область, предприятие, коллектив), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью её совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного достижения запланированной цели.


Виды объектов управления:

· производственные;

· социальные;

· политические;

· культурные и т.д. .

В организационной структуре управления выделяют следующие основные элементы: уровни (ступени), звенья управления и связи (горизонтальные и вертикальные).

Т. Парсонс выделил три уровня управления :

· низовое звено (действует на техническом уровне);

· управленческое звено (согласовывает действия внутри организации, т.е. управленческий уровень);

· руководство высшего звена (институциональный уровень, например, на уровне государства).

В структуре управления выделяют два типа связей: горизонтальные и вертикальные. Вертикальные связи характеризуются иерархической соподчинённостью (низовое звено подчинено вышестоящему), а горизонтальные связи представляют один уровень управления (например, на одном предприятии несколько производственных отделов) .

Для чего же в обществе и общественных организациях необходимо управление? Ответ на этот вопрос наиболее чётко прослеживается в функциях, выполняемых социальным управлением.

Функции управления:

· функция целеполагания и целедостижения;

· административная функция;

· информационно-аналитическая функция;

· социальная функция;

· функция прогнозирования;

· мотивационно-стимулирующая функция;

· функция корректирующей деятельности;

· функция удержания отклонений в функционировании системы в определённых пределах;

· осуществление контроля;

· создание благоприятного климата для работы;

· обеспечение целостности системы;

· повышение качества и эффективности служебной деятельности .

Оптимальное соотношение рассмотренных функций управленческой деятельности предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и пределов каждой из них, их непротиворечивого сочетания и взаимодействия. Всякий процесс управления носит циклический характер. Этот процесс, взятый в единичном виде, начинается с определения целей и задач и планирования действий, направленных на их достижение, и завершается их осуществлением, достижением желаемого и планируемого результата .

Рекомендации социологов по организации управленческой деятельности сосредотачивают внимание на управлении людьми, на мотивации их сознательной и целеустремлённой творческой деятельности в интересах не только развития производства, но и в интересах развития человека.

Конспект учебного материала составлен на основе литературы:

1. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 416 с.

2. Добреньков, В.И. Социология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 624 с.

3. Кравченко, А.И. Социология: учебник для студентов вузов /
А.И. Кравченко. – М.: «Академический проект», Издательская корпорация «Логос», 1999 – 382 с.

4. Добреньков, В.И. Социология. В 3 т. Т. 3. Социальные институты и процессы / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520 с.

5. Бабосов, Е.М. Социология управления: пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск: Тетра-Системс, 2010. – 272 с.

6. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 640 с.

7. Вайнштейн, Л.А. Психология управления: курс лекций / Л.А. Вайнштейн. – Минск: БГУ, 2007. – 207 с.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Социальные системы являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать субъект и объект управления как две по­стоянно взаимодействующие системы (управляющую и управляемую) . Управля­ющая система (субъект управления) является частью управляемой (объекта управле­ния). Размер и границы управляющей системы зависят от масштабов и особенностей управляемой. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления опреде­ляется в основном особенностями объекта. В обобщенном виде объектами управления являются человек и его труд, в более широком масштабе - это большие коллективы и общности людей (организация, ре­гион, отрасль, страна). Объектом управления могут быть также отдельные функции, например управление финансами, сбытом, персоналом и т. д. Существует три вида объектов управления: производственные, включающие в себя звенья организации общественного производства; структурные, возникающие как звенья системы управления; функциональные, являющиеся функциями, которые выделяются специальным механизмом управления. Таким образом, в обобщенном виде объект управления - это комплекс деятель­ности людей, выделенный из социальной среды либо в качестве звена социальной системы, либо в виде особой функции, требующей специального механизма управле­ния . Объекты управления начинают формироваться с организационного выделения их в качестве основных структурообразующих звеньев социальной системы. Например, такое звено - это производственное предприятие, являющееся своеобразной точкой отсчета уровней как в макросистеме управления экономикой, так и в микросистеме внутрифирменного управления. Это звено является основой формирования произ­водственных объектов управления различных масштабов - отрасли, региона, на­родного хозяйства в целом. Выделение производственных объектов управления лежит в основе построения системы управления, каждое звено которой является также структурным объектом управления. Эти объекты выделяются по функциям и трудоемкости их реализации, что способствует формированию функциональных объектов управления. Формиро­вание и развитие объектов управления лежат в основе постоянного совершенствова­ния системы управления обществом. Наиболее важную роль в формировании объектов управления играют экономи­ческие, организационные, социальные и технико-технологические факторы. Факто­ры, отражающие требования объективных законов социального развития, диалекти­чески взаимосвязаны. Важную роль в формировании объектов управления играют также формы сочетания отраслевого и территориального управления, уровни его централизации и децентрализации. Факторы формирования объектов управления влияют на их масштабы, внутреннюю структуру, общеорганизационный статус, эко­номическое и социальное положение, систему управления .

Еще по теме ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ:

  1. ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  2. Государственное управление социальными процессами и социальной сферой экономики. Участие государства в социальных процессах
  3. Современная система управления финансами. Управление финансами: понятие, объекты и субъекты управления, функции

. СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Структура социального управления

1.1 Задачи и определение

1.2 Объект и субъект в социальном управлении

1.3 Особенности социального управления

2 Технологии социального управления

2.1 Функции и значение

2.2 Цели, функции, результат в социальном управлении

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

В современной России в результате различных социально-экономических преобразований возникло большое число проблем, решение которых видится в ответственности государства за организацию социальной защиты нуждающихся и активизацию самопомощи и самозащиты граждан. Необходимость изменения сложившейся ситуации в социальной сфере привела к научному изучению существующих проблем, поиску и использованию различных форм и методов управления, выделению профессии руководителя (менеджера) в особый вид деятельности, требующей соответствующих знаний, навыков и умений.

Попытки систематизации управленческого опыта были сделаны еще в первой половине XIX в. в Англии. Основоположником науки социального управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856-1915 гг.).

Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства благ и услуг и управления им. Когда производственные процессы усложнились, вовлекли значительную массу участников, управление превратилось в особый вид деятельности.

1 . СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Задачи и определение

Термин «управление» имеет регулирующее, направляющее, влиятельно-деятельностное значение. Управление можно определить как процесс целенаправленного воздействия управляющей подсистемы или органа управления на управляемую подсистему или объект управления с целью обеспечения его эффективного функционировании и развития.

Управление чаще всего ставит своей непосредственной задачей внести определенную упорядоченность в процесс, организовать совместные действия людей, достичь согласованности, координации действий. Лучшим примером управления служит дирижирование оркестром, в ходе которого дирижер движением палочки добивается гармоничного звучания множества инструментов, четкого взаимодействия играющих на них музыкантов.

Можно говорить об управлении трудом (целенаправленное воздействие на физические /или умственные способности, усилия, которые могут быть направлены на производство товаров и услуг), управлении человеческими ресурсами (процесс, охватывающий все управленческие решения во взаимоотношениях организации и ее сотрудников, когда люди рассматриваются как важнейший ресурс, который надо размещать, развивать, мотивировать вместе с другими ресурсами с целью достижения стратегических целей), управлении персоналом (совокупность принципов, методов, средств и форм воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их интеллектуальных и физических способностей при выполнении трудовых функций, обеспечения необходимых пропорций в качестве услуг и труда и объемов производства, поддержания постоянного соответствия подготовленности и обученности кадров требованиям научно-технического прогресса), управлении карьерой (деятельность, направленная на развитие способностей работников через повышение квалификации, перевод с одного рабочего места на другое и продвижение вверх по служебной лестнице) и др.

1.2 Объект и субъект в социальном управлении

В управлении социальной работой используются т.н. «генеральные планы управления» - документы, включающие основные направления и важные мероприятия по использованию и развитию организационной структуры управления.

Управление социальной работой как одно из направлений социального управления направлено на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их достойного, цивилизованного существования.

Как следует из представленной в Приложении А схемы, объектами управления в социальной работе являются сами социальные работники, специалисты служб и учреждений социальной защиты населения (СЗН), клиенты и вся система взаимоотношений по оказанию социальной помощи и поддержки.

Субъект управления - руководящий состав социальных служб и учреждений СЗН и создаваемые ими на различных уровнях органы управления, наделенные властными полномочиями, а в ситуации непосредственного взаимодействия с клиентом - сам специалист по социальной работе.

Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют друг с другом по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи передается управленческая информация (содержание управленческого воздействия - указы, приказы, распоряжения, т.п.) от субъекта управления к объекту. По каналу обратной связи от субъекта к объекту передается информация о результатах исполнительской деятельности и состоянии объекта управления.

1.3 Особенности социального управления

В управлении всегда присутствуют две стороны: управляющая (субъект) и управляемая (объект).

Социальное управление имеет ряд отличительных особенностей, из которых к основным относятся следующие.

1) Это управление людьми (отдельными индивидами, группами, обществом в целом. Это особый тип взаимоотношений людей).

Социальное управление может сводиться только к руководству людьми (призыв на военную службу, прием в вузы). Но часто оно служит средством воздействия на вещи, средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе производства, транспортировки, распределения материальных благ. Субъект управления воздействует на общественные отношения, на вещи через волю и сознание людей. Организация всегда состоит в упорядочении какой-либо деятельности.

2) Действия человека носят сознательный, целесообразный, волевой характер. Воля - регулирующая сторона сознания, направляющая деятельность человека на выполнение поставленной цели. Совместное бытие предполагает единство, упорядоченность действий, для чего необходимо согласование воли разных людей. Не может быть единства действий там, где нет единства целей, волевых усилий. Единство воли - необходимое условие согласованности действий людей. И вторым существенным признаком социального управления является то, что оно осуществляется путем воздействия на волю людей.

Способность обеспечить преобладание, доминирование воли одних над волей других, способность подчинять чужую волю называют властью. Власть - это вертикальная, иерархическая координация действий, важнейшее, необходимейшее средство управления, обеспечивающее согласование воль, а значит, и действий разных людей.

3) Третья особенность социального управления - высокая степень автономии, самостоятельности, свободы воли управляемых, которые способны к самоорганизации. Объекты социального управления - люди, коллективы, народы обладают волей и сознанием, способностью анализировать окружающую обстановку, выбирать определенные варианты поведения. Разнообразие человеческих потребностей, интересов, вкусов, склонностей бесконечно, у каждого человека свой склад ума, жизненный опыт, свои особенности мышления, переживания. Поведение человека, как правило, не может быть жестко детерминировано, оно носит вероятностный характер.

Наряду с управлением в обществе действуют и такие регуляторы, как договор, наука, искусство, стихийные процессы (миграция, преступность и т. д.).

4) Четвертая особенность состоит в том, что управление людьми осуществляется сознательно. В этом процессе вырабатываются рациональные цели и программы их осуществления, сознательно создаются средства выполнения программ (органы, системы связи и т. д.).

5) Очень важно и то, что человечество научилось накапливать и хранить информацию вне индивида, передавать ее путем социального воспитания. Люди создали специальные средства, с помощью которых они закрепляют, сохраняют и передают опыт поколений, превращают индивидуальный опыт в коллективный, ими используются технические устройства для быстрой передачи информации на большие расстояния, для ее обработки и т. д.

2 . ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1 Функции и значение

Функция социального управления - это разнообразные виды управленческих работ, которые необходимо выполнять в процессе управления каким-либо объектом.

Выполнение функций социального управления может рассматриваться применительно к конкретной должности (функции работника, должностного лица), структурному подразделению (функции отдела, отделения, службы, т.д.), органу управления (функции министерства, ведомства, комитета, агентства и др.). Функции социального управления отражают централизацию, разделение, специализацию, кооперацию управленческого труда как по горизонтали, так и по вертикали организации.

Социальная работа является мощным социальным средством, инструментом, сдерживающим развитие социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство на эти цели. В связи с этим возрастает значение профессионального управления социальной работой, имеющего несколько значений.

1) Организационно-структурное значение управления социальной работой - определение основных субъектов (органов управления) и объектов управленческого воздействия и анализ его результатов. Предполагает организацию управления на различных уровнях - федеральном (институциональном), региональном, муниципальном (территориальном), локальном, - и создание соответствующих организационных структур (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, федеральные агентства и службы, региональные департаменты, комитеты, управления и отделы социальной защиты населения, территориальные службы и центры).

2) Функциональное значение управления социальной работой - выполнение как общих (независимых от уровня субъекта, его компетенции и т.д. - прогнозирование, планирование, целеполагание, организация, координация, стимулировании, мотивация, маркетинг, учет и контроль), так и конкретных (виды работ применительно к должности, структурному подразделению, предприятию, организации, учреждению - права, обязанности, функции, направления деятельности и т.п.) функций.

3) Деятельностное значение управления социальной работой - деятельность руководителей разных уровней в системе органов социальной защиты. От профессионализма руководителей во многом зависит качество организации управления, его результативность.

4) Процессуальное значение - процесс, включающий такие элементы как целевая ориентация, распределение функций и формирование организационных структур, подбор и расстановка кадров, ресурсное обеспечение, использование разнообразных форм и методов управления или средств, которые обеспечивают достижение тех или иных результатов и т.п.

5) Организационное значение - это вид профессиональной деятельности, управленческий труд, включающий предмет труда (информацию), средства труда (организационные и технические) и человека, обладающего определенными знаниями, навыками и умениями. Соединение этих составляющих называется организацией труда в системе социального управления, которое подразумевает решение таких проблем, как подготовка и подбор кадров, повышение их квалификации, составление квалификационных характеристик, организация труда руководителей, формирование информационных систем, мотивация, оплата труда и т.д.

6) Учебно-дисциплинарное значение - это наука и учебная дисциплина, основу которой составляет методология, т.е. система методов, используемых в научных исследованиях, методики решения проблем и система теоретических знаний.

2.2 Цели, функции, результат в социальном управлении

Начальным этапом управленческой деятельности является целеполагание Цели управления социальной работой формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Процесс управления социальной работой представлен во взаимодействии ближайших (тактических) и долгосрочных (стратегических) целей.

В качестве стратегической цели может выступать наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной защите. Тактической целью на данном этапе развития общества является создание условий для удовлетворения потребностей наиболее нуждающихся в социальной защите слоев населения с учетом существующих экономических возможностей органов государственной власти местного самоуправления.

В зависимости от поставленных целей, определяются функции управления Функции управления социальной работой подразделяются на общие (основные) и конкретные (специализированные).

Общими функциями являются прогнозирование (научно-техническое и социально-экономическое), планирование (научно-техническое, социально-экономическое и организационное) организация (имеет несколько смысловых значений, рассмотренных выше), активизация (стимулирование, мотивация), координация, учет и контроль.

Специальные, конкретные функции с разной степенью подробности отражают текущие и перспективные потребности процесса управления данным объектом, его частью или элементом.

Система управления социальной работой также характеризует различные субъекты и объекты социального взаимодействия и с точки зрения их места в общей управленческой иерархии системы социальной защиты населения (Приложение Б) и уровня подчинения в социальной организации (Приложение В). В приложении Б показаны основные элементы иерархической системы управления социальной работой в РФ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В приложении В показаны прямые и обратные связи руководящего персонала, работников и сотрудников социальной организации друг с другом и с клиентами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важным средством управления человеком служит слово, которое представляет собой непосредственную действительность мысли, ее материальную форму. А для принуждения используются самые разнообразные средства: кнут и дубина, огнестрельное оружие и водометы, карцеры и медицинские вытрезвители, тюрьмы и лагеря.

Результат управления социальной работой состоит в реализации социальных программ, проектов, планов, выполнении управленческих решений, приказов, указаний, подведении итогов, формулировке рекомендаций по дальнейшему взаимодействию. Объект управления докладывает субъекту о полученных результатах, консультируется о перспективах управленческой деятельности, получает новые инструкции и т.д.

Таким образом, в социальной работе осуществляется особый вид управленческой деятельности - социальное управление. Система управления социальной работой состоит минимум из 6 элементов, которые связаны между собой и включают субъекта, объекта, цели, задачи, функции, содержание и результат управленческого воздействия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Козлов А.А., Иванова Т.П. Практикум социального работника Ростовн/Д.: Феникс, 2001. - 320 с.

2 Литвак Б.П. Великие управленцы: мастер-класс. М.: Экономика, 2003. - 528 с.

3 Румянцевой З.П. Менеджмент организации / Под ред. Румянцевой З.П. и Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 1995. - 254 с.

4 Слепенков И.М. Основы теории социального управления. М.: Высшая школа, 1990. - 304 с.

5 Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты. М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. - 192 с.



Документы