Структура управления безопасностью. Государственное управление безопасностью: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Административному праву

  • 8. Роль науки административного права в совершенствование государственного управления.
  • 10. Административно-правовой статус гражданина рф.
  • 11. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.
  • 12. Гарантии прав граждан в государственном управлении, их виды.
  • 13. Понятие и основные признаки органа исполнительной власти.
  • 14. Классификация органов исполнительной власти.
  • 15. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.
  • 16. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.
  • 17. Понятие государственной службы и ее принципы.
  • 18. Порядок прохождения государственной службы, виды государственных служащих
  • 19. Административно-правовой статус общественных объединений, их виды.
  • 20.Понятие и классификация форм государственного управления.
  • 21. Основные черты актов государственного управления.
  • 22. Классификация правовых актов управления.
  • 23. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления.
  • 24. Порядок принятия правовых актов государственного управления.
  • 25. Убеждение как метод государственного управления.
  • 26. Понятие методов государственного управления, их классификация.
  • 27. Цели и основания применения мер административного принуждения, их виды.
  • 28. Понятие и основные принципы административного процесса.
  • 29. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан.
  • 30. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
  • 31. Административный надзор и его виды.
  • 32. Понятие административного правонарушения и его признаки.
  • 33. Понятие состава административного правонарушения и его элементы.
  • 34. Принципы административной ответственности.
  • 35. Цели административного взыскания и их виды.
  • 36. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение.
  • 37. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение.
  • 39. Задачи производства по делам об административных правонарушениях.
  • 40 .Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
  • 41.Принципы производства по делам об административных правонарушениях.
  • 42. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
  • 43. Содержание протокола об административном правонарушении.
  • 44. Виды доказательств по делу об административном правонарушении.
  • 45. Виды мер административно-процессуального обеспечения, их характеристика.
  • 46. Права лица, привлекаемого к административной ответственности.
  • 47. Общие правила назначения наказания за совершение административного правонарушения.
  • 48. Сроки назначения административного наказания и порядок назначения наказания при совершении нескольких проступков.
  • 49. Понятие и сроки административного задержания.
  • 50. Органы и должностные лица, правомочные осуществлять административно задержание.
  • 51. Место и сроки рассмотрения дел об административном правонарушении.
  • 52. Порядок и сроки обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
  • 53. Сроки и порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа.
  • 54. Порядок исполнения постановления о лишении права управления транспортными средствами.
  • 55. Административный штраф как вид административного наказания.
  • 56. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, как вид административного наказания.
  • 57. Административный арест как вид административного наказания.
  • 58. Управление внутренними делами.
  • 59. Управление государственной безопасностью.
  • 60. Управление юстицией.
  • 61. Управление в сфере контроля и надзора за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
  • 62. Управление обороной.
  • 63. Управление иностранными делами.
  • 64. Управление культурой.
  • 65. Управление образованием.
  • 66. Управление финансами и кредитом.
  • 67. Управление в сфере предпринимательской деятельности.
  • 68. Управление транспортным комплексом.
  • 69. Управление агропромышленным комплексом.
  • 70. Управление жилищно-коммунальным хозяйством.
  • 59. Управление государственной безопасностью.

    Под государственной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности - ее прав и свобод, общества - его материальных и духовных ценностей и государства - его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

    Управление государственной безопасностью в Российской Федерации имеет своей целью обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера.

    Основными направлениями деятельности государства и общества в этой сфере являются:

    Объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах их направления;

    Определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, общественной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной и духовной сферах и т.д.;

    Организация работы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;

    Поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства.

    Государственное управление в области безопасности осуществляется Российской Федерацией в лице ее высших органов государственной власти непосредственно и через создаваемые ими федеральные органы исполнительной власти.

    Президент Российской Федерации руководит в пределах своих полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности; санкционирует действия по обеспечению безопасности в различных сферах; формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения безопасности.

    Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности, основными задачами которого является:

    Определение жизненно важных интересов общества, государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

    Разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности государства и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

    Подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций.

    Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию Концепции национальной безопасности, выполнение целевых федеральных программ в этой области; осуществляет меры по обеспечению финансовыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности.

    Также, существуют специальные службы обеспечения безопасности.

    1. Федеральная служба безопасности (ФСБ России) возглавляет центральную систему специальных органов, призванных осуществлять контрразведывательную деятельность, борьбу с преступностью и разведывательную деятельность. ФСБ России проводит оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической и диверсионной деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены к их ведению. В задачи органов ФСБ также входит выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ, групп и отдельных лиц, ставящих своей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти.

    Руководство деятельностью ФСБ осуществляет Президент и Правительство России. Непосредственно ФСБ управляет Директор ФСБ России с органами государственной власти Российской Федерации.

    Структура центрального аппарата ФСБ состоит из департаментов: контрразведки; по борьбе с терроризмом; экономической безопасности; анализа, прогноза и стратегического планирования; управлений: военной контрразведки; конституционной безопасности; следственное управление; собственной безопасности; коллегии ФСБ; территориальных органов безопасности: управлений (отделов) по регионам и субъектам; органов безопасности в войсках.

    2. Служба внешней разведки (СВР России) осуществляет специальный вид деятельности, направленный на добывание и обработку информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц.

    Руководство органами внешней разведки осуществляет Президент России. В систему этих органов входят органы внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте России, Федеральной пограничной службы (ФПС России). Во взаимодействии с органами внешней разведки осуществляется разведывательная деятельность и органами Федеральной службы безопасности. Каждый из указанных органов внешний разведки имеет свою сферу деятельности.

    3. Федеральная служба охраны (ФСО России) обеспечивает безопасность Президента Российской Федерации и предоставляет государственную охрану лицам, занимающим государственные должности в течение срока их полномочий: Председателю Правительства, Председателю Совета Федерации, Председателю государственной Думы и др. ФСО России обеспечивает также безопасность глав иностранных государств, правительств и иных лиц иностранных государств во время пребывания их на территории Российской Федерации. ФСО в пределах своих полномочий обеспечивает организацию и функционирование президентской связи, участвует в борьбе с терроризмом, выявляет, предупреждает и пресекает преступления и иные правонарушения на охраняемых объектах.

    Руководство ФСО России осуществляет Президент и Правительство Российской Федерации. Непосредственное управление ФСО возглавляет руководитель ФСО России, в состав ФСО входят Служба безопасности Президента Российской Федерации и Президентский полк.

    4. Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ России) обеспечивает специальными видами связи и информации Президента России и другие высшие органы государственной власти.

    ФАПСИ находится в непосредственном ведении Президента России. Возглавляет ФАПСИ и руководит ее деятельностью Генеральный директор. ФАПСИ представляет собой централизованную систему федеральных органов правительственной связи и информации, в которую также входят органы правительственной связи и информации (центры правительственной связи, информационно-аналитические органы) в субъектах Российской Федерации, войска.

    5. Федеральная пограничная служба (ФПС России) обеспечивает национальные интересы и безопасность Российской Федерации на ее Государственной границе и в пограничном пространстве, а также решает задачи по охране морских биологических ресурсов территориального моря, континентального шлейфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, организует защиту государственных границ государств - участников СНГ на основе двусторонних договоров (соглашений), организует пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации и т.д.

    ФПС России подведомственна Президенту и подчиняется Правительству России. ФПС непосредственно возглавляет директор, который по должности является Главнокомандующим Пограничными войсками ФПС. Система органов и войск ФПС состоит из: 1. органов пограничной службы: пограничного контроля; внешней разведки; оперативных органов, осуществляющих разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность и деятельность по обеспечению собственной безопасности; пограничной стражи; морской охраны; 2. Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации; 3. Пограничные округа, пограничные группы и региональное управление ФПС России.

    Деятельность всех органов, обеспечивающих государственную безопасность страны, регламентируется «Концепцией национальной безопасности Российской Федерации», Законом «О безопасности» и другими Федеральными законами Российской Федерации.

    Государственное управление в области безопасности является одним из приоритетных направлений деятельности государства, осуществляется по средствам системы высших органов государственной власти и служит для обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства.

    Управление безопасностью осуществляется на мировом уровне, на уровне страны, региона, отрасли, отдельных членов общества.

    На мировом уровне.

    Рост народонаселения, интенсивное развитие промышленности, энергетики, транспорта, а также увеличение числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения в условиях мирного или военного времени, глобальные экологические проблемы вызывают озабоченность и усиление внимания правительств, а также мировой общественности к проблемам безопасности населения.

    Для обеспечения безопасности человечества ООН выдвинут концепции глобального развития:

    · концепция устойчивого развития. Принята в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Определяет необходимость глобального партнерства государств для осуществления стабильного социального, экономического и экологического развития общества. Предусматривает государственное решение проблем безопасности жизнедеятельности людей и создание Мировой стратегии охраны окружающей среды, а также национальных моделей устойчивого развития.

    · концепция приемлемого риска. Ее суть состоит в том, что каждое государство законодательно устанавливает приемлемые уровни риска на основании представлений общества о соотношении качества жизни и безопасности. Указанная система взглядов обеспечивается органами государственной власти и управления всех уровней;

    · концепция оправданного риска. Она складывается в каждой социально-экономической системе стихийно, а реализуется каждым отдельным человеком в соответствии с его субъективными представлениями о безопасности и личными обстоятельствами. В соответствии с этой концепцией приемлем тот риск, который общественно оправдан. При этом непосредственно рискующие члены общества, безопасность которых на данном этапе развития науки и техники не может быть обеспечена на приемлемом уровне, получают социально-экономические компенсации от общества (чернобыльцы, участники войны).

    Основой безопасности является устойчивость развития и функционирования, которая представляет собой способность среды обитания сохранять и обеспечивать свойства, способствующие процессам жизнедеятельности (жизненной активности) населения.

    На уровне страны.

    В РФ разработана концепция перехода на устойчивое развитие в долгосрочной перспективе. Конечная цель данной концепции состоит в решении задач социально-экономического развития и сохранении окружающей среды и природных ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений.

    Безопасность жизнедеятельности – это состояние, при котором жизнедеятельности человека не угрожает опасность или имеется защита от опасности. При этом обеспечивается защищенность жизненно важных процессов не только отдельного человека, но и всего общества от угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду.

    Управление безопасностью происходит в процессе деятельности, которая позволяет предотвратить, локализовать или ликвидировать как имеющиеся, так и потенциальные источники опасности. Для управления безопасностью строятся системы безопасности. Эти системы создаются в зависимости от объектов защиты и совокупности опасностей. Все системы безопасности взаимосвязаны. Приоритетными являются системы обеспечения безопасности человека: от природных стихийных воздействий, воздействий техносферы и социальных воздействий.

    В Российской Федерации комплексная система управления безопасностью жизнедеятельности отсутствует. Однако имеются структуры, осуществляющие управление экологической безопасностью, производственной безопасностью и охраной труда, а также безопасностью в чрезвычайных ситуациях. Управленческие структуры по указанным трем направлениям функционируют автономно и имеют высшую подчиненность Президенту РФ.

    Законодательная власть в лице Государственной Думы осуществляет разработку законов и подзаконных актов, в том числе по безопасности жизнедеятельности, действующих на территории всей страны. Она утверждает федеральные целевые программы, в т. ч. связанные со снижением рисков.

    Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, а также правительства субъектов Федерации. Они обеспечивают реализацию государственной политики и государственных программ. Правительству РФ подотчетна деятельность министерств и ведомств, в т. ч. и нацеленных на управление безопасностью жизнедеятельности. К ним относятся: Министерство природных ресурсов и экологии; МЧС России; Министерство здравоохранения и социального развития РФ (осуществляет разработку норм, правил и требований безопасного труда), а также Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Министерство обороны и Государственная таможенная служба РФ.

    Судебная ветвь власти обеспечивает безопасность жизнедеятельности через прокурорский надзор. Прокуратура РФ контролирует исполнение законов органами исполнительной власти, управления и контроля, местными представительными органами, политическими и общественными объединениями, юридическими и должностными лицами.

    На уровне отраслей.

    Соответствующие подразделения, отвечающие за безопасность и охрану труда и окружающей среды, имеются в Министерстве сельского хозяйства, Министерстве транспорта, Министерстве промышленности и торговли, Министерстве энергетики, Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ. Эти подразделения контролируют состояние техники безопасности, охраны труда и окружающей среды на предприятиях своей отрасли и ведут работу по обучению и аттестации специалистов, оформлению и регистрации несчастных случаев, разрабатывают мероприятия по их предотвращению.

    Особое место в структуре управления безопасностью жизнедеятельности занимают специально уполномоченные на то органы государственного надзора. Они не подчиняются руководству федеральных органов управления и проводят независимые экспертизы оборудования, технологических процессов, внедряемых проектов на подконтрольных предприятиях.

    Органы Государственного надзора, имеющие право применять административные санкции к руководству организаций и в необходимых случаях передавать рассмотрение дел в прокуратуру, функционируют в основных отраслях экономики.

    Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору России (Ростехнадзор) собирает информацию об авариях, связанных с разработкой полезных ископаемых, проводит проверки надежности оборудования и безопасного ведения работ, ведет учет всех радиологических объектов, имеющих ядерные реакторы, контролирует соблюдение норм и правил радиационной безопасности. Служба осуществляет надзор за готовностью поднадзорных организаций, горно-спасательных, газоспасательных и противофонтанных служб и формирований к локализации и ликвидации возможных аварий на опасных производственных объектах, согласовывает нормативы создания, показатели готовности, а также табель оснащения горно-спасательных служб. Она также следит за проектированием, строительством, ремонтом и реконструкцией атомных электростанций, других радиологических объектов, включая суда, имеющие ядерные реакторы, информирует органы государственной власти и население об аварийно-опасных ситуациях на радиологических объектах и о неблагополучных изменениях радиационного фона.

    Федеральная противопожарная служба МЧС России осуществляет надзор за соблюдением правил противопожарной безопасности хозяйствующими субъектами и гражданами и разрабатывает нормативы пожарной безопасности, занимается ликвидацией возникающих пожаров и проведением связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.

    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития РФ осуществляет санитарную охрану территории страны для предупреждения проникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний. На основании ее решения в пунктах пропуска через Государственную границу вводится санитарно-карантинный контроль. Служба следит за соблюдением санитарного законодательства организациями, должностными лицами и гражданами, за санитарным состоянием мест обезвреживания и захоронения хозяйственно-бытовых и производственных отходов, ведет расследование и учет случаев профзаболеваний (отравлений) и т. д

    Федеральная служба по труду и занятости Минздравсоцразвития России ведет надзор за соблюдением трудового законодательства РФ. На нее возложены функции: вести надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде. Она может налагать на виновных руководителей и должностных лиц штрафы и другие санкции, давать предписания об устранении нарушений законодательства и правовых актов о труде работодателям и прочим должностным лицам и т. п.

    Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии осуществляет контроль в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; государственный пожарный надзор в лесах; следит за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, водных объектов, морской среды; за безопасностью гидротехнических сооружений и др.

    Транспортная отрасль – одна из критичных отраслей экономики, и это предъявляет особые требования к обеспечению безопасности на транспорте.

    В Министерстве транспорта РФ действует Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Она осуществляет функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции по техническому надзору за спортивными судами.

    В составе Службы функционирует Управление транспортной безопасности, которое осуществляет следующие полномочия:

    1) контролирует соблюдение законодательства РФ, в том числе международных договоров, в части транспортной и авиационной безопасности, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения транспортного комплекса;

    2) участвует в лицензировании в области транспортной безопасности;

    3) проводит сертификацию юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности;

    4) ведет учет происшествий и инцидентов на транспорте, связанных с транспортной безопасностью, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением транспортного комплекса;

    5) контролирует готовность дежурных подразделений к проведению поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ, к действиям при авиационных происшествиях;

    6) ведет сбор, анализ и обобщение международной информации о новых методах борьбы с терроризмом на транспорте и вырабатывает предложения по предупреждению террористических акций;

    7) участвует в разработке и совершенствовании нормативно-правовой базы, форм и методов государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности транспортного комплекса и др.

    Управление безопасностью в транспортной отрасли ведется по ряду направлений:

    1. разработка нормативно-правовой базы безопасности (вопросы транспортной безопасности отражены в Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном кодексе, Кодексе внутреннего водного транспорта, Воздушном кодексе, законе «О безопасности дорожного движения» и др.;

    2. планирование мероприятий по повышению экологической, производственной и социальной безопасности;

    3. организация неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

    4. надзор и контроль за исполнением законодательства по безопасности жизнедеятельности.

    В последнее время, наряду с традиционными аспектами управления безопасностью появились и новые. Так, заместитель начальника департамента безопасности ОАО "РЖД" считает, что борьба за информационную безопасность стала одним из важнейших направлений деятельности как государственных учреждений, так и коммерческих организаций различного уровня. Атаки на телекоммуникационные сети и информационные системы являются причиной нарушения работоспособности или, в наиболее тяжелых случаях, вызывают нарушения функционирования критически важных производственных и технологических процессов. Появилось огромное количество разрушающих программных средств, средств несанкционированного доступа, а также уязвимости операционных систем и специального программного обеспечения.

    Современная Концепция национальной безопасности требует перенесения акцента на превентивные мероприятия, т. е. на мероприятия по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций. По расчетам зарубежных экспертов, деятельность по прогнозированию и обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям требует примерно в 15 раз меньше средств, чем это необходимо для ликвидации последствий природных и техногенных аварий и катастроф.

    Добиться полного обеспечения безопасности невозможно. Поэтому современные концепции безопасности исходят из приемлемого риска, т. е. такого, с которым приходиться мириться, учитывая технико-экономические и социальные возможности общества на данном этапе его развития.

    В соответствии с Законом РФ "О безопасности" безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности и системой мер экономического, политического, организационного и иного характера.

    Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в дан-ной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

    Президент РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, возглавляет Совет Безопасности РФ, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.

    Правительство РФ в пределах своей компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации.

    Составными части системы сил и средств обеспечения безопасности РФ являются:

    Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России). ГФС России является одной из составных частей системы сил и средств обеспечения безопасности РФ. Руководство деятельностью ГФС России осуществляет Президент РФ.

    Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России). СВР России также является составной частью системы сил и средств обеспечения безопасности. Служба создана и действует в соответствии с Федеральным законом от 10 января 1996 г. "О внешней разведке" № 5-ФЗ.

    Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ Рос-сии). ФСБ России является составной частью системы сил и средств обеспечения безопасности Российской Федерации. Служба действует в соответствии с Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации". ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность РФ и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством РФ, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

    Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). ФСКН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, норматив-но-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области пр-тиводействия их незаконному обороту. Служба специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. Руководство деятельностью ФСКН России осуществляет Президент РФ. ФСКН России действующая на основании Положением о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков, утвержденным Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" .

    Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России). ФСО России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ и другим государственным органам. ФСО России входит в состав сил обеспечения безопасности. Руководство деятельностью ФСО России осуществляет Президент РФ. ФСО России в своей деятельности руководствуется Положением о Федеральной службе охраны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013 "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации".

    Главное управление специальных программ Президента РФ (ГУСП). ГУСП является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению исполнения Президентом Российской Федерации полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации. Руководство деятельностью главного управления осуществляет Президент РФ. ГУСП действует на основании Положения о Главном управлении специальных программ Президента РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 7 сентября 2004 г. № 1146 "Вопросы Главного управления специальных программ Президента РФ" (с изменениями от 30 сентября 2004 г.) .

    Помните, что "Государственное управление безопасностью" довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

    СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

    Управления безопасностью

    На производстве

    ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

    Управление безопасностью основано на всех тех же законах и закономерностях, которые свойственны управлению в организационно-технических системах и которые определены в теории управления.

    Естественно, особенности управления безопасностью должны быть учтены, если необходимо достичь цели управления. Если исходить из цели управления безопасностью, нет необходимости говорить о функциях маркетинга, прогнозирования, выбора направлений деятельности.

    Цель системы безопасности – не допустить снижения работоспособности, заболеваний, травм и гибели работающих. Тогда модель системы управления безопасностью будет иметь вид:

    где – «собственные» свойства управления,

    – состояние управления в зависимости от людей (персонала),

    – состояние управления в зависимости от оборудования,

    – состояние управления в зависимости от внешней среды,

    – состояние управления в зависимости от информации.

    «Собственные» свойства управления – это надежность управления Н и оперативность управления Т U ,функции и структура управления.

    Надежность управления Н отражает способность системы управления достичь сформулированных и поставленных целей.

    Надежность управления безопасностью на производстве Н б – это способность системы управления не допустить снижения достигнутого уровня безопасности

    Н б = Р (В В дост). (24.2)

    Достигнутый уровень безопасности отражает уровень техники и технологии, созданную систему защиты человека. Система управления должна поддерживать этот уровень безопасности, не допуская его снижения.

    Оперативность управления отражает способность системы управления принимать и реализовывать решения при отклонениях параметров от нормы за время, не больше допустимого для данного вида опасности

    , (24.3)

    где t U – время от момента отклонения параметра от нормы до реализации принятого решения,

    – допустимое время для устранения i -й опасности.

    Реализация «собственных» свойств управления осуществляется через функции и структуру управления. Состав функций управления при жестко сформулированной цели управления известен:

    Планирование мероприятий по обеспечению безопасности,

    Обеспечение мероприятий,

    Оперативное управление безопасностью,

    Учет и анализ (рис. 24.1).

    Рассмотрим содержание этих функций.

    Функция планирования мероприятий обеспечения безопасности реализуется в задании требований на безопасность оборудования, рабочего места, технологического процесса, в проверке выполнения этих требований при монтаже и наладке, в планировании мероприятий производственного контроля, в планировании профилактических работ по поддержанию надежности и безопасности оборудования, планово-предупредительных ремонтов, освидетельствований, испытаний и т.п. Научно обоснованные требования к безопасности оборудования, рабочих мест и технологических процессов позволяют изначально добиться высокого уровня безопасности. Научно обоснованная периодичность проведения всех мероприятий по обеспечению безопасности позволяет в значительной мере предупредить проявление опасных и вредных производственных факторов и их воздействие на человека.

    Функция обеспечения мероприятий плана включает целый ряд видов обеспечения. В первую очередь необходимо правовое обеспечение , т.е. юридические документы – от Конституции РФ до стандартов предприятия и инструкций по мерам безопасности на рабочем месте, которые позволяли бы проводить запланированные мероприятия в запланированные сроки в полном объеме. Кроме того, юридические документы должны определять ответственность должностных лиц за непроведение запланированных мероприятий или препятствие в их проведении, а также за ущерб, который возникнет вследствие непроведения указанных мероприятий.

    Финансовое обеспечение мероприятий по поддержанию безопасности предусматривает выделение денежных средств, которые бы позволяли выполнить все запланированные мероприятия. Это и денежные средства на обеспечение безопасности рабочего места G рм, технологического процесса G тп, на системы защиты G Z , на обучение работающих G об, на профилактические мероприятия и проверки G проф, на средства коллективной и индивидуальной защиты и т.п. Отсюда следует, что финансироваться должны: обеспечение безопасности при проектировании оборудования, при проектировании рабочего места, технологического процесса, при выборе или проектировании систем защиты и т.п.

    Информационное обеспечение мероприятий безопасности исключительно разнообразно. Оно включает информацию о параметрах безопасности на рабочих местах и в технологических процессах, их допустимых значениях, о сроках и результатах производственного контроля, о планах мероприятий обеспечения безопасности, о сроках и результатах аттестации рабочих мест, о результатах анализа травматизма и заболеваний и т.п.

    Техническое обеспечение мероприятий безопасности включает устройства, предназначенные для обеспечения безопасности, установленные на оборудовании рабочих мест и технологических процессов, контрольно-измерительную аппаратуру, средства коллективной и индивидуальной защиты, плакаты и знаки безопасности, а также все оборудование, предназначенное для проверки и испытаний средств защиты.

    Обеспечение мероприятий безопасности персоналом включает в себя подбор персонала на соответствующие рабочие места, обучение всего контингента работающих, инструктажи всех видов.

    Оперативное управление безопасностью как функция управления включает в себя регулирование уровня безопасности и предназначено для поддержания уровня безопасности, достигнутого за счет проведения всех мероприятий в соответствии с планами.

    Оперативное управление как функция достаточно сложна и содержит совокупность операций:

    Контроль параметров безопасности;

    Сравнение параметров безопасности с допустимыми значениями;

    Оценка возможностей изменения параметров до допустимых значений или изменение тенденций;

    Принятие решения на управление безопасностью и реализация решения на практике.

    Функция учета и анализа предусматривает накопление всех данных о состоянии безопасности, о результатах выполненных мероприятий, о несчастных случаях, о заболеваниях, о затраченных на обеспечение безопасности средствах. Исходя из накопленных данных периодически проводится количественный и качественный анализ состояния безопасности, результаты которого позволяют уточнить и при необходимости скорректировать план мероприятий по обеспечению безопасности.


    Рис. 24.1. Схема управления безопасностью


    СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

    Для реализации рассмотренных в предыдущем подразделе функций необходимы органы управления. Совокупность органов с наделенными функциями, а также взаимосвязями между органами представляет собой структуру управления (рис. 24.2).

    Органы управления безопасностью на нижних уровнях от участка, цеха, подразделения до крупной компании – являются функциональными элементами линейно-штабной управленческой структуры соответственно участка, цеха, подразделения, предприятия, компании. Органы управления безопасностью не имеют прав принятия решений, а могут только представлять предложения линейным руководителям. Соответственно, и ответственность за безопасность работающих несут линейные руководители – мастер, начальник участка, цеха, директор, технический директор (главный инженер) и др.

    Учитывая многообразие оборудования, имеющегося на предприятии, за каждым типом из них закрепляется лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию: за электрооборудование, за грузоподъемные машины, за сосуды, работающие под давлением, за газовое хозяйство и т.п. Кроме того, за неспецифическое стандартное оборудование, имеющееся на рабочем месте, ответственным за его безопасность назначается мастер участка или аналогичное по должности лицо. Это – нештатные обязанности функционального назначения, т.е. те элементы функциональной структуры, которые наиболее близки к непосредственным опасностям производства. Однако эти нештатные лица отвечают за узкие отдельные функции и не могут в полной мере решить задачи безопасности. В этой связи необходимы органы управления, которым линейные руководители делегировали бы функции управления безопасностью за исключением финансового обеспечения и принятия решения. Эти органы организуют проведение всех мероприятий по обеспечению безопасности от их планирования до учета и анализа. Это могут быть инженер по охране труда штатный или по совместительству, или по договору, или отдел охраны труда – в зависимости от количества рабочих мест. Границы введения той или иной структурной единицы, обеспечивающей безопасность, устанавливаются Трудовым кодексом РФ.

    Рис. 24.2. Структура управления безопасностью на предприятии.


    Учитывается, что отделов охраны труда (охраны труда и промышленной безопасности) много и их деятельность требует значительной координации, управления, требует принятия многочисленных решений. На предприятии, являющемся опасным производственным объектом, вводится отдел охраны труда и промышленной безопасности. На больших предприятиях, в крупных компаниях вводятся Управления или Департаменты охраны труда.

    Все перечисленные органы управления безопасностью подчинены работодателю и зависят от него в должностном и финансовом плане. В этой связи государством и профессиональными союзами созданы надзорные органы. Государственные надзорные органы профилированы по видам оборудования или деятельности (рис. 24.3):

    Роспотребнадзор – надзор за выполнением работодателем требований, предъявляемых к допустимым значениям вредных производственных факторов и требований к санитарно-гигиеническим условиям труда, полнотой и своевременностью проведения медицинского контроля за состоянием здоровья работающих.

    Ростехнадзор – надзор за выполнением работодателями требований к допустимым значениям опасных производственных факторов в экологической, технологической и атомной областях.

    Госпожнадзор – надзор за выполнением работодателями требований пожарной безопасности.

    Энергонадзор (входит в Ростехнадзор) – надзор за выполнением работодателями требований безопасности при эксплуатации энергетических установок.

    Государственная инспекция безопасности дорожного движения – надзор за выполнением требований правил дорожного движения.

    Существуют и другие надзорные органы в различных отраслях экономики.

    Государственные надзорные органы включают центральные и межрегиональные или региональные органы. Кроме надзорных органов, существуют региональные государственные инспекции по труду, в функции которых входит, в том числе, и участие в расследовании несчастных случаев на производстве со смертельным или инвалидным исходами. Профессиональные союзы, как общественные организации работающих, в региональных органах имеют технического инспектора охраны труда, а в первичных организациях на предприятиях, в учреждениях и организациях участвуют в трехсторонних комиссиях по охране труда, создаваемых на предприятиях, организациях и в учреждениях.

    Для определения необходимости и достаточности уровней иерархической структуры управления безопасностью существуют два подхода – экономический и информационный.

    Представим, что каждый работник – активный элемент АЭ i , . Для обеспечения безопасности центр управления безопасностью Ц j , , которому «принадлежат», т.е. находятся в сфере его ответственности, АЭ ij , выделяет средства G ij . Эти средства включают средства на создание системы защиты, на обучение, инструктажи и т.п. Если же на рабочем месте или в технологическом процессе произойдет несчастный случай, то это приводит к выплатам страховки, оплате больничных листов и т.п., равным V ij . Функция полезности Центра управления безопасности определяется следующим образом:

    . (24.4)

    Если f j > 0, то центр Ц j выполняет возложенные на него функции и его существование оправдано.

    Если же f j ≤ 0, то это означает, что центр Ц j выделил недостаточно средств для обеспечения безопасности активных элементов АЭ ij . Причинами недостатка средств могут быть либо непонимание важности выделения средств на обеспечение безопасности, либо недостаточность средств у Центра. В первом случае необходимо менять персонал центра, во втором – необходимо обращаться к центру более высокого уровня за дополнительным финансированием ΔG ij с целью снижения V ij .


    Рис. 24.3. Структура управления безопасностью федерального и регионального уровней.

    Согласно Федеральному закону «О безопасности» систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

    Основными функциями системы безопасности являются:

    · выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

    · создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

    · осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией.

    Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; принимает оперативные решения по обеспечению безопасности на основе и в соответствии с действующими законами.

    Правительство РФ в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности подведомственными ему по соответствующим вопросам федеральными органами исполнительной власти.

    Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти на основе действующего законодательства и в пределах своей компетенции обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности, на основе и в соответствии с законом разрабатывают внутриведомственные нормативные правовые акты по обеспечению безопасности.

    Конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности, является Совет безопасности РФ.

    Аппарат Совета безопасности во главе с Секретарем СБ является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ со статусом главного управления Президента РФ и осуществляет организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета безопасности по реализации его полномочий в области безопасности личности, общества и государства.

    Основными рабочими органами Совета безопасности являются его Межведомственные комиссии.

    По Федеральному закону «О безопасности» силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска и т.д.

    В общегосударственной организации системы охраны и защиты безопасности личности, общества и государства определяющая роль принадлежит общегосударственным организационно-правовым средствам обеспечения различных видов безопасности личности, общества и государства. К ним относятся: 1) особые правовые режимы жизнедеятельности населения территорий и объектов (режимы чрезвычайного положения, военного положения, режим закрытых административно-территориальных образований); 2) определенный государственный порядок и правила реализации некоторых особо значимых и потенциально небезопасных для общества и государства прав и свобод граждан (правила охраны государственной и служебной тайны, государственный порядок гражданского оборота оружия и боеприпасов к нему, государственное регулирование въезда в страну и выезда из страны граждан, паспортная система и регистрационный учет по месту пребывания и месту жительства граждан, установленный порядок организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, государственная регистрационная и лицензионная системы и т.д.); 3) специальные предметно-функциональные виды государственной и негосударственной деятельности (оперативно-розыскная деятельность, частная детективная и охранная деятельность).

    Все эти общегосударственные организационно-правовые средства обеспечения безопасности личности, общества и государства служат общему делу комплексного системного обеспечения охраны и защиты всех видов безопасности, учитываются и так или иначе используются всеми субъектами любых конкретных отраслей и сфер обеспечения безопасности личности, общества и государства.



    Бизнес идеи